Глобально социально политические проблемы. Глобальные социально-политические проблемы, негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения
В течение XX столетия международное сообщество большое внимание уделяло законам и обычаям войны, т.е. нормам международного права, которые устанавливают права и обязанности воюющих государств в отношении порядка начала вооруженных действий, гражданского населения, военнопленных и т. д. Их назначение состоит в том, чтобы избежать наиболее жестоких действий во время вооруженных конфликтов, а также защитить мирное население. Здесь затрагиваются две большие группы вопросов. Первая связана с началом войны, вторая - с самим характером ее ведения, в том числе обращением с военнопленными, гражданским населением и т.п.
Довольно подробно правовые аспекты начала вооруженных действий и правил ведения войны рассматривались на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. На них были приняты конвенции, касающиеся законов и обычаев войны.
После Первой мировой войны вопрос об использовании вооруженной силы становится особо актуальным. В статье 16 Устава Лиги Наций говорится: «Если Член Лиги Наций прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он… рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые и финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав».
Следующей важной попыткой предотвратить новую большую войну было заключение Пакта Бриана-Келлога. Весной 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к своему коллеге - государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить двустороннее соглашение, которое запрещало бы войну в качестве средства национальной политики. В ответ последовало предложение заключить договор на многосторонней основе. После этого в 1928 г. представителями США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Канады, Австрии, Новой Зеландии, Южноафриканского Союза, Ирландии, Индии, Польши, Чехословакии и Японии и был в Париже подписан Пакт. Чуть позднее к нему присоединился СССР, а к началу Второй мировой войны - более 60 государств. Пакт ставил вне закона развязывание войны, хотя и не подразумевал автоматических санкций в отношении агрессора. В то же время подписавшие его государства имели право на оборону. Инициаторы Пакта А. Бриан и Ф. Келлог были удостоены Нобелевской премии мира.
Упомянутые документы и договоренности не позволили предотвратить развязывание Второй мировой войны. Но по ее окончании вопрос о разработке мер, которые препятствовали бы агрессии, заявил о себе с новой силой. Это находит отражение и в принятых документах. И, прежде всего в Уставе ООН, где в пункте 3 статьи 2, говорится: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международной мир и безопасность и справедливость». Далее в пункте 4 данной статьи говорится о том, что все члены ООН «воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом».
В то же время статья 51 Устава ООН допускает право на самооборону. В ней сказано, что «настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации Объединенных Наций». А статья 39 предоставляет Совету Безопасности право определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие меры следует принять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Однако если статья 41 предусматривает меры, не связанные с использованием вооруженных сил, то статья 42 Устава ООН наделяет Совет Безопасности ООН правом «предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».
Для развития правовой сферы, связанной с законами и обычаями войны, важное значение имели Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и дополнительные протоколы к ним 1977 г. Эти документы направлены на защиту раненых, больных, военнопленных, а также гражданского населения во время вооруженных конфликтов. Участниками их разработки и реализации стали более 150 государств.
Сегодня с особой остротой встает проблема, связанная с террористическими организациями, которые могут располагаться и действовать на территории целого ряда государств, а также правом применения силы при борьбе с терроризмом. Сложности здесь возникают и в связи с тем, что целый ряд понятий очень сложно поддается определению. Прежде всего, это относится к терроризму. Как уже отмечалось, то, что одни характеризуют как терроризм, другие считают борьбой за свободу. Поэтому все попытки дать четкое определение терроризма, в том числе в рамках ООН, оказывались безуспешными. Неопределенность понятия ведет и к трудностям при разработке правовой базы для борьбы с этой угрозой.
Интересный вариант разрешения данной проблемы предлагает директор контртеррористического центра США Боаз Гарнор, полагая, что нормативный принцип, касающийся состояния войны между двумя государствами, может быть перенесен на конфликт между государством и неправительственными организациями. Он предлагает два феномена - «партизанская война» и «терроризм», в зависимости от того, что именно выступает в качестве объекта нападения - военные силы в случае партизанской войны или гражданские объекты при террористических актах. Очевидно, что цели партизан - военные, в то время как террористы преднамеренно атакует гражданское население. При таком различении,пишет Б. Гарнор, террористическая организация не сможет утверждать, что представляет собой движение «борьбы за свободу», служит национальному освобождению или какой-либо иной «высокой» цели. Несмотря на то, что декларируемое подается как «законное», организация, которая делает «мишенью» гражданские цели, является террористической по самой своей сути.
В ходе исторического развития, усложнения международного взаимодействия развивалось и международное право. Тем не менее, одной из важнейших проблем, по мнению ряда исследователей в области мировой политики, был и остается вопрос применения правовых норм. В отличие от любого государства, где есть центральное правительство и правоохранительные органы, на мировой арене нет ни того, ни другого. По этой причине в Международном Суде рассматриваются в основном дела, имеющие второстепенное для мирового сообщества значение. Упоминавшееся разрешение территориального спора между Сальвадором и Гондурасом было, скорее, исключением.
В международном праве отсутствуют также институты, которые занимаются законотворчеством. Поэтому некоторые исследователи говорят о том, что оно фактически фиксирует нормы, которым и без того следуют государства. Например, Стенли Хоффманн в связи с этим заметил, что «правила поведения» в международном праве становятся «правилами для поведения», имея в виду отдельные государства.
И все же государства стараются следовать международным нормам, ожидая тех же действий от других. Так, во время Второй мировой войны и СССР и Германия, обладавшие химическим оружием, не стали его применять и действовали в соответствии с Женевским Протоколом 1925 г., опасаясь ответных действий со стороны противника, а также других государств, подписавших данный Протокол.
Важным моментом является и международная репутация, которая самым непосредственным образом влияет на включенность государства в международное сотрудничество. Существует ответственность, закрепленная в международных договорах. Например, Устав ООН предусматривает ее за действия, связанные с нарушением международного мира и безопасности. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, обращается внимание на то, что каждое государство обязано добросовестно выполнять международные обязательства.
Важной проблемой является возможное противоречие между международным правом и национальным законодательством. Обычно принято исходить из приоритета международного права. Так, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем установленные законом, то применяются правила международного договора. Однако принцип суверенитета позволяет ряду государств пренебрегать нормами международного права. Особенно в прошлом, когда, согласно Вестфальским договоренностям, было предусмотрено божественное или священное право королей. В результате простые люди оказывались беззащитными перед возможным террором со стороны властных структур. Хотя и сегодня, при диктаторских режимах, граждане могут преследоваться за свои убеждения, а права человека нарушаться.
Поскольку международное право не регулирует внутреннее законодательство, то к такому государству могут применяться лишь политические и экономические меры воздействия, включая принятие резолюций ООН, осуждающих политический режим, который ограничивает права тех или иных групп (например, так было в случае режима апартеида в Южной Африке и т.п.), могут быть использованы и санкции. В связи с этим Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в обращении 1999 г. к Генеральной Ассамблее ООН высказался за пересмотр понятия суверенитета, а также национальных интересов, заявив, что в традиционном понимании они не позволяют избежать гуманитарных катастроф.
Права человека, принцип самоопределения народов и наций, с одной стороны, и сохранение суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела, с другой - наиболее дискутируемые в настоящее время вопросы, выходящие за рамки правовых проблем. Наиболее явно это проявилось в конфликте в Косове. Западные страны исходили из требований соблюдения прав человека, а потому и необходимости гуманитарного вмешательства. При этом в качестве аргумента приводилась, в частности, ссылка на статью 55 Устава ООН, где говорится о содействии этой международной организации «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии», а также статью 56, в которой сказано, что государства - члены ООН «обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55». Защиту прав человека предполагает и Всеобщая декларация прав человека от декабря 1948 г.
В то же время, например, официальная российская позиция заключалась в необходимости соблюдения национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела другого государства. Этот ключевой в международном праве принцип также содержится в Уставе ООН. Кроме того, аргументация строилась на том, что в противном случае мы ступаем на крайний зыбкий путь, где грани между агрессией и гуманитарным вмешательством оказываются размытыми. Под предлогом последнего может совершиться и вторжение на территорию другого государства.
Спорным является и вопрос относительно степени возможного гуманитарного воздействия на другую страну. Одно дело - помощь медикаментами, продуктами питания в случае гуманитарной катастрофы, и совсем другое - введение вооруженных сил на территорию государства без его согласия.
