Конспект занятий в старшей группе по ознакомлении детей с окружающим миром «Дикие животные. Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "дикие животные наших лесов" Конспект по ознакомлению с о
Нина Сайгина
НОД Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»
Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов »
Программное содержание :
Расширить интерес детей к объектам природы, расширить кругозор и представление детей об изменениях в жизни зверей осенью; обогащать словарь детей.
Воспитывать любознательность
Предварительная работа :Рассматривание карточек для занятий в д/с и дома «Расскажите детям» (о диких животных ) Чтение и обсуждение
Сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек» , ,
Е. Чарушин «Олениха с оленятами» , «Лосиха с лосенком» , «Рысь»
Дидактические игры «Чья морда, лапы, хвост» , «Скажи со словом много» Чтение и обсуждение
Сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек» , «Про зайца – длинные уши, короткий хвост» ,
Е. Чарушин «Олениха с оленятами» , «Лосиха с лосенком» , «Рысь»
Заучивание стихов «Зайка» В. И. Мирясов
Материалы. Слайды «Дикие животные » ,картинки из серии «Дикие животные »
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель : - Сядет тот, кто правильно ответит.
Воспитатель :- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый? Заяц
Воспитатель :- Бурый, косолапый, неуклюжий? Медведь
Воспитатель :- Серый, злой, голодный? (как догадались) Волк
Воспитатель :- Хитрая, рыжая, ловкая? Лиса
Воспитатель :- Проворная, запасливая, рыжая или серая? (Белка)
Воспитатель :- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала(. Еж)
Воспитатель :- - аккуратный, трудолюбивый. (Барсук)
Похож он на свинью,но с клыками (кабан)
Моет в речке свою пищу,чтоб была она почище
А чистюля тот …Енот
Не нужны нам топоры
Мы строители … бобры
Не боюсь в лесу врага
Есть копыта и рога. лось
2. Основная часть.
Воспитатель :- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети :- Животные .
Воспитатель :- Почему?
Дети :- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель :- Где живут эти животные ?
Дети :- В лесу
Воспитатель :- Как они называются?
Дети :- Дикие животные
Воспитатель :- Почему их так называют?
Дети :- Сами себе добывают пищу
Воспитатель :- А как еще по-другому их называют?
Дети :- Звери
Воспитатель :- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа поздней осенью, говорили о Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам :
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель : - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети : - Дупло
Воспитатель : - Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Воспитатель : - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель : - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети :- Заяц.
Воспитатель : - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети :- Серого
Воспитатель : - А к зиме постепенно белеет : сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель : - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель : - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать : обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель : - Послушайте и отгадайте, чей это голос?
Дети : - Это лиса
Воспитатель : - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель : - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель : - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель : - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель : - Послушайте еще один голос.
Воспитатель : - Кто это?
Дети :- Волк.
Воспитатель : - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель : - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети : – В логове
Воспитатель : - Но есть еще интересные дикие животные , о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Воспитатель : - Жилище у бобров называется так интересно - хатка
Воспитатель : - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.
Воспитатель : - А как называют детенышей бобра?
Дети : - Бобрята.
Воспитатель : - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного , посмотрите на слайд, вы его узнаете.
Воспитатель : - Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистоплотные животные . Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Воспитатель : - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного .
Воспитатель : - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель : - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети :- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель : - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
Дети :- Копыта
Воспитатель : - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Воспитатель : - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Воспитатель : - А почему?
Воспитатель : - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит : устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Воспитатель : - А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа
Физминутка. Дикие животные
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть .
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку .
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Д/и «Кто лишний?»
1) лось, заяц, лиса
Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса - мелкими животными .
2) медведь, белка, ёж
Медведь и ёж зимой спят, а белка - нет
3) волк, заяц, белка
Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк - нет.
4) барсук, лиса, медведь
Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге
Д/и «Подбери признаки»
Посмотрите на картинки и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?
Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.
Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.
Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.
Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.
«Подбери действия»
медведь – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.
Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,
Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает
– Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду) .
Молодцы! А вы умеете составлять загадки?
Скажи наоборот.
Упражнение " Закончи предложение. "
Медведь большой, а заяц … (маленький)
У волка хвост длинный, а у медведя … (короткий)
Белка слабая, а волк … (сильный)
Д/и «Кто,где живет?»
Где живет медведь? Берлога чья?
Где живет лиса? Нора чья?
Где живет белка? Дупло чье?
Где живет волк? Логово чье?
Воспитатель :- О ком мы сегодня говорили?
Почему их называют дикими ?
А кто зимой впадает в спячку?
Назовите жилище диких животных ?
Что интересного вы еще узнали?
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Дикие животные зимой»
(старшая группа)
Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».
Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствование синтаксического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных), зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование к занятию:
Ширма и макет зимнего леса, большая кукла Вопросик Почемучкин, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами, игрушки диких животных, мольберт, снежинка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».
Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого), «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова), «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова), «Лиса и кувшин» (Обработка К.Д. Ушинского), Ш. Перро «Красная шапочка».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».
Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».
Ход занятия.1. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул.
Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…
2. Основная часть «Путешествие в зимний лес».
Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда – догадайтесь сами. Закройте глаза.
(Звучит музыка. Воспитатель открывает занавес на ширме с макетом зимнего леса.)
Воспитатель. Посмотрите, куда мы попали?
Дети. Мы попали в лес.
Воспитатель. Какое это время года?
Дети. Зима.
Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А вот и солнышко взошло.
(Включает лампу на ширме)
Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети. В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель. Как назвать этих животных одним словом?
Дети. Дикие.
Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети. Нет, не всех.
Воспитатель. Почему?
Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.
(Раздается стук в дверь, «входит» кукла Вопросик Почемучкин)
Вопросик. Здравствуйте, ребята! Как я рад снова вас видеть! Я принес новые загадки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно это …
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
(Медведь)
Вопросик. Молодцы! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей?
Дети. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост…
Вопросик. Все время забываю, чем покрыто тело животных?
Дети. Тело животных покрыто шерстью.
Вопросик. Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?
Дети. Лиса рыжая, пушистая, хитрая…
(Вопросик просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе)
Вопросик. Ой, посмотрите, у всех животных есть свои детеныши! А вы знаете, у кого кто?
Игра « У кого кто?»
Вопросик. Скажите, у лисы кто?
Дети. У лисы лисята.
Воспитатель. Вопросик, а что это выглядывает из твоего кармана?
Вопросик. Это цифры, я все время их путаю. Помогите мне их запомнить!
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Почемучкину! На столе стоят игрушки: лисята, бельчата, медвежата. Сосчитайте, сколько их и положите рядом нужную цифру.
Игра «Разложи цифры»
(Дети выполняют задание, а Вопросик спрашивает, сколько игрушек, какую цифру положил, почему)
Вопросик. Спасибо! Теперь я все цифры запомнил. Давайте поиграем?
Игра «На водопой»
Как-то днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. друг за другом)
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)
За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно
двигаются вперед)
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на выпрямленных ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения
языком – «лакают»)
Вопросик. Ребята, а правда, что белка живет в норе?
Дети. Нет! Белка живет в дупле.
Вопросик. Ой, как интересно! Расскажите, пожалуйста, где живут дикие животные.
Игра « Где живут?»
Дети. Лиса живет в норе.
Медведь спит в берлоге.
У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе.
Волк живет в логове.
Еж зимой спит в норе.
Вопросик. Спасибо, ребята! А у меня есть еще одна просьба! Расскажите поподробнее об этих животных.
(Воспитатель ставит на мольберт карточки с силуэтами диких животных)
Воспитатель. Расскажите Вопросику, кто это. Какие у него детеныши. Где живет. Назовите, какое это животное по месту обитания.
Это медведь. У него медвежата. Он зимой спит в берлоге. Медведь - дикое животное.
Вопросик. Большое спасибо, ребята! Я так много узнал! Пойду, расскажу все своим друзьям. До свидания!
(Вопросик Почемучкин «уходит»).
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Вот и ушел наш Вопросик Почемучкин. Теперь он многое узнал и, наверно, будет задавать меньше вопросов. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
Дети. Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.
Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Воспитатель. Вы порадовали Почемучкина своими ответами, многое ему рассказали, были доброжелательны. А теперь, пора возвращаться из зимнего леса в наш детский сад.
Чухманова Мария Александровна
Занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром 2-я младшая группа
Тема: «Дикие и домашние животные»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2-й младшей группе по теме "Дикие и домашние животные"
Тема: Дикие и домашние животные.
Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
Группа: Вторая младшая.
Форма проведения: Путешествие.
Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
- 1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.
- 2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
- 3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Предшествующая работа:
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Рисование животных по трафаретам.
Игры-перевоплощения в животных.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Лепка животных из пластилина.
Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
Заучивание стихов о животных.
Русские народные потешки и загадки о животных.
План занятия:
- 1. Вводная часть (беседа) - 3 мин.
- 2. Основная часть (путешествие) - 12 мин.
- 3. Заключительная часть (беседа, игра) - 5 мин.
Ход занятия
I. Вводная часть (беседа)
Дети входят в зал.
- - Ребята, вы любите гулять?
- - Куда можно пойти гулять?
- (Ответы детей.)
- - Когда люди отправляются на прогулку в далекие места - это называется путешествием.
- - Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
- - Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.
II. Основная часть (путешествие)
В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.
Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.
Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:
На воздушном шаре мы летим,
На воздушном шаре мы летим, как птицы.
Вот и домик виден там вдали,
Поскорей бы нам на землю опуститься.
Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.
- - Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей.)
- - Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:
- - Здравствуйте, кто здесь живет?
То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.
- - Вы отгадали загадку? Кто же это?
- - Кошка.
- - Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
- - Домашнее.
- - Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
- - Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)
- - Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.
- (Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок.Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
- - А теперь назовите животное и его детеныша.
Ответы детей:
- - У собаки - щенок.
- - У кошки - котенок.
- - У курицы - цыпленок.
- - У коровы - теленок и др.
- - Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.
Показываем картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят как эти животные кричат.
Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.
Под исполнение песни путешествие продолжается.
Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке.
Ручки к тучкам тянем мы все выше.
В лес зеленый мы скорей спешим,
На полянку мы опустимся потише.
Возле леса песня заканчивается.
- - Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)
- - А какие животные живут в лесу? (Ответы детей.)
- - Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
- - Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь.
Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.
- - А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.
- (Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
- - Назовите животное и его детеныша.
Ответы детей:
- - У зайца - зайчонок.
- - У волка - волчонок.
- - У белки - бельчонок и др.
- - Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.
Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.
Наше путешествие кончается,
Нам пора обратно в детский сад.
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть будет рад.
III. Заключительная часть (беседа, игра)
- - Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки. На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой - леса. Дети раскладывают картинки с изображением диких и домашних животных на две «полянки».
- - Молодцы, помогли животным разобраться.
- - Вам понравилась наша прогулка? (Да.)
- - Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)
- - О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)
- - Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.
Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные - к условному обозначению леса, домашние - к условному обозначению домика.
Технические средства обучения: магнитофон с записью музыки.
Дидактические материалы:
- 1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.
- 2. Карточки с условным обозначением леса и дома.
- 3. Макет домика.
- 4. Макеты деревьев.
- 5. Шапочки с животными.
Разделы: Работа с дошкольниками
Ход занятия
Дети сидят за партами.
Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы с вами пойдем на экскурсию в необычный музей. А что такое - музей? Какие бывают музеи для чего люди ходят в них?
Я буду вашим экскурсоводом. Кто такой экскурсовод?
Перед тем как отправиться в музей, давайте вспомним, как там надо себя вести.
Правильно, надо внимательно слушать экскурсовода и отвечать только тогда, когда он задает вопросы и самим задавать вопросы.
Перед тем как отправиться на экскурсию, давайте отметим на горе знаний наш уровень подготовленности. Как вы думаете, где мы находимся и почему именно здесь?
Да, мы уже не в самом начале пути познаний, вы уже узнали много интересного и продвинулись на ступень вперед, но нам еще предстоит узнать и открыть для себя много новых знаний. И в конце занятия мы с вами посмотрим, сделали ли мы новые открытия и продвинулись ли вперед. Хотите ли вы подняться еще выше?
На стене оформлены материалы по 3 залам:
1 зал: Северный полюс – картина;
2 зал: Тундра – кроссворд;
3 зал: Тайга – смешанный лес (перевернутые картинки с изображением животных – отгадки).
Сейчас встали и прошли за мной в наш необычный музей.
Посмотрите, какой необычный зал. Здесь висит только одна картина. Внимательно осмотрите ее и скажите, куда мы попали? (В Арктику, на Северный полюс).
Но, если мы попали на Северный полюс, то, какое несоответствие есть в картине? (Художник перепутал места обитания бурого медведя и оленя).
А почему эти животные не могут здесь жить? (Круглый год зимой и летом холодно. Здесь ледяная пустыня: нет растений и эти животные не приспособлены здесь жить: мех, окраска, пища).
Какие животные обитают в Арктике?
Так, что же надо иметь животным на Северном полюсе, чтобы выжить?
Закрепить надпись “Северный полюс” и картинки с этими зверями на Северном полюсе (делает учитель).
Ребята, давайте вспомним, а где мы с вами живем?
Правильно, на Крайнем севере, в зоне тундры.
А знаете ли вы, какие животные у нас обитают, вот это мы с вами сейчас и проверим.
Посмотрите, что это такое у нас здесь висит? (кроссворд: волк, олень, песец, заяц)
Назовите этих зверей.
На какие две группы можно разделить этих зверей и почему. Чем они отличаются друг от друга? (травоядные и хищники).
Скажите, так чем отличается зона тундры от Арктики?
Хоть у нас и вечная мерзлота и верхний слой земли очень небольшой, но, тем не менее, у нас все равно есть растительность и поэтому животных становится больше: есть не только хищники, но и травоядные.
А каких еще вы знаете зверей, которые обитают у нас на Крайнем Севере?
Некоторые из них занесены в Красную книгу. Какие? Что это за книга, кто может объяснить?
Вот послушайте стихотворение:
Их осталось очень мало,
Трудно выжить им сейчас,
Смотрят со страниц и просят
Защитите, люди, нас.
Давайте поместим этих зверей в их климатическую зону. (учитель прикрепляет название зоны, дети – картинки).
А теперь, чтобы узнать в какой зал мы с вами пришли, надо отгадать загадки:
По снегу петляла -
Следы заметала.
И скрылась плутовка в чащобе лесной,
Охотник угнаться не мог за …Ох, мохнатый, ох, большой
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жует,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.Трав копытами касаясь,
Ходит по полю красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (лось).
Молодцы! А сейчас будут загадки-обманки, будьте внимательны.
Клубком свернулся, ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий …В чаще, голову задрав,
Воет с голоду …
После каждой загадки ответы переворачиваются.
Посмотрите, сколько зверей у нас появилось. Как вы думаете, где они живут и почему их так много? (В тайге и смешанных лесах: там, где теплее, много растений, пищи).
Давайте поместим их на карту: туда, где они живут. (учитель - название зоны, дети - картинки).
А сейчас я хочу предложить вам игру, которая называется: “Отгадай-ка”. Вам надо подумать, вспомнить повадки зверей и изобразить какое-нибудь животное. Один будет показывать, но перед этим мне на ушко скажет, кого он хочет изобразить, а остальные отгадывать. 5-6 человек.
Молодцы, как вы хорошо показали этих животных. А теперь все изобразите зайчика. И сейчас все зайчики будут заниматься зарядкой.
Физкультминутка.
Зайки белые сидят и ушами шевелят,
Вот так, вот так, - и ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Вот так, вот так, - надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять,
Надо зайкам поскакать.
Вот так, вот так, -
Надо зайкам поскакать.
Наша экскурсия закончилась, но занятие еще продолжается. Вам понравилось в музее? Что нового вы узнали, а что повторили?
На доске схематическое изображение животных: хищники, травоядные, всеядные.
Прошли, сели за парты.
Посмотрите, у вас на партах лежат картинки с изображением разных животных. Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?
Ваша задача:
1 ряду – надо найти хищников
2 ряду – найти травоядных
3 ряду – всеядных
(белка, еж, медведь)
Проверим.
Какие животные у нас хищники?
Какие животные - травоядные?
Какие животные - всеядные?
И объясните почему.
Что вы открыли нового для себя. Что вас удивило? О чем хотите рассказать маме и папе.
Как вы думаете, мы продвинулись вперед по горе знаний?
Но посмотрите, как нам еще далеко надо идти вперед, как много всего надо будет узнать. Что для этого надо сделать?
Для этого надо будет много заниматься не только в школе, но и дома, надо читать книги, ходить в музеи, библиотеки. И с каждым открытием, новым знанием мы будем продвигаться все дальше и дальше по дороге к вершине “горы знаний”.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
по теме: «Дикие животные наших лесов»
Цель:
уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных, их детенышей(когда появляется потомство у медведицы; почему зайчат называют «настовиками»;
закрепить знания о жилищах животных; повадках; питании; чем отличаются от домашних животных;
развивать внимание; умение рассказывать о диком животном выразительно и эмоционально;
обогащать активный и пассивный словарь: название диких животных; согласовывать существительное с прилагательным: «медвежьи», «заячьи», «барсучьи», «волчьи»;
воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе и её обитателям.
Ход .
Сегодня мы с вами беседуем о диких животных.
(рассматриваем иллюстрации).
Словесная игра: «Звери шли на водопой»
В жаркий день лесной тропой звери шли на водопой идут по кругу
За мамой лосихой - топал лосенок топают ногами
За мамой лисицей – крался лисенок крадется
За мамой ежихой катился ежонок присесть
За мамой медведицей шел медвежонок вперевалочку
За мамою белкой – скакали бельчата вправо- влево на 2х ногах
За мамой зайчихой – косые зайчата на прямых 2х ногах
Волчица вела за собою волчат выносить руки вперед
Все звери и дети напиться хотят наклоняются вперед
Сегодня наши ребята приготовили небольшие рассказы о диких животных.
Загадка. «Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной» (еж)
(Дети одевают маски животных и выходят рассказывать)
Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору ,
Готовил с осени запас: гриб и ягоды припас.
Трудился, не ленился!
Меня вот разбудили и к вам, ребята пригласили
Чтоб о себе все рассказал.
Сюда б медведя я позвал, но он в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Он много ел и много пил.
Нам с медведем зимой одна работа-
Крепко спать и весны ждать.
Воспитатель . Ребята у ежихи ежата рождаются сразу с иголками, но они мягкие и белые.
«Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,
А проснется, ну ревет, как зовут его…(медведь)
Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле, в берлоге тепло. В феврале у медведицы появляется медвежата.
Медвежонок покрыт шерстью. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями, а также рыть землю. Медведи всеядны.
Воспитатель . Ребята, а знаете почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?
Медвежата рождаются зимой, так как только зимой у медведицы есть свой «дом» - берлога. Медведь, которого разбудили зимой, очень опасен не только для зверей, но и для человека, так как зимой он не может найти себе еду.
«Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил» (белка)
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Всю осень дупло утепляла, пуха, соломки натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?
Трудно белке зимовать…
Зимой белый, летом серый. (заяц)
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз.
И еды не хватает, а питаюсь я корой, ягодой замершей.
Что под снегом он найдет - все ему впрок пойдет.
Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.
Воспитатель. Заяц одевает белую шубку, только уши остаются черными.
А зайчата рождаются зимой и называют их «настовиками».
Почему? Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст. (это корочка ледяная на снегу).
Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (лиса)
Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.
Хвост красивый, какой – мне он нравится самой!
Живу в норе, там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Мне зимой трудно бывает.
Воспитатель. Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У нее очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Еще лиса может питаться ежами, сусликами, хорьками.
Дружбу водит он с лисой,
Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щелк, щелк,
Очень страшный серый…(волк)
Волк очень хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Чутье у волка отличное, он чувствует запах металлического капкана даже под снегом, прекрасное зрение, он хорошо видит даже в сумерках.
Живет он всюду, где только может добыть себе еду – мясо.
Иногда селится рядом с человеческим жильем, около пастбищ.
3. Физминутка.
« Как на горке – снег, и под горкой – снег,
И на елке – снег, и под елкой – снег, (поднимаются на носки; приседают)
А под снегом спит медведь-
Тише, тише – не шуметь. (пальчик у губ).
4. Презентация «Дикие животные наших лесов »
(строение, питание зверей).
5. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом,
Не страшны зимой метели – белочке в дупле на ели,
Под кустами еж колючий нагребает литья в кучу,
Из ветвей, корней, коры – хатки делают бобры,
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
(загибают пальчики одновременно на двух руках)
Есть у каждого свой дом, всем тепло уютно в нем.
Ударяют кулачками и ладошками).
6. Словесная игра «Чья, чьё, чьи?»
Уши зайца - чьи уши? заячьи;
Морда медведя – чья морда? медвежья.
Хвост лисы - чей хвост? лисий
Рога оленя – чьи рога? оленьи
Лапы волка – чьи лапы? волчьи
Хвост ежа – чей хвост? ежиный
Копыта лося – чьи копыта? лосиные
Логово волка – чьё логово? волчье
7. Игра « Кто, где живет?»
Белка - в дупле; волк – в логове; медведь – в берлоге;
Лиса в – норе; бобры в хатках; и т.д.
8. Игра «Назови детеныша»
у лисы - лисенок; у волка - волчонок; у медведицы – медвежонок; у
лося – лосенок; у барсука – барсучонок.
Занятие НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе
Тема: «Комнатные растения».
Программное содержание :
Закрепить знание названий знакомых детям растений; уточнить представление о значении корня в жизни растений (впитывает из почвы влагу и питательные вещества, помогает закрепиться в почве, растение живет, пока жив корень);
формировать умение замечать красоту комнатных растений;
Познакомить с новым комнатным растением – фиалка; со способами размножения растений на примере комнатного растения – бальзамин.
учить различать его по внешним признакам (величина, форма, цвет, плотность, поверхность: дать детям новые знания о лекарственных свойствах комнатных растений; расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, ясно и внятно выражать свои мысли.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, посмотрите, как много в нашей группе растений. Они растут в помещении, в нашей группе, поэтому и называются «комнатные растения». Давайте скажем все вместе: «комнатные растения».
А сейчас давайте пройдём по групповой комнате и познакомимся с комнатными растениями (воспитатель знакомит детей с комнатными растениями, называет их названия, дети хором повторяют, дети с помощью воспитателя рассматривают листья и говорят, на что похожи листья).
Посмотрите, ребята, у каждого растения свои листочки, цветы.
Воспитатель : Ребята, в нашей комнате есть неухоженные растения: не политые, пыльные, с сухими листьями. Чтобы этого не произошло, что мы должны сделать? Как правильно ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей)
Правильно, ребята, а теперь посмотрите на схему «Условия жизни растении».
Если мы будем соблюдать все эти правила по уходу за комнатными растениями, то наши растения будут радовать нас своей красотой и будут нашими лучшими друзьями.
Дети: Цветок. Ой, ребята, нас ждёт ещё один сюрприз. Что здесь спрятано? Давайте посмотрим, что это?
Воспитатель: Красивый цветок, вам нравится?
Дети: да.
Воспитатель : А называется он бальзамин. Повторите хором. Кому трудно выговорить «бальзамин» по- другому можно назвать его «огонёк».
А почему его называют «огонёк», как вы думаете?
Потому что его цветы похожи на огоньки.
Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит растение?
кто покажет и назовёт части растений.
Воспитатель: как вы думаете, где у этого растения корень?
Правильно, они находятся в земле.
А теперь давайте посмотрим по схеме: стебель, листья, цветы, корень.
Ребята, посмотрите, что у меня есть? Это отросток бальзамина. Прежде чем посадить отросток в горшок с землёй, мы должны поставить его в вазу с водой и дождаться, когда отросток даст корни, после этого мы посадим отросток в горшок с землёй.
Я предлагаю всё, что будет происходить с черенком, зарисовывать в тетради наблюдений, а через две недели посмотрим, какие изменения произошли с ним. Вот наш черенок дал корешки. Теперь мы посадим его в горшок с землей и будем поливать и дальше наблюдать.
Давайте отдохнём и проведём физминутку
«Семена у нас взошли».
Уж ты, семечко-зерно,
Ляжешь в борозду на дно (дети опускаются на корточки)
Ты не бойся, золотое.
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли! (медленно встают вырастают)
Вот весною, в ранний час,
Семена взошли у нас
Вышли к солнышку из тьмы (потягиваются).
Здравствуй, солнце, это мы! (поднимают руки над головой, машут кистями)
Мал ещё росток – ребёнок (опускают руки вниз)
Только вырос из пелёнок (по очереди наклоняют голову в разные стороны)».
А сейчас поиграем в игру
« Найди такое же растение»
(демонстрирую фотографии комнатных растений, дети находят их в группе.
Ребята, я хочу познакомить с комнатным растением – фиалка.
Это растение не любит обильной влаги, прямых солнечных лучей.
Размножается листом, протирать листья надо осторожно мягкой кистью.
.
Теперь мы посадим его в горшок с землей и будем поливать и дальше наблюдать.
Вот так выглядит наш черенок через месяц после посадки в землю.
Бальзамин –очень любит обильный полив, прямые солнечные лучи.
Воспитатель: ну, вот ребята теперь вы знаете как ухаживать за комнатными растениями,
знаете их названия.
Конспект НОД художественное творчество аппликация в подготовительной группе
«Ежик»
Провела воспитатель: Л.А. Минеева.
Программное содержание .
Развитие у детей познавательного интереса к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.
Расширять и обогащать знания детей о природе, диких животных. Совершенствовать умения детей: в силуэтном вырезывании фигурок животного, создавать выразительный образ, дополняя изображения деталями (глаза, нос, уши); колючки ежа сделать объемнее путем складывания квадрата бумаги по диагонали.
Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кистью.
Развивающие:
Активизировать речь детей по данной теме. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к природе, животному миру.
Просмотр презентации "В мире животных ".
Практическая: Сложить квадрат по диагонали и наклеивать сверху близко друг к другу, в несколько рядов.
Материал к занятию:
Готовый силуэт ежа
Полоски бумаги черного цвета
Фломастеры черного цвета
Овал белого цвета
ножницы, клей, кисти для клея.
Ход НОД:
Организационная часть.
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это …
Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит ежик.
Дети: Он колючий у него маленькие лапки,
есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.
Воспитатель: Мордочка у ежа маленькая с вытянутым носом,
вся покрытая короткими серыми волосками.
Черные, как бусинки, глаза кажутся умными,
но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный.
Лапки у ежа короткие с маленькими коготками.
Что я еще забыла?
Колючки!
Ну, конечно же, колючки! А для чего они ему нужны?
Дети: Чтобы ежика не съели волк и лиса.
Воспитатель
: Верно. Как же ежу без иголок? Это средство защиты от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иголки – попробуй-ка, съешь его! А как он их еще использует?
Д. Он носит на них грибы, ягоды.
Воспитатель Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью. Он и жилище свое обустраивает на зиму. Вот послушайте, как он это делает:
Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится на встречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаешь? Приглядись-ка – это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели .
Чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом накопить жирок. А вы знаете, чем любит лакомиться ежик?
Д. Он любит грибы, яблоки, ловит мышей.
В. Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. Еж – очень полезный зверек: он избавляет лес от многих вредителей
В. Скажите, а как зовут детенышей ежа?
Д.
Ежата.
В.
Весной в гнезде ежа, которое он устраивает где-нибудь под кустом или в какой-нибудь ямке, появляются малыши. Они родятся слепыми, и иголок на них сначала нет. Потом иголки появляются: белые и мягкие, потом темнеют и становятся твердыми и крепкими.
Мама - ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком. А если чувствует опасность, то перетаскивает своих детенышей в другое место, более безопасное. Когда ежата подрастают, ежи-родители учат своих малышей искать и ловить разных насекомых. Хотите побывать в лесу, где живут ежики?
Практическая часть:
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам выполнить поделку «Ёжика» в технике аппликация. Для создания выразительного образа, мы будем дополнять наше изображение деталями – глаза, нос, уши.
Колючки, которые мы выполнили заранее, позволят нам отразить природные качества ежика и придать нашей работе объемность.
Этапы выполнения работы:
Дети нарезают квадратики и складываем по диагонали противоположные сторон. 3аполнить туловище ежа иголками: треугольники будем приклеивать рядышком рядами в шахматном порядке.
Заключительная часть:
Воспитатель: Сегодня вы ближе познакомились с лесным зверьком – ежом, узнали о нем много нового. А также вы хорошо поработали: ежики получились замечательные, они очень похожи на своих лесных братьев, такие же забавные и колючие. Я думаю, что с такими иголками вашим ежикам не страшен ни волк, ни лиса.
Ребята, а вы знаете, что ежику не всегда нравились его колючки. Хотите узнать, что такое могло случиться, чтобы ежик понял, как они ему необходимы?
Чтение педагогом стихотворения
П. Воронько «ЕЖИК»
«Ежик маленький сердит, он колючками покрыт:
-У других пушок и шерстка, и не колко, и не жестко.
Почему достались мне сто колючек на спине?
Серый волк подкрался сзади,
Но с клубком не смог он сладить:
Нос и губы поколол и голодный в лес ушел.
У ежа довольный вид: он колючками покрыт».
. Оснащение логопедического уголка в детском саду.
Картинки по лексическим темам
Каталог речевых игр
Упражнения по артикулляционной гимнастике
Упражнения дыхательной гимнастики
Упражнения по пальчиковой гимнастике
Игры на развитие фонематического слуха (цветные обозначения звуков)
Художественные произведения по программе
Словесные дидактические игры
Чистоговорки, потешки, поговорки, предметные сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для составления рассказов
Картинки с изображением явлений природы
Профессий
Техники специального назначения
С изображением признаков предметов (светлый, темный, чистый, грязный)
С изображением действий предметов (ложится спать, бегает)
С изображением синонимов
зеркало
« Когда в душистом сквозняке присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-ты многое заметишь, друг
Личинку тащит муравей, спешит куда-то меж корней.
Большой сосны на толстый сук уселся золотистый жук..» .
Такими словами началось путешествие в лес. На лесных дорожках ребята встретили многих насекомых: паука, бабочку, кузнечика, божью коровку и. д. познакомились с насекомыми, которых не увидишь на участке и в лесу.
Узнали ребята, что насекомые бывают не только полезными и вредными,
но и хищными: стрекоза, кузнечик, божья коровка т.д.
Но самым неприятным оказалось насекомое, от которого много не только неприятностей, но и вреда это - муха, которая разносит разные болезни. Рассмотрели схему превращения гусеницы в бабочку. Рисовали, лепили насекомых.
Непосредственно образовательная деятельность
Художественное творчество – лепка
Подготовительная группа
«Стрекоза и муравей»
Цель занятий
Обогащение знаний детей о стрекозах и муравьях
Задачи НОД:
Обогащать знания о стрекозах и муравьях.
развивать связную и выразительную речь;
Развивать навыки лепки:
Из целого куска пластилина;
Фигурки из составных частей с помощью примазывания.
Учить:
- создавать единую композицию;
- использовать дополнительно бросовый материал для дополнения композиции яркими деталями
”:
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща; развивать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; формировать умение правильно вести себя, не перебивать других, выслушивать до конца, создание положительной атмосферы в группе;
формировать у детей потребность в активной двигательной деятельности
Предварительная работа
Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», рассматривание иллюстрации.
.
Демонстрационный материал к занятию
Презентация НОД, компьютер, игрушки насекомых.
Материалы, инструменты
Пластилин, стеки, бусинки, кусочки кальки, зубочистки, доски для работы, салфетки бумажные и матерчатые.
Ход НОД
Воспитатель : Ребята я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения, а вы попробуйте
отгадать из какого произведения эти строки и кто автор этого произведения.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле:
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждый ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Дети :
Это отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей
Воспитатель: Замечательный писатель баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Стрекоза и муравей». А теперь назовите мне, пожалуйста, главных героев этой басни.
Дети:
Стрекоза и муравей.
Воспитатель:
Да! Эти герои привлекают наше внимание. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием.
Воспитатель: А какая мораль этой басни?
Дети:
Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.
Воспитатель:
Басня Ивана Андреевича Крылова учит нас быть трудолюбивыми, справедливыми, честными. Хотя в басне действуют насекомые, но мы то с вами понимаем, что речь здесь идёт о людях. Автор нам помогает оценить их поступки.
Давайте посмотрим. (Воспитатель демонстрирует иллюстрацию из книги)
Воспитатель:
Обратите внимание, на эти иллюстрации их нарисовали художники, чтобы мы не только могли слушать текст самой басни, но и хорошо могли представить себе, как выглядят герои басни (как одеты, черты лица), какой у них характер
Любых героев можно не только рисовать, но и делать их объёмными- лепить, вырезать, отливать в различные формы… Эту работу выполняют скульпторы. А работы их называются скульптурами. Эти скульптуры большие по размеру.
А вам я сегодня предлагаю побывать в роле скульпторов и слепить из пластилина героев нашей басни Стрекозу и Муравья.
Воспитатель:
Давайте, вспомним из каких частей состоит тело стрекозы (туловище - вытянутое,
голова – большая, круглая; глаза - выпучены; крылья - прозрачные, овальной формы.),
из каких частей состоит тело муравья (тельце муравья состоит из трёх частей - головы, груди и большого брюшка. Лепить брюшко, грудь и голову необходимо в форме конусов.
Затем добавляем шесть ножек их можно слепить из пластилина, а можно из веточек. Затем «оживляем» голову. Усики лепим из пластилина или сворачиваем из проволоки).
Методом примазывания необходимо соединить все эти детали, чтобы скульптура получилась целостной и устойчивой.
Работа предстоит большая, я предлагаю вам договориться, кто из вас будет лепить стрекозу, а кто муравья.
(Материал дети выбирают самостоятельно)
Прежде чем приступить к работе нам необходимо ручки наши разогреть.
(массаж кистей рук)
Самостоятельная деятельность детей.
Физкультминутка
(дети выполняют действия)
Муравей ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
(Руки опущены, выполняем стряхивающее движение)
Муравья на землю смыл.
(Хлопок ладошками по коленкам.)
Солнце стало пригревать,
(
Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками
)
Муравей ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)
Воспитатель:
Ну что, ребята, хорошо отдохнули? Продолжим нашу работу. Дети, во время работы вы можете пользоваться стеками. Работа предстоит непростая и кропотливая. Вам нужно заранее хорошо представить своего героя, а затем подобрать пластилин нужного цвета, придать ему задуманную форму. Пожалуйста, не забывайте делиться друг с другом пластилином нужного цвета, учитесь взаимовыручке.
Итог занятия:
В конце занятия проводится выставка детских работ и обсуждение, дети высказывают свое мнение по поводу каждой работы, советуют, что можно бы было сделать еще. Воспитатель отмечает удачные работы или отдельные элементы.
После занятия театрализованное представление
«Стрекоза и муравей»
Ведущая:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою,
Всё его одело.
Стрекоза:
Так недавно к нам в оконце Каждый день глядело солнце А теперь пора настала - В поле вьюга загуляла. Разбежалась с песней звонкой, Всё укрыла, как пелёнкой, Запушила снежным пухом - Стало всюду пусто, глухо.
Ведущая:
Злой тоской удручена. К муравью ползёт она.
Стрекоза:
Не оставь меня, кум милый, Дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней. Прокорми и обогрей.
Муравей:
Кумушка, мне странно это, Да работатала ль ты лето?
Ведущая:
Говорит ей Муравей.
Стрекоза:
До того ль, голубчик, было В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час Так, что, голову вскружило.
Муравей :
Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши!
Стрекоза:
Я лениться перестану (гладит муравьёв) Нянчить буду малышей, и помощницей вам стану, Только, братец, обогрей».
Муравей:
Так и быть, кума-соседка, Я не буду помнить зла
Алгоритм одевания
Чего нельзя делать в природе
!
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт