Драматургия марло. Кристофер Марло – прерванный полет или жизнь под маской? Почему министр так поступил
Порой историческая правда об известных людях бывает достаточно неприглядной, идущей в разрез с нашими представлениями о том или ином гении. Совсем недавно университет Аберистуита, который находится в английском Уэльсе, обнародовал документы, проливающие свет на жизнь величайшего британского драматурга Уильяма Шекспира.
Согласно этим документам Шекспир добился в жизни успеха не только в труде писателя, поэта и драматурга, отличающегося завидной плодовитостью, но и в труде владельца земли и бизнесмена. Данные были озвучены Русской службой ВВС.
Оказывается Шекспир был обыкновенным… спекулянтом, который сколотил состояние на продаже зерновых в те годы, когда собирались плохие урожаи, когда народ голодал и стремительно нищал. Записи налоговой службы и местного суда того времени говорили о том, что он имел неплохой бизнес в течение пятнадцати лет. Его склады были полны пшеницы, ячменя и солода, которые он продавал за тройную цену тогда, когда на эти культуры был явный дефицит из-за неурожаев. Им было осуществлено множество торговых сделок, которые имели как законный, так и незаконный оттенок.
В результате в тысяча шестьсот тринадцатом году Шекспир смог закончить свою деятельность. В городе, где он жил, - Стратфорде-на-Эйвоне – он имел положение успешного владельца земли и объектов недвижимости. Ученые так же подсчитали его прибыль, что позволило им установить продолжительность его предпринимательской деятельности. Она составила двадцать четыре года. Так же доподлинно известно, что Уильям Шекспир, когда ему было всего восемнадцать лет, женился на Анне Хатауэй, завидной невесте и дочери местного зажиточного «купца». Она была старше поэта на восемь лет. "
Яндекс.Директ """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" И конечно:" Марло Кристофер
Имя Christopher “Kit” Marlowe Дата рождения 26 февраля 1564 г. Место рождения Кентербери Дата смерти 30 мая 1593 г. Место смерти Дептфорд Гражданство Англия Деятельность драматург Портрет студента работы неизвестного художника, обнаруженный при реконструкции Кембриджского колледжа Тела Христова. Имеющаяся на нем надпись позволяет предположить, что здесь изображен Кристофер Марло .
Марло Кристофер (тж. Марлоу, Кит) (англ. Christopher “Kit” Marlowe ) [ок. 26.02.1564, Кентербери - 30.05.1593, Дептфорд] - английский драматург XVI в., основоположник жанра высокой трагедии Возрождения в Англии.
Родился в семье сапожника, мастера цеха сапожников и дубильщиков. Не сразу в
семье нашлись деньги для того, чтобы дать Кристоферу начальные знания. С XVI в. в Королевской грамматической школе бесплатно обучали 50 мальчиков за счет церковных доходов.
В грамматическую школу Марло пошел только в 14 лет, на церковную стипендию, и изучал латинский и основы греческого языка, пение и стихосложение. В течение многих веков в Кентербери шли многочисленные паломники к могиле Томаса Бекета, непокорного архиепископа, убитого гонцами Генриха II . Там же находился дворец архиепископа, главы национальной церкви, обладавшего правом короновать английских монархов. Одним из самых ярких впечатлений Кристофера был приезд в Кентербери королевы Елизаветы . Две недели в городе присутствовали пышно одетые придворные, проходили торжественные процессии и праздники.
В университете Марло познакомился и подружился с Томасом Нэшем (Thomas Nashe, 1567 - ок. 1601), совместно с которым после окончания университета он напишет первую пьесу «Дидона, царица Карфагена» (“The Tragedie of Dido, Queene of Carthage”, 1587) - о любви Дидоны к Энею. Пьеса не пользовалась большим успехом. В эти же годы Марло сблизился с Томасом Уолсингемом (Sir Thomas Walsingham, ок. 1561–1630), племянником руководителя английской тайной полиции и члена Тайного совета сэра Фрэнсиса Уолсингема (Sir Francis Walsingham, ок. 1532–1590).Архиепископ Паркер учредил несколько стипендий для обучения уроженцев Кентербери в Кембридже и для подготовки их к духовной карьере. Это дало возможность Кристоферу продолжить образование. С марта 1581 г. он стал студентом Кембриджского колледжа Тела Христова. Университетская жизнь тех лет отличалась определенной вольностью нравов. Но для небогатых студентов правила были достаточно строгими. Их необходимо было неукоснительно выполнять, чтобы получать еженедельную стипендию размером в шиллинг. Нужно было обязательно посещать занятия, нельзя было носить длинные волосы и модную одежду.
В 1583 г. Марло получил степень бакалавра и стал готовиться к экзамену на степень магистра. Но в праве сдавать экзамен ему было отказано из-за частых пропусков занятий, связанных с поездками, маршрут и цель которых были неизвестны. Экзамен был сдан после извещения Тайного совета о том, что Марло оказывал услуги ее величеству королеве . После окончания университета Марло поселился в Лондоне, в районе Нортон Фольгейт - ближе к театрам и начал писать пьесы.
Подлинным триумфом было появление в театральном сезоне 1587–1588 гг. трагедии Марло «Тамерлан великий» (“Tamburlaine the Great”). В центре пьесы - титаническая личность, человек, ставящий перед собой грандиозные цели, что в эпоху Возрождения считалось единственно достойным человека. «Скиф безвестный, простой пастух», обладающий сильной волей и физической мощью, стремится создать огромную империю, стать повелителем мира. Он златоволос, «высок и прям <...> и так широк в плечах, что без труда он мог бы... поднять весь мир», «тугие мышцы длинных, гибких рук в нем выдают избыток гордой силы». «Свидетельствует мощь его и стать, что миром он рожден повелевать» (пер. Э. Линецкой). Великолепным исполнителем роли Тамерлана стал ведущий актер труппы Лорда-адмирала Эдвард Аллейн (тж. Эдвард Эллин; Edward Alleyn, 1566–1626), прекрасно передававший патетику нерифмованного пятистопного ямба, которым был написан текст. Белый стих Марло отличался живостью, конец фразы или синтаксического периода не всегда в нем совпадал с концом строки, что способствовало возникновению богатства интонаций.
Ко времени появления «Тамерлана» на королевском придворном театре и на сцене одного из самых дорогих лондонских театров - Блэкфрайерс - уже шла пьеса «Александр и Кампаспа», написанная придворным драматургом королевы Елизаветы Джоном Лили . В центре этой пьесы - Александр Македонский, стремившийся быть одинаково великим и на полях сражений, и в мирной жизни. Тамерлан поглощен лишь страстью к завоеваниям. Вместе с тем он - живой человек, способный любить. Но и в любовных грезах рядом с Зенократой он предается мечтаниям о грядущем могуществе. Монологи Тамерлана посвящены рассуждениям о человеческом величии и красоте. В сражениях он жесток и беспощаден. И уже зная, что его ожидает смерть, продолжает сражение и хочет подчинить своей воле даже недуг и смерть. Он желает быть победителем даже над естественным ходом вещей.
В первые же годы жизни в Лондоне Марло входит в кружок известного государственного деятеля, мореплавателя и поэта сэра Уолтера Рэли (тж. Рейли, Рали, Ралли; Sir Walter Raleigh, тж. Ralegh, ок. 1552/1554–1618), отличавшегося свободомыслием, атеизмом и казненного в 1618 г. по ложному обвинению в измене королю. Рэли объединял вокруг себя поэтов, был блестящим критиком и написал «Ответ нимфы», в котором показал нелепость пасторальных условностей в стихотворении Марло «Страстный пастух - своей возлюбленной». В кружке Рэли Марло познакомился с высоко им ценимым Томасом Хэрриотом (тж. Гарриот; Thomas Harriot, 1560–1621), выдающимся ученым-математиком, разработавшим многие положения алгебры и аналитической геометрии, состоявшим в переписке с Кеплером и применявшим телескоп для наблюдения за звездным небом. Свои новые впечатления и прежние наблюдения за университетской жизнью Марло воплотил в «Трагической истории жизни и смерти доктора Фауста» (“The Tragical History of the Life and Death of Doctor Faustus”, 1593), которую в современном английском литературоведении считают последней пьесой, написанной Марло. В ней воплотились размышления эпохи Возрождения о гранях между сомнением и ересью. В центре произведения - фигура доктора Фауста, неукротимого в своей жажде знания. Марло одним из первых введет в мировую литературу этот образ немецких народных книг, переведенных на английский язык и изданных в Англии в 1550 г. Фаусту кажутся невыносимыми любые ограничения, накладываемые на знания. Он готов отдать свою душу за абсолютное великое знание. Но он поражен тем, что даже Мефистофель не станет ему отвечать на все вопросы. Он не получит ответа на вопрос, кто создал мир, и упрекнет Мефистофеля: «Клялся ты на все вопросы давать ответы!» И Мефистофель ответит ему: «Коль нашу власть они не подрывают» (II, 1, пер. Е. Бируковой). Мысль Фауста окажется смелее и дерзновеннее мефистофелевской. Но Фауста не прельщает ограниченное знание. И теперь, чтобы удержать Фауста, необходимо вмешательство самого князя тьмы - Люцифера. Он ввергнет Фауста в вихрь событий. Некоторые сцены пьесы Марло построены по правилам моралите - жанра, в котором традиционно о судьбе героя спорили Порок и Добродетель. За душу Фауста борются Ангел и Дух, Старик и Мефистофель. Появляются и характерные для моралите аллегории семи земных грехов - Гордости, Алчности, Ярости, Зависти, Чревоугодия, Лености, Распутства. Но присутствие в пьесе такой мощной фигуры, как Фауст, выводит ее за рамки моралите и поднимает до высокой трагедии Возрождения .
Фауст сам выбирает между Пороком и Добродетелью. Он произносит слова: «Иль не хозяин ты души своей?» В финале Фауст выносит себе приговор, считая, что нет ему прощения прежде всего за то, что, обретя нечеловеческое знание, он забудет о своих великих замыслах и станет растрачивать его на пустые фокусы. Ему нет прощения и потому, что он увлекает на свой опасный путь людей, совершенно к этому неготовых. Комична по своей тональности сцена, в которой конюх Робин по магической книге вызывает Мефистофеля, сам не зная для чего. Мефистофель взбешен тем, что забавы ради должен был проделать путь из Константинополя, и забрасывает Робина шутихами. Буффонность этой сцены помимо веселья несет в себе и атмосферу страха: на что еще способен недостойный человек, в руках которого окажется легко добытое могущественное знание? О важности того, в чьих руках оказывается знание, в английской литературе будут писать Ф. Бэкон, Дж. Свифт, Г. Уэллс, О. Хаксли.
Не менее страшной силой обладают и деньги, и не менее важно, кто становится их обладателем. Марло сумел показать это в трагедии, которая подчас читается как гротескная зловещая комедия - «Мальтийский еврей» (“The Jew of Malta”, 1589). Центральный ее персонаж - ростовщик Варрава, зараженный «приятной красотой денег». Ему, занятому делом, некогда размышлять о нравственности или безнравственности своих поступков. Его увлекает свойство денег, которое задолго до появления науки, изучающей функции денег, опишет Марло: золото в процессе обмена умножает самое себя - «из ничего сперва создашь немного, потом побольше, а затем и много» (пер. В. Рождественского). Варрава готов погубить свою единственную и страстно любимую дочь, только бы не потерять ничего из своих богатств. Он сметлив только в накоплении. Когда герой видит, что люди, наделенные властью, могут у него отнять деньги, он рвется к власти путем предательства, лишь бы сохранить свое право распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Варрава поддерживает турок против ордена мальтийских рыцарей и старается сделать так, чтобы его враги истребили друг друга. Все это оборачивается гибелью для него самого. Возрождение требовало от человека более широкого взгляда на вещи. Герои Шекспира будут размышлять о том, что деньги - не высшая ценность в жизни. Варрава же будет и страшен, и смешон до отвращения.
В сезоне 1589 г. появилась и другая пьеса Марло - «Парижская резня» (“The Massacre at Paris”), в которой исследовалась проблема власти: в чьих руках она оказывается и какой ценой завоевывается. В ходе гражданской войны во Франции между гугенотами и католиками победу одерживает король-гугенот Генрих Наваррский. Католики изображены Марло вероломными, своекорыстными, заносчивыми и жестокими. Их глава - герцог де Гиз. Гугеноты сильны своей сплоченностью, одержимы идеей братства и мира. Это придает им определенное величие. С необыкновенным достоинством держится сын угольщика Рамус, прямо отвечающий на все обвинения.
Марло продолжил исследование этой темы в пьесе 1592 г., в основу которой взял сюжет из национальной истории, описанный в хронике Р. Холиншеда «Эдуард II» (“Edward the Second”). Находящийся на троне король Эдуард II, пользуясь своей властью, приближает к себе многочисленных фаворитов и осознает свою ничтожность лишь после того, как оказывается свергнутым с престола своим политическим противником Мортимером-младшим, который на словах действует во благо Англии, но, вступив на трон, оборачивается тираном и тоже свергнут с престола.
Через все произведения Марло проходит мотив судьбы, неподвластной рассудку, но тесно связанной с человеческими страстями. Эту же тему Марло старался развить в поэме «Геро и Леандр» - о богине, увлеченной пастухом. Когда две части поэмы были уже написаны, в Лондоне прошли волнения подмастерьев. В поисках прокламаций полиция учинила обыск в доме драматурга Роберта Кида, у которого была найдена рукопись с вольными высказываниями. Арестованный Кид скорее всего под пытками признался, что трактат был собственностью Марло. С той поры фортуна и милость властей трагическим образом отвернулись от эксцентричного писателя.
Предпосылкой к гонениям Марло со стороны властей и церкви могло стать его участие в вольнодумном кружке У. Рэли. Марло давно обвиняли в атеизме и множестве других грехов и даже попытались предать судебному разбирательству, вызвав 20 мая 1593 г. на заседание всемогущественного Тайного совета, но он так и не был заключен под стражу. Сыграли ли в данном случае его старые контакты и/или его прежние заслуги перед британской разведкой, но Марло отпустили, обязав ежедневно отмечаться в канцелярии Совета прежде, чем будет вынесен окончательный вердикт по его делу. И действительно, он дал подписку о невыезде из Лондона, но из-за очередной вспышки чумы отправился в портовый город Дептфорд, который находится приблизительно в трех милях от Лондона . Нового заседания Совета по его вопросу так и не состоялось, через 10 дней после первого заседания подсудимый был жестоко убит.
В это время Тайный совет получил дополнительные свидетельства вины Марло. Это был донос Ричарда Бейнса (Richard Baines, годы деятельности: 1568–1593), одного из его агентов и информаторов. Серьезность обвинений была настолько очевидна, что донос Бейнса передали самой королеве. Правда, этот донос поступил 2 июня, уже после смерти Марло, но в нем совершенно немыслимым образом говорилось, что поэт умер уже через три дня после получения Советом доноса. Эту путаницу можно объяснить результатом ошибки переписчика, который, очевидно, должен был, написать «за три дня до», но из-за загруженности или переутомления описался. Кроме Марло, в доносе Бейнса были названы сэр Уолтер Рэли и математик Томас Хэрриот . Содержался намек на целый ряд других высокопоставленных лиц, но из копии доноса, посланного Елизавете, имя Рэли было изъято.
30 мая 1593 г. он провел в компании трех людей из круга Уолсингема, а именно карточным шулером Инграмом Фризером (Ingram Frizer, ум. 1627), вором и мошенником Николасом Скирсом (Nicholas Skeres, 1563 - ок. 1601) и правительственным агентом Робертом Пули (Robert Poley, тж. Pooley, годы деятельности: 1568–1602) в таверне на улице Дептфордстренд, которая принадлежала некоей Элеоноре Булл (Eleanor Bull, ок. 1550–1596). В соответствии с протоколом, составленным следователем со слов свидетелей, они собрались в 10 часов утра, затем «пообедали и после обеда мирно прогуливались, бродили по саду, примыкавшему к указанному дому, вплоть до 6 часов вечера. Вслед за тем они вернулись из упомянутого сада и совместно поужинали». После ужина Марло улегся на кровать в своей комнате, тогда как трое его компаньонов уселись на скамейку спиной к своему знакомому. Инграм Фризер сидел посередине. Вскоре возник спор из-за того, кто будет оплачивать счет за обильную трапезу. Фризер и Марло не скупились на выражения, и вербальная перепалка вскоре перешла в потасовку между ними. Марло удалось выхватить из ножен кинжал Фризера, который висел у того на ремне за спиной. Его рукояткой он ударил Фризера по голове, чем нанес ему неглубокую рану. Фризер схватил за руку Марло и в соответствии с протоколом следователя Данби, которому было поручено расследование инцидента, «вышеупомянутым кинжалом стоимостью 12 пенсов нанес названному Кристоферу смертельную рану над правым глазом глубиной два дюйма и шириной один дюйм; от смертельной раны вышеназванный Кристофер Марло тогда же и на том же месте умер». Если подобное ранение действительно было нанесено Марло в тот вечер, вероятность того, что врачи конца XVI века могли бы спасти ему жизнь, ничтожно мала. Скорее всего Марло скончался не сразу, а спустя несколько часов и в жуткой агонии. Версий по поводу нелепой гибели драматурга достаточно много. Одни считают, что, предвидя свой арест, допросы и пытки, он сбежал на континент. Другие полагают, что Марло слишком много знал о деятельности тайной полиции и его показаний мог бояться сам Уолсингем, который и устранил его при помощи своих агентов.
Марло был похоронен на следующий же день на кладбище Дептфорда, могила не сохранилась. Ее величество королева Елизавета I подписала помилование убийце поэта меньше, чем через месяц, хотя за убийство при самообороне наказывали заточением по меньшей мере на полгода. Друзья Марло долго не знали обстоятельств его гибели, считая его жертвой чумы. Его университетский приятель, писатель Томас Нэш , узнав о смерти друга, сочувственно сказал: «Бедный покойный Кит Марло!». Школьный учитель Оливера Кромвеля проповедник и публицист Томас Бэрд видел в кончине поэта следы кары Господней: «В атеизме и нечестии не уступая прочим, о ком шла речь, равное с ними всеми понес наказание один из наших соотечественников, на памяти многих, именуемый Марлин, по профессии - ученый, воспитанный с юных лет в университете Кембриджа, но по обычаю своему драмодел и непристойный поэт, который, дав слишком много воли своему уму и жаждая скачки с отпущенными поводьями, впал (поделом) в такую крайность и ожесточение, что отрицал Бога и сына его Христа, и не только на словах кощунствовал над Троицей, но также (как достоверно сообщают) писал книги противнее, утверждая, что наш Спаситель - обманщик, а Моисей - фокусник и совратитель народа, что Святая Библия - лишь пустые и никчемные сказки, а вся религия - выдумка политиков. Но поглядите, что за кольцо Господь вдел в ноздри этого пса лающего...» (цит. по: Парфенов А. Т. Кристофер Марло // Марло К. Соч. М., 1960. С. 3).
Внезапная таинственная смерть Марло породила множество легенд и версий. Они нашли свое воплощение в художественной литературе, например, в новеллах Энтони Бёрджесса «Мертвец в Дептфорде» и Луизы Уэлш «Тамерлан должен умереть» . Ю. Нагибин в новелле «Надгробие Кристофера Марло» (сборник «Учитель словесности») разработал одну из наиболее поэтичных: почитатель таланта Марло убивает его, совершая геростратов подвиг, таким образом добиваясь, чтобы в надгробной надписи было запечатлено его имя (пусть в роли убийцы) рядом с именем его кумира.
В 2001 г. вышел телевизионный фильм Майкла Раббо (Michael Rubbo) «Много шума по существу» (“Much Ado About Something”), где относительно подробно изложена теория Хоффмана.
Дата публикации: 05.04.2016 18:29:28
Статью в Мою библиотеку
Кристофер Марлоу. Анонимная работа, 1585 г.
Вечером 30 мая 1593 года в портовом городе Дептфорде в гостинице вдовы Элеоноры Булл был убит человек...
Кристофер Марлоу (родился в 1564 году) был сыном простого сапожника. Однако это не помешало ему стать самым значимым драматургом своего времени.
Более того, можно сказать, что он был зачинателем современного английского театра: его пьесы* пользовались невероятной популярностью и привлекали огромное количество зрителей, что заложило фундамент для дальнейшего развития театрального искусства как успешного коммерческого предприятия. Конечно, без выдающихся талантов актера Эдварда Аллена и предприимчивости владельца театра «Роуз» Филлипа Хенслоу этого могло бы и не случиться. Но, к счастью, эти три человека оказались в одно время в одном месте.
Вероятно так выглядел театр «Роуз» в 1592 году.
Марлоу также был основоположником реалистической драмы (прежде на сцене ставились преимущественно пьесы религиозного и моралистического характера) и первым английским поэтом, который ввел в употребление белый стих, придав ему необыкновенную выразительность. Многие, кстати, полагают, что этот драматург превосходил талантом Уильяма Шекспира, но судьба, а вернее обстоятельства, не позволили ему в полной мере раскрыть свой потенциал. Так что проживи Марлоу лет на двадцать больше (он умер в возрасте 29 лет), не исключено, что именно он стал бы иконой английской культуры.
Однако вернемся к 30 мая 1593 года… В тот день примерно в 10 часов утра в портовом городе Дептфорде в гостинице вдовы Элеоноры Булл Кристофер Марлоу оказался в компании трех непростых личностей: Инграма Фризера (аферист), Николаса Скирса (вор) и Роберта Пули (агент разведки). Все трое были членами шпионской сети королевы Елизаветы I. Согласно официальным данным, эти четверо долго беседовали, затем гуляли по саду, после чего вернулись на ужин. Далее между ними завязался горячий спор по поводу выставленного счета. Марлоу вспылил, схватил нож и напал на Фризера. Но последнему удалось отобрать нож, который он в итоге вонзил поэту в глаз. Смерть наступила мгновенно.
Мемориальная доска на месте захоронения Кристофера Марлоу. Дептфорд.
Этот инцидент оставляет множество вопросов: зачем Морлоу понадобилось встречаться с этой шушерой; о чем они разговаривали в течение десяти часов; почему расследование провели с молниеносной быстротой; было ли это заказное убийство по политическим мотивам и, наконец, работал ли Марлоу на разведку?
Что касается причастности поэта к шпионской сети, то никаких сколь-нибудь весомых доказательств этому нет. Однако есть три сомнительных эпизода…
В 1584 году Марлоу получил бакалавра в колледже Корпус Кристи (Кембридж) и продолжил обучение на магистра. Но в период 1585-1586 гг. он часто отлучался, иногда на несколько недель. Так что в 1587 администрация учебного заведения сомневалась, присваивать ли молодому человеку степень, так как имелись подозрения, что Морлоу намерен поступить в католическую семинарию во французском городе Реймсе (иными словами, перейти на сторону противника протестантской Англии), где его якобы видели. Но Тайный совет (орган советников Ее Величества) потребовал присвоить поэту степень, заявив, что тот «славно поработал на благо королевы». О какой именно работе идет речь, не сообщается.
Корпус Кристи Коледж. Кембридж.
Тут следует отметить, что вторая половина XVI века была периодом труднейших испытаний для династии Тюдоров: во время своего недолгого правления королева Мария (Кровавая Мэри) восстановила в стране католическую церковь, но сменившая ее на троне Елизавета снова вернулась к протестантизму. Это настроило против Англии все католические державы (особенно Испанию - сильнейшее государство в те времена). Кроме этого, католики были и внутри страны, так что вероятность заговора с целью свержения режима была весьма высокой. Поэтому для предотвращения смуты власти создали мощную разведывательную службу. Наряду с этим Елизавета нуждалась и в качественной пропаганде. В связи с чем в 1583 году Фрэнсису Уолсингему было поручено организовать королевскую театральную труппу из самых талантливых писателей и поэтов. Поэтому не исключено, что в период своих отлучек из Кембриджа Марлоу проходил учебу или инструктаж под руководством опытных наставников. Однако кто-то подозревает, что он действительно ездил в Реймс в качестве шпиона.
Начальник разведки и контрразведки Англии Фрэнсис Уолсингем (1532-1590). Портрет работы Джона де Крица Старшего, ок. 1585 г.
Второй эпизод произошел в январе 1592 года: Марлоу был задержан во Флиссингене по подозрению в фальшивомонетничестве и причастности к деятельности одной из католических групп. На допросе он заявил, что ни в чем не виноват и ему, как сообщается, поверили. Более об этом случае рассказывать особенно нечего, потому как подробности неизвестны. Примечательно только, что, пока поэт находился в этом нидерландском городе, он делил квартиру с двумя правительственными агентами: Ричардом Бейнсом и Гилбертом Гиффордом. И это снова заставляет задаться вопросом: зачем талантливому парню, популярному драматургу, представителю, так сказать, богемы знаться с сотрудниками спецслужб?
И, наконец, третий эпизод. 12 мая 1593 года на улицах Лондона появились памфлеты с угрозами в адрес иммигрантов из Франции и Фландрии. Один из них, прикрепленный к дверям Нидерландской церкви, был написал пятистопным ямбом и содержал намеки на некоторые пьесы Морлоу. Власти потребовали найти автора. В результате был арестован драматург Томас Кид, в квартире которого во время обыска был обнаружен документ «атеистического содержания». Во время допроса, то есть под пыткой, Кид заявил, что бумага принадлежит Кристоферу Марлоу. Последнего вызвали на заседание Тайного совета (20 мая), но вскоре отпустили с уговором, что он будет регулярно приходить отмечаться (что довольно странно). Через десять дней поэт был убит.
Это практически вся имеющаяся информация о «темной стороне жизни» драматурга. Так что вопросы «за что», «по чьему распоряжению» и «был ли мальчик» останутся без ответа. Но тут есть и своя прелесть, потому что пробелы в биографии этого человека оставляют широкое поле для различного рода теорий и фантазий. Кто-то, например, полагает, что смерть Марлоу вообще была инсценирована и он продолжил творить на чужбине под именем Шекспир.
Такое происходит сплошь и рядом: из-за отсутствия или умышленного сокрытия сведений история жизни какой-нибудь примечательной личности нередко обрастает легендами (Шекспир, по мнению некоторых, был псевдонимом группы поэтов из знати, а Ким Ир Сен мог одновременно находиться в нескольких местах). Одним словом, люди любят теории заговора и всяческие гипотезы о закулисных играх сильнейших мира сего.
Но как бы ни была загадочна судьба Кристофера Марлоу, одно нам известно наверняка: 30 мая 1593 года оборвалась жизнь очень талантливого человека, и это прискорбно.
*Пьесы Кристофера Марлоу:
«Тамерлан» («Tamburlain», около 1587)
«Доктор Фауст» («Doctor Faustus», около 1588—89)
«Мальтийский еврей» («The Jew of Malta», 1589)
«Эдуард II» («Edward II», 1592)
«Парижская резня» («The Massacre at Paris», 1593
Кристофер Марло, английский драматург и поэт, родился 26 февраля 1564 года в Кентербери в семье сапожника.
Он был хорошо образован, учился в Кембриждском университете, где, как полагают, был завербован на секретную службу. Сапожное ремесло не привлекало выпускника Кембриджа, так что отцу Кристофера пришлось смириться с тем, что сын не собирается продолжать его дело.
После окончания университета в 1587 г. Марло уехал из Лондона и стал работать драматургом при театре Лорда Адмирала.
Его первое сценическое произведение "Тамерлан Великий" было поставлено в 1587 г. Кроме того, известны такие его произведения как пьеса "Трагическая история доктора Фауста" и историческая хроника "Эдуард II". Творчество Марло оказало огромное влияние на Шекспира. Предполагают даже, что он был соавтором Шекспира в некоторых его ранних пьесах.
Помимо сценического жанра, Марло удачно применял свои таланты в поэзии, известна его поэма "Геро и Леандр", а также великолепный перевод "Любовных элегий" Овидия.
Марло вел бурную жизнь. Он оказался под подозрением в совершении убийства в драке и был заключен в тюрьму. Выйдя из заключения, к счастью непродолжительного, Марло столкнулся с обвинением в атеизме. Поводом к нему послужило признание драматурга Томаса Кида, который, находясь под следствием, во время невыносимой пытки оговорил своего соратника. Весной 1593 года Кид был казнен, а королевский Совет, основываясь на его показаниях, приготовил указ об аресте Марло.
Однако еще до того, как арест должен был совершиться, Марло погиб от удара кинжалом, нанесенным в пьяной драке одним из его друзей, Инграмом Фризером. Убийство Марло произошло 30 мая 1593 г. в таверне в Дертфорде. Его трагическая гибель стала причиной слухов о том, что он был убит наемным убийцей из-за причастности к секретам английской разведки.
Кристофер Марло внес истинную поэзию в английскую драму эпохи Возрождения. Он преобразовал драматическое искусство в первую очередь тем, что поднял его на высоту поэзии. Марло обнаружил подлинный трагизм не во внешних обстоятельствах, а во внутренних душевных противоречиях, кипящих в душевном котле исполинской личности.
Биография
Юность
Марло родился в один год с Шекспиром (1564) в семье сапожника из Кентербери . До 1580 года посещал местную школу, где изучал латынь, основы греческого языка, а также пение и стихосложение. Затем с марта 1581 года как стипендиат архиепископа Паркера учился в Кембриджском университете . В Кембридже Марло сблизился с Томасом Нэшем и Томасом Уолсингемом, племянником члена Тайного совета Ф. Уолсингема . Марло окончил Колледж Тела Христова в Кембриджском университете, став бакалавром (1584), а затем - вероятно, по протекции Уолсингема-старшего - магистром (1587).
Связь Марло с Уолсингемом, по-видимому, объясняет вольности в его поведении ещё во время учёбы в Кембридже. Например, с середины 1584 года в документах университета отмечаются продолжительные отлучки Марло. Однажды он побывал в родном Кентербери, но куда он ездил в остальных случаях (например, с февраля по июнь 1587), точно неизвестно. Тайный совет потребовал от руководства университета допустить Марло к выпускным испытаниям, ссылаясь на то, что «он хорошо поработал на благо королевы» во время пребывания на континенте . Предполагается, что Марло собирал во Франции сведения о деятельности английского католического подполья во Франции, пытавшегося бросить вызов протестантскому режиму королевы Елизаветы I . По возвращении с континента Марло стал тратить крупные суммы на выпивку и хороший стол .
В 1592 г. Марло был задержан властями Соединённых провинций в портовом городе Флиссингене и обвинён в фальшивомонетничестве . Его выслали в Англию, где он должен был предстать перед лордом Бёрли ; по возвращении на родину никаких обвинений ему предъявлено не было. Биографы Марло связывают этот эпизод с его разведывательной деятельностью .
Марло в Лондоне
Пользуясь своими обширными связями, Кристофер Марло переехал в Лондон, где занялся активной литературной деятельностью. Он сблизился с т. н. «университетскими умами», кругом драматургов, писавших для общедоступного театра, куда входили поэты Д. Лили , Т. Нэш, Р. Грин , Дж. Пил и Т. Лодж . В английской столице за ним закрепилась репутация курильщика, распутника, скандалиста, дуэлянта, колдуна, вольнодумца и содомита . Тогда же была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух», которая пользовалась таким колоссальным успехом, что Марло вынужден был написать её продолжение (чего раньше на лондонской сцене не случалось) . В этой пьесе в полной мере проявился вкус Марло к напряжённой экспрессии, к живописной экзотике и сценическим эффектам.
Приблизительно с этого времени его отношения с правительством резко меняются. Вольнодумный кружок У. Рэйли , в который вступил Марло, не был на хорошем счету у правительства. Считалось, что там проводились некие кощунственные обряды. В мае 1593 года в Лондоне произошли волнения, в которых участвовали католики и протестанты. В городе распространялись памфлеты с выпадами против рабочих-иммигрантов из Фландрии. Тайный совет искал авторов этих воззваний среди лондонской литературной богемы. Были произведены обыски, в том числе на квартире, которую Марло делил с драматургом Томасом Кидом . Среди его бумаг были обнаружены заметки, содержащие крамольные и даже атеистические высказывания, как то: «Кто не любит табака и мальчиков - дураки» и «Евангелист Иоанн делил ложе с Иисусом » .
Убийство
Кид, помещённый в тюрьму, под пытками показал, что бумаги принадлежали Марло и остались от совместной работы над пьесой два года назад. Был или не был Марло тайным агентом, формально совет должен был допросить его, тем более что королева оставила на рапорте резолюцию: «Довести расследование до конца» . Поэта, гостившего у Томаса Уолсингема в поместье Скедбери (Кент), вызвали на заседание Тайного cовета 20 мая 1593 г., но не арестовали, а лишь велели каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу. Однако допрос, вероятно, не состоялся, так как через 10 дней Марло убили.
Марло был зарезан в таверне Дептфорда 30 мая г. В последний день своей жизни Марло обедал в таверне с компанией подозрительных личностей: Инграмом Фризером, Николасом Скирсом и Робертом Пули. Есть основания считать, что эти люди были связаны с секретными службами . После между ними возникла ссора. Марло выхватил из рук Фризера кинжал и нанёс тому несколько ударов. Фризер пытался вырвать оружие из рук Марло, в потасовке кинжал вонзился над правым глазом Марло и прошёл прямо в мозг. Его тело было предано земле 1 июня там же.
По поводу обстоятельств и причин смерти поэта до сих пор существуют противоречивые версии. Некоторые исследователи считают, что бытовая ссора, приведшая к фатальному исходу, была подстроена. По этой версии поэт намеревался улизнуть из Англии через Дептфорд, но правительство решило помешать этому ввиду его причастности к секретам английской разведки.
В этом деле действительно много странного, начиная от путаницы с точной датой смерти поэта (по одним данным - 30 мая, по другим - 1 или 2 июня) до имен убийц (их имена несколько раз менялись, а основные подозреваемые - Фризер, Скирс и Пули - считались агентами секретной службы, что и помогло им впоследствии уйти от наказания). Расследование преступления велось крайне неопрятно. Вердикт судьи гласил, что Фризер действовал в пределах самообороны . Складывалось впечатление, что власти хотят быстрее замять это дело.
Марло и Шекспир
Кристофер Марло - единственный современник, которого Шекспир прямо цитирует в одном из своих сочинений . Когда в Лондоне был опубликован памфлет, поносивший Марло и Шекспира за дурновкусие, оба поэта парировали обвинения лёгкими эротическими поэмами в классицизирующей, овидиевской манере («Геро и Леандр» Марло и «Венера и Адонис» Шекспира). Есть мнение, что в пьесе «Убийство Гонзаго», которую ставит Гамлет (т. н. сцена мышеловки), Шекспиром спародирован стиль монологов Марло .
Ссылки
- Черноземова Е. Н., Захаров Н. В. Марло Кристофер . Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира» (2012). Архивировано из первоисточника 12 мая 2012. Проверено 2012-02-29 (Архивировано WebCite®).
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Писатели по алфавиту
- Умершие 30 мая
- Умершие в 1593 году
- Родившиеся 16 февраля
- Родившиеся в 1564 году
- Убитые писатели
- Драматурги Великобритании
- Елизаветинцы
- Драматурги XVI века
- Поэты Великобритании
- Английские поэты
- Переводчики поэзии на английский язык
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Жан де Жуанвиль
- Маккавеи
Смотреть что такое "Марло, Кристофер" в других словарях:
МАРЛО Кристофер - (Marlowe, Christopher) КРИСТОФЕР МАРЛО (1564 1593), английский поэт и крупнейший после Шекспира драматург елизаветинской эпохи. Родился в феврале 1564 в Кентербери (графство Кент). Его отец, Джон Марло, по профессии сапожник, был почетным… … Энциклопедия Кольера
На этом портрете неизвестного художника, созданном в 1585 году, может быть изображен Кристофер Марло, которому тогда был 21 год
Wikimedia Commons
Вопрос о границах шекспировского канона - составе стихотворений и пьес, созданных Шекспиром, - всегда вызывал многочисленные споры среди шекспироведов и просто любителей творчества английского драматурга. При жизни Шекспира отдельными изданиями в формате кварто (в одну восьмую часть листа) вышло 18 принадлежащих ему пьес, включая вторую и третью части «Генриха VI» - правда, обе пьесы печатались без указания авторства, как это было принято в начале и середине 1590-х годов.
После смерти Шекспира, в 1623 году, друзья и коллеги драматурга по театральной труппе выпустили собрание его сочинений - «Мистера Шекспира комедии, исторические хроники и трагедии», или так называемое Первое фолио (большое издание размером в половину стандартного листа бумаги). В него вошли, помимо 18 уже опубликованных пьес, еще 18 произведений. Именно Первое фолио считается наиболее авторитетным в вопросе об определении шекспировского авторства: издатели хорошо знали Шекспира и его творчество, так как сами в течение многих лет принимали участие в постановках его пьес.
Впоследствии к указанным 36 шекспировским пьесам были добавлены еще две: поздние трагикомедии «Перикл» и «Два знатных родича», написанные в соавторстве с Джоном Флетчером, преемником Шекспира в качестве штатного драматурга труппы «Слуги короля». Известно также, что в 1613 году «Слуги короля» играли еще одну пьесу Шекспира и Флетчера, от которой сохранилось только название - «Карденио». Текст этой романтической трагикомедии, созданной по мотивам вставной новеллы из романа Сервантеса «Дон Кихот» (первая часть романа вышла по-испански в 1605 году и в английском переводе - в 1612-м), по-видимому, был утрачен, однако в 1727 году известный издатель Шекспира Льюис Теобальд предъявил пьесу под названием «Двойное вероломство», которую назвал собственной адаптацией подлинной пьесы Шекспира и Флетчера о Карденио. «Двойное вероломство» было поставлено в театре и имело успех, однако рукописей, по которым Теобальд якобы делал адаптацию, он никому не предъявил несмотря на обвинения в подделке, которым подвергся со стороны скептиков. В свое собрание сочинений Шекспира, выпущенное в 1733 году, Теобальд «Двойное вероломство» не включил, и статус этой пьесы до сих пор остается спорным.
Считается также, что Шекспир принимал участие в работе над пьесой «Томас Мор», которая, однако, так и не была допущена цензором до постановки. Почерк D в сохранившейся рукописи «Томаса Мора» специалисты называют автографом самого Шекспира, хотя это и не доказано достоверно. Наконец, под вопросом остается участие Шекспира в создании ряда других дошедших до нас пьес начала 1590-х годов: в то время соавторство драматургов было широко распространено, причем Шекспир, будучи новичком в театральном мире, вряд ли мог претендовать на право самостоятельно работать над целыми пьесами. Так, существует версия, что вторую часть «Генриха VI» Шекспир создавал совместно с Робертом Грином и лишь потом переделал ее самостоятельно, переписав по собственному вкусу, - якобы именно это подвигло уже умиравшего тогда Грина включить в свой последний памфлет раздраженные строки о «выскочке-вороне», украшенной «нашими перьями» (современники легко узнали в объекте сатиры Шекспира).
Эту группу из 23 шекспироведов возглавляют четыре главных редактора: Гэри Тейлор из Университета Флориды (США), Джон Джоуэт из Шекспировского института при Бирмингемском университете (Великобритания), Терри Боурус из Университета Индианы в Индианаполисе (США) и Гэбриэл Игэн из Университета Де Монфорта в Лестере (Великобритания). Издание будет состоять из четырех частей: в первом томе будут представлены все пьесы и поэтические произведения Шекспира в современной орфографии, снабженные комментариями и другим научным аппаратом, необходимым современному читателю; во второй том войдут те же произведения, но в оригинальной орфографии, а также другие документы эпохи, отражающие историю издания шекспировских текстов; третий том будет содержать пространные исследования относительно авторства каждого произведения, представленного в двух предыдущих томах; наконец, четвертая часть издания - онлайн-платформа, объединяющая все эти материалы и открывающая к ним доступ через интернет.
По словам Гэри Тейлора, которого цитирует Guardian, он и его коллеги пользовались современными компьютерными статистическими методами, которые помогли им установить набор наиболее характерных слов из лексикона каждого известного драматурга того времени. Так, по его данным, Шекспир чаще кого-либо другого в 1590-х годах употреблял такие общераспространенные слова, как tonight, beseech, gentle, answer, spoke. В свою очередь, Кристофер Марло, согласно этим подсчетам, чаще всего использовал слова и выражения familiar spirit, cull out, oh hold me, see, forsake me, curse, ugly, change и т.д. Помимо частотности отдельных слов, ученые учитывали их взаимное расположение; по словам Тейлора, речь идет о глубоком статистическом исследовании комбинаций слов.
Шекспир и Марло были ровесниками (родились в 1564 году), выходцами из провинциальных семей ремесленников: отец Шекспира был перчаточным мастером из Стратфорда-на-Эйвоне, а отец Марло - членом цеха сапожников из Кентербери. Благодаря помощи местного епископа Марло сумел не только закончить грамматическую школу (то же сделал и Шекспир), но и получить университетские степени (Шекспир в университете не учился). Марло раньше Шекспира начал сочинять для сцены, и его перу принадлежат несколько трагедий, оказавших важное влияние на других драматургов того времени: две части «Тамерлана Великого», «Мальтийский еврей», «Парижская резня», «Эдуард II», «Доктор Фауст». Шекспир находился под влиянием Марло и, по-видимому, сам начал влиять на него, но их соперничество внезапно закончилось в 1593 году, когда Марло был убит в трактирной ссоре в Дептфорде. В пьесе «Как вам это понравится», написанной после его смерти, Шекспир единственный раз за всю свою карьеру процитировал стихи другого поэта - ими стали строчки из поэмы Марло «Геро и Леандр».
В середине ХХ века появилась версия , согласно которой Марло не был убит, а лишь имитировал свою смерть, чтобы потом всю оставшуюся жизнь писать пьесы и выдавать их за творчество Шекспира. Как и другие подобные антишекспировские версии, она давно считается несостоятельной. Новое исследование Тейлора и его коллег лишний раз подтверждает этот вывод.
Дмитрий Иванов