Филипп янковский здоровье. Филипп Янковский болен раком - СМИ (фото)
Биографии знаменитостей
2866
10.09.14 11:06
Современным модницам имя Эльзы Скиапарелли мало о чем говорит, а в первой четверти ХХ столетия эта талантливая итальянка была известным дизайнером одежды. Именно она ввела в обиход понятие «прет-а-порте», а карьера легендарного кутюрье Юбера Живанши формировалась под началом Скиапарелли.
Биография Эльзы Скиапарелли
Простой вязаный свитер
Эльза родилась в Риме 10 сентября 1890-го. Она рано впитала в себя дух этого древнего города, музея под открытым небом. А внутренний мир малышки формировался под влиянием достаточно богемной среды, в которой она росла. Из семьи Скиапарелли большей известности добился (кроме самой Эльзы) ее родной дядя, брат отца – Джованни Скиапарелли, ученый-астроном.
В 24 года девушка стала женой швейцарского аристократа. Граф де Керлор был человеком своеобразным, «Теософское общество» было для него важней молодой жены и маленькой дочери Ивонн. Вскоре последовал развод.
Экс-графиня была не из тех, кто опускает руки при жизненных неурядицах. Оставшись с дочкой в Париже, она растворилась в поиске идей, которые помогут не только заработать на кусок хлеба, но и дадут ей самовыразиться. Первой партнершей по бизнесу Скипарелли стала эмигрантка, зарабатывающая вязанием. Свитер, вышедший «из-под спиц» этой армянки, очень понравился будущему модельеру, и она предложила соседке сотрудничество. Их вязаные платья и джемпера стали «писком моды» конца 1920-х годов.
Открытие Модного дома
Успех принесла и коллекция спортивной одежды для фирмы «Strauss». Эльза после этого смогла открыть собственный Модный дом (амбициозную девушку приютила улица Рю-де-ля-Пэ), а армянка со своими подругами – фабрику трикотажа.
Модели, вышедшие из-под рук Скиапарелли, были смелыми и дерзкими. Для одной коллекции свитеров она черпала вдохновение у кубистов и брала за основу национальные африканские мотивы. Для другой – татуировки французских моряков (якоря, змеи, омары, сердца). А после легендарного перелета Линдберга через Атлантический океан в творчестве Эльы Скиапарелли был сделан упор на авиационную тематику.
Спортивная одежда сделала кутюрье знаменитой, теперь она могла уже поэкспериментировать и в другой области. Вечерние туалеты итальянки тоже привлекли внимание публики – например, платье-футляр или белый шарф, перекинутый через плечо, взяли «на вооружение» многие красотки.
В 1934-м году модельер открывает свой бутик на Вандомской площади. Серии одежды от Скиапарелли пользовались небывалым спросом. Она смогла сделать свитер вечерним нарядом: в сочетании с элегантными юбками и яркой бижутерией это выглядело весьма изысканно.
Шок и феерия
Эльза любила шокировать публику. Так, она первая начала сочетать, казалось бы, не сочетаемое: шик нарядной одежды, легкие ткани и грубоватые застежки-«молнии». Удивили всех и платья, украшенные пуговицами в виде французского луидора. Очень необычными были вещи из «Астрологической коллекции». Но одежда из коллекции «Цирк» была верхом изобретательности: сумки, словно воздушные шары, костюмы с изображениями акробатов, клоунов, слонов. Это было феерично!
Сюрреалистические мотивы нашли свое отображение в шляпках от Скиапарелли. Можете себе представить, например, головной убор в форме телескопа? Или в виде туфли? Человек общительный и открытый, Эльза довольно легко сходилась с людьми, с ней были рады сотрудничать многие знаменитости. Например, своими идеями с модельером делились драматург и режиссер Жан Кокто, великий Сальвадор Дали, фотохудожник Мэн Рей. А пуговицы в виде мини-скульптурок «изобрел» для кутюрье Жан Гюго. Одевались у Скиапарелли Кэтрин Хепберн (на заре славы), Гари Купер, Мишель Морган.
Фигура кинозвезды Мэй Уэст стала моделью для флакона дебютных духов Эльзы Скиапарелли, «Shoking».
Потрясения Второй мировой
Вторая мировая заставила Скиапарелли сократить производство. Когда Париж оккупировали фашисты, модельер покинула его и переехала в США. Но там она занималась благотворительностью, устраивала мероприятия, которые могли бы привлечь внимание американцев к нуждам обездоленных французов.
Как только Париж был освобожден, Эльза сразу же вернулась в любимый город. Но после ужасов войны приоритеты людей поменялись, и на прежнюю эксцентрику у кутюрье уже не было ни вдохновения, ни сил. Подросли и более амбициозные конкуренты. Поэтому последняя коллекция итальянки была показана публике в 1953-м.
Ей было отмерено еще 20 лет жизненного пути. В свои 82 она лежала в гробу в розовых шелках – того самого шокирующего цвета, который сама же и сделала модным. Это был последний «выход» одного из самых талантливых модельеров довоенной эпохи.
Эльза Скиапарелли
Божественная Эльза
Пожалуй, не было в мировой моде первой половины XX века фигуры более противоречивой и более яркой, чем Эльза Скиапарелли. Она не собиралась творить моду, но стала одним из заметнейших кутюрье прошлого века. Ее наряды поражали воображение экстравагантностью и необычностью, но вместе с тем не знали себе равных в логичности, удобстве и следовании традициям прошлого. Сейчас ее имя редко упоминают, разве что историки моды вспомнят ее как вечную соперницу гениальной Коко Шанель, – но влияние Скиапарелли на современную моду необозримо шире, чем творчество Великой Мадемуазель. Остроумный взгляд на вещи, сотрудничество с лучшими представителями художественной элиты своего времени, смелость экспериментатора и дар художника навсегда обеспечили Скиапарелли место в истории моды.
Эльза Скиапарелли происходила из старинного итальянского аристократического рода, прославившегося как эксцентричностью и интеллектуализмом некоторых своих отпрысков, так и консерватизмом и ханжеством других. Двоюродный дед Эльзы, знаменитый астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли, живший во второй половине XIX века, прославился изучением Марса – в особенности открытием в 1877 году знаменитых марсианских каналов. Ее отец, видный востоковед и египтолог Эрнесто Скиапарелли, один из крупнейших археологов конца XIX – начала XX века, в свое время основал в Риме Национальную ассоциацию поддержки итальянских миссий для усиления влияния Италии и католической церкви в средиземноморском регионе, особенно в Северной Африке. Его увлечение Востоком и страстную религиозность полностью разделяла его жена, в жилах которой текла кровь выходцев из Египта. Их дочь Эльза родилась 10 сентября 1890 года в Риме, в родовом Палаццо Корсини. Родители прекрасно разбирались в искусстве и истории, были известны как знатоки прекрасного и весьма образованные люди, однако дочь свою они не любили: она была некрасива, к тому же слишком подвижна, своенравна и непослушна. Эльза всеми доступными ребенку способами пыталась добиться любви родителей, но они считали ее ласку глупостью, а попытки привлечь их внимание – дерзкими шалостями. Чтобы угодить им, Эльза с детства изучала языки, итальянскую историю, культуру, восточное искусство. Ее кумиром надолго стал Леонардо да Винчи – в первую очередь за его инженерные проекты, особенно за идеи самолета и парашюта. Эльза даже попыталась соорудить парашют из зонтика – и выскочила с ним в окно. К счастью, Эльза приземлилась посреди клумбы, и дело обошлось без травм.
Однако ее родители предпочли оградить дочь от дальнейших научных экспериментов и поместили ее в закрытый католический пансион в Швейцарии. Через несколько лет выяснилось, что Эльза не только превосходно осваивает учебную программу, но и пишет стихи. Правда, несколько смелые для католической школы – они были полны скрытой страсти, волнующего жизнелюбия и даже откровенного эротизма. Стихи были опубликованы: они вызвали одобрение у критики, ужас у родственников и неимоверный скандал в пансионе, закончившийся исключением новоявленной «страстной поклонницы Эрато», которой на момент выхода ее поэтического сборника из печати было всего четырнадцать лет.
