Рефлексия. Рефлексия в психологии - что это? В социальной психологии под рефлексией понимают
УДК 316.61
Boldyreva I. N. Social Reflection - the Basis of Personality’s Socialization Mechanism
Аннотация ♦ Статья посвящена социально-философскому исследованию социализации личности через механизм рефлексии, которая реализуется в системе общественных отношений и регулирует социальные процессы.
По мнению автора, социальная рефлексия представляет собой основу для проявления в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, опытом деятельности во взаимоотношениях с другими субъектами. В статье показано, что рефлексия позволяет создать условия для развития субъекта, в том числе и социализации личности. Рефлексия является существенным основанием, без которого не может быть понято и проанализировано любое социогуманитарное знание.
Ключевые слова : социализация, социальная рефлексия, механизм социализации, творческий потенциал личности, развитие субъекта.
Abstract ♦ The article discusses the social and philosophical research into socialization of the personality through the reflection mechanism which is implemented in the system of social relations and regulates social processes.
According to the author, the social reflection is the basis for manifestation of personal independence and activity while acquiring knowledge and life experience in relationship with other subjects. The article shows that reflection allows to create conditions for the development of the subject, including the socialization of the individual. Reflection is an essential foundation, without which it is impossible to understand and analyze any social and humanities knowledge.
Keywords : socialization, social reflection, socialization mechanism, creative potential of the personality, development of the subject.
Исследование феномена социализации осуществляется социогуманитарными науками: социологией, философией, психологией, педагогикой и другими. Социализации личности - одна из главных категорий социального познания, актуальность которой со временем становится еще более значительной. В рамках философии проблема социализации определяется на стыке философии детства и философии культуры. К концу XX в. дефиниция социализация распространилась на зрелый возраст, а также на старость, потому что проблема включения в социум этих возрастных этапов бывает конфликтной и несет в себе много противоречий. К середине XX в. данная проблема превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования, где ведущим механизмом является социальное рефлексирование.
Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Так как человек - создание социальное, то с рождения он уже окружен себе подобными, включен в социальные связи. Первоначальный опыт коммуникации человек получает в своей семье еще до того, как начинает говорить. Именно в семье закладываются основные принципы личности человека. В дальнейшем, являясь элементом социума, человек постоянно получает субъективный опыт, который становится неотделимой составляющей его личности. Освоение этого опыта индивидуально: оценка тождественных социальных ситуаций может быть неоднозначной. Личности выносят из идентичных обстоятельств различный социальный опыт, что проявляется в другом процессе - индивидуализации. Под индивидуализацией мы понимаем процесс развития конкретной личности.
При рассмотрении проблемы развития личности соотнесение индивидуализации и социализации человека вызывает разногласия. Одни исследователи полагают, что индивидуализация личности - это отрицательная особенность, которая должна быть восполнена процессом социализации, другие же утверждают, что социализация затрудняет раскрытие творческих возможностей человека. Мы разделяем следующую точку зрения российского психолога и общественного деятеля А. А. Реана: «Социализация не есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом . <…> …лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится еще и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает» (Реан, 2013: 15; выделения курсивом и полужирным шрифтом автора. - И. Б. ).
По нашему мнению, социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм, знаний, ценностей, принятых в данном социуме, с помощью воспитания и образования.
Отметим, что для социальной философии социализация личности является значительной проблемой взаимодействия личности и общества. Социально-философский аспект исследования социализации предполагает ее сопоставление с социальным целым, проясняя основное содержание. Человек реализовывается как социальный субъект во взаимодействии с другими субъектами через процесс социализации.
Одновременно с социализацией происходит и процесс усвоения человеком элементов культуры. Если социализация - это приобретение социального опыта, то инкультурация - это «процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий», в которых отражены духовные и материальные результаты функционирования человека в различных эпохах (см.: Маклаков, 2003: 485–486).
Отметим, что социализация - это многофункциональный процесс, а инкультурация, процесс культурно самобытный. Следовательно, между данными понятиями нет тождественности. Нередко мы наблюдаем отставание одного процесса от другого. Так, успешная социализация не всегда свидетельствует о необходимом уровне инкультурации, а благополучное усваивание человеком культуры не значит присутствие у него определенного социального опыта.
Как пишет Е. А. Мартынова, социогуманитарные науки изучают социализацию как процесс осваивания следующим поколением опыта духовной и материальной культуры своей нации (Мартынова, 2010). Также, под социализацией рассматривается включение следующего поколения в социальные коммуникации. Социализация осуществляется практически всю жизнь индивида, однако высшая ступень собственно социализации относится к периоду детства и юности. Интересно, что процесс социализации реализовывается беспрерывно и не заканчивается даже в зрелости. Социализация личности относится к процедуре с неопределенным концом, хотя и с четко определенной целью. Следовательно, социализация никогда не бывает полной, но и никогда не заканчивается. Субъект является членом своего сообщества, активно социализируясь через деятельность. Социальная жизнедеятельность индивидов и групп происходит в границах конкретного социума, которая как создает эвентуальность для их взаимосвязи, так и ограничивает их.
Социализация есть процесс, влияние которого испытывает личность и субъекты, социализирующие ее. Кроме того, человек не пассивно репродуцирует то, что ему диктует социум. Он всегда обладает выбором, проявляя свой творческий рефлексивный потенциал, влияет на сферы общественного бытия через деятельность.
Эволюция человека как социального субъекта есть сложный процесс и в разные временные периоды имеет свою специфичность, но есть и общие характеристики. Содержание социализации определяется, с одной стороны, совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные рефлексивные механизмы, а с другой - отношением личности ко всему этому.
Механизм социализации рефлексивно связан с внутренним диалогом, в котором человек анализирует, просчитывает, приходит к адекватному решению. Это основа социальной корректировки понимания, т. е. осознание человеком того, какими способами он взаимодействует с другими. Социокультурные значения реальности, измененные под воздействием рефлексивного анализа социальных образцов, позволяют наметить новые ориентиры формирования себя как личности (Топольская, 2014).
Социализация субъекта происходит как с помощью названных выше механизмов, так и с помощью конкретных средств.
Познание, общение, деятельность в целом обеспечивают постепенную инициализацию субъекта к многочисленным видам отношений в разных сферах его жизни. Это закрепляет стратегию и тактику поведения личности в обществе, а также показывает ее отношение к другим людям.
Социальная эволюция личности служит средством и вместе с тем является результатом социализации. Предназначение социализации определяется ее значительностью для воспроизводства субъекта социально-исторического процесса, в поддержании устойчивого существования социума как целостной системы путем адаптации личности к социальной среде.
Социальный опыт передается через воспитание и обучение, социализирующее субъект и вписывающее его в конструкцию социума. О том, какое знание необходимо субъекту и какие способности должны в результате социализации у него раскрыться, писал К. В. Сергеев. Он отмечал, что особый тип социализирующего знания - знание о взаимодействиях индивида, универсума и социума, знание об инструментах рефлексии, позволяющее как понимать чужой опыт, так и уметь интерпретировать нестандартные жизненные ситуации. Именно такой тип рефлексии позволяет осуществлять социальные инновации, теоретически прорабатывать собственную линию поведения в тех или иных социальных связях и отношениях (Сергеев, 2003).
Можно сделать вывод, что рефлексия есть процесс, благодаря которому происходит любое развитие: системы мышления, деятельности, личности и ее взаимодействия с социумом. Как следствие этого происходит возникновение новых исследовательских моделей социального пространства (Щедровицкий, 2005).
Таким образом, социальная рефлексия представляет собой основу для механизма, который способствует проявлению в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, в овладение опытом деятельности, во взаимоотношениях с другими субъектами. Социальная рефлексия побуждает человека к самореализации, к стремлению осуществлять свободный выбор, постигать ценности и нормы общества. Она является основой, создающей условия, благодаря которым происходит любое развитие субъекта, в том числе и социализация личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Маклаков, А. Г. (2003) Общая психология: учеб. для вузов. СПб. : Питер. 592 с.
Мартынова, Е. А. (2010) Философия в системе гуманитарного знания // Гуманитарные науки и образование. № 2 (2). С. 60–62.
Реан, А. А. (2013) Психология личности. СПб. : Питер. 288 с. (Серия «Мастера психологии»).
Сергеев, К. В. (2003) «Периферийное знание» в дискурсе креативности: социальные сети интересного // ПОЛИС. Политические исследования. № 1. С. 50–62.
Топольская, Е. А. (2014) Стадии развития социально-культурной рефлексии // Образование и общество. № 1 (84). С. 60–67.
– способ познания самого себя, применяющийся в таких научных сферах как психология, философия и педагогика. Этот метод позволяет человеку обратить внимание на свои мысли, чувства, на знания и умения, на отношения с другими людьми.
В медитации можно отлично познать себя
Определение рефлексии
Термин «рефлексия» происходит от позднелатинского слова «reflexio», что переводится как «обращение назад». Это состояние, во время которого человек обращает внимание на собственное сознание, глубоко анализирует и переосмысляет себя самого.
– это способ осознания результатов деятельности человека. В процессе рефлексирования человек внимательно изучает свои мысли и идеи, рассматривает накопленные знания и полученные умения, обдумывает совершенные и планируемые действия. Это позволяет лучше узнать и понять самого себя.
Способность делать выводы на основе саморефлексии – уникальная черта, отличающая человека от животных. Этот метод помогает избежать многих ошибок, возникающих при повторении одних и тех же действий с ожиданием разного результата.
Понятие рефлексии были сформировано в философии, но сейчас оно широко распространено в педагогической практике, науковедении, разных областях психологии, физике и военном деле.
Формы рефлексии
В зависимости от времени, взятого за основу во время рефлексирования, оно может проявляться в 3 основных формах:
- Ретроспективная форма. Характеризуется анализом прошедших событий.
- Ситуативная форма. Выражается реакцией на события, происходящие с человеком в прямо сейчас.
- Проспективная форма. Рефлексии подвергаются события будущего, пока не произошедшие. Это мечты, планы и цели человека.
Ретроспективный анализ прошлого в жизни человека
Наиболее распространённой считается ретроспективная рефлексия. Она применяется в педагогике, при закреплении материала учениками, и в психологии, при анализе событий прошлого для решения психологических проблем.
Виды рефлексии
Рефлексивная позиция разделяется на несколько основных групп, в зависимости от объекта рефлексирования:
- личностная, включающая в себя самоанализ и изучение собственного «Я», достижение ;
- коммуникативная, анализирующая отношения с другими людьми;
- кооперативная, осмысляющая совместную деятельность для достижения цели;
- интеллектуальная, обращающая внимание на знания, умения и навыки человека, а также на сферы и способы их применения;
- социальная рефлексия, познающая внутреннее состояние человека через то, как его воспринимают и что о нём думают другие люди;
- профессиональная, помогающая проанализировать движение по карьерной лестнице;
- учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке;
- научная, обращённая к осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой;
- экзистенциональная, обдумывающая смысл жизни и другие глубокие вопросы;
- саногенная, направленная на контроль эмоционального состояния личности.
Профессиональная рефлексия позволит понять к чему вы пришли и куда дальше идти по карьере
Развитие рефлексии
Научиться рефлексии способен любой человек. Чтобы запустить процесс, стоит больше практиковаться, выполняя простые психологические упражнения. Они приучат человека анализировать всё, что вокруг него происходит, и проживать свою жизнь осмысленно.
Взаимодействие с миром
Рефлексирование – это всегда реакция на внешнее воздействие. Всё, чем наполнено сознание человека, пришло к нему извне. Поэтому лучшей тренировкой рефлексии станет взаимодействие с миром вокруг него: с чужим мнением, критикой, конфликтами, сомнениями и другими сложностями.
Контакты с раздражителями, поступающими извне, расширяют диапазон рефлексивности человека. Общаясь с другими людьми, человек учится понимать их, и это позволяет ему легче и проще понимать самого себя.
Нужно постоянно выходить из своей зоны комфорта, иначе мы не развиваемся
Пообщайтесь с человеком, имеющим отличную от вашей точку зрения на важные вопросы, или с живущим противоположным образом жизни. Начните необычную для вас книгу в жанре, который вы прежде не пробовали читать, послушайте музыку, с которой прежде не были знакомы, и вы удивитесь, как много нового и необычного есть вокруг вас.
Анализ одной вещи
Нейробиологи считают, что большой объём информации, получаемый в современном темпе жизни, плохо сказывается на мыслительных функциях и памяти человека. При обилии ненужных знаний новая информация плохо усваивается, создаёт помехи в процессе мышления. Поэтому важно анализировать вещи и отношения, занимающие мысли человека.
В процессе этой тренировки нужно выбрать один предмет и детально его проанализировать. Рассмотрению может подвергаться новая интересная книга, любимый сериал, понравившаяся песня или, скажем, общение с новым знакомым.
Анализируя вещи нужно задавать себе ряд определенных вопросов
Думая о предмете анализа, задайте себе следующие вопросы:
- Полезен ли этот предмет для меня?
- Узнал ли я что-то новое благодаря ему?
- Могу ли я использовать эти знания?
- Какие чувства у меня вызывает этот предмет?
- Хочу ли я изучать его дальше, интересно ли мне?
Эти вопросы помогут избавиться от ненужных вещей в жизни. Они освободят полезное место для более важного и интересного, а также научат сосредотачиваться и отсеивать все лишнее самостоятельно, в автоматическом режиме.
Волнующие вопросы
Чтобы узнать себя лучше, запишите на лист бумаги вопросы, которые волнуют вас. Это могут быть вопросы, возникшие только вчера, или интересующие вас на протяжении долгих годов. Составьте подробный список, а после разделите его по категориям.
Это могут быть вопросы:
- о прошедших событиях;
- о грядущем;
- о взаимоотношениях с людьми;
- о чувствах и эмоциях;
- о материальных предметах;
- о научных знаниях;
- о духовных материях;
- о смысле жизни, сущего.
Задавая вопросы самому себе сделайте их волнующими и важными
Какая группа собрала большую часть ответов? Подумайте, почему получилось именно так. Это отличная тренировка, помогающая раскрыть человеку информацию, о которой он мог и не подозревать.
Как перестать рефлексировать?
Многие люди считают, что склонность рефлексировать на постоянной основе вредна, что она негативно влияет на человека, но это естественный компонент жизни любого человека.
Обращение человека к себе, к своим внутренним мотивам и желаниям только укрепляет волю, улучшает результат и эффективность любой деятельности. Однако важно, чтобы рефлексирующий человек эту деятельность совершал: осмысление без действий не принесёт плодов.
Не стоит путать рефлексию с обычным самокопанием: в отличие от последнего, рефлексирование – созидающее, а не деструктивное занятие.
Если саморазвитие доходит до абсурда и вы чувствуете, что далеки от реальности – нужно от него избавиться:
- чтение книг о саморазвитии не должно быть просто хобби;
- меньше посещайте тренинги и больше общайтесь с людьми, гуляйте, общайтесь;
- если изученные техники и методики не приносят результатов – не зацикливайтесь на них;
- большинство методик – это бизнес, которые разработаны ради заработка;
- при достижении своих целей, оставьте идею усовершенствовать их.
Примеры рефлексии
В педагогике
Примером учебной рефлексивности в педагогической практике может стать любое школьное занятие. По ФГОС, в конце урока учитель должен обязательно провести небольшой опрос в символической, устной или письменной форме. Он содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, на оценку эмоций либо на анализ того, зачем ученику нужна эта информация.
В психологии
Ретроспективная рефлексия активно применяется в психологической практике. Примером может стать консультация психотерапевта, когда он задает пациенту наводящие вопросы и помогает ему провести анализ событий прошлого. Эта методика позволяет справиться с проблемами и заболеваниями, вызванными травмирующими воспоминаниями.
Анализ взаимоотношений с родственниками, друзьями или второй половинкой. Рефлексирующий человек вспоминает события и ситуации, связанные с близким человеком, анализирует свои чувства по отношению к этому. Это помогает понять, в правильном ли направлении идут отношения, и что стоит изменить.
Коммуникативная рефлексия необходима чтобы проанализировать отношения с близкими
– способ анализа сознания человека, позволяющий лучше узнать самого себя. Это умение отличает людей от животных. Для развития рефлексии можно использовать интересные методы: взаимодействие с миром, поиск новой информации, отличной от интересов человека, подробный анализ одной вещи и составление списка вопросов, которые волнуют человека больше всего.
Рефлексия в социальной психологии – это процесс познания действующим субъектом (личностью или общностями) внутренних психических актов и состояний, через то, как их воспринимают и оценивают другие люди. Это не просто самопознание, а попытка выяснить, как окружающие знают и понимают особенности его личности.
В процессе общения человек представляет себя на месте собеседника, оценивая себя со стороны и, исходя из этого, корректирует свое поведение. Такой механизм самопознания и самооценки посредством общения позволяет не только понять собеседника, но и предположить, насколько он понимает вас, что является своеобразным процессом зеркального отражения друг друга.
Изучение социальной рефлексии
Исследование социально-психологической рефлексии началось еще в конце 19 века. В западной социальной психологии оно связано с изучением экспериментальных диад – пар субъектов, взаимодействующих в искусственных, лабораторных ситуациях.
Дж. Холмс описал механизм социальной рефлексии на примере общения двух условных личностей: Джона и Генри. В этой ситуации, по мнению Дж. Холмса, участвует как минимум 6 человек: Джон, какой он есть на самом деле, Джон, каким он представляется самому себе и Джон, каким его видит Генри. Эти же позиции представлены со стороны Генри. В дальнейшем Т. Ньюком и Ч. Кули добавили еще 2 персоны: Джон, каким он видит его собственный образ в сознании Генри и также для Генри. В таких примерах социальной рефлексии она представляет собой процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами личностей друг друга.
Российские исследователи, такие как Г.М. Андреева и другие, считают, что более глубокое понимание социальной рефлексии может быть получено, если объектом исследования будет не диада, а более сложные организованные социальные группы, объединенные определенной совместной деятельностью в реальных условиях.
Значение социально-психологической рефлексии
По мнению Деминой, рефлексия в социальной психологии – это свойство психики направлять сознание человека на внутренний мир, осознавая и отражая собственные состояния, переживания, отношения, управляя личностными ценностями. При необходимости, рефлексия дает возможность найти новые основания для их перестройки и изменения.
Но кроме самопонимания и самопознания рефлексия включает процессы понимания и оценки других людей. С ее помощью осуществляется соотнесение своего сознания, ценностей и мнения, с этими же категориями других индивидов, групп, общества и, наконец, общечеловеческими. В быту социальная рефлексия позволяет человеку пережить какое-то событие или явление, пропустить его через свой «внутренний мир».
Многие психологи давали разные трактовки этого явления. Так, Р. Декарт считал, что рефлексия дает возможность индивиду переключится с внешнего, телесного, сосредоточившись на содержании своих мыслей. Дж. Локк разделял ощущения и рефлексию, понимая под этим явлением особый источник знаний – внутренний опыт, противопоставляя его опыту внешнему, полученному на основании органов чувств.
Но все определения сводятся к тому, что социально-психологическая рефлексия – это способность личности взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и, при необходимости, измениться.
Виды рефлексии
Традиционно в психологии выделяют следующие виды рефлексии:
- Коммуникативная – механизм познания другого человека, при котором его особенности и поведение, точнее представления о них, становятся объектом рефлексии;
- Личностная – в этом случае в качестве объекта познания выступает сам индивид, его личностные особенности, поведение и отношение с окружающими;
- Интеллектуальная – рефлексия, которая проявляется при решении разного рода задач, как способность анализировать различные способы решения в поиске более рациональных.
Работа рефлексивного механизма
По мнению российского исследователя Тюкова, последовательность работы механизма социальной рефлексии включает 6 этапов:
- Рефлексивный вывод – происходит в случаях, когда отсутствуют другие средства и способы познать другого человека и самого себя;
- Интенциональность – направленность на определенный объект рефлексирования, для чего его необходимо выделить среди других объектов;
- Первичная категоризация – выбор первичных средств, способствующих рефлексированию;
- Конструирование системы рефлексивных средств – первичные средства объединяются определенной системой, которая позволяет провести целенаправленный и обоснованный рефлексивный анализ;
- Схематизация рефлексивного содержания – осуществляется с использованием различных знаковых средств (образы, символы, схемы, языковые конструкции);
- Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение результата.
При неудовлетворительном результате происходит повторный запуск процесса социальной рефлексии.
Рефлексивный механизм при самопознании заключается в идентификации личности с другим человеком и самим собой. В ходе нее субъект выделяет личностные черты, особенности поведения, отношений и общения другого человека, анализирует их, определяя причины наличия того или иного качества или совершения того или иного поступка, и оценивая их. Затем он переносит эти характеристики на себя и сравнивает. В результате человек более глубоко понимает как личностные особенности других, так и свойства собственной личности.
Процесс социальной рефлексии представляет собой сложную работу, требующую времени, усилий и некоторых способностей. В то же время, именно она позволяет преодолеть недостатки и придать процессу самопознания целенаправленность и осознанность.
Статья
Ионова Наталья Викторовна
МОУ СОШ № 28
Учитель начальных классов
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия - это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.
Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала - всем классом, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, на общем большом листе группой или всем классом можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно.., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:
Понравилась вам такая форма работы?
Довольны вы результатом своей работы?
Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
Квадрат – «хорошо»;
Круг – «плохо»;
Треугольник – «совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
Необходимым условием и обязательным компонентом научно-исследовательской деятельности является рефлексия. В настоящее время рефлексия трактуется, с одной стороны, как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, с другой - как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, благодаря чему становится возможным присвоение познанного. Рациональный смысл рефлексии в социальном познании связывается также с осознанием скрытых, неявных предпосылок научного знания.
Синтезируя различные подходы к пониманию рефлексии, можно утверждать, что в социальном познании она направлена, с одной стороны, на осмысление ученым своих собственных исследовательских действий (внутренняя рефлексия), с другой - на осмысление исследовательских действий других ученых, представляя собой своего рода рефлексию над рефлексией (внешняя рефлексия). Внутренняя рефлексия связана с формированием сознательных конструктивных установок ученого в научном исследовании. Внутренняя рефлексия, будучи проявлением рационального характера познавательной деятельности, связана с выявлением условий постановки научной проблемы, ее осознанием, определением цели и задач исследования, выбором методологических его оснований, поиском методов решения конкретных исследовательских задач. В этом плане внутренняя рефлексия неотчуждаема от практической научной проблемной ситуации, в рамках которой она возникает (рис. 1.1).
Внешняя рефлексия в социальном познании - это работа с существующими научно-исследовательскими практиками, связанными с производством нового научного знания. Внешняя рефлексия выступает условием и средством критического анализа научно-исследовательской деятельности в социальных науках. Такое представление о внешней рефлексии оказывается сопряженным с образом специализированной концептуальной деятельности по изучению научно-исследовательских практик с позиций определенного идеала научно-исследовательской деятельности, принятого в научном сообществе. Отсюда следует, что если внутренняя рефлексия является индикатором научности социального исследования, то внешняя рефлексия выступает показателем уровня развития социальных наук. Иными словами, развитие социальных наук до определенного времени может и не предполагать внешней рефлексии. Потребность в ней особенно возрастает в период кризисного состояния со-
Рис. 1.1.
циальных наук или в ситуации обостренной конкуренции между их научно-исследовательскими парадигмами.
Значение рефлексии в социальных науках обусловлено тем, что познавательная деятельность в них, как правило, складывается на основе культурно-исторически возникших и уже проверенных научных традиций, требований, навыков, приемов и методов научного исследования. Вместе с тем она постоянно сопряжена с постановкой новых проблем, поиском новых путей и способов изучения социальной реальности, с разработкой более совершенных средств научного социального исследования, формированием новых идей даже в тех случаях, когда решение вопроса, казалось, уже было найдено. Поэтому рефлексия в социальном исследовании представляет собой деятельность методологического характера, а познавательная деятельность в социальных науках претерпевает постоянные изменения, благодаря инновационной направленности их методологических поисков.
Когнитивная эффективность внешней и внутренней рефлексии в социальных науках зависит от уровня развития в них методологического сознания. Методологическое сознание в социальных науках составляет такую интеллектуальную сферу, в которой происходит осмысление путей, способов и форм производства научных знаний и его оптимальной организации. Методологическое сознание представляет собой идеальную конструкцию реальных исследовательских действий ученого и сформированную на ее основе систему представлений о когнитивной стратегии социального исследования, способах ее реализации и рациональных требованиях к конечному научному результату.
Методологическое сознание в социальных науках содержит множество связанных между собой разнородных компонентов, обеспечивающих его когнитивную эффективность в частных познавательных ситуациях. Можно выделить два уровня методологического сознания. Первый - опытный уровень - составляет совокупность содержательных элементов, которые были выработаны преимущественно средствами научной интуиции в процессе научно-исследовательской деятельности и осмысления их результатов, закрепленных в форме непосредственного методологического опыта ученого. Концептуальная связанность этих элементов невысока и базируется преимущественно на операциональных понятиях. Второй уровень методологического сознания охватывает множество теоретически содержательных элементов, которые были выработаны в ходе освоения результатов профессиональной деятельности, представленной методологическими исследованиями в социальных науках. В методологическом сознании они закрепляются в мыслительных структурах, апперцептивных формах, концептуальных построениях и теоретических моделях, обобщающих опыт социального исследования в целом.
Модусом методологического сознания является методологическое знание, референтом которого являются практически выделенные и дискретно зафиксированные компоненты научно-исследовательской деятельности и логика ее развертывания. Методологическое знание носит дифференцированный характер, обусловленный основополагающими идеями, принципами и категориями, с помощью которых оно систематизируется. В результате конструируются теоретические системы различного концептуального содержания, оказывающие существенное влияние на формирование стилей научного мышления в социальных науках.
В реальной исследовательской практике методологическое сознание ученого включает в себя элементы, сформировавшиеся на основе, во-первых, личного познавательного опыта исследователя; во-вторых, усвоенного им группового опыта, который был приобретен в результате познавательной деятельности научного сообщества, к которому принадлежит ученый; в-третьих, накопленного опыта социального познания, закрепленного в парадигмах научной деятельности, апробированных научной практикой и закрепленных в определенных моделях социального исследования.
В процессе социального познания методологическое сознание, ориентируя и организуя научно-исследовательскую деятельность, выполняет проектную функцию, предвосхищая предстоящие познавательные действия исследователя и развертывая систему когнитивных операций, направленных на взаимодействие с предметом исследования и результирующихся в научном знании. Функция методологического сознания ученого состоит в контроле научно-исследовательских действий с позиций соответствия этих действий принятым в научном сообществе методологическим стандартам, а также аутентичности познавательных средств и их целесообразности.
Методологические знания являются результатом специального методологического исследования. Его проблематика и направленность во многом зависят от понимания природы методологической деятельности в социальных науках, т.е. тех принципиальных оснований, которые позволяют выделить ее в качестве специфического направления научного поиска. Эти основания, придающие целенаправленный характер методологической деятельности в социальных науках, находятся не в самой деятельности, а в сфере представлений об ее предмете. При этом надо отметить, что понимание природы методологической деятельности в социальных науках в значительной степени затруднено тем обстоятельством, что в научной литературе существуют различные толкования самого понятия методология и, соответственно, различные представления о том, что такое методология социальных наук, методология социального исследования.