Десятка лучших БТР по версии Army Technology. История создания и производства
В условиях локальных военных конфликтов, продолжающихся в разных частях света в последние годы, танки теряют свою значимость на поле боя, уступая место бронированной колесной технике. В ответ на этот тренд в последние 15 лет на этом рынке резко увеличилась конкуренция. О том, где в этой картине место российского производителя, «Газете.Ru» рассказал генеральный директор Военно промышленной компании Александр Красовицкий.
Генеральный директор Военно промышленной компании Александр Красовицкий
Александр Владимирович, на европейском рынке бронетранспортеров 8х8 в настоящее время доминируют три компании: швейцарская Mowag с бронетранспортером Piranha, финская Patria с бронированной модульной машиной (AMV) и австрийская Steyr-Deimler-Puch с машиной Pandur II. Каковы наши шансы среди этих ББМ?
Тут важно знать цифры. Перечисленные вами три ведущих европейских производителя колесных бронированных машин за последние 25 лет произвели и поставили чуть более 2 600 единиц техники в 14 стран Европы. При этом большинство из этих стран - участницы блока НАТО - что в некотором роде обязывает их закупать технику производства стран НАТО. Названные бронированные колесные машины имеют массу от 22 до 28 тонн, оснащаются комплексами вооружения с 7,62 или 12,7-мм пулеметами либо с 25-30-мм автоматическими пушками, оборудованы выходами для десанта в корме с откидными аппарелями, силовыми установками с автоматической трансмиссией. Помимо этого, названные машины, оснащены современной электронной начинкой.
Бронетранспортеры, которые выпускает «Военно-промышленная компания», а это машины семейств БТР-80 и БТР-82А, значительно легче, имеют более простую конструкцию. Но благодаря этому, они обладают лучшими показателями надежности и опорной проходимости, проще в эксплуатации и обучении.
Кстати, если можно так сказать, «мода» на колесные боевые машины в мире стала бурно развиваться после знаменитого марша наших десантников, совершенного на БТР-80 в бывшей Югославии в 1999 г.
В Европе бронетранспортеров семейств БТР-80/82А сейчас порядка 4 тысяч в 13 странах. При этом три из этих стран являются странами НАТО (Венгрия, Турция и Эстония). Надо отметить, что только в одной Венгрии почти 500 БТРов нашего производства. Турция - это страна, которая сама производит колесные БТРы, тем не менее, турецкая армия предпочла в конфликтных ситуациях в приграничных районах вступать в бой на наших БТРах.
Отмечу так же и то, что из вышеперечисленных машин только наши БТР-80 и БТР-82А проверены во многих боях. Участвовавшей в боевых операциях условно также можно назвать финскую машину Patria AMV, точнее ее польскую версию Rosomak. Польский контингент вооруженных сил находился с этими машинами в Афганистане. Но в отличие от Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, силы коалиции в основном отсиживались на своих базах и за их пределы носа не высовывали.
Так что шансы наши не такие плохие, как может показаться на первый взгляд. Страны, которые традиционно эксплуатировали наши вооружения и военную технику (ВВТ) и не вступившие в блок НАТО и дальше будут присматриваться к тем машинам, что понадежнее и не очень дорогие. К тому же рынок колесных бронированных машин в Европе насыщен. Не надо забывать, что здесь еще имеются такие игроки, как немецкие KMW и Rheinmetall с БТР Boxer, французская компания Nexter Systems с машиной VBCI и итальянская IVECO с колесной БМП Freccia. Правда, ценовая категория этих машин не идет ни в какое сравнение с нашими и даже с австрийскими, финскими и швейцарскими машинами.
А как наша колесная бронированная техника выглядит на фоне американских бронетранспортеров, которые применяется сейчас в Сирии?
Наша более простая в изготовлении. Она легче. Соответственно, она имеет более высокую проходимость. Она проще в эксплуатации. Проще обучать людей вождению этой техники и выполнять боевые задачи. И, соответственно, проще людям, которые отвечают за эксплуатацию этой техники, производить ремонт в боевых и полевых условиях. У нас сегодня достаточно активно развита услуга сервиса, когда мы приезжаем с нашими конструкторами, слесарями инженерно-техническими работниками, которые руководят ремонтом. Разворачиваем палаточный городок - и очень быстро делаем узловой ремонт.
Наша задача, как клиентоориентированной компании, минимизировать коэффициент простоя техники, довести его до 2-3%.
При необходимости мы очень быстро отправляем людей в командировку в любую точку мира. Министерство обороны, как основной наш заказчик, помогает с доставкой запчастей на самолетах Военно-транспортной авиации. Поэтому мы быстро можем осуществить ремонт или выполнить техобслуживание, и техника вновь идет на выполнение боевой задачи.
- Тут даже некоторая аналогия прослеживается между немецкой «Пантерой» и нашим Т-34?
Мы делаем не менее сложную технику. Наш «Бумеранг» ни капли не проще, чем американские или лучшие европейские машины, а по многим направлениям превосходит их. То есть это машина уже другого класса. Там есть защита верхней полусферы.
