Холодное оружие самураев. Меч самурая - длинный японский меч
В начале 10 века в отдаленном от политического центра Киото районе Канто начали появляться отряды вооруженных всадников, известные как цувамоно, моно-но-фу или самураи.
Изначально эти воинственно настроенные отряды состояли из членов собственной семьи военного вождя, так что воины и крестьяне составляли единую группу. Однако к 12 веку в отряды начали принимать людей со стороны, что привело к возникновению системы "господин-вассал", в которой вассалы были известны как иэ-но-ко, или родо. Двумя такими вооруженными группами были кланы Гэндзи и Хэйкэ.
Начиная с этого периода самураи стали играть главенствующую роль, а то, что первоначально было воинскими навыками моно-но-фу, развилось в нечто гораздо большее, чем просто набор боевых техник. Оно объединило в себе строгий моральный кодекс поведения и определенный склад ума. В результате возник Путь Самурая, а средневековый период предоставил обширные возможности для его дальнейшего развития и совершенствования.
В конечном счете в 1185 году клан Хэйкэ, или Тайра, потерпел поражение, вслед за чем военный вождь победившего клана Гэндзи, или Минамото, организовал новое, исключительно военное правительство - Сёгунат.
Период Сёгуната Муромати (1336-1573) со своими практически не прекращавшимися войнами был особенно бурным периодом японской истории.
Длинный меч самурая
Меч был основным оружием воина, считался душой самурая и играл в японской культуре необычайно важную роль. Он также являлся произведением искусства и символом многовековой традиции самураев. Меч был постоянной регалией власти, как корона в европейской культуре.
Мечи были обязательной частью наряда во время торжеств. Самураи пристегивали два меча: ранее, длинный тати и короткий утигатана, острием вниз, познее катану и вакидзаси острием вверх, что позволяло мгновенно вытащить их и нанести молниеносный удар.
В доме самурая мечи находились на специальной подставке, располагавшейся напротив входа.
Самурайское искусство меча (зародился в 10-11 веке) весьма существенно отличается от всех других методов владения холодным оружием, принятых как в Европе, так и в Азии. В кен-дзюцу, как в древности называли этот вид искусства (другие термины: гэккэн, татигаки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов к которым привыкли европейцы.
Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом - тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу, а позднее и кэндо. Длинный меч принято было держать двумя руками, хотя допускается фехтование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу - большим и малым.
Школы кендзюцу: длинный японский меч.
Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.
На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов.
Главным занятием самураев всегда оставались тренировки бу-дзюцу, где большая часть времени отводилась отработке боя с мечом.
Содержать специальную школу кэн-дзюцу было престижно, не случайно многие состоятельные даймё приглашали к себе именитых фехтовальшиков в качестве инструкторов (кэнси) и назначали им неплохое ежегодное довольствие в 300- 400 коку риса. Даймё стремились к тому, чтобы все их самураи, учившиеся кэн-дзюцу, имели достойное оружие, желательно несколько тренировочных мечей, новые, не помятые в сражениях доспехи, а все это стоило немалых денег. Потому, как содержалась школа кэн-дзюцу и кто преподавал в ней, можно было судить о состоятельности даймё.
Самые первые школы кэн-дзюцу стали открываться при синтоистских храмах, причем эта традиция сохраниласъ вплоть до ХХ века.
Вероятно, первые регулярные школы кэн-дзюцу возникали в районах Эдо и Киото у синтоистских алтарей. Например, в районе Канто, пригороде Эдо, в синтоистских кумирнях сформировалась школа Канто-рю. Она подразделялась на несколько направлений, называвшихся по именам тех алтарей, рядом с которыми проходили тренировки. Так, у алтаря рода Касима еформировалась школа Касима-рю, откуда пошел знаменитый стиль боя с мечом рода Ягью.
Великие мастера кэн-дзюцу, которые не могли в силу склада своего характера находиться у кого-то в услужении, пускались в далекие странствия по Японии. Чаще всего их сопровождала огромная свита из слуг и учеников, которые жадно ловили каждое слово мастера, а остановившись в какой-нибудь деревушке, тотчас приступали к тренировкам.
