Средства и методы художественно технического оформления издания. Московский государственный университет печати
Шрифт - представляет собой графическую форму определенной системы письма.
Гарнитурой шрифта называют - комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера (Times, Arial).
Графическое строение буквы включает в себя: основной штрих, соединительный штрих, засечка, внутрибуквенный просвет, дополнительный штрих, надбуквенный знак, выступающий элемент, точка, свисающий символ.
Классификация шрифтов
Выбор шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. Выбор шрифта определяет выбор способа печати.
Шрифты характеризуются:
1. Графической основой знака письменности. (комплекс знаков, необходимый для, воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом…)
2. Рисунок шрифта характеризуется отношением толщины основных и соединительных штрихов, а так же наличием или отсутствием засечек.
3. Начертание шрифтов характеризуется по насыщенности, по наклону основных штрихов, по характеру заполнения штрихов
4. Размером
Первая группа рубленных шрифтов. К этой группе относятся шрифты не имеющие засечек (журнальная рубленная, газетная рубленная, плакатная, Arial) н
Вторая группа шрифтов с едва наметившимися засечками. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (акцидентная. темингатера, октябрьская)
Третья, медиевальных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов (похоже на треугольник) преимущественно с наклонными осями округлых букв (Лазурская, Times) н
Четвертая группа, обыкновенных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами, с удлиненными засечками, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом (обыкновенная новая, обыкновенная, елизаветинская)
Пятая группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом (брусковая газетная, Балтика)
Шестая группа новых малоконтрастных шрифтов. Они имеют малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом (школьная, академическая, журнальная)
Седьмая группа дополнительных шрифтов. Это шрифты построение и характер рисунка которых сильно отличается от шрифтов 6-ти основных групп.
ИСТОИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШРИФТОВ
Самым ранним письмом у всех народов была пиктография (рисунчатое, образно-картинное письмо, в котором определенные события изображались в виде примитивного и условного рисунка).
На смену рисунчатому письму пришло письмо слоговое - иероглифы, ими пользуются египтяне и до сих пор.
В Передней Азии получило распространения клинописное письмо. Начало этому письму положили шумеры. Это письмо было пиктографическим и частично напоминающее древнеегипетскую иероглифику.
Развитие алфавита. Большинство версий сводятся к тому, что алфавит изобрели финикийцы, а греки в дальнейшем его применяли (8-7 вв. до н.э.) Направление в начале было справа налево. У греков переходным звеном было письмо «бычий шаг» (до 4 в. до н.э.)
Фонетическое письмо - это письмо где каждый звук изображается отдельным знаком.
Греческое капитальное письмо характеризуется прямыми линиями. Римский капитальный шрифт был заимствован у греков. Этот шрифт приобрел засечки, в шрифте появляется умеренная контрастность. Римское капитальное письмо подобно греческому, не было разделено на слова и предложения. Иногда слова разделялись маленькими значками.
Рукописный шрифт к началу нашей эры изменился и принял функциональную и уникальную форму.
Уникальное письмо в соединении с бытовавшим тогда в житейской практике римским курсивом образовало полуунциал. В нем появились буквы с верхними и нижними удлинениями, что является первой ступенью перехода к строчным буквам.
В I в. н.э. вместе с употреблением пергамента книга принимает современный вид и называется кодексом.
В IX-X вв. упадок культуры сменился новым подъемом просвещения, под названием «каролингский ренессанс». Был выработан новый рисунок - каролингский минускул. Рисунок шрифта светлый и ясный. Здесь уже появляется четкое деление на слова и предложения. Затем характер минускулов начинает меняться, вертикальные штрихи сближаются, округлые формы букв надламываются и становятся вертикальными, буквы делаются более узкими и высокими. Шрифт уплотняется и становится темнее. Новый шрифт назван готическим.
Сильное сближение или даже соединение отдельных букв называлось лигатурой.
Появляется шрифт Антиква, которая была основана на римском капитальном шрифте (распространены прямая и наклонная антиква).
В XV в. в Европе было изобретено книгопечатанье (Иоганн Гуттенберг). Первая книга была отпечатана готическим шрифтом. Чуть позже в конце XVв. Использовали шрифт более удобный - Антиква.
В конце XIX- начале XX в.в. произошли большие перемены в мире шрифтов. Появляется шрифт - гротеск (не имеющий засечек), также создан египетский шрифт с толстыми засечками в виде брусочных штрихов. В XX в. много создавалось декоративных шрифтов.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУСКОГО ШРИФТА
Самым древним русским подчерком, имевшим распространение в церковных книгах в период Киевской Руси был устав. Устав отличался четкостью и строгостью букв, рисунок которых хорошо сочетает в себе прямолинейные элементы с другими - окружностями и овалами.
В IX в. существует два алфавита: глаголица и кириллица. В XIV в. на смену уставу приходит полууставное письмо. Полууставом стали пользоваться писцы (заказные книги). В полууставе строение букв менее последовательно, чем в уставе: полуустав был мельче и проще, в нем допускались не только наклон, но и соединение букв друг с другом. Одни и те же буквы могли иметь различные начертания. Так же вводились различные сокращения.
Со второй половины XIV в получил широкое распространение еще один подчерк - скоропись. Это наклонное письмо, отличающееся затейливым начертанием букв, с применением всевозможных дополнительных значков, затрудняющих чтение написанного. Для заглавий разделов и частей в книге применялся специальный вид письма - заголовочный подчерк, или русская вязь. Вязь - слитный узор, сильно вытянутых в высоту, и переплетенных между собой букв. Русская вязь достигла большого расцвета при Иване Грозном. Заголовочная вязь всегда выполнялась киноварью или золотом. В книгах того времени часто применялись буквицы (инициалы), которые располагались на спусковой полосе. В XVIII веке происходит большой перелом в развитии шрифта, появляется гражданский шрифт. В России в XVI в. появилось книгопечатанье (Иван Федоров)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА ШРИФТА
1. Удобочитаемость.
Основные свойства, влияющие на удобочитаемость шрифта:
a. особенности рисунка буквы (округлые читаются лучше прямолинейных);
б. особенности графической основы буквы (связано с алфавитом);
в. внутренний просвет (чем больше, тем легче воспринимается буква);
г. наличие или отсутствие засечек - направляют чтение (неудобочитаемы слишком толстые засечки);
д. соотношение основного шрифта к дополнительному (лучший контраст 1:2);
е. пропорции буквы (отношение ширины буквы к высоте) наиболее удобные 1:1 (с преобладанием вертикали);
з. размер.
2. Единство формы и содержания (образность шрифта).
Единство формы шрифта и содержания текста проявляется в отношении формы рисунка букв к содержанию написанного.
3. Организация ритмического строя.
Ритм в шрифте бывает простой и сложный.
4. Цветовая насыщенность.
Выбор шрифта конкретной цветовой насыщенности влияет на эмоциональное воздействие надписи.
5. Пропорциональность всех буквенных элементов.
Наиболее гармоничное соотношение в тех буквах, у которых соотношение приближено к середине.
6. Стилевое единство.
Под стилевым единством подразумевается выдержанность надписи в едином графическом стиле.
7. Целостность.
На целостность влияет:
а. рисунок буквы
в. межбуквенное расстояние
8. Логическая связь рисунка букв с техникой их исполнения.
По технике исполнения шрифты бывают рукописными, рисовальными, электронными.
Оптические иллюзии в шрифте
Оптические иллюзии в шрифте бывают линейными и пространственными.
Линейные иллюзии связаны с оптическими изменениями линейных размеров шрифта. Пространственные иллюзии связанны с изменениями восприятия объема буквы.
ОРНАМЕНТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ
Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее те или иные предметы (книги, шкатулки, мебель…) Форма орнамента не может быть выбрана вне зависимости от формы оформляемого предмета. Содержание рисунка связанно с назначением украшаемого объекта. Существует два вида орнамента, бесконечный и замкнутый.
У орнамента обязательно есть мотив. Мотив - повторение фигур в орнаменте по своему характеру.
Мотивы делятся на:
неизобразительные: изобразительные: (геометрические, (растительные, животные, негеометрические) человеческие, предметные).
Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линией, треугольник, квадрат, круг и т.д.
Меандр - орнамент в виде ломаных под прямым углом не пересекающихся между собой линий (Др.Греция, Египет)
Бордюр - орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (кривой линии).
Сетчатый орнамент образуется путем повторения мотива вдоль двух-трех и более осей переноса.
Негеометрический мотив не отличается геометрической ясностью, имеет причудливые формы пятен, мазков, росчерков… К неизобразительным мотивам относится текстура.
Растительные мотивы включают в себя изображения ветвей, листьев, цветов и т.д. Изображается растительный мотив в естественном или стилизованном виде. Стилизованное изображение формы - значительно обобщенные формы: растений, птиц, животных. Популярными мотивами в Др. Египте было рисование папируса и лотоса. В Др. Греции - пальметта. В Малой Азии - гранат и пальма…
Животные мотивы - изображения представителей реальной фауны, а так же фантастических существ, в виде драконов, сирен, феникса, химер, грифонов и т.д. Орнамент со сказочными животными принято называть тератологическим (чудовищным) пример -жук скарабей (Др. Египет)
Человеческие мотивы в орнаменте не редкие явления, но подобно животным мотивам по составным элементам комплексного узора.
Предметные - могут формироваться из всех предметов материальной культуры, изображаются атрибуты труда, ремесел…
Ритм в орнаменте
Ритм в орнаменте - повторение одинаковых мотивов или чередование разнородных фигур иногда с прогрессирующим убыванием или нарастанием каких-либо качеств.
Принципы ритмического построения орнамента
2. Чередование (по цвету, по форме, по размеру)
3. Прогрессия (по цвету, по форме, по размеру, по углу оборота)
КОМПОЗИЦИЯ
Композиция (лат. «сочинение, составление, расположение») - процесс сочинения художником произведения, составление его частей во взаимосвязи друг с другом.
Художественный образ - главное зерно композиции.
Основные законы композиции:
1. Закон единства содержания и формы.
Создавая художественный образ, художник воплощает содержание в материальную форму, пользуясь при этом изобразительными и композиционными средствами. Все изобразительные средства подчинены главному, раскрытию содержания. Они сообщают картине цельность, внутреннее единство и дают возможность сразу найти в ней основное. (Васнецов «Богатыри»)
1. Закон цельности.
Этот закон требует подчинения всех элементов и частей произведения единому идейному замыслу. В станковой живописи, необходимо, соблюдение цельности пространства, колорита и тоновых отношений (Суриков «Боярыня Морозова»)
2. Закон типизации.
Это один из наиболее важных законов создания художественного образа. При использовании этого закона создаются типические образы представителей разных классов и сословий: рабочие, крестьяне, духовенство…(Перов «Тройка», Ярошенко «Кочегар», Репин «Отказ от исповеди»)
3. Закон контрастов.
Контрастные отношения означают резко выраженные различия предметов их свойств и качества. Контрасты являются основой выразительности изображения.
Контраст
Законы композиции объективны, т.к. они действуют независимо от особенностей художественных школ, направлений, течений и творческих особенностей отдельных художников. Они неотъемлемы от природы искусства. Рассмотренные законы действуют на всех этапах творческого процесса, т. е. существуют не изолированно друг от друга, а тесно связаны между собой на всех этапах работы над композицией.
КОМПОЗИЦИЯ В ОФОРМЛЕНИИ КНИГИ
Композиция в оформлении книги является общей для изобразительного искусства, но и имеет некоторые особенности. Природа иллюстрации связана с жанром и стилем литературного слова. В наиболее верном понимании сущности оформления книги является синтез слова и изображения. Здесь действует один из главных законов композиции, закон цельности. Невозможно создать оформление без законов контраста, жизненности и новизны.
Композиция играет большую роль при выборе:
1. Формата издания
Форматом издания называется его размер, по ширена и по высоте. От формата издания зависит: а) удобочитаемость книги, для взрослых легко читаются строки 8-9 см, для детей желательно больше длинна строки.
б) издательская себестоимость издания, в зависимости от формата меняется и количество необходимых переплетных материалов, и объем некоторых изданий.
2. Разворота и формата полосы
При определении размера полосы, прежде всего, сталкиваются с тем, что вся полоса набора обладает определенной цветовой силой и зрительной тяжестью. Основная и почти единственная форма полосы - прямоугольник.
Правила сохранения прямоугольника полосы
1. Избегать в конце строки таких знаков препинания как «-» и «….»
2. Нельзя оставлять вверху полосы неполную (висячую) строку, т.к. этим нарушается цельность правого верхнего угла прямоугольника полосы.
3. Желательно не оставлять внизу полосы абзацную строку.
4. Желательно не оставлять внизу полосы строку состоящую из нескольких букв; последняя строка полосы по возможности не должна быть меньше половины ширины набора; следует обращать внимание на соотношение пробелов; при совпадении пробелов в нескольких строках получаются «белые коридоры»
Для размера полосы большую роль играют поля.
Функции полей
1. Отдых для глаза
2. Поля не дают «соскальзывать» глазу с полосы
3. Охраняют функции текста
3. При выборе текста
Текст бывает простой и сложный. К сложному тексту относятся: стихи, драматические произведения, формулы, таблицы. Графическая конструкция текста облегчает его восприятие, подчеркивая и выявляя, средствами графики, содержание литературного материала.
4. При выбор шрифта
В оформлении книги большую роль играет ритм и цвет.
ФАКТУРА, ТЕКСТУРА
Фактура - характер поверхности материала в его естественном виде или после специальной обработки с целью получения на поверхности материала своеобразного рельефа. Фактура бывает: глянцевая и матовая, крупно- и мелко-зернистая, тонкая и суровотканная, жесткая и бархатистая…
Текстура - декоративный узор, нанесенный на поверхность листа бумаги, картона, ткани, состоящий из неизобразительных мотивов. Текстура на обложках и форзацах важное дополнение к другим средствам книги.
Столь широкой популярности текстур в книге в немалой степени способствует и сравнительная легкость, получение их издательских оригиналов самого разнообразного эмоционального звучания и выразительности. Наиболее употребляемые способы получения текстур можно подразделить на несколько видов: графически-штриховой, живописный, механический, фотографический, штемпельный.
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Аддитивная и субтрактивная
Аддитивный цвет (добавлять, складывать) получается при соединении лучей света разных цветов. В этой системе отсутствие всех цветов представляет собой черный цвет, а присутствие - белый. Система аддитивных цветов использует три цвета: красный (R) , зеленый (G), синий (B) - (RGB). Если их смешать в равной пропорции, они образуют белый цвет, а при смешивании в разных пропорциях - любой другой.
В системе субтрактивных цветов (вычитать) происходит обратный процесс: получается какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает - черный. Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная - некоторые поглощает, а остальные отражает. В системе субтрактивных цветов основными являются: голубой, пурпурный, желтый (CMYK) противоположные красному, зеленому и синему. Смешиваясь в равных пропорциях, получается черный цвет. В действительности, типографские краски поглощают цвет не полностью, и поэтому комбинация трех основных цветов выглядит темно-коричневым, поэтому добавляется отдельно черный цвет.
Все файлы, предназначенные для вывода в типографии должны быть конвертируемы в CMYK . Этот процесс называется цветоделением. Цветоделение - разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения.
Художественно-техническое оформление печатной продукции
Программу составила С.М. Болховитинова, кандидат искусствоведения, доцент, МГУП
1. Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книги, определение роли редактора в процессе издания печатной продукции.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен:
знать основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, основные форматы изданий (по ГОСТ 5773-76), основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;
уметь оценить качество оформления и иллюстраций разных типов изданий;
владеть представлениями о задачах редактора в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий.
Таблица 5
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|
Общая трудоемкость дисциплины | 100 | 9 | |
Аудиторные занятия | 50 | 9 | |
Лекции | 34 | 9 | |
Практические занятия (ПЗ) | 16 | 9 | |
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | 50 | 9 | |
Курсовой проект (работа) | |||
Расчетно-графические работы | |||
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы | |||
Вид итогового контроля: экзамен | 9 |
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Таблица 6
4.1 Раздел дисциплины и виды занятий
Раздел дисциплины |
ПЗ (или С) |
|||
1 | Введение | * | ||
2 | Общие вопросы оформления книги | * | ||
3 | Особенности книжной композиции | * | * | |
4 | Формат издания и полосы набора | * | * | |
5 | Шрифты | * | * | |
6 | Композиция отдельных видов текстовых форм | * | * | |
7 | Композиция полос набора различных по функциям | * | * | |
8 | Рубрикация книги и ее оформление | * | * | |
9 | Иллюстрации | * | ||
10 | Оформление титульных и внешних элементов книги | * | * | |
11 | Методика оформительской работы и участие редактора в выпуске книги | * | * |
4.2.1. Введение
Печать как средство просвещения, идеологического воздействия и воспитания трудящихся. Основные принципы организации издательского дела. Духовные потребности народа как главный стимул развития книгоиздательского дела.
Роль художников, художественно-технических и литературных редакторов в повышении качества печатной продукции. Основные виды печатной продукции, их место в жизни современного читателя.
4.2.2. Общие вопросы оформления книги
Определение понятия «художественно-техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству.
Вид литературы и типизация оформления книг. Книга как наиболее универсальное и современное приспособление для передачи текстовой и изобразительной информации. Типовое строение книги, вариации типового строения книжной структуры в зависимости от содержания книги, условий пользования ею, целевой установки, читательского адреса. Роль изобразительного начала в книге.
4.2.3. Особенности книжной композиции
Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Элементы композиционного комплекса. Общие понятия о построении книжного пространства и о его связи с проблемами времени, ритма и книжной фактуры. Понятие «архитектоника» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге.
4.2.4. Формат издания и полосы набора
Формат издания, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). Выбор формата для издания: влияние технологических, экономических и эстетических факторов на формирование облика будущей книги.
Полоса набора. Определение понятия, способы построения полос набора в книгах. Восприятие полос набора на книжном развороте, гигиенические нормы длины строки и формата полосы. Варианты оформления полос набора по ОСТ 29-62.81.
Поля в книге, журнале, их назначение и размеры. Страница, полоса набора и поля в их взаимоотношении.
Оптический и геометрический центры полос набора. Размеры полей и раскладка их в печатной форме.
Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.
4.2.5. Шрифты
Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Основные типологические группы шрифтов. Шрифты рисованные и наборные. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов.
Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.
4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм
Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения.
Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги.
4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании
Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос.
Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов.
Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли) для выражения их логического значения в произведении.
Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями и компендиумом. Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий.
Использование изображений и цвета в оформлении рубрик.
4.2.9. Иллюстрации
Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д.
Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача - эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения.
Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы.
Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати.
Типовые схемы расположения иллюстраций на развороте по отношению к тексту (схемы верстки: открытая, закрытая, глухая и т.д.).
4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги
Назначение, виды титульных и внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления.
Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический.
Титульный лист, его виды, основные композиционные задачи.
Обложка, суперобложка, переплет - их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.
Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.
4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги
Последовательность и содержание основных этапов работы над оформлением книги: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.
Редактирование издания как звено в процессе издательского формирования книги. Задачи художественного и литературного редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы.
Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.
1. Гончаров А.Д. Художник и книга. - М., 1964.
2. Валуенко В.В. Архитектура книги. - Киев, 1977.
3. Гилексон П.Г. Справочник технического редактора. - М.: Книга, 1978.
4. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над иллюстрациями. - М.: Книга, 1968.
6. Адамов Е.Б., Бельчиков И.Ф. и др. Художественное конструирование и оформление книги. - М.: Книга, 1971.
7. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. - М.: Высшая школа, 1965.
8. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. - М.: Книга, 1971.
9. Пахомов В.В. Книжное искусство. Т. 1, 2. - М., 1961-1962.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.
дипломная работа
1.2 Художественно-техническое оформление издания
Книга Алексея Захарова «Ночная иллюзия» относится к литературно-художественным изданиям. Она предназначена для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей.
Вид издания:
Непериодическое издание;
Сборник;
Текстовое издание;
Литературно-художественное произведение;
Популярное издание;
Однотомное издание;
Формат издания - 60?90/32, после обрезки 107 ? 140 мм, относится к группе стандартных форматов. Согласно ГОСТ 5773-90 «Издания книжные и журнальные. Форматы» размеры для данного формата книжного издания составляют: максимальный - 107 ? 140 мм, минимальный - 107 ? 177 мм. Формат данного издания соответствует ГОСТу 5773-90.
Формат полосы - 4 ? ? 6 ?.
ОСТ 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия» регламентирует ширину полосы 4 ? кв. Кегль набора - 12 п. Длина строки составляет 42,3 знаков.
Поля: 11, 12, 15, 16.
ОСТ 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия» рекомендует минимальные размеры полей 9, 10, 13, 13.
Внешнее оформление - переплёт.
По исполнению - иллюстрированная.
По воспроизведению - комбинированная.
По композиции - комбинированная.
В качестве покровного материала используется обложечная бумага массой 120 г/м 2 , запечатанная иллюстрацией.
В нижней части полосы расположены имя и фамилия автора, набранные кеглем 24 п., полужирным начертанием с выключкой в центр. Также в нижней части полосы расположено название книги, набранное кеглем 36 п. выключка по центру.
На корешке размещается название книги, имя и фамилия автора. Оформляется в соответствии с внешним оформлением.
По моему мнению, внешнее оформление книги привлекает вни-мание читателей и в какой-то степени отражает внутренне содержание книги.
Титульный лист занимает одну полосу, на которой размещено имя и фамилия автора, набранные кеглем 18 п., полужирным начерта-нием с выключкой в центр, и название книги, набранное кеглем 36 п. выключка по центру.
В нижней части полосы расположены место, город и год издания, набранные кеглем 10 п. светлого начертания.
Оборот титула соответствует ГОСТу 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».
Начальные и концевые полосы. Данные элементы книжного оформления в издании оформлены верно.
Основной текст набран гарнитурой Times New Roman, кегль 12 п., начертание прямое. В данном издании практически соблюдена приводность полос.
Дополнительный текст в книге отсутствует.
Справочно-вспомогательный текст. Колонцифры набраны на 2 п. меньше, чем основной текст, выключка по центру.
Колонтитулы набраны тем же кеглем, что и основной текст, выключка во внешний край.
Сигнатура (порядковый номер тетради) набрана гарнитурой Times New Roman, кеглем 6 п., размещена на нижнем поле каждой тетради, кроме первой, в одной строчке с колонцифрой.
Норма (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги) набрана гарнитурой Times New Roman, кеглем 6 п., размещена за сигнатурой.
Сигнатура и норма оформлены в соответствии с требованиями.
Иллюстрации. В издании использованы чёрно-белые тоновые иллюстрации.
Техническая характеристика
Наименование |
||
Фактический объём |
||
Тираж (в тыс. экз.) |
1 тыс. экз. |
|
Площадь иллюстраций (в %) |
||
Формат издания |
||
Вариант оформления |
||
Шрифт для основного текста |
||
Кегль основного текста |
||
Характер иллюстраций |
чёрно-белые полутоновые |
|
Способ печати и число красок |
Печать офсетная, в 1 краску |
|
Бумага для издания (вид, масса 1 м 2 в граммах) |
Бумага офсетная, 80 г/м 2 |
|
Способ печати иллюстрации и число красок |
Печать офсетная, в 1 краску |
|
Способ скрепления издания |
||
Тип внешнего оформления |
Переплёт № 7 |
Иллюстративное книжное издание
Художественно-образное решение темы проявляется в трактовке сюжета, в характеристике персонажей в определении отношений между смысловыми компонентами изображения. Оно осуществляется с помощью художественно-образного языка...
Особенности пресс-конференции как метода взаимодействия с аудиторией
Часто, для того чтобы охватить как можно больше каналов восприятия, компания-организатор использует различные мультимедийные средства: фотографии, слайд-шоу, презентации, видеоролики и графики, одновременно комментируя их...
Особенности функционирования муниципальной газеты в условиях экономического кризиса
Считаю нужным сказать о таком важном моменте редакционной работы, как составление сетевого графика. Четкое планирование материалов на газетных полосах - реальная необходимость...
Переиздание башкирского эпоса "Урал-Батыр"
Титульный лист Титульный лист - начальный книжный лист издания, на котором размещают основные выходные сведения, титулующие издание, позволяющие отличить его от всех прочих, т. е. идентифицировать...
Переиздание башкирского эпоса "Урал-Батыр"
Колонцифра Колонцифрами называют номера страниц печатного издания, устанавливаемые в каждой полосе набора, кроме некоторых особых полос...
Проект печатных процессов производства издания в переплетной крышке с многокрасочными форзацем, нахзацем и суперобложкой
Для определения издательско-полиграфического оформления издания, первоначально, необходимо выбрать оптимальный формат будущего издания. Расчет оптимального формата будущего издания произведен в пункте 3.1...
Проектирование технологии печатных процессов для книжного издания
Выбираем для будущего издания второй вариант оформления. Формат тетради после обрезки будет 145 ? 200 мм. Формат наборной полосы рассчитывается по формулам: а = A ? vp/100 = 170 ? v(64/100) = 136 мм = 7...
Технология печатных процессов
Книга представляет собой художественное издание для детей среднего и старшего школьного возраста, предназначена для сплошного чтения Технические параметры Книга 1. Формат издания 84х108/32 2. Тираж издания 25 тыс. экз. 3...
Под искусством книги, её художественно-техническим оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями (читательское, целевое назначение) с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, иллюстрирование книги и декоративное убранство) . Художественно-техническое оформление книги – это проектирование и создание внешнего облики книги, а графический дизайн, как его составная часть – это поиск специфических типографических средств и способов представления авторского текста в графической форме, необходимой для того, чтобы превратить рукопись в издание. Одно из важнейших направлений работы редактора – работа над иллюстрациями и художественно-техническим оформлением издания. Как и все ключевые вопросы подготовки издания, их решение зависит от типа издания, конкретной целевой установки .
Оригинальный авторский текст , прежде чем стать книжным текстом, требует переработки, переформатирования. Он должен быть не только выправлен редактором, но и разбит на смысловые блоки, расчленен зрительными паузами, снабжён визуальными акцентами, активизирующими внимание читателя, оснащён средствами поиска и ориентации. В случае необходимости, текст может быть дополнен иллюстрациями и, наконец, завёрстан таким образом, чтобы гармонировать с пропорциями будущего издания, иллюстративным рядом и быть комфортно читаемым .
Даже этот далеко не полный перечень даёт представление об обширном круге достаточно сложных задач, решить которые издатель не в силах без привлечения профессионального дизайнера, но ведущая роль в описанном процессе превращения оригинала авторского в оригинал издательский принадлежит редактору книги и её художественному редактору .
При работе над художественным оформлением будущего издания художник должен опираться на концепцию издания в целом. Эстетика в книгоиздательском деле не самоценна. Так, красиво оформленная книга в твердом переплете, изданная без учета функции издания, его вида и читательского адреса, особенностей содержания и специфики использования, может оказаться невостребованной, а скромно изданная брошюра – вполне удачным и популярным изданием.
Художественную структуру книги определяют следующие факторы:
1. Функция – необходимо ответить на вопрос, где и как будет использоваться книга, предназначена ли она для сплошного или выборочного, для однократного прочтения или постоянного использования? От этого зависит выбор формата и конструкции книги, качество материала, характер внешнего оформления, гарнитуры и кегля шрифта. Художник книги должен постараться создать максимально удобную для пользователя книжную композицию с учётом специфики данного издания;
2. Читательский адрес – возраст будущих читателей, их профессия и уровень подготовки, также во многом определяют внешний вид книги. Так, издания для детей должны быть красочными, набраны крупным шрифтом, в изданиях для пожилого читателя следует уделить особое внимание вопросам различимости шрифта и удобочитаемости текста, а при оформлении «молодёжной» книги, напротив, уместны и желательны экстравагантные типографические приёмы, броские иллюстрации, цветовые акценты, новые шрифтовые гарнитуры;
3. Вид издания – при оформлении узкофункциональных изданий (учебной, научной, справочной литературы и пр.) необходимо ориентироваться на требования ГОСТов, предъявляемых к этим видам изданий и сложившимся традициям;
4. Содержание книги – даже идентичные по функции, адресу и виду издания не могут быть совершенно однотипны по структуре текста и особенностям содержания. Учебник по литературе и учебник по геометрии будут отличаться друг от друга характером информации, количеством иллюстраций, правил, заголовков и других элементов. При работе с изданием, перенасыщенным графиками, схемами, дополнительными текстами, сложной и многоуровневой рубрикацией, дизайнер сталкивается с необходимостью графически выразить взаимосвязь и соподчиненность отдельных элементов, акцентировав внимание на наиболее важных из них. Оформление должно быть гармоничным и стилистически выдержанным;
5. Экономика издания – предельно допустимая цена, определяющая рентабельность издания, резко ограничивает дизайнера в выборе средств. При работе с малобюджетным изданием, приходится отказываться от твердого переплета, от цветной печати и дорогих сортов бумаги (что определяет вид и количество иллюстраций), проектировать более «плотное» расположение текста, занижать кегль шрифта, уменьшать поля (отказаться от колонтитулов);
6. Технологические факторы – даже при отсутствии ограничений на расходы по изданию художник не может произвольно выбирать конструкцию, формат издания, вид иллюстраций и другие элементы художественной структуры книги. Издание тиражируется на определённом полиграфическом оборудовании с использованием имеющейся компьютерной техники, на бумаге определённых форматов. Чтобы избежать неожиданных сложностей, художник должен постоянно согласовывать все ключевые параметры с редактором и типографией .
К современному внешнему оформлению книги относятся: суперобложка, обложка, переплёт, футляр, форзац, а к внутреннему – авантитул, фронтиспис, титул и контртитул, а также шмуцтитул и контршмуцтитул. Кроме этого к внутреннему художественно-техническому оформлению принадлежат начальные полосы, иллюстрации, характер которых должен быть связан со всей системой оформления, с текстом и должен помочь читателю глубже осмыслить содержание книги, помочь получить от неё эстетическое наслаждение.
Иллюстрации могут быть оборочными (в виде небольших рисунков, окружённых текстом), разворотными (занимать разворот), полосными (занимать целую страницу) и др.
Художественно-техническое оформление издания «Афоризмы»
Художественно-техническое оформление издания - это выработка художественной формы средствами художественного конструирования макетов внешнего и внутреннего оформление книги (обложка, переплет, титульный лист, макет полосы, оформления заголовков и т.д.). Издание «Афоризмы» относится к литературно-художественным изданиям. В данной книге собраны высказывания многих писателей «Золотого Века». Оформление было выполнено в соответствующем стиле данного издания. Книга предназначена для удовлетворения непрофессиональных интересов широкого круга читателей.
Вид издания:
Непериодическое издание;
Сборник;
Текстовое издание;
Литературно-художественное произведение;
Популярное издание;
Однотомное издание;
Формат издания - 60?90 1 / 64 , относится к группе миниатюрных изданий. ТУ 29.01-73-79 регламентирует максимальный формат издания после обрезки 100?100 мм, минимальный 60?70 мм. Формат данного издания соответствует ТУ 29.01-73-79.
Формат полосы - 4 1 / 2 х 6 1 / 4 кв.
ОСТ 29.124-94 регламентирует, что для кегля 8 п. и более минимальная длина строки должна быть 4 кв., максимальная - 6 кв. Следовательно, длина строки соответствует ОСТу 29.124-94. Она составляет 36 знаков.
Количество строк на полосе - 17.
Поля - 7, 8, 11, 12 мм. Поля соответствуют рекомендациям ОСТа 29.124-94.
Композиция разворота воспринимается единой, так как полосы смещены внутрь, приподняты вверх и располагаются в оптическом центре.
Внешнее оформление - переплётная крышка тип №7Бц.
Тип 7Бц. Переплетная крышка цельнокрытная с кантами, состоящая из картонных сторонок и отстава. Покрыта вся цельным куском материала углы прямые.
Форзац издания - приклейной, белого цвета.
Каптал - белого цвета, сочетается с внешним оформлением.
Тип 7Г. Переплетная крышка с кантами, состоящая из картонных сторонок и отстава. Покрыта вся цельным куском материала углы прямые.
По исполнению - текстовая с присутствием виньеток отделяющие текст.
По воспроизведению - комбинированная.
По композиции - комбинированная
В качестве покрывного материала используется бумага с припрессовкой пленки.
Форзац издания - приклейной, цвета.
Каптал - синего цвета, сочетается с внешним оформлением.
Выбранное внешнее оформление книги привлекательно для читателя и в максимальной степени привлекает читателя к внутреннему содержанию книги.
I Вариант:
II вариант:
III Вариант:
Первая полоса
Титульный лист - первая выходная страница издания, занимает одну полосу, на которой размещено имя название книги, набранное кеглем 24 п. выключка по центру, гарнитурой Comic Sans MS.
В нижней части полосы расположены место, город и год издания, набранные кеглем 7 п. светлого начертания, гарнитурой Trebuchet MS.
Оборот титула соответствует ГОСТу 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».
Титульный лист помещается на правой, нечетной половине первого разворота.
В книге «Афоризмы» титульный лист - по структуре: текстовой с тематическим орнаментом.
Вторая полоса
Оборот титульного листа - оборотная сторона титульного листа, на которой размещают некоторые элементы выходных сведений (напр., знак охраны авторского права, международный стандартный номер) издания, набранное 6 п. гарнитура Trebuchet MS. Оформлен согласно ГОСТ 7.9 - 98.
Источники классификационных индексов:
Спусковая полоса - полоса со спуском, обозначающим начало издания, его подраздела (части, главы), произведения в сборнике (стихотворения, статьи и т. д.). Данные элементы книжного оформления в издании оформлено, верно.
Основной текст - набран гарнитурой Trebuchet MS, кегль 8 п., начертание прямое. В данном издании практически соблюдена приводность полос.
Основной шрифт - 8, дополнительный - 6
Гарнитура Trebuchet MS относится ко второй группе, рубленых шрифтов, в начертании которых засечки отсутствуют.
Выходные сведения - стандартная совокупность данных, характеризующих конкретное издание и предназначенных для информирования читателей, а также для библиографической обработки и статистического учета изданий. Основными элементами выходных сведений являются: сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании издания, заглавие издания, классификационные индексы, международные стандартные номера, знак охраны авторского права.
Справочно-вспомогательные тексты: колонцифра, содержание, выпускные данные.
Колонцифры набраны на 2 п. меньше, чем основной текст, выключка по центру гарнитурой Trebuchet MS, кеглем 6, светлым. Отделяются от основного текста пробелом 6 пунктов.
Оформление колонцифр связано с общим оформлением издания. Пониженный кегель колонцифры по отношению к основному тексту по технологии верстки.
Выпускные данные оформлены в соответствии с требованиями.
Иллюстрации. В данном издании в качестве иллюстрации используются чёрно-белые тоновые виньетки разделяющие высказывания в тексте.