Какую передачу вел никулин. Клоун на все времена
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове (ныне Смоленская область). Его отец работал в драматическом театре в Демидове. Там же была актрисой и его мать.
Юра Никулин, 1920-е годы
В 1925 году его семья перебралась в Москву.
Как он сам писал в книге мемуаров « …», «в нашу 346-ю обыкновенную школу, куда я перешёл, никакие делегации не приезжали, не приходили к нам и писатели, артисты не устраивали для нас концерты
».
После окончания средней школы был призван в Красную армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку.
С усами. нижний ряд, второй слева
В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом. Весной 1943 года заболел воспалением лёгких и был отправлен в ленинградский госпиталь, а сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград.
После окончания войны пытался поступить во ВГИК и театральные институты. Его никуда не приняли, так как комиссии не обнаружили в нем актерских способностей. В итоге он поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Закончив обучение, стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом.
Никулин проработал с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году Шуйдин и Никулин вместе ушли от Карандаша из-за рабочего конфликта. Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин.
О первом походе в цирк: «Вспомнив, что, когда клоуны в цирке падали, это вызывало смех у зрителей, я, как только вошел в комнату, тут же грохнулся на пол. Но никто не засмеялся. Я встал и снова упал. Довольно больно ударился (не знал я тогда, что падать тоже нужно умеючи), но, преодолев боль, снова поднялся и опять грохнулся на пол. Падал и все ждал смеха. Но никто не смеялся. Только одна женщина спросила маму: «Он у вас что, припадочный?» На другой день у меня болели спина, шея, руки, и первый раз я на собственном опыте понял — быть клоуном непросто
».
Кадр из фильма «Девушка с гитарой», 1958 год
В кино Юрий Никулин дебютировал в 36 лет. Его первыми работами были «Девушка с гитарой» (1958), «Неподдающиеся». Роль Балбеса в новелле «Пес Барбос и необычный кросс» принесла Юрию Никулину всенародную известность.
«При первой же встрече, внимательно оглядев меня со всех сторон, Леонид Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Кто-то из помощников Леонида Гайдая рассказывал потом: «Когда вас увидел Гайдай, он сказал: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно»
«
«Мне в жизни повезло: у меня прекрасная жена, заботливый сын, хорошие внуки, отличные друзья. Правда, с годами их становится все меньше и меньше. … Провожать в последний путь всегда грустно. И что лукавить, конечно, думаешь: придет и твой черед
».
Никулин перестал выступать в 1981 году. После этого он перешёл на должность главного режиссера цирка на Цветном бульваре, а с 1982 года являлся директором цирка. При нём для цирка было построено полностью новое здание. Юрий Владимирович проработал в этом цирке 50 лет.
Юрий Никулин любил сочинять и рассказывать анекдоты на публике: «Сегодня мне рассказали, что когда-то известный клоун Боб О’Коннор, способный заставить публику покатываться в цирке от хохота, страдал в жизни ипохондрией. Он лечился у невропатолога. Тот прописал обтирание холодной водой, дал ряд советов, а в заключение сказал: — Пойдите для отвлечения в цирк, где выступает смешной клоун Боб О’Коннор, и вы непременно развеселитесь. — Боб O’Коннор — это я, — уныло ответил артист
».
Случай на гастролях в 1964 году: «В Ереване за кулисы к нам пришла пожилая женщина. Она впервые попала в цирк. Приехала с гор. Эта женщина нам сказала: «
Большое вам спасибо. Мне так понравилось, как вы выступаете. Так все понятно — прямо на армянском языке»
. Нам было приятно это услышать. Ведь в «
Маленьком Пьере»
мы не произносим ни одного слова
»
Юрий Владимирович Никулин скончался из-за осложнений после операции на сердце. Он похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.
Вся страна его знала как весёлого клоуна, создателя незабываемого образа Балбеса в комедиях Леонида Гайдая или простодушного Семён Семёныча Горбункова в легендарной «Бриллиантовой руке». Казалось, что и жизнь его была такой же радостной, полной шуток и приключений. И мало кто догадывался, что Никулин «от звонка до звонка» прошёл через две страшные войны. Он воевал семь лет! Ходил в разведку, чуть не умер от обморожения, был контужен, часто находился на волоске от смерти..
В 17 лет - на войну
Юрий Никулин. Фото: Commons.wikimedia.org
Повестку из военкомата ему принесли сразу после окончания средней школы. 18 ноября 1939 года 17-летний Никулин пришёл на призывной пункт, а уже ночью их отправили в Ленинград.
«Когда нам сообщили, что будем служить под Ленинградом, все дружно закричали «ура», - вспоминал артист в своей книге «Почти серьезно». - Но наш пыл тут же охладили: на границе с Финляндией напряженная обстановка, город на военном положении».
Сначала все казалось необыкновенным: они шли по затемненному Невскому проспекту, любовались красивыми улицами и дворцами. Однако романтика быстро закончилась. Новобранцам выдали тяжеленные рюкзаки, начались воздушные тревоги.
«После одной из таких тревог политрук батареи сообщил: Финляндия нарушила нашу границу, среди пограничников есть убитые и раненые. Другой красноармеец сказал: молодежи у нас много, а комсомольцев мало. Я тут же написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем».
Батарея, где служил Никулин, стояла под Сестрорецком, охраняя воздушные подступы к Ленинграду. Рядом шли тяжелые бои по прорыву обороны противника - линии Маннергейма. В один из дней красноармейцу Никулину дали задание: протянуть линию связи от батареи до наблюдательного пункта. Участок - два километра. Задание он выполнил, но, пройдя один на лыжах по льду Финского залива с тяжелыми катушками и телефонным кабелем за спиной, так вымотался, что присел отдохнуть и заснул. Мороз стоял больше 30 градусов…
На его счастье, рядом на аэросанях проезжали пограничники, они и спасли от неминуемой смерти. Привезли на батарею, где санинструктор зафиксировал сильное обморожение. С тех пор у Юрия Владимировича ноги мерзли даже в легкий холод.
«Держаться до последнего патрона!»
Весной 1939-го война с Финляндией закончилась. И хотя часть, где служил Никулин, так и оставили под Сестрорецком, настроение у всех было дембельское. За 15 рублей у одного из местных умельцев он даже купил чемоданчик из фанеры, чтобы ехать домой. Положил туда любимые книги, в том числе «Приключения бравого солдата Швейка».
С боевыми товарищами. Никулин - в верхнем ряду, третий слева. Фото: Commons.wikimedia.org
Утром 22 июня 1941 года на батарее всё было спокойно. Ночью, правда, почему-то нарушилась связь с командованием дивизиона, но после проверки выяснилось - авария случилась на другом участке. Так что бойцы Никулин и Борунов по случаю воскресенья, взяв трехлитровый бидон, пошли на станцию покупать для всех пива. Там они и узнали, что началась война. Их 115-й зенитно-артиллерийский полк принял бой одним из первых.
«Мы с тревогой следили мы за сводками Совинформбюро, - вспоминал Юрий Владимирович. - Враг приближался к Ленинграду. Однажды на рассвете увидели, как по шоссе шли отступающие части нашей пехоты. Оказывается, сдали Выборг».
На наблюдательном пункте, где дежурил Никулин, тоже было тревожно. Всей амуниции - противогазные сумки, приспособленные для табака и продуктов, да на пятерых три допотопные бельгийские винтовки и к ним сорок патронов. Надеялись на команду к отходу, но вместо этого им сообщили, что противник уже близко: «Ждите распоряжений, а пока держитесь до последнего патрона»!
Спасло чудо. Каким-то образом к ним всё-таки добралась машина. Уезжали, когда трассирующие пули проносились над головами и кругом рвались мины. Через несколько дней Никулину присвоили звание сержанта и назначили командиром отделения разведки...
Чудом остался в живых
Видел он и Ленинград во время блокады. Пешком приходил в город за продуктами для батареи. Все продукты на сто двадцать человек (получали сразу на три дня) умещались на небольших санках. Пятеро вооруженных солдат охраняли в пути драгоценный груз.
«Трамваи застыли. Дома покрыты снегом с наледью. Стены все в потеках. В городе не работали канализация и водопровод. Всюду огромные сугробы, - так описывал артист осаждённый город. - Между ними маленькие тропинки. По ним медленно, инстинктивно экономя движения, ходят люди. Все согнуты, сгорблены, многие от голода шатаются. Некоторые с трудом тащат санки с водой, дровами. Порой на санках везли трупы, завернутые в простыни. Я знаю, что в январе 1942 года в отдельные дни умирало от голода по пять — шесть тысяч ленинградцев».
В 1943-м он воевал в районе Колпино, в 72-й отдельном зенитном дивизионе. Появился среди разведчиков «при усах», ему казалось, что так юное лицо стало более мужественным. Тогда же в короткие минуты передышки научился играть на гитаре.
14 января 1944 года наши войска пошли в наступление. Через два часа по позиции, где был и Никулин, немцы открыли сильный огонь из дальнобойных орудий. Нужно было уходить. Только отбежали немного от блиндажа, как он взлетел на воздух: угодил снаряд. Так ещё раз повезло остаться в живых.
«Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям, - писал Никулин. - Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно».Летом 44-го батарея Никулина остановилась под Псковом в Изборске. Вместе с разведчиком Ефимом Лейбовичем его отправили в одну из деревень установить связь. Они приехали прямо с центр и тут поняли - в селе немцы. Причём винтовки беспечных бойцов остались в кузове под катушками с кабелем. Немцы с автоматами уже бежали к их машине. Безоружные Никулин и товарищи увидели растущую недалеко рожь и что есть ног туда помчались. Почему остановились и немцы, до сих пор непонятно.
«Что нас спасло? Наверное, немцы тоже что-то не поняли, может быть приняли нас за своих, - писал Юрий Владимирович. - Не могли же они допустить, что среди русских нашлось несколько идиотов, которые заехали к ним в деревню без оружия».
Комбат, увидев их невредимыми, обрадовался, думал, погибли. Как выяснилось, в ту деревню их послали по ошибке, перепутали.
Письма нашёл бомж
Кстати, с Ефимом Лейбовичем у Никулина связана ещё одна драматическая история, которая произошла уже в наши дни. В ноябре 2008-го в музей городского цирка на Фонтанке пришёл мужчина. Вначале ободранного, грязного человека не хотели пускать на порог. Но когда он протянул свою находку, сотрудники ахнули. Бездомный нашёл в мусорном баке письма Юрия Никулина своему фронтовому другу и принёс в музей. Каждое начинается с приветствия: «Здравствуй, дорогой Ефим». Эти письма Юрий Владимирович несколько лет писал своему боевому товарищу Ефиму Лейбовичу.
«Двадцать дней без войны» - один из самых пронзительных фильмов Никулина. Кадр из фильма
Причем из переписки ясно: вместе они не только воевали, но и участвовали на фронте в самодеятельности. Более того, для поднятия боевого духа уже тогда выступали перед товарищами в образе клоунов.
К сожалению, о Ефиме Лейбовиче известно мало. Его артистическая карьера не сложилась. Он жил в доме 37 по улице Декабристов в Петербурге, там и закончил свои дни. В квартиру въехали новые хозяева и, даже не читая, выбросили все бумаги, в том числе письма Юрия Никулина. Их в мусорных баках и нашёл бомж Евгений, как он представился, принёс в музей. Неравнодушному бродяге в цирке на Фонтанке тут же выписали денежное вознаграждение. В приюте для бездомных ему тоже оформили все необходимые бумаги, чтобы он поехал на родину, в Липецк, где мужчина собирался начать новую жизнь. Потрясённый этой историей, с ним захотел связаться и лично поблагодарить сын великого клоуна, генеральный директор Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин. Однако следы благородного нищего оборвались.
Не очень хотел участвовать в съёмках и сам Никулин. И только личный долгий разговор с автором сценария, знаменитым Константином Симоновым, заставил его согласиться. Жизнь показала, что они не ошиблись. Картина, созданная на «Ленфильме» в 1976-м, стала одной из самых правдивых. Ну а Никулин, сполна хлебнув горя войны, призывал не «зацикливаться» на неурядицах и проблемах. Помнить, что доброта и смех - универсальное лекарство от многих невзгод. Он доказал это собственным примером.
Он был тем редким человеком, которого любили все - от мала до велика. За его артистический талант, за его доброту и порядочность, за его великолепное чувство юмора. Его знают и помнят многие поколения людей и в нашей стране, и за рубежом, и будут помнить ещё очень долго.
Юрий Никулин обладал врожденным чувством юмора. В этом переставал сомневаться всякий, кто хотя бы раз слышал, с каким непревзойденным блеском Никулин рассказывал анекдоты, причем на любую тему. Да и говорил он сплошь афоризмами. Очевидно, не последнюю роль в таком редком таланте Никулина сыграли гены: ведь его отец, Владимир Андреевич, много писал для эстрады и цирка. Демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, он устроился в драматический театр в Демидове (бывшее Поречье) Смоленской губернии. Там же работала актрисой и будущая мама Юрия. Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» - театр революционного юмора, сам ставил спектакли и много играл. 18 декабря 1921 года у Никулиных родился сын Юрий, а спустя четыре года семья перебралась в Москву. В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом - писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок». Мать нигде не работала, в основном занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына. Два раза в неделю Никулины посещали театр, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу, игру актеров.
Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. К тому же в школе, в которой учился Юрий Никулин, его отец вел драматический кружок. Естественно, что участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.
Учился Никулин в очень престижной школе, и надо сказать, учился весьма средне. Поэтому, когда после окончания седьмого класса стали отбирать лучших учеников в восьмой, то его, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять. Таким образом, доучивался Юрий уже в самой обычной школе-новостройке, чему, кстати был очень рад: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».
Судьба же самого Юрия Никулина мало чем отличается от судеб других его сверстников. Он ушел в армию со школьной скамьи, прошел через две войны (финскую и Великую Отечественную), провоевав таким образом с 1939 по 1946 год, горел в танке. Многое из того, что артисту довелось пережить на войне, он потом передаст в образах своих героев - военного журналиста Лопатина в фильме "Двадцать дней без войны" и бойца Некрасова в картине "Они сражались за Родину".
Еще на войне Юрий Никулин думал о том, чем будет заниматься в мирной жизни, и когда пришел с фронта, решил поступать во ВГИК, однако получил отказ, так как комиссия нашла его недостаточно красивым для кино. То же самое произошло и в театральных вузах. Никулин все лето поступал во все подряд театральные училища и институты, но его никуда не приняли, поскольку комиссии не обнаруживали в нем актерских способностей.
Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но с третьего тура был внезапно снят экзаменационной комиссией. Ему заявили следующее: «В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии. Если вы действительно любите искусство, то советуем вам пойти в театральный институт...»
Последовав совету, Юрий Никулин подал документы сразу в два театральных заведения: ГИТИС и училище им. Щепкина при Малом театре. Но и здесь его ждала неудача. Не приняли Никулина и во вспомогательный состав театра МГСПС, а также в ряд других творческих училищ и студий. Отчаянию не было предела… Наконец удача улыбнулась в студии при Ногинском театре, которым руководил режиссер Константин Воинов. Но учиться в ней ему пришлось недолго…
В сентябре 1946 года Никулин узнал о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Он решил рискнуть, и в этом его поддержал отец: «Пусть Юра рискнет, в цирке экспериментировать можно. Работы - непочатый край. Если он найдет себя - выдвинется. А в театре? Там слишком много традиции, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист».
В отличие от театральных институтов, в цирковую студию Никулин поступил без особенных проблем. И это при том, что экзамены прошли лишь 18 человек из нескольких сот желающих поступить. А 25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец. Вскоре Никулин и Романов отправились на гастроли уже с самим Карандашом - популярнейшим в те годы клоуном. Чуть позже у Никулина появился новый напарник - Михаил Шуйдин.
Вместе с Михаилом Шуйдиным они создавали замечательные жанровые сценки. Тогда и стали известны знаменитые ботинки Никулина, "всего лишь" на несколько размеров больше, чем его собственная обувь, и полосатые брюки, явно короче, чем носили обычно. При этом он всегда был нарочито интеллигентен и неизменно выходил на эстраду в пиджаке, белой рубашке и галстуке.
За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали "Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и другие. В 1981 году он простился с манежем, но не с цирком, которому отдал 50 лет.
Некоторое время вместе с Никулиным в качестве "подсадной утки" выступала его жена Татьяна. Она как бы играла роль зрителя, который наивно верит во все, что происходит на сцене, а потом и сам участвует в представлении. Кстати, и познакомился Никулин со своей будущей женой во время представления. Позже Татьяна Николаевна стала дрессировщицей и даже переводила с английского. У них сложилась счастливая семья, и жена Никулина любит рассказывать о том, с каким ужасом ее родственники восприняли когда-то сообщение о том, что жених их Тани - клоун в цирке.
Вопреки предсказаниям, которые Юрий Никулин услышал когда-то при поступлении в Институт кинематографии, что его никто никогда не будет снимать, в кино он все-таки пришел. Причем не сам, а его пригласили. Дебют Никулина в кино состоялся в 1958 году, когда он сыграл небольшую роль пиротехника в фильме "Девушка с гитарой", который произносит там всего лишь одну реплику: "Ничего, сейчас вжикнет!". Тогда он чуть было не взорвал не только себя, но и своего партнера по сценке М. Жарова, которому на прощание пообещал, что в следующий раз будет еще лучше.
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно». Фильм снимался практически без проб. Никакие сцены не репетировались. Режиссер подбирал тройку и все время смотрел, получается ли ансамбль... В то время Юрий Никулин был очень занят в цирке. И Гайдай пошел на то, чтобы подстроить время съемок под график работы артиста. Таким образом, каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.
Кадр из фильма "Кавказская пленница"
Конечно, в первых ролях режиссеры больше всего использовали комедийный талант Юрия Никулина. Он еще долгое время оставался характерным актером юмористического плана, каким зрители помнят его по фильму 1959 года "Неподдающиеся", в таком же амплуа Никулин выступил и в фильме "Совершенно серьезно", который вышел на экран в 1961 году. Да и в последующих картинах зрители восхищались Юрием Никулиным прежде всего за его умение быть смешным. А смешить он умел как никто. Достаточно вспомнить его роли в фильме 1965 года "Фантазеры" или "Семь стариков и одна девушка", который появился в 1968 году, на следующий год Юрий Никулин сыграл главную роль в знаменитом фильме "Бриллиантовая рука", потом снялся в фильме "Двенадцать стульев".
Но именно это свойство его актерского дарования привело к созданию удивительного комического трио актеров - Вицина, Моргунова и Никулина. Их известность началась практически с первого же фильма "Совершенно серьезно" (новелла "Пес Барбос и необычный кросс") и продолжилась в 1965 году, когда появился другой фильм из этой же серии - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", потом через два года в "Кавказской пленнице". У нас в стране давно уже существует любопытная традиция: как только человек становится популярным, о нем тут же возникают анекдоты. Так и о знаменитой троице уже сложили столько анекдотов, что она может посоперничать с другими народными героями - легендарным Чапаем и его верными сподвижниками Петькой и Анкой и Штирлицем.
Кадр из фильма "Когда деревья были большими"
Но все-таки Никулин всегда стремился сыграть нечто отличное от его комедийных ролей и проявить себя в другом качестве, отойти от однотипной роли-маски. Драматическое дарование актера в полной мере раскрылось в роли Кузьмы Кузьмича Иорданова в фильме режиссера Л.Кулиджанова "Когда деревья были большими", который вышел в 1962 году. Герой проживает здесь целую жизнь, прошлую и настоящую, частично намечает свой будущий путь. Так на экране реализуется делая гамма тончайших психологических переживаний: от стыда, раскаяния до боли одиночества и радости обретения личного счастья.
Возвращаясь иногда к прежним комедийно-гротесковым персонажам, Никулин играет их с особым чувством лиризма, к которому даже примешивается ностальгия. Он передает чувства человека наивного и трогательного, вызывающего неизменные зрительские симпатии, хотя наш жестокий мир не очень жалует людей не от мира сего, чудаков. Таковы его Семен Семенович Горбунков в "Бриллиантовой руке", Тихон в "Двенадцати стульях" или Мячиков в фильме "Старики-разбойники" .
Кадр из фильма "Старики-разбойники" .
Совершенно особое место в кинематографической карьере Юрия Никулина занимают роль современника, лейтенанта милиции Глазычева, в фильме 1965 года "Ко мне, Мухтар!" и совершенно противоположная по тональности роль монаха Патрикея в "Андрее Рублеве", который был снят в 1971 году. Актера трудно узнать и в фильме "Чучело" (1984), где Никулин сумел полностью перевоплотиться и создать образ глубокого гражданского содержания. Созданные Никулиным роли настолько общественно значимы, что зритель уже не настраивается только на смех, когда видит в титрах фамилию Юрия Никулина. Он стал уже универсальным актером, который умеет смешить, но может и заставить плакать. Трудно себе представить, как Юрию Никулину удавалось успевать везде, совмещая работу в цирке с работой в кино, но он все-таки сыграл в кино около 30 ролей.
В 1982 году Юрий Владимирович Никулин стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре, а с 1984 года - его директором. И тогда началась новая эра в его жизни - строительная. Много сил Никулин отдал реконструкции цирка на Цветном бульваре.
Юрий Никулин заставил и своего сына проявить свои организаторские качества. Максим Никулин, в отличие от отца, никогда не мечтал быть клоуном, справедливо рассудив, что вторым Юрием Никулиным ему не стать. Он закончил факультет журналистики МГУ, работал в "Московском комсомольце", на радио, телевидении. Пробиваться пришлось самому, поскольку отец считал, что сын должен всего добиться сам и быть совершенно самостоятельным. Однако после того, как убили директора-распорядителя цирка на Цветном бульваре, Юрий Владимирович попросил сына занять его место, объяснив ему, что не может рисковать еще чьей-либо жизнью. Так Максим Никулин и проработал целый год, ничего не получая за свой труд.
В последние годы для Никулина основной составляющей его профессии стали анекдоты. Он вел знаменитый телевизионный клуб "Белый попугай", где можно было услышать самые свежие или "с бородой" анекдоты из уст артистов или из писем зрителей. Никулин собрал все эти анекдоты, какие-то придумал сам и выпустил три своих знаменитых сборника анекдотов.
Разностороннее дарование Юрия Никулина дополнилось еще и литературным талантом, который проявился в его мемуарах "Почти серьезно", где артист с легкой иронией рассказал о прожитом. К своей книге Никулин выбрал такой же ироничный и полный внутреннего смысла эпиграф, которым стали слова Станислава Ежи Леца: "Жизнь у людей отнимает страшно много времени". Особенно если эта жизнь заполнена таким множеством дел, которыми приходилось заниматься Юрию Владимировичу. И тем не менее он находил время, чтобы посмотреть по телевидению свой любимый футбол или хоккей, послушать новости и уделить внимание своей коллекции клоунских фигурок. Началась эта коллекция, как всегда, случайно, а потом то сам Никулин ставил фигурку в своем кабинете, то кто-нибудь привозил в подарок.
Кадр из фильма "Они сражались за Родину".
Так он и жил, каждый день опровергая мнение о том, что в жизни клоун должен быть меланхоликом. Умер Юрий Никулин в 1997 году после срочной операции на сердце. Борьба за жизнь артиста продолжалась 16 дней, и все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло - 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось…
Немного цитат Юрия Никулина.
* Комедия — дело серьезное!
* Не люблю жадность, ложь и подлость.
* Для меня во мне еще много неясного.
* Я уже свой тайм отыграл, сейчас - дополнительное время.
*Слово «цирк» было для меня реальным, понятным, ощутимым.
*Обычно музеи создают после смерти. А тут музей готов. И нам уже не надо умирать.
*Популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал.
*Каждый по-своему понимает, что такое несчастье. Для меня сейчас — это потеря близких людей.
*Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все будут счастливы.
*Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном.
*Я старался учиться у многих людей. И брать то хорошее, что, на мой взгляд, у них было. Но наибольшее влияние оказали, конечно, родители.
*Я буду счастлив, если обо мне потом скажут: он был добрый человек. Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта — на первом месте.
*Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, - вряд ли имеет смысл.
*Судьба, это когда по одной колее ночью из двух городов навстречу друг другу выходят два поезда. Они несутся друг на друга, не зная, что едут по одной колее. И все-таки они не встречаются. А знаете, почему? Не судьба!
- Герой Социалистического Труда (1990)
- Заслуженный артист РСФСР (1963)
- Народный артист РСФСР (1969)
- Народный артист СССР (1973)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино)
- Премия кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11.12.1996)
- Два ордена Ленина (14.02.1980, 27.12.1990)
- Орден Отечественной войны II степени (11.03.1985)
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден «Знак Почета»
- Медаль «За отвагу» (18.07.1945)
- Медаль «За трудовую доблесть» (9.10.1958)
- Медаль «За оборону Ленинграда»
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- другие медали
Возле цирка на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), где работал Юрий Владимирович и который сейчас возглавляет его сын Максим Никулин, установлен бронзовый монумент.
Творчество
Артист дебютировал в кино в 36 лет и с первых картин зарекомендовал себя как неподражаемый разнохарактерный актёр. Он принёс с цирковой арены на экран различные роли-маски, широко используя цирковую эксцентрику и фактуру (пиротехник, фильм «Девушка с гитарой », 1958; Клячкин «Неподдающиеся», 1959; Балбес, «Совершенно серьёзно», 1961). Одна из киноновелл этого фильма «Пёс Барбос и необычный кросс » режиссёра Леонида Гайдая положила начало ролям, которые обеспечили актёру всенародную любовь. Незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес и Бывалый) в кинокомедиях «Самогонщики » (1961), «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » (1967) отличает исключительное обаяние и жизнерадостность.
Юрий Владимирович Никулин играл во многих любимых народом фильмах. Самыми известными являются кинокомедии с его участием - «Бриллиантовая рука », «12 стульев », «Старики-разбойники ». Персонажи этих фильмов комедийно-гротесковые с оттенком детскости наивные чудаки, лиричные, добродушные и непосредственные.
В последние годы он вёл юмористическую передачу «Белый попугай», являлся одним из постоянных участников передачи «В нашу гавань заходили корабли».
В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с Владиславом Листьевым.
Дискография
CD
- «Актёр и песня. Юрий Никулин». Серия: Актёр и песня. Audio CD. Дистрибьютор: Пролог-Мьюзик. 2002 г. Исполнитель. 20 треков.
- «Актёр и песни. День победы». Audio CD. Дистрибьюторы: РАО, НААП, Первое Музыкальное Издательство, Восток. 2003 г. Треки: 1. Теплушка, 7. Новобранцы, 14. Щегол.
- «Grand Collection. Юрий Никулин». Серия: Grand Collection. Audio CD. Дистрибьютор: Квадро-Диск. 2004 г. Исполнитель. 21 трек
- «Радионяня. Лучшие песни». Серия: Радионяня. Audio CD. Дистрибьютор: Два Жирафа. 2006 г. Трек 18. На манеже. (авторы: музыка Юрий Никулин, текст Т. Никулина)
- «Хиты 1960-1980-х. А нам всё равно». Audio CD. Дистрибьютор: Мелодия. 2010 г. Трек 11. А нам всё равно (песня из кинофильма «Бриллиантовая рука») Юрий Никулин
Никулин Юрий Владимирович - знаменитый артист, посвятивший цирку более пятидесяти лет. Фильмы с участием этого актера вошли в золотую коллекцию советского кинематографа. Своей яркой жизни и творчеству около десяти книг посвятил Юрий Никулин. Биография легендарного клоуна тема статьи.
Ранние годы
Юрий Никулин, биография которого будет представлена ниже, родился в 1921 году, в одном из провинциальных городов Саратовской области. Детство и юность провел в артистической атмосфере. Родители были актерами, играли на сцене местного театра. Отец, кроме этого, сам ставил спектакли. Владимир Никулин организовал передвижной театр, всю жизнь был человеком творческим и удивительно активным. Именно он привил сыну страстную любовь к искусству.
Первый раз в цирке
Когда будущему артисту было четыре года, семья перебралась в Москву. Юрий Никулин, биография которого тесно связана с цирком, запомнил на всю жизнь тот день, когда он впервые увидел клоунов. Отец взял его с собой на прогулку, ничего не говоря о своих планах. Каково же было восхищение будущего клоуна, когда он в первый раз оказался в московском цирке!
В памяти остались слоны. Эти огромные экзотические животные вызвали в душе маленького Юры необыкновенные эмоции. Что же касается других номеров, их он не запомнил. За исключением выступления клоунов. Вернувшись домой, мальчик объявил матери о своем твердом решении стать артистом цирка.
В 1939 году окончил десятилетнюю школу Юрий Никулин. Биография его после этого содержит семь лет, в течение которых он не снимал гимнастерки и солдатских сапог. После окончания школы герой сегодняшнего повествования не поступил в институт. Началась служба в армии. Так, за два года до начала Великой Отечественной войны он уже познал суровую школу жизни.
Армейская служба
Об этих годах Никулин немало рассказал в своих мемуарах. Прежде всего он познакомился со многими людьми и научился с ними сходиться, что впоследствии ему помогло и в жизни, и в работе. Юрий Никулин, биография которого включает семь лет армейской службы, прошел две войны - Великую Отечественную и финскую.
После уютной московской квартиры бывший школьник оказался в казарме. О том, как привыкают к армии, Никулин рассказал в книге «Почти серьезно». Сперва его пугало слово «подъем». Вставать ни свет ни заря, а затем одеваться в течение двух-трех минут молодому человеку, сыну любящих и заботливых родителей, было непросто. Но солдатскую науку, как и прочие призывники, он усвоил быстро.
И именно в первые дни службы он понял мудрую мысль: нужно уметь смеяться не только над другими, но и над самим собой. Над новобранцем Никулиным сперва потешались многие. Уж больно он был долговяз и неказист. Когда он маршировал, все покатывались со смеху. Будущего комика это задевало. Но он смеялся вместе со всеми. Умение с иронией относиться к собственным физическим недостаткам Юрий Никулин - клоун с большой буквы - приобрел еще в 1939 году, задолго до первого выхода на цирковую арену.
Война
Непроста была армейская служба. Но настоящие трудности, оказалось, впереди. Сначала была финская война. Затем - Великая Отечественная.
О том, что началась война, рядовой Никулин в воскресенье, 22 июня 1941 года, услышал впервые от мирных жителей. Эта страшная новость подтвердилось только к вечеру. Юрий Никулин о войне и ленинградской блокаде позже написал в одной из своих книг.
С неба падали немецкие листовки, содержащие призывы сдаваться. Противники писали, что жители Северной столицы обречены на смерть, единственный их выход - сдаться в плен. В одной из листовок говорилось, что сын Сталина давно перешел на сторону немцев. Никулин, как и его товарищи, не верил ни одному слову немецких захватчиков. И готов были сражаться, защищать свою родину до последнего. А затем начался голод. Солдатский паек с каждым днем становился все меньше.
Никулин на всю жизнь запомнил Ленинград во время блокады: застывшие трамваи, дома, покрытые снегом и наледью. И людей, медленно, осторожными шагами ступающих по маленьким тропинкам. Ленинградцы экономили силы. Шатаясь от голода, они с трудом тащили санки с водой и дровами.
Контузия
Однажды с Никулиным произошло следующее: он вышел подышать свежим воздухом из землянки и вдруг услышал звук летящего снаряда. Больше он ничего не помнил. А когда очнулся, оказалось, что получил тяжелую контузию. Никулина отправили в госпиталь, а после выписки он был назначен командиром отделения разведки.
Но на фронте невозможно думать только о войне. Юрий Никулин - клоун, звезда советской комедии. Артистом он был не только по профессии, но и по призванию. Именно в самые сложные годы своей жизни этот человек научился веселить других. Никулин на фронте впервые взял в руки гитару. Он научился всего лишь нескольким аккордам, но его исполнение имело невероятный успех. Никулин записал множество песен, которые слышал когда-то по радио или в кино и с удовольствием выступал перед солдатами, офицерами.
Самыми яркими воспоминаниям будущей звезды цирка стали те, что связаны с победой. Весной 1945 года Никулин получил письмо от отца. В нем шла речь о праздничных гуляниях на московских улицах, о том, как незнакомые люди обнимаются, о всеобщем счастье, вызванном победой, которую люди ждали четыре года. Никулин тосковал до дому. Но увидеть родителей смог лишь в 1946 году. Старший сержант Юрий Никулин был демобилизован спустя год после окончания войны.
Поступление во ВГИК
Когда Никулин наконец оказался дома, то решил поступать в театральный вуз. Он не сомневался в том, что его примут. Ведь он фронтовик, активный участник художественной самодеятельности. Сперва герой этого повествования решил попробовать свои силы в институте кинематографии.
Никулин начал тщательно готовиться к вступительным экзаменам, выбрав одну из басен Крылова и стихотворение Пушкина «Гусар». В 1946 году конкурс во ВГИК был огромный. Половина абитуриентов ходила в гимнастерках. Первый тур Никулин прошел удачно. Но уже на втором провалился. После того как Никулин прочитал стихи и прозу, его подозвал к столу председатель приемной комиссии - Сергей Юткевич. Педагог сказал незадачливому абитуриенту о том, что в нем что-то есть, однако он не годится для кино. Более того, Юткевич был уверен, что Никулина никогда не будут снимать в фильмах.
Не повезло абитуриенту и в училище им. Щепкина. И тогда Никулин узнал, что проводится набор в студию клоунады. Здесь будущему артисту наконец повезло. Более того, первое выступление состоялось уже спустя полтора года. Несколько лет Никулин проработал в качестве ассистента чрезвычайно популярного в те годы Карандаша.
Со знаменитым клоуном Никулин неоднократно ездил на гастроли, активно набирался циркового опыта. Но в 1950 году между ними произошел конфликт.
Цирк
Юрий Никулин - клоун, много лет проработавший в цирке на Цветном бульваре. В 1981 году он перестал выступать и занял должность главного режиссера. А в 1982-м - директора. Благодаря его усилиям для цирка было построено новое здание. Открытие состоялось в 1989 году.
Цирк Юрия Никулина сегодня является одним из старейших в стране. Великий клоун посвятил ему более полувека. Сегодня цирк Юрия Никулина лучший в России.
Фильмы
Удивительно, что талант этого артиста не смогли рассмотреть педагоги ВГИКа. Ведь одним из выдающихся актеров советского кино является Юрий Никулин. Фильмы с его участием стали классикой. Дебютировал в кино Никулин в 1958 году. Это была небольшая роль в киноленте «Девушка с гитарой».
Самые знаменитые фильмы, в которых сыграл Юрий Никулин:
- «Когда деревья были большими».
- «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
- «Бриллиантовая рука».
- «Кавказская пленница».
- «Они сражались за Родину».
- «Чучело».
Актер Юрий Никулин обладал редким талантом комика. Но ему блестяще давались и трагические роли.
«Когда деревья были большими»
В 1962 году состоялась премьера драмы Льва Кулиджанова, в которой Никулин сыграл свою первую драматическую роль. Главный герой картины - Кузьма Иорданов. Он, бывший фронтовик, потерявший в годы войны близких. Кузьма пьет, перебивается случайными заработками. Однажды узнает о том, что в далекой деревушке проживает девушка, которая потеряла родителей во время войны. Зовут ее Наташа.
Иорданову приходит в голову мысль поехать в деревню и выдать себя за родного отца девушки, что он вскоре и делает. Однако Наташа поражает своей доверчивостью, искренностью, чистотой. Иорданова начинает мучить совесть, и он открывает ей всю правду.
На главную роль изначально режиссер пригласил Василия Меркурьева. Но во время проб оказалось, что актер не подходит. Кулиджанов предложил роль Никулину. До 1961 года артист исполнял исключительно комедийные роли и сомневался в собственных способностях. Актер несколько дней бродил по городу, наблюдая за людьми, похожими на своего героя. Изучал их повадки, манеру вести себя.
Никулину удалось настолько вжиться в роль Иорданова, что директор мебельного магазина, в котором проходил первый день съемок, отказался его пускать, решив, что перед ним пьющий опустившийся человек.
Легендарная троица
Юрий Никулин, фильмы с которым стали достоянием отечественного кино, по-настоящему прославился в начале шестидесятых. Его комический талант раскрыл Леонид Гайдай. Все началось с короткометражной ленты «Пес Барбос и необычный кросс». На съемки этой картины Никулин попал благодаря Вицину. Актер однажды побывал в цирке и был восхищен талантом клоуна. Уже на следующий день после того, как Вицин увидел впервые выступление Никулина, о талантливом комике узнал Гайдай.
К тому времени на роль Балбеса режиссер рассматривал многих претендентов, в том числе и Сергея Филиппова. Когда же познакомился с Никулиным, понял, что лучшую кандидатуру не найдет. Моргунов и Вицин уже были утверждены. Так появилась легендарная троица.
«Андрей Рублев»
О комедийных ролях Никулина знает, пожалуй, каждый. Что же касается его трагических персонажей, то они менее известны. В 1966 году Андрей Тарковский снял фильм «Андрей Рублев». Одну из ролей сыграл Никулин.
Фильм повествует о событиях начала пятнадцатого века и разделен на несколько новелл. Никулин сыграл монаха Патрикея. Согласно сюжету, этого героя жестоко пытают татары, желая узнать о местонахождении золота. Когда снимали сцену истязаний, артист, исполняющий роль татарина, подносил к лицу Никулина зажженный факел. Огонь до актера не дотягивался. Однако на экране создавалось впечатление, что лицо Патрикея действительно жгут.
Картина Тарковского вызвала противоречивые чувства в кинематографических кругах. Создателей картины обвинили в пропаганде жестокости и насилия. «Андрей Рублев» был перемонтирован и существенно сокращен. Картина, что называется, попала на полку. В прокат фильм вышел лишь в 1971 году. Однако большая премьера состоялась лишь спустя пятнадцать лет.
«Они сражались за Родину»
В этой картине Никулин сыграл еще рядового Некрасова. «Они сражались за Родину» - это третий фильм, на съемки которого Бондарчук пригласил Никулина. Ранее режиссер предлагал ему сыграть в фильме «Война и мир». Однако артисту не удалось принять участие в съемках экранизации романа Толстого из-за плотного гастрольного графика. Затем Бондарчук предложил Никулину роль офицера в киноленте «Ватерлоо». На этот раз актеру помешала болезнь.
«Чучело»
Одной из последних работ Никулина в кино стала роль провинциального коллекционера в фильме Ролана Быкова. Режиссер очень долго подбирал актеров. На роль Николая Николаевича Бессольцева рассматривалось несколько кандидатур. На какой-то момент режиссера понял, что так, как Юрий Никулин, этого героя сыграть не сможет никто. Но впереди были трудности. Когда в худсовете узнали, что главные роли будут исполнять Орбакайте и Никулин, фильм едва не закрыли. Чиновники решили, что в социальной драме клоуну и дочери певицы не место. Быкову с трудом удалось отстоять актеров. Съемки начались в октябре 1982 года.
Личная жизнь
Жена Юрия Никулина - Татьяна Покровская. С ней он познакомился в 1949 году. Покровская была артисткой цирка, снималась в кино, занималась переводами книг с английского языка. У Никулина и Покровской в 1956 году родился сын. Максим Никулин сегодня является художественным руководителем цирка на Цветном бульваре. Дело, которое когда-то начал отец, в будущем, возможно, продолжат и его дети.
Юрия Никулина коллеги и друзья помнят как человека доброго, открытого, обладающего редким чувством юмора. Близкими друзьями артиста были актер Олег Табаков, режиссер Леонид Гайдай.
Никулин Юрий Владимирович написал несколько автобиографических произведений. В книге «Почти серьезно» артист отразил воспоминания детства, юности. Одно из произведений полностью посвящено цирку. Также автором многочисленных анекдотов является Юрий Никулин. Книги его несколько раз переиздавались.
Великий клоун ушел из жизни в августе 1997 года. Памятник Юрию Никулину можно увидеть недалеко от цирка на Цветном бульваре. Монумент изображает героя из комедии «Кавказская пленница». В 2011 году памятник Юрию Никулину был открыт в его родном городе - Демидове. Имя знаменитого клоуна и актера носит один из московских интернатов. Скульптурные экспозиции, изображающие героев Никулина, установлены в Сочи, Перми, Курске.