Что стало с марией антуанеттой. При французском дворе
Австрийская эрцгерцогиня
Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15 ребенком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского . Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии, святого Антония Падуанского, своего старшего брата Йозефа и святого Иоанна. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких-бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе со землетрясением в Лиссабоне, которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна.
Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн , в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет, как и остальные члены её семьи женского пола. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания Марии-Терезии современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными. По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:
У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .
По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров.
Дофина Франции
Союз Габсбургов и Бурбонов
Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира.
Мария-Антуанетта играет на арфе
В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе. За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Такой была ближайшая подруга королевы - графиня де Полиньяк , происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров . Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк.
Но исключения всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром Марии-Антуанетты по льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина .
Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .
Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон . Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.
Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру, сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба ; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.
С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль ( -6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри , она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение , в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.
Последние дни Марии-Антуанетты
Нападение черни на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей
Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите . Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия , ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.
Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.
Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра - завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень - обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.
Казнь Марии-Антуанетты
Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.
Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года . Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии . Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль . Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте , но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.
На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача.
В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия . В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени . Точное место захоронения в соборе неизвестно.
В литературе и искусстве
Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве
Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен , и Рослену. Известна картина Поля Делароша , изображающая её перед судьями.
Мария-Антуанетта в кино
- «Мария-Антуанетта», 1938, реж. В. С. Ван Дайк
- «История с ожерельем» , 2001, реж: Ч. Шайер
- «Мария-Антуанетта» , 2006, реж. С. Коппола
- «Мария-Антуанетта», 2006, реж. Ив Симоно, Франсис Леклер
- «Прощай, моя королева (англ.) русск. », 2012, реж. Бенуа Жако
Мария-Антуанетта в литературе
- Стефан Цвейг . Мария Антуанетта
- Кэролли Эриксон. Тайный дневник Марии Антуанетты
- А. Дюма. Джузеппе Бальзамо. (Записки врача)
- А. Дюма. Шевалье де Мезон Руж
- А. Дюма. Ожерелье королевы.
- А. Дюма. Анж Питу
- А. Дюма. Графиня де Шарни
- Виктория Хольт . В ожидании счастья.
- Виктория Хольт . Исповедь королевы.
- Виктория Хольт . Мария-Антуанетта.
- Морис Леблан Полая игла.
- Эвелин Левер. Мария-Антуанетта.
- Эдвард Радзинский. Железная маска и граф Сен-Жермен.
- Шарль Анри Сансон . Записки палача, или политические и исторические тайны.
- Шанталь Тома. Прощай, моя королева.
- Генрих Гейне - Мария Антуанетта
- Антония Фрэзер. Мария Антуанетта. Жизненный путь
Мария-Антуанетта в манге
- «The Rose of Versailles», манга Риёко Икэды и одноимённое аниме.
Мария-Антуанетта в музыкальном театре
- Мюзикл «Мария Антуанетта» на музыку Сильвестра Левая и слова Михаэля Кунце (2006 год)
См. также
- Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные! - легендарная фраза, которая приписывается королеве
- Принцесса де Ламбаль - подруга королевы
Примечания
Литература
Гордая австриячка (Мария Антуанетта, королева Франции) (Аль-Рабаки Марина)
Французская королева, жена (с 1770 года) Людовика XVI. Младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Казнена в годы Великой французской революции.
Мария Антуанетта
Жертвы бессмысленной человеческой жестокости в истории надолго остаются в памяти людей, словно постоянно напоминая нам о собственном неразумии и несовершенстве. Конечно, в поведении Марии Антуанетты можно найти промахи, которые якобы привели её к гильотине, но они кажутся вовсе несущественными перед роковыми обстоятельствами истории Франции, страны, где молоденькой австрийской принцессе выпало принять корону.
Мария Антуанетта была младшей дочерью императрицы Марии Терезии и Франца I, правителей Священной Римской империи. Когда девочке исполнилось десять лет, её отец умер, оставив жене империю и восьмерых детей. Мария Терезия оказалась весьма деловой женщиной, она не только отлично управляла государством, но и устроила своим отпрыскам удачное будущее. Самую блестящую партию австрийская императрица уготовила младшей дочери. Мария Антуанетта была помолвлена с наследником Франции - Людовиком XVI.
Девочку старались воспитывать как будущую королеву. Она ни в чём не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на неё глаз. Вместе с тем по характеру Мария Антуанетта росла беззаботной, весёлой хохотушкой, не слишком привлекательной, зато очень лёгкой в общении, с живым ярким темпераментом.
Поскольку девочка была младшей, то её, конечно, баловали. Когда Мария Антуанетта собралась отправиться во Францию, её, пятнадцатилетнюю, поддерживала неизменная убеждённость, что благодаря своему очарованию она всегда сможет добиться того, что ей нужно.
Итак, одетая в атласные одежды, украшенная драгоценностями невеста покинула отчий дом, чтобы больше уже никогда туда не возвратиться. При прощании мать подарила девушке маленькие золотые часики, которые навсегда остались талисманом Марии Антуанетты. На границе невесту встречал великолепный свадебный поезд во главе с дедом принца, здравствующим королём - Людовиком XV. Последний, слывший большим знатоком по части слабого пола, остался доволен собственным выбором для внука. Принцесса была само очарование, и она, несомненно, придётся ко французскому двору.
Но жених Людовик несколько разочаровал Марию Антуанетту. Неуклюжий малый, глуповатый юноша больше всего в жизни интересовался хорошей едой, однако не отказываться же теперь от французского престола, тем более что жених благоговел перед принцессой. Пройдут годы, но Людовик будет так же восхищаться женой, как в тот первый день их знакомства.
Свадьба состоялась 16 мая 1770 года. Украшенный кортеж следовал по улицам Парижа, восторженная толпа горожан кричала здравицы счастливой невесте. Каждая из девушек хотела бы оказаться на её месте.
Но грандиозный фейерверк закончился печально: началось настоящее столпотворение - люди бросились к бесплатным угощениям, в давке многие погибли. Когда мёртвые тела отвозили для опознания, по городу поползли зловещие слухи, что кровавое предзнаменование не принесёт счастья молодым.
Но, несмотря на трагедию, первые годы жизни Марии Антуанетты в Версальском дворце мало чем отличались от счастливых праздников детства. Людовик не желал принимать участия в светской жизни, потея и краснея при виде обожаемой жены. Принцесса, не особенно печалясь, собрала подходящий для себя кружок молодых людей, которые обожали проводить ночи напролёт в развлечениях. Они играли в карты, танцевали, высмеивали наследника. Особенно шутникам нравилось переводить стрелки часов во дворце, создавая тем самым неразбериху.
Мария-Антуанетта играет на арфе
Мария Антуанетта и Людовик XVI в саду
В 1774 году Людовик XV умер от оспы. Молодая чета получила всю полноту власти, однако это мало изменило их образ жизни. Новый король по прежнему много ел, по вечерам засыпал в кресле и записывал в дневнике: «Сегодня ничего не случилось», а Мария Антуанетта продолжала поражать парижан своим экстравагантным поведением. Она поменяла свой образ и из разукрашенной дамы превратилась в деревенскую простушку. Новый облик королевы гармонировал с небольшим дворцом загородного типа - Малым Трианоном, где жила королевская чета. Женщины сходили с ума от новой моды, введённой Марией Антуанеттой, давая прекрасные заработки парикмахерам и портным. Мало кто понимал, что соломенная шляпка королевы стоит дороже целого дома рядового горожанина.
В двадцать три года Мария Антуанетта впервые стала матерью, и за шесть последующих лет она родила ещё четверых детей, из которых выжили только двое: Мария Терезия и дофин Людовик. Королева обожала своих малышек, но за государственными делами и развлечениями у неё мало оставалось времени для детей.
Впрочем, сами государственные дела составляли подготовку к развлечениям. Королева жила для удовольствий и не скрывала этого. Она тратила королевскую казну на друзей, наряды, выезды и балы. Король, человек смирный и терпеливый, мирился с любыми капризами жены, и когда советники стали настаивать на сокращении «карманных денег» королевы, то Мария Антуанетта добилась их увольнения.
Пока королевская чета спокойно существовала в своём уютном мирке, в стране назревали катастрофические события. Историки находят множество причин, ведущих к социальным потрясениям. Мы не будем описывать нищету простых французов или философские мотивы свободомыслящих, не станем осуждать легкомыслие правящих классов. Скажем только, что Людовик XVI на просьбы снизить налоги отказался даже слушать предложения, назвав их «безумными». Естественно, злоба народа обрушилась на «эту иностранку», все, прежнее преклонение толпы словно переплавилось в ненависть. Теперь вместо восхищённого шёпота девушек на улице то и дело слышались грубые анекдоты про королеву: будто однажды Марии Антуанетте доложили, что рядовым французам нечего есть - нет хлеба. На что королева ответила: «Так пусть едят торты и пирожные».
Мария Антуанетта считала, что у неё есть природное право не обращать внимания на недовольство сограждан. Она сохраняла легкомысленное спокойствие, уверенная, что все это пройдёт. Но катастрофа всё таки разразилась. 14 июля 1789 года весь мир содрогнулся от кровавых бесчинств в Париже - беспечной «столице мира». Неизвестно, чем руководствовалась королева - привязанностью к мужу, долгом, прежней самоуверенностью, но, имея возможность спастись бегством, она предпочла остаться с королём, хотя все приближённые покинули венценосных пленников. 5 октября разъярённая парижская чернь ворвалась в Версаль, и на следующий день королевская семья была привезена под арестом во дворец Тюильри.
Почти два года провели здесь в заточении Людовик и его семья. Вначале с ними обращались лояльно: дети жили с родителями и, наконец, королева получила возможность проводить с ними большую часть времени. 20 июня 1791 года королевская чета предприняла отчаянную попытку спастись бегством, но она закончилась неудачей, что и подтолкнуло революционеров заняться участью арестованных безотлагательно.
Они были переведены в мрачное здание в центре Парижа. Людовик XVI все никак не мог поверить, что подданные могут лишить его трона, и упорно отказывался выполнить требования революционеров. В январе 1793 года начался судебный процесс, который привёл короля в недоумение: по приговору его лишали не трона - жизни. Перед смертью Людовик провёл последние два часа с семьёй, получив столько любви от жены, сколько никогда он не видел раньше. Мария Антуанетта провела ночь без сна, следя по материнским золотым часикам, как время отстукивает последние минуты их царствования. Когда утром над Парижем поплыл звон колоколов, королева поняла, что её мужа больше нет.
После казни Мария Антуанетта ещё какое то время продолжала прежнее существование, но однажды ночью к ней пришли трое мужчин, чтобы увести сына. Королева бросилась к ребёнку с криком, что она не отдаст Людовика, пусть лучше сначала убьют её, но насильники были неумолимы. Несколько недель спустя у Марии Антуанетты забрали и дочь. Посреди одной из ночей стража разбудила Марию Антуанетту и перевела ее в другую тюрьму. Ее дети остались в прежней тюрьме, матери они больше никогда не увидели.
Через несколько дней Марию Антуанетту перевели в тюрьму Консьержери. В маленькой сырой камере её ни на минуту не оставляли одну, даже во время утреннего и вечернего туалета, у неё отобрали все вещи, в том числе маленькие золотые часики - её талисман. Кое как удалось отвоевать гребешок и пудру.
И потекли последние унылые дни в тюрьме. Мария Антуанетта попросила иголки и нитки, чтобы занять себя вышиванием, но и в этой просьбе ей было отказано. Тогда она надёргала ниток из обтрёпанных занавесок, висевших в камере, и плела что то вроде сетки. Однако дух её был не до конца сломлен, королеве удавалось вести переписку с французскими эмигрантами, она попыталась подкупить стражу и бежать из тюрьмы. Конвент и Комитет общественного спасения использовали членов королевской семьи как разменную карту, чтобы ликвидировать опасность интервенции - всё таки Мария Антуанетта была иностранкой. Некоторое время велись переговоры, но под давлением общественного мнения 16 октября 1793 года суд вынес смертный приговор королеве.
В день казни Мария Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым её шагом, и, наконец, осуждённая воскликнула: «Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту!» Вошедший в камеру палач отстриг роскошные волосы Марии Антуанетты: это был его трофей. Её посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.
Гильотина находилась неподалёку от дворца Тюильри, на площади Революции. Когда Марию Антуанетту подвели к плахе, она неосторожно наступила на ногу палачу.
«Простите меня, мсье, я не нарочно».
Это были последние слова французской королевы.
Мария-Антуанетта (Marie-Antoinette)
Мария-Антуанетта (фр. Marie-Antoinette), урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская (нем. Maria Antonia Josepha Johanna von Habsburg-Lothringen). Родилась 2 ноября 1755 года в Вене (Австрия) - казнена 16 октября 1793 года в Париже. Королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI.
Мария-Антуанетта родилась 2 ноября 1755 года в Вене и была 15-м ребёнком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского.
Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии, святого Антония Падуанского, своего старшего брата Йозефа и святого Иоанна.
Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких-бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе со землетрясением в Лиссабоне, которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна.
Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн, в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет, как и остальные члены её семьи женского пола.
Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания Марии-Терезии современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям.
Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными.
Некоторое время искусство танца Мария-Антуанетта изучала у знаменитого реформатора балета Жана-Жоржа Новера.
По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что: "У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую, что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её".
По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров.
Во второй половине XVIII века австрийские и французские дипломаты стремились к союзу двух династий: Бурбонов и Габсбургов. Залогом прочности этого союза должны были стать династические браки между 14 эрцгерцогами и эрцгерцогинями и отпрысками династии Бурбонов, представители которой в то время правили во Франции, в Испании, в Королевстве Обеих Сицилий и Парме.
Данная мера призвана была улучшить политические отношения Австрии с другими государствами и упрочить её положение в Европе. Французская и австрийская стороны рассматривали разные варианты: предполагалось женить Людовика XV на принцессе дома Габсбургов, императора Иосифа II на одной из дочерей французского короля.
Первым брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов стало бракосочетание эрцгерцога Йозефа, в будущем императора Иосифа II, и Марии-Изабеллы Бурбон-Пармской. Следующим брат Йозефа Леопольд, будущий император Леопольд II, вступил в брак с принцессой Марией-Луизой Испанской. Третий сын, эрцгерцог Фердинанд Карл, женился на наследнице Модены из дома Эсте, герцогине Беатрисе Моденской-Эсте.
В отличие от успешного претворения своих планов по женитьбе своих сыновей, Мария-Терезия столкнулась с многочисленными проблемами при устройстве браков своих дочерей. Старшая дочь, эрцгерцогиня Мария-Анна, из-за слабого здоровья осталась не замужем.
Планы по заключению брачного союза между миловидной эрцгерцогиней Марией-Елизаветой Австрийской и королём Франции расстроились из-за болезни эрцгерцогини оспой. В то время, как эрцгерцогиня Мария-Кристина Австрийская смогла выбрать себе супруга, герцога Альберта Саксен-Тешенского, по своему желанию, эрцгерцогиня Мария-Амалия Австрийская была выдана замуж против её воли за Фердинанда I Бурбон-Пармского. Эрцгерцогини Иоанна-Габриелла и Мария-Йозефа умерли от оспы, таким образом эрцгерцогиня Мария-Каролина Австрийская заняла место невесты Фердинанда I, короля Обеих Сицилий.
Брак Марии-Антуанетты и Людовика
Заключение брака между австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой и дофином Франции должно было стать последним и самым грандиозным брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов, а также скрепить мир между Францией и Австрией. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году.
После подписания брачного договора обнаружились значительные пробелы в общих знаниях Марии-Антуанетты и недостаточное владение ею французским языком. Императрицей были приглашены воспитатели, преподаватели танцев и иностранных языков, которые в кратчайшие сроки должны были подготовить юную эрцгерцогиню к исполнению её обязанностей в качестве будущей королевы Франции. С этого момента и до самого отъезда Мария-Антуанетта спала в покоях своей матери.
19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля Мария-Антуанетта, в возрасте 14 лет, навсегда покидает Вену.
7 мая прошла церемония «передачи» на «нейтральной» территории, на безлюдном рейнском островке, вблизи Страсбурга. По правилам ритуала девушка должна была расстаться со своими австрийскими друзьями и знакомыми, которые её сопровождали, а также полностью раздеться. Это означало, что она оставляет всё, что принадлежало чужеземному двору и государству, чтобы стать дофиной Франции. В конце её одели во все французское. С этого дня австрийская эрцгерцогиня Мария-Антония становилась дофиной Франции Марией-Антуанеттой. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу.
16 мая 1770 года в Версале состоялось второе бракосочетание. Один праздник по случаю бракосочетания сменялся другим. Кульминацией должны были стать народные гуляния 30 мая 1770 года на сегодняшней площади Согласия с музыкой, фейерверком, вином, хлебом и мясом за счёт казны.
Народ толпился на площади и на подходах к ней. Ситуация осложнялась находящимися на площади строительными котлованами. Пиротехнические ракеты, с треском и шипением взрывавшиеся в толпе, вызвали панику. Люди, пришедшие на праздник, бросились в рассыпную, сталкиваясь друг c другом и толкаясь, многие попадали в котлованы или были затоптаны толпой. В результате плохо организованного праздника погибли 139 человек и сотни были ранены. Погибших захоронили на кладбище Святой Мадлены - 23 года спустя, труп Марии-Антуанетты сбросят на этом же кладбище в общую могилу.
Мария-Терезия понимала, что дочь слишком молода и нуждается в руководстве, поэтому направила во Францию своего посланника Мерси д’Аржанто. Он следил за каждым шагом дофины и подробнейшим образом обо всём информировал императрицу.
Фактически брак не был осуществлён - дофин страдал от фимоза, требовалась хирургическая операция обрезания, на которую Людовик долго не мог решиться. Лишь через семь лет, после того, как брат Марии-Антуанетты император Иосиф специально приедет в Париж, чтобы склонить зятя к операции, Людовик даст на неё согласие.
Неполноценность мужа, её ненормальный брак сделали Марию-Антуанетту одержимой повышенной активностью. Она допоздна проводила время на балах и маскарадах, которые любила, так как под маской её не узнавали или делали вид, что не узнавали, и спала несколько часов в сутки. Простая склонность к развлечениям превратилась в бесконечную погоню за удовольствиями, скандализировавшую весь двор.
За легкомыслием Марии-Антуанетты скрывалась внутренняя разочарованность, осознание недостойного состояния, длящегося много лет. Королевская семья неизбежно находилась в фокусе всеобщего внимания. Неспособность короля была прекрасно известна всему двору и служила темой памфлетов, а поведение Марии-Антуанетты породило слухи о её развращённости, распространившиеся по всей Франции.
При французском дворе молодая и неопытная Мария-Антуанетта выделялась большей частью в негативном плане. Её первой фрейлиной была назначена мадам Нуалье, женщина весьма строгих правил. Однако Мария-Антуанетта, чувствуя излишнюю опеку со стороны пожилой дамы и тяготясь этой опекой, дала ей прозвище «Мадам Этикет».
Нравы французского двора оставались чуждыми принцессе, единственным человеком, кому она доверяла и у кого искала поддержки, был посол Австрии, граф Мерси д’Аржанто. Марией-Терезией ему была отведена также роль наставника принцессы, кроме того он должен был держать императрицу в курсе всех событий при дворе. Таким образом возникла знаменитая переписка Мерси д’Аржанто, которая является бесценной хроникой жизни Марии-Антуанетты с её свадьбы в 1770 году до смерти в 1793 году.
Первые три года брака она находилась под влиянием не только д’Аржанто, но трёх незамужних дочерей короля - Аделаиды, мадам Виктории и мадам Софии. Они использовали наивную и добродушную дофину в своих интригах, направленных в большинстве своем против фаворитки короля, которая была для трёх сестер нежелательной персоной при дворе.
Под влиянием так называемых тетушек Мария-Антуанетта стала негативно относиться к фаворитке Людовика XV, мадам Дюбарри. Несмотря на наличие у последней обширных связей при дворе, дофина вначале всячески уклонялась от общения с фавориткой. Самой же Дюбарри было запрещено заговаривать с будущей королевой. Только после того, как кронпринцесса последовала совету своей матери приспосабливаться при дворе, она адресовала Дюбарри свои знаменитые семь слов: «Сегодня в Версале как-то слишком много людей!». Это были первые и последние слова из уст дофины, адресованные мадам Дюбарри.
Дети Марии Антуанетты и Людовика XV:
сыновья
: Людовик Жозеф, дофин Франции, Людовик XVII;
дочери
: Мария Тереза Французская (Madame Royale), София Беатриса.
Королева Франции
Восшествие на престол было встречено с энтузиазмом: все восприняли его как окончание долгой эпохи фаворитизма и ожидали перемен к лучшему. Супруга короля имела репутацию милосердной, щедрой и великодушной женщины.
Став королевой, Мария-Антуанетта освободилась от мелочной опеки тёток Людовика XVI и своих гувернанток.
"Я очень всем этим взволнована и ещё более озабочена судьбой моей дочери. Судьба её будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутанны и расстроенны, а она так молода! У неё никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьёзных стремлений", - писала Мария-Терезия Мерси д’Аржанто.
Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира.
В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе.
За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Такой была ближайшая подруга королевы - графиня де Полиньяк, происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт семейства Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе.
Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров. Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк.
Но исключения всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром Марии-Антуанетты по льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина.
Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка.
Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон. Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.
Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру, сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба. Она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.
Революция
С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль (5-6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королём в Тюильри, она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии, но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии.
Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение, в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.
Во время восстания 10 августа народ ворвался в королевский дворец Людовика XVI и всю его семью заключили в тюрьму. Власть в стране перешла к Конвенту.
Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.
Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.
Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра - завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень - обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.
Казнь Марии-Антуанетты
Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа.
Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю, как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.
Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему.
Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель.
В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.
На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки.
Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, села в повозку палача.
В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени. Точное место захоронения в соборе неизвестно.
Мария-Антония была пятнадцатым ребёнком австрийской императорской четы Марии-Терезии и Франца I Лотарингского . Она родилась 2 ноября 1755 года и получила при крещении имена Мария — в честь Пресвятой Девы, Антония — в честь святого Антония Падуанского. Впрочем, все её многочисленные сёстры, и умершие в младенчестве, и здравствующие, а также их мать носили имя Мария. Это имя было фактически визитной карточкой императорской семьи Габсбургов.
Мария-Антуанетта. 1762 год. Репродукция с портрета
Самая красивая среди своих сестёр, Мария-Антония была также самым резвым и проказливым ребёнком. Несмотря на строгость этикета и суровые нравы двора, императрица Мария-Терезия до поры до времени смотрела сквозь пальцы на нежелание дочери следовать образовательной программе, разработанной самой императрицей и включающей в себя уроки истории, правописания, математику, иностранные языки и азы управления государством. Мария-Антония куда охотнее уделяла время играм и забавам, чем читала и занималась рукоделием. Даже уроки танцев и музыки не особенно увлекали её. Современники отмечали, что к двенадцати годам принцесса едва умела писать по-немецки, не говоря о других языках, не прочла ни одной книги, избегала сколь-нибудь серьёзных разговоров. Её наставник аббат Вермон, однако, отмечал, что интеллект Марии-Антонии довольно высок, но она не хочет его развивать, ограничиваясь поверхностными знаниями. Вольготная жизнь для принцессы закончилась в тот момент, когда императорские дома Австрии и Франции решили укрепить союз между государствами за счёт брака наследника французского престола с принцессой из дома Габсбургов.
«Завоевать любовь целой нации»
В 1769 году Мария-Терезия наконец получила официальное предложение о браке своей младшей дочери с французским дофином, и с этой минуты жизнь Марии-Антонии резко изменилась. Были наняты многочисленные учителя, в задачу которых входило в кратчайший срок обучить принцессу танцам, французскому языку и этикету — словом, всему тому, что поможет юной Марии-Антонии исполнять обязанности будущей королевы Франции. Принцессе больше не дозволялось проводить время в играх и забавах, у неё вообще не осталось ни минуты свободного времени. Отныне она спала в комнате своей матери для того, чтобы никакая случайность или злой навет не помешали осуществлению грандиозных планов — принцесса должна была быть образцом чистоты и целомудрия.
И вот в апреле 1770 года Мария-Антония покидает Вену и отправляется с эскортом в сторону французской границы. На самой границе был установлен большой шатёр, вход в который располагался на земле Австрии, выход — уже на французской территории. В шатре принцессу поджидали представители самых знатных семейств Франции. При входе в шатёр принцесса попрощалась со своими спутниками-австрийцами. Её полностью раздели, переодев во всё французское, отобрали даже любимую собачку — таков был порядок. Ничего не должно было в новом облике будущей дофины напоминать о её прежней жизни, о юной принцессе Марии-Антонии Габсбург-Лотарингской. Из шатра вышла одетая по последней французской моде молодая дофина Мария-Антуанетта. Полная надежд на счастливое будущее.
«Моя дорогая мама, во вторник был праздник, который я никогда не забуду. Мы торжественно въехали в Париж. Что касается почестей, то мы получили все почести, которые только можно представить, но не они тронули меня более всего. То, что действительно впечатляло, были бедняки, которые так ревностно выражали свою радость, несмотря на душащие их налоги… Я не могу описать тебе, моя дорогая мама, ту привязанность и радость, которую каждый проявлял к нам. Уходя, мы позволили людям из толпы поцеловать нам руки, что доставило им огромное удовольствие. Какое счастье, что персоны нашего ранга могут с такой лёгкостью завоевать любовь целой нации. Я ценю эту любовь и никогда не забуду её».
Франция 1770 года
Дофин Франции, пятнадцатилетний Людовик , был не слишком привлекателен внешне — толст и прыщав. Но нрав имел добродушный и покладистый, в разгульной версальской жизни не участвовал и даже осуждал её, любил физический труд и охоту, интересовался слесарным мастерством и механикой. Людовик искренне надеялся, что, когда придёт его пора вступать на престол, он сможет провести массу полезных реформ и помочь своему народу вылезти из нищеты. Однако пока на престоле был его дед, Людовик XV, а в Версале царствовала королевская фаворитка мадам Дюбарри , заступившая на место прежней пассии короля, маркизы де Помпадур . Обе фаворитки были дамами крайне расточительными, как, впрочем, и большинство представителей дворянского сословья. Наряды и украшения стоили баснословных денег, когда-то внушительная казна пустела с невероятной быстротой.
Единственным способом хоть как-то улучшить финансовое положение было увеличение налогов, которые и так были уже практически неподъёмными для простого народа. Ведь платили налоги лишь низшие сословия, дворянство и духовенство были от них освобождены. Таким образом, пропасть между дворянством и народом росла, в стране просто стало не хватать хлеба, народный гнев усиливался с каждым днём.Вот в такое непростое время Мария-Антуанетта и прибыла ко французскому двору. Народ, зная о характере и чаяниях дофина Людовика, встречал её с искренней радостью — ведь молодая чета действительно могла помочь своему народу, заняв рано или поздно королевский трон.
Портрет молодой Марии-Антуанетты. Репродукция
Мария-Антуанетта, по своей природе добрая и великодушная, но совершенно неопытная в государственных делах, даже не подозревала о том, в каких условиях живёт простой народ Франции. Ей, выросшей в роскоши австрийского двора, было совершенно невдомёк, что на свете существуют голод и нищета. Конечно, она слышала эти слова, но вряд ли соотносила их с теми людьми, которые так радостно встречали её на улицах Парижа и приветливо махали платками и цветами. Мария-Антуанетта была счастлива, впереди её ожидала роскошная жизнь, полная радости, веселья и любви. Она хорошо относилась к своему неказистому доброму мужу, правящий король Людовик XV был вполне благосклонен и дружелюбен, так чего ей было ещё желать?
Первые шаги при французском дворе
Единственным тёмным пятном на фоне пасторальной картины её жизни была фаворитка короля, мадам Дюбарри. Бывшая модистка и проститутка, невесть каким случаем попавшая в королевские любовницы, теперь всем распоряжалась в Версале, как у себя дома. Дочери Габсбургов была невыносима сама мысль об этом, а уж разговаривать с Дюбарри Мария-Антуанетта не желала вовсе, нарушая законы придворного этикета.
На праздниках и приёмах дофина демонстративно делала вид, что в упор не видит фаворитки. Короля сначала это забавляло, но потом бесконечные жалобы Дюбарри сделали своё дело, и монарх начал выражать жене внука своё недовольство. Однако Мария-Антуанетта не желала сдаваться, и в Версале стало попахивать расколом дворянства и войной, ведь обе женщины имели своих приверженцев.
«Людовик XV и Дюбарри». Дьюла Бенцур, 1874. Репродукция
Императрица Мария-Терезия, мать дофины, слала дочери бесконечные письма с просьбой образумиться и хотя бы поговорить с Дюбарри, ведь положение самой Марии-Антуанетты было довольно хрупким, пока на свет не появится наследник престола. «Пока не родишь, не смей показывать свой нрав», — писала Мария-Терезия. И принцесса уступила. Как-то на приёме она, проходя мимо Дюбарри, проронила одну-единственную фразу: «Не правда ли, в Версале сегодня чересчур многолюдно». И это было всё. Но и Дюбарри, и король были этим вполне удовлетворены. Сохранились свидетельства о том, что эта фраза так и осталась единственной. Больше никогда Мария-Антуанетта не разговаривала с фавориткой Людовика XV.
Из этого эпизода становится понятно, что дофина имела гордый и упрямый нрав. Она не желала мириться с устоями французского двора. Её раздражало то, что на утреннем одевании в её спальне собирается вся женская половина Версаля и за привилегию надеть на неё сорочку идёт настоящая битва. Её нервировало, что она не может сама выбрать себе наряд, что каждый день её одевают, как куклу, что вокруг толпится несчётное количество придворных и нет возможности уединиться. Она изо всех сил противится версальским правилам, чем настраивает против себя большинство придворных, приближает людей, часто незнатного происхождения, но интересных и способных её развлечь, отказывается от скуки дворцовых церемоний. И тратит, тратит деньги без счёта.
Королева Франции
В 1774 году умирает от оспы Людовик XV. Муж Марии-Антуанетты становится королём Людовиком XVI под одобрительные крики французского народа. Отныне королева — полноправная и единоличная хозяйка в Версале, и она тут же освобождается от назойливой опеки придворных дам, рушит все устои дворцовой жизни, заводит свои порядки, становится законодательницей новых мод.
Мария-Антуанетта играет на арфе. Репродукция с картины
Одно омрачает беззаботное существование — её брак до сих пор не консумирован. Король Людовик, и без того не обладающий пылким характером, страдал ещё и от фимоза. Эта болезнь не позволяла ему стать настоящим мужем принцессы, к которой он был искренне привязан. Мало кто знал об этой его проблеме, и все недоумевали, почему же Мария-Антуанетта до сих пор не зачала наследника. Все, и друзья, и враги, были уверены, что проблема именно в королеве. Шуточки и памфлеты, модные в то время, не таясь, ходили по Парижу. В них королева обвинялась во фригидности и холодности, неумении разжечь страсть в короле. Слухи эти дошли и до Австрии. Мария-Терезия пишет дочери грозные письма с настойчивыми требованиями любыми способами очаровать, увлечь короля, ибо без наследника будущее Марии-Антуанетты очень ненадёжно. Но королева и сама не понимала, в чём же проблема, почему муж, ложащийся с ней в одну постель, до сих пор не сделал её своей настоящей женой. Она ведь делала для этого всё возможное! Наконец Людовик согласился на осмотр врача. Врач порекомендовал небольшую операцию, и через какое-то время брак наконец осуществился спустя почти семь лет после свадьбы. А вскорости королева забеременела.
К разочарованию народа Франции, родилась девочка, Мария Тереза Шарлотта. Только король был доволен и сиял от гордости. В благодарность он подарил супруге Малый Трианон — небольшой дворец неподалёку от Версаля. Королева практически переселилась туда, окружив себя любимцами. Балы следовали за праздниками и маскарадами, шампанское лилось рекой, деньги тратились без счёта. Король увеличил содержание супруги, но этого всё равно не хватало. Например, за одну ночь сжигалось несколько тысяч восковых свечей, тогда как стоимость одной свечи равнялась заработку простого рабочего за неделю.
Людовик XVI раздаёт милостыню крестьянам Версаля. Репродукция с картины
Неизвестно, были ли у Марии-Антуанетты любовники, точных свидетельств об этом не осталось. Её фаворитом долгие годы считался граф Ферзен, шведский дипломат, а любимой подругой до конца жизни оставалась графиня де Полиньяк — дворянка невысокого происхождения, но горячо любимая королевой за весёлый нрав и уменье развлекаться самой и развлечь Марию-Антуанетту.
Вот так, в обществе друзей и фаворитов, проходили дни королевы. Король почти не посещал Трианон. Он был склонен к спокойной размеренной жизни и режиму, а у его супруги с утра и до утра слышались музыка и смех. Также Мария-Антуанетта ввела моду на карточную игру и за ночь проигрывала огромные суммы. Король смотрел сквозь пальцы на «шалости» любимой супруги — они друг другу не мешали жить, и все были довольны.
Портрет Марии-Антуанетты с детьми. Репродукция с картины
На краю
В 1781 году у королевской четы наконец-то появился долгожданный наследник престола, Луи-Жозеф , а в 1785 году — его брат, Луи-Шарль . Годом позже родилась самая младшая девочка, София , но она не прожила и года и умерла от туберкулёза, к большому горю своих родителей.
Мария-Антуанетта остепенилась, стала больше уделять внимания мужу и детям, одеваться скромнее, тратить меньше денег на драгоценности. Однако репутация её в народе была сильно подорвана прошлой разгульной жизнью, а также историей, называемой «делом об ожерелье королевы», в которой Мария-Антуанетта стала лишь жертвой обстоятельств. Но народ, доведённый нищетой и голодом до отчаяния, этой истории ей не забыл и не простил.
Ожерелье королевы стоимостью 1 млн 600 тыс. ливров (реконструкция). Фото: Commons.wikimedia.org / Jebulon
«Дело» состояло в том, что у королевских ювелиров после смерти Людовика XV на руках осталось ожерелье, предназначенное когда-то для мадам Дюбарри. Ювелиры предложили королеве приобрести ожерелье. Королева, поколебавшись, отказалась. Она уже начинала понимать, как живёт французский народ и каково состояние казны.
Об этом деле прознала мошенница и авантюристка графиня де Ламотт , мечтающая за счёт ожерелья поправить свои финансовые дела. Она отправилась к кардиналу де Рогану, давно мечтавшему попасть в круг друзей Марии-Антуанетты, и передала якобы просьбу королевы взять для неё у ювелиров это ожерелье, а потом встретиться ночью в саду для передачи его с рук на руки. На роль королевы графиня нашла какую-то безвестную модистку, фигурой и волосами напоминавшую Марию-Антуанетту, и кардинал, передавая футляр с украшением, был уверен, что под густой вуалью скрывается именно королева. Когда же ювелир пришёл к настоящей Марии-Антуанетте за деньгами, то был весьма обескуражен полным непониманием королевой происходящего. Она, естественно, уверяла, что никакого ожерелья и в глаза не видела и не просила ни о чём кардинала Рогана.
На суде быстро стало очевидным, что это была крупная авантюра мадам де Ламотт. Её поймали, высекли на площади кнутом, заклеймили и посадили в Бастилию, откуда она сбежала, уехала за границу и принялась строчить мемуары, в которых рассказывала о королеве ужасные вещи. Что в них было правдой, а что нет — неизвестно, но негативно настроенный по отношению к королеве народ Франции принял всё за чистую монету. Тем более что ещё во время суда по делу с ожерельем судьи особенно напирали на то, что если кардинал Роган вообще допускал мысль, что королева может покупать в тайне от мужа ожерелье, а потом встречаться с ним ночью в саду — то дело тут нечисто и, значит, она способна на всё. Народ же вообще решил, что королева взяла колье, а платить отказалась.
Между тем дела в королевстве шли плохо. Король совершал ошибку за ошибкой, слушая советы своих министров и жены и меняя решения чуть ли не каждый день. Слабовольный и нерешительный, не слишком разбираясь в политике, он понятия не имел, каким путём следовать дальше. Так, например, Франция, вконец опустошённая и практически разорённая, взялась помогать Америке в борьбе за независимость. Это породило новые налоги, ложащиеся на плечи простого люда, и так доведённого до отчаяния.
Народ же во всём винил именно Марию-Антуанетту, считая, что это она, иностранка, внушает королю подобные идеи. В Париже открыто распевали глумливые песни, порочащие королеву, печатались всё новые памфлеты, называющие королеву шлюхой и приписывающие ей все смертные грехи. Таким же образом широко разошлась фраза, приписываемая Марии-Антуанетте: «Ах, у них нет хлеба? Пусть едят пирожные!». На самом деле ничего подобного королева, скорее всего, не говорила, ибо никогда не была настолько глупой, чтобы произнести подобное даже в шутку.
В 1789 году разразилась Французская революция. Толпы парижан, вооружившись вилами и кольями, отправились ко дворцу требовать крови королевы. Мария-Антуанетта встретила их с гордо поднятой головой. Королевскую семью перевезли под домашний арест в замок Тюильри, где, впрочем, особенных ограничений для них не было, можно было довольно свободно передвигаться и вести переписку. Видя безволие мужа, Мария-Антуанетта сама разрабатывает план побега. Она хочет добраться до родной Вены и вернуться в Париж вместе с австрийскими войсками для подавления бунта. Осуществить её план помогает её бывший фаворит, граф Ферзен. Он умоляет королеву разделить семью и вывозить всех из Франции по одиночке. Но Мария-Антуанетта непреклонна — семья должна ехать вместе. В одной из деревень их узнали, арестовали и отправили с конвоем обратно в Париж.Печальный конец того, что так хорошо начиналось
Семья вновь живёт в Тюильри, правда, под более жёстким наблюдением. Король Людовик совсем впал в апатию, поэтому Мария-Антуанетта берёт инициативу в свои руки. В тайной переписке она просит Австрию о помощи. Началась война между Австрией и Францией, но она никак не облегчила участь королевской семьи. Наоборот, королеву обвиняют в сговоре с врагом и короля, королеву и их детей заключают в тюрьму Темпль. Власть перешла к Конвенту, монархия пала.
Нападение черни на Тюильри и арест. Репродукция с картины
В тюрьме с особыми пленниками обращаются неплохо, им даже позволяют жить вместе. В декабре 1792 года начался суд над королём. Его обвиняли в заговоре против свободны нации, в покушении на безопасность государства. Король своей вины не признал, но тем не менее с перевесом всего в один голос был приговорён Конвентом к смертной казни.
21 января 1793 года король, попрощавшись с рыдающей Марией-Антуанеттой и детьми, отправился на эшафот. Держался он с поистине королевским достоинством. Последними его словами были: «Я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Пусть Господь простит моих убийц».
Казнь Людовика XVI. Репродукция
В августе того же года Марию-Антуанетту разлучили с детьми и перевели в другую тюрьму в надежде на то, что Австрия приступит к переговорам об окончании войны. Но австрийцев, похоже, больше не интересовала участь их бывшей принцессы. В тюрьме на острове Сите опальная королева содержалась в спартанских условиях: кровать без белья, грубо сколоченный стол, два табурета. Мария-Антуанетта не снимала больше траур — чёрное платье было на ней до последнего дня. Больше всего она страдала от разлуки с детьми — дочерью и младшим сыном Луи-Шарлем. Старший её сын, наследник престола Луи-Жозеф, умер ещё до революции от тифа.
Надо сказать, что приверженцы монархии, роялисты, не сидели сложа руки. Они готовили побег королевы, который, несомненно, удался бы, если бы её не выдал один из жандармов, к которому Мария-Антуанетта обратилась с просьбой передать записку. После этого инцидента её перевели в другую камеру и ужесточили условия содержания.В октябре 1793 года начался суд над королевой. Её обвиняли в измене Франции и сговоре с врагом, в расточительстве и разврате, а также в инцесте. Королеве припомнили всё. На суде выступили многочисленные свидетели, которые в большинстве своём были лжесвидетелями. Но тем не менее королеву так же, как и её мужа, приговорили к смерти через отсечение головы.
Мария-Антуанетта перед казнью. Репродукция
На следующий же день, 16 октября, в 4 часа утра Марии-Антуанетте зачитали приговор, палач подстриг ей волосы и надел кандалы на отведённые за спину руки. В открытой повозке её повезли к месту казни, и тот же народ, что 23 года назад встречал её радостными криками и цветами, теперь плевал в её сторону и бросал камни. Около полудня бывшая королева Франции Мария-Антуанетта взошла на эшафот. Она случайно наступила на ногу палачу, и последними её словами были: «Простите, месье, я не нарочно». Через несколько секунд белокурая голова скатилась к ногам беснующейся толпы.
Её останки бросили в общую яму, в которой хоронили казнённых преступников. Так закончилась история женщины, которая фактически была виновата лишь в том, что крайне неудачно вышла замуж.
Надгробный памятник Людовику XVI и Марии-Антуанетте в королевской усыпальнице Сен-Дени. Фото: Commons.wikimedia.org / Eric Pouhier
Мария-Антония Йозефа Иоганна, принадлежавшая к Лотарингской ветви Габсбургского дома, была младшей дочерью и предпоследним ребенком из шестнадцати детей австрийского императора Франца и его супруги Марии-Терезии . Она появилась на свет в Вене 2 ноября 1755 года и, по всеобщему признанию, была самым красивым, обаятельным и грациозным ребенком императорской четы. Ее детство прошло в основном во дворце Шёнбрунн: хотя Мария-Терезия всегда старалась уделять внимание воспитанию и образованию своих детей, она все больше была занята государственными делами и на младших детей ее сил уже не хватало. К Марии-Антуанетте были приставлены лучшие педагоги - ее музыкальным образованием занимался сам Глюк , - но она все же прекрасно умела избегать нежеланных занятий, проводя дни в веселье и шалостях. Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность, развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными - если бы этой девочке не была уготована великая судьба.
1762 г. Марии Антуанетте семь лет |
1762 г. |
1765 г. |
Французские Бурбоны и правящие Австрией Габсбурги враждовали уже две сотни лет, и к середине восемнадцатого века это надоело даже им самим. Лучшие политики обеих стран вели переговоры о примирении и наконец пришли к выводу, что лучшим залогом будущего мира будет династический брак.
После обсуждения всех вариантов было решено, что наследник французской короны дофин Людовик, внук короля Людовика XV , возьмет в жены одну из дочерей Марии-Терезии. В конце концов выбор пал на младшую, Марию-Антуанетту.
Проекты долго оставались проектами. Марии-Терезии пришлось приложить немало сил, чтобы договор дипломатов вылился в официальное брачное предложение: французский король три года тянул со сватовством, не отказываясь, но и не обнадеживая. Между тем выяснилось, что юная эрцгерцогиня, с точки зрения строгой матери, мало подходит на роль французской королевы. Она плохо знает французский, пишет с ошибками даже на родном немецком, а ее знания в остальных науках нельзя назвать даже поверхностными: Мария-Антуанетта прекрасно умела увиливать от уроков. Наконец в 1769 году король Людовик официально просит руки эрцгерцогини, и, пока два двора сочиняют церемониал будущей свадьбы и утрясают все возможные церемониальные проблемы, к будущей супруге дофина из Версаля посылают аббата Вермона - в качестве наставника в дворцовом этикете, науках и религии.
Аббат был очарован красотой будущей дофины: «Имея очаровательную внешность, она сочетает в себе обаяние, грацию, умение держать себя, и когда она, как можно надеяться, физически несколько разовьется, то будет обладать всеми внешними данными, которые только можно пожелать принцессе», - пишет он в Париж. Однако аббат прекрасно понял, что его воспитанница - девушка избалованная, легкомысленная и рассеянная: «У нее больше интеллекта, чем можно было бы предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её». Роскошный кортеж провез эрцгерцогиню к ее будущему супру1у через половину Европ ы: впервые она увидела его в Компьенском лесу, где стоял в ожидании королевский поезд. Король, престарелый Людовик, большой знаток женской красоты, нашел будущую невестку очаровательной, а вот его внук едва обратил на нее внимание - в дневнике за тот день он написал всего лишь: «Свидание с дофиной». И на Марию-Антуанетту этот юноша - крупный, обрюзгший, болезненно застенчивый, некрасивый и неуклюжий - не произвел положительного впечатления; впрочем, он был наследником великой страны, и ей этого было достаточно.
1767 г художник Мартин ван Майтенс |
1769 г. |
1769 г. |
Свадьба состоялась 16 мая 1770 года в Версале: четырнадцатилетняя эрцгерцогиня стала женой дофина, которому еще не исполнилось и шестнадцати. Необыкновенно пышное празднество должно было закончиться фейервер ком для десятков тысяч парижан, прибывших в Версаль, дабы пожелать счастья молодым, однако разразившаяся буря посеяла среди них панику, и в давке многие пострадали - это было сочтено плохим предзнаменованием. Но Мария-Антуанетта не желала обращать внимание на дурные знаки - с детства она замечала лишь хорошие.
Однако в первую же брачную ночь выяснилось, что молодой муж не в состоянии исполнить свой супружеский долг. Неопытная и наивная Мария-Антуанетта не придала этому значения, однако подобные неудачи случались ночь за ночью. Наконец, обеспокоенная письмами дочери, Мария-Терезия вынудила короля показать внука врачам - и те диагностировали у него фимоз, нераскрытие крайней плоти, препятствующий полноценной сексуальной жизни.
Дофина могла спасти простая операция - однако тот, боязливый, тугодумный и болезненно нерешительный, никак не мог отважиться отдаться в руки хирургов.
Между тем юная дофина, которую супруг продолжал регулярно навещать в спальне, страдала от сексуальной неудовлетворенности и унижения. Дофин Людовик, в свою очередь, страдал от собственной неполноценности: о его проблеме был осведомлен весь двор, и он постоянно чувствовал насмешки и жалость. Все это наложило свой отпечаток на характер и образ жизни обоих супругов: Людовик замкнулся в себе, лишь изредка пытаясь вспышками ярости утвердить свое положение, а Мария-Антуанетта изводила себя в лихорадочной активности, пытаясь как-то сублимировать женскую неудовлетворенность.
Версаль восторженно принял юную дофину: она была красива, очаровательна, невероятно грациозна, умела и любила развлекаться, и к тому же ей покровительствовал сам король. Вокруг нее моментально собрался круг молодых аристократов, в обществе которых Мария-Антуанетта развлекалась как могла: балы, праздники и гулянья следовали один за другим.
В то время как дофин вел размеренный образ жизни, рано ложился и рано вставал, его супруга развлекалась ночи напролет, а спать ложилась на рассвете. Как оказалось, они вообще были полной противоположностью друг другу: основательный, неповоротливый, флегматичный, консервативный и нерешительный Людовик и легкомысленная, очаровательная, грациозная, ни о чем не задумывающаяся Мария-Антуанетта, которая моментально принимала решения и так же быстро забывала обо всех проблемах.
Впрочем, если не считать отсутствия плотской связи, их семейная жизнь была вполне счастливой: наследник тихо обожал свою красавицу-жену и ни в чем ей не отказывал, а она, хоть и посмеивалась над его неуклюжестью, все же ценила его образованность, серьезность, доброту и порядочность.
1767 г художник Мартин ван Майтенс |
1769 г. |
1769 г. |
В мае 1774 года король Людовик XV скончался от оспы - по преданию, он заразился от одной из своих молоденьких любовниц. Его внук стал королем Людовиком XVI, а Мария-Антуанетта стала королевой. Мария-Терезия, всегда беспокоившаяся за судьбу младшей дочери, с прозорливостью пророка писала: «Я еще более озабочена судьбой моей дочери. Судьба ее будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутаны и расстроены, а она так молода! У нее никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьезных стремлений».
Людовик с супругой получили неограниченную власть над одной из самых великих стран мира, их восшествие на престол было встречено невероятным ликованием народа: старый король давно утомил подданных развратом и непомерным мотовством, и с именем его преемника - честного, открытого, доброжелательного и необыкновенно порядочного - связывались огромные надежды. Которым, однако, так и не суждено было сбыться: Людовик, хоть и был обуреваем самыми лучшими намерениями, так и не смог преодолеть свою природную нерешительность и начать реформы. Он ограничился изгнанием из Версаля наиболее одиозных фигур, начиная с последней фаворитки деда - мадам Дюбарри , ненавидимой народом за расточительность и протекционизм.
Мария-Антуанетта же не строила никаких планов: она желала власти лишь над самой собой и своим временем. Ее главной задачей было нравиться, покорять и восхищать, и, со свойственной ей бесконечной энергией, королева Франции взялась за роль королевы мод: отныне и на полтора десятилетия наряды, прически, украшения и манеры Марии-Антуанетты станут законом для дам всей Европы. Когда она носила высокие причудливые прически - дамы соревновались в затейливости тем и высоте шиньонов. Когда королева придумывала новый оттенок - в него моментально окрашивался весь Париж. Когда ей надоели тяжелые ткани - парча, бархат, плотный шелк - и она одевалась в муслин и батист, так же поступали все француженки, а прославленные лионские мануфактуры и торговцы бархатом разорялись в угоду королеве. Ее модистка мадам Бретен, бессменный автор роскошных королевских платьев, была влиятельней министров - по ее слову вся страна переодевалась, изменяясь до неузнаваемости, подражая капризам ее величества Марии-Антуанетты. По словам язвительных современников, «никогда женщины Франции не тратили такую уйму денег на то, чтобы выглядеть посмешищем». Стиль рококо - изящный, прихотливый, неброский и вместе с тем невероятно изысканный, грациозный и легковесный, так похожий на саму
Марию-Антуанетту, - воплотил в своих затейливых завитках весь дух эпохи, всю душу прекрасной королевы.
Денег на роскошные наряды и драгоценности всегда не хватало, и, чтобы хоть как-то расправиться с долгами, королева начала играть в карты. Хотя азартные игры были официально запрещены по всей стране, королева - втайне от короля - играла с приближенными ночи напролет, проигрывая огромные деньги. В ее салон допускались любые авантюристы, лишь бы у них были деньги на игру, - и вскоре стали говорить, что королева окружает себя шулерами и мошенниками.
Никаких государственных интересов у нее не было - ей хотелось развлекаться и веселиться, и самыми грозными ее врагами были не враждебные государства, а скука и ненавистный дворцовый этикет. Выросшая при живом, изящном австрийском дворе, Мария-Антуанетта не выносила жестокий этикет, строжайше регламентировавший каждое движение, слово, каждый взгляд. Ей были невыносимы бесконечные придворные церемонии, которыми, по традиции, были расписаны все моменты жизни королевской семьи, и со временем она нашла выход. Мария-Антуанетта упросила короля подарить ей Малый Трианон: этот маленький изящный дворец на границе Версаля был построен для интимных развлечений Людовиком XV. Он отличался
Уединенностью, небольшими размерами - всего восемь комнат - и изящной отделкой, которую Мария-Антуанетта украсила по собственному вкусу. В этом дворце Мария-Антуанетта привыкла отдыхать от церемоний Версаля: удалившись от двора с узким кругом приближенных, она проводила дни в играх и забавах. Сочинения Жан-Жака Руссо породили моду на «естественность», возвращение к природе - и, хотя Мария-Антуанетта не дала себе труда ознакомиться с его книгами, моду она уловила мгновенно. Трианон украсился тщательно спланированным «естественным» парком, обошедшимся казне в огромную сумму, а позже даже обзавелся «настоящей» деревней, где к услугам королевы и ее придворных дам были крестьянские домики, живые коровы, куры и настоящие крестьяне. Вслед за Марией-Антуанеттой все знатные дамы переоделись в крестьянок: батистовые платья в полоску, украшенные лентами пышные волосы, укрытые чепцом или соломенной шляпой, - таков был новый облик королевы, презревшей видимую роскошь ради любви к простой жизни.
Впрочем, что такое простая жизнь, королева и не догадывалась: она ни разу не сталкивалась с ней лицом к лицу и была свято уверена, что мир ограничивается высшим светом. Она даже ни разу не путешествовала по стране, проводя годы в нескольких своих дворцах. Любопытство королевы было особого свойства: она любила все яркое и блестящее, ослеплявшее сразу и забывающееся мгновенно. Известно, что Мария-Антуанетта в жизни не прочла до конца ни единой книги и даже письма и важнейшие документы едва пробегала глазами, чтобы тут же отбросить: она не желала задумываться ни о чем серьезном, что может навеять скуку. «Я страшусь скуки», - признавалась она.
Однако годы шли, а королева так и не выполнила своего главного долга - не подарила королю наследника. Мария-Терезия, все более обеспокоенная липовой семейной жизнью дочери, прислала к ней ее брата, императора Иосифа . Тот уговорил Людовика сделать необходимую операцию, и Мария-Антуанетта наконец познала радости плотских удовольствий.
19 декабря 1778 года Мария-Антуанетта произвела на свет дочь Марию-Терезу-Шарлотту , а в октябре 1781 года она подарила Франции долгожданного наследника Луи-Жозефа . Став матерью, Мария-Антуанетта заметно преобразилась: она стала гораздо спокойнее, домашнее, с большей нежностью относилась к мужу, все больше времени проводила в его обществе. Детей она обожала - с ними ее жизнь, блестящая и пустая, наконец обрела смысл. Позже она родила еще двоих детей - сына Луи-Шарля и дочь Софию-Беатрису, которая скончалась, не дожив до года.
Рождение дофина, вызвавшее в стране огромную радость, стало, однако, причиной интриг против Марии-Антуанетты. Придворные и раньше не могли ей простить, что она, удалившись в Малый Трианон, лишила Версаль блеска, а его обитателей - счастья быть приближенными к королевской чете. Те, кого она не допустила в свой узкий круг, чувствовали себя оскорбленными и униженными.
1787 г. Мари Виже-Лебрен. "Портрет Марии-Антуанетты с детьми". |
1785-1786 гг. |
1792 г. |
К недовольным королевой добавились и братья короля: пока у Людовика не было сына, наследником был его брат Луи Станислас Ксавье, граф Прованский , - теперь же вожделенная корона ускользала из его рук. Сплотивший вокруг себя недовольных королевой и ее супругом, он начал жестокую и остроумную кампанию по дискредитации имени Марии-Антуанетты: во многом именно этим кружком были выдуманы многочисленные слухи о порочности, жадности, сексуальной развращенности и прочих грехах королевы. Ее обвиняли даже в противоестественной связи с ее ближайшими подругами - принцессой Ламбаль и герцогиней де Полиньяк . Но ложь, какой бы неправдоподобной она ни была, падала на благодатную почву: разочарованная в своих надеждах Франция, погруженная в нищету и отчаяние, начинала ненавидеть королеву, виня ее во всех бедах. Ведь она была иностранка, австриячка, ей нет дела ни до страны, ни до своих подданных. До сих пор жив анекдот: будто однажды Марии-Антуанетте доложили, что у французов нет хлеба... «Пусть едят пирожные», - легкомысленно отмахнулась королева. Эта история - выдумка, но ее живучесть прекрасно подчеркивает, насколько во Франции не любили Марию-Антуанетту.
Окончательно разрушила репутацию королевы знаменитая история с ожерельем: желавший добиться ее расположения кардинал Луи Роган , потомок одной из знатнейших аристократических фамилий, подстрекаемый авантюристкой Жанной де ла Мотт , будто бы по просьбе Марии-Антуанетты купил у ювелиров роскошнейшее бриллиантовое колье, ранее принадлежавшее мадам Дюбарри. Авантюристка исчезла вместе с колье, а ювелиры в один прекрасный день явились к королеве требовать обещанную сумму: полтора миллиона ливров.
Разгневанная королева немедленно велела арестовать Рогана и всех, кто был причастен к этому делу. Следствие выяснило, что королеву изображала некая актриса, нанятая де ла Мотт. Хотя Мария-Антуанетта была оскорблена тем, что Роган счел, будто бы королева способна бегать ночью на свидания и покупать драгоценности через подставных лиц, суд оправдал его: в глазах судей и всего народа королева была способна еще и не на такое. Как справедливо заметил позже Наполеон, «королева невиновна, и, для того чтобы общественное мнение признало эту ее невиновность, она выбрала судьей парламент. Именно поэтому все стали считать королеву виновной».
Недовольство народа, измученного неурожаями, высокими налогами, голодом и нищетой, достигло крайней точки. Казна тоже была пуста - ив этом во многом была виновата королева, безоглядно тратившая миллионы на развлечения и подарки друзьям. Король попытался обратиться за помощью к парламенту, однако тот настоял на созыве Генеральных штатов - представительства трех сословий французского общества. Штаты были созваны в мае, а уже в июне депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием.
В то время королевской семье было не до политики: от туберкулеза скончался дофин Луи-Жозеф - его смерть была огромным ударом и для короля, и для его жены. Погруженные в траур, они упустили контроль над ситуацией в стране, очнувшись, лишь когда напряжение достигло высшей точки. 14 июля 1789 года парижане взяли Бастилию, сровняв ее с землей как символ ненавистной монархии. Король впал в апатию - его обычная нерешительность, так дорого стоившая монархии, превратилась в полное бездействие. Когда в октябре разъяренные толпы ворвались в Версаль, он даже не пытался сопротивляться.
Трудно сказать, что двигало Марией-Антуанеттой, которая в эти черные дни решила остаться рядом с супругом. У нее была не одна возможность бежать, спасти себя и детей, однако она предпочла разделить судьбу мужа. Вместе с ним Мария-Антуанетта и их дети, Мария-Тереза и Луи-Шарль, были привезены в Тюильри, где находились под домашним арестом.