Дело зои федоровой. Алмазная пыль
Жизнь советской актрисы Зои Федоровой
, сыгравшей в таких известных картинах, как "Фронтовые подруги", "Свадьба в Малиновке", "Москва слезам не верит" и многие другие, сложилась, как настоящий триллер. Ей довелось пережить многое: несчастную любовь, обвинения в шпионаже, признание дочерью врага народа, тюремное заключение… Ее земной путь оборвался, когда прозвучал роковой выстрел в затылок. Каков был мотив убийства, следствие так и не установило.
Как это часто бывает, путь к театру и кино Зоя Федорова прокладывала кровью и потом. Родители ее были обычными рабочими, и поэтому отнюдь не благоволили желанию дочери постичь такую необычную, по их мнению, профессию. Чтобы дочь остепенилась и выбросила глупости из головы, отец настоял на том, чтобы она пошла работать бухгалтером в Госстрах. Правда, работала она здесь недолго и все же смогла уговорить родителей дать ей шанс и разрешить поступать в театральное училище.
Актерская карьера Федоровой началась с эпизодической роли в фильме "Встречный". Несмотря на то, что при монтаже эпизод вырезали, съемки сыграли роковую роль в ее судьбе. Зоя познакомилась с оператором Владимиром Раппопортом, их роман длился недолго, но за это время мэтр кинематографа проложил начинающей актрисе путь к Олимпу.
Роман с Раппопортом закончился одновременно с трагическими событиями, происходившими в семье Федоровых. Отца Зои объявили врагом народа, так что девушке ничего не оставалось, как собрать всю волю в кулак и отправиться на личный прием к Берии, чтобы просить о помиловании.
Как на самом деле складывались отношения Зои Федоровой с Лаврентием Павловичем - доподлинно не известно. Однако через время отца все же удалось вызволить, хоть и прожил он после заключения совсем недолго. Политические обвинения преследовали Зою всю жизнь: в молодости ее возлюбленный, офицер Кирилл Прове был обвинен в шпионаже, позже и она сама попала в тюрьму по аналогичному обвинению. Причиной ареста самой Зои стали ее отношения с американским военным Джексоном Тейтом. Их отношения завязались в годы войны, а после ее окончания стали рассматриваться правительством как преступные, ведь США перестали быть союзником Страны Советов.
Тейта, который на то время жил в СССР, выслали, а Федорову приговорили к 25 годам исправительных работ в лагерях. Женщина попыталась свести счеты с жизнью, но ее спасли и бросили за решетку. Восемь лет она провела в тюрьме, прежде чем дело пересмотрели и выпустили актрису на свободу.
Интересно, что вторая жизнь пришла к Зое Федоровой уже после всех испытаний. Если во фронтовых картинах, снятых в годы войны ("Подруги", "Музыкальная история", "Свадьба") ее героини были молоды и красивы, в них пульсировала сама жизнь, то в "постюремный" период ей доставались только возрастные роли. В эти годы Федорова признана народной артисткой, она появляется во многих знаковых лентах. "Свадьба в Малиновке», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Тени исчезают в полдень», «Москва слезам не верит» - все эти картины до сих пор любимы зрителями.
Закат жизни очаровательной актрисы был трагичен. Казалось, она еще может обрести счастье, ей удалось отыскать возлюбленного Тейта, она наконец воссоединилась с дочерью, с которой много лет была разлучена. Даже хотела переехать жить в Америку, однако внезапно прозвучал тот самый роковой выстрел, причина которого так и не была установлена. Кто был убийцей Зои Федоровой, следствие не установило. Известно лишь то, что женщина сама открыла дверь своей квартиры преступнику, так что есть все основания полагать, что это был хорошо знакомый ей человек.
Еще одна актриса, которая по-настоящему раскрыла свой талант, лишь перейдя 40-летний рубеж, - Татьяна Пельтцер. Ее по праву называют .
НОВАЯ ВЕРСИЯ НЕРАСКРЫТОГО УБИЙСТВА АКТРИСЫ ЗОИ ФЕДОРОВОЙ
Убийство известной советской актрисы Зои Фёдоровой (1911-1981) до сих пор остается нераскрытым. Кто же застрелил звезду кино, кому и чем могла помешать пожилая актриса? На этот счет существует множество версий. Говорят, что это могли сделать сотрудники КГБ, «бриллиантовая мафия», скупщики драгоценностей или антиквариата. Только те, кто так считает, в основном имеют весьма посредственное отношение к расследованию. В распоряжении редакции появилась альтернативная версия мотивов убийства. Как убили актрису и кто это сделал, решился рассказать бывший начальник уголовного розыска, который расследовал преступление.
На фильмах, в которых снималась заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдорова, выросло не одно поколение россиян. С ее участием в главных и эпизодических ролях вышло более 70 кинокартин, за две из которых она удостоилась Сталинских премий. «Девушка без адреса», «До свиданья, мальчики», «О любви», «Подруги», «Москва слезам не верит» принесли Зое Фёдоровой славу и узнаваемость, но вовсе не легкую судьбу.
В ее жизни были почет и признание, дружба в высших кругах номенклатуры, любовь к американскому дипломату и рождение от него дочки, потом обвинение в шпионаже: «А не рожай от американцев!» Тюрьма. Отсидев в лагерях девять из 25 лет, Зоя Фёдорова была реабилитирована и безуспешно пыталась уехать к дочери в США - прямо перед решением переехать на новое место жительства ей отказали в выезде. Оборвалась жизнь Зои Фёдоровой так же трагично. За две недели до 70-летия ее убили выстрелом в затылок в собственной квартире. Убийство актрисы списывали на КГБ, «бриллиантовую мафию» и даже зятя ее дочери - американского летчика, который после смерти тещи внезапно разбогател.
Тайну смерти любимицы Берии пытались разгадать известные писатели, журналисты, актеры и даже генерал, возглавлявший в то время уголовный розыск в СССР, Вячеслав Панкин. На телеэкранах появился сериал «Зоя», в основу которого легла версия о том, что убийство было заказано тогдашним министром внутренних дел Николаем Щёлоковым, который захотел получить ее бриллианты. Но для объективной картины не хватало свидетельств такого человека, который бы знал дело изнутри, а лучше - принимал участие в расследовании.
Поклонники актрисы терялись в догадках, пока рассказать о случившемся не решился бывший начальник уголовного розыска, который возглавлял штаб по расследованию убийства Зои Фёдоровой. Спустя 33 года после смерти актрисы оперативник воспроизвел в деталях все нюансы следствия, а также поделился своими выводами о том, кому была выгодна ее смерть и почему убийца остался безнаказанным.
ОТ ЧЕГО УМЕРЛА АКТРИСА, ПОНЯЛИ НЕ СРАЗУ
Нет, мне еще никто не докладывал об этом.
Якобы криминальный, Кутузовский, 4/2, Зоя Фёдорова, актриса, заслуженная артистка РСФСР, - уточнил он.
Борис Кривошеин, оперативники и сотрудники Московского уголовного розыска примчались к дому по Кутузовскому проспекту почти одновременно. Возле подъезда их ожидал племянник актрисы, который и обнаружил тетушку мертвой. Он приехал проведать родственницу, звонил и стучал в квартиру, но никто не открыл. В двери торчала записка от соседки, которая тоже безрезультатно пыталась достучаться в квартиру. Племянник сбегал за запасным комплектом ключей, открыл дверь и обнаружил в квартире труп родственницы.
Входим. Комната обычная. Чуть справа стоит стол прямоугольной формы, относительно большой. Спиной к нам на стуле, скажем так, не труп, а силуэт - тело женщины. Первое, что бросилось в глаза, - под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс, пульса нет, но тело было еще теплое, - вспоминает бывший начальник УГРО.
Голова актрисы лежала на столе, по носогубной складке стекала кровь. В вытянутой на столе правой руке жертвы лежала снятая с красного дискового телефона трубка, из которой доносились протяжные гудки. Никакого ранения, которое указывало бы на то, что она умерла насильственной смертью, не было заметно. Первое, что пришло в голову оперативникам, - у пожилой актрисы случилось кровоизлияние в мозг.
В замешательстве Борис Кривошеин начал рыскать взглядом по комнате, чтобы найти какую-то зацепку. Возле ножки журнального столика он увидел использованную гильзу. Сомнений в том, что в квартире произошло убийство, не оставалось. Когда оперативники наклонили тело, чтобы осмотреть его, из дырки над левой бровью потекла кровь.
Кому она могла помешать, непонятно. Пожилая женщина, актриса, заслуженный человек. Для меня это было, можно сказать, в диковинку. Что я, молодой начальник уголовного розыска, видел? О всяких таких моментах я слышал только на лекциях. Да нет, даже никто обычно не рассказывал примеров таких вот преступлений. Я наклонился, взял гильзу, место зафиксировал. Так как я с детства стреляю, определил калибр и прикинул, что гильза от вальтера или зауэра. Но тут началось самое страшное - приезд большого руководства. Они как слоны начали ломиться в дверь, хотя по всем правилам это запрещено. Спас напарник, который встал в дверях и матом их остановил, не пуская внутрь, - заново переживает моменты 33-летней давности Борис Кривошеин.
Осмотр помещения продолжался до глубокого вечера. Только к полуночи начальник уголовного розыска попал в отделение милиции. Не успел он переступить порог помещения, в кабинете раздался телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сообщила, что помогает органам БХСС, и попросила обратить внимание на одну знакомую убиенной.
Она рассказала, что перед смертью Зоя Фёдорова сдружилась с одной женщиной, у которой сын жил в Америке, и часто приходила к ней в гости. Имя моей таинственной собеседницы я так и не узнал. Договорив, я автоматически положил трубку на рычаги аппарата. Это было ошибкой, нужно было положить ее рядом с телефоном и попросить дежурного определить, откуда поступил звонок. Подсказка могла сыграть важную роль в раскрытии преступления. Наверное, звонившая видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину к себе домой перед смертью, - рассуждает Борис Кривошеин.
ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ЗНАКОМЫХ НЕ ПОМОГЛИ СЛЕДСТВИЮ
Поиск преступника начался с опроса лиц из записной книжки Зои Фёдоровой. В блокноте было более 2 тыс. телефонных номеров, более 1 тыс. почтовых адресов, московских и иногородних. Большинство из них принадлежали актерам с «Мосфильма» и театральным деятелям. Сотрудники УГРО принялись вызывать и опрашивать знакомых Зои Фёдоровой в поисках хоть какой-то зацепки. В результате было опрошено более 4 тыс. знакомых актрисы, но установить убийцу это не помогло.
Я допрашивал Ролана Быкова, Никиту Михалкова, - вспоминает Борис Кривошеин. - Когда столько людей через тебя проходит, волей-неволей приходится ковыряться в грязном белье. И каждый из актеров просит: об этом не говорите никому, вот это не записывайте. Мы старались вести более доверительные беседы, не в протокол, но результатов это не давало. Мы без толку копались в мосфильмовской каше, в дрязгах, кто там какую-то шубу приволок, кто туфли продал, другой стучит, этот с 15-летними мальчиками кувыркается. А информации, представляющей оперативный интерес по делу, практически не было. Только стандартные вопросы и такие же ответы: да, нет, не знаю, не видел.
В это время Бориса Кривошеина начали посещать сомнения: какая-то зацепка, которую он не заметил, могла остаться в квартире, где убили Зою. Ключи от квартиры были у него. Начальник УГРО отправился на Кутузовский проспект. Чутье не подвело оперативника.
Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку, за которой он обнаружил помещение полметра на метр, до потолка забитое старыми женскими сумочками. Их было больше сотни, но в любой могли оказаться какие-то важные документы и записи, представляющие интерес для следствия. Потому вся груда была разложена на пол и обследована вплоть до подкладок. Сомнения следователя, что сумочки никто не проверял, подтвердились. В одной из них нашлись 3 тыс. рублей, а в другой золотая цепочка. Но на этом находки не закончились.
Еще раз внимательно осмотрев комнату, Борис Кривошеин заметил разбросанные на полу и на полочках бирки от ювелирных украшений. Он принялся сгребать их в пакеты. Сотни, если не тысячи маленьких картонных этикеток едва поместились в две целлофановых торбы.
Конечно, меня это насторожило. Я понимаю, что часть бирок изъяли при первом осмотре. Но такое количество откуда могло появиться? И кто мог их разбросать? Оперативники не могли этого сделать. Наши оперативники, если и проводили осмотр места происшествия или даже обыск, старались всегда возвращать предмет на место. У меня проскочила мысль, что кто-то подсовывает мне специально эти бирки, - предположил начальник угрозыска.
Не исключено, что бирки были разбросаны спецслужбами, чтобы списать убийство Зои Фёдоровой на «бриллиантовую мафию». А может, и нет. Актриса была частым гостем на метро «Октябрьское поле». Там находился магазинчик антиквариата, в котором, по рассказам продавцов, она скупала все, что только видела. Купленные там украшения она могла передавать в Америку через мужа дочки, который часто летал в Россию, или через знакомых. Отсюда и появились оторванные бирки. Ходили также слухи, что после убийства Зои Фёдоровой в квартире был обнаружен чемодан с драгоценностями, который впоследствии пропал. Но единственное, что видел Борис Кривошеин при осмотре помещения, - пустые подрамники. Чемодана не было.
ОХОТА ЗА ПОДОЗРЕВАЕМЫМ
В ходе следствия оперативникам стало известно, что незадолго до смерти Зое Фёдоровой предлагали купить украшения с бриллиантами - кольца, серьги и браслет. Но она отказалась, так как перед этим уже приобрела кольцо с бриллиантом примерно за 50 тыс. рублей. Огромная по тем временам сумма, на которую можно было купить три «Волги».
В штаб поступила информация, что к продаже драгоценностей мог быть причастен преступник, находящийся во всесоюзном розыске за спекуляцию. И что у него якобы был пистолет «зауэр», из которого произвели роковой выстрел. Преступник находился на Таганке и в любое время мог скрыться.
Борис Кривошеин схватил всех оперов, которых поймал в коридоре, на лету в дежурке взял пистолет, влетел в машину и от Киевского вокзала рванул к Курскому. По указанному адресу через арку метра три шириной находился глухой двор, обнесенный высокими, как в крепости, стенами. Во дворе стоял деревянный одноэтажный узкий барак и ни одной другой пристройки, за которыми могли укрыться оперативники. В это время дверь барака открылась.
На пороге весь в черном появился «трехстворчатый шкаф» ростом не ниже 2 метров и с бородищей как у хорошего попа - до пупа. А у меня фотография-то была черт знает какой давности. С паспорта. Молоденький мужик какой-то, и близко с этим ничего похожего нет. Он спокойно вышел. Провел взглядом. На нас посмотрел. А мы стоим, как на витрине, все. И спокойно, уверенным шагом пошел прямо в арку. У меня чутье сработало, и я как гаркнул на своих оперов: «Это он, берем!»
В это время слева от арки из-за стены вынырнуло такси, водитель на лету распахнул дверь, в которую и запрыгнул «шкаф». Оперативники выбежали вслед за удаляющейся машиной, но ни транспорта, ни оружия, кроме как у начальника УГРО, у них не было. Рядом заскрипели тормоза - другая машина-такси чуть не сбила замешкавшегося на проезжей части Бориса Кривошеина. Недолго думая, он влетел в автомобиль, приставил под ребра водителю пистолет и приказал догонять преступника.
На одном из светофоров он вычислил такси, в котором находился беглец, и указал своему водителю таранить автомобиль. В этот момент такси со спекулянтом остановилось, видимо, у водителя сдали нервы, когда он увидел, что машина с начальником уголовного розыска перестраивается и выбирает угол атаки.
Борис Кривошеин получил за пойманного преступника премию 100 рублей, но более никакой пользы в расследовании по делу убийства Зои Фёдоровой он не принес. Следствие не установило причастность спекулянта к трагической смерти актрисы.
После этого начальник УГРО перешел в другой отдел. На место Бориса Кривошеина назначили выпускника Высшей школы МВД Александра Петрушко. Периодически встречаясь на заседаниях у высшего руководства, Борис Кривошеин интересовался ходом следствия. Но дело после его ухода не сдвинулось с места, попав в разряд висяков, или глухарей.
ВЫСТРЕЛ СПРОВОЦИРОВАЛ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК
Спустя некоторое время Бориса Кривошеина сняли с должности зама по розыску и назначили старшим оперуполномоченным по особо важным делам Кировского района. С тех пор он начал заниматься только самыми тяжкими преступлениями - убийствами и покушениями на убийства. Эту должность Борис Кривошеин занимал до выхода на пенсию и набрался много опыта, чтобы начать вести свою личную работу по раскрытию убийства Зои Фёдоровой.
Чтобы мозги на пенсии не закисли, решать одни кроссворды маловато. Поэтому я занялся любимым делом. В первую очередь посмотрел документальные фильмы по убийству Зои Фёдоровой. Начал смотреть сериал «Зоя». Плюнул. Выключил. Больше не включал. Потому что все, что там показывали, на самом деле не соответствует действительности. Особенно то, что комментировали актеры про ее убийство. Не знаю, может, они говорили то, что было выгодно им, а может, чего-то не знали. Я могу судить об этом, потому что через нас прошел практически весь «Мосфильм». Уж сколько мы наслушались помимо того, что было записано в протоколах допросов. Потому я подумал: дай-ка я сяду, помыслю, учитывая тот колоссальный опыт, который я наработал по раскрытию таких преступлений, - решил Борис Кривошеин.
Для начала милиционер восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но следователи не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. По динамике движений человека, снимающего телефонную трубку, и по тому, в каком положении находился труп, Борис Кривошеин установил, что в трагический момент не актриса звонила кому-то, а позвонили ей! Она повернулась к телефону, но неизвестно, успела ли ответить, так как в этот момент прозвучал выстрел.
Убитую обнаружили в очках, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Фёдорову никто не видел в этих очках в грубой роговой оправе, которые на самом деле были ей не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ее надеть очки в присутствии того человека, который ее потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать. Также Борис Кривошеин пришел к выводу, что убийца выстрелил в момент звонка, когда актриса повернула голову и потянулась рукой к телефону.
И тут Кривошеин припомнил таинственный звонок от женщины, которая попросила обратить внимание на одну из знакомых Зои Фёдоровой. О ком говорила незнакомка? Звонившая утверждала, что покойная часто посещала одну из своих знакомых перед смертью. Вероятно, она видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину в день убийства в квартиру. Знакомая, о которой она говорила, не числилась среди близких друзей убитой, в протоколах допросов о ней практически ничего не упоминалось. Интерес для следствия представляло то, что у этой женщины был сын, который уехал на ПМЖ в Америку и поселился недалеко от того места, где жила дочь актрисы Вика.
УБИЙЦЕЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА
Зоя Фёдорова тоже хотела переехать к дочери. Трижды ей разрешали выезжать в Америку для встречи с Викой и своим бывшим возлюбленным. Но в 1981 году, когда она решила навсегда переехать в США, ей отказали. Случилось это за несколько недель до ее убийства. В это время Фёдорова и познакомилась со своей подругой, у которой уже были оформлены документы на выезд к сыну, а также куплен билет. Учитывая женскую психологию, кому, как не находящейся в таком же положении женщине, могла поплакаться и излить свою душу актриса?
Я уверен, что убийцей была женщина! Экспертиза определила, что выстрел был сделан с расстояния 20 сантиметров. Выхлопные газы должны были распушить волосы на затылке и как бы загнуть их вперед. А она была как причесанная. Кто причесал убитую и зачем? Если это кто-то и сделал, то только женщина. Причем женщина, которая к вам хорошо относилась и которая, прощаясь, пожалела, пригладила вам волосы. Ни один мужик никогда бы этого не сделал. Все остальные версии - Комитет госбезопасности, наемные киллеры, «бриллиантовая мафия» - не влезают ни в какие ворота. Никто даже не обратил внимания на одну простую деталь. Говорили, что бандит открыл дверь, зашел, Зоя сидела за столом и т. д. Но дверь в комнату открывается вовнутрь, и если бы преступник попытался войти, он бы этой дверью прикрыл Зою. А она, с ее опытом зоны или с боязнью всего, думаете, не отреагировала бы? - считает Борис Кривошеин.
Зоя Фёдорова была очень осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Фёдорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там.
Мотивом убийства Зои Фёдоровой послужила корысть. По мнению Бориса Кривошеина, актриса хотела передать через убийцу кольцо с бриллиантом для своей дочери. Потому что другого способа у нее не было - она боялась, что с ней что-то может случиться, а тут подруга уже улетала на днях в Америку. В то же время пожилая женщина летела на ПМЖ к единственному сыну без стартового капитала, и ей бы совсем не помешала дорогая драгоценность, чтобы продать ее и не быть обузой для родственников.
«ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ЗА ГРЕХИ БАБКИ»
В день убийства Зоя Фёдорова зашла к подруге в гости. Они перекусили на скорую руку вермишелью с корнишонами. Ни в одном меню столовой поблизости от Кутузовского проспекта такого не продавали. Это позволило оперативникам сделать вывод, что еда была приготовлена дома.
Узнав, что у приятельницы уже куплен билет на самолет и они видятся в последний раз, актриса пригласила ее к себе домой. Днем как раз должна была звонить дочка Вика. Зоя предложила передать подружке кольцо с бриллиантом и в то же время сообщить Вике по телефону данные с билета, чтобы она встретила и забрала передачу. Таким способом Зоя Фёдорова хотела перестраховаться. Хоть какое-то косвенное доказательство в виде телефонного разговора с дочерью, что она передала драгоценности этой женщине.
А приятельница Зои Фёдоровой в то же время надеялась, что звонка не будет. Она думала, что зайдет к актрисе, заберет драгоценности и, сославшись на спешку, а также необходимость собирать чемоданы, уйдет. Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно. Но Вика должна была позвонить. На этот случай приятельница актрисы взяла пистолет образца 1939 года и положила его в сумочку. Она была чуть моложе Зои Фёдоровой, и, вероятнее всего, оружие досталось ей с фронта.
Гостья до последнего не решалась застрелить Зою Фёдорову и оттягивала этот момент. Пока они ждали звонка, она могла под любым предлогом подойти к актрисе и выстрелить. Но женщина выжидала и надеялась, что Вика не позвонит. Когда звонок тем не менее прозвучал, она зашла за спину Зое и, пока та обернулась к телефону, чтобы взять трубку, выстрелила ей в затылок.
Эту женщину допрашивали. Она прошла через сито. Допрашивал мой хороший товарищ из райотдела. А я в этот день в отпуске был, поспать хотелось, понимаете, я же каждый день раньше двенадцати ночи никогда не уезжал из отделения. И в этот день как специально получилось. Я приехал на работу где-то к двенадцати, а она пришла на допрос к десяти. Вместо меня ее допросил мой товарищ, который в то время был в отделении, - признается Борис Кривошеин.
Допрос оказался бесполезным и пустым, на все вопросы женщина отвечала, что ничего не видела и ничего не знает. Оказалось, что она имела какое-то отношение к «Мосфильму», а у оперативника, проводившего допрос, родители были оттуда. Между ними завязалась дружеская беседа, потому оперативник, не получив никакой полезной информации, отпустил ее. Когда Борис Кривошеин узнал, что эта женщина приходила на допрос, но от нее не получили никакой ценной информации, он спохватился и поехал к ней домой, чтобы повторно вызвать ее в отделение. Но к тому времени она уже переехала на другое место жительства. А спустя несколько дней предполагаемая убийца улетела в Америку к сыну.
Мотивом к преступлению послужила корысть, считает Борис Кривошеин. Убийца не только забрала кольцо с бриллиантом, но и выгребла все ценности Зои Фёдоровой, которых ей наверняка хватило на безбедную старость в Америке. Учитывая любовь актрисы к драгоценностям, которой она заразилась от певицы Лидии Руслановой, украшений из ее квартиры хватило бы на безбедную жизнь нескольких таких старушек. Если добавить сюда опустошенные кем-то подрамники, которые Борис Кривошеин видел после убийства актрисы, преступник получил большой куш.
Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у нее остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки.
поделиться:
Биография великой советской актрисы Зои Федоровой похожа на кинодраму. В ней было все: успех и слава, большая любовь и романтические отношения с иностранцем, счастье материнства, арест, пытки в тюрьме и смерть от руки хладнокровного убийцы.
Зоя Федорова родилась в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге, в 1909 году, 21 декабря. Ее отец Алексей Федоров был рабочим на заводе. Мать Екатерина Федорова занималась воспитанием трех дочерей и сына. Семья проживала в большой квартире и не знала нужды.
После событий 1917 года в жизни Федоровых происходят большие изменения. Отец Зои всей душой принимает революцию и активно в ней участвует, делает стремительную карьеру в партии большевиков. В 1918-м семья оказалась в Москве. В столице отца назначают начальником паспортной службы в Кремле.
С раннего детства Зоя посещала драмкружок и мечтала стать актрисой. Отцу увлечение дочери не нравилось. После школы в возрасте 17 лет Зоя пошла работать в Госстрах. Служба не приносила ни малейшего удовлетворения, артистическая натура девушки бунтовала и находила отраду в танцах, которые она посещала после работы.
Обвинение в шпионаже
На вечеринке Зоя знакомится с военным с Кириллом Прове. Между молодыми людьми вспыхивают нежные чувства. Осенью 1927 года возлюбленного внезапно арестовывают как английского шпиона. Следом за ним под стражу попадает и Федорова. Ее подозревают в пособничестве иностранному шпиону.
В ноябре этого же года дело закрыли за недостаточностью доказательств, подтверждающих обвинение. Ситуация довольно нетипичная для тех времен. То ли провидение вступилось за Зою, то ли у ОГПУ были на нее какие-то планы. Как бы там ни было, творческая биография Зои Федоровой могла и не состояться.
Начало карьеры
Несмотря на протесты отца, в 1930 году девушка поступает в училище при Театре Революции. Во время учебы она получает эпизодическую роль в ленте «Встречный». На премьеру картины пришли родственники, но Федорова на экране не появилась. Эпизод с ней был вырезан при монтаже. На съемках Зоя знакомится с оператором Владимиром Раппортом, за которого выйдет замуж.
Зоя Федорова в фильме "Свадьба в Малиновке" | Кино-Театр
Первым ее дебютом на экране станет роль в музыкальном фильме «Гармонь», вышедшем в 1933 году. После выхода ленты талантливая актриса получает множество предложений от режиссеров. Одна за другой выходят картины с ее участием. Громадный успех и всесоюзную известность ей приносит фильм «Подруги», вышедший в 1936 году. Актриса востребована, знаменита, жизнь прекрасна, но наступает тяжелый период, связанный с арестом отца.
Кино-Театр
Кремлевский работник, лично знавший , стал жертвой клеветы. Причиной ареста могли стать и его вольные высказывания в адрес руководства страны. Его задержание и лишение свободы на 10 лет были как гром среди ясного неба. Чтобы помочь отцу, Зоя записалась на прием к . Питавший слабость к красивым актрисам, он приглашает ее в особняк. Отец был освобожден летом 1941 года, а Зоя получила право в любой момент обращаться к Берии за помощью.
После ареста отца за Зоей закрепляется статус дочери «врага народа». Что удивительно, на судьбе актрисы это не отражается, Федорову продолжают снимать. За десять лет ее карьеры снято 22 фильма с ее участием. В большинстве из них она снималась в главной роли. За фильмы "Музыкальная история" (1940) и "Фронтовые подруги" (1941) актриса получила высшую в то время награду – Сталинскую премию.
Арест
Зоя Федорова – одна из самых популярных актрис советского кинематографа. Ею восхищаются, ее любят, фильмы с ее участием пользуются успехом. Но к концу 46-го над ее головой сгущаются тучи, в декабре актрису арестовывают. Ее обвиняют в ведении враждебной агитации, создании антисоветской группы, злобных выпадах против советского правительства и даже в готовности к исполнению террористических актов против руководства.
Актриса обращается за помощью к Берии, но ей не удается избежать чудовищных обвинений и тяжелого приговора. Зою Федорову приговаривают к 25 годам усиленного лагерного режима. Все ее имущество конфискуют, а семью отправляют в ссылку. Маленькая дочка оказывается у родственников в Казахстане, в селе Полудино.
В 1955 году Зою Федорову реабилитируют, а спустя время снимают обвинения полностью. Она воссоединяется со своей 9-летней дочерью, возвращается в кинематограф и много снимается. Роли в кино ей достаются небольшие, но характерные и запоминающиеся.
Личная жизнь
Первым ее мужем был репортер Владимир Раппопорт, в конце 30-х годов их брак дал трещину. Второго мужа – летчика Ивана Клещева - забирает война. В это же время погибает еще один Иван – ее брат.
Третья любовь актрисы к американскому военному принесла счастье материнства и другие события, изменившие ее жизнь. Осенью 1942 года на выставке американского кино в Москве актриса знакомится с корреспондентом "Юнайтед пресс" Генри Шапиро, среди друзей которого оказался и Джексон Тэйт. Он был заместителем главы морской секции американской военной миссии. Тэйт приглашает актрису в ресторан. Так началась красивая история любви советской актрисы и американского военного.
Слухи о ней ходили разные. По утверждению некоторых источников, актрису, которая была агентом КГБ, в общество американских дипломатов ввели специально. Как бы там ни было, Зоя влюбилась, забеременела и родила дочь, о которой красавец-капитан узнал спустя много лет. По окончании войны бывшие союзники стали врагами, поэтому связь Федоровой и Тэйтом не могла иметь счастливое завершение.
Зоя Федорова с дочкой, зятем и внуком | Wday
В июле 1945-го Зою неожиданно отправляют на гастроли в Крым, а Тэйта в течение сорока восьми часов выдворяют за пределы СССР. После возвращения в Москву своего любимого Зоя не застала. Он пишет письма и отправляет запросы, но безрезультатно. Когда уже не было никакой надежды, на его имя пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что Федорова замужем за неким композитором, и у них двое детей.
Colors.life
Доля правды в этом сообщении была. В 1946 у актрисы родилась дочь. В это же время выходит указ о наказании матерей-одиночек. Чтобы защитить Зою от очередных неприятностей, знакомый ей с 40-х годов композитор Александр Рязанов предложил расписаться. С Джексоном Тэйтом она встретилась в 1976 году, когда ей разрешили выезд за границу.
Дочь Виктория унаследовала талант матери и стала актрисой. В молодости, когда она жила в Москве, ее друзьями и партнерами по съемкам были , и Борис Хмельницкий. Потом она уехала в Америку, где тоже снималась. На 66 году ушла из жизни из-за неизлечимой болезни.
Смерть
В 1981 году, 11 декабря актрису обнаружили в квартире мертвой. Причина смерти – выстрел в голову. Кто застрелил Зою Федорову, неизвестно, тайна гибели осталась нераскрытой.
Зоя Федорова в последние годы | Kinodir
Версий существовало несколько. По одной из них, она была убита агентом КГБ, так как собиралась уехать на пмж в Америку, куда ранее переехала ее дочь. По другой - она отдала жизнь за бриллианты, так как входила в «бриллиантовую мафию», костяком которой были дети и жены деятелей Кремля, среди них была и Галина Брежнева.
Фильмография
- «Москва слезам не верит»
- «Живите в радости»
- «Врача вызывали?»
- «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
- «По собственному желанию»
- «Кортик»
- «За рекой – граница»
- «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»
- «Иностранка»
- «Хотите - верьте, хотите - нет...»
- «Дайте жалобную книгу»
- «Сказка о потерянном времени»
- «Алые паруса»
- «Свадьба»
- «Шахтеры»
- «Большие крылья»
- «Женитьба»
- «Летчики»
- «Подруги»
Первый канал завершил показ сериала «Зоя». Зрители с замиранием сердца следили за судьбой героини, прототипом которой стала знаменитая актриса Зоя Федорова, и за расследованием ее трагической гибели. Вокруг этой истории много легенд. Мы встретились с Вячеславом Панкиным, в то время возглавлявшим уголовный розыск СССР, чтобы узнать, что упустили создатели сериала и кто на самом деле убил Зою Федорову.
«Давай напишем роман»
С таким предложением 30 лет назад к Вячеславу Панкину обратился «папа» Штирлица, известный советский писатель и журналист Юлиан Семенов. «Может быть, фильм потом получится лучше «17 мгновений весны», – уговаривал он. Разговор этот происходил в кабинете начальника УгРо. Семенов пришел к своему другу, чтобы обсудить готовящийся в печать номер газеты «Совершенно секретно». И увидел десятки томов уголовного дела по убийству Зои Федоровой, сложенных в углу. Об этом не писали в газетах и не сообщали в программах новостей, но слухи по Москве разнеслись быстро: знаменитую актрису застрелили в собственной квартире на Кутузовском проспекте. И писатель понимал: история взлетов и падений легенды советского кинематографа вкупе с материалами расследования ее таинственной гибели, да еще написанная при непосредственной помощи руководителя уголовного розыска, – это нечто. Но Панкин отказался от заманчивого предложения стать соавтором, как бы сегодня сказали, бестселлера: «Ты наврешь, а мне неудобно будет». Тогда писатель попросил фотографию из материалов дела, на которой была запечатлена убитая актриса, и уехал с нею в Америку. Вернулся – с дочерью Зои Федоровой. Она и рассказала историю, которая пролила свет на загадочное убийство. Вячеслав Панкин до сих пор считает эту версию основной, хотя сам убийца найден так и не был.
А Юлиан Семенов позже напишет роман «Тайна Кутузовского проспекта», в котором уже известный читателям по его предыдущим произведениям, например, «Петровка, 38», сыщик Костенко выходит на след убийцы актрисы. Первые главы романа были напечатаны в газете «Совершенно секретно». Вячеслав Панкин с грустью рассматривает этот номер. На обложке – та самая последняя фотография Федоровой. А ниже – шариковой ручкой: «Вячеславу Панкину – моему золотому дружочку. С любовью, Юлий Семенов». Через несколько лет Семенова не стало.
Актриса не интересовала КГБ
Роковой выстрел, оборвавший жизнь любимицы публики Зои Федоровой, прозвучал 11 декабря 1981 года. Но его никто не услышал – толстые стены «сталинки» на Кутузовском проспекте умели хранить свои тайны. «Тело актрисы три дня пролежало в закрытой квартире, пока одна из ее близких подруг, обеспокоенная исчезновением Федоровой, не подняла тревогу», – вспоминает Вячеслав Кириллович. По заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила в момент, когда она говорила с кем-то по телефону, от выстрела в затылок, произведенного из иностранного пистолета«Зауэр» калибра 7,65. Дверной замок сломан не был, значит, актриса знала и сама впустила убийцу. Но кто он?
Следователи опросили более четырех тысяч свидетелей. Росло количество томов, версий, но на след убийцы выйти не получалось. Среди возможных мотивов сейчас называют предполагаемую причастность актрисы к секретным операциям КГБ и ее связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. «Это журналистские вымыслы, – отмахивается Вячеслав Панкин. – У комитета госбезопасности к Федоровой не было интереса. И дело вела милиция, а не КГБ, как сейчас пишут многие, поскольку в нем не усматривалось государственной тайны».
Тем не менее, в судьбе Федорой есть щекотливые моменты. «В 41-м году Сталин вручал ей очередную премию и поинтересовался, какую услугу он может оказать такой прекрасной актрисе. «Иосиф Виссарионович, у меня репрессирован отец » Вождь изменился в лице. Но через мгновение ответил: «Вот мы вам и подарим машину – неудобно отца домой везти на трамвае». После этого и пошла легенда о ее связи со Сталиным и Берией».
«Меня скоро убьют»
В 1945 году Федорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом. Роман 32-летней советской актрисы и 46-летнего капитана военно-морских сил США был обречен, вскоре Тейта выслали из страны. О том, что в Советском Союзе у него родилась дочь, он узнал лишь много лет спустя. А Федорову арестовали и приговорили к 25 годам тюрьмы «за связь с американским шпионом». Выпустили – лишь после смерти Сталина, когда дочери Вике уже исполнилось девять лет. Кстати, Виктория все же познакомилась с отцом, но лишь в 1973 году, когда сама эмигрировала в Соединенные Штаты.
«Тем не менее, я глубоко убежден, что Зоя Федорова не обладала никакими секретными данными, – настаивает Панкин. – И другая версия кажется мне куда более вероятной». В последние годы Федорова много гастролировала по регионам. Выступала в райцентрах: в клубах вначале показывали нарезки с ее звездными ролями, а потом сама актриса отвечала на вопросы зрителей. «Это было во времена расцвета потребкооперации, – отмечает Вячеслав Кириллович. – В районах она скупала золотые изделия с бриллиантами, а потом переправляла их дочери в США. Несколько раз сама была в Штатах, привозила оттуда нейлоновые шубы. Как-то она даже со смехом призналась кому-то из друзей, что покупает их за три доллара, а продает за 500 рублей».
То есть деньги у актрисы были. А поскольку она всерьез задумывалась о переезде в Америку к дочери, то хотела как-то обеспечить свое будущее там. Позже Виктория расскажет Вячеславу Панкину, что незадолго до своей гибели мать нашла способ переслать ей якобы очень дорогую картину. Она была уверена,что денег от продажи полотна известного художника хватит обеим. Но когда Виктория отнесла картину экспертам, оказалось, что это подделка...
«По-видимому, Федорова требовала у обманувшего ее продавца вернуть деньги, – говорит Панкин. – Быть может, чем-то надавила. Или эти люди боялись разоблачения. Вот и убили ее. Политика замешана не была, только криминал. С этой версией была согласна и Виктория».
По словам дочери, в одной из последних телефонных бесед мать обронила: «Меня скоро убьют». Но быстро перевела разговор на другую тему. Через два дня ее не стало. И кто нажал на курок – так и осталось загадкой.
Справка «ДДД»
Вячеслав Панкин возглавлял УВД Курской области с 1972 по 1984 год. Тогда преступность в регионе была одной из самых низких в стране, а УВД по основным показателям занимало 1–2-е места в СССР. После Курска Панкин руководил УВД Горьковской области, был сыщиком №1 в СССР – начальником Главного управления угрозыска МВД, замминистра МВД РСФСР. Руководил представительством МВД СССР в Афганистане. Стоял у истоков создания налоговой полиции России, был 1-м заместителем начальника этой федеральной службы. Сейчас Вячеслав Панкин возглавляет Курское областное экологическое управление. Награжден 36 государственными наградами, в их числе ордена Красной Звезды, «За личное мужество» и Трудового Красного Знамени.
Вверх ▲ — Отзывы читателей (3) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати
Таисия | 17 октября 2015, 01:49:19 |
город: С-петербург |
Я очень много о ней читала и книгу ее дочери виктории. Я была потрясена ее убийством. С детства я влюбилась в нее по фильму Свадьба в малиневке. Мне очень нравилась ее манера говорить ее улыбка и все в ней. Она была для меня как будто моя любимая бабушка. За что можно было ее убить. Я очень страдала когда узнала правду о ее судьбе и никогда не прошу и не приму ее несчастную смерть. Всегда ее помню люблю и буду свпоминать всю свою жизнь.
Говорили что ее убил американский зять,муж Виктории.
Тотошка | 29 мая 2018, 21:06:40 |
город: Миасс |
Вот почему-то не удивляюсь такому финалу жизни.. У барыг, спекулянтов, мошенников разного рода жизнь проходит как на пороховой бочке. Не ясно, когда рванет...
30 мая 2018, 03:02
Мать и дочь. У обеих непростая судьба, но они были талантливы, красивы, сильны и успешны. Согласитесь, не так уж часто встретишь такое сочетание, особенно когда речь идёт об актрисах.
Жизнь Зои Фёдоровой и её дочери Виктории - это драматическая семейная сага, местами напоминающая лихо закрученный шпионский боевик,оставляющей и сейчас слишком много вопросов…
Зоя Федорова родилась в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге, в 1909 году, 21 декабря. Ее отец Алексей Федоров был рабочим на заводе. Мать Екатерина Федорова занималась воспитанием трех дочерей и сына. Семья проживала в большой квартире и не знала нужды.
После событий 1917 года в жизни Федоровых происходят большие изменения. Отец Зои всей душой принимает революцию и активно в ней участвует, делает стремительную карьеру в партии большевиков. В 1918-м семья оказалась в Москве. В столице отца назначают начальником паспортной службы в Кремле.
С раннего детства Зоя посещала драмкружок и мечтала стать актрисой. Отцу увлечение дочери не нравилось. После школы в возрасте 17 лет Зоя пошла работать в Госстрах. Служба не приносила ни малейшего удовлетворения, артистическая натура девушки бунтовала и находила отраду в танцах, которые она посещала после работы.
На вечеринке Зоя знакомится с военным с Кириллом Прове. Между молодыми людьми вспыхивают нежные чувства. Осенью 1927 года возлюбленного внезапно арестовывают как английского шпиона. Следом за ним под стражу попадает и Федорова. Ее подозревают в пособничестве иностранному шпиону.
В ноябре этого же года дело закрыли за недостаточностью доказательств, подтверждающих обвинение. Ситуация довольно нетипичная для тех времен. То ли провидение вступилось за Зою, то ли у ОГПУ были на нее какие-то планы
Несмотря на протесты отца, в 1930 году девушка поступает в училище при Театре Революции. Во время учебы она получает эпизодическую роль в ленте «Встречный». На премьеру картины пришли родственники, но Федорова на экране не появилась. Эпизод с ней был вырезан при монтаже. На съемках Зоя знакомится с оператором Владимиром Раппортом, за которого выйдет замуж в 1934 года.Но в 1939 их брак дал трещину. И в этом же году актриса встретила свою настоящую любовь. Этим человеком стал лётчик Иван Клещёв. Однако оформить свои отношения официально времени у них не хватило - началась война. Клещёв ушёл на фронт и в одном из боёв под Сталинградом его самолёт был сбит. Но он выжил и, получив тяжёлые ранения, был признан к "нестроевой". После этого Героя Советского Союза Ивана Клещёва распределили для дальнейшего прохождения службы в отдел по расследованию авиакатастроф. Фёдорова была несказанно рада такому повороту событий и уже мечтала о свадьбе. Но когда Клещёв вылетел к месту очередной катастрофы, его самолёт был сбит в неравном бою вражеской авиацией. Так Фёдорова вновь осталась одна.
Громадный успех и всесоюзную известность ей приносит фильм «Подруги», вышедший в 1936 году. Актриса востребована, знаменита, жизнь прекрасна
Но наступает тяжелый период, связанный с арестом отца
Кремлевский работник, лично знавший Ленина , стал жертвой клеветы. Причиной ареста могли стать и его вольные высказывания в адрес руководства страны. Его задержание и лишение свободы на 10 лет были как гром среди ясного неба. Чтобы помочь отцу, Зоя записалась на прием к Лаврентию Берии . Он тайно симпатизировал актрисе и готов был многое для неё сделать в обмен на её благосклонность.
В декабре 1943 года Берия пригласил ее к себе в особняк на улице Качалова, объяснив свое приглашение просто: "Моя супруга любит вас и хочет отметить ваш день рождения в узком кругу". Отказать всесильному наркому Федорова не смогла. В гостях терпения актрисы хватило только на первый час общения с Берией. Когда выяснилось, что никакой жены наркома на вечеринке не будет, что эту встречу организовал лично он, Федорова внезапно вспылила и оскорбила Берию. Тот тут же приказал ей убираться из его дома. Когда она вышла на улицу, Берия догнал ее на крыльце и вручил ей букет роз. При этом он произнес:
Это букет на вашу могилу!
Но все же в конце лета 1941 года её отца выпустили на свободу. Жизнь на свободе продолжалась для него недолго и 22 сентября 1941 года Алексей Фёдоров скончался. А вскоре Фёдорову постигло новое горе - на фронте погиб младший брат Иван.
После ареста отца за Зоей закрепляется статус дочери «врага народа». Что удивительно, на судьбе актрисы это не отражается, Федорову продолжают снимать. За десять лет ее карьеры снято 22 фильма с ее участием. В большинстве из них она снималась в главной роли.
За фильмы "Музыкальная история" (1940) и "Фронтовые подруги" (1941) актриса получила высшую в то время награду – Сталинскую премию.
Ключевым событием, перевернувшим всю ее жизнь, стало знакомство в январе 1945 года с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тэйтом.
После смерти отца и брата,привычный мир рушился на глазах, и, казалось бы, все надежды на лучшую жизнь и личное счастье были тщетны, но неожиданно Зоя Алексеевна встретила большую любовь - статного красавца и американского дипломата Джексона Тейта. Удивительно, но предыдущие трагические эпизоды никак не повлияли на актрису: она не хотела прятаться, не боялась ареста и не собиралась препятствовать вспыхнувшему чувству. Влюблённые были настолько увлечены друг другом, что не замечали никого вокруг. Они хотели только одного: скорее родить ребёнка и назвать его/её Виктором или Викторией. Увы, Джексона выслали из СССР раньше, чем он узнал о беременности любимой женщины… Мужчина думал, что уезжает ненадолго, и Зоя обязательно прилетит к нему Америку. Кто знал, что судьба разлучила их навсегда и влюблённых ожидает лишь короткая встреча спустя тридцать лет! А ведь они даже не успели попрощаться: актриса в то время была на гастролях в Крыму, а Джексону дали 48 часов на то, чтобы покинуть СССР.
О судьбе бывшей возлюбленной он также ничего не знал. А через год ему сообщили, что она вышла замуж.
В действительности в декабре 1946 года Зоя Федорова была арестована в своей квартире на улице Горького. Целых полгода ее допрашивали и пытали на Лубянке, во внутренней тюрьме. Затем приговорили к 25 годам тюремного заключения, обвинив по 58-ой статье в шпионаже в пользу иностранных государств. Тот, кто был осужден по 58-ой статье, приравнивался в изменникам Родины. Обычно на таких людях просто ставили крест, поскольку их судьба была предрешена.
Все имущество актрисы было конфисковано, а сестры Александра и Мария вместе с детьми сосланы. Александра – на север Казахстана; а Мария – в Воркуту, где она позже скончалась. О судьбе своей маленькой дочери актриса ничего не знала.
Сломленная Зоя пыталась покончить с собой в следственном изоляторе, но надзиратели не позволили ей умереть. Актриса вспомнила о своём покровителе и написала Берии полное отчаянья письмо: «Я умоляю Вас, многоуважаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за легкомысленный характер и несдержанный язык. Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родномуотцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву! За что же я должна погибнуть? Единственная надежда у меня на Ваше справедливое решение».К сожалению, это воззвание так и не помогло актрисе
В закрытой тюрьме во Владимире она какое-то время делила камеру с певицей Лидией Руслановой. И именно Русланова помогла Зое Федоровой, когда тюремное заключение было позади, и в 1955 году она оказалась в Москве – одна, без средств к существованию и без работы, с подорванным здоровьем и полным непониманием того, как жить дальше.Первым делом женщины собрали Вике посылку с конфетами, апельсинами и яблоками (за свои 9 лет девочка ни разу не ела подобных «деликатесов»). Кроме того, Русланова организовала долгожданную встречу с Викой и одолжила подруге свою шубу, чтобы та выглядела достойно на этом судьбоносном свидании.
Дочь Виктория
За 9 лет изгнания дочь не знала ничего ни о Зое и уж тем более о Джексоне: дабы не травмировать её психику, тётя выдавала себя за её мать. Они жили впроголодь, питались картофельными очистками и замерзали, в ужасе просыпаясь и видя, что все стены в доме покрыты толстой коркой льда… От родственников «врагов народа» шарахались как от прокажённых, а девочку постоянно дразнили за то, что та якобы подкрашивает ресницы и брови, дабы казаться хотя бы чуточку привлекательнее. Не выдержав нападок, Вика даже провела раскалённым гвоздём по бровям и тут же заработала новое обидное прозвище - «плешивая».
…Она вернулась в родную Москву с невзрачным чемоданчиком, в котором было всего 2 платья. Виктория так описала свою встречу с матерью: «Толпа понемногу редела, и тут я увидела бегущую по платформе женщину, которая заглядывала в лица прохожих. Вдруг она увидела меня и остановилась. Потом кинулась ко мне. Когда она подбежала ко мне ближе, я увидела, что она плачет. И вдруг она обняла меня, и я испугалась, что она меня раздавит. Я почувствовала, как мне на лицо капают её слезы, и ощутила, что она вся дрожит».
Тайну Викиного рождения раскрыли не сразу, но постепенно разлучённые на долгих 9 лет мать и дочь очень сблизились. Фёдорова стремилась каждую секунду заполнять общением с любимым ребёнком. Актриса, благодаря заступничеству всё той же Руслановой и Сергея Михалкова, вновь вернулась в профессию и начала сниматься. Им с Викой выделили квартиру на Кутузовском проспекте. Жизнь постепенно налаживалась. Казалось бы, все ужасы были далеко позади…
Зоя Алексеевна решила рассказать дочке об её отце, когда Виктория была подростком. С того самого момента обыкновенная советская девчонка постоянно мечтала, что папа обязательно приедет из далёкой Америки и будет встречать её с газетой в руках на ступенях гостиницы «Украина»… Тогда она и не помышляла, что всё будет совсем иначе, но твёрдо загорелась желанием найти отца. Ради этого Вика даже отказалась от своей мечты стать психиатром; она решила пойти в актрисы, чтобы папа обязательно увидел её на голубом экране.
Кстати, Зоя действительно решила найти Джексона; она познакомилась с переводчицей Ириной Керк, которая согласилась помочь актрисе в её поисках. Трагизм ситуации заключается в том, что Тейт не только не знал о существовании дочери, но и был уверен, что любимая женщина предала его, выйдя за другого мужчину. А что ему оставалось думать, ведь именно такую поддельную записку Джексону подкинули, когда тот был в Швеции…
Сначала мужчина скептически отнёсся к известиям из далёкой России (к тому моменту у него был уже третий брак и другие дети), но когда узнал, что дочь, зачатую в год Великой Победы, назвали Викторией, не смог сдержать слёз…
Дочь и отец
А что же Вика?
Виктория Фёдорова - русская Одри Хепберн и Софи Лорен в одном флаконе, украшение ВГИКа 1960-х годов, совладелица знаменитого манхэттенского ресторана «Русский самовар», в котором собирался весь цвет русской эмиграции: Бродский и Барышников, Галич, Вишневская и Ростропович.… В неё были влюблены Эдуард Володарский и Сергей Соловьёв. Виктория была богемна, скандальна и очень темпераментна. В середине 1970-х актриса уехала в Америку, как ей тогда казалось ненадолго - просто, чтобы повидать своего отца, но в итоге она осталась там навсегда.
Она окончательно расцвела, поступила во ВГИК и начала успешно сниматься в кино. Все её роли были яркими и эффектными. Критики рассыпались в комплиментах, видя в ней «изысканность европейского толка, редкую в облике наших актрис». Кинокарьера была удачной, чего не скажешь о её личной жизни. Актриса постоянно была в центре скандалов, шокировала мужчин пристрастием к выпивке и ненормативной лексике, дралась с неверным возлюбленным, швыряя в его машину горсти камней… К 29 годам она успела трижды побывать замужем: первый супруг, режиссёр Иракли Асатиани, бешено ревновал жену, резал вены и грозил выброситься из окна. Со второй мужем, экономистом Сергеем Благоволиным, отношения тоже получились короткими и бурными. Не менее скандальным получился и союз с кинодраматургом Валентином Ежовым, который был в два раза старше Виктории и отличался большой любовью к спиртному…
Кто знает, как бы сложилась жизнь актрисы, если бы не долгожданное приглашение, которое в 1973 году выслал её отец. После этого Виктория в течение 2 лет безуспешно пыталась выехать в США. Бесконечный сбор документов и характеристик, партийные собрания и прочая волокита… В конце концов, измученная девушка решила пойти ва-банк и дать пресс-конференцию для американских журналистов, чтобы привлечь внимание к своей проблеме и ускорить выезд. К счастью, этот жест отчаяния действительно возымел действие. Актриса всё-таки улетела в США, где встретилась с отцом. Удивительно, но несмотря на разлуку длиною в жизнь, они сумели найти общий язык.
Виктория не планировала оставаться в Америке, но неожиданно она влюбилась в лётчика Фредерика Пуи: пара решила пожениться, а вскоре родился их единственный сын Кристофер. Зоя Алексеевна видела внука лишь несколько раз; она с большим трудом выезжала в Америку. Актриса продолжала активно сниматься в СССР и даже получила престижную квартиру. Виктория же наоборот отошла от кинокарьеры: банальные роли русских шпионок были ей неинтересны (уж чего-чего, а этого навязанного антуража ей хватало и в жизни).
В В 1981 году жизнь Зои Алексеевны трагически оборвалась: тело актрисы было найдено в её квартире на Кутузовском проспекте. Фёдорова была застрелена. Версий этого таинственного убийства было множество. Так, например, считалось, что Зоя Алексеевна была связана с «бриллиантовой мафией», к которой были причастны первые люди государства. Впрочем, это дело, покрытое множеством слухов, не раскрыто и по сей день.
Виктория Фёдорова работала моделью, выпустила автобиографическую книгу, с лёгкостью освоила компьютер, окончила курсы веб-дизайна, создавала сайты и занималась хенд-мейдом. Она развелась с четвёртым супругом.После развода пилот отсудил мальчика у бывшей супруги.И вышла замуж в 5 раз. Именно в этом браке Виктория наконец почувствовала себя самой счастливой. Её избранником стал Джон Вайер. Он ее боготворил.
Узнав о болезни супруги, он сразу ушел на пенсию и полностью посвятил себя любимой. До этого он работал в руководстве пожарного департамента.
Красавица советского кинематографа, легендарная богемная скандалистка ВГИКа и просто женщина со сложной и очень интересной судьбой умерла в 2012 году от рака лёгких (Виктория всегда была заядлой курильщицей). Её прах, согласно завещанию, был развеян над горами Пенсильвании.
Интересные факты:
Кристофер, сын Виктории, не говорит по-русски и не желает ничего слышать о русских корнях мамы.
- История Зои Фёдоровой упоминается в сериалах «Охотники за бриллиантами» (её играет Тамара Сёмина) и «Галина» (там роль знаменитой актрисы исполняет Раиса Конюхова).
- Виктория Фёдорова снималась для журнала Harper`s Bazaar и была лицом косметической фирмы Alexandra de Markoff.
В последние годы Виктория занималась росписью тыкв-горлянок.