Машины линейки БТР-80, БТР-82 - предельно надежды и просты, они всеядные. Они ездят на любом виде топлива. Будь то керосин, дизельное топливо, бензин, или смесь. Так же наши автомобили «Тигр» - что есть, на том и едут, не глохнут, работают очень четко. Их также легко ремонтировать.
Мало того, что наши машины имеют высокий клиренс, у «Тигра» - 400 мм, а у БТР-82А - 450 мм, так конструкция ходовой части сделана таким образом, что мы имеем только плоское днище и колеса по бортам. Ниже днища не выступают рычаги подвески, полуоси, тяги приводов механизма поворота, которые, к примеру, при движении по скалистой или лесной местности могут зацепиться за те или иные препятствия, и машины попросту застрянут или сломаются.
- Ей не за что зацепиться?
Абсолютно верно. Сломать наш БТР очень сложно. Мы проводили в прошлом году испытания. И «Тигр», и БТР отправили в непроходимые джунгли. Машины идут везде. На этой машине везде пройдешь, выполнишь любую задачу. И чувствуешь себя защищенно. Скорость достаточно высокая, на БТР разгоняемся до 125-ти километров в час, на «Тигре» – до 147 километров. Более того, если мы посмотрим на гарантийные сроки и сравним себя с мировыми лидерами, теми же Toyota, Mercedes, Lexus, то у них гарантийный срок - три года.
- А у вас?
А у нас - 10 лет. И мы эти обязательства выполняем. Потому что мы уверены в нашей технике. Тем не менее, сегодня на своих предприятиях мы внедряем японскую систему контроля за качеством. Она позволяет повысить качество выпускаемой продукции, стандартизировать процессы, убрать ненужные перемещения, что, в принципе, делает и ниже себестоимость нашей продукции.
- Украинский БТР-4 является нам конкурентом?
Знаете, не принято хаять качество чужой продукции. Поэтому я бы тоже попытался сдержать себя в оценках. Тем не менее, мы не видим их как соперника на рынке. Более того, класс машин, которые выпускают украинцы, несколько другой. Там наверняка есть инженеры, в головах которых хорошие мысли. Но мы для себя, повторюсь, не видим их как конкурентов.
- Вы учитываете все требования военных?
В БТР-82А за последнее время мы внесли порядка тысячи изменений, направленных на улучшение тактико-технических характеристик. У нас есть системные встречи с непосредственными клиентами. С теми, кто участвует в эксплуатации нашей техники. Мы встречаемся с бойцами, с командирами частей, проводим семинары. Коллеги рассказывают, какие есть сложности, проблемы. По результатам использования наших машин в теплых странах мы сегодня имеем ряд предложений от Министерства обороны, как нашего основного клиента, что нужно конкретно улучшить.
Кроме того, мы также обучаем специалистов. В частности, нами создан полигон на Арзамасском заводе, где мы можем обучать вождению, стрельбе и ремонту.
Раньше бронетранспортеры обеспечивали защиту от пуль калибра 5,56/7,62 мм. Однако со своих «автотачанок» исламисты ведут огонь по нашей бронетехнике из крупнокалиберных пулеметов ДШК и КПВТ бронебойно-зажигательными пулями типа Б-32. Обеспечивает ли броня наших БТР защиту от этого оружия? И как в целом у нас учитывается опыт Сирии?
Начну с того, что наши БТРы, наверное, еще начиная с БТР-152 и БТР-60П, во фронтальной проекции всегда обеспечивали защиту от бронебойных пуль калибра 12,7 и 14,5-мм. Бортовая проекция БТР-80 обеспечивает защиту от 7,62-мм пули Б-32, выпущенной из винтовки СВД с дистанции 10 м и более.
«Исламистские автотачанки» с ДШК и КПВТ - это больше психологическое оружие. Вспомните, раньше стрельба из КПВТ БТР-60ПБ и даже БТР-80 с ходу никогда не считалась эффективной.
Надо было стрелять только с места или с остановки. А теперь сравните устойчивость 4-х мостового 10-тонного БТРа и внедорожника массой до 3-х тонн. Точность и кучность стрельбы из пулеметов, установленных на этих «автотачанках» даже сравнивать некорректно со стрельбой из БТР. Все эти тачанки и прочие «шахидмобили» рассчитаны на неподготовленное войско, на испуг. Как только в Сирии бандформирования столкнулись с обученными бойцами, так сразу все эти «тачанки» потеряли свою сущность. Один обученный расчет автоматического гранатомета АГС-17 на дальности 1800-1600 м остановит и лишит возможности ведения огня, как минимум, 5-6 «автотачанок». Но повторюсь, обученный расчет! Необученный бросит гранатомет и убежит, как это было еще год или два назад в той же Сирии.
Но, конечно же сирийский опыт мы учитываем. Наши специалисты были там, изучали и анализировали опыт применения там нашей техники. Этот опыт обязательно будет учтен при модернизации выпускаемой техники и при создании новых машин.
- Что можно сказать о минной защищенности нашей колесной бронетехники в сравнении с зарубежными образцами?
Сейчас минная защищенность бронетехники стала трендом, колесная в этом списке не исключение. При разработке нового бронеавтомобиля «Тигр», мы его назвали «Тигр-2», а официально ОКР называется «Атлет», предусмотрено повысить минную защищенность машины до 2 кг ТНТ. К примеру, зарубежные аналоги типа HMMWV имеют противоминную защиту значительно меньшую.
- Как идут испытания «Бумеранга»? Что можно сказать?
Пока идем в «зеленом» сегменте. Стреляем, ездим, проводим лабораторные испытания. У нас нет никаких сомнений в том, что мы в установленные сроки выдадим эти машины заказчику. Идет тесная работа с кооперацией. Там очень много новых изделий - о деталях говорить не могу. Но заказчик получит машину ровно с теми характеристиками, которые им были даны в ТЗ. В ближайшие год-два начнется серийное производство этих машин.
- Иными словами, все характеристики повышены?
В разы. Расположение бойцов более удобное, кормовая аппарель с гидравлическими приводом, многослойная комбинированная броня.
«Бумеранг» - машина другого класса. Она как «умный дом» - может сама подъехать, сама выполнить задачу, а человек просто будет комфортно ощущать себя внутри и получать удовольствие от своей работы.
- Это, можно сказать, боевая бронированная машина 5-го поколения?
Мы все-таки машиностроительная компания. Поэтому для «Бумеранга» больше подходит другое сравнение. Это примерно, если сравнивать ВАЗ-2101 с современным автомобилем представительского класса.
- А в Сирии «Бумерангов» не было, если это, конечно, не секрет, не военная тайна?
- «Бумеранг» мы туда не отправляли. Там «игиловцы» работают с «пикапов», оснащенных крупнокалиберными пулеметами. В Сирии сегодня нет необходимости в такой умной машине, которая может работать по танкам, по вертолетам, по самолетам. Это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Военные знают, что им нужно. И раз они «Бумеранг» не просят туда дать, то он просто пока им в данной работе не нужен. Это мое мнение.
Бронетранспортеры (БТР) заняли важную роль в военных операциях с Первой мировой войны до нынешнего времени. Информационный ресурс Army-Technology.com перечислил некоторые из лучших бронетранспортеров, эксплуатируемых сегодня, основываясь на защите, огневой мощи, мобильности. Такие БТРы, как Patria AMV, Boxer и Piranha V, имеют усиленную защиту, что позволяет более безопасное десантирование пехоты в районе боевых действий.
Patria AMV
Patria AMV (Armoured Modular Vehicle, бронированная модульная машина) представляет собой современное 8×8 бронированное транспортное средство производства Финляндии. Транспортное средство было введено на рынок в 2004 году, и на сегодняшний день около 1400 транспортных средств были заказаны вооруженными силами Финляндии, Хорватии, Польши, Словении, ЮАР, Швеции и ОАЭ.
Patria получила заказы на 1400 бронированных модульных машин из семи стран
Patria AMV несет три члена экипажа и до 10 пехотинцев. Корпус защищает экипаж от самодельных взрывных устройств (IEDs) и кумулятивных зарядов типа «ударное ядро» (EFP). Передняя проекция корпуса предлагает баллистическую защиту от 30-мм снарядов (APFSDS-Т). Транспортное средство может также выдерживать взрывы безоболочных мин до 10 кг.
Бронетранспортер (БТР) версии Patria AMV оснащен модулем PML 127 OWS с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Автомобиль имеет максимальную скорость свыше 100 км/ч и запас хода 800 км.
Boxer APC
Версия БТР Boxer является одним из лучших в мире бронетранспортеров, произведенных ARTEC, это совместное предприятие между Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall. В первую очередь БТР Boxer поставляется немецкой армии. Он может перевозить 11 человек, включая трех членов экипажа и восемь пехотинцев.
Корпус машины интегрирован разнесенными и наклонными броневыми листами для защиты от мин, самодельных взрывных устройств и баллистических угроз. Он защищает экипаж от противотанковых и противопехотных мин, от осколков бомб и артиллерийских снарядов, а также предлагает всеракурсную баллистическую защиту от оружия до 14,5 ммпри угле встречи до 30 градусов.
Boxer APC является одним из лучших бронетранспортеров в мире.
FLW 200 станция с дистанционным управлением имеет 12,7 крупнокалиберный пулемет или 40-мм автоматический гранатомет. Транспортное средство также интегрировано для применения с IDZ (пехотинец будущего) технологией, разрабатываемой в немецкой армии. Бронетранспортер Boxer имеет максимальную скорость 103 км/ч и запас хода до 1050 км.
Piranha V
это новейшая модель в семействе Piranha - многоцелевая колесная бронированная машина производства компании MOWAG (теперь известной как General Dynamics European Land Systems-Mowag). Бронетранспортер Piranha V вмещает 13 человек в хорошо защищенном бронированном корпусе, защищающем от воздействия мин, самодельных взрывных устройств и EFP угроз. Автомобиль может быть оснащен системой активной защиты и дополнительным бронированием, предлагая различные уровни защиты с более чем 95% всеракурсного охвата.
Piranha V - это пятое поколение многоцелевой колесной бронированной машины в семействе Piranha от General Dynamics European Land Systems-Mowag.
БТР может быть вооружен различными модульными системами, начиная от дистанционно управляемых легких модулей со стрелковым вооружением, тяжелых систем с пушечным вооружением, таких 30-мм турель LANCE. БТР объединяет дизельный двигатель MTU и системами эффективного вождения (FEDS), которые обеспечивают ему максимальную скорость 100 км/ч и дальность в 550 км.
Pandur II 8×8
Pandur II 8×8 БТР является улучшенной версией Pandur 6х6. Это колесный бронетранспортер, произведенный General Dynamics European Land Systems-Steyr. Транспортное средство в настоящее время находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил.
Pandur II 8×8 БТР находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил
БТР Pandur II предлагает место для 14 военнослужащих, включая экипаж, и может иметь модульное бронирование для защиты от баллистических угроз, мин, самодельных взрывных устройств и ручных гранатометов (RPGs).
Башня SP30 на Pandur II вооружена пушкой Маузер 30 мм МК 30-2, в то время как транспортные средства, используемые чешской армией, оборудованы модулем, оснащенным 30-мм Mk44 Bushmaster II. Дополнительное вооружение включает в себя 7,62-мм пулемет и 76-мм дымовые гранатометы. Автомобиль имеет максимальную скорость 105 км/ч и запас хода 700 км.
ARMA 8×8 APC
ARMA 8×8 модульный колесный бронеавтомобиль, был торжественно показан в Турции компанией Otokar Otomotiv Savunma Sanayi на ярмарке Международной оборонной промышленности (IDF) 2013. База АРМА служит модульной платформой для различных конфигурациях для выполнения различных миссий.
Внутренняя планировка в БТР АРМА предназначена для размещения водителя, командира и десяти военнослужащих. Бронированный корпус обеспечивает высокую степень защиты от кинетической энергии (KE) сердечников, мин, RPGs, EFPs и самодельных взрывных устройств.
ARMA 8×8 от Otokar представляет собой новое поколение колесных БТР, предлагающий мобильность, модульность и защиту
Версия БТР ARMA оснащен дистанционным модулем с 7,62-мм/12,7-мм пулеметами или башней с открытым куполом с 20-мм пушкой или башней с дистанционным управлением Mizrak-30 (30-мм пушка + 7,62-мм пулемет, противотанковые управляемые ракеты L-UMTAS большого радиуса действия. Эти ракеты имеют лазерное наведение). Шестицилиндровый дизельный двигатель обеспечивает максимальную скорость 105 км/ч и способен переместить автомобиль на дальность в 700 км.
БТР-82А
БТР-82А - улучшенная версия семейства машин БТР-80, является 8×8 бронетранспортером, производимых Военно-промышленной компанией России для использования армиями России и Казахстана.
БТР-82А оснащен 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКМТ
Производство БТР-82A было начато в сентябре 2013 года. Первые машины, как ожидается, будет поставлены российской армии в 2015 году. Транспортное средство может нести три члена экипажа и семь бойцов и предлагает более современную защиту по сравнению с БТР-80. Дополнительные слоты бронирования БТР-82A помогают защитить экипаж от мин и самодельных взрывных устройств.
Особенности бронетранспортера - усиленный пол с несколькими слоями бронирования. Он оснащен 30-мм пушкой 2А72 двойного питания и 7,62-мм пулемётом ПКМТ. Турбодизельный двигатель КАМАЗ 740 мощностью 300 л.с. позволяет развивать максимальную скорость по шоссе 100 км/ч и обеспечивает запас хода в 600 км.
AV8 8×8 APC
AV8 бронетранспортер производится компанией Deftech в сотрудничестве с FNSS и был показан в 2012 году. Автомобиль был разработан для вооруженных сил Малайзии на основе FNSS Pars 8×8 APC. БТР, которые находятся в эксплуатации у турецкой армии.
Транспортное средство имеет возможность вмещать 13 военнослужащих и оснащен композитом из алюминия и стальной брони. Он также имеет дополнительные доспехи, шарнирно соединяемые с лобовой проекцией, а также обе стороны корпуса.
AV8 APC может достичь максимальной скорости 100 км/ч
AV8 автомобиль оснащен двухместной башней Denel LTC30 с 30-мм GI-30 пушкой и FN Herstal MAG 58M коаксиальный (спаренный) 7,62-мм пулеметом. Он питается от дизельного двигателя Deutz с турбонаддувом и может достигать максимальной скорости 100 км/ч и имеет запас хода 700 км.
Terrex 8×8 APC
Terrex 8×8 БТР производится компанией ST Kinetics и состоит на вооружении Вооруженных сил Сингапура. Транспортное средство предлагает большую мобильность и повышенную живучесть для 13 военнослужащих. Он имеет встроенную систему центрального подкачки шин, которая позволяет автоматически менять давление в шинах для различных территорий во время движения.
Тerrex 8×8 БТР может перевозить 13 военнослужащих
БТР оснащен активными и пассивными слоями брони и может также быть защищен от самодельных взрывных устройств и мин. Он содержит систему дистанционного управления twin-weapon, которая включает в себя 40-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет, или два 0,5» (12,7-мм) крупнокалиберных пулемета.
Автомобиль работает на шестицилиндровом четырехтактном турбодизельном двигателе Caterpillar C-9, который генерирует 450 л.с. Его мощности позволяет машине набраться необходимой силы, чтобы достичь максимальной скорости 105 км/ч и пройти до 600 км.
БТР-4 8×8
БТР-4 - бронетранспортер 8×8 производства Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. Морозова (Украина). Транспортные средства находятся на вооружении армии Ирака и Украины и предназначены для переброски мотострелковых подразделений и обеспечения огневой поддержки в боевых действиях.
БТР-4 был представлен в 2006 году, производство начато в 2008 году. Он может нести три члена экипажа и семь десантников и может выстоять против автоматических малокалиберных пушек. Он может работать в любых климатических условиях днем и ночью.
Производство БТР-4 было начато в 2008 году.
БТР оснащен 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, а также имеет 30-мм гранатомет и ПТРК. Он работает на дизельном двигателе 3ТД, мощностью в 500 лошадиных сил, позволяющим достичь максимальную скорость 110 км/ч с запасом хода 690 км.
Stryker ICV
Основной бронетранспортер (ICV), производится General Dynamics Land Systems для американской армии. ICV введен в эксплуатацию в 2002 году и выпускается в восьми вариантах. Он может перевозить двух членов экипажа и девять бойцов.
Страйкер ICV поступил на вооружении армии США в 2002 году
Корпус из закаленной стали обеспечивает основную защиту. Автомобиль также имеет слот-ячейки и может быть оснащен различными комплектами для повышения живучести корпуса. Он оснащен дистанционным модулем с пулеметом 50 калибра или гранатометом МК 19 + дымовыми гранатометами для защиты от прямого огня. Работает при помощи дизельного двигателя Caterpillar JP-8 мощностью 350 л.с., автомобиль может развить максимальную скорость 96,5 км/ч и имеет максимальный запас хода в 530 км.
Бронетранспортеры (БТР) заняли важную роль в военных операциях с Первой мировой войны до нынешнего времени. Ресурс Army-Technology.com перечислил некоторые из лучших бронетранспортеров, эксплуатируемых сегодня, основываясь на защите, огневой мощи, мобильности. Такие БТРы, как Patria AMV, Boxer и Piranha V, имеют усиленную защиту, что позволяет более безопасное десантирование пехоты в районе боевых действий.
Patria AMV
Patria AMV (Armoured Modular Vehicle бронированная модульная машина) представляет собой современное 8x8 бронированное транспортное средство производства Финляндии. Транспортное средство было введено на рынок в 2004 году, и на сегодняшний день около 1400 транспортных средств были заказаны вооруженными силами Финляндии, Хорватии, Польши, Словении, ЮАР, Швеции и ОАЭ.
Patria AMV несет три члена экипажа и до 10 пехотинцев. Корпус защищает экипаж от самодельных взрывных устройств (IEDs) и кумулятивных зарядов типа «ударное ядро» (EFP). Передняя проекция корпуса предлагает баллистическую защиту от 30-мм снарядов (APFSDS-Т) . Транспортное средство может также выдерживать взрывы безоболочных мин до 10 кг.
Бронетранспортер (БТР) версии Patria AMV оснащен модулем PML 127 OWS с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Автомобиль имеет максимальную скорость свыше 100 км/ч и запас хода 800 км.
Patria получила заказы на 1400 бронированных модульных машин из семи стран
Boxer APC
Версия БТР Boxer является одним из лучших в мире бронетранспортеров, произведенных ARTEC, это совместное предприятие между Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall.
В первую очередь БТР Boxer поставляется немецкой армии. Он может перевозить 11 человек, включая трех членов экипажа и восемь пехотинцев.
Корпус машины интегрирован разнесенными и наклонными броневыми листами для защиты от мин, самодельных взрывных устройств и баллистических угроз. Он защищает экипаж от противотанковых и противопехотных мин, от осколков бомб и артиллерийских снарядов, а также предлагает всеракурсную баллистическую защиту от до 14,5 мм при угле встречи до 30 градусов.
FLW 200 станция с дистанционным управлением имеет 12,7 крупнокалиберный пулемет или 40-мм автоматический гранатомет. Транспортное средство также интегрировано для применения с IDZ (пехотинец будущего) технологией, разрабатываемой в немецкой армии. Бронетранспортер Boxer имеет максимальную скорость 103 км/ч и запас хода до 1050 км.
Boxer APC является одним из лучших бронетранспортеров в мире.
Piranha V
это новейшая модель в семействе Piranha - многоцелевая колесная бронированная машина производства компании MOWAG (теперь известной как General Dynamics European Land Systems-Mowag). Бронетранспортер Piranha V вмещает 13 человек в хорошо защищенном бронированном корпусе, защищающем от воздействия мин, самодельных взрывных устройств и EFP угроз. Автомобиль может быть оснащен системой активной защиты и дополнительным бронированием, предлагая различные уровни защиты с более чем 95% всеракурсного охвата.
БТР может быть вооружен различными модульными системами, начиная от дистанционно управляемых легких модулей со стрелковым вооружением, тяжелых систем с пушечным вооружением, таких 30-мм турель LANCE. БТР объединяет дизельный двигатель MTU и системами эффективного вождения (FEDS), которые обеспечивают ему максимальную скорость 100 км/ч и дальность в 550 км.
Piranha V - это пятое поколение многоцелевой колесной бронированной машины в семействе Piranha от General Dynamics European Land Systems-Mowag.
Pandur II 8x8
Pandur II 8x8 БТР является улучшенной версией Pandur 6х6. Это колесный бронетранспортер, произведенный General Dynamics European Land Systems-Steyr. Транспортное средство в настоящее время находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил.
БТР Pandur II предлагает место для 14 военнослужащих, включая экипаж и может иметь модульное бронирование для защиты от баллистических угроз, мин, самодельных взрывных устройств и ручных гранатометов (RPGs).
Башня SP30 на Pandur II вооружена пушкой Маузер 30 мм МК 30-2, в то время как транспортные средства, используемые чешской армией, оснащены модулем, оснащенным 30-мм Mk44 Bushmaster II. Дополнительное вооружение включает в себя 7,62-мм пулемет и 76-мм дымовые гранатометы. Автомобиль имеет максимальную скорость 105 км/ч и запас хода 700 км.
Pandur II 8x8 БТР находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил
ARMA 8x8 APC
ARMA 8x8 модульный колесный бронеавтомобиль, был торжественно показан в Турции компанией Otokar Otomotiv Savunma Sanayi на ярмарке Международной оборонной промышленности (IDF) 2013. База АРМА служит модульной платформой для различных конфигурациях для выполнения различных миссий.
Внутренняя планировка в БТР АРМА предназначена для размещения водителя, командира и десяти военнослужащих. Бронированный корпус обеспечивает высокую степень защиты от кинетической энергии (KE) сердечников, мин, RPGs, EFPs и самодельных взрывных устройств.
Версия БТР ARMA оснащен дистанционным модулем с 7.62-мм/12.7-мм пулеметами или башней с открытым куполом с 20-мм пушкой или башней с дистанционным управлением Mizrak-30 (30-мм пушка+7,62-мм пулемет, противотанковые управляемые ракеты L-UMTAS большого радиуса действия. Эти ракеты имеют лазерное наведение). Шестицилиндровый дизельный двигатель обеспечивает максимальную скорость 105 км/ч и способен переместить автомобиль на дальность в 700 км.
ARMA 8x8 от Otokar представляет собой новое поколение колесных БТР, предлагающий мобильность, модульность и защиту
AV8 8x8 APC
AV8 бронетранспортер производится компанией Deftech в сотрудничестве с FNSS и был показан в 2012 году. Автомобиль был разработан для вооруженных сил Малайзии на основе FNSS Pars 8x8 APC. БТР, которые находятся в эксплуатации у турецкой армии.
Транспортное средство имеет возможность вмещать 13 военнослужащих и оснащен композитом из алюминия и стальной брони. Он также имеет дополнительные доспехи, шарнирно соединяемые с лобовой проекцией, а также обе стороны корпуса.
AV8 автомобиль оснащен двухместной башней Denel LTC30 с 30-мм GI-30 пушкой и FN Herstal MAG 58M коаксиальный (спаренный) 7,62-мм пулеметом.
Он питается от дизельного двигателя Deutz с турбонаддувом и может достигать максимальной скорости 100 км/ч и имеет запас хода 700 км.
AV8 APC может достичь максимальной скорости 100 км / ч
Terrex 8x8 APC
Terrex 8x8 БТР производится компанией ST Kinetics и состоит на вооружении Вооруженных сил Сингапура. Транспортное средство предлагает большую мобильность и повышенную живучесть для 13 военнослужащих. Он имеет встроенную систему центрального подкачки шин, которая позволяет автоматически менять давление в шинах для различных территорий во время движения.
БТР оснащен активными и пассивными слоями брони и может также быть защищен от самодельных взрывных устройств и мин. Он содержит систему дистанционного управления twin-weapon, которая включает в себя 40-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет, или два 0,5"" (12,7-мм) крупнокалиберных пулемета.
Автомобиль работает на шестицилиндровом четырехтактном турбодизельном двигателе Caterpillar C-9, который генерирует 450 л.с. Его мощности позволяет машине набраться необходимой силы, чтобы достичь максимальной скорости 105 км /ч и пройти до 600 км.
Тerrex 8x8 БТР может перевозить 13 военнослужащих
БТР-4 8x8
БТР-4 - 8x8 бронетранспортер производства Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. Морозова (Украина). Транспортные средства находятся на вооружении армии Ирака и Украины и предназначены для переброски мотострелковых подразделений и обеспечения огневой поддержки в боевых действиях.
БТР-4 был представлен в 2006 году, производство начато в 2008 году. Он может нести три члена экипажа и семь десантников и может выстоять против автоматических малокалиберных пушек. Он может работать в любых климатических условиях днем и ночью.
БТР оснащен 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, а также имеет 30-мм гранатомет и ПТРК. Он работает на дизельном двигателе 3ТД, мощностью в 500 лошадиных сил, позволяющим достичь максимальную скорость 110 км/ч с запасом хода 690 км.
Производство БТР-4 было начато в 2008 году.
БТР-82А
БТР-82А - улучшенная версия семейства машин БТР-80, является 8x8 бронетранспортером, производимых Военно-промышленной компанией России для использования армиями России и Казахстана.
Производство БТР-82A было начато в сентябре 2013 года. Первые машины, как ожидается, будет поставлены российской армии в 2015 году. Транспортное средство может нести три члена экипажа и семь бойцов и предлагает более современную защиту по сравнению с БТР-80. Дополнительные слоты бронирования БТР-82A помогают защитить экипаж от мин и самодельных взрывных устройств. Особенности автомобилей - усиленный пол с несколькими слоями бронирования. Он оснащен 30-мм пушкой 2А72 двойного питания 7,62-мм ПКМТ. Он питается от турбодизельного КАМАЗ 740 мощностью 300 л.с. и имеет максимальную скорость по шоссе 100 км/ч и запас хода в 600 км.
БТР-82А оснащен 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКМТ.
Stryker ICV
Основной бронетранспортер (ICV), производится General Dynamics Land Systems для американской армии. ICV введен в эксплуатацию в 2002 году и выпускается в восьми вариантах. Он может перевозить двух членов экипажа и девять бойцов.
Корпус из закаленной стали обеспечивает основную защиту. Автомобиль также имеет слот-ячейки и может быть оснащен различными комплектами для повышения живучести корпуса. Он оснащен дистанционным модулем с пулеметом 50 калибра или гранатометом МК 19 + дымовыми гранатометами для защиты от прямого огня. Работает при помощи дизельного двигателя Caterpillar JP-8 мощностью 350 л.с., автомобиль может развить максимальную скорость 96,5 км/ч и имеет максимальный запас хода в 530 км.
Страйкер ICV поступил на вооружении армии США в 2002 году
Боевая масса – 8,6 т. Вооружение – 7,62-мм пулемет СГМБ образца 1949 года. Бронирование – 10-3 мм. Двигатель – бензиновый, шестицилиндровый. Мощность двигателя – 110-117 л.с. при 3000 об/мин.. Максимальная скорость – 75 км/ч. Запас хода: по шоссе – до 600 км по проселку – 350-550 км. Экипаж – 2 человека. Десант – 17 человек.
. Боевая масса – 14,2 т. Вооружение –7,62-мм пулемет СГМБ образца 1949 года. Бронирование, мм – нос – 9-11, лоб – 11, борт – 7-9, корма – 7, верх – 5, днище – 4. Двигатель бензиновые, шестицилиндровые. Мощность двигателя: 2 х 90 л.с. при 3400 об/мин. Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 80, на плаву – 10. Запас хода, км – по шоссе – до 500, на плаву до – 90. Экипаж – 2 человека. Десант – 20 человек .
. Боевая масса – 9,8 т. Вооружение –7,62-мм пулемет СГМБ образца 1949 года. Бронирование, мм – нос – 9-11, лоб – 11, борт – 7-9, корма – 7, верх – 5, днище – 4. Двигатель бензиновые, шестицилиндровые. Мощность двигателя: 2 х 90 л.с. при 3400 об/мин. Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 80, на плаву – 10. Запас хода: по шоссе – до 500 км, на плаву до – 90 км. Десант – 16 человек .
. Боевая масса – 8,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 10 человек. Вооружение: 2 7,62-мм ПКТ, боезапас - 200 патронов. Бронирование: 10-15 мм. Силовая установка: дизель БЗТМ 5Д20, 240 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 60(10) км/ч. Запас хода по шоссе 500 км.
. Боевая масса – 12,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 7 человек. Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ (500 патронов) 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов) 2 ПЗРК 9К34. Силовая установка 2´ГАЗ-49Б по 120 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 80(10) км/ч. Запас хода 400-600 км.
.
Боевая масса – 13,6 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 7 человек. Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ (500 патронов) 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов) 2 ПЗРК 9К34. Силовая установка дизель КАМАЗ 7403 260 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 80(10) км/ч. Запас хода 400-600 км. Варианты: , .
КАМАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97)
.
Cоветский бронетранспортёр, спроектированный в начале 80-х, как развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков. В серийное производство БТР-80 поступил в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё продолжает выпускаться. Последние модели БТР-80, оборудованные усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты (БМП). Использовался советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов стал основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России, а так же ряда других бывших советских республик и применялся практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно продовался и на данный момент продолжает поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении около 26 государств.
История создания и производства
Основным бронетранспортёром ВС Советского Союза к началу 1980-х годов являлся запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их использования уже вскоре показал, что, несмотря на серьёзные улучшения по сравнению с БТР-60, множество главных недостатков и недочётов предшественника перешли к нему почти без исправлений и зменений. Одним из них была довольно сложная и очень ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, имевших к тому же повышенный расход топлива и ряд других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Серьёзной проблемой оставалась весьма неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, по сравнению с БТР-60 она была лишь совсем немного улучшена. Как показала Афганская война, неудовлетворительной была и защищённость машины. Помимо этого на БТР-70 приплюсовались проблемы с водомётным движителем новой конструкции, он на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и т. д.
Для устранения этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был создан бронетранспортёр ГАЗ-5903. При оставлении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё множеством улучшений. Например- вместо спарки карбюраторных двигателей был поставлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки десанта были оборудованы большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, но общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Последующее развитие стремилось дать экипажу и десанту возможность ведения огня из-под защиты брони, для этого стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено незначительно, но всё же масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, но в целом подвижность машины осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешно пройденных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение ВС СССР и получил название БТР-80.
Описание
БТР-80 имеет компоновку с размещением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного - в задней части машины. Экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; коме них, бронетранспортёр может брать на борт десант из 7 бойцов.
Броневой корпус и башня
БТР-80 имеет слабо дифференцированную (классификационный термин конструкции бронированных наземных боевых машин. Боевая машина имеет дифференцированную бронезащиту, если её корпус снабжён бронёй неравной толщины в различных своих частях. Как правило, наиболее толстая и прочная броня оборудуется в местах, наиболее подверженных вражескому огню - лоб или вся передняя оконечность машины. Менее толстой бронёй оснащаются борта и корма.) противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра делается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены с довольно значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, значительно повышающую его водоходные качества и оснащён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, таким образом не намного повышая его защиту.
В лобовой части корпуса располагается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, располагаются механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним размещено отделение десанта, сделанное вместе с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения размещены в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, есть два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, помимо башенного стрелка, в бортах есть восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от +...-15 до +...-25 град. предназначенные для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки повёрнуты в направлении передней полусферы, в результате этого задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, маленькая мёртвая зона есть и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, оборудованы в десантных люках в крыше.
На БТР-80, как и на предшественниках, оборудованы два прямоугольных десантных люка в крыше, но всё же основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери расположенные сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя откидывается вниз и становится подножкой, что, в отличие от предшественников, разрешило производить посадку и высадку десанта из БТР-80 во время движения. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка, которые расположенны над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 оборудованы целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.
Вооружение
Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка оборудуется на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах?4…+60 град, производится вручную с помощью винтового механизма, горизонтальная наводка производится вращением башни. Наводка пулемётов на цель делалась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2х или 4х при поле зрения, соответственно, 49 град и 14 град и разрешавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. КПВТ специализировался на борьбе с легкобронированной и небронированной техникой противника, а так же низколетящих воздушных целей, данный пулемёт имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же специализировался на поражении живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.
Средства наблюдения и связи
Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях производят наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка расположенных в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях, а так же при движении ночью, наблюдение за местностью они осуществляют через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков имел три перископических смотровых прибора ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 оборудованный в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. Ночью, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, или за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36 град, по вертикали - 33 град, а дальность видения при нормальных условиях - 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10?3 лк (Люкс (от лат. lux - свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) - единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ)).
Главным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имеет увеличение в 5х для дневного и 4,2х для ночного канала, при поле зрения в 10 град и 8 град, соответственно. Оборудование прибора допускала его поворот в пределах +...-50 град. по горизонтали и качание в пределах?13 - +33 град. в вертикальной плоскости. С прибором был совмещён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, использовавшийся для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 достигала 300-400 метров. Помимо ТКН-3, командир имеет три прибора ТНПО-115 - два для обзора переднего сектора и один, оборудованный в правом верхнем скуловом бронелисте.
Для башенного стрелка, главным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, помимо этого у негоесть перископические смотровые приборы: ТНП-205, оборудованный в левом борту башни и ТНПТ-1, размещённый в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант имеет два перископических смотровых прибора ТНП-165А, которые оборудованы в крыше корпуса за башней, рядом с посадочными местами десантников-пулемётчиков, а также четыре прибора ТНПО-115, которые размещены в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.
Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков оборудовалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков она была заменена более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оборудован танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов - командира, механика-водителя и башенного стрелка.
Двигатель
На БТР-80 применяется двигатель КамАЗ-740.3 с турбокомпрессором, на каждом развале двигателя. БТР-80 с двигателм ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М
ТТХ
Классификация: Бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 13,6
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7
Длина корпуса, мм: 7650
-Ширина корпуса, мм: 2900
-Высота, мм: 2350..2460
-База, мм: 4400
-Колея, мм: 2410
-Клиренс, мм: 475
Бронирование:
Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 10
-Борт корпуса, мм/град.: 7..9
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Лоб башни, мм/град.: 7
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7
Вооружение:
Углы ВН, град.: -4..+60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: 1ПЗ-2
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ; 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность:
Двигатель: Производитель: Камский автозавод; Марка: КамАЗ 7403; Тип: дизельный; Объём: 10 850 куб. см.; Максимальная мощность: 260 л.с., при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 785 Н·м, при 1800 об/мин; Конфигурация: V8; Цилиндров: 8; Расход топлива при смешанном цикле: 60..130 л/100 км; Расход топлива на трассе: 48 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 120 мм; Степень сжатия: 16; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 4; Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8; Максимальные обороты: 2930
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовым дорогам
-Удельная мощность, л. с./т: 19,1
-Колёсная формула: 8х8/4
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2
-Преодолеваемый брод, м: плавает