100 дней и ночей с региной збарской. Регина Збарская: жизнь и смерть Красной королевы
– Ты решила вернуться к Надежде и тоже полечиться? Смеялась над целительницей, а теперь поняла, что она гений? Вот возьму и останусь! Теперь мой черед над тобой подсмеиваться. Думаешь, приятно узнать о своей смерти в понедельник? Я еле-еле жива от потрясения. Хорошо, что Надежда согласилась мне помочь. Правда, ношение шкуры Феоктиста недешевое удовольствие, с меня за это десять тысяч взяли… Но ведь жизнь дороже!
– Прости меня, – смиренно попросила я, – больше никогда не стану потешаться над анималтерапевтом. Нет, я вовсе не намерена возвращаться, планирую заглянуть в местную лавку. Хочешь, пойдем вместе?
– Ну уж нет, – поморщилась Зоя. – Я устала и перекусить пора. Встретимся перед ужином. О’кей?
Я помахала Мироновой рукой, прогулялась немного по местному Бродвею, оглянулась и с радостью увидела, что Зоя скрылась в лесу. Тогда я развернулась и шмыгнула в дом, расположенный рядом с избой хитрой целительницы. Дверь в покосившийся домик была по-деревенски беспечно не заперта. Я протиснулась в крошечные сени, споткнулась о пару резиновых калош, чуть не разорвала юбку о какие-то железяки и крикнула:
– Тамара, вы дома?
– Проходите, – раздалось в ответ. – Кто там? Регина, ты? Чего долго не приезжала? Полгода скоро, как ты пропала.
Я толкнула рукой обшарпанную фанерную дверь, запуталась в висящей за ней занавеске, но в конце концов раздвинула ее и очутилась на кухне. У крохотного стола, накрытого бело-синей клеенкой, сидела очень худая женщина в спортивном костюме, знававшем лучшие времена.
– Вы кто? – удивилась она.
– Регина Збарская здесь живет? – в свою очередь поинтересовалась я. – Приехала ее навестить.
Тамара отодвинула большую миску, в которую лущила зубчики чеснока.
– Регинка куда-то подевалась. Уже давно не показывается, с зимы.
Я изобразила разочарование:
– Значит, Збарская уехала?
Хозяйка избушки внимательно посмотрела на меня.
– Может, и так. Но вещи ее на месте, а они хорошие, дорогие.
– Разрешите зайти в комнату жилички? – попросила я.
– Ладно, – после недолгого колебания согласилась хозяйка, – если дадите тысячу рублей, то пожалуйста.
Получив купюру, Тамара начала оправдываться:
– С работы меня турнули, жить не на что.
– Я честно заплатила вам, теперь хочу увидеть помещение, – прервала я тетку.
Та встала.
– По коридору налево и прямо, в дверь и упретесь.
Я миновала узкий проход, толкнула створку и увидела едва ли десятиметровую комнату с большой кроватью образца середины двадцатого века. Кроме ложа, застеленного красивым новым пледом, тут стояли трехстворчатый гардероб с зеркалом, настоящий динозавр советской мебельной промышленности, продавленное кресло, еще были бордово-черный ковер на стене и горшки с буйно цветущей геранью на узком, покрашенном белой масляной краской подоконнике.
Я без колебаний распахнула скрипучие дверцы шифоньера. Вещей у Збарской было немного, но все они и правда оказались прекрасного качества: два кашемировых свитера серого и светло-песочного цвета, узкие черные брючки, пара строгих платьев, в каких любит показываться на публике английская королева Елизавета, элегантные сапожки и лодочки на каблуке.
А вот в дорожных сумках на нижних полках я нашла кое-что весьма интересное. В одном бауле хранились комплекты так называемого эротического белья, явно приобретенного в бутике, который славится своими нереально высокими ценами. А во втором лежали педантично уложенные в коробочки разные секс-игрушки. Одна из них оказалась пуста, но я сообразила, что было в ней ранее – наручники из бархата, выкрашенного под леопарда, и широкие шелковые ленты. Почему я подумала именно об этом наборе? Очень просто: на крышке была картинка с изображением содержимого. Еще там обнаружился богатый выбор презервативов всех мастей и размеров, плюс специфические лекарства и обеззараживающие средства. Похоже, Регина работала девушкой по вызову.
Я вернулась к Тамаре на кухню.
– Давно Збарская у вас комнату снимает?
Хозяйка занервничала.
– Вы из полиции, да? Из Москвы? Леонид нажаловался? Я ни малейшего отношения к делам Регины не имею! Она искала жилье, а мне нужны деньги. Кому плохо от того, что девушка тут поселилась? Ни шума от нее, ни забот. Днем она спала или в Москву уезжала, сюда на одну-две ночи наведывалась. Тихая, воспитанная, уважительная. Когда у Васькиных сынишка руку сломал, его мать ко мне прилетела и давай плакать: «Томка, попроси жиличку отвезти нас в больницу. Пока «Скорая» сюда приедет, ребенок криком изойдет. Я сама водить не обучена, а мужик пьяный лежит». Я ответила: «Сама проси. Мы с Региной не близкие подружки, мне неудобно ее напрягать. Ничего, потерпит твой сорванец, будет ему наука, а то все мальчишке с рук сходит. Думаешь, не знаю, кто у меня на огороде летом сухую ботву поджег? Я чуть избы из-за твоего хулигана не лишилась!» И тут Регина из спальни выходит со словами: «Садитесь в автомобиль». Мало того что она соседку с сыном в приемный покой доставила, так еще подождала их там. И купила баловнику игрушку в магазине и денег с Васькиной даже на бензин не взяла. Сострадательной оказалась.
Из знаменитой модели так и не вышло «советской Софи Лорен»
Ее называли «самым красивым оружием Кремля», и высоко ценили такие знаменитые модельеры, как Ив Сен-Лоран и Пьер Карден , а культовый кинорежиссер Федерико Феллини якобы воскликнул в одном из интервью советским СМИ: «Зачем вам Софи Лорен ? У вас же есть своя».
О ней ходила масса слухов и домыслов. Существовало как будто две супермодели по имени Регина Збарская - явная и тайная. Одна Регина — для публики и журналов мод, а другая - настоящая, женщина с трудной судьбой, трагически закончившая жизнь в психиатрической больнице.
Чья она дочь?
Загадки начинаются уже на этапе детства и взросления. Точно не известно, где Регина Колесникова (это ее девичья фамилия) родилась и выросла. Согласно одному источнику, будущая звезда подиума появилась на свет в 1935-м году в Вологде, в простой советской семье: ее мама была врачом, а отец - отставным военным.
По второй версии, Регина — уроженка Ленинграда и дочь известных артистов цирка - воздушных гимнастов, которые разбились, когда девочка была совсем маленькой. Поэтому выросла Регина якобы в детском доме.
Как бы там ни было, а летом 1953 года семнадцатилетняя Регина оказалась в Москве и поступила на экономический факультет ВГИКа - престижного института кинематографии. Тут-то и началась ее головокружительная карьера.
Благодаря своей яркой внешности девушка быстро стала «своей» на богемных столичных вечеринках, где собирались «сливки» тогдашнего общества: звезды театра и кино, золотая молодежь, художники, писатели, дипломаты. Кроме несомненной красоты, Регина отличалась хорошими манерами и бегло болтала по-французски и по-английски, что в стране, недавно приоткрывшей «железный занавес», считалось редким и неоспоримым достоинством.
На обложку «Пари Матч»
На одной из светских тусовок эффектную брюнетку приметила талантливый художник-модельер Вера Аларова , которая пригласила Регину в Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту.
Коллеги не разделили восторгов модельера: у новой девушки были непозволительно кривые для подиума ноги. Но Колесникова все же стала демонстрировать работы Веры Аларовой, и именно Регина в 1961-м году показала в Париже новинку — высокие женские сапоги с вшитой в голенище застежкой-молнией. Сапоги произвели среди западных модельеров и у публики настоящий фурор, а лицо русской модели появилось на обложке популярного французского журнала новостей «Paris Match».
Так весь мир понял, что в СССР тоже есть мода, а Регина стала звездой фэшн-показов не только у нас в стране, но и на Западе, куда Дом моделей регулярно вывозил свои новые коллекции. Тогда же, в шестидесятые, Регина начала сотрудничать с другим выдающимся советским художником-модельером Вячеславом Зайцевым , который предложил сделать Регине стрижку «под пажа», после чего западная пресса и стала сравнивать Регину с Софи Лорен.
«Сто ночей с Региной»
Не менее головокружительной оказалась и личная жизнь советской топ-модели. В 1965 году она познакомилась с успешным художником-иллюстратором Львом Збарским , в которого без памяти влюбилась. Сын знаменитого ученого, забальзамировавшего Ленина, Лев Збарский жил по принципу: «Чем больше тратишь, тем больше зарабатываешь», и он не мог не плениться примой Дома моделей.
Регина вышла замуж за Збарского и взяла его фамилию, но счастливой семейной жизни не получилось. Сначала Збарский увлекся актрисой Марианной Вертинской и убедил Регину сделать аборт. А затем ушел к Людмиле Максаковой , которая в 1970-м году родила ему ребенка. Эти потрясения в личной жизни довели эмоциональную Регину до психиатрической лечебницы, куда она попала в состоянии тяжелой депрессии.
После выхода из «психушки» Регина вернулась на подиум и влюбилась в молодого югославского журналиста. Казалось, личностный кризис был преодолен и жизнь наладилась. Увы, вскоре выяснилось, что журналист воспользовался Региной для достижения собственных целей.
Покинув СССР, он выпустил в Западной Германии книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в которой вскрыл подноготную Дома моделей, связи работниц с сотрудниками КГБ и членами ЦК КПСС. Не последнюю роль в этой книге-доносе отводилась Збарской. Автор снабдил текст эротическими сценами и откровенной антисоветчиной.
Разразился нешуточный политический скандал. Не выдержав двойного предательства, Регина вновь угодила в психиатрическую клинику, где ей уже поставили гораздо более тяжелый диагноз - шизофрения.
Так проходит слава
После скандала самая известная советская манекенщица дважды пыталась покончить с собой и подсела на антидепрессанты. Женщина располнела, много курила и плохо выглядела.
Последним ударом для нее была ситуация, когда она обратилась за помощью к Вячеславу Зайцеву и тот предложил ей работу уборщицы. На такое унижение бывшая топ-модель пойти не могла. С третьей попытки Регина Збарская покончила с собой 15 ноября 1987 года, отравившись снотворным. Согласно другой версии, она умерла в психиатрической больнице. При этом в руках она якобы держала тайный дневник своей жизни.
По слухам, никто из коллег по Дому моделей не пришел на похороны; тело манекенщицы было кремировано, а место захоронения - неизвестно. Так тихо и бесславно закатилась звезда самой яркой советской супермодели, царившей на подиумах шестидесятых-начала семидесятых годов прошлого века.
Кстати. Увидеть Регину Збарскую можно в фильме 1958 года «Матрос с Кометы », в котором начинающая модель сыграла роль итальянской певицы Сильванны. В титрах манекенщица указана как «Р. Колесникова».
Быть советской манекенщицей задача не из лёгких. Ведь в СССР было много запретов, нарушение которых могло стоить карьеры. Сегодня речь пойдёт об известных советских манекенщицах, судьбы которых нельзя назвать счастливыми, хотя у некоторых в итоге всё сложилось не так уж плохо. Их любили мужчины и ненавидели многие женщины, они были знамениты и очень красивы. У них была слава и деньги, но, к сожалению это не обеспечило им счастливой жизни. Значит, неспроста гласит известная поговорка «не родись красивой, а родись счастливой»…
Регина Збарская
«Советская Софи Лорен»
До сих пор точно неизвестно, кем были родители звезды советского подиума и где она родилась. По одной из версий, Регина родом из Ленинграда. Она родилась в семье цирковых артистов, которые погибли во время опасного трюка. Регина выросла в детском доме. По другой версии, Регина родилась в Вологде, в обычной советской семье: мать - госслужащая, отец - отставной офицер. Биография «советской Софи Лорен» становится прозрачной только с 1953 года - с того момента, когда 17-летняя Регина приехала в Москву и поступила во ВГИК. Девушка, как и большинство ее ровесниц, мечтала быть актрисой, но почему-то выбрала экономический факультет. Впрочем, Регину несколько раз приглашали на кинопробы, но сниматься в кино ни разу не предложили. Зато девушка обзавелась полезными знакомствами: Регину заметила художник-модельер Вера Аралова и пригласила на работу в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту. В начале 60-х популярность Регины вышла за пределы Союза: «самым красивым оружием Кремля» ее называли французы.
А вот коллеги по подиуму называли Регину иначе - «Снежная королева». Она была замкнутой, ни с кем не заводила близкой дружбы, а потому многие считали ее высокомерной. Но, возможно, дело было не в сложном характере звезды, а в проблемах, которые сопутствовали ее браку.
В начале 60-х Регина вышла замуж за московского художника Льва Збарского. Пара была счастлива до тех пор, пока Регина не забеременела. Муж настаивал на аборте. При этом вместо того, чтобы поддержать супругу, завел роман на стороне - с актрисой Марианной Вертинской. А вскоре ушел к другой актрисе - Людмиле Максаковой, и та родила от него сына. Регина Збарская,находившаяся в депрессии, оказалась в психиатрической клинике.
После лечения манекенщица вернулась на подиум и попыталась наладить личную жизнь. И снова детали никому не известны. По одной из версий, Регина начала встречаться с молодым югославским журналистом, который использовал ее, чтобы прославиться. Якобы он написал книгу «100 ночей с Региной Збарской», в которой было подробно рассказано о работе манекенщицы на КГБ. Саму книгу никто не видел, но тем не менее разразился скандал, после которого манекенщица попыталась покончить с собой. По другой версии, Збарская решила совершить самоубийство, поскольку не смогла вернуться в форму. Так или иначе, но манекенщица снова оказалась в клинике. О возвращении на подиум не шло и речи. Вячеслав Зайцев предложил ей место уборщицы - это было единственным, что он мог для нее сделать.
В 1987 году, в 52 года Регина Збарская все-таки совершила суицид. Но снова неизвестно,где и когда - в психиатрической больнице или в квартире. На похороны Регины Збарской никто не пришел. Где она похоронена - неизвестно.
Лека Миронова
«Советская Одри Хепберн»
Лека (полное имя - Леокадия) Миронова мечтала быть оперной певицей, балериной или архитектором. Но в юности она повредила голосовые связки и петь больше не смогла. Зато в Вагановское училище поступила, но и тут подвело здоровье: развился остеопороз. Архитектором Лека тоже не стала - из-за проблем со зрением. Зато стала одной из самых известных манекенщиц Советского Союза.
Но сначала она поступила в театрально-техническое художественное училище, где ей часто приходилось выступать в качестве натурщицы. Педагоги оценили красоту студентки и предложили ей попробовать себя в качестве манекенщицы. Так Лека оказалась в Доме моделей, где ее заметил Слава Зайцев. Модельер и манекенщица сотрудничали больше полувека.
Лека была «невыездной», но за пределами СССР ее хорошо знали. Когда американцы снимали фильм «Три звезды Советского Союза», третьей звездой рядом с Майей Плисецкой и Валерием Брумелем стала Лека. Но даже после съемок Миронову так и не выпустили за границу. Может быть, потому, что она стала первой манекенщицей,осмелившейся заговорить о домогательствах, которые терпели модели.
Личная жизнь Мироновой не сложилась. Лека была замужем, но супруг оказался патологическим ревнивцем, модель ушла. Затем Лека познакомилась с фотографом из Литвы. Эти отношения разбила система: пара столкнулась с серьезными угрозами… Замуж она больше не вышла.
Галя Миловская
«Русская Твигги»
Галина Миловская была главной конкуренткой Регины Збарской: почти кинематографическое противостояние блондинки и брюнетки, спор яркого, южного типа и нежной славянской красоты. При этом Галя Миловская сильно отличалась от коллег по подиуму: при росте 170 сантиметров она весила 42 килограмма и для советской манекенщицы была определенно слишком худой.
А вот для фотосессии в Vogue Галина подошла идеально. В 1968 году в Москву прибыл французский фотограф Арно де Роне. Правительство выдало разрешение, снимать планировали на Красной площади и в Оружейной палате Кремля. Съемка состоялась, но стоила Галине карьеры.
На одном снимке Галя сидит в свободной позе. Но тогда сидеть на Красной площади,раздвинув ноги, да еще спиной к портретам «вождей» - считалось кощунством. Впрочем,первое «прегрешение» манекенщице простили, но вскоре Галя приняла участие в еще более рискованном проекте: Галина стала первой советской боди-арт моделью. Ее снимки в обнаженном (пусть и раскрашенном) виде появились в итальянском журнале. На этом карьера Миловской закончилась: манекенщица с «антисоветскими» настроениями не могла появляться в советских журналах.
В 1974 году Миловская покинула СССР. Во Франции она познакомилась с банкиром, вышла замуж и простилась с модельным бизнесом, став режиссером. Один из ее фильмов завоевал несколько наград на международных фестивалях. Назывался он «Эти безумные русские».
Валентина Яшина
«Советская Грета Гарбо»
Классическая, холодная красота Валентины Яшиной, возможно, досталась ей от отца,но о нем Валя знала только одно: он был шведом. Мать Валентины вскоре вышла замуж за мужчину, который удочерил девочку и дал ей свою фамилию.
До начала карьеры модели Валентина успела выйти замуж, родить единственного сына и развестись. До замужества Валентина окончила театральное училище, а вскоре после свадьбы ее пригласили в Ригу - играть в спектакле «Сильва». У Валентины начался роман с партнером по сцене, о чем стало известно мужу. Он подал на развод, сын Александр остался с матерью. На сцену Валентина не вернулась, но решила попробовать себя на подиуме. И стала одной из самых успешных манекенщиц того времени.
За Валентиной Яшиной ухаживали многие, в том числе Иосиф Кобзон, но снова выходить замуж модель не спешила. Лишь на закате карьеры она согласилась принять предложение директора Дома художника Николая Малахова. Муж боготворил Валентину, но счастье оказалось недолгим - Малахов скончался. Яшина осталась богатой вдовой: муж завещал ей около $5 миллионов. Никто до сих пор не знает, почему Валентина Яшина закончила свои дни в нищете.
Подруги и родственницы Валентины обвиняют во всем двух Александров - сына и внука манекенщицы. Якобы Александр-старший не мог найти работу и жил за счет матери,растрачивая состояние на финансовые авантюры. В итоге последние 6 лет жизни Яшина провела на даче, а шикарная квартира, в которой она жила с мужем, испарилась. Одна из самых знаменитых женщин Советского Союза закончила жизнь в одиночестве. Сын и внук почти никогда не навещали Валентину, поэтому тело не сразу нашли.
Регину Збарскую называли «советской Софи Лорен». Одна из самых известных и красивых женщин Советского Союза тем не менее так и не узнала в жизни счастья. Одиночество и загадочная преждевременная смерть – вот что ее ожидало…
«Нестандартная красавица»
О детстве Регины Колесниковой (такова ее девичья фамилия) известно очень мало. По одной из версий, она родилась 27 сентября 1935 года в Ленинграде. Родители ее были цирковыми гимнастами и погибли, выполняя под куполом сложный трюк. После этого девочка попала в детский дом. По другой версии, Регина появилась на свет в Вологде. Отец ее, Николай Дементьевич Колесников, был офицером в отставке, мать – врачом.
В 1953 году 17-летняя Регина Колесникова приехала в Москву поступать во ВГИК. Судьба улыбнулась ей, и она поступила туда с первого раза. Правда… на экономический факультет. Но это не помешало девушке посещать богемные вечеринки, где однажды на нее обратила внимание модельер Вера Аралова. Так началась модельная карьера Колесниковой. Несмотря на нестандартную для модели фигуру, в частности, кривые ноги, Регина пользовалась на подиуме бешеным успехом.
Кроме того, она обладала изысканными манерами, говорила по-французски… Когда модельер Вячеслав Зайцев заставил ее подстричься под пажа, создав образ «итальянской красавицы», зарубежная пресса захлебнулась от восторга. Французский журнал «Пари Матч» назвал Колесникову «самым красивым оружием Кремля». Изящной красоткой с бледным лицом и миндалевидными глазами восхищались Федерико Феллини, Пьер Карден, Ив Монтан и даже Фидель Кастро…
«Сто ночей с Региной Збарской»
В начале 60-х Регина Колесникова вышла замуж за московского художника Льва Збарского. Будучи женатым на красивой и успешной женщине, Збарский тем не менее не хотел от нее детей. Когда в 1967 году Регина забеременела, муж заставил ее сделать аборт. Несмотря на это, вскоре он бросил ее, увлекшись актрисой Марианной Вертинской.
После неудачного аборта Збарская – она до самой смерти носила фамилию бывшего мужа – больше не могла иметь детей. Она стала принимать антидепрессанты и в конце концов оказалась в психиатрической больнице с тяжелейшей депрессией. Вернувшись из больницы, Збарская смогла продолжить карьеру на подиуме – в этом ей помогла замдиректора Дома моделей на Кузнецком Елена Воробей. У нее появился новый возлюбленный – югославский журналист, который, однако, использовал Регину для реализации собственных карьерных амбиций. Он выпустил книгу на немецком языке под названием «Сто ночей с Региной Збарской», в которой весьма откровенно описывал свою интимную жизнь с манекенщицей. Кроме того, в книге говорилось о ее связях с членами ЦК, о том, как она была осведомителем КГБ, о доносах, которые она писала на коллег…
В целом книга носила антисоветский характер. Регину после этого довольно долго таскали на Лубянку, где изматывали допросами. Она дважды пыталась покончить с собой и снова угодила в больницу. Выйдя оттуда, Збарская выглядела так плохо, что ни о каком возвращении в модельный бизнес не могло быть и речи. Вячеслав Зайцев устроил ее в Дом моделей простой уборщицей.
Версии смерти
15 ноября 1987 года (по некоторым данным – в октябре 1987 года) Регина Збарская умерла. Интересно, что советская пресса о ее кончине так и не объявила, зато об этом сообщил «Голос Америки». Впоследствии появились целых две версии смерти Збарской. По одной, соседка заметила открытую дверь в квартиру и, заглянув туда, увидела лежащую неподвижно Регину, сжимавшую в руке телефонную трубку…
Другая версия гласит, что Збарская лежала в московской психиатрической больнице №1, известной как «Кащенко». Как-то раз ее тело было обнаружено в палате без признаков жизни. Эксперт пришел к выводу, что причиной смерти стало пищевое отравление. Но молва говорила о вскрытии вен или отравлении снотворным. Официальную причину могли и скрыть. Возможно, пролить свет на тайну смерти знаменитой манекенщицы мог бы ее дневник, который якобы нашли рядом с телом. Но последние записи так и не были приобщены к делу. Могла ли смерть Збарской стать результатом убийства, совершенного, например, сотрудниками госбезопасности? Возможно, она слишком много знала и была опасна… Никто из коллег Збарской по Дому моделей не явился на похороны. Тело кремировали, но до сих пор не известно, где место ее захоронения.
Регина Збарская рано поняла, что красота и молодость могут обеспечить ей достойное будущее. Но она не учла одну вещь: молодость — явление временное, а красота не гарантирует счастья. Знаменитая советская манекенщица умерла в психиатрической больнице, когда ей было всего 52 года. Кто бы мог подумать, что сказочная жизнь примы советских подиумов окончится так трагично?
Царица
27 сентября 1935 в семье офицера Николая Колесникова родилась дочь. Отец выбрал для нее необычное для того времени имя Регина, которое в некотором роде предопределило дальнейшую судьбу девочки, ведь в переводе с латинского оно означает «царица». Конечно, тогда до царствования на советских подиумах ей было далеко, однако уже в юности будущая модель выделялась среди сверстников.
После окончания войны семья обосновалась в Вологде. Получив аттестат, девушка отправилась покорять Москву. Выбор семнадцатилетней Регины пал на экономический факультет ВГИКА, хотя на самом деле она мечтала сниматься в кино. Но шансы поступить на актерское отделение без подготовки были практически нулевыми, а «зацепиться» в столице провинциалке очень хотелось. Зато на экономический факультет хорошистка, спортсменка и умница Регина попала без особого труда.
Регина Збарская. Фото: РИА Новости
Уже на втором курсе обучения Колесникова начала все чаще и чаще прогуливать пары, чем вызывала стабильное недовольство преподавателей. Однако даже при такой посещаемости она умудрялась сдавать все экзамены и хорошо учиться.
Именно в студенческие годы Регина поняла, что молодость и внешние данные — это билет в блестящее будущее. Девушка была частой гостьей богемных вечеринок, где собирались режиссеры, артисты и дипломаты. При этом Регина была не просто очередной красивой девочкой — она умела поддержать беседу, владела двумя языками, обладала хорошими манерами.
После окончания вуза Колесникова штурмовала съемочные павильоны «Мосфильма». Но режиссеры не спешили делать заманчивые предложения. Регина не сдавалась и однажды на одной из вечеринок ее «европейскую внешность» заметила художница и модельер Вера Аралова . Она пригласила девушку на работу в Общесоюзный Дом Моделей на Кузнецком мосту.Сомнительная профессия
В советское время профессия «модель» не считалась престижной и оплачивалась соответственно. Более того, девушек даже не называли моделями, они были «демонстраторами одежды». Так думало большинство, но только не Колесникова. Регина искренне наслаждалась своей новой жизнью, ведь подиум сделал из простой девушки настоящую знаменитость в мире моды. Ее звездный час пробил в 1961 году в Париже во время показа советских манекенщиц.
Однако когда она вернулась в Союз, ей тут же дали понять: если хочешь беспрепятственно выезжать за границу — придется «потрудиться» на благо Родины. Во время зарубежных визитов манекенщицы активно общались с очень известными политикам, людьми искусства, бизнесменами и представителями элит. Большинство из них были падки на привлекательных собеседниц и под их влиянием могли положительно влиять на имидж Советского Союза на Западе. Но это всего лишь догадки. О том, какую информацию добывала и распространяла королева советского подиума, доподлинно до сих пор не известно. Зато известно, что она была единственной моделью, которой вопреки существующим жестким инструкциям разрешалось отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок. Ее коллегам подобные «вольности» даже не снились.РИА Новости
Вокруг Дома моды на Кузнецком мосту ходило очень много слухов. Его работниц часто сравнивали с женщинами легкого поведения, ведь они слишком выделялись на фоне серой, безликой массы советских людей. По этой причине многие сознательно скрывали профессию. Однако Регина к их числу не относилась и знала себе цену.
Колесникова, как и любая другая девушка, хотела удачно выйти замуж. Конечно, с ее данными найти идеальную пару не составляло особого труда. В 1960 году в жизни королевы подиума появился настоящий король — художник Лев Збарский . Именно под его фамилией Регину узнали во всем мире.
Семья или карьера?
Новоиспеченный муж был настоящим плейбоем. Он пользовался небывалым успехом у женщин, однако Регине удалось на какое-то время усмирить супруга. В течение 7 лет чета Збарских была одной из самых красивых пар московского бомонда. Благодаря своему мужу и модельеру Вячеславу Зайцеву манекенщица познакомилась с огромным количеством известных иностранных гостей, которые посещали в то время Советский Союз. Среди них были Ив Монтан и Пьер Карден .
В 1967 Регине предстояло сделать очень важный выбор в своей жизни. В 32 года она забеременела. Это известие застало ее врасплох: у Збарской была запланирована длительная поездка в Монреаль. Между ребенком и карьерой, к сожалению, она выбрала последнее. Что подтолкнуло ее к аборту — сказать сложно. Однако, если верить слухам, Лев не хотел детей, точнее он не хотел их именно от Регины. Художник ушел от жены сначала к актрисе Марианне Вертинской , а потом к Людмиле Максаковой , которая родила ему сына.
В 1972 году мужчина эмигрировал в Израиль, затем в США. После разрыва с мужем королева подиума ушла из Дома моделей. Известие о беременности новой пассии Збарского она переживала очень сложно, но не теряла надежды восстановить семью. Однако, когда Регина поняла, что Лев уезжает из страны, то вскрыла себе вены и попала в психиатрическую больницу.
После лечения Збарская попыталась вернуться в профессию. Несмотря на возраст и лишний вес у нее была такая возможность, ведь тогда одежду демонстрировали не только молоденькие красотки, но и модели постарше. Однако возвращение было недолгим — глядя на свои снимки для журнала и свежие, юные лица новых манекенщиц, Регина поняла, что ее время безвозвратно ушло.
Дурная слава
В 1973 году черная полоса в жизни экс-модели сменилась белой. По-крайней мере, Регина надеялась на это. Збарская познакомилась с югославским журналистом. Между ними завязался страстный, но короткий роман. Когда молодой человек вернулся на родину, он опубликовал сенсационную книгу «Сто ночей с Региной Збарской». Издание содержало признания женщины о ее доносах на коллег по цеху, откровенные фотографии и интимные подробности жизни королевы подиума. Конечно, на полках советских магазинов этот «труд» так и не появился.
Регина Збарская и Вячеслав Зайцев. Фото: РИА Новости
Что это было — очередное подлое предательство любимого человека или намеренная провокация громкого политического скандала самой Збарской? Учитывая нестабильное психическое здоровье Регины не исключено, что она знала о готовящейся публикации. Но новая «популярность» не давала ей спокойно жить. Она второй раз вскрыла вены и снова оказалась на больничной койке.
В 1982 году Вячеслав Зайцев хотел предложить Регине работать в его Доме моды на Проспекте мира. Но о возвращении на подиум нечего было и думать. В 1984 году она в последний раз снялась для журнала мод — надо ли говорить, что это была совсем другая Збарская. Потухший взгляд не смогли скрасить грим и искусно выставленный свет.
15 ноября 1987 году Регина в третий раз приняла решение покончить с собой. Находясь в больнице, женщина выпила горсть таблеток и заснула навсегда. О ее смерти сообщила радиостанция «Голос Америки», но в СССР уход одной из самых известных манекенщиц 60-х остался незамеченным. Многие некогда близкие к ней люди до сих пор не знают, где находится могила легендарной Регины Збарской. Мог ли кто-то предположить такой печальный финал столь яркой жизни? Вряд ли. Видимо не зря говорят в народе — «не родись красивой».