Гений и его злодейство. Насиловал ли Павленский актрису «Театра.doc»? Photo: Виктория Атаманчук, Федор Флягин
Я очень долго не хотела писать об этом. Но прочла текст Олега Кулика «Павленский, не такой, как все: Выбор vs. Судьба» и поняла, что молчать не могу. Кулик пишет, что Павленский безупречен, он лучше всех. Мне же подобные рассуждения кажутся безумными и оправдывающими то, что оправдать невозможно.
16 января Петр Павленский попросил политического убежища, заявив, что в России против него совершена провокация, могут быть возбуждены два уголовных дела, а он не хочет сидеть долгие годы за то, чего не совершал.
В этой истории меня больше всего поразило, что вот такой смелый и безупречный Петр позволил себе обвинить в сотрудничестве с властью из корыстных соображений Елену Гремину и Михаила Угарова - руководителей Театр.doc.
Я попыталась разобраться в самой истории, поговорив с ее участниками.
Действующие лица: Артисты Театр.doc:
Анастасия Слонина, актриса.
Василий Березин, актер, бывший бойфренд Слониной.
Елена Гремина, директор Театра.doc.
Михаил Угаров, художественный руководитель Театра.doc.
Петр Павленский, художник-акционист.
Оксана Шалыгина, соратница Павленского, мать двух его дочерей.
Дело об избиении: бытовуха или политика?
8 марта 2016 года, в день рождения Павленского, когда акционист еще сидел в московской тюрьме, Театр.doc устроил свидетельский спектакль о художнике с участием его соратницы Шалыгиной. В сентябре уже освободившийся из тюрьмы художник беседовал о политическом искусстве с Угаровым. И Угаров, и Гремина восхищались Павленским, уважали его за смелость, им нравились его акции, они думали о продолжении сотрудничества с ним.
Однако 31 октября 2016 года случилось нечто, что в корне изменило их отношение к Павленскому как к человеку. Они буквально изгнали его из театра и из своей жизни.
Артисты театра рассказали Угарову, что Петр, Оксана и еще два артиста во дворе Театр.doc избили Василия Березина, бывшего бойфренда Слониной.
Гремина говорит, что сначала они не поверили, что такое возможно. Поэтому они запросили у ТСЖ, в котором снимают помещение Театр.doc, видео с камер наблюдения. К своему ужасу они увидели на пленке, как двое человек валят на землю худощавого мужчину и бьют ботинками, а третий его держит. Сам артист Березин после избиения обратился к врачам. Его увезли на «скорой» из травмпункта в больницу, а потом он подал и заявление в полицию.
Гремина и Угаров переписывались с Павленским после инцидента, пытаясь выяснить, что же произошло.
Павленский ответил Угарову: «В хамском письме это хамло (артист Березин. - Открытая Россия) пыталось доказать, что актриса вашего театра Настя Слонина - это его собственность. Если бы это была дуэль один на один, то я бы просто приравнял себя к этой проститутке. Моральный урод, находя удовольствие в садизме над женщинами, не должен был сильно расстроиться, попав в похожее положение сам. Я не строю жизнь по клише из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»».
Шалыгина объяснила произошедший инцидент тем, что бойфренд Слониной избивал ее и Петр просто решил его наказать. По сути, обычную бытовую ситуацию, когда один мужчина, выясняя отношения с другим, не опасаясь последствий, позволяет себе слишком многое, Шалыгина объясняет высокими материями: «Это вопрос положения женщин в России, - пишет она Греминой. - Вы отдаете себе отчет, что вы говорите на самом деле, когда пытаетесь списать садизм над женщинами в область бытовухи??? Вы о какой морали здесь пытаетесь рассуждать? Я сама женщина, у меня растут две девочки, которые будут женщинами, и я бы очень не хотела, чтобы их избивали, резали руки, шантажировали, а потом кто-то поплевывая свысока, заявлял: «О чем речь, это же всего бытовуха». Я благодарю судьбу, что она мне подарила Друга, который уважает женщин и признает их равными. Мне очень жаль, что вы презираете женщин и вас в конечном счете заботит только то, в какой коробке все произошло».
Павленский объясняет свою жестокость тем, что он отвечал на жестокость Березина по отношению к его подруге: «Актер избивал, унижал, бил головой об ванну, резал руки и плевал в лицо девушке. Она была актрисой этого же театра и рассказывала об этом всем. Весь театр об этом знал. Я об этом узнал только после хамства этого актера. Он начал писать мне в личку обвинения в якобы отношениях с его девушкой. Отношений с девушкой у меня не было, а хамство в интеллигентной среде не принято. Поэтому конфликт между нами произошел, я его побил, а Оксана потребовала у него попросить у всех Женщин прощения и пообещать ей, что он больше никогда избивать и глумиться над женщинами не будет. Он дал ей это обещание. Вот и все».
Как Слонина отнеслась к избиению своего бывшего бойфренда, которое Павленский называет наказанием?
«На тот момент Павленского я видела всего пару раз и даже не общалась с ним, - написала мне Настя, впервые прервав молчание: она пока не дает интервью СМИ, и лишь для Открытой России сделала исключение. - Вызвало это полное недоумение и шок. И никого избивать и никого заходить на территорию моей личной жизни я не просила. Я в тот момент была на гастролях и даже сделать ничего не могла».
Дальше события развивались банально: Березин подал заявление об избиении в полицию, в театр пришли полицейские - они искали Слонину. По ее словам, они начали обвинять во всем ее, угрожая, что ей «придется нести наказание, поскольку она виновница произошедшего». Слонина попросила Павленского познакомить ее с его адвокатом, чтобы он научил, как вести себя с полицией.
«Это была встреча минут на 20, где мне сказали, что юридически это меня никак не касается, и все. Было это приблизительно через неделю после случившегося», - вспоминает она.
Дело об изнасиловании: донос или насилие?
Понятно, что в этой истории, как и в предыдущей, есть взаимоисключающие версии: слово против слова. Этакий русский Расемон. Доказательства правоты заявителей, то есть экспертизы, медицинские заключения есть у следствия. Но мы априори российскому следствию не доверяем. Поэтому приходится выслушивать стороны.
Друзья Насти рассказывают, что она приехала к Петру и Оксане вечером после спектакля по их просьбе. Павленские вроде бы пригласили ее поговорить о возможном уголовном деле по избиению Березина. Они разговаривали около часа, и вдруг Петр оказался в трусах и с ножом, а Слонина чудом унесла оттуда ноги. Ее подруга рассказала мне, что Настя выбежала из квартиры в разорванной одежде, с порезанными пальцами на руках. Лисовский утверждает: есть видео из подъезда дома, на котором видно, в каком состоянии была актриса.
В травмпункте, куда она обратилась через несколько часов, ей зашили раны.
«Врачи спросили меня, что случилось, я сказала им, что меня порезали, они записали у себя место происшествия, имена и фамилии никто не спрашивал», - вспоминает она.
Актриса говорит, что заявление в полицию она подала сама, никто ей не советовал, и она об этом не жалеет. Почему она так решила?
«Я решила, что мне крупно повезло, что я вышла оттуда живой. Могла бы и не выйти. Вот и написала. Может, все это спасет кому то жизнь. Или не сломает психику. Или, как минимум, предостережет».
Настя говорит, что слышала о том, что Петр и Оксана придерживаются свободной любви, но ее это мало интересовало: «Они казались мне интересными людьми, и никаких сексуальных подоплек с моей стороны не было. А поехать поздно вечером к знакомым в гости пообщаться - криминала я тут не вижу».
У Петра Павленского совсем другая версия событий.
Отвечая на мои вопросы, он ни разу не называет Слонину по имени, всегда «актриса»: «по поводу актрисы: она для чего-то на протяжении нескольких месяцев настойчиво искала с нами близкого контакта. Как только контакт произошел, то сразу же на следующий день появляется заявление. Актриса через месяц после инцидента (!) едет к нам в гости, чтобы провести вместе вечер. Мы провели вместе вечер, у нас были близкие отношения и мы попрощались друзьями, как мы с Оксаной тогда были убеждены. Как ты считаешь, если бы мы кого-то изнасиловали, мы бы не беспокоясь о своей судьбе, спокойно жили после этого двое суток в Москве, потом также спокойно по билетам поехали в аэропорт, чтобы проходить границу? Как мы сейчас знаем из открытых комментариев Лисовского, заявление было подано 4 декабря. Актриса знала, где мы живем, но почему-то уголовный розыск бездействовал. Про сторожевой контроль и «Розыск-Магистраль» они тоже видимо забыли, поэтому 6 декабря мы беспрепятственно (!) улетаем из Москвы в Варшаву (по уголовному делу об «Угрозе» Павленский не выплатил присужденный ему штраф, но на границе его не задержали, хотя по закону должны были. - Открытая Россия). 8 декабря актриса связывается с близким нам человеком, у которого мы оставляли детей. Говорит, что на нас написано заявление, нас ищет полиция, и теперь мы уже точно сядем в тюрьму. Требует сообщить ей, когда мы вернемся, так как они с ментами уже сутки дежурят около нашего дома и не могут нас найти, что уже вместе со всем остальным показалось нам каким-то катастрофическим бредом. Мы просто посмеялись и проигнорировали эти угрозы. Близкого нам человека мы попросили связаться с ней еще, чтобы узнать подробности, но она больше телефон не брала».
