Капашин валерий петрович биография. Чистая работа
Капашин Валерий Петрович (род. 26 сентября 1950 года, село Руновщина, Полтавский район, Полтавская область, Украинская ССР, СССР) – российский военачальник и государственный деятель, генерал-полковник (22.02.2009).
Детство
Окончил среднюю школу в 1967 году. Поступал в Харьковский государственный университет имени А.М. Горького, но не прошёл по конкурсу.
Военная служба
В Советской армии с 1967 года. В 1971 году окончил Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты с отличием. Служил в Войсках радиационной, химической и биологической защиты командиром взвода, командиром учебной роты, командир отдельного батальона химической защиты. Воинские звания «старший лейтенант» и «капитан» получил досрочно.
В 1982 году окончил Военную академию химической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. С 1982 года - начальник штаба 28-го отдельного полка химической защиты Уральского военного округа (Златоуст), с 1983 года – командир этого полка. Во главе этого полка принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выполнял боевые задачи в зоне катастрофы в течении 6 месяцев. Был награждён орденом Красной Звезды, а полк - вымпелом Министра обороны СССР «За мужество».
С 1986 года - заместитель начальника химических войск Уральского военного округа, начальник штаба химических войск Южной группы войск (Венгрия), начальник химических войск Западного стратегического направления.
С 1991 года служил в Туркестанском военном округе начальником Государственного химического научно-испытательного института-полигона, который дислоцировался в г. Нукус на территории Республики Каракалпакстан. С июня 1993 года - начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Дальневосточного военного округа. Генерал-майор (29.11.1993). С 1996 года - начальник управления ликвидации химического оружия Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) - заместитель начальника Войск радиационной, химической и биологической защиты. Отказался от предложения стать начальником войск химической защиты Министерства обороны Украины. Участвовал в ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения 1995 года.
Государственная служба
С 29 апреля 2001 года - начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Российском агентстве по боеприпасам (с 15.11.2006 года – при Федеральном агентстве по промышленности, с 23.11.2009 – при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации). Одновременно с октября 2001 по март 2004 года - член коллегии Российского агентства по боеприпасам. На этом посту возглавляет работу по безопасному уничтожению химического оружия в Российской Федерации в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами государства. В его компетенцию входят также строительство и эксплуатация объектов по уничтожению химического оружия.
Крупный учёный в области химической науки оборонного и двойного назначения. Автор более 100 научных трудов, обладатель 8 патентов на изобретения. Доктор технических наук (2001), профессор (2007). Член-корреспондент Российской академии естественных наук (2006), член Всемирной академии наук комплексной безопасности (2005), член-корреспондент Российской инженерной академии (1999).
Избирался депутатом Златоустовского городского Совета народных депутатов Челябинской области (1985-1989), депутатом Верховного Совета Республики Каракалпакстан (1993-1996).
Награды и почётные звания
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11.03.2016, указ № 110, За заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие личные показатели в служебной деятельности, проявленные при проведении работ по химическому разоружению) ,)
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (18.11.2010, за заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие личные показатели в служебной деятельности))
- орден «За военные заслуги» (2004)
- орден Почёта (2001)
- орден Красной Звезды (1986)
- орден «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени (1985)
- медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996)
- дважды лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2007, 2013)
- Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2010)
- Почётная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2006)
- «Почетный работник отрасли боеприпасов и спецхимии» (2004)
- «Почётный химик» (2005)
- «Почётный работник науки и техники» (2006)
- «Почётный работник гидрометеослужбы России»
- Знак «Отличнику здравоохранения» (2005)
- «Почётный гражданин Удмуртской Республики» (2010)
- «Заслуженный строитель Удмуртской Республики» (2004)
- Почётный гражданин Кизнерского района Удмуртской республики (2015)
- Почётный гражданин Камбарского района Удмуртской Республики (2014)
- Почётный гражданин Почепского района Брянской области (2009)
- «Почётный гражданин Краснопартизанского района Саратовской области».
- «Почётный профессор Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова» (2014)
- «Заслуженный строитель Пензенской области».
- Почётный знак «За заслуги перед Кировской областью»
- Медаль «За заслуги перед Пензенской областью» (2013)
- Большое количество наград общественных и религиозных организаций, ведомственных наград
30 октября объект по уничтожению химоружия «Марадыковский» завершит свою работу. А затем начнет другую - по выводу объекта из эксплуатации. Только после этого огромный комплекс будет готов для передачи инвестору. Главная интрига - какому? Проект ЦБК - изначально сомнительный - уже, судя по всему, отпал. Имя второго интересанта оказалось неожиданным — Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
«Знаю, чего вы хотите»
На минувшей неделе на Объект УХО «Марадыковский» прибыл сам начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ генерал-полковник Валерий Капашин . Приехал не просто так. По словам генерал-полковника, в прессе Котельнича «циркулируют слухи и будоражат местное население». Чтобы успокоить последних, позвали прессу.
Что мы имеем на сегодняшний день?
В 2015 году на территории РФ закрываются 4 объекта — УХО «Леонидовка» (Пензенская область), УХО «Щучье» (Курганская область), УХО «Почеп» (Брянская область) и УХО «Марадыковский» (Кировская область). На всю Россию остается лишь один объект (и тоже, кстати, недалеко от нас) - в г. Кизнере (республика Удмуртия). В свою очередь, специалистов «Марадыковского» интересует дальнейшая судьба их детища (а, соответственно, и рабочие места).
Впрочем, генерал-полковник Капашин начал брифинг для приглашенных СМИ не с этого:
«Я вам все расскажу. Если останутся вопросы, то я отвечу. Но, думаю, они не останутся. Я же знаю, чего вы хотите», — заявил он с порога. И пояснил, что до этого собирал народ по личным вопросам, но никто не записался: «говорят, вы все равно сейчас сами все скажете».
После чего Валерий Петрович заверил присутствующих, что объект продолжить функционировать и после 2015 года. Каким образом? Теперь в течение 5 лет будут ликвидировать последствия деятельности «Марадыковского» — рекультивация земли, санация почвы и т.д. По приказу президента РФ Минфин изыскал для этого средства из небогатого российского бюджета:
«Как я и говорил полгода назад, объект останется. Только если я полгода назад не знал, в каком виде он останется и какие задачи будет выполнять, то сегодня я с уверенностью могу сказать, что решение принято президентом РФ. Дана команда на разработку плана и концепции вывода объекта с эксплуатации. Деньги Минфин нашел. Мы ожидаем финансирования в пределах где-то от 5 до 12 млрд рублей на 2016 год. Меня устроят и 5 млрд, и 12 млрд. Просто выберем те мероприятия, которые не потребуют гигантских затрат. Что позволят эти деньги? Они позволят сохранить объекты в том состоянии, в котором они есть сейчас. Те люди, которые должны быть уволены (а это 4098 человек) все остаются работать на своих местах на ближайшие 5 лет. Этот вопрос закрыт полностью и бесповоротно. Естественно, никаких больше 4 смен не будет. Будет обычная рабочая неделя - с утра и до 17-18 часов».
По сути все остается как было, в том числе и медицинский контроль. На сегодняшний день отравляющих веществ на объекте уже нет, но есть много металлических изделий, которые испытывали соприкосновение с отравляющими веществами.
«Пока мы не получим сертификат соответствия на каждое здание и сооружение, и в целом на объект, о том, мы систему нашего мониторинга объектового не снимем. Также мы оставляем здесь все посты и подвижные лаборатории, чтобы не было никаких спекуляций от некоторых слоев населения, кто всем недоволен», — заявил Капашин.
Мутят воду
«Спекуляции» и «недовольство», а также слухи о возможном увольнении сотрудников, вынудили главу профильного федерального управления отправится в рейд с проверками.
Причем, как выяснилось, подобные случаи имели место и на остальных объектах по уничтожению химоружия, но у нас особенно сильны оказались панические настроения.
«Я приехал проверить состояние объекта, полка и складов. Это во-первых, — честно рассказал присутствующим Валерий Капашин. — А во-вторых, я приехал встретится с работниками объекта. Потому что через наши контрольные органы до меня дошли слухи, что в прессе Котельнича появились какие-то статьи, которые будоражат сознание населения. Я думал, что весь ажиотаж насчет объекта уже должен бы завершиться. Многолетний опыт работы «Марадыковского» уже должен доказать и показать всех болтунам, которые пытались сорвать процесс уничтожения и поставить по сомнение наши российские технологии, что ничего из того, что они говорят, нет и быть не может. Но что-то они продолжают. Конечно, нигде не спокойно, но воду мутят больше всего у вас здесь, как мне доложили наши контрольные органы».
Кстати, интересный факт. На каждом Объекте по уничтожению химоружия, практически в каждом цехе живет какая-либо живность (в рамках биомониторинга). В «Марадыковском» — своя голубятня и страусы («самые чувствительные птицы», — заверил Капашин).
«Не знаю, что еще надо этим людям, которые воду мутят, какие еще доказательства того, что у нас все чисто? — недоумевает Валерий Петрович. — Если бы где-то что-то было, меня бы уже давно сняли».
Впрочем, кроме непосредственно управлением объектами и разбирательством со слухами, генерал-полковнику приходится заниматься и «социалкой». Как только он приехал, к нему тут же отправились «ходоки» по вопросу присоединения поселка Мирный к газопроводу, питающему объект.
Также для многих специалистов «Марадыковского» стоит вопрос с жильем. Оно у многих служебное, где люди живут практически целыми семьями на «птичьих правах». Что будет дальше, когда закроется завод (а он закроется рано или поздно, когда придет инвестор) - вопрос, который терзает не одну голову.
«Я думаю, что мы решим эту проблему в течение года или двух, причем для всех и сразу, — говорит Капашин. — Будет постановление правительства, определяющее порядок переход в собственность служебных квартир и дальнейшая приватизация. Заниматься кем-то индивидуально я не буду, «по звонку» или еще как-то там. А звонки, поверьте, поступают».
Самая большая интрига, это, конечно, будущий инвестор. По словам Капашина, на каждый объект по уничтожению химоружия «есть уже по несколько предложений». На «Марадыковский» целых два.
О первом уже все, пожалуй, уже наслышаны. Это целлюлозно-бумажный комбинат. За этот проект ратовали год назад местные власти (на чей баланс, кстати, впоследствии перейдет данный Объект). Так, в частности, глава Оричевского района Вадим Нургалин отмечал, что для района выгодней создать на базе Марадыково небольшой целлюлозно-бумажный комбинат, чем полностью ликвидировать объект по уничтожению химоружия. По его словам, на сегодняшний день существует необходимая инфраструктура:
«Есть объекты по России, и это не секрет, которые дороже ликвидировать, санировать территорию, чем перевести на уничтожение других видов вооружения. Как в Удмуртии, например. Мы же очень заинтересованы в том, чтобы использовать эту площадку по-максимуму. На сегодняшний день обсуждение перспектив дальнейшего использования площадки в Марадыково ведется на уровне Минпромторга, правительство Кировской области предлагает варианты. Рассматривался, в частности, вариант строительства небольшого целлюлозно-бумажного комбината. Речь идет не о гиганте, связанном с переработкой целлюлозы - это как раз самое вредное производство. Вполне можно работать на привозном сырье. Как стрижевский завод сейчас работает на привозной извести. Я считаю этот проект очень перспективным, потому что предусматривает увеличение числа рабочих до 2 тысяч. Это колоссально. Тем более, что там уже существует инфраструктура городка».
В свою очередь, Валерий Капашин считает, что это «нереальное предложение»:
«Им нужны не столько наши здания и сооружения, сколько рядом лежащая территория. И наша энергетика. Хотя, может, он пройдет? Я не знаю. А, может, у меня свои планы на этот объект есть? (Смеется). Кто его знает лучше меня? Я думаю, здесь должно быть что-то ближе к химическому производству. У нас здесь сильные лаборатории и лабораторное оборудование, которые не должны пропасть».
Впрочем, как пояснил позднее источник в региональном правительстве, идея «небольшого целлюлозно-бумажного комбината» уже отпала. Есть другой интересант и другой проект - от государственного концерна «Алмаз-Антей», который, правда, «еще и сам не решил - надо ему это или нет»:
«У объекта впереди еще 5 лет. Вы же понимаете, что на сегодняшний день никакой инвестор ничего вкладывать сюда не будет, слишком большой срок для российских реалий, — поделился он с «Бизнес Новостями». — Поэтому давайте дождемся решения комиссии, тогда уже будет смысл, по крайней мере, о чем-либо предметно говорить».
фото с http://www.ikirov.ru/
Всё. 27 сентября 2017 г. на объекте «Кизнер» в Удмуртской Республике был уничтожен последний килограмм из имевшихся у России 40 000 тонн запасов боевых отравляющих веществ. Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия успешно и безопасно на три года раньше установленного срока выполнило поставленную перед ним боевую задачу!
Для этого потребовалось 20 лет каждодневного напряженного, связанного со смертельной опасностью труда, более 300 миллиардов рублей и усилия ещё десятков тысяч человек из научно-исследовательских, проектных, строительных, промышленных, экологических, медицинских, управленческих и иных трудовых коллективов. Но главным исполнителем организационных и практических работ по созданию промышленных мощностей и уничтожению запасов боевых отравляющих веществ являлось Федеральное управление, которое создал и которым бессменно руководит генерал-полковник Валерий Петрович Капашин.
Отдавая по телемосту приказ об уничтожении последнего химического боеприпаса, Президент Российской Федерации В.В. Путин 27 сентября сказал: «Сегодня у нас очень важное, историческое событие, потому что сегодня будет ликвидирован последний химический боеприпас из российских арсеналов химического оружия. Без всякого лишнего пафоса можно сказать, что это действительно историческое событие, имея в виду огромный объём, запасов доставшегося нам ещё с советских времен химического оружия, которым можно было, как считают специалисты, уничтожить несколько раз всё живое на земле. Это огромный шаг в сторону придания современному миру более сбалансированного, более безопасного характера.
Это значит, что наша страна выполнила главное международное обязательство по Конвенции о запрещении химического оружия – полностью ликвидировало своё химическое оружие. Россия в числе первых подписала этот документ, тесно работала и работает с партнёрами, чтобы избавить человечество от угрозы применения и распространения столь варварского смертоносного оружия.
За 20 лет проведена действительно огромная, масштабная работа. Были созданы современные наукоёмкие предприятия, разработаны отечественные технологии, которые позволили обеспечить безопасное уничтожение химических боеприпасов с соблюдением самых жёстких экологических стандартов и требований.
Хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в реализации этой программы, проявил при этом высочайший профессионализм, ответственность, а порой и мужество. Поздравляю вас с успешным завершением мероприятий по уничтожению химического оружия в России!». Верховный главнокомандующий наградил коллектив Федерального управления Почетной грамотой.
Это событие не обошел вниманием и Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, который в частности отметил: «Россия досрочно выполнила взятые на себя обязательства по ликвидации всех своих запасов этого смертоносного вида вооружений, составлявших порядка 40 тысяч тонн. Реализация столь масштабного проекта при деятельном участии более 15 зарубежных государств и всеобъемлющем международном контроле - наглядный пример эффективного многостороннего сотрудничества». Лавров напомнил, что несмотря на имевшиеся сложности, удалось избавиться от одного из крупнейших арсеналов химоружия в мире. «Особая признательность всем тем, кто на протяжении двух десятилетий последовательно и самоотверженно вносил личный вклад в эту работу, способствуя тем самым упрочению безопасности, доверия и взаимопонимания в мировых делах».
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров заявил, что созданная для уничтожения запасов химического оружия инфраструктура будет использована в последующем. Он сообщил Президенту, что ведомство готовит подпрограмму по ликвидации последствий уничтожения химоружия, рассчитанную до 2024 года, и Путин поручил Министерству промышленности и торговли ее проработать и представить в Правительство Российской Федерации. Мантуров обратил внимание главы государства на то, что на территории России в данный момент практически отсутствуют мощности по обезвреживанию промышленных отходов первого и второго классов опасности, и предложил для переработки таких отходов задействовать бывшие объекты по уничтожению химического оружия.
По случаю успешного завершения процесса уничтожения химического оружия Министр обороны Российской Федерации, С.К. Шойгу прислал Федеральному управлению поздравление, в котором в частности отмечается: «Осуществление программы химического разоружения продемонстрировало значительный научно-технический потенциал нашего государства, талант ученых, высокую квалификацию военных и гражданских специалистов. Хочу поблагодарить коллектив управления за добросовестную работу».
Этому событию посвящены десятки материалов на центральных каналах телевидения, статей в федеральных и региональных СМИ, сотни сообщений на лентах информационных агентств и в интернет-журналах как в нашей стране, так и за рубежом. Оно не оставило равнодушным ни одного активного гражданина в России, да и во всем мире.
Напомним значимые вехи в деле химического разоружения: 1992 г. - создание в России специальной организации по уничтожению химического оружия: 1993 г. - подписание Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, наша страна выступила одним из основных инициаторов этого международного соглашения; 1996 г. - принятие федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Программа); 1997 г. – ратификация Конвенции Государственной Думой Российской Федерации; 2002 г. – завершение строительства и ввод в эксплуатацию первого российского объекта по уничтожению химического оружия «Горный» в Саратовской области; 2006 г. – ввод в эксплуатацию объектов «Камбарка» в Удмуртской Республике и «Марадыковский» в Кировской области; 2008 г. – ввод в эксплуатацию объекта «Леонидовка» в Пензенской области; 2009 г. – ввод в эксплуатацию объекта «Щучье в Курганской области; 2010 г. - ввод в эксплуатацию объекта «Почеп» в Брянской области; 2013 г. – ввод в эксплуатацию последнего седьмого объекта «Кизнер» в Удмуртской Республике; 27 сентября 2017 г. – уничтожение последнего химического боеприпаса – полное, на 3 года раньше установленного срока, завершение Программы.
Россия своевременно выполнила все 4 этапа химического разоружения, из них два последних - досрочно. Уничтожение боевых ОВ проходило только с использованием отечественных технологий. Процесс завершился безопасно, не причинив вреда экологии и населению. В регионах хранения и уничтожения химического оружия по Программе построены сотни объектов социального назначения на сумму около 15 миллиардов рублей. Созданные мощные высокотехнологичные промышленные предприятия будут приведены в безопасное состояние и их планируется использовать в дальнейшем.
Об успешном завершении уничтожения химического оружия говорилось и на торжественном мероприятии, посвященном 25-летию Федерального управления, которое прошло 3 октября в Центральном академическом театре Российской Армии в г. Москве. Коллектив Федерального управления поздравили: председатель Государственной комиссии по химическому разоружению М.В. Бабич, заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Н.А. Панков, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Н. Рязанцев. Многие военнослужащие и лица гражданского персонала, отличившиеся при уничтожении химического оружия, были награждены государственными и ведомственными наградами. Состоялся праздничный концерт с участием академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова и известных российских эстрадных исполнителей.
4 октября на общем собрании коллектива Федерального управления генерал-полковник В.П. Капашин продолжил вручение наград за заслуги в уничтожении химического оружия. Более двухсот военнослужащих и лиц гражданского персонала были награждены медалями, знаками отличия и грамотами Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального медико-биологического агентства России, Федерального управления и других ведомств.
Отвечая на сам собою напрашивающийся вопрос, что будет дальше с коллективом Федерального управления, Валерий Петрович сказал, что впереди еще несколько лет работы по ликвидации последствий деятельности объектов, потому беспокоиться за завтрашний день нет оснований. И уже сейчас появляются варианты дальнейшей деятельности организации. Наработанный коллективом опыт работ в условиях повышенной опасности будет обязательно востребован.
Подготовлено группой (по работе и связям с общественностью) Федерального управления
На фото:
1. Президент России В.В.Путин отдает приказ об уничтожении последнего химического боеприпаса и поздравляет коллектив Федерального управления с успешным выполнением поставленной боевой задачи.
2. Председатель Государственной комиссии по химическому разоружению М.В.Бабич, начальник Федерального управления генерал-полковник В.П.Капащин и заместитель генерального директора технического секретариата ОЗХО Р.Х.Али докладывают Президенту России В.В.Путину о готовности подать на уничтожение последний российский химический боеприпас.
3. Почетную грамоту Верховного главнокомандующего коллективу Федерального управления М.В.Бабич вручил генерал-полковнику В.П.Капашину.
4. Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Н.А.Панков награждает сотрудницу Федерального управления О.Ю.Солдатову медалью Министерства обороны «За укрепление боевого содружества».
5. Звания «Почетный химик» удостоен начальник объекта «Кизнер» полковник С.Я.Тверитинов. Награду вручает заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.В.Каламанов.
Выполняя взятые на себя обязательства по международной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, Россия ликвидировала 95 процентов имевшихся запасов боевых отравляющих веществ – 37 950 тонн. О ситуации на режимных объектах и перспективах их использования в народном хозяйстве «Военно-промышленному курьеру» рассказал начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин.
– Долго, в сложной политической и экономической обстановке наша страна развертывала процесс промышленного уничтожения запасов химического оружия и досрочно завершает эту работу. Валерий Петрович, очередное подтверждение того, что русские медленно запрягают, но быстро едут?
“ В Курганской области инвесторы готовы хоть завтра задействовать несколько корпусов объекта «Щучье» в организации фармацевтического производства ”
– Это закономерно, так и должно быть. Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», которой в текущем году исполнилось 20 лет, реализуется поступательно в соответствии с заданиями гособоронзаказа на каждый год. Первые пять лет были чисто подготовительными, уничтожение отравляющих веществ даже не началось. Объект в поселке Горный Саратовской области был введен в эксплуатацию только зимой 2002 года. Еще пять лет нам потребовалось, чтобы уничтожить 20 процентов имевшихся запасов ОВ. Затем темпы резко увеличились, и за последующие пять лет мы уничтожили более 60 процентов. Но в настоящее время этот процесс вновь замедлился, потому что из семи созданных объектов шесть полностью выполнили поставленные им задачи, и с 2016 года у нас остается только один – в поселке Кизнер Удмуртской Республики.
Определенные проблемы возникали на каждом этапе, и естественно, что их было больше вначале. Тогда мы не имели никакого опыта в организации промышленного уничтожения химического оружия, не было подготовленных кадров, с нуля разрабатывалась нормативно-правовая база, проверялись технологии, строились сами объекты. Все это осуществлялось параллельно наряду с просвещением населения в регионах. А когда механизм был создан и отлажен, «поехали быстро», что также естественно. Но никогда никакой спешки, тем более нарушений технологической или производственной дисциплины, мы не допускали. Процесс уничтожения химического оружия в России проходит под контролем, и он управляем.
– Остается пять процентов общего объема имевшихся в стране запасов химического оружия, около двух тысяч тонн ОВ. Программа рассчитана до декабря 2018-го. То есть можно спокойно уничтожать по 2,5 процента запасов в год, а Федеральное управление предлагает ускорить этот процесс и завершить его до конца 2017-го?
– Да. И при этом не будет допущено никакой спешки. Если по технологии положено выдерживать ОВ с реагентами в реакторе-дозревателе определенное время, то оно ни на секунду сокращено не будет. На нашем последнем действующем объекте в Кизнере хранятся артиллерийские химические боеприпасы, а они требуют больших трудозатрат. К примеру, в авиабомбу снаряжено полтонны ОВ. А в артиллерийском химическом боеприпасе содержится всего три или пять килограммов. Сколько их нужно подать на линию расснаряжения, чтобы уничтожить 500 килограммов? У нас есть резерв – можем привлечь много людей, использовать одновременно две поточные линии, организуем работу круглосуточно, в три смены и так далее. То есть без суеты и спешки опытные специалисты ни в коем случае не в ущерб безопасности могут уничтожить остатки химического оружия к декабрю 2017 года. Мы все просчитали. Свои выкладки и предложения направили в Государственную комиссию по химическому разоружению и в Министерство промышленности и торговли.
– Чем вызвана такая необходимость? Президентская программа химического разоружения тоже попала под секвестр?
– Сокращение финансирования коснулось всех федеральных программ и наша не исключение. Мы недополучили в текущем году значительную сумму. Помимо этого, Федеральному управлению поручено выполнить работы по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и уничтожению химического оружия после завершения программы. Эти мероприятия уже проводятся на двух объектах («Горный» в Саратовской области и «Камбарка» в Удмуртской Республике), на четырех мы к ним приступаем («Почеп» в Брянской, «Щучье» в Курганской, «Леонидовка» в Пензенской и «Марадыковский» в Кировской области). Программа ликвидации последствий деятельности также довольно затратная, на ее выполнение потребуется несколько десятков миллиардов рублей. Необходимо построить дополнительные производственные мощности – дробилки, термопечи, а что-то, наоборот, демонтировать. Предстоит дегазация оборудования и производственных корпусов. Такая программа нами разработана, прошла согласование в большинстве министерств и ведомств, но ее принятие по известной причине, связанной с бюджетом, задерживается. Я считаю, что сегодня никому не позволено сидеть, почивая на лаврах, и требовать финансирования. Каждый должен искать возможности для оптимизации расходов. В нашем случае это еще и судьбы тысяч людей, честно и самоотверженно выполнивших поставленную задачу. Мы не можем сократить коллективы объектов, на которых завершена основная работа, потому что только трудившиеся там высокопрофессиональные специалисты могут грамотно и безопасно провести ликвидацию последствий деятельности. Столь же качественно этого не сделает никто. А без приведения объектов в безопасное состояние на них невозможно организовать новые производства. Такая задача поставлена, создана специальная комиссия по поиску инвесторов для перепрофилирования всех наших объектов. Есть конкретные предложения на этот счет. Более того, нас уже торопят некоторые инвесторы, например в Курганской области. Они готовы хоть завтра задействовать несколько корпусов объекта «Щучье» в организации фармацевтического производства. Но как я могу пустить их на территорию объекта, если там еще нужно провести мероприятия по ликвидации последствий деятельности. Эти факторы и сподвигли нас разработать предложение по ускорению завершения процесса уничтожения химического оружия, оптимизации расходов, чтобы сохранить коллективы и приступить к ликвидационным работам.
– Если принятие новой программы по ликвидации последствий деятельности объектов задерживается, чем сегодня занимаются ваши филиалы?
– Как я уже сказал, на шести из семи наших объектов в настоящее время запасы химического оружия полностью уничтожены. Четыре из них справились со своими задачами в конце 2015-го, «Горный» и «Камбарка» завершили уничтожение своих запасов отравляющих веществ в 2005 и 2009 годах соответственно. Там мы приступили к проведению ликвидационных работ раньше и первый этап уже завершили. Производственные площадки и в Горном, и в Камбарке санированы, они чисты, безопасны и готовы к приходу инвесторов. Остается провести работы по выводу из эксплуатации складов хранения химического оружия.
На объектах, завершивших уничтожение отравляющих веществ в прошлом году, из-за отсутствия финансирования мы вынуждены были сократить весной часть гражданского персонала. Видя наши трудности, председатель правительства летом подписал распоряжение о выделении на проведение работ по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и уничтожению химического оружия 2,7 миллиарда рублей. Мы вернули уволенных специалистов, можем содержать имущество, внося коммунальные и иные платежи. На этих объектах сейчас разворачиваются работы по ликвидации последствий деятельности. Понятно, что у нас нет возможности строить необходимые для этого капитальные сооружения, но подготовка – та, которая возможна в данных условиях, – проводится.
– Какова судьба военнослужащих подразделений, несших охрану и находившихся в постоянной готовности ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, которых, к счастью, не случилось? Ведь их миссия на шести объектах завершилась.
– Военнослужащие с честью выполнили свой долг. Ни одного несанкционированного проникновения посторонних лиц не допущено, не было других нештатных ситуаций, связанных с обеспечением охраны режимных территорий. На шести объектах воинские подразделения расформированы, всем предоставлены новые места для дальнейшего прохождения службы в войсках РХБЗ и частях других родов войск. Наших офицеров мы торжественно проводили на общем собрании в Федеральном управлении в Москве. Не сомневаюсь, что они будут достойно нести службу в тех местах, куда их направила Родина. Это опытные, прошедшие отличную школу офицеры, многие из них, несомненно, достигнут больших высот в военной карьере. Спасибо им еще раз за службу, за ту историческую миссию по уничтожению запасов химического оружия, которую они успешно выполнили.
– А военные городки, которые они занимали, тоже кому-то переданы? Приходилось бывать в них и видеть, как по-современному они обустроены.
– Там действительно созданы все необходимые условия для несения воинской службы. Мы построили новые системы охраны, казарменный фонд, штабные помещения, плацы, столовые. Занимающие городки военнослужащие очень высоко все это оценивают, мне лично поступают слова благодарности от командиров за то, какое наследство им передаем.
– Какова дальнейшая судьба Федерального управления и его специалистов?
– Наши офицеры и гражданский персонал на деле продемонстрировали умение работать в условиях строжайшего соблюдения технологической и производственной дисциплины, высокий профессионализм и мужество. Накопленный ими опыт можно и нужно использовать на благо страны. Не случайно нам поручено провести ликвидацию последствий деятельности объектов. Выполнение этой программы займет еще несколько лет, так что Федеральному управлению на ближайшие годы есть чем заниматься.
– Как складываются отношения с региональными властями. Чувствуете их поддержку?
– Я постоянно общаюсь с руководителями регионов, в которых расположены наши объекты. Совсем недавно состоялась встреча с исполняющим обязанности губернатора Кировской области Игорем Васильевым. Увидел заинтересованность в поиске дальнейшего пути использования созданного высокотехнологичного объекта «Марадыковский». Такую же позицию занимают руководители Брянской, Пензенской, Курганской областей и Удмуртской Республики. Они готовы предоставить все имеющиеся у них ресурсы и возможности для привлечения на созданные производственные мощности инвесторов, чтобы объекты были перепрофилированы, а местные жители имели хорошо оплачиваемые рабочие места. Однако предварительно нам нужно привести площадки в безопасное состояние. Чтобы это не стало тормозом, нужно принимать программу ликвидации последствий деятельности и открывать финансирование. Над этим мы вместе с региональными властями и работаем.
– В центре Кирова торжественно открыли стелу в память об успешном уничтожении запасов химического оружия на Вятской земле. Это дань четко и безопасно проведенной работе. Мы видим разворот общественного мнения местного населения – вначале большинство было против того, чтобы химическое оружие уничтожалось в местах его хранения, а сегодня монументы воздвигают.
– Это уже четвертая подобная стела, такие же установлены в Курганской, Пензенской и Брянской областях. Мы благодарны людям за эту память. Я считаю, что выполненная Федеральным управлением и коллективами наших филиалов-объектов работа того заслуживает. Они трудились самоотверженно, героически, не допустили при выполнении столь опасной задачи загрязнения окружающей среды.
– Федеральное управление расформировывает свои полки, сокращается число военнослужащих в других подразделениях, а победителями конкурса «Воин Содружества-2016» среди армий стран СНГ вновь стали представители ваших частей, причем как среди мужчин, так и среди женщин. И это не в первый раз…
– В восьмой раз подряд наши воины занимают первые места сначала во всеармейском конкурсе, проводимом среди призванных на службу по контракту, а затем становятся победителями и международного конкурса. Кстати, и в спартакиаде Вооруженных Сил Российской Федерации наш небольшой по меркам ВС коллектив неоднократно становился чемпионом.
От первого лица
Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий КАПАШИН: «Чистая экология и современная инфраструктура — взамен «химической» угрозе»»
29 апреля 1997 года вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Подписав это международное соглашение, Российская Федерация приняла на себя ряд международных обязательств, важнейшим из которых является уничтожение накопленных запасов химического оружия. Практическая реализация указанных международных обязательств возложена на Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее в тексте — Федеральное управление. — Прим. редакции). Уже почти два десятилетия оно занимается этими важнейшими для государства задачами, несет благородную миссию очищения территории страны от смертоносного оружия. О том, что сделано за это время и что предстоит сделать рассказывает начальник Федерального управления генерал-полковник, доктор технических наук, профессор Валерий КАПАШИН.
Валерий Петрович Капашин родился 26 сентября 1950 г. в селе Руновщина Полтавской области (Украина). В Вооруженных Силах с 1968 года. Окончил Саратовское высшее военно-химическое командное училище, Военную академию химической защиты.
В войсках прошел должности от командира взвода до начальника управления ликвидации химического оружия, заместителя начальника войск РХБЗ МО РФ по ликвидации химического оружия. С 2001 года по настоящее время — начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.
Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в должности командира полка. Полк награжден вымпелом МО СССР «За мужество».
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За военные заслуги», Почета, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, более 30 знаками отличия министерств и ведомств Российской Федерации.
Доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации.
Женат, имеет дочь.
— Валерий Петрович, 22 августа 2012 г. Федеральному управлению по безопасному хранению и уничтожению химического оружия исполняется 20 лет. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось, какие проблемы пришлось решать на первоначальном этапе при создании этой принципиально новой для государства структуры?
— Федеральное управление создавалось не на пустом месте. Основой для него стал коллектив офицеров-профессионалов, пришедших в 1992 году в Управление ликвидации химического оружия, созданное в составе войск радиационной химической и биологической защиты Минобороны России. Учитывая, что в это время Россия готовилась к подписанию Конвенции о запрещении химического оружия, это было разумным и своевременным шагом. Ведь предстояло в кратчайший срок после подписания договора, в течение 10 лет уничтожить все накопленные запасы химического оружия, а это составляло ни много, ни мало — 40000 тонн.
Перед нами стояла действительно грандиозная проблема. Учтем тот факт, что еще не было опыта уничтожения химического оружия в промышленных масштабах, отсутствовали технологии детоксикации отравляющих веществ. Нужно было строить объекты, готовить специалистов, принимать необходимые законы. Ситуация осложнялась и тем, что имелся негативный опыт: в 1986 году, в городе Чапаевске Самарской области, был построен завод для уничтожения фосфорорганических отравляющих веществ, но в результате отсутствия правильного диалога с общественностью он не был введен в эксплуатацию. В итоге большие государственные деньги, вложенные в объект, как говорится, ушли в песок.
Конечно, этот неблагоприятный опыт был учтен, поэтому после подписания Конвенции проделали огромную работу по созданию правовой базы. Было принято свыше 400 нормативных актов, включая такие важные как Федеральный закон от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия» и Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Это позволило перевести проблему уничтожения химического оружия в правовое русло, сделать ее обсуждаемой в обществе и научной среде.
Началась полноценная работа по информированию общественности и прежде всего населения, проживающего вблизи объектов по хранению химического оружия. Наши объекты посетили представители общественности и средств массовой информации, в газетах и на телевидении стало появляться все больше достоверной информации. В результате негативный ореол, возникающий вокруг проблемы уничтожения химического оружия, стал уходить в небытие, пришло объективное понимание необходимости ее конструктивного решения. Ведь ни для кого не секрет, что срок хранения многих боеприпасов уже превысил допустимый, и это представляет собой на сегодняшний день актуальную угрозу. У нас имеются специальные средства и подразделения, которые занимаются своевременным выявлением и уничтожением именно аварийных боеприпасов, а их со временем становится все больше. Но окончательно и бесповоротно проблему химического разоружения можно решить, только полностью уничтожив химическое оружие, обеспечивая при этом полную безопасность для окружающей среды и людей, работающих на объектах и живущих в районах их расположения.
— Когда началась активная практическая работа по строительству специальных объектов, предназначенных для уничтожения химического оружия?
— К строительству мы приступили в 2001 году. Это было связано прежде всего с выделением необходимых денежных средств из федерального бюджета. Нашим первенцем — пилотным российским объектом, введенным в эксплуатацию, — стал завод в поселке Горный Саратовской области. За три года работы, с 2002 по 2005, там было ликвидировано свыше 1143 тонн кожно-нарывных отравляющих веществ. Затем настала очередь объекта в г. Камбарка Удмуртской Республики. За четыре года работы, с 2005 по 2009, там было ликвидировано 6349 тонн ОВ. Оба объекта с честью выполнили свое предназначение.
В настоящее время процесс уничтожения химического оружия продолжается на четырех объектах. В сентябре 2006 года введен в эксплуатацию объект по уничтожению химического оружия в поселке Мирный Кировской области, в сентябре 2008 года — в поселке Леонидовка Пензенской области, в мае 2009 года — в г. Щучье Курганской области, в ноябре 2010 года — в г. Почеп Брянской области.
Доля уничтоженного химического оружия в период с 2002 по 2012 год составляет свыше 60 %. За этими цифрами стоит колоссальная работа коллектива Федерального управления — офицеров и гражданского персонала.
— Что представляет собой Федеральное управление сегодня, какова его структура?
— Без преувеличения могу сказать, что коллектив Федерального управления уникальный. Он вобрал в себя опыт и знания многих специалистов: военных, ученых, инженеров, проектировщиков, строителей и представителей других самых разных профессий.
Организационным центром Федерального управления является штаб и управление боевой подготовки и службы войск. Это своего рода организационный центр координации всех мероприятий, направленных на поддержание высокой боевой готовности и антитеррористической защищенности воинских частей, на предупреждение чрезвычайных ситуаций, на подготовку к ликвидации их последствий в случае возникновения. В штабе также осуществляется комплектование личным составом, а у нас служат как по призыву, так и по контракту. Первостепенными задачами также являются совершенствование охраны и обороны объектов по хранению и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасных условий службы, поддержание устойчивой связи и т.д.
Стоит еще отметить, что офицеры управления боевой подготовки и службы войск принимают участие в деятельности по установлению и осуществлению режимов международной проверки процесса уничтожения химического оружия на российских объектах согласно положениям Конвенции.
Основная нагрузка по обеспечению процесса эксплуатации объектов лежит на управлении уничтожения и безопасного хранения химического оружия. Деятельность данного управления направлена на проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих безаварийное уничтожение и безопасное хранение химического оружия. Система комплексной безопасности реализуется за счет новейших научных достижений, все делается на надежном уровне.
Другим важным направлением деятельности управления является обеспечение безопасного хранения химических боеприпасов на специализированных объектах Федерального управления. Происходит постоянный мониторинг их технического состояния, проводятся регламентные работы и техническое обслуживание. Конечно же, своевременно уничтожаются аварийные химические боеприпасы.
Вопросами проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия занимается управление (организации строительства и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия). Здесь разрабатываются проектная и предпроектная документация, и здесь же она согласуется и утверждается. Но это далеко не все, чем занимается управление. В сфере его деятельности — комплектование и поставка оборудования на объекты строительства, организация контроля сроков и качества в местах строительно-монтажных и пусконаладочных работ, организация капитального и текущего ремонта. Специалисты этого управления выезжают на объекты для согласования участков строительства, сопровождения и координации строительных работ, осуществления технического надзора и т.д. На них лежит большая ответственность.
Одной из важных сфер практической деятельности Федерального управления является участие в мероприятиях, связанных с международным сотрудничеством в области химического разоружения. Решение этой задачи возложено на отдел (организации взаимодействия с государствами — участниками Конвенции). За время выполнения Конвенции 16 иностранных государств, включая ФРГ, США, Италию, Великобританию, Норвегию, Нидерланды, Финляндию, Швецию, Канаду, Швейцарию, Новую Зеландию, Польшу, Чехию, Ирландию, Бельгию, Францию, а также государственное объединение Европейский Союз и неправительственный американский фонд «Инициатива по уменьшению ядерной угрозы», оказывали практическую помощь России в виде поставок оборудования, предоставления финансовых средств и оказания различных услуг.
Реализация международных обязательств в области химического разоружения потребовала проведения широкомасштабных научных исследований. Задача сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возложена на научно-исследовательский центр Федерального управления. За более чем 10-летний период существования этого центра сформировался полноценный научный коллектив, который на высококачественном уровне осуществляет формирование научно-технической политики в области химического разоружения.
Помимо семи объектов по уничтожению химического оружия в непосредственном подчинении Федерального управления находятся полки охраны и ликвидации последствий аварий. Они предназначены для обеспечения надежной охраны и обороны объекта по уничтожению химического оружия, а также ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций. Общая численность личного состава воинских частей и подразделений достигает порядка десяти тысяч человек.
— Давайте вернемся к уже затронутому выше вопросу о том, как воспринимает население регионов, где располагаются объекты по уничтожению химического оружия, такое опасное соседство. Ведь это одна из важнейших проблем, учитывая, что объекты располагаются в глубинке России…
— Опасения людей мне понятны. Во времена СССР эта тема была секретной. Поэтому, когда в начале 90-х годов прошлого века проблема уничтожения химического оружия стала достоянием гласности, для многих людей, проживающих в Брянской, Пензенской, Курганской, Саратовской областях и Удмуртской Республике это стало настоящим шоком.
По роду деятельности я много времени провожу в этих регионах, встречаюсь с людьми, проживающими и работающими на наших объектах. Непосредственное общение с ними позволяет взглянуть на проблему не только глазами специалиста. Замечу, что отношение людей заметно меняется в лучшую сторону. На то есть очень существенные объективные причины.
Во-первых, создана и функционирует система информирования общественности, благодаря которой население получает достоверную информацию о процессе уничтожения химического оружия. На каждом нашем объекте имеются специально созданные группы по связям с общественностью, куда человек может прийти и получить всю необходимую информацию. Сотрудники группы дважды в месяц проводят выездные мероприятия, целью которых является доведение необходимой информации. Для населения ежегодно проводятся горячие телефонные линии с участием представителей администрации районов, объекта и надзорных органов. Любой гражданин может позвонить и задать вопрос ответственным лицам. Для представителей средств массовой информации организуются посещения объектов, проводятся «круглые столы» и другие мероприятия.
Во-вторых, население получает ощутимую пользу от реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в виде развития социальной инфраструктуры в своих районах. До 10% стоимости объекта выделяется на эти цели. В результате за прошедшие годы было построено значительное количество объектов социальной инфраструктуры.
Давайте обратимся к фактам, что конкретно сделано для благосостояния населения в местах возведения наших объектов. Думаю, что наглядные примеры скажут сами за себя лучше всяких слов. Начнем с Камбарского района Удмуртской Республики. Там проведен газопровод-отвод к городу Камбарка протяженностью около сорока километров, построены два 60-квартирных жилых дома и общежитие вместимостью около ста мест, административное здание отдела внутренних дел, другие объекты, проведены уличные сети газоснабжения и газораспределительной подстанции.
В Кировской области построены 5 жилых многоквартирных домов, школа вместимостью более 500 учащихся, проведена реконструкция тепловых сетей, построены водозаборные сооружения, магистральные тепловые сети.
В Пензенской области введены в эксплуатацию газопроводы высокого и низкого давления, очистные сооружения в поселке Золотаревка, проведена газификация поселка Леонидовка, осуществлено его водоснабжение, реконструирована местная автодорога, соединяющая эти два поселка, проведена их телефонизация. Также реконструирован областной центр для детей и подростков с ограниченными возможностями в селе Кичкилейка, дворец водного спорта в городе Пензе.
Аналогичная работа по строительству и реконструкции инфраструктуры для населения проведена в Курганской и Брянской областях, в Кизнерском районе Удмуртской Республики.
Самое главное, что на сегодняшний день у нас имеется опыт безаварийной эксплуатации шести объектов по уничтожению химического оружия. Это говорит о надежности российских технологий уничтожения отравляющих веществ, профессионализме персонала и эффективности системы управления.
Подводя итоги проделанной работы, еще раз хочется подчеркнуть, что благодаря федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» российские регионы не только избавляются от химического оружия, но и получают современную инфраструктуру, чистую экологию, рабочие места и надежду на будущее.
— Какие основные задачи стоят перед Федеральным управлением в ближайшем будущем?
— В настоящее время выполняется четвертый, завершающий этап Конвенции о запрещении химического оружия. В соответствии с действующей редакцией программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2010 года, окончательный срок уничтожения всех запасов химического оружия продлен до 31 декабря 2015 года.
В связи с этим продолжается строительство последнего объекта по уничтожению химического оружия в поселке Кизнер Удмуртской Республики. При условии достаточного бюджетного финансирования планируется ввести объект в эксплуатацию во втором квартале 2013 года. Там предстоит уничтожить 5744 тонны отравляющих веществ зарин, зоман, ОВ типа Ви-икс, люизит.
Два объекта — в поселке Горный и в городе Камбарка — завершили уничтожение отравляющих веществ, поэтому выполнение заключительного этапа будет осуществляться на оставшихся пяти объектах. Кроме того, продолжается строительство корпусов для уничтожения изделий сложной конструкции на объектах по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области, поселке Леонидовка Пензенской области и поселке Мирный Кировской области. До конца 2015 года остается не так уж много времени, учитывая, сколько химического оружия нам еще предстоит уничтожить. Но все идет по плану. Главное, я уверен в своем коллективе. У нас работают настоящие профессионалы, и они обязательно справятся со всеми поставленными задачами.
Пользуясь случаем, выражаю слова искренней благодарности за нелегкий труд всем ветеранам, военнослужащим и гражданскому персоналу Федерального управления, объектов по уничтожению химического оружия и полков охраны и ликвидации последствий аварий. Их работа заслуживает высокой оценки.
Интервью провела Юлия КУЗНЕЦОВА
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать