Конкретизация характеристики международной экономической интеграции. Московский государственный университет печати
Целевой инструктаж проводится на предприятиях для предотвращения несчастных случаев при выполнении производственных заданий. Порядок, задачи, цели и документальное оформление процедуры прописаны:
- в Трудовом кодексе;
- в постановлении Минтруда № 1/29 от 13.01.2003 (в том числе указываются случаи, когда проводится целевой инструктаж по охране труда);
- ГОСТах 12.0.230-2007 и 12.0.004-2015;
- ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности».
Что представляет собой целевой инструктаж?
В Трудовом кодексе закреплено обязательство работодателя проводить инструктажи персонала перед началом работ. Нормы статей 212, 214 и 225 ТК РФ содержат информацию о том, что работники не допускаются к выполнению заданий, если предварительно не прошли обучение технике безопасности.
Целевой инструктаж от других типов обучающих мероприятий на предприятиях отличается тем, что его проводят только в случае необходимости в осуществлении внеплановых работ, которые не относятся к непосредственным обязанностям сотрудников. Проведение целевого инструктажа подразумевает донесение теоретической информации о предстоящей работе, возможных опасностях при ее выполнении, способов профилактики несчастных случаев и методов оказания первой помощи при возникновении внештатной ситуации.
В каких случаях проводится целевой инструктаж
Инструктаж целевого назначения может касаться правил поведения на объекте, обеспечения норм по охране труда и противопожарной безопасности. Целевой инструктаж проводится в следующих случаях:
- при поручении сотруднику разовой работы, не относящейся к основной сфере его деятельности;
- при выполнении задач по ликвидации последствий катастроф, аварийных ситуаций или стихийного бедствия;
- при оформлении допуска к работам, которые могут быть реализованы только при наличии специальных разрешительных документов.
В каких случаях проводят целевой инструктаж – это могут быть погрузочно-разгрузочные операции, субботники, работы за пределами территории предприятия, участие работников в массовых мероприятиях развлекательного характера.
Кто проводит целевой инструктаж?
При штате предприятия от 50 человек, в организации должна быть введена должность инспектора по охране труда. При небольшой численности сотрудников ответственность за обеспечение безопасности персонала возлагается на руководителя компании или на индивидуального предпринимателя.
Целевой инструктаж на рабочем месте может проводиться аккредитованным специалистом в сфере безопасности, сотрудничающим с учреждением по гражданско-правовому договору . Кем и в каких случаях проводится целевой инструктаж на малых предприятиях? Ст. 217 ТК РФ разрешает вводить должность инспектора или инженера по охране труда даже при небольшом штате, если необходимость вызвана спецификой деятельности организации.
Кто проводит целевой инструктаж по охране труда? При отсутствии инспектора или инженера по охране труда допускается осуществление инструктажа куратором работ. В качестве такого специалиста выступает начальник лаборатории, мастер участка или директор предприятия.
Целевой противопожарный инструктаж
Инструкцию по правилам поведения озвучивает лицо, ответственное за пожарную безопасность в организации. После ознакомления с ней персонала проводится проверка усвоенной информации, закрепляются навыки пользования средствами ликвидации очагов возгораний и оказания медицинской помощи пострадавшим.
Целевой инструктаж по пожарной безопасности необходим для:
- проведения сварочных и огневых работ;
- ликвидации последствий ЧС;
- участия во взрывоопасных работах;
- реализации массовых мероприятий разного характера на территории предприятия с числом участников свыше 50 человек.
Порядок проведения целевого инструктажа
В зависимости от ситуации для проведения занятий по технике безопасности с персоналом разрабатываются специальные инструкции. Например, целевой инструктаж в электроустановках предполагает освещение информации о:
- мерах безопасности;
- порядке перемещения по территории с указанием границ рабочего места;
- правилах пользования инструментами.
Порядок проведения целевого инструктажа по охране труда требует издания приказа, назначающего ответственное лицо за обеспечение безопасности сотрудников в конкретной ситуации. На следующем этапе разрабатываются правила поведения работников, осуществляется целевой инструктаж по охране труда. Результаты обучения документируются. Проверка знаний реализуется через устный опрос. При неудовлетворительном уровне знаний отдельных сотрудников с ними проводится повторный инструктаж.
Целевой инструктаж – определение списка документов для оформления результатов инструктирования
Итоги инструктажа могут быть отражены в специальном журнале, наряде-допуске, разрешении на работу или в личных карточках сотрудников (при их наличии). Журнал целевого инструктажа должен быть прошит и пронумерован. В нем указывается тип инструктажа, сроки его проведения, перечислены инструктируемые лица с внесением сведений о занимаемых ими должностях.
Целевой инструктаж по охране труда заканчивается устным опросом и проставлением в соответствующих документах подписей прошедших инструктаж и ответственного лица. В личных карточках обязательно указываются названия инструкций, озвученных персоналу в связи с возникшей необходимостью.
Форма журнала целевого инструктажа – образец:
Наименование организации
__________________________
ЖУРНАЛ
регистрации целевого инструктажа
по охране труда
Наименование подразделения
___________________________
Начат___________________20 г.
Окончен_________________20 г.
Руководитель подразделения, ответственный за проведение инструктажа: ____________________________
Интегра́ция - процесс объединения частей в целое.
Экономическая интеграция - процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания экономических систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласования действий.
Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации экономики государств, ведущая к постепенному слиянию национальных экономических систем.
Интернационализация экономики представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).
МЭИ - высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результате углубления международной специализации (специализации отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках) и объединения национальных хозяйств ряда стран.
Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капиталов отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей.
На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования международных организаций и согласования национальных политик.
Бурное развитие межфирменных связей вызывает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. (формируются наднациональные правила)
В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими межгосударственными или наднациональными органами управления.
Формы (стадии) экономической интеграции:
1. Преференциальная зона – объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены торговые ограничения на импортируемые товары. (ВТО )
Преференции - это льготы, которое одно государство предоставляет другому при назначении пошлин на ввоз товаров.
2. Зона свободной торговли – преференциальная зона, где отменено большинство торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).
Примером является
Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены.
ЕврАзЭс - Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, включающая (Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан) существовавшая в 2001-2014 годах. Создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.
10 октября 2014 года главы государств-членов ЕврАзЭС в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества. Это объединение прекращает свою работу в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.
Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза ЕврАзЭС подписан 29 мая 2014 года (вступит в силу с 1 января 2015 года). В состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения.
3. Таможенный союз – форма коллективного протекционизма, межгосударственное формирование, в рамках которого помимо торговых ограничений действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Примером является таможенный союз ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения).
Свободная торговля осуществляется в рамках Европейского таможенного союза, включающего, помимо государств-членов Европейского союза, также Турцию
Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.
4. Единый или общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и трудовых ресурсов (без официальных приглашений со стороны и при возможности легального трудоустройства ).
Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ, англ. European Economic Area, EEA) - создана 1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами Европейского союза, присоединиться к Европейскому общему рынку.
Экономическая зона включает в себя все страны Европейского союза и три из четырех стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, EFTA) (Исландию, Норвегию и Лихтенштейн).
В мире существуют ситуации, когда региональные интеграционные группировки характеризуются общим рынком, но не устанавливают единого тарифа и не проводят единую внешнеторговую политику.
5. Экономи́ческий сою́з - один из видов экономической интеграции государств, включающий признаки 3й и 4й форм экономической интеграции (Таможенного Союза и Общего рынка), а также наличие соглашений о гармонизации (согласовании) бюджетно-налоговой и монетарной политики (единая экономическая политика)
6. Экономический и валютный союз –К 5-й форме добавляется единая валюта и валютно-финансовая политика (например, Еврозона).
Еврозо́на - совокупность стран, входящих в действующий в рамках Европейского союза Экономический и валютный союз (ЭВС), англ. В настоящее время объединяет 18 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро.
6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономической интеграции добавляется политическая интеграция (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.). Другими словами, интеграционная группировка начинает приобретать признаки единого государства (Еврозона приближается к данной степени интеграции )
Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.
Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.
Зона свободной торговли создает неудобство, которое заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества.
Создание зоны свободной торговли или таможенного союза может, как повысить, так и понизить благосостояние.
Факторы, определяющие интеграционные процессы:
1. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.
2. Углубление международного разделения труда.
3. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.
4. Повышение степени открытости национальных экономик.
Все эти факторы взаимообусловлены.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
международный интеграция экономический союз
Введение
1.1 Сущность, причины возникновения международной экономической интеграции
Заключение
Введение
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства.
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.
Актуальность темы контрольной работы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Цели и задачи изучения темы: изучить сущность, причины возникновения и формы международной экономической интеграции; раскрыть особенности развития интеграционных процессов в различных регионах мира, а также экономические последствия вступления в торговые и экономические союзы.
Предметом данной контрольной работы является определение международной экономической интеграции, как процесса хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Объектом данной контрольной работы является определение сущности понятия международной экономической интеграции и выделение ее этапов.
1. Общие понятия об экономической интеграции
1.1 Сущность, причины возникновения международной экономической интеграции
Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями.
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их воспроизводственных структур на различных уровнях, в различных формах.
Примером может быть стабильно идущее на протяжении XX века усиление связей американских корпораций с канадскими и мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия.
Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь ЕС и НАФТА, в развивающихся - МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой - СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АТЭС.
В наиболее полной форме в настоящее время интеграционные процессы нашли свое выражение в создании Евпрпейского союза. США, Канада и Мексика нацелились на создание в обозримой перспективе общего экономического пространства. Боливия, Венесуэла, Колумбия и Перу стремятся к созданию Андского общего рынка. Усиление межгосударственной интеграции происходит также в Юго-Восточной Азии, Африке, Арабском мире и Центральной Америке.
Интеграционные процессы существенно различаются по характеру, глубине и интенсивности. Они носят преимущественно региональный характер, но одновременно происходят и межрегиональные интеграционные процессы. Так, в последнее время интенсивно развивается экономическое взаимодействие Северо-Американского и Азиатско-Тихоокеанского регионов и изучается вопрос о возможности присоединения Японии к Американо-Канадско-Мексиканской интеграции. Также обсуждается вопрос о создании зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Характерные черты МЭИ
· Высокий уровень МРТ и хозяйственной кооперации. Между связанными интеграцией странами развиваются интенсивный благодаря льготным условиям обмен товарами, услугами, капиталами и трудовыми ресурсами
· Страны проводят общую согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве, транспорте, в валютной и других сферах
· В условиях экономической интеграции сферы сотрудничества стран постоянно расширяются, между ними осуществляются общие проекты, организуются СП, банки, валютные союзы, коллективные валютные единицы и проч.
1.2 Признаки,условия и предпосылки международной интеграции
Признаками международной интеграции являются:
· Взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
· Глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
· Целенаправленное регулирование интеграционных процессов;
· Возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональных структуры).
Уровни интеграции:
· макроэкономический (государственный уровень). Целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов. Согласование национальных политик в рамках проведения совместной экономической, научно-технической, финансовой, валютной и оборонной политики. Это создает наилучшие условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в рамках единого региона.
· микроэкономический (межфирменный - ТНК) - на уровне отдельных компаний, которые в своей хозяйственной деятельности вступают в интеграционные процессы, создают филиалы, СП.
Предпосылки МЭИ:
· углубление международного разделения труда
· растущая интернационализация хозяйственной жизни
· всеобщая НТР
· повышение степени открытости национальных экономик
Условия и предпосылки международной интеграции
· Примерно равный уровень экономического развития стран
Это желательно, но не обязательно. Требуется достаточно длительный период времени, чтобы страна, имеющая по сравнению с другой страной значительно более низкие экономические показатели, смогла на равных участвовать в интеграционных процессах. Более сильные в экономическом отношении партнеры будут вынуждены часть средств направлять на подтягивание слабой экономики этих стран, а не на развитие интеграционных процессов.
Безусловно, сегодня можно приводить в пример положение в Евросоюзе, где даже созданы специальные фонды регионального развития. Тем не менее, Греция все-таки не смогла на первом этапе соответствовать Маастрихтским критериям и не попала в зону евро. Определенные сложности переживает и НАФТА, на пространстве которой «весовые категории» США и Мексики явно разные.
Сам Евросоюз обозначил очень четкие критерии для принятия новых членов, причем наиболее строгие подходы сформулированы в экономической сфере.
· Интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме
Страны, находящиеся в кризисной ситуации, крайне тяжело интегрируются друг с другом. Экономика в кризисный период занята выживанием, поиском сильных партнеров, способных вытащить ее из кризисной ямы. В период кризиса в странах принимаются антикризисные меры, законы, ограничения, например, вводятся ограничения на вывоз капитала. В то время как для интеграции, наоборот, необходима свобода движения рабочей силы, капитала, товаров и услуг.
· Географическая близость стран-участниц
Для выполнения основных целей интеграции, например, для снижения издержек производства, конечной цены на товар, необходимо снижать все составляющие цены, в том числе и транспортные расходы. Если географически страны расположены на расстоянии нескольких часовых поясов, то не видится, как можно сэкономить на транспорте.
Анализируя интеграционные процессы в Южной Америке, эксперты обратили внимание на то, что, несмотря на географическую близость, интеграция между нынешними странами-членами МЕРКОСУР не развивалась до определенного временного периода, т.к. между ними практически не было приличной транспортной инфраструктуры. Не было элементарных дорог, которыми уже давно опутана Европа. Ориентация стран Южной Америки на метрополии в течение более двухсот лет сформировала экономики этих стран с прицелом на вывоз продукции из портов, а не вглубь страны. Плюс наличие серьезных трудностей для развития дорог: гор, тропических лесов и т.д. В данном случае географическую близость следует трактовать как наличие или отсутствие транспортных коммуникаций.
· Политическая воля руководства интегрирующихся стран
Толчком для создания всех крупных на сегодняшний день интеграционных группировок - Евросоюза, НАФТА, МЕРКОСУР - стали инициативы политических руководителей заинтересованных стран.
Роль политического руководства состоит в том, чтобы поставить перед своей страной цели, которые могут быть достигнуты с помощью интеграции, четко спрогнозировать все политико-экономические последствия для страны, просчитать затраты, которые понесет страна на начальном этапе, когда они окупятся и когда страна начнет пожинать действительно крупные плоды интеграции. Кроме того, политическое руководство страны должно четко представлять, какие полномочия предстоит делегировать в «общую корзину», а какие следует передать в более поздний период. Необходимо отдавать себе отчет в том, что если страна не готова к созданию наднациональных структур, то интеграция останется на бумаге.
· Создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления
Интеграция ставит перед участниками этого процесса задачу о необходимости проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран. Для решения проблем, требующих совместных действий, необходимо создание механизмов сотрудничества для согласования национальных подходов и выработки взаимоприемлемых решений.
Доказано, что для создания оптимального режима принятия решений требуется принятие общих правил, норм, регламентов и создание институтов, которые будут руководить процессом. Роль таких институтов во взаимозависимой системе наиважнейшая. Необходимо делегирование государством своих полномочий такому институту. Причем необходимо строго подходить к делегированию полномочий и строго следить за тем, как эти решения проводятся в жизнь при условии их обязательного выполнения странами.
· Создание инициирующего центра из одного-двух государств, которые должны сплачивать страны-партнеры
Формирование коллективного выбора будет во многом зависеть от того, как распределяется экономическая мощь между странами в рамках интеграционной группировки. Следует добиваться такого положения, когда более сильные страны не будут ущемлять менее сильные, а те в свою очередь должны четко представлять роль более сильных. Необходимо определиться в том, что асимметрия в распределении «экономической мощи» со временем будет преодолена, в чем, собственно, и заключается существенный смысл интеграции.
Согласно одной из гипотез развития интеграционных процессов наиболее сильная в группировке страна, если она еще и сравнима с остальными партнерами вместе взятыми, должна взять на себя и пропорционально большую часть бремени по издержкам.
В этой связи была даже разработана теория гегемонистской стабильности, согласно которой в качестве гегемона выступает наиболее мощная страна. При этом указывается, что мощная страна - это еще не значит самая большая по размерам. Для того чтобы являться гегемоном страна должна:
- контролировать рынки добычи и сбыта сырья
- контролировать потоки капитала
- контролировать наиболее крупные рынки
- контролировать производство наиболее дорогой и высокотехнологичной продукции.
- валюта страны-гегемона должна играть важнейшую роль в расчетах между странами-членами интеграционной группировки.
Роль гегемона могут выполнять и две страны. Главное - наличие мощной инициирующей силы - что важный плюс для экономической группировки.
Что касается решения самой страны - вступать или не вступать в интеграционную группировку, то, безусловно, следует прежде всего определить свое возможное и реальное место в мировой экономике после вступления в такую группировку. Вступление в интеграционную группировку потребует серьезного изменения подходов к социальной сфере, вызовет необходимость определенных реформ в этой области. Цель вступления страны в интеграционную группировку - создать условия для высоких темпов роста в течение длительного временного периода с преодолением по возможности негативного внешнего воздействия (со стороны финансовых, сырьевых и других факторов), «закрываясь» силой и мощью экономической интеграционной группировки.
Современные предприятия в конкурентной среде осуществляют множество функций во взаимодействии и взаимосвязи с партнерами. Реализуют централизованную или согласованную закупочную деятельности, пускай неформально, но согласованно выводят на рынок новые товары.
Обращаясь к теоретическим основам формирования интеграционных процессов, следует отметить, что хотя Лажу и говорит о выборе между тем, чтобы «интегрировать или игнорировать», многие современные исследователи считают, что интеграционные выгоды могут быть достигнуты только посредством интеграции в той или иной степени, пусть и самой минимальной. Под интеграцией в их понимании представляется «….создание некоего рода взаимодействий между двумя организациями (помимо отношений собственности), которые и должны привести к желаемым результатам. Эти взаимоотношения могут быть ограничены областями финансовых интересов, что означает (как, например, в случае рыночного фокуса) возможность объединения дополнительных долей рынка или оборотов.» На основе результатов проведенных в 70-х годах прошлого столетия научных исследований Баркер Г., Хелминк Дж. выделили три области (вида) интеграции, на основе которых разделяются интеграционные процессы.
Вды интеграции:
Полная интеграция.
Этот вид интеграции подразумевает объединение всех аспектов компаний или подразделений, вовлеченных в интеграционный процесс, начиная с бизнес-стратегии, ассортимента продуктов, рыночного портфеля, клиентуры и заканчивая операционной моделью.
Результатом такого интеграционного процесса станет новая компания с единой бизнес-стратегией, операционной и финансовой моделью, объединенными портфелями рынков и продуктов. Этот вид интеграции сопровождается такими интеграционными выгодами, как экономия на масштабах и снижение издержек.
Процесс полной интеграции затрагивает все ключевые направления или области деятельности вовлеченных компаний, при этом очень сильному воздействию подвергается персонал. Однако в некоторых случаях это единственный способ добиться поставленных целей. Бизнес-стратегия, сотрудники, бизнес-процессы, дочерние компании -- все будут включены в интеграцию, результатом которой станет одна новая компания. Портфели продуктов будут объединены, появится единая, новая операционная модель.
Такого рода интеграция наиболее часто наблюдается в кризисных ситуациях, когда реальные экономические инструменты не могут почь предприятию выйти самостоятельно из кризиса.
Частичная интеграция.
При частичной интеграции происходит объединение некоторых, но не всех областей или направлений деятельности, в зависимости от поставленных целей.
Среди факторов, побуждающих к принятию решения в пользу именно такого вида интеграции, следует назвать баланс затрат и прибыли (частичная интеграция обычно обходится дешевле, следовательно, имеет смысл смириться с более низким уровнем прибыли). Кроме того, порой решают задействовать в процессе интеграции только часть организации, чтобы избежать нежелательного сопротивления изнутри. Это в особенности относится к тем случаям, когда в конечном успехе интеграции важную роль играют культурные или национальные различия, основанные на сложившихся традициях или религии. Еще одна распространенная причина осуществления частичной интеграции -- географическое положение: возникает необходимость исключить из интеграции некоторые направления деятельности ввиду того, что последствия перемещения или транспортировки могут оказаться негативными. Как и в случае с полной интеграцией, не последнюю роль играет и тип отрасли. Например, в секторе авиаперевозок и путешествий, отмечают современные авторы .обычным делом является объединение отделов обработки документации, в то время как отделы по работе с клиентами остаются раздельными.
В любом случае при частичной интеграции две компании могут по-прежнему следовать разным бизнес-стратегиям, но одна из них всегда будет доминировать. Портфели продуктов могут различаться, однако не исключено, что некоторые продукты будут общими. Операционные модели также могут иметь некоторые отличия, но финансовая модель будет единой.
Частичная интеграция наиболее часто встречается при объединении сервисных компаний с предприятиями основного производственного цикла.
Минимальная интеграция.
В случае минимальной интеграции две различные компании или подразделения продолжают существовать как независимые организации, объединив только финансовые структуры и некоторые корпоративные процедуры. Этот вид интеграции обычно используется в целях финансовой консолидации и может включать перенос небольшого объема знаний или ключевых возможностей. Новые стратегии развития бизнеса обычно касаются приобретений на рынках, не связанных с уже освоенными, когда целесообразно оставить организационной единице свободу для развития. Чаще всего в случаях минимальной интеграции присутствует единая доминирующая корпоративная стратегия, но стратегии бизнес-единиц различны, как и их продукты и целевые рынки. Этот вид интеграции часто встречается на недавно возникших или быстро растущих рынках, где главный акцент делается на сохранении рыночной доли или объемов продаж.
1.3 Формы международной экономической интеграции
МЭИ проходит в своем развитии отдельные этапы (формы МЭИ):
1. Зона свободной торговли
2. Таможенный союз
3. Общий рынок
4. Экономический и валютный союз
Все эти формы интеграции имеют общую характерную особенность: между странами, вступившими в ту или иную форму интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается рыночное пространство, где разворачивается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом пространстве возникают более эффективные территориальная и отраслевая структуры производства. Благодаря этому все страны выигрывают от повышения производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая форма интеграции имеет специфические черты.
При этом каждая последующая более сложная форма интеграционных объединений включает предыдущую в качестве отдельного элемента.
1. Зона свободной торговли - форма интеграционного объединения, при которой страны-участницы ограничиваются отменой торговых ограничений и снижением или отменой таможенных пошлин во взаимной торговле. При этом в отношении к третьим странам они выступают индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. За странами-участницами сохраняется право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение договоров, соглашений, альянсов (по отношении к третьим странам).
Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы.
Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров.
Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры.
В соглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включая увеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспекте международные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутреннему законодательству стран-участниц соглашения.
Взаимодействие государств-членов ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения принимаются высшими должностными лицами стран-участниц - по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и проч.) - по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер.
Участие в зонах свободной торговли и либерализация импорта грозит банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня.
Примеры:
· НАФТА-соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой.
· ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), существующая с 1960 г. В настоящее время членами ЕАСТ являются Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн. В торговле между странами-членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, на сохранены внешние таможенные режимы.
2. Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Т.е. ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной системы. Однако создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.
В рамках таможенного союза страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран-участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов.
Отличие ЗСТ от ТС: ЗСТ предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном счете ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС уже существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.
Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны сокращают зависимость от импорта с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Страны-члены ТС отказываются от внешнего источника снабжения, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, стоящих дороже. Такие меры могут применяться, если страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости.
Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится ниже средневзвешенного тарифа, то страны-участницы ориентируются на рынки третьих стран и принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями (стимул для отечественных производителей для создания конкурентоспособной продукции).
Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов технически решаются проще, чем в рамках ТС, объединяющего страны, бедные ресурсами.
Если ЗСТ не обуславливает создания постоянно действующих органов, то в ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах, т.к.:
· Переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей экономики в каждой стране
o Становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности
o Возникает необходимость в масштабных переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам.
Встает вопрос о создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.
Пример:
· МЕРКОСУР (Mercado Comъn del Sur - Южный общий рынок): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с 2006 г.). Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).
· Южноафриканский таможенный союз: ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд и Намибия. Один из старейших в мире - с 1910 г.
3. При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы общего рынка. Ликвидируются барьеры между странами-участницами не только во взаимной торговле товарами и услугами, но и для перемещения рабочей силы и капитала.
Создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.
Опыт ЕС показывает, что проведение политики в рамках общего рынка должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов (на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемые государствам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.
Создание общего рынка предусматривает реализацию ряда крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС, а именно:
· Упразднение таможенных пошлин между государствами-членами (реализуется и в рамках ТС)
· Разработка единой торговой политики по отношению к третьим странам (реализуется и в рамках ТС)
· Разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт
· Создание условия для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров
· Формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов
· Согласование мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию
· Необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, механизмов управления и контроля. В ЕС - это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.
Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.
Пример: Европейский союз.
4. Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями - экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Создаются наднациональные институты управления интеграционным сообществом - совет глав государств, совет министров, центральный банк и т.д. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.
На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка.
На практике границы между разными видами интеграционных объединений довольно условны.
Пример: : Европейский союз.
5. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к полной экономической и политической интеграции (политический союз), т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями.
Признаки:
· превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью;
· общая налоговая система;
· наличие единых стандартов;
· единое трудовое законодательство.
Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.
В настоящее время только одна международная интеграционная группа стран - Европейский союз - прошла четыре из указанных этапов. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и отчасти второй уровни.
2. Интеграционные процессы в различных регионах мира и общие последствия вступления в торгово- экономические союзы
2.1 Особенности развития интеграционных процессов в различных регионах мира
Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное интернациональное содружество 27 европейских государств (с 1 января 2007), подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики. В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского Союза. Члены: Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция, Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Болгария, Румыния.
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)
Члены: США, Канада, Мексика.
Официально - зона свободной торговли. Начало к созданию общего рынка и экономического союза.
Создана на основе соглашения, вступившего в силу 1.01.1994 г. между Канадой, США и Мексикой (подписано в 1992 г.).
Основные положения соглашения о создании НАФТА, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки:
· Доступ к рынкам
· Инвестиции
· Гарантии
· Услуги
· Права интеллектуальной собственности
· Государственные закупки
· Меры, связанные с соблюдением стандартов
· Временный въезд для бизнесменов
· Разрешение споров
В настоящее время насчитывается более 15 региональных экономических группировок стран третьего мира. В создании такого рода экономических объединений развивающиеся государства видят одно из средств преодоления хозяйственной отсталости.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Бруней, Филиппины, Вьетнам.
Андская группа: Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла.
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ): Аргентина, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Уругвай, Чили, Эквадор.
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК): Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.
ЮДАК - таможенный союз Центральной Африки: Габон, Камерун, Конго, ЦАР.
2.2 Экономические последствия вступления в торговые и экономические союзы
Последствия международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц:
Преимущества:
Для фирм-участников ВЭД:
+ отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране;
+ рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба;
+ увеличение спроса в рамках региона;
+ рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран;
+ растущая емкость рынка позволяет увеличивать расходы на НИОКР.
На макроуровне:
+ внутрирегиональная торговля становится эффективнее;
+ новые возможности для использования оптимального месторасположения предприятий на территории интеграционной группировки;
+ снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг;
+ распространение передовой технологии.
+ рост конкуренции между странами;
+ обеспечение лучших условий торговли;
+ расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
Отрицательные последствия:
- отток ресурсов (факторов производства) из более отсталых стран ведет к перераспределению в пользу более сильных партнеров;
- олигопольный сговор между ТНК стран-участниц ведет к повышению цен;
- эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
Присоединение какой-либо страны к торгово-экономическому союзу даже в самой простейшей его форме неизбежно оказывает определенное воздействие на параметры ее экономического функционирования. При этом принято выделять два основных направления, по которым может осуществляться рассмотрение последствий вступления страны в интеграционный союз: статический анализ и динамический анализ.
В рамках статического анализа возможно выделить два варианта последствий вступления страны в интеграционную торгово-экономическую группировку:
потокообразующий эффект (эффект создания торговли);
потокоотклоняющий эффект (эффект отклонения торговли).
