Кенни вест кроссовки дешевые за 1000. Кроссовки канье уэста
Год 1864 вошёл в историю, как год создания в Лондоне I Интернационала. Поднимало голову рабочее движение, шла Датская война в Европе и Гражданская война в США. Во Франции был отменён Закон Ле Шапелье - о запрете стачек и рабочих коалиций, принятый Учредительным собранием Франции в июне 1791.
В такое неспокойное время родился граф Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа – будущий великий художник, ставший известным далеко за пределами своей страны.
Анри Тулуз-Лотрек имел счастье родиться в семье, принадлежащей к древнейшему роду Франции. Это графский род, который происходит от виконтов Лотрека. В XIV-XVII вв. глава этого рода носил титул виконта Монфа. В конце XVII в. Лотреки-Монфа сменили фамилию на «Тулуз-Лотрек».
Род Тулуз-Лотреков выделялся образованностью и особым почитанием искусства. Быть может, это обстоятельство и помогло Анри пережить страшную трагедию, случившуюся с ним в детстве, и определить своё будущее. Благодаря этому выбору и появилась эта статья.
В мае 1878 года, в возрасте 13 лет, Анри ломает шейку бедренной кости правой ноги. А через год мальчик ломает и левую ногу, при падении в канаву. После этого события ноги перестали расти, и юноша навсегда остался инвалидом. - "Подумать только! Я никогда бы не стал рисовать, если бы мои ноги были чуть длиннее". – не раз шутил Анри де Тулуз-Лотрек.
Физический дефект помешал молодому Анри пойти на военную службу, как было принято среди мужчин в их роду. Именно тогда он принимает решение стать художником. Он много рисует, и талант его растёт так стремительно, что мастерства его прежнего учителя, мастера Пренсто, уже не хватало. Анри перебирается в Париж в ожидании творческого роста. Тут он и попадает к известному в то время портретисту Леону Бонна. Свои первые работы Анри подписывает псевдонимом «Трекло».
Так он попадает на Монмартр. И Монмартр захватывает его полностью. С этого момента Анри становится частью Монмартра, а Монмартр становится частью Анри. Тут граф Тулуз-Лотрек переходит из высшего света в мир богемы, и именно в этом мире, общаясь с людьми, творящими искусство, он выработал свой, неповторимый стиль, где важна линия, а гротесковая декоративность не режет глаз, а напротив, мягко сочетается с тонкостью и изяществом образов. Стоит лишь взглянуть на созданные мастером портреты, чтобы ощутить психологизм и неповторимость противоречивого лотрековского стиля. По началу он подражает, модным тогда, импрессионистам, но потом находит свой путь. Ему уже мало сиюминутного впечатления. Он ищет способы как сделать свои работы глубже, как показать самую суть, изображаемого им мира, будь то природа, или человек. Вот потому, казалось бы, излишне декоративные работы Тулуз-Лотрека, снова и снова притягивают наш взгляд, заставляя заглядывать в самую душу его персонажей.
Скорее всего поэтому художник старается писать не холёных великосветских красавиц и красавцев. Его привлекают простые, и даже иногда порочные люди, с поломанной судьбой. В них художник находит отражении е живого мира, прекрасного в своей неповторимости.
Он пишет танцовщиц и проституток, кухарок и прачек. Они женственны и живы, без тени фальши и наносного лоска. И тем прекрасны.
Тогда же Тулуз-Лотрек пишет афиши для кабаре «Мулен Руж» «Чёрный кот» и "Диван Жапоне" и других ночных увеселительных заведений Парижа. Всего им было написано около тридцати афиш, каждая из которых настоящий шедевр. Прекрасно знавший дух ночной жизни Парижа, в своих афишах художник, передаёт и сиюминутное ощущение беззаботного праздника, и в то же время в них чувствуется атмосфера тонкого флирта и лёгкой интрижки, свойственная таким заведениям. А ведь как мастер постимпрессионизма он умел это делать прекрасно. Потому и афиши, созданные Анри Тулуз-Лотреком, ныне воспринимаются нами с таким же интересом и восхищением, как и его портреты и другие картины.
