50 мм ротный миномет. Легкие минометы второй мировой
CH-47 Chinook
американский транспортный вертолёт
Появление в Советском Союзе двухвинтового вертолёта продольной схемы
не осталось незамеченным в США, и американцы пожелали заиметь нечто подобное.
Собственно говоря, нечто подобное у них уже было – вертолёт Пясецкого HRP-1,
также построенный по продольной схеме, но его ТТХ не шли ни в какое сравнение с
ТТХ нашего , да и тираж вертолётов Пясецкого составил всего 30
экземпляров.
Обеспокоенные американцы заказали Пясецкому ещё одну машину H-21 Work Horse. Его
ТТХ приблизились к нашему , но таки не превысили его
показателей. Кроме того, H-21 преследовала высокая аварийность из-за резонансных
колебаний. Несмотря на это, «Рабочая Лошадь» строилась крупными сериями, шла на
экспорт и участвовала в боевых действиях, как в Алжире, так и в Индокитае. Общий
тираж H-21 Work Horse составил 707 вертолётов, 150 из которых было поставлено на экспорт в ФРГ, Францию, Швецию и Канаду.
В 1960 году фирму Пясецкого купила компания Боинг, и дальнейшие работы над
вертолётами продольной схемы велись уже под её маркой.
Ещё до слияния с Боингом фирма Пясецкого Вертол Эйркрафт создала ещё один продольный вертолёт CH-46 Sea Knight, который, как видно из названия предназначался для военно-морских сил. Когда же Боинг купил Вертол Эйркрафт вместе с её создателем, Пясецкому поручили создание более крупного вертолёта для сухопутных войск. Пясецкий не нашёл ничего лучше, как просто увеличить геометрические размеры машины, снабдив её более мощными двигателями. Морского же рыцаря решили переделать
в гражданский пассажирский вертолёт, благо тогда идея пассажирских вертолётов была
весьма популярна.
CH-47
A стал первым американским вертолетом второго поколения (с ТВД), принятым на вооружение. "Средний всепогодный транспортный вертолет, соответствующий требованиям SS 471L" в первозданном варианте был способен перевезти на расстояние в 115 миль на высоте 6000 футов до 2,8 т грузов и вернуться на базу без дозаправки, поднимал максимальную нагрузку свыше 6 т и переносил ее на 23 мили (37 км).
Вертолёт Пясецкого HRP-1
Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателей Avco Lycoming T-55L-5 мощностью по 2200 л.с. (на более поздних экземплярах – T-55L-7 по 2650 л.с.), расположенных по бокам хвостовой части фюзеляжа. Просторная грузовая кабина размерами 9,2 метра в длину 2,29 м в ширину и 1,98 м в высоту быстро загружалась через откидную хвостовую аппарель, причем более длинные предметы могли перевозиться и при открытой рампе. Для негабаритных грузов был предусмотрен крюк внешней подвески, способный выдержать вес до 9 тонн. Наплывы по обоим бортам содержали топливные баки, а полностью герметичная по всей длине нижняя часть фюзеляжа обеспечивала плавучесть и, соответственно, возможность взлета и посадки с водной поверхности.
Трёхлопастные несущие винты с шарнирным креплением лопастей вращались в противоположных направлениях. Трансмиссия состояла из центрального редуктора, редукторов несущих винтов, редукторов двигателей и соединительных валов. Редуктор понижал число оборотов в 67 раз. Топливная система включала шесть самогерметизирующихся, заправляемых под давлением топливных баков – по три в боковых обтекателях – общей емкостью 3900 л.
Третий серийный CH-47 A демонстрирует возможности Chinook по сбросу десантников.
CH-47 мог перевозить 33 солдата, располагавшихся на откидных сиденьях вдоль бортов, или до 24 раненых плюс два медработника. Впоследствии число десантников довели до 44., а во время войны за Фолкленды единственный британский Чинук , захваченный незадолго до этого у аргентинцев, однажды перевез 81 пехотинца.
CH-47 аргентинских ВВС
Для входа в CH-47 обычно использовалась дверь в правой передней части. Расположенная над ней лебедка позволяла за 4 минуты поднять 20 солдат с оружием на борт вертолета, висящего на высоте 30 м. Первый серийный CH-47 A был официально принят армией США 16 августа 1962 года.
С тех пор и до настоящего времени на основе базовой модели разработано и
построено целое семейство вертолетов Чинуков
. Первым из них стал CH-47B,
отличавшийся двумя двигателями T55-L-7C мощностью 2850 л. с, несущими винтами с
лопастями с увеличенной хордой и усовершенствованным профилем, а также имевший
ряд других усовершенствований. Первый из двух прототипов поднялся в воздух в
октябре 1966 года, а поставки начаты 10 мая 1967 года. Всего поставлены 108
вертолетов данной модификации.
Следующим представителем семейства стал CH-47C (экспортное обозначение Model 234
или Model 414), имевший двигатели T55-L-11A мощностью 3750 л. с, усиленную
трансмиссию и увеличенный запас топлива. Первая машина поднялась в воздух 14
октября 1967 года, поставки заказчику начаты в начале 1968 года. Поставлены 270
таких вертолетов, из которых 182 позже были модернизированы за счет установки
более стойкой к повреждениям топливной системы и композитными лопастями несущих
винтов. Девять подобных машин были построены по заказу ВС Канады и получили
обозначение CH-147 (поставки начаты в сентябре 1974 года).
Лейтенант Гэри Б. Роуш из 242-й вертолетной роты поддержки десанта позирует на фоне своего CH-47. Во Вьетнаме Роуш налетал 942 часа в боевых вылетах и выполнил 3000 посадок.
Во время вьетнамской войны были выпущены четыре ACH-47A, представлявшие собой
CH-47A с бронированием кабины экипажа и жизненно важных частей вертолета, а
также комплексом вооружения из 40-мм автоматического гранатомета М5,
установленного в носовой части на вращающейся турели, и размещенных на пилонах
20-мм пушки и 7,62-мм пулемета или блока на 19 неуправляемых ракет. Кроме того,
в кабине - по бортам и в задней части - располагались пять турелей с 7,62-мм или
12,7-мм пулеметами. Три таких вертолета активно использовались в интересах сил
спецопераций во Вьетнаме, но дальнейшего развития программа не получила.
Вертолеты семейства Чинук
остаются основными транспортными вертолётами
американской армии США. При этом имевшиеся на вооружении вертолеты модификаций
CH-47A, CH-47B и CH-47C неоднократно проходили модернизацию. Так, в рамках одной
из программ, разработанной для увеличения ресурса и грузоподъемности этих
вертолетов, по одной из машин всех трех модификаций были подвергнуты
капитальному ремонту и модернизации – они стали прототипами новой модификации
CH-47D. Первый из трех опытных прототипов поднялся в воздух 11 мая 1979 года, а
первый серийный CH-47D - 26 февраля 1982 года. Новая модель оснащалась более
мощными двигателями T55-L-712 мощностью 4500 л. с, были внедрены еще более
десятка усовершенствований - усилена трансмиссия, установлены новые несущие
винты и вспомогательная силовая установка, усовершенствованы электронное и
гидравлическое оборудование и системы заправки топливом в полете, а также
усилена конструкция планера. Компания Boeing получила контракт стоимостью более
3,5 млрд долларов на модернизацию 472 ранее построенных вертолетов, первый
модернизированный вертолет поставлен заказчику в мае 1982 года.
Британские ВВС заказали 33 вертолета под обозначением Chinook
HC.Mk 1,
строившихся по стандарту канадских CH-147, но получивших британские авионику и
другое оборудование. Позже их модернизировали до стандарта Chinook
HC.Mk 1В.
Первый вертолет передан заказчику в августе 1980 года, а затем их парк в
Великобритании был доведен до 41 машины. Следующим шагом стала модернизация
британских вертолетов до стандарта Chinook HC.Mk 1 А, а 32 машины позднее
модернизировали в вариант Chinook
HC.Mk 2 (аналог американского CH-47D), в том
числе путем установки двигателей T55-L-712F. Дополнительно британские военные
заказали 17 вертолетов: два Chinook
HC.Mk 2, четыре Chinook
HC.Mk 2А, остальные
в модификации Chinook
HC.Mk 3, схожей с используемым Силами специальных операций
ВС США вертолетом MH-47E. Впрочем, машины последней модификации в эксплуатацию
сразу не попали - ввиду возникших проблем с авионикой их поместили на складское
хранение, но в 2008 году приступили к переоборудованию в вариант HC.Mk 2/2А
(поставка первых запланирована на 2010 год).
В 1970-х годах начата лицензионная постройка вертолетов Chinook в Италии - они
поставлялись европейским и ближневосточным заказчикам, права на их выпуск
приобрела компания Elicotteri Meridionali. В июле 2008 года лицензия перешла к
компании AgustaWestland - для итальянской армии она должна собирать
модернизированные CH-47F.
Экспортный вариант вертолета выпускался компанией Boeing Vertol (затем Boeing
Helicopters, позже - просто Boeing) под обозначением CH-47D International
Chinook (Model 414-100), а в последнее время компания сосредоточилась на выпуске
вертолетов модификации CH-47F.
Кроме Канады и Великобритании, вертолеты данного семейства приобрели в разное
время Аргентина, Австралия, Египет, Греция, Иран, Италия (CH-47C Plus), Япония
(CH-47J, лицензионная сборка компанией Kawasaki), Ливия, Марокко, Нидерланды,
Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань и Таиланд.
CH-47 ВВС Ирана
В период 1972-1976 годы 70 вертолётов CH-47
C было поставлено в Иран.
27 июня 1978 года четыре иранских Чинука вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменией. На перехват были подняты истребители МиГ-23. Пилот первого перехватившего их МиГа, А.Демьянов, по ошибке их принял за советские вертолёты. Позже они были перехвачены другим МиГ-23, пилотируемым В.Шкиндером, который идентифицировал их как нарушителей и атаковал их. Первый вертолёт был сбит двумя ракетами Р-60, 8 членов экипажа погибли. Другой «Чинук» он обстрелял из пушки, вследствии чего поврежденный вертолёт совершил вынужденную посадку на советской территории. 2 оставшихся вертолёта успели вернуться в Иран. Пилоты и поврежденный «Чинук» через некоторое время были возвращены
иранцам.
CH-47D ВВС Испании
Летом 1978 года
компания Boeing объявила о разработке гражданского варианта Chinook,
планировались две базовые модификации: Model 234LR (Long Range) в пассажирском,
комби, или грузовом вариантах, а также Model 234UT (Utility Transport) для
решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка
негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ. Позже был
выпущен вертолет Model 234ER (Extended Range) с дополнительными топливными
баками, установленными в кабине.
Программа Model 234LR была начата в ноябре 1978 года после подписания контракта
с British Airways Helicopters на три машины (позже заказ увеличен до шести),
которые предполагалось задействовать для перевозки пассажиров и срочных грузов
из Шотландии на морские нефтедобывающие платформы. В пассажирском варианте такой
вертолет мог брать до 44 человек.
На гражданских машинах устанавливались двигатели Avco Lycoming AL 5512, причем в
чрезвычайной ситуации оба несущих винта могли работать от одного двигателя. В
наплывах фюзеляжа были установлены дополнительные топливные баки большой
емкости. Эти же наплывы обеспечивали вертолету достаточно хорошую плавучесть.
Первый Model 234LR поднялся в воздух 19 августа 1980 года, в программе испытаний
были задействованы также еще два вертолета, а в эксплуатацию первая машина
поступила 1 июля 1981 года.
Вертолеты семейства Chinook часто переоборудовались для решения различных задач
в интересах сил спецопераций. Так, в начале 1990-х годов Boeing выпустила 26
оснащенных двигателями T55-L-714 вертолетов MH-47E для спецназа Армии США, где
они работали в тесном взаимодействии с переоборудованными серийными машинами
CH-47D SOA (Special Operations Aircraft) и MH-47D SOA. Вертолеты имели
бронирование, наступательное и оборонительное вооружение, дополнительный запас
топлива и систему дозаправки топливом в полете. Машины также получили новейшую
авионику, системы РЭБ и всепогодные навигационные системы (в том числе очки
ночного видения, ИК-камеру переднего обзора, инерциальную навигационную систему
с приемником сигналов GPS и РЛС APQ-174).
С конца 1990-х годов фирма Boeing вела работы по оснащению вертолета CH-47F
двигателями мощностью 5000 л. с, новыми несущими винтами, топливными баками
повышенной емкости и новой авионикой. Первый полет новая машина совершила 25
июня 2001 года, она имела двигатели Honeywell T55-714A - на 25% большей мощности
по сравнению с двигателями вертолета CH-47D. Предполагается, что Армия США
закупит 513 машин новой модификации - из них 452 будут новыми, а остальные
модернизированы из имеющихся на вооружении. Последние получили обозначение
MH-47G.
Первое подразделение было полностью перевооружено на модификацию CH-47F в июле
2007 года, а к середине следующего года компания-разработчик получила заказы от
Австралии, Канады и Нидерландов. Интерес к данному вертолету проявили Турция и
Индия.
Boeing также разработала модернизированный вариант HH-47 в ответ на требования,
выпущенные ВВС США к новому вертолету для замены парка MH-53M Pave Low
(программа CSAR-X). Предложение было направлено командованию ВВС в ноябре 2005
года, а в ноябре 2006 года Boeing была объявлена победителем в тендере на
перспективный вертолет. Соперниками Boeing выступали вариант на базе S-92
компании US101 и вертолет разработки Lockheed Martin. Эти компании подали
протест, не согласившись с результатами тендера, - в итоге в ноябре 2007 года
ВВС США были вынуждены вновь объявлять свои требования к перспективной машине и
по состоянию на август 2009 года решение по выбору того или иного вертолета
объявлено не было.
В августе 2007 года представители Boeing объявили о наличии планов по созданию
увеличенной версии CH-47F, которая будет отличаться большей дальностью полета и более высокой грузоподъемностью.
CH-47F
Смотрите также:
|
|
Площадь революции - станция метро
Театральная - станция метро
Охотный ряд - станция метро
Первый в мире мобильник был советский
Стоит ли жалеть японцев?
Операция «Немыслимое»
Самый результативный воздушный бой
Самый результативный воздушный стрелок
Самая результативная диверсия
Первый в мире велосипед
Зарплаты, в Российской империи, СССР и Российской Федерации с 1853 по 2010 годы
Полный список глав Русского Государства с VIII века до наших дней
Невская битва
Стояние на реке Угре
Почему в 1944
году депортировали чеченцев и ингушей
Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил
Почему мы проиграли Холодную войну
Тайна реформы 1961 года
Как остановить вырождение нации
Военно-транспортные вертолёты - давно стали незаменимыми в любых военных операциях. Только они могут доставить в труднодоступные места необходимые грузы и подкрепление. И только они могут из таких мест эвакуировать раненых. Какой военно-транспортный вертолет лучший в мире? На этот вопрос позволит ответить сравнение полезной нагрузки и мощности машин. Итак, посмотрим на пятёрку лучших.
Запущенный в производство в 1983 году Ми-26, известный на Западе под псевдонимом Halo, является самым крупным в мире серийным вертолётом. Эта машина в настоящее время находится на вооружении почти 20 стран мира. Грузоподъёмность Ми-26 составляет 20 тонн - такая же, как у американского военно-транспортного самолёта «Локхид С-130 Геркулес».
Military-today.com
Российский гигант может вместить 80 полностью экипированных бойцов или 60 носилок с ранеными. Были случаи, когда Ми-26 перевозил за раз 150 военнослужащих. В этот вертолёт могут поместиться две десятитонные боевые машины. Кроме того, Ми-26 может переносить различные негабаритные грузы на внешнем подвесе. Последняя модифицированная модель Ми-26М может поднять уже 25 тонн.
2. CH-53E Super Stallion
Американский военно-транспортный вертолёт CH-53E Super Stallion был разработан в концерне Сикорского и принят на вооружение морской пехоты США в 1981 году. Он является самым мощным и большим вертолётом в вооружённых силах США, но уступает по мощности и грузоподъёмности Ми-26. Он может перевозить только 13.6 тонн груза внутри и 14.5 тонн - на внешней подвеске. Одновременно CH-53E Super Stallion может взять на борт 55 военнослужащих.
military-today.com
Корпус морской пехоты США использует эти вертолёты для доставки войск, транспортных средств и расходных материалов с кораблей на берег. ВМС США также имеет небольшое количество CH-53E для пополнения корабельных запасов. Кроме того, в ВМС эти вертолёты используются в качестве минных тральщиков. Всего произведено 227 машин для нужд морской пехоты и военно-морских сил.
3. CH-47F Chinook
Вездесущий «Чинук» с продольной схемой расположения несущих винтов производства компании «Боинг» воистину является старожилом среди вертолётов. Первый полёт «Чинука» состоялся в далёком 1961 году. С тех пор было произведено более 1200 вертолётов этой модели, в т.ч. и по лицензии в Италии и Японии. Американская армия планирует использовать «Чинук» до 2060 года. Если это произойдёт, то CH-47F Chinook поставит мировой рекорд по длительности производства и эксплуатации.
military-today.com
CH-47F Chinook может выполнять различные транспортные задачи по доставке личного состава, снаряжения и военной техники. В модификациях летающего госпиталя и поисково-спасательного вертолёта он справляется с соответствующими задачами. Грузоподъёмность «Чинука» составляет 10.3 тонн, а пассажировместимость - 44 человека.
Ми-38 является транспортным вертолётом, используемым и для военных, и для гражданских целей. Он разрабатывался в качестве замены устаревших Ми-8 и Ми-17. Изначально он должен был стать глубокой модификацией Ми-8, но в итоге получилась совершенно новая машина с новым корпусом, двигателем, роторной системой и бортовым оборудованием. Произовдство Ми-38 начато в 2015 году.
military-today.com
Этому вертолёту принадлежит несколько рекордов. Без груза он способен подняться на высоту 9000 метров, а с грузами 1000 и 2000 тонн - на высоты 8000 и 7020 метров соответственно. Максимальная грузоподъёмность Ми-39 составляет 5 тонн груза внутри и 7 тонн на внешних подвесах. Он может брать на борт до 32 военнослужащих в полной экипировке.
5. EC 725
Производимый во Франции вертолёт специально разрабатывался для боевых поисково-спасательных операций. Первый полёт новый вертолёт совершил в 2000 году, а принят в состав ВВС Франции в 2005 году. Позже эти машины получили сухопутные силы страны. Сейчас ЕС 725 поставляется в Бразилию, Индонезию, Малайзию и Мексику.
military-today.com
EC 725 может перевозить до 28 военнослужащих или 5 670 кг полезного груза. EC 725 может использоваться не только для боевых поисково-спасательных работ, но и для переброски войск и грузового транспорта, или эвакуации раненых. Этот вертолет может быть оснащен дополнительной бронёй, что позволяет ему работать в боевой обстановке. Также есть противолодочная версия этого вертолета.
Мы можем гордиться тем, что из пяти лучших военно-транспортных вертолётов два - наши, а один из них вообще является лучшим в мире. И если Ми-26 был разработан в Советском Союзе, то Ми-38 создан уже в современной России. Кто ещё будет говорить, что мы ничего не можем производить? Всё можем.
Боинг CH-47 «Чинук»
(англ. Boeing CH-47 Chinook) - американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Сменил в Армии США вертолёт CH-54 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и в Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта).
История создания
Наиболее важным свойством современной армии, наряду с боевой мощью, считается ее мобильность. И если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает транспортный самолет, то непосредственно на поле боя она невозможна без вертолетов. Армия США впервые свои требования к транспортному вертолету сформулировала в 1956 г. в "Требованиях к системе оружия SS 471L. В борьбу за выгодный контракт немедленно включились две наиболее мощные американские вертолетостроительные компании, имевшие, между прочим, в своих названиях ярко выраженные славянские корни: "Пясецкий Геликоптер Корпорейшн" и "Сикорский Эркрафт". Победил Фрэнк Пясецкий со своим проектом двухвинтового вертолета продольной схемы, прообразом "Чинука". Двухроторная тандемная схема была известна еще с XVIII века, а в XIX стала наиболее популярной. И первый действительно поднявшийся в воздух в августе 1907 г. вертолет французского конструктора Корню имел два 6-метровых винта, носовой и хвостовой, вращавшихся в противоположные стороны. Однако тогда же она была и надолго забыта: при отсутствии мощных моторов и легких конструктивных материалов вращать два винта показалось слишком расточительным... "Ренесанс" начался с 1945 года, когда Пясецкий создал свой "Летающий банан" (ставший вторым, после R-4 Сикорского, серийно выпускавшимся в США вертолетом). За ним последовали Н-21 "Рабочая лошадка", Н-25 "Армейский мул", Н-16 "Транспортер" и др. Интересно, что за свою историю "Пясецкий Геликоптер" меняла многое: владельца (в 1955 г. Ф.Пясецкий ушел из фирмы и до 80-х руководил небольшим опытным заводом, работавшим на "Боинг Корпорейшн"), название ("Пясецкий Эркрафт", "Вертол Эркрафт", "Боинг Вертол", "Боинг"), базовое предприятие, храня верность лишь одному - все построенные ею машины были двухвинтовыми вертолетами продольной схемы.
Первые "тандемы" широко использовались в армии и во флоте, в мирное время и в корейском конфликте, и везде получили высокую оценку. Как оказалось, они обладали серьезными достоинствами: были устойчивы, малочувствительны к перемещению центра массы, позволяли использовать для размещения груза почти весь фюзеляж (за что и получили название "летающий вагон"), более эффективно реализовали мощность силовой установки. Выявились и недостатки, как конструктивные (сложные и тяжелые трансмиссии для передачи вращающего момента, наличие двух редукторов, двух винтов), так и аэродинамические (помехи заднему винту при полете вперед), и эксплуатационные (большая трудоемкость обслуживания). Да и стоили они подороже... Первой попыткой удовлетворить "Требованиям SS 471L" был проект V-107, работы над которым начались в мае 1957 г. Поскольку он создавался за счет собственных средств "Вертол Эркрафт" (так с 1957-го стала называться фирма), для экономии решено было максимально базироваться на технических решениях предыдущего аппарата Н-21. Наиболее радикальное отличие - применение турбовальных (по более ранней терминологии - турбовинтовых, либо газотурбинных) двигателей (ТВД) вместо поршневых. Это стало характерной чертой вертолетов "второго поколения", позволившей совершить такой же качественный скачок в летно-технических характеристиках, как и появление турбореактивного мотора на самолетах.
22 апреля 1958 г. V-107 совершил первый полет, а вскорости армия заказала и серию из 10 машин под обозначением YHC-1A для получения опыта эксплуатации ТВД. Но еще до постройки первого из них военные решили, что им необходимо нечто более мощное. Из всего комплекса требований выкристаллизовалось главное: новая машина должна иметь боевой радиус 115 миль (185 км) при полете на высоте 6 000 футов (1830 м), т.е. вне действия пехотных средств ПВО. Слегка увеличенный трехмоторный вариант также был отвергнут и поневоле пришлось сконцентрироваться над новым проектом, получившим "внутрифирменный" индекс V-114, да еще и поспешать, т.к. Сикорский со своими одновинтовыми проектами "дышал в затылок". Тем не менее, "Вертол" попал, если не в "десятку", то в "девятку" точно - V-107 принял флот в качестве базовой модели для разработки транспортного вертолета, который с 1962-го пошел в серийное производство под названием CH-46 "Си Найт" - "Морской рыцарь".
Постройка V-114 была закончена 28 апреля 1961-го. Он получил "армейский" индекс YHC-1B, а фирма - деньги (присвоение индекса и серийного номера означало приобретение машины армией с автоматической выплатой стоимости) и заказ на первые 5 серийных машин, названных HC-1B (серийные номера от 59-4982 до 59-4986 (первые две цифры - финансовый год, не совпадающий с календарным на несколько месяцев, последние четыре - порядковый номер). Второй экземпляр вертолета совершил первый полет 21 сентября 1961 г. А еще через год, согласно принятой в сентябре 1962-го новой системе индексации, унифицированной для всех видов летательных аппаратов, опытные варианты были переименованы в YCH-47A, а серийные - в CH-47A (CH - Cargo Helicopter, грузовой вертолет, 47 - порядковый номер модели, "А" - первый вариант; префиксный "Y" указывал на опытный образец). Свое же так называемое "популярное имя" "Чинук" получил в соответствии с традицией присваивать армейским вертолетам названия племен североамериканских индейцев.
CH-47A стал первым американским вертолетом второго поколения (с ТВД), принятым на вооружение. "Средний всепогодный транспортный вертолет, соответствующий требованиям SS 471L" в первозданном варианте был способен перевезти на расстояние в 115 миль на высоте 6000 футов до 2,8 т грузов и вернуться на базу без дозаправки, поднимал максимальную нагрузку свыше 6 т и переносил ее на 23 мили (37 км). Силовая установка состояла из двух ТВД Avco Lycoming T-55L-5 мощностью по 1648 кВт - 2200 л.с. (на более поздних экземплярах - T-55L-7 по 2650 л.с.), расположенных по бокам хвостовой части фюзеляжа. Просторная грузовая кабина размерами 9,2х2,29х1,98 м (длина х средняя ширина х высота) быстро загружалась через откидную хвостовую аппарель, причем более длинные предметы могли перевозиться и при открытой рампе. Для негабаритных грузов был предусмотрен крюк внешней подвески, способный выдержать вес до 9 т. Наплывы по обоим бортам содержали топливные баки, а полностью герметичная по всей длине нижняя часть фюзеляжа обеспечивала плавучесть и, соответственно, возможность взлета и посадки с водной поверхности. Вертолет способен был перевозить до 33 солдат (на откидных сиденьях вдоль бортов) или до 24 раненых плюс два медработника. Для входа обычно использовалась дверь в правой передней части. Расположенная над ней лебедка позволяла за 4 минуты поднять 20 солдат с оружием на борт вертолета, висящего на высоте 30 м. Первый серийный CH-47A был официально принят армией США 16 августа 1962 г.
Конструкция
Вертолет двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41.7м3, в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную, тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9.19 х 2.29 х 1.98м и площадью пола 21м2 имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1.68 х 0.9м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом. В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11970кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140кг каждый.
Несущие винты трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7.43м2 каждая и хордой 0.81м. D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса. В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама - для регулировки конусности. Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0.85 - профиль VR-8) и линейную крутку -12╟. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215м/с.
Силовая установка. Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном. Вспомогательная силовая установка Солар Т-62Т-2В мощностью 71кВт используется для привода вспомогательных агрегатов, а на земле обеспечивает работы электросистемы, гидроусилителей системы управления, шасси, гидравлических насосов и других агрегатов.
Трансмиссия состоит из центрального редуктора, редукторов несущих винтов, редукторов двигателей и соединительных валов. Передаточное отношение от двигателя к несущим винтам 1:67.
Системы охлаждения и смазки редукторов усовершенствованы: воздух для охлаждения подается из воздухозаборника, расположенного в носовой части заднего пилона. Маслосистема дублирована. Трансмиссия рассчитана на максимальную мощность 5590кВт и на 330 мин работы без масла. Емкость маслобака 14л.
Топливная система включает шесть самогерметизирующихся, заправляемых под давлением топливных баков (по три в боковых обтекателях) общей емкостью 3900л. Возможна установка в грузовой кабине трех дополнительных топливных баков по 3025л каждый.
Шасси неубирающееся, четырехопорное, с масляно-пневматическими амортизаторами. На передних опорах сдвоенные колеса. Колеса задних опор самоориентирующиеся, управляемые. Все колеса имеют пневматики с давлением 0.45МПа и дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Предусмотрена установка на колеса съемных лыж. База шасси 6.86м, колея 3.2м.
Система управления бустерная, усовершенствованная, фирмы "Хануиэлл", обеспечивающая выдерживание положения и скорости полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.
Гидравлическая система модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта. Давление в гидравлической системе управления составляет 20МПа, скорость протекания смеси 53л/мин, имеется сферический резервуар емкостью 5.32л с давлением 0.17МПа. В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23МПа, скорость протекания смеси 51.5л/мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7л с давлением 0.39МПа.
Электросистема состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.
Радиоэлектронное оборудование стандартное, включает УКВ-радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания "свой-чужой" Бендикс АРХ-100, всенаправленный УКВ-маяк ARM-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-6A.
Модификации
Военные модификации
- СН-47А : базовый транспортный вертолёт.
- ACH-47A
- СН-47В
- СН-47С : модификация с новыми двигателями.
- CH-47D
- НС.Мк.1 и Мк.1В : варианты для RAF.
- С/МН-47Е : многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
- CH-47F
- MH-47G
- СН-47J : вариант для ВС Японии.
- HH-47
- MH-47D
Гражданские модификации
Model 234LR (Long Range)
Model 234ER (Extended Range)
Model MLR (Multi Purpose Long Range)
Model 234UT (Utility Transport)
Model 414
Боевое применение
Одну из первых "Чинуками" оснастили 1-ю
аэромобильную кавалерийскую дивизию (АКД), сформированную в июле
1965-го. Отличительной особенностью этого соединения
совершенно нового типа, плода доктрины "быстрого реагирования", была
ее исключительная маневренность, достигнутая максимальным облегчением
вооружения (при сохранении огневой мощи) и многократным
увеличением в ней числа вертолетов. 428 ее штатных винтокрылых машин
за один рейс перевозили треть личного состава с вооружением, параллельно
выполняя роль "воздушной артиллерии". "Чинуками"
оснастили батальон транспортных вертолетов, состоявший из штаба,
штабной роты и трех рот транспортных вертолетов (по 16 CH-47A).
Аэромобильная дивизия предназначалась, главным образом, для ведения антипартизанских действий и посему "загремела" во Вьетнам уже через месяц после сформирования, в сентябре 1965-го. "Чинуки" прибыли морским путем на палубе авианосца "Боксер", и вскоре стали незаменимым транспортным средством в условиях южновьетнамских джунглей, гор и болот. Характер их применения напоминал поведение домашней хозяйки перед очередным подорожанием, когда всюду нужно успеть и везде взять максимальный вес (один из вариантов загрузки формулировался так: 33 американских или... 50 вьетнамских солдат, а при эвакуации беженцев однажды был зарегистрирован рекорд - 147 человек за один рейс!). Сходство усиливали мощные "авоськи": большая часть грузов перевозилась на внешней подвеске. Хотя "летающие вагоны" старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов войскам с баз снабжения, для самообороны их пришлось вооружить тремя 7,62-мм пулеметами М60.
Известны и более экзотические варианты применения: в качестве "бомбардировщиков", дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских "тягачей". Довольно эффективно они участвовали в операциях "Пайперомоук" - рейдах по эвакуации с поля боя подбитой авиатехники. Здесь "Чинуки" с их мощной внешней подвеской и грузоподъемностью оказались практически незаменимы! Только за первый год боевых действий они вывезли 100 совершивших вынужденные посадки самолетов и вертолетов, а всего за период вьетнамской войны эвакуировали более тысячи аппаратов общей стоимостью примерно в 3 миллиарда долларов!
Всего через конфликт в юго-восточной Азии прошли 550 "Чинуков" (из общего числа 684 построенных). Они совершили 2,6 млн. вертолето-вылетов с налетом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезли около 8,5 млн. человек и 4,5 млн.т грузов. Жертвами войны стали 170 машин (из них 136 из состава армии США). Вьетнам показал также высокую надежность CH-47 - 5,3 аварии на 100 тыс. летных часов. Наиболее низкий показатель среди армейских самолетов и вертолетов.
ЛТХ: |
Модификация | CH-47E |
Диаметр главного винта, м | 18.59 |
Диаметр хвостового винта, м | 18.59 |
Длина,м | 15.54 |
Высота,м | 5.77 |
Масса, кг | |
пустого | 10151 |
максимальная взлетная | 22680 |
Внутренние топливо, л | 3899 |
Тип двигателя | 2 ГТД Textron Lycoming T55-L-712 (-712SSB) |
Мощность, кВт | |
при взлете | 2 х 2796 (3264) |
при полете | 2 х 2237 (2339) |
Максимальная скорость, км/ч | 298 |
Крейсерская скорость, км/ч | 256 |
Практическая дальность, км | 2026 |
Дальность действия, км | 370 |
Скороподъемность, м/мин | 669 |
Практический потолок, м | 6735 |
Статический потолок, м | 3215 |
Экипаж, чел | 2-3 |
55 содат или 24 носилки и 2 сопровождающих или 8164 кн груза в кабине или 10341 кг на подвеске 1 или 2 7.62-мм пулемета M60D |