Какие последствия урагана бывают. Разрушительные ураганы в России: причины возникновения, последствия
Пока в государстве не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия... государствам, да и самому роду человеческому, не избавиться от зол.
Влияние Сократа - его жизни и его философии - на европейскую культуру трудно переоценить, но понять это влияние можно только имея в виду учеников мыслителя. Одним из самых любимых и, безусловно, самым талантливым, был Платон (427-347 до н. э.)
Настоящее имя Платона - Аристокл. Прозвище Платон (Широкий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Он происходил из знатного рода и получил прекрасное образование, много путешествовал, писал стихи. В 20 лет он повстречался с Сократом, и один-единственный случайный разговор с этим человеком изменил его жизнь. Согласно легенде, после этого разговора Платон сжег свои стихотворные произведения и перестал мечтать о политической карьере. Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ которого запечатлел впоследствии в своих диалогах. После смерти Сократа Платон покинул Афины, не простив афинянам несправедливости по отношению к своему кумиру. Несколько лет он странствовал, но затем возвратился в родной город и основал в 386 г. до н. э. в Афинах школу, получившую название Академия. Школа была названа так случайно - просто она находилась в роще, посвященной герою по имени Академ. Но с тех самых пор слова «академия», «академик» прочно вошли в наш обиход. Над входом в Академию была надпись: «Да не войдет сюда не знающий геометрии », поскольку Платон был уверен, что знание математики необходимо для умения правильно мыслить. Авторитет Платона был настолько велик, что греки прозвали его «Божественным»: по легенде, его отцом был сам бог Аполлон. Академия просуществовала очень долго - 915 лет. Во дворе Академии Платон и был похоронен; по преданию, на его могиле были высечены следующие слова:
Двух Аполлон сыновей - Эскулапа родил и Платона,
Тот исцеляет тела, этот целитель души.
До нас дошло 34 платоновских диалога, из которых подлинными признано 23, а по поводу остальных у исследователей сохраняются сомнения в их авторстве. Но и 23 философских произведения - немало для того, чтобы восстановить взгляды этого философа. О Платоне написаны тысячи томов; попытаемся хотя бы прикоснуться к наследию великого мыслителя.
Учение об идеях
В своих ранних произведениях Платон, как и его учитель Сократ, неоднократно анализирует такие понятия, как справедливость, красота, благо и т. д. Откуда они берутся? Можно ли получить их в результате обобщения свойств тех предметов, с которыми мы сталкиваемся в жизни? Софисты подчеркивали, что представления о красоте и справедливости различны у разных людей и народов. Если мы сравним изображения красавиц различных эпох, обнаружить общее будет трудно: в Средние века ценился высокий лоб (дамы даже подбривали волосы на голове, чтобы сделать его больше), маленькая грудь, небольшой рост, в XVIII в. - пышные формы, а сегодня красавицами считаются стройные и высокие девушки...
Так же обстоит дело и со справедливостью. Одни люди ведут «справедливую» борьбу против других людей, также ведущих, с их точки зрения, «справедливую» борьбу. Стало быть, если мы собираемся заниматься философией, то есть мыслить честно и последовательно, то у нас два выхода из этой ситуации. Первый: признать, что «справедливость» и «красота» - пустые слова, исключить их из лексикона, заменив более точными выражениями: вместо «справедливое» - «то, что мне выгодно», вместо «красивое» - «то, что мне нравится». Но действительно ли выражения «Эта девушка красива» и «Эта девушка мне нравится» синонимичны? Вряд ли. Мне может нравиться и некрасивая девушка или, наоборот, красивая девушка может мне не нравиться. Второй: признать, что у нас каким-то образом уже есть представление о красоте и справедливости, благодаря чему мы можем оценивать различных девушек (горшки, лошадей и т. д.) как красивых, различных людей как справедливых. Так сделал Сократ. Но Платон пошел еще дальше. Он предположил, что общим понятиям невозможно научиться. Они как будто «врожденные », как если бы мы до нашего появления на свет уже видели где-то абсолютную красоту и справедливость, каких невозможно найти в нашем мире.
Вещи вокруг изменчивы, они возникают и уничтожаются, и прав был Гераклит, провозгласивший главным принципом природного мира изменение. Но для того, чтобы эти изменчивые вещи могли существовать, необходимо то, что дает им начало, что существует вечно и неизменно и что отражается в общих понятиях - красоты, справедливости, мужества, истины и т. д. Для Платона такими вечными «образцами» вещей являлись идеи. Если плотник не знает идеи стола, он не может его сделать. Если мы не имеем представления об идее красоты, мы не можем назвать кого-то или что-то красивым.
В отличие от Сократа, Платон наделял идеи самостоятельным существованием. Идеи существуют, обладают бытием, и чувственный мир вокруг нас - это только тени идей, их копии, отражения. То есть, по его мнению, надо вести разговор о двух мирах - мире вещей и мире идей. Он даже попытался определить местоположение мира идей и поместил его в Гиперурании («над-небесье»). Если мир вещей текуч и изменчив, то прекрасный мир идей вечен и неизменен. Поэтому, с точки зрения Платона, и Гераклит со своим вечным изменением, и элеаты с отрицанием любого изменения, были правы, они лишь говорили о разном: Гераклит описывал мир вещей, а характеристики элеатов применимы к миру идей. Получилось, что Платон по-новому решил поставленную Сократом проблему общего и единичного: общее существует как идеи, единичное - как вещи.
