Самый большой тропический лес в мире. Самые большие леса на земле
Мемориал Виктору Эммануэлю в Риме - Витториано (Vittoriano ) посвящен первому королю объединенной Италии. Он расположен на куда сходятся главные магистрали Рима. Потому к гoдовщинe oбъeдинeния Италии имeнно здecь рeшeно былo возвeсти мeмориал Виктора Эммануила II (Monumento Vittorio Emanuele II , или Vittoriano , Джузeппe Саккони, 1885-1911).
История строительства Витториано
В 1878 году итальянский парламент решил посвятить начиональный памятник умершему первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. В 1880 и 1882 гг было проведено два международных конкурса на лучший проект. Победителями стал вариант от Джузеппе Саккони.
Архитектура памятника был разработана в качестве идеального восходящего пути по лестницам и террасам, украшенным различными группами скульптур и барельефов, к центральному Алтарю Отечества, от него к боковым храмам, затем к великому крыльцу с колоннами, увенчанному бронзовой колесницей, аллегоричей Отечества и Свободы.
Несмотря на то, что строительство началось уже в 1885 году, работа продолжалась медленнее, чем планировалось, проект постоянно изменяли. Например, запланированный в начале материал, из которого собирались строить - травертин - заменили на чистый белый камень из .
4 июня 1911 года на Международной выставке по случаю пятидесятой годовщины объединения Италии, Витторио Эмануэле III открыл большую конную статую в позолоченной бронзы. В 1921 году в склепе, разработанном Армандо Бразини, было похоронен тело неизвестного солдата .
Строительство всего комплекса завершилось только в 1935 году.
Витториано и Алтарь Отечества
Apxитeкторам нe удалось гармонично вписать oгpoмноe сooружeниe в ансамбль бoлee рaнниx, нeвыcoкиx пoстpoeк. Монумeнт из бeлого извecтняка, высотой 70 м и шириной 135 м, подчинил сeбe всe пространство piazza Venezia . Житeли Рима называют eгo «свадeбным тортом», «чeрнильницeй» и «пишущeй машинкой».
В цeнтpe мeмориала ycтановлeна конная статуя Виктора Эммануила II. Памятник отлили из брон зы старыx пушeк папского , в знaк пeрexода власти нaд Римом к королю.
У пoднoжия монумeнта в Алтаре Отечества (Altare della Patria , Анджeло Занeлли, 1924) заxоронeн гроб c праxом Нeизвecтного Coлдата. Здecь гopит Вeчный огонь и cтoит почeтный караул бeрсальeров, coлдат элитныx стрeлковыx частeй итальянской армии.
Посетить Витториано:
Можно подняться на крышу Витториано, полюбовавшись отличной панорамой Рима. Наверху расположена смотровая площадка, куда можно подняться на лифте.
Время работы:
- Зима: пн-вс с 9:30 до 16:30 (последний вход в16:00 часов)
- Лето: пн-вс с 9:30 до 17:30 (последний вход в 17:00 часов)
- Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря
Панорамная площадка на крыше Витториано:
Время работы:
- ежедневно 9:30 - 19:30 (последний подъем в 18:45)
- Закрыто 25 декабря и 1 января.
- полный тариф - € 7,00
- 10 - 18 лет - € 3,50
- до 10 лет - бесплатно
Алтарь Отечества – это монумент, расположенный на площади Венеции в Риме. Это единственный памятник, относительно которого все гиды позволяют туристам делать выводы самим. Алтарь Отечества также называют Витторинно – это памятник объединителю Италии Виктору Эммануилу II, а глядя на его форму и детали, многие шутливо называют ее пишущей машинкой, вставной челюстью, чернильницей или даже свадебным тортом.
Как добраться до Алтаря Отечества
Метро – станция Colosseo, затем идти вверх по Via dei Fori Impereali.
Режим работы смотровой площадки на Алтаре Отечества в Риме - лето 2019
- Ежедневно с 9:30 до 19:30
- Посетители допускаются до 18:45
- Закрыто 25 декабря
Стоимость билетов на смотровую площадку - лето 2019
- Для взрослых - 10 евро
- Для детей до 18 лет - бесплатно
- Для лиц от 18 до 25 лет - 2 евро
Из истории
Памятник Виктору Эммануилу II было решено воздвигнуть в 1878 году после его смерти. В конкурсе участвовало 98 проектов строительства, из которых была выбрана работа архитектора Джузеппе Саккони, предложившего соорудить дворец в ампирном духе древнеримской архитектуры.
Монумент начали возводить в 1885 году, для строительной площадки снесли целый квартал ренессансных дворцов. А затем начался долгострой – памятник построили только через 50 лет.
В 1911 году установили двенадцатиметровую бронзовую конную статую Виктора Эммануила II и 4 июня того же года в день празднования 50-летия объединения Италии состоялось торжественное открытие монумента.
После Первой Мировой войны к строению было решено добавить памятник Неизвестному солдату – так называемый Алтарь Отечества. Его расположили под бронзовой статуей короля и скульптурой Рима в 1921 году.
В 20-х годах были установлены квадриги, символизирующие Единство и Свободу, а в 1935 году были добавлены бронзовые детали.
Сейчас монумент выглядит как белое сооружение с квадратной бронзовой нашлепкой. Его ширина составляет 135 метров, длина – 130 метров и высота – 81 метр, построено оно из боттичинского мрамора.
До возведения «Пишущей машинки» смысловым центром площади был древний дворец Венеция, возведенный в 1455-1467 годах при Папе Павле II.
С момента завершения строительства монумента итальянцы стали говорить, что в Риме есть своя Эйфелева башня - это памятник, который виден отовсюду и от него трудно скрыться. Есть также мнение, что монумент излишне нагроможден деталями, характерными для древнеримских сооружений – это колонны, барельефы и статуи.
В Риме народ требовательно относится ко всем новым памятникам, что легко объяснить наличием таких древних сооружений как Форум и Колизей, а также известных во всем мире соборов и площадей. Поэтому многие считают, что монумент Алтарь Отечества не вписывается в барочную площадь Венеции и не совсем уместен рядом с Форумом.
Сейчас в Витториано находится два музея - Рисорджименто и Знамён военного флота.
Вместе с тем, для большинства туристов Алтарь Отечества – это достопримечательность, ничем не уступающая Колизею. В вечернее время здесь много молодых людей, сидящих на газонах, а сам памятник в лучах мягкого света кажется романтичным и привлекательным.
Огромный белый мраморный монумент, расположенный в самом центре Рима на площади Венеции, и с первого взгляда поражающий путешественников своим великолепием и грандиозными размерами - это памятник Vittoriano (Алтарь Отечества).
Он берет свое название от имени короля Виктора Эммануила II, первого короля Италии. Почему же в честь короля здесь возведен такой огромный монумент вместо простой классической статуи?
Все дело в том, что во времена правления Виктора Эммануила II двадцать раздробленных регионов Италии наконец-таки объединились в одну страну - Королевство Италия. Произошло это в 1861 году, после долго периода освободительных войн итальянского народа против иноземного господства. До 1861 года Италии как таковой не существовало - двадцать регионов страны были раздроблены и существовали сами по себе, и только после долго процесса политико-территориальных и общественных вмешательств родилась новая объединенная страна - Италия. Поэтому монумент Витториано и является, прежде всего, главным национальным памятником.
История строительства
Инициатива строительства монумента принадлежит сыну Виктора Эммануила - Умберто первому, который решил возвести его как дань памяти своему отцу, и его стараниям по объединению Италии в одно государство.
Король Виктор Эммануил II умер в 1878 году, а в 1980 году уже появились первые проекты памятника. Власти Рима долго не могли определиться, кому доверить такое важное строительство, и поэтому в 1882 году решили провести конкурс на лучший проект монумента среди архитекторов. К будущему комплексу предъявляли несколько важных требований: фасадом он должен был выходить на via del Corso, занимать северную часть холма Капитолий и содержать бронзовую скульптуру Виктора Эммануила на коне, быть высотой не менее 29 метров и шириной не менее 30 метров.
Победителем конкурса стал молодой и не очень известный архитектор Джованни Саккони из итальянского региона Марке, которому удалось идеально соблюсти все архитектурные требования заказчиков.
Монумент Витториано был торжественно открыт в Риме 4 июня 1911 года, празднования его открытия были приурочены 50-летию существования объединенной Италии.
Существует легенда, что накануне открытия в огромной конной статуе Виктора Эммануила накрыли праздничный стол на двадцать архитекторов (помощники Саккони, которые участвовали в строительстве) и после того, как работники отужинали, стол убрали, и дверь в задней части бронзового коня окончательно закрыли сваркой.
Могила неизвестного солдата и Вечный Огонь
В 1921 году в нижней части статуи Богини Рима (Dea Roma) , которая расположена в центре памятника, похоронили прах неизвестного солдата - в память о всех итальянских солдатах, погибших во время войны и так и не найденных.
Здесь же расположен Вечный Огонь, охраняемый итальянской военной гвардией.
На вершине памятника Витториано стоят колесницы богини победы Виктории. Под конной статуей короля Виктора Эммануила II - двадцать людских фигур в разных одеждах, они обозначают 20 разных регионов, которые были объединены в одну страну - Италию.
Витторианто - панорамная площадка
На крыше комплекса расположена прекрасная терраса с красивейшим панорамным видом на Рим. На нее легко подняться на лифте, который расположен внутри монумента - вход с улицы via di San Pietro in Carcere. Стоимость подъема на панорамную площадку - 7 евро. Наверху есть кафе и смотровые бинокли. Не так давно открыли еще один лифт, который поднимает бесплатно на смотровую площадку вокруг гигантской статуи Виктора Эммануила II. Также внутри комплекса постоянно проводятся выставки, посвященные искусству и национальной итальянской истории.
Часы работы комплекса Витториано: с понедельника по четверг: с 9.30 до 19.30, пятница-суббота с 9.30 до 22.00, воскресенье: 9.30-20.30
Вход: via di San Pietro in Carcere (левая сторона памятника)
Телефон: + 39 06 87 15 111
Монумент Витториано также входит в Добро пожаловать
Сооружение, прозванное “Пишущая машинка”, располагается в центре Рима на площади Венеции. Не заметить этот огромный монумент из белого известняка невозможно. Витториано является символом вековой мечты - объединения Италии.
Витториано - монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Возведение этого колоссального монумента началось в 1885 году и продолжалось полвека.
Витториано воплощен одновременно как аллегорический памятник верности Родине. Широкая лестница ведет к алтарю Родины с часовенкой в центре, в которой находится статуя Рима, обрамленная горельефами с изображениями триумфальных шествий Труда и Любви к Родине; под статуей находится могила Неизвестного солдата 1921 года.
На вершине монумента высится конная бронзовая статуя самого Виктора-Эммануила II, когда-то позолоченная. По бокам огромного портика размещены две бронзовые колесницы со статуями крылатой Победы работы Карло Фонтана и Паоло Бартолини 1908 года.
Проект Витториано был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1911 годы. Два фонтана по сторонам символизируют Тирренское (справа) и Адриатическое (слева) моря. Частью монумента является двенадцатиметровая конная статуя короля из позолоченной бронзы; на цоколе - символические изображения самых известных городов страны. Выше - колоннада портика, с пропилеями по сторонам, увенчанными квадригой Свободы и квадригой Единства. Под статуей короля находится могила Неизвестного солдата, так называемый “Алтарь Отечества”.
В Витториано располагаются два музея: Центральный музей Рисорджименто и Музей знамён военного флота. Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.).
Несмотря на трепетное отношение римлян к идее монумента, горожане находят, что его неоклассическая массивность не вписывается в барочную Площадь Венеции, к которой примыкает и древний Римский Форум, и между собой называют Витториано “Свадебным пирогом”, “Вставной челюстью” и “Пишущей машинкой”. Ну а среди туристов это место пользуется не меньшей популярностью, чем, к примеру, тот же Колизей.
С наступлением вечера римская молодёжь любит посидеть на газончике перед Витториано . Благодаря мягкой подсветке монумента вокруг этого места так и витает романтика) Не зря же, если перевернуть слово Roma - получим Amor, то есть любовь).
Конго не зря было выбрано для проведения XII Генеральной ассамблеи Международного союза охраны природы. Одной из основных проблем, обсуждавшихся на ней, была проблема дождевых тропических лесов, а Конго - крупнейший на Африканском континенте их владелец. Однако, подлетая к Киншасе, столице Конго, мы не рассчитывали увидеть ее в окружении лесов: по меньшей мере, за двести километров перед ней видимость с самолета снова стала хорошей. Связь тут самая прямая. Большую часть пути на запад от Великих озер, пока под крылом тянулся синий плюшевый ковер тропического леса, мы летели в почти сплошной облачности - лес лишь изредка удавалось увидеть в разрывах между облаками. Кончился лес - кончились облака, недаром носит он название «дождевой». Снова начались выжженные солнцем холмы, лишь кое-где по долинам рек - жалкие остатки бывших лесов с рыжими прогалинами палов и разбросанными тут и там белыми скелетами огромных деревьев.
Из первых впечатлений о Киншасе самое, пожалуй, сильное - это пыль, серая, душная, пахнущая гарью. По сторонам ведущей из аэропорта дороги стоят серые пальмы. «И тут пыльные пальмы, спасибо, хоть не в кадках», - шутит кто-то. Здесь, на пятом градусе южной широты, мы попали в конец сухого сезона - зимы. С июня по сентябрь и солнце не такое палящее, и нет дождей и, значит, тропической духоты, столь тягостной для северян,- с точки зрения климатической, своего рода бархатный сезон. Зато с эстетических позиций мы оказались в явном проигрыше, и столица Конго предстала перед нами далеко не в лучшем своем виде. Все выгоревшее, поникшее, истомленное долгой жаждой. Свежая зелень только вблизи Конго или там, где растения специально поливают, а таких мест немного.
В первое же утро нас повезли на гору Нгалиема, с которой, как нам объяснили, открывается отличный вид на Киншасу и ее окрестности. Гора эта более известна под именем Стэнли. Именно с нее великий путешественник обозревал эти места в конце своего трансафриканского путешествия в восьмидесятых годах позапрошлого столетия. Тогда он открыл миру вторую после Нила великую африканскую реку Конго, пройдя от самых его истоков в краю Великих озер до впадения в Атлантический океан. Гора эта, как и все вокруг, была в те времена покрыта девственным лесом, а в Конго плескались бегемоты. О бегемотах тут давно уже забыли, а на горе теперь президентский парк с просторными ухоженными газонами, асфальтированными дорожками, стриженными под машинку кустами и аккуратными аллеями, и местами где даже можно попеть африканское Караоке .
Вид с горы, невысокой, но царящей над местностью, в самом деле отличный. Если смотреть вправо, вверх по течению Конго, видишь широкую величественную реку, плавно и неторопливо несущую свои желтые воды, как и подобает великой реке. А в левую сторону от горы, ниже по течению, уже вовсю кипят буруны порогов. Река, до того окруженная низменными берегами, входит здесь в тесную долину и превращается в ревущего зверя. Такой остается она до самой своей дельты перед впадением в океан. Вот почему «ворота» Конго так долго оставались закрытыми для белых - проникнуть по реке с океана было невозможно. По сей день она на этом важнейшем пути непроходима для судов, и все грузы к океану идут по железной дороге.
По берегам Конго вверх по течению видны сразу две столицы: Браззавиль - столица Республики Конго - и Киншаса. Браззавиль на той стороне реки тонет в туманной дымке, зато Киншаса видна хорошо. Со своими полутора миллионами жителей она простерлась на десятки километров, постепенно переходя в «загород»: в душном мареве теряются белесые холмы с ржавыми пятнами гарей на склонах, редкими корявыми деревьями и зарослями колючих кустарников (с ними вскоре мы свели самое близкое знакомство). И дымы, повсюду дымы, садящиеся на губах тревожным горьким привкусом гари,- в сентябре идет подготовка почвы к посевам и посадкам, а делается это, прежде всего, с помощью огня.
На языке ботаников перед нами была вторичная саванна, вторичная потому, что по естественным законам саванне тут не место, и если бы не вмешательство человека, ее тут и не было бы. По естественным законам тут место лесам.
Для нас, биологов и географов, вторичная саванна представляла огромный интерес. Здесь можно было воочию наблюдать и собственными руками пощупать, что же происходит, когда в этих условиях вырубают леса, и еще очень хотелось по сохранившимся крупицам представить себе прежний облик этих мест. Помогло нам то обстоятельство, что ассамблея проходила не в самой Киншасе, а примерно в часе езды от нее - в местечке Н’Селе.
Если дорога на гору Нгалиема идет вниз по течению Конго, то в Н’Селе надо ехать вверх. И если вниз Конго сужается, то тут, напротив, берега раздвигаются, и река превращается вдруг в обширное озеро около 30 километров длиной и 25 шириной. Н’Селе лежит на самом его берегу, низменном и ровном. Перед глазами вдруг предстает свежий зеленый оазис - предмет неусыпной заботы целой армии садовых рабочих. Парк совсем молодой, и пальмы примерно такого же роста, какие можно увидеть у нас в кадках, зато весело зеленеют газоны, расцвеченные пестрыми мазками цветущих деревьев и кустарников.
Особенно поразила меня какая-то акация с нежными, как у нашей мимозы, листьями, все ветки которой были усыпаны будто и не цветами, а пушистыми бело-розовыми, как у фламинго, перышками, случайно зацепившимися за ветки. Словно спохватившись, природа решила, наконец, показать, на что способна она в здешних краях, и усадила на веточку акации нектарницу - маленькую изящную птичку, металлически-черную с фиолетовым отливом и ослепительным карминно-красным пятном на грудке.
Нектарнице лакомилась, как ей и положено, нектаром, запуская в цветок-перышко длинный, как у колибри, клювик, и вызывала восхищенные возгласы наблюдателей перед парадным подъездом того сооружения, где была назначена ассамблея.
…Тут же после регистрации - нарядные устроители, толпа респектабельных участников - вместо того чтобы наслаждаться прохладой у фонтана или тянуть ледяное пиво под освежающим дыханием кондиционеров, вместо всех этих дарованных цивилизацией благ, мы, северяне, бросились под палящим солнцем к виднеющемуся на берегу Конго лесочку. Кусочки такого леса с возвышающимися тут и там макушками пальм мы уже по пути в Н’Селе рассматривали с вожделением из окон автобуса, и вот наконец такой лесок в пределах досягаемости! Мы почти бежали к нему, но - увы! - вместо того чтобы торжественно ступить под его полог, ударились об него, будто о каменную стену.
Колючки! Бог мой, каких только изощреннейших колючек не наизобретала тут природа! Все оказалось вооруженным до зубов. Вот только что вылезшее из земли растеньице, совсем еще в нежном детском возрасте - успело выпустить всего только парочку листочков. Но из выемки между листьями уже торчит жесткий стебелек с довольно-таки крепкими шипами, устроенными по принципу остроги. Проходит немного времени - и невинный стебелек превращается в мощную лиану в руку толщиной, усаженную крупными перистыми листьями, а продолжением каждого листа служит жесткий стебель, вооруженный страшными, попарно сидящими зубьями, крепкими, как у столовой вилки. Цепляясь за все, что попадется, колючим стеблем, лиана вползает на самые вершины фикусов и пальм, но и тут продолжает нащупывать себе дальнейшую опору, развешивая во все стороны свои ужасные ловчие снасти.
Шипами, колючками самых причудливых систем снабжены тут не только лианы, но и все деревья, служащие для них подпорками,- и пальмы, и акации тоже колючи снизу доверху. Ни до чего нельзя безнаказанно дотронуться рукой, ни за что нельзя задеть, и даже после всех возможных предосторожностей долго потом достаешь из себя крючки и колючки.
Такое этот лес. Поясню сразу: это вовсе не тот лес, что рос тут во времена Стэнли. Как и здешняя саванна, лес этот тоже вторичный и являет собой результат стихийного антропогенного отбора, итог хищничества колонизаторов, хозяйничавших в Африке еще недавно. Тут были, прежде всего, вырублены все деревья с ценной древесиной, затем сведены те, ветки которых годятся на корм скоту, дальше сам скот съел все, что в состоянии был переварить, наконец, оставшееся было выжжено, а освободившиеся земли расчищены под посевы. Те же участки леса, которые каким-то чудом уцелели от огня, составлены исключительно видами растений, прошедшими этот жесточайший отбор на выживаемость,- они вооружены колючками до такой степени, что и люди, и животные от них отступились. (Точно так же в других местах на стравленных скотом пастбищах выживают лишь смертельно ядовитые растения.) Только попугаи - чудесные серые жако - весело болтают тут на верхушках пальм, прочая живность хоронится внутри колючей крепости.
Распрощавшись с надеждой познакомиться с этим лесом поближе, мы обратились к окрестным полям. Впрочем, в данном случае слово это мало подходящее: слишком непохожи они на привычные нам поля. Хорошо знакомая картина распаханного поля с глянцево поблескивающими ломтями земли - роскошь тут неслыханная и невозможная. Нам, жителям умеренной зоны, нелегко представить себе истинную ситуацию с африканскими почвами - у нас все не так. Мы, к примеру, привыкли к метровой толще почвы, бедной ли, богатой - другой разговор, но толще! И мы знаем, что если человек ведет себя разумно и соблюдает агротехнику, плодородие почвы можно поддерживать практически вечно, даже при интенсивном земледелии. Совсем другое дело - Африка, вопреки обычным нашим представлениям, от природы малоплодородный материк. На большей его части почвенный слой столь тонок и хрупок, что мотыга до сих пор признана наиболее целесообразным орудием земледельца, как самое щадящее.
Главное же заключается в том, что и без того бедные почвы находятся под постоянной угрозой разрушения лучами палящего экваториального солнца, безудержных тропических ливней и иссушающих ветров. Единственной надежной защитой здешних почв - этого с такими трудностями накопленного природой драгоценного капитала - остается растительный покров. А в тропической части Африки, где иссушающая жара сочетается со страшными ливнями, перед разрушительной мощью стихий могут устоять только тропические леса. Здесь и заключается жесточайший парадокс Африканского континента: в погоне за плодородными землями и пастбищами его бывшие хозяева свели естественную растительность, вырубили леса; а почвы, лишенные исконной защиты, через три-четыре года полностью утрачивают свое плодородие и деградируют.
То, что мы увидели вокруг Киншасы, и было результатом хищничества, приведшего к такой деградации. Я заглядывала во все попадающиеся ямы - и всегда видела одно и то же: толща песков только чуть-чуть перекрыта более темным гумусированным слоем, Сплошь и рядом эта тонкая пленочка почвы прерывалась, и тогда пески вылезали на поверхность, как в самой настоящей пустыне. Тощенькая землица больше была похожа на золу - серая, сыпучая, да она по большей части и состояла из золы. Все тут находится на крайнем пределе, запасов в почве практически нет, и вся жизнь нового урожая зиждется на тех питательных веществах, которые были накоплены растениями в предыдущий сезон. Вот почему кругом гуляют палы - таким образом, удобряют скудную почву.
Но палы очень вредны. Мало того, что они ведут к обеднению растительности, когда выживают немногие, самые устойчивые к огню виды. Почва тоже обедняется, лишаясь части уносимых с дымом азота и углерода. Получается замкнутый круг. Каждый год картина повторяется заново, и трудно придумать печальнее! В дымном мареве торчат из черной земли корявые масличные пальмы с обугленными стволами, каким-то непостижимым образом остающиеся при этом в живых. При вырубке лесов местное население щадит эту пальму: из мякоти ее плодов и семян выжимают масло, и даже в большем количестве, чем дает кокосовая, а из сладкого сока, вытекающего из надрезов соцветий, делают вино.
Из-за устойчивости к огню масличная пальма надолго переживает собратьев по лесу. И - как единственное свидетельство его существования - продолжает расти в тех местах, где от леса давно уже не осталось и следа. Вторичная саванна в окрестностях Киншасы так и называется - саванна с масличной пальмой. Кроме этой пальмы, к палам тут устойчивы злаки, отрастающие с началом влажного сезона и дающие корм скоту. Разумеется, ни одно культурное растение не может расти на таких скудных почвах, и чтобы вырастить тут, скажем, ананасы, требуется бездна труда и удобрений - роскошь, которую может себе позволить лишь очень богатый землевладелец.
Что же касается основной части местного населения, то оно вынуждено довольствоваться той данью, которую снимает в непосредственной близости от жилища. Обычно возле лачуги можно увидеть несколько кокосовых пальм, раскидистое манговое дерево, иногда дынные деревья - папайю, на грядках растет маниок, бутылочные тыквы, перец и прочие овощи - это так называемые «сады женщин», разводимые в Африке почти каждой хозяйкой. Благодаря удобрению в виде всякого мусора и поливу растения тут хорошо развиваются и даже дают по два урожая в год. Но при том ничтожном КПД использования земли, которое довелось увидеть в окрестностях Киншасы, для нас осталось совершенной загадкой, чем же кормится тут население.
Итак, без особого труда мы смогли получить достаточно ясный и - увы! - неутешительный ответ на первый вопрос: что происходит на здешних землях после сведения лесов. Без ответа оставался вопрос второй - как же эти леса выглядели. Из литературных источников было известно, что тут росли влажные полулистопадные тропические леса. Не все породы деревьев были в них вечнозелеными, часть сбрасывала листья на сухой сезон - отсюда и название. Очень скоро нам пришлось распроститься с мыслью увидеть хотя бы небольшой кусочек леса, уцелевшего от совсем не таких уж давних времен. Когда Стэнли совершил свои блистательные открытия, в мире существовало уже немало национальных парков, но в эти края идеи охраны природы дошли со слишком большим запозданием. А потому от здешних лесов не сохранилось ничего. Ну, так насадить! - скажет иной читатель, вспомнивший аккуратный сосновый лесок возле своей дачи, где он собирает маслята.
Ничего не выйдет - и тут не годятся мерки нашей умеренной зоны! Вместе с лесом оказались безвозвратно утраченными все те условия, вне которых существование его уже невозможно. Климат, почвы, водный режим - все стало совершенно иным.
Есть и еще одно важнейшее обстоятельство: тропический лес по своей сложности не чета нашему. Достаточно сказать, что на одном гектаре такого леса можно не встретить двух деревьев, принадлежащих к одному виду, все разные, и каждому в этом грандиозном природном оркестре надлежит играть свою партию. При соответствующих затратах и тут можно вырастить монокультуру той же лимбы, что, кстати, вполне устраивает лесозаготовителей. Однако такой лес будет напоминать естественный даже меньше, чем то, что можно увидеть в оранжерее ботанического сада. Восстановить тропический лес во всей его немыслимой сложности практически невозможно. Он умирает раз и навсегда как единый организм, подобно огромному великолепному животному.
При таких обстоятельствах не оставалось ничего другого, как пытаться познакомиться с лесом хотя бы по частям - отдельные местные лесные породы должны же где-то сохраниться, к примеру, в городе, где полно разных деревьев.
Продолжение следует.