Она продолжила свое образование в родном Риме – прилежно изучала историю искусств, философию, живопись и литературу, сама занималась скульптурой, и ей даже прочили неплохое будущее на этом поприще. Однако у юной Эльзы внезапно начался роман с неким молодым человеком благородного происхождения – правда, недостаточно благородного для того, чтобы устроить родителей Эльзы. Как только синьорам Скиапарелли стало известно об увлечении дочери, они немедленно положили ему конец, причем в самой грубой форме. Такого трагического завершения своей первой любви Эльза так никогда и не простила родителям; с этого момента их отношения окончательно испортились.
Эльза ненадолго съездила в Нью-Йорк, как тогда говорили «развеяться», а по возвращении начала новую – отдельную от родителей – жизнь. Она нашла себе место гувернантки в одной английской семье, а по дороге в Англию сделала небольшую остановку в Париже. Этот город покорил ее: музеи и театры, модные магазины и антикварные лавочки Эльза могла посещать бесконечно. Один из старых знакомых пригласил ее на бал – первый в ее жизни. У Эльзы не было ни подходящего платья, ни денег, чтобы его приобрести. Она купила несколько метров темно-синей ткани и просто обмотала вокруг себя – результат потряс гостей, поначалу принявших необычный наряд юной итальянки за произведение одного из парижских кутюрье, и долго донимавших Эльзу вопросами, какого именно. Однако этот своеобразный дебют Скиапарелл и в «высокой моде» надолго остался без последствий.
В Лондоне Эльза много ходила по музеям, театрам, посещала лекции, которых в начале века там читалось множество на самые разнообразные темы. На одной из таких лекций ее внимание привлек лектор – граф Уильям де Вендт де Керлор, производивший впечатление невероятно импозантного, умного и тонко чувствующего человека. Он был известным в то время теософом, выступал по всей Европе с лекциями о мистике, теософии, странствиях души и оккультизме. Чуть ли не на следующий день Эльза написала семье, что собирается выйти за Керлора замуж. Несмотря на все протесты и увещевания родных, в 1914 году Эльза сдержала свое обещание и стала графиней де Вендт де Керлор.
Первое время между молодоженами царили мир и согласие, несмотря на заметную разницу в возрасте, увлечениях и привычках: сэр Уильям оказался весьма охоч до любовных приключений и прочих легкомысленных развлечений, на что безрассудно тратил не только все свои гонорары, но и приданое жены, а Эльза всегда была хоть и легко увлекающейся натурой, но весьма серьезной и очень сдержанной во всем, что не касалось ее занятий. Тем не менее Эльза преданно следовала за мужем в его лекционном турне по Европе, вела его переписку и служила переводчиком, когда это было необходимо, – в отличие от супруга, она свободно владела почти всеми основными европейскими языками.
Мариса Скиапарепли
Во время Первой мировой войны теософические лекции стали пользоваться все меньшим и меньшим успехом, и сэр Уильям решил перебраться за океан, где он предполагал найти множество новых сторонников. Так и оказалось – когда в 1919 году супруги сошли в нью-йоркском порту, их уже встречали десятки желающих приобщиться к оккультному знанию. Сэр Уильям пользовался здесь еще большим успехом, чем в Европе – поклонницы буквально осаждали его, и говорили, что он мало кому мог отказать. Среди его любовниц называют даже Айседору Дункан и некоторых представительниц высшей американской знати.
Только Эльза оказалась забыта: когда в 1921 году в Нью-Йорке у нее родилась дочь, сэра Уильяма даже в городе не было. Дочь назвали Мария Луиса Ивонн Радха, короче – Мариса; Эльза всю жизнь звала ее Гого. У малышки обнаружили детский церебральный паралич. Ей не исполнилось и года, когда сэр Уильям объявил Эльзе о том, что разводится с нею. Оставшись без средств к существованию, с тяжело больной дочкой на руках, Эльза была вынуждена искать работу. Она поселилась с Марисой в захудалой гостинице и хваталась за любой заработок: пыталась писать сценарии для Голливуда, работала переводчиком в торговой фирме, – но денег такие занятия приносили мало, а времени отнимали массу.
Как это часто бывает, Эльзе помог случай. Педиатр ее дочери, преисполненный сочувствия к молодой матери, представил ее Габриэль Пикабиа – бывшей жене известного парижского художника-абстракциониста Франсиса Пикабиа, одного из основателей движения дадаизма. После развода Габи решила переехать в Нью-Йорк и открыть там магазин парижской модной одежды. Ей были необходимы служащие, которые бы разбирались в моде и искусстве, знали бы языки и умели бы рисовать. Эльза подходила ей идеально. Так произошло вступление Эльзы Скиапарелли в мир моды.
Работая на Пикабиа, Эльза сблизилась с миром нью-йоркской артистической богемы: в знаменитой художественной галерее Альфреда Штиглица она познакомилась с лучшими художниками и фотографами моды того времени – Марселем Дюшаном, Ман Реем и бароном Адольфом де Мейером, которые стали ее близкими друзьями и впоследствии оказали ей немалую помощь в становлении ее модного Дома и поддержании его славы.
Когда Габи Пикабиа вместе с Ман Реем перебралась в Париж, Скиапарелли осталась руководить ее американским магазином. В июне 1922 года Эльза с дочкой тоже оставила опостылевший Нью-Йорк и поселилась в Париже, который так полюбился ей когда-то. Она по-прежнему сотрудничала с Пикабиа, но ради большего заработка приняла предложение работать в крупном антикварном магазине, владельцы которого высоко оценили глубокое знание ею европейского искусства, безошибочный вкус и умение общаться с людьми. В магазине продавали живопись романтизма и маньеризма, барочные блюда, ювелирные украшения в стиле ар-деко в виде зверей и насекомых и изысканную мебель времен Наполеоновской империи. Многие исследователи считают, что именно среди подобных предметов зародились многие идеи Скиапарелли, которые в будущем принесут славу ее модному Дому.
Знаменитый свитер с вывязанным бантом, 1927 г
Однажды Габи Пикабиа попросила Эльзу придумать ей платье для бала-маскарада. Эльза, помнившая успех своего платья на первом в ее жизни балу, создала для подруги великолепный наряд. Платье было настолько удачным, что его заметил сам Поль Пуаре – в то время самый заслуженный парижский кутюрье. Он весьма лестно отозвался о мастерстве Эльзы и даже пригласил ее вместе с Габи посетить свой Дом Моды. Эльза пришла в восторг от ярких моделей Пуаре, с экзотическими мотивами и красочными деталями – Полю Пуаре, творчество которого в то время уже не пользовалось былой популярностью из-за влияния сдержанно-элегантного стиля работ Коко Шанель, это было очень приятно. Он даже подарил Эльзе вечернее пальто, которым та особенно восхищалась. Вдохновленная похвалами Пуаре, Эльза решила, что она вполне может работать в качестве модного портного, и пыталась устроиться на работу в его Дом. Однако на пороге ее весьма холодно встретила ассистентка кутюрье и заявила Эльзе, что той лучше разводить картофель, чем работать в области моды. Примерно такой же прием – разве что без оскорблений – ожидал Скиапарелли и в только что открывшемся Доме Мод Maggy Rouff, принадлежавшем Магги Безансон де Вагнер. На время Эльзе пришлось оставить мечты о работе портнихи.
Через Габи и ее бывшего мужа Эльза довольно быстро познакомилась со всеми лучшими представителями тогдашней парижской богемы. Уже в первые месяцы во Франции она встречается в прославленном ресторане Le Boeuf sur le toit с Тристаном Тцара, Фрэнсисом Пикабиа и дадаистами, а затем произошло знакомство с Жаном Кокто и Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Андре Бретоном и Кристианом Бераром. Искренний интерес Скиапарелли к их идеям и творчеству сделали ее верными друзьями сначала дадаистов, а затем и сюрреалистов, что сыграло огромную роль в ее будущей карьере.
В ее жизни много значил случай, который Эльза Скиапарелли умела вовремя заметить и использовать. В 1927 году к ней в гости зашла одна знакомая американка, одетая в весьма оригинальный свитер: на черном фоне был вывязан большой белый бант. Такой рисунок, имитирующий объем и контрастную фактуру, поразил Скиапарелли своей необычностью, непохожестью на все, что делалось тогда в мировой моде. Она расспросила знакомую, откуда у нее такая интересная вещь – оказалось, что подобные свитера вяжет одна крестьянка из парижского пригорода, а затем продает на городском рынке. Денег, чтобы купить себе такой же свитер, у Эльзы не было. Она разыскала крестьянку, скопировала рисунок вязки и попыталась связать себе свитер сама – что удалось ей, не имеющей никакого опыта в вязании, лишь с третьей попытки. Законченный свитер Эльза гордо надела на званый завтрак – и произвела фурор. Присутствовавший на завтраке представитель крупной американской торговой фирмы Strauss тут же заказал Скиапарелли сорок таких же свитеров вместе с юбками – заказ должен был быть готов через две недели. Взяв денег в долг, Эльза наняла надомниц, и чудом заказ удалось выполнить в срок. На полученные за свитера деньги Скиапарелли наняла вязальщиц-армянок, сняла под мастерскую чердак дома на Рю де ла Пэ. Черные свитера с белым бантом стали ее пропуском в мир высокой моды; в течение многих лет они были самой продаваемой и самой копируемой моделью Эльзы Скиапарелли.
Платье с вышивкой по рисунку Жана Кокто
На следующих сериях свитеров были вывязаны африканские рисунки, кубистические мотивы ее друзей-дадаистов, матросские татуировки, и все были необыкновенно популярны. В 1928 году Эльза Скиапарелли открыла свой первый магазин Sciaparelli – Pour le Sport (Все для спорта), где продавала удобную спортивную одежду: для гольфа, тенниса, пляжного отдыха и верховой езды. Впрочем, при желании все эти модели можно было носить и в обычной жизни. В то время, когда высокая мода была элитарной, мало пригодной для обычной жизни и недоступной для абсолютного большинства, идея Скиапарелли продавать модную, удобную и вместе с тем относительно доступную одежду была принята «на ура», и ее дело быстро пошло в гору. В 1929 году она создала купальный костюм из двух частей, к тому же телесного цвета, что невероятно шокировало буржуазную публику – и собрало очереди клиентов в магазине Скиапарелли. В том же году она предложила универсальный костюм из шести предметов – платье, юбка, жакет и так далее – которые, если их скомбинировать по-разному и дополнить новыми аксессуарами, могут составить гардероб на любой случай: идея поистине революционная.
Гениальная простота ее одежды, в сочетании с оригинальностью и изысканностью моделей, помогли Скиапарелли не только успешно пережить Великую депрессию, но даже увеличить клиентуру: к ней переходили и бывшие клиенты разорившихся Домов, и разбогатевшие в смутные времена нувориши, оценившие качество, оригинальность и удобство моделей Эльзы, и те, кто увидел в моделях Скиапарелли наиболее точное соответствие своим вкусам и изменившимся временам, где больше не было места показной роскоши «века джаза». Девизом Скиапарелли было: «Универсальность, практичность, удобство», – вещи, невообразимо ценные в условиях неустойчивых капиталов и неясного будущего. Однако она прекрасно понимала, что просто удобные вещи никому неинтересны; чтобы привлечь и удержать клиентов, ее модели должны заметно отличаться от других – и Эльза стала смело внедрять в одежду новые идеи. Ее обвиняли в намеренной провокации, но для Скиапарелли это был прежде всего способ привлечь внимание к своим идеям. В 1931 году чопорная публика Уимблдонского турнира была шокирована нарядом известной теннисистки Лили де Альварез, появившейся на корте в «разделенной юбке» от Скиапарелли – прообразе современных шорт. Уже через год подобные юбки-шорты мог купить любой клиент магазина Эльзы.
В 1930 году Эльза Скиапарелли, которую Париж фамильярно-ласково звал просто Скиап, уже предлагала полный ассортимент одежды – от дневных костюмов до вечерних платьев, с подходящими аксессуарами и шляпками. В условиях, когда многие не имели денег на обновление гардероба каждый сезон, требования новой моды выполнялись с помощью лишь новых аксессуаров, и экстравагантные модели Скиапарелли пользовались все большей и большей популярностью, причем не только во Франции, но и за океаном. В США первой верной клиенткой Эльзы Скиапарелли стала знаменитая писательница Анита Люс – больше всего она известна сценарием, написанным ею на основе собственного романа, к кинофильму «Джентльмены предпочитают блондинок», в котором сыграли Мэрилин Монро и Джейн Рассел. Анита не только сама с удовольствием носила вещи от Скиапарелли, но и усердно пропагандировала их в Голливуде. Уже скоро одежду от Скиапарелли стали заказывать Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд, причем носили они ее не только в обычной жизни, но и на экране.
Платье с иллюзией выдранных клочьев
Кэтрин Хепберн открыто признавалась, что настоящий успех пришел к ней после того, как она стала носить одежду от Скиапа-релли. Руководство Голливуда даже заключило с Эльзой официальный контракт, согласно которому она создавала сценические костюмы и повседневные наряды для ярчайших звезд Голливуда, среди которых были Глория Свенсон, Клодетт Кольбер, Норма Ширер и Лорен Бэколл. Наибольшую славу принесло Эльзе многолетнее сотрудничество с кинозвездой Мэй Уэст – ярчайшим секс-символом того времени. Роскошная блондинка с неординарным умом, прославившаяся своими выдающимися формами и потрясающими воображение сексуальными подвигами, сальными шутками и смелыми манерами на грани шока и пошлости, Мэй для Скиапарелли была лучшей рекламой, которую только можно себе вообразить. Кстати, вечная соперница Эльзы Коко Шанель тоже подписала в 1931 году контракт на работу в Голливуде, но через год он был расторгнут – платья Шанель смотрелись на экране крайне невыразительно…
В 1934 году Эльза открыла бутик в Лондоне, а на следующий год купила закрывающийся Дом высокой моды мадам Шерюи на Пляс Вандом и дала ему свое имя. К этому времени Эльза Скиапарелли, называемая критикой за талант «Божественной», стала одной из самых заметных фигур в культурной жизни довоенной Европы, поражая воображение современников оригинальными идеями. Именно Эльза первой стала давать названия не только отдельным моделям, но целым коллекциям: первая ее коллекция «от-кутюр» называлась «Стой, смотри и слушай», затем были «Музыка», где основным элементом были нотные знаки и музыкальные инструменты, «Цирк», навеянный гастролями знаменитого американского цирка Барнума и Бейли, «Бабочки», «Астрология»… Женщинам, уставшим от пропагандируемого Шанель мужеобразного прямого силуэта «гарсон», Скиапарелли предложила новый образ – с подчеркнуто женственными формами и расширенными плечами, для чего использовались под-плечники, изобретение которых приписывается Скиапарелли. Достаточно консервативная во всем, что касается кроя (как объясняла сама Эльза, она никогда не училась шитью и ей трудно спорить с профессионалами), она активно экспериментировала с материалами, цветовыми сочетаниями и аксессуарами. Как писал о ней Кокто, «Эльза умеет заходить слишком далеко». Переняв от Пуаре любовь к ярким цветам и необычным сочетаниям, Эльза в эпоху засилья белого и серого предлагала модель, где сочетались пурпурный, алый и оливковый, отделывала бирюзовый жакет кантом цвета бургундского вина, черное платье сочетала с ярко-красными чулками, а на розовом фоне рисовала узор в зеленых тонах. Она использовала для своих моделей джутовую мешковину и ткань с непропрядами, родофан (материал типа целлофана), мех обезьян и солому. Скиапарелли была первой, кто шил вечерние платья из твида и использовал застежки-молнии в качестве декоративного элемента в модной одежде. Подчеркивая связь своих моделей с традициями европейского искусства, Скиапарелли первой из кутюрье стала организовывать рекламные фотосессии в музеях.
Эльза Скиапарелли в своем ателье, 1938 г.
Но особую славу ей принесло сотрудничество с художниками-сюрреалистами. Их идеи о смыкании реальности и фантазии, придуманные ими вещи-обманки и предметы, исполнявшие не свои функции, Эльза охотно использовала в своем творчестве. Жан Гюго, правнук знаменитого писателя, создавал для платьев Эльзы фантастические пуговицы в виде насекомых, акробатов и астрологических символов, пуль и кусочков сахара, пуговицы, которые светились в темноте или пищали, если на них случайно нажать. Скиапарелли предлагала своим клиенткам фантастические украшения, выполненные по эскизам Кристиана Берара: самое известное из них представляет собой натурально выполненных насекомых на прозрачном пластике – кажется, что жуки ползают прямо по шее. По рисунку Жана Кокто были выполнены жакет, на котором нарисованы обнимающие руки, и знаменитое платье-обманка с вышивкой: два профиля образуют вазу с цветами. Несомненно влияние сюрреалистов и в других знаменитых моделях Скиапарелли: костюм с жакетом, который выглядел надетым задом наперед; «Платье с иллюзией выдранных клочьев» – на шелковом платье весьма натуралистично нарисованы свисающие клоки материи; шарфы с воспроизведенными на них газетным статьями о Скиапарелли… Но, конечно, больше всего шума наделала долгая дружба-сотрудничество Эльзы с Сальвадором Дали. Именно по его эскизам были созданы знаменитое платье с омаром в окружении листиков петрушки, в котором блистала герцогиня Виндзорская, жакет с карманами в виде выдвижных ящиков, и конечно же, главное украшение бутика Скиапарелли – розовый диван в виде губ Мэй Уэст. Впоследствии Дали, вдохновленный любимой музой Скиапарелли, создаст целый интерьер в виде лица Мэй. Дали же вдохновил Эльзу на создание целой серии необыкновенных аксессуаров – сумочек в виде телефона, яблока или воздушного шара, перчаток с приклеенными когтями или с кармашками для спичек; шляпы в виде бараньей отбивной, чернильницы или поношенной туфли – по легенде, идею этой шляпы придумала Гала Дали. Одну такую шляпку носила сама Эльза, в другой блистала знаменитая светская львица тех лет, наследница империи Зингера Дэйзи Феллоуз, писательница и известнейшая модница, бывшая одно время редактором Harpers Bazaar. Бывшая раньше верной клиенткой Шанель, миссис Феллоуз стала одной из ближайших подруг Эльзы и высоко ценила как ее саму, так и ее творчество, и очень много сделала для расширения ее клиентуры. У Скиапарелли одевались все известнейшие модницы того времени – Уоллис Симпсон, Миллисент Роджерс и леди Эшли Мендл, известная в прошлом красавица и певица Лина Кавальери, оставившая сцену ради брака с миллионером Робертом Чендлером, Елена Рубинштейн и французская кинозвезда Арлетт.
Между Коко Шанель и Эльзой Скиапарелли была настоящая «холодная война», особенно бурная во второй половине тридцатых годов. Шанель называла Эльзу не иначе как «та итальянская художница, которая делает платья». Они переманивали друг у друга манекенщиц и клиенток (кроме Дэйзи Феллоуз, к Эльзе от Шанель перешла, например, Гала Дали), развивали идеи друг друга (не без влияния Эльзы в коллекциях Шанель появились яркие цвета, прежде ею игнорируемые), размещали заказы у одних и тех же поставщиков или мастеров. Дружившие зачастую с одними и теми же людьми, Эльза и Коко были во многом диаметрально противоположными натурами. Эльза принадлежала к аристократии и была вхожа в высшие круги французской знати, куда бывшей содержанке Коко вход был заказан на долгие годы. Шанель своей одеждой подчеркивала красоту тела, ставя во главу угла стиль, Скиапарел-ли – богатство живущего в теле духа, провозглашая приоритет вкуса. Вокруг Коко всегда было много поклонников, она постоянно меняла любовников, – а Эльза жила только с дочерью и не тратила время на романы. «Мужчины восхищаются сильными женщинами, но они их не любят. Есть среди нас те, кому удалось сочетать в себе силу и нежность. Однако большинству всего пришлось достигать в одиночку, сознательно отказавшись от личного счастья», – с грустью говорила она. Исследователи ее творчества считают, что яркость и оригинальность моделей Скиапарелли – следствие скрытых комплексов некрасивой девочки: ведь яркая одежда отвлекает внимание от лица, а со вкусом и смелостью подобранный ансамбль придает шарм любой дурнушке. Говорили, что Эльза любит своих клиенток больше себя, даря им возможность любви, которой была лишена – и от возможности которой в будущем она отказалась добровольно. Андре Бретон писал о ней: «Она лучшая из женщин; она лучше женщин; она практически не женщина. Она Творец, чистый дух, лишенный цепей собственной плоти».
В 1936 году Эльза Скиапарелли представила публике свой фирменный цвет – shoking pink, «шокирующий розовый»: необыкновенный оттенок розового цвета, который Эльза позаимствовала у Кристиана Беpaра. В этом цвете, ставшем фирменной маркой Скиапарелли, выпускались платья, шляпки, туфли, губная помада и даже духи. Знаменитый парфюм Shocking появился в 1937 году – его знаменитый флакон был выполнен художницей Леонор Фини в виде стеклянного женского торса с крышкой в виде букета цветов. По легенде, образцом для него послужил манекен, сделанный по меркам все той же Мэй Уэст – ей было недосуг каждый раз прилетать в Париж на примерки, и она прислала вместо себя манекен. В 1990 году Жан-Поль Готье использовал эту идею для своих духов – надо сказать, он далеко не единственный, кто эксплуатирует сейчас идеи Эльзы Скиапарелли. В то время флакон вызвал настоящий скандал. А за флакон следующих духов Sleeping, выполненный в виде горящей свечи, Скиапарелли обвинили в эксплуатации фаллической символики.
Весьма скромная и сдержанная в обычной жизни, Скиапарелли появлялась на публике, казалось, только для того, чтобы вызвать скандал – и исчезнуть. Публика много говорила о ее вздорном характере, карикатуристы эксплуатировали ее некрасивость, критика обвиняла ее в намеренном нарушении приличий – но во второй половине тридцатых годов Эльза Скиапарелли была самой известной и самой влиятельной фигурой в мировой моде. Созданный ею образ – яркий жакет с широкой линией плеч и черный берет – был таким же знаковым, как прямой силуэт и «маленькое черное платье» Шанель в двадцатые.
Когда началась Вторая мировая война, Эльза Скиапарелли создавала одежду для новых условий – комплект для бомбоубежища, комбинезон для прогулок во время бомбежек, костюм для выходов на разбомбленные улицы. Назло немецким властям, введшим жесткие ограничения на представляемые французскими Домами модели, Эльза представила модели в красно-сине-белых тонах французского флага и экстравагантное пальто с пуговицами, украшенными буквой S: то ли логотип модельера, то ли знак доллара – символа воюющих с Германией США. В мае 1940 года она все-таки уехала в США: ей предложили совершить турне с лекциями, – однако свой модный Дом она не закрыла – он продолжал работать всю войну. Вместо нее ателье руководила знаменитая Беттина Бержери, которую Сальвадор Дали называл «самой фантастической женщиной в Париже», там работал начинающий Юбер де Живанши, а в 1944 году туда поступил на работу молодой Пьер Карден.
В США Гого Скиапарелли познакомилась с дипломатом литовско-еврейского происхождения Робертом Л. Беренсоном (настоящая фамилия Валвроженский), и вскоре вышла за него замуж. У них родились две дочери – Мариса и Беринзия, больше известная как Берри. Эльза со спокойным сердцем могла вернуться в Париж: ее дочь была пристроена, вечная соперница Коко Шанель давно закрыла свой Дом, бывшие клиентки жаждали обновить свой гардероб и, казалось, больше ничто не угрожает успеху Дома Скиапарелли. Слава Эльзы давно была повсеместной – журнал Neesweek даже поместил ее фото на обложке одного из своих номеров. Но знаменитый New Look Кристиана Диора вскоре затмил экстравагантные модели Скиапарелли. Она продолжала выпускать новые модели – особенно прославились ее солнечные очки с приклеенными огромными синими ресницами – однако ни прежнего успеха, ни прежней славы у Скиапарелли не было, хотя без работы она не оставалась. В 1952 году она создает костюмы для прославленного фильма Moulin Rouge с Жа Жа Габор. Но у нее были финансовые трудности, и в 1953 году было объявлено о закрытии Дома Эльзы Скиапарелли в связи с банкротством.
Эльза жила то с дочерью, то в Париже. Уже немолодая женщина, она и так не отличалась сильным здоровьем, а оставшись без любимой работы, совсем сдала. Она умерла в Париже в 1972 году.
Ее внучки в полной мере унаследовали талант бабушки. Старшая, Мариса Беренсон, актриса и модель, играла у Лучано Висконти в «Смерти в Венеции» и у Боба Фосса в знаменитом «Кабаре». Ее сестра Берри Беренсон была культовой фотомоделью в конце 1960-х, позже стала знаменитым фотографом, сотрудничая с такими изданиями, как Life, Vogue, Glamour и Newsweek. В 1972 году она вышла замуж за известного актера Энтони Перкинса, прославившегося исполнением главной роли в фильме Альфреда Хичкока Psicho, и сама сыграла в трех фильмах. Перкинс скончался 12 сентября 1992 года – за день до девятой годовщины его смерти, 11 сентября 2001 года, его вдова Берри Беренсон погибла: она была в одном из самолетов, протаранивших Всемирный Торговый центр.
Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков ФедорЛЕЖДЕЙ ЭЛЬЗА ЛЕЖДЕЙ ЭЛЬЗА (актриса кино: «Море студеное» (1955), «Павел Корчагин» (1957), «Ветер», «Баллада о солдате» (оба – 1959), «Эскадра уходит на запад» (1966), «Следствие ведут знатоки» (1971–1984), «Слушайте на той стороне!» (1972), «Смерть на взлете» (1983) и др.; скончалась 13 июня 2001
Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол65. ЭЛЬЗА ДЕ ВУЛЬФ (1865–1950) Эльза де Вульф родилась 20 декабря 1865 года в Нью-Йорке. Ее отец был процветающим врачом. Мать Эльзы - канадка с шотландскими корнями. Де Вульф позднее писала: «Отец был настолько экстравагантен и непрактичен, насколько моя мать была строга и
Из книги Пассажир «Полярной лилии» автора Сименон Жорж12. Эльза Зильберман Обстановка весь день была гнетущая. Одного пейзажа и то было довольно, чтобы довести до неврастении.«Полярная лилия» шла узкими проливами, выраставшими один из другого, как ходы в кротовой норе. Небо было такое низкое, что казалось герметической
Из книги Четыре жизни. Происхождение и родственники [СИ] автора Полле Эрвин ГельмутовичМама. Полле Эльза Корнеевна Мама, Полле Эльза Корнеевна, в девичестве Вельк, родилась 28.06.1916 г. в немецкой колонии в районе Запорожья, вторая из пяти сестёр.Мама окончила вторую ступень сельской школы, боюсь ошибиться в названии, семилетку на немецком языке и поступила в
Из книги Современницы о Маяковском автора Катанян Василий Васильевич Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков ФедорЛЕЖДЕЙ Эльза ЛЕЖДЕЙ Эльза (актриса тетра, кино: «Море студеное» (1955; главная роль – Варвара Лопатина), «Павел Корчагин» (1957; главная роль – Рита Устинович), «Ветер» (Мари), «Баллада о солдате» (жена инвалида Лиза) (оба – 1959), «Эскадра уходит на запад» (1966; главная роль – Жанна
Из книги Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. автора Янгфельдт БенгтЭльза Маяковский вращался в кругах, близких к обществу «Бубновый валет», к этим же кругам принадлежала сестра Лили Эльза - одно время она даже брала уроки у Ильи Машкова, и тот одобрительно отзывался о ее рисунках. Здесь она влюбилась в старого поклонника Лили Гарри
Из книги «Зефир» и «Эльза». Разведчики-нелегалы автора Мукасей Михаил Исаакович«Зефир» и «Эльза» Разведчики-нелегалы Посвящаем гению нелегальной разведки - генерал-майору КГБ Короткову Александру Михайловичу, а также нашим детям, внукам и правнукам Жизнь по заданию Предисловие Эта книга не детектив, в ней ничего не выдумано. В каждой ее строке -
Из книги Альберт Эйнштейн автора Надеждин Николай Яковлевич43. Эльза Последние годы жизни с Милевой дались обоим экс-супругам очень непросто. Они постоянно скандалили. Милева препятствовала общению Эйнштейна с сыновьями. Но когда развод был оформлен (а Альберт официально признал в разводных документах, что изменял жене), оба
Из книги Рассказы автора Листенгартен Владимир АбрамовичЭльза Цюрих - один из самых красивых городов самой красивой европейской страны - Швейцарии. В эту страну до революции приезжали молодые евреи, чтобы получить высшее образование, которого из-за процентной нормы они не могли получить в России. Многие из них учились на
Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий ЯковлевичЭльза Триоле КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МУЗАЕй не повезло. На родине ее знают как сестру – сестру той самой Лили Брик, музы Маяковского, самой модной женщины столетия. Во Франции, где она прожила большую часть своей жизни, она известна как жена – русская жена крупнейшего
Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий ЯковлевичЭльза Скиапарелли Божественная ЭльзаПожалуй, не было в мировой моде первой половины XX века фигуры более противоречивой и более яркой, чем Эльза Скиапарелли. Она не собиралась творить моду, но стала одним из заметнейших кутюрье прошлого века. Ее наряды поражали
Из книги Три фурии времен минувших. Хроники страсти и бунта автора Талалаевский ИгорьЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЭЛЬЗА 1 Эльза. 18 год. У Лили, на Жуковской. В большой пустой комнате зеркало, на стенах балетные пачки.Лиля. Я увлекалась балетом.Эльза. Вечером приходит мой будущий муж, Андре Триоле, француз, в военной форме.Лиля. Мы были в соседней комнате, играли в карты.
Из книги Маяковский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич1915. Эльза Каган (Триоле) Эльза Триоле:Эти, двадцатилетние, были тогда в разгаре боя за такое или эдакое искусство, я же ничего не понимала, сидела девчонка девчонкой, слушала и теребила бусы на шее… нитка разорвалась, бусы посыпались, покатились во все стороны. Я
Из книги На Таити автора Триоле ЭльзаЭльза Триоле НА ТАИТИ Рис. П. Гогена
Из книги Прикосновение к идолам автора Катанян Василий ВасильевичЭльза Триоле и «глаза Эльзы» Эльзу Триоле я впервые увидел в 1945 году в доме ее сестры Лили Брик, с которой они не встречались лет десять. За столом сидела моложавая, миловидная и элегантная дама, за нею была слава известной французской писательницы, Гонкуровская премия,
Модельер Эльза Скиапарелли называла себя «представительницей несерьезного искусства». Она была итальянкой по происхождению, патриотичной француженкой по собственному выбору. Четырнадцатилетней девушкой она издала поэтический сборник смелых чувственных стихов о любви (не имея при этом никакого опыта в описываемом предмете и полагаясь только на воображение). Став бабушкой двух внучек, написала автобиографию «Моя шокирующая жизнь», в которой отношениям между мужчиной и женщиной отводится абсолютный минимум внимания. Эта книга, изобилующая занятными наблюдениями, но довольно тяжело читающаяся (автор перескакивает с предмета на предмет, а также говорит о себе то от первого, то от третьего лица, в одном абзаце без всякого перехода называя себя то «я», то «Скиап»), похожа не столько на связную историю жизни, сколько на дайри-текст талантливой девочки-подростка или на знаменитое лоскутное платье, которое Скиапарелли создала вместе с Сальвадором Дали.
Иногда создается впечатление, что Скиап не была профессиональным дизайнером одежды, не создавала моду, даже не искала популярности, а играла и развлекалась. Очень уж многое у нее проходило под знаком «А давайте попробуем вот это!». Она пробовала, у нее получалось.
Декан римского университета Ла Сапиенца Селестино Скиапарелли надеялся, что вторым его ребенком будет сын. Востоковед, знаток санскрита и средневековых рукописей, он месяцами читал старинные книги, выбирая подходящее имя для еще не родившегося малыша. Когда на свет появилась девочка, отец утратил энтузиазм: в церкви, прямо на крестинах, выяснилось, что имя для ребенка никто в семье не придумал. Спасая положение, няня предложила назвать девочку «Эльза», родственники крохи с облегчением согласились. ... Может быть, именно поэтому Эльза никогда не любила свое имя, предпочитая называться «Скиап».
Отец Эльзы был очень талантливым и довольно эксцентричным человеком, которому хорошее материальное положение позволяло жить так, как ему нравится: он предпочитал разговорам — молчание, людям — книги, социальной жизни — занятия иностранными языками. Дети для него были скорее средством, чем целью: так, решив изучить язык племени зулусов, Селестино нанял дочери няньку-зулуску, которая нежно говорила малышке перед сном: «Я так тебя люблю! Я похоронила всех, кого люблю! Я и тебя хочу похоронить!» Мать Эльзы — Мария Луиза, неаполитанская аристократка, — не слишком много внимания уделяла дочерям, перепоручая девочек то нянькам, то школам (зачастую совершенно отвратительным). К тому же мать была явно ближе со старшей сестрой Эльзы, которая считалась и красивее, и умнее, и благонравнее младшенькой: девочка хотела стать монахиней, но под напором семьи отказалась от этой мечты, вышла замуж и родила двоих детей. Всю жизнь сестра Эльзы (ни сама Скиап в своей книжке, ни ее внучка, написавшая историю семьи, не называют эту девушку по имени) была глубоко религиозной, каждое утро она ходила к мессе и, обладая талантами в живописи, рисовала фрески в церкви. Эльзины же представления о жизни были хаотичны, голова полна фантазиями, которые порой грозили плохо кончиться. В восхищении от парашютного спорта она выпрыгнула из окна с большим зонтиком вместо парашюта (упала в навозную кучу и даже ничего не сломала), исполненная желания ходить по воде, отважно бросилась покорять водную гладь (по счастью, молодой художник заметил девочку, игравшую возле широкого поля негашеной извести, и успел спасти Эльзу до того, как она обгорела), мечтая стать святой, она решила признаться священнику во всех возможных грехах (даже тех, значения которых не понимала) и, пока не упала в обморок, бурно доказывала смущенному проповеднику, что развратничала... Может быть, Эльза Скиапарелли была права, когда сожалела, что родители отказались выдать ее замуж за арабского вельможу, заметившего ее, совсем еще юную девушку-подростка, во время их путешествия с отцом в Тунис. Эльза всегда считала, что этот несостоявшийся брак защитил бы ее от жизни, стал красивой оправой ее сумасбродству, подарил достаточную заботу в этом безумном мире. Однако родители сочли ее слишком молоденькой, к тому же не хотели, чтобы их дочь жила так далеко от дома. Юная Эльза изучала философию в том же Римском университете, в котором служил ее отец. Ее влюбленности не были удачными, отношения в семье тоже оставляли желать лучшего: после того как Эльза выпустила свою чересчур смелую книгу стихов, возмущенный отец в буквальном смысле сослал дочь в монастырь. Эльза прожила там 99 дней в садистических и ханжеских условиях. Например, девочек заставляли мыться в сорочках. Тех, кто смел раздеться, чтобы принять душ, обвиняли в бесстыдстве и развратности: как выяснилось, в ванных комнатах за ними подсматривали. Оскорбленная девушка объявила голодовку, поэтому почти каждый день теряла сознание. Неудивительно, что, вырвавшись из монастыря, Эльза также мечтала уехать и из дома. Ей предложили помогать знакомой семье, переехавшей в пригород Лондона, воспитывать их приемных детей. Скиап с радостью согласилась и отправилась в Англию.
Граф-теософ
На новом месте Эльза продолжала много читать, посещала лекции и однажды оказалась на выступлении теософа — графа Вильяма де Вендта де Керлора. В жилах этого привлекательного и умного мужчины смешалась швейцарская, французская и польская кровь. Он был очень хорош собой и так впечатляюще рассказывал о власти души нал телом и вечной юности, что потрясенная Эльза осталась в зале, когда слушатели уже разошлись. Ее интерес был замечен: девушка получила приглашение на обед, а на следующий день они с графом уже были помолвлены. Семья Скиапарелли, до того успешно мешавшая матримониальным планам млад-\шей дочери, бросилась спасать ребенка от опрометчивого шага, но было поздно: Эльза скромно расписалась в мэрии со своим теософом.
Это не слишком счастливое для Скиап событие произошло в 1914 году. Несмотря на то что Первая мировая война крушила империи, молодая пара отправилась в Ниццу, где жила семья графа, затем супруги перебрались в США.
Скоропалительные браки могут быть удачными, но Эльзе не повезло. Трудно сказать, был ли Вильям де Вендт притворщиком, водившим наивную девушку за нос, или имела место подлинная метаморфоза личности, но факт остается фактом: Эльза выходила замуж за духовно ориентированного трезвенника-вегетарианца, который интересно рассуждал о буддизме и спиритизме, а жить ей пришлось с сильно пьющим человеком, волочившимся за женщинами и беспардонно ей изменявшим фактически у нее на глазах. Граф промотал не только собственные деньги, но и немалое приданое жены.
В 1919 году Эльза родила любимую дочку Марию Луизу Ивонн, которую дома называли Гого. Радостное событие не сплотило супругов, почти сразу после рождения малышки Вильям ушел из семьи. Он не помогал жене и ребенку и, кажется, даже совершенно не интересовался ими. ...На самом деле о семейной жизни Эльзы и Вильяма и о Вильяме де Вендте мы знаем очень мало. Скиап почти не рассказывала о муже, видимо, ей было больно вспоминать о единственном мужчине, с которым она решила вступить в брак (в будущем у Эльзы, всегда окруженной яркими людьми, бывали романы, но он ни с кем не решилась оформить отношения, порой расторгая помолвку буквально накануне свадьбы). Впрочем, Скиап и о других своих мужчинах упоминала вскользь, потому что к слову пришлось: может быть, это было желание оградить свою личную жизнь от нескромного внимания, может быть, отношения с противоположным полом не так уж много для нее значили, или же она просто оказалась специфическим рассказчиком.
Из других источников о единственном законном супруге Эльзы Скиапарелли тоже известно немногое: Вильям де Вендт пользовался успехом у женщин, его успешно соблазняла Айседора Дункан, он довольно рано ушел из жизни. Кажется, это все.
Когда маленькой Гого было полтора года, врач обнаружил у нее детский церебральный паралич. Скиап сделала все возможное и невозможное, чтобы справиться с болезнью малышки, и преуспела: в будущем годы лечения, операций и процедур дадут прекрасный результат. Ивонн вырастет красивой и отважной девушкой, проживет яркую жизнь, будет с интересом учиться и много путешествовать, счастливо выйдет замуж и родит двух дочерей.
Собственный Дом
А пока молодая мать и разведенная жена Скиап боролась с подавленностью и нехваткой денег, берясь за разовые подработки: то перепродавала ткани, то сопровождала в турне известную певицу, то помогала антикварам, работающим на аукционах. В основном она жила в Париже, но часто бывала в США и Англии, с удовольствием путешествовала и в другие страны.
Философский факультет — не лучшая подготовка для дизайнера одежды: ничто не предвещало, что слово «Скиапарелли» станет однажды модным брендом. Даже начавшаяся чистая дружба с великим кутюрье Полем Пуаре хоть и радовала сердце и гардероб Эльзы (великодушный богач постоянно дарил подруге самые роскошные и оригинальные туалеты), не выявила ее собственных талантов (правда, Пуаре хвалил Скиап за элегантность и умение носить одежду).
Пытаясь понять, для чего же она живет, в чем может себя проявить, Скиап попробовала нарисовать несколько моделей платьев и предложить их в модный Дом Магги Руфф. Ей ответили, что у нее нет ни таланта, ни умения и лучше ей заняться разведением картофеля.
Эльза пренебрегла сельскохозяйственным советом. Однажды она обратила внимание на свитер приятельницы: он был «некрасив по форме и цвету», но «смотрелся солидно» и «не растягивался, как другие вязаные вещи». Наверное, это было наитие: Скиап обратилась к создательнице свитера — американке армянского происхождения — и попросила женщину связать джемпер по ее рисунку. Далеко не первая попытка этого сотрудничества оказалась удачной (Эльзе не понравились первые два джемпера), но однажды напарнице Скиап удалось сделать именно то, что она представляла, и полученный в результате джемпер с белым бантом произвел фурор. Скиап называла его «сенсационным». Свитера и джемперы как раз входили в моду, и Скиап завалили заказами. Это был первый успех.
Модный Дом Скиапарелли появился на свет как бы между прочим, к 1934 году он постепенно сформировался из пошивочной мастерской оригинальной одежды.
Создательница стиля «прет-а-порте» (моделей готовой одежды, выпускаемых известными дизайнерами) начала работу в фэшн-индустрии с изготовления одежды для спорта, постепенно добавляя наряда для выхода в город и вечерние платья.
«Она умеет заходить слишком далеко...» -
… сказал о своей подруге Скиап Жан Кокто.
Между тем модный Дом Скиапарелли становился все более популярным: она умела подчеркнуть достоинства женщин, шокировать и удивить публику, не ставя под угрозу хороший вкус (недаром среди ее постоянных клиенток было много и весьма консервативных особ), и удовлетворить самые разные требования: у Скиапарелли одевались и знаменитые актрисы (она была любимым модельером звезд Голливуда, создавая платья для Кэтрин Хепберн, Мэри Уэст, Греты Гарбо, Марлен Дитрих), и... содержательницы борделей. Костюмы Скиап пользовались успехом и у Уоллис Симпсон, ради брака с которой король Эдуард VIII отказался от трона, и у бесстрашной летчицы Амелии Эрхарт (кстати, Скиап собиралась и чудом не отправилась с Амелией в роковой полет, оказавшийся для этой отважной женщины последним).
Под девизом «Брюки для женщин!» прогремели ее спортивные юбки-брюки. Скиап отнюдь не была первой на этом поприще (до нее женские брюки уже выпускал Пуаре), однако на Эльзу обрушился такой шквал негодования, будто мир не видел ничего подобного. Мужчины призывали штрафовать и строго наказывать женщин, носящих мужскую одежду, консервативные представительницы прекрасного пола скандировали с газетных полос: «Иностранка осмелилась приехать сюда, чтобы диктовать нам, что мы должны носить!» Скиап обвиняли в нахальстве и нарушении устоев... а юбки-брюки с огромным успехом распродавались по всему миру. Вечерняя одежда из твида, впервые появившиеся на платьях от-кутюр застежки-молнии, расположенные к тому же в самых неожиданных местах, вечерние дождевики, пуговицы из луидоров, светящиеся в темноте брошки, принты и вышивки по эскизам дадаистов, платки, блузки и платья с узорами в виде газетных текстов, очаровательные обманки — вывязанные на нарядах галстуки, нарисованные декольте. Переходящие все границы шляпки в виде перевернутой дамской туфли, в виде бараньей отбивной и крошечной куклы — все это автографы Скиап. Языческая коллекция сменялась коллекцией астрологической, за ней следовала цирковая, и все как одна пользовались огромной популярностью. Возможно, легкая нереальность, выдуманность ее нарядов и сделали Скиапарелли настолько подходящим модельером для кинематографа: она создала костюмы для 27 фильмов.
Шокируй это...
Какой же модный Дом без собственных духов? В 1936 году Эльза Скиапарелли создает собственный аромат. Художница Леонор Фини (известная своей поэтичной графикой и фантастической, едва ли не сюрреалистической эротичной живописью) сочинила форму флакона. Эльза назвата духи Shocking, выбрав для презентации невозможный, скандальный ярко-розовый цвет, который ее элегантные друзья припечатали «розовым для негров». «Ну и что же? Негры бывают необыкновенно элепигшыми », — отмахнулась Скиап и выпустила духи с шумным успехом.
Коко и Скиап
Никакая статья об Эльзе Скиапарелли не обходится без упоминания о ее соперничестве с Коко Шанель. Складывается впечатление, что это было важной частью жизни обеих женщин. Фактически до того, как в 2006 году был возрожден модный Дом Скиапарелли, закрытый в середине XX века, о Скиап и вспоминали-то в основном либо как о человеке из окружения Сальвадора Дали, либо как о «забытой сопернице великой Мадемуазели».
Однако не уверена, что жизнь этих двух модельеров была такой уж дуэлью. Коко Шанель начала создавать одежду на десять лет раньше, чем Скиап, стиль у них был абсолютной разный: Шанель стремилась к простоте и удобству. Скиапарелли любила экстравагантность и эпатаж. «Мое единственное искусство состоит в том, чтобы с помощью ножниц резать и упрощать одежду, в то время как другие ее усложняют », — комментировала Коко Шанель. В самом деле, принцип комфорта был движущей силой моделей от Шанель: сумочка через плечо — чтобы освободить руки и не терять ридикюли, мягкий трикотаж, платье-шемизье в стиле ночной сорочки, одежда для досуга. Скиап, напротив, ценила «безумие моды» и обладала, как она сама о себе говорила, «смелостью абсолютной и слепой». Ее вдохновляли странности, необычности: цирк Барнума, отличавшийся удивительными мистификациями, картины Сальвадора Дали или просто сложенные из газет шляпы торговок рыбой рождали у Скиапарелли новые идеи.
Коко порой не слишком лестно отзывалась об «этой итальянке, которая шьет платья», ну а о ком из коллег по цеху Шанель говорила хорошо? Если только об Иве Сен-Лоране, и то на закате дней...
Коко Шанель ушла из профессии на десять лет раньше, чем Скиап, но в 71 год сумела триумфально вернуться и снова покорить публику и критиков (кстати, возвращение Шанель в 1953-м почти совпало с закрытием модного Дома Скиапаралли в 1954-м). До самой смерти Коко Шанель оставалась признанной звездой высокой моды, и в новом веке, десятилетия спустя после ее смерти, ее имя знают даже те, кто модой не интересуется вовсе.
Эльза Скиапарелли как модельер фактически была забыта, но провела старость и встретила смерть не в полном одиночестве в гостиничном номере, а в окружении любящих дочери, зятя, ставшего ей сыном и другом, и внучек.
Вопрос не только в фактах, но и в том, кто из двух знаменитых женщин мечтал именно о такой жизни, какую прожил.
Вместо эпилога
Дочери Гого Скиапарелли и Роберта Л. Беренсона (зять Скиап был американским дипломатом) Мариса и Беринтия оказались талантливыми женщинами. Мариса стала известной моделью и актрисой, снявшейся во множестве фильмов (в том числе у Стэнли Кубрика). Ее сестра Берри, снявшись в нескольких фильмах, предпочла профессию фотографа. Один сын Беринтии — Оз Перкинс — актер, другой — Элвис Перкинс — фолк-музыкант.
В 2006 году новая реинкарнация модного Дома Скиапарелли представила свою первую коллекцию. Дизайнер Марко Занини сказал по этому поводу: «Моя главная миссия — сделать так, чтобы имя Эльзы Скиапарелли звучало и в настоящем, и в будущем ».
Карьера в мире моды у Эльзы Скиапарелли началась с того момента, когда она познакомилась с великим Кутюрье Полем Пуаре. Поль Пуаре заметил молодую женщину, которая примеряла длинное чёрное бархатное пальто. Он загляделся на её грациозные движения, жесты, на то, с каким пониманием искусства она это делает. Подойдя к ней, спросил, почему она его не купит. Что могла ответить Эльза, у которой не было ни гроша в кармане. Поль Пуаре подарил ей это пальто, которое стало первым и не последним его подарком. А самый главный его подарок в её жизни было то, что он сумел разглядеть в ней творческую натуру, художника, которым впоследствии стала Эльза, и вдохновил её на эту деятельность.
