Илья сегалович дети родные. Биография Ильи Сегаловича
Художественный центр «Дети Марии» уже почти двадцать лет успешно работает с детьми из коррекционных школ-интернатов и детских домов-интернатов для детей с умственной отсталостью. Координатор программ центра Юлия Лосева - о том, как арт-терапия меняет жизнь особых детей и почему даже успешным организациям нужно заниматься развитием и учиться менять себя.
«Главное, чтобы ребенку нравилось творить»
Центр создала художница Мария Елисеева . В 1993 году она начала работать с группой детей из интерната. Организации тогда ещё не было. Были Мария, несколько её друзей и дети. Потом они поняли, что нужно регистрировать организацию, и в 1997 году был создан «Художественный центр „Дети Марии“». Правой рукой, главным помощником и первоначально единственным нашим донором был муж Марии, один из основателей компании «Яндекс» , который, к нашему прискорбию, умер в 2013 году.
Постепенно всё это выросло в довольно большую организацию. Сейчас у нас в течение года занимаются около 200 детей из шести-семи интернатов, с которыми мы сотрудничаем. Это и коррекционные школы-интернаты, и детские дома-интернаты для детей с умственной отсталостью.
За эти годы многие наши воспитанники подросли, и некоторые из них попали во взрослые психоневрологические интернаты (ПНИ). Мы по возможности стараемся отслеживать их судьбу, поддерживать с ними связь и возить их на занятия.
- Каковы основные направления работы центра?
Мария – художник, поэтому все началось с живописи. Но довольно быстро появилась керамика, потом рукоделие (лоскутное шитье, валяние, гобелен и другие виды), а также музыка (дети разучивают простые мелодии на фортепиано, на гитаре, поют). Кроме того, дети учатся готовить. Получается, что в среднем ребёнок попадает к нам на занятие раз в неделю.
Мы пытаемся расширять спектр занятий для ребят. Например, на даче у Марии построена мастерская - это была их с Ильей мечта. Там проводит занятия гончар, который учит детей работать на гончарном кругу, и сейчас ребята регулярно ездят туда и занимаются. В московской студии у нас нет технической возможности сделать это. А там они выполняют работы, которые требуют большого пространства, - мозаику, например. Это здорово и интересно. Это какие-то совсем новые ощущения и новые возможности для детей чему-то научиться. У нас нет цели вырастить из них профессиональных художников. Ведь к нам приезжает много тяжелобольных детей с задержкой в развитии, и мы не ждём от них каких-то особенных результатов. Главное, чтобы ребёнку нравилось творить, чтобы он занимался этим с удовольствием, и не так важно, как у него получается.
Но если у ребёнка открываются способности и он хочет профессионально этим овладеть, чего-то достичь, мы всячески этому способствуем – помогаем найти учебное заведение, оплачиваем образование в колледже.
Ещё у нас существует большая программа – организация зимнего и летнего лагеря для детей. В лагере гораздо больше разных видов художественных занятий, кроме того мы ставим спектакли, занимаемся спортом.
Несколько лет назад мы начали программу с Первой школой города Беслана. С 2007 года мы ездим туда раз в год, наши сотрудники и волонтёры проводят мастер-классы для всей школы, мы вместе с ребятами расписывали стены. А несколько раз мы привозили оттуда детей в наш летний или зимний лагерь. Дети, которые приезжали к нам в 2007, в этом году окончили школу и уже второй год ездят к нам в лагерь как волонтёры.
«Закон Димы Яковлева» и Шекспировский фестиваль
- Ваш центр занимается еще и обучением детей иностранным языкам. Расскажите, пожалуйста, об этом.
По школьной программе наши ребята вообще не изучают иностранные языки, потому что в коррекционных школах не предусмотрен такой предмет. А у многих есть большая мотивация к изучению языка – они иногда бывают за границей, контактируют с иностранцами, им хочется говорить. И у некоторых есть хорошие способности. Сейчас у нас два основных языка – английский и итальянский, потому что у нас есть программы поездок в Италию и Англию. Занятия ведут волонтёры, индивидуально или в маленьких группах, чаще всего приезжая в сам интернат.
К сожалению, сейчас, после принятия так называемого «закона Димы Яковлева», всё труднее стало вывозить детей за границу, даже в образовательные поездки. Этот закон ударил не только по усыновлению - детей-сирот вообще запрещено вывозить за границу, если они там будут проживать в семье. А раньше наши дети в течение месяца летом жили в итальянских семьях. Число этих семей с каждым годом увеличивалось. Это был колоссальный опыт для детей, и, как ни удивительно, это почему-то было очень привлекательно для итальянцев, они даже создали свою общественную организацию «Друзья „Детей Марии“», вместе с нами и педагогами интерната очень тщательно подбирали, какому ребенку какая семья больше подойдёт. Они не какие-то богатые люди – итальянская провинция, самые обычные семьи со средним достатком, но они готовы были прилагать усилия, чтобы занимать, развивать и развлекать ребенка, заботиться о нём. Ребята, когда приезжали оттуда, конечно, болтали по-итальянски, потом перезванивались с семьями, переписывались.
Но теперь детей в Италию вывозить не разрешили. Поэтому последние два года мы ездим туда только с выпускниками интерната, которые уже достигли совершеннолетия.
Тогда же, когда был принят «закон Димы Яковлева», было выпущено постановление о том, что никаких программ с проживанием в семьях быть не должно. Только лагерь или отель. В Англию мы так и возим детей – на Шекспировский фестиваль. Наши дети в течение года репетируют спектакль, что-нибудь из Шекспира, а в апреле едут в Стратфорд-на-Эйвоне, где в день рождения драматурга проводится фестиваль театральных коллективов со всего мира. Мы уже пять лет ездим, играем спектакль на фестивале и проводим несколько дней, осматривая местные музеи и даже рисуя в городе на пленере. Там мы живем в отеле, и эти выезды Департамент соцзащиты нам разрешает. Это тоже потрясающий опыт для детей – и побывать в Англии, и поучаствовать в фестивале, это расширяет горизонты сознания ребят, их представление о мире.
У 4-го интерната, с которым мы сотрудничаем, была программа поездок в Швецию при поддержке Фонда Владислава Третьяка, и нескольких детей шведы усыновили. Причём даже не ставилась такая цель – усыновление. Просто дети имели возможность летом пожить в семье в Швеции, многие несколько лет подряд ездили в одну и ту же семью, по-настоящему сроднились с принимающими семьями.
Мы участвовали в этой программе – два года подряд проводили для принимающих семей семинары с участием психолога. Эта программа тоже прекратила свое существование после принятия «закона Димы Яковлева», и даже Третьяк ничего не смог сделать.
«Нам нужны серьезные преобразования»
Ваша организация участвовала в программе британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF) «Точки роста», направленной на профессиональное развитие и финансовое укрепление НКО в России. Какие задачи вы ставили перед собой, придя в программу?
Когда CAF предложил такой грант на развитие, мы поняли, что нам многое нужно, но, оказывается, нет ничего труднее, чем менять самих себя.
Мы решили, что нам точно нужно сделать новый сайт . Тот сайт, который у нас был, несколько лет назад сделал нам волонтёр. Конечно, прекрасно, что у нас есть такие волонтёры, и мы им очень благодарны. Но дизайна на сайте не было как такового, технически и морально он устарел, и мы в итоге сделали новый портал. Там, в том числе, есть интернет-магазин , в котором мы предлагаем наши сувениры – как сами детские работы (картины, керамические поделки), так и разную печатную продукцию с рисунками ребят (открытки, магниты, календари), которую мы давно успешно делаем и продаём. Мы этим занимаемся еще с 1990-х годов, и раньше в основном сувениры продавались на ярмарках или просто дарились разным нашим друзьям и донорам. Но мы понимаем, что аудитория у нашей продукции может быть гораздо шире, чем на ярмарке, и надеемся, что через интернет-магазин значительно увеличатся наши известность и доходы.
То есть, новый сайт мы сделали практически с нуля – он теперь на другой платформе, с другим дизайном, с улучшенной структурой.
- Хотели бы вы вновь принять участие в такого рода программе?
Нам нужны более серьезные преобразования, потому что сайт – это оболочка и отражение, а нужна реорганизация. Мы запланировали, что будем привлекать специалистов для консультаций, чтобы кто-то со стороны посмотрел на нашу ситуацию и подсказал, как улучшить административную структуру.
Дело в том, что у нас сейчас две организации с одной Марией во главе. Так получилось, что «Дети Марии» имеют юридическую форму общественной организации, а это накладывало довольно большие ограничения на то, что мы можем делать. И в какой-то момент CAF нам посоветовал открыть благотворительный фонд. Тогда мы зарегистрировали вторую организацию – благотворительный фонд «Пеликан». В «Пеликане» у нас появились социальные педагоги, которые осуществляют индивидуальное сопровождение детей и выпускников, и мы хотим расширить это направление работы. Но сложно структурировать деятельность в одной организации, а в двух тем более… Поэтому мы нуждаемся в совете со стороны.
Не только организационное консультирование стоит денег. Важна юридическая сторона: как правильно все прописать, составить документы. Тут без специалистов не обойтись.
Вообще, это очень правильно, что CAF дает деньги на развитие, потому что деньги на программы для детей найти проще. Когда говоришь, что мы хотим, например, провести зимний лагерь, на это средства найти не так сложно, поскольку это всем людям понятно – и простому обывателю, и любому донору.
А вот что касается необходимости средств на новый сайт, тем более на административные преобразования в организации, то это зачастую воспринимается неоднозначно, и найти на это деньги непросто. Поэтому руководители CAF – большие молодцы, они озабочены развитием наших НКО и находят на это средства. И, конечно, мы благодарны банку JP Morgan, который готов финансировать такую программу.
Сами бы мы опять искали какую-то волонтёрскую помощь. А когда эти средства есть, появляется возможность привлечь гораздо более квалифицированных специалистов, есть возможность выбора.
«Нельзя сказать, что с финансированием всё хорошо, потому что мы не знаем, что будет завтра»
- Есть ли у вас проблемы с финансированием и со спонсорами?
Мы успешно справляемся и надеемся, что так будет и впредь, но этого удаётся добиться ценой довольно больших усилий, поиска, и останавливаться нам нельзя. Нет такого, чтобы мы могли сидеть сложа руки с уверенностью, что у нас уже есть средства на будущее. Мы всё время ищем, привлекаем новых людей. Ситуация в стране сейчас тревожная, и нельзя ни на что рассчитывать. Нельзя рассчитывать на одного донора, даже на одну группу доноров. Непонятно, кто из них вообще здесь останется, если политическая ситуация станет более напряжённой. Все слишком непредсказуемо.
Мы пытаемся получать средства от государства – подаём заявки на гранты в Комитет общественных связей Москвы, Тверская управа нам иногда средства даёт. Но с государством всё тоже непредсказуемо. Совершенно не знаешь, какой завтра выйдет закон, и как он изменит ситуацию.
В основном, привычка тратить деньги на благотворительность есть у иностранных корпораций. Но в условиях эмбарго и ухудшения международных отношений, есть вероятность, что многие компании уйдут из России. В том числе уйдут их благотворительные программы.
Из российских компаний не так много, кто готов к постоянному сотрудничеству. И, как правило, российские компании выделяют не такие большие деньги. У нас просто ещё не успела сложиться культура благотворительности.
Поэтому сказать сегодня, что у нас все хорошо с финансированием, невозможно, поскольку мы не знаем, что будет завтра.
«Мы сразу говорим, что мы вне политики»
- Как вы взаимодействуете с государственными структурами?
Мы не один раз получали гранты от Комитета общественных связей Москвы и, надеемся, будем ещё получать.
Кроме того, мы сотрудничаем с местной управой Тверского района Москвы. У нас от них помещение в безвозмездное пользование для досуговой работы с населением. Иногда с их стороны бывает финансирование наших мероприятий, но сейчас оно сильно сократилось. Года три назад это было регулярно, а сейчас эпизодически.
Но любое сотрудничество с государством – это палка о двух концах. Конечно, мы понимаем, что бесплатное помещение в центре Москвы – это очень много, но за это мы должны иногда принимать участие в некоторых мероприятиях по просьбе управы. В политических акциях мы наотрез отказываемся участвовать, хотя и об этом иногда нас просят. Например, недавно просили подписать подписные листы за каких-то депутатов перед выборами в Мосгордуму. Но мы от такого отказываемся и сразу говорим, что мы вне политики.
А вот если выставка художественных работ или Масленица в парке - это мы пожалуйста, с удовольствием примем участие.
Какие советы по профессиональному развитию вы бы дали вашим коллегам из других НКО, занимающихся сиротской проблематикой? От чего бы предостерегли? На чем бы предложили сделать упор?
Я пришла к выводу, что все программы, нацеленные на дальнейшее развитие, занимают гораздо больше времени, чем кажется первоначально. Оказывается, сайт делается не за три месяца, а намного дольше. И интернет-магазин тоже. На это нужно больше времени и сил, чем кажется сначала. Поэтому мой совет – рассчитывать свои силы. Хотя их трудно рассчитать, пока ты в это не ввяжешься. Видимо, главное всё-таки – не бояться меняться.
Это интервью - в серии бесед с представителями НКО, получивших поддержку по программе «Точки роста».
«Точки роста» — комплексная программа CAF , которая существует с 2009 года и направлена на поддержку организационного развития НКО. В 2012-2015 году она реализуется при софинансировании ЕС, Фонда Ч.С. Мотта и JP Morgan Philanthropy Foundation. Некоммерческие организации участвуют в образовательных семинарах, пользуются консультационной поддержкой специалистов CAF Россия и получают финансирование на реализацию своих проектов. Главное условие программы заключается в том, что НКО не могут тратить полученные средства на работу с конечными благополучателями: все деньги нужно использовать на собственное развитие и укрепление, чтобы стать устойчивее и в будущем иметь возможность лучше и эффективнее помогать своим целевым группам.
В 2013-2014 гг. в рамках программы «Точки роста» свои концепции организационного развития и достижения финансовой устойчивости, разработанные в рамках программы, воплощали в жизнь 22 НКО из разных регионов.
Днем 27 июля не стало Ильи Сегаловича, сооснователя и технического директора «Яндекса». Сегалович болел раком желудка, но до последнего работал над проектами компании. Почти все его время уходило на «Яндекс». Несмотря на это, у Сегаловича оставалось время и на заботу о брошенных детях, и на борьбу за честные выборы в России. Илье Сегаловичу было 48 лет.
Смерть Ильи Сегаловича шокировала все профессиональное интернет-сообщество. О его болезни знали очень немногие, но самые внимательные могли догадаться: в декабре 2012 года он, обычно коротко стриженный, появился в эфире «Дождя» с наголо обритой головой. Внимания на это, правда, почти никто не обратил: Сегалович говорил тогда не о себе, а о том, как живется в современной России детям-сиротам. Говорил, что категорически несогласен с принятым накануне законом, запрещающим усыновление российских сирот американскими семьями, потому что любая семья, на его взгляд, гораздо лучше детского дома. Этот закон задел его настолько, что обычно мягкий и тактичный Сегалович написал в твиттере, что «Путину, Медведеву и Суркову следует оторвать свои задницы от стульев, зайти в соседний интернат и усыновить по ребенку», а во «ВКонтакте» добавил : «Они в бешенстве решили искалечить чужих детей, с которыми жизнь и так обошлась очень жестоко».
«Я попал в эту историю по везению», - рассказывал Сегалович на «Дожде», объясняя, что знаком с темой не понаслышке. Заботой о сиротах сначала занималась его жена Мария, профессиональная художница - в середине 1990-х она основала студию «Дети Марии », которая и помогает сиротам. Благотворительная деятельность Марии началась с того, что она пригласила команду клоунов Пэтча Адамса в интернат, рядом с которым жила. Впоследствии она заразила тягой к заботе о детях и мужа - Сегалович сам не раз примерял на себя образ клоуна, чтобы развлечь сирот.
Еще сооснователя «Яндекса» волновало то, что вообще происходит с Россией. В 2011 году он рассказывал тогдашнему помощнику президента Аркадию Дворковичу о том, каким видит решение транспортной проблемы Москвы, а год спустя сетовал : «Мы пишем прекрасные романы, но дороги у нас не получаются». Он описывал идеальную систему выборов, защищенную от фальсификаций - где каждый гражданин может проверить, был ли учтен его голос. «Хотелось бы какого-то чуда, волшебной палочки, чтобы раз - и система выборов заработала, два - и всех сирот из детских домов забрали бы в семьи. Вот за это изобретение я бы заплатил любые деньги», - рассказывал он в интервью «Снобу». Волшебной палочки не было, поэтому Сегалович делал то, на что у него хватало сил и времени: шел наблюдателем на выборы, создал (не впутывая в это «Яндекс») приложение , которое должно было помочь другим наблюдателям. Посещал митинги и шествия за честные выборы и в поддержку политзаключенных. Поддерживал важные общественные проекты. При этом Сегалович мастерски дистанцировался от политических игр - ни у кого не поворачивался язык обвинить его в «связях с Кремлем», в «работе на Вашингтон» или навесить еще какой-нибудь ярлык; к Сегаловичу ярлыки не приставали.
Но главным в жизни Ильи Сегаловича был, конечно, «Яндекс».
Родившийся в 1964 году в Горьком (теперь Нижнем Новгороде), Сегалович провел детство в Казахстане. Там, в алма-атинской республиканской физико-математической школе он подружился с одноклассником Аркадием Воложем. Несколько лет они сидели за одной партой, после школы вместе пытались поступить в МГУ - и оба неудачно. Затем пути друзей разошлись: Сегалович окончил Московский геологоразведочный институт и начал работать программистом во Всероссийском институте минерального сырья; Волож окончил Институт нефти и газа им. Губкина и занялся исследованиями в Институте проблем управления.
Однако уже в 1990-м году Сегалович пришел в компанию «Аркадия», созданную Воложем для разработки электронных справочников. Сегалович переработал сконструированную в «Аркадии» технологию поиска с учетом морфологии русского языка. Придумал компании красивое название «Яндекс». Во второй половине 1990-х и в начале нулевых, когда «Яндекс» уже превратился в самостоятельный сервис, Сегалович руководил разработкой поисковой технологии. В последние десять лет он был техническим директором компании и отвечал за создание всех основных продуктов «Яндекса». «Фронт моей работы не сжимается, а, наоборот, расширяется. Конкуренция растет, задачи становятся все шире», - отвечал он на вопрос, чем занимается в компании. При этом Сегалович подчеркивал, что «рад любому запуску, любому новому проекту», даже если задумка родилась в голове другого сотрудника компании.
О чем бы ни рассказывал Сегалович, будь то экспансия на новые рынки или очередной продукт, упрощающий жизнь интернет-пользователей, сразу было видно: он полностью поглощен своей работой и отчетливо представляет, чего и каким образом добивается. В мае 2013-го Сегалович , пожалуй, главное нововведение «Яндекса» в этом году, а возможно, и на ближайшие несколько лет - «Острова», показывающие интерактивные элементы различных сайтов прямо в выдаче поиска (с помощью этой системы можно напрямую купить билет в кино или записаться на прием к врачу).
«Немножко волнуюсь, - улыбаясь, говорил тогда со сцены Сегалович, - но, надеюсь, победю себя». Это вообще было его отличительной чертой. Умнейший человек, как никто, пожалуй, разбирающийся в поиске и множестве других технологий, совладелец крупнейшей интернет-компании страны, лицо одного из тех российских брендов, которые известны по всему миру, Сегалович всегда был чуточку скромнее, чем мог себе позволить человек в его положении. «Меня в детстве научили не стремиться быть крутым, - объяснял он в одном из интервью. - Моя цель всегда заключалась в том, чтобы быть totally uncool, но таким, который внутри на самом деле понимает, что он-то как раз и круче всех».
Илья Сегалович не пытался учить других жизни, но сам жил так, что его хочется ставить в пример подрастающим поколениям: упорно и упоенно трудился, находил время для семьи и детей, уделял внимание самым беззащитным - и притом болел душой за страну, в которой жил. «Правильно поступать не так уж трудно - надо просто поставить себя на место другого человека, почувствовать то, что он чувствует. И сделать это надо быстро, сразу, мгновенно. Почувствуешь - и поступишь правильно», - говорил он в одном из интервью. И судя по тому, что не нашлось никого, кто знал Сегаловича и притом мог бы сказать о нем что-нибудь плохое, человек, придумавший «Яндекс», прожил свою жизнь правильно.
Содержимое
В июле 2013 года в возрасте 48 лет внезапно скончался российский программист и один из основателей поисковой системы и интернет-портала “Яндекс”. В чем кроются причины смерти Ильи Сегаловича
Детство
Родился Илья Валентинович Сегалович 13 сентября 1964 года в городе Горький (ныне — Нижний Новгород). Его отец, Валентин Ильич, был выдающимся геофизиком, открывшим в Казахской ССР величайшие залежи хромитов, за что даже получил Государственную премию СССР.
Детство Ильи прошло в Казахстане, где во время обучения в Алматинской физико-математической школе произошло его знакомство с Аркадием Воложем.
Карьера
Неудачно сдав экзамены в МГУ, Илья Валентинович решил продолжить дело отца и подал документы в Московский геологоразведочный институт.
Спустя некоторое время молодой человек приходит работать в компанию “Аркадия”, принадлежащую его старому другу Аркадию Воложу. С этого момента начинается история “Яндекса”. Первое время друзья разрабатывали электронные справочники, после переработки и модернизации которых и появилась новая поисковая система, название для которой Сегалович придумал сам.
Запущена IT-компания “Яндекс” еще в 1996 году. После запуска именно Илья Валентинович занимался совершенствованием системы поиска.
От чего умер Илья Валентинович Сегалович?
Еще в 2012 году у выдающегося российского программиста обнаружили онкологию. Рак желудка не оставлял никаких надежд на спасение, но произошло чудо: организм больного оказался восприимчивым к препаратам химиотерапии и метастазы удалось устранить.
Через год рак снова дал о себе знать, но на этот раз — в голове, что и стало причиной смерти Ильи. В этом случае врачи оказались бессильны: 25 июля 2013 года была констатирована смерть мозга и больной оказался в коме, благополучного выхода из которой быть не могло. Врачи несколько дней искусственно поддерживали жизнедеятельность организма, надеясь на то, что первый диагноз был поставлен неправильно.
Умер Илья Сегалович 27 июля 2013 года в одной из клиник Лондона. Смерть официально зафиксировали в момент отключения его от аппаратов жизнеобеспечения.
Семья
Со своей женой, Марией Елисеевой, Илья познакомился еще до запуска “Яндекса” в 1993 году. Эта женщина стала настоящей музой для него. Вместе с ней Сегалович начал свою благотворительную деятельность с посещения московского интерната № 103 и театральной студии при этом заведении.
Именно Илья дал название благотворительной организации своей жены “Дети Марии”, в деятельности которой также принимал активное участие. Ее фонд поддерживал детские дома Беслана и Владикавказа. За время своей деятельности на благотворительном поприще этот мужчина стал приемным отцом для нескольких воспитанников интерната и настоящим другом для многих других детей, лишенных родительской заботы. В его семье воспитывалось четверо детей, а в доме часто гостили дети из интерната.
Помимо сотрудничества с организацией “Дети Марии” Илья Валентинович Сегалович был членом Совета еще одного фонда — “Династия”, занимавшегося вопросами популяризации науки в России (до 2015 года). Именно этот человек является основателем информационно-справочной системы “Национальный корпус русского языка”. Любовь к Родине и к жизни сочетались в его деятельности с редким перфекционизмом, заставлявшим его вкладываться в каждое направление с максимальной отдачей и бесконечно совершенствовать мир вокруг и самого себя.
Когда умер Илья Сегалович, все люди, знавшие его лично или по роду его деятельности пребывали в глубоком шоке. Этот одаренный и во всех отношениях выдающийся человек сгорел от онкологии буквально на глазах. После постановки диагноза исход был очевиден, но родные и близкие до конца надеялись на чудо.
История о том, как жил и как умер Илья Сегалович — достойный пример для будущих поколений. Человек, который ни в чем не нуждался, старался сделать мир лучше, каждый день делая все возможное чтобы помочь окружающим. Его вклад в будущее родной страны — детей и в ее науку трудно переоценить.
07.10.2016
Редактировать статью
Она была художницей, помогала сиротам и вышла замуж за начинающего программиста. Он же создал «Яндекс», но умер в расцвете сил. В эксклюзивном интервью сайт вдова Ильи Сегаловича Мария Елисеева рассказала, как они жили до попадания в список Forbes , почему Министерство образования боится еврейской Пасхи и зачем ее студия отправляет учителей из Беслана в Израиль.
Почти сразу после знакомства с Ильёй Сегаловичем вы вместе отправились на курсы английского языка. Зачем?
– Я познакомилась с американцем – клоуном Пэтчем Адамсом. Мне рассказали про клоуна, который считает, что можно лечить смехом, и для этого приезжает в детские больницы. Мне захотелось пригласить его в свою студию. Я взяла словарь и написала ему письмо, у меня был школьный пассивный английский. Он приехал, а потом позвал меня вместе творить клоунаду, и я поехала в Питер на поезде в клоунском вагоне. Это было невероятное ощущение праздника, детства, чуда. Тридцать клоунов, которые с тобой играют. Они не представление показывают, им интересен человек – и я, и больной ребёнок, и бабушка на улице, дворник, продавщица в магазине. Именно в Питере я впервые попала в детский дом. Это был 1991 год. Моего английского, конечно, не хватало для свободного общения, и я пошла на курсы.
А почему Илья пошёл на курсы английского?
– Он собирался уезжать. У Ильи была виза, по которой он мог уехать в Америку как беженец. Основанием было то, что его когда-то не приняли в МГУ. Он серьёзно подумывал о том, чтобы уехать. Не то чтобы он собрал чемоданы, но он к этому склонялся. И пошёл поучить английский.
Илья Сегалович рассказывал, что не поступил в МГУ, как и его одноклассник и будущий партнер по «Яндексу» Аркадий Волож, хотя у обоих были золотые медали за окончание физико-математической школы: «Мы тогда особо не знали, что мы евреи». Какое у него было отношение к своей национальности?
– У него мама русская, а отец еврей. Когда надо было получать паспорт в 16 лет, многие ему советовали написать «русский». Но он сказал: «Нет, я точно понял, что я Сегалович, я не собираюсь менять фамилию и притворяться, что во мне нет еврейской крови. Раз так, значит, пусть так и будет».
А был интерес к языку и культуре?
– Да, он учил иврит, наверное, в течение года. У него была любимая тетрадочка, по которой он и с нами пытался заниматься. Можно сказать, у нас были домашние курсы. У меня тоже есть еврейские корни, мой дедушка по маминой линии был евреем. Так что мы всей семьёй с удовольствием учили, особенно когда в Израиль ездили.
Но он встретил вас и не уехал?
– Получается так. К мысли об отъезде ещё возвращались, но до «Яндекса», а потом уже, конечно, речи об этом не было. «Яндекс» занимал его полностью. Нашей студии он помогал финансово, а с детьми заниматься хотел, но не всегда мог. Иногда он приезжал на несколько часов. Он старался быть на всех наших важных мероприятиях: на открытиях выставок, в поездках в детдома и больницы или в летнем лагере, когда у него был отпуск. А в ежедневной жизни это было невозможно, он был перегружен.
Некоторые удивляются: зачем человеку, входящему в список богатейших российских предпринимателей по версии Forbes, благотворительность?
– Ну, он же не сразу попал в список Forbes
! Когда мы поженились, то жили ввосьмером в крошечной двухкомнатной квартире в Кучино: три моих дочери, наша маленькая дочь Ася, приёмные дети… И ещё иногда американские волонтёры из команды Пэтча спали на полу.
В квартире отключали воду на все лето, и однажды отец Илюши, увидев, как я стираю гору детской одежды, сказал, что купит нам стиральную машинку. Это было просто счастье!А Илья ездил в детский дом еще в 1984 году, играл с детьми, помогал устраивать праздники. Потом уже мы вместе ездили в самые невероятные места. Однажды расписали стену в женской колонии.
А почему вы стали заниматься с детьми?
– Когда мне было лет десять, я попала в больницу на целый месяц. Рядом с моей палатой в холле лежала маленькая девочка и плакала. Оказалось, что она детдомовская, ей ставили горчичники, а потом бумагу сняли, а горчица осталась на коже, и ей было больно. Я попыталась найти взрослых из медперсонала, но не смогла, смыла горчицу сама. Девочку звали Оксана, ей было три года, и мы с ней очень подружились. И тогда в больнице я поняла, что хочу заниматься с детьми. У меня там возникла маленькая студия, где я рисовала с Оксаной и с другими маленькими детьми. Мама мне приносила карандаши и тетрадки, я ведь всегда рисовала, с самого детства.
Как появилась студия?
– После 9-го класса я ушла из школы и поступила театрально-художественное училище, там раз в четыре года был набор на отделение «художник по куклам», мне это было интересно. И тут я поняла, что встретила своих: я впервые почувствовала, что я не какая-то странная белая ворона. Я оказалась в своей среде, это был поворотный момент в моей жизни. После училища я сначала недолго работала в Балашихинском театре кукол. А потом оказалось, что студия, в которую я ходила в детстве, ищет преподавателя. И я туда пошла. Так началась моя студия «Дети Марии».
Почему сейчас в вашей студии в основном дети из специальных школ?
– Я никогда не занималась с детьми из интернатов, которых принято относить к «норме»: у них много возможностей, они ходят в массовую школу, посещают студии, по крайней мере, в Москве. А когда ребёнок с отклонениями в развитии остаётся «без попечения родителей», он попадает в специальные интернаты.
Я не буду называть диагнозы, я не врач, но есть интернаты для детей с умственной отсталостью, а есть для детей с задержкой психического развития. Эти дети, как правило, признаны недееспособными. Они не могут, к примеру, долго рисовать натюрморт – в следующий раз они вряд ли вспомнят, что они его рисовали, – но они могут, например, вполне успешно слепить котёнка или раскрасить подсвечник. Им важно любое, хотя бы небольшое развитие на каждом занятии. В этих группах очень разные дети, но поскольку шанс на их развитие есть, и он отличен от нуля, мне кажется, жаль его упустить.
Я помню реакцию Сегаловича на «закон Димы Яковлева»: «Они в бешенстве решили искалечить чужих детей, с которыми жизнь и так обошлась очень жестоко». Как на вашу студию повлиял этот закон?
– Очень плохо повлиял. Перестали существовать программы, связанные с заграницей, и не только наши. Например, в одном интернате, с которым мы работаем уже много лет, была программа поездок ребят в Швецию. Шведы брали детей на 24 дня своего отпуска, их поддерживал Фонд Третьяка, и, по-моему, королева или государство им давали небольшой грант, семьи были небогатые. После принятия этого закона дети больше не ездят в Швецию, потому что проживание в семьях иностранцев запрещено.Другую программу мы придумали с моей итальянской подругой. Мы оформляли официальные приглашения для детей, итальянские родители получали от администрации своего города подтверждение «с золотой печатью», что они нормальные люди и что им можно доверить детей. Это тоже прекратилось. У нас была запланирована поездка, детей ждали в семьях, но мы смогли взять только выпускников. Родители, которые ждали маленьких, плакали, они ведь уже относились к ним как к родным. Это было душераздирающе. Ещё мы каждый год ездим на Шекспировский фестиваль. Вторая часть этой поездки была в Лондоне, где семьи – кстати, русские семьи – брали детей. И теперь это тоже нельзя. Это очень обидно, мы же хотим, чтобы дети социализировались, чтобы у них появлялись бытовые навыки. Если бы у нас здесь было полно семей, которые брали детей из психоневрологического интерната хотя бы на неделю, если не на 24 дня, как шведы, было бы тоже здорово. Но их очень мало.
А денег студии хватает?
– У меня есть деньги благодаря Илюше, у меня остались акции «Яндекса». В студии «Дети Марии» я трачу личные деньги на зарубежные поездки. Например, мы возим воспитателей из интернатов в разные страны, они возвращаются с новыми идеями для занятий с детьми. Очень полезны были поездки для учителей из Беслана в Израиль, где есть опыт реабилитации жертв терактов. Вообще в Израиле нас всегда радушно принимают, один раз даже израильское министерство образования помогло всё организовать. Однажды хотели детей привезти – не получилось. Департамент образования не отпустил, там сказали: «Вы что, хотите их на еврейскую пасху повезти?» Это были весенние каникулы.
Как появилась программа с детьми Беслана и как она сейчас работает?
– Мы решили поехать и сделать то, что умеем: расписывать стены и проводить с детьми клоунские мастер-классы. В первый год нам сказали, что сейчас траур и надо подождать. А потом всё наладилось, нас там полюбили. Мы приехали с выпускниками интернатов, для которых невероятная удача – сделать что-то важное и значимое. Получилось хорошо для всех: для наших выпускников, для учителей и для детей, к которым мы привезли иностранных клоунов и других невероятно интересных людей. Потом мы стали брать бесланских детей в свои лагеря, где есть дети с психоневрологическими диагнозами, и постепенно они из жертв превратились в помощников. Бывшие заложники, а теперь наши волонтёры – Вика Кацоева и Камболат Баев – узнали, что в деревне в горах есть психоневрологический интернат, и договорились, что мы туда приедем. Мы привезли клоунов, шашлык. Были большой стол и большой концерт, дети показывали, что они умеют, клоуны с ними играли. Это Вика и Камболат придумали и сделали сами, а это для меня самое дорогое.
Многие ваши выпускники приходят работать с детьми, становятся волонтёрами. Вы себе ставили такую цель?
– Есть такая мечта. Но я сама себе и всем сотрудникам напоминаю, что не надо взращивать в себе какие-то ожидания. Правильно ничего не ожидать, иначе будут разочарование и выгорание. Когда такое вдруг случается, как с Викой и Камболатом, – это подарок! Чаще всего получается само собой: люди начинают замечать, что происходит вокруг, и пытаются сделать жизнь лучше.
Дарья Рыжкова
Илья Сегалович родился 13 сентября 1964 года в Нижнем Новгороде в семье геологов, но большую часть детства провел в Алма-Ате. Там же, будучи школьником, познакомился с Аркадием Воложем, нынешним генеральным директором .
После школы поступил в Московский геологоразведочный институт на факультет геофизики. В 1991 году он принял приглашение Воложа и устроился на работу в компанию бывшего одноклассника, которая занималась разработкой поисковых программ. Спустя два года на свет появился «Яндекс» — именно так Илья Сегалович назвал очередной текстовый поисковик.
В мае 2011 года «Яндекс» провел IPO. По данным Forbes, на тот момент состояние Сегаловича оценивалось в $600 млн.
Помимо «Яндекса», Илья Сегалович занимался общественной деятельностью, участвовал в движении против фальсификации на выборах, посещал митинги на проспекте Сахарова и Болотной площади.
Илья Сегалович женился на Марии Елисеевой, художнице и искусствоведе. В середине 90-х Мария организовал благотворительную художественную студию «Дети Марии», которая поддерживала детей-сирот, а также выпускников интернатов. Илья взялся помогать своей супруге и частенько переодевался в клоуна, чтобы рассмешить посетителей студии.
«Не знаю, чем можно заменить его энциклопедичность в технологиях и чистое видение продукта. Но он оставил за собой целое новое поколение программистов, целую школу. А его этические стандарты задали уровень всем нам», — написал в день смерти Сегаловича Аркадий Волож.
В одном из подъездов центрального офиса «Яндекса» расположена скульптурная композиция «Copy paste: несовпадения случайны. Шесть портретов Ильи Сегаловича». Скульптуры создавались в 2016-2017 годах, когда задумывалось придумать какой-то памятник Илье — неформальный, про работу и атмосферу.
Памятник в итоге делать не стали, а в процессе работы над ним один из авторов, известный московский скульптор Елена Мунц, слепила несколько портретов из шамота.
Они были настолько похожи, что было принято решение поставить эти портреты в офисе. Как говорила сама Елена, отсмотрев километры видео и гигабайты фотографий: «Я так была очарована Ильей, что руки сами вылепили из глины его портрет».