Как расшифровывается одкб. Организация договора о коллективной безопасности (одкб)
20 лет назад главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана
был подписан Договор о коллективной безопасности.
Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет.
В соответствии с Договором, государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе : "в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".
Одновременно предусмотрено, что "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников" и "все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".
В апреле 1999 года Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.
7 октября 2002 года в Кишиневе принят Устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.
Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются: Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.
В период между сессиями СКБ координация в реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет при Организации, который состоит из полномочных представителей государств-членов. В его заседаниях участвует также Генеральный секретарь ОДКБ.
Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации.
ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными организациями. Со 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. Поддерживаются продуктивные контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Евросоюз, Организацию Исламская Конференция, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и СНГ.
В целях противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов приняты решения СКБ ОДКБ о создании Миротворческих сил, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков. При СМИД ОДКБ действует Рабочая группа по Афганистану. При КССБ ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.
В рамках военного сотрудничества в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач.
В феврале 2009 года было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. От подписания пакета документов воздержался Узбекистан, зарезервировав возможность подключения к Соглашению позднее. Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.
Под эгидой ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция "Канал" и операция по борьбе с нелегальной миграцией "Нелегал". В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция "ПРОКСИ" ("Противодействие криминалу в сфере информации").
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.
Члены ОДКБ
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.
На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.
Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.
В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.
Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два — от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.
Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил — в частности, предполагается их применение в Афганистане.
В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.
Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа. Как это водится сейчас, он выходец из «органов», генерал-полковник погранвойск. Последние пару лет до развала СССР он работал начальником отдела кадров КГБ. После 1991 года командовал погранвойсками, недолгое время был главой президентской администрации при Борисе Ельцине, секретарем Совета безопасности. Словом, опытный товарищ.
Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.
- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.
5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.
Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.
Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.
Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».
Все знают про военный блок НАТО, куда входят США, Великобритания, Германия, Испания и другие государства.
Россия же является членом другого военно-политического союза - ОДКБ.
Что такое ОДКБ?
С 1992 года семь государств:
Республика Армения,
Республика Беларусь,
Республика Казахстан,
Кыргызская Республика,
Российская Федерация,
Республика Таджикистан,
Республика Узбекистан
являются участниками Договора о коллективной безопасности. То есть, эти семь суверенных (независимых) государств защищаются по принципу «один за всех, и все - за одного»!
Для выполнения задач коллективной безопасности 18 сентября 2003 года была создана О рганизация Д оговора о К оллективной Б езопасности, коротко - ОДКБ . Сегодня ОДКБ - большая, очень серьёзная организация, в которой вместе работают представители всех семи государств-членов, ведь задачи у нас общие и решать их можно только совместными усилиями.
Чем занимаются сотрудники ОДКБ?
1. Сотрудники Секретариата ОДКБ, который находится в Москве, согласовывают внешнеполитические вопросы. Раз безопасность у нас общая, значит наши собственные отношения и отношения с другими государствами, не членами ОДКБ, мы должны строить согласованно.
2. Сотрудники Секретариата ОДКБ, организовывают и обеспечивают взаимодействие армий наших стран. Для обеспечения коллективного отпора врагу армии должны действовать согласованно и организованно. Поэтому регулярно проводятся совместные учения армий наших стран. Командование армий стран-членов ОДКБ прорабатывают различные сценарии совместных войсковых операций по защите суверенитета и территориальной целостности государства, подвергшегося агрессии.
Важно, что на всех учениях ОДКБ отрабатываются конкретные задачи. Например, учения в Армении принципиально отличались от учений в Казахстане: ведьместность в этих странах очень разная. Поэтому в небольшой по площади горной стране Армении на учениях были задействованы бронетехника, артиллерия, зенитные средства, системы ПВО и авиация. А в Казахстане - стране с собственным военно-морским флотом - к маневрам привлекались также военные корабли, морской десант и подразделения береговой охраны Казахстана и России.
3.
Страны ОДКБ совместно
борятся с наркотрафиком и незаконным оборотом оружия.
Наркотрафик - это путь, по которому поставляются наркотики. Большое количество наркотиков приходит в Россию, например, из Афганистана. Но у России ведь нет общей границы с Афганистаном, значит, наркотики проходят длинный путь через несколько стран. Если пытаться отлавливать преступников только тогда, когда они пытаются провезти наркотики или оружие через российскую границу, то можно кого-то и пропустить. Но если КАЖДАЯ страна будет пытаться остановить проход наркотиков и оружия для бандитов и террористов через свою территорию, то прорваться преступникам станет почти невозможно.
4.
Страны ОДКБ совместно
борятся с незаконной миграцией.
Каждый порядочный гражданин любой страны мира может поехать отдыхать, учиться или работать в любую другую страну. Для этого надо поставить в известность своё государство (получить загранпаспорт) и государство, в которое вы въезжаете (получить визу). Ваше пребывание заграницей будут контролировать специальные службы этой страны: они проследят, чтобы вы занимались именно тем делом, для которого вы приехали и чтобы вы вовремя выехали из страны на Родину, в тот срок, на который вам выдана виза.
Но, к сожалению, всегда находятся люди, которые или въезжают в чужую страну незаконно, или не возвращаются вовремя на Родину. Такие действия считаются преступлением и люди, находящиеся в чужой стране незаконно, называются «незаконными мигрантами».
5.
Сотрудники Секретариата ОДКБ
координируют действия специальных и государственных служб при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий - крупных промышленных аварий и природных катастроф.
В СССР все Республики всегда приходили друг другу на помощь. Страшные разрушительные землетрясения в Ашхабаде (Туркмения) в 1948 году, в Спитаке (Армения) в 1988 году, авария на Чернобыльской атомной электростанции (Украина) в 1986 году - последствия этих и множества других катастроф устраняли вместе.
Сегодня сотрудники ОДКБ в лучших добрососедских традициях СССР организовывают межгосударственную помощь в предупреждении и устранении последствий катастроф.
6.
Сотрудники Секретариата ОДКБ
работают над созданием «миротворческого контингента ОДКБ».
Иногда внутренние противоречия на территории любого государства приводят к гражданской войне, как было в России в начале прошлого века, когда родные братья могли оказаться врагами, воюя один за «белых», другой за «красных, например. Сегодня в таких случаях в страну могут быть введены «миротворческие силы» - войска других государств. «Миротворцы» не занимают ничью сторону, они защищают всех от всех, то есть просто следят, чтобы вообще никто в стране не воевал, защищая тем самым мирное население. «Миротворцы» находятся в стране до тех пор, пока правительство этой страны не разберётся само, как им жить мирно.
Кроме этого, страны ОДКБ постоянно обмениваются друг с другом информацией о существующих и потенциальных (возможных) угрозах и проводят совместные учения своих армий, чтобы при необходимости можно было слаженно выступить единым фронтом.
ОДКБ |
Страны-члены ОДКБ |
Договор о коллективной безопасности подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств-участников СНГ – Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре 1993 г. – Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 г. сроком на пять лет. В апреле 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть из них (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).
14 мая 2002 г. была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединившая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В июне 2006 г. было принято Решение
«О восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ», однако в декабре 2012 г. членство этой страны было приостановлено. В настоящее время в состав ОДКБ входят шесть государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
7 октября 2002 г. в Кишиневе принят Устав ОДКБ. В соответствии с ним основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
В 2017 г. ОДКБ отметила 25-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 15-летие создания Организации. В принятой президентами юбилейной Декларации отмечается, что ОДКБ является динамично развивающейся основой равноправного сотрудничества, обеспечивающей своевременное и адекватное реагирование на меняющуюся ситуацию в мире, а сформированная нормативно-правовая база Организации позволяет вывести сотрудничество государств-членов ОДКБ на качественно новый уровень, закрепить общность стратегических целей и трансформировать ОДКБ в одну из действенных многофункциональных структур, обеспечивающих безопасность на региональном уровне.
Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности Организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ) , состоящий из глав государств. Председателем СКБ является глава председательствующего в Организации государства (с 8 ноября 2018 г. – Киргизия). В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации и приглашенные лица. Сессии СКБ ОДКБ проводятся не реже одного раза в год. На сессии СКБ ОДКБ (8 ноября 2018 г.) подписаны протоколы о внесении изменений в уставные документы, согласно которым членом Совета может быть глава правительства. Протоколы подлежат ратификации. В силу пока не вступили.
Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) , курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности. Заседания данных органов проводятся не реже двух раз в год.
В период между сессиями СКБ координация деятельности ОДКБ возлагается на Постоянный Совет (действует с марта 2004 г.), который состоит из постоянных и полномочных представителей государств-членов.
Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации (действуют с января 2004 г.).
Сформированы Военный комитет при СМО, Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (КСОПН), Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ) и Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ (КСЧС). При СМИД ОДКБ с 2006 г. действует Рабочая группа по Афганистану. При СМО ОДКБ в 2016 г. создана Рабочая группа по координации совместной подготовки военных кадров и научной работы. При КССБ ОДКБ функционируют Рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом и Рабочая группа по информационной политике и безопасности. В декабре 2014 г. принято решение о создании Консультационного координационного центра ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты. С октября 2017 г. в тестовом режиме начал работу Центр кризисного реагирования ОДКБ.
Развивается парламентское измерение ОДКБ. 16 ноября 2006 г. на базе МПА СНГ в Санкт-Петербурге создана Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ), являющаяся органом межпарламентского сотрудничества Организации. 20 мая 2019 г. в Бишкеке состоится очередное заседание ПА ОДКБ. В период между пленарными заседаниями деятельность ПА ОДКБ осуществляется в формате Совета Парламентской Ассамблеи и Постоянных комиссий (по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по социально-экономическим и правовым вопросам), проводятся заседания Информационно-аналитического правового центра Ассамблеи и Экспертно-консультативного совета при ПА ОДКБ.
24 ноября 2016 г. Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володин.
Статус наблюдателя при ПА ОДКБ имеют Народная Скупщина Республики Сербия, Волеси Джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан, Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. Представители Кубы и других стран участвуют в заседаниях ПА ОДКБ в качестве гостей.
ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными и региональными организациями.
С 2 декабря 2004 г. Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН. 18 марта 2010 г. в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. В ее развитие 28 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира. В ходе 71-й сессии ГА ООН в ноябре 2016 г. принята резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ, в которой ОДКБ рассматривается как организация, способная дать адекватный ответ на широкий спектр вызовов и угроз в зоне своей ответственности. Очередную аналогичную резолюцию планируется принять в ходе текущей
73-й сессии ГА ООН. Поддерживаются продуктивные контакты с другими ооновскими структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности.
В октябре 2007 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС. В декабре 2009 г. – Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. 28 мая 2018 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия между Секретариатом ОДКБ, РАТС ШОС и АТЦ СНГ. В апреле 2019 г. состоялась встреча генеральных секретарей СНГ, ШОС и ОДКБ.
Поддерживаются контакты с ОБСЕ, Организацией исламского сотрудничества, Международной организацией по миграции и другими международными структурами. ОДКБ выступает за развитие диалога с АСЕАН и Африканским союзом.
По мере развития Организации укрепляется её договорно-правовая база, которая помимо уставных документов насчитывает порядка 50 различных соглашений и протоколов. Основополагающее значение имеют комплекс решений СКБ ОДКБ о создании коллективных сил, внешнеполитической координации, Стратегия коллективной безопасности, Антинаркотическая стратегия, Дорожная карта по формированию условий для использования миротворческого потенциала ОДКБ в интересах глобальной миротворческой деятельности ООН и др.
Военное сотрудничество в формате ОДКБ осуществляется в соответствии с принятым в 2012 г. Решением СКБ ОДКБ «Об Основных направлениях развития военного сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2020 года».
Сформированы компоненты силового потенциала системы коллективной безопасности ОДКБ.
В 2001 г. для обеспечения безопасности государств-членов ОДКБ в Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Многофункциональным компонентом системы коллективной безопасности ОДКБ стали сформированные в 2009 г. Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения. Созданы Миротворческие силы (МС) Организации, соответствующее Соглашение о которых вступило в силу в 2009 г. В целях повышения оперативности действий коллективных сил в соответствии с решением СКБ ОДКБ, принятым в 2014 г., завершено формирование Коллективных авиационных сил (КАС) ОДКБ.
Определен и нормативно закреплен состав сил и средств системы коллективной безопасности, на регулярной основе ведется их совместная оперативная и боевая подготовка.
С 1 октября по 2 ноября 2018 г. на территории России, Казахстана и Киргизии состоялись оперативно-стратегические учения с контингентами ОДКБ «Боевое братство – 2018», включавшие тактико-специальное учение «Поиск-2018» с силами и средствами разведки (1-5 октября, Казахстан), «Воздушный мост – 2018» с Коллективными авиационными силами (1-14 октября, Россия), «Взаимодействие – 2018» с Коллективными силами оперативного реагирования (10-13 октября, Киргизия), «Нерушимое братство – 2018» с Миротворческими силами ОДКБ (30 октября – 2 ноября, Россия).
18 - 23 мая 2018 г. в Алматинской области Республики Казахстан прошли учения спецподразделений МВД из состава формирования сил спецназначения «Кобальт-2018».
В сфере военно-технического сотрудничества совершенствуются механизмы поставок союзникам вооружения и спецтехники, оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ, организована совместная подготовка военных кадров. Утверждена концепция подготовки военных кадров. С 2006 г. работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. 8 ноября 2018 г. сессии СКБ ОДКБ принято Решение о назначении на этот пост заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова.
20 ноября 2012 г. вступил в силу подписанный на сессии СКБ ОДКБ (декабрь 2011 г.) Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ, в соответствии с которым решения
о размещении на территории государств-членов ОДКБ объектов военной инфраструктуры «третьих» стран могут приниматься только при отсутствии официальных возражений со стороны всех государств-членов Организации.
В рамках КСОПН (создан в 2005 г.) функционируют три Рабочие группы: по координации оперативно-розыскной деятельности, по обмену информационными ресурсами и по подготовке кадров. Председатель Координационного совета – Статс-секретарь-заместитель Министра внутренних дел России И.Н.Зубов.
Основополагающим документом в сфере антинаркотической деятельности ОДКБ является утверждённая на декабрьской (2014 г.) сессии СКБ ОДКБ в Москве «Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ
на 2015-2020 гг.». С 2003 г. на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (с 2008 г. преобразована в постоянно действующую). Всего с 2003 по 2019 гг. проведено 30 этапов операции «Канал». В результате последнего этапа «Канал-Центр» (26 февраля - 1 марта с.г.) из незаконного оборота изъято 11,5 тонн наркотиков, выявлено 784 наркопреступления, возбуждено порядка 4 тыс. уголовных дел.
В операции приняли участие правоохранительные, пограничные, таможенные органы, службы безопасности, подразделения финансовых разведок государств-членов ОДКБ. Наблюдателями выступили представители правоохранительных органов Афганистана, Великобритании, Ирана, Италии, КНР, Монголии, США, Турции, Франции и сотрудники УНП ООН, Интерпола, ОБСЕ, Программы предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, РАТС ШОС, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, Центра криминальной разведки по борьбе с наркотиками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.
В сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран под эгидой Организации функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), а также Рабочая группа, членами которой являются руководители структурных подразделений органов внутренних дел, служб безопасности, миграционных и пограничных служб. С 2008 г. проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал», цель которых – выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства. С 2018 г. «Нелегалу» придан статус постоянно действующей операции. Пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. В рамках операции «Нелегал-2018» выявлено свыше 73 тыс. нарушений миграционного законодательства лицами третьих стран, выявлены сомнительные финансовые операции, вскрыты каналы торговли людьми, возбуждено порядка 1 550 уголовных дел.
На регулярной основе ведутся специальные мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов вербовки граждан в ряды террористических организаций, действенная работа по предотвращению проникновения в ЦАР боевиков из зон вооруженных конфликтов. В апреле-мае 2019 г. впервые проведен комплекс оперативно-профилактических мероприятий по перекрытию каналов вербовки, въезда-выезда граждан государств-членов ОДКБ для участия в террористической деятельности, а также нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций на пространстве ОДКБ под наименованием «Наемник».
В целях борьбы с преступлениями в информационной среде осуществляется операция «ПРОКСИ» (с 2014 г. – на постоянной основе). В 2018 г. в результате операции было выявлено 345207 информационных ресурсов, направленных на разжигание национальной и религиозной розни, распространяющих идеи террористической и экстремистской направленности в интересах преступных групп и др. Приостановлена деятельность 54251 ресурса и возбуждено 720 уголовных дел. В результате противодействия использованию сети Интернет для незаконного оборота наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ выявлено 1832 противоправных информационных ресурса, из них заблокировано 1748, вскрыто 560 фактов преступной деятельности. Возбуждено 594 уголовных дела. По выявленным фактам, свидетельствующим о преступной деятельности, связанной с незаконной миграцией и торговлей людьми в государствах - членах ОДКБ, возбуждено 120 уголовных дел.
Внешнеполитическая координация выстраивается на основе ежегодных планов консультаций представителей государств-членов ОДКБ по вопросам внешней политики, безопасности и обороны, а также перечней тем совместных заявлений. Регулярный характер приобрели рабочие встречи на уровне министров иностранных дел государств-членов ОДКБ на «полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН и СМИД ОБСЕ.
В сентябре 2011 г. приняты «Коллективные указания постоянным представителям государств-членов ОДКБ при международных организациях» (актуализированы в июле 2016 г.). Проводятся координационные встречи послов государств-членов в третьих странах. В 2018 г. решено назначить в загранучреждениях лиц, ответственных за взаимодействие по вопросам сотрудничества в рамках ОДКБ.
С 2011 г. на различных международных площадках принято порядка 80 совместных заявлений государств-членов ОДКБ.
26 сентября 2018 г. в Нью-Йорке «на полях» 73-й сессии ГА ООН проведена традиционная рабочая встреча министров иностранных дел государств-членов ОДКБ. Состоялся обмен мнениями по приоритетным вопросам повестки дня ООН, взаимодействия ОДКБ с ООН, борьбы с терроризмом и обеспечения региональной безопасности, обсужден ход подготовки к предстоящему заседанию Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. Приняты совместные заявления «О положении в Афганистане, усилении позиций ИГИЛ в северных провинциях страны и росте наркоугрозы с территории ИРА», «Об усилиях по стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке», «Об активизации сотрудничества ОДКБ с региональными организациями и структурами».
Очередное заседание СКБ ОДКБ состоялось 8 ноября 2018 г. в Астане. Принята итоговая декларация саммита ОДКБ, а также заявление глав государств-членов ОДКБ о скоординированных мерах в отношении участников вооруженных конфликтов на стороне международных террористических организаций. Совет утвердил пакет документов о правовом оформлении статуса наблюдателя и партнера ОДКБ и ряд других документов в сфере военного сотрудничества, кризисного реагирования, противодействия международному терроризму, незаконной миграции.
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт