Континентально муссонный климат. Основные климатические пояса россии
Страны можно оценивать на:
Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .
Смотреть что такое "Геополитическое положение" в других словарях:
Геополитическое положение - определяется совокупной мощью материальных и нематериальных ресурсов (военно политической, экономической, технологической и пассионарной) в многомерном коммуникационном пространстве Земли …
Геополитическое положение государства - отношение к основным коммуникационным направлениям цивилизационного развития, военно политическим блокам и зонам конфликтов … Геоэкономический словарь-справочник
Белоруссия - Геополитическое положение республики имеет исключительное значение для Восточной Европы. Белоруссия является воротами России в Западную Европу и ЕС и одновременно служит барьером для создания Балто Черноморского геополитического щита. В… … Геоэкономический словарь-справочник
Дальневосточный федеральный округ … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия
Политическая карта мира в романе «1984». Эта статья о вымышле … Википедия
Эту страницу предлагается объединить с Масис (мифология). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/16 июня 2012. Обсуждение длится одну неделю … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Великие Луки (значения). Город Великие Луки … Википедия
- (КОР) (другое название Калининградский особый район) оперативно тактическое соединение разных видов и родов войск (ВМФ, ВВС, ПВО и СВ), предназначенное для обороны Калининградского полуэксклава и защиты интересов России в южной Балтике.… … Википедия
Федерация Малайзия, гос во в Юго Вост. Азии. Федерация образована в 1963 г. Название Малайзия от этнонима малайцы (самоназвание мелаю) образовано по редкой словообразовательной модели (ср. в средневековой Европе Австразия, название части гос ва… … Географическая энциклопедия
Книги
- Геополитика в современном мире , И. И. Пирожник. Представлено системное изложение трех генетически взаимосвязанных географических дисциплин - политической географии, геополитики и геоконфликтологии. Раскрытыпредмет политической географии,…
- Геополитика. Выпуск № 10. Тема: Восточная Европа , Савин Л.В.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. СОДЕРЖАНИЕ Политико-географические образы Центральной и Восточной Европы и геополитическая…
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Факультет мировой экономики и международной торговли
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Политология»
на тему «Современное геополитическое положение России»
Выполнил студент 2 курса
заочного отделения
Введение………………………………………………………………………………… 3
1. Геополитическое положение в современной России………………. 4
2. Геополитические аспекты обеспечения безопасности
обороны России……………………………………………………………………….. 8
3. Методологические основы геополитической доктрины
России в ХХI столетии ……………………………………………………………….. 9
4. Глобализация и геополитические интересы России
в начале ХХI века……………………………………………………………………… 12
Заключение…………………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы………………………………………………. 17
Введение
В начале XX века громкую известность получила новая наука — геополитика. Само понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. В современной интерпретации геополитика — это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями — ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами — «география как судьба».
Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.
Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика. У нее есть свой предмет исследования — взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод — системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.
Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия — страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, то она просто не может остаться в стороне от международных отношений.
1. Геополитическое положение в современной России
Для России конца ХХ века примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы — характеризуется обилием проектов «обустройства России», зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили «западники» и «славянофилы», громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами.
Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.
Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы СССР — России.
Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах:
— военном (военностратегическом);
— геоэкономическом.
Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня.
НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море — турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.
Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия — 154 млн человек, Китай — 1,3 млрд.). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.
Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.
Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, — это, безусловно, давление на нее. Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России.
В последнее время США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.
Известно, что вплоть до середины XXв. одним из главных стремлений мировых держав было сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Это поддерживало существование колониальных империй. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации стратегия великих держав меняется. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния велась в основном с помощью геоэкономических стратегий. Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, переход на обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, со временем, даст ей рычаги влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная модель развития страны предполагает, что страна-экспортер ориентируется в экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот путь прошла Япония, и сегодня проходит Китай.
На Россию оказывается своего рода геоэкономическое «давление», т.к. она находится в окружении экономической Триады мира — на западе Европейский Союз, на востоке — Япония и тесно связанные с ней индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке — Китай. Такая расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXIв. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транс национализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.
Министерство науки и образования Российской Федерации
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
НАДЗОРНАЯ РАБОТА
дисциплина : геополитика
Тема: «Геополитическая ситуация в России.
В каком мире мы должны жить? «
Студент заключил:
2 курса 061000 «Страна и
муниципальное руководство », Мезенина О.В.
Научный руководитель:
Буртны К.П.
Москва 2006
1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………… …………………………… … .str. 3
2. Глава 1. Геополитическая ситуация в России на рубеже XX и XXI веков.
1.1. «Конфликт цивилизаций» или «принцип договора»? ………… .. …… .str. 5
Парадоксы вестернизации ………………………………………… ……. p. 8-е место
3. Глава 2. Альтернатива сегодняшней разрушительной политической поездке …………………………………. ………………………………….. … стр. 12-е место
4. Заключение ………………………………………… ……………………. …… стр. 14
4. Литература ………………………………………… ………………. p. 16
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня геополитические и политические приоритеты, идеологически сформированные в концепции перехода от тоталитаризма к демократии, в конечном итоге выдвинули более важные вопросы формирования условий для вступления наций в постиндустриальное будущее.
Эйфория освобождения от тоталитаризма препятствует пониманию таких важных вопросов, как общее снижение уровня жизни и катастрофическое ухудшение его качества в регионах, которые передаются победоносным силам холодной войны.
Формальная или политическая демократия восстала с социал-демократией. Началась быстрая археология социальных отношений в компаниях. Под предлогом борьбы с экономикой проводится демонтаж систем социальной защиты, и компании теряют характер социального института и становятся прибыльной машиной. Таким образом, на карту поставлены человеческие предпосылки для прорыва в постиндустриальном обществе.
Я выбрал эту тему, потому что считаю ее важной в наши трудные времена.
Время борьбы и время быстрого развития современного общества и государства в целом.
Глава 1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ В ИНОСТРАНЦЕ XX — XXI CENTURY
Особенности геополитической ситуации для России на рубеже XX и XXI веков связаны с тремя факторами:
Во время новой геополитической напряженности, вызванной «ограничениями роста», Россия стала крайне слабой и не всегда способна отстаивать свои законные интересы.
Показатели экономического и демографического развития на территории России довольно низки по сравнению с большинством стран. Меньше России доказывает, что она способна эффективно осваивать свое пространство, тем больше у ее соседей создается впечатление «пустого вакуума», который можно попытаться заполнить.
3. Судьба постиндустриального общества как глобального феномена сегодня во многом зависит от судьбы России.
Сильная, безопасная геополитическая Россия, так что нет никаких шансов, что любовники будут иметь новую геополитическую передислокацию, объективно ускорит переход от индустриального общества к рабочему месту и связанные с ним изменения в самой парадигме развития.
Напротив, слабая геополитически «хрупкая» Россия может служить в качестве помощи устаревшей модели промышленного развития, основанной на расточительном использовании природных ресурсов и территорий.
Вместе с этим глобальным значением России в историческом временном векторе должно быть реализовано его значение в пространственном геополитическом векторе.
Вопрос в том, можно ли обеспечить стабильность в евразийском пространстве и на глобальном уровне без участия России как полноценного субъекта мировой политики?
В наше время геополитическая безопасность государства связана не только с ее собственной защитой, но и с оценкой ее значимости и ценности для других влиятельных субъектов глобальной геополитики.
Подсчитано, что баланс оценок относительно действительной роли России до сих пор не сформирован в мире. Влиятельные участники глобальной геополитики не решили, что для них существует опасность: возможное возрождение России как региональной (и даже еще большей в мире) сверхдержавы и окончательного обесценения уже не может служить России как геополитический противовес между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Эта неопределенность еще более затрудняет оценку будущей геополитической позиции России от противоречивого характера ее собственного поведения на мировой арене.
Для геополитического прогнозирования важно найти соотношение трех уровней контроля:
— уровень долгосрочных геополитических потребностей, связанных со спецификой российского пространства (географического, исторического, социокультурного);
— уровень внутренней геополитической динамики, что связано с неравномерным экономическим и демографическим развитием регионов, созданием новых стран, новыми формами самосознания людей;
— уровень глобальной (глобальной) динамики, связанный с одной рукой с миром неравного развития, с другой — с глобальными проблемами, которые диктуют весь планетарный сдвиг парадигмы.
«КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» ИЛИ «ПРИНЦИПЫ КОНТРАКТА»?
Основные принципы геополитики менее различные факторы, которые изменяют ход, так как некоторые «инварианты», касающихся статус географического аспекта. Независимость коллективных образований (наций и государств) от географического пространства может возрасти в долгосрочной перспективе, но она никогда не становится полной: география — это тип наследования, который может быть благородным, но не может полностью изменить его.
Время геополитического развития пространства представляет собой значительно иной вид, например, время его экономического, технологического и информационного развития.
Время геополитики является интерактивным. Не случайно аналитики учитывают крайнюю преемственность геополитических устремлений дореволюционной России и Советского Союза, несмотря на удивительную разницу в других параметрах — политической, экономической, культурной.
С. Джонс предложил следующую классификацию политико-государственных границ: естественную, этническую, договорную, геометрическую и сильную.
Говоря о естественных границах, российские историки неоднократно подчеркивали точный характер российского пространства. Размер евразийского самолета во многом определял размер российского государства и известное единство управленческих и управленческих решений.
В евразийском пространстве он не может быть скрытым и изолированным; он устанавливает население, которое решает его перед дилеммой: либо близкий союз, либо общая судьба истории или бесконечная враждебность. Это в значительной степени является следствием условности этнических границ.
Стабильность, основанная на модели этнического сепаратизма в нашем пространстве, маловероятна.
Поэтому со времен первых московских королей (XV-XVI вв.) Он разработал модель жизненной структуры, основанной на сверхсушливых университетах. И реальная стабилизация российской цивилизации была достигнута, когда были найдены modus vivendi для православных и мусульман. Языческих людей чаще всего просто принимали Православие и ассимилировали. Здесь принцип монологов и социокультурное господство россиян был более эффективным, чем диалог и партнерство, хотя монолог почти никогда не приобретал характер строгой субординации и колониальной эксплуатации.
С язычниками русские достигли соглашения на полностью внутреннем уровне, совместного контроля над грубыми пространствами и обмена экономическим опытом.
Реальным испытанием объединяющего потенциала российской цивилизации стала конфронтация с мусульманским миром.
Фактически, в российской попытке это имело историческое значение: это относится к возможности устойчивого синтеза наций, принадлежащих к различным цивилизационным традициям, но приговоренная история и география живут вместе. Этот круглый год прошел успешно, что гарантировало цивилизацию и геополитическую стабильность в масштабе шестого класса.
Сегодня в мире есть активные силы, которые готовы передать этот опыт и принять теорию «конфликта цивилизаций».
Безопасно сказать, что стратегия дестабилизации России, которая реализуется в виде новой оппозиции православной славянской и турецко-мусульманского начала, на первый взгляд, кажется, нацелена на Россию. На самом деле, речь идет о судьбе принципов глобального значения. Если на постсоветском пространстве само пространство Российской Федерации окончательно сломается под предлогом этнической и религиозной несовместимости между мусульманами и немусульманами, это станет стратегическим поражением для нашей цивилизации в целом.
Мы не можем строить российскую геополитику на основе принципа этнофессиональной демаркации и оппозиции: в нашем евразийском пространстве нет «чистых» этнических групп и конфессиональных «чистых» районов.
Специфика российского цивилизационного пространства в том, что отличить социальное поведение, связанные не только с этническими и религиозными различиями как чисто социальный конфликт: Центр — провинция промышленных районах — сельское хозяйство, элита — массовые. Политическая история России была важным парадокс: соглашение между принципом цивилизации между этническими группами и религиями сформировалось раньше, чем на Западе, тогда как в действительности между социальными группами (классами) архаичные принципы властной политики сохранялись слишком долго.
2) расширение НАТО;
В настоящее время территорией доминирующего политического влияния России является территория СНГ.
Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новой экономической ситуации. Геополитическое положение страны влияет на экономическое и географическое положение.
Экономическая и географическая ситуация постоянно меняется. Анализ экономической и географической ситуации соответствует следующим компонентам:
— положение на рынке;
— демографический статус;
Учитывая его экономическое и географическое положение, Россия занимает центральное место.
Особенно благоприятным и уникальным является расположение крупных городов — на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.
Особенность территориально-государственного строя России заключается в том, что девять автономных районов включены в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и автономными регионами и регионами они являются теми же темами федерации.
1) 21 республика;
2) 6 ребер;
3) 49 сайтов;
6) 10 автономных округов;
7) районы 1867 года;
8) 1091 место;
9) 329 городских районов;
10) 1922 городских поселений;
в России сформировано семь федеральных округов. Руководителем каждого из них является уполномоченный представитель Президента Российской Федерации. Эти районы не влияют на административно-территориальное деление государства, но служат укреплению государственной власти. Центрами федеральных округов являются общепризнанный региональный капитал:
5) Уральский регион — Екатеринбург;
6) Сибирский округ — Новосибирск;
7) Дальний Восток — Хабаровский край.
Причины социально-экономического кризиса девяностых годов.
XX век. В России высокие затраты на поддержание военных и полувоенных формирований, большие внутренние и внешние долги, войну в Чечне, ошибки в осуществлении экономических реформ и отток капитала во весь остальной мир.
В результате ВВП страны сократился вдвое, объем промышленного производства увеличился в 2,5 раза, уровень производительности на треть и объем сельскохозяйственного производства в 1,3 раза.
Уровень жизни в стране снизился, и стратификация населения увеличилась.
Самые старые отрасли в европейской части России были в наибольшей степени затронуты экономическим кризисом, причем наибольшая доля обрабатывающей промышленности.
Позитивные элементы экономической реформы включают:
— появление новых форм собственности;
— внедрение рыночных отношений;
— закрытие некоммерческих отраслей;
— сокращение производства военно-промышленного комплекса;
— сократив количество вооруженных сил.
Социально-экономический кризис повлиял на уровень социально-экономического развития России.
Для оценки уровня социально-экономического развития используются многие показатели. Они включают:
1) стоимость ВВП;
2) уровень производительности труда;
3) уровень потребления на душу населения;
4) отраслевая структура экономики;
5) удельный расход топлива, энергии, сырья и материалов в экономику.
6) уровень образования населения;
7) средняя продолжительность жизни в регионе.
Внешняя политика России в конце XX в. Century. стали более конкретными, ориентированными на будущее и учитывали геополитические факторы.
Но есть серьезные проблемы, связанные с возможностями его реализации. Они вызваны такими обстоятельствами, как: несоответствие между идеями в нашей стране и за рубежом о будущем России, в том числе. об их положениях в мировом порядке; риск новой изоляции в стране; появление альтернативных геополитических моделей, которые игнорируют или нарушают интересы нашей страны.
Для реалистической оценки потенциала российских геополитических проектов, установленных во внешней политике страны во второй половине 1990-х годов, необходимо пересмотреть характеристики текущей ситуации.
Геополитическое положение государства определяется не только физической географией, но и изменением глобального геополитического порядка, геоэкономическими процессами.
После распада СССР геополитическая ситуация в России снизилась. На постсоветском пространстве, без исключения части территории Российской Федерации, стали подтверждаться внешние силовые центры. Процесс дезинтеграции поставил под вопрос геополитическую тему России.
Нынешнее политическое и географическое положение нашей страны в мире можно увидеть с двух точек зрения.
В первом случае Россия рассматривается как географический центр глобальной системы (Heartland) и интеграционное ядро Евразии. Идея России как вид "мост" между Европой и Азией (это имеет философское обоснование: отечественные мыслители, в частности Н. Бердяев, говорили о России как о "посредник" между западом и востоком).
Современная Россия сохраняет свой геополитический потенциал Центра для евразийцев, но с ограниченным использованием возможностей, которые приводят к ее превращению в региональную силу с тенденцией к дальнейшему сокращению — геополитическую ситуацию.
Экономическая слабость (по данным ИМЭМО за 1998 год, наша страна производит только 1,7% мирового ВВП), отсутствие общественной воли и общественного консенсуса относительно того, как развиваться, не позволяют нам реализовать модель сердца в новой интерпретации: Россия как основа интеграции в Евразии.
Геополитическая структура постсоветского пространства качественно меняется, что теряет свое первоначальное "Rossocentrism", СНГ, включающее все бывшие советские республики, за исключением трех прибалтийских республик, очень неэффективно.
Основными факторами, препятствующими его распаду, являются зависимость многих постсоветских стран от российского сырья для топлива, других экономических аспектов и в меньшей степени культурных и исторических связей.
Однако Россия как геополитический и геоэкономический центр явно слаба. Между тем, постсоветские республики активно работают с европейскими странами, в частности с Германией и Турцией, своими усилиями по восстановлению единства Турецкого совета "от Адриатики до Великой Китайской стены", Китай (Центральная Азия), США (страны Балтии, Украина, Грузия) и т. Д.
Создание новых региональных держав осуществляется Узбекистаном и Украиной, в которых западные геостратегии видят естественную оппозицию России и ее "имперские амбиции" о территориях бывшего СССР (идея Бжезинского).
Постсоветские страны входят во многие геополитические союзы, которые являются альтернативой СНГ (европейская, турецкая, исламская и другие формы интеграции).
Их роль недооценивается в России, где по-прежнему сохраняется сильная убежденность "Они не уйдут от нас", На границах Российской Федерации появляются новые системы регионального сотрудничества. В некоторых из них они играют активную роль — Балтийская, Черноморская, Каспийская и Азиатско-Тихоокеанская системы, а в некоторых случаях союз идет без его присутствия. Страны Центральной Азии активно участвуют. Регулярные встречи "тройни" (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) и "шарлатан" (так же, как Туркменистан и Таджикистан), которые формируют их особые интересы.
В качестве альтернативы СНГ в этом регионе они считают, что у них есть свой союз в Центральной Азии, турецкая интеграция (включая Турцию) или объединение мусульманских стран в рамках Организации Исламская конференция. Типичным событием является встреча глав правительств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана в Душанбе (декабрь 1999 года), направленная на развитие среднеазиатского сообщества в XXI веке.
Важным геополитическим явлением является консолидация Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана (Союз называется ГУАМ); в 1999 году.
Узбекистан присоединился к этому процессу (с этого момента — ГУУАМ). Этот блок разработан как геополитический противовес влияния России на постсоветском пространстве. Вот очень активная Украина, лидеры которой неоднократно обменивались визитами с главами государств, которые состояли из ГУУАМ. Официальный Киев, продвигая Запад, пытается сыграть роль геополитической альтернативы Москве. Кроме того, опыт последних лет показывает, что в Восточной Европе идеи альянса любой конфигурации, но без России, являются, как правило, проектом ассоциации против России и, следовательно, возможностями для реконструкции средневекового Прибалтика-Понтика ("санитарный кордон" вдоль его западной границы) должны привести к нашей озабоченности.
Поиск Лекций
В советское время геополитика у нас считалась буржуазной лженаукой, серьезно ею не занимались, а международная политика строилась на основе марксистско–ленинского учения о классовой борьбе. На Западе благодаря исследованиям Мэхена, Маккиндера, Спикмена и др. еще в 19 веке она превратилась в науку, определяющую долгосрочные стратегические направления внешнеполитической деятельности.
Спикмен утверждал: «география есть самый фундаментальный фактор во внешней политике государств, потому что он наиболее постоянен.
Геополитика предназначается для планирования внешней политики в целях обеспечения безопасности страны путем учёта географических факторов. Союзы создаются не благодаря чувствам и эмоциям, а вследствие действия географических причин и баланса сил».
Исходя из этой прагматичной позиции, уже в 19 веке Россия рассматривалась США как геополитический соперник, против которого необходимо применять все возможные способы, ведущие к его ослаблению. Именно этим объяснялась деятельность различных кругов США, направленная на ослабление Российской империи, в том числе и через поддержку радикальных революционных движений в России.
Как в прошлых планах, по отношению к Российской империи, так и в отношении к СССР, стояла задача их разрушения и подчинение возникших образований интересам США.
С распадом СССР эти планы не изменились.
Внутри РФ создаются структуры, которые содействуют этому, подготавливая общественное мнение нашей страны к такому переделу. Ряд публичных деятелей откровенно заявляют, что экономические трудности государства связаны с его огромной территорией и наличием дотационных районов.
По их мнению, государству для успешного развития и процветания необходимо избавиться от этих «лишних» территорий.
До 2005г. в РФ было зарегистрировано более 200 филиалов известных зарубежных организаций, деятельность которых выходит за рамки допустимого в независимой стране. Эти организации осуществляют идеологическую, культурную и духовную экспансию Запада с целью создания подсистем влияния, лоббирования, сбора информации, установления контроля над общественным сознанием нашего народа.
В конце 20 века американец Збигнев Бжезинский обосновал и построил современную военно–политическую стратегию США.
Во–первых, необходимость блокирования Евразии союзными США государствами и военными базами, во–вторых, не допустить объединение центров силы на евразийском пространстве, в–третьих, расширить число своих союзников и сателлитов на евразийском пространстве.
В отношении РФ Бжезинский пишет: «Хотя концепция зрелого партнерства ласкает слух, она обманчива.
Америка никогда не намеривалась делить власть на земле с Россией. Новая Россия была слишком слабой, слишком разоренной 75 годами правления коммунистов и слишком отсталой социально, чтобы быть реальным партнером Америки в мире». Таким образом, все разговоры о строительстве «общеевропейского дома», партнерстве раде мира, полноправной восьмерке, звездном часе России – это пропагандистская дымовая завеса, призванная привязать и подчинить Российскую Федерацию Западу.
Наработки западных геополитиков не пропали даром.
На западе Россия отброшена к границам середины 17 века, на Кавказе и Средней Азии к рубежам начала 19 века. Численность населения сократилась до 140 млн.
человек и продолжает снижаться. Военный потенциал и стратегические позиции существенно ослаблены.
Россия не имеет надежных союзников в Европе и не может рассчитывать на активную помощь со стороны партнеров по СНГ, более того, многие из стран содружества проявляют к ней откровенную агрессивность.
Вместе с тем Россия продолжает оставаться самым большим по территории государством в мире, занимая 12,6% суши Земли, имеет огромный неиспользованный потенциал развития.
Оставаясь даже в своих сегодняшних границах, Россия, как и прежде, является крупнейшим геополитическим центром, вокруг которого раньше или позже начнут объединяться близкие нам народы.
Основные понятия концепции национальной безопасности
Российской Федерации
Концепция национальной безопасности Российской Федерации –система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и т.д.
Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.
Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите её независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и её союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства.
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.
Портал «Институт геополитики» — более 3 000 000 посещений из 120 стран мира
Обсудить статью в Дискуссионном клубе
Геополитическое положение государства
Владимир Дергачев
Основываясь на идеях многомерного коммуникационного пространства, идея геополитические (геоэкономические) условия и геополитический (геоэкономический, культурно-генетический) код государства.
Геополитическая ситуация государство определяется совокупной силой материальных и нематериальных ресурсов (военно-политической, экономической, технологической и страстной) в многомерном коммуникационном пространстве Земли.
Геополитическое положение государства характеризуется отношением к основным направлениям коммуникации развития цивилизации, военно-политическим блокам и районам конфликтов.
На основе внешнеполитической и геополитической ситуации, геополитические векторы (военно-политическое, экономическое, культурное) влияние государства или блока на окружающий их мир.
Основные геополитические векторы появляются в стратегическом партнерстве и определяются геополитическим кодом страны.
Геоэкономическое положение государства Напротив, он отражает географическое положение государства по отношению к глобальным и региональным центрам экономической власти к основным линиям связи капитала, производству товаров и услуг. Разработанные на основе баланса национальных интересов многовекторная система экономических отношений с внешним миром, в том числе международное и межкорпорационное разделение труда, и обеспечивают эффективное функционирование структуры коммуникационной экономики, форм геоэкономический кодекс государства .
Код хранится в «генетической» памяти состояния и изменениях в процессе преобразования геополитического пространства.
Это основной источник доходов в мире и прибыли системы в многомерном пространстве связи Земли геоэкономическая рента, которые основаны на высокоуровневой энергии (функции места) и гетерогенном социальном времени (постиндустриальные и развивающиеся страны).
В постиндустриальную эпоху так называемые мировые города (Киберпорт), расположенные на границе многомерного пространства связи, которые создают высокоэнергетическую обработку не только коммерческого, промышленного и финансового капитала, но и поток информации, знаний и идей, Поэтому центры приоритетного развития начали набирать обороты, они не обязательно имеют благоприятное положение в реальном географическом районе и на пересечении нескольких пространств (политических, экономических, финансовых, информативных и т. Д.).
Основными сверхприбылями (аренда предельной энергии) являются глобальные полигоны (мегаполисы), расположенные на границах многомерного коммуникационного пространства.
Дергачев В.А.
Геополитическая теория большого многомерного пространства
.
Монография. (Электронное издание на CD + интернет-гиперссылки) — издательский проект профессора Дергачева, 2011. 32 стр.
ISBN 978-966-02-6012-2
Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция.
Преобразование геополитического мышления
Полный неолиберальный оптимизм
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Geoekonomija
Последняя геополитика. Гео-философия.
Геополитика власти
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Изменение приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия страны
Лекция вторая. БОЛЬШАЯ КАРТА
Интеллектуальное происхождение.
Гео-философия. Многообразие миров
Классификация больших пространств Земли
Неизвестный большой океан. Многомерное пространство связи
Лекция три. РАЗРАБОТАНЫ В ВЫШЕУ ГЕОПОЛИТИКЕ
Периферийная энергия неизвестного Великого Океана
Великие геополитические границы Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство страны
Лекция четыре.
МИРОВАЯ ПОЛИЦИЯ ВОЗРАСТА
Исторические времена и полюсы глобального развития
Города мира
Он ушел с историей ветра
Преференциальные полюса на границах мировой экономики
Технополис. Высокотехнологичные мосты
Эпицентры выглядят великолепно
Миры философской мысли
Вдохновение земли
(стержни кристаллизованной страсти)
Лекция Pet.
КРУПНЕЙШИЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великая шелковая дорога
Геополитическая трансформация мирских путей
Отличные часы южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушно-десантные драконы
Отличная информационная трасса
Угроза потери государственной связи государством
Лекция шесть. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Многослойные циклы геополитической трансформации
Изменение глобального геополитического цикла
Экономические циклы и циклы глобальной гегемонии
Заключение геополитического геополитического цикла США
Геополитические циклы и технологические режимы
«Суперзвезда геополитики»
Политико-географическое положение России
Политическое и географическое положение России изменилось из-за распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних стран, сокращению территории России, сокращению численности населения России и сокращению объема ВВП.
На мировой арене геополитические позиции России были ослаблены. Это связано с тем, что:
1) геополитическое влияние Соединенных Штатов распространилось на территорию;
2) расширение НАТО;
3) новые сильные геополитические центры — Китай и Япония;
4) усилились агрессивные устремления исламского фундаментализма;
5) Военный потенциал России сократился.
В настоящее время территорией доминирующего политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новой экономической ситуации. Геополитическое положение страны влияет на экономическое и географическое положение.
Экономическая и географическая ситуация постоянно меняется.
Анализ экономической и географической ситуации соответствует следующим компонентам:
— транспорт и географическое положение;
— промышленное и географическое положение;
— положение на рынке;
— демографический статус;
— рекреационного и географического местоположения.
Учитывая его экономическое и географическое положение, Россия занимает центральное место. Особенно благоприятным и уникальным является расположение крупных городов — на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.
Россия является федеративным государством, состоящим из 89 компаний. Среди них республики, края, провинции, автономные области, автономные органы власти и два города федерального значения.
Особенность территориального и государственного устройства России заключается в том, что девять крупных автономных округов включены в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и автономными регионами и регионами действуют те же субъекты федерации.
В 2000 году административно-территориальная структура России включала:
1) 21 республика;
2) 6 ребер;
3) 49 сайтов;
4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
5) 1 автономный регион (еврейский);
6) 10 автономных округов;
7) районы 1867 года;
8) 1091 место;
9) 329 городских районов;
10) 1922 городских поселений;
11) 24 444 сельских администраций.
Большинство республик расположены в европейской части страны (16 из 21), остальные пять — в азиатской части.
Обе области находятся в европейской части (Краснодар и Ставрополь), четыре в азиатской части. Все десять автономных районов расположены на Крайнем Севере, два в европейской части.
Все республики, автономные области и автономные области формируются на основе национально-территориального принципа и соответствуют компактным районам этнических групп.
В мае 2000 года в России было создано семь федеральных округов. Руководителем каждого из них является уполномоченный представитель Президента Российской Федерации. Эти районы не влияют на административно-территориальное деление государства, но служат укреплению государственной власти.
Центрами федеральных округов являются общепризнанный региональный капитал:
1) Центральный округ — Москва;
2) северо-западный район — Санкт-Петербург;
3) Приволжский район — Нижний Новгород;
4) Северо-Кавказский (южный округ) — Ростов-на-Дону;
Перейти на страницу: 1 234
Другие продукты
Российская Федерация в XXI веке
Россия или Российская Федерация — это страна в Восточной Европе и Северной Азии.
Это самая большая страна в мире (17 075 400 км² или 11,46% от общей поверхности Земли или 12,65% площади поверхности человека, что почти в два раза больше, чем занято в мире …
России в современном мире является достаточно сложным и нестабильным. Эксперты в области международных отношений склонны считать это прямым следствием того специфического положения нашего государства, в котором оно оказалось после распада в конце прошлого века Союза Советских Социалистических Республик. Главная сложность заключалась в том, что законодательно, являясь преемником исчезнувшего государства, Российская Федерация, тем не менее, лишилась большинства экономических, географических и политических выгод, связанных с вхождением в Союз.
Россия после граничившего с огромным числом государств Восточной Европы, оказалась отрезанной от них достаточно большим числом новоявленных независимых государств. Обладая огромными территориями, эти новые соседи Российской Федерации вынудили правительство страны принимать ряд мер по изменению военной политики и экономических взаимоотношений в отношении европейских государств.
Заключение дружественных союзов между некоторыми из государств, образованных на базе бывших союзных республик со странами, ранее не входившими в сферу интересов СССР, также значительно изменили геополитическое положение России.
Но самыми негативными, по утверждению дипломатов и специалистов в области стали последствия, вызванные изменением границ бывшего Союза. Так, если до распада СССР имел огромное количество крупных портов на Черном и то его официальная преемница, Российская Федерация, вынуждена на сегодняшний день довольствоваться только Санкт-Петербургом на балтийском побережье и Туапсе и Новороссийском на черноморском. Не менее тяжелым стало геополитическое положение России и в отношении возможностей налаживания торговли через железнодорожные узлы - взамен 25 крупных переходов у СССР сегодня мы располагаем только одним, расположенным в анклаве - Калининградской области.
Еще одна специфика нынешнего положения России в международном сообществе - это отсутствие официального государственного статуса у достаточно большого числа границ между бывшими союзными республиками. Это зачастую вызывает огромное количество споров между правительствами тех или иных независимых государств, образовавшихся на базе этих республик, что также ведет к постоянной нестабильности в военной области. Периодически вспыхивающие на неподтвержденных официально границах конфликты делают геополитическое положение России более чем сложным.
Все это делает достаточно трудным воплощение объективных геополитических интересов Российской Федерации, придавая ее положению в некоторую нестабильность. Поэтому для нашей страны на сегодняшний момент очень важным является налаживание максимально дружественных отношений со своими потенциальными союзниками. Современная геополитика такова, что даже самые крупные мировые державы, традиционно считавшиеся основными полюсами (Россия, США, Китай и т.д.), не могут рассчитывать на стабильное положение в мировом сообществе без постоянной поддержки свих союзников. Это также осложняет положение России, так большее количество стран, образовавшихся после распада СССР, стали предметом крупной политической игры, призванной завоевать максимально возможное количество геополитических и экономических союзников среди ведущих держав. Образование новых военных и непосредственно у границ России создает излишнюю напряженность и является причиной немалого количества международных конфликтов.
Распад СССР привел к колоссальным геополитическим потерям для России. Вместе с нарастающим отставанием в российской экономике, неблагоприятной и ослаблением военного потенциала это создает ряд потенциальных геополитических угроз, к которым относятся: нарастание исламского фундаментализма на южных рубежах, экспансия НАТО и ЕС с Запада, нарастающая мощь Азиатско-Тихоокеанского региона.
Геополитическое положение России в последние годы значительно изменилось в связи с осложнением ее отношений с НАТО. Так, в состав этого блока включены бывшие союзники СССР по Варшавскому Договору ( , а в перспективе – и ряд других стран). Таким образом, блок НАТО как бы начинает продвигаться на восток, к бывшим границам СССР. Россию беспокоила возможность размещения на территории будущих членов НАТО ядерного и других видов вооружений. После долгих и сложных переговоров удалось достигнуть особого соглашения между НАТО и Россией, определяющего мирные отношения России и НАТО в XXI веке. и ряд стран СНГ заключили с НАТО соглашение «Партнерство во имя мира». В настоящее время отношения России с НАТО начинает улучшаться и в перспективе Россия, если будут учитываться ее позиции, может сама вступить в НАТО.
Несколько важных соглашений заключено между Россией и странами Европейского союза (особенно с , и ), с международными и европейскими финансовыми организациями.
В 1998 г. Россия вступила в число стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (в него теперь входит 21 страна, в том числе крупнейшие государства азиатско-тихоокеанской зоны: , Китай, Япония, Канада и др.). Это усиливает экономические и геополитические позиции нашей страны на Востоке. Россия будет поставлять в Китай газ и электроэнергию, построит в Китае атомную электростанцию; будет поставлять в электроэнергию и газ. Япония будет участвовать в разработке нефти на шельфе и почти в 40 совместных с Россией проектах. В последнее время значительно укреплены экономические связи России с . Расширяется совместная российско-вьетнамская компания по добыче нефти на шельфе Вьетнама. При этом со , прежде всего с , Вьетнамом, заключены соглашения о поставках российской военной техники, особенно самолетов. Разработан важный для России проект поставки газа в по трубопроводу через .
Важная задача внешней политики России – это укрепление геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и в . Черноморско-Кавказско-Каспийский регион – зона столкновения геополитических интересов России и США. Политика в последние годы в отношении этих государств фактически означает стремление вытеснить Россию из и стратегически важного коридора «Центральная Азия-Кавказ-Европа». Отстаивая свои геополитические интересы в азиатско-европейской системе транспортировки нефти и газа, России удалось заключить важное соглашение с Турцией о строительстве морского участке газопровода «Голубой поток», который напрямую свяжет российские с потребителями в Турции через акваторию .
Наша страна усилила свои геополитические позиции на Востоке, заключив ряд важных соглашений с Ираном, в том числе в области поставок российской военной техники.
Наиболее значительные положительные перемены связаны с заключением Россией и Белоруссией союза, что меняет геополитическое положение нашей страны на западе, так как Россия не только получает важный транзитный коридор к НАТО и , но и надежного приграничного союзника и возможный мощный военный плацдарм.
Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, и Киргизия, с перспективой присоединения Таджикистана) обеспечивает возможность существенного снижения издержек обращения в евразийском пространстве.
На микроуровне для оценки геополитического положения важно рассмотреть не только пограничные страны, но и приграничные территории самой России. Ведь через эти участки проходят не только транспортные потоки, но и в ряде случаев – потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Сложное положение характерно вдоль южной , в связи с попытками международного бандитско-террористического режима, существовавшего в Чеченской республике, распространить свое влияние от до Черного моря. В настоящее время бандитские формирования уничтожены, но остались, во-первых, проблемы границы, через которую остатки бежавших бандитов, поддержанных международными террористическими организациями, могут продолжать свои происки. Во-вторых, вдоль этой и ряда других границ в приграничных районах концентрируются потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Для поддержки общей стабильности на Южном фланге России, по договоренности с , созданы несколько российских военных баз. Граница Таджикистана с является наиболее уязвимым участком общих внешних границ СНГ. Для предотвращения потока наркотиков, которые пытаются переправить из Афганистана наркодельцы, в
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении