Когда был изобретен первый танк. Самый первый танк в мире – мифы и реальность
Маленький Вилли» (Мк. I) - первый танк в Мире.
После первых маневренных сражений 1914 года фронты стабилизировались, и наступило то, что военные историки назвали «позиционным тупиком». Пулеметы, колючая проволока, шквальный огонь артиллерии приносили наступающим войскам страшные потери. Вместо прорыва неприятельского фронта началось его «прогрызание», когда за какие-то отобранные у врага 100-200 метров территории приходилось терять тысячи, десятки тысяч солдат. Войска зарылись в землю, а военачальники принялись искать средство, которое помогло бы выйти из тупика. И такое средство вскоре было найдено. Называлось оно «танк».
«Подвижные крепости»
Еще в Средние века хитроумные военные пытались соорудить подвижные крепости, которые защищали бы бойцов от вражеского огня. Это и боевые повозки таборитов, и гуляй-города русских ратей.
Гениальный - Леонардо да Винчи спроектировал что-то вроде танка на конской тяге, откуда надежно прикрытые щитами из дубовых досок артиллеристы могли вести огонь по противнику. Этакая башня на колесах. Но дальше проекта дело не пошло.
«Человек сошел с ума»
Всерьез о создании бронированных машин, которые могли бы сопровождать огнем свою пехоту на поле боя, заговорили лишь перед Первой мировой войной. Существовали проекты, разработанные русскими, австрийскими, французскими и британскими военными инженерами. Но поддержки они у вышестоящего командования не получили. О6 отношении генералов к этой идее хорошо говорит резолюция, наложенная на проект, поданный в военное министерство Англии. Недрогнувшей рукой один из высокопоставленных чиновников министерства написал: «Человек сошел с ума».
Потребовалось несколько чудовищных «мясорубок», чтобы командующие войсками пришли к выводу: так больше воевать нельзя. Иначе в армии просто не останется солдат. Необходимо было найти средство, которое выведет войну из «позиционного тупика».
«Сухопутные корабли»
Как ни странно, идеей строительства бронированной гусеничной машины заинтересовались не сухопутные военачальники, а моряки. А точнее, первый лорд Адмиралтейства Великобритании сэр Уинстон Черчилль. Да-да, тот самый, который потом стал премьер-министром Англии в годы Второй мировой войны.
Именно он, получив письмо подполковника Эрнеста Суинтона, военного инженера, с ходу оценил высказанную в нем идею строительства «сухопутного броненосца». Черчилль использовал все свое влияние, чтобы эта идея была воплощена в жизнь.
В 1915 году, в феврале, при Адмиралтействе по инициативе Черчилля был основан Комитет по сухопутным кораблям, и наконец дело сдвинулось с мертвой точки. Мнение фронтовиков, рассказавших о страшных потерях при попытке атаковать непреступные позиции германцев на Западном фронте, подействовало на чиновников из военного министерства. И 15 июня 1915 года был создан совместный комитет армии и флота по строительству бронированных военных машин. Однако инициатива разработок все равно осталась за представителями Адмиралтейства, а координатором работ стал подполковник Суинтон, назначенный секретарем Комитета имперской обороны.
Первые танки «Маленький Вилли» и «Большой Вилли»
В конце июня фирма «Уильям Фостер энд Компани» получила заказ от комитета на разработку машины с использованием двигателя от тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси от американского трактора «Буллок». Руководил работой инженер Уильям Триттон. Все работы производились в обстановке полной секретности.
28 сентября 1915 года была изготовлена деревянная модель, а к концу ноября к испытаниям уже был готов первый танк, получивший прозвище «Маленький Вилли». Машина могла преодолеть ров шириной до 1,52 метра, стенку высотой 60 сантиметров и подъем под уклоном до 20 градусов. Но командование английских войск во Франции выдвинуло требование: преодолевать ров в 2,44 метра и стенку высотой 1,37 метра. Нужно было искать новое решение.
Тогда и появилась идея придать гусеничному обводу форму параллелограмма, а чтобы увеличить высоту зацепа - верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. Поскольку при этом башня, установленная сверху, подняла бы центр тяжести бронемашины слишком высоко, от нее отказались, а вооружение разместили в бортовых выступах - спонсонах.
Новая машина получила прозвище «Большой Вилли». И 30 января 1916 года новый танк отправили на заводские испытания. Спустя несколько дней оба «Вилли» продемонстрировали высшим государственным и военным чиновникам Британии. «Большой Вилли» больше понравился военным.12 февраля провели уже официальные испытания. На вооружение первую боевую машину приняли под индексом Mk. I (Mark I). Военное министерство по снабжению выдало заказ на 100 единиц.
Почему «Танк»?
С самого начала новые боевые машины считались секретным изобретением, и все, кто в какой либо мере имел отношение к новейшему военному изобретению, обязаны были хранить глубокую тайну.
Уже в начале постройки «Большого Вилли» возникла потребность как-то назвать машину. Своим видом она напоминала большой бак или цистерну. По-английски «бак» или «цистерна» - tank. Поэтому все дружно стали именно так называть новоизобретенную боевую машину.
Интересно, что, отправляя изготовленные на заводе Mk. I, на железнодорожных платформах их тщательно укутывали в брезент, на котором писали по-русски: «Осторожно! Танк. Место назначения - Петроград». Считалось, что таким способом удастся сбить с толку немецких шпионов, которых вряд ли заинтересовали бы какие-то там баки для воды.
«Мальчик» и «девочка»
Условия службы экипажей первых британских танков были ужасными. У боевых машин не было машинного отделения. И экипаж и двигатель находились в одном корпусе. Температура внутри танка поднималась до 50°С. Люди теряли сознание от порохового дыма и выхлопных газов, а иногда даже все заканчивалось летальным исходом. Противогаз или респиратор, которые входили в стандартное снаряжение экипажа, мало чем помогали, и случалось, что во время боя танкисты выскакивали из машины, не обращая внимания на вражеский огонь, - лишь бы сделать хоть несколько глотков свежего воздуха.
Экипаж Мк. I состоял из восьми человек, из которых один был командиром танка. Командир так же выполнял функции стрелка из лобового пулемета. Из-за сильного шума команды передавались сигналами рук.
Сообщения между командным пунктом и танком осуществлялось голубиной почтой - для этого в спонсоне для голубя было предусмотрено специальное отверстие, или с донесением посылали одного из членов экипажа. Чуть позже начали применять семафорную систему.
Танки Мк. I строились в двух вариантах вооружения. Первый - без артиллерийского вооружения. В спонсонах были установлены лишь пулеметы. Второй вариант - с пушками и пулеметами. Соответственно, они получили прозвища: пулеметный вариант - «самка», пушечный - «самец». Но чаще танкисты называли их более целомудренно - «мальчик» и «девочка». Позднее, когда британским танкам пришлось столкнуться с немецкими бронированными машинами, на пулеметных танках в одном из спонсонов стали устанавливать пушку. И такие танки получили прозвище «гермафродиты».
Первый танковый бой
Несмотря на все свои недостатки, первые танки оказались именно теми боевыми машинами, которые помогли пехоте выйти из «позиционного тупика». Медленно, со скоростью пешехода, двигающиеся через окопы и колючую проволоку, ведущие пулеметный и артиллерийский огонь, грозные боевые машины поначалу вызвали панику у немецких солдат.
Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года. В битве на Сомме, 49 машин Мк. I должны были прорвать германскую оборону, но только 32 машины смогли начать движение, и всего лишь девять добрались до германских позиций.
При виде медленно ползущих, грохочущих и лязгающих танков, неуязвимых для винтовочного и пулеметного огня, немецких солдат охватил ужас. Многие выскакивали из окопов и обращались в бегство. Другие подняв руки, сдавались в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота. В этом бою британцам удалось вклиниться в оборону противника на 5 километров в глубину.
Первый опыт применения танков показал, что они имеют множество недостатков, но и огромное будущее. Одним из первых, кто понял это, был генерал Хейг - командующий британскими экспедиционными войсками во Франции. Почти сразу после боя он послал в Лондон телеграмму с требованием прислать еще тысячу таких машин.
В современных военных конфликтах танки играют важную роль в достижении победы над противником. Эти боевые машины начали активно использовать в начале прошлого века.
В данной статье мы рассмотрим самые первые танки в мире , отличающиеся по форме, типу передвижения и количеству боевых единиц. Любителям различных и будет интересно.
Первые в мире танки разительно отличались от тех танков, которые мы привыкли видеть. На начальном этапе своего развития они представляли собой боевые колесницы.
После этого были сконструированы передвижные башни и вагенбурги – полевые укрепления из повозок. Однако все эти конструкции перемещались за счет тяговой силы животных, которые могли быть просто убиты на поле боя.
По этой причине, люди задумались над созданием укреплений, способных перемещаться без помощи или слонов.
Танк Леонардо да Винчи
В конце 15 века великому (см. ) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.
По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку передвигаться по поверхности в автономном режиме.
Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.
Бронированный поезд на гусеницах
В 19 веке был представлен гусеничный бронированный поезд Эдуарда Буйена, который стал прототипом первых в мире танков. По задумке изобретателя, плотно соединенные между собой составы должны были перемещаться не по рельсам, а по замкнутой гусеничной ленте.
Поезд предполагалось снабдить мощными орудиями, при этом численность экипажа могла достигать 200 человек. И хотя детище Буйена так и не было создано, ученый верил, что такой поезд мог коренным образом изменить философию войны.
Когда в начале прошлого века стали выпускать , одновременно с этим стали разрабатывать и первые танки. В это время большой популярностью пользовались бронеавтомобили.
Однако их недостаток заключался в том, что они практически не могли преодолевать препятствия в виде окопов, растительности или заграждений.
Бронепоезд Буйена
Когда в военных конфликтах начали задействовать пулеметы, противопехотные мины и прочие снаряды, инженерам пришлось задуматься над созданием такой машины, которую не смогли бы остановить никакие виды оружия.
Первые английские танки Вилли
В 1915 г. британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления окопов инновационную бронированную машину. В основе ее создания лежал принцип работы гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, использующегося тогда в качестве тягача.
Когда проект попал в руки , он по достоинству оценил идею полковника. В скором времени начались разработки первого в мире танка на гусеницах. Реализация проекта была строго засекречена.
Менее чем через полгода англичанам удалось создать один из первых в мире танков под названием «Линкольнская машина №1».
Когда танк начали тестировать, конструкторы увидели в нем много недостатков, которые позже были устранены. Новая модернизированная машина стала называться «Маленьким Вилли», в честь ее создателя Уолтера Вильсона.
Однако и вторая модель имела много минусов. В результате инженеры снова внесли ряд поправок, после чего появился танк «Большой Вилли», производство которого проходило под названием «Mark-1». Именно этот танк участвовал в Первой мировой войне (1914-1918).
Его вес достигал 30 тонн, а гусеничная система была выполнена в форме ромба длинной 8 м и высотой 2,5 м. Интересен факт, что в отличие от современных танков, его башня не вращалась.
«Маленький Вилли»
Первые британские танки делились на «самцов» и «самок». У «самцов» были установлены 57-мм пушки, а у «самок» – только пулеметы. Броня составляла всего около 10 мм, а скорость не превышала 6,4 км/ч по ровной поверхности.
Когда в битве при Сомме, 15 сентября 1916 г., 32 английских танка атаковали немецкие позиции, они без труда уничтожили своего противника. «Большие Вилли» с легкостью переезжали через траншеи, уничтожая из пушек и пулеметов немецких солдат.
Mark-1
Стоит отметить, что изначально в бой должны были вступить 49 танков, но 17 из них вышли из строя еще до начала сражения. Кроме этого, 5 машин погрязли в болоте, из которого не смогли самостоятельно выбраться, а 9 просто сломались.
Однако первый танк в мире, прошедший боевое крещение, вызвал у британцев восторг. В результате было создано более 3000 танков «Mark-1» разных моделей.
Танк-туалет и голубиная почта
Как известно, первые танки в мире были лишены каких-либо удобств. Во время езды их сильно раскачивало из стороны в сторону, подобно судну во время шторма.
Кроме этого, температура внутри танка могла подниматься до 50⁰С, а то и 70⁰ С. Отдельного внимания заслуживают и небольшие окна для наблюдения, которые часто разбивались и травмировали членов экипажа.
Интересен факт, что первые танкисты нередко связывались со штабом при помощи почтовых голубей.
Само слово «танк» возникло по причине секретности производства боевых машин. Их перевозили по железным дорогам под видом топливных баков. Одним из первых названий был «water carrier» – «резервуар для воды», что согласовывалось с выдуманной историей.
Позже оказалось, что аббревиатура «WC» больше напоминала известное выражение «water closet» – то есть туалет со сливом. Находиться рядом с таким названием и беспрерывно отбиваться от желающих сходить по нужде никому не хотелось. В результате появилось слово «tank», то есть «бак».
Немецкие танки и первый встречный танковый бой
Изначально немцы не планировали использовать на войне танки, но когда поняли свою ошибку, сразу же занялись их производством.
Однако вследствие плохого финансирования и отсутствия достойных проектов, они создали громоздкую боевую машину – «A7V», которая поражала своими масштабами.
Этот танк, больше напоминающий вагон на гусеницах, имел следующие характеристики:
- высота – 3 м;
- длина – 7 м;
- вес – 30 тонн;
- калибр пушки – 57 мм;
- пулеметы – 7 шт.;
- толщина брони – 30 мм;
- скорость по шоссе – 12 км/ч;
- экипаж – 18 человек.
Простые солдаты называли этот танк «походной кухней» за громадные размеры, невыносимую жару и постоянный дым. Однако именно машины «A7V» участвовали в первом в мире танковом бою.
Бой состоялся 24 апреля 1918 г. при Виллер-Бретонне. В сражении 3 немецкие «кухни» столкнулись с 3 британскими тяжелыми «Mark-4» и 7 легкими танками «Уиппет».
Немецкий танк «A7V»
В том бою формально победили англичане, однако каждый из танков имел свои преимущества и недостатки. Выяснилось, что пулеметы «самок» не смогли нанести «A7V» никакого ущерба, в связи с чем были вынуждены покинуть сражение. Только «самцу» удалось подбить танк противника, поскольку на нем были установлены пушечные орудия.
Немецкие «A7V» оказались достаточно хорошими машинами, однако их численность составляла всего 21 штуку. При этом у британцев на вооружении было более 3 000 танков. И это еще не учитывая французских машин.
Именно такими были первые танки в мире, разительно отличающиеся от современной военной техники.
Надеемся, что информация, изложенная в этой статье, была для вас полезной и интересной. Подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
Время неумолимо во всем, стирая память, если люди забывают о чем-то значимом в своей истории. Хорошо, что о последней страшной войне напоминают ветераны ВОВ, приближающиеся к столетнему юбилею, и танк Т-34, возглавляющий парад военной техники в День Победы. Такие боевые машины, прошедшие тысячи километров фронтовых дорог России и Европы, стоят на постаментах во многих городах страны. Глядя на них, часто возникают вопросы: танк в мире, кто его создатели?
Так вкратце можно охарактеризовать общее представление от просмотра фотографий, запечатлевших первые танки, созданные в начале XX века:
Если добавить к этому, что скорость этих первых боевых машин колебалась в интервале от 2 до 8 км/ч, а вооружение состояло из 1 - 3 пулеметов на бронированный «вагон», то картина станет еще более полной. Кажется, зачем такие неудачные конструкции использовались в боевых действиях? Ответ на это прост:
- Даже бывалые солдаты, увидев впервые грохочущие металлические коробки, впадали в панику.
- Несовершенная броня первых танков с легкостью выдерживала попадания пуль из винтовок, пулеметов противника, а артиллерия была не готова бороться с ними, в связи с отсутствием навыков вести огонь прямой наводкой.
- Главные препятствия для пехоты, выстроенные в ходе окопной войны в 1916 – 1917 годах (изгороди из колючей проволоки, траншеи с пулеметными гнездами), танки преодолевали без особого труда, прорывая долговременную оборону противника, при этом потери наступающих войск уменьшались многократно.
Преимущества использования новой военной техники преобладали, поэтому противоборствующие страны с разным успехом проектировали, производили и применяли первые танки.
Германия, Россия и прочая Антанта
Две первые страны как в Первой, так и во Второй великих войнах понесли огромные потери. Дивиденды получали другие – торговцы из-за океана, стравливающие всех джентльмены с туманного Альбиона, французы, неплохо умеющие остаться в стороне.
Истощенные в первые годы войны Германия и Россия не могли позволить себе вкладывать огромные средства, мощности металлургических, машиностроительных, оружейных заводов, инженерные, трудовые ресурсы в производство новой, еще недостаточно опробованной на поле боя военной техники. Поэтому дальше разработки комплекта чертежей, сборки опытных образцов дело не сдвинулось:
Совсем по-другому дела обстояли у «верных» союзников России по Антанте:
Всего за годы Первой мировой войны этими государствами было выпущено почти 7 тыс. танков всех типов:
- Англия – 2905 шт.
- Франция – 3997 шт.
Хотясамый первый танк в миребыл создан в Англии, наиболее удачно сконструированным, приближенным к современной концепции боевой машины оказался французский Рено FT-17. Подтверждает это то, что его модификации в дальнейшем производились во многих странах, включая Советскую , а последние случаи использования в боевых действиях относятся к 1945 году.
О том, что первые английские танки ради сохранения секретности решили назвать «бак», сегодня знают очень многие. Куда большей завесой тайны покрыты проекты танков, придуманные еще до того, как «Маленький Вилли» и «Большой Вилли» вышли на испытания. Вот об этих совершенно секретных когда-то проектах мы вам сегодня и расскажем.
Машина Буаро
Хотя первые танки пошли в бой в 1916 году, идея использовать на поле боя машины родилась сразу же, как только подходы к окопам противника опутали многочисленные ряды колючей проволоки. Конечно, порвали бы ее и снаряды, выпущенные из орудий, вот только нужно было их для этого очень много. И тогда французский инженер Луи Буаро в декабре 1914 года предложил для этого необычную машину, с полным правом претендующую на звание самого первого опытного танка Первой мировой войны. Достаточно взглянуть на ее фотографию, чтобы понять, что месье Буаро отличался богатой фантазией. Это была восьмиметровая рама из шести опорных плит, соединенных между собой шарнирами. Внутри нее находилась пирамидальная конструкция с мотором мощностью 80 лошадиных сил и местами для двух членов экипажа. Благодаря колесам она медленно перекатывалась внутри этой рамы, а ее плиты давили проволочные заграждения. Вот только скорость ее было всего лишь три километра в час... Кроме того, ею было практически невозможно управлять. Ну и, конечно, велики были размеры, из-за которых она представляла собой хорошую цель для артиллерии, вот почему от нее и отказались сразу же после испытаний, проведенных в феврале 1915 года.
Вторая модель выглядела компактнее, имела бронированный корпус, пулемет, и могла перебираться через окопы в шесть футов (около двух метров) шириной. Однако скорость ее оказалась даже ниже, чем у первой, - всего лишь один километр в час, а радиус поворота - 100 метров, что было совершенно неприемлемо.
Танк «Бретон-Прето»
Узнав о провале испытаний машин Буаро, другой француз, инженер Жюль Луи Бретон предложил резать проволоку механическим резаком в виде вертикальной пилы с механическим приводом. Устройство было названо «Бретон-Прето» (по имени автора и фирмы изготовителя), и смонтировали его на пятитонном колесном тракторе, который был забронирован и оснащен пулеметом в башне. Во время испытаний этот трактор застрял в окопе, откуда его едва извлекли.
Танк Обрио и Габэ
Еще два французских инженера, Обрио и Габэ, в том же 1915 году на базе сельскохозяйственного трактора «Фильтц» построили странную боевую машину, имевшую вид бронебашни с мотором спереди и двумя ведущими колесами большого диаметра. Вооружение башни состояло из 37-миллиметрового скорострельного орудия, а экипаж - из двух человек: водителя и командира, выполнявшего и функцию стрелка. Самым необычным в машине была двигательная установка, состоявшая из электромотора, получавшего питание по кабелю! Да-да, внутри не было ни аккумуляторов, ни генератора тока - при движении установка тянула за собой кабель, сматывавшийся со специального барабана. Понятно, что боевая машина, волочившая за собой такой «хвост», для нужд армии была совершенно непригодна. Почему этого не понимали сами изобретатели - непонятно!
Танк Фрота
В марте 1915 года инженер П. Фрот из компании «Северный канал» предложил построить симметричную колесную боевую машину весом 10 тонн с двумя постами управления, чтобы она могла двигаться на поле боя вперед-назад, не разворачиваясь. Двигатель мощностью всего 20 лошадиных сил помещался в центре корпуса. Экипаж должен был состоять из девяти человек, включая четверых стрелков из пулеметов и троих помощников. Скорость машины составляла 3-5 километров в час, но вот по пересеченной местности она фактически передвигаться не могла.
«Сухопутный крейсер» Хеттерингтона
В Англии первый проект «сухопутного крейсера» представил капитан Королевской военно-морской авиационной службы Томас Хеттерингтон. Толщина его брони составляла 80 миллиметров. В каждой из трех башен располагалось по два 102-миллиметровых орудия. А вот колес имелось всего три: два спереди, диаметром 12 метров - ведущие и одно заднее - рулевое. Два дизельных двигателя должны были обеспечить «крейсеру» скорость движения до 12 километров в час. Когда проект рассмотрели, выяснилось, что масса машины может достигнуть 1000 тонн, а кроме того, при высоте 14, длине 30 и ширине 24 метра это будет прекрасная мишень для германской артиллерии. Поэтому англичане построили уменьшенный макет из... дерева, и все работы над «крейсером» Хеттерингтона решили прекратить, что и сделали в июне 1915 года.
«Полевой монитор» и «Траншейный разрушитель»
В России, как известно, был построен Царь-танк капитана Лебеденко, который производил впечатление своими колесами девятиметровой высоты, но зато американцы разработали проект «150-тонного полевого монитора» на колесах диаметром шесть метров, и к тому же с двумя (!) паровыми двигателями.
По замыслу конструкторов, на нем должны были стоять сразу два 152-милли-метровых морских орудия, которые обычно устанавливались на крейсера! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из 10 пулеметов Кольта образца 1885 года. Четыре из них в спаренных установках располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были стрелять через амбразуры в корпусе.
Впрочем, 150 тонн американцам показалось мало, и они разработали проект под названием «Траншейный разрушитель» весом уже 200 тонн, то есть даже более солидный, чем германский сверхтяжелый танк «Колоссаль»! Предполагалось, что это будет бронированный «вагон» на ходовой части трактора «Холт», но более длинной. Вооружение должно было состоять из шести 75-миллиметровых французских пушек образца 1897 года, огнемета, еще 20 пулеметов Браунинга с круговым обстрелом; экипаж - 30 человек. Понятно, что выпускать его не стали, как бы он ни радовал глаз!
«Танк-скелет» и другие
Зато в США построили девятитонный «танк-скелет», имевший гусеничные обводы большого размера, соединенные при помощи труб. Между ними находилась небольшая бронированная кабина кубической формы с башней для 37-миллиме-трового орудия. Конструкторы посчитали, что вражеские снаряды будут пролетать между трубчатыми опорами, а в корпус и башню не попадут, зато из-за больших размеров проходимость его будет такой же, как у английских «ромбических» танков. Затем они построили трехколесный танк с паровым двигателем, и, что самое удивительное, почти точно такую же машину, похожую на трехколесный велосипед, сделали немцы. Но танк так и остался гусеничной машиной. Колеса, пусть даже и большие, ему не подошли!
Танки Макфая
Не были приняты и проекты Роберта Френсиса Макфая - талантливого канадского инженера, обладавшего, однако, сварливым и неуживчивым характером. Уже на первом его проекте стоял гребной винт, то есть машина задумывалась как амфибия! Есть винт и на другом его проекте, причем предполагалось его поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю. Интересно, что главной особенностью двух последних его машин было шасси на трех гусеницах.
При этом передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, то есть поворачиваться в разные стороны, а также изменять положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов для защиты рулевой гусеницы и ее ведущего колеса.
Другой его проект представлял собой танк уже на четырех гусеницах, однако две передние были расположены друг за другом. Передняя гусеница имела наклон в 35 градусов и должна была облегчить преодоление вертикальных препятствий, а все остальные давали невысокое давление тяжелой машины на грунт.
Вооружение на ней могло устанавливаться как в корпусе, так и в выступах по сторонам от него. Но данный проект показался слишком уж изощренным, так что в итоге от него также отказались. А вообще-то интересная бы могла получиться машина, во всяком случае, наверно, не хуже, чем серийный английский танк Мк. I, да и все остальные танки этой серии.
Вот, оказывается, как много всего было придумано конструкторами уже в самом начале Первой мировой войны, но эти и еще многие другие предложения остались только на бумаге, хотя бредовыми были далеко не все!
На современных войнах танки являются одним из основных видов боевых машин, а до недавнего времени они вообще были самым распространенным механизированным вооружением на планете.
Но как людям вообще пришла в голову идея залезть в здоровенный металлический ящик на гусеницах и поехать убивать друг друга? Попробуем разобраться.
Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах
Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги , эффективно использовавшиеся в гуситских войнах . Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.
Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.
Бронепоезд Буйена
Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.
Первая Мировая война и первые английские танки
С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей , да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.
Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей - невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов - привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно - надо что-то делать.
Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.
Машина Хетерингтона
Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.
Так называемый «танк Суинтона» разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», прошел первые полевые испытания, где обнаружилась куча недостатков конструкции, после устранения которых появился первый работающий прототип танка - Маленький Вилли , названный так в честь разработчика Уолтера Вильсона . Машина также имела множество недостатков, и когда ее переделали под требования боевой обстановки, был создан Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну.
Битва при Сомме и дебют английских танков
Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.
Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же - только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» - 6,4 км в час по шоссе.
Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.
Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию - ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.
Танк-туалет и голубиная почта
Маленький Вилли
Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, - такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.
Связь осуществлялась тоже специфически - для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.
Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии. На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» - «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду. Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» - то есть туалет с водяным смывом.
Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).
Немецкие танки и первый встречный танковый бой
Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились - начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр - A7V , огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!
Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе - аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.
Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет» .
Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» - единственный, имевший пушечное вооружение.
Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.
Немецкие танки были неплохи, но вот проблема - к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше - 3177. И это не считая танков Франции.
Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности - как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт