Эктор лаво биография. Певец
Э́ктор Хуа́н Пе́рес Марти́нес (Héctor Juan Pérez Martínez) родился 30 сентября 1946 года в городе Понсе (Пуэрто-Рико). В семье он был восьмым ребенком. Отец Луис Перес, игравший на гитаре в местечковых группах, с ранних лет учил Эктора азам музыки. В надежде на то, что сын станет великим саксофонистом, папа отдал его в музыкальную школу имени Хуана Мореля Кампоса (пуэрториканского композитора). Однако Эктор чувствовал, что саксофон это не его инструмент, поэтому вскоре бросил обучение. Зато он обожал петь. В молодости Эктор часами слушал музыку по радио и подпевал. Больше всего ему нравился народный пуэрториканский стиль - хибаро (jibaro). Его любимым исполнителем был Чуито эль де Байамон (Chuito El de Bayamon), также он многое почерпнул из творчества Одилио Гонзалеса (Odilio Gonzalez) и Даниэля Сантоса (Daniel Santos). Кроме того, его вдохновляли такие исполнители сальсы, как , Исмаэль Кинтана и Чео Фелисиано.
Втайне от отца Эктор начал собираться с местными музыкантами. Он стал петь в местных кабаках, зарабатывая порядка 18 долларов в ночь, что по тем временам было довольно неплохой суммой для 14-летнего пацана.
Примерно тогда же у него появилась мечта - переехать в Нью-Йорк, чтобы стать богатым и знаменитым. Отец был категорически против этой затеи, т. к. ранее старший брат уехал в Нью-Йорк и умер там от передозировки наркотиков. Он прямо заявил, что забудет про сына, если тот осуществит задуманное. 3 мая 1963 года Эктор все-таки прибыл в Нью-Йорк против воли отца, захватив с собой сестру Присциллу. И вот тут у парня случился «разрыв шаблона». Дело в том, что Эктор представлял себе Нью-Йорк самым роскошным местом на планете. Каково же было его разочарование, когда он увидел полуразрушенные здания и кучи мусора на улицах… Стало понятно, что путь к мечте будет нелегким. Как это часто бывает для иммигрантов, ему предстояло преодолеть огромное количество препятствий… Он еще не подозревал, насколько дорого ему будет стоить успех…
В отдельном окне
Вскоре после того как Эктор приехал в Нью-Йорк, друг юности Роберто Гарсия, также переехавший в «Большое яблоко» из Пуэрто-Рико, пригласил его на репетицию своей группы. В тот день вокалист пел не очень хорошо, и Эктор решил дать ценные указания. В конечном итоге было принято решение сделать его ведущим певцом бэнда. Один из местных промоутеров взял нашего героя под свое крыло. Нужно было придумать псевдоним, и ребята быстро нашли выход. Эктор очень любил творчество Фелипе Родригеса, знаменитого исполнителя романтических баллад, у которого был псевдоним «La Voz» (в переводе с испанского - голос). Именно отсюда произошло сценическое имя нашего персонажа - Эктор Лаво (Héctor Lavoe).
В 60-е годы Эктор стал много гастролировать, благодаря чему у него появилась прекрасная возможность завести знакомства с музыкантами и промоутерами. В одном из клубов он познакомился с Джонни Пачеко, набиравшим исполнителей для своего лейбла «Fania». Не имея за плечами как таковой вокальной подготовки, Эктор Лаво, худощавый парень из Пуэрто-Рико, поразил Пачеко своими задатками, данными природой - сильным голосом, безупречной дикцией, естественными манерами, чувством юмора, харизмой и способностями к импровизации. Затем состоялось знакомство с Уилли Колоном, который также был в восторге от его таланта, и музыканты начали совместную работу, итогом которой стали десять альбомов, укрепивших сальсу как музыкальный жанр. В своем творчестве они соединили афро-кубинскую музыку, джаз, традиционные пуэрториканские стили, а также другие латиноамериканские жанры, как кумбия, меренге и прочие. Эктор Лаво пел о родной культуре и религии.
Публика быстро полюбила творчество Эктора Лаво. Более того, он был открытым человеком, поэтому часто тусовался среди публики, с большим удовольствием раздавая автографы, что подтверждается воспоминаниями известного певца Рэя Сепульведы (Ray Sepulveda). На фестивале в Пуэрто-Рико он заметил Эктора в компании друзей и решил поблагодарить его за выступление. Кроме этого, он рассказал о своей заветной мечте стать певцом. Лаво воодушевил его идти к своей цели и никогда не останавливаться. Та встреча на всю жизнь осталась в памяти Рэя Сепульведы.
В 1967 году Эктор Лаво познакомился с Кармен Кастро и на следующий год сделал ей предложение, т. к. она была беременна. Она отказала, посчитав его, как бы помягче выразиться, дамским угодником. 30 октября 1968 года у них родился сын - Хосе Альберто Перес. Во время крещения другая пассия - Нилда Росадо - сообщила Эктору, что тоже беременна. 25 сентября 1969 года родился Эктор-младший. В итоге, нашему герою пришлось жениться на Нилде. У Кармен не было злых намерений против его законной жены, что нельзя было сказать о Нилде, которая указала Эктору поддерживать минимальный контакт с его бывшей возлюбленной и их сыном.
На одной из вечеринок случилось страшное: Эктор Лаво пристрастился к наркотикам. Вскоре эта зависимость стала мешать его карьере. Эктор стал вести себя безответственно - он мог опоздать на концерт или вообще на него не прийти, оскорбить музыкантов или зрителей… Но фанаты его боготворили, а потому прощали все выходки. Однако ситуация вышла из-под контроля: репутация оркестра Уилли Колона и Эктора Лаво оказалась сильно испорчена. Уилли пытался помочь Эктору покончить с наркотиками, но это не принесло успеха. В 1973 году с тяжестью в сердце он принял единственно верное решение - распустить оркестр. Лаво был подавлен - ему казалось, что Уилли его бросил. Но это было неправда: их дружба продолжалась всю жизнь. При участии перкуссиониста Хосе Мангуаля-младшего (Jose Mangual Jr.) Эктор Лаво начинает сольную карьеру, а становится его продюсером. Начался новый этап творческого пути, предметом гордости которого являются альбомы, ставшие частью богатого музыкального наследия Эктора.
Лаво стал суперзвездой. Его концерты проводились на крупнейших футбольных стадионах Латинской Америки. Кроме того, Эктор несколько раз по своей инициативе в экстренном порядке заменял вокалистов таких групп, как Joe Cuba Sextet и Bobby Rodriguez y La Compania. Однако ему было тяжело… Виной всему - наркотики. Накануне концерта All Stars в Африке, состоявшегося в 1974 году на 80-тысячном стадионе в г. Киншасе (столица Республики Заир), он все-таки смог «завязать». Во время этих гастролей он впервые обратился к сантерии. Затем Эктор решил сделать перерыв и вернулся в Пуэрто-Рико, где опять стал употреблять наркотики. В 1975 году коллектив Эктора Лаво распался из-за поведения певца. Снова на выручку пришел Хосе Мангуаль-младший, и создал в Нью-Йорке новый оркестр. Со страниц журнала «Latin New York» Эктор Лаво заявлял, что его жизнь не должна иметь трагическую концовку, т. к. он справился со своими «демонами» - наркозависимостью и дисциплиной, и дела у него идут хорошо.
В феврале 1977 года во время концерта в нью-йоркском клубе «The Corso» Эктор пригласил на сцену и , чтобы спеть песню «El Cantante», ставшую одной из визитных карточек Лаво (кстати говоря, сочинил этот хит именно ).
В апреле того же года Эктор пережил очередной нервный срыв, из-за которого он перестал ходить. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, он жил в постоянном стрессе, работая семь дней в неделю (каждый день у него было минимум три выступления). У него был конфликт со звукозаписывающими студиями, которые мало платили за работу. У него были длительные семейные проблемы, он был отчужден от своего старшего сына - Хосе. Усугубляло ситуацию его пристрастие к «веществам». Он дал себе клятву восстановиться и сдержал ее, появившись перед публикой в сентябре 1977 года в Мэдисон-сквер-гарден (спорткомплекс в Нью-Йорке, действующий и в наши дни).
В декабре того же года Эктор Лаво записал новый альбом «Comedia», на обложке которой он предстал в образе Чарли Чаплина. Десятиминутная версия «El Cantante» с симфонической аранжировкой подогрела интерес к пластинке, которая разошлась огромным тиражом.
Тяжелые отношения с наркотиками продолжались - он то бросал, то снова «подсаживался»… Он либо анонсировал свой отпуск, либо внезапно исчезал, чтобы в очередной раз загреметь в центр реабилитации наркоманов.
В 1978 году измученный депрессией Лаво начал говорить о суициде. Он обратился к бабалао (верховному жрецу сантерии) за помощью. В течение двух месяцев Эктор полностью изолировал себя от семьи и друзей. Он почувствовал в себе силу, уверенность в себе, и снова бросил наркотики. Стоит отметить, что некоторые его песни имеют связь с сантерией.
Жизнь Эктора Лаво продолжала напоминать американские горки, чередуя оглушительный успех с провалами. В 1981 году Джонни Пачеко написал для него песню «El Rey de la Puntualidad», в которой высмеял любовь Эктора к опозданиям. Однако тот отнесся к ней с юмором.
Лаво постоянно досаждали бессовестные промоутеры (впрочем, это было обычным явлением) - ему не платили за выступления, угрожали пистолетом, селили в ужасных условиях, не заботились о безопасности при перевозке… Кроме того, была серия личных трагедий, пик которых пришелся на 1987 год: пожар полностью уничтожил его дом (ему и жене пришлось выпрыгнуть из окна, чтобы спастись), а Эктор-младший был случайно застрелен его другом.
В 1988 году Эктор вернулся с альбомом «Hector Strikes Back», с которым был номинирован на премию Грэмми. В том же году из-за злоупотребления наркотиками ему диагностировали СПИД. 28 июня 1988 года он должен был выступать на концерте на открытом воздухе в Пуэрто-Рико. Однако, поскольку было мало народу, выступление отменили. Публика начала скандировать имя Эктора Лаво, и он все-таки вышел на сцену. Но промоутеры тут же вырубили освещение. Чаша терпения лопнула - в ту же ночь Эктор спрыгнул с балкона девятого этажа гостиницы (бытует мнение, что он увидел за окном образ своего покойного сына, который звал на помощь). Он упал на блок кондиционирования воздуха и был серьезно изувечен.
На радость фанатам Эктор Лаво появился на сцене летом 1989 года. Он въехал на сцену в инвалидной коляске и блестяще исполнил «Mi Gente» . В сентябре 1990 года во время концерта All Stars в комплексе «The Meadowlands» он с помощью своих товарищей смог встать с инвалидной коляски и пройти к середине сцены. Группа начала играть «Mi Gente», но Эктор не смог её спеть - у него попросту не было сил. Эйфория, царившая в зале, немедленно сменилась трауром. Концерт был прерван. В последний раз Эктор Лаво выступил в 1992 году в клубе «Las Vegas», расположенном в Нью-Йорке.
В апреле 1993 года, когда Эктор лечился в больнице от СПИД, Хосе Мангуаль-младший принес ему радостную новость о том, что один южноамериканский промоутер предложил собрать первый состав оркестра Эктора Лаво на несколько концертов. Впрочем, увидев в каком состоянии находится Эктор, он понял, что все кончено. 29 июня 1993 года Эктора Лаво умер. Его смерть оплакивало все сальса-сообщество. Проститься с легендой, и по сей день являющейся источником вдохновения для молодых исполнителей, пришли тысячи поклонников.
Сильнее всех горевал . В испаноязычной газете «Claridad» он беспощадно раскритиковал тех, кто подстрекал своего лучшего друга к плохим поступкам, а также использовал его в корыстных целях. Он обвинил фанатов, которые якобы были причастны к его трагедии (вероятно имелось в виду, что они смотрели сквозь пальцы на страсть к наркотикам и его выходки); владельцев записывающих студий, которые «благодаря продажам дисков жили словно принцы Саудовской Аравии, не перечисляя ему авторский гонорар»; промоутеров, которые платили ему крохи; подражателей, которые пытались заработать на его репутации, а также латиноамериканское сообщество, которое отвернулось от Эктора, когда он обратился к ним за помощью. В то же время Уилли Колон сильно винил себя за то, что не смог помочь Эктору справиться с трудностями.
Да, его судьба оказалась трагичной… Безусловно, Эктор Лаво сам себя разрушил, однако причины такого исхода кроются не только в нем самом. Его всю жизнь преследовали личные неприятности… Он стал жертвой социальных трудностей, с которыми столкнулись латиноамериканцы, переехавшие в США. Бедность, некачественное здравоохранение, дискриминация, наркотики, гомофобия, предательство - эта зараза ломает судьбы как простых жителей, так и знаменитостей.
Навигация по записям
Об авторе - Степан Ларионов
С чего всё началось? Вошел однажды в танцевальный зал, и всё завертелось... Теперь в голове - куча связок, мыслей на темы "Блин, вчера было круто!", "А вот в том моменте здорово акцент поймал!" и "На какой сальса-фест съездить и где взять деньги". Неделя разбита на тренировки и вечеринки. Периодически в силу своих умений настукиваю разные ритмы (как мне на работе дыроколом в репу еще не зашвырнули?) и напеваю непонятные песенки (в психушку вроде тоже пока не сдали). Пробовал даже устроить себе "неделю без сальсы". Дохлый номер - сдался в первый день.
А в прошлом году сбылась мечта - дебютировал в роли диджея! Именно поэтому я создал эту страницу, где кроме моей любимой музыки я буду делиться своими размышлениями, статьями, биографиями и многим другим, а также вещами, которые меня вдохновляют!
Легенда сальсы 60-70-х годов – Hector Lavoe
Гектор Лаво (Гектор Хуан Перес) родился в Понсе, Пуэрто Рико 30 сентября 1946 года. С ранних лет получал музыкальное образование в пуэрториканской музыкальной школе. Уже в возрасте 17 лет будущий певец покидает родные места и отправляется покорять Нью Йорк.
Начало карьеры певца
Совсем еще молодой, неопытный, «сырой» талант случайно слышит Джонни Пачеко. Джонни Пачеко набирал людей в свой новый Fania label. Вместе с Лаво Джонни находит и молодого очень талантливого тромбониста Вилли Колона . Вместе с Вилли Колоном Гектор Лаво выступают на протяжении 8 лет, выпуская более 10 альбомов, большинство из которых считаются драгоценностями в мире латинской музыки. Дружба двух талантов порождает новое «латино» веяние тех времен. Они успешно сочетают музыку сальсы с афро-кубинскими мотивами, меренге, кумбией и джазом.
Возможно, большая популярность, пришедшая к Лаво в совсем еще юном нежном возрасте повлияла на его пристрастие к наркотикам. Пропустив и опоздав на несколько своих концертов, его участие в группе Вилли Колона было прекращено. Хотя это и не повлияло на дружбу двух музыкантов. Впоследствии они выпустили еще несколько совместных работ.
Сольная карьера
После ухода из группы Вилли Колона, певец начинает собирать свою собственную группу. Его сольная карьера была также очень продуктивной. За время работы с группой Лаво выпустил по-настоящему стоящие латиноамериканские хиты «El cantante», «Bandolera» и «El periódico de ayer». Помимо работы со своей группой, Гектор работает со многими певцами и группами.
С именем Гектора Лаво связана большая история. В 60-е и 70-е он был на пике своей славы. Несмотря на пристрастие к выпивке, наркотикам, его поклонники всегда были ему верны.
Личная жизнь
Имея огромную славу и популярность, в личной жизни певец перенес огромное количество горя. Его мать умерла, когда сыну было всего четыре. Гектор перенес смерть брата от автомобильной аварии, мать (которая вырастила) была зверски убита на пороге своего дома, и в конце концов смерть младшего сына в возрасте 17-ти лет совсем подкосила Лаво. В 1988 году Гектор спрыгнул с 9-го этажа гостиничного комплекса Эль Кондадо. Некоторые утверждают, что это была попытка самоубийства, другие аргументируют его поступок чрезмерным употреблением наркотиков и алкоголя, третьи же, более близкие к нему люди говорили о том, что Гектор увидел видение в окне – его сын звал его прийти к нему.
Гектор был очень харизматичной личностью и смело импровизировал, что тоже очень нравилось зрителям. Известно, что Гектор в то время очень любил "смешиваться с толпой" - он никогда не считал себя "звездой" в известном смысле этого слова.
Гектор Лаво (Héctor Lavoe, настоящее имя - Héctor Juan Pérez Martínez) родился в 1946 году в Понсе, Пуэрто-Рико (Ponce, Puerto Rico). Он с раннего детства занимался в музыкальной школе в Понсе, его интерес к музыке поддерживал Хесус Санчес Эрасо (Jesús Sánchez Erazo). В 17-летнем возрасте Гектор переехал в Нью-Йорк (New York City) и почти сразу попал в качестве вокалиста в состав музыкального коллектива под руководством Роберто Гарсии (Roberto García). В тот, ранний период Лаво довелось поработать и с другими группами – "Orquesta New York" и "Kako All-Stars", известна и его работа в группе Джонни Пачеко (Johnny Pacheco).
Вообще, в 60-х годах Гектор, уже ставший довольно известным исполнителем сальсы, проводил много времени в гастрольных турах. Он получил тогда прекрасную возможность знакомиться, общаться и дружить со многими музыкантами, певцами, композиторами, аранжировщиками, промоутерами и владельцами клубов. В конце 60-х Гектор начал выступать с Вилли Колóном (Willie Colón), именно в этом коллективе родились такие его хиты, как "El malo" и "Canto a Borinquen". Группа Вилли состояла тогда из очень молодых музыкантов, почти из подростков, а поэтому их музыка казалась новой и необычной; к тому же Гектор был очень харизматичной личностью и смело импровизировал, что тоже очень нравилось зрителям. Известно, что Гектор в то время очень любил "смешиваться с толпой" - он никогда не считал себя "звездой" в известном смысле этого слова. Был он чрезвычайно открытым и с большим удовольствием раздавал автографы. Он охотно шел на контакт со своими зрителями и поклонниками, поддерживая образ "своего парня", которым очень гордился. Результатом этой деятельности стали альбомы "El Malo", "The Hustler", "Guisando", "Cosa Nuestra", "La Gran Fuga", "Asalto Navideño" и несколько других.
Впрочем, сотрудничеству с Колоном, хоть и очень плодотворному, не суждено было продлиться долго. Вскоре Гектор пристрастился к наркотикам, что очень мешало нормальному рабочему графику. Так, Колон вскоре принял решение прекратить сотрудничество с Лаво; это, впрочем, не помешало им остаться добрыми друзьями и впоследствии сделать несколько совместных записей. А у Гектора начался новый этап карьеры – сольная деятельность; он собрал собственную группу, вместе с которой записал несколько по-настоящему популярных композиций – "El cantante", "Bandolera" и "El periódico de ayer". Одновременно с собственным проектом он принимал участие и в сторонних записях – так, Лав
о поучаствовал в работе "Fania All Stars".
В 1967 году Гектор познакомился с Кармен Кастро (Carmen Castro), а в следующем году Кармен уже носила его ребенка. Известно, что Гектор сделал ей предложение, но она отказала, считая его попросту бабником. 30 октября 1968 года родился Хосе Альберто Перез (Jose Alberto Perez). В день крещения своего сына Гектор узнал, что от него беременна еще одна дама – Нильда Росадо (Nilda Rosado). 25 Сентября 1969 года родился Гектор-младший. Позже Лаво женился на Нильде. Кармен Кастро, по слухам, не имела ничего против Нильды и ее сына, зато Нильда настояла, чтоб Гектор не общался с Кармен и своим первым сыном.
В 70-х музыкант выпустил альбомы "La Voz" (1975), "De Ti Depende" (1976), "Comedia" (1978), "Recordando a Felipe Pirela" (1979) и "Feliz Navidad" в том же 79-м.
В апреле 1977-го Гектор пережил серьезный нервный срыв, из-за которого какое-то время даже не мог ходить. Жил он тогда под постоянным сильным стрессом, работал на износ, давая минимум три шоу ежедневно. Известны и частые конфликты с записывающими компаниями по поводу денег за его диски. Семью его также сотрясали проблемы - его сын Хосе отдалился от него. Проблемы с наркотиками усугубляли картину. Он выздоравливал 5 месяцев. Однако, новый альбом, "Comedia", на обложке которого Гектор появился в образе Чарли Чаплина, вышел в 78-м, несмотря ни на что.
Нестабильные отношения Гектора с наркотиками все продолжались - он то бросал, то возвращался к ним снова. Известно, что Лаво лежал в реабилитационных центрах, где пытался избавиться от зависимости.
В 1978 году, погруженный в депрессию, Гектор впервые задумался о самоубийстве.
Трагедии продолжались – 1987-й стал для него годом испытаний. Пожар практически полностью уничтожил дом музыканта, оставив семью без крыши. Вскоре после этого в Пуэрто-Рико, прямо перед домом, была жестоко убита его мать. 7-го мая Гектора-младшего случайно подстрелил друг и тот умер. Эта полоса несчастий буквально убила и самого Гектора Лаво.
В 1988 году вышел новый альбом, "Hector Strikes Back", который позже стал номинантом на "Грэмми". В том же году Гектор узнал и свой страшный диагноз – СПИД.
Последний его взлет произошел в 1992 году, в Нью-Йорке, в клубе "Las Vegas".
29 июня 1993 года Гектор Лаво, проиграв битву со СПИДом, умер; ему было всего 46 лет. Мир сальсы горячо оплакивал его смерть - тысячи поклонников музыканта, прощаясь, пели во время последней церемонии его песни.
В 2006 году вышел биографический фильм о жизни музыканта - "Певец" (El Cantante).
Мне очень нравится смотреть биографические фильмы о жизни известных людей. Потому как зачастую их жизнь и впрямь очень и очень интересна: ведь то, что видим мы это лишь внешняя оболочка, глянцевая картинка, которую показывают нам СМИ. Что же касается реальной жизни кумиров миллионов, то она далеко не такая гладкая и ровная. Путь к славе нередко оказывается очень тернист. А добравшись таки до Олимпа необходимо приложить немалые усилия, чтобы на нем удержаться. И при всем этом остаться собой.
«Певец» кино, рассказывающее нам о жизни популярного исполнителя латиноамериканской сальсы Гектора Лаво. Его путь начинается в Пуэрто-Рико в 60-е: именно тогда юный Гектор тогда еще Перес решает отправиться попытать счастье в Нью-Йорке. Отец, уже потерявший точно также одного сына, не хочет отпускать второго. Однако удержать юношу он не в силах. И вот Гектор в Нью-Йорке. Судьба благоволит молодому таланту, и уже очень скоро Гектор оказывается на большой сцене. С каждым днем его популярность все растет. Он становится кумиром миллионов. Помимо стремительного успеха в жизни Гектора появляется большая любовь в Нью-Йорке Гектор знакомится с красавицей Пучи, на которой вскоре женится. У них рождается ребенок и все вроде бы хорошо, если бы не алкоголь и наркотики, которые впоследствии и становятся главной причиной столь ранней смерти певца. Но это потом . А пока жизнь Гектора сплошной фестиваль: яркая, веселая и стремительная. Они с Пучи наслаждаются всеми радостями этой жизни. И хоть в их отношениях иногда и проблескивают молнии, сомнений в том, что они любят друг друга, нет. Однако, Гектор, пожалуй, просто не выдерживает этой славы. Популярность доводит его до нервного срыва. А дальше все как в кошмарном сне. Неудачи преследуют певца одна за другой, и он не в силах с ними бороться. Он больше не может противостоять судьбе, которая обходится с ним жестоко. Сначала дает все, а затем это все и отнимает. Все, кроме любви: верная Пучи так и остается рядом с любимым до конца дней. Жизнь Гектора Лаво трагически обрывается в возрасте 46 лет от СПИДа.
Повествование в фильме ведется от лица жены Гектора Пучи. Она с удовольствием вновь и вновь окунается в омут своей памяти, воспроизводя день за днем свое былое счастье. Эпизоды из жизни Гектора чередуются с рассказами Пучи, которые режиссер решил подать нам в черно-белых тонах. Возможно, для того, чтобы сделать акцент на то, какой же яркой была жизнь этого талантливейшего человека. В фильме много музыки она дополняет и без того цельный видеоряд, добавляет в него еще больше ярких красок.
Марк Энтони и Дженнифер Лопес выше всяких похвал. Им удалось перенести эту безумную любовь и страсть на экран. Идеальная пара, прекрасно дополняющая друг друга: достаточно уравновешенный Лаво и его эксцентричная спутница жизни Пучи. Они блестящи. И ни на секунду не позволяют усомниться в пылкой любви своих героев.
Очень хороший фильм о жизни замечательного человека.
Гектор был очень харизматичной личностью и смело импровизировал, что тоже очень нравилось зрителям. Известно, что Гектор в то время очень любил "смешиваться с толпой" - он никогда не считал себя "звездой" в известном смысле этого слова.
Гектор Лаво (Héctor Lavoe, настоящее имя - Héctor Juan Pérez Martínez) родился в 1946 году в Понсе, Пуэрто-Рико (Ponce, Puerto Rico). Он с раннего детства занимался в музыкальной школе в Понсе, его интерес к музыке поддерживал Хесус Санчес Эрасо (Jesús Sánchez Erazo). В 17-летнем возрасте Гектор переехал в Нью-Йорк (New York City) и почти сразу попал в качестве вокалиста в состав музыкального коллектива под руководством Роберто Гарсии (Roberto García). В тот, ранний период Лаво довелось поработать и с другими группами – "Orquesta New York" и "Kako All-Stars", известна и его работа в группе Джонни Пачеко (Johnny Pacheco).
Вообще, в 60-х годах Гектор, уже ставший довольно известным исполнителем сальсы, проводил много времени в гастрольных турах. Он получил тогда прекрасную возможность знакомиться, общаться и дружить со многими музыкантами, певцами, композиторами, аранжировщиками, промоутерами и владельцами клубов. В конце 60-х Гектор начал выступать с Вилли Колóном (Willie Colón), именно в этом коллективе родились такие его хиты, как "El malo" и "Canto a Borinquen". Группа Вилли состояла тогда из очень молодых музыкантов, почти из подростков, а поэтому их музыка казалась новой и необычной; к тому же Гектор был очень харизматичной личностью и смело импровизировал, что тоже очень нравилось зрителям. Известно, что Гектор в то время очень любил "смешиваться с толпой" - он никогда не считал себя "звездой" в известном смысле этого слова. Был он чрезвычайно открытым и с большим удовольствием раздавал автографы. Он охотно шел на контакт со своими зрителями и поклонниками, поддерживая образ "своего парня", которым очень гордился. Результатом этой деятельности стали альбомы "El Malo", "The Hustler", "Guisando", "Cosa Nuestra", "La Gran Fuga", "Asalto Navideño" и несколько других.
Впрочем, сотрудничеству с Колоном, хоть и очень плодотворному, не суждено было продлиться долго. Вскоре Гектор пристрастился к наркотикам, что очень мешало нормальному рабочему графику. Так, Колон вскоре принял решение прекратить сотрудничество с Лаво; это, впрочем, не помешало им остаться добрыми друзьями и впоследствии сделать несколько совместных записей. А у Гектора начался новый этап карьеры – сольная деятельность; он собрал собственную группу, вместе с которой записал несколько по-настоящему популярных композиций – "El cantante", "Bandolera" и "El periódico de ayer". Одновременно с собственным проектом он принимал участие и в сторонних записях – так, Лаво поучаствовал в работе "Fania All Stars".
В 1967 году Гектор познакомился с Кармен Кастро (Carmen Castro), а в следующем году Кармен уже носила его ребенка. Известно, что Гектор сделал ей предложение, но она отказала, считая его попросту бабником. 30 октября 1968 года родился Хосе Альберто Перез (Jose Alberto Perez). В день крещения своего сына Гектор узнал, что от него беременна еще одна дама – Нильда Росадо (Nilda Rosado). 25 Сентября 1969 года родился Гектор-младший. Позже Лаво женился на Нильде. Кармен Кастро, по слухам, не имела ничего против Нильды и ее сына, зато Нильда настояла, чтоб Гектор не общался с Кармен и своим первым сыном.
В 70-х музыкант выпустил альбомы "La Voz" (1975), "De Ti Depende" (1976), "Comedia" (1978), "Recordando a Felipe Pirela" (1979) и "Feliz Navidad" в том же 79-м.
В апреле 1977-го Гектор пережил серьезный нервный срыв, из-за которого какое-то время даже не мог ходить. Жил он тогда под постоянным сильным стрессом, работал на износ, давая минимум три шоу ежедневно. Известны и частые конфликты с записывающими компаниями по поводу денег за его диски. Семью его также сотрясали проблемы - его сын Хосе отдалился от него. Проблемы с наркотиками усугубляли картину. Он выздоравливал 5 месяцев. Однако, новый альбом, "Comedia", на обложке которого Гектор появился в образе Чарли Чаплина, вышел в 78-м, несмотря ни на что.
Нестабильные отношения Гектора с наркотиками все продолжались - он то бросал, то возвращался к ним снова. Известно, что Лаво лежал в реабилитационных центрах, где пытался избавиться от зависимости.
В 1978 году, погруженный в депрессию, Гектор впервые задумался о самоубийстве.
Трагедии продолжались – 1987-й стал для него годом испытаний. Пожар практически полностью уничтожил дом музыканта, оставив семью без крыши. Вскоре после этого в Пуэрто-Рико, прямо перед домом, была жестоко убита его мать. 7-го мая Гектора-младшего случайно подстрелил друг и тот умер. Эта полоса несчастий буквально убила и самого Гектора Лаво.
В 1988 году вышел новый альбом, "Hector Strikes Back", который позже стал номинантом на "Грэмми". В том же году Гектор узнал и свой страшный диагноз – СПИД.
Последний его взлет произошел в 1992 году, в Нью-Йорке, в клубе "Las Vegas".
29 июня 1993 года Гектор Лаво , проиграв битву со СПИДом, умер; ему было всего 46 лет. Мир сальсы горячо оплакивал его смерть - тысячи поклонников музыканта, прощаясь, пели во время последней церемонии его песни.