Что означает молочные реки значение. Про молочные реки, кисельные берега, гусей-лебедей и царя гороха
Привет! Сегодня я расскажу вам, как устроена жизнь на нашей станции, где живут зоологи, изучающие обезьян, которые, в свою очередь, живут в амазонских лесах. Вы узнаете, какого цвета вода в нашей речке, что мы едим и пьем, а также что делать, если в тропиках наступает засуха. Приготовьтесь, будет много подробностей.
Так выглядит наша станция
Наша станция стоит в дремучем тропическом лесу в верховьях Амазонки, примерно в 90 километрах от Икитоса. Стоит она там с 80-х годов и сейчас принадлежит Немецкому приматологическому центру (German Primate Center), который находится в городе Гёттинген. Этот старый университетский городок, между прочим, даже упоминается в Евгении Онегине: Владимир Ленский там был «с душою прямо геттингенской».
Сама станция почти нигде не упоминается, и даже среди местных о ней мало кто знает. Это потому, что она спрятана в лесу, в стороне от реки, на которой сосредоточена тут вся жизнь. Да и река эта не из больших: приток Амазонки второго порядка, Рио-Бланко (Rio Blanco). Так она называется потому, что несет белые воды. Это непрозрачные, цвета кофе с молоком, воды со взвесью твердых частиц. Откладываясь вдоль русла беловодной реки, эта взвесь дает плодородные почвы. Молочные реки, кисельные берега - это как раз про такие реки.
Большинство притоков Амазонки в ее верховьях - беловодные, потому что стекают с Анд и смывают с них то, что попадается на пути. Другой тип рек - черноводные. Это реки с прозрачной и чистой, но при этом темной, цвета чёрного чая или кофе, водой. Такой цвет получается оттого, что реки, протекая через болота и затопляемые леса, вымывают из гниющих растений красящие вещества таннины. Черные воды кислые и бедны минералами. Самая известная из черноводных рек - бразильская Риу-Негру. Сливаясь с беловодной Амазонкой в месте «встречи вод» (Encontro das Águas), черная вода Риу-Негро еще несколько километров течет бок о бок с белой амазонской водой и не смешивается с ней.
По нашей молочной реке мы подходим на моторке к маленькой пристани: деревянный настил и ступеньки в глинистом берегу. Поднявшись, с палящего солнца ныряем во влажный сумрак леса - как в жаркий день в деревне, когда с жары забегаешь в прохладную тень дома. Полчаса пути через лес - и мы на станции.
Станция устроена просто: жилой дом, кухня и библиотека. Все это, согласно традициям перуанской Амазонии, кое-как слеплено из дощечек и веревочек и держится на соплях. Стены сделаны из натянутой москитной сетки, которая, по замыслу строителей, должна защищать от комаров. Но поскольку строения более чем наполовину состоят из дыр, комары беспрепятственно заполняют собой все помещения. Поэтому спим мы в палатках, установленных прямо внутри дома. Можно спать и под москитной сеткой, но палатка еще дает личное пространство - а оно очень нужно, когда месяцами живешь с одними и теми же людьми в одном доме.
Главное на станции - это ручей, носящий то же имя, что и
река: Quebrada Blanca
(Белый ручей). Или, как ласково называют его местные, quebradita (ручеек). Наша кебрадита для
нас все: и душ, и прачечная, и источник питьевой воды. В ручейке белое песчаное
дно, а в прозрачной холодной воде плавают маленькие золотистые рыбки. Когда
моешься, обливаясь из ковшика, часто выливаешь на себя пару рыбок.
Вообще,
многое может случиться, пока принимаешь ванну с золотистыми рыбками. Днем
иногда видишь обезьян: полные достоинства, молчаливо шествуют мимо мои родные
медные прыгуны, или с шумом и визгами проносится толпа маленьких, вертких как
ящерицы тамаринов. Душераздирающе вопят ары, пролетая высоко в небе. Печально
свистят тинаму - далекие родственники страусов, толстые, похожие на куриц
бескилевые птицы, которых легко услышать, но сложно увидеть.
А ночью, когда принимаешь душ с фонарем и к золотистым рыбкам присоединяются медлительные раки, мимо может пробежать, например, водяной опоссум. Этот изящный зверек мраморной окраски - единственное сумчатое млекопитающее, ведущее полуводный образ жизни. И одновременно единственное современное сумчатое, у которого сумка есть и у самок, и у самцов (вторым таким сумчатым был австралийский тилацин, или сумчатый волк, но его истребили). Эта сумка водонепроницаемая и может герметично закрываться. Во время плавания самки кладут туда детей, а самцы - мошонку. На ногах у водяного опоссума есть плавательные перепонки, ест он рыб и раков и, проходя, оставляет за собой сильный запах мускуса.
На станции нет ни интернета, ни мобильной связи (только спутниковый телефон на случай аппендицита или перелома обеих ног), ни, конечно, магазинов. Поэтому каждый месяц мы три недели проводим в лесу, а потом на неделю уезжаем в город: сообщить близким о том, что мы все еще живы, отмыться в настоящем душе без золотистых рыбок, отоспаться и купить еды. Возвращаясь на станцию, мы тащим с собой запас еды на три недели.
Наша еда - это в основном рис, плантаны - несладкие «овощные» бананы, бобы и маниока, или как ее называют здесь, юка (не путать с юккой из семейства агавовых). Маниока - (Manihot esculenta) - молочайное растение со съедобными корнеплодами, немного похожими по вкусу на картошку. Белому человеку маниока в основном известна благодаря bubble tea, чайному напитку с шариками из тапиоки - крахмала, который получают из маниоки.
Другая важная часть нашей диеты - аквариумные рыбки. Их
ловят жители ближайшей деревни, которая расположена на другом берегу реки и состоит из
четырех домов. Традиционно очень многих из амазонских рыб содержат в
аквариумах: они яркие и красивые и могут жить в теплой и не слишком чистой
воде.
Тут, на просторе, эти рыбы вырастают до куда больших размеров, чем в неволе. Например, карачама (Pseudorinelepis genibarbis) из семейства кольчужных сомов: закованный в шипастый панцирь сом, из которого получается вкуснейшая уха. Или красивый, с дымчатым рыжим глазком на боку, глазчатый астронотус (Astronotus ocellatus) из цихлидовых, akarawasu по-местному и «Оскар», или «павлиний глаз», по-аквариумному. И, конечно, пятнистая пиранья (Serrasalmus spilopleura), или palometa del rio - худосочная и не самая вкусная, но зато очень зубастая рыба.
Еще местные приносят нам пак. Это крупные грызуны со смешной круглой попой, которых тут стреляют дробью и потом жарят или варят прямо вместе с когтями. Если плохо рассчитать, сколько еды везти с собой, жареных и вареных пак приходится есть на завтрак, обед и ужин.
Но если при нехватке еды всегда можно съесть паку, от нехватки воды она не спасет. К великому моему удивлению, в июле нам пришлось уезжать со станции на пару дней раньше срока из-за засухи. Кто бы мог подумать, что в дождевом тропическом лесу бывают засухи! Оказалось, бывают, и нередко, каждые пару лет. Обычно в сухой сезон, который длится тут примерно с июня по ноябрь, дожди идут более-менее регулярно: пара сухих дней, пара дождливых. При этом местные дожди не моросят вяло и долго, как в более цивилизованных местах, а со всей решительностью извергаются плотным, как из душа, потоком. Через полминуты такого ливня промокаешь в самом буквальном смысле до нитки. Такие ливни наполняют реки, наш ручей с рыбками и наши огромные баки для дождевой воды, установленные под крышами каждого домика.
В июле ливней не было две недели. Вода в баках кончилась, ручей стал пересыхать, а опавшие листья, которые обычно плотным влажным ковром лежат в лесу, высохли и зашуршали под ногами. Нелепость ситуации была в том, что до реки от станции - меньше километра. Казалось бы, близко! Но недостаточно близко, чтобы каждый день таскать воду для готовки, мытья и прочего.
Проклиная таинственный замысел основателей станции (он, по-видимому, состоял в том, чтобы укрыться в глубине леса от местных жителей, которые постоянно снуют туда-сюда по реке), мы решили уносить ноги. Впрочем, и это оказалось непросто. В Рио-Бланко, и так-то неглубокой, уровень воды упал метра на полтора, и открывшееся русло оказалось завалено огромными упавшими стволами, кусками пальм и другим буреломом. Кое-как прорубая завалы мачете и отталкиваясь от дна веслами и ногами, мы все-таки дотащились до более крупной Рио-Тауайо (Rio Tahuayo), притока самой Амазонки. Надо ли говорить, что как только мы добрались до Амазонки, с неба жизнерадостным потоком хлынул дождь.
Амазонка в окрестностях Икитоса встретила нас удручающим
зрелищем. Здесь вода упала метра на три, и обнажившиеся берега оказались
покрыты толстым слоем мусора. Бесчисленные пакеты, бутылки, контейнеры,
застрявшие в прибрежных кустах, отвратительный мусорный покров, под которым не
видно земли. В Перу дела с переработкой мусора обстоят даже хуже, чем у нас в
России, хотя, казалось бы, куда уж хуже. У нас его хотя бы иногда сжигают или
закапывают, здесь же просто кидают в реку.
Такое огромное количество пластика, как сегодня, появилось в Перу позже, чем в западных странах. Традиционно тут все заворачивают в пальмовые листья - а ими можно хоть все вокруг закидать, через день все сожрут муравьи. Сегодня же, например, рыбу на рынке по-прежнему заворачивают в пальмовый лист - только сверху надевают еще два пакета. Люди по привычке продолжают кидать весь мусор в реку - только теперь муравьи его уже не сожрут. Потому что пластик - это, увы, навечно.
Слово ВОДА совершенно не имеет мифологического значения и образована от глагола ВОДИТЬ. Это означает, что ВОДА есть некий ПРОВОДНИК, или некоторый ПУТЬ, по которому наши далекие предки передвигались в густых лесных массивах. Сходную семантику имеет и слово ОЗЕРО, которое, без «окающего» русского произношения у славян выглядит как ЕЗЕРО, от глагола ЕЗДИТЬ. И, наконец, орудие передвижения по воде называется ВЕСЛО от глагола ВЕЗТИ (то есть ВЕСЛО – это ВОЗИЛО).
Интереснее рассматривать мифологические реки - в сказках фигурируют кисельные реки с молочными берегами. В наши дни эта метафора непонятна, ибо из киселей самым распространенным является ягодный, особенно клюквенный, который по своей консистенции чуть более густой, чем молоко, но все равно жидкий, так что никакие берега из него представить себе невозможно. Однако в русских деревнях еще в начале ХХ века ели овсяный кисель, пресную и достаточно невкусную пищу с консистенцией каши, так что представит себе такие берега вполне возможно. К тому же его цвет светло-серый, и на его фоне молоко выделяется, но не образует пестрый колорит; можно сказать, что молоко и кисель, в данном случае, выдержаны в одной цветовой гамме. Скорее всего, выражение МОЛОЧНЫЕ РЕКИ И КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА передает не просто популярную еду наших предков, но является метафорой Млечного Пути (молочная река) и окружающих его звезд нашей Галактики (кисельные берега). А молочные реки потому, что текут они из вымени небесной Коровы. Кстати, время сложения этого мифа как раз и обозначено Коровой, то есть созвездием Тельца; это с 4-го по 2-е тысячелетия до н.э. А вот река с названием Молочная существует на территории Украины, недалеко от Азовского моря. Когда-то она была полноводной, и на ней даже были пороги. Сейчас она обмелела, а внутри порога было найдено славянское или гораздо более древнее святилище, Каменная Могила, где, в частности нарисованы мамонты. Интересно отметить, что если река Молочная каким-то образом ассоциировалась с Млечным путем (как, например, Нил у египтян), то и порог должен быть связан с каким-то созвездием (как пирамиды в Гизе с созвездием Ориона). Так что название МОЛОЧНАЯ РЕКА перекидывает мост из мифологии в реальный памятник археологии. К сожалению, пока название реки никак не связывается с памятником Каменная Могила. Есть и другое название для страны с молочными реками, Беловодье. Исследователи отмечают, что под Беловодьем понималась сказочная страна, воплощение народных мечтаний о всеобщем богатстве и счастье. Тут мы видим определенную параллель: если Молочная река есть река небесная, космическая, то Беловодье стоит на Белой Воде, не на Молоке, и является земным отражением небесной Молочной реки.
Никита открыл большие, но уже немного сонные глазки.
— Хочу мультик.
Оля поцеловала сынулю и мягко сказала:
— Китенок, ну какой мультик, у тебя ведь уже один глазик спит. Что ты увидишь одним глазиком? Ничего. А вот ушки еще не спят, оба не спят. Так что ты закрывай глазки, а я тебе почитаю сказку. Знаешь какую? «Гуси-лебеди» называется.
Никита немного поворочался, устраиваясь поудобнее и поближе к маме, и закрыл глазки.
— «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький», — начала Оля тихим убаюкивающим голосом.
— «Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах» — Она на минутку остановилась и наклонилась к сыну. Услышав его размеренное дыхание, она закрыла книгу, — Пусть тебе приснятся молочные реки и кисельные берега, мой сладкий.
Она встала и по-кошачьи мягко и тихо вышла из комнаты.
Так что же должно присниться маленькому Никите? Что за молочные реки и кисельные берега? Если не заморачиваться о двойном дне этой фразы, то получается какое-то непроходимое болото. Даже если захочешь добраться до молока, попробуй это сделать, пробираясь через топь кисельных берегов. И что в этом хорошего?
Но ведь мы так говорим, руководствуясь сказками. И нам всегда казалось, что там, где есть такие реки с такими именно берегами, люди живут в богатстве и счастье. Вот и возникает вопрос, откуда мы это взяли?
Версий, конечно, как всегда много. Только ни одна из них толком не дает точного понятия, что это такое. Судите сами.
Одни знатоки русского языка утверждают, что молоко, а уж тем более кисель на столе на Руси были признаком достатка. И так как не каждый крестьянин имел корову, то и молоко у них бывало только по праздникам, а кисель по большим праздникам.
И так как к празднику всегда готовятся, всегда припасают самое вкусное, то и выражение это именно об этом, о достатке.
Другие знатоки говорят, что это выражение очень связано с тем, что Бог дал обещание Моисею вывести его народ «в землю хорошую и просторную, где течет молоко и мед».
Но тут молоко и мед. Никакого киселя и близко нет.
Но все же объяснение нашлось. И, на мой взгляд, оно наиболее достоверное. О объяснение это было в трудах Н. Вашкевича, ученого –арабиста.
В арабском языке есть такое выражение… оно звучит так: милку рака ка-сей-лин ва барига. Прочитайте про себя, а еще лучше в голос, чтобы слышать всю фразу сразу. Согласитесь, очень напоминает наши молочные реки с кисельными берегами?
Хотя, напоминает и напоминает. И ладно бы на этом все….
Но Вашкевич перевел эту фразу на русский. И знаете что получилось?
Внимание…
“Его имущество потекло потоком, и зажил он в достатке».
Получается, мы произносим арабскую фразу о достатке и изобилии, но на русский лад. Просто как слышали наши предки разговоры арабов, так фразу и запомнили… и немного причесали под свои родные русские слова.
Вот такая тесная языковая связь.
Оля подошла к закрытому окну.
Город засыпал, отключаясь от дневной суеты гаснущими окнами. Только дорога горела и переливалась, как жидкое золото. Просто, как сказочная молочная река с кисельными берегами.
Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»
Одной из самых страшных напастей Средневекового Запада традиционно оставался голод. Страх перед этим бедствием породил среди крестьян пышное разнообразие мифов об обильной еде. В XIII веке на севере Франции появились сказки о стране Кокань, где за безделье платили, а за труд наказывали. Позже аналогичные мифы распространились в Англии и Германии. Фольклорные легенды о нескончаемой еде восходили еще к библейскому образу манны небесной, которой Бог кормил евреев во время их скитаний после исхода из Египта. Кроме того, одно из евангельских чудес Иисуса Христа — кормление тысяч людей всего лишь несколькими хлебами. Такие же чудеса приписывались разным святым, сказания о которых вошли в сборник «Золотая легенда».
Сбор манны небесной. Изображение: thephilosophersmail.com
Немецкое слово Schlaraffenland впервые встречается в поэме Генриха Виттенвейлера «Кольцо» (начало XV века). Автор даже указывает координаты вожделенного края — где-то между Прагой и Веной. Туда направляются герои его комедии скоморохи. По-настоящему известной и популярной легенда стала после издания в 1494 году «Корабля дураков» Себастьяна Бранта — сатирической поэмы, бичевавшей пороки средневекового общества. У нее появилось множество пародий и обработок, распространившихся по всей Германии и охвативших все немецкие диалекты. У Бранта также упоминается Наррагония — страна дураков. До Шлараффенланда же герои поэмы так и не добираются, потому что их корабль терпит крушение. Страна лентяев часто встречалась в шванках -городском жанре юмористического рассказа в стихах или прозе.
Небылицы о крае изобилия гласили, что на деревьях там растут оладьи, а кроме молочных рек есть еще и реки меда. Отсылки к Шлараффенланду есть и в тех произведениях, где эта страна прямо не упоминается. Например, у братьев Гримм в сказке «Гензель и Гретель» дети находят съедобный пряничный домик. В «Дитмарской сказке» из их же сборника животом кверху летают жареные курицы. В Шлараффенланде такая дичь сама падает в рот самым отъявленным лентяям и чревоугодникам.
Вымышленная карта Шлараффенланда. Иоганн Баптист Гоманн (1730). Изображение: arthistorybabes.com
Хотя некоторые авторы и указывали приблизительные координаты воображаемой страны, общим было представление о том, что Шлараффенланд — параллельный мир-перевертыш с идеальным общественным устройством. Именно поэтому гастрономический миф обретал особую популярность во времена крестьянских восстаний. Утопия напоминает нескончаемый праздник и этим походит на средневековый карнавал.
Расцвет литературы о стране лентяев пришелся на XVI — XVII вв. В Новое время самоироничный Шлараффенланд постепенно обретает черты антиутопии, а само слово становится ругательным. Авторы новых произведений стали подкреплять свое повествование моралью о том, как простолюдинам не следовало себя вести (лениться, мечтать о равенстве и праздности). Это было уже высмеивание наивного предания об обетованной земле. Появляется стремление доказать невежественному читателю, что изобилия можно достичь только благодаря тяжелому и упорному труду.
«Страна лентяев» Питера Брейгеля. Изображение: dorohins.com
В живописи страна лентяев чаще всего ассоциируется с одноименной картиной голландца Питера Брейгеля Старшего (написана в 1567 году, сейчас хранится в мюнхенской Старой пинакотеке). Основой для интерпретации скорее всего послужила сказка Ганса Сакса. Попасть в эту страну можно было, проев проход в горе из каши. Персонажи картины — объевшиеся рыцарь, крестьянин, солдат и школяр. Бытует версия, что Брейгель задумал свою картину как политическую сатиру. В то время его соотечественники, борясь за независимость, воевали с испанцами, а страну терзала разруха и голод. Согласно этой трактовке, жаренный гусь символизирует пассивное дворянство.
Источники:
Силантьева О. Ю. Легенда о стране Шлараффии в немецкой литературе
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада
Сакс Г. Страна лентяев
Изображение анонса: pinterest. de
Изображение лида: dorohins.com
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать