Имя актрисы жемчуговой. Крепостная, актриса, графиня
Человек, приходя в салон сотовой связи, хочет приобрести качественный товар или услугу, но не всегда это получается и приходится подавать на МТС претензию. На сегодняшний день в каждом, даже в самом маленьком городе находятся салоны МТС. С каждым днём у компании становится всё больше клиентов, а это приводит к тому, что обслуживание ухудшается. Среди постоянных потребителей услуг всё больше недовольных, поэтому чтобы компания исправляла допущенные ошибки, клиентам требуется грамотно написать жалобу на МТС.
Причины для написания жалобы на МТС
Закон РФ №26 от 07.07.2007 «О связи» перечисляет права клиентов на сотовую связь хорошего качества, на получение полного описания услуг, размера абонентской платы. Кроме этого в законе прописывается порядок компенсационных выплат клиентам в связи с неисполнением обязательств, которые имеются между сторонами в договоре.
Поводы для подачи претензии:- Ненадлежащее качество сотовой связи.
- Плохое соединение или полное отсутствие интернета.
- Незаконное списание денежных средств со счёта клиента.
- Получение платных смс-рассылок.
- Плохая работа сотрудников компании МТС, а также кол-центров.
- Нежелание компании расторгнуть ранее заключённый договор.
- Нарушение прав клиентов.
Любые причины, затрудняющие пользование связью, дают повод клиенту компании пожаловаться на МТС.
Как написать претензию в МТС
Как написать жалобу в МТС правильно, чтобы у салона сотовой связи не было повода отклонить её? Все знают, что любая организация или компания не любит получать гневные жалобы от клиентов. Они могут воспользоваться любым поводом, чтобы не рассматривать и отклонить претензию. Поэтому требуется составить и оформить документ грамотно, дабы избежать такой участи.
Заявление на МТС пишется от руки, но также можно заполнить специальный бланк. Его можно найти на официальном портале сотовой компании или посетив ближайший офис.
Для правильного оформления в компанию МТС жалобы лучше перед собой иметь образец претензии.
В правом верхнем углу прописывается шапка документа:- ФИО руководитель салона;
- к кому адресована жалоба;
- ФИО жалобщика;
- адрес проживания;
- контактный телефон.
- качество сотовой связи;
- плохой интернет;
- смс-рассылки;
- незаконное списание денежных средств.
Потом подробно описывается некачественная услуга, которую предоставляет сотовая связь.
Затем требуется прописать законы, которые были нарушены. Необходимо упомянуть и закон «О защите прав потребителей».
Претензии должны содержать тезис о том, что продавец должен соблюдать законы РФ, поэтому (дальше прописываются последствия). Потребитель может потребовать возвращения полной стоимости товара, а также услуги. И прописать возмещение морального вреда.
Претензии от анонимного источника, написанные неразборчивым почерком, имеющие ненормативные слова и содержащие угрозы, к рассмотрению не принимаются.
Электронный вид претензии
Жалоба на МТС на плохое обслуживание подаётся также в электронном виде.
Чтобы она была рассмотрена в сроки, отведённые по закону, и имела положительный результат, требуется знать некоторые моменты:- Размер электронной претензии должен быть в пределах 2 тыс. знаков. Поэтому потребуется кратко описать возникшую проблему, сделать упор на нарушенные законы и прописать пути решения проблемы, которые видит жалобщик.
- Написать без ошибок адрес салона сотовой связи и ФИО работника, с которым произошёл конфликт.
- К электронной претензии прикрепляются доказательства – это файлы любого формата, но не архивированные, размером до 5 Мб.
- Жалоба пишется без использования латинских букв и незаглавными буквами.
- Правильно прописать адрес проживания, электронную почту и номер телефона.
Каким бы видом ни была составлена претензия, к ней требуется прикрепить копии документов, например, кассовый чек на купленный телефон, копия Договора (3 листа), копия паспорта (2 страницы), талон для сервисного обслуживания.
Сроки рассмотрения
На МТС жалоба в письменном виде пишется в двух экземплярах. Претензия, поступившая в салон сотовой связи, должна быть зарегистрирована оператором не позднее 24 часов.
С момента регистрации заявления в период 30 дней оператор должен разобраться в проблеме, описанной в документе, и дать ответ инициатору жалобы.
Ответ оператор отправляет почтой или пишет на электронный ящик письмо, которое заверяет цифровой подписью.
Как бороться с смс-рассылками
На сегодняшний день спамы или смс-рассылки массово атакуют телефоны, компьютеры. Они бывают сильно навязчивыми и раздражают клиентов МТС. Кроме всего, получая и открывая их, возможно подключение нежелательных платных подписок. При этом человек замечает это только когда начинают ежедневно списываться деньги со счёта.
Борьба со спамами:- на непроверенных сайтах никогда не оставлять личные данные;
- подключить услугу «Антиспам», которая подключается в офисе МТС, на сайте компании или с помощью номера 6333;
- если платная подписка уже есть на телефоне или компьютере, то можно позвонить в техподдержку, где озвучат комбинацию цифр для удаления смс-рассылки;
- обратиться в Антимонопольную службу, после этого обращения спамов больше не будет.
Куда пожаловаться на компанию
Подать жалобу на МТС разрешается множеством способов:
- Оставить жалобу в офисе или в салоне сотовой связи.
- На портале компании https://www.mts.ru/ есть окно обратной связи, в нём можно оставить жалобу.
- Позвонить на номера:
- 0890 – служба поддержки;
- 8 800 250 0890 – номер для мобильных звонков других операторов, а также со стационарных телефонов;
- +7 495 7660166 – для звонка из международного роуминга.
- Претензию отправляют письмом: 109147, г. Москва, ул. Марксистка, д.4, а также по адресу, прописанном в договоре.
- Кроме всего вышеперечисленного млжно оставить запись в книге жалоб и предложений. Особенно этот метод эффективен при грубом обращении сотрудников с клиентами салона.
- Заявление с негативным содержанием направляют в ОЗПП (Организация по защите прав потребителей).
- Примет претензию и Роскомнадзор.
- Роспотребнадзор также является контролирующей организацией.
- Последними инстанциями для принятия претензий являются прокуратура и суд.
Существует множество мест, куда недовольный клиент сотовой связи может отправить жалобы на МТС. Выбор только за ним.
Техподдержка
У каждого сотового оператора есть своя техподдержка. Но это далеко не эффективная по своей деятельности структура. В ней при обращении клиента происходит в большей степени консультирование, а не решение конкретной проблемы. Вежливые операторы, которые будут общаться с вами на линии. расскажут всё о тарифах, оплате. Можно долго с ними разговаривать, но конкретная проблема, например, плохое соединение интернета, не будет решена. Однако звонок этот будет необходим при обращении в следующую инстанцию. Чтобы доказать наличие звонка в техподдержку требуется сделать распечатку детализации звонков.
Сайт МТС
Обращение на портал компании будет более эффективно, чем звонок в службу поддержки. Здесь требуется набрать сайт www.mts.ru, отыскать необходимый раздел. Чтобы предъявленное обращение ушло получателю, нужно найти «обратную связь». Дальше заполнить требуемые поля и отправить сотруднику сотовой компании.
Через некоторое время на указанную электронную почту придёт сообщение с ответом на обращение. В нём должно содержаться описание действий компании по решению проблемы.
Почтовый ящик МТС
Потребитель имеет право обратиться на общий почтовый ящик компании – [email protected]. Этот ящик позволяет инициатору обращения минуя сайт сразу обратиться к сотрудникам МТС. Но этот вариант не даёт 100% гарантии того, что данное обращение будет рассмотрено.
На электронный ящик МТС приходит огромное количество обращений, с которыми операторы компании просто не успевают разбираться.
Заявление на имя генерального директора МТС
Люди старшего поколения не доверяют заявлениям в электронной форме. Для их привычнее на листе бумаги и при личной встрече вручить адресату. Жалобу пишем по стандарту, чтобы исключить отвод в принятии и рассмотрении документа.
Роспотребнадзор
Если обращения в сотовую компанию не дали положительных результатов, то пришло время составлять жалобу в Роспотребнадзор.
Здесь при составлении документа требуется обратить внимание на наличие грамматических ошибок, разных неточностей и исправлений, ну и, конечно же, на ненормативные выражения и грубые слова. Если хоть один из перечисленных пунктов будет в составленной претензии, то её Роспотребнадзор не примет. Это значит, что клиент не сможет вернуть свои незаконно списанные со счёта деньги.
Официально составленного бланка для этого случая нет, но есть определённые требования, которых нужно придерживаться.
В документе прописывают:
- адрес регионального отделения Роспотребнадзора;
- личные данные заявителя и его контакты;
- описание проблемы, суть конфликтной ситуации;
- какие пути выхода предлагает заявитель;
- дата, подпись.
При оформлении жалобы на руках у человека должны находиться доказательства своих слов. Это могут быть: распечатка и детализация выполненных звонков, копии договоров или чеков и многое другое.
Жалоба составляется в двух экземплярах. Один отдаётся в инстанцию, а другой остаётся у потребителя.
Передать претензию в инспекцию можно несколькими способами:- передать лично;
- заказным письмом;
- в электронном виде через сайт.
Инициатор претензии получит ответ от Роспотребнадзора спустя 10–14 дней. Иногда разбирательство затягивается на месяц. Государственный сбор при подаче жалобы в Роспотребнадзор платить не надо.
Обращение в ОЗПП
Если Роспотребнадзор не помог клиенту в возврате денежных средств, то пришло время обратиться в Общество по защите прав потребителей. Сразу требуется предупредить, что разрешение конфликта является платной процедурой. Так что если денежная сумма раздора небольшая, то нет смысла этому обращению.
ОЗПП более эффективно, чем Роспотребнадзор. Решает возникшие конфликтные ситуации, возвращая незаконно списанные денежные средства. Эта организация имеет свой портал, на котором можно заполнить заявку. Процесс подачи претензии и сроки её рассмотрения сходны с .
Заявление в суд
Последняя инстанция, в которую можно подать жалобу на ненадлежащее исполнение обязанностей и возврате денег компанией МТС – это суд. Для этого требуется составить исковое заявление. Образец заявления выдадут в суде. Но требуется знать, что этот процесс будет долгий и недешёвый. Хотя почти всегда фемида встаёт на сторону потребителя.
Этих людей можно было объединить, объясняя их общность огромным талантом и непреодолимым желанием творить. Однако связывает их вовсе не это – дело в том, что все они родились в семьях крепостных. Вы и не знали? Знакомьтесь, семеро великих русских крепостных!
1. Андрей Воронихин
Андрей Никифорович ВоронихинДа-да. Казанский собор в Санкт-Петербурге построил крепостной. Даже не так – потомственный крепостной.
Все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова — президента столичной Академии художеств. Будь граф лесопромышленником или праздным провинциальным барином – вряд ли мир бы узнал гениального архитектора Андрея Воронихина.
Казанский собор. Фото: visit-petersburg.ru
Но судьба сложилась так, а не иначе. В поместье Строгановых царило трепетное отношение к искусству. Приобщали к изящным наукам и крепостных. Способный мальчик, попавший в одну из иконописных мастерских, проявил необычайное старание, и граф отправил подмастерье в Москву на обучение к известнейшим архитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову. Возвратившись в Петербург, 26-летний юноша получил вольную и вместе с сыном графа поехал учиться заграницу.
На протяжении нескольких лет Воронихин осваивал живопись и архитектуру в Швейцарии, Германии, Франции. Дни и ночи в библиотеках. Великое искусство Возрождения! Все шло просто замечательно. Но тут случилась французская революция 1789 года! Куратор Воронихина и Строганова-младшего — Ромм стал одним из идеологов революции и вошел в Конвент. Графу пришлось срочно отозвать юношей в Россию. И вовремя – любимый наставник вскоре потерял голову… на гильотине.
В России таланту Воронихина помогло развернуться прискорбное событие – пожар в особняке Строганова. Перестроить здание, возведенное по проекту великого Растрелли, граф поручил своему молодому протеже. Воронихину было чуть больше 30 лет. Опыта у архитектора не было, зато был талант, трудолюбие и честность. Этих качеств вполне хватило – Воронихина стали привлекать к строительству особняков и парковых ансамблей.
В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма «в римском стиле» на Невском проспекте. В конкурсе принимали участие звездные архитекторы – Камерон, Тома де Томон, Гонзаго. Но проект Воронихина, похожий на собор Святого Петра, победил.
Шаг за шагом, не переставая учиться и совершенствоваться, крепостной мальчик стал профессором архитектуры в Академии художеств и автором одного из самых значительных архитектурных сооружений Европы.
2. Петр Елисеевич Касаткин, его потомки и магазин Елисеевых
(Елисеевский магазин) - здание на углу Невского проспекта (дом 56) и Малой Садовой улицы (дом 8) в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры раннего модерна. Фасад магазина.
Елисеевский магазин, бывший синонимом рая на протяжении всей своей истории, назван так не в честь одного человека, но в честь династии. После революции в роду не осталось Елисеевых, но магазин остался Елисеевским.
Тем временем вся эта продуктовая роскошь началась с малого – с блюдечка земляники. Крепостной садовник Петр Елисеевич Касаткин сумел в самый разгар суровой зимы вырастить в оранжерее летнюю ягоду и поднести ее к рождественскому столу графа Шереметьева. Чудо? Несомненно! Еще одним чудом стала вольная и 100 рублей – огромные деньги.
Приехав в Петербург, Касаткин все до единой копейки вложил в дело – накупил чудного продукта — апельсинов. С подносом на голове Петр Елисеевич вышел на Невский и начал зазывать благородную публику:
«Кто не пожалеет копейку, чтобы порадовать даму апельсином?».
К вечеру апельсины были распроданы. Прибыль составила 1 рубль. Дело Елисеевых пошло! Через год Петр смог выкупить троих детей и брата. Вскоре было открыто «Товарищество братьев Елисеевых» — сыновей Елисея.
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Елисеевский магазин).
Умный бизнес быстро дал результаты. Братья наняли торговые парусные суда для доставки в Петербург экзотических фруктов. Из теплых стран – преимущественно Испании и Португалии торговцы завезли в город херес, мадеру и мальвазию. Вина произвели фурор! Магазин Елисеевых стал знаменит, а сами торговцы и их подросшие дети получили купеческий ранг.
В конце 19-го века уже после кончины Петра Елисеева, его брат Григорий Елисеев – бывший крепостной крестьянин, был действительным статским советником и гласным Думы.
Магазин, много лет принадлежащий одной семье, становился лучше день ото дня. Продавцам здесь платили отлично, но и спрашивали строго. Вне зависимости от того, бедный зашел клиент или богатый, в Елисеевском магазине его обслуживали по высшему классу.
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»
Увы, в 1917 году гастрономической империи пришел конец. На месте Елисеевского магазина приветливо открыл двери к пустым полкам «Гастроном № 1». За почти век граждане забыли, почему магазин назывался Елисеевским, хотя и не перестали так его называть.
А в самое голодное время еще ходил анекдот: «Купец Елисеев возвращается в Ленинград с того света - посмотреть на свой магазин: «Все вроде бы на месте, только, помнится, у входа стояли бочки с красной и черной икрой, кому они, спрашивается, помешали?»
Сегодня Елисеевский магазин – достопримечательность Невского проспекта. Туристы не уходят из храма торговли без съестного сувенира. Но мало кто знает, что основатель империи – крепостной садовник .
3. Тарас Шевченко
Молодой Тарас Шевченко в мастерской К.П. Брюллова. 1947. Вариант картины находится в Национальном музее Тараса Шевченко (Киев)
Именем этого крепостного крестьянина назван университет, станция метро, театр и набережная. Трудно поверить, но поэт, художник и национальный герой – Тарас Шевченко действительно вышел из крепостных крестьян. Помещик Энгельгардт, которому принадлежала семья, заметил художественный дар юноши и отправил его на обучение в Петербург. К счастью, талант крепостного мальчика произвел впечатление и на довольно влиятельных культурных деятелей того времени — Венецианова, Брюллова и Жуковского. Покровители попытались уговорить Энгельгардта отпустить Шевченко, но помещик ни в какую не соглашался подписывать вольную своему крепостному художнику. Брюллов так описывал хозяина молодого крепостного: «это самая крупная свинья в торжковских туфлях».
В конце концов Карл Брюллов написал портрет Жуковского и разыграл его в лотерею. На вырученные 2500 рублей Тарасу Шевченко была куплена вольная.
Портрет поэта В.А.Жуковского. 1837. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Свобода сделала свое дело. В 1840 году в Петербурге был издан первый сборник стихотворений Шевченко «Кобзарь», а вслед за тем опубликована поэма «Гайдамаки». Шевченко одинаково хорошо писал картины и стихи. Однако не всем пришлась по нраву его идеология. «Возмутительное содержание», «мнимые беды гетманского правления», «дерзкая клевета», «стихи вредные и опасные» — как только не склоняли ревнители творчество поэта.
Больше всего досталось ему за поэму «Сон», где сквозила неприкрытая сатира на императрицу. 33-летний Шевченко мгновенно подпал под рекрутский набор и был отправлен на задворки империи. Только после смерти Николая I опальный поэт попал под амнистию. Сегодня бывший крепостной считается одним из самых значительных фигур в российской литературной истории.
4. Семен Бадаев
Воткинский металлургический казённый завод Вятской губернии. Художник: Валентин Белых
Вам незнакомо это имя? Вполне возможно. Личность Семена Бадаева известна узкому кругу специалистов, а до нас дошли только его технологические подвиги. Речь идет о легендарной бадаевской стали, в 19-м веке лучшей в мире по сочетанию вязкости и прочности.
В начале позапрошлого века на сталелитейных заводах ежегодно выпускалось до двух тысяч пудов бадаевской стали. Благодаря этому прочнейшему сплаву Россия надолго избавилась от импортной стальной зависимости. Станки, сельскохозяйственные машины, оружие и орудия, медицинские инструменты – все это с середины 19-го века стали производить из бадаевского сплава.
Семен Бадаев – пример уникального таланта, абсолютного самоучки, которого из крепостной зависимости у помещика Рогозина выкупало правительство. За свободу гениального металлурга было заплачено 3000 рублей, сумма по тем временам огромная. Но свобода империи от импорта стали стоила гораздо дороже!
За выдающиеся достижения бывший крепостной был награжден золотой медалью на Владимирской ленте и удостоился офицерского чина. Однако регалии не остановили русского самородка – всю оставшуюся жизнь он проработал на Камско-Воткинском заводе, где искал еще более совершенную формулу стали. Кстати, именно на этом заводе через 10 лет после смерти изобретателя было изготовлено одно из русских металлургических чудес — шпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости.
Шпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости. Фото: Тимур Агиров
5. Михаил Щепкин
Вы не ошиблись — Щепкинское училище названо в честь крепостного. Бывшего крепостного. Основоположника русского реалистического театра, предшественника системы Станиславского.
Граф Гаврила Волькенштейн, которому принадлежала семья маленького Миши, был неравнодушен ко всякого рода действиям, поэтому организовал для забавы домашний театр. В одной из постановок – комедии «Вздорщина», сыгранной сплошь школярами, Миша Щепкин отличился так, что вместе с «труппой» был приглашен городничим для развлечения публики на свадьбе его дочери. Дело было в 1800 году.
Михаил Семенович Щепкин. Портрет работы художника Н. В. Неврева
Однако почти случайного опыта было недостаточно для того, чтобы талант смог развернуться в полную силу. Помогло же Щепкину раскрыться… пьянство. Дело в том, что Михаил грезил сценой и все свободное время проводил в курском театре братьев Барсовых – чего он только не делал – и суфлировал, и переписывал роли, и подносил инвентарь. Однажды один из актеров запил, и роль досталась Михаилу Щепкину, прекрасно знавшему текст. Трезво оценивая шанс, юноша сыграл так, как будто от его роли зависит честь России. В некотором смысле так и произошло…
Молодого актера заметили. Вскоре он уже играл в Харьковском, а после в Полтавском театре. Более того, специально для артиста-новатора, проживающего роль на сцене, пишутся пьесы и создаются образы. При этом, актер остается крепостным. Только в 1822 году поклонники собрали внушительную сумму, чтобы купить для Михаила Щепкина вольную.
Уже свободным человеком Щепкин поступил в труппу московского Малого театра, где блестяще сыграл роли в спектаклях по пьесам Шекспира, Гоголя, Грибоедова. В народе театр, где играл Щепкин, так и называли – «Щепкинский дом».
6. Орест Кипренский
Орест Кипренский. Автопортрет. 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Если вы когда-нибудь учились в школе, вы прекрасно знаете Кипренского. Кипренский – автор самого известного портрета Пушкина. А еще портретов Жуковского, Батюшкова, Давыдова, Оленина и других влиятельных особ начала XIX века. Вообще, Орест Кипренский считается самым ранним русским портретистом.
Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Как частенько случалось в те бесправные времена, помещик Дьяконов, особо не беспокоясь о последствиях, помог одной из своих крепостных крестьянок стать матерью. Маленького Ореста записали в семью крепостного Адама Швальбе, и отчество он получил Адамович. Фамилия была придумана в честь места жительства богини любви – Киприды. По другой версии Орест Адамович был крещен в Копорье, и Кипренский – трансформация этого топонима. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он все же получил от биологического отца ценнейший подарок – свободу!
Вторым подарком от отца стало место в воспитательном отделении Академии художеств. Эту школу Кипренский окончил с золотой медалью и даже остался работать при Академии. С одной стороны – блестящий успешный художник с невероятным собственным чувством цвета, света, настроения, с другой – распущенный и страстный гуляка, невоздержанный в возлияниях – Кипренский был далек от академизма и не воспринимался современниками как значительный деятель искусства. На длительное время художник был совершенно забыт. И только в начале ХХ века ценители искусства начали проявлять интерес к его работам.
На римском надгробии живописца написано «В память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников».
7. Прасковья Жемчугова
Н.И.Аргунов. Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой). Центральный театральный музей им. А.Бахрушина, Москва
8-летняя крепостная девчушка Шереметьевых Параша Ковалева так завораживающе пела, что потрясенные господа забрали ее в свое имение в Кусково. Там «соловушка» обучалась танцам, музыке, языкам, сценическому мастерству, освоила арфу и клавесин. «Жемчужный» голос девушки подсказал графу и фамилию. Впрочем, всем остальным крестьянским артистам Шереметьев тоже давал драгоценные фамилии, от Гранатовых до Бирюзовых.
Первую роль Жемчугова сыграла в 11 лет, и к 17 годам была уже состоявшейся актрисой. Приехав в Петербург, граф представил своего «жаворонка» Павлу I. Получив величайшую протекцию, актриса стала весьма популярна в высшем свете, а в 1801 году Прасковья Жемчугова сделалась супругой Николая Шереметьева. Чтобы создать своей крепостной жене родословную, честолюбивый Шереметьев записал ее в метрике как польскую княгиню Ковалевскую. И конечно дал вольную жене и всем ее родственникам.
Самой знаменитой песней Жемчуговой, дошедшей до наших дней, считается автобиографическая поэтическая история встречи крепостной крестьянки с будущим мужем – песня «Вечор поздно из лесочку я коров домой гнала…». Два столетия песня была одной из любимейших в народе и сегодня ее нередко можно услышать на фольклорных праздниках.
- P.S.: Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой исполнен русским живописцем Николаем Ивановичем Аргуновым, вся крепостная династия которого (и он в том числе) также была в распоряжении графов Шереметьевых.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .
Крепостная, актриса, графиня.Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметьева
Deus conservat omnia... - Бог сохраняет все! - девиз с герба старинного русского графского рода Шереметевых.
С середины XVIII века среди дворянского сословия появилось увлечение – крепостной театр. Скука помещиков или погоня за модой стали тому причиной, но в то время в России крепостных театров было более двухсот. В основном, у помещиков в Москве и Петербурге, но были свои театры и у дворян в Нижнем Новгороде, Казани, Орле и других городах.
Все работники театра, включая и артистов, являлись собственностью театрального "директора", т.е. помещика. Жизнь крестьянина, попавшего с «пашни» в труппу театра не становилась свободней. Люди продолжали подвергаться истязаниям, труппу в полном составе или по одиночке могли распродать, разделив родных. Несмотря на все эти ужасы крепостничества, имена некоторых талантливых артистов из крепостных театров сохранились в истории. Например Михаил Щепкин, или Прасковья Жемчугова.
Ланкре Н. «Танцовщица Камарго». 1730-е гг.
Прасковья Жемчугова, безусловно, была талантлива, но сколько их прекрасных, гениальных русских актрис канули в Лету только потому, что не смогли обрести всесильного покровителя. Поэтому, если и считать Жемчугову символом, то скорее, почти чудесным - как может повезти женщине, от рождения имеющей только неплохие природные данные.
У Жемчуговой было в жизни все - любимое дело, в котором она вознеслась на пьедестал славы, любимый человек, который души в ней не чаял, и по воле которого стала владелицей бессметных богатств. Но, увы, обладая всеми возможными и невозможными земными ценностями, она угасла молодой.
Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова - Национальный художественный музей Республики Беларусь
Будущая великая актриса родилась 31 июля 1768 года в семье крепостного кузнеца Ивана Степановича Ковалёва- «холопа Ивашки». Фамилия «Ковалёв» происходит от ремесла отца Прасковьи, кузнеца (коваля). Иван Степанович, заработавший от условий труда туберкулёз позвоночника и горб, невесёлую жизнь крепостного «услащал» водочкой. Семья Параши Ковалёвой принадлежала графам Шереметьевым
Фамилия Шереметевых -одна из самых богатых и знатных семей России. Графу Петру Борисовичу Шереметеву Ковалёвы достались в качестве приданного после женитьбы на княгине Варваре Черкасской, одной из богатейших невест своего времени.
У Параши Ковалёвой обнаружился певческий талант, и уже в шесть (восемь) лет ее взяли в усадьбу, как будущую актрису. Девочку учили сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, иностранным языкам.
Семейное предание гласит, что молодой граф,сын Петра Шереметева Николай, только что приехавший из Европы - влюбился в Парашу с первого взгляда. Это не соответствует действительности, поскольку к тому моменту Петру Шереметьеву было 22 года, а девочке шесть лет.
Иван Аргунов. Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве. 1750
Граф Шереметев Николай Петрович в мундире Преображенского полка
Видимо, в тот момент Николай Шереметев увлёкся необыкновенным талантом Параши, которую мечтал сделать великой актрисой.
В 11 лет состоялся её дебют в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». На сцену она вышла под именем Прасковьи Горбуновой - и этот «псевдоним» появился благодаря отцу и его горбу. Спустя год Прасковья стала Жемчуговой - граф Шереметев решил сделать имена своих актрис и актёров более благозвучными.
граф Николай Петрович Шереметев
Н.И. Аргунов Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Около 1803 г. Собрание Государственного исторического музея
В 1781 году Прасковья Жемчугова становится уже не просто подающей надежды, а одной из лучших актрис России, сыграв Лизу в комической опере Монсиньи «Дезертир».
В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, - роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки».
Театральные костюмы. Эскизы Марианны Карцингер
Портрет графини А. П. Шереметевой в карусельном костюме
Слава об этом спектакле крепостного театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что 30 июня 1787 года на Жемчугову и «Самнитские браки» приехала смотреть сама императрица Екатерина Великая. Это представление давалось в только что открытом здании театра в усадьбе Кусково.
Восхищённая игрой Прасковьи Жемчуговой, императрица подарила крепостной звезде алмазный перстень со своей руки.
Сестра графа Николая Петровича Шереметева. Изображена в театральной роли. Члены семьи тоже принимали участие в театральных постановках.Художник Пьетро Ротари 1760 год. Гос.Русский музей
Прасковья, хрупкая и застенчивая красавица с большими и ясными глазами обладая утончёнными манерами, присущими благородному сословию, продолжала блистать в театре. Покоренный ей и ее искусством, граф Николай Шереметьев был по настоящему влюблен в свою "звезду".
19-летняя прима театра стала фавориткой своего барина.
В 1788 году умирает старый граф Пётр Шереметев. Все его несметные богатства и более двухсот тысяч крестьян Перешли к сыну. На несколько месяцев Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и разгул. Нашёлся только один человек, который смог остановить графа. Это была Жемчугова.
Хрупкая театральная звезда неожиданно проявила мужскую хватку. Она сумела не только взять на себя управление театром, но и вытащить возлюбленного из запоев.
Николай Аргунов. Портрет Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой.
Николай Шереметев был покорён теперь не только красотой и талантом, но и силой духа девушки. Он зажил с ней, как с женой, в отдельном доме, не обращая внимания на разницу в возрасте и пересуды окружающих. Неизвестно, когда именно граф без памяти влюбился в свою актрису. Скорее всего, когда Прасковье было 15 или 16 лет. Именно тогда Николай признался в одном из писем: «Не женюсь ни на ком, кроме неё». Наследник крупнейшего состояния (одних крепостных насчитывалось 200 тыс. душ), самый завидный жених Москвы - родственники пытались объявить его сумасшедшим. В их любовь не верили, обвиняли в разврате. Но хуже сплетен стал туберкулёз, проявившийся у актрисы.
Усадьба Останкино г.Москва
В 1795 году был открыт новый театр Шереметева во дворце Останкино. Глубина новой, двадцатичетырехметровой сцены дала возможность широко развернуть эффектные массовые картины. Выписанные из Парижа театральные машины позволяли производить быстрые, почти бесшумные перемены - после спектакля, когда зрители возвращаются в фойе, рабочие сцены в течении 20-30 минут превращают театр в огромный бальный зал.
План нижнего этажа большого дома (театра) до переделки его в 1796-98 годов.
А. Миронов. 90-е годы 18 века.
Схематическое изображения конструкции театрального зала. Обработка иллюстрации в векторной технологии.
В центре балкона, там, где между колоннами располагалась ложа графа, убирался балдахин и парапет, и на его месте размещали ступени центральной лестницы. По ней из картинной галереи зрители спускались в театр и поражались его чудесному превращению. Думаю, у вас хватит воображения представить море свечей на люстрах и канделябрах, музыкантов оркестра, ливреи лакеев и, конечно же, роскошь нарядов гостей графа.
Все в новом театре выглядело не хуже, а может быть, даже и лучше, чем на придворной сцене Эрмитажа. Строился он графом ради своей возлюбленной, и там она сыграла свои последние в карьере спектакли. На открытии дворца Прасковья исполнила роль турчанки Зельмиры в опере «Взятие Измаила».
П. И. Жемчугова - в роли Элианы ("Браки Самнитян" А. Гретри).неизв. худож. XVIII в.
В 1797 году она в последний раз вышла на сцену в своей лучшей роли Элианы. Болезнь заставила прекратить карьеру, но в жизни Прасковьи случилось и радостное событие - взошедший на престол император Павел I, с которым граф Шереметев был дружен с молодости, неофициально «благословил» отношения графа и крепостной актрисы.
Графу Шереметеву был пожалован титул обер-гофмаршала, и он вместе с Прасковьей переехал в Петербург.
Однако климат плохо сказывался на здоровье актрисы, обострился туберкулёз. Не видя существование своего театра без Жемчуговой в роли примы, он закрыл его, выдав актрисам приданное.
В 1798 году 47-летний граф Николай Шереметев решился на то, чтобы официально жениться на Прасковье Жемчуговой. Втайне он заказал подложные документы, из которых следовало, что якобы предком актрисы был польский дворянин Ковалевский, попавший в русский плен и ставший крепостным. В декабре 1798 года семья Прасковьи Жемчуговой получила вольную.
Графа поддержал митрополит Платон, который благословил брак с бывшей крепостной. Священник руководствовался не сословными принципами, а простой логикой - не могут быть простым блудом многолетние (17 лет) отношения двух людей, к тому времени прославившихся на ниве благотворительности.
Храм Симеона Столпника на Поварской
6 ноября 1801 года в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской, протоиерей Фёдор Малиновский провёл обряд венчания графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Жемчуговой.
Венчание было тайным, и после него молодожёны убыли в Петербург. Граф старательно готовил свет к тому, чтобы тот принял Прасковью в качестве графини.
Боровиковский Владимир "Портрет графа Н.П.Шереметева"
Портрет графини П.Шереметевой Аргунов Иван Петрович
Несмотря на подорванное туберкулёзом здоровье Прасковья Жемчугова всё-таки забеременела, Николай Петрович решил заказать её парадный портрет, который должен был засвидетельствовать перед высшим сословием её утверждение в роли графини Шереметевой.
Этот знаменитый портрет кисти художника Николая Аргунова хранится ныне в Центральном театральном музее имени Бахрушина.
Николай Иванович Аргунов Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева 1804 г.
3 февраля 1803 года Прасковья подарила мужу наследника, которого назвали Дмитрием. Но спустя двадцать дней, так и не оправившись от родов, Прасковья Ивановна Жемчугова, графиня Шереметева, скончалась. Ей было всего 34 года.
Николай Петрович Шереметев пережил супругу на шесть лет. Хоронили одного из богатейших людей России в простом гробу. По воле усопшего, все деньги на богатое погребение были розданы бедным.
Вот слова из его завещания:
"В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом я не нашел упокоения.
Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела мы можем взять с собой за двери гроба"
Граф Дмитрий Николаевич Шереметьев -сын Прасковьи и Николая Шереметьевых
Император Александр I признал остававшийся в тайне брак графа и актрисы законным, а младенца Дмитрия - законным наследником титула графа Шереметева. Их сын, граф Дмитрий Николаевич Шереметев, благотворитель и меценат, человек со странностями по мнению общества имел свою тайну в жизни, которая также связана с печальной историей уже его любви.
Бог сохраняет все!
- девиз с герба старинного русского графского рода Шереметевых.
Бог сохранил нам память о тех событиях.
Прасковья Жемчугова не забывала о своем происхождении. Она занималась благотворительностью, ездила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Прасковья Жемчугова уговорила графа построить общедоступную больницу для бедных - Странноприимный дом. Он был заложен 28 июня 1792 года, в день рождения графа Николая Шереметева.
Сохранились и шереметевские усадьбы и дворцы - Кусково, Останкино, Остафьево, Вороново, Фонтанный дворец в Петербурге и конечно же знаменитый Странноприимный дом на Садовом Кольце, частично перестроеный, поскольку граф хотел сделать его достойным памятником в честь своей большой любви в память о его скоропостижно скончавшейся супруге графине-актрисе Прасковье Шереметевой. Странноприимный дом ныне известен как НИИ скорой помощи имени Склифософского.
Странноприимный дом