Вот только в последние два года жизни, словно предчувствуя окончание веселья, художник всё чаще использует мрачные тона в своих работах. С каждой картиной растёт ощущение печали, ожидания прощания с тем миром, который он так любил. Весной 1901 года у Анри случился паралич ног, как следствие перенесённого инсульта. А 9 сентября, в возрасте 37 лет, он умирает.
И лишь через много лет после его смерти к нему приходит признание критиков, совершенно не жаловавших его при жизни. За короткую творческую жизнь Анри Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.
Интернет-журнал "Область культуры" провёл голосование за лучший дизайн театральной афиши Великого Новгорода среди опубликованных в ОК-журнале. Большее количество голосов набрала афиша спектакля "Маленький принц", который прошёл сегодня, 29 апреля, в Новгородской областной филармонии. Автор афиши - Ксения Иноземцева. Поздравляем!
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон де (1864-1901) - французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.
Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры.
Мать художника за завтраком, 1882
Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883; "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж).
Прачка, 1889
В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика ("В кафе", 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж, 1891
Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж" (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.
Танец в Мулен-Руж, 1890
Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.
Афиша Жанна Авриль, 1893
Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза ("Жюстин Дьель", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Портрет месье Буало", ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887; "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 - обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби; "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция). Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его модели, он делает ее внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах - пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей.
Жюстин Диель в саду Фореста, 1890
Чтение газеты в саду, 1890
А. де Тулуз-Лотрек никогда не интересовался проблемой воздействия света на поверхность изображаемых предметов, но постепенно его палитра светлеет, а утонченное сочетание нескольких цветов, в основном зеленого и фиолетового, станет визитной карточкой большинства его работ.
А. де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками ("Туалет (Рыжеволосая)", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Рю де Мулен", 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Туалет, 1889
Улица Мулен: медицинский осмотр, 1894
А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893; "Divan japonais", 1893 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.
Хронология жизни
1864
Родился 24 ноября в Альби, на юго-западе Франции, в семье графа Альфонса и графини Адели де Тулуз-Лотрек
1878
Происходят два несчастных случая, в результате которых ломает обе ноги. Рост мальчика после этого прекращается.
1882
Переезжает вместе с матерью в Париж, где поступает в мастерскую художника Леона Бонна. Позже переходит в мастерскую Фернана Кормона.
1884
Открывает собственную студию на Монмартре, где с головой погружается в жизнь богемы.
1891
Становится известным всему Парижу благодаря своему плакату, сделанному для кабаре "Мулен Руж".
1892
Впервые посещает Лондон. Эту и последующие поездки на берега Темзы организуют друзья художника, пытающиеся вернуть его к нормальной жизни.
1899
Художнику ставят диагноз: алкоголизм. Заболевает сифилисом. По настоянию матери три месяца лечится в психиатрической клинике неподалеку от Парижа.
1900
Проводит зиму в Бордо. Весной следующего года возвращается в Париж совершенно больным.
1901
В июле покидает Париж, чтобы провести лето на атлантическом побережье. В августе, после инсульта, Лотрека парализует. 9 сентября скончался в родовом поместье неподалеку от Бордо.
1 - Девушка в корсете
2 - Две подруги
3 - Двое друзей
4 - А la mie
5 - Femme tirant sur son bas
6 - В постели
7 - Женщина-клоун
8 - Жанна Авриль
9 - Одиночество
10 - Женщина с тазом
11 - Полураздетая женщина
12 - Портрет кузена
13 - Начало кадрили в Мулен-Руж
14 - Повешенный
15 - Моющаяся женщина
16 - Иветт Гильбер
17 - Жоккеи
18 - Кабаре японский диван
19 - Что говорит дождик
20 - Экзамен на факультете медицины в Париже
21 - Читальный зал в замке Мелрум
22 - Портрет Луи Паскаля
23 - Портрет Оскара Уайльда
24 - Сидящая Ша-Ю-Као
Непосвященным людям безумный спрос на кроссовки YEEZY может показаться необъяснимым, и в какой-то степени так оно и есть.
Но кроссовки adidas, созданные Канье Уэстом, без сомнения, являются одним из важнейших показателей статуса в сникерхед-культуре. Более того, вокруг YEEZY образовалась целая экосистема из групп в фейсбуке и страниц в твиттере, посвященных обмену слитой информацией, вторичному рынку, который растёт и процветает, благодаря продажам как YEEZY, так и других коллекций adidas, которые от сотрудничества с Канье только выиграли; не говоря уже о процветающем рынке подделок для тех, кто хочет выглядеть так же, но отдавать за это несколько сотен долларов не готов.
Канье Уэст x adidas
В начале 2013 года после публичного отказа Уэста продолжать сотрудничество с Nike, рэпер, недавно попробовавший себя в качестве дизайнера, подписал контракт с немецким брендом спортивной одежды и обуви adidas.
После того, как Канье был замечен за работой с Ником Голуэем , вице-президентом adidas Originals (который также работал непосредственно с другими громкими участниками коллабораций adidas, в том числе с Рафом Симонсом и Йоджи Ямамото) слухи – подпитываемые фотографиями Канье, совершающим поездки в Китай, предположительно связанные с будущим производством – достигли своего предела.
Появившаяся в результате этого сотрудничества линейка Kanye West x adidas YEEZY дебютировала в начале 2015 года. Жемчужиной коллекции стала модель adidas Originals YEEZY Boost 750, выпущенная в сером цвете. С тех пор коллаборация значительно расширилась, и в дополнение к коллекции мужской и женской одежды, аксессуаров, украшений и диффузной линии Calabasas , появилось множество других моделей обуви, включая известные 350, 350 V2 и 950.
Где купить YEEZY
Как правило, официально анонсирует дату релиза новой коллекции YEEZY за неделю до неё, а иногда и позже. Чаще всего такие анонсы делаются через твиттер-аккаунт Originals. Также информация появляется на самом сайте adidas, по ссылке — adidas.com/yeezy
Часто инсайдерская информация появляется в социальных сетях за несколько недель, а то и месяцев до этого, уведомляя поклонников YEEZY о предстоящем поступлении и расцветках. Эти источники не являются надежными на 100%, но некоторые группы, например, Yeezy Mafia, заработали себе хорошую репутацию в предсказании дат релизов.
При покупке напрямую через рекомендуется зарегистрироваться в официальном приложении бренда, Confirmed. В настоящее время приложение покрывает зоны продаж в следующих городах: Берлин, Лондон, Милан, Атланта, Хьюстон, Лас-Вегас, Лонг-Айленд, Северный Нью-Джерси, округ Ориндж, Филадельфия, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго.
Среди подписавшихся на уведомления о старте продаж определенной модели кроссовок, случайным образом выбираются те пользователи, которые получат возможность забронировать пару своего размера. Кроссовки можно получить в фирменных магазинах , как только они поступят в продажу. Зайдите в магазин iTunes Store, чтобы бесплатно скачать приложение. Кроме этого, в принадлежащих бутиках – No. 74 в Берлине и No. 42 в Париже – проходят отдельные релизы.
Коллекции YEEZY и другую продукцию Канье Уэста, например, его журналы и одежду, также можно заказать на сайте YEEZY Supply.
В независимых ритейл-магазинах и сникер-бутиках YEEZY распространяются с помощью различных методов, включая лотереи, конкурсы в социальных сетях, а также через продажи в самих бутиках и интернет-магазинах. Для получения дополнительной информации мы советуем вам связаться с местным ритейлером, однако ожидается, что в size? в Европе, а также у таких известных ритейлеров, как RSVP Gallery и Kith в Америке, старты продаж должны проходить довольно демократично.
После старта продаж, в некоторых магазинах и изданиях (в том числе Highsnobiety) также проводятся конкурсы, дающие сникерхедам еще один шанс на покупку или выигрыш бесплатной пары кроссовок. После этого единственное место, где их можно найти, – это вторичный рынок, точнее сайты и магазины перепродаж, которые продают заветную продукцию, в том числе YEEZY, по сильно завышенной цене. Ниже, под каждой моделью Yeezy Boost, вы сможете перейти на страницу товара на вторичном рынке.
Определенные сайты и магазины (такие, как Flight Club и Stadium Goods) заработали себе хорошую репутацию, предоставляя товары, которые прошли двойную проверку на подлинность. В последнее время популярность также набирает StockX, который предлагает покупателям и продавцам прокси-сервис, проводящий проверку продукта и ведущий строгий контроль достоверности информации.
В Америке излюбленным местом реселлеров стал Grailed. Но в услуги магазина не входит проверка на подлинность, и покупатели сами несут ответственность за свои действия, хотя оплата через PayPal помогает немного подстраховаться. В Европе уважаемой интернет-площадкой для продаж постепенно становится Klekt, где, как и на Grailed, проверка на подлинность в услуги не включена. Часто эти платформы получают проценты от продаж.
Некоторые продавцы размещают список товаров в группах в фейсбуке, например, в YEEZY Talk Worldwide. Также не лишним будет зайти в местные фейсбук-группы сникерхедов. Сделки здесь проходят лично, все переговоры ведут между покупателем и продавцом, поэтому убедитесь, что вы уверены в товаре.
Цены на YEEZY Boost
Естественно, учитывая сумасшедший спрос на любую продукцию, связанную с Канье Уэстом, adidas YEEZY можно продать существенно дороже розничных цен. Официальная розничная цена на модель 350 — $200, на его аналог V2 – по $220, в то время как ценник на модель 750 составляет $350.
Для того чтобы знать, чего ожидать, посмотрите полный список средних цен при перепродаже YEEZY 2016 года .
График релизов YEEZY
Ниже вы увидите полный график стартов продаж YEEZY Boost, включая розничную цену и дату релиза, начиная c самого первого выпуска в начале 2015 года. Ссылки под каждым товаром ведут на страницы товаров на вторичном рынке. Цены значительно отличаются от розничных!
Просто выбирай год и модель:
Старт продаж: 14 февраля 2015 года
Цена: $350
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 «Turtle Dove»
Старт продаж: 27 июня 2015 года
Цена: $200
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 «Pirate Black»
Старт продаж: 22 августа 2015 года
Цена: $200
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 «Moonrock»
Старт продаж: 14 ноября 2015 года
Цена: $200
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 750 «Black»
Старт продаж: 19 декабря 2015 года
Цена: $350
adidas YEEZY Boost 350 «Oxford Tan»
Старт продаж: 29 декабря 2015 года
Цена: $200
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 «Pirate Black» Re-Stock 2016
Старт продаж: 19 февраля 2016 года
Цена: $200
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 750 «Grey/Gum»
Старт продаж: 11 июня 2016 года
Цена: $350
Магазины: Stadium Goods, Flight Club, Grailed, StockX
adidas YEEZY Boost 350 «Turtle Dove» Infant
Цена: $130
Магазины: Stadium Goods, Flight Club, Grailed, StockX
adidas YEEZY Boost 350 «Pirate Black» Infant
Старт продаж: 27 августа 2016 года
Цена: $130
Магазины: Stadium Goods, Flight Club, Grailed, StockX
adidas YEEZY Boost 350 V2 «Beluga»
Старт продаж: 24 сентября 2016 года
Цена: $220
Магазины: Stadium Goods, Flight Club, Grailed, StockX
adidas YEEZY Boost 750 «Light B»
Старт продаж: 15 октября 2016 года
Цена: $350
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 V2 «Copper/Green/Red»
Старт продаж: 23 ноября 2016 года
Цена: $220
Магазины: Copper — Farfetch
Green — Farfetch
Red — Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 V2 «Core White»
Старт продаж: 17 декабря 2016 года
Цена: $220
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 V2 «Bred»
Старт продаж: 11 февраля 2017 года
Цена: $220
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 V2 «Zebra»
Старт продаж: 25 февраля 2017 года и 24 июня 2017 года (Новая партия)
Цена: $220
Магазины: Farfetch
adidas «Calabasas» Powerphase
Старт продаж: 28 марта 2017 года и 4 июня 2017 (Новая партия)
Цена: $120
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 V2 “Cream White”
Старт продаж: 29 апреля 2017 года
Цена: $220
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Wave Runner 700 Solid Grey
Старт продаж: 12 августа 2017 года и 10 марта 2018 года (Новая партия)
Цена: $300
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 V2 «Semi-Frozen Yellow»
Старт продаж: 18 ноября 2017 года
Цена: $220
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY
Старт продаж: 25 ноября 2017 года
Цена: $220
Магазины: Farfetch
adidas «Calabasas» Powerphase «Grey»
Старт продаж: 9 декабря 2017 года
Цена: $120
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY Boost 350 V2 «Blue Tint»
Старт продаж: 16 декабря 2017 года
Цена: $220
Магазины: Farfetch
adidas «Calabasas» Powerphase «Black»
Старт продаж: 17 марта 2018 года
Цена: $120
Магазины: Stadium Goods, Flight Club, Grailed, StockX
adidas YEEZY
Старт продаж: 16 февраля (предзаказ через YEEZY Supply) 17-18 февраля (NBA All Star Weekend в 747 Warehouse), 14 апреля (Мировой старт продаж в специализированных магазинах)
Цена: $200
Магазины: Farfetch
adidas YEEZY 500 «Super Moon Yellow»
Старт продаж: 9 июня 2018 года
Цена: $200
Магазины: Stadium Goods, Flight Club, Grailed, StockX
Старт продаж: 30 июня 2018 года
Цена: $220
Магазины: Farfetch
Цена: $200
Магазины: Stadium Goods, Flight Club, Grailed, StockX
Старт продаж: 7 июля 2018 года
Цена: $200
Магазины: Farfetch
Старт продаж: 27 октября 2018 года
Цена: $300
Магазины: Farfetch
adidas Yeezy Boost 350 v2 «Sesame»
Старт продаж: 23 ноября 2018
Цена: $220
Магазины: Farfetch
adidas Yeezy 500 «Salt»
Старт продаж: 30 ноября 2018
Цена:$220
Магазины: Farfetch
adidas Yeezy Boost 350 v2 «Semi-Frozen Yellow» Re-stock
adidas YEEZY Boost 350 V2 «Static»
adidas YEEZY BOOST 700 V2 «Static»
adidas Yeezy Boost 350 v2 «Butter» (Re-Stock)
Купить: Farfetch , StockX
“ Triple White” (Re-Stock)Реакция на коллекцию Yeezy Season 1 Одновременно случилось вот что: в Москве стартует продажа главных кроссовок года - коллаборации Adidas и Канье Уэста Yeezy Boost, а Майкл Джордан впервые попал в список американского «Форбса» в качестве миллиардера. У этих двух событий гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
В эту же игру с Nike некоторое время назад пытался играть Канье Уэст - его именная линия Air Yeezy жила недолго, но ярко: вышли всего две модели, быстро ставшие редчайшими и самыми желанными кроссовками планеты. Вышедшие в прошлом году Air Yeezy Red October 2 не достались почти никому (кроме, конечно, Ким Кардашьян), вызвали адские волнения у коллекционеров и переход Канье к Adidas - якобы из-за роялти. Но еще и, если верить исполнителю, из-за того что кроссовки его имени должны достаться всем желающим - а не только сникерхедам с заряженными ботами и полной готовностью продать за редкие кроссовки родную мать. Забегая вперед, скажем, что последняя затея изначально была обречена на провал.
С коллекционированием кроссовок история, вообще, обстоит так. На eBay нет проблемы (втридорога) купить один из редких релизов - но это неспортивно и неинтересно. Важнее знать точные даты релизов и адреса продаж (в Москве таких мест, впрочем, два с половиной, 5 марта - в «КМ20», 6 марта - в Fott и в Wood Wood в «Цветном», но у вас все равно нет шансов. – Прим. ред. ), за много часов встать в очередь, получить номерок и ждать, ждать, ждать. С онлайновыми покупками история похожая - многие редкие релизы анонсируются в случайное время в твиттере с уникальной ссылкой; купить пару смогут только первые десять-двадцать человек, успевших на нее кликнуть. Здесь тоже важно умение ждать, скорость реакции и максимальная концентрация. Когда кроссовки появляются онлайн в свободной продаже, скорость еще важнее: почти всегда действительно интересные вещи распродаются задолго до того, как нормальный человек успеет вбить в соответствующие формы данные своей карты. На этот случай существует несколько (не вполне легальных) технологических решений, пользоваться ими, в общем, тоже неспортивно, но бывают случаи, когда удержаться невозможно, например, в момент выхода любой обувной коллаборации марки Supreme.
Механизмы этой мании (а это именно что мания) трудно поддаются анализу. Мощнейший адреналиновый приход от того, что нужная пара наконец-то в руках. Запах свежих кроссовок - как запах новой машины. Носить все это, кстати, совершенно не обязательно, а в Москве даже глупо - светло-серые замшевые Adidas x KZK x Mark McNairy New Amsterdam убиваются здесь по любой погоде за полчаса и восстановлению не подлежат. Главное - обладать. И то, что для обладания нужно исполнять многочасовые дикие ритуалы, делу только помогает. Доступное не может быть интересным. С кроссовками получилось так, что недоступное еще и не слишком дорого (редкая пара в официальной рознице стоит больше $200) - и вопрос обладания связан только с настойчивостью, выдержкой и скоростью реакции, описанными выше.
Вернемся к Yeezy Boost. Желающим можно сразу выдохнуть - в момент публикации этого текста купить их уже совершенно точно нельзя: пар слишком мало, и слишком много людей уже несколько дней как стоят за ними в очереди (это не шутка и не преувеличение); и это при официальной розничной цене в тридцать тысяч рублей, и это в кризис. Москва, заметим, всегда была очень удобным для сникерхеда городом - зная места и людей, здесь без проблем можно было покупать релизы, во всем мире распроданные в ноль в первую секунду продаж. Такая истерика по поводу кроссовок - это абсолютно точно в первый раз.
На какие части могут развалиться ваши Yeezy Boost через много лет
Любые стилистические претензии к Yeezy Boost по этой причине не имеют никакого смысла - хотя проследить за эволюцией представлений Канье Уэста о прекрасном на их примере любопытно. Найковские Red October 2 были барочными, ярко-красными, с золотой фурнитурой и в общей стилистике, как метко пошутил кто-то в англоязычном интернете, «космического BDSM». Адидасовские Yeezy - история прямо противоположная; они нарочито нейтральные, без логотипов и даже (о ужас!) без трех фирменных полосок. Нужно, наверное, сказать вслух, что если бы не участие Канье, на такой нарочитый минимализм мало кто обратил бы внимание - и точно мало кто неделю бы ночевал перед магазином. И это уже совсем интересная мысль: никто в современной поп-культуре на такое совершенно точно не способен. Даже Майкл Джордан, при всем уважении.
Приключения кроссовок Канье Уэста в России
Палатка у «Кузнецкого Моста 20»
В «Кузнецком Мосту 20» релиз должен был состояться раньше всего - 5 марта (пока их не опередил Wood Wood, открывающийся в 10 утра в четверг), причем стоить одна пара будет 32 400 р. (на 2500 р. дороже, чем во всех остальных точках продаж в Москве). Сюда же неделю назад, в день мирового релиза, приехала группа поклонников Канье из Минска, которые, узнав, что в России продажи начнутся позже, решила разбить у магазина палатку и переждать холода. Сделать это не удалось, резерв «КМ20» тоже не принимает, так что штурм магазина назначен на завтра на 11 утра.
Лотерея в Fott
В Fott рассказывают невероятные истории: мол, некоторые покупатели настолько воодушевились творением Канье, что предлагали продавцам по 30 000 р. сверху за пару только за то, чтобы ее отложили. Но магазин поступил еще удивительнее - решил провести лотерею: все желающие купить кроссовки должны прислать заявку на почту, а 6 марта из них выберут 12 человек, которые и получат свои пары. Как сообщил «Афише–Город» Fott, к вечеру среды поступило больше 300 заявок.
Пытка в «Цветном»
Еще одно место продаж - Wood Wood в «Цветном», где решили поставить совсем уж бесчеловечный эксперимент над потребительским сознанием: все 12 пар, которые попадут в продажу, уже сегодня выставят в зале на всеообщее обозрение (купить при этом можно только завтра). На каждый размер уже сейчас очередь из 6 человек, так что и в «Цветном» купить пару без суеты не представляется никакой возможности.