Уродливая герцогиня. История науки: британский патологоанатом и «Уродливая герцогиня Уродливая герцогиня лондонская национальная галерея
Карикатура как новая форма искусства
При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.
Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».
Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка , изображающего его жену Маргариту.
Хранящаяся в Лондонской национальной галерее.
В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев, считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.
Деформация и даже деструкция черт лица - носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа - желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.
Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.
Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».
Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.
Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Маргарита Маульташ
(1318-3 октября 1369. Маульташ -
прозвище) - последняя правительница независимого графства Тироль(с 1335
по 1365 гг)и, согласно популярной традиции, самая уродливая женщина,
вошедшая в историю.
Сегодня о её внешности сказать что-то
определённое крайне трудно, ведь единственное прижизненное изображение
Маргариты Тирольской: на её личной печати - стройная женщина в полный
рост, черты лица разобрать невозможно... зато с уверенностью можно
утверждать, что эта женщина обладала сильным характером и большим
мужеством.
печать Маргариты Тирольской, примерно 1366г
Маргарита была второй дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307-1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310-1335), её старшая сестра умерла в возрасте восьми лет в 1325 году. В 1330 году одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии.
Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер
Парлер и мастерская. Между 1379-1386, Собор святого Вита, Прага
Братьев
у Маргариты не было и после смерти отца она стала единственным
представителем Горицко-Тирольской династии, но в соответсвии с
договором, заключённого между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом
1282 год, в случае прекращения мужской линии последнего его владения
должны были перейти к Габсбургам. Австрийский герцог Альбрехт II
немедленно оккупировал Каринтию и Крайну, однако в Тироле столкнулся с
сопротивлением соседней Баварии, также претендующей на наследие Генриха
Хорутанского. Согласно австро-баварскому договору 1335 года Каринтия и
Южный Тироль отходили к Австрии, а северный Тироль - к Баварии. Но
против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Вспыхнуло восстание
с требованием восстановления на престоле законной наследницы. Австрийцы
и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту
правительницей Тироля.
Молодая графиня нашла поддержку как у
местной аристократии, так и у ландтага (Ландтаг, земельный парламент -
это орган, члены которого избраны из представителей народа) Тироля,
который именно в это время начал усиливать своё влияние на политику,
превращая Тироль в сословную монархию.
В ноябре 1341 года при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный союз с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским, Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха. Одновременно было объявлено, что супруги не состояли в фактических брачных отношениях. На этом основании император объявил брак недействительным. Ей тогда было 23 года... по нашим меркам совсем ещё юная девушка...
Людвиг V, герцог Баварии
Маргарита
вышла замуж за его старшего сына Людвига V Виттельсбаха, маркграфа
Бранденбурга 10 сентября 1342 года в Мерано.
И хотя отсутствие
фактических брачных отношений в Европе традиционно учитывалось церковью
как уважительная причина для развода, папская курия настаивала на
сохранении брака между Маргаритой и Иоганном Генрихом, а её новое
супружество вызвало негодование политического противника Людвига
Баварского Папы римского Климента VI. Маргарита и её муж были отлучены
от церкви, а на Тироль был наложен интердикт(временное запрещение всех
церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди,
бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом). В Средние
Века сама угроза подобного наказания была подчас очень действенным
методом политического давления.
Скандальные обстоятельства изгнания первого мужа и новый брак тирольской графини стали широко известены в Европе. Ещё бы! ведь это был первый в истории средних веков "светский брак"! Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Марсилий Падуанский написал сочинение, в котором утверждал, что император имеет право давать развод. С другой стороны, папа Климент VI, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе.
В марте 1347 года Карл Люксембургский, брат первого мужа Маргариты, ставший к тому времени императором Священной Римской империи, вторгся в её владения и осадил замок Тироль. Однако Карл так и не сумел взять его и, отступая, преследуемый Людвигом, разорил Мерано и Боцен. Позже Карл помирился с Людвигом и Маргаритой. О эти удивительные Средние Века! Ну, подумаешь, повоевали немного...
В 1348 году Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывальсь кровное родство мужа и жены, Иоганн Генрих также признавал, что брак так и не был осуществлён, но отвергал обвинения в импотенции. Развод был оформлен 21 июля 1349 года. Однако ещё десять лет действовало отлучение от церкви Маргариты и Людвига и столько же не признавался папской курией их супружеский союз. Людвиг V, не желая конфликта с Габсбургами, восстановил мирные отношения с Австрией. При поддержке Альбрехта II, ходатайствовавшего перед папой Иннокентием VI, в 1359 году отлучение было отменено.
В 1347 году муж Маргариты стал герцогом Баварии. Это резко увеличило баварское влияние в Тироле и создало предпосылки для дальнейшего объединения государств. В 1361 году Людвиг V скончался и соправителем Маргариты в Тироле стал их сын МейнхардIII.
В 1360-ых гг. давление со стороны
Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось. Австрийский герцог
Рудольф IV, которому Карлом IV в своей Золотой булле 1356 г
(законодательный акт Священной Римской империи) отказал в праве быть
даже курфюрстом, вёл активную кампанию за усиление влияния Австрии в
Европе и расширение её территории. Тироль был для него важнейшим
регионом, обеспечивающим связь между обширными владениями Габсбургов в
Подунавье и их наследственными землями в Швабии.
В 1363 году у
Маграриты неожиданно умирает сын, Мейнхард III, и, уступив австрийскому
давлению, Маргарита передаёт свои владения Рудольфу IV Габсбургу.
Причиной её отречения были указаны «особые обстоятельства» и «слабость женского пола». Бавария пыталась воспрепятствовать установлению австрийской власти над Тиролем и вторглась на территорию графства, однако успех сопутствовал Габсбургам, которые в 1364 году разбили баварцев. В 1369 году Бавария официально отказалась от своих претензий, получив за это огромную денежную компенсацию. Таким образом Тироль навсегда потерял свою независимость и был включён в состав Австрийской монархии.
Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 году в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене. Один из районов Вены носит её имя: Вена-Маргаретен. По условию Рудольфа IV Маргарита не должна была больше посещать Тироль.
"Что остаётся от сказки потом, после
того, как её рассказали?"
По описанию её современника, хрониста
Иоганна фон Винтертура, Маргарита была очень красивой женщиной и на
картине первой половины XVI века она предстаёт перед нами женщиной
весьма миловидной. На гравюре конца XVI века образ Маргориты тоже
довольно нейтральный.
Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии.
Портрет первой половины XVI века
Bildnis der Margarethe Maultasch von Dominicus
Custos (Kupferstich, 1599)
Своё прозвище, Маульташ,
Маргарита получила ещё при жизни: впервые оно упомянается в 1366 году.
Его значение можно понимать по-разному: «Маульташ» (нем. Maultasch), в
буквальном переводе «пельмень», видимо, намёк на её непривлекательную
внешность (Маульташи - популярное блюдо в Южной Германии). Существует
другая интерпретация - «проститутка», «порочная женщина». Так её
характеризовали политические противники и церковь. Некоторые историки
считают, что оно произошло от названия замка Маргариты в Южном Тироле. С
первой четверти XV века утвердилось мнение, что у Маргариты был
уродливый рот, чем она и заслужила своё прозвание.
Есть мнение, что
образу, оставшемуся в истории, Маргарита обязана именно своим
политическим противникам и церкви, но так или иначе в историю Маргарита
вошла как безобразно некрасивая женщина.
Рисунок Леонардо да Винчи
Уродливая герцогиня. Квентин Массейн, около
1513г
Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог
не найти своего отражения в искусстве. В 1816 году Якоб Гримм, один из
братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в
сборнике «Немецкие саги»(к сожалению, этот сборник на русском языке пока
недоступен).
Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой
шнуровкой корсета, вот какой предстаёт Маргарита на рисунке Леонардо да
Винчи и, в последствии на картине Квентина Массейса "Уродливая
герцогиня", который воспользовался рисунком да Винчи, как моделью, а ещё
позже портрет «Уродливой герцогини» вдохновил Джона Тенниела на
создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса
Кэррола «Алиса в стране чудес».
Королева Туниса. Вацлав Холлар(1607-1677)
Между прочим, своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ не имеющий ничего общего с оригиналом может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара(1607-1677) или как портрет Маргариты Тирольской. Так что можно сказать, что карикатурный образ Маргариты стал некоторым символом уродства, оставшемся в веках.
Иллюстрация к "Алисе в стране чудес". Джон Тенниел.1865
По одной из версий портрет основан на образе Маргариты Тирольской, самой уродливой женщины, вошедшей в историю.
Иллюстратор первого издания «Алисы в стране чудес» Джон Тенниел при создании образа герцогини вдохновлялся работой Квентина Массейса. Не совсем то, но это влияние было очень заметно. Давайте взглянем на то, как некрасиво герцогиня описывается у Кэрролла, хотя в первой сцене нет даже намека на ее внешность. Она полна лжи. Мы можем только представить себе ее облик, глядя на ее действия, диалоги и слова.
Представить, как невежественную и недружелюбную. Но на она является стойким бойцом - не обращает внимание на перец в воздухе, или посуду, брошенную в нее. Это все, что сказано о ней в первой сцене. Плюс, конечно, абсолютно циничное отношение к ребенку.
Есть еще одна сцена, где герцогиня и ее поведение совершенно разные. Мы видим суд опытной леди, которая может говорить очень мило, если она чувствует себя важной персоной.
Она что-то говорит Алисе, когда та была приглашена. По сути, она пытается быть такой "сладкой", что готова обнять Алису за талию (в сцене с фламинго). Вот здесь первый раз, когда мы получаем несколько слов по поводу ее внешности. Прежде всего, она очень "урод". Во-вторых, она имеет "ощутимо острый подбородок", и, наконец, "она была как раз на нужной высоте, чтобы положить свой подбородок на Алисе на плечо", - так как она была не выше, чем Алиса. И это все, что сказал Кэрролл о ее внешности.
Сэр Джон Тенниэль хочет подчеркнуть, что герцогиня несомненно некрасива, и ее подбородок довольно далек от шарма. Многие иллюстраторы следовали традиции Тенниэля, подчеркивая уродство герцогини мужской формой лица.
Льюис Кэрролл тоже возможно имел в виду образ с портрета Квентина Массейса, когда он писал свою герцогиню.
И еще может сложиться ощущение, что вы видели, эту герцолиню прежде. Это будет возможно потому, что вы знакомы с одним из гротесков Леонардо да Винчи, на которых эта картина, вероятно, основана...
Национальная Галерея литературы показывает, что это жестокая картина: глупая старая женщина, которая думает, что она все еще красавица. С, кхм, экспансивным щедрым взглядом на морщинистом лице. Леонардо рисовал гротески, конечно, потому, что он был очарован человечеством во всех его формах.
И хотя у Массейса герцогиня и безобразна, она имеет и привлекательное качество - доброту в глазах.
Или, может быть, просто понимает всю жестокость низкой комедии своей жизни..
Еще портрет встречается в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара, или как портрет Маргариты Тирольской.
Во всяком случае, Уродливая Герцогиня бессмертна: быть музой для Леонардо, Массейса и Тенниэля не так уж и плохо, правда? И, в отличие от многих из тех стандартных красоток, не памятных даже...
/автор Лев Сергеев/
Один из авторов блога, помимо всего, трудится научным редактором портала Indicator.Ru. Каждый день у нас публикуется текст из истории науки. Сегодня у нас " ", которым мы с удовольствием делимся. 203 года назад родился Джеймс Педжет - один из основателей патологоанатомии.
Сэр Джеймс Педжет
Джеймс Педжет родился в 1814 году в Грейт-Ярмуте (Англия) в большой семье судовладельца и пивовара. Его брат, Эдвард Педжет, который был старше Джеймса на четыре года, также достиг успехов на научном поприще, получив место профессора медицины в Кембриджском университете и опубликовав ряд работ об эпилепсии и обмороках. За свои заслуги он стал рыцарем-командором почетнейшего ордена Бани (интересно, что его название связано с мытьем, поскольку раньше частью обряда посвящения было символическое купание).
Джеймс учился в дневной школе Ярмута. Родители в будущем хотели бы видеть сына офицером военно-морского флота, но в 16 лет юноша отправился учиться к врачу общей практики, у которого проработал четыре с половиной года, посвящая свободное время ботанике. За это время он собрал обширную коллекцию образцов флоры Восточного Норфолка, а к концу обучения вместе с одним из братьев опубликовал очень подробный и точный «Очерк естественной истории Ярмута и соседних областей».
В октябре 1834 Джеймс был принят студентом в лондонский госпиталь Святого Варфоломея (старейшую больницу в Лондоне, основанную в 1123 году). Там он описал первый из известных журнальных клубов (по-английски journal club - сообщество, где разбирают и обсуждают свежие научные публикации по специальности). Студенты-медики при госпитале были во многом предоставлены сами себе, но Педжет от этого только выиграл: в 1835 и 1836 он завладел всеми возможными наградами. В первую же зимнюю сессию студент в ходе своей работы обнаружил возбудителя смертельного заболевания трихинеллеза, которым оказался миниатюрный (около полутора миллиметра в длину) круглый червь Trichinella spiralis, передающийся через инфицированное мясо (чаще всего свинину) и поражающий мышцы жертвы.
Модель круглого червя Trichinella spiralis
David Ludwig/Wikimedia Commons
После сдачи экзаменов в Королевском хирургическом колледже Педжет получил право заниматься врачебной практикой, но тут ему пришлось столкнуться с суровой действительностью: талантливый студент при всех своих знаниях не мог найти место и был слишком беден, чтобы принимать пациентов на дому (отец Джеймса к этому времени нес большие убытки и никак не мог его поддержать). Следующие семь лет Педжет был вынужден жить на грани нищеты, всего на 15 фунтов в год, пробавляясь публикациями в медицинских журналах и составлением музейных каталогов. Возможно, последнее и помогло Джеймсу выкарабкаться: он стал смотрителем больничного музея при госпитале, а с 1838 года - демонстратором анатомических патологий в этом музее.
Затем Педжет был назначен лектором при диспансере для малоимущих в Финсберри, где преподавал общую и микроскопическую анатомию и физиологию. Кроме того, ему нужно было присматривать за теми студентами, которые проживали на территории этого небольшого колледжа. Восемь лет Педжет провел, практически не выходя за ворота госпиталя, настолько он был занят своей работой.
Только после 1847 года наш герой наконец стал ассистентом хирурга и смог посвятить больше времени врачебной практике. Карьера его пошла в гору: тщательно изучив все важнейшие работы по физиологии на английском, французском, датском, немецком, итальянском языках, он стал одним из крупнейших физиологов и патологических хирургов своей эпохи, впервые сделав ключевым инструментом исследования патологий микроскоп, в том числе при работе с опухолями. В 1858 Педжет был назначен дополнительным хирургом при дворе королевы Виктории, а в 1863 - постоянным хирургом принца Уэльского. У Джеймса была самая обширная врачебная практика в Лондоне, и он редко работал меньше 16 часов в сутки. Коллеги считали его экспертом в области опухолей, проблем с костями и связками, отправляя к нему самых «сложных» пациентов для постановки диагноза и вынесения окончательного решения.
В 1871 году Педжет поранился, проводя посмертное вскрытие, и чуть было не умер от инфекции, из-за чего его принудили оставить врачебную практику, чтобы не подвергать жизнь знаменитого врача риску. После этого ученый получил баронетство, почетную степень Кембриджского университета, стал президентом Королевского хирургического колледжа, опубликовал множество своих лекций и других трудов, а умер только в 1899 году, более 20 лет спустя.
«Уродливая герцогиня»
Квентин Массейс
В честь Педжета названо немало заболеваний, которые он впервые описал. Самое известное из них, которое чаще всего называют просто болезнью Педжета, поражает одну или несколько костей тела (в отличие, например, от остеопороза, который затрагивает все). При тяжелых формах заболевания костный мозг может замениться фиброзной тканью, а кости деформируются. Самый известный случай заболевания медики связывают с одной из самых популярных картин Национальной галереи в Лондоне, «Уродливой герцогиней», ставшей прототипом для создания образа герцогини первым иллюстратором «Алисы в стране чудес» Джоном Тенниелом.
Иллюстрация к одной из глав «Алисы в стране чудес»
Джон Тенниел
Первоначально этот портрет женщины, черты лица которой искажены из-за деформации костей черепа, воплощающей собой старость, считался полностью сатирической работой. Открытое платье с корсетом, стягивающим дряблое тело, 60 лет назад вышедший из моды чепчик, кокетливая розочка в руке и самоуверенное выражение лица изобличали старух, пытающихся выдавать себя за молоденьких привлекательных девушек. Мало кто из искусствоведов защищал идею о реальности прототипа, а приписывали картину сначала Леонардо да Винчи, у которого были найдены похожие эскизы, а затем Квентину Массейсу, который предположительно мог написать картину по наброскам Леонардо, с которым он часто обменивался работами, где были запечатлены уродства. Однако в 2008 году хирурги из Лондонского университетского колледжа тщательно изучили работу и привели свои доводы в пользу версии о том, что на картине изображена жертва редкой формы болезни Педжета, у которой вместо костей нижней части тела оказался поражен череп. Исследователи также поддержали версию, согласно которой работы была сначала выполнена Массейсом, а потом уже копирована в виде эскиза самим да Винчи или кем-то из его учеников.
Сам же Педжет вряд ли когда-то мог бы позволить себе подобное ироническое отношение к жертвам болезни, хотя порой врачебный интерес и любопытство ученого руководили его действиями в большей мере, нежели человеческие качества. Рассказывают о случае, когда при вскрытии тела Эдвина Бартлетта, в отравлении которого подозревали его жену, в желудке покойного Джеймс Педжет обнаружил жидкий хлороформ. Если бы Эдвина отравили, дав ему выпить хлороформа, он бы чувствовал сильное жжение в горле и должен был бы кричать, но, по словам свидетелей, мужчина умер в тишине, и никаких криков в ту ночь не было слышно. Поэтому следствие за недостатком улик оправдало его вдову Аделаиду. Однако когда процесс был завершен, патологоанатом заметил: «Сейчас, когда ее признали невиновной в убийстве и не могут привлечь к ответственности снова, она должна рассказать нам в интересах науки, как она это сделала!».