Экологические платежи: размеры и нормативная база. Офисы платить за грязь не будут Выбросы передвижными объектами
С 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, письмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.В закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ данные изменения будут внесены с 01.01.2016года. Необходимо ли вносить плату за выбросы передвижными объектами (автомобилями) в 2015 году?
Отвечает Александр Ермаченко,
эксперт
В настоящее время данное в вопросе разъяснение Минприроды несколько противоречит действующим законодательным актам. В письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Это официальная позиция.
Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г. (пункт 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г (выбросы по стационарным объектам).
можно сделать вывод о том, что существует их коллизия. Оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства. А в них пока никаких изменений нет. Иными словами никаких изменений по расчеты платы за воздействие на окружающую среду передвижными объектами с 2015 года в нормы по расчету не вносились.
В этой ситуации в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, рекомендуем Вам сделать официальный запрос в уполномоченный орган (Росприроднадзор) на предмет соответствия от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» действующему законодательству.
Обоснование
Из письма Минприроды России 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»
Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.
Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*
В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Со вступлением в силу с 1 января 2015г. Федерального закона от 21.07.2014г. (ред. от 29.12.2014г.) №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28-я статья Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Таким образом, с 1 января 2015г. взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусмотрено. Минприроды России в письме от 10.03.2015г. №12-47/5413 дает разъяснения по этому вопросу, в том числе о дате вступления в силу нормы, отменяющей плату за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками, но аналогичная норма излагается и в Федеральном законе от 10.02.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в новой редакции) и вступит она в силу только с 01.01.2016г. Проясните, пожалуйста, необходимо ли начислять и перечислять плату за негативное воздействие от передвижных источников в 2015г.?
Да, во избежание споров с уполномоченными ведомствами лучше продолжать исчислять и уплачивать плату за воздействие на окружающую среду.
В настоящее время данное в вопросе разъяснение Минприроды несколько противоречит действующим законодательным актам по датам их вступления в силу. В письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Это официальная позиция.
Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г. (пункт 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г (выбросы по стационарным объектам).
можно сделать вывод о том, что существует их несогласованность – коллизия. Оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение передвижными источниками не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства РФ. А в этих документах изменения на основании новых законов пока внесены не были. Поэтому в силу несоответствия дат вступления поправок к Законам никаких изменений по расчету платы за воздействие на окружающую среду передвижными объектами с 2015 года в нормы постановлений не вносились.
Таким образом, до выхода официальных опровержений по письму или комментарий к нему в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, рекомендуем Вам сделать официальный запрос в уполномоченный орган (Росприроднадзор) на предмет соответствия от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» действующему законодательству.
Обоснование
Из письма Минприроды России 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»
Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.
Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*
В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Уточнены лица, обязанные вносить плату за размещение отходов
Наряду с выбросами в атмосферный воздух еще одним видом негативного воздействия является размещение отходов производства и потребления. С 1 января 2016 года новой редакцией ст. 16 Закона № 7-ФЗ уточнено, что под этим понимается их хранение и захоронение.
Чтобы расшифровать данные понятия, нужно обратиться к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ). В него также внесен ряд изменений, вступивших в силу 1 января 2016 года. Они предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (далее - Закон № 458-ФЗ).
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
При этом складирование отходов в специально оборудованных местах сроком до 11 месяцев является их накоплением (ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Исходя из того, что плату за размещение отходов необходимо вносить только в случае их хранения либо захоронения, при таком временном складировании обязанности по перечислению платы не возникает.
Поскольку данные нормы являются новшеством, пока сложно предугадать, как они будут применяться на практике. В частности, каким образом организация или предприниматель смогут подтвердить срок хранения отходов (менее или свыше 11 месяцев)?
Ранее такое уточнение отсутствовало в законе. Поэтому вопрос, на кого возлагается обязанность по внесению платы "за мусор", решался неоднозначно.
Так, в последнее время органы Росприроднадзора (с учетом сложившейся арбитражной практики) утверждали, что это должны делать собственники отходов. А таковыми являются:
- либо собственники сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались;
- либо третьи лица, которые приобрели у собственников право на такие отходы и с которыми заключен договор о конечном размещении отходов (например, полигон).
В процессе хозяйственной деятельности у организаций и предпринимателей, как правило, образуется в основном бытовой мусор (отходы бумаги, картона т.п.).
С 1 января 2016 года на основании п. 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) признаются операторы (в том числе региональные операторы) по обращению с такими отходами. Исходя из определения ТКО в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, полагаем, что к ТКО относится как раз бытовой мусор. Следовательно, вносить плату за его размещение обязаны специализированные компании (или предприниматели), которым в установленном порядке присвоен статус оператора по обращению с ТКО.
Подытожив, можно сделать следующий вывод:
- если в ходе деятельности организации или предпринимателя образуются отходы, не относящиеся к ТКО, вносить плату за негативное воздействие обязаны именно такие лица.
Однако для этого должно выполняться следующее требование - организация (предприниматель) осуществляет складирование отходов на срок более 11 месяцев в специализированных объектах или размещает их в специальных хранилищах.
- если в процессе деятельности образуется бытовой мусор (твердые коммунальные отходы), обязанность по внесению платы возлагается на операторов по обращению с таким видом отходов.
Конкретизирован порядок уменьшения исчисленной суммы платы
С 1 января 2016 года рассчитанную сумму платы за негативное воздействие можно уменьшить на те затраты, которые организация (предприниматель) произвела, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, абз. 31 п. 9 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). К примеру, это могут быть расходы на реконструкцию систем канализации, на установку оборудования по обезвреживанию отходов производства и потребления или систем по контролю за составом и массой сточных вод (п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).
Это связано с тем, что платежная база (то есть объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или размещенных отходов) для целей расчета платы также определяется в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).
Изменены сроки внесения платы за негативное воздействие
С 1 января 2016 года начали действовать нормы о новых сроках внесения платы за негативное воздействие и представления отчетности по ней, которые были предусмотрены принятым еще в 2014 году Законом № 219-ФЗ (п. 8 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).
Так, в настоящее время отчетным периодом для перечисления платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). По итогам года платеж нужно уплатить не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).
Ранее порядок внесения платы не был прописан в Законе № 7-ФЗ , а регулировался положениями приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 (далее - Приказ № 557). Согласно п. 1-2 Приказа № 557 отчетным периодом признавался квартал, а плату требовалось вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Если платеж (годовой или квартальный) вносится позже установленных законодательством сроков, потребуется дополнительно перечислить пени. Они рассчитываются за каждый день просрочки со дня, следующего после окончания срока для перечисления платежа. Для расчета используется 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на дату уплаты пеней (но не более 0,2 процента от суммы задолженности) (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, если ключевая ставка Банка России повысится и 1/300 от ее размера окажется больше 0,2 процента, то для исчисления пеней нужно использовать 0,2 процента.
Вместо расчета платы за негативное воздействие нужно представлять декларацию
В соответствии с поправками Закона № 219-ФЗ и Закона № 404-ФЗ лица, перечисляющие плату за негативное воздействие, должны отчитываться о ней путем подачи декларации.
Подавать ее нужно раз в год - не позднее 10 марта года, следующего за истекшим годом (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ, пп. "в" п. 5 ст. 1 , ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).
Следовательно, по итогам 2016 года нужно отчитаться не позднее 10 марта 2017 года. Форма декларации пока не утверждена.
Подавать какую-либо отчетность о перечислении в течение года авансовых платежей не нужно. Законом такая обязанность не предусмотрена.
До внесения указанных изменений нужно было ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представлять расчет платы за негативное воздействие по форме , утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее - Приказ № 204).
Определен срок уплаты экологического сбора
Напомним, что с 2015 года введена обязанность по уплате экологического сбора (п. 22 ст. 1 , ч. 1 ст. 24 Закона № 458-ФЗ).
Производители и импортеры товаров по перечню , утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, должны самостоятельно обеспечивать их утилизацию по соответствующим нормативам (№ 404-ФЗ.
Таким образом, правило, предусмотренное нормативным актом Правительства РФ, теперь зафиксировано в законе.
Продлен срок для получения лицензии на обращение с отходами I - IV класса опасности
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).
Изначально было предусмотрено, что лицензию на осуществление данных видов деятельности нужно получить до 1 июля 2015 года. Однако данный срок был продлен вначале до 1 января 2016 года, а затем до 1 июля 2016 года (пп. "б" п. 1 ст. 7 , ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).
Необходимо обратить внимание на то, что указанный период продлен для оформления лицензий только для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 № 458-ФЗ).
При этом для работ по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности переходный период не предусмотрен. Соответственно, в настоящее время заниматься перечисленными работами без лицензии неправомерно. На это указали специалисты Росприроднадзора в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364. Специалисты ведомства также отметили, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 июля 2019 года (согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).
Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.
Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .
Смысл НВОС
Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.
Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .
Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :
- выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
- сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
- размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).
Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.
Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.
Порядок исчисления и взимания платы
В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.
Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.
На 2018 год данный документ утратил силу.
Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.
Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.
Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.
В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.
При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.
Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :
- нормативы ПДВ и ВСВ;
- лимиты размещения отходов;
- объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
- размер платы за НВОС;
- фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
- соответствующие коэффициенты.
Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.
Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.
Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.
Форма расчёта
Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.
Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.
В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :
Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.
Исследование конкретных ситуаций и примеры
Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :
- ПДВ — 2 т;
- ВСВ — 3 т.
В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.
- фактический выброс – 2,5 т;
- норматив по ПДВ – 5 руб./т;
- норматив по ВСВ – 25 руб./т;
- коэффициент экологической значимости – 1,9;
- дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
- индексация на инфляцию – 2,56.
Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:
2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.
Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:
0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.
В итоге получим:
58,37 + 72,96 = 131,33 руб.
То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.
Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.
- Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
- Класс опасности – 4.
- Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
- Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
- Коэффициент экологической значимости – 1,9.
- Дополнительный коэффициент – 1,0.
- Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
- Поправка на инфляцию – 2,56.
Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:
2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.
Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды
При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.
Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.
Условие | Коэффициент |
---|---|
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом | 0,3 |
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса | 0,33 |
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса | 0,49 |
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий | 0,5 |
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса | 0,67 |
Ответственность за нарушение
За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .
К таким существенным нарушениям относятся :
- Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
- Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
- Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.
Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.
Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .
Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицу – до 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .
Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России
С 1 января вступил в силу Закон, который внес серьезные коррективы в обязанности организаций и предпринимателей в сфере негативного воздействия на окружающую сред уЗакон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее - Закон № 219-ФЗ) . Правда, не полностью, некоторые положения Закона будут вступать в силу поэтапно, вплоть до 2020 г.
О том, какие новые обязанности появятся у компаний, нам рассказал представитель Минприроды.
Дмитрий Михайлович, аудитория нашего издания - это в основном бухгалтеры и финансовые работники офисных компаний, загрязняющих природу путем выбрасывания накопившегося за день мелкого мусора и эксплуатации автомобилей. Как повлияют поправки на такие компании?
В частности, новый Закон делит все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категори ип. 1 ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) . К какой категории объектов будут отнесены офисные здания и помещения?
Д.М. Беланович: Критерии отнесения объектов к одной из четырех категорий будут установлены Правительством РФ, проект постановления подготовлен Минприроды России.
Офисные здания и помещения, конечно же, будут отнесены к IV категории. Объекты этой категории не имеют источников вредных выбросов и сбросов и не подлежат нормированию по водоснабжению и водоотведению. В отношении этих объектов не потребуется установление нормативов, получение разрешений, представление декларации и отчетности, как для объектов I- III групп.
Для объектов всех групп пока сохраняются прежние требования. Положения Закона, устанавливающие новую систему нормирования в области охраны окружающей среды, вступают в силу только с 1 января 2019 г.п. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ
Не обяжут ли все-таки офисные компании вносить плату «за грязь»? Согласно позиции ВАС они ее платить не должн ыПостановления Президиума ВАС от 17.03.2009 № 14561/08 , от 20.07.2010 № 4433/10 , от 12.07.2011 № 1752/11 . Но по новым правилам с 2016 г. платить за размещение отходов придется тем организациям и ИП, в результате деятельности которых эти отходы образовалис ь. А с 2019 г. вводится норма, разрешающая не вносить плату, если отходы размещаются на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую сред уп. 7 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2019) .
Д.М. Беланович: Гипотетическое взимание платы с офисных компаний - это всего лишь вымыслы. Такие компании отнесены к IV категории, а значит, плата с них взиматься не будет.
Поправки, касающиеся обязательства по внесению платы со стороны юридических лиц и предпринимателей, в результате деятельности которых образовались отходы производства и потреблени яст. 16.1 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2016) , были внесены при подготовке Закона № 219-ФЗ как раз в целях реализации решения ВАС, о котором вы упомянули. Более подробно вопросы размещения отходов прописаны в Законе о внесении изменений в Закон об отходах производства и потреблени яЗакон от 29.12.2014 № 458-ФЗ .
А сохранится ли плата за вредные выбросы автомобилей? По новому Закону количество видов вредного воздействия на окружающую среду сократилось, их осталось только три: размещение отходов, выбросы в атмосферу от стационарных источников, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объект ыст. 16 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2016) . Этот перечень будет действовать с 2016 г., он закрытый, выбросы в атмосферу от передвижных источников в нем не названы.
Д.М. Беланович: Передвижные источники исключены из системы нормирования в области охраны окружающей среды. И плата за вредные выбросы от передвижных источников взиматься не будет с 1 января 2016 г.
Теперь вопросы регулирования негативного воздействия передвижных источников определяются другими механизмами. Например, технические регламенты устанавливают допустимое содержание загрязняющих веществ в выбросах автомобилей и требования к качеству топлива. Кроме того, субъекты РФ наделены правом вводить ограничения на въезд транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма. Они могут регулировать передвижение транспорта на особо охраняемых природных территориях.
Еще одно новшество - обязательная постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Эта норма начинает работать с 2015 г. Что в связи с этим нужно сделать компаниям и предпринимателям?
Д.М. Беланович: Юридические лица и предприниматели (в том числе и «офисы») должны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую сред уст. 69.2 Закона № 7-ФЗ . На это им дается 2 годап. 3 ст. 11 Закона № 219-ФЗ . При постановке на госучет объекту присваивается одна из категорий воздействия на окружающую сред уст. 4.2 Закона № 7-ФЗ .
Если объект подлежит федеральному надзору, на учет его надо будет поставить в Росприроднадзоре. Если региональному надзору - его надо будет поставить на учет в местных органах исполнительной власти.
Закон называет такой документ, как отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контрол яп. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ . Что это за документ? Нужно ли будет сдавать его офисным компаниям? Какие показатели в нем указываются?
Д.М. Беланович: Поскольку офисные компании относятся к объектам IV категории, эту отчетность представлять не нужно. А вот организации и предприниматели, работающие на объектах I- III групп, обязаны проводить производственный экологический контроль и отчитываться об этом. В новой редакции Закона об охране окружающей среды перечислены сведения, которые должна содержать программа такого контроля: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за проведение экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях; о периодичности и методах контроля, местах отбора проб и методиках измерени йп. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ .
Результаты проведения экологического контроля по всем перечисленным позициям надо отражать в отчете.
С 1 августа 2014 г. применяется новый федеральный классификационный каталог отходо вутв. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 . ИП и организации, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на такие отход ыст. 14 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ ; Письма Минприроды от 30.07.2014 № 05-12-44/16059 , от 17.03.2014 № 05-12-44/5164 . Надо ли переоформлять ранее оформленные паспорта? Какие санкции грозят организации или предпринимателю, если они этого не сделают?
Этот каталог можно найти: официальные сайты Минприроды России и РосприроднадзораД.М. Беланович: Все предприниматели и организации, у которых образуются отходы I- IV классов опасности, должны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасност ипп. 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.08.2013 № 712 (далее - Постановление № 712) , составить и утвердить паспорта на нихформа паспорта утверждена Постановлением № 712 .
В классификационном каталоге отходов четко прописан каждый вид отходов. Каталог постоянно пополняется. Подтвердить отнесение к определенному классу, а также уточнить необходимость паспортизации отхода можно в каталоге.
Если образующиеся отходы еще не включены в федеральный классификационный каталог отходов, сначала надо подтвердить отнесение их к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образовани яп. 10 Правил, утв. Постановлением № 712 . А затем, когда Росприроднадзор внесет такие отходы в каталог, - оформить на них паспорт.
Если отходы включены в федеральный каталог, на них сразу надо оформить паспор тп. 7 Правил, утв. Постановлением № 712 .
Паспорта, оформленные до 1 августа, необходимо переоформить. Но если организация или предприниматель до 1 августа подтвердили отнесение отходов к конкретному классу опасности, можно использовать подтверждающие это документы для паспортизации отходов и после 1 августа. Копии писем с ответами на вопросы, касающиеся порядка паспортизации отходов, опубликованы на официальных сайтах Минприроды России и Росприроднадзора, а также региональных управлений Росприроднадзора, например на сайте Управления Росприроднадзора по Ивановской области .
За несоблюдение экологических требований в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрены штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб. для руководителя организации, штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для предпринимателя, штраф от 100 тыс. до 250 тыс. руб. для организации либо административное приостановление деятельности для организации и предпринимател яст. 8.2 КоАП РФ .