Все эти вопросы пока остаются нерешенными, вызывая многочисленные дискуссии специалистов по праву, международным отношениям, государственных деятелей и политиков.
Наконец, еще одна важная проблема. С момента подписания Вестфальского мира, государства были субъектами международного права. И это хорошо отражало реалии того времени. Но сегодня все более активно действуют на мировой арене другие акторы. Причем негосударственные, прежде всего ТНК, которые обладают огромными финансовыми средствами и политическим влиянием. В связи с этим одна из точек зрения сводится к тому, что они должны быть наделены международной правосубъектностью. Противоположная позиция состоит в том, что делать это не следует. Ю. М. Колосов, например, аргументирует ее так. «Если признать субъектом международного права только то образование, которое способно участвовать в межгосударственных отношениях, придется согласиться с тем, что никакая компания не обладает присущими государству качествами, а потому не способна участвовать в таких отношениях. Заключаемые между государствами и компаниями договоры - это не межгосударственные соглашения, а гражданские сделки, которые относятся к сфере гражданского (международного частного) права».
Эти и многие другие проблемы отнюдь не умаляют роль международного права в современном мире, но указывают на наиболее сложные и дискуссионные вопросы. Международное право, как и любая другая сфера, развивается. Например, в конце XX столетия в связи с расширением взаимодействия между государствами в области культуры, образования, науки бурное развитие получило гуманитарное право. Европейская интеграция привела к формированию европейского права, в котором особое внимание уделяется вопросам его отношений с национальным правом государств-членов ЕС и с международным правом.
Дискуссионным остается вопрос по каким путям будет развиваться международное право, а главное - как реагировать на изменения, которые сегодня претерпевает политическая структура мира? В. М. Кулагин пишет, что «если согласиться с наличием в нынешней политике изменений качественного характера, то логично предположить и не менее радикальные изменения в своде правил, регулирующих поведение участников политического взаимодействия».
И в самом деле, в начале XXI в. становится сложно действовать в жестких рамках, в том числе и правовых, классической Вестфальской модели мира. Международное право остается важнейшим инструментом обеспечения стабильности и справедливости международных отношений. Поэтому все отчетливее вырисовывается необходимость принятия решений по целому комплексу вопросов, с тем чтобы, с одной стороны, сохранить все положительное в нем, наработанное в течение столетий, а с другой - учесть качественные изменения, появившиеся в политической структуре мира за последние десятилетия.
Совокупность и система норм, регулирующих отношения между государствами и иными его субъектами (международные отношения). Международное право , как и внутригосударственное, регулирует не все общественные отношения, складывающиеся между его субъектами, а лишь ту их часть, которая нуждается в правовом регулировании.
Нормы М.п. различны в зависимости от субъектов данного отношения. Составляя в совокупности единую нормативную систему, они подразделяются на нормы общего международного права , адресованные всем его субъектам или всем основным его субъектам - государствам, и нормы локальные, адресованные двум или нескольким его субъектам, по соглашению между которыми они устанавливаются (в числе локальных норм можно выделить нормы индивидуальные, определяющие поведение субъектов в конкретном случае).
Особая роль в числе норм общего международного права принадлежит основным его принципам, которые регулируют в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права, устанавливая их основные права и обязательства, и которым должны соответствовать все другие международно-правовые нормы. В последние десятилетия 20 в. в системе норм общего международного права стали выделять нормы императивные, имеющие характер juscogens (общеобязательное право). Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969, «императивная норма общего М.п. является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой М.п., носящей такой же характер».
Основные принципы М.п., изложенные, в частности, в уставе ООН и в Декларации о принципах международного права 1970, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), являются, несомненно, императивными нормами.
Однако подавляющее число норм общего М.п. являются нормами диспозитивными, т.е. такими, от которых государства и другие субъекты М.п. могут отступать в своих локальных взаимоотношениях, внося в них определенные изменения, не противоречащие существу данной нормы общего М.п.
Наконец, в числе норм М.п. различают нормы регулятивные, именуемые также первичными, т.е. нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов М.п. в процессе их взаимного общения и сотрудничества, и нормы правоохранительные, именуемые также вторичными (в том смысле, что вступают в действие в случае нарушения субъектом первичных, регулятивных норм), например, нормы о международной ответственности государств за их международно-противоправные деяния (см. Ответственность международная).
Важным достижением в 80-90 гг. 20 века стало понимание системности внутригосударственного и М.п., появившееся в результате развития общей теории систем. М.п. - это нормативная система, система взаимосвязанных между собой, подчиняющихся определенным правилам взаимоотношений, элементов - международно-правовых норм. Такими правилами являются, например, правила о соответствии всех других международно-правовых норм предписаниям основных принципов и других императивных норм М.п.; о непротиворечивости действующих международно- правовых норм, в т.ч. норм общего М.п. и локальных; об условиях действительности норм, об их неретроактивности; об изменении или отмене нормы последующей нормой; о преимущественной силе специальной нормы по отношению к норме общего характера и т.п. Международно-правовые нормы, благодаря указанным и иным связям между ними, превращаются в единое целое - международно-правовую систему, в М.п. В результате его нормы могут толковаться и применяться лишь с учетом их взаимосвязи со всеми другими или по крайней мере с некоторыми другими его нормами.
М.п. регулирует определенные международные отношения, которые в результате приобретают характер правоотношений, их стороны именуются субъектами М.п. Субъектами международного (и национального) права являются не только стороны (субъекты), которые участвуют в правоотношении, но и те, которые могут в нем участвовать, будучи наделены субъективными правами и субъективными обязанностями. Это потенциальные участники правоотношения, поскольку норма вступает в действие при наличии установленного юридического факта. Таким образом, субъекты М.п. - это стороны, лица, наделенные нормами М.п. субъективными правами и/или обязанностями. Особенность М.п. состоит в том, что его субъекты юридически независимы как друг от друга, так и от какой-либо третьей стоящей над ними властной структуры, которая могла бы предписывать им обязательные правила поведения и обеспечивать их соблюдение, ибо над государствами и их объединениями, вступающими во взаимоотношения, нет какого-либо сверхгосударства или иной публичной (общественной) власти. Поэтому нормы М.п. устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между его субъектами и ими же охраняются индивидуально или коллективно путем применения в необходимых случаях принуждения к их соблюдению.
Первоначально государства были единственными субъектами международных правоотношений. Нормы современного М.п. продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государствами, а также взаимоотношения государств с международными организациями и другими субъектами М.п. Таким образом, государства - основные субъекты М.п. и основные реальные участники международных правоотношений, поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом, с международными организациями и иными субъектами М.п. Другими, помимо международных организаций, институциями - субъектами М.п. являются образования, именуемые международными органами, создаваемыми по соглашению между государствами и руководствующиеся в своей деятельности международно- правовыми предписаниями. Это, в частности, международные арбитражи и международные суды (постоянные и ad hoc), следственные, примирительные и иные комиссии и т.д. Наконец, особыми, специальными субъектами М.п. являются народы. Специальными в том смысле, что в соответствии с одним из основных принципов М.п. - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право.
Источники М.п., т.е. форма, в которой оно выражено, юридически обязательные правила поведения субъектов международных отношений и которая сообщает этим правилам качество нормы М.п. Одним из таких источников является международный договор, под которым понимается письменное соглашение между субъектами М.п., регулируемое М.п. Совокупность и система регулирующих заключение международных договоров норм составляет отдельную структуру М.п. (его отрасль), именуемую правом международных договоров. Другими важными источниками М.п. является международный обычай, определенный в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет, во- первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третъих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщившем указанному поведению качество международно-правовой нормы. После Второй мировой войны 1939-45 под эгидой ООН и других универсальных международных организаций проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием, в результате чего были заключены многие общие (универсальные) конвенции.
Другим важным источником М.п. являются односторонние юридические акты-обязательства государств. Это официальные заявления государства, обращенные ко всем другим государствам или к некоторым из них и содержащие обязательство определенного юридически значимого поведения государства во взаимоотношениях с указанными им другими государствами. Характер соглашения такие заявления приобретают в силу явного или молчаливого (отсутствие возражения, именуемого протестом) согласия других государств с существом сделанного официального заявления.
Источником М.п. являются также акш-предписа- ния государствам - членам международных организаций или органов, имеющих для таких государств юридически обязательный характер или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа. Наконец, источником М.п. применительно к индивидуальным его нормам (касающимся какого-либо конкретного дела) является решение международных арбитражей или судов, по самому условию их формирования юридически обязательное для сторон рассматриваемого дела.
Ответственность в М.п. - неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъекта права, нарушившего свои международные обязательства, и состоящие в применении к нему предусмотренных М.п. санкций. В М.п. речь фактически и юридически идет лишь о международной ответственности государств, существование международной ответственности других субъектов М.п. по меньшей мере проблематично.
Система международно-правовых норм - конвенционных и обычных, общих и индивидуальных, универсальных и локальных - структурирована на группы норм, которые в конкретном случае могут применяться только совместно, возможно с учетом другой или других групп норм, которые также необходимо применять, опять же принимая во внимание конкретные обстоятельства. По сравнению с национальным М.п. структурировано весьма слабо в том смысле, что его систематического изложения в каком-либо письменном акте-кодексе (по типу национального свода законов) или в ряде связанных между собой, но самостоятельных актах-кодексах нет. Практически - кодифицировано лишь международное морское право.
Структурирование и систематизация М.п. проводится в доктринальной форме международно-правовой доктриной, однако такое систематическое изложение М.п. неизбежно субъективно и многовариантно. Тем не менее доктрина М.п. вносит существенный вклад не только в дело изучения М.п., но и в дело его кодификации и прогрессивного развития.
Международное право
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
(international law) Совокупность юридических норм, признаваемых цивилизованными государствами в качестве руководящего принципа, регулирующего отношения друг с другом и с другими участниками международного права. Представление о том, насколько международное право может совпадать либо отличаться от права муниципального (национального), зависит от точки зрения аналитика – позитивистской либо натуралистской. Для позитивистов право – это распоряжение верховного властителя, подкрепленное силой. Поскольку международная система анархична (anarchy) и не имеет высшей власти, международное право, естественно, оказывается несовершенным. Натуралисты придерживаются иной точки зрения, считая, что позитивное право основано на кодификациях обычаев, которым для подтверждения их полномочий не требуется опора на суверенитет. Безусловно, обычаи и общие принципы в качестве источников международного права являются отголоском средневекового естественного права. Фома Аквинский (Aquinas), выражая позицию европейских натуралистов III в., утверждал, что мир, каким его создал Бог, упорядочен и в нем правит закон. Это дает возможность постигать физический мир посредством математики и сугубо дедуктивных методов теоретизирования. Однако вследствие несовершенства человека после грехопадения его дела страдают от случайности и неопределенности. Практический разум, руководивший человеческим поведением, оказывался, таким образом, куда менее четким и ясным, нежели разум теоретический. И все же оба они были в итоге сходными. Так, право находит опору в квазидедуктивном процессе рассуждений, исходящих из основополагающих принципов, таких как: "Поступай по отношению к другим так же, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе". Такой практический вывод требует навыка и знаний, в которых опытные юристы могут превосходить суверенов и политиков, а законы и обычаи, принятые едва ли не всеми народами, т.е. международное право (jus gentium ), несомненно подтверждают тот успех, с каким человеческий практический разум раскрывает естественное право. К началу современной эпохи обычаи, общие принципы и взгляды авторитетных правоведов подвигли международное право на применение силы там, где (назовем всего одну область) государства обычно были склонны уступать друг другу. В христианском мире достигли согласия (о котором Шекспир в "Генрихе V" выказал значительную осведомленность) относительно как поводов, позволяющих государю объявить войну (jus ad bellum ), так и правил ведения войны, раз уж она началась (jus in bello ). Впоследствии общая тенденция к замещению статутных и иных писаных форм национального права привела к тому, что в качестве источника международного права явное предпочтение стали отдавать договору. Союзные договоры по сути создали международное право, однако обязывали они только те государства, которые подписывали их. Термин "конвенция" чаще применяется для обозначения многосторонних договоров. Стоит отметить, что даже в наше "богатое на конвенции" время источником права зачастую оказывается не то, что кажется поначалу. Когда субъекты международных отношений, не подписавшие договор или конвенцию, признают его положения, они могут считаться нормой обычного международного права, обязательной для всех государства. Ныне подобные конвенции регулируют широкий спектр отношений, в т.ч. территориальные споры, морское пространство, обязанности государств, права человека, договорные обязательства, разрешение споров и допустимость применения силы. К международному территориальному праву относятся не только вопросы демаркации границ, но и воздушное и космическое пространства. Конвенция 1982 г. по морскому праву хотя и не получила необходимого числа ратификаций, все же дает правовые основы регулирования вопросов судоходства, береговых линий, территориальных вод, особых экономических зон и прав на полезные ископаемые, залегающие на дне глубоководных морей и под ним. Право, трактующее обязанности государств по отношению к гражданам, включает, в частности, заботу о беженцах и ищущих убежища и наложение конфискаций и компенсаций на многонациональные корпорации. До недавнего времени субъектами международного права являлись только государства, теперь же особыми правоотношениями наделены индивиды. Типичен для перехода от обычного к конвенционному международному праву тот факт, что запрет рабства, установленный обычным международным правом к 1815 г., в конвенциях был закреплен только в XX в. Опять-таки после 1945 г. Европейская конвенция по правам человека и Всеобщая декларация прав человека ООН (которая конвенцией не является) прошли немалый путь, прежде чем государства согласились с требованием расширить спектр прав человека. Устав ООН, обладающий силой закона, предполагает соответствующие права без наделения ими индивидов; Заключительный акт хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, не наделенный силой закона, более конкретизирован. Пути присоединения государств к договорам, условия их расторжения и трактовка закреплены в Венской конвенции по договорному праву 1969 г., вступившей в силу в 1980 г. Юридические процедуры разрешения межгосударственных споров включают меры, такие как использование добровольных услуг третьих сторон и посредничество с согласительными усилиями до формального третейского суда. В соответствии с Конвенцией по мирному разрешению международных споров 1899 г. и последующими конвенциями государства получили возможность выносить споры на урегулирование, однако сам процесс зависит от согласия обеих сторон. Только с созданием в 1922 г. постоянно действующего международного суда, а в 1946 г. его преемника Международного Суда ООН появился орган, в который государство в одностороннем порядке может обратиться с жалобой на другое государство. Применение силы – это та область, на которую чаще всего указывают те, кто скептически настроен по отношению к международному праву; возможно, они забывают при этом, что национальный закон не останавливает правонарушений, хотя и предлагает общепринятые способы борьбы с ними. В соответствии с Уставом ООН 1945 г. применение государствами силы друг против друга незаконно, за исключением самообороны. Это не покончило с войнами, хотя, возможно, некоторые и предотвратило. Другие конвенции определяют, какие вооружения государства могут применять, правила обращения с неучаствующими в военных действиях (некомбатантами) и военнопленными, а также поведения миротворческих сил ООН.
Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .
Международное право
(публичное)
совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и др. участниками (субъектами) международного общения. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств принципы и нормы поведения субъектов международного общения, которые создаются путем соглашений между самими субъектами, как, напр., принципы ненападения, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны, соблюдения международных договоров. Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1970) приняла Декларацию о принципах международного права. Характеризуется как рядом черт присущих национально-правовым системам. так и обладает сугубо специфическими чертами - государства обладают суверенитетом и различными социально-политическими системами, отсутствие законодательного органа, наделенного компетенцией принимать нормы права, обязательные для субъектов М.п.; отсутствие системы судебных и исполнительных органов; различный характер субъектов международного права.
Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .
Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Смотреть что такое "Международное право" в других словарях:
Международное право - (лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law; фр. droit des gens) чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регулирующих отношения между… … Энциклопедия права
Система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права. М. п. как особая система норм не… … Юридический словарь
Финансовый словарь
Международное право - МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, совокупность юрид. нормъ, опредѣляющихъ отношенія гос тва къ друг. гос твамъ, къ подданнымъ этихъ гос твъ и ко всѣмъ вообще людямъ, какъ членамъ М. союза. Начало груб. силы, ранѣе господствовавшее во взаимн. отношеніяхъ гос… … Военная энциклопедия
Публичное, совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств … Современная энциклопедия
Публичное совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и др. участниками (субъектами) международного общения. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств… … Большой Энциклопедический словарь
Правовая система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры и международно правовые обычаи. Нормы международного права регулируют отношения… … Словарь бизнес-терминов