История танка бт. Основные модификации танка бт
Советский Союз являлся едва ли не единственной страной в мире, в которой строительству танков уделялось наибольшее внимание. Начиная с середины 20-х годов XX века, СССР становится мировой кузницей стальных монстров. В стране выпускалось огромное количество бронированных машин различных модификаций в количествах, превышающих объемы производства этого вида вооружения по всем другим вместе взятым странам. Несмотря на то, что технически советские танки не всегда являлись образцом инженерной мысли, советский танк БТ по праву можно назвать одной из самых успешных разработок в мировом танкостроении. Эта машина имела больше всего модификаций и выпускалась в огромных количествах, уступая по числу сошедших с конвейера моделей только легендарному и всемирно известному Т-34.
Легкий, быстроходный танк БТ вместе с другой машиной, танком Т-26, составлял основу танкового парка РККА в предвоенные годы. На этой машине советские добровольцы в составе интернациональных бригад сражались в Испании. Эти машины принимали участие в финской компании 1939-40 гг., а также активно использовались в ходе боев с японскими войсками на реке Халкин-Гол летом-осенью 1939 года. К началу Великой Отечественной войны в составе танковых бригад, находящихся в военных округах на западной границе СССР, танки серии БТ и Т-26 составляли 70% танкового парка. Именно этим машинам и пришлось принять на себя первый удар немецких войск, вторгшихся 22 июня 1941 года. Несмотря на то, что количественно советские танковые части превосходили в несколько раз бронированную группировку противника, разгрома избежать не удалось. Сказалось тактическое и стратегическое превосходство немцев, даже учитывая тот факт, что морально устаревшие танки БТ-5 и БТ-7 на голову превосходили немецкие бронированные машины Pz-I и Pz-II, на равных могли сражаться с основным немецким танком Pz-III. Вторая половина 1941 года стала финальной лебединой песней советских легких танков довоенной постройки.
А как все лихо начиналось
Термин «быстроходный танк» появился именно в Советском Союзе, в стране, где была принята военная доктрина ведения военных действий только на территории вероятного противника, быстро и стремительно. Именно бронетанковым соединениям эта доктрина отводила ведущую роль в ходе последующих военных конфликтов. Танк должен был стать теперь не только оружием поддержки пехоты на поле боя, но и превратиться в самостоятельный наступательный инструмент. Соответственно перед бронированными машинами ставились и новые требования, которые отвечали бы поставленным тактическим задачам.
Советский Союз одним из первых внес изменения в концепцию развития бронированных гусеничных машин, создав колесно-гусеничные танки. По замыслу Высшего военного руководства в СССР армия нуждалась в легких быстроходных танках, способных в отличие от традиционных самоходных бронированных машин быстро преодолевать большие расстояния. Для этого планировалось использовать комбинированный вид движителя – колесно-гусеничный, т.е. машина передвигалась по пересеченной местности на гусеничном ходу, а вот для движения по дорогам или в городских условиях, танк мог использовать колесный тип движителя. Именно такой машиной и должен был стать легкий танк БТ, созданный советскими конструкторами в начале 30-х годов.
Сама идея колесно-гусеничного танка была взята советскими конструкторами извне. Еще в 20-х года американский конструктор Джон Уолтер Кристи сумел создать бронированную машин, способную одновременно двигаться на гусеницах и на колесах. Для этого опорные катки у транспортного средства делались такого же диаметра, как и автомобильные колеса. Соответственно, задние катки становились ведущими, а передние колеса могли обеспечить необходимый маневр. На гусеничном ходу танк Кристи представлял собой обычную бронированную машину, способную передвигаться по пересеченной местности. Со снятыми гусеницами бронированная техника становилась колесным транспортным средством с двумя задними ведущими колесами. Самое интересное, что во время смены способа передвижения, танк не надо было ни опускать, ни поднимать. Для начала движения в скоростном режиме достаточно было снять гусеницы и уложить их на специальные полки.
На американском танке был установлен авиационный двигатель, который позволял машине при движении на колесах по дороге с твердым покрытием развивать скорость свыше 100 км/ч. Несмотря на инновационное техническое и инженерное решение, американское армейское ведомство отвергло разработку Джона Кристи.
В СССР, наоборот, к разработке американца отнеслись со всей серьезностью. В ходе поездки представительной группы советских конструкторов и военных в США было приобретено у Джона Кристи две готовые ходовые платформы, получившие названия «Оригинал 1» и «Оригинал -2». В таком виде американская разработка появилась на танковом полигоне в Советском Союзе, где было решено провести первые ходовые испытания. Первые результаты приятно удивили представителей военного ведомства. Колесно-гусеничные машины показали хорошие скоростные данные, как при движении по пересеченной местности на гусеницах, так и во время пробега по шоссе.
Почему танк с таким вариантом движителей стал и интересен советским военным? Ответ кроется в том, что существующие на тот момент гусеничные танки МС-1 не отличались высокой скоростью передвижения. Более новый Т-26 также имел ограниченный ресурс по запасу хода. Для танковых соединений того времени основной болячкой были:
- недостаточный моторесурс;
- слабая гусеничная база;
- малый запас хода.
Слабая материальная база, недостаточно надежная конструкция не позволяли танковым соединениям своим ходом осуществлять переброску с одного района дислокации на другое. Колесно-гусеничный танк мог сразу решить эти проблемы, сделав бронетанковые части высокомобильными военными формированиями. Результатом испытаний опытных образцов стало заключение Испытательного отдела автомобильно-танкового Управления РККА о перспективности дальнейшей разработки быстроходного танка БТ-Кристи с целью усовершенствования отдельных узлов и агрегатов машин.
Базовым предприятием для последующей организации выпуска нового танка для нужд РККА стал Харьковский паровозостроительный завод. Уже через год в мае 1931 года было принято решение начать строительство для оснащения РККА быстроходными танками БТ системы Кристи. Новый танк с индексом БТ-2 с установленной харьковскими танкостроителями башней был запущен в серию.
Таким образом, в случае с «бэтэшками» путь от опытного образца до серийной машины был пройден всего за один год. Темпы налаживания серийного производства в Советском Союзе были стремительные. Это касается не только танка БТ, но и его собрата, гусеничного танка Т-26, так же закупленного за рубежом у английской компании «Виккерс».
Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.
Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.
Танк БТ-2 стал первым, пробным звеном в последующей линейке советских быстроходных танков. Машина выпускалась всего два года, с 1931 по 1933 год. Было выпущено более 600 экземпляров. На танке была установлена 37 мм пушка и один пулемет калибром 7,62 мм. Танк, как и его американский прототип, оснащался авиационным двигателем мощностью 400 л.с.
На заметку: Несмотря на то, что серийное производство танков БТ-2 было прекращено в 1933 году, некоторые машины продолжали стоять на вооружении сначала РККА, а потом и Советской Армии вплоть до 1944 года. Основная масса первых советских «бэтэшек» была потеряна в ходе Советско-финской войны и в первых боях на советско-германском фронте. Оставшиеся машины в незначительном количестве продолжали до 1944 года находиться на оснащении танковых бригад Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.
Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.
Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.
Участие в военных действиях танков БТ-5 показало недостаточную броневую защиту советских быстроходных танков. Противник умудрялся выводить танки республиканцев из строя огнем обычной артиллерии и ручными гранатами. Имея превосходство в скорости, советские «бэтэшки» нередко отрывались от собственной пехоты, утрачивая элемент прикрытия. Противопульная броня не спасала советских танкистов от воздушных атак. Немало советских танков было сожжено немецкими летчиками, которые на своих Ю-87 штурмовали позиции республиканцев.
Появившаяся следующая модификация быстроходного танка БТ-7 стала попыткой советских конструкторов сделать более современную боевую машину, обладающую не только высокими скоростными характеристиками и огневой мощностью, но и лучшей защищенностью.
Броня была увеличена в лобовой части до 22 мм. Основные части корпуса и башни теперь имели 15 мм броню. Увеличилась мощность двигателя. Все это привело к тому, что в отличие от своего предшественника, новый танк имел массу уже почти 15 тонн. Делая обзор танка БТ-7 можно сказать, что эта модификация стала заключительным этапом на пути совершенствования бронетанковой техники с колесно-гусеничным движителем. Боевая эксплуатация показала ошибочность теории. Передвигаться танкам на колесах приходилось очень редко, а скорость для бронированной машины не является в современных боевых условиях превосходством над противником.
С танками БТ-7 Красная Армия вступила Великую Отечественную войну. Итог первых сражений был неутешительным. В первых боях был потерян практически весь танковый парк советских фронтов. Далее лишь на некоторых участках советско-германского фронта, где не имелось плотной вражеской системы ПТО, использовались БТ. Немало советских быстроходных танков последних модификаций дожили до последних дней Второй Мировой войны, участвуя в разгроме Квантунской группировки японских войск в августе 1945 года.
«Броня крепка и танки наши быстры», - так пелось в популярной советской песне 30-х годов. И это была чистая правда: и по броневой защищенности, и по скоростным характеристикам советские танки предвоенного периода превосходили лучшие зарубежные аналоги. Звездой многочисленных парадов и настоящим символов бронетанковой мощи Страны Советов были танки серии БТ, производство которых началось в первой половине 30-х годов. Даже сегодня, просматривая кадры кинохроники с участием этих машин, нельзя не восхищаться их скоростью и маневренностью.
Создание легкого танка БТ – это результат развития концепции колесно-гусеничных танков – одного из направлений танкостроения в межвоенный период. Конструкция принципиально нового колесно-гусеничного танка была разработана гениальным американским изобретателем Уолтером Кристи, но его идеи не нашли понимания на родине. Зато его машина практически идеально подходила для тех стратегических планов, которые в те годы рисовали советские полководцы.
Советский Союз выкупил патент у американца, и на основе его идей была создана целая серия легких и быстроходных машин, прекрасно подходящих для ведения маневренной войны. Советский танк БТ участвовал во всех предвоенных конфликтах: с японцами на Дальнем Востоке, в испанской Гражданской войне, в Зимней войне, в Польской кампании. Легкий танк БТ составлял основу советских бронетанковых войск на начальном этапе войны. Практически все танки БТ, находящиеся в западных округах, были выбиты еще в первые месяцы войны, но зато они в значительных количествах остались на Дальнем Востоке и приняли участие в советско-японской войне 1945 года.
Разработка и производство различных модификаций танка БТ позволило отечественному танкостроению встать на ноги, накопить опыт и, в конечном итоге, перейти к производству более мощных боевых машин с противоснарядным бронированием. Мало кто знает, что и знаменитая «тридцатьчетверка» создана на базе одной из машин «быстроходной серии».
В целом же, колесно-гусеничные танки стали тупиковой ветвью развития танкостроения. Это стало понятно уже в конце 30-х годов, поэтому работы в этом направлении постепенно были заморожены.
История создания танка БТ-2 и его модификаций
Первые танки, появившиеся во время Великой войны, трудно назвать совершенными механизмами. Они были громоздкими, неповоротливыми, обладали недостаточной огневой мощью и часто ломались. Еще одной серьезной проблемой первых боевых гусеничных машин была их медлительность. Скорость 10 км/ч была вполне достаточной для передвижения по полю боя, прикрытия пехоты или прорыва вражеского рубежа обороны, но ее явно было мало для переброски танковых частей с одного участка фронта на другой. Кроме того, гусеницы танков того времени отличались очень ограниченным ресурсом и, вообще, были «слабым звеном» этих боевых машин. Их ресурс редко превышал 100 км, следует отметить, что значительно решить эту проблему не могли до середины тридцатых годов.
Именно низкая скорость танков обусловила широкое распространение бронеавтомобилей, хотя по своей проходимости они, конечно же, не могли соперничать с гусеничными машинами.
Танки пытались перевозить к месту боя на тяжелых грузовиках, но это было крайне неудобно и требовало дополнительных расходов.
Еще в 1911 году был разработан первый проект колесно-гусеничного танка, в последующие годы в разных странах были созданы десятки подобных машин. Такие танки-гибриды двигались по дороге с помощью колесного движителя, а на пересеченной местности – использовали гусеничный. Большинство этих проектов так и остались на бумаге или в виде единичных опытных образцов. Подобные машины были сложны, дороги, к тому же со временем обычные гусеничные танки прибавили в скорости, а ресурс их ходовой части был заметно повышен.
Создать действительно удачную колесно-гусеничную машину получить только у американского конструктора Уолтера Кристи, который нашел простое и оригинальное решение. Он предложил увеличить опорные катки танка практически до размера обычного автомобильного колеса, сделать задние катки ведущими, а две пары передних – управляющими. Таким образом для превращения танка в бронеавтомобиль экипажу нужно было всего лишь снять с него гусеницы. Отпадала необходимость в сложных и тяжелых механизмах опускания одного или другого движителя, смена колес на гусеницы требовала минимум времени.
Однако американских военных изобретение Кристи не заинтересовало, но очень скоро талантливый конструктор нашел себе другого заказчика – СССР.
В конце 20-х годов Советский Союз занялся созданием собственной танковой промышленности, но поначалу это получалось не очень. Советские торговые представители мотались по всему миру, скупая образцы военной техники и стараясь привлечь иностранных специалистов к сотрудничеству.
Проект Кристи вызвал большой интерес у советских военных, он прекрасно вписывался в концепцию Глубокой операции, разработанную в конце 20-х годов видным военным теоретиком Триандафилловым. Изобретение американского конструктора значительно повышало оперативную подвижность танковых соединений, авиационный двигатель, установленный на танк Кристи, позволял ему развивать на шоссе неслыханную скорость – более ста километров в час.
28 апреля 1930 года СССР купил у Кристи два построенных танка за 60 тыс. долларов и все права на изготовление этих машин за 100 тыс. долларов. Сам конструктор приехать в СССР отказался.
Весной опытные машины, прибывшие из-за океана, были показаны высшему руководству РККА. Военным новые танки понравились, было принято решение начать серийное производство на Харьковском паровозном заводе (будущий завод им. Малышева).
В том же году танк Кристи с башней новой конструкции был принят на вооружение и получил наименование БТ-2. 7 ноября 1931 года танки БТ-2 участвовали в параде на Красной площади. Правда, в ходе подготовки к мероприятию одна из машин загорелась и была отправлена в ремонт.
Крупносерийное производство танка БТ-2 было развернуто в Харькове только в начале 1932 года. На первых порах советские танкостроители столкнулись с огромным количеством трудностей: не хватало качественных материалов, оборудования, подготовленных кадров. Особенно острой проблемой была нехватка двигателей (на танк БТ-2 устанавливали авиационный мотор М-5), из-за низкого качества резины постоянно разрушались опорные катки. Не меньше сложностей было и с вооружением боевой машины. Изначально на танк БТ-2 планировали установить 37-мм пушку ПС-2, однако наладить ее крупносерийное производство так и не смогли. Позже для вооружения машины предложили использовать орудие Б-3, но и его советская промышленность выпускала в недостаточных количествах. В итоге часть БТ-2 (350 штук) так и осталась вооружена лишь пулеметами.
Постепенно большинство производственных и технологических проблем были решены, выпуск БТ-2 продолжался до 1933 года. Затем ему на смену пришла более совершенная модификация – танк БТ-5.
Эта машина имела башню эллиптической формы и большего размера, установленную на расширенный погон. Танк БТ-5 имел 45-мм пушку и пулемет калибра 7,62-мм, спаренный с ней. Корпус «пятерки» практически ничем не отличался от БТ-2.
Выпуск БТ-5 начался в марте 1933 года и продолжался до конца 1934 года. За этот период было выпущено порядка двух тысяч машин. Кроме БТ-5, существовала и модификация БТ-4, но она так и не была запущена в серию.
В тридцатые годы разрабатывалось много самых фантастических проектов танков с несколькими движителями. Кроме серийных колесно-гусеничных танков, в планах было создание машин с тремя (плавающий танк) и даже четырьмя движителями (плавающий и ездящий по рельсам). Естественно, что подобные проекты не были реализованы.
Также проводились эксперименты с изменением колесной формулы.
Основной проблемой всех танков серии БТ было их слабое (противопульное) бронирование. До поры до времени с этой ситуацией мирились: дело в том, что все боевые машины 30-х годов не имели противоснарядной защиты, и это считалось нормой, а танки БТ значительно превосходили свои зарубежные аналоги по маневренным и скоростным характеристикам.
К концу 30-х годов остро встала необходимость создания нового более тяжелого танка, броня которого могла противостоять артиллерийским и танковым снарядам. Однако концепция колесно-гусеничного танка не давала значительно повышать массу машины – не позволял колесный движитель.
Наиболее продвинутой модификацией из всего семейства быстроходных танков стал БТ-7, производство которого началось в 1935 году. В отличие от танка БТ-5, «семерка» имела сварной корпус, более надежный двигатель М-17, на более поздние модификации этой машины стали устанавливать дизельные моторы. Выпуск БТ-7 продолжался до 1940 года. Обзор танка БТ-7 был бы неполон без упоминания об артиллерийской модификации машины, вооруженной 76-мм пушкой.
Всего было выпущено более пяти тысяч «семерок» .
Уже в 1935 году начались работы над более защищенным танком БТ-20 (А-20). Руководство харьковского завода в инициативном порядке начало разработку второй, чисто гусеничной модификации этой машины – танка А-32. В 1938 году А-20 и А-32 были представлены руководству Наркомата обороны. Военные хотели запустить в серию колесно-гусеничный вариант танка, но Сталин лично настоял на испытаниях обеих машин. Полностью гусеничный танк на полигоне показал блестящие результаты и после некоторых доработок был запущен в серийное производство под обозначением, которое сегодня знает весь мир — Т-34.
На базе танков БТ было создано огромное количество различных опытных модификаций (огнеметные, радиоуправляемые, ракетоносные танки), а также множество различных бронированных машин: инженерных, мостоукладчиков, ремонтно-эвакуационных машин.
Описание конструкции танков серии БТ
Танк БТ-5 создавался для замены не слишком удачной первой модификации машины – БТ-2. По своей компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника. Позже эта схема станет классической для многих поколений советский танков. В передней части машины находилось отделение управления с местом механика-водителя, за ним следовало боевое отделение, а в кормовой части танка располагалось моторно-трансмиссионный отсек. В состав экипажа танка БТ-5 входило три человека.
В боевом отделении машины находилась башня с орудием и пулеметом, а также места командира машины и пулеметчика-заряжающего.
Корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов, которые соединялись с помощью заклепок. Машина не имела рациональных углов наклона, исключение составляла лишь передняя часть, которая напоминала усеченную пирамиду. Подобная форма была необходима для обеспечения поворота ведущих колес. По сравнению с БТ-2, бронирование «пятерки» практически не изменилось. Слегка усилена была броневая защита крышки люка водителя. В целом бронирование корпуса и башни защищало экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.
В носовой и кормовой части корпуса располагались буксировочные крюки.
В боевом отделении на уширенном погоне устанавливалась башня эллиптической формы с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ, спаренным с ней. На некоторых танках на турели устанавливался еще и зенитный пулемет ДТ. Место командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от пушки, справа от нее находился заряжающий. В крыше башни находились два люка для высадки и посадки членов экипажа.
В ниши башни части танков БТ-5 устанавливалась радиостанция.
Орудие 20К имело неплохие для своего времени характеристики. Бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 760 м/с и мог пробить 37-мм броню на дальности в один километр. Для поражения живой силы неприятеля и его открытых огневых средств в боекомплекте танка входили осколочные снаряды . Прицельные приспособления состояли из прицелов ПТ-1 и ТСМФ.
Башня обеспечивала возможность кругового обстрела из пушки и пулемета с углами наведения по вертикали от −6 до +25º.
Боекомплект обычного танка составлял 115 выстрелов, командирского – 72 выстрела.
Обычно для связи использовали сигнальные флажки, а на командирских машинах были установлены радиостанции 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной, расположенной вокруг башни.
Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. с., что позволяло боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 72 км/ч и 50 км/ч – на пересеченной местности. Емкость топливных баков танка составляла 360 литров, на поздних модификациях БТ-5 она была увеличена до 530 литров. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех танков серии БТ. Не исключением был и БТ-5. Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине прекрасную скорость и маневренность, но в то же время отличался исключительной «прожорливостью».
Гусеничный движитель состоял (по каждому из бортов) из гусеницы гребневого зацепления с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами. На гусеничном ходу управление осуществлялось с помощью рычагов, которые были связаны тягами с фрикционами.
При переходе с гусеничного на колесный движитель гусеницы снимались и закреплялись на полках. Управление машиной осуществлялось за счет рулевого колеса, соединенного тягами с передними управляемыми катками. По тогдашним нормативам перевод машины на колесный ход осуществлялся за тридцать минут.
Трансмиссия танка была аналогична установленной на БТ-2, она состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, двух бортовых фрикционов и четырехступенчатой коробки передач.
БТ-5 был оснащен стационарной системой пожаротушения, которая состояла из тетрахлорного огнетушителя и нескольких распылителей, расположенных в моторном отделении танка.
Характеристики ТТХ танков БТ-5
Ниже указаны основные характеристики легкого советского танка БТ-5:
- экипаж, чел. – 3;
БТ-2 – советский легкий колесно-гусеничный танк периода 30-х годов прошлого века. В названии танка аббревиатура «БТ» – обозначает особую серию легких быстроходных танков и расшифровывается, как «быстроходный танк», 2 – порядковый номер модификации легких танков серии БТ.
История и предпосылки создания.
В самом конце 1929 года в США выехалаа советская техническая делегация, которую возглавлял начальник Управления механизации и моторизации РККА (УММ РККА) И.Халепским. В число общих задач делегации входило и ознакомление с передовыми разработками американских инженеров в области бронетанковой техники. Комиссия сразу же заинтересовалась танками, разработанными конструктором Джоном Уолтером Кристи. В то время разработанный Кристи танк М1928 побил незадолго до приезда советской делегации все рекорды по скорости. Американская военная доктрина в то время не слишком много уделяла внимания сухопутным войскам, отдавая приоритеты в пользу флота, поэтому в США машина Кристи, как и сам конструктор, оказались просто не востребованными. Поэтому Кристи с удовольствием откликнулся на предложение советской делегации продать документацию и опытные образцы более совершенного своего танка М1940. Согласно подписанного контракта, СССР покупал в США два танка, техдокументацию и лицензию на их производство за 60.000 долларов США. Кристи и сам высказывал желание переехать в СССР, но обман со стороны советской стороны (вместо 60 ему выплатили всего лишь 35 тысяч долларов) перечеркнул эти планы.
14 марта 1931 года с танком Кристи ознакомилось руководство РККА и осталось довольно его характеристиками. Серийный выпуск этих машин, которые получили в СССР название «Быстроходные танки» под аббревиатурой «БТ», решено было начать на Харьковском паровозостроительном заводе. 23 мая 1931 года Комитет Обороны фактически поставил танк БТ на вооружение РККА.
К 7 ноября 1931 года для участия в параде, невзирая на возникшие при освоении новой машины на заводе-производителе, было произведено три машины танка БТ. В последствии танк с доработками и новой конструкцией башни под индексом «БТ-2» был запущен в серийное производство.
Первые произведенные серийные танки БТ-2 стали поступать в части РККА уже в начале весны 1932 года.
Компоновка.
Компоновку легкого танка БТ-2 сейчас уже принято считать классической для легких быстроходных танков того периода. Танк имел четыре отделения, два из которых, расположенных в корме, трансмиссионное и силовое некоторые специалисты объединяют в одно – трансмисионно-моторное. В средней части корпуса и башне располагалось боевое отделение, а в носовой части – отделение управления.
Экипаж легкого быстроходного танка БТ-2 состоял из двух человек: командира танка и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса практически на его продольной оси, а командир танка, который осуществлял, кроме общего руководства действиями экипажа, еще и вел наблюдение за местностью, заряжал орудие (или пулеметы) и вел огонь по противнику.
Экипаж для посадки в танк и высадки из него пользовался двумя основными люками, один из которых был командирским и располагался в крыше башни, а другой, которым пользовался механик водитель, находился в лобовой приподнятой части корпуса.
Бронезащита корпуса и башни.
Бронезащита легкого танка БТ-2 разрабатывалась по противопульному принципу. Она могла защитить танк и его экипаж исключительно только от пуль винтовочных калибров и мелких осколков с незначительной кинетической энергией.
Сборка бронекорпуса легкого танка БТ-2 производилась путем склепывания стальных катаных листов гомогенной брони между собой, а так же на общий каркас. Так же при монтаже бронелистов использовались и болтовые соединения. Стоит отметить, что корпус танка БТ-2 практически не имел рациональных углов наклона броневых листов к вертикали, за исключением носового скоса, который уменьшал «мертвые» зоны при ведении огня и улучшал обзор. Лобовая часть и борта корпуса собирались броневых плит толщиной в 13 миллиметров, кормовые плиты и плиты крыши корпуса имели толщину 10 миллиметров, а плиты, формировавшие днище – 6.
Башня танка БТ-2 имела цилиндрическую форму без углов наклона к вертикальной нормали с небольшим скосом в переднем направлении в боковой проекции. Она устанавливалась на продольную ось корпуса без смещений на подбашенную коробку. Башня так же производилась с помощью заклепочных и болтовых соединений, которые сопрягали броневые листы между собой. Толщина бронелистов была однородной как для лобовой части, так и для бортов с кормой и составляла 13 миллиметров. В лобовой части башни при ее производстве производилось отверстие прямоугольной формы под установку броневой маски, в которую устанавливалось вооружение танка.
Вооружение.
У большинства выпущенных легких танков БТ-2 в качестве основного вооружения использовалась 37-миллиметровая танковая пушка Б-3 (5К), разработанная в 1930 году. Пушка устанавливалась в лобовой части корпуса на цапфы в броневую маску. Боекомплект к пушке состоял из 92 унитарных выстрелов, которые укладывались вдоль бортов в боевом отделении танка.
В качестве дополнительного вооружение большинство танков БТ-2 оснащались одним пулеметом ДТ калибра 7,62 миллиметра, который устанавливался в шаровую установку с правой стороны от пушки. Боекомплект к пулемету состоял из 2709 патронов, снаряженных в 43 дисковых магазина.
Были попытки выпуска танков со спаренным к пушке пулеметом ДТ, но дальше опытных образцов дело не пошло.
Из-за нехватки пушек некоторое количество легких танков БТ-2 вооружали спаренной пулеметной установкой, состоявшей из двух 7,62-миллиметровых танковых пулеметов ДТ (в литературе данная установка имела индекс «ДТ-2») и пулеметом в шаровой установке. При этом боекомплект пулеметов увеличен не был.
Были так же попытки установить на легкий танк БТ-2 в спаренную установку два авиационных пулемета ДА (индекс «ДА-2»), но этот проект так же дальше создания опытного образца не продвинулся.
Два экземпляра танков БТ-2 так же попробовали вооружить двумя авиационными пулеметами ШКАС, но в серию эта модификация танка так же не пошла.
Известно так же, что 60 первых выпущенных единиц танка БТ-2 не имели шаровой установки для пулемета, поэтому были вооружены исключительно либо 37-миллиметровой пушкой Б-3, либо спаренной пулеметной установкой.
Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.
В качестве силовой установки легкого танка БТ-2 использовался авиационный четырехтактный карбюраторный двенадцатицилиндровым V-образный двигатель «Либерти» с жидкостным охлаждением, разработанные американцами еще в период Первой мировой войны. В последствии «Либерти» был заменен его советским аналогом модели М-5-400, который, как и его американский предшественник, развивал мощность в 400 лошадиных сил, что позволяло танку развивать максимальную скорость при движении по шоссе 51 километр в час на гусеницах и 72 километра в час при движении на колесах.
Трансмиссия легкого танка БТ-2 была механической, в ее состав входили:
главный многодисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения;
пятиступенчатая коробка передач (при четырех передачах вперед и одно – назад);
два бортовых многодисковых фрикциона с тормозами ленточного типа;
два бортовых одноступенчатых редуктора;
два редуктора (гитары) привода к задним опорным каткам, которые были ведущими при ходе танка на колесах.
Легкий быстроходный танк БТ-2 был оснащен индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, которая в последствии получила название «подвеска Кристи». Три пружины вертикального расположения применительно по каждому борту корпуса устанавливались между внутренней стенкой борта корпуса и наружным бронелистом, а еще одна устанавливалась горизонтально внутрь корпуса в боевое отделение. Пружины вертикального расположения связывались через балансиры со средними и задними опорными катками, а пружины горизонтального расположения в боевом отделении - с управляемыми передними катками.
Легкий танк БТ-2 так же имел колесно-гусеничный комбинированный движитель, который состоял из двух ведущих колес при их заднем расположении, имевших диаметр в 640 миллиметров, двух направляющих колес при их переднем расположении с диаметром в 550 миллиметров, восьми опорных катков с диаметром в 815 миллиметров, обтянутых резиновыми бандажами, и двух многозвенных стальных гусеничных цепей, которые собирались из траков шириной в 263 миллиметров. При колесном ходе танка гусеницы снимались и разбирались на четыре части, а затем укладывались на специальные полки. В этом случае привод от коробки передач осуществлялся непосредственно на заднюю пару опорных катков, а управление движением танка производилось путем поворота катков передних.
Боевое применение.
Впервые легкие танки БТ-2 вступили в бой в районе реки Халхин-Гол. 3 июля 1939 года японцы заняли господствующую над западным берегом реки высоту Баин-Цаган и угрожали ударом вдоль берега отрезать, а затем и уничтожить советско-монгольские части, занимавшие позиции на восточном берегу. Г.К.Жуков, командующий первой армейской группой, принял решение атаковать силами 11-й легкотанковой бригады занимавшие высоту японские подразделения. 11-я бригада, укомплектованная в основном легкими танками БТ-2 и БТ-5, после долгого и изнурительного марша без поддержки пехоты была брошена в лобовую атаку на позиции японцев. Не смотря на большие потери, обусловленные отсутствием поддержки стрелковых подразделений, бригада выполнила свою задачу, разгромив переправившиеся японские части. При этом легкие танки БТ-2 зарекомендовали себя с наилучшей стороны.
Достаточно большое количество БТ-2 принимало участие в Польской кампании 1939 года, где так же зарекомендовало себя с достаточно неплохой стороны.
В советско-финской войне 1939-1940 годов принимало участие 82 танка БТ-2 в составе первой легкотанковой бригады. Большинство танков БТ-2 вышло из строя через технические поломки, но были и боевые потери (два танка утонули, а два – были поражены противотанковыми средствами и сгорели).
К началу вторжение Германии в СССР легкий танк БТ-2 уже считался морально устаревшим, а все находящиеся в распоряжении РККА танки использовались, как учебные машины. С началом боевых действий все они были поставлены в строй и участвовали в приграничных сражениях в составе танковых корпусов. Отсутствие у командования РККА опыта и навыков применения легких танков привело к их катастрофическим потерям. Большая часть танков БТ-2 была потеряна именно в этот период войны, но отдельные экземпляры как пушечные, так и пулеметные продолжали воевать в отдельных подразделениях РККА вплоть до лета 1944 года.
Несколько десятков легких танков БТ-2 были захвачены Вермахтом и армиями государств-сателлитов, но какой-либо информации об их успешном применении нет.
С начала 1930-х годов советская военная доктрина строилась на теории Глубокой Операции. Эта теория была разработана в конце 20-х годов. Автором её был Владимир Кириакович Триандафиллов, который в 1926–1931 годах был начальником Оперативного управления Штаба РККА. Труды Триандафиллова «Размах операций современных армий», М., 1926 и «Характер операций современных армий» М., 1929 стали теоретической основой предвоенного построения не только и не столько советских, сколько германских вооруженных сил. Там эта теория явилась логичным дополнением к немецкой теории Молниеносной войны.
Видео: советский танк БТ-5 на параде Победы
Под теорию Глубокой операции создавались передвоенные воинские уставы, такие как, например, Временный полевой устав 1936, РККА (ПУ-36), а также полевой устав ПУ-39 Под эту теорию создавались танковые и воздушно-десантные войска.
Однако танки конца 20-х годов под теорию глубокой Операции никак не подходили – скорость их была слишком мала, а запас хода весьма ограничен. Для претворения в жизнь теории Глубокой Операции требовался совершенно иной танк, и в 1932 году такой танк поступил на вооружение РККА.
Советский танк БТ-4
В основу этого танка легла разработка американского конструктора Уолтера Кристи, которую он сам в 1928 году назвал «танк 1940 года». Кристи нашел техническое решение, позволявшее увеличить оперативную подвижность танков – иными словами, скорость при движении по дорогам. Он увеличил диаметр опорных катков, передние два из которых управлялись, до размеров автомобильных колес, а гусеницу сделал съемной. При движении со снятыми гусеницами тяговое усилие с помощью цепи Галля передавалось с ведущего колеса на заднюю пару катков, которые служили ведущими колесами.
Советский танк БТ-5
В погоне за скоростью изобретатель оснастил танк авиационным мотором, позволившим получить и до сих пор непревзойденные удельные мощности – более 40 лошадиных сил на тонну – и скорость по шоссе на колесах до 113 км/ч.
Советский танк БТ-5
Машины этого американского инженера, построенные в 1931 году, испытывались в армии США, но на вооружение так и не были приняты. Специалисты считали, что при больших скоростях управлять ими очень трудно, да и бронирование танков было недостаточным.
Советский танк БТ-5
Но этому танку было суждено обрести вторую родину. Советское торгпредство купило эти машины у конструктора и под видом тракторов вывезло их в СССР. Там эта модель под обозначением БТ-2 заочно была принята на вооружение 23 мая 1931 года, когда еще не было изготовлено ни одного экземпляра.
Советский танк БТ-5
Советские конструкторы вели работы по дальнейшему улучшению боевых свойств танка. И в результате в 1933 году появился БТ-5, вооруженный 45-мм пушкой образца 1932 года и спаренным пулеметом. На машине установили двигатель отечественного производства – двенадцатицилиндровый авиационный мотор М-17, сделанный на основе более старого М-5, являвшегося копией американского «Либерти» и ставившегося на туполевские самолеты-разведчики Р-3. Такие двигатели М-17 стояли на знаменитых поликарповских самолетах Р-5, и по выработке летного ресурса их ставили на танки. При этом путем ограничения подачи газо-воздушной смеси мощность их снижали с 615 до 400 л.с. Правда, вскоре этих двигателей не стало хватать и промышленность специально для танков БТ начала выпускать танковый вариант мотора, названный М-17Т.
БТ-5, кроме того, имел башню улучшенной формы, усиленные детали ходовой части. Командирские БТ-5 имели радиостанции с поручневой антенной. Это, кстати, сослужило плохую службу в боях: противник, видя издалека эти танки, старался вывести их из строя в первую очередь. Впоследствии антенну заменили на штыревую.
Советский танк БТ-7
В 1935 году в Красную Армию начал поступать танк БТ-7. На нем установили тот самый мотор М-17Т, вновь сконструированный главный фрикцион, ленточные плавающие тормоза, что значительно повысило его ходовые качества. Толщину брони и запас хода также увеличили. Через три года с начала выпуска БТ-7 стал производиться с коническими башнями для увеличения пулестойкости. За два года до начала Великой Отечественной войны на модификации БТ-7М установили специально созданный дизель-мотор В-2 вместо устаревшего М-17Т, снятого с производства. Скорость танка возросла до 62 км/ч на гусеницах и 86 на колесах, запас хода – до 600 км на гусеницах и до 700 км на колесах, а масса – до 14,6 т.
Советский танк БТ-7
Производство БТ-7М прекратили весной 1940 года, вместо него в серию была запущена знаменитая тридцатьчетверка, унаследовавшая от своего предшественника ряд элементов трансмиссии и ходовой части, а также и двигатель. Незадолго до появления Т-34 появился экспериментальный танк А-20. Тот же Суворов выдвинул гипотезу, что индекс «А» следует читать как автострадный. Просто г-н Резун, вероятно, не знал, что этим индексом обозначались у нас экспериментальные образцы до их принятия на вооружение. Что представлял собой этот А-20? Этот танк стал переходной моделью между БТ-7М и Т-34. Корпус он имел уже тридцатьчетверочный, а башня с сорокопяткой была еще бэтэшная.
Советские танки БТ-7 в фильме "Поп" (фрагмент)
Ходовая часть танка состояла из четырех катков с каждого борта. Позднее, когда появилась пушка Л-11, для нее изготовили новую башню. Танк потяжелел, и пришлось добавить пятый каток. Модель назвали А-32. Однако при проведении испытаний выяснилось, что со сброшенными гусеницами танк, достигший 28 тонн, ходить не сможет даже по асфальту – слишком велико было давление на дорогу. Поэтому-то и создали чисто гусеничный образец А-34. После сравнительных испытаний А-32 и А-34 последнюю модель под индексом Т-34 и приняли на вооружение, заменив при этом Л-11 на более удачную Грабинскую Ф-32. Однако опорные катки больного диаметра и отсутствие поддерживающих катков продержались в нашем танкостроении аж до Т-62 включительно. Многими достоинствами обладал БТ. Единственное, чего он не мог делать, – он не умел летать.
Видео: советский танк БТ-5
В начале Великой Отечественной танки БТ были одними из самых распространенных в РККА. По численности они уступали лишь танку Т-26. Однако уже к октябрю 85% имевшихся в войсках танков БТ было потеряно. Тем не менее, танки БТ принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944. Причем это были не только БТ-7, но и БТ-5. Так, по состоянию на 1.07.1943 года в составе Ленинградского фронта насчитывалось 28 боеспособных танков БТ-5. Еще один БТ-5 находился в составе Волховского фронта. Всю войну танки БТ прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 приняли участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. Например, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган, было 211 БТ-7. Заключительным аккордом боевой службы танков БТ стал победный парад в Харбине. Но и после этого танки БТ служили в Народно-Освободительной Армии Китая, а некоторым из них удалось даже повоевать в Корее.
Советские танки серии БТ
Танки серии БТ позволили советским танкостроителям и конструкторам получить богатый опыт создания новых образцов вооружений и военной техники. Именно они, в подавляющем большинстве случаев, использовались в тридцатые годы в качестве экспериментальных машин, на которых отрабатывалась установка и боевое применение различного вооружения, как пулемётов и пушек, так химического и ракетного.
За то время, когда отечественные танковые заводы выпускали данную серию, путёвку в жизнь получило более пятидесяти типов танков различного назначения. 12 из них выпускались серийно.
Давайте вспомним эти модели. Серийное производство началось с модели БТ-2. Параллельно с выпуском продолжались работы по его модернизации. Конструкция танка претерпела множественные изменения.
Основными из них стали:
1. 1933 год. Выпуск танка БТ-5, с пушкой образца 1932/34 года (калибр - 45мм), что повлекло за собой изменение формы башни;
2. 1935 год. Запуск в серию модели БТ-7. Пушка осталась та же, но появился новый двигатель М-171 и усиленная броневая защита, что повлекло за собой изменения геометрии корпуса танка;
3. 1934 год. Установка на модель БТ- 7 пушки КТ-28 (калибр - 76,2 мм) и переход к серийному выпуску (1936) танка БТ-7А (артиллерийского);
4. 1937 год. Цилиндрическая башня меняется на коническую. Устанавливается новый телескопический прицел с вертикальной стабилизацией (ТОС);
5. 1938-39. На танке БТ-7 появился дизель В-2. Начиная с 1939 года, начинается серийный выпуск БТ-7М с данным дизелем.
Итак краткая историческая справка истории танка БТ:
1. 1932-1933. Модель БТ-2. Вооружение пушечно-пулемётное. Пушка Б-3 (калибр 37 мм) и пулемёт ДТ. В войска поступило 208 танков;
2. 1933. Модель БТ-2. Вооружение пулемётное. Спаренная пулемётная установка ДА-2 (пулемёты ДТ). Несколько данных машин имели ещё один пулемёт ДТ, который устанавливался в отдельной шаровой установке. Заводами выпущено 412 танков данной модели;
3. 1933-1934. Танк БТ-5, получивший наименование линейного. Вооружение пушечно-пулемётное. Пушка образца 1932 года (калибр - 45 мм) и пулемёт ДТ. В войска поступило 1621 единица указанной техники;
4. 1933-1934. Модель БТ-5РТ. Первый танк, серийно оснащаемый радиостанцией. Обычно для этого использовали модели 71-ТК-1 (вариант - 71-ТК-3). Вооружение пушечно-пулемётное. Пушка образца 1932 года (калибр - 45 мм) и пулемёт ДТ. Изготовлено 263 данных танка;
5. 1935-1939. Танк БТ-7, так же относимый по тогдашней классификации к линейным танкам. Вооружался танковой пушкой нового образца (1932/34 годов) и 1 или 2 пулемётами ДТ. Начиная с 1937, производилась модель с конической башней. Было изготовлено 2596 танков указанной модификации;
6. 1934-1940. Модель БТ-7РТ. Танки оснащались радиостанциями. Вооружение: пушка та же, пулемёт ДТ. Начиная с 1938 года, производилась модификация с конической башней. Произведено 2017 танков;
7. 1934, 1936-1937 годы. Артиллерийский БТ-7А. Вооружён: пушка КТ-28 (76,2 мм), пулемёт ДТ. Некоторые машины комплектовались радиостанциями. Изготовлено 156 танков;
8. 1935-1936. СБТ – сапёрный танк-мостоукладчик. Был вооружён пулемётом ДТ. Произведена небольшая партия. Точной информации о количестве найти не смог;
9. 1936. Огнемётный танк ХБТ-2. Иное наименование - химический - БХМ-2. Вооружён огнемётной установкой КС-23 и пулемётом ДТ. Изготовлено три танка;
10. 1936. Огнемётный (химический) танк БХМ на шасси БТ-5 . Иное наименование БХМ-2. Вооружён танковой пушкой (45 мм) образца 1932 года, пулемётом ДТ и огнемётной установкой КС-23 (вариант – съёмным дымовым прибором ДТП) Изготовлено три танка – постановщика дымовых завес и 10 огнемётных танков;
11. 1936-1937. Химический танк (огнемётный) ХБТ-7 на шасси БТ-7. Иное наименование – ХБТ-Ш). Машина вооружалась танковой пушкой калибра 45 мм образца 1932 года, пулемётом ДТ и огнемётной установкой КС-40 (вариант – съёмным дымовым прибором КС-41). Изготовлен единичный опытный экземпляр;
12. 1937. Танк БТ-ИС. Отличался принципиально новой формой корпуса и тем, что имел 6 ведущихколёс (для колёсного хода). Вооружение: танковая пушка (45 мм) образца 1932/34 года, пулемёт ДТ. Выпущена экспериментальная партия. О количестве информации найти не удалось;
13. 1939. танк БТ-5/В-2. Модель представляла собой модернизированный вариант линейного танка БТ-5 с дизелем В-2. Изготовлено 5 танков;
14. 1938-1940. Танк БТ-7 с дизелем В-2. Вооружение: танковая пушка (45 мм) образца 1934/38 года и три (вариант – 2) пулемёта ДТ. Некоторые танки указанной марки оснащались радиостанцией марки 71-ТК-3. Произведено 788 танков;
15. 1939. Танк БТ-20 (А-20) - экспериментальная модель. Кардинально изменена форма корпуса и башни. Три пары ведущих колёс. Был вооружён танковой пушкой калибра 45 мм образца 1932/34 года и двумя пулемётами ДТ. Выпущен в единственном экземпляре. Участвовал в боевых действиях по обороне Москвы;
16. 1940-1941. Огнемётный (химический) танк ОТ-7. Был вооружён танковой пушкой (45 мм) образца 1934/38 года, огнемётной установкой КС-63 и двумя пулемётами ДТ. Изготовлен в единственном экземпляре;
17. 1937. Танк БТ-СВ-2 (БТ-СВ). Имел изменённую форму корпуса и башни. Был выпущен в двух экземплярах. Вооружался аналогично предыдущей модели, кроме огнемётной установки;
18. 1939-1941. БТ-ТТ. Так называемая телемеханическая группа, состоящая из двух танков БТ. В неё входили:
1. телетанк, вооружённый 7,62 мм пулемётос Силина и огнемётной установкой КС-60;
2. танк управления, вооружённый танковой пушкой (калибр - 45 мм) образца 1934/38 года, пулемётом ДТ. количество изготовленных групп установить не смог.
Танкопром СССР выпустил 8060 танков указанной серии различных модификаций. На 01.01.41 на вооружении РККА по архивным данным находилось 7463 БТ.
Танки БТ широко привлекались к участию в боевых действиях в Монголии (Халхин-Гол), в походе в западную Белоруссию и Украину, в войне с Финляндией, на начальном этапе Великой Отечественной войны и в войне с Японией в 1945 году.