Лишь немногие отваживались пускаться в путь в одиночку - за такими воинами тянулась череда поединков, убийств, слагались легенды об их непобедимости. Но, как правило, странствия в одиночку заканчивались через пару месяцев гибелью самурая.
Пожалуй, история знает лишь одного человека, который, годами странствуя в одиночестве, так и не был никем побежден. Рассказывали, что ни один его поединок не продолжался больше трех вэмахов мечом! Этим человеком был знаменитый Синмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин (Мусаси Миямото).
Большинство школ кэн-дзюцу были похожи друг на друга. Записей об их деятельности почти не осталось, и о внутренней жизни таких школ известно не очень много. Тем не менее сохранился интереснейший обзор методов кэн-дзюцу 17 века. Его можно встретить в одной из книг Миямото Мусаси, название которой условно переводится как "Книга нравов". Она вошла в знаменитую "Книга пяти колец" ("Горин-но её", 1643 г.).
Мусаси Миямото относился к кэн-дзюцу не только как набору методов ведения боя, но пржде всего как к системе духовных ценностей. Такой подход был обусловлен самой логикой развития японской культуры, все больше тяготе вшей к дзэн-буддийскому идеалу пустотности и эстетизма. Именно в то время ритуал обычного чаепития, который при шел из Китая, перерастает в сложный мистический "Путь чая" (тя-но ю). Школы кэн-дзюцу разрабатывают сложны методики духовного воспитания внутри традиции боевых искусств. Этим прославилась, например, школа фехтовальшика Одагири Сэкикэя в Эдо. Своим основным тезисом она выдвигала "просветление сознания и прозрения Пустоты", что весьма схоже с мыслями Мусаси Миямото.
Путь меча
Постепенно боевая практика самураев с длинным мечом перерастает в мистический путь просветления. Возникает осознание того, что высшая ценность фехтования на мечах лежит далеко за пределами собственно поединка, а "Путь воина" становится равносилен "Пути проСветления". В этой ситуации рождается новый термин для обозначения боя с мечом - кэндо (Путь меча), который пришёл на смену кэн-дзюцу - "искусству меча". Впервые этот термин стал активно использоваться в начале 18 века в элитарной школе Абататэ-рю. Тренировки в школах кэн-дзюцу были максимально приближены к реальному бою. На начальных этапах самураи обучались бою с мечом и копьем не меньше семи-восьми часов в день.
В ранний период становления самурайского корпуса воины тренировались на настоящих боевых мечах - катанах и танто, которые иногда затуплялись, дабы воины не нанесли друг другу тяжелых ран. Многие инструкторы при этом запрещали своим ученикам надевать любое защитное снаряжение, чтобы те не позволяли клинку даже прикасаться к их телу. К тому же они требовали от учеников хотя бы раз в день легко ранить своего противника. Несложно представить, сколь кровавы были эти тренировки!
Но даже в бою на деревянных мечах самураи рисковали быть тяжело травмированными. Наконец, к середине 17 века в двух известных школах мастеров Торани-си Кансина и Оно Тадакэ впервые вводится защитное снаряжение для тренировки фехтовальщиков. В первое время ученикам разрешали надевать часть самурайских боевых доспехов, но затем сочли это не очень рациональным (к тому же весьма дорогое удовольствие).
Именно тогда и сформировался тот вид защитного тренировочного комплекта, который мы можем видеть сегодня на фехтовальщиках кэндо. Он состоял из шлема с защитной маской, облегченной кирасы и щитков на предплечьях. Но такие щитки не могли сдержать могучего удара даже деревянным бокэном. Поэтому Оно Тадакэ впервые вводит в тренировочную практику бой на легких бамбуковых палках, имитировавших бамбуковый меч - синай. Теперь можно было свободно фехтовать, не боясь травмировать партнера.
И все же бамбуковая палка значительно отличалась от катаны и по весу, и по своей структуре. В 50-х годах 18 века последователь Оно Тадакэ, известный воин Наканиси Тюта, разработал более совершенный вид синая. Он связал вместе несколько бамбуковых палок, перетянув их прочными кожаными ремнями. Концы палок закруглялись, к ним приделывался щиток для рук, - благодаря этому синай приобретал вид настоящего меча. До сих пор в клубах кэндо используется именно такой синай.
Эти усовершенствования были введены лишь тогда, когда в Японии воцарился относительный покой. Теперь боевое искусство, особенно фехтование на мечах, стало не столько методом решения конфликтов и способом самозащиты, сколько символом особого статуса самураев. Не уметь сражаться на катанах и нагинате самурай не мог, зато возросла вероятность того, что в жизни он не применит своего мастерства. Тренировочные бои на настоящих мечах без защитного снаряжения оказались ненужными.
Меч самурая
Однако в смутное время (1860-1868) падения правления сегуната во многих кланах (выступающих на стороне сегуната) вновь стали использовать в тренировках стальные мечи. Это было связано с падением духа самурая и соответственно кодекса бусидо. Таким вот образом школы и военизированные организации отделяли трусов и неумелых воинов, именно воинов, ведь обучать новичков не было времени.
В 1868 году военное правление в Японии, длившееся почти семь столетий, подошло к концу и император Мэйдзи был восстановлен на троне. В воцарившейся после этого атмосфере радикальных реформ, с помощью которых пытались всесторонне модернизировать Японию в соответствии с индустриально развитыми западными державами, кэндзюцу (искусство меча) рассматривалось как нежелательный пережиток класса самураев, упраздненного в попытке установить всеобщее равенство перед законом. Естественно, искусство меча начало приходить в упадок.
Был введен запрет на ношение оружия самураями и именно в эти годы начали развиваться искуства рукопашного боя.
Например многие мастера айкидо и не подозревают о том, что это искуство родилось именно из кендзюцу. Все движения рук, корпуса, ног, соответствуют движению с мечем. Броски это ни что иное, как завершающий удар катаной, т.е. движение рук описывает ту же траекторию, что и с оружием. Отсюда, возможно и появилась поговорка "самурай без меча подобен самураю с мечем, только без меча".
Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц.
Дай-сё
Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто). Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.
Катана
Катана (яп. 刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч.
Вакидзаси
Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.
Тати
Тати (яп. 太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - «катана», а онное чтение - «то:».
Танто
Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») - кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.
Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.
Нодати
Сефирот с мечом нодати "Масамунэ"
Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») - японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Кодати
Кодати (яп. 小太刀) - буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.
Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) - кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.
Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.
Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) - прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу - одно и то же.
Нагината
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод - «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.
Бисэнто
Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) - японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.
Нагамаки
Нагамаки (яп. 長巻 - «длинная обёртка») - японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки - оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник - до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.
Цуруги
Цуруги (яп. 剣) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII-IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.
Тёкуто
Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.
Син-гунто
Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный - кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением - оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто - металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.
Сикомидзуэ
Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.
Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Японское чтение иероглифов чжаньмадао - дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») - китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в "Жизнеописании Юэ Фэя" династийной истории "Сун ши"). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным "Сун ши", приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.
Хотя многие ассоциируют с Японией только самурайский меч, они неправы. Одними из самых разнообразных и знаменитых являются японские мечи катана, вакидзаси, тати, кинжал танто, редко встречающийся кэн, различные виды копий яри и алебарда нагината.Тати - длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются, прежде всего, по манере ношения. Тати обычно длиннее и более изогнут (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута). Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на бедро в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку.
Косигатана – малый меч, который не имеет гарды. Длина клинка – до 45 см. Иногда вместо него или в дополнение носят кинжал танто.Нагината - промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека. С тех пор, как нагината была принята на вооружение самураев, обычно и чаще всего она использовалась женщинами для защиты от нападения во время отсутствия мужчин. Наибольшее распространение получила во время правления императоров эры Камакура и Муромати.
Яри - японское копьё, которое не было предназначено для метания. Яри использовалось воинами с самых древних времён. Конструкция яри несколько напоминает обычный меч. Изготовлением яри занимались простые ремесленники (не мастера), так как конструктивно это оружие не требовало большого мастерства и делалось "из единого куска". Длина лезвия около 20 см. Яри использовалась как самураями, так и обычными солдатами.
Когда произносится слово “меч”, воображение рисует длинный прямой клинок. Но длинные мечи представляли собой оружие преимущественно кавалерийское и получили заметное распространение лишь в средние века. Да и тогда они встречались значительно реже коротких мечей, служивших оружием пехоты. Даже рыцари перепоясывались длинными мечами только перед боем, а в иное время постоянно носили кинжалы.
Стилет
В 16 веке корды несколько удлинились и приобрели закрытую гарду. Прямая наследница легионерского меча - короткая шпага - “ландскнехта” - оставалась самым массовым оружием европейской пехоты вплоть до появления штыков в конце 17 века.
"Ландскнехта"
Наибольшим недостатком кинжалов была не скромная длина, а недостаточная пробивная сила. В самом деле: римский меч доставал на 45 см. от ладони, но длинный меч европейских рыцарей 12 века - тоже только на 40-50 см. Ведь рубить желательно серединой клинка. Еще короче были катаны, ятаганы и шашки. Режущий удар наносится участком лезвия максимально близко к рукояти. Клинки такого типа даже не снабжались гардой, так как она могла бы зацепиться за одежду врага.
Так что, с практической точки зрения, коротким кинжал не был. Но и доспехов не протыкал. Небольшой вес кинжала не позволял отражать им и удары тяжелого оружия.
Зато удар короткого колющего клинка мог быть нанесен очень точно и внезапно. Большой силы для боя на коротких мечах не требовалось, но эффективно использовать это оружие мог только очень опытный и ловкий воин.
Пугио
В середине века легионерский меч не только не исчез, но и ничуть не изменился. Под названием стилета или корда он продолжал оставаться самым массовым видом клинкового оружия в Европе. Дешевые, легкие и компактные корды использовались как дворянами, так и жителями средневековых городов в качестве “гражданского” оружия. Короткие мечи для самообороны носила и средневековая пехота: пикинеры и арбалетчики.
Тесак
С другой стороны, передельная сталь была очень мягкой. Сабля, откованная из азиатского дамаска, попросту перерубала саблю из английской стали. Упругие, но мягкие клинки 16 века тупились буквально “о воздух”. Весь свой досуг солдаты вынуждены были проводить с точильным камнем в руке.ДАГА
Так как дага служила, в первую очередь, для отражений ударов, главной ее деталью была гарда. Особенно это было заметно у европейских даг 16 века, гарда которых представляла собой большую бронзовую тарелку. Такой гардой можно было пользоваться, как щитом.Саи - Окинава, стилет-трезубец с граненым или круглым центральным клинком и двумя боковыми, выгибающимися наружу.
Мизерикордия
Другой вопрос, что специально для броска кинжалы обычно не приспосабливались. Не имели необходимого для метательного оружия перевеса к острию. Для поражения противника на расстоянии существовали специальные ножи.
Сюрикены
Разнообразие формы мелких метательных снарядов настолько велико, что они практически не поддаются классификации. Объединяет все “метательное железо”, пожалуй, только одно свойство: воины им никогда не пользовались. Никогда впереди фаланги вместе с лучниками и пращниками не шли метальщики ножей. Да и рыцарь предпочитал практиковаться в метании совершенно неподходящей для этой цели даги, а не носить с собой специальный нож.
Конкуренции со стороны других метательных снарядов нож не выдерживал. Его пробивная сила была недостаточна против самого легкого доспеха. Да и летел он недалеко, неточно и слишком медленно.
Кансаси - японский женский боевой стилет в виде заколки для волос с клинком длиной 200 мм. Служил тайным оружием.Гуань дао- китайское холодное оружие - глефа, часто ошибочно именуемая алебардой, состоящая из длинного древка с боевой частью в виде широкого изогнутого клинка; вес в пределах 2-5 кг. для боевых образцов и от 48 до 72 кг. - для оружия, использовавшегося в период Цин для проведения экзаменов на занятие военной должности (т.н. укэдао). Общая длина
Период правления сёгуната Токугава с 1603 года был связан с уходом в прошлое искусства владения копьем. На смену кровопролитным войнам пришла эпоха техники и совершенствования воинского состязания на мечах. Искусство, связанное с именовалось «кэндзюцу», со временем превратилось в средство духовного самосовершенствования.
Значение самурайского меча
Настоящие самурайские мечи считались не просто вооружением воина-профессионала, но и символом самурайского сословия, эмблемой чести и доблести, храбрости и мужественности. С древности оружие почиталось как священный подарок богини Солнца своему внуку, правящему на земле. Меч должен был использоваться только для искоренения зла, несправедливости и защиты добра. Он являлся частью синтоистского культа. Оружием украшали храмы, священные места. В 8 веке японские священнослужители участвовали в производстве, чистке, полировке мечей.
Самурай должен был всегда держать при себе набор воина. Для мечей отводилось почетное место в доме, ниша в главном углу - токонома. Хранились они на подставке татикакэ или катанакакэ. Ложась спать, самурай клал мечи себе в изголовье на расстоянии вытянутой руки.
Человек мог быть беден, но иметь дорогой клинок в превосходной оправе. Меч был эмблемой, подчеркивающей сословное положение. Ради клинка самурай был вправе принести в жертву собственную жизнь и свою семью.
Комплект японского воина
Японские воины всегда носили с собой два меча, что указывало на принадлежность к самураям. Комплект воина (дайсе) состоял из длинного и короткого клинка. Длинный самурайский меч катана или дайто (от 60 до 90 см) - основное оружие самурая с 14-го века. Его носили на поясе острием вверх. Затачивался меч с одной стороны, имел и рукоять. Мастера боя умели убивать молниеносно, в доли секунды вытянув клинок и сделав один взмах. Такая техника называлась «иайдзюцу».
Короткий самурайский меч вакидзаси (сёто или кодати) в два раза короче (от 30 до 60 см) носился на поясе острием вверх, использовался реже, при ведении боя в стесненных условиях. С помощью вакидзаси воины отрезали убитым противникам головы или, будучи захваченными в плен, совершали сэппуку - самоубийство. Чаще всего самураи сражались катаной, хотя в специальных школах обучали бою на двух мечах.
Виды самурайских мечей
Помимо комплекта дайсе, существовало несколько видов используемых воинами.
- Цуруги, тёкуто - древнейший меч, используемый до 11 века, имел прямые края и затачивался с обеих сторон.
- Кэн - прямой древний клинок, затачивался с обеих сторон, использовался в религиозных обрядах и редко применялся в бою.
- Тати - большой изогнутый меч (длина острия от 61 см), применяемый всадниками, носился острием вниз.
- Нодати или одати - сверхбольшой клинок (от 1 м до 1,8 м), являющийся разновидностью тати, носился за спиной всадника.
- Танто — кинжал (до 30 см длиной).
- Для тренировок применялись бамбуковые мечи (синай) и деревянные (боккэн). Тренировочное оружие могло быть использовано в бою с недостойным противником, например, грабителем.
Простолюдины и мужчины низших сословий имели право защищаться малыми ножами и кинжалами, так как существовал закон о праве ношения мечей.
Меч катана
Катана - боевой самурайский меч, входящий в стандартное вооружение воина вместе с малым клинком вакидзаси. Стал применяться в 15 веке благодаря совершенствованию тати. Катана отличается выгнутым наружу лезвием, длинной прямой рукоятью, позволяющей держать его одной или двумя руками. Лезвие имеет небольшой изгиб и заостренный конец, применяется для режущих и колющих ударов. Вес меча составляет 1 - 1,5 кг. По прочности, гибкости и твердости самурайский меч катана занимает среди других клинков первое место в мире, разрубает кости, дуло винтовки и железо, превосходит арабские булаты и европейские мечи.
Кузнец, осуществляющий ковку оружия, никогда не изготавливал фурнитуру, для этого у него в подчинении были другие мастера. Катана - это конструктор, собранный в результате труда целого коллектива. Самураи всегда имели несколько комплектов фурнитуры, надеваемой по случаю. Клинок передавался веками из поколения в поколение, и его облик мог меняться в зависимости от обстоятельств.
История катаны
В 710 году легендарный первый японский фехтовальщик Амакуни использовал в бою меч с изогнутым лезвием. Выкованный из разнородных пластинок, он имел сабельную форму. Его форма не изменилась вплоть до 19 века. С 12 века катаны считались мечами аристократов. При господстве сёгунов Асикага возникла традиция ношения двух мечей, ставших привилегией самурайского сословия. Набор самурайских мечей был частью военного, гражданского и праздничного костюма. Два клинка носили все самураи, независимо от ранга: от рядового до сёгуна. После революции японские чиновники были обязаны носить европейские шпаги, тогда катаны потеряли свой высокий статус.
Секреты изготовления катаны
Клинок ковался из двух типов стали: из вязкой изготавливалась сердцевина, а из прочной - режущая кромка. Сталь перед ковкой очищали с помощью многократного сложения и сварки.
В изготовлении катаны был важен выбор металла, особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Железные прутки мастер закапывал в болото на 8 лет. За это время ржавчина выедала слабые места, затем изделие отправлялось в кузницу. Оружейник превращал прутки в фольгу тяжелым молотом. Затем фольга многократно складывалась и сплющивалась. Поэтому готовый клинок состоял из 50000 слоев высокопрочного металла.
Настоящие самурайские катаны всегда отличала характерная линия хамон, появляющаяся в результате применения особых способов ковки и закалки. Рукоять меча цука обворачивалась кожей ската и заматывалась полоской шелка. Сувенирные или парадные катаны могли иметь рукояти из дерева или слоновой кости.
Владение катаной
Длинная рукоять меча позволяет эффективно им маневрировать. Для удержания катаны используется хват, конец рукояти которого надо держать в середине левой ладони, а правой рукой сжать рукоять около гарды. Синхронный взмах обеих рук давал возможность воину получить широкую амплитуду взмаха, не тратя много сил. Удары наносились вертикально по мечу или рукам врага. Это позволяет убрать оружие противника с траектории атаки, чтобы поразить его следующим взмахом.
Древнее японское оружие
Несколько разновидностей японского оружия относятся к вспомогательному или второстепенному типу.
- Юми или о-юми - боевые луки (от 180 до 220 см), являющиеся старейшим оружием Японии. Луки использовались в бою и на религиозных церемониях с древнейших времен. В 16 столетии были вытеснены мушкетами, привезенными из Португалии.
- Яри - копье (длина 5 м), оружие популярное в эпоху междоусобиц, применялось пехотой для сбрасывания противника с лошади.
- Бо - военный боевой шест, относящийся в наши дни к спортивному оружию. Существует много вариантов шеста, в зависимости от длины (от 30 см до 3 м), толщины и сечения (круглое, шестиугольное и т.д.).
- Ёрой-доси считался кинжалом милосердия, напоминал стилет и использовался для добивания раненых в бою противников.
- Кодзука или коцука — военный нож, закрепленный в ножнах боевого меча, нередко применялся и в хозяйственных целях.
- Тэссэн или дансэн утива - боевой веер полководца. Веер был снабжен стальными заточенными спицами, мог использоваться в атаке, как боевой топорик и в качестве щита.
- Дзиттэ - боевая железная дубинка, вилка с двумя зубами. Применялась в эпоху Токугава в качестве оружия полицейских. Используя дзиттэ, полицейские перехватывали самурайские мечи в схватках с буйными воинами.
- Нагината - японская алебарда, оружие воинов-монахов, двухметровый шест с небольшим плоским лезвием на конце. В древности применялась пешими воинами для атаки лошадей врага. В 17 веке стала использоваться в самурайских семьях как женское
- Кайкэн - боевой кинжал для женщин-аристократок. Использовался для самообороны, а также обесчещенными девушками для самоубийства.
В период междоусобных гражданских войн в Японии изготавливалось огнестрельное оружие, ружья с кремниевыми замками (тэппо), которые стали считаться недостойными с приходом к власти Токугава. С 16 века в японских войсках появлялись и пушки, но лук и меч продолжали занимать главное место в вооружении самурая.
Катана-кадзи
Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.
Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ - ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ - парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.
Технология производства японских мечей
Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.
Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.
Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.
Убийство на перекрестке дорог
Качество клинка и мастерство самурая обычно проверяли в бою. Хороший меч позволял разрубить три трупа, положенных друг на друга. Считалось, что новые самурайские мечи необходимо пробовать на человеке. Цудзи-гири (убийство на перекрестке дорог) - название обряда пробы нового меча. Жертвами самураев становились нищие, крестьяне, путники и просто прохожие, число которых вскоре исчислялось тысячами. Власти выставляли на улицы патрули, караулы, но охрана плохо выполняла свои обязанности.
Самураи, не желавшие убивать невинных, предпочитали другой способ - тамэси-гири. Заплатив палачу, можно было отдать ему клинок, который тот испробовал во время казни осужденного.
В чем секрет остроты катаны?
Настоящий меч катана может самозатачиваться в результате упорядоченного движения молекул. Просто поместив клинок на специальную подставку, воин через какой-либо период времени снова получал острое лезвие. Меч шлифовали поэтапно, через десять уменьшающих зернистость. Затем мастер отполировывал клинок пылью древесного угля.
На последнем этапе осуществлялась закалка меча в жидкой глине, в результате этой процедуры на клинке возникала матовая тончайшая полоска (якиба). Известные мастера оставляли подпись на хвостике клинка. После ковки и закалки меч полмесяца полировали. Когда катана имел зеркальный блеск, работа считалась завершенной.
Заключение
Настоящий самурайский меч, цена которого баснословна, как правило, является ручной работой древнего мастера. Такие орудия трудно найти, так как они передаются в семьях по наследству как реликвия. Самые дорогие катана имеют мэи - клеймо мастера и год изготовления на хвостовике. На многие мечи наносилась символическая ковка, рисунки из отгоняющие злых духов. Ножны для меча также украшались орнаментами.
Тати (яп. ?) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку.Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. ?, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана» . Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа - «катана», а онное чтение - «то:».
- -
Танто
(яп. танто, букв. «короткий меч») - кинжал самурая. Длина клинка не должна превышать 30,3 см (иначе это будет уже не танто, а короткий меч вакидзаси). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто.Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
-
-
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера»
Син-гунто
(1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении, так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейник- ами индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
-
-
Цуруги (яп.) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Утигатана
разделились на два семейства по длине клинка: более 60 см. – катана, менее – вакидзаси (сопутствующий меч).
-
-
Айкути
(яп. - подогнанное устье) - стиль оправ мечей без использования цуба (гарды).
-
- - -
Ниндзято
(яп. ниндзято), также известен как ниндзякэн (яп.) или синобигатана (яп.) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны также был мощный режущий удар.
Ниндзято (яп. ниндзято- , также известен как ниндзякэн (яп. ?) или синобигатана (яп. ?) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны также был мощный режущий удар.
Согласно словам Масааки Хацуми (яп.), ниндзято были разных форм и размеров. Однако чаще всего они были короче дайто, используемыми самураями. С прямым лезвием, но все равно слегка изогнутым. Типичный ниндзято был больше похож на вакидзаси, имевший рукоятку, как у катаны и размещавшийся в таких же ножнах. Это давало возможность выхватить меч быстрее противника и к тому же одурачить его, так как такая маскировка никоим образом не выдавала истинную сущность ниндзя. Свободное место в ножнах могло использоваться для хранения или сокрытия другого инвентаря или необходимых вещей. Конечно, более короткое лезвие в ряде случаев было недостатком, так как противник мог значительно сократить дистанцию, но в ряде поединков это же было и преимуществом, так как ниндзя мог в полной мере использовать малую длину клинка, например, в иайдо-поединке, когда нужно вытащить меч и поразить противника как можно быстрее. Другие исследователи, впрочем, полагают, что более короткий клинок давал преимущество ниндзя в том плане, что его было куда легче скрыть и, что немаловажно, он давал преимущество в случае боя в помещении: стены и потолки значительно препятствовали самураям для использования катаны в некоторых приёмах нападения.
- -
Существовал ещё один тип меча – тидзакатана – чуть длиннее вакидзаси и чуть короче катана. Им самурай должен был заменять дзайсё (пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча)), когда приближался к даймё или сёгуну.
Кодати
(яп. , букв. «маленький тати») - японский меч, слишком короткий, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинный, чтобы считаться кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать. Он мог применяться там, где движения были стеснены (или при атаке плечом к плечу). Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), в период Эдо его дозволено было носить не самураям, но торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что их нередко путают. Главное отличие состоит в том, что кодати обычно шире вакидзаси. Кроме того, кодати всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, кодати обычно не носился ни с каким другим мечом.
-
-
Сикомидзуэ
(яп. Shikomizue) - оружие для «скрытой войны». В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах. Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.
- -