Миф о пещере
Многие были не согласны с Платоном: никто никогда не видел никаких идей, нет никаких доказательств их существования, а значит, теория Платона была не верна. Платон ответил критикам иносказательно в своем знаменитом мифе о пещере. Представьте себе подземную пещеру, в которую сверху падает свет. В пещере с рождения живут люди, прикованные к стенам так, что не могут повернуться и увидеть то, что находится за пределами пещеры. Они видят лишь тени на стенах пещеры. Рядом с пещерой находится дорога, по которой проходят люди, ослы с поклажей, проезжают всадники, на обочине распускаются цветы, в небе летают птицы. От всех этих движущихся предметов на стенах пещеры пробегают тени. Поскольку узники пещеры никогда не видели ничего, кроме этих теней, они считают именно их настоящей реальностью, дают теням имена и названия, думают, что тень от груженого осла или пешехода - и есть осел или пешеход. Некоторые из них даже делают «прогнозы» - угадывают, какая тень появится следующей на стене пещеры, пытаются дать им объяснение, слывут среди пещерных затворников мудрецами. Так и мы, люди, живем в мире вещей, ничего другого не знаем. Мы трогаем вещи, пользуемся ими, строим предположения об их качествах и свойствах, но не задумываемся, что за ними может находиться иная реальность.
Если нам даже расскажут об этом (как Платон рассказал в своем учении о мире идей), то мы, скорее всего, не поверим, сочтем подобное фантазией и выдумкой. Так и жителей пещеры ждало бы испытание, когда б их освободили от оков и вывели на яркое солнышко, - свет резал бы им глаза, ослеплял, причинял страдания. Если бы их освободитель попытался объяснить, что в прежней жизни они видели только призраки, а сейчас перед ними настоящий мир - горы, море, прекрасная Греция с оливковыми рощами, большинству из освобожденных было бы трудно в это поверить. Глаза их болели бы и слезились, они ничего не могли бы толком разглядеть, тени на стенах пещеры, к которым они привыкли с детства, казались бы им понятней и ясней: многие не поверили бы всему этому и решили, что подлинный мир - в пещере, а сейчас они переживают какое-то наваждение. Потребовалось бы время, чтобы резь в их глазах утихла, они привыкли смотреть на мир прямо и понимать, что настоящий осел не очень похож на тень осла. Те из освобожденных узников, которым хватило бы мужества и терпения осознать, что реальный мир вовсе не таков, каким они его раньше представляли, восхитились бы в конце концов красотой залитой солнцем Греции и захотели бы вернуться в пещеру, чтобы открыть остальным узникам правду. Но другие, не видевшие света, пленники все равно не поверили бы их рассказам о волнах на море и зеленых лугах, о лазурном небе и ярком солнце. Так и люди: не верят в то, что кроме теней (вещей) есть истинный мир идей, а если открыть им истину сразу, - их разум ослепнет, как глаза пещерных пленников.
Подземная пещера в мифе Платона, - это видимый мир вокруг нас. Люди живут не в настоящем мире, а в мире призрачных иллюзий и миражей. И подобно тому, как узники в пещере привыкли к темноте и теням на стенах, так и людям их призрачный мир кажется единственно возможным. Задача философа состоит в том, чтобы научить людей чувствовать свою слепоту и пробудить в них желание вырваться на свет. Поэтому Платона нисколько не пугало, что его теория расходилась с обыденными человеческими представлениями.
Миф о пещере был сознательным обоснованием идеализма и ответом его критикам. Платон две тысячи лет назад(!) сформулировал вопрос о соотношении бытия и мышления, духа и материи (мы рассказывали вам об этом в предыдущей главе); он заметил, что одни философы «все совлекают с неба и из области невидимого на землю... утверждают, будто существует лишь то, что можно потрогать» (материалисты ), другие же, к которым он безоговорочно относил и себя, считают, что «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи» (идеалисты ).
Мироздание
Хотя общее и отражается в единичном, но такое отражение всегда неполно. Вещь - слепок идеи, но слепок с изъянами, не совсем точная копия. Вещи исчезают, все рано или поздно гибнет в нашем мире. Даже наилучшие люди (такие, как Сократ) умирают. Во всем прекрасном всегда есть что-то некрасивое, в каждой вещи есть какие-то изъяны. То есть видимый мир вещей несовершенен. Почему же безупречные идеи не могут воплотиться в вещах полностью? Да потому, что вещи материальны. Материю же Платон понимал как инертное начало , которое «гасит» любое воздействие на нее. Соответственно, любая попытка воплотить идею в материи всегда приводит к частичному искажению идеи.
Для того, чтобы объяснить, каким образом возникают вещи, Платон ввел в свою философскую систему еще одно начало - Бога-Демиурга. Вётш^оБ в Древней Греции означало мастер, художник, то есть речь идет о Боге-творце, создающем космос. Именно Демиург привносит движение в мир, он «смешивает» идеи и материю, чтобы получились вещи. И хотя Демиург пытается создать не менее прекрасный и совершенный мир, чем мир идей, у него это до конца не получается: косная материя сопротивляется его воздействию, идеи искажаются. Так Платон объяснил несовершенство мира.
У этой модели есть и другая сторона. Если конкретная лошадь существует только потому, что есть идея «лошадности», если каждая вещь - это воплощение какой-то идеи, то возникает вопрос: существует ли идея убийства, зла, безобразия, подлости? Ведь, к сожалению, все эти явления присущи нашему миру. Но если есть идея всех этих негативных явлений, то мир идей тоже нельзя назвать прекрасным и совершенным, он ничуть не лучше того мира, что вокруг нас. По сути, этот же вопрос задает себе и каждый верующий человек: если есть всеблагой и всесильный Бог, то как он допустил в мир войны, эпидемии, детские слезы? На этот непростой вопрос давались различные ответы. Платон был первым, кто предположил, что идеальный мир совершенен, а копия этого идеального мира не так хороша именно в силу своей материальности. Значит, безобразие - это не особая сущность, а лишь недостаток красоты, возникший из-за инертности материи, а зло в общем виде - недостаток добра.
Познание как припоминание
По Платону, задача каждого из нас увидеть за неподлинным подлинное, за нереальным - действительное, за материальным (вещами) - идеальное бытие (идеи). Это возможно, потому что человек не полностью принадлежит материальному миру. У него есть душа - сущность вечная и идеальная, то есть идея человека. Раз душа (как и все идеи) вечна, то, разумеется, она не исчезает вместе со смертью тела, тело - лишь временное вместилище души. Платон (как и Пифагор), был сторонником идеи переселения душ.
Боги, сотворив души, поместили их на звездах, в наднебесье. Именно там души видели настоящее устройство мира, они пребывали в царстве идей, они созерцали истину и уже все знали. Но попав в тело, душа забывает о своей жизни в наднебесье. Задача обучения - не научить человека чему-то заново, а помочь вспомнить то, что его душа знала изначально. Познание - это припоминание.
Почему же одни люди более способны к обучению, а другим науки не даются, несмотря на все старания и усилия учителей? Для объяснения этого факта Платон опять прибегнул к поэтическим образам. Душа человека, говорил Платон, состоит из трех частей: разумной, волевой и вожделеющей. Ее можно сравнить с колесницей с двумя крылатыми конями и возницей. Возница - это разум, один трепетный скакун - это волевая душа, а другой, больше похожий на тяжеловоза, - вожделеющая, или чувственная, душа. После смерти тела колесница (душа) вылетает на простор, причем возница (разум) стремится увидеть прекрасный мир идей, понять устройство космоса. Но вожделеющая часть души рвется назад, в чувственный мир, она тянет колесницу туда, где остались привычные наслаждения и радости. Поэтому те души, в которых возница оказался достаточно умел, а волевая часть души сильна, оказываются в мире идей, созерцают его и могут оставаться там некоторое время. Другие же души, в которых преобладает вожделеющая часть, не хотят лететь высоко, они сопротивляются вознице, их крылья ломаются и они падают в телесный мир. Вот почему души при переселении в тело оказываются в неравных условиях: одни видели и познали многое, им есть что вспоминать, а другие увидели идеальный мир лишь краешком глаза...
Учение о государстве
Такое учение о душе стало основанием платоновской модели государства. Дело в том, что Платона серьезно занимали вопросы справедливого общественного устройства. Он даже пытался воплотить некоторые из своих идей на практике: будучи в Италии, старался оказать влияние на правителя Сиракуз Дионисия с целью изменить устройство управляемого им государства. У Платона ничего не получилось: тиран в гневе приказал продать его на невольничьем рынке, и если бы друзья не выкупили философа, он мог оставшуюся жизнь провести в рабстве, позже Платон предпринял еще одну попытку внедрения своей теории в жизнь. После смерти тирана он поехал к его сыну, но также ничего не добился. Тем не менее, Платон оставил после себя несколько произведений, где изложил свое учение об идеальном государстве.
Идеальное государство Платона должно было служить идеям мира и справедливости. В соответствии с тремя основными его функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делилось на три сословия: правящие мудрецы-философы, воины (стражи) и ремесленники и крестьяне. Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Как же определить, какое предназначение имеет конкретный человек? По Платону, это зависит от преобладания в его душе того или другого начала. Если преобладает разумная часть души, человек - философ, если волевая - воин, а если вожделеющая, то он земледелец или ремесленник. Получается, что каждый занимается тем делом, к которому предназначен природой , поэтому в таком государстве не должно быть недовольных.
Конечно, в платоновском государстве не было равенства. И не только потому, что в нем хотя и в небольших масштабах, но сохранялось рабство (большинство античных мыслителей воспринимали рабство как нечто естественное и вечное). Не существовало равенства и между философами, стражами и ремесленниками. Но это неравенство, по мысли Платона, было справедливо, потому что зависело не от случая и не от произвола правителей, а соответствовало качеству человеческих душ. Платон был уверен, что несправедливо как раз полное равенство, потому что не учитывает склонности и способности людей, различия между ними.
Платон создал еще один миф, согласно которому при сотворении душ людей боги примешали в души одних золото, других - серебро, третьих - медь и железо. У людей, в душах которых преобладает золото, силен разум, из них получаются философы; те, у кого больше серебра, - волевые и страстные, из них выходят воины-стражи; люди же с медной и железной душой находят свое счастье в чувственном мире, в радостях материального существования и становятся хорошими ремесленниками и крестьянами. Качество души не передается по наследству. У людей с медной душой могут родиться дети с серебряной или золотой, и наоборот. Задачей государства является определить преобладание той или иной части души у ребенка, для того чтобы дать ему соответствующее воспитание.
Живут сословия по-разному. У философов и стражей нет ни семьи, ни частной собственности. Наличие частной собственности, по Платону, опасно: оно приводит к распрям, порождает стремление к личному обогащению во вред интересам государства, подрывает единство общества. Поэтому два высших сословия не должны ничем владеть, они служат обществу, не получая никакого вознаграждения. Но людям с золотой и серебряной душой и не нужно денег - лучшей наградой для них является духовное совершенствование, уважение сограждан, возможность проявить себя. У ремесленников же и крестьян частная собственность и семья должны быть сохранены: в них преобладает вожделеющая часть души, и лишить их обладания привычными предметами значит сделать их несчастными.
Стражи и философы получают хорошее воспитание. Их развивают телесно с помощью гимнастических упражнений, а духовно - путем приобщения к наукам и искусствам. Любопытно, что Платон проповедовал равенство между мужчинами и женщинами, считая, что женщина способна стать и воином, и философом. Из числа стражей выделяются люди, имеющие прирожденную склонность к знанию, - философы. Их золотые души проявляют себя в процессе обучения, как наиболее способные и достойные. Из них и набираются правители государства. Платон высказывает мысль о том, что счастливым может стать только то государство, правители которого - философы, то есть люди, любящие истину, а не свою выгоду.
Идеи Платона оказали колоссальное влияние на последующее развитие культуры. Основой философии Платона было понимание двух измерений бытия, двух миров: мира духовного, невидимого, и мира видимого, материального. По существу, в истории мысли Платон был первым на Западе, кто говорил о невидимой основе видимого бытия. Выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (тоже, кстати, находившийся под влиянием платоновской философии, хотя и жил во второй половине XIX в.) выразил эту платоновскую мысль в таких стихотворных строках:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени От незримого очами?
Положение о том, что видимый физический мир является лишь следствием, проявлением иной, духовной сущности, развивалась многими философами после Платона, хотя и по-разному. Часто даже говорят, что вся история западной философии - это примечания к Платону. Философская система Платона стала первой законченной системой объективного идеализма в истории человеческой мысли.
Вопросы и задания
- 1. Какие древнегреческие философы до Платона говорили о том, что воспринимаемый нами мир может не совпадать с настоящей реальностью?
- 2. Как соотносятся идеи и вещи? Возможно ли полное воплощение идеи в вещи? Например, замечательный мастер-краснодеревщик делает стол. Может ли этот стол стать полным и окончательным воплощением идеи стола? Почему?
- 3. Каково содержание мифа о пещере? Перескажите его. Какие философские идеи вложены в этот миф?
- 4. Сохранилось описание такого случая: Платон позвал неграмотного мальчика-раба и задал ему ряд вопросов по математике. Мальчик математику, конечно, не учил, но с помощью наводящих вопросов Платона дал правильные ответы. Как вы думаете, что хотел доказать таким образом Платон?
- 5. Однажды Платон спорил с киником Антисфеном, который утверждал, что он видит льва, но не видит «львиности» (идеи льва). Платон иронично ответил ему: «У тебя есть орган чувственного восприятия, глаза, чтобы увидеть отдельный предмет, но у тебя нет органа, которым воспринимаются идеи предметов». Какой орган имел в виду Платон?
- 6. Как должно быть устроено идеальное государство по Платону? С какими идеями платоновской утопии вы согласны, а с какими - нет?
- 7. От чего зависела принадлежность к одному из сословий в идеальном государстве Платона?
- 8. Какие идеи характерны для объективного идеализма?
ê Платон (427-347 гᴦ. до н. э.) был учеником Сократа͵ впервые организовал учебное заведение - академию. Платон считается основателем объективного идеализма.
Учение Платона о бытии, душе и познании
Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Далее она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники, или геометрические бестелесные атомы.
Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. По этой причине суть процесса познания состоит в припоминании душой идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же - это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из трех частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании.
Учение Платона о государстве
Платон считал, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде. Поскольку люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству, то необходимы государство и законы. У Платона было свое представление об ʼʼидеальном государствеʼʼ. По его мнению, управлять должны только аристократы, как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники должны выполнять добросовестно свою работу. Идеальное государство должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие. Платон выделял следующие формы государственного устройства.
1. ʼʼИдеальное государствоʼʼ (или приближающееся к идеалу) - аристократия, аристократическая монархия.
2. Нисходящая иерархия государственных форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания.
Тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. Худшие формы государства - результат ʼʼпорчиʼʼ идеального государства. Тимократия - это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, к примеру, аристократической монархии.
Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды
Платон руководствуется своей классификацией частей души: разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; эффектной, яростной, части, добродетель которой в мужестве, - сословие воинов (стражей); вожделеющей, низменной, - сословие земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некой целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в дела других.
Платон считал, что частная собственность и семья подрывают условия идеального общества. Он мыслил избавить общество от эгоизма: у всех все должно быть одинаковым и общим в пределах сословия.
Учения Платона - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Учения Платона" 2017, 2018.
Философия Платона
Краткие биографические сведения
Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина, что недалеко от Афин. Он прожил 80 лет до 347г. до н.э.Семья его была знатной. Род его отца - Аристона - ведет к последнему царю Аттики. А матери - Периктионы - к родственникам знаменитого Солона. Платон был учеником Сократа. В возрасте 28 лет он покинул родину и за время странствий посетил Египет, Южную Италию, Сицилию, побывал в Мегаре. Египет сыграл важную роль в формировании научных, политических и политико-экономических взглядов Платона. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе - центре египетской религии и жреческой организации. После Египта Платон отправился на Криены. Здесь он встретился с видным греческим астрономом и математиком Федром. Из Криен он переехал в Южную Италию. Здесь он хотел поближе познакомиться с учением пифагорийцев и с результатами их математических исследований. Затем он переехал на Сицилию.
После 12-ти лет странствий в 387 г. до н.э. Платон вернулся в Афины. Здесь в роще героя Академа он основал свою школу, получившую название Академии. Впоследствии эта школа стала крупным очагом развития греческой математики.
Известно, что Платон совершил еще две поездки в Сицилию, а остаток жизни он провел в Афинах. Он хотел вмешаться в политические события, но скоро в этом разочаровался. Из-за этого он отказался от ряда взглядов в своих системах воспитания и политических воззрениях.
Литературная жизнь Платона
Большая удача, что почти все сочинения Платона дошли до наших дней. Его учение несвободно от противоречий. Его литературная деятельность продолжалась более 50-ти лет. За это время он изложил идеалистическое учение о бытие, получившее название теории «идей», и сам подверг ее острой критике. Платон написал также несколько сочинений, в которых эта теория отсутствует. Различают четыре группы диалогов:
К «сократической» группе относятся «Апология Сократа», «Евтифрон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем», «Горгий». Во вторую, более позднюю группу, вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства». Третью группу составили остальные книги «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид». В четвертую - последнюю по времени - вошли «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы».
Диалоги Платона очень неоднородны. Одни написаны в драматической форме. Это блестящее изображение борящихся философских взглядов. В других диалогическая форма - лишь видимость. К ним можно отнести такие диалоги как «Софист», «Парменид». Это трактаты о труднейших и отвлеченных проблемах диалектики. Их значение очень велико. В третьих переплетаются образ, миф и анализ философских проблем.
Учение Платона о прекрасном
В «Федоне», «Пире», «Филебе» Платон ставит задачу определения прекрасного, как того что заставляет вещи быть безотносительно прекрасными, безотносительно великими, безотносительно бодрыми и т.д. Он утверждает, что эта задача хотя и трудна, но все же разрешима. Предмет исследования - «идея», «вид» - существует объективно, в самой реальности. Платон усвоил различие между тем, что существует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия от Парменида и Зенона.
Различие между становлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространяет на все предметы исследования. И большое внимание он уделяет именно исследованию прекрасного. Во всех диалогах, посвященных проблеме прекрасного, Платон разъясняет, что предметом прекрасного является не то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, а то, что по истине есть прекрасное, т.е. прекрасное само по себе. Сущность прекрасного, не зависит от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений.
Понятие «идеи»
«Идея» по Платону - это причина, источник бытия, образец, взирая на который творят мир вещей, цель, к которой, как к верховному благу стремится все существующее. В чем-то «Идея» Платона сближается со смыслом, который это слово, получило в обычном обиходе. «Идея» - это не само бытие, а соответствующее бытию понятие о нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова «идея» в нашем мышлении и в нашей речи, где «идея» значит именно понятие, замысел, руководящий принцип, мысль и т.п.
Платон называет «диалектику» наукой о сущем, он говорит, что «диалектика» есть созерцание самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей. Усмотрение сущностей достигается в результате правильного определения «рода» и правильного разделения «рода» на «виды».
Тот, кто последовательно поднимается по ступеням созерцания прекрасного, «увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе». Этой характеристики достаточно, чтобы установить ряд важных признаков платоновского определения прекрасного и вместе с тем признаков каждого «вида», каждой «идеи». Эти признаки - объективность, безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т.д. Платоновское прекрасное есть «вид» или «идея», в специфически платоновском смысле этого понятия, т.е. истинно сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом.
«Идея» у Платона резко противопоставляется всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. «Идея» прекрасного, т.е. прекрасное само по себе, истинно сущее прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению. Она и есть вечная сущность, всегда равная самой себе. Постижение «идеи» прекрасного представляет труднейшую задачу. Прекрасное как «идея» вечно. Чувственные вещи, названные прекрасными возникают и погибают. Прекрасное неизменно, чувственные вещи изменчивы. Прекрасное не зависит от определений и условий пространства и времени, чувственные вещи существуют в пространстве, возникают, изменяются и погибают во времени. Прекрасное едино, чувственные вещи множественны, предполагают дробность и обособление. Прекрасное безусловно и безотносительно, чувственные вещи всегда стоят под теми или иными условиями.
По Платону реально существует не чувственный предмет, а лишь его умопостижимая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. Учение Платона - объективный идеализм, т.к. «идея» существует сама по себе, независимо от многочисленных одноименных предметов, существует как общее для всех них.
Учение Платона об «идее» блага как о высшей «идее» чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. По Платону над всем главенствует «идея» блага, а это значит, что порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. Т.к. критерий всякого относительного блага - благо безусловное, то наивысшее из всех учений философии - учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным. Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны.
В «Филебе» Платоном показана одна из наиболее полных характеристик высшего блага для человека. Это участие к вечной природе «идеи», воплощение «идеи» в действительности, наличие разума и обладание знанием, владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями, некоторые виды чувственных удовольствий, например, от чистых тонов в музыке или цветов в живописи.
Теория познания Платона
Платон исходит из мысли о том, что виды знания должны соответствовать видам или сферам бытия. Для истинного понимания бытия Платон считал необходимым разрешить противоречия между двумя наметившимися в греческой мысли противоположными концепциями: элейской, утверждающей неизменность, тождественность, неподвижность истинного бытия, и гераклитовской, признающей его вечную текучесть, изменчивость и подвижность. По Платону знание возможно не для всякого. Философия невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием, ни для того, кто совсем ничего не знает. При рассмотрении учения Платона о знании необходимо, прежде всего, иметь в виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона как отдельная, изолированная проблема философии.
Анализ знания
Предмет диалога «Теэтет» - вопрос о существе знания. Речь идет не о том, какие существуют частные виды знания, а о том, что такое знание само по себе. Диалог не дает ответа на вопрос, но опровергает несостоятельные, с точки зрения Платона, решения этого вопроса: взгляд, по которому знание есть чувственное восприятие, взгляд, по которому знание - «правильное мнение».
Необходимое для познания единство не может быть найдено в области чувственного восприятия, т.к. в этой области все течет и все лишено твердой определенности. Таким образом, чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто, не текучее и не чувственное, а потому и знание не может быть тождественно чувственному восприятию.
Утверждение это предполагает, будто возможно не только «правильное мнение», но также и мнение ложное. Но Платон доказывает, что тот, кто имеет ложное мнение, не может пребывать безусловно во лжи: для него по крайней мере нечто истинно или даже все истинно. С другой стороны, из предмета ложного мнения также нельзя вынести никакой лжи. Итак, ложное мнение невозможно. Но тем самым мы лишаемся возможности говорить о соотносительном с ним истинном мнении, и, стало быть, получается, что знание нельзя определить как «правильное мнение».
Третья теория утверждает, будто знание - не просто «истинное мнение», а «истинное мнение со смыслом». Платон демонстрирует примеры, из которых видно, что одно «истинное мнение» еще не дает знания и что для возникновения знания к истинному мнению должно присоединиться еще нечто - «смысл». Как бы ни понимать «смысл» – то ли как выражение в слове, то ли как перечисление элементов, то ли как указана отличительной признак - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не создает и не может создать знания.
Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быть отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат чувственных восприятий, а как предшествующее им условие. Однако знание ценится значительно выше правильно мнения.
Платон отграничил знание от чувственных впечатлений, а также показал, что рядом со знанием существуют неясные и нерасчлененные акты «мнения», также опирающиеся на чувственные впечатления. В «Меноне» знание еще более резко отграничено от чувственности, а «истинное мнение» отделено от «мнения» просто. В знании впервые происходит объединение истинного мнения с чувственностью, посредством «связывания» всегда текучей чувствительности.
Диалектика знания
Понятие диалектики раскрывается в ряде диалогов. Когда Платон излагает учение об идее «блага», то речь идет не только о «благе». Речь идет об отношении бытия к знанию. Идея «блага» не есть ни бытие, ни знание, которым порождалось бы бытие и знание.
Диалектические исследования Платона отнюдь не совпадают с тем, что он сам называл «диалектикой», - с уже рассмотренным сведением видов с родами и с делением родов на виды. Это лишь формально-логический аспект диалектики Платона. Но у него имеется гораздо более широкое и существенное понятие о диалектике, связанное с его учением о знании, о бытии и об отношении между бытием и знанием. Доставляющее истинность познаваемому и сообщающее силу познающему, следует называть идеей блага и причиной знания и истины, поскольку она постигается умом.
Рассматривая «идеи», философ может или рассматривать их реализацию в мире вещей, или, напротив, подниматься в мысли до их начала, пребывающего выше всякого знания. В первом случае душа использует «идеи» в качестве «гипотез» или «предложений», разделяя род на виды. Это как бы путь вниз - от «идей» к вещам.
Род познаваемого, постигаемый только мыслью, Платон называет «мыслимым». В «мыслимом» имеются две «части». Для отыскания первой из них душа вынуждена основываться на предположениях и не доходит до начала, т.к. не может подняться выше предположений, но используется самими образами или подобиями, запечатлевающимися на земных предметах. И есть вторая часть мыслимого, второй случай рассмотрения «идей». В этом случае душа идеи не к «концу», а, напротив, к «началу»: она сводит все «гипотезы» к идее «блага», как к тому, что пребывает выше всякого знания и выше всех предположений.
Диалектика Платона
Диалектика Платона - прежде всего учение о бытии или об идеях. Идеализм Платона, также как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер. Диалектика - это не только логика, хотя в ней есть и логический аспект, это не только учение о познании, хотя в ней есть и гносеологический аспект; это не только учение о методе, хотя в ней есть аспект метода.
«Диалектический метод» Платона есть в сущности метод последовательного сведения понятий в высшие роды и разделения родов на входящие в них низшие видовые понятия. Все эти разъяснения Платона ясно обнаруживают насколько далека платоновская «диалектика» от современной. «Диалектика» Платона - важный этап в развитии логики, в развитии учения о категориях, о родах и видах понятий, о методах определения, индукции и деления понятий, но она ни в малейшей степени не есть учение о развитии через противоположности.
Закон непротиворечия
Закон противоречия или закон немыслимости противоречия. В качестве закона он означает невозможность и недопустимость мыслить противоречащие утверждения об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении. В «Федоне» Платон разъясняет, что не только «идеями», но и качествам чувственных вещей принадлежит свойство, по которому относительно этих вещей не могут быть одновременно утверждаемы противоречащие определения. Важную особенность диалектики Платона составляет то, что противоположные определения сущего, развиваемые им, отнюдь не означают отказа от принципа непротиворечия. Хотя Платон доказывает, что одно и тоже бытие едино и множественно в одно и тоже время, он поясняет при этом, что «единым» и «множественным» оно оказывается в различных отношениях: бытие «едино», поскольку оно рассматривается в отношении к самому себе, к своей тождественной основе. И то же самое бытие «множественно», поскольку оно рассматривается в другом отношении - в отношении к своему «иному». И все другие определения бытия у Платона, все они мыслятся как противоположные друг другу, но не как противоречащие в одном и том же отношении.
Совмещение противоположностей, по Платону, недопустимо в определениях мысли, которые должны рассматриваться в качестве тождественных себе и относительно которых нельзя мыслить совместимость противоречащих утверждений. Напротив, чувственные вещи могут переходить в противоположные себе. По Платону, в предметах чувственного мира не только противоположное переходит в противоположное, но и в одной и той же вещи в одно и то же время совмещаются противоположные качества, притом не случайно, а необходимым образом. Но противоположности могут сосуществовать и совмещаться - таково убеждение Платона - только для мнения, только для низшей части души, направленной на познание истинно сущих «видов», или «идей», верховным законом будет закон запрещающий мыслить совмещение противоположных утверждений об одном и том же предмете.
Ученик Сократа, учитель Аристотеля - древнегреческий мыслитель и философ Платон, биография которого представляет интерес для историков, стилистов, литераторов, философов и политиков. Это выдающийся представитель человечества, живший в беспокойное время кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы, когда на смену эпохе эллинизма пришла эпоха Плодотворно прожил жизнь философ Платон. Биография, кратко представленная в статье, свидетельствует о его величии ученого и мудрости сердца.
Жизненный путь
Платон появился на свет в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он не только был полноправным гражданином Афин, но и принадлежал к древнему аристократическому роду: его отец, Аристон, был потомком последнего афинского царя Кодра, а мать, Периктиона, приходилась родственницей Солону.
Краткая биография Платона типична для представителей его времени и сословия. Получив соответствующее его положению образование, Платон приблизительно в возрасте 20 лет познакомился с учением Сократа и стал его учеником и последователем. Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте. Почерпнув все что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.
Когда Платону было уже около 40 лет (примечательно, что именно к этому возрасту греки относили наивысший расцвет личности - акмэ), он возвратился в Афины и открыл там собственную школу, названную Академией. До конца жизни Платон практически не покидал Афины, жил уединенно, окружив себя учениками. Он почитал память погибшего учителя, но свои идеи популяризировал только в узком кругу последователей и не стремился выносить их на улицы полиса, подобно Сократу. Умер Платон в восьмидесятилетнем возрасте, не утратив ясности ума. Он был погребен на Керамике, вблизи Академии. Такой прошел древнегреческий философ Платон. Биография его при ближайшем рассмотрении захватывающе интересна, но многие сведения о ней весьма ненадежны и больше похожи на легенду.
Платоновская Академия
Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.
Учение Платона развилось на фундаменте с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики. Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.
Идея политического воспитания
Много внимания в Академии уделялось политическому воспитанию. Но в античности политика не была уделом небольшой группы делегированных представителей: в управлении полисом принимали участие все совершеннолетние граждане, то есть свободные и законнорожденные афиняне. Позже ученик Платона Аристотель сформулирует определение политика как человека, который участвует в общественной жизни полиса, в противовес идиотику - асоциальному человеку. То есть участие в политике было неотъемлемой частью жизни древнего грека, а политическое образование означало развитие справедливости, благородства, твердости духа и остроты ума.
Философские труды
Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:
1. Ученичество (под влиянием Сократа) - «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».
2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) - «Горгий», «Кратил», «Менон».
3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) - «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».
Отец идеализма
Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении - эйдоса. Суть в том, что Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей). Эйдосы - это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей.
Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной. Эйдос каждой вещи - это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека - это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы - непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.
Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная - инстинкты, низменные желания. В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.
Космос - весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.
Красота и Любовь - вечные понятия
Из всего этого следует, что познание мира - это попытка разглядеть в вещах отблеск идей через любовь, справедливые дела и красоту. Учение о Красоте занимает центральное место в философии Платона: поиск красоты в человеке и окружающем мире, создание красоты через гармоничные законы и искусство - высшее предназначение человека. Так, эволюционируя, душа проходит путь от созерцания красоты материальных вещей к пониманию красоты в искусстве и науках, к высшей точке - постижению красоты нравственной. Это происходит как озарение и приближает душу к миру богов.
Вместе с Красотой поднять человека к миру эйдосов призвана Любовь. В этом отношении фигура философа тождественна образу Эрота - он стремится к благу, представляя собой посредника, проводника от невежества к мудрости. Любовь - созидающая сила, из нее рождаются красивые вещи и гармонические законы человеческих взаимоотношений. То есть Любовь - ключевое понятие в теории познания, она последовательно развивается от телесной (материальной) своей формы к душевной, а после - духовной, которая причастна сфере чистых идей. Эта последняя любовь и есть память об идеальном бытии, сохраненная душой.
Следует акцентировать внимание на том, что деление на мир идей и вещей не означает дуализма (который так часто впоследствии вменяли в вину Платону его идейные противники, начиная с Аристотеля), они связаны исконными узами. Подлинное бытие - уровень эйдосов - существует вечно, оно самодостаточно. А вот материя появляется уже как подражание идее, она только «присутствует» в идеальном бытии.
Политические взгляды Платона
Биография и неразрывно связаны с осмыслением разумного и правильного государственного устройства. Учение отца идеализма об управлении и взаимоотношениях людей изложено в трактате «Государство». Все строится на параллели между отдельными сторонами человеческой души и типажами людей (соответственно их социальной роли).
Итак, три части души отвечают за мудрость, умеренность и мужество. В целом эти качества олицетворяют справедливость. Отсюда следует, что справедливое (идеальное) государство возможно тогда, когда каждый человек в нем находится на своем месте и выполняет раз и навсегда установленные функции (сообразно своим способностям). По схеме, очерченной в «Государстве», где краткая биография Платона, итог его жизни и главные идеи нашли конечное воплощение, управлять всеми должны философы, носители мудрости. Их разумному началу подчиняются все граждане. Важную роль в государстве играют воины (в других переводах стражи), этим людям уделено повышенное внимание. Воинов должно воспитывать в духе главенства разумного начала и воли над инстинктами и душевными порывами. Но это не холодность машины, которая представляется современному человеку, а не затуманенное страстями понимание высшей гармонии мира. Третья категория граждан - это создатели материальных благ. Справедливое государство именно таким описывал схематично и кратко философ Платон. Биография одного из величайших мыслителей в истории человечества указывает на то, что его учение находило широкий отклик в умах современников - известно, что он получал множество просьб от правителей античных полисов и некоторых восточных государств о составлении для них сводов законов.
Поздняя биография Платона, преподавание в Академии и явная симпатия к идеям пифагорейцев связаны с теорией «идеальных чисел», которую позднее развили неоплатоники.
Мифы и верования
Интересна его позиция относительно мифа: как философ, Платон, биография которого и дошедшие до наших дней труды явно указывают на величайший интеллект, не отвергал традиционной мифологии. Но он предлагал трактовать миф как символ, аллегорию, а не воспринимать его как некую аксиому. Миф, по идее Платона, не был историческим фактом. Он воспринимал мифические образы и события как некую философскую доктрину, которая не излагает события, а лишь дает пищу для размышления и переоценки событий. Кроме того, многие древнегреческие мифы сочинялись простым народом без какой-либо стилистики или литературной обработки. По этим причинам Платон считал целесообразным оберегать детский ум от большей части мифологических сюжетов, насыщенных вымыслом, часто грубостью и безнравственностью.
Первое доказательство Платона в пользу бессмертия человеческой души
Платон - первый древний философ, сочинения которого дошли до современности не фрагментарно, а с полным сохранением текста. В своих диалогах "Государство", "Федр" он приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души. Первое из них получило название "циклическое". Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего, если есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.
Второе доказательство
Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют "сами по себе". Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они - абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.
Третий аргумент
Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело - это часть природы, тогда как душа - часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.
Четвертое, последнее доказательство
Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует и Кебета в "Федоне". Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его - смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа - бессмертна.
Значение идей Платона
Таковы в общих чертах идеи, которые оставил человечеству в наследство древнегреческий философ Платон. Биография этого необыкновенного человека за два с половиной тысячелетия превратилась в легенду, а его учение, в тех или иных его аспектах, послужило фундаментом для значительной части ныне существующих философских концепций. Его ученик Аристотель критиковал взгляды своего учителя и выстроил противоположную его учению философскую систему материализма. Но этот факт - еще одно свидетельство величия Платона: далеко не каждому учителю дано воспитать последователя, но достойного противника, пожалуй, только единицам.
Философия Платона нашла множество последователей в эпоху античности, знание произведений и главных постулатов его учения было естественной и неотъемлемой частью образования достойного гражданина греческого полиса. Столь значимая фигура в истории философской мысли не была забыта полностью даже в эпоху Средневековья, когда схоласты решительно отвергали античное наследие. Платон вдохновлял философов эпохи Возрождения, давал нескончаемую пищу для размышлений европейским мыслителям последующих веков. Отблеск его учения виден во множестве существующих философских и мировоззренческих концепций, цитаты Платона можно встретить во всех отраслях гуманитарного знания.
Как выглядел философ, его характер
Археологи нашли много бюстов Платона, хорошо сохранившихся с древних времен и с эпохи Средневековья. По ним создано немало эскизов и фото Платона. Кроме того, о внешности философа можно судить по летописным источникам.
Согласно всем собранным по крупицам данным Платон был высокого роста, атлетически сложен, широк в кости и плечах. При этом характер имел очень покладистый, был лишен гордости, чванливости и самолюбия. Был очень скромен и всегда любезен не только с равными себе, но и с представителями низшего сословия.
Древнегреческий философ Платон, биография и философия которого не противоречили друг другу, личным жизненным путем подтверждал истинность своих мировозрений.
Философия Платона
Сущность философии по Платону
Согласно Платону , философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.
Платон о диалектическом методе философского познания
Подобно Сократу , Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно. Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и примененияфилософской диалектики , которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах.
Мир вещей и мир идей у Платона – кратко
Помимо восприятия чувственных, материальных вещей , мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях . Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы.
Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей является только его бледным призраком . Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком. В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной, бескачественной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием.
Устройство вселенной по Платону
В философских представлениях Платона о космосе и вселенной чувствуется сильное влияние мифологии – возможно, даже восточных традиций, воспринятых им во время его многолетних путешествий . Бог – зодчий вселенной – при её создании соединил в ней идеи с вещественной материей. Сущность универсума подобна человеческой: он имеет разумную душу и является личностью. «Зодчий мира» распределил материю на пять стихий и дал Вселенной форму той геометрической фигуры, в которую можно заключить (вписать) все остальные – шара. Это шар внутри состоит из концентрических сфер, по которым движутся планеты и небесные светила. Закономерный, а не произвольный характер движения этих светил служит, по мысли Платона, лучшим доказательством того, что космос управляется разумной волей.
От разума неотделимы идеи красоты и гармонии. Расстояния между орбитами планет соответствуют первым трем числам, их квадратам и кубам: 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27. Если дополнить ряд этих цифр вставкой между ними пропорциональных чисел, получатся математическая последовательность, соответствующая отношениям между тонами лиры. Отсюда Платон утверждает, что вращение небесных сфер создаёт музыкальную гармонию («гармония сфер »).
Но так как во вселенной соединены идеальное и материальное начала, она управляется не одним разумом , а и второй – инертной, слепой и косной – силой: законом необходимости, который Платон образно именует роком . Движения планет в направлении, противоположном движению звездного неба, доказывают, то, что во вселенной действуют силы, противоположные одна другой. При создании Вселенной разум преобладал над законом материальной необходимости, но в некоторые периоды злой рок может достигать преобладания над разумом. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос.
Учение Платона о душе – кратко
Платоновское учение о душе изложено в диалогах «Тимей» и «Федр». По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни. После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет.
Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян.
Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождена от грубо-чувственных влечений. Такая любовь и получила с тех пор название «платонической».
Учение Платона о государстве – кратко
На вышеизложенных представлениях о трёх частях души основанагосударственная философия Платона . Каждой из этих трёх частей следует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гармонии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедливость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.
«Справедливость, – говорит Платон, – водворится только тогда, когда философы станут царями или цари философами». Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произведения умственного творчества следует подчинить строгому правительственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные, полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулироваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.