14 декабря в Москве по возвращению из Варшавы в аэропорту Шереметьево Петра и Оксану задержали, привезли на допрос в СК, допрашивали несколько часов, а потом отпустили, попросив никуда не уезжать.
Павленский же воспринял ситуацию однозначно: арест или эмиграция. «14 декабря после допроса в СК нам дают уйти, несмотря на то, что ни у меня, ни у Оксаны нет прописки в Москве, а здесь речь идет о тяжкой статье. Обычно это основание для задержания и ареста даже по статьям небольшой тяжести».
Художник и те, кто его поддерживает, уверены: история с уголовным делом об изнасиловании - провокация, а Слонина - «доносчица», которая вошла в сговор с правоохранительными структурами, чтобы выдавить семью акциониста из России.
Впрочем, никаких доказательств версии о доносе Павленский не приводит. Только предположения. На них же построены и его обвинения о сотрудничестве с властью руководителей Театр.doc.
Свои против своих
«Я знаю, что в начале ноября в театр приходил участковый и угрожал обязать театр нанять охранную организацию. Что дальше происходило в этот месяц между театром и ментами - я не знаю. Однако я знаю, что театр, наоборот, начал расширяться и 3 декабря открыл еще одну площадку на Электрозаводе («Трансформатор». - Открытая Россия), - таким образом художник доказывает свою версию о сговоре театра с правоохранителями.
Гремина подтверждает, что после инцидента во дворе Театра.doc приходили участковые. Они искали участников избиения и пугали, что выпишут театру предписание нанять ЧОП, а это будет стоить 100 тысяч рублей. Таких денег у театра нет. Площадка «Трансформатор» Театру.doc не принадлежит, он ее даже не арендует -ее им предложил поклонник Театра.doc.
Версия Павленского о спланированной провокации не выдерживает критики.
«Что касается ментов в Доке, о которых упоминает Павленский, то они и до этого периодически приходили. Участковый мне звонил и говорил, мне нужны ваши документы, я вас знаю, у вас антироссийские спектакли идут», - рассказывает Гремина.
Пытаясь подтвердить свою версию, Павленский настаивает: «Противоречиво, что за избиение и издевательства одного из актеров над актрисой, никто из администрации театра не стал подталкивать ее к подаче на него заявления. Однако в нашем случае Гремина открыто пишет о том, что дала материнское добро на заявление о побоях, а Лисовский без всякого стыда кичится, что практически сам привел актрису в отдел полиции и всячески способствовал принятию «верного решения» о начале открытого сотрудничества с правоохранительными органами. Такая избирательность становится еще одним фактом для предположения о более раннем сотрудничестве. Мне их корпоративная лояльность к силовым структурам понятна. Если менты поставили им условия, то мы для театра были не те люди, из-за которых они были готовы идти на конфликт с властью и хоть что-то терять. У театра много актеров, программа спектаклей большая и ответственности перед коллективом тоже много. Тем более, что театр расширяется и ему позволяют занимать дополнительные площадки. Режим же в нашем устранении заинтересован, потому что мы, в отличие от театра, не подконтрольны и не прогнозируемы, поэтому для силовиков не составляло труда воспользоваться интересами театра для нашего устранения. Я не конкретизирую, какие именно структуры этим занимались, потому что ФСБ и МВД это соседи, кормятся они из одного котла, кто чьим представительством в какой момент занимается, имеет значение от ситуации, которую они разрабатывают».
И снова никакой конкретики.
Только, когда стало известно, что адвокат Слониной Юрий Лысенко - куратор проекта «Единой России» «Комфортная правовая среда», версия Павленского стала наполняться конкретикой.
Гремина смеется: «Во-первых, адвоката для Насти нашли ее родители. Во-вторых, например, адвокат Сергей Бадамшин, который с недавних пор представляет интересы Театр.doc, не скрывает, что он член партии «Единая Россия». Но это не мешает ему быть адвокатом Открытой России, которая поддерживала Павленского, когда тот сидел в тюрьме.
Действительно, Театр.doc за последние два года дважды лишался арендованного помещения: после показа украинского фильма о Майдане и после премьеры спектакля «Болотное дело» (смешно, конечно, что Павленский приравнивает собственную значимость к Майдану и «Болотному делу»). Но дело в том, что в кризисной Москве новое помещение под театр можно снять за неделю. И обратите внимание, что после каждого переезда мы снимаем новое помещение лучше и просторнее - за те же деньги. И мы все те же: мы выпустили только что очень резкий спектакль про последствия Беслана «Новая Антигона», и репетируем спектакль «Болотное-2», про вышедших на волю политзаключенных. Рычагов давления на негосударственный театр сегодня нет, было бы желание работать, ничего не получая от государства и рассчитывая только на себя и своих зрителей. Что мы и делаем.
Еще хочу подчеркнуть, что не Театр.doc обвиняет Павленского: к нему подали бытовые, из сферы личных отношений иски двое наших артистов. Это их личное дело. Наше участие тут лишь в том, что руководство театра не стало использовать свой ресурс влияния на артистов, чтобы убедить их замять дело. О чем я ни минуты не жалею. Это их право и их выбор. Но лично я рада, что Павленские сбежали, - не люблю, когда люди сидят в тюрьме, пусть даже и за дело», - подводит Гремина итог отношений театра с художником-акционистом.
Cui prodest?
О том, что следственные органы проводят доследственные проверки против Павленского по двум некрасивым эпизодам, я узнала еще в конце декабря. Честно говоря, хотелось спрятаться от этого знания, как страусу.
Когда же разразился скандал, я для себя попыталась выстроить следующую версию: да, действительно, артист Березин приревновал Павленского к своей подруге Насте, он писал Петру злобные смс, они встретились. Павленский его избил, при этом присутствовала Оксана и двое артистов театра. Для художника это было наказание ревнивца. Он считал, что имеет право наказывать, потому что таким образом «борется с институтом собственности тел», а в такой борьбе все позволено.
Адвокат Слониной утверждает, что в материалах дела есть доказательства правоты его подзащитной, и просит дождаться возбуждения дела.
Предварительный итог всей этой некрасивой истории: выиграли кураторы Павленского из ФСБ. Очевидно же, что они вели за художником постоянную слежку и знали о заявлениях, поданных против него. Сажать его и получить очередной громкий международный скандал в их планы не входило. А вот напугать и заставить уехать - очень даже да.
А почему бы не посадить, как насильника? - спросите вы. Ведь и позор, и на долгие годы изолировать можно.
Все очень просто: на Западе мало кто поверит, что Павленский - насильник. Поднимется вой. Это контрпродуктивно. Обычно дела об изнасиловании очень трудно доказывать. Жертве, как правило, никто не верит. Но если дело заказное и нужно кого-то посадить, то легче всего это сделать за изнасилование. Но, как мы видим, команды сажать политического художника не было, потому что он для власти не так опасен, как «болотники» и Навальный, - за ним массы на площадь не пойдут. Поэтому художника и с допроса отпустили, и уехать дали.
А что же Павленский?
Он жил, как считает нужным, и был уверен, что все происходит среди «своих» и, условно говоря, что бы он себе ни позволил, никто из «своих» против него никогда никакого заявления в полицию не подаст.
А когда вдруг подали, то тут пощады не жди. Он сразу же заговорил о доносительстве и о двуличности оппозиции: «Эта ситуация показала, что оппозиционеры в России в действительности работают на власть».
На мой вопрос: почему, если что-то некрасивое произошло между ними и Настей, они не постарались замять этот инцидент, Павленский не ответил.
Сама Настя, отвечая на аналогичный вопрос подтвердила, что Павленские с ней с тех пор не связывались, хотя «можно было бы и оказать первую помощь».
Все, кто поддерживал Петра и ждал, какую новую акцию политического искусства он совершит, сейчас застыли в недоумении: что же это было?
Но, увы, это не акция. Это жизнь. Какой бы некрасивой и негероической она ни была…
Для чего сегодня нужен театр и что думают о нем те, кто решил связать с этим свою жизнь
Совсем недавно они тряслись от волнения перед выходом на учебную сцену и заливали слезами родную 39-ую Лабораторию, играя последние дипломные спектакли. Сегодня спектакль, в котором играют выпускники режфака РАТИ–ГИТИСА, мастерской Е.Б. Камненьковича и Д.А. Крымова уже номинировали на «Золотую маску» . В шести разных номинациях. Вчерашние выпускники и их педагог и режиссер Дмитрий Крымов рассказали VODA Magazine о том, что значит быть актером сегодня, для чего нужно ходить в театр и насколько тернист путь к актерской карьере.
Полина Айрапетова
Я музыкант по образованию, закончила Мерзляковское училище, потом хотела стать певицей, долго занималась вокалом, пыталась поступать, не получалось, даже в Италию ездила, параллельно год преподавала фортепиано. Решила, что нужно получать хоть какое-то высшее - поступила на психологию, там отучилась три курса, ну а потом пришла в ГИТИС, на режиссерский, и поступила.
Это была мечта с детства, она существовала как что-то нереальное, недостижимое. Казалось, что есть две Полины - одна реальная, и вторая живущая в голове первой, одна жила как «надо», а вторая - как «хочется».
Я определенно не лирическая барышня. Всегда хотела сыграть Аркадину из «Чайки», и мне посчастливилось сыграть её в институте. У меня есть давняя мечта: сыграть Елену из «Белой гвардии», хоть я и понимаю, что по типажу я - не Елена. Обычно, когда читаешь пьесу, вдруг какой-то персонаж так четко встает перед твоими глазами, ты узнаешь его, ты его где-то видел, начинаешь любить его и сопереживать ему - сразу хочется «него играть».
Театр - это один из самых доступных для понимания видов искусства. В отличие от музыки, живописи, балета, в театр зритель может прийти совсем не подготовленный и по-своему подключиться к происходящему. Это очень живое искусство, оно настоящее, действие происходит здесь и сейчас, следующий спектакль будет отличаться от предыдущего. Это - живая энергия.
Димитрис Георгиадис
Я учился на Корфу на 3D–аниматора, но потом познакомился с девушкой-полицейским. К тому моменту я уже занимался любительским театром, открыл театральную студию нашего ВУЗа, однако не собирался уезжать с острова. Но я влюбился, она переехала в Афины, и я решил поехать за ней. Тогда подумал: чем бы заниматься в Афинах? И поступил в Афинский театральный ВУЗ.
Там я отучился три года, попал к педагогу, который год учился в ГИТИСе у Хейфеца, он знал больше всех моих педагогов, у него был свой метод. Я приехал за этим методом, на самом деле. Это уже не Станиславский, это личный поиск педагога. И он заразил меня, вот и всё. Заразил Россией. Ну, еще Чехов, Достоевский, в нашей театральной школе все почему-то читали русских классиков, занимались Чеховым круглый год, любимые роли из его произведений. Поэтому Россия, она, как Москва для трёх сестер, где-то высоко и далеко, все туда хотели, к самому понятию «Россия», не только к месту. Поступил с первого раза, а русский в основном учил здесь. Год занимался языком в Греции перед поступлением. Приехав, не мог меню читать в ресторане. Но В ГИТИСе чудесные педагоги по русскому языку, Евгений Борисович поступил со мной целенаправленно, он не столько придирался к моим актерским способностям, сколько к тому, насколько я понятен на сцене.
Людям не хватает фантазии. Мы, современное поколение, привыкли к не очень качественному кино. Экран может дать нам всё, но мы – как инвалиды, наше воображение не работает, оно отключается.
Театр существует для того, чтобы люди могли больше чувствовать, больше воображать. Идешь в метро и видишь ледяные лица. Поэтому хочется, чтобы люди стали живее, чувствительнее, чтобы делали для себя открытия каждый день. Влюбился – узнал от другого человека про себя что-то, чего не знал. Пришел в театр – то же самое.
Людям не хватает фантазии. Экран может дать нам всё, но мы – как инвалиды, наше воображение не работает, оно отключается.
Сейчас читаю «Ночь нежна» Фицджеральда, а там есть герой, Дик, хочу сыграть его. Но я уже понял, что во всех моих ролях как привидение присутствует образ князя Мышкина. Наверное, это и есть роль мечты. Но не думаю, что я его сыграю… Это моя следующая Москва.
Раз я смог с помощью моей семьи, педагогов, однокурсников доучиться здесь, я чувствую свою ответственность перед этими людьми, и те знания, которые я получил, я обязан передать, поэтому хочу быть не только актером, но и педагогом. В России или в Греции, это большой вопрос, потому что в театрах России сейчас сложно с новыми актерами, система такая, что не очень позволяет открыть свой театр, что было бы моим самым большим желанием – создать театр со своими людьми, однокурсниками, здесь, как Фоменко в свое время. В Греции пока есть открытое художественное пространство. Конечно, люди в моей стране, как и здесь, существуют нелегко в театре, но художники, по-моему, всегда были бедными, поэтому, выбирая профессию, мы знали, что будет нелегко. Сейчас в Греции я чувствую больше свободы, поэтому пока что дорога ведет меня туда.
Лёша Ефремов
В первый год я не поступил, но смог остаться на год в одной мастерской СпбГАТИ вольным слушателем. Я очень благодарен за эту возможность, т.к. только в Питере начал понимать, что представляет собой наша профессия. К окончанию года я, слава Богу, понял, что хочу заниматься этим делом, перепоступал в Москву, свалился с конкурса у Золотовицкого во МХАТе, решил остаться в Москве. За год сменил шесть-восемь должностей, по случайности на одном проекте познакомился с выпускницей мастерской Иреной Мускара, она пригласила на свои спектакли. Придя на студенческие постановки курса, я понял, что это то место, где нужно учиться. И как-то фантастически мне повезло поступить именно на тот курс, куда я хотел. С третьей попытки, получается.
Театр нужен, чтобы узнать что-то про себя. Как зрителю, так и актеру. Нужен, чтобы человек не просто посмеялся на спектакле, а пришел домой, понял, что ему уже не смешно, потому что это было про него. Последнее время театр стал ярмаркой развлечений, но удивлять зрителя надо тем, что актуальность пьес, написанных сто лет назад, не теряетя и сегодня.
Хочется играть в хорошем театре, сниматься в хороших фильмах, получить Оскар. Хочется пройти этот путь до конца, не разочароваться в этой профессии, в самом себе и не разочаровать других.
Вероника Тимофеева
Недавно была на тренинге по психотерапии и поняла, что, возможно, пошла в актеры, потому что боялась услышать себя. Я не знала, кто я на самом деле, и подсознательно пыталась спрятаться за лицами сценических персонажей. А оказалось, что моя профессия — это один из самых действенных путей найти и принять себя настоящего.
Я поступала восемь раз. Первый раз попробовала после 10 класса, меня брали во МХАТ, но родители сказали сначала закончить школу, и я не пошла. На следующий год, в полной уверенности, что раз в прошлом брали, то и в этом возьмут, пошла опять, и меня не взяли. После школы решила год готовиться к поступлению, проработала в своей же школе, снова не поступила. Тогда отец ударил кулаком по столу и сказал, чтобы шла уже куда-нибудь нормальную профессию получала. Он мечтал, чтобы я стала хирургом, но я выбрала журналистику в РГГУ, училась там и параллельно каждый год пыталась пробиться в театральные ВУЗы Москвы, но ни разу не ходила поступать на режфак ГИТИСа. В 2011 году защитила диплом на журфаке, первый раз попробовала поступить на режфак, и всё получилось.
Театр нужен, чтобы разговаривать с людьми, донести до них мысль, помочь что-то понять про себя, открыть в себе новое… Чтобы чувствовать, вот! Чтобы что-то почувствовать, здесь и сейчас, именно в эту минуту.
Я мечтаю о самом лучшем. Быть талантливой, быть востребованной, быть нужной. Попытаться через актерство найти себя, наверное.
Женя Старцев
Мое поступление - катастрофа. Сначала с первого раза поступил в Самарскую Академию культуры, учился на актера, со второго курса ушел, служил в армии, в январе 2011 вернулся и устроился на работу в театр Маяковского монтировщиком, полгода проработал и поступил в ГИТИС, а так я раза четыре приезжал поступать в Москву и везде с прослушиваний слетал, не доходил ни до одного тура.
Я считаю, что любой актер, если он правильно воспитал сам себя и его правильно воспитали, может играть все. Я очень хочу сыграть Мефистофеля, не знаю почему, это само собой сформировалось.
Театр нужен, понимать человека. Точно не для развлечений. Если со стороны зрителя, то большинство ходит развлекаться, но для меня, для людей внутри процесса, это способ говорить со зрителем, своего рода философия. Люди, входя в театр, должны думать, это не просто развлечение, это что-то, открывающее новое в пьесе, в человеке.
Я мечтаю… нет, не мечтаю, я хочу. Хочу заниматься делом и не растерять то, что есть здесь и сейчас, в нас, – какая-то легкость, поворотливость, способность реагировать. Я не хочу быть «актером» в глобальном понимании. Мне хочется по-честному работать, не знаю, получится или нет, но, как пойму, что не получается, я уйду из профессии, потому что это самая большая беда, когда актер становится «большим артистом», своего рода товаром.
Вадим Пушкин
Я поступил с первого раза, готовился две недели, приехал из Риги, последнюю прозу доучивал в поезде. Довольно далеко прошел в Щукинском училище, но в ГИТИСе и в Щуке экзамен был в один день, и я выбрал ГИТИС. Мне понравился вуз, понравились педагоги. На первом туре меня слушал Геннадий Геннадьевич Назаров, и я сразу понял, что хочу здесь учиться, здесь работа началась уже на отборочных. После прослушивания мою фамилию назвали, я зашел, всем делают замечания, а мне сказали: «Так, а ты костюм смени». Я поменял костюм, приехал и поступил. Не знаю, странно.
Я считаю, что амплуа умерло в 19 веке, у меня нет актерской специфики. Понятно, есть какие-то предрасположенности.
Для меня театр - это не способ быть кем-то другим, я и в жизни это могу. Просто сюда приходят люди, и ты с ними общаешься, но немного в другой форме. Театр – это что-то живое, люди творят здесь непрерывно.
Искусство, по сути, строится на одних законах, поняв их в одной сфере, проще понять в другой. В будущем я бы очень хотел сняться в качественном фильме, может, даже в Голливуде, потому что там действительно идет работа. На мой взгляд, у нас государство не на то деньги тратит, искусство не развивается так, как могло бы. Хотелось бы, чтобы хорошим режиссерам давали возможность снимать качественное кино, ведь у нас очень богатая культура. В театре тоже нравится играть, но, к сожалению, здесь та же проблема, что и в кино, сейчас какой-то кризис, и мало кто кому нужен.
Вася Березин
В детстве у меня было прозвище «актер», мы жили во Владивостоке, отец был военным, поэтому у меня было два пути — стать военным или клоуном. Потом разочаровался в отце и не захотел идти по его стопам. Актером стал, потому что захотел стать человеком. Была именно такая цель - поступить, чтобы управлять собой, узнать себя, понять, какой человек сидит внутри меня.
Я поступил с первого раза. Мы с мамой поругались, было сказано, что в Москву я не еду, в меня никто не верит, а я понимал, что надо ехать и поступать в театральный. Собрал последние деньги, ночевал на вокзале. Спал на кафельном полу, меня будили рабочие, моющие полы.
Интересно играть больных и сумасшедших, героев-любовников, они ведь самые безумные. Нравится именно это состояние роли, спектакль-перфоманс, нравится самобичевание как способ существования актера. Хочу безумного Гамлета сыграть.
Театр сейчас не нужен. Сегодня театр - развлечение, спектакли производятся как изделия на фабрике. Сегодня есть ремесло, актер лепит табуретку, режиссер ее плотно сколачивает, ты в этой табуретке должен существовать.
Мне нужен театр, чтобы говорить, но с кем говорить, готов ли современный зритель к диалогу?
Я верю, что просто нужно стремиться, делать, работать над собой и совершать подвиги, подвиги для самого себя. Актерское будущее - просто добиваться, идти к тому, чтобы быть профессионалом, именно профессионалом, во всех смыслах. И тогда, мне кажется, можно добиться диалога, но главное - сильно не дурить, мне кажется так.
Дмитрий Крымов
Сначала было очень сложно работать со студентами. Я прошел период некоторого отчаяния. Но он довольно быстро закончился, потому что они вскочили в тележку, в которую я предлагал им сесть, и с удовольствием поехали. И дальше пошло очень быстро, по нарастающей. Вообще, в актере очень важно не застревать в одной системе, сейчас же не такое время, когда Москвин работает только со Станиславским. И неизвестно, что было, если бы Мейерхольд его позвал. Может, ничего не получилось бы. Сейчас все так сбалансировано, что сегодня ты у одного, а завтра можешь быть у другого режиссера, даже глупо все свои способности и веру вкладывать в одно. У каждого режиссера свой способ, и иногда они кардинально различаются.
У актера перспективы во многом зависят от удачи. Удача – это вещь странная: непонятно, откуда она берется и почему она не приходит, а потом вдруг сваливается. У очень многих при удаче есть шанс оказаться на своем месте. Очень жалко представить, что кто-то с их способностями, потенциалом, который я сейчас вижу, будет сидеть и ждать роли - это ужасно. Что-то надо делать, ставить моноспектакли, сколачивать труппы, не сидеть, не ждать, потому что человек стареет, человек устает - и психологически, и внешне. Просидишь два года - и уже другой.
Я не беру уровень таланта, это что-то странное, иногда удача даже важнее, чем талант. Такая вот крамольная мысль. Хотя талант - прежде всего, конечно. Его нужно постоянно развивать. Этого тоже можно пожелать - талант развивать, не думать, что тебя научили всему, и теперь пойдешь вперед. Нужно чувствовать и пробовать разные жанры, стили, методы. Дело актеров, художников, режиссеров очень сложное, надо очень любить театр, чтобы искать возможность проявления, потому что его, это проявления, может и не быть.
By: Дарья Ковальская
Photo: Виктория Атаманчук, Федор Флягин
В заброшенном депо на Курском вокзале актеры Театра.doc играют со смертью: режиссер Ваилий Березин поставил спектакль, где целый час шесть актеров, сидящих над пропастью, как древние буддистские боги, читают текст Тибетской книги мертвых. Корреспондент сайт поговорил с командой спектакля о роли зрителя, бомжах и понимании философии.
– Кто из вас буддизмом увлекается?
– Василий Березин : Камилла Мухлисова (прим. ред. – актриса Театра.doc)
– То есть тема спектакля была выбрана с ее подачи?
– В.Б. : Ну нет, с общей.
– Это как?
– В.Б. : Я захотел поставить Тибетскую книгу мертвых и предложил ее курсу Муравицкого, но оттуда осталось только два человека, Светлана Маршанкина и Камилла. Остальных актеров я выбрал через кастинг.
– Согласись, Тибетская книга мертвых – не слишком обычный текст для театральной постановки.
– В.Б. : Я просто ее прочитал и захотел поставить. Я читал о Модильяни, что перед своей смертью он сел возле храма, прочитал наизусть молитву из Тибетской книги мертвых и ушел на тот свет. Из-за этого мне стало очень интересно ее почитать. Изначально я хотел устроить перформанс и читать на скотобойне свиньям, но потом меня осенило, что большинство людей Тибетскую книгу мертвых не читали, и им это нужно больше, чем свиньям.
– В чем ты видишь различие перформанса и спектакля в таком случае?
– В.Б. : Неееет. Сейчас мы вернемся к тому, у кого какой зритель. У Антонена Арто зрителя вообще не было, а у Гратовского зритель выступает как свидетель. Для нас особой разницы между спектаклем и перформансом вообще нет. Я ее не вижу.
– Какой у вас зритель?
– В.Б. : Важным аспектом было привлечь разного зрителя – охранников, рабочих, бомжей, хипстеров, взрослых людей. То есть тех, кто понимает, что они умрут. Это интернациональный спектакль, абсолютно для всех.
– Камилла Мухлисова : Всех, и здесь вообще не важен статус. Летом, когда было тепло, бомжи очень подолгу сидели на наших репетициях, делали замечания, давали советы. Охранники сначала ругались и вызывали полицию, а потом стали прислушиваться и приходить на спектакль.
– В.Б. : У меня есть спектакль "Богодельня по Ги Дебору" – он более молодежный, а этот – универсальный.
– Я спрашиваю скорее не о статусе, а о роли зрителя в спектакле.
– В.Б. : Зритель разговаривает с самим собой. Это что-то вроде квеста, где он должен искать все эти идеи в себе и подключать образное мышление. Он, скорее прихожанин, нежели участник.
– Никита Щетинин : Мне кажется, он в полной мере становится участником, потому что погружается в контекст этого места, заброшенного депо, где происходит действие.
– В.Б. : И все-таки нет. Он прихожанин, потому что даже те выкрики, которые слышны из-зала, неуместны, если это не выкрики бомжей, живущих в депо – бомжи как раз заявлены как актеры спектакля.
– То есть зритель должен сидеть и смиренно слушать, как в классическом театре? Взаимодействовать с актерами или передвигаться по пространству он не может, так?
– В.Б. : Ну актеры сами взаимодействуют с ними – в конце спектакля они подходят к отдельным зрителям и читают молитвы. Но если зритель выходит к сцене, то такого зрителя я готов выгонять. Я не люблю иммерсивные спектакли или спектакли-променады.
– Никита Щетинин : Это естественно, когда человек попадает в такое необычное пространство, ему хочется походить, посмотреть. Но вторжение в историю – это не корректно. С другой стороны, когда кто-то вклинивается, это очень сильно работает на контекст.
– В.Б. : Например, бомжи. Но они свободные люди, мы им не можем ничего запретить или заставить говорить какие-то реплики. Недавно в депо появился бомж Давид – он абсолютно сумасшедший. С ним все сложно – может выйти и стоять перед актерами на сцене. Его может ограничить только Платонов – он там самый главный и может его выгнать. В депо своя иерархия бездомных. Платонов сначала вообще хотел нас всех убить – когда только начались репетиции, он вышел на нас с иконами и отверткой, пытаясь изгнать. Но мы с ним договорились, и больше никаких проблем не возникало. Мы с ним даже по городу гуляли.
– Александр Чусов : Бомжи в каком-то смысле даже заботились о нас, помогали камни таскать.
– Никита Щетинин : На первый показа спектакля все бомжи пришли в белых чистых рубашках, а после устроили гулянку и отмечали премьеру. Они очень гордились тем, что мы их привлекли к спектаклю. И это тоже важная социальная функция. Заставляет задуматься.
– В.Б. : Платонов говорит, что сильно изменился. Даже пить бросил.
– Камилла Мухлисова : Они так прокачались, что стали ходить бритыми, чистыми, покупать продукты в магазинах и готовить себе еду. Общаясь с нами, они приближаются к обычному человеку. Их же никто всерьез не воспринимал, а Вася с ними со всеми нашел общий язык. Но и к ним мы тоже прислушивались – они могли сказать: "ой, ну ты что-то сегодня не то делаешь" или "девушка у вас неправильно ударение ставит" или один из низ начинал рассказывать, как за 400 рублей вагон бетона перегрузил. И ты понимаешь всю суть актерской профессии: ты сидишь дома, как растение, и потом, насмотревшись Феллини, пытаешься играть персонажей, которых видел на экране. А тут нам самим потребовалось строить себе сцену.
– Никита Щетинин : Я называю это выход из тотальной зоны комфорта.
– Михаил Хотеенков : Я даже заплакал на второй репетиции. Я привык к комфорту: сцена, гримерка, душ. А когда на тебя с оружием выходят, а еще сильно воняет – внутри что-то сдает.
– Почему бы тогда было не выбрать какое-то другое место?
– В.Б. : Ну а где еще найдешь бомжей? Бездомным просто необходимо читать Тибетскую книгу мертвых, потому что они находятся на грани жизни и смерти. Я сам жил на улице и я понимаю, что с ними происходит.
– Вы же понимаете, что эти бомжи вряд ли слышали о Тибетской книге мертвых? Даже не все зрители наверняка знали о ее существовании.
– В.Б. : Вот как раз и почитают.
– То есть вы надеетесь увлечь зрителя спектаклем настолько, чтобы он заинтересовался буддистской философией?
– В.Б. : На первой репетиции мы сами разбирались со всеми этими богами и состояниями. Я хотел привести консультанта, но потом отказался от этой идеи – девушка совсем в отлете. Каждый из нас нашел свой смысл. Но мне важно, чтобы зритель услышал суть: для того чтобы перейти из первого дня во второй, нужно сделать вот это и это, чтобы перейти дальше, нужно пойти на "тусклый красный свет", и так далее. Это все равно что я бы на карте показывал вам, как дойти от метро до депо.
– Это разные вещи. Одно дело – топография, другое – абстрактные понятия и абстрактные действия. Поезд за окном прошел, бомж что-то выкрикнул – это переключает зрителя на реальный мир. И вы ему никак не помогаете в другом, загробном, мире разобраться.
– В.Б. : Ну это от зрителя зависит, от его уровня.
– Насколько он должен быть подготовлен?
– В.Б. : Некоторые молятся на спектакле. Это вещь не для развлечения, тут важен мозговой, интеллектуальный процесс.
– Камилла Мухлисова : Мы не аниматоры, чтобы развлекать. Это очень сложная вещь, очень духовная. Когда я узнала, что Вася ставит Тибетскую книгу мертвых, у меня умер брат. Благодаря этому спектаклю я поняла, что он живой, просто у него нет физического тела. Я исцелилась и многое осознала, вернулась в материальную жизнь. Теперь для меня смерти нет.
В субботу 3 декабря молодая актриса «Театра.doc» Анастасия Слонина приехала домой к знаменитому акционисту Петру Павленскому и его соратнице Оксане Шалыгиной, было уже около полуночи. Что происходило в ту ночь, достоверно известно только им троим. На следующий день Слонина отыграла вечерний спектакль «Однушка в Измайлово» и вместе с «комиссаром постановок» Всеволодом Лисовским отправилась в отделение полиции, где написала заявление: по ее версии Павленский изнасиловал ее, угрожая ножом, порезал ей руки, и ей просто повезло, что она осталась живой.
Анастасия Слонина
6 декабря Павленский и Шалыгина беспрепятственно улетели в Варшаву, 14 декабря вернулись в Москву, где их задержали в аэропорту, взяли объяснение и отпустили. Через месяц стало известно, что Павленский и Шалыгина вместе с детьми эмигрировали во Францию и попросили там политического убежища. По их версии, никакого изнасилования не было, а заявление Слониной было провокацией, направленной на то, чтобы выдавить Павленского из страны.
16 января, когда эта история всплыла наружу, обсуждающая ее общественность сразу категорично поделилась на тех, кто верит либо Слониной, либо Павленскому. The Insider поговорил с обеими сторонами и попытался максимально точно установить известные факты и воспроизвести альтернативные версии происходящих событий.
Чтобы ход развития событий стал более понятен, необходимо упомянуть другой сюжет – конфликт между Павленским и бывшим бойфрендом Слониной – актером и режиссером Василием Березиным. Все началось с того, что в конце октября Березин стал ревновать Слонину к Павленскому – якобы некий общий знакомый ему рассказал об их связи. Правда, и Слонина, и сам Павленский отрицают, что на тот момент у них была какая-то связь, они были еще едва знакомы. Тем не менее Березин поругался со Слониной, и, как признает сама актриса, у нее была истерика, но вместо того чтобы успокоить подругу, он стал бить ее по лицу, да еще и головой об ванну. Она пожаловалась своим друзьям, рассказала, что у нее под глазом синяк, опухла щека, один из актеров по ее просьбе отвез к себе, успокоил, сообщил о ситуации Лисовскому, тот обещал поговорить с Березиным. Так или иначе Березин на следующий день раскаивался и признавал, что был неправ. Слонина же на несколько дней улетела из Москвы на гастроли. На этом конфликт мог бы исчерпаться, но Березин решил все же выяснить отношения с Павленским.
Василий Березин
«Я читал эту переписку, — рассказывает Всеволод Лисовский, — инициатором ее был Вася, который писал «зачем ты пристаешь к моей девушке», там в ответ от Павленского шла бычка, мол, «ты че мне предъявляешь». В этом криминала я большого не вижу, но вот когда один из них приводит на разборки своих друзей – тут уже вопросы возникают».
Из видео действительно явствует, что Павленский приехал на «разборки» вместе с друзьями, которые помогали ему побить Березина. Сообщается что после драки у Березина было диагностировано сотрясение мозга.
Художественный руководитель «Театра.doc» Михаил Угаров связался с Павленским по поводу этого избиения и получил такой ответ: «В хамском письме это хамло пыталось доказать, что актриса вашего театра Настя Слонина - это его собственность. Если бы это была дуэль один на один, то я бы просто приравнял себя к этой проститутке. Моральный урод, находя удовольствие в садизме над женщинами, не должен был сильно расстроиться, попав в похожее положение сам. Я не строю жизнь по клише из фильма „Д’Артаньян и три мушкетера».
На стороне Павленского в драке участвовали и актеры «Театра.doc». По словам Лисовского, было проведено внутреннее расследование этой ситуации, и эти актеры теперь не работают в «Театре.doc».
Всеволод Лисовский
На этом этапе все действующие лица более или менее одинаково описывают происходившие события, хотя и оценивают их по-разному. Но вот в то, что происходило в ночь с 3 на 4 декабря, стороны описывают принципиально по-разному.
Почему Слонина решила пойти домой к Павленскому – неясно, ее адвокат Юрий Лысенко запретил ей давать комментарии и сам очень мало говорит о происходившем. Лисовский тоже затрудняется ответить на этот вопрос и предположил лишь, что сделала она это «не от большого ума». При этом он сомневается, что к тому моменту у Павленского и Слониной могли быть какие-то близкие отношения, потому что виделись они мало.
Павленский же сообщил The Insider, что Анастасия сама настойчиво искала общения:
«У нас довольно близкие были отношения. Вообще в принципе это все время я ее видел раз — на лекции своей, два — она вызвалась и привезла из больницы, три – это когда она пригласила на свой спектакль, мы пошли, четыре – это когда она стала очень много общаться с Оксаной и настойчиво искать отношений, поддержки, когда она стала жаловаться, что в театре у нее проблемы, с ней никто не разговаривает, ее угрожают сделать заказчицей избиения садиста, который над ней издевался. То есть мы виделись в четвертый раз, когда она была в офисе «Агоры» в Москве, где был Ильнур Шарапов и Дмитрий Динзе, которые консультировали ее, что ей делать, когда в театр приходят менты. И все, и после этого она приехала к нам в гости. Вот и все. Я ее видел в пятый раз. Я с ней ни разу не созванивался, и даже с ней не переписывался ни в каких личных сообщениях. Она общалась все это время с Оксаной, и ей она выражала все слова благодарности, как она хочет с нами встретиться. И поскольку у нее разговор уже шел не первый месяц о том, что надо увидеться, просто раз за разом у нас эта встреча откладывалась, мы сказали — ну давай, ну хорошо, приезжай, ладно».
К сожалению, подтвердить тот факт, что Слонина сама напрашивалась в гости, не удалось – Шалыгина утверждает, что ей пришлось стереть всю старую переписку в соцсетях, как только их задержали в аэропорту – чтобы, как она объясняет, в дело не были втянуты люди, которые с ней общались. А от мобильного телефона она избавилась, когда уже после задержания в аэропорту они решили покинуть Россию.
Анастасия Слонина в спектакле 24+
Дмитрий Динзе подтвердил, что виделся с Анастасией один раз, когда она обращалась за консультацией, правда не по вопросу о наезде полицейских на театр (о чем говорит Павленский), а по поводу избиений со стороны Березина. «Она рассказала, как он ее избивал. В основном за нее Петр говорил, что происходило, а он подтверждала его слова, — рассказал Динзе, — я ее проконсультировал, что если она готова официально написать заявление и дать объяснение в правоохранительных органах, то мы можем с ней еще раз встретиться и подробно поговорить по этому поводу. От Петра и от нее я, действительно, узнал, что в театр приходят сотрудники полиции, которые пытается установить обстоятельства, связанные с ней и с ее бойфрендом».
Дмитрий Динзе
Все это совпадает со словами Слониной, которая сообщила в разговоре с журналисткой и правозащитницей Зоей Световой, что полицейские «начали обвинять во всем ее, угрожая, что ей "придется нести наказание, поскольку она виновница произошедшего».
Дмитрий Динзе вместе со своей супругой Ольгой стали адвокатами Павленского, и как и положено адвокату Дмитрий Динзе утверждает, что верит своему клиенту и считает его невиновным в ситуации. Поэтому тем более важно обратить внимание на свидетельство Динзе о том, что полиция приходила в театр только после инцидента с избиением Березина и именно в связи с этим.
Так что же происходило в ту ночь? Сама Слонина об этом ничего не рассказывала СМИ, если не считать слов «Я решила, что мне крупно повезло, что я вышла оттуда живой. Могла бы и не выйти». Но из пересказа ее знакомых и сотрудников театра следует, что «Павленский внезапно появился в трусах с ножом», «приставил нож к печени» и изнасиловал. Сообщается также, что Павленский разрезал ножом ее одежду. Кроме того, он якобы нанес ей порезы на руках. Адвокат Слониной практически ничего не пояснил об обстоятельствах той ночи, причем в разговоре с The Insider он почему-то просил не использовать термин «изнасилование» и описывал происходящее как «действия, подпадающие под понятие преступления против половой неприкосновенности».
Если установить факт сексуального насилия подтвердить сложно, то вот ножевые порезы видели Настины друзья. Вот что рассказывает Лисовский:
«Мне позвонил около 7 утра один из наших актеров, сообщил, что «заехала Настя, она практически без одежды, порезанная, кровоточит, говорит на нее напали». Я видел ее в очень возбужденном состоянии, с ранами на руках – глубокий порез пальца и порез на тыльной стороне руки. Раны эти были свежие, да и я ее видел накануне, мы с ней простились часов в 11 вечера, и тогда у нее ран не было».
Лисовский утверждает также, что следствие располагает видео из подъезда, на котором запечатлено как Слонина выходила от Павленского, сам Лисовский, правда, его еще не видел. Пока неясно, может ли это видео что-то доказать, потому что, как утверждают друзья Слониной, поверх разрезанной одежды у Слониной была куртка, и уж тем более едва ли при таком разрешении, которое обычно бывает у подъездных камер, могут быть видны порезы.
Наконец, Слонина выступала с (якобы) порезанными руками в спектакле в тот же вечер, но поскольку они были забинтованы, зрители не могут выступать в качестве свидетелей. «Спектакль был в том числе о домашнем насилии, так что забинтованные руки не мешали Насте выйти на сцену», — отмечает Лисовский.
Анастасия Слонина в спектакле «Однушка в Измайлово». Руки еще не перевязаны
А вот как происходившее той ночью описал в разговоре с The Insider Павленский:
«Насилия не было ни при каких обстоятельствах. Не было ничего, даже близко похожего на насилие. Порезов ножом, угроз словесных, вообще каких-либо. То есть все, что можно назвать насилием. Близкие отношения были, да».
Павленский настаивает, что все остались довольны тем, как провели ночь:
«Мы расстались друзьями. Когда люди проводят вместе какое-то время, а потом люди на таком хорошем настроении хорошо друг с другом расстаются. Я думаю, Вы понимаете, что значит хорошо — когда люди смеются, когда всем весело».
Итак – никакого ножа, никаких угроз, никакого принуждения, заявляет Павленский. Друзья и коллеги Слониной не видели происходящего, так может быть она их обманула (все-таки она – профессиональная актриса)? Лисовский так не думает: «Я с Настей работаю как с актрисой и знаком с тем, что она может и не может сыграть, я знаю, что она способна и не способна придумать. Вот такую сложную историю она бы вряд ли придумала».
Но если все-таки Сонина все придумала, то какой мотив? Павленский уверяет: все указывает на то, что задачей было выдворение его из страны. Он обращает внимание на то, что произошло с театром за короткий период с момента драки Павленского и Березина:
— После драки с Березиным в театр приходили полицейские и пытались заставить театр нанять ЧОП, что было бы для театра слишком дорого, но в итоге проблемы с полицией рассосались.
— Театр получил дополнительную площадку на Электрозаводской, хотя раньше с трудом отстаивал даже ту площадку, которая есть.
Адвокат-единоросс Юрий Лысенко
У Павленского есть и другие аргументы. Два дня он и Шалыгина оставались в Москве, а затем беспрепятственно улетели из России. Почему бы им быть столь спокойными, если они знали, что их могут задержать? И почему их не задержали на границе, если к тому времени заявление уже было написано?
Сторона Слониной на это отвечает, что нерасторопность наших правоохранителей – дело обычное, а почему Павленский и Шалыгина были такими самонадеянными – это вопрос к ним, может быть, просто не думали, что Слонина напишет заявление.
Наконец, Павленский утверждает следующее:
«8 декабря актриса связывается с близким нам человеком, у которого мы оставляли детей, говорит, что на нас написано заявление, нас ищет полиция, и теперь мы уже точно сядем в тюрьму и требует сообщить ей, когда мы вернемся, т.к. они с ментами уже сутки дежурят около нашего дома и не могут нас найти».
Павленский поясняет, что полиция не могла не знать, что он и Шалыгина покинули страну, поэтому совершенно нелепо было ждать их около дома, и уж тем более странно звонить и предупреждать об этом, так что единственным объяснением тому может быть желание намекнуть, что возвращаться в страну не надо. Правда, независимое подтверждение факта этого звонка получить сложно, «близкий человек» для комментариев недоступен. Тут стоит отметить, что сам факт того, что правоохранители мечтали, чтобы Павленский просто уехал и не возвращался (если это и правда так), все же еще не означает его невиновности. Наконец, что если Слонина и правда звонила и предупреждала его, но не потому что работает на ФСБ, а потому что сочла, что эмиграция для Павленского будет достаточным наказанием?
Павленский меж тем уверен: Слонина сознательно его подставила и действует в интересах правоохранительных органов. Лисовский возражает:
«Я не был свидетелем того, что происходило в ту ночь, я просто исхожу из принципа бритвы Оккама, во что легче поверить – в то что была какая-то сексуальная агрессия, или в то что Слонина какая-то Мата Хари и все это специально подстроила?»
Вот только Лисовский тоже может быть в сговоре, утверждает Павленский. Он признает, что по отдельности все указанные им «странности» (беспрепятственный выезд за границу, новая сцена театра, сюжет по НТВ, адвокат-единоросс, звонок с предупреждением) могут быть интерпретированы иначе и доказательством не являются, но все вместе формируют тенденциозную картину.
Сейчас обе стороны ждут. Павленский и Шалыгина ждут решения французских властей о политическом убежище, Слонина и ее адвокат ждут решения по возбуждению уголовного дела (которое уже должно быть принято, согласно предусмотренным срокам). Не ждут только многочисленные комментаторы, принявшие ту или иную сторону задолго до того, как стали известны хоть какие-то подробности дела. И даже если суд вынесет какое-то решение по этому делу, на их позиции это уже вряд ли повлияет.
Молодой и нахальный театральный панк Вася Березин за последний год в качестве режиссера поставил «Тибетскую книгу мертвых» в заброшенном депо у Курского вокзала, аукцион-перформанс «Богадельня» по Ги Дебору в заброшенном кинотеатре «Таллин» при свете пламени горящего пианино и пятичасовой самодеятельный спектакль приведенных с улицы пожилых фриков «Уроды» . Имеет диплом ГИТИСа, выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Как актер принимает участие в уличном пранк-променаде «Неявные воздействия» комиссара «Театр.doc» Всеволода Лисовского, а в его же спектакле «Молчание классиков. Вакханки» голого Березина избивает толпа таких же голых женщин в течение полутора часов. Еще Березин проводит подпольные выставки, читает хип-хоп и проходит обучение в лаборатории Константина Богомолова в МХТ им. Чехова. И да, это тот самый парень, в избиении которого Петр Павленский.
- Как вы попали в «Театр.doc»?
Позвали в лабораторию «Человек мира» к Андрею Попову в Суздаль (театральный фестиваль «Человек мира. Лаборатория современной культуры», проходивший в августе 2015 года. - Прим. ред. ). Так-то я бы и не поехал, наверное. Но мне жить тогда было негде, а там ночлег и еда. И я поехал. В итоге здорово провел время. Там были Сева Лисовский, Михаил Угаров, Елена Анатольевна - в общем, весь «Док». Так, собственно, и попал.
Выходя голым в «Вакханках» Лисовского или засыпая снегом горящее пианино в заброшенном кинотеатре, вы задумываетесь о том, чему вас учили в ГИТИСе? Насколько вообще ваши институтские представления об искусстве театра соответствуют тому, чем вы сейчас занимаетесь?
Подобное я предполагал, еще когда учился в ГИТИСе. Я тогда ушел жить на улицу зимой. Потому что было какое-то неприятное ощущение от инкубаторного строя, постоянно одних и тех же лиц, от одного и того же на сцене. Все одинаково существуют. Мне хотелось выйти из-под давления стандартного мышления. Единственным подходящим выходом оказалась улица. Мне так тогда казалось: то, что я вижу на улице, нужно тащить на сцену. Сейчас я уже понимаю, что это самообман. В общем, уже в институте я себя готовил к состоянию нахождения на дне, учился ощущать себя без ничего. Потому что понимал, что я неизбежно окажусь на дне и нужно быть к этому готовым, уметь справляться и жить с этим.
- Но чему-то вас в ГИТИСе научили?
Конечно! Геннадий Геннадиевич Назаров все время говорил, что нужно достигать своей цели. А от Камня (Евгения Каменьковича. - Прим. ред. ) я запомнил, что самое главное - ничего не бояться.
В чем секрет Лисовского, собирающего вокруг себя молодых актеров, готовых за ноль рублей работать на полной отдаче?
Даже не знаю. На какой-то бедности все происходит, это притягательно. Я вообще не люблю променады. Не люблю «Неявные воздействия», мне кажется, что сама форма променад-театра - неудавшийся эксперимент. Но все равно участвую, не знаю почему. Сева убедил, сказал, что это опыт психогеографии по Ги Дебору. Не знаю, как Севе это удается каждый раз - просто обманывать толпы людей. (Смеется.) Кто-то в каком-то комментарии в фейсбуке написал: «С кем вообще он общается, кому адресованы эти спектакли?» Я недавно понял. Его спектакли адресованы инопланетянам. В этом, по-моему, и заключается его сила.
- Чем вы вдохновляетесь? Что смотрите, читаете, слушаете?
В свое время меня очень вдохновила книга «Поездки за город». Это четырехтомник о московском концептуализме. И книга об архитектуре «Язык шаблонов» Кристофера Александера. Меня вообще вдохновляет архитектура. Архитектура и американские восьмидесятые. В кино Вуди Аллен, в искусстве Энди Уорхол. В музыке - хип-хоп. Я даже сам читаю . И вандализм, уличная культура, стрит-арт.
- В какой момент вас начала интересовать уличная культура?
О, ну давно. Еще в школе, в начальных классах.
- В чем это проявлялось?
Подъезды бомбил, тегал, флопы оставлял. Писал «PR City» - так наша группа называлась. Попадался полиции. То есть милиции, да. В отдел по делам несовершеннолетних.
- Не могу не спросить про Павленского. Во-первых, есть ли новости? Разбирательство продвигается?
Ну меня вызывают периодически. Я спросил: «А может весь этот процесс вот так вот еще год тянуться?» Мне сказали: «Может и два». Больше ничего пока не говорят.
- Как вы относились к акциям Павленского до инцидента, и изменилось ли ваше отношение после?
Самое странное, что я его поддерживал. Было такое. Мне друзья говорили: «Васян, ты бредишь». Я действительно считал, что его акции адекватны. Что они сделаны отлично, с умом. И в итоге после всего случившегося я изменил свое отношение. Понял, что я действительно бредил. Если человек играет героя, он и должен поступать как герой.
© Алексей Киселев
В составе «Неявных воздействий», перемещающихся все время из района в район, вы, наверное, изучили Москву с не самых парадных ракурсов. Как вы воспринимаете Москву? В чем особенность этого города, по-вашему?
Первым мне показал Москву, наверное, . Это художник из команды «Зачем». И , он тоже художник. Они с городом хорошо знакомы, потому что рисуют много, по городу ходят. Помню такую историю: Кирилл роется в мусорке, потом мы приходим в офис его друзей, и он достает там различные вещи, которые он извлек из мусорки. Какие-то книги, чертополох, какой-то хлам. Играет очень китчевая музыка. И такое чувство, знаешь, как будто в очень крутой магазин сходили. Ну а вообще я стараюсь видеть в Москве Детройт.
- То есть Москва - это такая большая помойка, на которой можно найти много интересного?
Мои друзья говорят, что Москва - это большая помойка, в которой все самое интересное находится на дне.
Как пришла идея сыграть спектакль в заброшенном депо? Это разве не опасно? Стоило нам вот сейчас появиться с фотоаппаратом, сразу аборигены пришли и принялись угрожать. Или на ваших репетициях такого не было?
Было! Там чуть не убивали людей. С заточкой на нас бросались. Чтобы они разрешили нам играть спектакль в депо, я им показал место с отоплением, где можно ночевать зимой. А само место я давно уже заприметил. И в какой-то момент стало очевидно, что там нужно поставить «Тибетскую книгу мертвых». Сначала думали, что нужно на скотобойне ставить, свиньям читать, готовить их к встрече со смертью. А потом подумали: какие свиньи, когда люди еще не готовы. Вообще, спектакль предназначен в первую очередь для бездомных. Бездомные существуют все время на грани смерти. Я сам жил на улице, представляю, как это. Для этих людей «Тибетская книга мертвых» - это новый уровень. Новая позиция на пути становления другим человеком. Пока спектакль игрался летом, многие прекратили пить. Потом я приходил, видел, что некоторые снова спивались.
Спектакль «Уроды» в «Театр.doc» длится пять часов и идет без антракта. Егор Осенев (слева) отвечает за занавес, Махаэль Занадворов (справа) рассказывает о допросах в КГБ
© Дмитрий Лисин
1 из 4Променад-спектакль «Неявные воздействия» Всеволода Лисовского играется в публичных местах, маршрут всякий раз новый и импровизированный.
© Театр.doc
2 из 4Первые показы «Богадельни» Васи Березина проходили на сцене Международного университета Москвы. Но уже тогда центральным номером был аукцион, на котором выставляются картины, фотографии и, например, «Пустота» Ива Кляйна. Зрители охотно скупают все.
© newcinemaschool.com
3 из 4«Тибетская книга мертвых» участвовала в программе фестиваля NET - Новый европейский театр.
© Театр.doc
4 из 4А как сложилась история со спектаклем в кинотеатре «Таллин»? Полчаса от «Нагорной» - как вы вообще его нашли?
Я специально искал заброшенный кинотеатр. Спектакль по киносценарию Ги Дибора в заброшенном кинотеатре - это же мечта. Он бы и предположить такого не мог. Искали через паблики в «ВКонтакте». Был вариант на «Динамо», еще на окраинах были, и вот «Таллин». А поскольку я родился в Таллине и еще снаружи он оказался похожим на японский театр, я подумал: нам подходит.
- Насколько важна для вас ситуация нелегальности?
Для режиссера, мне кажется, важна независимость. А для Ги Дебора, безусловно, важна нелегальность.
- Что дает независимость?
Свободу. Можно сжечь пианино. В каком кинотеатре или театре сейчас разрешат сжечь пианино?
В независимом «Театр.doc» уже несколько раз прошел ваш пятичасовой спектакль без антракта под названием «Уроды». Кто эти люди на сцене?
С Верой Павловной (Фоминой. - Прим. ред. ) я познакомился года три назад. Она художница и поэтесса. Плохая художница, и поэтесса тоже плохая. Вообще. Ты видел ее работы? (Смеется.) Это же действительно плохо. Какие-то шаржи она рисует, карикатуры никчемные, уродливые. Она рисует по тридцать работ в день, и никому они не нужны. Только дом захламляется. Я устроил ей выставку, наблюдал, поддерживал, установил с ней некоторую связь. На «Золотом осле» (многосерийный проект «Электротеатра Станиславский». - Прим. ред. ) я делал работу и пригласил ее как художника. (Смеется.) Весь театр был в шоке. Она прямо со всеми своими сумками пришла. Брала кофе, доставала какой-то хлеб. Потом перестала приходить. С ней же дико сложно, она не совсем адекватная женщина. У нее большие проблемы со временем. Она может забыть прийти, перепутать, опоздать на час. Как-то нужно уметь ее обманывать, чтобы она пришла вовремя. Три года мы с ней привыкаем друг к другу, я до сих пор не привык. Михаэль (Занадворов. - Прим. ред. ) - вообще непонятно, кто это. Он приходил на лабораторию «Июль» в «Театр.doc» как зритель, потом пришел на кастинг. Еще есть антрополог Сергей, его привела Вера Павловна. Он пришел, и я понял, надо брать. Там не было никаких сомнений. Вообще. Егор (Осенев. - Прим. ред. ) просто невозможный зануда. Он пришел однажды на проект «Соц.док» со своей женой. В тот день больше никто не пришел. «А кто-нибудь еще придет?» - он не уходил и повторял это все время. И потом на следующий «Соц.док» опять пришел, и снова то же самое. Никто ничего про него не знает толком. Он стал писать Севе бесконечно что-то в фейсбуке. Сева от него отписался и говорит мне: «Бери его в «Уроды». Так он попал в проект. А вообще, он снимался в фильме «Пыль» и должен был участвовать в спектакле Петра Мамонова, кажется. Андрей (Островский. - Прим. ред. ) - артист из «Электротеатра», мы с ним делали «Золотого осла». Я делал спектакль, вообще-то, с 13 артистами, но на данный момент в нем остался только Андрей, который рассказывает о том, каким должен был быть спектакль в идеале. Есть еще Арман (Сируниан. - Прим. ред. ), его привел Михаэль. Арман играл в спектаклях Алексея Паперного.
- Вы поступили в лабораторию Константина Богомолова в МХТ им. Чехова. Зачем вам это?
За возможностью поставить. Очень бы хотелось поставить на сцене МХТ. Такие амбиции.
- А как же независимость и свобода?
Слушайте, ну там, я думаю, тоже можно найти независимость и свободу. Сейчас я вдруг понял разницу между мной и Севой (Лисовским. - Прим. ред. ). Сева пытается все время убить театр, а мне все время хочется возродить театр. И вот он рушит, а я возрождаю все время. Так мы с ним сошлись. А Богомолов относится к нам как к коллегам. Мы все разбираем три вещи: «Преступление и наказание», «Чайку» и что-то свое. Сейчас мы будем делать отрывки. Я готовлю отрывок «День Мармеладова» из «Преступления и наказания» с Сергеем Муравьевым из «Гоголь-центра». Полностью все переписали на современный язык, переделали. Из «Чайки» я буду делать отрывок с Верой Павловной, я буду Треплев, а она - Аркадина, то есть мать. Она мне правда напоминает мою мать. А сам выбрал, что хотел бы поставить, - «Шоа», 10-часовой документальный фильм про Освенцим. Я бы хотел поставить сценарий этого фильма. Пересмотреть всю ситуацию, в которой нет выигравших. И при этом как будто все победили.
- В финале «Уродов» вы выходите на сцену и говорите, что считаете себя уродом. Что вы имеете в виду?
Это такая история неудачников. Очень важно человеку признать, в чем он урод. Каждый в чем-то урод. Я не во всех это вижу. У кого-то в росте. У кого-то в душе. Вижу в себе некое уродство - образ жизни, кого-то когда-то обманул, и вот этот геометрический путь от одного к другому уродлив. Важно признаться себе, что ты урод. Признать уродство. Как я обращаюсь со всеми этими людьми, как я обращаюсь с артистами. Это же чистое уродство. Веру Павловну я вообще за человека долгое время не считал, я думал, это собака. Говорил ей: «Заткнись!» Она привыкла, что к ней все так относятся. Однажды я на нее очень сильно накричал на репетиции, а у меня еще был сломан мизинец на ноге. Потом спрашиваю: «Вы на меня обижаетесь?» Она говорит: «Как я могу обижаться на человека, у которого сломан палец».
То есть вы собрали пожилых причудливых людей и предложили им сыграть главные роли в спектакле под названием «Уроды»?
Нет, мы репетировать начали, когда еще не было названия. То есть я-то знал, как назову спектакль, но говорил что-то вроде: «Понимаете, freaks, фрики». А потом они раз опоздали на репетицию, два, и я говорю: «Ну уроды». Так и получилось.
- Они ведь прочитают это интервью.
Ну и ладно, что такого. Я ведь их всех люблю. Дикая, безусловная любовь совершенно.
Во время спектакля становится страшно неловко, когда пожилых людей отчитывает человек, который годится им практически во внуки. Это намеренная провокация? И как у вас сложились такие отношения?
- (Смеется.) Я прямо вижу, как написано: «Смеется». С ними же нужно говорить откровенно - вот что самое главное. Нужно говорить прямо и правду. Иначе ничего не вскроется. Что, Вера Павловна не … (прожила впустую. - Прим. ред. ) свою жизнь, что ли? Я ей так и говорю напрямую, и она сама это признает. Мы же друзья. И я могу к ним на «вы» и на «ты» обратиться. Важный момент - этим людям нечего терять. Я говорю Михаэлю: «Сколько тебе осталось?» Он говорит: «Двадцать лет». Ему сейчас 67. И я думаю, это здорово. Нам плевать, мы просто с ними вместе. И можем на старости их лет очень неплохо повеселиться.
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт