Друзья погибшей от истощения девочки написали стихотворение про анорексию. «У тебя большая жопа»
В какой-то момент родители начинают задумываться о том, как научить ребенка одеваться. Ведь навыками, такими полезными в жизни, крохе предстоит овладеть с помощью взрослых. Не всегда это легкий процесс, нередко он надолго растягивается, но результат того стоит. Главное – запастись терпением, чтобы не отбить у малыша охоту к обучению.
Когда и с чего начинать?
Важно не упустить время, ведь проще это сделать, когда ребенок сам заинтересован. Где-то в 2 года или немного позже у него начинается период, когда от него только и слышно – «я сам». Карапуз стремится к самостоятельности, и если поддерживать его инициативу, то научить его чему-либо будет намного проще.
Одевание и раздевание для малыша – взаимосвязанные процессы. Но снять что-либо с себя проще, поэтому с этого и можно начинать. Уже с полутора лет стоит предлагать самостоятельно стащить с себя шапочку и носочки. После двух карапуз способен справиться и с другими предметами одежды. Родители должны поощрять даже незначительные достижения, хвалить его. Когда у него начнет получаться, он наверняка захочет попробовать и надеть что-то на себя.
Родителям придется проявить немало терпения. Ведь сначала ребенку будет сложно, непослушным пальчикам непросто одолеть застежки, делать он это будет очень медленно. Если торопить его, ругать за неспешность, то одевание у крохи начнет вызывать неприятные ассоциации и стресс. В дальнейшем он постарается попросту избежать этого, предоставив справляться с нарядом взрослым. Не надо спешить поправлять костюм, особенно если недочеты почти незаметные.
Одеваться - это интересно
Конечно, родителям придется помогать ребенку вывернуть с изнанки кофточку или застегнуть мелкие пуговицы, но при этом необходимо проговаривать свои действия, объяснять, как и что нужно делать. Чтобы поддерживать интерес малыша, которому только два-три года, лучше подбирать что-то простое в надевании. Можно наполовину натянуть штаны, чтобы карапуз продолжил. Воспринимая это занятие как игру, он быстрее наловчится справляться и с более сложными элементами одежды.
Наглядный пример можно показать с помощью игрушек. Дети любят кормить их, укладывать спать, можно также наряжать, особенно для этого подходят куклы. Полезны и предметы, которые предназначены для развития мелкой моторики. Например, в магазинах представлен большой выбор шнуровок. Можно сделать их и самостоятельно. Нашить на мягкие игрушки и одежду пуговицы, шнурки и липучки. К тряпочке пришить пуговицы разных размеров, в другой сделать петлю - так малыш получит возможность тренироваться и осваивать полезный навык.
Не надо забывать и о личном примере. Ребенок стремится походить на взрослых. Наблюдая, как одевается мама или папа, он сам этому учится. Ему понравится наряжаться наперегонки со старшими, выбирая свои предметы гардероба из разложенных на диване.
Чтобы поддерживать интерес крохи, можно рассказывать стишки, петь веселые песенки, рассказывать, что интересного ждет на улице. Можно перевести одевание в игровую форму. Например, представить, что ноги - это поезда и им надо заехать в тоннели (штаны или колготки). После того, как надели кофточку, можно похлопать в ладоши, когда натянули штанишки - потопать ножками.
Выбираем простую одежду
Важно, чтобы одежда, которая предназначена малышу, легко надевалась. Это пригодится тем, кого интересует, как научить ребенка одеваться самостоятельно. В 3 года он уже способен натянуть носочки, штанишки, ботинки, снять кофточку или футболку, расстегнуть молнию. Но если у футболки будет узкое горлышко, то ребенку надо будет прилагать усилия, на которые он еще не способен в два-три года. Поэтому она должна быть достаточно свободной. Это касается и свитеров.
Также проблема может возникнуть с носками. Небольшие изделия, аккуратно сидящие на ноге ребенка, сложно надеть неловкими ручками. Для этой цели лучше подойдут размером побольше, со свободной резинкой. Правильно подобрать нужно и ботинки. Расшнуровать их или завязать шнурки у крохи не получится. Стоит отдать предпочтение обуви на липучках: она просто раскрывается, и в нее легко поместить ножку. Штанишки должны быть также незамысловатыми, на резинке. От комбинезонов в этот период лучше отказаться, так же как от платьев с застежкой на спине.
Объяснять, как одеваться правильно
Следует объяснять, как правильно надевать вещи. Брючки лучше натягивать сидя, а вставать только после того, как ноги покажутся из штанин. При надевании футболки через горловину должна проходить макушка, иначе можно застрять. Скорее всего, это придется повторить не один раз.
Родителям следует учитывать мнение их детей насчет выбора одежды, даже совсем маленьких, которым два-три года. Ведь гораздо приятнее носить то, что нравится, а у таких крох уже есть желания. Можно предложить самостоятельно выбрать наряд для прогулки. Чтобы не оказалось, что малыш хочет что-то не соответствующее сезону, родителям лучше подобрать несколько вариантов и показать ребенку.
Нередко бывает, что малыш путается, в каком порядке надевать элементы одежды. Чтобы ему было проще ориентироваться, можно совместно сделать плакат: вырезать из журналов подходящие картинки и наклеить их на лист ватмана. Это поможет крохе запомнить, что за чем следует надевать, а отличить зад от переда не составит затруднений, если передняя часть будет украшена аппликацией или заметными карманами.
Родители должны избегать ошибок
Хорошо, когда одежда малыша лежит в открытом доступе и он может сначала просто перебирать и изучать ее, а затем пробовать натянуть на себя. Желание примерить их могут вызвать и вещи родителей. Их легко надеть из-за большого размера, к тому же так реализуется потребность походить на маму и папу.
В четыре года дети способны полностью раздеваться, одеваться под присмотром старших, застегивать и расстегивать пуговицы. Даже если время первых попыток самостоятельности упущено, научить ребенка будет несколько сложнее, но, конечно, возможно. У большинства детей одеваться полностью самостоятельно получается к пяти годам. К этому возрасту, как правило, они способны справиться и со шнурками.
Даже когда малыш многое умеет, он все равно нуждается в поддержке и похвале. Родители в процессе обучения не должны совершать следующих ошибок.
- Не стоит затягивать с началом приучения, лучше делать это во время периода самостоятельности, который приходится на два-три года.
- Если кроха уже научился раздеваться, то не следует останавливаться на достигнутом. Этот процесс сходен с одеванием, поэтому нужно, чтобы он учился дальше.
- Нельзя торопить ребенка, даже если кажется, что он еле копошится, это может отбить у него всю охоту к этому занятию. Лучше встать немного раньше и спокойно собраться.
- Не нужно помогать ребенку, если он сражается с застежкой, если он сам этого не просит.
- Когда видно, что ребенку что-то тяжело дается, то надо спокойно объяснить ему, как правильно. Ни в коем случае не ругать его, наоборот, находить, за что похвалить.
- Необходимо помнить, что дети лучше воспринимают объяснения в игровой форме.
Дети способны быстро усваивать новые навыки. Но все же им для этого нужна помощь родителей, которые должны терпеливо обучать их всему необходимому. Поэтому взрослые должны знать, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Превращая этот процесс в увлекательную игру, можно справиться с важным этапом в развитии.
Как научить ребенка одеваться?
Как научить ребенка одеваться:
эффективные приемы обучения одеванию, игры, стихи, «календарь обучения одеванию» по возрастам детей, секреты быстрого и легкого одевания для самых маленьких.
Как научить ребенка одеваться?
Одевание – это сложный процесс для ребенка, который состоит из разных действий: нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, сравнивать. Вспомните как нам – взрослым – нелегко дается обучение работе с новыми инструментами, например, ткачество, резьба по дереву, стежка на швейной машине и другие. Примерно то же самое испытывает маленький ребенок, когда он учится одеваться. Но именно в таком простом на первый взгляд одевании зарождается очень важное качество ребенка – его самостоятельность.
В этой статье Вы найдете подробное простое пошаговое руководство по обучению детей одеванию:
— зачем учить ребенка самостоятельно одеваться, если быстрее одеть его самой?
-«календарь обучения одеванию» — в каком возрасте чему и как легко обучить ребенка одеванию,
— успешные «умные» приемы самостоятельного одевания, которые может освоить даже самый маленький ребенок,
— игровые приемы и стихи,
Зачем учить ребенка одеваться?
Если ребенка не учить одеванию, то он часто испытывает трудности, ему приходится несколько раз делать одно и то же. В результате одевание может стать «камнем преткновения» и вызывать неприятные эмоции у ребенка. Какие это трудности и неприятности:
Какие трудности могут возникнуть у ребенка в одевании?
— ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки),
— сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде),
— сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать),
— малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую,
— ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,
— неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка),
— трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.
Как мы видим, привычное нам всем одевание – процесс не такой уж простой для ребенка. Он развивает и мышление, и речь, и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию. И малышу в овладении этим процессом требуется помощь и поддержка взрослых.
Почему это плохо, если ребенок не может одеться самостоятельно?
Первое. У малыша формируется привычная для него жизненная позиция зависимого от взрослых, беспомощного человечка . В отличие от этого ребенок, который умеет много делать сам и с гордостью это демонстрирует, чувствует себя совсем по-другому – самостоятельным, успешным, независимым, уверенным.
Зарисовка из жизни. Я ехала в купе поезда на верхней полке. На нижних двух полках расположились мама с мальчиком 8 лет (он заканчивает второй класс). Сразу же я обратила внимание на то, что мама сама стягивает с такого большого ребенка ботинки, сама расстегивает и стягивает с него джинсы, снимает с него джемпер, складывает сама этот джемпер аккуратно на полочку. А мальчик только молча протягивает ей руки или ноги. Я очень удивилась, но подумала, что мальчик больной и не может этого сделать сам.
Потом мы с ними разговорились. Оказалось, что мальчик здоровый и учится в гимназии. Но ничего не может и не хочет сделать сам. Мама пожаловалась, что всё ей приходится делать за него и что она «уже измучалась с ним». Она даже прикладывала к его носу носовой платок, чтобы он почистил нос. Картинка выглядела так, как будто сыну 1 годик. Но печальнее всего было видеть сына, у которого не было в глазах живого огонька или задора – мальчик выглядел очень забитым и неуверенным в себе, очень вялым, на общение со мной не пошел, явно был полностью зависим от мамы, прятался за ее спину, в разговор не вступил. Меня поразило то, что как только мама выходила из купе, мальчик начинал плакать и ныть как малыш, не мог даже раскрыть сумку, чтобы достать себе вещи в дорогу. А когда мама возвращалась, что плакал и обижался на нее, что она ему не достала его игрушек. Он явно уже привык ждать помощи мамы и ничего не делать самому.
В чем причина такого нежелания мальчика делать что-то самому? Причина была очень проста и видна сразу же. Как только мальчик что-то пытался сделать сам, то мама сразу же говорила: « Я так и знала, что ты прольешь. Такой неумёха! Тебе ничего в руки нельзя дать. Дай я сама лучше сделаю. Быстрее будет, чем с тобой мучаться» или «Что ты так долго копаешься! Ничего не умеешь сам! И сколько ты будешь таким медлительным! Ничего не умеешь делать». Эти слова сыпались каждую минуту на всех нас в купе. Думаю, понятно, почему у мальчика не было ни малейшего желания что-то делать самому. Да и потребности в этом тоже не было – всё заранее по первому взгляду делала за него мама.
Когда малыш учится быть самостоятельным, то он учится самостоятельности не только в одевании, но и в жизни. Это нужно понимать всем нам – взрослым. Конечно, быстрее всё сделать за ребенка самим и самим его «упаковать» в комплект одежды. Но что мы этим закладываем в малыша? Если в сознание ребенка мы заложили своими репликами мысль «Одеваться сложно» или «Это раздражает маму», то он, естественно, не захочет одеваться сам.
Если с раннего возраста тормозить в малыше желание «Я сам», не давать ему возможности проявить самостоятельность, то ребенок может вырасти пассивным, не умеющим преодолевать трудности в жизни и ждущим, что всё за него сделают другие, чувствующим себя зависимыми от других. Поэтому правило для нас всех взрослых всегда одно – «всё, что ребенок может сделать сам (в одевании и не только), он делает сам!».
Второе. Если мы одеваем ребенка сами, то мы теряем возможности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые нам щедро предоставляет наша повседневная жизнь. Бытовые процессы – это то, что дает нам «развивающие задания», повторяющиеся из дня в день. Это и развитие мелкой моторики и крупной моторики, и развитие мышления и речи. Например:
— При одевании самое время поговорить с малышом, называя части тела и детали одежды: «Где у тебя левая ручка? Давай ее просунем в левый рукав. А где правая рука? Что дальше будем надевать? Вот какая у Кати кофточка – синяя, пушистая, теплая!». А это вклад в развитие речи малыша, которое совершается по ходу обычных дел в семье!
— Нарисовать или выложить картинками последовательность одевания (сначала, потом),
— Научиться завязывать бант и шнуровать , а для этого нужно запомнить и понять последовательность действий.
— В одевании и раздевании крепнет ручка ребенка, его пальчики становятся более ловкими и умелыми,
— Малыш учится контролировать свои действия, отличать правильное действие от неправильного, анализировать, устанавливать взаимосвязь между действием и его результатом. Например, чтобы правильно надеть колготки, малышу нужно знать, где у них пятка, носок, правый и левый чулок, где у колготок шов – один шов и два шва, где резинка, уметь определить, где передняя часть колготок, чтобы их правильно надеть (а не задом наперед). То есть это задача не только для ручек маленького ребенка, но и для его ума! Это настоящая тренировка, которую очень часто взрослые сами «отбирают» у детей, одевая их быстро сами.
— Одевание и переодевание – это еще и вклад в физическое развитие малыша. Это работа всех суставов – плечевых, локтевых, коленных, тазобедренных, развитие мускулатуры рук и ног, развитие координации движений.
Третье. Именно в таком простом самообслуживании ребенок впервые сталкивается с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. В одевании и других бытовых процессах малыши впервые учатся ставить перед собой цель (например, надеть маечку), находить и осваивать способы ее достижения, анализировать результат (получилось или нет), исправлять ошибки если не получилось. А значит, здесь зарождаются контрольно-проверочные умения, которые очень понадобятся ребенку в любом продуктивном виде деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и позже в обучении в школе.
Четвертое. Когда ребенок чувствует себя умелым, у него появляется желание помогать другим – сестре или брату, родителям, друзьям — сверстникам. У него появляется возможность стать заботливым! И такое желание нужно всячески поощрять, предложить помочь застегнуть пуговицу на куртке младшему брату, завязать ему шарфик, придержать куртку, пока младший ребенок ее снимает.
Как мы видим, обучение детей самостоятельному одеванию – это очень важный вклад в их своевременное полноценное развитие, который мы – взрослые – можем либо дать ребенку, либо забрать у него, лишив ребенка возможностей одеваться самому.
Итак, мы твердо решили начать учить малыша одеваться. Как это сделать, чтобы процесс обучения был интересным и приятным для малыша и привел его к успеху? Сначала в этой статье я дам общие рекомендации, касающиеся ребенка любого возраста, а потом мы рассмотрим более подробно «календарь обучения одеванию» по конкретным возрастам.
Первое. Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек — завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей.
Например, самым маленьким очень удобно надевать свободные брюки на резинке, но очень трудно надеть на себя узкие брюки из плотной ткани.
Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших — можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться не только о моде, но и об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.
Также обратите внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается. И конечно же, потом не хочет сам одеваться.
Второе – очень важный «секрет» успешного одевания для малышей. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед. Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед)
Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.
Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша. Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»
Как научить ребенка одеваться: календарь обучения одеванию по возрастам.
Одевание – это сложный процесс для малышей, поэтому научить ему сразу же невозможно. И малышу долго будет требоваться Ваша помощь. Разделите этот процесс на две части – что делаете Вы, а что – ребенок. Постепенно доля того, что делает ребенок сам, будет увеличиваться. В определении того, с чего начать учить ребенка самостоятельному одеванию, Вам поможет примерный «календарь», представленный ниже.
Учтите, что все дети разные. И каждому потребуется своё время на обучение. Не торопите малыша, идите в соответствии с его индивидуальным темпом, и всё у него и у Вас получится с радостью и улыбкой!
Что умеет одевать ребенок и чему его полезно научить: примерная схема обучению одеванию по возрастам
Учимся одеваться. Первый год жизни.
Во время одевания разговаривайте с малышом, комментируйте свои действия, называйте все предметы одежды, их свойства и качества (мягкий, теплый, пушистый и другие), называйте действия, части тела малыша: «Где у Кати ручка? Вот ручка. Давай наденем кофточку. Кофточка мягкая, теплая, беленькая. Наденем на одну ручку, теперь на другую»). Можно просить малыша при одевании поднять ручку или дать Вам ручку. Здесь нам не важно, что малыш еще не может этого сделать и вообще еще не говорит. Нам важно, что он учится воспринимать речь на слух, понимать наши слова, сосредотачивать внимание на речи. Можно использовать прием «рука в руке». Например, на слова «дай ручку» самой ласково взять ручку ребенка и просунуть ее в рукав рубашечки. Так постепенно малыш начнет понимать Ваши слова и просьбы и выполнять их сам.
Важно, чтобы Ваши слова – комментарии при одевании включали три этапа:
1) Предваряли Ваши действия, как бы предупреждая малыша о них: «Сейчас Катюшу оденем в красивую рубашечку»,
2) Комментировали Ваши действия по ходу одевания (называние действий, частей тела, свойств и качеств, предметов одежды),
3) Подводили итог – заключение: «Катенька переоделась! Вот какая красивая у нас Катюша!»
Естественно, здесь слова даны как примерные – они будут разные в зависимости от конкретной ситуации, здесь в общении с малышом звучит «живая речь», которая рождается «здесь и сейчас», а не заученная наизусть.
Такое комментирование поможет в дальнейшем малышу научиться делать действия по слову, понимать слова и самому начать активно говорить.
Учимся одеваться. С 1 года до 3 лет (ранний возраст)
Первое. Что может ребенок сделать сам:
После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при надевании шапки. Все свои действия в одевании малыша мы обязательно комментируем(как это было до года), привлекаем малыша к разговору. Говорим, что мы сейчас делаем, и что будем делать дальше: «Вот мы и надели носочки. А сейчас наденем сапожки. Где у нас сапожки? Покажи. Вот какие теплые красивые сапожки у Димочки. В них ножки не замёрзнут. Где у Димы правая ножка?»
Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может раздеваться с небольшой помощью взрослых. Он может стянуть с себя шапку, валенки, носочки (стянуть за пятку), снять расстегнутые взрослым туфли или ботинки, снять шорты, рейтузы, колготки.
Ближе к двум годам малыш может:
— поднять обе ручки, когда мама надевает на него свитер, джемпер или платье,
— просунуть руки в рукава в куртку или пальто, которые держит мама,
— просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый,
— самостоятельно снять с себя носки, колготки, ботинки (шнурки расшнурованы), платок (который развязал до этого взрослый), расстегнутое пальто, брюки,
— самостоятельно снять и надеть шапку,
— снять расстегнутое пальто и куртку,
— самостоятельно застегнуть и расстегнуть застежку – молнию.
После двух лет ребенок хочет делать всё сам и требует этого от взрослых. «Я сам» — эти слова мы чаще и чаще слышим от ребенка на третьем году его жизни. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы он научился одеваться сам (конечно, одежда должна быть простая для одевания и раздевания). Ведь малыш этого хочет! Хочет сам, и ему это интересно, ему хочется застегивать пуговицы, рассматривать одежду, пробовать самому одеть куртку – словом, учиться одеваться! Если мы сейчас отнимем у него эту возможность, и будем сами его одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно. Хвалите малыша за самостоятельность, учите его одеваться, и очень скоро он порадует Вас. В пять лет ребенку уже будет это неинтересно, и научить пятилетнего ребенка одеваться будет гораздо сложнее, чем малыша.
К 2,5 годам малыш может научиться снять платье, надеть сам брюки, колготки.
Второе. Что такое «микропроцессы» в одевании и почему об этом нам очень важно знать
С 1 года до 3 лет малыш учится одевать конкретные вещи. Ему не по силам самому полностью переодеться после сна, но вполне по силам надеть на себя колготки, брюки и другие вещи полностью самостоятельно или с небольшой помощью взрослых. В дошкольной педагогике это называется – овладение «микропроцессами». То есть если одевание на прогулку – это «целостный процесс», то надевание брюк или надевание майки – это «микропроцессы». Овладев до 3 лет «микропроцессами» малыш будет в состоянии после 3 лет овладеть и «целостным процессом одевания»/переодевания/раздевания, и самостоятельно при небольшой помощи взрослых одеваться и раздеваться – легко, быстро и правильно.
Как же помочь малышу научиться этим «микропроцессам» одевания и раздевания и что он уже может в этом возрасте сделать сам? Чтобы такой маленький малыш одевался сам, нужно знать некоторые педагогические «хитрости» и «умные приемы одевания и раздевания», о которых я сейчас очень подробно Вам расскажу.
Третье: хитрости и секреты обучения одеванию детей до трех лет
К 3 – 3, 5 годам малыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему поможет овладеть одеванием и раздеванием.
Что для этого нужно:
Первое. Дать малышу очень простые способы действия, которые гарантированно ведут его к 100% успеху в одевании и раздевании (Примечание: Мы, взрослые, можем использовать разные способы одевания одной и той же вещи и обычно не обращаем на них внимание, но малышу нужен один результативный и очень простой способ одевания – «умный способ», которые обеспечивает ему успех и радость за своё достижение. Именно такому способу мы и будем обучать ребенка), Эти способы одевания и раздевания даны дальше в статье.
Второе. Приучить малыша и самих себя к четкой последовательности одевания и раздевания, которая постоянно повторяется. Раздеваясь, малыш вместе с Вами складывает вещи в определенном порядке на стульчик. Затем он делает это сам. Потом одеваясь, он сможет легко их надеть на себя в обратном порядке. То есть, если ребенок при раздевании последними снял колготки и положил их на стульчик, то он наденет их первыми, т.к. они лежат сверху всех других вещей на его стульчике. И ничего не перепутает! Так мы учим «умной» организации своего быта.
Другой пример: колготки снимаются и сразу же кладутся на сиденье стульчика так, чтобы один шов был вверху, а два шва внизу (т.е. перед колготок «смотрит» вверх, резинка колготок находится у спинки стула). Главное здесь – не вертеть колготки в руках, а сняв их сразу же положить на стульчик. Ребенку объясняем правило: «Один шов вверху, резиночка колготок к спинке стульчика». Тогда когда он будет одеваться, он возьмет колготки в руки сразу же правильно и наденет их правильно: правая ножка будет в правом чулке колготок, а левая – в левом.
Третье. Познакомить малыша в 1-2 года с частями одежды. Например, чтобы надеть колготки, нужно сначала найти вместе с ребенком, где у колготок резинка, носок, пятка, два чулка, где один шов (перед), где два шва (задняя часть колготок). А для этого нужно рассмотреть колготки вместе с малышом. Аналогично рассматриваются другие предметы одежды – например, платье (рукава, манжеты, воротник, подол, плечики, карманы и другая отделка).
Четвертое. Четко определить, что Вы будете делать сами, а чему начнете сейчас малыша обучать. Нельзя начать обучать сразу всем способам одевания всех предметов одежды. Нужно выбрать для начала что-то одно. Например, сначала научить самостоятельно надевать маечку. Как только малыш с этим справится – можно переходить к другому микропроцессу, например, к надеванию штанишек. А то, что он сам умеет надевать маечку – это будет уже само собой разумеющимся. Постепенно малыш будет всё более и более самостоятельным, так как постепенно овладеет всеми умениями.
Пятое. Нужно учесть, что взрослые должны всегда показывать ребенку один и тот же способ действия, иначе малыш запутается. Например, мы будем учить ребенка при раздевании перед дневным сном вывешивать платье на спинку стула кармашком вниз (т.е. передней частью платья вниз, а спинкой – наверх). Это будет делаться для того, чтобы малышка смогла сама без нашей помощи и без ошибок надеть платье после сна и не перепутала перед и спинку. Это значит что, когда взрослый раздевает ребенка, он каждый раз вывешивает его платье на спинку стула именно таким образом. А потом будет учить этому малыша. Правило такое: «Что будем требовать от ребенка – то сами тоже выполняем, даем малышу образец».
Так мы обеспечиваем гарантированный успех одевания малышу и хвалим его за этот успех! При этом сложные процесс разбивается на легкие понятные шаги (микропроцессы), и поэтому всё кажется легким. Вспомните прием эффективного «тайм-менеджмента» для взрослых — поедание «слона» по частям (т.е. разбивка трудного дела на мелкие доступные шаги). Очень похоже, ведь правда? Азы такой организации своей жизни и труда закладываются вот здесь — в таких простых бытовых явлениях как одевание и раздевание.
«Умное» одевание без излишних затрат времени и сил — это только начало «умной организации» нашего быта и труда!
Конечно же, всем читателям этой статьи очень интересно узнать – что это за «умные» и одновременно простые и доступные деткам приемы одевания и раздевания можно и нужно показать малышу? Мы – взрослые – можем их разработать сами. А можем воспользоваться способами, уже имеющимися в отечественной дошкольной педагогике.
Здесь я представлю несколько уже готовых вариантов таких способов одевания и раздевания для самых маленьких деток до трех лет. Я их цитирую из замечательной программы воспитания детей раннего возраста в детском саду и в семье «Кроха» (издательство «Просвещение»). Очень советую познакомиться с этой программой не только педагогам детей раннего возраста, но и родителям.
Способы самостоятельного одевания и раздевания для самых маленьких
Задача. Снять колготки.
Сначала рассмотрите колготки вместе с малышом. Найдите, где у них носок, пятка, чулки, резинка, где один шов (т.е. перед колготок), где два шва.
Что делает ребенок:
— встает около стульчика спиной к сиденью (покажите, как встать), берет двумя руками колготки за резинку и спускает их ниже колен,
— садится на стул,
— одной рукой берется за пятку, а другой рукой за носок этого же чулка (покажите, как это сделать), стягивает один чулок колготок. Чтобы направить руку ребенка, можно взять его руку в свою – прием «рука в руке» — и действовать вместе.
— затем также стягивает другой чулок,
— кладет колготки на свой стульчик так, чтобы резинка была у спинки стула, а вверху был один шов. Объясняем ребенку: «Где у нас резиночка? Покажи. Вот она! Положи ее к спинке стула. А где один шов? Разве это один? Это два – давай посчитаем – один, два. А где один шов? Вот он! Положи так, чтобы один шов был вверху. Вот умница!». Если малыш ошибся – то исправляем, напоминаем правило. Напоминать придется много раз и каждый день, так как новые умения и навыки образуются не сразу, а постепенно. Никогда не меняйте этот порядок, и малыш его легко усвоит, и еще бабушек и дедушек потом учить будет, что «надо делать по-другому, меня мама научила, как правильно!»
Задача: снять пальто (шубу, куртку).
Что делает ребенок:
- Расстегивает пуговицы – сначала нижнюю, потом верхние (т.е. идем снизу вверх), в расстегивании верхних пуговиц может потребоваться помощь взрослых – они часто бывают очень тугие.
- Приспускает пальто или куртку с плеч. Сначала малышу будет требоваться Ваша помощь – придержите пальто или куртку.
- Выдёргивает одну руку из рукава.
- Тянет за другой рукав пальто и вынимает другую руку.
- Вешает пальто или куртку на свой крючок или в свой шкафчик (нужна специальная детская вешалка на уровне роста детей). Может потребоваться сначала Ваша помощь – помогите малышу найти петельку, за которую надо повесить пальто или куртку.
Задача: снять платье.
Рассмотрите платья, которые есть у малышки. Найдите у платья подол, рукава, манжеты, определите, где находится застежка – сзади (на спине) или впереди (на груди). Маленьким детям лучше покупать одежду без застежки на спине, чтобы они могли самостоятельно одеваться и раздеваться. И очень хорошо, когда впереди на платье есть кармашки или красивая отделка (аппликация, тесьма, кружево), чтобы дети легко определили, где в их одежде спинка, а где перед.
Что делает ребенок:
— Ребенок стоит за спинкой стула. Берет платье за ворот двумя руками, тянет вперед – вниз, освобождая голову. Снимает платье с головы.
На этом этапе нужна помощь взрослого:
а) в расстегивании пуговиц (если пуговицы очень тугие или застежка находится сзади платья).
б) в том, чтобы направить голову малышки и ее руки в направлении «вперед – вниз» при стягивании платья и освобождении головы (можно взять ручки малышки в свои руки и направлять движения вперед – вниз)
— Тянет за рукав (за конец рукава, за манжету, т.е. внизу, а не у плеча). Снимает один рукав. Покажите, как это сделать – можете взять ручку ребенка в свою руку и вместе сделать нужное движение – потянуть рукав вниз.
— Затем снимает второй рукав таким же способом.
— Развешивает платье на стуле. Подол должен быть внизу. Спинка платья «смотрит» вверх – на потолок. (Тогда когда малышка будет одеваться, и подойдет к стульчику сзади, она точно не перепутает перед платья и не наденет его задом наперед).
Покажите малышке, как взять платье за плечевые швы («Давай возьмем вот так за плечики»), после этого взмахом аккуратно и бережно положите платьице на стул. Объясните, заем нужно платье не бросать, а красиво вывешивать на стульчик – «Теперь не помнется платье, пока Катюша спит. Красивое у Кати платье». Очень важно делать это не небрежно, а очень бережно, эмоционально, ведь дети очень хорошо чувствуют Ваше настроение и Ваше отношение, в том числе и к вещам. И воспитываем мы прежде всего не словами, а своим отношением.
Задача: снять рубашку.
Для мальчиков порядок в их действиях с рубашкой остается тем же, что и при снятии платья у девочек. Сначала расстегиваются верхние пуговицы рубашки, а остальные шаги делаются такие же, как и у девочек (снять через ворот, стянуть рукава, аккуратно повесить на спинку стула).
Задача: снять обувь и поставить ее на место (задвинуть под стул, на котором складывается одежда при раздевании).
Что делает ребенок:
- Ставит ноги в обуви вместе.
- Наклоняется и отстегивает застежку обуви. Если застежка сложная – помогите малышу.
- Вынимает одну ногу из обуви и ставит рядом с обувью снаружи. Потом аналогично вынимает другую ногу. Пара обуви стоит между ступнями ног ребенка.
- Рукой (наклонившись вперед) задвигает под стул пару обуви. Покажите малышу, как это делается – задвигаем одним движением руки. (Обратите внимание: пара обуви сейчас под стулом стоит правильно, ботиночки «смотрят друг на друга». И уже малыш не сможет перепутать ботинки при обувании.
Задача: надеть обувь.
Действия ребенка:
- Ребенок садится на стул. Он выдвигает обувь из-под стула (одновременно оба ботинка или сандалии), ставит пару обуви между ступнями ног. (Обувь уже стоит правильно! Невозможно перепутать правый и левый ботинок или туфельку) Обуваясь, приговариваем: «Каждой ножке – свой домик!»
- Ребенок обувает обувь, застегивает ее. В случае сложных застежек взрослый помогает малышу (шнурует, застегивает на пряжку и т.д.)
Задача: надеть платье или рубашку.
Действия ребенка:
- Ребенок встает за спинку стула, наклоняется и, не снимая вещи со спинки стула, просовывает голову в ворот платья или рубашки. Взрослый помогает и придерживает подол платья.
- Затем ребенок выпрямляется, просовывает в рукав одну руку. Затем в другой рукав – вторую руку. Взрослый помогает малышу «попасть» в рукава.
Очень важно: все эти способы рассчитаны на то, чтобы малыш был максимально самостоятелен в одевании и раздевании. Взрослый лишь помогает ему в случае, если что-то не получается. Совместные действия «рука в руке» нужны чтобы направить движение в нужную сторону, но не для того чтобы заменить активность ребенка активностью взрослых.
По аналогии вы сможете объяснить малышу и рациональные способы одевания других предметов одежды. Например:
Чтобы самому надеть трусики ребенку нужно:
— взять их за резинку так, чтобы метка была впереди,
— найти отверстие для каждой ножки,
— просунуть одну ножку в отверстие, потом другую («Каждая ножка в свое окошко»),
— подтянуть трусики вверх так, чтобы резинка оказалась на поясе.
По аналогии – чтобы снять маечку:
— взяться руками за нижний край маечки,
— подтянуть маечку вверх к шее,
— вынуть одну руку (освободить ее), затем другую,
— снять майку через голову,
— сложить ее аккуратно на полочку (или повесить на спинку стульчика).
Очень важно, чтобы от малыша не просто требовали самому одеться, а научили его этим правильным способам действий – мини-шагам, которые обеспечат ему успех и позволят контролировать правильность выполнения.
Обучение способам действий идет последовательно:
Этап первый. Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).
Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.
Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.
Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:
— самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, шапочку, аккуратно ее повесить,
— не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,
— различать одежду и обувь для дома от одежды и обуви для улицы. При входе в дом переобуваться в домашнюю обувь,
— застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку – в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.
— отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,
— видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику надеть обувь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у Вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)
Учим ребенка одеваться: с 3 до 7 лет (дошкольный возраст).
С 3 лет малыш овладевает уже не «микропроцессами», а «целостным процессом» одевания. А значит, нужно объяснить ему последовательность одевания предметов одежды. Лучше всего это сделать с помощью модели.
Как сделать картинку – модель:
Вы наклеиваете картинки одежды в нужной последовательности. Малыш всегда может обратиться к картинке и проверить себя – правильно ли он одевается, а также по картинке определить, что нужно надевать на себя дальше. В дошкольной педагогике этот прием называется «использование предметно – схематической модели».
Пример такой модели для детей 3 лет (демисезонная одежда):
Картинка №1 – колготки. Картинка №2 – носки и ботинки, Картинка №3 – джемпер. Картинка №4 — шапочка. Картинка №5. Куртка и шарф.
Как пользоваться картинкой- моделью:
Сначала при одевании Вы будете вместе с ребенком обсуждать, что за чем нужно одевать. Потом малыш сможет сам воспользоваться картинкой – моделью и с помощью картинки-модели он сможет сам себя контролировать. Так закладываются основы элементарного самоконтроля.
Очень хорошо помогают запомнить последовательность одевания игры типа: «Научи Незнайку», «Помоги Мишке одеться на прогулку». Герой игры — игрушка не умеет одеваться, всё время допускает ошибки, а малыш их исправляет (можно при этом смотреть на картинку — модель и «научить Мишку» пользоваться ей). А потом вместе с этой игрушкой малыш идет на прогулку. В таких играх дети очень легко усваивают и запоминают последовательность одевания, видят к чему приводят ошибки (Мишка сначала надел свитер, а майку забыл) и видят, как ошибки исправлять, понимают зачем нужна последовательность (что сначала, что потом).
Самоконтролю хорошо «обучает» малыша и другая игровая ситуация с игрушкой, которая «одевается» на прогулку рядом с ребенком (игровая ситуация – «идем на прогулку вместе с Мишкой/куклой и т.п.» ). Игрушка указывает малышу на ошибки в одевании (например, пропущены отверстия при застегивании пуговиц, и поэтому кофточка съехала набок, или ботинки «смотрят в разные стороны» или забыл надеть носки). Но вот как эти ошибки исправить – игрушка не знает, хотя искренне сочувствует малышу. Это решает сам малыш вместе со взрослым. И исправляет допущенные ошибки.
В этом возрасте мы продолжаем приучать малыша раскладывать свою одежду по местам, объясняя, зачем это нужно. Мы показываем детям причинно – следственные отношения. Например: «Обувью мы ходим по земле, на них земля, песок. Нужно поставить их вниз, чтобы не запачкать другие вещи. Что будет, если мы их поставим наверх на полку? Песок и земля будет сыпаться, и запачкаются другие вещи». Или: «Какая у тебя красивая кофточка. Давай ее повесим аккуратно, чтобы она не помялась», «Кто бережет свою одежду, аккуратно ее вешает, тот выглядит всегда опрятно, красиво», «Не поставили на место туфельки – пришлось их долго искать, а могли бы в это время поиграть. Поэтому все вещи мы раскладываем на свои места».
Если мы помогаем ребенку выполнить действие при одевании (например, трехлетний малыш еще не может сам зашнуровать ботинки и просит ему помочь), то во время помощи обязательно разговариваем с малышом и показываем — объясняем ему способ действий: «Смотри, я взяла шнурок. Переложу его на другую сторону и просуну кончик в окошечко. А теперь ты мне дальше помогай и подсказывай, что делать. Куда надо переложить шнурок? Куда просунуть кончик? А что дальше будем делать?».
Такая ситуация, когда взрослый шнурует ботинки ребенку, а он в это время абсолютно не участвует в процессе, а вместо этого смотрит в окно, в планшет или в телевизор – недопустима!
Если мы разговариваем с малышом, то он постепенно запоминает что нужно делать, в конце концов обязательно захочет попробовать сам, и научится! Кроме того, разговаривая с ребенком во время одевания и раздевания, мы развиваем его речь, учим его вести диалог.
К 4 годам любой здоровый ребенок, если его учили одеваться, может сам застегивать все кнопки, молнии, пуговицы на своей одежде (кроме застежек на спине) и зашнуровывать ботинки, завязывая на них шнурки.
С 4 лет ребенок уже очень самостоятелен, освоил процесс одевания и раздевания, и мы начинаем особое внимание уделять культуре внешнего вида. Например, мы показываем малышке, что надо, надев платье, посмотреть на себя в зеркало, разгладить воротничок, складки на поясе, посмотреть, ровно ли завязан пояс, хорошо ли платье сидит. Приучаем использовать вежливые обращения: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается… Спасибо за помощь», «Разреши я тебе помогу» и другие. Если в семье есть малыш помладше, то поощряем помощь сатршего ребенка маленькому, воспитывая заботливость.
Примерно к 4 годам и позже ребенок может почистить свою одежду щеткой, следить за своим внешним видом (замечать неполадки и их самому исправлять). Например, он может заметить, что неправильно застегнул пуговицы (пропустил несколько отверстий) и исправить ошибку сам (без напоминания взрослого или его просьбы). Дети могут сами ставить сушиться промокшую обувь, рукавички, шапки в то место, которое у Вас отведено для этой задачи (в детском саду это специальный шкаф для просушки детских вещей – сушильный шкаф, дома – батарея или другое теплое место). Особое внимание обращаем на аккуратность складывания своей одежды, хвалим малыша именно за качество выполнения действия: «Как ты аккуратно одежду разложил. Она хорошо высохнет и не помнется».
С 5-6 лет дети могут протереть тряпочкой свою обувь, почистить щеткой, поддерживать порядок в своем шкафчике с одеждой (класть вещи каждую на своё место, протирать полочки от пыли).
Давайте обобщим, что же может малыш сделать сам в разном возрасте:
Еще о секретах одевания Вы узнаете в продолжении этой статьи — (часть 2). В ней Вы найдете советы по решению конкретных ситуаций: что делать, если ребенок медленно одевается, если он не может отличить правый и левый ботинок, не умеет надеть брюки и другие. Я предложу игры и интересные приемы решения этих проблем из своего опыта работы с малышами — дошколятами.
— вредные и полезные советы для родителей
Перед каждой мамой рано или поздно встает вопрос, как научить ребенка одеваться самому. Чаще всего это происходит, когда приходит пора отдавать малыша в детский сад. Отпуск по уходу за ребенком подходит к концу. Маме пора выходить на работу. Это значит, что каждое утро необходимо будить малыша и собирать его в сад, да еще успевать собраться самой. Если раньше мама могла тратить много времени на одевание ребенка, то теперь нет. Он должен научиться собираться в садик сам, причем быстро. В сад опаздывать нельзя, а тем более, на работу. Навык самостоятельного одевания прививают ребенку в возрасте 2 – 3 лет.
В определенный момент жизни ребенку надо научиться одеваться. Это умение пригодится, когда малыш пойдет в детский садик, и заботливой мамочки рядом не будетНавыки одевания у детей различного возраста
Каждый новый навык развивается у малыша не сразу, а постепенно. Не надо форсировать события. Доктор Мария Монтессори считает, что ребенку надо помочь самостоятельно получить новое умение. Так оно закрепится основательно и надолго. От взрослых требуется лишь доброжелательное поощрение и поддержка.
Понемногу осваивать самостоятельное одевание младенец начинает уже к 12 месяцам. Он стягивает с себя носочки и шерстяную шапочку. Похвалите его, в следующий раз сознательно подождите, пока он сам не снимет эти предметы одежды. В два года ребенок будет пытаться самостоятельно надеть носки и шапку. Пусть шапка наденется немного набекрень, ее всегда можно поправить. В этом возрасте человечек уже может сам снять с себя рейтузы, колготы и трусы. К 3 годам круг его навыков расширяется. Его удается научить:
- надеть и снять трусы и теплые штаны на резинке;
- надеть жилет без пуговиц, шапку, носки;
- надеть обувь без шнурков и застежек;
- снять с себя расстегнутую рубашку или кофточку;
- застегнуть уже вдетую в основание молнию на одежде и расстегнуть ее.
Уже к году малыши начинают самостоятельно раздеваться или других раздевать
К 4 годам умения приумножаются. Ребенок может:
- надеть на себя футболку и свитер;
- надеть рейтузы или брюки;
- застегнуть кнопки на одежде;
- раздеться самостоятельно.
Все эти навыки ребенку лучше проявлять под надзором взрослого человека, чтобы он помог, если что-то наденется наизнанку или задом наперед. Дети более старшего возраста, незадолго до поступления в школу, могут одеться и раздеться уже без присмотра родителей. Родители добиваются этого путем постепенного приучения малыша к самостоятельности с раннего возраста.
От простого к сложному – самый правильный путь обучения
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Когда ребенок только что научился ходить, ему открывается неведомый мир интересных предметов в квартире. Пусть он берет и рассматривает вещи, примеряет их. Убрать с его глаз надо только опасные с травматической стороны предметы. Главное, чтобы малыш был под надзором старших.
Во время одевания озвучивайте ваши действия. Приговаривайте: «одну ручку в рукав, другую ручку в другой рукав. Давай ножку, наденем на нее туфельку». Если вы все время будете пояснять свои действия, малыш будет лучше вас понимать. Во время следующего одевания он сам будет протягивать вам ручки и ножки. Примерно в 18 месяцев ребенок попробует сам снять с себя носки. Поднимаясь с горшка, он попробует натянуть самостоятельно штаны. Не торопитесь, дайте ему возможность проявить себя. Если действие получилось, похвалите его. Пусть штаны немного скособочены, это всегда можно исправить. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может сделать сам, и не скупитесь на похвалы.
Веселые игры помогут быстрее научить ребенка одеваться, так как сделают процесс интересным и занимательным
Двухгодовалый малыш сам пытается надеть трусы, колготы, штаны. Старайтесь, чтобы одежда была достаточно свободной и удобной для одевания. Широкие штаны надеть легче, чем колготы. Можно немного помочь маленькому человечку. Чтобы побудить его к действию, можно натянуть на него колготы не до конца. Он постарается подтянуть их сам. Если вам удастся только направить малыша по правильному пути, а не выполнять за него действия по одеванию, он быстро научится одеваться сам.
Более сложный этап – надевание маек и свитеров. Если малышу будет тесно в одежде, он застрянет в ней при одевании и разозлится. Это отрицательно скажется на его энтузиазме, пропадет интерес к процессу. Покупайте человечку одежду на размер больше, чтобы он легко ее надевал. Горловина у маек и свитеров должна быть свободной. Не вводите в обиход водолазки и другую облегающую одежду.
Считаемся с мнением малыша
Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.
Всем детям, а особенно юным модницам, нравится самостоятельно выбирать одежду. Поощряйте это и подсказывайте, если что-то не так
Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.
Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.
В случае, когда малыш сам не справляется с одеванием, помогите ему немного, чтобы он не начал злиться и не потерял интерес к процессу. Не стоит раздражаться или смеяться над малышом. Он все делает не идеально, но то, что у него получается, достойно вашей гордости. Забудьте про свой перфекционизм.
Приемы обучения
Взрослые не задумываются над процессом одевания, делая все механически. Малышу такая система не подходит. Чтобы приучить его правильно надевать на себя одежду, рассмотрите ее вместе с ним со всех сторон. Покажите ему, где у носка пятка, где у колгот швы, где у кофты перед и где зад, где изнанка, а где лицо. Покажите, как положить вещь перед собой, чтобы надеть ее правильно.
Ребенку сложно сразу запомнить, как правильно одевать все вещи, поэтому маме нужно объяснить, как правильно это сделать
Объясните ребенку последовательность надевания одежды и способ надевания каждой конкретной вещи. Раньше вы не задумывались, как надеть свитер, сначала рукава, потом горловину или наоборот. Как надеть брюки, сначала сидя, а когда из штанин выглянут ступни, то стоя? Где у кофты перед, а где зад, и как это определить? Горловину надевают через лицо или через макушку? Теперь все это придется обосновать и объяснить.
Иногда не помешает применить немного хитрости. Если вы упустили момент для обучения, и ребенок привык, что его одевают родители, и не хочет одеваться сам, попробуйте превратить одевание в увлекательную игру:
- Пусть ножки будут паровозиками, а брючины – тоннелями, по которым надо проехать.
- Устройте соревнования на скорость одевания. В этих соревнованиях малыш должен победить.
- «Забудьте», как правильно одеваться. Надевайте колготы на голову, а носки на руки. Пусть ребенок вас поправляет.
- Поиграйте в ручки и ножки. Пусть они говорят: «мне холодно, где же согреться?» или «ой, как страшно, хочу в домик».
Если вы умело организуете мотивацию, ребенок с удовольствием начнет сам одеваться. Постарайтесь помочь своему малышу.
Подготовив для ребенка шпаргалку одежды, вы поможете ему выстроить правильную очередность одевания
Как показала практика, малышу гораздо легче самому раздеваться, чем одеваться. Начните с раздевания – пусть годовалый малыш сам снимает носочки и шапочку. Если у него что-то не получается, немного помогите, но не до конца, чтобы он завершил процесс сам. Пусть ребенок учится справляться с трудностями. Не забудьте его похвалить.
Человечек может заволноваться от большого количества одежды, которую надо надеть. Имеет смысл поделить одежду на 2 части – ту, что надевает малыш, и ту, которую на него надевает мама (рекомендуем прочитать: ). По мере обучения перекладывайте из своей части одежды к малышу по 1 вещи. Делайте это до тех пор, пока ребенок не станет одеваться самостоятельно.
Для запоминания очередности надевания одежды можно сделать плакат – шпаргалку. Нарисуйте на нем предметы одежды в том порядке, в котором их надо надевать. При одевании помогите ребенку разложить одежду в нужном порядке. Пусть малыш проверит, правильно ли вы все разложили.
Для одевания утром перед детским садом приготовьте одежду для вашего дошкольника вечером. Разложите ее в том порядке, в котором она надевается на кресле или еще где-то, где она не будет никому мешать.
Чтобы малыш запомнил, где у вещи перед, приобретайте кофточки и брючки с карманами, с яркими принтами впереди. Если вещь одноцветная, сделайте на ней вышивку или аппликацию. Они не испортят одноцветную футболку, свитер или платье.
Приучая ребенка к самостоятельному одеванию в младшем возрасте, вы готовите его к быстрым сборам в школе
Маленькие хитрости
Идите на компромисс, когда ребенок готов закапризничать. Если он хочет надеть желтую кофту, а не синюю, не препятствуйте ему. Замена юбки на брюки или на сарафан могут предотвратить скандал. Когда ребенок не хочет сам одеваться, возможно, он не выспался или плохо себя чувствует. Договоритесь, что вы поможете ему – будете одевать правый рукав и правую брючину, а он – левую сторону.
Начиная с двух-трех лет, ребенок начинает отстаивать свое право делать все собственными усилиями. В это время можно попробовать развить такой важный навык, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Умение одевать одежду самому напрямую зависимо от развития мелкой моторики, которая отвечает за умственное развитие.
Если вы наблюдаете у вашего малыша стремление все делать самому, вам останется только поощрить его, и тогда вам не придется делать никаких усилий, чтобы заставить его чему-то учиться. Попробуйте следовать некоторым рекомендациям психологов, чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно.
Сначала тренируем навык самостоятельного раздевания, так как оно дается проще. Малыш, наблюдая за вашими действиями, уже к полутора годам сам, предвосхищая ваши действия, пытается снять шапку, варежки, носочки, а в два года уже способен снять штаны и кофту. Непременно похвалите его за каждое выполненное самостоятельно действие, поощряя к тому, чтобы малыш стремился все сделать сам. Вскоре он захочет и одеваться собственными силами.
От родителей требуется запастись терпением, ведь малыш все делает медленно и часто ошибается. Конечно, легче и скорее самой одеть малыша, чем ждать, пока он справится с неподдающейся застежкой или попадет в рукав. Однако ваше терпение окупится, и ребенок вскоре будет одеваться быстро и ловко. А пока можно лишь слегка помочь по его просьбе, зашнуровав ботинки или вывернуть колготки.
Ни в коем случае подвергайте критике действия ребенка, если он надел неправильно какую-то вещь. Если его оплошность не слишком очевидна, оставьте как есть. Главное - он оделся самостоятельно, у него есть повод для гордости. Похвалите его.
Если вы куда-то должны успеть в определенное время, то не стоит помогать малышу одеваться, лучше начать это делать заранее, дав ему дополнительное время на сборы. Вставайте чуть раньше, чтобы не лишать малыша возможности вовремя освоить понравившийся ему навык одевания.
Если малыш совсем не проявляет желания к одеванию, помогите ему, к примеру, надев лишь на одну ногу колготки или штаны и попросите продолжить самостоятельно. Предложите малышу самому снимать после прогулки одежду, которая ему поддается без труда. Если он почувствует, что процесс одевания-раздевания для него - не проблема, то с большей охотой будет за него браться.
Умение одеваться самостоятельно формируется не сразу, и ваша задача - помочь ребенку преодолеть сложности, показывая ему, как правильно надеть тот или иной предмет гардероба. Можно вызвать его на соревнование - кто скорее наденет куртку, футболку или сапожки.
Пусть малыш тренируется на игрушках, которые помогут ему скорее одолеть навык одевания. Это могут быть куклы с их многочисленными нарядами, а также игры-шнуровки, книжки с пуговичными застежками, карманы, липучки и завязки на специальном панно, которое поможет ребенку развить мелкую моторику рук, что будет кстати при навыке одевания.
Девочки обожают игры, типа показа модной одежды, сменяя наряды один за другим. Эта игра поможет им поскорее освоить навык одевания. Для мальчишек можно устроить соревнования «в тоннелях» -штанах, куда заезжают две «гоночные машины» -ноги.
При одевании малыша всегда проговаривайте выполняемые действия: надеваем левый рукав, затем - правый. Можно рассказывать стишки и поговорки, петь песенки и т. п. Если такой метод ребенку не нравится, можно пофантазировать, что ребенок - это сказочный персонаж, а одежда - необычная, принадлежащая, например, Буратино или Красной Шапочке, а сапожки - не просто обувь, а сапоги-скороходы.
Старайтесь заинтересовать ребенка в любом действии, будь то одевание или чтение книжек. Можно предложить малышу увлекательную прогулку, поставив при этом условие, чтобы он оделся сам. Затем обязательно похвалите его за успехи, и помогите, если требуется.
Дети - хорошие подражатели, поэтому действуйте вместе с ним, выложив рядом свою и его одежду, и предложите одеваться на скорость.
Если ребенок хандрит, пойдите на компромисс, соглашайтесь надеть ту одежду, что он сам выбрал, заранее приготовив несколько подходящих комплектов.
Подскажите, какую одежду одевать сначала, а какую - позже. Поначалу последовательность действий представляет для ребенка сложность. Можно на большом листе бумаги вырезать и приклеить вместе с ребенком предметы одежды, разложив их в том же порядке, в каком их нужно надевать, чтобы он скорее запомнил очередность. Одежда с рисунком на груди поможет малышу сориентироваться, где перед, а где спинка.
Возможно, для того, чтобы малыш научился одеваться самостоятельно, вам нужно будет перебрать его гардероб, выбрав вещи, легкие для освоения навыка одевания. Предметы гардероба могут быть на пуговицах, молнии, липучках и кнопках. Можно все эти элементы пришить на специальный стенд, чтобы ребенок смог тренироваться. Обувь лучше покупать на молнии или застежке-«велкро» (липучке), чтобы ребенок мог легко ее обуть. Горловина свитера или реглана должна быть не очень тугой и узкой, иначе малыш не справится, и это отобъет у него охоту одеваться самому. Поясните, что надевать горловину нужно, влезая в нее не лицом, а макушкой. Научите ребенка надевать штаны, рассказав, что начинают одевать их сидя, а продев ноги, встают и подтягивают до пояса.
Ребенок может отказаться одеваться потому, что ему не нравится его одежда. Возможно, ему в ней неудобно? Осмотрите «забракованную» им одежду, возможно у нее на изнанке есть царапающий ярлычок или слишком плотная резинка. И к тому же, даже малыши-дошкольники уже обладают собственным вкусом в нарядах, стоит к ним прислушаться.
При попытках обучения самостоятельному одеванию, сложите вещи ребенка в доступном для него месте, возможно, переместив на полку ниже. Поначалу предлагайте малышу одежду с минимумом застежек и других деталей, сложных для освоения. Показывайте на своем примере, как нужно надевать ту или иную вещь. Обязательно хвалите и поощряйте малыша, говоря, что он совсем уже взрослый, раз умеет одеваться сам.
Освоить полностью навык одевания дети смогут ближе к пяти годам. Самыми сложными для освоения будет завязывание шнурков и застегивание молнии. Тренируя ежедневно мелкую моторику рук самыми разнообразными занятиями, начиная от лепки и заканчивая сортировкой зерен, вы значительно приблизите успех.