Конспект занятия «Признаки зимы. Сценарий зимнего развлечения в старшей группе
Один сезон сменяет другой - так устроена природа. Каждый год начинается с зимы, потом обязательно наступит весна, которая сменится летом, а за ним непременно придет осень. Круговорот сезонов сопровождается признаками, которые присущи каждому из них. В статье мы разберем основные признаки зимы. Маленьким детям иногда сложно понять, почему сезон называется "осенью" (например, в конце ноября), но вокруг все белым-бело от снега. Ученикам начальной школы уже можно объяснить, что есть такие понятия, как "календарный" сезон и "климатический".
Родителям на заметку
Все познается в сравнении. Это истинное выражение нужно учитывать мамам и папам, когда они рассказывают своим малышам о природе и ее явлениях. Например, объясняя ребенку признаки зимы и лета, нужно приводить яркие примеры.
- Летом мы купаемся в речке, вода в ней теплая, солнышко ее прогревает. А зимой оно греет плохо, вода замерзает и покрывается толстой коркой льда.
- Летом деревья стоят зеленые, вокруг благоухают цветы, летают бабочки, весело щебечут птички. А зимой опавшие листья деревьев покрывает снег, насекомые прячутся в свои норки до весны, а птички улетают в дальние страны, где тепло.
- Летом мы можем гулять долго, потому что день длинный, а ночь короткая. Солнышко просыпается рано и будит все вокруг. Зимой рано становится темно, потому что день стал коротким, а ночь - длинной. Утром солнце нужно ждать долго, пока оно "проснется" и осветит землю.
Занятие "Признаки зимы" для детей дошкольного возраста
Здесь важно учитывать возраст ребенка - малышу будет скучно и неинтересно слушать ваш долгий рассказ. Занятие необходимо проводить в игровой форме, а нудное повествование заменить несложными вопросами. Ребенок, отвечая на них, обязательно будет вовлечен в происходящее.
Не нужно просить назвать признаки зимы (какая она), вместо этого задавайте наводящие вопросы:
- Какая погода зимой?
- Что происходит с деревьями?
- Какие звери впадают зимой в спячку?
- Что появляется на реках и озерах?
- Какой праздник бывает зимой?
- Какие сказки про зиму вы знаете?
На что следует обратить внимание
Помните, что дети в возрасте 4-5 лет - это маленькие "почемучки". Им обязательно нужно разъяснять, по какой причине происходит то или иное явление. Поэтому дальше занятие нужно строить на вопросах, которые подразумевают не только ответы деток, но и ваши объяснения-дополнения.
- Почему зимой стало холодно? Солнышко стало дальше от нашей планеты, поэтому оно ее теперь прогревает меньше.
- Почему снег лежит на земле и не тает? Температура стала очень низкой - "минусовой", земля промерзла, не хватает тепла - снег лежит и не тает.
- Почему птички улетают в теплые края? Насекомые впали в спячку, растения тоже "замерли" от холода - птичкам не хватает пропитания, поэтому они стремятся в теплые края, где нет зимы.
- Зачем зайчики и белочки меняют окраску? Они стараются быть похожими на окружающую их природу (снежную и белую), чтобы не попасться в лапы хищникам. Например, зайчика, который поменял серую шкурку на белую, волку среди снежной поляны заметить сложнее.
Дополнительно малышам нужно рассказать, что бывает три месяца зимы: декабрь, январь и февраль. Еще одним из первых признаков зимы является то, что дни становятся короче, а ночи - длиннее.
На уроке "Окружающего мира"
Во время занятия с детками более старшего возраста следует акцентировать внимание на том, что зима бывает "календарной" и "климатической". В первом случае длительность сезона определяется месяцами: декабрем (31 день), январем (31 день) и февралем (28 или 29 дней). Но это относится лишь к Северному полушарию Земли, на Южном зима длится с июня по август.
Главным признаком климатической зимы является стойкое понижение температуры (ниже 0 о С). Важно учитывать, что в некоторых регионах (например, рядом с экватором) климатические признаки зимы могут отсутствовать. Там не выпадает снег, не замерзают водоемы, но продолжительность дней уменьшается, а ночей - увеличивается.
Знания, которые должны быть сформированы
На уроке детей следует попросить рассказать о признаках зимы в их местности. Они могут быть разными: ученики Краснодарского края скажут, что устойчивый снежный покров может совсем не установиться; дети из школ Мурманской области отметят - в ноябре появляются первые признаки зимы. День, когда подуют холодные ветра, может наступить и в октябре, и в декабре, и в январе (в зависимости от региона).
На подобном уроке обязательно объясняют следующие понятия:
- метель, вьюга, буран;
- гололедица;
- оттепель;
- изморозь.
Период, который начинается с дня зимнего солнцестояния и заканчивается днем весеннего равноденствия, называется астрономической зимой. Жители Северного полушария считают время от 22 декабря до 21 марта, а Южного - от 22 июня до 21 сентября. Астрономическая зима почти совпадает по времени с периодом, который считался зимним в давние времена на Руси - от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Благовещения (25 марта по старому стилю).
Занятие на свежем воздухе
Самое хорошее закрепление материала можно получить на уроке-экскурсии. Учитель с классом, одевшись по погоде, выходит в пришкольный двор.
Здесь можно увидеть признаки зимы в живой и неживой природе. Рассмотрите поближе деревья: они не только стоят обнаженные, но покрыты изморозью, земля вокруг ствола уплотнена, чтобы дополнительно уберечь корень от морозов и лютой стужи.
К ребятам можно обратиться с вопросами:
- Почему зиму сравнивают с волшебством?
- Какие птички остались зимовать в городе?
- Чем мы можем им помочь?
- Боятся ли животные, которые не впадают в спячку, морозов?
- Что защищает птиц от холода и стужи?
- Какие радости приносит зима детям и взрослым?
Человек тоже изменяет свое поведение зимой. Мы покупаем теплую одежду, не выходим на улицу без варежек, шарфов, шапок и теплых курток. Многие делают зимние заготовки: варенья, соленья, морозят ягоды и овощи. Мы меньше гуляем, чтобы не замерзнуть; раньше ложимся спать, а встаем позднее и с неохотой. Жители деревень запасаются дровами.
Дети должны внимательно рассмотреть все, что их окружает. Увиденное можно оформить в форме небольшого сочинения или устного рассказа. Рефлексия здесь имеет очень большое значение - ребенок должен научиться "пропускать через себя" новую информацию, дополнять ее, анализировать, додумывать, делать выводы.
Признаки зимы в сказках и стихах
Описания этого волшебного и сказочного времени года можно встретить в классической литературе, русских народных сказках. Больше всего воспевали зиму в своих стихах великие русские поэты: А. С. Пушкин, Сергей Есенин, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Ю. Лермонтов. Тютчев, например, очеловечивал зиму, приписывая ей людские эмоции: "Зима недаром злится, прошла ее пора...". Михаил Исаковский рисовал образу такую картину: "За окошком в белом поле - сумрак, ветер, снеговей...". У Николая Некрасова "...превратились лужицы в холодное стекло...". Стоит ознакомить деток с такими замечательными стихотворениями, как "Зимняя дорога" Пушкина, "Зима" Есенина, "Чародейкою зимою" Тютчева, "Чудная картина..." Фета и др.
Самые популярные детские сказки про зиму: "Морозко", "Снежная королева", "Рукавичка", "Двенадцать месяцев" и многие другие.
Подводим итог
Итак, можно перечислить следующие признаки зимы:
- Понижение температуры воздуха до отметки ниже 0 о С по Цельсию.
- Образование устойчивого снежного покрова.
- Низкие, тяжелые серо-свинцовые облака на небе.
- Осадки в виде снега; метель, вьюга, буран.
- Изморозь на обнаженных деревьях.
- Явление гололедицы.
- Птицы улетают в теплые края, а те, что остаются, стараются держаться в поисках пропитания ближе к человеческому жилищу.
- Животные ложатся в спячку (медведи, ежи и пр.), а другие линяют и наращивают теплый подшерсток.
- Рыбы подо льдом замерзших водоемов ведут малоактивный образ жизни, прячутся в ямах или под корягами.
- Люди приобретают теплые вещи, делают заготовки, мечтают о лете.
Мы собрали для вас интересные материалы о зиме, которые могут понадобиться и школьникам при составлении рассказов и докладов об этом времени года, и учителям начальных классов для ознакомления учеников с темой "Зима. Зимние месяцы. Зимние явления природы. Зимние приметы о погоде.", в таком случае рассказ можно преподнести как презентацию. Получится замечательный урок или внеклассное мероприятие.
Что такое зима?
Когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца: робкий морозный декабрь, снежный и праздничный январь и, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги. Однако, это захватывающее время года заявляет о себе не только пышной шапкой белоснежных сугробов и свисающими с крыш домов прозрачными сосульками, но и температурой, не поднимающейся выше нуля градусов по Цельсию, и, заставляющей зябко кутаться в теплые одежды.
Изменения в природе зимой
Декабрь
Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст.
Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.
В северном полушарии ночь на 22 декабря – самая длинная в году, а день 22 декабря - самый короткий в году. В день зимнего солнцестояния 22 декабря солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом за весь год.
С наступлением декабря связно много народных примет о погоде. Вот некоторые из них:
- Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.
- Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.
- Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.
- Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.
- Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.
На Руси в начале декабря уже начинали пробивать санные дорожки и устраивали катания на тройках. С 9 декабря в вечернее время стоило держаться поближе к домам, так как волки начинали подходить ближе к деревне.
Однако, декабрь знаменует собой не только начало зимы, но и нетерпеливое ожидание наступления Нового года. Этот праздник, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является одним из самых замечательных дней, ведь он символизирует не только начало нового года, но и время обретения новых надежд и стремлений, веру в положительные изменения и волшебные события. Каждый человек в этот праздник становится ребенком и с нетерпением ждет наступления завораживающей сказки и осуществления всех мечтаний. Запах сосновых иголок и неповторимый вкус мандаринов будят теплые воспоминания и заставляет сердце биться чаще в предвкушении наступления чудес.
Январь
В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд. Ветер не имеет такой силы, как в декабре и не треплет наряженные в снег деревья, а лишь любовно гладит их верхушки.
Январь знаменит не только своей завораживающей красотой, но и наступлением самого важного события в жизни христиан - Рождества Христова. Этот светлый праздник, отмечаемый 7 января, торжественно отмечается всеми верующими, а их поздравления друг другу сливаются вместе под колокольные перезвон.
Дни с 7 по 19 января называются Святками. Они озарены светом Рождества Христова и прекрасно подходят для различных игр, гаданий и колядок. Чаще всего гадали в ночь с 13 по 14 января. Молодые девушки хотели узнать, кто будет их суженым, а замужние женщины стремились выяснить какая будет погода летом и стоит ли ждать большого урожая. Святки также являлись периодом шумных свадеб. На Руси в эти дни устраивали катания на санях и всевозможные снежные забавы.
Согласно народным приметам о погоде:
- если 21 января будет дуть южный ветер, то лето будет ненастным, а если 23 числа на стогах будет иней, то лето будет прохладным и дождливым.
Февраль
С наступлением февраля тучное серое небо, продолжающее укутывать спящую землю мягкой шапкой снежного покрывала, постепенно становится немного добрее и позволяет ярким солнечным лучам часто проглядывать сквозь плотные облака. Зима все ещё напоминает о себе нестройным напевом вьюги и весёлой каруселью снежинок, закруженных метелью, но предчувствие весны постепенно начинает оживлять все вокруг. Розовые от колючего мороза щеки постепенно начинают отогреваться робким солнечным теплом. Снег покрывается тонкой коркой и начинает потихоньку сдаваться, предчувствуя приближение весны. Дни становятся длиннее, а ясное небо все чаще радует взор своей неповторимой синевой.
В южных областях России на вербах появляются почки - первые предвестники весны, а проталины, как гонцы, несут весть о ее приближении. Морозный ветер приятно колет лицо мелкими снежинками, а зябкий мороз чередуется с долгожданными оттепелями. Однако, завораживающие метели и упрямые холода еще нескоро сдадутся на милость красавице весне.
С февралем связано много народных примет о погоде.
- Если в этом месяце стоит очень холодная и морозная погода, значит лето будет жарким.
- Мало снега в феврале грозит плохим урожаем.
- Если гремит гром, то стоит ждать сильных ветров.
- Дождливый февраль говорит о такой же весне и лете.
- Яркие звезды предсказывают морозы, а тусклые - оттепель.
- Если морозы в феврале очень сильные, значит зима будет короткой.
Признаки наступления зимы
Одним из первых признаков зимы является появление плотных, низко нависающих облаков . Они словно меховое покрывало окутывают небосвод и не позволяют солнечным лучам пробиваться сквозь их завесу и радовать землю своим теплом, да и солнышко низко и уже пригревает не так сильно. Такие облака сильно отличаются от летних, легких и перистых. Зимнее небо не радует своими красками, но вдоволь компенсирует это сверкающими снежинками , аккуратно, словно искрящимся серебром, покрывающими все вокруг.
Плотное покрывало снега также является важным признаком зимы. Только в это время года пушистые снежинки не тают под робкими солнечными лучами, а, постепенно прибавляясь, создают надежный снежный покров.
Славится зима и своими морозами . Постепенно становится все холоднее. Щеки и нос начинают покалывать тонкие иголки первых морозных ветров и заставляют плотнее кутаться в зимние одежды. К теплой куртке добавляются ее бессменные спутники - шапка и варежки.
Растения и животные также активно готовятся к наступлению зимы. Деревья и кустарники в ожидании холодов и пасмурных дней сбрасывают свои листья . Однако, это не продлится долго и уже весной на ветках появятся первые маленькие листочки. Только хвойные деревья не хотят расставаться со своими зелеными иголками и продолжают ими радовать даже зимой.
В зимнее время мало еды, поэтому некоторые животные впадают в спячку , а те, которые продолжают бодрствовать, отращивают пушистый и густой мех. Заяц, например, становится белым, а ежик и медведь впадают в спячку.
Птицам тоже непросто переносить холода и отсутствие обильное еды, поэтому многие из них улетают в теплые края , а оставшиеся приспосабливаются к разным видам корма.
Явления природы зимой
В это время года встречаются такие интересные и необычные явления природы, как:
- Метель
- Гололедица
- Сосульки
- Морозные узоры
Метель возникает с первыми порывами ветра и, смело подхватывая снежный покров, увлекает его в загадочный зимний танец. Это очень суровое природное явление, которому лучше не встречаться на пути. Метель смело распоряжается снежным ландшафтом и располагает по своему желанию пушистыми сугробами. Наиболее часто это случается в середине зимы, когда свой бал правят морозы и холода.
Гололедица , словно сладкий зимний сон, сковывает водоемы и покрывает тонкой коркой льда не только непрерывное течение рек, но и все дороги. Это происходит, если после дождя или мокрого снега температурный столбик опускается ниже нуля. Лед на реках препятствует судоходству, но дает широкий простор для всевозможных зимних развлечений, таких как: катание на санках, коньках или лыжах.
Еще одним интересным явлением зимы являются сосульки . Они, словно ледяные кинжалы, падая вонзаются в землю и рассыпаются на сотки сверкающих осколков. Сосульки образуются, когда начинает таять снег на крышах домов или других плоских предметах, а образующаяся вода замерзает ночью при низкой температуре.
Морозные узоры , как и иней , является невероятным кружевным творением зимы. Их причудливый рисунок и завораживающая красота оставляют много места для фантазии и погружают в снежную сказку. Это становится возможным благодаря образованию кристалликов льда, оседающих на неровностях стекла. Они накладываются друг на друга и создают картины невероятной красоты.
Зима - это не только красивое время года, но еще и очень необычное. Она как большая загадка, которую только предстоит разгадать. Например:
- снег представляет собой настоящее произведение искусства и в мире нет двух одинаковых снежинок.
- Снежинки на 95 % состоят их воздуха, поэтому они так медленно опускаются на землю.
- В Антарктиде можно встретить снег фиолетового, розового или красного цвета.
- В разных странах и частях света лед имеет разную температуру. Например, самый холодный лед находится в антарктических ледниках и достигает -60 градусов по Цельсию, а самый теплый (0 градусов) - на вершинах Скандинавских гор и Альп.
- Больше половины жителей Земли вообще никогда не видели настоящего снега.
- 18 февраля 1979 года в пустыне Сахара было зарегистрировано выпадение снега, а ведь это одно из самых жарких мест на планете.
- Насладиться самой теплой зимой можно в Северном Судане. Там в это время года температура редко опускается ниже +40 градусов.
- Одним из наиболее холодных и непригодных для жизни мест является Антарктида. Зимой температура воздуха там в среднем составляет -70 градусов. А на станции Восток, которая расположена на Антарктиде, была зарегистрирована температура -89.2 градуса.
Зима - это прекрасное и сказочное время года, когда несмотря на короткий день и морозный воздух жизнь не замирает, а наполняется новым светом и звучанием. Бесконечно радуют глаз белоснежное покрывало снега и искрящиеся на солнце снежинки, неповторимые узоры на стекле и ледяная корка, сковывающая реки и озера. Колючий мороз, любовно треплющий за щеки, напоминает о том, сколько игр на свежем воздухе таит это время года и заставляет замереть в предвкушении новогодних праздников.
Устная речь
Тема: "Признаки зимы".
Цель: Уточнить представления о признаках зимы.
1. Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
2. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
3. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Оборудование: магнитофон, проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: - Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Учитель: Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.
1. Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам:(мороз) Слайд
2. Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
Твой горох ведь это:(град) Слайд
3. На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий:(лед) Слайд
4. Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а:(снежинки) Слайд
5. Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и: (коньки) Слайд
6. Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой) Слайд
Учитель: С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?
Ученик: Со словом "зима".
Учитель: Какова будет тема нашего урока?
Ученик: "Зима и животные зимой" и другие предположения детей.
Учитель уточняет и открывает тему урока.
Учитель: Тема нашего урока "Признаки зимы" (открываю) Слайд
Учитель: Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима".
Учитель: Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения?
Ученик: Предположения детей.
Учитель: Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
Учитель: Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
Ученик: Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.
Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете?
Ученик: Декабрь, январь, февраль.
Учитель: Кто зимой из зверей спит?
Ученик: Медведь, еж.
Учитель: Какие признаки зимы вы можете назвать?
Ученик: Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом.
Учитель: Признаки зимней погоды:
Становиться холоднее
Небо чаще покрыто облаками
Осадки выпадают в виде снега
Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Учитель: Изменилась жизнь растений и животных? Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?
Ученик: Стало очень холодно.
Учитель: С чем связано общее похолодание зимой?
Ученик: Ответы детей.
Учитель: Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.
Учитель: Почему зимой выпадают осадки в виде снега?
Ученик: Холодно.
Учитель: Снег - что это такое?
Ученик: Замерзшая вода.
Учитель: Послушайте и скажите, о чем так говорят:
Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Ученик: Так говорят о снежинке. Слайд
Учитель: Рассмотрите снежинки.
IV. Физкультминутка.
Учитель: Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)
Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые лежат на парте у вас. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
Учитель: А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи, т.е. снежинки.)
V. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"
Учитель: Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом.
Учитель: Теперь выполните задание на листочках: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.
VI. Физкультминутка "Зима" (Под музыку)
Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
VII. Закрепление материала.
Игра "Крестики-нолики".
Учитель: Ответе на вопросы, поднимая карточку с "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный.
Изменилась жизнь растений и животных?(+)
Осадки выпадают в виде снега? (+)
Дни становятся короче, а ночи длиннее?(+)
На улице стало жарко?(0)
Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)
Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)
Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
Учитель: Что показалось вам наиболее интересным?
Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Учитель: Поднимите руки те, кто работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
Учитель: С каким настроением вы заканчиваете урок?
Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
Вот и ушла осень - щедрая хозяюшка. Наступила красавица зима. Что она нам принесет? Ну, конечно радость и веселье. Ведь именно зимой празднуют всеми любимый праздник
Но сначала давайте поговорим, о том, как познакомить детей с зимой. Для взрослых это так привычно - времена года сменяют друг друга. Но, для малыша каждый год – это множество открытий!
Итак, сначала познакомьте ребёнка с признаками зимы.
· Дни зимой еще короче, чем осенью.Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
· Часто бывают снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.
· Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.
· Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
· Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисают сосульки.
· Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
· В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Есть даже такие птицы, которые наоборот прилетают к нам зимой, это, например, снегирь. Весь год снегирь живет в лесу и лишь зимой, когда там нечего есть, прилетает в город. И на фоне белых сугробов и деревьев без листвы становится очень заметным, поэтому именно зимой мы можем видеть снегирей гораздо чаще, чем в другие времена года. Птицы очень беспомощны зимой, они постоянно летают в поисках пищи, поэтому для пернатых необходимо развесить кормушки.
· Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
· Зимой люди надевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Кофты, штаны, пальто, шубы, шарф, зимние сапоги или валенки, на руки варежки или перчатки, а на голову меховую шапку.
· Много веселых забав у детворы зимой - катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Можно строить из снега фигуры различных животных, а может быть сказочных персонажей, затем раскрашивать их в яркие цвета, при помощи гуаши разведенной в воде.
· Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.
Выучите названия зимних месяцев
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы выучить с ребенком названия всего трех месяцев, однако, многие дошколята путаются в них. Поиграйте с детьми в веселую игру. Вначале несколько раз повторите с ребенком, какие существуют месяцы зимы. Затем называйте подряд месяцы разных времен года, а малышу дайте задание поднять руку, когда он услышит название именно зимнего месяца.
Рассмотрите с ребёнком снежинки
«Посмотри, как летят снежинки. Какие они? Белые, пушистые, резные, лёгкие. Они похожи на маленькие звёздочки. Если снежинка упадет на руку – что с ней произойдет?» (проделайте маленький опыт со снежинками)
Когда выпадает много снега, образуются большие снежные кучи - сугробы. Как весело можно играть в прятки, прячась за них! А вооружившись лопатами – можно даже сделать небольшую пещерку! «Делаем берлогу для медведя, чтобы всю зиму Мишке в лесу было, где спать»
Зимующие птицы
Покажите ребенку тех птиц, которые остались на зимовку – воробьи, голуби, вороны – самые смелые птицы, не боятся зимних морозов. Покажите, чем они отличаются друг от друга (размером, окраской). Многие ребята быстро учатся различать птиц, и даже изображать их: как они летают, как поют.
Покормите вместе птиц, расскажите, что птичкам зимой холодно, трудно, и нечего есть. Предложите им помочь – сделать кормушку.
Прочитайте детям сказку о зиме
Однажды Тётушка Зима увидела своих старых знакомых: Зайчонка, Бельчонка и Лисёнка. Взобравшись на вершину горы, они прыгали в сугробы и звонко смеялись.
«Сейчас я научу вас увлекательной зимней забаве» - сказала Тётушка Зима. Зверята очень обрадовались. Они снег то видели в первый раз, и, конечно, пока ещё не знали никаких зимних развлечений.
Тётушка Зима взмахнула своей волшебной палочкой и сейчас же перед ней появились сказочные сани, на которые она ловко усадила Зайчонка.
Санки весело скрипнули полозьями и помчались вниз. Ух-ты, ах-ты, разойдись, разбегись» - весело кричал Зайчонок, съезжая с горы.
Бельчонок и Лисёнок завороженно смотрели на это зрелище. А потом, по одному и все вместе, зверята съезжали с горы, прикрыв глаза от удовольствия.
Накатавшись вдоволь на санях, они бегали по всему лесу, кидали снежки друг в друга, и незаметно оказались на окраине лесного царства. И тут взору Зайчонка, Бельчонка и Лисёнка предстало необычное существо. Оно состояло из трёх огромных снежных шаров. На голове у существа было ведро, в руках – метла, а там, где должен быть нос, торчала аппетитная оранжевая морковка. Увидев её, у Зайки потекли слюнки. Он сразу вспомнил лето, тёплое солнышко и то, как мама вдоволь угощала его сладкой морковкой.
«Кто это странное снежное существо с морковкой?» - недоумевали звери - «Тётушка Зима нам ничего не рассказывала о нём». Поговорили о ней, а она тут как тут. «Это Снеговик. Он появляется только в снежное время. Его лепят дети» - сказала Тётушка Зима. Увидев, как Зайчонок завороженно смотрит на морковку, она заметила: «Морковку эту есть нельзя, это нос Снеговика, а как же жить без носа?» - спрашивала зимняя хозяйка. Бельчонок и Лисёнок решили рассмотреть Снеговика поближе. Он был огромный и чудной и ни с кем не разговаривал.
А Зайчонок стоял рядом и думал: «Как много всего на свете: белый снег, Снеговик, морковка.. А ещё - важная Тётушка Зима. Она пообещала нам рассказать еще много интересного».
Загадайте детям «зимние» загадки
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый Год. (Декабрь.)
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано – ... (Январь.)
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – ... (Февраль.)
Пухом землю замело,
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки. (Снег)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)
Белая морковка,
зимой растет. (Сосулька)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (Лыжи)
Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз - два уголька,
Там, где нос, - морковка,
А в руках - метелка,
Кто он, наш Егорка? (Снеговик)
Объясните детям пословицы и поговорки о зиме
Снегирь прилетит - о зиме известит.
Зимой морозы, а летом грозы.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Зима - не лето, в шубу одета.
Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Год кончается, а зима начинается.
Два друга - мороз да вьюга.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Зима без снега - лето без хлеба.
Снег глубок - год хорош.
Осень богата хлебом, а зима снегом.
Зимний денек - воробьиный скок.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Как зима не злится, а весне покорится.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Подготовила учитель-логопед Волостнова Н.С.
article" data-url="/api/sort/PersonaPost/list_order">
Признаки зимы
21 декабря самая длинная ночь. Это период зимнего солнцестояния. После этого дня отсчет идет в обратную сторону, день начинает увеличиваться, а ночь стремительно сокращается.
Календарь природы
Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.
Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.
Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:
птицеводство;сельское хозяйство;рыбная ловля;животноводство;шелководство;пчеловодство.Окончание зимы
Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее - на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.
Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.
Начало зимы в живой природе
Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:
Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.
Такие признаки зимы в живой природе.
Из чего состоит снег?
Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.
На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.
Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы
Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.
Первая игра называется "Самодельное лото". Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.
Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову "зима" и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.
Хорошо развивает мысли малыша игра "Что надеть". Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.
Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.
Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.
Итак, есть много изменений в живой и неживой природе с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.
Стихи про зиму для детей.
Зима — самое холодное время года, пора трескучих морозов и снежных метелей. Но для многих детей зима — это любимое время года. Ожидание новогодних праздников, подарков, долгожданных зимних каникул. Возможность веселиться с друзьями, барахтаться в сугробах, играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на коньках, лыжах, санках, сноуборде.
Зима — это еще и красивое время года, многие поэты посветили ей прекрасные стихи.
Подборка стихов про зиму для детей подготовительной группы детского сада.
В этой подборке вы найдете красивые стихи о зиме классиков и современников. Стихи про весёлые зимние забавы, стихи про морозное зимнее утро, стихи про зимние метели и прозрачный лёд. Здесь вы найдете красивые длинные стихи про зиму для детей 6 и 7 лет. Стихи, отмеченные звездочкой, методисты рекомендуют для заучивания. Советы по быстрому запоминанию стихов читайте .
Л. Чарская
Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра.
Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые,
Бьются о плечо.
На губах зари багрянец,
На щеках живой румянец
Пышет горячо.
Рукавичкою взмахнула —
Раз! Куда бы ни взглянула,
Застлан бел ковер…
Новый взмах — и речка стала,
Та, что звонко лепетала
С давних пор.
Кверху руку поднимает —
В миг деревья накрывает
Чистым серебром.
По вершинам бродят взоры —
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка, —
Матушка-зима.
С легкой поступью небрежной,
С пеленою белоснежной, —
Вот она сама!
Припасайте ж в эту пору
Снеговую, детки, гору,
На реке каток,
Благо солнечный и ясный.
Чуть морозный, но прекрасный
Выдался денек!
Тишина в лесу*
(После ночной метели)
Бушевали ночные метели,
Заметали лесные пути,
И гудели мохнатые ели,
И у ангелов не было силы
Звёздный свет до земли донести.
Но полночные силы устали
В небе чёрные тучи клубить,
И деревья стонать перестали,
И у ангелов силы хватило
Звёздным светом леса озарить.
И деревья торжественным строем
Перед ясным лицом тишины
Убеляются снежным покоем,
Исполняются светлою силой
Ледяной и немой белизны.
Чьё там брезжит лазурное око?
Как поляна из звёзд - небеса.
В тишине голубой и глубокой
С дивной ратью своей многокрылой
Бог идёт сквозь ночные леса.
Еще вчера, на солнце млея…*
Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и сна,
Себе ни в чем не изменяла
Непобедимая сосна.
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо — все одето
Каким-то тусклым серебром.
Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.
Г. Галина
Что такое? Утром рано
За окно кидаю взгляд:
В белых шубах великаны
Неподвижные стоят.
И блестит парчою новой
Их пушистый белый мех…
Будто шапкою бобровой,
Крыты головы у всех!..
А вчера еще тоскливо
Жались голые стволы
И глядел на них тоскливо
Хмурый день холодной мглы…
Видно, сам Мороз с Зимою
В санках ночью прикатил
И пушистой пеленою
Сад и двор запорошил…
Все кругом повеселело —
Стало чисто и светло.
И земле под шубкой белой
Спать так сладко и тепло!
Здравствуй, в белом сарафане…
П. Вяземский
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!..
Нам не страшен снег суровый,
С снегом — батюшка-мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!
Вы узнаёте зиму?
Т. Шорыгина
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаёте зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
Катание с горки
По мерзлому снегу,
На санках с разбегу,
Что конь удалой,
Что ветер твой вольный
Над степью раздольной,
Несутся стрелой.
Стрелою несутся,
Поют и смеются,
Быстрей все скользят…
Вдруг — санки да боком
В сугробе глубоком…
С приездом, друзья!
Зимой в деревне
Ф. Шкулев
Снег сыпучий, будто тучи,
Расстилался по земле…
Сосны пели и шумели…
Вьюга плакала во мгле…
Легкой дымкой, невидимкой
Разгулялася пурга
И скрывала покрывалом
Холмы, долы и луга…
И шуршали, как из стали,
Оголенные кусты…
Шел обозец, а морозец
Строил крепкие мосты.
На деревне млад и древний
Жались в хатах к огоньку.
А внучатки, с речью сладкой,
Лезли с сказкой к старику…
Дед добрился и садился:
Умолкала детвора,
Жмуря глазки… Деда сказки
Были чуть не до утра.
С. Есенин
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Мчалась речка голубая
В изумрудных берегах
И звенела и журчала,
Греясь в солнечных лучах.
Прилетел мороз трескучий,
Он на реченьку дохнул,
Струйки светло-голубые
Льдинкой бледной затянул.
А пошел дышать морозец
Резким, жгучим холодком —
Всю-то реченьку покрыло,
Намостило синим льдом.
И быстрее тройки борзой
По льду саночки летят,
Режут, режут лед зеркальный
Да полозьями скрипят.
Догорает мой светильник…
К. Фофанов
Догорает мой светильник.
Всё стучит, стучит будильник,
Отбивая дробь минут;
Точно капли упадают
В бездну вечности — и тают,-
И опять, опять живут!
Ночь морозна. Небо звездно,
Из него мерцает грозно
Вечность мудрая сама.
Сад в снегу, беседка тоже,
И горит в алмазной дрожи
Темных елок бахрома…
Поёт зима — аукает*
С. Есенин
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Встреча зимы.
И. Никитин
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал…
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём…
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай!..
Г. Зайцев
Тихо в воздухе кружатся
Бабочки-снежинки,
И на голый лес ложатся
Липкие пушинки.
Вечер движется несмело,
Снег всё реже, тише.
Словно кто-то краской белой
Разукрасил крыши.
К ним наутро от мороза
Снег пристынет клейкий.
И оденутся берёзы
В заячьи шубейки.
И. Суриков
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — и зима настала. в свои права вступает,
Неся с собою холода,
Тебе пусть ветер не мешает,
В душе всегда цветет весна !
И первый снег покроет землю,
Крыши домов, поля, холмы,
И тучами затянет небо…
Тебя же — С первым днем зимы
!
стихи поздравления с первым снегом стихи детские
Детишки на санках по снегу скользят…
На снежных аллеях, на горках, катках,
На улицах много веселых ребят,
В теплых одеждах, с коньками в руках.
Привет зима
!
Сверкающее чудо!
Невесомых снежинок полёт,
Будто ангела пух от крыла…
Какая белая зима!
От счастья в снег пушистый упаду
Ведь это так
Прекрасно…
А это что за зверёк промелькнул под ёлкой?
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком? (Заяц)
Поговорки, пословицы о зиме.
Лето собериха, зима подбериха
В зимний холод всякий молод.
Зимой волка бойся, а летом — мухи.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно
Не пугай зима; весна придет.
Зимой шубка не шутка.
Зимой и летом одним цветом.
Зима спросит, что летом припасено.
Лето для души, зима для здоровья.
В зимний холод каждый молод.
Зима даст ума.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Много снега, много хлеба.
Вьюги да метели под февраль прилетели.
Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно: а в шубе без хлеба — и тепло, да голодно.
Зиме и лету союза нету.
Задержишь снег на полях зимою — будешь с хлебом осенью.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зима без снега — лето без хлеба.
Новый год первый час дня набирает.
Зимой льдом не дорожат.
Снега надует — хлеба прибудет, вода разольется — сена наберется.
Новый год — к весне поворот.
Жнут порою, а жуют зимою.
И зимой будет ягода, если заготовить загодя.
Мороз и железо рвет, и птиц на лету бьет.
Лето без дела сидеть зимой хлеба не иметь.
Тужит тот по лету, у кого шубы нету.
Глубже посеешь весной, будешь с хлебом зимой.
Зима пройдет, и снег сойдет, и что посеяно — взойдет.
Мороз невелик, да стоять не велит.
В лес не съездишь — так и на печи замерзнешь.
Не для лета изба рубится, а для зимы.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Зима не без морозов.
Зиме да лету союзу нету.
Зимой с бороной, а летом в извозе.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зимой тулуп всякому люб.
Без воды зима не станет.
Береги нос в большой мороз.
Будет зима — будет и лето.
В одну ночь зима становится.
Год кончается, а зима начинается.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко.
Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Не светит зимой солнце против летнего.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.
Прилетели белые мухи.
У зимы брюхо велико.
Холодная зима — жаркое лето.
У зимы с летом ладу нету.
Зима — матка, выспишься сладко.
Зима без снегу — не быть хлебу.
Зима без трех подзимков не живет.
Зима без трех иодзимков не становится.
Зима лето строит.
Зима не лето — в шубу одета.
Зима пришла и мороз принесла.
Зимнее солнце плохо греет.
Зимой дороги не уравняешь — метель свое возьмет.
Зимой морозы, а летом грозы.
Зимой солнце светит, да не греет.
Зимы и лету перемены нету.