Потокообразующий эффект означает переключение (вследствие присоединения страны к интеграционной группировке) спроса страны и, соответственно, потребления от отечественного производителя с более высокими издержками к зарубежному производителю с менее высокими издержками.
Потокоотклоняющий эффект означает вызываемое вступлением в торгово-экономический союз переключение спроса и, соответственно, потребления от производителя за пределами союза, имеющего более низкие издержки, к производителю, имеющему более высокие издержки, но являющемуся членом союза.
Рассмотрим эти эффекты более подробно.
Пример потокообразующего эффекта. Предположим, что перед образованием Европейского сообщества Франция и Германия самостоятельно производили достаточное количество товара X, так как на импорт этого товара существовали высокие тарифы. Предположим также, что после образования ЕС и последующего упразднения тарифов внутри сообщества Франция обнаружила, что товар X выгоднее импортировать из Германии1. Таким образом, образовалась новая отрасль (новый поток) торговли между Францией и Германией.
Более реальна, конечно, ситуация, когда и до образования интеграционной группировки одна страна импортирует определенное количество товара из другой страны - будущего партнера (в нашем примере Франция из Германии). В этом случае после их объединения в рамках ЕС поток экспорта товара X из Германии во Францию существенно усилится.
Однако и в том, и в другом случаях вызванное вступлением в торгово-экономический союз снятие торговых барьеров представляет возможность для развития большей специализации в соответствии с принципом сравнительных преимуществ. В результате вместо того, чтобы затрачивать относительно большие средства на производство того или иного товара отечественными фирмами, его можно теперь импортировать по сравнительно низким ценам, развивая в стране те отрасли промышленности, по которым она имеет сравнительные преимущества.
Пример потокоотклоняющего эффекта. Предположим теперь, что перед образованием ЕС Франция импортировала товар Y из США, которые производили этот товар с наименьшими издержками в мире. После образования сообщества и последующего упразднения тарифов на торговлю внутри сообщества Франция обнаружила, что данный товар выгоднее импортировать из Германии, потому что на импорт из Германии нет пошлины.
Германия, таким образом, отвлекла (отклонила) на себя импорт товара Y для Франции. В результате снижается эффективность использования ресурсов в мирохозяйственной системе.
Динамический анализ
Кроме статического эффекта торгово-экономические союзы имеют несколько интересных динамических эффектов. Положительные динамические эффекты могут быть сведены к следующим пяти.
1. Увеличение размеров рынка может позволить фирмам получить соответствующий эффект от увеличения масштабов производства, который приводит к уменьшению издержек производства по следующим причинам: более полное использование заводских мощностей, повышение уровня квалификации труда и управляющих кадров. Подобный эффект является особенно важным для развивающихся стран.
2. Расширение интеграционных контактов между странами нередко влечет за собой улучшение производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц союзов (автомобильных и железных дорог, финансовых услуг и т. п.). В свою очередь, это вызывает еще большие долгосрочные выгоды от сотрудничества, в частности, снижение расходов, связанных с проведением экспортно-импортных операций.
3. Позиция каждой из входящих в интеграционную группировку стран как участниц различных торговых и экономических переговоров является более предпочтительной по сравнению с положением отдельной страны-аутсайдера. Это может позволить странам-участницам союза обеспечить для себя, например, лучшие условия торговли или другие преимущества.
4. Присоединение к торгово-экономическим союзам ведет к возрастанию конкуренции между странами. Монополистические и олигополистические рыночные структуры становятся в этом случае не защищенными от внешнего воздействия. Конкуренция становится менее индивидуальной, более эффективной и ведет к развитию новых отраслей производства. Это создает определенный климат, способствующий более быстрому распространению передовой технологии и более быстрому экономическому росту.
5. Образование торгово-экономических союзов, как правило, сопровождается существенным увеличением объемов инвестирования третьих стран в экономику стран-участниц таких союзов. Фирмы третьих стран строят свои заводы в союзных странах, чтобы избежать в дальнейшем (после образования союза) таможенной дискриминации. Этот фактор, например, был основополагающим при принятии решения американских фирм инвестировать огромные суммы в экономику европейских стран после 1955 г.
Основные отрицательные последствия, с которыми может быть связано присоединение к торгово-экономическому союзу, состоят в следующем.
1. При определенном стечении обстоятельств может начаться отток ресурсов из страны, перераспределяемых в пользу более сильных в экономическом отношении членов союза. Страна в этом случае может превратиться в "отсталый регион".
2. В том случае, если интеграция способствует установлению более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц, результатом может быть более широкое распространение олигопольного сговора, влекущего за собой повышение цен на соответствующую продукцию. Кроме того, может возрасти количество слияний, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление господства монополии.
3. В ряде случаев может возникнуть эффект потерь от увеличения масштабов производства, связанный с формированием слишком больших компаний (отрицательный эффект масштаба).
Необходимо отметить, что в комплексном виде оценить все эти аргументы чрезвычайно трудно, тем более, что многие последствия, как положительные, так и негативные, носят весьма долгосрочный характер и зависят от общего положения на мировой арене.
Заключение
В ходе контрольной работы была описана сущность понятия международной экономической интеграции, определилены объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции.
В целом международная экономическая интеграция - это характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.
Международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.
Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.
Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производства и управлению. В результате национальные экономики "проникают" друг в друга. Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.
Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.
Список использованной литературы
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения// М.:Юристъ, 2001. 368 с.
2. Булатова.A.C Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2000. 734 с.
3. Глинкин. А.Н. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН. 2000.с. 80.
4. Журавлева Г. П. Экономика. М.: Юристъ, 2004. 254 с.
5. Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г. Фишер. М.: Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/ Банки и Биржи. М, ЮНИТИ, 1997. 128 с.
6. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М.: Международные отношения. М, 1996. 89 с.
7. Киреев А.Н. Международная экономика. М.: Международная экономика, 1999. 34 с.
8. Кудров.В.М. Мировая экономика. М.: Бек, 2002. 112 с.
9. Лесняков.Г.Л. Стратегия Западно-Европейской интеграции и отношение к России.//Экономика. 1998, № 1.
10. Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. М.: Финансы и статистика, 2001.
11. Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист, 2006, № 9.
12.Николаева.И.П. Мировая экономика / Под ред. Николаевой И. П. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 78 с.
13.Овчаренко. Н.Е. Модели современных интеграционных процессов. М.: Проспект, 2003. 451 с.
14. Пебро М.Л., Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М. Папирус, 1994. 56 с.
15. Паньков В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 3.
16. Хейфец. В.Л, Овденко. А.А. Международная интеграция -Спб.: ГУАП, 2003. 68 с.
17. Журнал "Мировая экономика и международные отношения", 2006 № 7.
1. Баркер Г., Хелминк Дж. Как успешно объединить компании/ Ганс Баккер, Джерен Хелминк; перевод с англ. Т.И. Митасова науч.ред. Г.А. Ясницкий, А.Г. Ясницкая. Минск: Гревцов Паблишеп, 2008. 288 с.
2. Богачев В.Ф., Веретенников Н.П. Формирование организационно-экономическое механизма регулирования потребления водных биологических ресурсов // Мир экономики и права № 7-8 2013г. с. 4-11.
3. Зеленина Н.Л. Трансформация государственной собственности в экономике России / / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук МГЭИ, Москва, 2004. 19 с.
4. Морозова Е.Я. Эндаумент - фонды как стабильный источник финансирования некоммерческих организаций СКС - утопия или реальность// Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития. - Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции 7 февраля 2014 года. СПб: Изд-во СПбГУП, 2014.
5. Хольнова Е. Г., Новикова Л. Н. Система страхования банковских вкладов в России проблемы и перспективы развития / монография Хольнова Е. Г., Новикова Л. Н. / Вологодский науч.-координационный центр ЦЭМИ РАН, Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. Вологда, 2006.
6. Шлафман А.И. Законодательное регулирование предпринимательства, теоретические основы государственного регулирования препринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2009. № 1-1. С. 25-29.
7. Шлафман А.И. Место и роль государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства в новых экономических условиях //Экономические науки. 2013. № 105. С. 26-28.
8. Lajoux A.R. The art of M&A Integration: a guide to Mergering Resorses, prosses and responsibilities/ A.R. Lajoux - New York: McGraw-Hill, 1997.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Формы международной экономической интеграции. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике. Международная экономическая интеграция на примере НАФТА. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции.
курсовая работа , добавлен 19.02.2011
Признаки экономической интеграции. Предпосылки международной интеграции. Виды международной экономической интеграции. Особенности интеграционных объединений стран американского континента. НАФТА - североамериканская зона свободной торговли.
курсовая работа , добавлен 20.09.2006
Сущность и предпосылки международной экономической интеграции, ее необходимость и значение. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом. Перспективы вступления России в ВТО. Пути интеграции России в мировую экономику.
дипломная работа , добавлен 13.10.2014
Понятие и сущность интеграционных процессов, их классификация и функционирование. Рассмотрение крупнейших интеграционных центров. Роль и цели единого экономического простронства. Определение места России в процессах современной международной интеграции.
реферат , добавлен 25.10.2014
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв.. Тенденция развития мирового хозяйства. Сущность, теории, объективные основы и этапы, последствия международной экономической интеграции. Модели интеграционных процессов.
курсовая работа , добавлен 21.10.2008
Развитие интеграционных процессов как важнейшая характеристика современного мирового хозяйства. Понятие международной экономической интеграции (МЭИ) как процесса хозяйственно-политического объединения стран. Принципы МЭИ, ее региональный характер.
доклад , добавлен 17.03.2012
Теоретические основы, сущность и причины возникновения экономических интеграционных процессов в Западной Европе, основные этапы развития. Современное состояние западноевропейской интеграции, её роль на мировой арене. Проблемы и перспективы развития.
курсовая работа , добавлен 03.03.2009
Понятие, необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции. Условия и предпосылки эффективной интеграции, ее теоретические концепции и школы. Экономическая интеграция в Западной Европе. Проблемы и перспективы развития ЕС.
курсовая работа , добавлен 25.03.2011
Объективные основы, предпосылки и факторы развития международной экономической интеграции, ее этапы и последствия. Роль международных организаций в современных международных отношениях. Место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития.
курсовая работа , добавлен 06.05.2013
Роль и виды торговых посредников в международной экономике. Торговое посредничество в России. Экономическая интеграция и ее значение для развития Европы. Причины и формы развития экономической интеграции. Современные интеграционные группировки Европы.
В информационных лентах или новостных передачах часто можно услышать слово «интеграция», как правило, в контексте какого-либо экономического или политического события или ситуации. Оно достаточно плотно вошло в наш лексикон, но при этом его значение понятно не всем. Эта статья поможет ответить на вопрос о том, что такое интеграция. Кроме того, вы сможете восполнить пробелы в знаниях и лучше понимать происходящее на политико-экономическом олимпе.
Что такое интеграция?
Латинское слово «интеграция» означает процесс объединения разных частей в единое целое. При этом в зависимости от контекста применения этого термина определение уточняется и дополняется. В экономическом контексте интеграцией называется процесс активного сближения, слияния и взаимного приспособления национальных хозяйственных систем. Они склонны к саморегулированию и саморазвитию на основе согласованных между государствами политических и экономических договорённостей.
Международный уровень
Международная экономическая интеграция заключается в ряде критериев, которые в итоге определяют её сущность:
- Она вероятна лишь между странами, которые близки друг другу по социальному и идеологическому укладу, имеют политическую совместимость систем и сопоставимость по экономическому уровню развития.
- Международная экономическая интеграция эффективна и тем более успешна только на одинаково высоком уровне развития производительных сил, то есть возможна между развитыми странами.
- Имеет собственную внутреннюю логическую последовательность проводимых мероприятий, так как различные компоненты интеграции имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Она управляется и направляется на самом высоком уровне – межгосударственном и межправительственном.
Европейский вариант
Европейская интеграция имеет достаточно длительную историю, где уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляется поиск оптимального пути развития и формирования единой Европы. Пока он до сих пор не найден, поскольку страны, пытающиеся объединиться, имеют весьма неоднородные процессы, что и затрудняет интеграцию. Рассмотрим, что такое интеграция по-европейски.
Наиболее длительная, с большим размахом и с глобальными процессами интеграция началась в Западной Европе ещё в 1958 году. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) положило начало созданию Европейского Союза (ЕС), целью которого было формирование единого экономического, финансового рынка. А в 2002 году европейская интеграция продолжилась созданием единой союзной валюты, что привело к более сложной ступени интеграции – политической.
Признаки интеграции
Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать происходящие в стране перемены как предпосылки интеграции или непосредственное начало этого процесса:
- Взаимное переплетение и проникновение в другие сферы производственных процессов.
- Глубокие изменения экономической структуры в странах, участвующих в интеграции.
- Необходимое и целенаправленное управление процессами слияния.
- Появление в связи с этим фактором различных структур на межгосударственном уровне.
Формы интеграции
Формы (или этапы) интеграции имеют несколько уровней. В первую очередь, как правило, формируется рынок свободной торговли, направленный на постепенное снижение и дальнейший отказ от таможенных сборов и платежей между странами-участницами в части взаимной торговле различными товарами. Вторым этапом становится создание таможенного союза, предполагающего взаимные беспошлинные торговые отношения и единый внешнеторговый тариф при взаимоотношениях со странами, не объединёнными интеграцией.
Третий этап – это создание единого рынка. Это означает свободный товарооборот и производственные процессы внутри интеграционных стран, а также создание централизованного органа управления. Цель – единый рынок как одно государство, где существует свободное и беспрепятственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На четвёртом этапе создаётся экономический союз, затем – валютный. Проводится единая политика в отношении экономики, финансов, валюты участников интеграции, а также гражданства.
Условия интеграции
Существует ряд условий, при которых интеграция может быть не только возможной, но и успешной:
- Экономика объединяющихся стран должна находиться на примерно одинаковом уровне.
- Все страны объединения должны находиться на стадии роста: экономического, политического, культурного и так далее.
- Необходимо принятие политических решений на уровне правительств участвующих стран.
- Желательно близкое территориальное расположение держав, общие границы.
- Необходимо определиться с государством-лидером в объединении.
Развитие
Существует ряд факторов, влияющих на развитие и ускорение прохождения интеграционных процессов. К ним можно отнести:
- открытость и прозрачность национальных экономик стран, стремящихся к интеграции;
- разделение труда на международном уровне;
- динамичное развитие мировой инфраструктуры и рынка;
- выход производства за рамки своей страны и его оптимизация на мировом уровне;
- усиление и перераспределение финансовых потоков;
- миграционные потоки рабочей силы;
- международное развитие научно-технического сектора;
- создание и развитие международных систем управлением транспорта, связи и информации.
Все вышеперечисленные факторы стимулируют этапы слияния и способствуют переходу объединения на принципиально новый уровень по качеству. Интеграция и развитие вместе усиливают конкуренцию, приводят к увеличению масштабов, прогрессированию специализации и кооперации производства, которые, в свою очередь, способствуют экономическому подъёму.
Плюсы и минусы
Несмотря на то что проведение интеграционных процессов несёт в себе массу положительных факторов для национальных экономик объединяющихся стран-участниц, здесь существуют и негативные моменты. Самые распространённые проблемы интеграции следующие:
- Процессы сближения и слияния сдерживаются из-за неполного и слабого дополнения экономик стран-участников.
- Инфраструктура развивается неоднородно.
- Существует различие в экономических уровнях и, соответственно, в потенциалах дальнейшего развития.
- Возможна нестабильность политической системы хотя бы в одной стране-участнице.
Сталкиваясь с подобными препятствиями на интеграционном пути, страны затягивают процессы объединения на долгие годы, что не может положительно сказываться на их экономике и приводит к отрицательным последствиям. Что такое интеграция для стран с менее развитым экономическим сектором? Она приводит к оттоку различных ресурсов и их перераспределению в сторону более устойчивых участников коалиции. Помимо этого, наращивание производства в рамках интеграционного объединения несёт в себе отложенный эффект потерь именно от увеличения масштабов. Существует риск сговора между странами-участницами на определённый сегмент рынка товаров, что, несомненно, приведёт к увеличению цен на них.
К преимуществам интеграционных процессов можно отнести увеличение размеров рынка для свободной торговли, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между странами. Это даёт толчок для обеспечения лучших условий для торговли, вследствие чего происходит улучшение инфраструктуры и также активно распространяются новейшие мировые технологии.
Примеры интеграции
Их в мире достаточно много. Приведём пример самых крупных, известных и успешных объединений:
Экономическая интеграция - унификация экономической политики между различными государствами через частичную или полную отмену тарифных и нетарифных ограничений в торговле, происходящую среди них до их интеграции. Это означает, в свою очередь, что экономическая интеграция приводит к снижению цен у дистрибьюторов и потребителей с целью увеличения совокупной экономической производительности государств.
Эффекты стимуляции торговли посредством экономической интеграции являются частью современной экономической теории второго лучшего: где, по идее, лучшим вариантом является свободная торговля со свободной конкуренцией и отсутствием торговых барьеров где бы то ни было. Свободная торговля рассматривается как идеалистический вариант, и хотя она реализуется в некоторых развитых государствах, экономическая интеграция, как вариант "второго лучшего", подходит для глобальной торговли, где существуют барьеры для полной свободной торговли.
Этимология экономической интеграции
В экономике слово интеграция было впервые применено в промышленной организации и относилось к объединению коммерческих фирм с помощью экономических соглашений в картели, концерны, тресты, и слиянию - горизонтальная интеграция относится к объединению с конкурентами, вертикальная интеграции предполагает объединение поставщиков с клиентами.
В текущем смысле объединения отдельных экономик в более крупные экономические районы, использование слова интеграции можно отнести к 1930 и 1940 годам. Фриц Махлуп называет Эли Хекшера, Герберта Гайдикке и Герта фон Эйерна как впервые употребивших термин «экономическая интеграция» в его нынешнем понимании.
Согласно Махлупу, такое использование впервые появляется в 1935 году в английском переводе книги Хекшера «Merkantilismen» («Меркантилизм»), написанной в 1931 году, и независимо в двухтомном исследовании Герберта Гайдикке и Герта фон Эйерна «Die produktionswirtschaftliche Integration Europas: Eine Untersuchung uber die Aussenhandelsverflechtung der europaischen Lander» («Производство-экономическая интеграция Европы: Исследование внешнеторговой интеграции европейских стран»), написанном в 1933 году.
Цели экономической интеграции
Существуют экономические, а также политические причины, почему народы стремятся к экономической интеграции. Экономическое обоснование - увеличение торговли между государствами-членами экономических союзов, которое приводит к увеличению производительности. Это одна из причин развития экономической интеграции в глобальном масштабе, появления континентальных экономических блоков, таких как АСЕАН, НАФТА, SACN, Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество; и предложений для межконтинентальных экономических блоков, таких как всеобъемлющее экономическое партнерство в интересах Восточной Азии и Трансатлантическая зона свободной торговли.
Сравнительное преимущество относится к способности человека или страны в получении конкретного товара или услуги по более низкой предельной и альтернативной стоимости, чем существовавшая ранее. Сравнительное преимущество было впервые описано Давидом Рикардо, который объяснил его в 1817 году в книге «Об основах политической экономии и налогообложения», в качестве примера выбрав Англию и Португалию. В Португалии можно производить как вино и ткань при меньших трудозатратах, чем потребуются для производства тех же продуктов в Англии. Однако относительные затраты на производство этих двух товаров отличаются в этих двух странах. В Англии очень трудно производить вино и только умеренно трудно производить ткань. В Португалии легко производить. Поэтому в то время как дешевле производить ткани в Португалии, чем в Англии, еще дешевле для Португалии производить избыток вина, и продавать его в обмен на английское сукно. Наоборот, Англия имеет выгоды от этой торговли, так как стоимость производства ткани для нее не меняется, но теперь она может получать вино по более низкой цене, ближе к стоимости ткани. Таким образом, каждая страна может выиграть от специализации на производстве какого-то конкретного товара, где она имеет сравнительное преимущество, и продавать этот товар, что хорошо для других стран.
Эффект масштаба относится к ценовым преимуществам, которые предприятие получает за счет расширения. Существуют факторы, которые приводят к падению средней стоимости единицы товара у производителя, поскольку увеличиваются масштабы производства. Эффект масштаба является концепцией в долгосрочной перспективе и относится к сокращению себестоимости при увеличении мощностей и уровня их использования. Эффект масштаба также является обоснованием экономической интеграции, так как экономия от масштаба может требовать более широкого рынка, чем это возможно в рамках той или иной страны - например, было бы неэффективным для Лихтенштейна иметь своего собственного автопроизводителя, если он будет продавать продукцию только на местном рынке. Одинокий автопроизводитель может быть прибыльным, однако, если он экспортирует автомобили на мировые рынки в дополнение к продажам на местном рынке.
Помимо этих экономических причин, основной причиной, почему экономическая интеграция реализовывалась на практике в значительной степени является политическая. Zollverein или немецкий Таможенный союз 1867 года проложил путь для немецкого (частичного) объединения под прусской руководством в 1871 году. "Империал свободной торговли" был (безуспешно) предложен в конце 19 века для укрепления ослабленных связей в Британской империи. Европейское экономическое сообщество было создано для интеграции экономик Францию и Германии по причине того, чтобы они не воевали друг с другом.
Этапы экономической интеграции
Степень экономической интеграции можно разделить на семь этапов:
- Льготная торговая зона,
- Зона свободной торговли,
- Таможенный союз,
- Общий рынок,
- Экономический союз,
- Экономический и валютный союз,
- Полная экономическая интеграция.
Они различаются по степени унификации экономической политики, самой высокой из которых является завершенная экономическая интеграция государств, которые, скорее всего, связаны также политической интеграцией.
"Зона свободной торговли" (ЗСТ) образуется, когда, по крайней мере, два государства полностью или частично отменяют таможенные пошлины на их внутренней границе. Чтобы исключить региональную эксплуатацию нулевых тарифов в рамках ЗСТ существует правило сертификата происхождения для товаров, происходящих с территории государства-члена ЗСТ.
"Таможенный союз" вводит единые тарифы на внешних границах союза. "Валютный союз" вводит общую валюту. "Общий рынок" добавляет к ЗСТ свободное перемещение услуг, капитала и рабочей силы.
"Экономический союз" объединяет таможенный союз с общим рынком. "Финансовый союз "вводит общую фискальную и бюджетную политики. Для того, чтобы успешно продвинуться в плане экономической интеграции государства, как правило, сопровождают экономическую интеграцию унификацией экономической политики (налогов, социальных пособий и т.д.), снижением других торговых барьеров, созданием наднациональных органов и постепенным движением к финальной стадии - "политическому союзу".
Теория экономической интеграции
Основы теории экономической интеграции были заложены Якобом Винером (1950 год), который определил эффект расширения торговли и торговых потоков, термины для изменения межрегионального движения товаров, вызванные изменениями таможенных тарифов в связи с созданием экономического союза. Он рассматривал торговые потоки между двумя государствами до и после их объединения и сравнивал их с потоками в остальном мире. Его выводы стал и до сих пор являются основой теории экономической интеграции. Следующие попытки расширения статического анализа до трех государств и мировых взаимоотношений (Липси и др.) были не столь успешными.
Основы теории были обобщены венгерским экономистом Бела Баласса в 1960 году. По мере увеличения экономической интеграции, барьеры торговли между рынками уменьшаются. Баласса считал, что наднациональные общие рынки, с их свободным передвижением экономических факторов через национальные границы, естественно создают спрос на дальнейшей интеграции, не только экономической (через валютные союзы), но и политической и, таким образом, экономические сообщества со временем естественно эволюционируют в политические объединения.
Динамическая часть международной теории экономической интеграции, например, динамика создания торговли и эффекты переориентации торговли, Парето-эффективность факторов (труда, капитала) и добавленной стоимости, математически была введена Равшанбеком Далимовым. Она обеспечила междисциплинарный подход к ранее статической теории международной экономической интеграции, показав, какие эффекты имеют место в связи с экономической интеграцией, а также позволила получать результаты нелинейных наук, которые должны применяться к динамике международной экономической интеграции.
Уравнения, описывающие насильственные колебания маятника с трением; колебания хищник-жертва; уравнения теплопроводности и уравнение Навье-Стокса
были успешно применены к динамике ВВП; динамике цен производителей и динамической матрице производительности экономики; региональной и межрегиональной миграции дохода труда и добавленной стоимости, и созданию торговли и эффекты переориентации торговли (межрегиональные производственные потоки).
Простым вывод из результатов является то, что можно использовать накопленные знания о точных и естественных науках (физика, биодинамика и химическая кинетика) и применять их к анализу и прогнозированию экономической динамики.
Динамический анализ начался с нового определения валового внутреннего продукта (ВВП), как разницы между совокупным доходом секторов и инвестиций (модификация определения ВВП на добавленную стоимость). Можно было аналитически доказать, что все государства выиграют от экономического объединения, при том, что более крупные государства получат меньший рост ВВП и производительности, и наоборот, меньшие государства получат большую пользу. Хотя этот факт был эмпирически известен на протяжении десятилетий, теперь было также показано, что это математически правильно.
Качественное открытие динамического метода - подобие политики последовательности экономической интеграции и смеси ранее отдельных жидкостей: они наконец получают один цвет и становятся одной жидкостью. Экономическое пространство (налоговая, страховая и финансовая политика, таможенные тарифы и т.д.) все, наконец, становится единым при следовании по этапам экономической интеграции.
Еще один важный вывод – это прямая связь между динамикой макро- и микроэкономических показателей, таких как эволюция промышленных кластеров и временная и пространственная динамика ВВП. В частности, динамический подход аналитически описывает основные особенности теории конкуренции подытоженными Майклом Портером, определяя, что промышленные кластеры развиваются из начальных предприятий, постепенно расширяясь в пределах их географической близости. Было аналитически обнаружено, что расширение географии промышленных кластеров идет параллельно с повышением их производительности и технологическими инновациями.
Внутренние нормы сбережений стран-членов, согласно наблюдениям, стремятся к одной величине, и был разработан динамический метод прогнозирования этого явления. Общая динамическая картина экономической интеграции выглядят очень похожей на объединение ранее отдельных бассейнов после открытия шлюзов, где вместо воды добавляются (доходы) субъектов государств-членов.
Факторы успеха экономической интеграции
Среди требований для успешного развития экономической интеграции является "постоянство" в своей эволюции (постепенное расширение и с течением времени более высокая степень экономической /политической унификации); "Формула для разделения совместных доходов" (таможенные пошлины, лицензирование и т.д.) между государствами-членами (например, на душу населения); "Процесс принятия решений" как экономических, так и политических; и "воля идти на уступки" между развитыми и развивающимися государствами союза.
Политика "когерентности" является обязательной для постоянного развития экономических союзов, будучи также свойством процесса экономической интеграции. Исторически успех Европейского объединения угля и стали открыл путь для формирования Европейского экономического сообщества (ЕЭС), в котором участвовало гораздо больше, чем просто два сектора в ЕОУС. Так, с помощью согласованной политики, появилась возможность использовать другую скорость экономического объединения (когерентности), применяемую как к секторам экономики, так и к экономической политике. Осуществление принципа когерентности в корректировке экономической политики в государствах-членах экономического блока вызывает эффекты экономической интеграции.
Препятствия на пути экономической интеграции
Препятствием, стоящим в качестве барьеров для развития экономической интеграции, является стремление местных властей к сохранению контроля налоговых поступлений и лицензирования. Поэтому иногда требуются десятилетия для того, чтобы пройти по интеграционному пути для достижения желаемых целей.
Однако опыт 1990-2009 годов показал радикальное изменение в этой модели, так как мир наблюдал экономический успех Евросоюза. Теперь ни одно государство не оспаривает преимущества экономической интеграции. Вопрос только в том, когда и как это произойдет, какие именно выгоды, которые государство сможет получить от интеграции и какие негативные последствия могут иметь место.