А начиналось всё так. Эльза родилась в Риме в 1890 году, в обеспеченной семье в среде образованных и талантливых людей. Она была поэтической и творческой натурой одновременно, интересовалась музыкой, театром и литературой. Но ни чем не занялась всерьёз, хотя писала даже стихи, которые были одобрены критикой, но осуждены родственниками за излишнюю, как им показалось страстность. В 23 года она была отправлена в Лондон, чтобы помочь одной даме в создании приюта для детей - сирот. К тому времени Эльза заинтересовалась философией и стала посещать теософские лекции, где её как-то представили докладчику графу Уильяму де Вендту де Керлору. Граф был необычайно красив и сразу же покорил сердце нежной и впечатлительной девушки. Эльза стала его женой. Но счастье прошло почти мгновенно, сразу же после свадьбы. Родители Эльзы не одобрили её выбор, но помешать скоропалительной свадьбе не успели.
Уильям обладал притягательной силой для женщин. Эльзе часто приходилось дожидаться своего супруга, которому никак не везло с работой, зато с любовными приключениями у него складывалось как нельзя лучше. Спрос в Лондоне на лекции этого «интеллектуала» несколько упал, шла война, и молодая пара перебралась в Нью-Йорк. Здесь граф решил предоставить Эльзу самой себе, тем более, что приданое её было уже прожито, и она не представляла для Уильяма никакого интереса. У Эльзы к тому времени родилась дочь, надо было думать о её и своём содержании. Молодая женщина в поисках работы проводила дни за днями и, таким образом, вошла в круг близких по духу ей людей, художников, писателей. В 1922 году ей помогли переехать в Париж, где она также завязала знакомства с творческими и талантливыми людьми, среди которых Пикассо, Кокто, Андре Жид, Франсис Пикабия, Игорь Стравинский и Коко Шанель.
Как-то Эльза обратила внимание на свитер одного из своих друзей. Оказалось, что такие свитеры вяжет одна армянка, живущая неподалёку. Именно эта женщина и стала её первым партнёром в мире моды. Они вместе разработали серию моделей одежды, и скоро заказов было так много, что пришлось приглашать на помощь чуть ли ни всю женскую половину армянской общины. Вместе с ними Эльза приобрела славу и деньги. А её чёрное трикотажное платье с белым бантом в виде бабочки принесло неслыханный успех. Затем последовал большой заказ от известной американской фирмы спортивной одежды «Strauss» на целую партию свитеров. Эльза открывает свой собственный магазин на Рю-де-ля-Пэ Эльза «Для спорта». Она выпускает коллекции за коллекцией, в которых завораживают и интригуют мотивы африканских узоров, матросских татуировок, затем следует целая серия моделей, посвящённая авиации. А далее Эльза создаёт длинное чёрное платье из крепа с белым жакетом и шарфом, узкое облегающее платье из белого крепдешина с жакетом, полы которого перекрещивались на спине. Эти модели имели громадный успех и повторялись в тех или иных интерпретациях многими знаменитыми кутюрье.
Началась её карьера Кутюрье. В 30-х годах Эльзу Скиапарелли знал весь мир. Пресса восхищалась её творчеством, её оригинальностью, а художники испытывали к ней магическое влечение - где, как ни здесь, они могли блеснуть своим талантом и фантазией.
Её первой знаменитой клиенткой становится сценаристка Голливуда Анита Лус, а затем звёзды Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо. Известность и деньги позволили ей открыть в 1934 году свой бутик на Вандомской площади Парижа, который был один из первых бутиков по продаже авторских моделей. Эльза не готовилась стать модисткой или кутюрье, но она стала знаменитой кутюрье. Её безумные шокирующие модели шляп были тогда самые известные и востребованные. В моде 30-х годов с её практичностью в комплект одежды непременно входили перчатки и шляпка. Какие только шляпки ни придумывали себе женщины, но коллекция Эльзы произвела сенсацию.
Да разве только шляпки в форме телескопа или телефона и даже туфли, а что вы скажете по поводу шляпы - баранья отбивная!! А вечерние туалеты! Эльза любила экстравагантность, она сотрудничала со многими художниками, среди них были: Мэн Рей, Сальвадор Дали, фотограф Хорст П. Хорст, Кес ван Донген, Жан Кокто и другие. Со многими из них её связывала дружба до конца жизни. Эльза первая превратила показ мод в праздничное шоу. В её творчестве сплелись и классицизм, и эксцентричность, и остроумие. Именно она заложила принципы того, что впоследствии стало называться «прет-а-порте».
Эльза Скиапарелли первая использовала изображения на тканях в виде газетных статей, надписей, на одежде изображались животные, растения; пуговицы также повторяли эти изображения. Особенно поразили всех пуговицы в форме луидора. А Жак Хуго сделал пуговицы в виде маленьких скульптур. Вышивка занимала не последнее место, использовались не только нитки, но и стразы, бисер, перья (Эльза очень любила украшать изделия вечерних туалетов перьями). Стразы нашивались с металлическими блёстками на дорогие ткани, что восхищало женщин. Её великолепное лоскутное платье создавало иллюзию потёртости (вспомните моду «панков» в 60-е годы) или брюки - шорты «капри», которые модны сегодня. В создании «поношенных тряпок» помогали ей её друзья - художники, для них она была идеальным партнёром.
Любимый цвет Эльзы - розовый. Этот цвет она использовала для всего: от упаковок до богато расшитых вечерних платьев. Когда она совместно со своими творческими друзьями занялась парфюмерией, розовый цвет и здесь присутствовал… Многие вещи, созданные ею, принесли ей успех и всемирную славу. Эльза в своих коллекциях использовала обычные предметы, но в совершенно другом контексте, что называется сюрреализмом. Как говорила сама Эльза, что для неё слово «невозможно» не существует. Поэтому аспирин мог превратиться в ожерелье, а обыкновенные жуки и пчёлы служили для модных украшений.
В каждой детали она видела находку для своей фантазии и в этом ей помогали её друзья - художники. Например, Луи Арагон и Эльза Триоле создали ожерелье из таблеток аспирина. А благодаря тому, что звезда экрана Мей Уэст отправила ей размеры своей фигуры в гипсовом слепке в позе Венеры, Эльза Скиапарелли и художница Леонор Фини создали флакон первых духов - «Shoking» в виде фигурки женщины. А флакон духов для мужчин «Roi Soleil» Сальвадор Дали сделал в виде курительной трубки.
Эльза Скиапарелли была великим кутюрье 30-х годов, её дружбой гордились известные писатели, художники, актёры. У неё одевались такие звёзды, как Марлен Дитрих, Гари Купер, Кэтрин Хепберн, Мишель Морган и другие.
Во время войны в 40-х годах Эльза Скиапарелли эмигрировала в США, а когда возвратилась назад, она нашла, что мир моды изменился, и в этом мире она себя не увидела. Последняя демонстрация её коллекций произошла в 1953 году. После этого Эльза Скиапарелли решила оставить себе только занятия с созданным парфюмом, который ей приносил всегда хороший доход и общение со своими творческими друзьями.
Вышивки для ее костюмов рисовал Жан Кокто, а идеи для платьев и аксессуаров подсказывал Сальватор Дали.
Эльза была настоящим кладезем идей. Скиапарелли придумала ставить в костюмы подплечники, чтобы сделать визуально уже талию. Она же стала вшивать в одежду молнии, как декоративный элемент. Придумала принт на ткани "газета". Ввела в моду "шокирующий розовый цвет".
Она хотела шокировать, и её последняя коллекция называлась «Шокирующая элегантность», а её биография - «Шокирующая жизнь».
Эльза Скиапарелли - женщина, которой можно восхищаться и при восхождении её звезды и при закате. Восхищаться тем, как могла эта нежная душой и сильная характером маленькая женщина выдержать испытания, посланные ей в жизни, а взлетев на вершину пьедестала с достоинством покинуть её, оставив место для тех, других, пришедших ей на смену, таких же великих и достойных кутюрье.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде