Царства живых организмов. Объекты живой природы: примеры
Природой называется все то, что окружает нас и не создано при участии человека. Так, окружающие нас леса, горы, моря, звезды — это природа. А дома, книги, машины, космические корабли к природе не относятся.
В природе выделяют живые и неживые объекты. К живым принято относить все, что способно самостоятельно жить, развиваться, расти, питаться, размножаться. Это растения, животные, и, конечно, сам человек.
Признаки объектов живой природы
К главным признакам объектов живой природы относят способности организма совершать следующий жизненный цикл:
- Рождение, рост и развитие. Так, из семечка вырастает целое дерево, младенец становится взрослым человеком.
- Размножение. Объекты живой природы способны производить себе подобных.
- Питание. Все живые существа нуждаются в пище: растения просят воды, животные питаются травой, растениями или другими животными.
- Дыхание. Все живые организмы имеют органы дыхания: у человека и многих животных — это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.
- Движение. В отличие от большинства объектов неживой природы, живые организмы движутся: животные и человек передвигаются на ногах, лапах, растения поворачиваются вслед за солнцем, распускают цветы.
- Умирание — это конечный цикл жизни организма. После того, как объект живой природы перестает поглощать пищу, дышать и двигаться, он умирает и переходит в разряд объектов неживой природы. Так, дерево — это объект живой природы, а вот срубленный ствол уже относится к неживой природе.
Все эти способности присущи только живым организмам. То есть, те объекты, которые растут, размножаются, питаются, дышат и относят к объектам живой природы.
В отличие от объектов живой природы, неживые неспособны к таким действиям. Например, луч Солнца, Луна, комета, песок, камень, скала, вода, снег — это объекты неживой природы. Несмотря на то, что многие из них способны двигаться (например, вода в реке), другие — растут (например, горы), эти объекты не размножаются, не питаются, у них нет органов дыхания.
Зато растения, которые, не движутся, способны к питанию и дыханию, а потому относятся к живой природе.
Объекты живой природы: примеры
В биологии выделяют следующие виды объектов живой природы:
Микроорганизмы — это древнейшие формы жизни на нашей планете. Первые микроорганизмы появились миллиарды лет тому назад. Микроорганизмы живут там. Где есть вода. Главная особенность их — невероятная жизнестойкость, так как микроорганизмы выживают практически при любых условиях. К объектам живой природы их относят потому, что они потребляют пищу (воду и питательные вещества) могут размножаться и расти. А с течением времени умирают.
К микроорганизмам относятся различные виды бактерий, вирусы, грибы.
Растения. Мир флоры на земле необычайно велик и многогранен. Начиная от одноклеточных водорослей вроде инфузории-туфельки или амебы и заканчивая гигантскими кедрами или баобабами, все растения относятся к объектам живой природы. Во-первых, они способны расти и размножаться. Во-вторых, все растения нуждаются в питании, часть которых получают из воды, часть — из почвы. В-третьих, растения двигаются: разворачивают и сворачивают листочки, сбрасывают листья и цветы, распускают бутоны, поворачиваются вслед за солнцем. В-четвертых, растения дышат, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
Однако стоит помнить, что после умирания растения переходят в класс объектов неживой природы.
Животные — еще одна разновидность объектов живой природы, наиболее многочисленная, так как сюда относятся самые разнообразные виды: млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, насекомые. Представители фауны также способны к размножению, они дышат и питаются, двигаются и растут, приспосабливаясь у условиям окружающей среды.
Человек — высшая ступень развития живого организма. Именно человеку присущи все способности объекта живой природы: человек рождается, растет, производит себе подобных, питается, дышит и, в конце концов, умирает.
Взаимодействие живой и неживой природы
Все объекты живой и неживой природы находятся в тесной взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга. Так, Солнце — это объект неживой природы. Но без его тепла и энергии невозможно существование жизни. То же можно сказать и о воде, которая послужила источником зарождения жизни на нашей планете.
Все живые организмы дышат. А потому для выживания им необходим воздух, который является объектом неживой природы.
С помощью звезд и Солнца птицы ориентируются в полете, человек с их помощью определяет циклы для выращивания растений
В свою очередь, и живая природа оказывает влияние на объекты неживой природы. Так, человек, строя города, осушает болота и разрушает горы, растения, выделяя кислород, меняют структуру воздуха, некоторые виды животных роют норы, выбирая для своего жилища объект неживой природы — почву.
При этом нужно помнить, что неживая природа является первичной, основной. Все необходимое мы черпаем именно из неживой природы, оттуда мы получаем воду, воздух, тепло и энергию, без которых невозможна жизнь.
I вариант
Науки о природе называют
1-физические, 2-естественные, 3-биологические.
К объектам живой природы относится
1-кристалл, 2- сосулька, 3-гриб, 4-звезда.
Таяние льда – это
1-вещество, 2-природное явление, 3-предмет.
Наука о небесных телах
1-география, 2-физика, 3-астрономия.
Физическая география изучает
1-природу земной поверхности, 2-форму и строение Земли, 3-превращение веществ.
Наука о живой природе
1-география, 2-биология, 3-экология.
7. Современным методом определения размеров и формы земной поверхности является
1- картографический, 2- описательный, 3- аэрокосмический.
8. Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к физической географии.
1- море , 2- белка, 3-электрический ток, 4- атмосфера, 5- полезные ископаемые, 6-книга.
9. Изменение окраски меха у животных это
1- физическое явление, 2- биологическое явление, 3-химическое явление.
10. Установите соответствие между методом исследования и сутью исследования.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1) описательный а) наблюдение за хозяйственной деятельностью человека
2) картографический на всей поверхности Земли,
3) аэрокосмический б) определение высоты и размеров земной поверхности,
в) определение сходств и различий отдельных территорий
на основе наблюдения.
11. Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?
Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений, широко вошедших в культуру и быт народов многих стран, а также послуживших источником генофонда диких сородичей для селекции и выведения культурных сортов. Чай и кофе, бананы и цитрусовые, гевея и тунг, как и многие сотни других ныне культивируемых полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.
II вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
К объектам неживой природы относится
1-краб, 2-жук, 3-дуб, 4- луна.
На русский язык слово «география» переводится как:
1-землеочертание; 3- земленачертание;
2- землеописание; 4- земленаписание.
Первым слово «география» использовал
1-Эратосфен, 2-Ньютон, 3-Аристотель.
Полёт стрекозы – это
1-предмет 2-вещество 3-природное явление.
Электричество изучает наука
1-физика 2-химия 3-биология.
Наука о веществах и их превращениях
1-физика 2-биология 3-химия.
Наука о взаимосвязях живых организмов
1-экология 2-биология 3-география.
К естественным наукам не относят:
1- историю, 2-биологию, 3- географию, 4- физику.
9. При рассказе друзьям о своем путешествии вы используете
1- описательный метод, 2- картографический метод, 3- космический метод.
10. Современная география состоит из множества наук. Установите соответствие между областью географических знаний и объектом изучения.
Область географических Объект изучения
физическая география а) погода и климат
экономическая география б) реки и озёра
в) промышленность
д) народы
ж) транспорт.
Для каждой позиции из первого списка выберите позиции из второго списка, запишите их в алфавитном порядке.
11. Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:
Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.
В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия. Ее плавающие в воде листья достигают в диаметре 2 м, а огромные чудо-цветки распускаются лишь на две ночи и два вечера, наполняя воздух дурманящим ароматом. В первый вечер цветки белые с красновато-розовой серединой, а во второй - переливаются всеми оттенками от малиново-красного до темно-пурпурного.
Ответы к тесту: «Изучение природы». 5 класс.
Вариант 1.
Часть 1.
1-2, 2-2, 3-3, 4-1, 5-2, 6-3, 7-2.
Часть 2.
Часть 3.
2-метод наблюдения (за ростом, состоянием листьев)
3-метод эксперимента (подкормка, плотность засева)
Вариант 2.
Часть 1.
1-3, 2-3, 3-1, 4-3, 5-1, 6-1, 7-2.
Часть 2.
Часть 3.
2-метод наблюдения (за ростом, состоянием растений в экологически чистой и грязной среде)
3-метод эксперимента (влияние загрязнений на выживание растений)
Оценивание
Сумма баллов: 14
Часть 1.
Часть 2.
4 балла (за каждое правильно выполненное задание – 2 балла)
Часть 3.
3 балла (за каждый правильный ответ 1 балл)
«5» - 13-14 баллов (93-100%)
«4» - 11-12 баллов (76-86%)
«3» - 8-10 баллов (57-71%)
«2» - 7 и менее баллов (50 и ниже %)
Вариант 1
Часть 1
А . кристалл Б . сосулька В . гриб Г . звезда
А . дождь Б . смена дня и ночи В . снег Г. листопад
А . историю Б . биологию В. география Г. физику
А . «природа» Б. «смешивание» В . «землеописание» Г . «наука о жизни»
А . Геродот Б . Эратосфен В. Аристотель Г. Пифей
А . Джеймс Кук Б . Марко Поло В. Христофор Колумб Г . Васко да Гама
А . В. Беринг Б. И. Москвитин В . С. Дежнев Г . В. Атласов
А . Аристотель Б . Пифагор В. Птолемей Г . Коперник
А . Марс Б . Юпитер В . Венера Г . Меркурий
10. Выбери не верное утверждение:
А.
В
Г
Часть 2
11. Установи соответствие:
Часть 3
Ответь одним словом:
Промежуточный тест по географии за 1 полугодие. 5 класс Вариант 1
Часть 1
1. К объектам живой природы относится: А . кристалл Б . сосулька В . гриб Г . звезда
2. К биологическим явлениям относится: А . дождь Б . смена дня и ночи В . снег Г. листопад
3. К естественным наукам не относят: А . историю Б . биологию В. география Г. физику
4. «География» в переводе с греческого означает: А . «природа» Б. «смешивание» В . «землеописание» Г . «наука о жизни»
5. Впервые термин «география» употребил: А . Геродот Б . Эратосфен В. Аристотель Г. Пифей
6. Кто из путешественников открыл Америку? А . Джеймс Кук Б . Марко Поло В. Христофор Колумб Г . Васко да Гама
7. Кто из путешественников открыл пролив между Евразией и Америкой? А . В. Беринг Б. И. Москвитин В . С. Дежнев Г . В. Атласов
8. Кто из древних ученых впервые предположил, что Земля имеет форму шара? А . Аристотель Б . Пифагор В. Птолемей Г . Коперник
9. Какая из перечисленных планет не относится к земной группе? А . Марс Б . Юпитер В . Венера Г . Меркурий
10. Выбери не верное утверждение:
А. Планеты-гиганты имеют огромные размеры и не имеют атмосферу.
Б. Планеты-гиганты состоят преимущественно из газов и лишены твердой поверхности.
В . У планет-гигантов есть кольца и многочисленные спутники.
Г . Самая большая из планет-гигантов Юпитер.
Часть 2
11. Установи соответствие:
Часть 3
Ответь одним словом:
12. Небесное тело, у которого при приближении к Солнцу появляется хвост.
13. Упавшие на Землю небесные тела.
Часть 1
10. Выбери не верное утверждение:
А
Б
В
Г . Земля, Марс имеют спутники.
Часть 2
11. Установи соответствие
12. Установи соответствие:
Добавить свою работу
Начало формы
Промежуточный тест по географии за 1 полугодие. 5 класс Вариант 2
Часть 1
1. К объектам неживой природы относится: А. краб Б. жук В. дуб Г. луна
2. К физическим явлениям относится: А. изменение окраски меха у животных В. цветение яблони Б. смена времен года Г. листопад
3. Наука о живых организмах называется: А. географией Б. биологией В. геологией Г. химией
4. Самым древним методом географических исследований является: А. картографический Б. статистический В. описание Г. аэрокосмический
5. Васко да Гама первым из европейцев: А. достиг крайней точки Африканского материка Б. открыл Америку
В. обогнул Африку, нашел путь в Индию Г. совершил кругосветное путешествие
6. Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие? А. Х. Колумб Б. Дж. Кук В. Ф. Магеллан Г. Васко да Гама
7. Кто из путешественников открыл Антарктиду? А. А. Никитин Б. Ф. Магеллан В. Дж. Кук Г. Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев
8. Кто из астрономов создал новую модель Вселенной, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты? А. Галилей Б. Бруно В. Птолемей Г. Коперник
9. Какая из перечисленных планет не относится к планетам – гигантам? А. Марс Б. Юпитер В. Сатурн Г. Нептун
10. Выбери не верное утверждение:
А . Планеты земной группы намного меньше по размерам, чем планеты-гиганты.
Б . Самая большая из планет земной группы – Земля.
В . Планеты земной группы состоят преимущественно из газов.
Г . Земля, Марс имеют спутники.
Часть 2
11. Установи соответствие
12. Установи соответствие:
13. Космическая пыль, попав в атмосферу, вспыхивает и сгорает, как падающая звезда.
14. Малые планеты, которые движутся между орбитами Марса и Юпитера.
За всю историю существования человечества накопилось немало знаний о разнообразии живой природы. С помощью науки систематики вся живая природа поделена на царства. В данной статье мы расскажем, какие царства живых организмов изучает биология, об их особенностях и характеристике.
Отличие живой природы от неживой природы
Отличительными признаками живой природы являются:
- рост и развитие;
- дыхание;
- питание;
- размножение;
- восприятие и реагирование на воздействия из окружающей среды.
Однако отличить живые организмы от неживой природы не так просто. Дело в том, что по своему химическому составу многие объекты схожи. Так, например, кристаллы соли могут расти. А, например, семена растений, которые относятся к живой природе, долгое время находятся в состоянии покоя.
Все живые организмы делятся на два вида: неклеточные (вирусы) и клеточные , которые состоят из клеток.
В отличие от всех существующих живых организмов, вирусы не имеют клеток. Они селятся внутри клетки, вызывая тем самым различные заболевания.
Также характерным признаком всего живого является схожесть внутренних химических соединений. Важным фактором является обмен веществ с окружающей средой, а также реагирование на воздействия из внешней среды.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Вся живая природа имеет свою классификацию. Царства, типы, классы живых организмов являются основой биологической систематики. Клеточные организмы состоят из двух надцарств: прокариоты и эукариоты. Каждая из них делится на отдельные царства, ступени иерархии научной классификации всех существующих биологических видов. В отдельные царства учёные объединяют бактерии, растения, грибы и животных.
Рис. 1. Царства живых организмов.
Человеческий организм относится к царству животных.
Бактерии
Данные организмы относятся к прокариотам, так как они не имеют ядерной оболочки. Внутри клетки отсутствуют органеллы, ДНК располагается непосредственно в цитоплазме. Обитают они повсеместно, их можно встретить в глубинах земной поверхности, и на горных вершинах.
Ещё одним видом прокариотов являются археи, которые обитают в экстремальных условиях. Их можно встретить в горячих источниках, водах мёртвого моря, кишечнике животных, почве.
Грибы
Эта группа живой природы достаточно разнообразна. Они делятся на:
- шляпочные грибы (снаружи имеют ножку и шляпку, которые крепятся на поверхности грунта с помощью грибницы);
- дрожжи ;
- мукор - одноклеточный гриб микроскопических размеров. При его наличии образуется пушистый сероватый налёт, чернеющий со временем.
Растения
Внутри растительной клетки находятся органеллы, например, хлоропласты, способные проводить процесс фотосинтеза. Клетки растений окружены прочной стенкой, основой которых является целлюлоза. Внутри клетки находится ядро, цитоплазма с органоидами.
Рис. 2. Строение растительной клетки.
Животные
Животная клетка не имеет прочной стенки, как у растений, поэтому некоторые из них способны сокращаться, например, клетки мышечной системы. Животные активно двигаются, имеют опорно-двигательный аппарат. Внутри тела животного имеются целые системы органов, которые регулируют работу всего организма.
4.5 . Всего получено оценок: 467.