Июль время жары и гроз солнце поднимается. Народный календарь на июль месяц
Вмц. Варвары и мц. Иулиании.
При. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанна, еп. Поливотского. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского.
17 декабря - Варвара
В народную культуру образ святой Варвары проник из жития, которое, видимо, было составлено после канонизации великомученицы, но изначально включило в себя элементы агиографической легенды, изобилующей мифологическими мотивами.
Согласно житию и легендам, Варвара была дочерью египетского богача Диоскора, жившего в Гелиополе во времена «Максимилиана нечестивого». Красота, целомудренность и богатство Варвары привлекали много достойных женихов, но она всем отказывала, ибо втайне от семьи стала христианкой. Заточенная отцом-язычником в высокую башню, она велела строителям пробить в ней не два окна, как им было приказано, а три, что символизировало «исповедание веры в Троицу»; в самой башне юная христианка низвергла установленных по велению отца языческих идолов. Узнавший об этом Диоскор пытался разубедить дочь и вернуть ее в лоно язычества, но, взбешенный ее упорством, сам отправил Варвару в тюрьму, где она, подвергаясь жестоким пыткам, продолжала настаивать на истинности христианского учения. Тогда отец собственноручно отрубил ей голову, за что тотчас был испепелен молнией. Насколько известно, Варвара приняла мученическую смерть около 306 года. Спустя два столетия мощи ее были перенесены в Константинополь. Здесь в ее честь был построен великолепный храм, давший название целому кварталу. В храме Святой Варвары спасались как в убежище обличенные в преступлениях и подлежащие наказанию по закону.
Возможно, и поэтому на Западе в народе существует убеждение, что святой Варваре дана благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.
В XII веке дочь византийского императора Алексия Комнина — Варвара, вступая в брак с русским великим князем Святополком II (Михаилом Изяславичем), перевезла мощи своей святой покровительницы в Киев, где они покоятся во Владимирском соборе.
Итак, Варвара почитается спасительницей от неожиданной смерти, от опасности умереть без причащения, защитницей от тяжелых, мучительных болезней, а на иконах изображается с алавастром для причастия в руках. Основание этому находим и в житии святой, где рассказывается, что в тюрьме, испытав тяжкие мучения, Варвара получила «утешение и подкрепление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно данного ей причастия». Идя на казнь, Варвара молилась, обращаясь к Господу: «О Царь, услышь меня, рабу Твою, и подай благодать Твою всякому человеку, который будет воспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему болезнь внезапная и смерть нечаянная да не похитит его». Во время этой молитвы послышался голос с неба, обещавший исполнить просимое.
Даже в конце XX века деревенские жители Поветлужья старались начинать каждый день обращением к святой: «Варвара Великомученица, от напрасной смерти спаси, перед смертью меня причасти!» [Ветлуж. сторона, 186]. Жители Рязанского края, рожденные в конце XIX — начале XX столетия, знали молитву к великомученице Варваре, которую читали, если перед смертью у них не было возможности причаститься.
День памяти святой Варвары отмечается в декабре, когда на большей части России господствует зима с лютыми морозами, ветрами и снегопадами, и это, конечно же, во многом определило бытовое, крестьянское отношение к самой великомученице.
На Варвару зима дорогу заварит (заварварит).
Варвара мосты мостит.
К Варварину дню зима дорогу заварит, мосты мостит.
На Варвару зима ложится — утверждают распространенные поговорки.
Действительно, почти повсеместно в России уже с начала декабря устанавливается настоящая зима. Но, по народным представлениям, именно с Варвары заметно усиливаются морозы. Придет Варвара, заварварят и морозцы ,— говорят на Рязанщине. Не случайно в разных местах (преимущественно на северных и среднерусских территориях) бытует выражение: Трещит (идет) Варюха — береги нос да ухо! И если Варвара «заваривает» зимнюю погоду, то последующие дни памяти святого Саввы Освященного (18 декабря) и Николы чудотворца (19 декабря) продолжают и завершают начатую Варварой работу.
Варвара заварит, Савва засалит, Никола загвоздит (закует).
Варвара мостит, Савва вострит, а Никола гвоздит.
Варвара заварит, Савва заломит, Никола загвоздит.
Варвара заварит, Савва поправит, а Никола гвоздем забьет.
Подобного рода приговорки зафиксированы практически повсеместно в России. Близки им белорусские и украинские присловья.
Следует отметить, что народные метеорологи с днем святой Варвары связывали не только полное вступление зимы в свои права, но и маленькое, едва ощутимое увеличение светового дня:
Варвара (Варюха) ночи урвала — дня приточала.
Варвары ночи на куриный шаг урвали.
Саввы-Варвары ночи урвали.
Правда, В. И. Даль резонно расценивал это как нетерпеливое ожидание, своего рода «подгонку солнцеворота», который чаще приурочивали ко дню Спиридона-поворота (25 декабря), но который на самом деле имеет место лишь на Рождество — 25 декабря по старому стилю.
Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила восприятие Варварина дня как начала праздничного периода, как время гульбы, праздности, не всегда оправданной, однако очень понятной. Еще В. И. Даль зафиксировал в своем Толковом словаре глаголы «варварить» и «саввить», определив их через синонимы «кутить, гулять, пить». В подтверждение он привел распространенные народные выражения: Просаввилась ecи, проварва- рилась ecи и Лучше не саввить и не варварить, а пониколитъ (пояснение Даля к этому выражению: «Так приговаривая, мужик бил жену свою за праздники, от которых она осталась без рубахи»). Фразеологизмы: У него то Саввы, то Варвары; Сегодня — Саввы, а завтра Варвары; Она просаввилась, проварварилась — получили статус поговорок и печатались во многих пословичных сборниках [например, Даль. Послов., 253, 254] или превратились в ходячие языковые формулы.
Между тем известно, что Никольщина, праздновавшаяся в течение нескольких дней, нередко начиналась как раз со дня святой Варвары. В «Материалах для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», изданных П. В. Шейном, читаем: «Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служат Николыцину; тогда приносят в дома свои образа из церкви, служат молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, Власию, Николаю чудотворцу, освящают воду и вместе с тем служат панихиды по умершим родственникам».
Наряду с полушутливыми выражениями, относящимися к тем, кто отлынивал от работы, начиная праздновать до законного срока (дня святого Николая), существовали и серьезные запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день нерабочим времяпровождением, что вытекало из осмысления великомученицы Варвары как строгой святой, покровительницы женских ремесел, помощницы в родах.
Так, сибирский народный календарь именует Варвару «мучильницей», а день ее памяти почитается прежде всего беременными женщинами.
Из традиционных женских занятий Варвара покровительствовала главным образом прядению. Чтобы святая не оставила своими милостями женщин-рукодельниц, последние особенно строго соблюдали в день ее памяти узаконенные традицией правила и запреты, связанные с нитью и тканью. Нельзя было в Варварин день прясть, иначе она веретенами заколет ослушниц или напустит в избу змей; запрещалось шить, иначе куры не будут нестись.
Варваре приписывалась таинственная связь с водой. Чрезвычайной популярностью в Переславском районе Ярославской области до сих пор пользуется местная святыня — «Варварин ключ», известный более 200 лет. Здесь записано большое количество фольклорных текстов — пересказов жития, повествований о чудесном явлении иконы святой Варвары, о целебных свойствах воды из упомянутого источника, о возникновении самого ключа, о случаях, когда святая помогала страждущим, исцеляла больных и пр. На Варварин день в селе Купань, где находится святой родник, устраивалась «большая церковная служба, после которой все шли на родник за водой; в этот день она приравнивалась по своим качествам к Крещенской».
Варвара, имеющая отношение к воде и через нее к миру предков, наделялась способностями управлять болезнями, выступать в качестве целительницы.
Действительно, повсюду, где зафиксирован развитый культ святой Варвары, встречаются сведения об обращении к ней в надежде избавиться от болезней и частые упоминания о том, что Варвара, рассердившись, может наслать любую болезнь.
И. П. Калинский, описывая славянские поверья и обычаи дня святой Варвары, вспоминает о житии великомученицы, напечатанном при акафисте, составленном киевским митрополитом Иосафом Кроковским, где речь идет о якобы имевшем место в XVII веке случае, воспринятом как чудо. «В Киеве господствовала повсеместно сильная повальная болезнь, но благодаря заступничеству святой Варвары обитель Михайловская, где почивают ее мощи, не видела ни одного мертвеца в своих стенах».
Говоря о культе святой Варвары, невозможно обойти вниманием и сугубо языковой фактор, безусловно оказавший большое влияние на формирование и закрепление многих представлений, обычаев, соотнесенных народной традицией с днем памяти этой святой.
«Варвара» переводится с греческого как «иноземка». Наделение племен, народов, не принадлежащих греко-римской цивилизации, одним названием — варвары — с вкладываемым в это слово понятием грубости, примитивности, некультурности, наивности, привело к тому, что во всех европейских языках именно эти значения и оказались закрепленными за словом «варвар», оттеснив первоначальное достаточно нейтральное значение «иноземец», «чужестранец».
Варвара, героиня христианской агиографии, сполна вобрала в свой образ те смыслы, которые до настоящего времени вкладываются в понятие «варварство». Пожалуй, слишком прозрачная этимология имени святой предопределила характеристику ее как суровой, строгой на расправу, тесно связанной с болезнями, смертью, мучениями, с пряжей — «нитью жизни».
Не случайно именно с Варвары ждут сильных морозов, что в свою очередь послужило толчком к созданию глагола «варварить» («заварварить»), то есть сделать что-то очень основательно, круто изменить. Другая форма производного от Варвары глагола — «проварварить» — обозначала не просто праздновать, но праздновать лихо, без удержу, пренебрегая правилами приличия и разумными пределами.
Почему сегодня нельзя работать и как правильно провести этот день?
18 декабря Православная церковь чтит память святого Саввы , который жил на территории Палестины примерно в V веке. По народному календарю эта дата получила название день Саввы, Савва зимний, Савва с гвоздем.
Кто такой Савва Освященный?
Появился на свет преподобный в 439 году в семье благочестивых христиан. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отца по долгу службы отправили в Александрию, а он остался под опекой родного дяди. Савва стал послушником в монастыре. По возвращению родителей он отказался покидать стены монастыря, и в 17 лет был пострижен в монахи.
В течение 10 лет Савва прожил в монастыре, где неутомимо постился и молился. Потом на 5 лет он решил полностью уйти от мирской жизни и запереться в пещере. После смерти Евфимия, который был его наставником, монах решил поселиться неподалеку от обители Герасима Иорданского. Постепенно до Саввы начинают ходить ученики, и образуется Большая Лавра. Он получает знак свыше и устраивает внутри пещеры церковь. Своими молитвами преподобный исцелял людей, наставлял на путь истинный, помогал избавиться от бесов.
Обряды и традиции этого дня
Наши предки говорили, что Савва продолжает работу, которую Варвара начала. Это касалось усиления морозов. Считалось, что с 17 декабря (Варвариного дня) и до 19 декабря (день Николая) они все крепнут и крепнут. По этому поводу в народе даже сложили поговорку: «Варвара мостит, Савва гвозди острит, а уже Никола прибивает».
В день Саввы славянские девушки проводили такой обряд. Надо было встать до восхода солнца и просеять муку через обратную сторону сита. При этом должна присутствовать летняя женщина, которая будет вести с юной девушкой беседу (это может быть мама, бабушка или тетя). Она поделится опытом, как найти хорошего и порядочного мужчину, как прожить счастливо в браке и воспитать хороших детей. Верили, что такие благие пожелания, переданные от старшего поколения к младшему, обязательно сбудутся. А из просеянной муки пекли пирог и раздавали по кусочку знакомым и соседям.
Что можно и чего нельзя делать в день Саввы?
По народным приметам нельзя работать 18 декабря, это считается большим грехом, так можно святого Савву обидеть. Особенно не брались за выполнение серьезных дел, потому что толку все равно не будет.
День Саввы благоприятный для появления на свет младенца, он будет очень трудолюбивым. И для сватовства 18 декабря один из лучших дней в году. Славяне верили, кто на Савву придет и посватает девушку, то с любимым всю жизнь проживет в мире и согласии.
А вот смерть в этот день - очень плохая примета. В народе говорили, если на Савву в семье кто-то умер, то ровно через год еще одного из домочадцев прятать придется.
Какие еще запреты существуют на день Саввы?
Нельзя в этот день в гости ходить. И вообще без особой нужды славяне в день Саввы свои дома не покидали. В народе говорили, что злые духи могут заманить в лес, а там человек заблудится и замерзнет. Наши предки собирались 18 декабря дома за большим столом и проводили вечер в кругу семьи.
В день Саввы был запрет на все виды женской работы, можно было только кушать готовить.
Тем, кто держит в хозяйстве лошадей, нельзя в этот день ссориться и ругаться, иначе брань плохо скажется на скоте, а человек может в пути от несчастного случая пострадать.
Беременным женщинам 18 декабря запрещается мыть голову. Если не соблюдать этот запрет, то у рожденного малыша будет плохая память.
- Работать на день Саввы Освященного грех.
- Если за окном мороз, а белочки свои гнезда оставляют и на землю спускается, то будет оттепель.
- Услышать пение снегиря-к снежным заносам и метели.
- Если на замерзших окнах снег потихоньку тает, то скоро потеплеет.
- Если огонь в печи красный, то будет стужа лютая.
- Если дым столбом, то будет мороз, развивается в разные стороны - к ненастью, стелется по земле - к снегу.
12.12.2016
Праздником Введения (Введение Пресвятой Богородицы во храм), который отмечается церковью 4 декабря, в украинском народном календаре начинался зимний праздничный цикл.
С завершением сбора урожая и полевых работ, а также с наступлением холодов в украинском в древности появлялось больше времени для торжеств и обрядов. Праздником Введения (Введение Пресвятой Богородицы во храм), который отмечается церковью 4 декабря, в украинском народном календаре начинался зимний праздничный цикл.
Именно после 4 декабря шла ряд очень популярных в народе праздников: Екатерины, Андрея, Варвары, Саввы, Николая, Анны и, наконец, Рождество, Новый год, Крещение.
13 декабря православные христиане отмечают праздник в честь святого апостола Андрея Первозванного. В то же время день Андрея был в народе большим зимним молодежным праздником. В этот день женщины старались не печь хлеба, не шить и не прясть. А девушки на Андрея обычно гадали.
Андрей Первозванный был одним из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. В православной церкви его называют Первозванным, поскольку, согласно Евангелию от Иоанна, Андрей был одним из двух первых жителей Галилеи, которым Христос начал проповедовать свое учение. Имя второго до нашего времени не дошло. Впоследствии Андрей рассказал об Иисусе своему брату Симону (апостолу Петру) и привел его ко Христу. Однако в Евангелиях от Матфея и от Марка представлена другая версия, в них говорится о том, что Христос встретил первыми одновременно и Петра, и Андрея.
Особенно почитают Андрея Первозванного в Украине, поскольку возникновение Киева, столицы страны, наши предки связывали с именем именно этого апостола. Как говорится в летописи «Повесть временных лет», почти две тысячи лет назад апостол Андрей во время своего третьего путешествия с христианской проповедью в земли скифов побывал на склонах Днепра, где впоследствии был построен Киев, и освятил это место, установив здесь креста. Нестор-летописец отмечает, что Андрей «... указал на горы и изрек благодать града, который появится на них».
Хотя Андрей Первозванный и христианским святым, однако различные обряды, которые происходят в этот день, имеют древнее языческое корни: молодые люди во время празднования пытаются угадать свою судьбу, узнать суженого или суженую.
Одним из самых интересных приемов любовной магии, приуроченных ко дню Андрея, было «засевания конопли». Поздно вечером, когда темно, девушка набирала в пелену семена конопли (иногда льна, мака и т.д.). Выходила за дом, сеяла на снегу и напевала:
Андрей, Андрей!
Коноплю сею;
Юбкой волоку, -
Замуж выйти хочу.
Затем набирала горсть снега там, где сияла конопли, вносила в дом и, когда снег таял, считала семян: если каждая зерно должна пару - хороший знак.
На Подолье широко распространенный способ гадания с «балабушками» - маленькими булочками. Тесто для них замешивали на «непочатой» воде, которую каждая девушка должна была принести во рту из реки или колодца. Зная об этом, парни нередко устраивали засады, смешили и пугали девушек, заставляя их несколько раз возвращаться за водой. Количество «балабушек» соответствовало количеству девушек, присутствующих на вечеринках. Помазав салом, преподаваемых на скамейке или на полу так, чтобы каждая девушка видела свою. После этого в дом заводили пса, которого специально прежде не кормили. Девушка, чью «балабушку» пес съедал первой, раньше всех должна была выйти замуж. Оставленные псом хлебцы означали, что их обладательницы в следующем году не имели шансов на брак.
Перспективы будущего брака девушки пытались определить, считая дрова в охапке (четное число - хорошая примета), считая колья на определенном отрезке плота или забора, выливая воск или пуская половинки орехов с зажженными свечами на воду, заглядывая в полночь в зеркало, кладя на ночь под голову пояс, с помощью колец, «вещих» сновидений и т.
Существовали специальные гадания, которые имели целью распознать профессию будущего мужа, узнать, кому будет принадлежать лидерство в семье.
В этот вечер девушки пытались увидеть своего избранника в зеркале, узнать профессию будущего мужа. Чтобы это угадать, девушка посыпала на пол немного пшеницы, наливала в блюдце воды, ставила рядом зеркальце и вносила петуха: если петух напьется воды, человек будет пьяницей, если клюнет пшеницы - будет хозяином, а как посмотрит в зеркало - будет панычом или лентяем.
Бегали девушки также к реке, набирали ила со дна и приносили в дом. В доме этот ил внимательно рассматривали: если там есть кусочек железа или гвоздь - муж будет кузнецом, треска - плотником, стекло - стекольщиком, кожа - сапожником, песок - каменщиком, а если, кроме земли, нет ничего, - земледельцем.
Кроме этого, через дом бросали сапог, а потом смотрели, в какую сторону носом упадет. Считалось, что оттуда нужно ждать жениха.
Чтобы узнать, как будут звать суженого, девушки шли утром на улицу и спрашивать имя первого человека, которого встречали.
На всей территории Подолья была распространена Андреевская игра «кусать калиту». Особое место на Андрея занимает обрядовая игра «Калита» («Калета»), в которой принимали участие девушки и юноши. Девушки собирались вместе и пекли калиту - большой круглый корж из белой муки. Каждая девушка должна была принять участие в приготовлении Калиты. Тесто месили все по очереди, начиная от старшей девушки и к молодой девочки. В центре лепешки делали дырку. В некоторых этнографических источниках сохранились сведения, что Калита, как правило, составляла 35 см в диаметре и 1,5 см толщины.
Сладкое с медом тесто пекли в печи и запекали так, чтобы трудно было откусить. Сверху калиту мазали медом.
На Андрея разрешались молодежные дебоши, а парням прощались все их выходки. В тех родителей, которые запрещали гулять с ними своим дочерям, ребята ночью могли снять ворота или разобрать забор, убрать телеги, плуги, бороны и т.д. и позакидувалы их на крышу дома или хлева или занести в другую сторону деревни.
В давние времена учебный процесс начинался зимой - первого декабря по тогдашним летоисчислению. Это была самая удобная пора, когда сельские дети имели возможность получать образование. Родители отводили в школу детей именно на этот праздник, потому что «пророк Наум наведет на ум».
По народным представлениям, Наум - покровитель ума, знаний и благотворительности, а потому крестьяне были убеждены: если на праздник пророка начать обучение, то ребенок успешно усвоит знания, наберется ума. Особенно это касалось детей слаборазвитых. Вечером родители приглашали крестных, которые приходили с букварями, и дети начинали наизусть заучивать буквы.
Хотя впоследствии сроки начала обучения были перемещены, но в ремесленных цехах и при братствах продолжали давнюю традицию - мастера набирали себе учеников на праздник Наума. В его честь устраивали интересные обряды, профессиональные посвящения и тому подобное. Также с этого дня начинали осваивать музыкальные инструменты те, кто хотел овладеть игрой на бандуре или скрипке.
ВАРВАРА - покровительницы горняков и женщин
О празднике Варвары было немало преданий. Одни считали, что Варвара была иудейкой, но впоследствии вихрестилася. Когда об этом узнал отец - жестокий язычник Диоскор, то вынес смертный приговор. Другие утверждали, что Варвара - магометанки, но согласилась принять христианское вероисповедание, поэтому отец заставил ее толочь босиком измельченное стекло.
Святую Варвару считают покровительницей горняков всего мира и женщин. Именно поэтому в Украине День святой Варвары (17 декабря) праздновали только женщины. На этот праздник девушки готовили вареники с маком или сыром. Среди них обязательно должны быть «пирхуны» - вареники, начиненные мукой. Сваренными варениками угощая ребят, внимательно следя кому именно попадет «пирхун». Неудачника, который вытащил такого вареника, долгое время дразнили «пирхуном».
Также в День святой Варвары девушки гадали на судьбу. В этот день они шли в сад, ломали ветку вишни и ставили ее в воду. Если на Рождество веточки зацветали, то это предвещало брак в этом году. Если же нет - сидеть в девках.
Праздник святого Саввы считался очень важным на Руси. По традиции в этот день запрещалось работать.
С древности считается, что на святого Савву беременная женщина не должна мыть голову, иначе у её ребенка будет слабая память. В этот день люди говорят: «Тот, кто на Савву засватается, тот весь век не будет разлучен». У кого в этот день гроб случится, через год еще один повторится. На Савву принято заговаривать свой дом от воров.На Саввы женщины собирались в рукодильницьки группы, потому что пришла пора «и Савит, и варвариты, и кудель кучматиты». Кто не работал, то говорили: «Савила и варварила и рубашки себе не произвела; Саввы и Варвары на мне рубашку оборвали »...
«Бедному Сеньке нет судьбы ни на печи, ни на скамейке. Савва приехал на белых санках. Саввы дня прибавили. Савва строит, а Николай гвоздит. Савка бедный, Николай богатый. Савва - отец зимнего Николая. Варвара ночи урвала, а Савва день доточил... »- такие, в частности, поговорки бытовали на праздник Саввы.
Все три праздника - Варвары, Саввы и Николая - называли Миколаинимы праздниками. В отличие от весеннего (22 мая), зимнего Николая отмечали особенно торжественно. Считалось, что он защитник всех бедных и обездоленных. Но больше всего его почитали дети, для которых он был почетным охранником. Даже существует легенда о том, как Николай спасал детей среди моря.
Традиционно в Украине, особенно в западных областях, по сей день готовили обряды, связанные со святым Николаем. Вечером кто-то уважаемый из семьи, преимущественно дедушка, переодевался на улице в «доброго Николая» (вроде Деда Мороза), заходил в дом с подарками, которые родители, зная о детских прихоти, готовили заранее.
Вручая каждому отдельно гостинец, святой Николай вспоминал все то хорошее, что сделал ребенок в течение года, и стыдил за невежливы поступки. Поэтому дети свято верили в существование этого хорошего защитника и старались не гневить "деда Николая, который знает обо всем». Это был весьма действенный воспитательный момент.
Кроме того, в школах устраивали интересные представления, где главным действующим лицом выступал святой Николай. Рядом с ним непременно соседствовал находчивый чертик, который пытался убедить дедушку в том, что вручать детям подарки не стоит, потому что они были непослушными. Но сюжетная линия таких представлений заканчивалась тем, что «добрый Николай» на этот раз прощает.
Особым уважением в народе пользовалась икона Николая Чудотворца. Она была почти в каждом доме, поскольку, как уже говорилось, он защищал всех бедных и обездоленных.
Хотя этот праздник имел преимущественно церковный характер, в отдельных областях Украины, в частности на Подолье, с ним были связаны некоторые народные обычаи и обряды. В местностях над Збручем 6 декабря принимали ритуального гостя - «полазника». Как и посевальщика, первый Полазник должен был быть мужского пола.
Под влиянием польского населения среди украинском Подолье распространилась традиция дарить подарки от имени Николая. Устраивались поучительные представления на религиозные темы, где вместе со святыми действовали и черти. По окончании спектакля через костюмированного св. Николая проходила церемония вручения подарков детям. Иногда выпекали особый вид печенья - «николайчики». Вместе с другими гостинцами и розги как предостережением от злых поступков клали детям ночью под подушку. Обычай дарования на Николая сохранился и сейчас.
который православные христиане отмечают 17 декабря, в череде так называемых Никольских праздников - день святого Саввы Освященного, припадающий на 18 декабря. И если 17 декабря в день Варвары веселились и отдыхали женщины, 18 декабря - уже мужской праздник - Савин день.
История праздника. Савва Освященный причислен к лику святых не за мученическую смерть или испытания, а за силу веры, с которой он прожил жизнь. Попав маленьким пятилетним мальчиком в монастырь, Савва не только научился читать, но и принял христианское учение. И несмотря на то, что родители его просили жениться и вести нормальную жизнь, он выбрал постриг и стал монахом.
Савва жил в Иорданской пустыне, основал несколько монастырей. А православная церковь до сих пор использует Иерусалимский устав, написанный преподобным Саввой Освященным. Также этот святой творил чудеса, исцеляя людей от различных недугов. Савва Освященный считается покровителем больных и детей.
Что надо сделать в Савин день. День памяти Саввы Освященного - повод в очередной раз остановиться в суете будней и задуматься о жизни, о душе. С давних времен в этот день было принято исповедаться и причаститься.
Тем, кто не готов к исповеди, можно просто сходить в храм на службу или усердно помолиться дома. Считается, что святой Савва слышит просьбы женщин, которые просят здоровья, сил и удачи для своих мужчин. Веднь Савин день - праздник мужчин, праздник главы семейства. Поэтому не стоит пропускать такую возможность - помолиться за любимого мужа и попросить у высших сил помощи и защиты для него.
Саввин день в Украине также с давних времен называли мужским и представителям сильной половины человечества было запрещено работать, зато разрешено веселиться. Обычно в этот день мальчики и парни, день рождения которых припадало на 18 декабря, угощали друзей варениками, а те их таскали за уши.
Женатые мужчины устраивали «похороны» Савки. А именно: накрывали праздничный стол с постными блюдами и «хоронили» свои недостатки и грехи, припевая:
Савка вмер, бо слабий був,
Жiнку бив, бо дурний був.
Ой, вип`ємо по чарочцi!
Заспiваймо по Савочцi!
А еще в Саввин день не только можно, но и нужно свататься. Считается, что это поможет сделать будущий брак крепким и счастливым.
О Никольских праздниках (Катерины, Саввы, Николая) сложено множество пословиц о погоде: «Савва салит, ледяные настилы стелет, гвозди острит. Варвара заварварит, Савва засалит, Никола закуёт», «Варвара мостит, Савва гвозди острит», «Варвари ночі урвали, а Сави дня прибавили».
В Украине женщины собирались за рукоделием на вечерницы — пришла пора «і савити, і варварити, і куделю кучматити» .
А еще обязательно узнайте,
фото из открытых источников
Кто из нас не был очевидцем гроз. Долгое время на небе не показывается ни облачка; стоит сильная жара, в воздухе душно. Но вот небо начинает покрываться быстро идущими темными облаками.
Рис. 6. Грозовые облака
На горизонте возникает огромная мрачная туча (рис. 6), слышится отдаленный гром. В природе все затихает, солнце закрывается за передним слоем облаков, становится все темнее и темнее. При оглушительных ударах грома налетает буря, гнет и ломает деревья, начинается проливной дождь. Вместо удушливой жары наступает прохлада. Недолго длится непогода; гроза ослабевает, проглядывает солнце, и в воздухе разливаются запахи цветов и зелени. Вся природа как бы отдыхает, успокоенная.
Почему же возникают грозы? Откуда берется такое громадное количество энергии?
Летом мы почти каждый день можем наблюдать образование белых, похожих на хлопья ваты, облаков; их называют кучевыми облаками. Возникают эти облака утром, когда солнце уже значительно прогреет землю, и теплые струйки начнут восходить вверх, создавая на полях легкое «дрожание» воздуха, заметное на расстоянии. Солнечное тепло почти не согревает воздуха непосредственно; оно падает на поверхность Земли и нагревает ее. А от нагретой земной поверхности согревается и воздух. При этом почва отдает нагретому воздуху часть своей влаги, и он несет невидимый для глаза водяной пар в более высокие слои атмосферы. Постепенно из отдельных струй образуется более мощный поток нагретого воздуха. Поднимаясь вверх и попадая в более разреженные слои, нагретый воздух начинает расширяться и благодаря этому охлаждаться. На некоторой высоте воздух охлаждается до такой степени, что часть водяного пара, находящегося в нем, сгущается в виде мириадов мельчайших капелек и становится видимой. Вся «лишняя» влага в этом случае превращается в мельчайшие капельки воды (конденсируется). В небе появится небольшое облако. Снизу продолжают поступать все новые и новые потоки нагретого воздуха с запасами водяного пара. Облако разрастется, примет куполообразную форму и вскоре станет кучевым облаком. Кучевые облака больше всего развиваются днем, когда в нагретом воздухе много водяного пара. В жаркую погоду такие облака могут достигать значительных размеров. На испарение влаги всегда затрачивается огромное количество тепла. Это тепло выделяется обратно, когда пар превращается в мельчайшие капельки, образующие облако. Эта теплота называется удельной теплотой парообразования. Удельная теплота парообразования играет огромную роль в развитии кучевого облака и превращении его при определенных обстоятельствах в грозовое.
Некоторый объем влажного воздуха поднимается, температура его в момент подъема выше окружающих слоев на несколько градусов. Бо
лее высокая температура этого воздуха позволит ему быстро подниматься вверх, так как его плотность меньше плотности соседних слоев воздуха. При подъеме воздух расширяется и в силу этого охлаждается. На некоторой высоте охлаждение объема воздуха приведет к тому, что его температура станет равной температуре смежных слоев. Если бы поднимался сухой воздух, то уравнивание температур привело бы к тому, что дальнейший подъем воздуха прекратился. Но когда поднимается влажный воздух, то при его охлаждении происходит конденсация водяного пара, что вызывает выделение теплоты. Эта теплота будет «утеплять» слой воздуха; благодаря этому он долгое время будет оставаться более теплым, чем соседние слои, и будет подниматься все выше. Так формируется мощное облако.
Большую роль играет здесь и понижение температуры с высотой. В свободной атмосфере круглый год температура понижается с высотой; это понижение обычно составляет 6 градусов на каждый километр подъема. В силу этого на больших высотах весь год стоят сильные морозы; они не исчезают даже летом. Обычно при хорошей, умеренно теплой погоде восходящий поток воздуха, охлаждаясь по мере подъема, скоро становится тяжелее окружающих слоев, его подъем прекращается, облако перестает расти и остается маленьким кучевым. Но совсем другое происходит, когда стоит жара и в воздухе много влаги, когда, как говорят. Рис. 7. Мощное кучевое облако «парит». В этом случае мощный поток восходящего воздуха, добравшись до высот 1500-2000 м, образует большое облако (рис. 7). Сгущающийся водяной пар начнет выделять скрытую теплоту, восходящий поток останется теплее окружающих слоев воздуха, облако будет расти и, наконец, превратится в грозовое. Грозы бывают обычно в жаркие летние дни, и тем сильнее, чем жарче погода.
Грозовое облако (туча) может иметь несколько километров в высоту и походить издали на горные вершины, покрытые снегом. Ни один луч солнца не пройдет через такую облачную громаду. Поэтому облако кажется снизу синим, если солнце освещает его со стороны, и совсем темным, если оно над ним. Вершина облака, освещенная солнцем, настолько сильно отражает лучи, что на нее больно смотреть, и она кажется ослепительно белой. Грозовое облако не может расти беспредельно. Мельчайшие капельки воды в нижней части облака и ледяные кристаллы в верхней его части, где господствуют уже сильные морозы, растут, соединяются и укрупняются, и скоро восходящий поток, питающий облако, будет уже не в состоянии поддерживать их, и капельки понесутся вниз, все более и более укрупняясь от слияния. Облако начнут прорезать первые молнии. Низвергающиеся потоки воды вызывают внизу сильное уплотнение воздуха; он стремится раздаться в разные стороны, опережает облако и вызывает такой ветер, который может перейти в бурю. Если на высотах, где образовалось грозовое облако, нет сколько-нибудь значительного ветра, то гроза разразится совсем неподалеку от места возникновения облака. При ветре на высотах грозовая туча разразится далеко от места возникновения, и само явление будет более кратковременным, чем в первом случае, но зато ливнем будет захвачен больший район. Когда гроза проходит над местом наблюдения, прямо «над головой», удар грома следует за ударом. Когда при ураганном ветре и ливне темнеет, как ночью, это явление производит сильное впечатление.
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать