История китая меликсетов. Глава IV
Глава V. Китай в эпоху политической раздробленности148
Глава VI. Восстановление и расцвет империи: династии Суй и Тан..165
Глава VII. Китай в период правления династии Сун (960—1279)..199
Глава IX. Китай в эпоху правления минской династии (1368—1644).243
Глава X. Китайская империя в XVII — первой половине XIX в..261
Глава XI. Включение китайской империи в мировые экономические, политические и духовные связи296
2-е издание,
ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«ВЫСШАЯ ШКОЛА» 2002
УДК 93/99 ББК 63.3(5) И89
Л.С. Васильев — гл. I—IV; З.Г. Лапина — гл. V—VIII; А.В. Меликсетов - гл. XIII-XVIII; § 5 гл. xix, § 3 гл. xx; А^.А.. Писарев — гл. IX-XII, xix (кроме § 5), xx (кроме § 3)
Рецензенты:
кафедра востоковедения МГИМО МИД РФ; доктор исторических наук, профессор А^.А^. Бокщанин; доктор исторических наук, профессор A.M. Григорьев
Предисловие
Огромный интерес российской общественности к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономическим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетворяется публикацией значительного числа книг и статей самой разнообразной тематики. В настоящее время российское китаеведение — одна из наиболее плодотворно работающих отраслей российского востоковедения. Это в полной мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти по всем периодам долгой и непрерывной китайской истории. Однако явно не хватает работ обобщающего характера, которые могли бы претендовать на изложение всей истории нашего великого соседа. Между тем потребность в написании таких книг очевидна. «История Китая» — попытка заполнить пустующую нишу. Авторы книги — историки-китаеведы, в течение многих лет работающие над исследованием разных исторических периодов Китая, что и позволило объединить их усилия для достижения поставленной задачи. В этом смысле написание данной книги — определенное историографическое подытоживание предшествующей исследовательской работы ее авторов.
Будучи преподавателями кафедры истории Китая Института стран Азии и Африки при МГУ, в течение десятилетий читавшими и читающими общие и специальные курсы по истории Китая и истории стран Азии и Африки, участвовавшими в написании многих учебных пособий, авторы предлагаемого вниманию читателя издания накопили немалый педагогический опыт, который послужил основательным фундаментом при работе над данной книгой, которая ставит своей целью дать сводно-обоб-щающее изложение всей истории Китая.
Приступая к работе, авторы понимали всю сложность поставленной перед ними задачи. Речь шла о Китае — стране истории, стране непрерывной культурной традиции, в том числе и традиции историописания. Начиная с глубокой древности, профессионально умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шелковых свитках, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания.
Это поддерживавшееся государством летописание всегда являлось важной составной частью духовной жизни Китая. Первое и титаническое по характеру обобщение такой повседневной историо-графической работы принадлежит кисти великого китайского историка Сыма Цяня (выходца из семьи потомственных историографов) на рубеже вв. до н.э. Созданная им книга «Шицзи» («Исторические записки», или «Записки историка») — это огромное по объему и глубокое по мысли сочинение, которое стало своего рода образцом, дидактической моделью для исторических исследований в Китае. В последующие два тысячелетия труд Сыма Цяня послужил основой для создания так называемых ди-настийных историй.
Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Всего таких историй традиционно насчитывается 24. Они составлялись высококвалифицированными специалистами, стремившимися достаточно объективно изложить исторические события предшествующей династии и подвести читателя к выводам, которые должны были подтвердить легитимность правящей династии. Естественно, что доказательство легитимности новой династии подчас требовало новой интерпретации и событий далекого прошлого. В этом случае члены этих комиссий (они все-таки были не просто историками, а чиновниками по ведомству истории!) препарировали в нужном духе исторический материал. Однако это «переписывание» истории происходило при строгом соблюдении накопленной веками конфуцианской этики и дидактики, нравоучительной заданности: история всегда должна была подтверждать, что небесную санкцию на управление Китаем (Поднебесная империя) может получить только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью дэ. Именно обладание дэ и его потеря лежали в основе закономерности движения династийных циклов. Поэтому история, трактуемая в конфуцианском духе, косвенно доказывала, что люди (прежде всего правители) сами определяют судьбу страны и тем самым творят историю. Небо в этом смысле было лишь регулирующе-контроли-рующей инстанцией.
Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замещению чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа. История при этом воспринима-
лась как школа жизни, своего рода собрание поучительн^1х рассказов о деяниях правителей и исторических прецедентах. Апеллирование к истории, к прецеденту, к примеру древних б^зло одним из наиболее весом^1х аргументов в политических спорах имперского Китая. В xix-xx вв. в обращении к истории, к древности искали себе идейную опору реформаторы, да и революционеры обращались к тому же источнику.
Современная китайская историография генетически восходит, что вполне естественно, к своей национальной историографической традиции. Крутой идеологический поворот, связанный с приходом к власти коммунистов и образованием КНР, не отменил важнейшей особенности китайской историографии — она продолжала оставаться официальным, государственным, партийным делом, важным идеологическим и политическим оружием в руках государственно-партийного руководства. Еще до завоевания власти в апреле 1945 г. VII расширенн^тй пленум ЦК КПК (шестого созыва) после серьезного обсуждения принял «Решение по некоторым вопросам истории нашей партии», в котором давалась маоистская версия развития КПК и всего освободительного движения китайского народа. Этот партийн^тй документ на многие годы определил развитие историографии нового Китая. На историческом переломе от утопического коммунизма Мао Цзэдуна к прагматической политике рыночного социализма Дэн Сяопина в июне 1981 г. VI пленум ЦК КПК (одиннадцатого созыва) принял «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР», в котором во многом по-новому были осмыслены пути развития китайской революции. Вместе с тем начавшееся с конца 70-х гг. постепенное обновление всей духовной жизни страны сказалось и на современной китайской историографии — в научный оборот вводятся новые источники, складывается критический подход к исследованию некоторых исторических сюжетов, возникают плодотворные различия в трактовке исторического процесса.
Авторы с большим уважением и вниманием относятся к достижениям китайской историографии, стремясь в полной мере использовать их при написании данной книги. Однако при всем этом мы остаемся российскими историками, стремящимися с наших современных позиций понять и истолковать китайскую историю.
Изложить в рамках одной книги многотысячелетнюю историю Китая всегда б^зло весьма трудн^1м и сложн^тм делом. И все-таки, несмотря на ограниченность книжной «территории», мы стремились наполнить ее максимально возможным количеством фактического материала. Цель была в том, чтобы читатель смог найти в
этой книге не схематический исторический очерк, но весомо и убедительно продемонстрировать характерные черты и особенности истории китайского общества и государства.
Не менее (а может б^тть, и более) трудной и важной задачей было теоретическое истолкование огромного материала с общих авторского коллектива позиций. ^метим, что авторы книги — едином^тшленники в основн^1х методологических подходах к исследованию китайской истории при всех различиях в тематике их научной и педагогической деятельности. В течение многих лет м^1стремились избежать гнета официальной «пятичленной» форма-ционной концепции, отстаивали свое право рассматривать развитие китайского общества на определенном историческом этапе как «восточное», «азиатское», развивающееся по законам, весьма отличным от тех, которые управляли становлением европейской цивилизации. Отсюда — большое внимание к описанию и анализу традиционных общественных институтов, специфике экономического строя.
Для авторов этой книги духовные условия жизни человека и нормативные традиции, коими он в этой своей жизни руководствуется, имеют первостепенное значение. Поэтому религия, идеология, общественная мысль рассматриваются как не менее существенные факторы исторического развития, чем способы обработки земли или формы землевладения и отношения собственности. В этой связи мы стремились уделить особое внимание проблемам культурного развития, без изучения которых, на наш взгляд, невозможно достаточно глубоко осветить исторический процесс. Так, изучение процессов и результатов «встречи» китайской цивилизации — после «откр^ттия» Китая — западной культурой и проникновение в эту страну европейской «машинной цивилизации» помогают понять особенности генезиса и развития китайского капитализма. Авторы стремились избежать упрощенных подходов в анализе этого взаимодействия и дать реальную картину сложного процесса цивилизационного взаимо-действия.
Как нам представляется, большую роль в истолковании развития традиционного Китая играет правильное освещение проблемы династийных циклов. В этом контексте мы пытались во многом по-новому рассмотреть также и историческую роль массовых народных восстаний и выступлений, связанных с острыми социальными проблемами Китая. При исследовании взаимоотношений революционн^1х и реформистских тенденций общественного развития авторы стремились отказаться от априорных оценок, желая показать реальное место этих тенденций в истории Китая. Учит^твая огромную роль утопической традиции, суще-
ственно повлиявшей на китайскую политическую культуру, в книге обращено внимание на проблему соотношения утопизма и прагматизма в общественной жизни страны. Крах «реального социализма» позволил более критично и более объективно показать проанализировать и оценить взаимоотношение «китаизированного марксизма» и национализма, борьба между которыми в настоящее время обретает характер экономической и социальной конкуренции между континентальным Китаем (КНР) и Тайванем (Китайская республика). В этой связи развитие Тайваня впервые в нашей историографии рассматривается как интегральная часть истории Китая во второй половине XX в.
Надеемся, что внимательный читатель легко увидит глубокое уважение авторов к нашему великому соседу, его истории и культуре, стремление объективно и доброжелательно понять и истолковать китайскую историю и максимально убедительно донести до российского читателя это прочтение китайской истории.
Авторы глубоко признательны рецензентам А.Н. Григорьеву, Бокщанину, В.^ Корсуну — известн^тм историкам-китаеведам и опытным преподавателям — за поддержку и ценные профессиональные замечания, которые мы постарались учесть.
Мы благодарна: нашим коллегам К.М. Тертицкому и М.В. Карпову за помощь в подготовке данной книги к изданию, а также И.С. Спириной и Н.П. Чесноковой за внимательное отношение к рукописи нашей книги.
В учебнике излагается история Китая с древнейших времен до наших дней. Авторы книги - известные историки-китаеведы, преподаватели кафедры истории Китая ИСАА при МГУ. Для студентов, изучающих всемирную историю, а также для всех интересующихся историей Китая.
АРХЕОЛОГИЯ О ПРЕДЫСТОРИИ КИТАЯ.
Достижения современной антропологии и археологии - вначале преимущественно западной, затем главным образом китайской - позволили вскрыть мощные пласты предыстории Китая. Имеются в виду не те историзованные легенды, коими насыщены многие древнекитайские источники, начиная с «Книги документов» («Шуцзин»), главы первого (наиболее раннего) слоя которой написаны преимущественно в начале эпохи Чжоу (остальные чуть позже, а затем все они были отредактированы Конфуцием).
Об этих легендах будет сказано несколько ниже. Подлинная предыстория начинается с так называемого синантропа, т.е. обнаруженной в районе Пекина разновидности человекообезьяны, или архантропа. Найденные на рубеже 20-30-х гг. нашего века в пещере Чжоукоудянь костные останки синантропа, и прежде всего его зубы, в частности лопаткообразные резцы, столь обычные для монголоидов, позволили выдвинуть гипотезу, что чжоукоудяньский синантроп, как и обнаруженные позже близкие к нему ланьтяньский и юаньмоуский архантропы, является прямым предком-предшественником китайцев.
Гипотеза эта не беспочвенна, но сомнительна (хотя бы потому, что современная физическая антропология все больше склоняется в пользу точки зрения, что синантроп был тупиковой ветвью развития человекообразных и что, следовательно, в происхождении современных сапиентных монголоидов существенную роль должны были сыграть иные предковые линии, возможно смешавшиеся с потомками синантропа). Об этом, в частности, свидетельствуют некоторые явно западные черты и признаки нижнепалеолитической культуры Динцунь, датируемой много позже эпохи синантропа - примерно 200-150 тыс. лет назад.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава I. Формирование основ государства и общества в Китае 8
1. Археология о предыстории Китая 8
2. Протогосударство Шан 16
3. Чжоусцы и крушение Шан. Институционализация Чжоу 26
4. Западное Чжоу: государство и общество 36
Глава II. Восточное Чжоу: период Чуньцю 46
1. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) 46
2. Социально-политическая структура Китая в VII-VI вв. до н.э 55
3. Духовная жизнь чжоуского Китая 68
Глава III. Восточное Чжоу: период Чжаньго 74
1. От Чуньцю к Чжаньго: усиление центростремительных тенденций 74
2. Конфуций и его учение 82
3. Монеты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли 88
4. Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая 98
Глава IV. Создание китайской империи. Династии Цинь и Хань 111
1. Возникновение и крах империи Цинь 111
2. Империя Хань. У-ди и его преобразования 120
3. Династия Хань после У-ди. Реформы Ван Мана 133
4. Вторая династия Хань (25-220) 138
Глава V. Китай в эпоху политической раздробленности 148
1. Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью империи Цзинь(III-IV вв.) 148
2. Нашествие кочевников на Китай 152
3. Южные и северные государства (IV-VI вв.) 154
4. Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма, даосизма и конфуцианства 158
Глава VI. Восстановление и расцвет империи: династии Суй и Тан 165
1. Правление династии Суй (581-618) 165
2. Воцарение династии Тан (618-907) 169
3. Социально-политическая структура Танской империи 172
4. Внешняя политика Танской империи 177
5. Города, ремесло, торговля 179
6. Ослабление танской империи в VIII-IX вв 182
7. Крестьянская война IX в. и крах династии Тан 187
8. Культура танской эпохи 191
Глава VII. Китай в период правления династии Сун (960-1279). 199
1. Политика первых сунских императоров 199
2. Положение в деревне 202
3. Реформаторское движение в 30-80-х годах XI в 206
4. Новые тенденции в развитии экономики X-XIII вв 211
5. Культура в Х-ХШ вв 216
6. Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.) ?20
7. Нашествие чжурчжэней 223
Глава VIII. Китай в эпоху правления династии Юань (1271 - 1368) 229
1. Завоевание Китая монголами 229
2. Китай под властью Монгольской империи 232
3. Свержение монгольского ига 240
Глава IX. Китай в эпоху правления минской династии (1368-1644) 243
1. Династия Мин: государство и общество 243
2. Императорская власть и оппозиция 251
3. Минский Китай и внешний мир 256
Глава X. Китайская империя в XVII - первой половине XIX в. 261
1. Падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами 261
2. Цинская держава в период расцвета (конец XVII-XVIII вв.) 267
3. Общественный строй Китая накануне вторжения иностранных держав 283
Глава XI. Включение китайской империи в мировые экономические, политические и духовные связи 296
1. Первая «опиумная» война 296
2. Тайпинское восстание. 308
3. Китай и иностранные державы во второй половине XIX в. 323
4. Политика самоусиления и попытки реформ в Китае во второй половине XIX в. 333
Глава XII. Назревание революционного кризиса 343
1. Реформаторское движение и Кан Ювэй 343
2. Революционное движение и Сунь Ятсен 350
3. Восстание ихэтуаней 353
4. «Новая политика» и развитие кризиса империи 356
5. Подъем революционного движения 361
Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение Китайской республики (1911-1918) 365
1. Победа Синьхайской революции 1911 г. 365
2. Политическая борьба после победы Синьхайской революции 379
3. Развитие духовной жизни китайского общества после Синьхайской революции 389
4. Социально-экономические сдвиги в послесиньхайские годы 412
Глава XIV. Китай после Первой мировой войны (1918-1927) 427
1. «Движение 4 мая» 1919 г. и подъем освободительной борьбы 427
2. Образование Коммунистической партии Китая (КПК) 435
3. Реорганизация Гоминьдана и создание революционной базы в Гуандуне. 349
4. Китай накануне Национальной революции 1925-1927 гг. 447
5. Начальный этап Национальной революции (май 1925 г. - июнь 1926 г.) 453
6. Северный поход НРА (июль 1926 г. - март 1927 г.) 462
7. Кризис и арьергардные бои Национальной революции (апрель-декабрь 1927 г.) 472
8. Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг. 485
Глава XV. Китай в годы «нанкинского десятилетия» (1928-1937) 490
1. Становление гоминьдановской власти 490
Утверждение власти Гоминьдана и борьба за объединение страны. 490
Внешняя политика гоминьдановского правительства и развитие японской агрессии 494
Социально-экономическая политика нанкинского правительства 499
Социальная природа гоминьдановской власти 506
2. Гражданская война под лозунгом Советов. 507
Изменение «маршрута революции» 507
Развитие советского движения 509
Китайская Советская Республика 514
Поражение советского движения 517
3. Китай накануне японо-китайской войны 519
Завершение Великого похода и обострение фракционной борьбы в КПК 519
Общенациональный патриотический подъем 520
Борьба за единый национальный фронт 522
Глава XVI Национально-освободительная война китайского народа против японских захватчиков (1937-1945) 526
1 Начало и основные этапы войны 526
Превращение очередного «инцидента» в национально-освободительную войну китайского народа против японских захватчиков 526
Первый период воины (июль 1937 г - октябрь 1938 г) 531
Второй период войны (ноябрь 1938 г - декабрь 1941 г) 532
Третий период войны (декабрь 1941 г - август 1945 г) 534
2 Развитие оккупированной части Китая 535
Создание марионеточной государственности на оккупированной территории 535
Социально-экономическое развитие оккупированных районов 538
3 Развитие гоминьдановских районов 544
Социально-экономическая политика Гоминьдана и ее последствия 544
Социально-политическое развитие неоккупированных районов 550
4 КПК и развитие освобожденных районов 558
Освобожденные районы и вооруженные силы КПК в годы войны 558
Развитие КПК в годы войны 564
5 Заключительный этап войны и ее итоги 576
Глава XVII. Победа народной революции (1945-1949) 579
1 Послевоенный политический кризис и начало нового этапа гражданской войны 579
2 Кризис и развал гоминьдановского режима 582
3 Развитие гражданской войны 588
4 Аграрная политика КПК 596
5 Победа КПК в гражданской войне 608
Глава XVIII. Китай в 1949-1957 IT.: выбор пути развития 618
1 Создание новой государственности и начало модернизации Китая 618
2 Переход Китая к социалистическому строительству 634
3 Развитие Тайваня в 1949-1957 гг 650
Глава XIX. Китай в 1957-1976 IT.; ПОПЫТКИ реализации маоистской утопии 656
1 Политика «трех красных знамен» 656
2 Политическая борьба в КПК и преодоление последствий «большого скачка» в первой половине 60-х гг 667
3 «Культурная революций» (1966-1969) 674
4 Обострение политической борьбы на завершающем этапе «культурной революции» (1969-1976) 686
5 Развитие Тайваня в 1957-1976 гг. 692
Главе XX Китай в Эпоху реформ (после 1976 г.) 697
1 Политическая и идеологическая борьба Переход к политике «реформ и внешней открытости» 697
2 «Рыночный социализм» и особенности современной модернизации КНР 708
3 Развитие Тайваня после 1976 г 727.
Л.С. Васильев - гл. I-IV; З.Г. Лапина - гл. V-VIII; А.В. Меликсетов - гл. XIII-XVIII; § 5 гл. XIX, § 3 гл. XX; А.А. Писарев - гл. IX-XII, XIX (кроме § 5), XX (кроме § 3)
Рецензенты:
кафедра востоковедения МГИМО МИД РФ; доктор исторических наук, профессор А.А. Бокщанин; доктор исторических наук, профессор A.M. Григорьев
История Китая; Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. 2-e изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. - 736 с.
ISBN 5-211-04413-4
В учебнике излагается история Китая с древнейших времен до наших дней. Авторы книги - известные историки-китаеведы, преподаватели кафедры истории Китая ИСАА при МГУ.
Для студентов, изучающих всемирную историю, а также для всех интересующихся историей Китая. УДК 93/99
ББК 63.3(5) Учебное издание ИСТОРИЯ КИТАЯ Под редакцией А.В. Меликсетова Зав. редакцией Г.М. Степаненко. Редакторы Т.М. Ильенко, Л.В. Кутукова.
Переплет художника В.В. Гарбузова. Технический редактор Н.И. Смирнова.
Корректоры Г.А. Ярошевская, В.А. Ветров Изд. лиц. № 040414 от 18.04.97.
Подписано в печать 18.12.01. Формат 60 х 90. Бумага офсетная № 1.
Гарнитура Таймc. Офсетная печать. Усл. печ. л. 46,0. Уч.-изд. л. 47,29.
Тираж 3000 экз. Заказ № 5247. Изд. № 6993
Ордена «Знак Почета» Издательство Московского университета
103009, Москва, Б. Никитская ул., 5/7. Тел.: 229-50-91. Факс: 203-66-71.
Тел.: 939-33-23 (отдел реализации). E-mail:
В Издательстве МГУ работает служба «КНИГА - ПОЧТОЙ»
Тел.: 229-75-41
ФГУП «Издательство "Высшая школа"»,
127994, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14. Факс: 200-03-01, 200-06-87.
E-mail: http: // www.v-shkola.ni
Отпечатано в полном сотгветствии с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».
143200, г. Можайск ул. Мира, 93. ISBN 5-211-04413-4 © Издательство Московского университета, 2002
Предисловие
Огромный интерес российской общественности к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономическим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетворяется публикацией значительного числа книг и статей самой разнообразной тематики. В настоящее время российское китаеведение - одна из наиболее плодотворно работающих отраслей российского востоковедения. Это в полной мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти по всем периодам долгой и непрерывной китайской истории. Однако явно не хватает работ обобщающего характера, которые могли бы претендовать на изложение всей истории нашего великого соседа. Между тем потребность в написании таких книг очевидна. «История Китая» - попытка заполнить пустующую нишу. Авторы книги - историки-китаеведы, в течение многих лет работающие над исследованием разных исторических периодов Китая, что и позволило объединить их усилия для достижения поставленной задачи. В этом смысле написание данной книги - определенное историографическое подытоживание предшествующей исследовательской работы ее авторов.
Будучи преподавателями кафедры истории Китая Института стран Азии и Африки при МГУ, в течение десятилетий читавшими и читающими общие и специальные курсы по истории Китая и истории стран Азии и Африки, участвовавшими в написании многих учебных пособий, авторы предлагаемого вниманию читателя издания накопили немалый педагогический опыт, который послужил основательным фундаментом при работе над данной книгой, которая ставит своей целью дать сводное обобщающее изложение всей истории Китая.
Приступая к работе, авторы понимали всю сложность поставленной перед ними задачи. Речь шла о Китае - стране истории, стране непрерывной культурной традиции, в том числе и традиции историописания. Начиная с глубокой древности, профессионально умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шелковых свитках, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания.
Это поддерживавшееся государством летописание всегда являлось важной составной частью духовной жизни Китая. Первое и титаническое по характеру обобщение такой повседневной историографической работы принадлежит кисти великого китайского историка Сыма Цяня (выходца из семьи потомственных историографов) на рубеже II-I вв. до н.э. Созданная им книга «Шицзи» («Исторические записки», или «Записки историка») - это огромное по объему и глубокое по мысли сочинение, которое стало своего рода образцом, дидактической моделью для исторических исследований в Китае. В последующие два тысячелетия труд Сыма Цяня послужил основой для создания так называемых династийных историй.
Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Всего таких историй традиционно насчитывается 24. Они составлялись высококвалифицированными специалистами, стремившимися достаточно объективно изложить исторические события предшествующей династии и подвести читателя к выводам, которые должны были подтвердить легитимность правящей династии. Естественно, что доказательство легитимности новой династии подчас требовало новой интерпретации и событий далекого прошлого. В этом случае члены этих комиссий (они все таки были не просто историками, а чиновниками по ведомству истории!) препарировали в нужном духе исторический материал. Однако это «переписывание» истории происходило при строгом соблюдении накопленной веками конфуцианской этики и дидактики, нравоучительной заданности: история всегда должна была подтверждать, что небесную санкцию на управление Китаем (Поднебесная империя) может получить только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью дэ. Именно обладание дэ и его потеря лежали в основе закономерности движения династийных циклов. Поэтому история, трактуемая в конфуцианском духе, косвенно доказывала, что люди (прежде всего правители) сами определяют судьбу страны и тем самым творят историю. Небо в этом смысле было лишь регулирующе-контролирующей инстанцией.
Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замещению чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа. История при этом воспринималась как школа жизни, своего рода собрание поучительных рассказов о деяниях правителей и исторических прецедентах. Апеллирование к истории, к прецеденту, к примеру древних было одним из наиболее весомых аргументов в политических спорах имперского Китая. В XIX-XX вв. в обращении к истории, к древности искали себе идейную опору реформаторы, да и революционеры обращались к тому же источнику.
Современная китайская историография генетически восходит, что вполне естественно, к своей национальной историографической традиции. Крутой идеологический поворот, связанный с приходом к власти коммунистов и образованием КНР, не отменил важнейшей особенности китайской историографии - она продолжала оставаться официальным, государственным, партийным делом, важным идеологическим и политическим оружием в руках государственно-партийного руководства. Еще до завоевания власти в апреле 1945 г. VII расширенный пленум ЦК КПК (шестого созыва) после серьезного обсуждения принял «Решение по некоторым вопросам истории нашей партии», в котором давалась маоистская версия развития КПК и всего освободительного движения китайского народа. Этот партийный документ на многие годы определил развитие историографии нового Китая. На историческом переломе от утопического коммунизма Мао Цзэдуна к прагматической политике рыночного социализма Дэн Сяопина в июне 1981 г. VI пленум ЦК КПК (одиннадцатого созыва) принял «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР», в котором во многом по-новому были осмыслены пути развития китайской революции. Вместе с тем начавшееся с конца 70-х гг. постепенное обновление всей духовной жизни страны сказалось и на современной китайской историографии - в научный оборот вводятся новые источники, складывается критический подход к исследованию некоторых исторических сюжетов, возникают плодотворные различия в трактовке исторического процесса.
История Китая. Под ред. Меликсетова А.В.
2-е изд., испр. и доп. - М.: 2002. - 736 с.
В учебнике излагается история Китая с древнейших времен до наших дней. Авторы книги - известные историки-китаеведы, преподаватели кафедры истории Китая ИСАА при МГУ. Для студентов, изучающих всемирную историю, а также для всех интересующихся историей Китая.
Формат: pdf
Размер: 3,4Мб
Смотреть, скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава I. Формирование основ государства и общества в Китае 8
1. Археология о предыстории Китая 8
2. Протогосударство Шан 16
3. Чжоусцы и крушение Шан. Институционализация Чжоу 26
4. Западное Чжоу: государство и общество 36
Глава II
. Восточное Чжоу: период Чуньцю 46
1. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) 46
2. Социально-политическая структура Китая в VII-VI вв. до н.э 55
3. Духовная жизнь чжоуского Китая 68
Глава III. Восточное Чжоу: период Чжаньго 74
1. От Чуньцю к Чжаньго: усиление центростремительных тенденций 74
2. Конфуций и его учение 82
3. Монеты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли 88
4. Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая 98
Глава IV. Создание китайской империи. Династии Цинь и Хань 111
1. Возникновение и крах империи Цинь 111
2. Империя Хань. У-ди и его преобразования 120
3. Династия Хань после У-ди. Реформы Ван Мана 133
4. Вторая династия Хань (25-220) 138
Глава V. Китай в эпоху политической раздробленности 148
1. Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью
им¬перии Цзинь(Ш-IV вв.) 148
2. Нашествие кочевников на Китай 152
3. Южные и северные государства (IV-VI вв.) 154
4. Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма, даосизма и
конфуцианства 158
Глава VI. Восстановление и расцвет империи: династии Суй и Тан 165
1. Правление династии Суй (581-618) 165
2. Воцарение династии Тан (618-907) 169
3. Социально-политическая структура Танской империи 172
4. Внешняя политика Танской империи 177
5. Города, ремесло, торговля 179
6. Ослабление танской империи в VIII-IX вв 182
7. Крестьянская война IX в. и крах династии Тан 187
8. Культура танской эпохи 191
Глава VII. Китай в период правления династии Сун (960-1279). 199
1. Политика первых сунских императоров 199
2. Положение в деревне 202
3. Реформаторское движение в 30-80-х годах XI в 206
4. Новые тенденции в развитии экономики X-XIII вв 211
5. Культура в Х-ХШ вв 216
6. Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.) ?20
7. Нашествие чжурчжэней 223
Глава VIII. Китай в эпоху правления династии Юань (1271 - 1368) 229
1. Завоевание Китая монголами 229
2. Китай под властью Монгольской империи 232
3. Свержение монгольского ига 240
Глава IX. Китай в эпоху правления минской династии (1368-1644) 243
1. Династия Мин: государство и общество 243
2. Императорская власть и оппозиция 251
3. Минский Китай и внешний мир 256
Глава X. Китайская империя в XVII - первой половине XIX в. 261
1. Падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами 261
2. Цинская держава в период расцвета (конец XVII-XVIII вв.) 267
3. Общественный строй Китая накануне вторжения иностранных держав 283
Глава XI. Включение китайской империи в мировые экономические,
политические и духовные связи 296
1. Первая «опиумная» война 296
2. Тайпинское восстание. 308
3. Китай и иностранные державы во второй половине XIX в. 323
4. Политика самоусиления и попытки реформ в Китае во второй половине XIX
в. 333
Глава XII. Назревание революционного кризиса 343
1. Реформаторское движение и Кан Ювэй 343
2. Революционное движение и Сунь Ятсен 350
3. Восстание ихэтуаней 353
4. «Новая политика» и развитие кризиса империи 356
5. Подъем революционного движения 361
Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение Китайской республики
(1911-1918) 365
1. Победа Синьхайской революции 1911 г. 365
2. Политическая борьба после победы Синьхайской революции 379
3. Развитие духовной жизни китайского общества после Синьхайской
ре¬волюции 389
4. Социально-экономические сдвиги в послесиньхайские годы 412
Глава XIV. Китай после Первой мировой войны (1918-1927). 427
1. «Движение 4 мая» 1919 г. и подъем освободительной борьбы 427
2. Образование Коммунистической партии Китая (КПК) 435
3. Реорганизация Гоминьдана и создание революционной базы в Гуандуне.
349
4. Китай накануне Национальной революции 1925-1927 гг. 447
5. Начальный этап Национальной революции (май 1925 г. - июнь 1926 г.)
453
6. Северный поход НРА (июль 1926 г. - март 1927 г.) 462
7. Кризис и арьергардные бои Национальной революции (апрель-декабрь 1927
г.) 472
8. Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг. 485
Глава XV. Китай в годы «нанкинского десятилетия» (1928-1937) 490
1. Становление гоминьдановской власти 490
Утверждение власти Гоминьдана и борьба за объединение страны. 490
Внешняя политика гоминьдановского правительства и развитие японской
агрессии 494
Социально-экономическая политика нанкинского правительства 499
Социальная природа гоминьдановской власти 506
2. Гражданская война под лозунгом Советов. 507
Изменение «маршрута революции» 507
Развитие советского движения 509
Китайская Советская Республика 514
Поражение советского движения 517
3. Китай накануне японо-китайской войны 519
Завершение Великого похода и обострение фракционной борьбы в КПК 519
Общенациональный патриотический подъем 520
Борьба за единый национальный фронт 522
Глава XVI Напиональна-освободигельная война китайского народа против
японских захватчиков (1937-1945) 526
1 Начало и основные этапы войны 526
Превращение очередного «инцидента» в национально-освободительную войну
китайского народа против японских захватчиков 526
Первый период воины (июль 1937 г - октябрь 1938 г) 531
Второй период войны (ноябрь 1938 г -декабрь 1941 г) 532
Третий период войны (декабрь 1941 г - август 1945 г) 534
2 Развитие оккупированной части Китая 535
Создание марионеточной государственности на оккупированной территории
535
Социально-экономическое развитие оккупированных районов 538
3 Развитие гоминьдановских районов 544
Социально-экономическая политика Гоминьдана и ее последствия 544
Социально-политическое развитие неоккупиро ванных районов 550
4 КПК и развитие освобожденных районов 558
Освобожденные районы и вооруженные силы КПК в годы войны 558
Развитие КПК в годы войны 564
5 Заключительный этап войны и ее итоги 576
Глава XVII. Победа народной революции (1945-1949) 579
1 Послевоенный политический кризис и начало нового этапа гражданской
войны 579
2 Кризис и развал гоминьдановского режима 582
3 Развитие гражданской войны 588
4 Аграрная политика КПК 596
5 Победа КПК в гражданской войне 608
Глава XVIII. Китай в 1949-1957 IT.: выбор пути развития 618
1 Создание новой государственности и начало модернизации Китая 618
2 Переход Китая к социалистическому строительству 634
3 Развитие Тайваня в 1949-1957 гг 650
Глава XIX. Китай в 1957-1976 IT.; ПОПЫТКИ реализации маоистской
утопии 656
1 Политика «трех красных знамен» 656
2 Политическая борьба в КПК и преодоление последствий «большого скачка»
в первой половине 60-х гг 667
3 «Культурная революций» (1966-1969) 674
4 Обострение политической борьбы на завершающем этапе «культурной
революции» (1969-1976) 686
5 Развитие Тайваня в 1957-1976 гг. 692
Главе XX Китай в Эпоху реформ (после 1976 г.) 697
1 Политическая и идеологическая борьба Переход к политике «реформ и
внешней открытости» 697
2 «Рыночный социализм» и особенности современной модернизации КНР 708
3 Развитие Тайваня после 1976 г 727
Л.С. Васильев - гл. I-IV; З.Г. Лапина - гл. V-VIII; А.В. Меликсетов - гл. XIII-XVIII; § 5 гл. XIX, § 3 гл. XX; А.А. Писарев - гл. IX-XII, XIX (кроме § 5), XX (кроме § 3)
Рецензенты:
кафедра востоковедения МГИМО МИД РФ; доктор исторических наук, профессор А.А. Бокщанин; доктор исторических наук, профессор A.M. Григорьев
История Китая; Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. 2-e изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. - 736 с.
ISBN 5-211-04413-4
В учебнике излагается история Китая с древнейших времен до наших дней. Авторы книги - известные историки-китаеведы, преподаватели кафедры истории Китая ИСАА при МГУ.
Для студентов, изучающих всемирную историю, а также для всех интересующихся историей Китая. УДК 93/99
ББК 63.3(5) Учебное издание ИСТОРИЯ КИТАЯ Под редакцией А.В. Меликсетова Зав. редакцией Г.М. Степаненко. Редакторы Т.М. Ильенко, Л.В. Кутукова.
Переплет художника В.В. Гарбузова. Технический редактор Н.И. Смирнова.
Корректоры Г.А. Ярошевская, В.А. Ветров Изд. лиц. № 040414 от 18.04.97.
Подписано в печать 18.12.01. Формат 60 х 90. Бумага офсетная № 1.
Гарнитура Таймc. Офсетная печать. Усл. печ. л. 46,0. Уч.-изд. л. 47,29.
Тираж 3000 экз. Заказ № 5247. Изд. № 6993
Ордена «Знак Почета» Издательство Московского университета
103009, Москва, Б. Никитская ул., 5/7. Тел.: 229-50-91. Факс: 203-66-71.
Тел.: 939-33-23 (отдел реализации). E-maiclass="underline" [email protected]
В Издательстве МГУ работает служба «КНИГА - ПОЧТОЙ»
Тел.: 229-75-41
ФГУП «Издательство "Высшая школа"»,
127994, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14. Факс: 200-03-01, 200-06-87.
E-maiclass="underline" [email protected] http: // www.v-shkola.ni
Отпечатано в полном сотгветствии с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».
143200, г. Можайск ул. Мира, 93. ISBN 5-211-04413-4 © Издательство Московского университета, 2002
Предисловие
Огромный интерес российской общественности к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономическим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетворяется публикацией значительного числа книг и статей самой разнообразной тематики. В настоящее время российское китаеведение - одна из наиболее плодотворно работающих отраслей российского востоковедения. Это в полной мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти по всем периодам долгой и непрерывной китайской истории. Однако явно не хватает работ обобщающего характера, которые могли бы претендовать на изложение всей истории нашего великого соседа. Между тем потребность в написании таких книг очевидна. «История Китая» - попытка заполнить пустующую нишу. Авторы книги - историки-китаеведы, в течение многих лет работающие над исследованием разных исторических периодов Китая, что и позволило объединить их усилия для достижения поставленной задачи. В этом смысле написание данной книги - определенное историографическое подытоживание предшествующей исследовательской работы ее авторов.
Будучи преподавателями кафедры истории Китая Института стран Азии и Африки при МГУ, в течение десятилетий читавшими и читающими общие и специальные курсы по истории Китая и истории стран Азии и Африки, участвовавшими в написании многих учебных пособий, авторы предлагаемого вниманию читателя издания накопили немалый педагогический опыт, который послужил основательным фундаментом при работе над данной книгой, которая ставит своей целью дать сводное обобщающее изложение всей истории Китая.
Приступая к работе, авторы понимали всю сложность поставленной перед ними задачи. Речь шла о Китае - стране истории, стране непрерывной культурной традиции, в том числе и традиции историописания. Начиная с глубокой древности, профессионально умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шелковых свитках, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания.
Это поддерживавшееся государством летописание всегда являлось важной составной частью духовной жизни Китая. Первое и титаническое по характеру обобщение такой повседневной историографической работы принадлежит кисти великого китайского историка Сыма Цяня (выходца из семьи потомственных историографов) на рубеже II-I вв. до н.э. Созданная им книга «Шицзи» («Исторические записки», или «Записки историка») - это огромное по объему и глубокое по мысли сочинение, которое стало своего рода образцом, дидактической моделью для исторических исследований в Китае. В последующие два тысячелетия труд Сыма Цяня послужил основой для создания так называемых династийных историй.
Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Всего таких историй традиционно насчитывается 24. Они составлялись высококвалифицированными специалистами, стремившимися достаточно объективно изложить исторические события предшествующей династии и подвести читателя к выводам, которые должны были подтвердить легитимность правящей династии. Естественно, что доказательство легитимности новой династии подчас требовало новой интерпретации и событий далекого прошлого. В этом случае члены этих комиссий (они все таки были не просто историками, а чиновниками по ведомству истории!) препарировали в нужном духе исторический материал. Однако это «переписывание» истории происходило при строгом соблюдении накопленной веками конфуцианской этики и дидактики, нравоучительной заданности: история всегда должна была подтверждать, что небесную санкцию на управление Китаем (Поднебесная империя) может получить только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью дэ. Именно обладание дэ и его потеря лежали в основе закономерности движения династийных циклов. Поэтому история, трактуемая в конфуцианском духе, косвенно доказывала, что люди (прежде всего правители) сами определяют судьбу страны и тем самым творят историю. Небо в этом смысле было лишь регулирующе-контролирующей инстанцией.
Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замещению чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа. История при этом воспринималась как школа жизни, своего рода собрание поучительных рассказов о деяниях правителей и исторических прецедентах. Апеллирование к истории, к прецеденту, к примеру древних было одним из наиболее весомых аргументов в политических спорах имперского Китая. В XIX-XX вв. в обращении к истории, к древности искали себе идейную опору реформаторы, да и революционеры обращались к тому же источнику.
Современная китайская историография генетически восходит, что вполне естественно, к своей национальной историографической традиции. Крутой идеологический поворот, связанный с приходом к власти коммунистов и образованием КНР, не отменил важнейшей особенности китайской историографии - она продолжала оставаться официальным, государственным, партийным делом, важным идеологическим и политическим оружием в руках государственно-партийного руководства. Еще до завоевания власти в апреле 1945 г. VII расширенный пленум ЦК КПК (шестого созыва) после серьезного обсуждения принял «Решение по некоторым вопросам истории нашей партии», в котором давалась маоистская версия развития КПК и всего освободительного движения китайского народа. Этот партийный документ на многие годы определил развитие историографии нового Китая. На историческом переломе от утопического коммунизма Мао Цзэдуна к прагматической политике рыночного социализма Дэн Сяопина в июне 1981 г. VI пленум ЦК КПК (одиннадцатого созыва) принял «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР», в котором во многом по-новому были осмыслены пути развития китайской революции. Вместе с тем начавшееся с конца 70-х гг. постепенное обновление всей духовной жизни страны сказалось и на современной китайской историографии - в научный оборот вводятся новые источники, складывается критический подход к исследованию некоторых исторических сюжетов, возникают плодотворные различия в трактовке исторического процесса.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны