Цыганка похищает ребенка и пеленает его. Под волчьим солнышком
Ольгу Романович из Минска в четыре года похитили цыгане. Ее продали другой семье за пару серёжек. Девочке дали другое имя, она выросла в таборе, но всегда чувствовала себя чужой. Приемная бабушка рассказала ей правду перед смертью и сказала ей найти родную мать. В 20 лет Ольга разыскала свою семью. Оказалось, родителей лишили прав опеки, а ее браться находятся в приемной семье. Самой девушке было негде жить, сообщает «Реп.ру».
Цыгане похитили девочку, когда ей было четыре. Они попросили маму Оли Тамару купить им сигарет, пока женщина была в магазине, ее машину угнали вместе с ребенком. Девочку продали цыганской семье в приграничный город Сороки за пару золотых серёжек. Теперь ее звали Мария Превда.
Воспитанием девочки занималась приемная бабушка. Цыганка хорошо относилась к ней, но Ольга не ощущала родства с семьей. В 73 года бабушка скончалась. Перед смертью она сказала внучке: «Ищи свою настоящую мать. Если бы я знала, кто она, я бы тебе это рассказала».
Четыре года назад Ольга разыскала родных. Встреча принесла не только радость. Девушка с болью рассказывает, что стало с ее мамой.
Я плакала. Моя мать очень больна. Она не живет, она просто существует. Она живет в своем собственном мире, и я не хочу причинять ей боль. Я не осуждаю свою мать за то, что со мной случилось. У моей матери была тяжелая жизнь. Она не виновата в случившемся, так сложилась судьба.
У Ольги двое братьев, они живут в приемной семье. У самой девушки нет дома. Власти Минска выхлопотали для нее комнату в общежитии. Романович пыталась встать в очередь на жильё, но раз за разом получала отказ. Столичная прокуратура выяснила, что у Ольги есть право претендовать на квартиру, несмотря на наличие дома у ее матери.
Дом матери Ольги Романович находится в микрорайоне Цна. Раньше он был деревней, а сейчас входит в состав Минска. Здесь современные коттеджи построены по соседству со старыми домами. Тот, в котором живет Тамара, и вовсе неприметен. Жить в нем нельзя. Женщине пришлось переселиться в вагончик.
Где-то писали, что Томкин дом кирпичный, на две квартиры, но это не так. Это ж дом ее племянницы! А сама Тамара живет в вагончике на огороде… У нее обычная хата, стоит сразу за домом племянницы, но жить в ней нельзя. Люди рассказывали, что пол в хате провалился, потолок прогнил. Вот и перешла она в этот вагончик.
Район бывшей деревни Цна
Местные жители редко видят Тамару. Она ни с кем не общается, видят ее только у колонки с водой.
Вряд ли вы с ней поговорите, даже если увидите. Она больна, ходит с отрешенным видом… Ольгу, девочку ее, тут никто не помнит, историю ее исчезновения узнали лишь тогда, когда она нашлась. Тут она не появляется.
Ольга Романович неохотно делится подробностями своей жизни.
Живу в общежитии, жду, когда решится вопрос с очередью, - скупо отвечает на вопросы девушка.
Согласно материалам прокуратуры, девушка писала заявление в администрацию Советского района с просьбой поставить ее на учет нуждающихся как «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ей отказали из-за совершеннолетнего возраста и отсутствия регистрации в Минске в течение десяти лет. Ольга обратилась в прокуратуру, чтобы разобраться в законности этого решения.
Дом Тамары
Выяснилось, что в администрации не учли обстоятельства, при которых Ольга осталась без жилья. Прокуратура установила, что «перемена места жительства заявительницы обусловлена исключительно преступными действиями третьих лиц, не позволившими ей своевременно реализовать гарантированное государством право на улучшение жилищных условий». Более того, дом в Цне, где прописана прописана Ольга, непригоден для жизни. Его признали не соответвующим санитарным и техническим нормам.
Вагон, к котором живет Тамара
Также выяснилось, что дом в Цне, в котором зарегистрирована Ольга Романович, не соответствует установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. Учитывая вскрывшиеся факты, администрации Советского района пересмотрела свое решение.
Согласно с предложением общественной комиссии, сегодня было принято решение о постановке Ольги Романович на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, проживающего в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - рассказали в отделе жилищной политики администрации Советского района. - Это общая очередь, в ней стоит больше семнадцати тысяч человек.
Трансплантация органов — это большой бизнес, а дети — ценный ресурс! На этом построены все слухи и мифы, которые регулярно пересылают друг другу в соцсетях и мессенджерах наивные люди.
Кража почки: сложно, дорого… невыгодно
Время от времени общество будоражат слухи об очередном ребенке, якобы похищенном для изъятия органов. Как правило,
сообщается, что детей, пострадавших от рук «черных хирургов», находят живыми,
но с каким-то отсутствующим органом.
Несмотря на отсутствие фактов, многие охотно верят в подобные сплетни. И их не смущает, что еще не было ни одного официально подтвержденного случая. По крайней мере в Казахстане.
По его словам,
люди, распускающие эти слухи, попросту не задумываются о том, насколько сложна операция по трансплантации органов
— Лично я не встречал в своей практике ни одного пациента, у которого бы «украли» какой-то орган, – говорит Максат Оналбаевич. – Ведь человека нужно специально готовить к операции, провести тщательное обследование. А это требует не только определенного времени, но и наличия соответствующей аппаратуры, а также целый штат медицинских специалистов. При этом
нужно обязательно установить совместимость донора и пациента – генетическую,
групповую, иммунологическую и т. д. Совместимость у нас в Казахстане определяется только в Республиканском Центре крови. В частных клиниках сделать это практически невозможно. В общем, нельзя человека просто схватить на улице, в какую-то квартиру отвезти и там забрать у него органы. Тем более, для того,
и соответствующие условия.
Что касается бытующего в народе мнения о том, что у ребенка забрать органы выгоднее, так как они, в отличие от органов взрослого человека, более здоровые, по словам моего собеседника, принципиальной разницы здесь нет. Но учитывая, что у ребенка все сосуды и ткани гораздо меньше и тоньше, провести такую хирургическую операцию очень сложно. В этом отношении
хирургам работать проще со взрослыми людьми, нежели с детьми
Цыгане здесь ни при чем
Еще один распространенный в обществе миф – детей крадут или покупают у нерадивых родителей цыгане. Якобы для того, чтобы использовать их в качестве живого инвентаря для попрошайничества.
По словам Салтанат Азирбек , официального представителя ДВД Алматы, еще не было случая, чтобы задержали попрошайку-цыганку с чужим ребенком на руках. А ведь для выявления таких фактов целенаправленно проводятся полицейские отработки с привлечением различных служб и заинтересованных госорганов.
— В основном попрошайничеством промышляют граждане Узбекистана и Таджикистана, «люли». То есть именно те цыгане, которые приезжают в Алматы и другие города, чтобы попрошайничать, – говорит Салтанат Азирбек. – Выявленных за этим занятием подростков и детей младшего возраста помещают в Центр адаптации несовершеннолетних (ЦАН). Его сотрудники
занимаются установлением личности несовершеннолетних, выявляют их родителей
и при наличии у них соответствующих документов возвращают ребенка. При этом стоит отметить, что если раньше «люли» не имели при себе никаких документов, то сейчас, как правило, с этим у них все в порядке. Когда мы выявляем люли-попрошаек с младенцами и у нас есть подозрения, что ребенок нездоров, мы помещаем его в медучреждение, где малыша обследуют и определяют общее состояние. Если все в порядке, то при документальном подтверждении родителями, что это именно их ребенок, а не чужой, которого они привезли с целью заработка, мы передаем малыша родителям. Хочется отметить, что
работа по установлению настоящих родителей у нас налажена четко
Если люди, представляющиеся родителями ребенка, не могут это подтвердить документально, малыша им никогда не отдадут.
Реальность страшнее мифов
Тем не менее слухи о пропаже детей не столь уж беспочвенны. Как сообщает today.kz со ссылкой на данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, с 2010 по 2016 годы в Казахстане пропали без вести 4 798 детей. При этом 4 634 несовершеннолетних найдены живыми и здоровыми, также опознаны тела 77 детей.
Но даже судя по предоставленным цифрам, за эти годы в республике бесследно исчезли более 80 детей. И нельзя исключать, что они могли стать жертвами похищения. Ведь только за последние годы в различных регионах РК произошло несколько громких преступлений, связанных с нападениями педофилов. И большинство из них закончились смертью детей. А потому каждый
ребенок должен с раннего детства усвоить, что обычные «дяди» и «тети» могут быть гораздо страшнее и опаснее любого сказочного персонажа
И ему следует знать «на зубок» весь алгоритм действий в общении с посторонним человеком, пытающимся пойти с ним на контакт.
Как отмечают психологи и полицейские, практически все родители учат детей не доверять незнакомцам. Но при этом
родители упускают такую немаловажную деталь, как внешний вид и манера поведения потенциального похитителя
В итоге у ребенка создается в сознании образ грозного, грубого, неряшливого человека, от которого лучше держаться подальше.
Поэтому прежде всего ребенку следует объяснить, что злоумышленник может не только выглядеть, как вполне обычный человек, но и быть очень вежливым, добродушным и милым в общении. Главное,
ребенок должен запомнить – ни при каких обстоятельствах не уходить с посторонними,
даже если они будут что-то обещать, просить или угрожать.
Если незнакомец пытается применить силу, хватает за руку или одежду, ребенок должен любым способом привлечь внимание посторонних – вырываться, пытаться сбежать и, главное, не стесняться кричать во весь голос. Причем желательно конкретные фразы, например, «Отпустите! Я вас не знаю!», «Помогите, это не мой папа! (мама, бабушка, тетя) или просто «Мама!», «Папа!», «Помогите!».
Также ребенок должен знать наизусть не только свое полное имя, но и имена родителей, домашний адрес, а в идеале – номер мобильного телефона одного из родителей. Детям младшего возраста
будет гораздо проще учить цифры в виде стихотворения или песенки
Также у ребенка обязательно должен быть при себе мобильный телефон (только не дорогой, дабы не привлечь внимание грабителей), и конечно, он должен уметь им пользоваться. Не лишним будет приобрести и специальный детский GPS-треккер, который позволит отслеживать его местонахождение.
Каждый вечер уделяйте ребенку время, спрашивайте, что происходило за день, с кем ребенок разговаривал и не подходил ли кто-то чужой. Если вы будете задавать подобные вопросы ежедневно,
в подсознании ребенка появится установка быть бдительным
И если к нему действительно подойдет посторонний, он будет начеку и сможет принять необходимые меры, чтобы обезопасить себя.
Ольгу Романович из Минска в четыре года похитили цыгане. Ее продали другой семье за пару сережек. Девочке дали другое имя, она выросла в таборе, но всегда чувствовала себя чужой.
Приемная бабушка рассказала ей правду перед смертью и сказала ей найти родную мать. В 20 лет Ольга разыскала свою семью. Оказалось, родителей лишили прав опеки, а ее братья находятся в приемной семье. Самой девушке было негде жить.
Цыгане похитили девочку, когда ей было четыре. Они попросили маму Оли Тамару купить им сигарет, пока женщина была в магазине, ее машину угнали вместе с ребенком.
Девочку продали цыганской семье в приграничный город Сороки за пару золотых сережек. Теперь ее звали Мария Превда.
Воспитанием девочки занималась приемная бабушка. Цыганка хорошо относилась к ней, но Ольга не ощущала родства с семьей. В 73 года бабушка скончалась. Перед смертью она сказала внучке: ««Ищи свою настоящую мать. Если бы я знала, кто она, я бы тебе это рассказала».
Четыре года назад Ольга разыскала родных.
Встреча принесла не только радость. Девушка с болью рассказывает, что стало с ее мамой.
- Я плакала. Моя мать очень больна. Она не живет, она просто существует. Она живет в своем собственном мире, и я не хочу причинять ей боль. Я не осуждаю свою мать за то, что со мной случилось. У моей матери была тяжелая жизнь. Она не виновата в случившемся, так сложилась судьба.
У Ольги двое братьев, они живут в приемной семье. У самой девушки нет дома. Власти Минска выхлопотали для нее комнату в общежитии. Романович пыталась встать в очередь на жилье, но раз за разом получала отказ. Столичная прокуратура выяснила, что у Ольги есть право претендовать на квартиру, несмотря на наличие дома у ее матери.
Дом матери Ольги Романович находится в микрорайоне Цна. Раньше он был деревней, а сейчас входит в состав Минска. Здесь современные коттеджи построены по соседству со старыми домами. Тот, в котором живет Тамара, и вовсе неприметен. Жить в нем нельзя. Женщине пришлось переселиться в вагончик.
Где-то писали, что Томкин дом кирпичный, на две квартиры, но это не так. Это ж дом ее племянницы! А сама Тамара живет в вагончике на огороде… У нее обычная хата, стоит сразу за домом племянницы, но жить в ней нельзя. Люди рассказывали, что пол в хате провалился, потолок прогнил. Вот и перешла она в этот вагончик.
Дом Тамары, биологической матери Ольги Романович. Этот дом был признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
Местные жители редко видят Тамару. Она ни с кем не общается, видят ее только у колонки с водой.
Вряд ли вы с ней поговорите, даже если увидите. Она больна, ходит с отрешенным видом… Ольгу, девочку ее, тут никто не помнит, историю ее исчезновения узнали лишь тогда, когда она нашлась. Тут она не появляется.
Ольга Романович неохотно делиться подробностями своей жизни.
Живу в общежитии, жду, когда решится вопрос с очередью, - скупо отвечает на вопросы девушка.
Согласно материалам прокуратуры, девушка писала заявление в администрацию Советского района с просьбой поставить ее на учет нуждающихся как «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ей отказали из-за совершеннолетнего возраста и отсутствия регистрации в Минске в течение десяти лет. Ольга обратилась в прокуратуру, чтобы разобраться в законности этого решения.
Выяснилось, что в администрации не учли обстоятельства, при которых Ольга осталась без жилья. Прокуратура установила, что «перемена места жительства заявительницы обусловлена исключительно преступными действиями третьих лиц, не позволившими ей своевременно реализовать гарантированное государством право на улучшение жилищных условий».
Более того, дом в Цне, где прописана Ольга, не пригоден для жизни. Его признали не соответствующим санитарным и техническим нормам.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Мария Баченина: Здравствуйте!
Константин Куксин: Здравствуйте!
Даниил Кузнецов: Добрый день.
М.Б.: Когда я предложила вам поговорить о цыганах, вы сказали, что это ваш любимый народ. Если коротко, за что вы его полюбили?
К.К.: Я полюбил цыган, когда отправился к ним в первую экспедицию. Готовился я серьёзно, зная, какие они, - все деньги положил на карточку, а карточку зашил под рубашку, так как знал, что меня сразу обманут или ограбят. А потом я с ними подружился. И если бы мне пришлось вести кочевой образ жизни, наверное, я жил бы с цыганами. Мне этот народ казался с самого начала интересным и близким, и совсем недавно я узнал, что мой прадед - цыган. Я всё время думал, что бабушка у меня - еврейка: чернявая, Яковлевна. А папа недавно рассказал, что прадед был цыганом. Цыган Яков, скрипач, 13 детей.
М.Б.: Как вы с ними договорились? Это ведь как прийти в чужой дом и попроситься пожить.
К.К.: А что такое вообще работа полевого антрополога или этнографа? Мы приезжаем, видим в степи юрту, заходим, говорим, что приехали издалека, изучаем разные культуры. Спасает то, что люди почти все гостеприимные. Тебя приглашают, а потом, в процессе общения, отношения либо складываются, либо нет. Если не складываются, чего у меня не было, приходится уходить в другую юрту, шатёр, ярангу. Но обычно отношения складываются, и ты остаёшься там жить. Им же тоже интересно: приехал необычный человек издалека. Всегда встаёт вопрос, кто кого изучает: мы их или они нас.
С цыганами было сложно, потому что это закрытое сообщество. Они всех делят на своих и чужих. Цыгане - это "ромалэ" , "рома" .
М.Б.: Они так себя называют, да?
К.К.: Да, это самоназвание. А все остальные - "гажи" . "Гажи" ("гаджи") - не цыгане, они к ним плохо относятся. Если к гажи относятся плохо, то можно их обмануть, облапошить, это не грех. Очень трудно понять эту грань между "гажи" и "ромалэ". И если это удаётся сделать, то цыгане становятся твоими друзьями и начинают тебе доверять.
Д.К.: И как это происходит?
К.К.: По-разному. Например, с одной группой цыган я поступил так: я купил гармошку на базаре, пришёл к табору и начал играть на ней, цыганские дети прибежали и сами меня притащили в табор. Мужики там куют, я ковать умею. А вечером мы уже плясали вместе. Где-то цыгане бедно живут, а мы купили машину продуктов, приехали к ним, накормили и началось: песни, пляски.
Цыгане побаиваются незнакомых людей, потому что они не всегда официально живут на территории, не всегда у них есть документы. А вдруг ты из полиции? Если же они видят, что ты обычный человек, то они начинают доверять.
А с гаданиями как было: мы приехали в табор и попросили погадать. Цыгане сказали, что погадают, но попозже. А потом мы подружились, пели, танцевали. Утром просыпаемся, снова просим погадать, а нам отвечают, что не могут: своим не гадают. Но они же обещали, так что сели в машину, привезли гадалку из соседнего табора, она нам гадала.
М.Б.: То есть они друг другу не гадают?
К.К.: Цыганам нельзя обманывать друг друга.
Д.К.: А гадание - это всегда обман?
К.К.: Не всегда. Но это возможность заработать. А возможность заработать - это всегда немножко обман. Как говорят русские, не обманешь - не продашь.
М.Б.: А они в переписи населения участвуют?
К.К.: Да, но не все. Узнать, сколько цыган точно, - очень сложно.
М.Б.: А как к ним относятся в мире?
К.К.: По-разному. Вообще русские к цыганам изначально относятся хорошо. Просто мы такой народ, мы ко всем в принципе относимся хорошо. Над кем-то мы, может быть, посмеиваемся, но всё равно любим. Если бы русские были другими, не было бы Российской Федерации. Но мы же как-то живём все вместе.
Цыгане к русским тоже относятся хорошо. Они говорят, что русские добрые, щедрые и наивные - идеальные друзья. А в Европе к цыганам резко негативное отношение: в Румынии, Болгарии, Сербии. Приезжаем в Болгарию, сходим с поезда, таксист говорит: "Где ваши вещи? Аккуратнее, здесь цыган много". Мы даже не решились ему сказать, что мы к ним и едем.
Д.К.: То есть везде существуют стереотипы, что цыгане - воры и мошенники?
М.Б.: Почему они тогда исторически не организовали своё государство?
К.К.: Расскажу анекдот ещё царской эпохи. "Как-то цыгана спросили: "Что бы ты сделал, если бы стал царём?" Цыган почесал голову и сказал: "Как что? Украл бы сто рублей и сбежал".
М.Б.: Понятно, ментальность не та.
К.К.: Они не хотят и не могут. Это - удивительный народ, они живут уже много столетий среди других этносов и не растворяются в них. Я знаю два таких народа: евреи и цыгане. Евреев делает цельными религия избранного народа, а цыган - ощущение того, что они цыгане, не такие, как все. И ещё кастовая система.
М.Б.: А как тогда устроено их общество? Оно же существует - безземельное, безгосударственное?
К.К.: Да.
М.Б.: Какие там законы, правила, порядки?
К.К.: Первое - это миф о том, кто такой "цыганский барон". Никакого отношения к дворянскому титулу это не имеет, это от цыганского "баро" - большой, старший, главный. Как стать бароном? Например, нужно мне табор привезти из Кишинёва в Москву, я договорился с начальником поезда. Приехали, возникли проблемы с полицией, я пошёл, договорился. В общем, если я беру на себя ответственность, то люди говорят, что "вот он, наш барон". Если же я поступил неправильно, нечестно, цыгане скажут: "Какой ты нам барон?" И уйдут. Всё решает не барон, а "крис" - сход цыган. Решение криса - закон даже для барона.
Д.К.: То есть у цыган практически республика?
К.К.: Это такие кланы, где несколько семей живут вместе и вместе кочуют. Иногда к ним присоединяются другие семьи. И крис всё решает. Это, по сути, прямая демократия. И право голоса там имеют, например, взрослые женщины.
М.Б.: А в церковь они ходят? Они же православные.
К.К.: Обязательно. Они христиане. В советское время, когда русские кресты поснимали и иконы выкинули, цыгане остались христианами. Цыгане, которые жили в Османской Турции, платили налог мусульманам, но остались христианами.
М.Б.: А как они молятся? И ходят ли в храмы?
К.К.: В каждом шатре у них иконы, большие золотые кресты. Немножко кичевый стиль, но они искренне верующие: есть Бог, который их очень любит. "Святой Георгий вот заезжал недавно, стремя у него золотое стащили".
М.Б.: То есть это такая наивная вера?
К.К.: Очень живая, подлинная вера.
М.Б.: Про похороны хотела спросить. Является ли традицией то, что хоронят с имуществом, в той одежде, в которой человек умер, и для того, чтобы всё уместилось, копают яму размером с комнату, выкладывают стены кирпичом и коврами застилают?
К.К.: Экскаватор вызывают!
М.Б.: Мне на кладбище работники рассказывали.
К.К.: Да-да, джипы и компьютеры закапывают. Это - пережитки язычества.
М.Б.: Они потом охраняют эти могилы, извините меня за цинизм?
К.К.: Никто не решится с цыганами ссориться.
М.Б.: Мстительные? Око за око?
К.К.: Если вы сознательно обидите цыган, они отомстят. Но вообще они - очень мирный народ, криминальная хроника о них у нас за 600 лет собрана.
М.Б.: А как они мстят? Мне казалось, что цыгане не убивают.
К.К.: Не убивают. Это идёт с индийских времён: убьёшь - карму испортишь. Религия давно сменилась, но это осталось. Убийства крайне редки. Обмануть, украсть - да, это даже не очень-то и грешно, а убить - нет. Но вот деревню запалить - запросто.
М.Б.: "Не обидчивый, но дом спалю".
Д.К.: Получается, религия у них синкретическая: есть элементы христианства, индуизма, язычества.
К.К.: Цыгане пришли из Индии, и долгое время люди думали, какая же это была каста. Думали, что низшая, так как и там их все преследовали, и здесь унижают. Оказалось, что касты были разные. И кастовая традиция сохранилась. К примеру, если цыган был кузнецом, работающим с чёрным металлом, он не мог заниматься другим делом. Если раньше цыган разводил лошадей, то сейчас он торгует машинами, и так далее.
М.Б.: Но мы в XXI веке живём. Неужели не может родиться на свет человек, который скажет, что не хочет торговать машинами?
К.К.: Ему скажут: "Ну и иди отсюда, живи с "гажи", поступи в университет". Есть много цыган с высшим образованием, это прекрасные люди. Они по крови цыгане, но в голове - уже нет.
М.Б.: Получается, если он поступает в университет, он поступает по кастовости?
К.К.: Нет. Он должен жить в таборе и заниматься тем, чем занимались его предки. Вот у меня прадед - цыган, и чем я занимаюсь? Пою, танцую, байки вам рассказываю.
Бывают исключения, но цыгане пытаются найти в изменившемся мире эти ниши. Были лошади, теперь автомобили.
М.Б.: Если цыган уходит в общество, он уже отбился от табора, он сам по себе?
К.К.: Скорее всего, он будет жить в городе, не будет кочевать, оставит традиции. В итоге его потомки растворятся в другом этносе.
М.Б.: Если продолжать о традициях, что вы можете рассказать о цыганских свадьбах? Недавний ролик в Интернете поразил всех: там была невеста, увешанная деньгами, золотом. Это же бешеные деньги, они всю жизнь на свадьбу копят, что ли?
К.К.: Да, всю жизнь. Бывает, что после свадьбы богатая семья становится нищей, но никто не скажет, что у них была свадьба беднее, чем у соседей. Начинается всё с того, что у вас родилась девочка, у меня - мальчик, я к вам еду с берёзой, веточки которой сделаны из евро и долларов, и говорю: "У вас товар, у нас купец, давайте поговорим". Две недели вы говорите "нет", а я ваш табор эти две недели кормлю. Когда вы сказали, что ладно, поженим, вы уже кормите мой табор, а я вам дарю золотую монету, которая будет висеть над колыбелью. То есть девчонка при рождении уже просватана.
А если я, отец 15-летнего мальчишки, время упустил и поехал по таборам, думая, что найду ему сейчас умницу и красавицу, везде будут девушки с монетками - все просватаны. И я уже буду думать, что хоть какую-нибудь бы найти. Заранее нужно это делать.
Д.К.: А 15 лет - это уже поздно?
К.К.: Я видел 13-летнюю маму. В 11 лет цыганку могут отдать замуж. Они подвинуты на целомудрии.
М.Б.: Конечно, если в 11 лет девочку отдать замуж, вряд ли она могла потерять "целомудрие" до свадьбы.
К.К.: Это самый целомудренный народ. Ни одного случая в истории нет, чтобы цыганка была проституткой. Это удивительно.
М.Б.: Изнасилований тоже нет?
К.К.: Нет. В 11 лет она ещё точно девочка, я её отдаю, дальше за неё отвечайте.
Д.К.: А разводы бывают?
К.К.: Нет. Бывает, что сбегают.
М.Б.: Адюльтеры?
К.К.: Вот девчонка в колыбели, растёт, познакомилась с мальчишкой, влюбилась, а должна выйти замуж за другого цыгана, которого даже не знает. И она сбегает.
При мне был случай в Румынии. Мы едем к цыганке, переводчик звонит ей, а она говорит: "Только не говори отцу, я сбежала, мы уже у германской границы". Если вы сбежали, там начинается такой переполох, погоня - ужас. Нужно бежать в любую церковь, в ножки батюшке падать: "Обвенчай, любим друг друга". Либо в другой табор, где их не знают, барон обвенчает.
М.Б.: А свои простят когда-нибудь?
Д.К.: Или как накажут, если поймают?
К.К.: Его не убьют, но изобьют серьёзно. А дочери скажут: "Возьми икону, целуй и говори, что не сбежишь". Она говорит, что не будет, всё равно сбежит. Тогда я сам выкую кандалы и закую её, я же кузнец, например, чтобы позор на семью не навлекала. Вот она, пресловутая цыганская свобода.
Д.К.: А другой табор может их принять?
К.К.: Может. Может быть такое, что за ними прибежали, а барон уже их обвенчал, он имеет право на это.
М.Б.: При всех этих цыганских "понтах" попрошайничество не считается унизительным занятием?
К.К.: А что в нём унизительного?
М.Б.: Мне, например, сложно сказать: "Дайте мне денег".
К.К.: Это женская кастовая работа. Цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с "лексусом" у подъезда и пойти босой на базар попрошайничать. В Индии есть каста воров, хотя они могут быть очень богатыми. Один богатый вор к другому приходит и специально оставляет что-то ценное - тот как бы ворует. Потом они меняются. Они соблюдают кастовую традицию. Так же и цыгане. Вообще, работа цыганки состоит из двух частей. Первая - это попрошайничество. Ох, как они попрошайничают! Некоторые не могут переломить себя, а вообще это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить.
М.Б.: Это отличный мастер-класс: просить помощи надо учить с детства.
К.К.: И это неплохо. Ведь цыганки-попрошайки до революции смягчали в русском обществе социальное напряжение, потому что крестьянин думал, что есть кто-то, кто живёт хуже него: вон, её все гоняют, она босая ходит зимой. И, если она что-то выпросила, не нужно упускать человека: "Ой, добрый человек, глаза ясные, сердце ласковое, дай погадаю тебе".
М.Б.: Это благодарность? Или чтобы всё остальное забрать?
К.К.: Смотря какой человек. Могут просто погадать, а могут и дальше раскрутить.
Д.К.: Загипнотизировать.
К.К.: Да. Мы целый бюджет потратили на исследование цыганских гаданий. Всё очень просто: когда цыганка просит ваш волос, заворачивает его в бумажку, она не вытаскивает у вас деньги. Серьги в ушах качаются, она что-то бормочет - это как транс. Я всё время пытался отследить момент, когда у меня изменяется сознание. Это невозможно.
Д.К.: А вас гипнотизировали?
К.К.: Да, конечно. Класс! Дважды я встречал настоящих гадалок. Они прямо всю жизнь рассказывают. Все остальные - суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто - нет, к кому подойти, к кому не нужно. Как вы думаете, почему цыганки на вокзалах работают?
М.Б.: Там много народа.
К.К.: В метро ещё больше.
Д.К.: Человек в растерянности?
К.К.: Человек выпал из привычной среды. Он приезжает в Москву из провинции, он уже расшатанный. Вот недалеко от музея Матроны Московской на Таганке всё время цыганки работают. Женщины со своими проблемами идут к Матроне, и тут цыганки рядом - а вдруг получится?
М.Б.: А на чём базируются их гадания? Можно гадать на картах, по руке...
К.К.: Я могу гадать на чём угодно. Могу взять твой телефон и на нём погадать.
М.Б.: То есть у них разные способы?
К.К.: Конечно. Мы гадали на ракушке, на иконке Божьей Матери, на старой монетке. Это психология. Конечно, есть особые расклады карт. Причём гадают цыганки, а мужики крайне редко гадают. Я знаком с одним английским цыганом - очень сильным гадателем. Однажды он предсказал смерть семье, и в течение года они все умерли. После этого он взял в руки эту колоду, выкинул в реку и никогда больше не гадал.
Д.К.: : Это обычная колода или Таро?
К.К.: Можно гадать на Таро, можно на обычных, главное, чтобы на них не играли.
М.Б.: А как не поддаться или как выйти из гипнотического состояния? Мне знакомая врач написала, что вегетативная система даёт сбой, боковое зрение пропадает, всё клокочет. Я была загипнотизирована, могу сказать, что ты ощущаешь, что делаешь что-то не то, не по своей воле, но всё равно это делаешь. В это сложно поверить.
Д.К.: Можете описать какие-то приёмы?
К.К.: Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: расскажи мне то, это. Если она что-то угадала, то говорит: "Вот видишь, вижу тебя". Если нет, то просит рассказать больше. И так ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: "Всё о тебе знаю!" И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить.
С мужчинами сложнее, конечно. Если есть возможность, цыганка подойдёт к девочке, потому что они готовы поверить ей. Хотя бывают и юноши наивные. У меня в экспедиции три девочки пошли погадать. Одна рыдала навзрыд, другая тоже зарыдала, начала с себя всё снимать. Это был наш табор, цыгане, наши друзья, смеются стоят. А потом пошла одна сотрудница - ученица шаманки. Это была "Битва экстрасенсов". Он ставила барьеры, цыганка прямо вздрагивала. Бабушку аж заколбасило. Я девочке говорю: "Пожалей старушку-то, её удар сейчас хватит". В общем, оказалось, что это очень похожие методики введения в транс.
М.Б.: Я нашла в Интернете инструкцию о том, как уберечься от цыган: "Вам понадобится карманное зеркальце. Не смотрите гадалкам в глаза, при встрече постарайтесь отвернуться и уйти как можно быстрее, ускорьте шаг, если она следует за вами. Не грубите и не старайтесь их задеть - это только навредит вам. Если всё-таки цыганка к вам подошла, достаньте зеркальце и направьте его на неё. Считается, что это обратит все её слова и намерения против неё самой. Воспользуйтесь замешательством и уйдите. Также не показывайте драгоценности и кошелёк". Про зеркальце - это бред сивой кобылы, по-моему. Или они боятся этого?
К.К.: Против Василиска зеркальце Гарри Поттеру помогало, я помню.
М.Б.: Ещё осиновый кол кому-то помогает.
К.К.: Да, и серебряные пули. Всё очень просто: не смотрите в глаза. Либо, если цыганка подошла в электричке, можно сказать: "Как здорово! Вы цыгане? А где ваш табор? Я работаю в Музее кочевой культуры, пишу научную работу о вашем народе, поехали к вам?" Вы договорить не успеете, как их уже не будет. Они любят узнавать всё о других, а он себе рассказывать не хотят. А если вас пригласят... Ну, поедете в табор, с цыганами познакомитесь.
М.Б.: А кто дома хозяин?
К.К.: Мужчина. Абсолютный хозяин.
М.Б.: А каков функционал женщины, её святые обязанности? И обязанности мужчин?
К.К.: Первое - за девушку положен выкуп, а с девушкой должно быть приданое. Цыгане стараются, чтобы выкуп и приданое были одной цены. И это прилюдно отдаётся, иначе табор скажет: "Мы купили её, кто она такая?" Положение женщин у цыган невысокое, особенно у молодых. Если она родила детей, то положение лучше. А вот взрослая цыганка, которая вырастила сыновей, - это очень уважаемая женщина. Бывает, что она даже управляет табором.
М.Б.: И сыновья слушаются и почитают её?
К.К.: Конечно.
М.Б.: А почему них дети такие грязные?
К.К.: Цыгане говорят: "Грязный ребёнок - счастливый ребёнок".
М.Б.: Это не только цыгане говорят.
К.К.: Детей они обожают, это их главное богатство. Им разрешают всё, не наказывают. Бывает, что отец даст по заднице, а потом: "Ой, маленький, дай поцелую, за что же я тебя так". Строгостью нельзя детей воспитывать. Им можно делать всё. Вон в электричке или в метро цыганёнок ходит, ко всем пристаёт, а мамочка улыбается: какой молодец!
Д.К.: А до какого возраста он ребёнком считается?
К.К.: В 11–12 лет мальчик - уже взрослый мужчина. Он ходит с гордо поднятой головой: он - цыган!
М.Б.: А что они готовят?
К.К.: Цыгане всегда жили внутри другого народа. Нет цыганских костюма, музыки, кухни. Ну, выпросили они немножко муки, огурчиков, помидорчиков, винограда, и что, мужчина скажет: "А ну, жена, что-нибудь цыганское приготовь мне"? Нет, что выпросили, то и едят. Или выпросили бы одежду и мужчина бы сказал: "Перешей в цыганское!" Нет, конечно. Обычно они пекут лепёшки прямо возле шатра в золе костра. Это очень плотный и питательный хлеб. Они обожают чай. Русские цыгане пили самоварами, из блюдечка, как купцы. А в Восточной Европе могут и фрукты в чай добавить.
Ещё цыгане ели ежей. Я сам не пробовал, но ёжиков запекали и ели.
Д.К.: С иголками?
К.К.: Да, запекали с иголками, а потом как-то снимали их. Вот это экзотика, да.
М.Б.: А вообще какое они мясо предпочитают?
К.К.: Какое есть. Но на свадьбе будет всё. Когда в старину цыгане играли свадьбу, они покупали бочку самогона, возили её на лошадях и поили все деревни русские.
Д.К.: Вы сказали про цыганских детей, но мы все читали книжку Гюго "Человек, который смеётся". Там описывается, как цыгане воруют младенцев, сажают их в чаны так, что они превращаются в неваляшек, делают шрамы на лице и прочее.
К.К.: А ещё у него есть книга "Собор Парижской Богоматери" про украденную Эсмеральду.
Д.К.: Это вообще базируется на реальных фактах?
К.К.: Конечно. Среди цыган появляются светленькие люди, русские, к примеру. Вообще, этот миф был развенчан газетой "Ведомости" ещё в XIX веке. Не воруют цыгане детей. Своих много, зачем лишний рот? Но бывает так, что цыганская семья бездетна, это трагедия для любой семьи, а для цыганской - особенно. Найти ничейного цыганского ребёнка невозможно, они все пристроены. Были такие случаи, когда цыгане кочевали по деревням, находили семью, в которой мать умерла в родах, мужик пьёт. А цыганская семья бездетна, и они вымаливали у них детей, даже деньги предлагали. И детей отдавали. "Ведомости" описывали случай: вырос мальчонка, с серьгой в ухе - русоволосый, голубоглазый Ваня. В таборе его нашли журналисты и говорят: "Ты русский, твоя мать умерла, тебя взяли цыгане". А он им с акцентом: "Зачем мне говоришь это? Я - цыган, вон моя мать в шатре гадает". Вот откуда все эти мифы.
Д.К.: Но раз у них клановая система, понятно, что они "скрещиваются" между собой и происходит накопление рецессивных генов...
М.Б.: Ошибок.
К.К.: Чтобы это накопление сработало, должны пройти тысячелетия, даже если жениться на своих сёстрах. Египет же долго вымирал.
Д.К.: Но цыганам же у нас тысячи лет.
К.К.: Но мы же берём из другого табора, из своего нельзя. То есть это экзогамия - женятся не на своих, никакого вырождения у цыган не прослеживается. Ну, и потом, кровь всё время освежается. У моего прадеда, например, жена-то русская была.
М.Б.: Его выгнали за это?
К.К.: Нет, он привёл её в табор, бедную. Он её безумно любил. У них было 13 детей. Когда она умерла от тифа, он был совершенно потерян, не знал, как их растить. Часть пристроил в детские дома, часть с ним кочевала. А сам он с горя через год умер от тоски по жене. Хорошо, что старший брат первый вышел из детского дома и всех собрал. Цыгане своих не бросают, это очень важно.
М.Б.: А пьянство у цыган есть?
К.К.: Не бывает. Даже люди, которые в Средневековье получали задание опорочить цыган, говорили: "У этого мерзкого народа есть одна черта - не пьют". Хотя на празднике у цыган вы увидите огромное количество алкоголя. Гуляют, но меру знают. Всё время дежурят двое молодых цыган. Если кто-то осоловел, его ведут под белы ручки в особую комнату. Если на цыганском празднике будет кто-то пьяный - это позор. Напоить русские деревни - это нормально, а сами умеренно употребляют.
М.Б.: Какой ваш любимый фильм про цыган?
К.К.: Много.
М.Б.: А самый любимый?
К.К.: Мне очень нравится "Заяц над бездной". Он очень смешной - о том, как в брежневское время цыган не может жениться, нет денег на выкуп. И отец девушки говорит: "Пригони мне лимузин Брежнева, как коня, тогда она твоя". И фильм о том, как он эту машину ищет.
М.Б.: А они стали менее популярными по сравнению с советскими временами? "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Жестокий романс", "Неуловимые мстители". Это же был какой-то бум, романтика.
К.К.: Это был не бум, а грамотная работа с населением советского правительства. Цыган стали брать в школу, они получили гражданство. С ними работали, их не гоняли, как в Европе. И, естественно, нужно было в массовую культуру внести какой-то позитивный образ "нового цыгана".
М.Б.: А какой из советских фильмов самый правдивый?
К.К.: "Табор уходит в небо" - хороший фильм.
М.Б.: Там Земфира.
К.К.: Земфира - это прототип всех цыганских женщин, пушкинская любовь. Когда Пушкина сослали в Бессарабию и он кочевал с цыганами, влюбился в Земфиру. Все понимали, что никогда русский дворянин не возьмёт в жёны таборную цыганку, особенно Пушкин. А он за ней увивался, и отец её в другой табор отправил. Но это же Пушкин! Он два пистолета за пояс - и в погоню. И барон навстречу: "Ах, что же натворил ты! Зачем за Земфирой моей погнался? Был в том таборе у неё любовник, узнал, что ты едешь, - нож достал и зарезал её, а потом себе нож в сердце вогнал. Похоронили мы их вчера". Пушкин рыдал две недели, а Земфира удачно вышла замуж за цыгана.
Д.К.: Обманули поэта.
К.К.: Не обманули, а подбросили ему сюжетик. И он всю свою тоску излил в поэме "Цыганы".
М.Б.: А имена Земфира, Кармен, Эсмеральда по-прежнему популярны?
К.К.: Есть цыганские имена, которые очень популярны. Лойко, например. Или Наско - производное от Атанас. Есть византийские имена, славянские. А есть обычные.
М.Б.: Маша, Саша, Серёжа?
К.К.: Да, конечно. Всё зависит о того, в какой стране живут цыгане.
Д.К.: А язык у них индоевропейский?
К.К.: Да. Мои румынские друзья-цыгане смотрят индийские фильмы без перевода, всё понимают. Но есть диалекты: руска рома, венгерска рома, польска рома. Это цыганский язык, куда вкраплены слова языка народа, среди которого они живут.
М.Б.: Это простой язык? Его легко выучить?
К.К.: Не простой, но выучить можно. Я пою песни на цыганском. Поёшь и узнаёшь слова.
Д.К.: Все видели фильм с Брэдом Питтом "Большой куш", там фигурируют цыгане. Есть они и в рассказах Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Но на самом деле этнически они практически все - ирландцы. Называются они пэйви, или Irish travellers, - ирландские путешественники. Но при этом все обычаи у них и язык - цыганские. Почему?
К.К.: Когда цыгане ушли из Индии, пришли в Византию. Там их очень хорошо встретили, они жили там 300 лет. Про них писали, что это был полезный народ, всю работу делал, стал вести оседлый образ жизни. Но цыгане эти были не высших каст, плохо знали ведическую религию и приняли греческое православное христианство. Более того, живя в Византии, они стали звать себя "рома" - ромеи . Сейчас это последние византийцы на планете. Но Византия погибала под натиском турок, и часть цыган решила уйти на Запад. Там было немало авантюристов - кто не такие люди, всё бросят и уйдут? И они пришли в Европу. Если бы все цыгане были честными, их судьба сложилась бы, возможно, иначе. Потому что они во многом настроили против себя народ. Самыми первыми были группы, которые добрались до Англии и Ирландии. Они туда приплыли, а куда дальше? Цыган мало, близкородственные браки запрещены, вот и стали смешиваться с англичанами и ирландцами. Поэтому их облик изменился, а язык и традиции остались цыганскими. Это были первые переселенцы из Византии в Западную Европу - тревеллеры. Сейчас многие живут очень богато, но не забывают, что они цыгане. Я не скажу, что "Большой куш" - очень правдивый фильм...
М.Б.: Но интересный.
К.К.: В общем, с цыганами лучше не связываться. Не обижайте их, относитесь к ним как к людям, и они к вам так же будут относиться. Главное - разбить брешь между "гажи" и "рома". Мне удалось, удастся и вам!
В четырехлетнем возрасте Ольга Романович была похищена цыганами в Минске. А затем была продана в другую семью всего лишь за комплект серег. Девочку назвали другим именем, ее взросление прошло в таборе, в котором она ощущала себя все время посторонней. Незадолго до смерти приемной бабушки, она узнала от нее о существовании родной матери. И к двадцати годам Ольге удалось узнать все о своей семье. Вышло так, что родители были лишены опекунских прав, а братьев определили в приемную семью. Сама девушка осталась без жилья.
Четырехлетняя девочка коварным способом была похищена ромами. Они обратились к маме Оли – Тамаре с просьбой приобрести сигареты. В то время когда женщина делала покупку, ее автомобиль с находившейся в нем девочкой был угнан. Девочка была продана в цыганскую семью из приграничного города Сороки всего лишь за две золотые сережки. И назвали ее уже Марией Превдой.
Воспитывалась девочка приемной бабушкой. Надо отметить, что у цыганки было хорошее отношение к «внучке», хотя ею как-то не ощущались родственные семейные связи. Незадолго до своей смерти бабушка поведала Ольге о том, как есть на самом деле, и присоветовала в поисках родной матери, поскольку сама не знала – и потому не могла сказать. Прожила бабушка 73 года.
Ольге удалось разыскать близких около четырех лет назад. И это было воспринято ею со смешанными эмоциями. Радость от встречи перемешалась с болью и слезами от действительности происходящего.
Мама находилась в тяжелом болезненном состоянии. Жизнь ее скорее была существованием и ограничена какими-то собственными представлениями. Не хотелось добавлять боли. И, конечно же, к маме нет претензий за произошедшее с дочерью. Жизненный путь мамы оказался довольно тяжелым. И ее нельзя винить за то, что произошло, так уж сложилось в жизни.
Два брата Ольги находятся на семейном попечении. Своего жилья Ольга не имеет. От минских властей удалось добиться получения комнаты в общежитии. Все попытки девушки о занятии места в очереди на квартиру заканчивались отказом от чиновников. В городской прокуратуре смогли выяснить о правах Романович на получение жилья, даже с учетом того, что ее мать имела дом.
Расположен этот дом на минской окраине на территории Цны – микрорайона. Когда-то здесь была деревня, а теперь это уже часть города. Коттеджи-новостройки тут соседствуют с ветхими домами. Дом Тамары совершенно непримечателен. Для жизни он непригоден. Женщине довелось перебраться в жилье в вагончике.
От людей узнаем, что у Томки (матери) вовсе не кирпичный дом на двух хозяев, как было в слухах. В таком доме живет ее племянница. А обителью Тамары является огородный вагончик… А у самой хаты простой вид, расположена она позади дома родственницы, только для проживания совершенно не годится. По словам людей, в хате прогнившие потолок и полы, последний и вовсе провален. Потому-то и перебралась она на поселение в вагончик.
Добавить по дому Тамары (биологическая мать Ольги Романович) нечего, кроме того как его признали негодным для проживания, санитарные и технические требования по его использованию не отвечают принятым стандартным.
С местными жителями Тамара практически не контактирует. Можно сказать, что она вообще нелюдима, лишь замечают когда она идет к колонке за водой.
Поговорить с ней навряд ли получится, причем если такая возможность появится при случайной встрече. У нее больной вид, отрешенный взгляд… О девочке ее – Ольге – здесь никому не приходит на память что-либо сказать. А об истории с ее пропажей прознали только сейчас – по факту обнародования этого события и с нахождением самой девушки. В эти места она не захаживает.
От самой Ольги Романович непросто услышать о подробностях происходящего в ее жизни.
Сейчас она проживает в помещении общежития, ожидает решения вопроса в квартирной очереди, – с неохотой рассказывает девушка.
В прокуратуре есть материалы, из которых известно об обращении девушки с заявлением к Советской районной администрации о постановке ее на жилищный учет по категории лиц – «дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей». Ей было отказано в связи с совершеннолетним возрастом заявителя, а также по отсутствию регулярной десятилетней минской регистрации. Чтобы выяснить законность этого решения, Ольга подала заявление в прокуратуру, чтобы там разобрались.
Прояснилось, что администрацией не учитывались факты и ситуация, приведшие Ольгу к положению с отсутствием жилья. Также прокуратурой было установлено, что именно преступные действия иных (третьих) лиц привели к тому, что заявительница не смогла своевременно осуществить процедуры по реализации гарантированного законом права по улучшению жилищных условий. И ко всему, жилье по месту прописки Ольги в Цне, считается непригодным для проживания. Эксплуатация этого помещения находится в противоречии с соответствующими санитарными и техническими нормами.