Все древние существа. Бессмертные существа в природе
Ни одно из подземелий, обнаруженных в Кремле, не было исследовано полностью. История кремлевских подземелий - одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Чем же так притягательны подземелья Кремля? Съемочная группа Первого канала спустилась в подземный ход Угловой Арсенальной башни Кремля.
Слухи о Кремлевских подземельях поползли в XVII веке. Тогда говорили, что под Тайницкой башней есть кладовая, в которой хранится уникальная библиотека Ивана Грозного.
По слухам, именно во время правления Софьи подземелья башни тщательно исследовали. В царские времена в Кремле под соборами и теремами устраивались казнохранилища и тайные палаты, боевые ходы и внутристенные переходы.
ПОДЗЕМНЫЕ ТАЙНЫ КРЕМЛЯ
В Тайницкой башне был тайный подземный проход к реке для добывания воды во время осады. В 1852 году после ливня в размытой мостовой у подножия башни открылись 4 подземные палаты. Фотографии обнаруженных подземелий Кремля вместе с их описаниями в 1920-е бесследно исчезли.
В 1930-е годы Кремль был закрыт для посещений и считался “особой зоной”. Археолог обнаружил в Кремле не один подземный тайник. Археолог мечтал открыть подземную Москву для туристов, как открыты для них овеянные романтикой подземелья Парижа или римские катакомбы.
В другой части подземелья покоились малолетние царские дочери. В 1929 г. вместе с Вознесенским был уничтожен также и Чудов монастырь, простоявший в Кремле без малого 600 лет. Их взорвали, чтобы не мозолили глаза кремлевским небожителям. В самом центре Кремля, в подклети церкви Ризположения, есть уникальный лапидарий (лапидус по-лат.
Тайны кремлевских подземелий
В Кремле в подземелье Архангельского собора находится единственный в мире женский некрополь. В нашей столице множество удивительных и загадочных мест, но, пожалуй, одно из самых примечательных среди них это легендарные подземные сооружения под Кремлем.
Загадочные и зловещие кремлевские подземелья
И начнется наша экскурсия в историю этого удивительного места с человека, которому принадлежит одна из ключевых ролей в обнаружении подземелий.
Подземные тайны Москвы. Часть 1. Москва ниже уровня асфальта
Сегодня же историки уверяют нас, что когда-то все кремлевские стены были изрезаны подобными ходами и галереями. И подтверждением тому стала находка второго человека, заинтересовавшегося подземельями Кремля.
Известнейший советский археолог И. Я. Стеллецкий после этой находки выдвинул версию, что именно Сенатская башня является входом в легендарные подземелья Кремля.
Так что, хотя сегодня известно, что окрестности Кремля испещрены подземными ходами, прогулка по ним для любопытствующих туристов, увы, недоступна.
Экскурсия в историю подземелий Кремля была бы неполной без упоминания призраков, облюбовавших эти места. Так особенно известен призрак знаменитой Фанни Каплан, известная покушением на В.И. Ленина. Ее дух, как говорят, обитает в стенах тайника Комендатской башни. Есть свидетельства и о другом призраке, обитающем в мрачных коридорах кремлевских подземелий.
Что делает дух кровавого тирана в этих подземельях, не ведая покоя, неизвестно. Видели в стенах Кремля и самого Владимира Ильича. Поражающая своими размерами сеть кремлевских подземелий уходит своими корнями в историю правления древнего рода князей Рюриковичей, и в частности государя всея Руси Ивана Грозного.
Другие, подобные истории:
Подземелье так и не изучено полностью, многие из его сводов обветшали с течением времени, и работы там опасны. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века существовал проект открытия туристических маршрутов по подземельям Кремля.
Москва на велосипеде
В башнях Китай-города существовали подземелья-слухи. Они позволяли определить, в каком направлении неприятель ведет подкоп под стены, чтобы заложить пороховой заряд. Здесь же были найдены подземные ходы для тайных вылазок.
Ход был проложен шесть веков назад. Узкие проходы,… В результате был обнаружен подземный ход, который вел в белокаменные палаты, где находились сундуки с книгами.
Но есть и те, кто уверен, библиотека существует. 1996-2015, Первый канал. Все права защищены. Подземелья сообщались между собой и имели несколько выходов на поверхность земли. Один существовал в подвале Архангельского собора, другой - под Боровицкой башней.
Их волновали и странные воронки, мгновенно возникавшие на территории Кремля. Кроме того, Стеллецкий сообщил в НКВД о существовании тайного хода от Спасской башни до храма Василия Блаженного “весьма загадочного назначения”.
А раскопанный им подземный ход вскоре замуровали. В начале 90-х существовал план создания подземных музеев и туристических маршрутов.
В советские годы большинство из них - после осмотра представителями спецслужб - навсегда опечатывалось, засыпалось землей и заливалось бетоном. При закладке фундамента Большого Кремлевского дворца была найдена древняя церковь Воскрешения Лазаря с коридорами и тайниками.
В одном из них хранилась церковная казна. В подземельях приказов имелась потайная комната с сокровищами царя Алексея Михайловича. В 1917 г. в поисках царских сокровищ солдаты проникли в подвалы Потешного дворца, где было обнаружено много замуровок.
Последнее видео (показано 24 из 26209)
В 1929 году при разгроме Вознесенского монастыря в Судную палату были перенесены каменные саркофаги с останками великих княгинь. Полсотни саркофагов общим весом около 40 тонн были практически вручную перенесены музейными работниками к Aрхангельскому собору и через пролом в своде опущены в подземную палату.
Самое просматриваемое
Даже после смерти Грозный не обрел долгожданного покоя. Возможно, поэтому его неприкаянную тень до сих пор видят в кремлевских лабиринтах.
Теперь на месте двух самых известных снесенных монастырей - самая большая площадь Кремля, прямо аэродром. В 1989 г. археологами под землей, в одном из подвалов монастыря, был обнаружен необычный тайник: каменный саркофаг с искусно выполненной (в рост человека) куклой, одетой в военный мундир.
Поговаривали, что люком в подземный Кремль являлась Сенатская башня. В 1929 году во время очистки от мусора подземной части башни под ней было обнаружено подземелье глубиной более 6 метров.
Подземелья Московского Кремля долгие годы привлекают внимание историков и археологов. Исследования и и раскопки проводились здесь неоднократно, но подземный Кремль по-прежнему хранит массу загадок.
Раскопки пономаря
Московский Кремль испокон веков был не только символом государевой власти, но и местом, о котором слагались легенды. Не все из них возникали на пустом месте. Многие основаны на реальных документах, докладах и записках служивых людей. И сотни лет археологии не оставляли надежды проникнуть в тайны подземелий. Их пытались исследовать три раза, и каждый раз раскопки останавливали сверху.
Первую попытку осенью 1718 года предпринял пономарь церкви Иоанна Предтечи на Пресне Конон Осипов. Ссылаясь на слова дьяка Большой казны Василия Макарьева, который в 1682 году по приказу царевны Софьи спускался в тайный ход, ведущий от Тайницкой башни до Собакиной (Угловой Арсенальной) и якобы видел палаты, забитые сундуками, пономарь испросил у князя Ромодановского дозволения поискать их. К несчастью, самого дьяка уже не было в живых. В Тайницкой башне пономарь нашел вход в галерею, которую надо было раскопать, и ему даже дали солдат, но возникла опасность обрушения, работы свернули. Через шесть лет Осипов вернулся к поискам по указу Петра I. Пономарю выделили для работ арестантов, но поиски успехами не увенчались. В Арсенальной угловой Осипов нашел вход в подземелье, который был затоплен водой из родника. Через пять метров он наткнулся на столб Арсенала, и взломав его посередине, уперся в породу. Через десять лет он провел раскопки внутри Кремля, чтобы «перехватить» ход Макарьева, но снова потерпел поражение.
Попытка Щербатова
История получила продолжение в 1894 году.
Дело подхватил чиновник особых поручений князь Николай Щербатов. В Набатной башне он нашел вход в замурованную галерею, идущую к Константино-Еленинской башне. В Константино-Еленинской башне нашли встречный сводчатый коридор длиной 62 метра. В конце галереи за кирпичной кладкой нашли тайник - пушечные ядра. Позже Щербатов разобрал пол в Набатной и нашел ход, ведущий в этот тайник с другой стороны. Исследуя Угловую Арсенальную башню, Щербатов, как и Осипов, не смог проникнуть дальше. Тогда князь решил пробить подземную галерею со стороны Александровского сада. Ход шел под Троицкой башней и привел в небольшую палату с каменными сводами, на полу которой был люк, ведший в такую же комнату ниже. Верхняя палата соединялась коридором с еще одним помещением. Из второй палаты начинался низкий тоннель, который выходил в стену. Под Боровицкой башней Щербатов нашел часовню, подземелье под отводной стрельницей, ход, который вел на Императорскую площадь, «подошвенный бой», позволявший держать под обстрелом пространство вблизи башни и палаты под съездом.
Родник
После революции к власти пришли большевики и сразу же озаботились безопасностью цитадели. Они изъяли фотографии ходов у Щербатова, засыпали колодец в Тайницкой башне, замуровали нижние палаты в Троицкой. После того, как осенью 1933 года во дворе здания правительства под землю провалился красноармеец, для исследования подземелий был приглашен археолог Игнатий Стеллецкий. В свое время он выдвинул версию о том, что колодец Тайницкой башни когда-то был сухим, и из него шли ходы. Его раскопки «осиповского» хода под Угловой Арсенальной привели к открытиям. Под стеной нашли разгрузочную арку, открыли выход в Александровский сад, который тут же был замурован. Но потом Стеллецкий уперся в каменную глыбу. Он считал, что дальше проход свободен от земли, но ученому запретили раскопки и приказали расчистить подземелье Угловой Арсенальной до дна. Оказалось, родник, который то и дело затапливал подземелья, был заключен в каменный колодец диаметром в пять метров и глубиной в семь.
Неожиданные находки
До дна он был расчищен в 1975 году. Археологи нашли в нем два воинских шлема, стремена и фрагменты кольчуги конца XV века, каменные ядра. На дне колодцы был устроен водосброс, который, должен был защищать емкость от переполнения. После его расчистки проблемы с затоплением прекратились.
Кроме археологов открытия делали и строители. В 1930 году на Красной площади они нашли подземный ход, в котором были найдены несколько скелетов в доспехах. На глубине пяти метров он шел от Спасской башни в сторону Лобного места и имел кирпичные стены и свод из кованого железа. Ход был сразу засыпан землей. В 1960 году, заметив микроскопическую трещину в мавзолее Ленина, архитекторы стали выяснять причину и нашли под мавзолеем подземный ход высотой в человеческий рост на глубине 15 метров. В июне 1974 года у Средней Арсенальной башни археологи обнаружили внутристенный проход. За замуровкой открылась засыпанная землей лестница 15 века, которая могла вести в заветные тоннели. Годом ранее у Набатной башни нашли галерею, шедшую от Набатной к Спасской башне, но начало и конец галереи найти не удалось.
Подземные дороги
Однако, ходы - это еще не все! Ведь территория Кремля большая.
15 апреля 1882 года провалом открылось подземелье посредине дороги между Царь-пушкой и стеной Чудова монастыря. По нему могли пройти в ряд трое полицейских. Один конец тоннеля упирался в стену Чудова монастыря, а второй был завален камнями. При рытье фундамента Благовещенского монастыря в 1840 году были найдены погреба и подземные ходы с грудами человеческих останков. Рассказывают о целой дороге, проходящей под Благовещенским собором. Здесь же в соборе князь Щербатов открыл тайник, который мог вести дальше, вниз. Князь расчищал от мусора пространство под полом и дошел до мозаичного пола, который запросто мог быть сводом подземного тоннеля или сооружения. Загадкой остается и таинственная железная дверь, якобы находящаяся в подземельях между Благовещенским и Архангельским собором.
Кремль - подземный
Некоторые особо ретивые исследователи подземной Москвы уверяют нас, что Кремль изначально задумывался как огромное подземное сооружение, для чего на месте Боровицкого холма вырыли котлован, в котором была заложена целая система тоннелей, комнат и галерей. И только после этого строители приступили к созданию наземной части Кремля. Затем, мол, планы подземелий были утеряны или специально сожжены. Если учитывать глубину культурного слоя, которая внутри Кремля местами достигает семи-восьми метров, можно с уверенностью сказать, что многие находки раньше располагались на поверхности Боровицкого холма.
Правда, загадок от этого меньше не становится.
Майя Новик
Кремлёвские подземелья, поражающие воображение не только своими размерами, но и множеством хранимых ими тайн, стали наследием последних князей Ивана III, его сына Василия III и, наконец, первого русского царя Ивана Грозного. В них были устроены и царские сокровищницы, и пороховые склады, и мрачные темницы, не уступавшие тем, что создавались в замках средневековой Европы.
Тайны, сокрытые в подземельях
На протяжении последних трёх столетий неоднократно предпринимались попытки проникнуть в тайны подземелий, лежащих в самом центре столицы. Поводом подчас служило не только любопытство, но и сугубо меркантильный интерес. Предание гласит, что подземелья Московского Кремля скрывают в своих потаённых комнатах сундуки полные золота, принадлежавшие казне или являвшиеся личными запасами её правителей.
Но не только «презренный металл» всегда манил к себе исследователей подземных лабиринтов, есть основания полагать, что в них спрятана и уже долгие годы ждёт своих обладателей величайшая историческая и духовная ценность древности - библиотека Ивана Грозного. Содержащая в себе несколько тысяч ценнейших свитков и фолиантов она принадлежала некогда императорам Византии, а в XI веке Великому Киевскому князю Ярославу Мудрому. Принято считать, что Иван Грозный незадолго до своей кончины приказал скрыть это сокровище в глубине подземелий.
Пономарь-спелеолог
Первая известная на сегодня попытка приоткрыть завесу неведомого была предпринята в 1718 году пономарём пресненской церкви Иоанна Предтечи Кононом Осиповым. Толчком к этому послужил слышанный им прежде рассказ дьяка Казённого приказа Василия Макарьева, который, выполняя повеление царевны Софьи, спускался прежде в подземелья Кремля вблизи Тайницкой башни и видел там обширные помещения, заполненные потемневшими от времени сундуками. Сам дьяк к тому времени уже умер.
В самой Тайницкой башне Осипову удалось отыскать вход в галерею, заваленную землёй. Двигаться по ней можно было, лишь предварительно раскопав проход. Но едва он и выделенные ему в помощь солдаты углубились на несколько метров, как свод галереи осел, грозя в любую минуту обрушиться. Не желая рисковать ни своей жизнью, ни жизнями солдат, пономарь отказался от задуманного.
Последующие попытки
Возобновить экспедицию ему пришлось через шесть лет, но уже не по своему желанию, а по приказу Петра I. Государь, как известно, шутить не любил, и, отказавшись, злосчастный пономарь мог расстаться с жизнью, не спускаясь в подземелья Кремля. На этот раз ему в помощь были выделены не солдаты, а осуждённые преступники: погибнут под завалом, и ладно. Однако повторить попытку в Тайницкой башне он всё же не рискнул.
В этот раз Осипов начал с Арсенальной угловой башни и вскоре сумел обнаружить там вход в подземелье. Но двигаться по нему было невозможно из-за родниковой воды, которой он был полностью затоплен. Пришлось вновь возвращаться ни с чем. Последнюю попытку пономарь предпринял спустя ещё десять лет. Он попытался повторить маршрут, пройденный в своё время казённым дьяком Макарьевым, однако и здесь подземелья Московского Кремля оказались неприступны.
Изыскания князя Щербакова
В течение последующих ста шестидесяти лет экспедиции в подземелья не предпринимались. Во всяком случае, сведений о них нет. Рассказанная выше история получила продолжение лишь в конце XIX века, когда тайнами, сокрытыми под стенами Кремля, заинтересовался князь Николай Щербаков - учёный, исполнявший тогда должность чиновника по особым поручениям.
В основании он обнаружил замурованный вход в галерею, ведущую к соседней с Константино-Еленинской башне. Разобрав кладку, князь оказался в сводчатом подземном коридоре и, двигаясь по нему, обнаружил помещение, в котором хранились десятки Впоследствии к этому тайному арсеналу князь обнаружил ещё один проход, ведущий из той же Набатной башни, но с другой стороны.
Открытия, сделанные князем
Князь попытался исследовать и Угловую Арсенальную башню, в которой до него потерпел неудачу пономарь Осипов, но так же, как и тот, отступил, не рискнув вверять свою жизнь ветхим сводам, готовым обрушиться в любую минуту. В дальнейшем уже под ему удалось раскопать часовню, ведущий на Императорскую площадь Кремля, а также ряд помещений, имевших фортификационное назначение.
С помощью несовершенной по тем временам фотографической техники князь запечатлел всё изученное им подземелье под Кремлём. Фото хранились затем в его личном собрании вплоть до революции.
Потребность, продиктованная жизнью
После прихода к власти большевиков новые хозяева, прежде всего, позаботились о том, чтобы потенциальные враги не смогли использовать подземелья Кремля для проведения террористических актов. С этой целью по их распоряжению были изъяты и, судя по всему, уничтожены все сделанные князем Щербаковым фотографии и планы, а большинство подземных ходов и помещений замурованы.
Однако в 1933 году вблизи Оружейной палаты неожиданно для всех провалился под землю красноармеец охранного подразделения. Это стало свидетельством того, что подземелье под Кремлём требует детального изучения, в противном же случае оно может таить в себе опасность обрушения.
Кстати, этот случай был уже не первым. Ещё в 1882 году на участке между Царь-пушкой и стеной Чудова монастыря грунт неожиданно провалился, открыв неизвестное до той поры подземное помещение. В сентябре 1933 года было принято решение о проведении исследовательских работ и необходимых профилактических мероприятий. Руководить ими было поручено известному археологу Игнатию Стеллецкому.
Результаты исследований
Были открыты и изучены несколько линий подземных коммуникаций, одна из которых имела выход непосредственно в Александровский сад. Однако основной интерес для учёных представлял вход в подземелья Арсенальной угловой башни. Как выяснилось в ходе работ, затопивший его родник был заключён в широкий и глубокий колодец, снабжённый водосбросом. Именно его засорение и стало причиной переполнения колодца и последующего затопления всего помещения.
В тот период работы не были доведены до конца, завершить их удалось лишь в 1975 году. Откачав воду и расчистив путь к основанию колодца, учёные обнаружили два воинских шлема, фрагментны кольчуги и несколько каменных пушечных ядер. Все эти находки были датированы XIV веком.
Случайные находки
Но не только на долю учёных, изучавших подземелья Кремля, выпадали различные открытия. Были и совершенно неожиданные находки. Например, в 1930 году во время проведения земляных работ на Красной площади рабочие обнаружили на глубине пяти метров подземный ход, в глубине которого им открылись несколько скелетов, облачённых в доспехи. Навсегда останется тайной причина, заставившая этих воинов окончить свою жизнь во тьме подземелий.
Известен также случай, когда незначительная трещина, появившаяся в 1960 году на стене мавзолея, побудила провести исследование грунта, на котором он был возведён. В результате на глубине пятнадцати метров был обнаружен подземный ход настолько просторный, что по нему мог в полный рост передвигаться взрослый человек.
Смерть, сокрытая в подземельях
Почти за сто лет до этого (в 1840 году) во время рытья котлована для фундамента собора Благовещенского монастыря строителей ожидала весьма зловещая находка: земляная стена неожиданно обрушилась, и перед ними открылся подземный ход, заполненный грудой человеческих останков. О том, какая здесь разыгралась трагедия, стоившая жизни этим людям, мы также никогда не узнаем.
Но есть подземелья, страшное предназначение которых стало достоянием истории. Документально установлено, что под угловой выходящей к Васильевскому спуску, в недрах земли находились застенки, в которых на протяжении веков находили мученическую смерть те, на кого обрушился гнев государя. Здесь по приказу Ивана III за дерзкие речи лишился языка боярин И.Н. Берсеню-Беклемишев и здесь же после долгих истязаний скончался обвинённый Иваном Грозным в измене князь А.Ф. Хованский.
Легенды и предания подземного мира
Подземелья Кремля, фото которых представлены в этой статье, хранят в себе немало мест, связанных с кровью и мучениями. Стоит ли удивляться, что с ними связаны самые невероятные легенды о выходцах с того света, блуждающих в подземных коридорах и порой повергающих в ужас случайных свидетелей.
Чаще всего в них упоминается дух Ивана Грозного, лишённого за свои злодеяния вечного покоя и обречённого на бесконечные скитания. О встречи с ним сохранилась запись, сделанная в мая 1896 года лично Николаем II, находившимся в Московском Кремле по случаю коронации. Ему и его жене Александре Фёдоровне в те дни явился обагрённый кровью призрак царя-тирана, что дало впоследствии повод многим увидеть в этом предзнаменование будущий крах трёхсотлетней династии.
Дух самозванца
Но не только дух грозного царя нарушает ночной покой Кремля. После того, как в мае 1606 года разъярённой толпой там был растерзан самозванец, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I, его призрак стал время от времени появляться между зубцами древних стен. Любопытно, что последний раз его появление было замечено августовской ночью 1991 года как раз накануне начала известных событий.
Часовой, поседевший за ночь
Мистика и подземелья Кремля давно слились воедино. Свидетельством того стала история, получившая широкую известность лет сорок назад. Однажды ночью поднял тревогу молодой охранник, находившийся на посту в старом здании у Патриарших палат, где в прежние времена помещалась квартира печально известного наркома внутренних дел Н.И. Ежова.
Прибывшая через пару минут команда обнаружила своего сослуживца сидящим на асфальте возле подъезда в состоянии глубокого шока. Его волосы были абсолютно седыми, а лицо изменилось настолько, что с трудом угадывались знакомые черты.
Выходец из иного мира
Лишь через несколько дней в палате военного госпиталя охранник смог дать первые показания. Как стало известно с его слов, около полуночи он отчётливо услышал звук шагов, спускавшихся по лестнице. Вслед за тем внизу звякнул ключ в замке запертой и опечатанной наружной двери. Не сомневаясь в том, что произошло несанкционированное проникновение на охраняемый им объект, охранник нажал тревожную кнопку, а сам, расстёгивая на ходу кобуру, бросился вслед нарушителю.
Выскочив на улицу, он увидел в нескольких шагах от себя удаляющуюся невысокую фигуру в длиннополой шинели. На его окрик неизвестный остановился и обернулся. В лунном свете перед ним стоял хорошо знакомый по старым фотографиям кровавый нарком НКВД.
Столь поразительное сходство с Ежовым молодые и крепкие нервы часового, пожалуй, могли бы выдержать. Но когда тот стал, медленно растворяясь в воздухе, проваливаться под землю, с парнем случился нервный шок. Через три месяца его комиссовали.
Экскурсии в мир неведомого
Тайны Московского Кремля, подземелья и всех прилегающих к нему улиц привлекают к себе не только учёных, но и тех, кому дорога наша история. И таких людей в стране немало. Кроме того, есть и просто любители острых ощущений и избыточного адреналина в крови. Их воображение подхлёстывают рассказы о том, что спрятано в подземелье Кремля, о тех потусторонних силах, которые стерегут эти клады. Их не пугают ни усталость, ни финансовые расходы.
Для них в наши дни предоставлена возможность лично посетить подземелья Кремля. Экскурсия может быть заказана в любом из туристических агентств, специализирующихся в этом направлении. Заранее укомплектованные группы возглавляются профессиональными диггерами и спелестологами - специалистами в области изучения подземных коммуникаций и искусственных пещер.
Восторг и ужас, пережитый в подземельях
На принадлежащих агентствам интернет-сайтах можно ознакомиться с записями тех, кто уже посетил подземелья Московского Кремля. Отзывы, как правило, самые восторженные. Несмотря на то что каждое агентство по-своему организует экскурсии и по-разному подаёт материал, в целом у экскурсантов создаётся незабываемое впечатление, остающееся затем надолго в памяти.
Единственное, на что многие обращают внимание - это вызывающая усталость физическая нагрузка, связанная с пешей прогулкой по подземным лабиринтам. Но удовольствие, полученное от соприкосновения с таинственным миром, того стоит.
О чем мечтает среднестатистический человек? О богатстве, славе, карьере или в крайнем случае об идеальном спутнике жизни. В то же время у всех людей есть одна общая мечта. Мы желаем жить вечно !
Кто из нас не хотел бы остановить процесс старения где-нибудь между 25 и 35 годами своей жизни? На этом желании спекулировали алхимики Средневековья, спекулируют и жулики современности, а серьезные ученые нет-нет да обмолвятся об очередной теории вечной жизни. И любое научное открытие в этой области воспринимается с огромным воодушевлением и надеждой.
ВЕЧНАЯ МЕДУЗА
Среди совсем короткого перечня живых существ, чья жизнь тянется удивительно долго, лишь медуза Turritopsis Nutricula обладает возможностью истинного бессмертия. Выяснилось, что погибнуть этот организм может исключительно от внешнего воздействия. Мало того, этот загадочный вид медуз не только может жить вечно, но еще и не стареет!
Если биологи найдут способ передать наиболее важные качества бессмертных медуз людям, больше всех должны будут обрадоваться страстные натуры, поскольку медузы Turritopsis Nutricula молодеют сразу же после процесса спаривания, попросту говоря, акта любви в человеческом понимании.
Омолаживающий половой акт у этого вида медуз может происходить сколько угодно раз. Удивительно, что, по наблюдениям тех же ученых, абсолютно все остальные виды медуз после спаривания погибают.
Тщательное изучение Turritopsis Nutricula привело к пониманию, что ничего сверхъестественного в их организмах нет. Все дело в том, что клетки медуз имеют возможность трансформироваться, поскольку по своей природе являются стволовыми клетками. В небольших количествах эти клетки есть и у человека, а современная медицина давно и успешно применяет их в косметологических процедурах.
Несмотря на небольшие размеры этого уникального вида медуз (4-5 мм в диаметре), ученые всерьез обеспокоены огромным ростом популяции этих существ. Так, доктор Мария Мигилиетта из Смитсоновского института тропических исследований считает, что бессмертные медузы уже начали захват вод Мирового океана, тем самым нарушая баланс биосферы.
КОЛЛЕГИ ПО БЕССМЕРТИЮ
Несмотря на то что лишь Turritopsis Nutricula официально признаны бессмертными существами, в мире существуют и другие претенденты на это почетное звание.
Следом идут вечно молодые гидры. Примечательно, что если о бессмертии медуз человечество узнало сравнительно недавно, то о том, что гидры уникальны по продолжительности жизни, ученые заговорили еще в XIX веке. В конце XX века ученые экспериментально доказали, что гидры никогда не стареют.
Умирают они либо от болезней, либо от того, что их банально едят. Еще одной интересной особенностью гидр является способ размножения. Это, наверное, единственные существа в мире, которые могут размножаться как самостоятельно, так и с помощью партнера. При этом ученым также известны как разнополые гидры, так и гидры-гермафродиты.
Следующий претендент на вечность — один из излюбленных деликатесов богатейших людей мира — омар. И мало кто из гурманов, ловко разделывающих щипцами этих жителей моря, знает, что омары имеют самовосста-навливающуюся ДНК. Фактически это означает, что они могли бы жить вечно, если бы не люди, болезни и несчастные случаи.
Ученые искали внутренние причины в организме омаров, которые могли бы привести к их смерти, но тщетно. С возрастом у них не спадает отличный аппетит, хорошо работает репродуктивная функция, не наблюдается упадка сил или ухудшения здоровья. В итоге биологи признали, что единственной причиной смерти омара может быть лишь некий внешний фактор, которым в 99% становятся рыбаки.
Еще одним долгожителем среди обитателей морской пучины является морской еж. Фантастические особенности обнаружили у морских ежей ученые из Орегонского университета. После длительных исследований выяснилось, что морской еж, как и омар, не только не стареет, но, например, в столетнем возрасте обладает теми же способностями, что и в десять лет.
Причиной его гибели также является не естественная смерть в процессе старения, а исключительно болезни, морские хищники и рыбаки! Интересно, что долгое время считалось, будто морские ежи живут в среднем не более 10-15 лет.
Однако впоследствии, в 1950-х годах, выяснилось, что возраст морских ежей можно определить не по состоянию организма, а лишь по размеру самого ежа. Чем морской еж больше, тем он старше, причем расти он не перестает на протяжении всей своей жизни! Так, например, морские ежи, имеющие диаметр 20 см, разменяли две сотни лет.
Скептики могут возразить, что омары — популярный деликатес, поэтому их популяция, несмотря на бессмертность, невелика, но почему морские ежи, имея бесконечную жизнь и отличную репродуктивную функцию, до сих пор целиком не захватили моря и океаны? Ответ прост — все дело в ценности их икры.
Японцы, ежегодно употребляющие в пищу более 500 т икры морского ежа, готовы скупать ее в любом количестве.
На самом деле это не совсем икра, это его половые железы. Жители Страны восходящего солнца пристрастились к ним много веков назад и едят как в сыром виде, так и в жареном, вареном и даже маринованном.
Но главное — это вовсе не вкусовые качества. Знатоки называют эти железы «морским женьшенем». И исследования доказали, что в них содержатся ценнейшие биологически активные вещества, которые благоприятно влияют на кровяное давление, сердечно-сосудистую деятельность, излечивают болезни щитовидной железы, повышают потенцию и сопротивляемость организма к разного рода инфекциям и даже выводят из организма радионуклиды!
Более того, ряд ученых полагает, что самая высокая в мире средняя продолжительность жизни японцев — 89 лет — связана именно с пристрастием к этому продукту.
ВЕЧНЫЙ ЗЕМЛЕКОП
Но не только пучина морей и океанов способна даровать вечную жизнь. В Африке существуют и сухопутные нестареющие животные. Наиболее изучен африканский подземный грызун — голый землекоп. Не правда ли, замечательное прозвище для существа, по своей сути напоминающего нашего родного крота средней полосы России?
Как утверждают ученые из университета Рочестера, этот удивительный зверек никогда не стареет и не болеет раком! Живут голые землекопы в саваннах и полупустынях таких стран, как Сомали, Эфиопия или Кения. Размерами они, как правило, не больше средней мыши. Правда, в отличие от мышей, живущих всего около 2-3 лет, они порой достигают возраста 30 и более лет.
Внешне голые землекопы целиком и полностью оправдывают свое название, поскольку похожи на только что родившихся маленьких крысят. Различие состоит лишь в том, что, даже став взрослыми особями, землекопы так и не покрываются шерстью.
Изучив взрослые особи голых землекопов, ученые с удивлением отметили, что у них полностью отсутствуют такие признаки старения, как дряблость мышц, нарушение функции воспроизводства или болезни костей.
Оказалось, все дело в теломерах — концевых участках хромосом. Из-за их наличия у голых землекопов не происходит клеточного старения. При этом, что интересно, у обычных мышей и еще ряда животных наличие этого фермента вызывает рак и преждевременную смерть, а вот голым землекопам он, наоборот, помогает сохранять вечную молодость.
В ходе длительных экспериментов выяснилось, что в организме голого землекопа также присутствует гиалуроновая кислота, которая, несмотря на активное деление клеток, защищает животного от рака. Есть эта кислота и в организме человека.
Различие в том, что у голого землекопа она высокомолекулярная, а у человека — низкомолекулярная. Выяснилось, что при добавлении высокомолекулярной гиалуроновой кислоты в клетки человека в них замедляются процессы старения и значительно снижается риск раковых заболеваний!
Сегодня ученые продолжают исследования голого землекопа и высокомолекулярной гиалуроновой кислоты, надеясь, что в самом скором времени на основе этих исследований будет создан препарат, дарующий человеку не только вечную молодость, но и жизнь без раковых заболеваний.
Дмитрий СОКОЛОВ
Вы можете прочитать другие новости на эту тему:
Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, давшей современности множество культурных богатств и вдохновлявшей деятелей науки и искусства. Мифы Древней Греции гостеприимно распахивают двери в мир, населённый богами, героями и чудовищами. Хитросплетения взаимоотношений, коварство натуры, божественной или человеческой, немыслимые фантазии погружают нас в пучины страстей, заставляя содрогаться от ужаса, сопереживания и восхищения гармонией той реальности, существовавшей много веков назад, но такой актуальной во все времена!
1) Тифон
Самое могучее и устращающее существо из всех порождённых Геей, олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. Чудовище обладает невероятной силой и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами. Из его пастей раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах. Тифон был отцом мифических чудовищ от Ехидны: Орфа, Цербера, Гидры, Колхидского Дракона и других, которые на земле и под землёй угрожали человеческому роду, пока герой Геракл не уничтожил их, кроме Сфинкса, Цербера и Химеры. От Тифона пошли все ветры-пустовеи, кроме Нота, Борея и Зефира. Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса. Тифон был настолько устращающ и силён, что боги-олимпийцы бежали из своей обители, отказавшись от сражения с ним. Лишь Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками. Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар под гору Этна на острове Сицилия. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются молнии, ранее брошенные Зевсом. Тифон служил олицетворением разрушительных сил природы, таких, как ураганы, вулканы, смерчи. От английского варианта этого греческого имени и произошло слово «тайфун».
2) Дракайны
Представляют собой змею или дракона женского пола, часто с человеческим чертами. К дракайнам относятся, в частности, Ламия и Ехидна.
Название «ламия» этимологически происходит из Ассирии и Вавилона, где так называли демонов, убивающих грудных младенцев. Ламия, дочь Посейдона, была царицей Ливии, возлюбленной Зевса и родила от него детей. Необыкновенная красота самой Ламии разожгла огонь мести в сердце Геры, и Гера из ревности убила детей Ламии, превратила её красоту в безобразие и лишила возлюбленную мужа сна. Ламия была вынуждена укрыться в пещере и по велению Геры превратилась в кровавое чудовище, в отчаянии и безумии похищавшее и пожиравшее чужих детей. Так как Гера лишила её сна, Ламия неустанно бродила по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она могла стать безвредной. Став в новом облике наполовину женщиной, наполовину змеёй, она породила жуткое потомство, именуемое ламиями. Ламии обладают полиморфическими способностями, могут выступать в различных ипостасях, обычно как зверо-человеческие гибриды. Однако чаще они уподобляются красивым девушкам, поскольку так легче очаровать неосторожных мужчин. Нападают они и на спящих и лишают их жизненных сил. Эти ночные привидения под видом прекрасных дев и юношей высасывают кровь у молодых людей. Ламией в древности называли также упырей и вампиров, которые по народному представлению новогреков, гипнотическим способом завлекали юношей и девственниц и затем умерщвляли их, выпивая их кровь. Ламию при некотором умении легко разоблачить, для этого достаточно заставить её подать голос. Поскольку язык у ламий раздвоенный, то они лишены способности говорить, однако умеют мелодично свистеть. В более поздних легендах европейских народов Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью красивой женщины. Ассоциировалась также с ночным кошмаром - Марой.
Дочь Форкиса и Кето, внучка Геи-Земли и бога моря Понта, она изображалась в виде исполинской женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, реже ящерицы, совмещая красоту с коварным и злобным нравом. Произвела на свет от Тифона целый сонм чудищ, различных по внешности, но отвратительных по своей сущности. Когда она напала на олимпийцев, Зевс отгонял её и Тифона. После победы громовержец заключил Тифона под гору Этна, но позволил Ехидне и её детям жить в качестве вызова будущим героям. Она была бессмертной и нестареющей и обитала в мрачной пещере под землёй вдали от людей и богов. Выползая на охоту, она подстерегала и заманивала путников, в дальнейшем безжалостно пожирая их. Владычица змей Ехидна обладала необыкновенно гипнотическим взглядом, сопротивляться которому были не в состоянии не только люди, но и животные. В различных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом во время своего безмятежного сна. Ехидна по своей природе является хтоническим божеством, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена героями, знаменуя победу древнегреческой героической мифологии над первобытным тератоморфизмом. Древнегреческое сказание о Ехидне легло в основу средневековых легенд о чудовищной рептилии как самом мерзком из всех существ и безусловном враге человечества, а также служило объяснением происхождению драконов. Именем Ехидны названо яйцекладущее млекопитающее, покрытое иглами, обитающее в Австралии и на островах Тихого океана, а также австралийская змея, самая крупная из ядовитых змей в мире. Ехидной также называют злого, язвительного, коварного человека.
3) Горгоны
Эти чудовища были дочерьми морского божества Форкиса и его сестры Кето. Существует также версия, что они были дочерьми Тифона и Ехидны. Сестёр было трое: Эвриала, Сфено и Медуза Горгона - самая известная из них и единственная смертная из трёх чудовищных сестёр. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень всё живое. Во время поединка героя Персея с Медузой, она была беременна от бога морей Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона - великан Хрисаор (отец Гериона) и крылатый конь Пегас. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Ливийская легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились красные кораллы. Персей воспользовался головой Медузы в бою с морским драконом, посланным Посейдоном опустошать Эфиопию. Показав лик Медузы чудовищу, Персей превратил его в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву дракону. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили Горгоны и была убита Медуза, изображённая на флаге региона. В искусстве Медуза изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и часто кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона. Отдельная иконография - изображения отрубленной головы Медузы в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. Декоративный мотив - горгонейон - украшает до сих пор одежду, предметы обихода, оружие, инструменты, украшения, монеты и фасады зданий. Считается, что мифы о Горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини-прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В славянских средневековых книжных легендах Медуза Горгона превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию. Животное медуза получило своё название именно из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной Медузы Горгоны. В переносном смысле «горгона» - ворчливая, злобная женщина.
Три богини старости, внучки Геи и Понта, сёстры Горгон. Их звали Дейно (Дрожь), Пефредо (Тревога) и Энио (Ужас). Они были седыми от рождения, на троих у них один глаз, которым они пользовались поочерёдно. Только Грайи знали местонахождение острова Медузы Горгоны. По совету Гермеса Персей направился именно к ним. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых сестёр. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Именно этот момент и выбрал Персей, чтобы забрать глаз. Беспомощные грайи пришли в ужас и готовы были сделать всё, лишь бы герой вернул им сокровище. После того, как им пришлось рассказать, как найти Медузу Горгону и где достать крылатые сандалии, волшебную сумку и шлем-невидимку, Персей отдал око грайям.
Это чудовище, рождённое Ехидной и Тифоном, имело три головы: одна была львиная, вторая - козья, росшая на спине, а третьей, змеиной, заканчивался хвост. Оно дышало огнём и сжигало всё на своём пути, опустошая дома и посевы жителей Ликии. Неоднократные попытки убить Химеру, предпринимаемые царём Ликии, терпели неизменное поражение. Ни один человек не решался близко подходить к её жилищу, окружённому разлагающимися тушами обезглавленных животных. Выполняя волю царя Иобата, сын царя Коринфа Беллерофонт на крылатом Пегасе направился к пещере Химеры. Герой убил её, как и было предсказано богами, поразив Химеру стрелой из лука. В доказательство своего подвига Беллерофонт доставил одну из отрезанных голов чудовища ликийскому царю. Химера - олицетворение огнедышащего вулкана, у основания которого кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера - метафора этой необычной горы. Пещерой Химеры считают район близ турецкой деревни Чирали, где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения. В честь Химеры назван отряд глубоководных хрящевых рыб. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ, при этом считается, что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей. Прообраз химеры послужил основой для жутких горгулий, считающимися символом ужаса и необычайно популярными в архитектуре готических зданий.
Крылатый конь, появившийся из умирающей Медузы Горгоны в тот момент, когда Персей отсёк ей голову. Поскольку конь появился у истоков Океана (в представлениях древних греков Океан был рекой, опоясывающей Землю), его назвали Пегасом (в переводе с греческого - «бурное течение»). Стремительный и грациозный, Пегас сразу стал объектом вожделения многих героев Греции. Днём и ночью охотники устраивали засады на горе Геликон, где Пегас одним ударом копыта заставил бить ключом чистую прохладную воду странного тёмно-фиалкового цвета, но очень вкусную. Так появился знаменитый источник поэтического вдохновения Гиппокрена - Лошадиный источник. Наиболее терпеливые, случалось, видели призрачного скакуна; самых удачливых Пегас подпускал к себе так близко, что казалось, ещё чуть-чуть - и можно дотронуться до его прекрасной белой шкуры. Но поймать Пегаса не удавалось никому: в последний миг это неукротимое создание взмахивало крыльями и с быстротою молнии уносилось за облака. Лишь после того, как Афина подарила юному Беллерофонту волшебную уздечку, он смог оседлать чудесного скакуна. Верхом на Пегасе Беллерофонт смог подобраться к Химере и с воздуха поразил огнедышащее чудовище. Опьянённый своими победами с неизменной помощью преданного Пегаса, Беллерофонт возомнил себя равным богам и, оседлав Пегаса, отправился на Олимп. Разгневанный Зевс поразил гордеца, а Пегас получил право посещать сияющие вершины Олимпа. В позднейших сказаниях Пегас попал в число коней Эос и в общество strashno.com.ua муз, в круг последних, в частности, за то, что он ударом своего копыта остановил гору Геликон, которая при звуках песен муз начала колебаться. С точки зрения символики, Пегас объединяет жизненную силу и мощь скакуна с освобождением, подобно птице, от земной тяжести, поэтому идея близка не скованному духу поэта, преодолевающему земные препятствия. Пегас олицетворял не только прекрасного друга и верного товарища, но и безграничный интеллект и талант. Любимец богов, муз и поэтов Пегас часто фигурирует в изобразительном искусстве. В честь Пегаса названы созвездие северного полушария, род морских лучепёрых рыб и оружие.
7) Колхидский дракон (Колхис)
Сын Тифона и Ехидны, неусыпно бодрствующий огнедышащий огромный дракон, стороживший Золотое руно. Имя чудовищу дано по местности его нахождения - Колхиде. Царь Колхиды Ээт принес барана с золотой шкурой в жертву Зевсу, а шкуру повесил на дубе в священной роще Ареса, где её и стерег Колхис. Ясон, воспитанник кентавра Хирона, по поручению Пелия, царя Иолка, отправился в Колхиду за Золотым руном на корабле «Арго», построенном специально для этого путешествия. Царь Ээт давал Ясону невыполнимые поручения, чтобы Золотое руно навеки осталось в Колхиде. Но бог любви Эрос зажёг любовь к Ясону в сердце волшебницы Медеи, дочери Ээта. Царевна окропила Колхиса усыпляющим зельем, призвав на помощь бога сна Гипноса. Ясон похитил Золотое руно, спешно отплыв с Медеей на «Арго» обратно в Грецию.
Великан, сын Хрисаора, рождённого из крови Горгоны Медузы, и океаниды Каллирои. Он слыл сильнейшим на земле и был страшным чудовищем с тремя сросшимися у пояса телами, имел три головы и шесть рук. Герион владел чудесными коровами необычайно красивой красной масти, которых держал на острове Эрифия в Океане. Слухи о прекрасных коровах Гериона дошли до микенского царя Эврисфея, и тот отправил за ними Геракла, который находился у него в услужении. Геракл прошел всю Ливию, прежде чем достиг крайнего Запада, где, по мнению греков, кончался мир, который был окаймлен рекой Океан. Путь к Океану перегораживали горы. Геракл раздвинул их своими могучими руками, образовав Гибралтарский пролив, и установил на южном и северном берегах каменные стелы - Геркулесовы столпы. На золотой ладье Гелиоса сын Зевса переплыл на остров Эрифия. Геракл сразил своей знаменитой палицей сторожевого пса Орфа, охранявшего стадо, убил пастуха, а затем принял бой с подоспевшим трёхглавым хозяином. Тремя щитами прикрывался Герион, три копья были в его могучих руках, но они оказались бесполезны: копья не могли пробить шкуру Немейского льва, наброшенную на плечи героя. Геракл же выпустил в Гериона несколько ядовитых стрел, и одна из них оказалась смертельной. Затем он погрузил коров в ладью Гелиоса и переплыл Океан в обратном направлении. Так был повержен демон засухи и мрака, и освобождены небесные коровы - дожденосные облака.
Огромный двуглавый пёс, охраняющий коров великана Гериона. Порождение Тифона и Ехидны, старший брат пса Цербера и других чудовищ. Является отцом Сфинкса и Немейского льва (от Химеры), по одной из версий. Орф не так знаменит, как Цербер, потому известно о нём гораздо меньше и сведения о нём противоречивы. Некоторые мифы сообщают, что кроме двух собачьих голов, у Орфа ещё семь глав дракона, и на месте хвоста была змея. А в Иберии у пса было святилище. Был убит Гераклом во время исполнения его десятого подвига. Сюжет о гибели Орфа от руки Геракла, уводившего коров Гериона, часто использовался древнегреческими ваятелями и гончарами; представлен на многочисленных античных вазах, амфорах, стамносах и скифосах. По одной из весьма авантюрных версий, Орф в древности мог одновременно олицетворять два созвездия – Большого и Малого Пса. Сейчас эти звезды объединяются в два астеризма, а в прошлом их две самые яркие звезды (Сириус и Процион, соответственно) вполне могли видеться людям клыками или головами чудовищного двухголового пса.
10) Цербер (Кербер)
Сын Тифона и Ехидны, ужасный трёхглавый пес с жутким хвостом дракона, покрытый грозно шипящими змеями. Цербер стерёг вход в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида, следя за тем, чтобы никто оттуда не вышел. Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших. Чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. У Данте Цербер терзает души умерших. Долгое время на мысе Тенар, что на юге полуострова Пелопоннес, показывали пещеру, утверждая, что здесь Геракл по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Аид, но сыну великого Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия. Геракл увидел Цербера на берегу реки Ахерон - границы между миром живых и мёртвых. Герой схватил пса своими могучими руками и принялся душить его. Пёс грозно завыл, силясь вырваться, змеи извивались и жалили Геракла, но он только крепче сжимал руки. Наконец Цербер сдался и согласился следовать за Гераклом, который отвёл его к стенам Микен. Царь Эврисфей пришёл в ужас при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид. Цербер был возвращён на своё место в Аид, и именно после этого подвига Эврисфей дал Гераклу свободу. Во время своего пребывания на земле Цербер уронил капли кровавой пены из пасти, из которых потом выросла ядовитая трава аконит, иначе называемый гекатиной, поскольку первой его использовала богиня Геката. Эту траву Медея подмешивала в своё колдовское зелье. В образе Цербера прослеживается тератоморфизм, против которого борется героическая мифология. Имя злобного пса стало нарицательным для обозначения излишне сурового, неподкупного сторожа.
11) Сфинкс
Наиболее известный Сфинкс в греческой мифологии был родом из Эфиопии и обитал в Фивах в Беотии, о чём упоминает греческий поэт Гесиод. Это было чудовище, порождённое Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Посланный Герой на Фивы в наказание, Сфинкс расположился на горе близ Фив и задавал каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивал и таким образом погубил многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, ответив Сфинксу: «Человек». Чудовище в отчаянии бросилось в пропасть и разбилось насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищника, обитавшего в Беотии на горе Фикион, было Фикс, и тогда его родителями названы Орф и Ехидна. Имя Сфинкс возникло из сближения с глаголом «сжимать», «удушать», а сам образ - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Древний Фикс был свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; его одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма, начиная с британских интерьеров 18-го века и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтизма. Масоны считали сфинксов символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов. Сфинкс олицетворяет тайну, мудрость, идею борьбы человека с судьбой.
12) Сирена
Демонические существа, рождённые от бога пресных вод Ахелоя и одной из муз: Мельпоменой или Терпсихорой. Сирены, как и многие мифические создания, миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины либо полурыбы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери - божественный голос. Число их колеблется от нескольких до целого множества. Опасные девы обитали на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых сирены заманивали пением. Слыша их сладкое пение, моряки, теряя разум, направляли корабль прямо на скалы и в итоге погибали в морской пучине. После чего беспощадные девы разрывали тела жертв на части и поедали. По одному из мифов, Орфей на корабле аргонавтов пел слаще, чем сирены, и по этой причине сирены в отчаянии и неистовой злобе бросились в море и были превращены в скалы, ибо им было суждено умереть, когда их чары окажутся бессильными. Внешний вид сирен с крыльями роднит их по внешнему виду с гарпиями, а сирен с рыбьими хвостами - с русалками. Тем не менее сирены, в отличие от русалок, имеют божественное происхождение. Привлекательная внешность также не является их обязательным атрибутом. Сирены воспринимались также как музы иного мира - их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Чтобы задобрить морских божеств и избежать кораблекрушения, сирен часто изображали в виде фигур на кораблях. Со временем образ сирен стал так популярен, что сиренами назвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, к сожалению, полностью истреблённые к концу 18го века.
13) Гарпия
Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, архаические доолимпийские божества. Их имена - Аэлла («Вихрь»), Аэллопа («Вихревидная»), Подарга («Быстроногая»), Окипета («Быстрая»), Келайно («Мрачная») - указывают на связь со стихиями и мраком. Слово «гарпия» происходит от греческого «хватать», «похищать». В древнейших мифах гарпии были божествами ветра. Близость гарпий strashno.com.ua к ветрам сказывается в том, что от Подарги и Зефира родились божественные кони Ахиллеса. Они мало вмешивались в дела людей, их обязанностью было лишь уносить души умерших в подземное царство. Но потом гарпии стали похищать детей и досаждать людям, налетая внезапно, как ветер, и так же внезапно исчезая. В разных источниках гарпии описаны как крылатые божества с длинными распущенными волосами, летящие быстрее птиц и ветров, или как стервятники с женскими лицами и острыми крючковатыми когтями. Они неуязвимы и зловонны. Вечно терзаемые голодом, который они не могут утолить, гарпии спускаются с гор и с пронзительными воплями всё пожирают и пачкают. Гарпий посылали боги в наказание провинившимся перед ними людям. Чудовища отнимали пищу у человека всякий раз, когда он принимался за еду, и так длилось до тех пор, пока человек не умирал от голода. Так, известна история о том, как гарпии мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление, и, похищая его пищу, обрекли его на голодную смерть. Однако чудовища были изгнаны сыновьями Борея - аргонавтами Зетом и Калаидом. Убить гарпий помешала героям вестница Зевса, их сестра, богиня радуги Ирида. Местом обитания гарпий обычно называли Строфадские острова в Эгейском море, позднее - вместе с другими чудовищами их поместили в царство мрачного Аида, где их причисляли к самым опасным местным существам. Средневековые моралисты использовали гарпий как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями. Гарпиями называют также злобных женщин. Гарпией названа крупная хищная птица из семейства ястребиных, обитающая в Южной Америке.
Детище Тифона и Ехидны, отвратительная Гидра имела длинное змеиное тело и девять голов дракона. Одна из голов была бессмертной. Гидра считалась непобедимой, так как из отрубленной головы у неё вырастали две новые. Выйдя из мрачного Тартара, Гидра жила в болоте неподалеку от города Лерны, куда убийцы приходили замаливать свои грехи. Это место и стало её жилищем. Отсюда название - Лернейская гидра. Гидра была вечно голодна и опустошала окрестности, поедая стада и сжигая посевы своим огненным дыханием. Её тело было толще самого толстого дерева и покрыто блестящей чешуёй. Когда она приподнималась на хвосте, её было видно далеко над лесами. Царь Эврисфей отправил Геракла с заданием убить Лернейскую гидру. Иолай, племянник Геракла, во время сражения героя с Гидрой, огнём прижигал её шеи, с которых Геркулес сбивал своей палицей головы. Новые головы перестали вырастать у Гидры, и скоро у неё осталась только одна бессмертная голова. В конце концов и она была снесена палицей и зарыта Гераклом под громадной скалой. Затем герой рассёк тело Гидры и погрузил в её ядовитую кровь свои стрелы. С тех пор раны от его стрел стали неизлечимыми. Однако этот подвиг героя не был признан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник. Имя Гидры носят спутник Плутона и созвездие южного полушария неба, самое длинное из всех. Необычные свойства Гидры подарили своё имя также роду пресноводных сидячих кишечнополостных. Гидрой называют человека с агрессивным характером и хищнической манерой поведения.
15) Стимфалийские птицы
Хищные птицы с острыми бронзовыми перьями, медными когтями и клювами. Названы по имени озера Стимфала близ одноимённого города в горах Аркадии. Размножившись с необычайной быстротой, они превратились в огромную стаю и вскоре обратили все окрестности города едва ли не в пустыню: уничтожили весь урожай полей, истребили животных, пасшихся на тучных берегах озера, погубили многих пастухов и земледельцев. Взлетая, Стимфалийские птицы роняли свои перья, как стрелы, и поражали ими всех, кто находился на открытой местности, либо разрывали медными когтями и клювами. Узнав об этом несчастии аркадийцев, Эврисфей послал к ним Геракла, надеясь, что уж на этот раз спастись ему никак не удастся. Герою помогла Афина, дав ему выкованные Гефестом медные трещётки или литавры. Встревожив птиц шумом, Геракл стал пускать в них свои отравленные ядом Лернейской гидры стрелы. Перепуганные птицы покинули берега озера, улетев на острова Чёрного Моря. Там стимфалиды были встречены аргонавтами. Они, вероятно, слышали о подвиге Геракла и последовали его примеру - прогнали птиц шумом, ударяя мечами по щитам.
Лесные божества, составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами. Другие характерные черты облика сатиров - рога на голове, козий или бычий хвост и человеческий торс. Сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, они отличались фантастической выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Большой страстью было увлечение танцами и музыкой, флейта - один из основных атрибутов сатиров. Также атрибутами сатиров считались тирс, свирель, кожаные мехи или сосуды с вином. Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым сатиры питали известную слабость. По рационалистической интерпретации, в образе сатира могло отразиться племя пастухов, жившее в лесах и горах. Сатиром иногда называют любителя алкоголя, юмора и женского общества. Образ сатира напоминает европейского чёрта.
17) Феникс
Волшебная птица с золотистыми и красными перьями. В ней можно заметить собирательный образ многих птиц - орла, журавля, павлина и многих других. Самыми поразительными качествами Феникса были необычайная продолжительность жизни и способность после самосожжения возрождаться из пепла. Существует несколько вариантов мифа о Фениксе. В классическом варианте раз в пятьсот лет Феникс, неся на себе печали людей, прилетает из Индии в храм Солнца в Гелиополе, в Ливии. Главный жрец разжигает костер из священной лозы, и Феникс бросается в огонь. Его пропитанные благовониями крылья вспыхивают, и он быстро сгорает. Этим подвигом Феникс своей жизнью и красотой возвращает в мир людей счастье и гармонию. Испытав муки и боль, через три дня из пепла вырастает новый Феникс, который, поблагодарив жреца за проделанную работу, возвращается в Индию, ещё более прекрасный и сияющий новыми красками. Переживая циклы рождения, прогресса, смерти и обновления, Феникс раз за разом стремится стать всё более совершенным. Феникс был олицетворением древнейшего человеческого стремления к бессмертию. Еще в античном мире Феникса стали изображать на монетах и печатях, в геральдике и скульптуре. Феникс стал излюбленным символом света, перерождения и истины в поэзии и прозе. В честь Феникса назвали созвездие южного полушария и финиковую пальму.
18) Сцилла и Харибда
Сцилла, дочь Ехидны или Гекаты, некогда прекрасная нимфа, отвергла всех, в том числе и морского бога Главка, который попросил помощи у волшебницы Цирцеи. Но влюблённая в Главка Цирцея из мести ему превратила Сциллу в чудовище, которое стало подстерегать мореходов в пещере, на крутой скале узкого Сицилийского пролива, по другую сторону которого жил другой монстр - Харибда. У Сциллы шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. В переводе её имя означает «лающая». Харибда являлась дочерью богов Посейдона и Геи. Её превратил в страшное чудовище сам Зевс, сбросив при этом в море. Харибда обладает исполинской пастью, в которую вода льётся без остановки. Она олицетворяет страшный водоворот, разверзающуюся морскую пучину, который за один день возникает три раза и поглощает, а затем извергает воду. Её никто не видел, так как она скрыта толщей воды. Именно так она и губила многих мореплавателей. Мимо Сциллы и Харибды сумели проплыть только Одиссей и аргонавты. В Адриатическом море можно найти Скиллейскую скалу. Как гласят местные предания, именно на ней проживала Сцилла. Там также водится креветка с одноимённым названием. Выражение «находиться между Сциллой и Харибдой» означает подвергаться опасности одновременно с разных сторон.
19) Гиппокампус
Морское животное, имеющее вид коня и оканчивающееся рыбьим хвостом, также называемое гидриппусом - водяной лошадью. По другим версиям мифов гиппокампус - это морское существо в виде strashno.com.ua морского конька с ногами коня и телом, оканчивающимся змеиным или рыбьим хвостом и перепончатыми лапами вместо копыт на передних ногах. Передняя часть тела покрыта тонкой чешуёй по контрасту с крупной чешуей на задней части корпуса. По некоторым источникам, для дыхания гиппокампусу служат лёгкие, по другим - модифицированные жабры. Морские божества - нереиды и тритоны - часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампусами, или восседающими на гиппокампусах, рассекающих пучину вод. Эта удивительная лошадь появляется в стихах Гомера как символ Посейдона, колесница которого была запряжена быстрыми лошадьми и скользила по поверхности моря. В мозаичном искусстве гиппокампусы часто изображались как гибридные животные с зелёной чешуйчатой гривой и придатками. Древние полагали, что эти животные были уже взрослой формой морского конька. Другие наземные животные с хвостом рыбы, которые появляются в греческих мифах, включают леокампуса - льва с хвостом рыбы), таурокампуса - быка с хвостом рыбы, пардалокампуса - леопарда с хвостом рыбы и эгикампуса - козу с хвостом рыбы. Последний стал символом созвездия Козерога.
20) Циклопы (Киклопы)
Циклопы в 8-7 веках до н. э. считались порождением Урана и Геи, титанами. К циклопам относились три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка»), Бронт («гром») и Стероп («молния»). Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураном в Тартар (глубочайшую бездну) вместе с появившимися на свет незадолго до них их буйными братьями сторукими (гекатонхейрами). Циклопы были освобождены остальными титанами после свержения Урана, а затем вновь сброшены в Тартар их предводителем Кроносом. Когда предводитель олимпийцев Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, освободил циклопов из Тартара, чтобы те помогли олимпийским богам в войне против титанов, известной как гигантомахия. Зевс использовал изготовленные циклопами молнии и громовые стрелы, которые он метал в титанов. Кроме того, циклопы, являясь искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его коней, Аиду - шлем-невидимку, Артемиде - серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста разным ремёслам. После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсу и ковать для него оружие. Как подручные Гефеста, кующие железо в недрах Этны, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея. Также циклопами называли мифический народ одноглазых великанов-людоедов, населявших острова Средиземного моря. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза. Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Останки этих слонов найдены на островах Кипр, Мальта, Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.
21) Минотавр
Полубык-получеловек, родившийся как плод страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, любовь к которому ей в наказание внушила Афродита. Настоящим именем Минотавра было Астерий (то есть «звёздный»), а прозвище Минотавр означает «бык Миноса». Впоследствии изобретатель Дедал, создатель многих устройств, соорудил лабиринт, дабы в нём заточить её сына-чудовище. Согласно древнегреческим мифам, Минотавр питался человечиной, и, чтобы его кормить, царь Крита наложил на город Афины страшную дань - семь юношей и семь девушей должны были отсылаться на Крит каждые девять лет на съедение Минотавру. Когда Тесею, сыну афинского царя Эгея, выпал жребий стать жертвой ненасытного чудовища, он решил избавить родину от подобной повинности. Влюблённая в юношу Ариадна, дочь царя Миноса и Пасифаи, дала ему волшебную нить, чтобы он мог найти обратный путь из лабиринта, и герою удалось не только убить чудовище, но и освободить остальных пленников и положить конец страшной дани. Миф о Минотавре был, вероятно, отзвуком древних доэллинских культов быка с характерными для них священными боями быков. Судя по настенным изображениям, человеческие фигуры с бычьими головами были обычны в критской демонологии. Кроме того, образ быка появляется на минойских монетах и печатях. Минотавр считается символом гнева и звериной дикости. Словосочетание «нить Ариадны» означает способ выйти из затруднительного положения, найти ключ к решению трудной проблемы, разобраться в сложной ситуации.
22) Гекатонхейры
Сторукие пятидесятиголовые великаны по имени Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес (Гий) олицетворяют подземные силы, сыновья верховного бога Урана, символа Неба, и Геи-Земли. Сразу после рождения братья были заключены в недрах земли отцом, опасавшимся за своё владычество. В разгар борьбы с титанами боги Олимпа призвали гекатонхейров, и их помощь обеспечила олимпийцам победу. После своего поражения титаны были низвергнуты в Тартар, а гекатонхейры добровольно вызвались сторожить их. Владыка морей Посейдон отдал Бриарею в жёны свою дочь Кимополею. Гекатонхейры присутствуют в книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в качестве грузчиков в НИИ ЧАВО.
23) Гиганты
Сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскоплённого Урана, впитавшейся в Землю-мать. По другой версии, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в Тартар. Очевидно догреческое происхождение Гигантов. Подробно история рождения Гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом - густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной или подобной осьминогу. Они родились на Флегрейских полях в Халкидике, что в северной Греции. Там же потом произошла битва олимпийских богов с Гигантами - гигантомахия. Гиганты, в отличие от титанов, смертны. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве смертных героев, которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила Гигантам жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили Гигантов. Аполлодор упоминает имена 13 Гигантов, которых вообще насчитывают до 150. В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.
Этот чудовищный змей, порождённый Геей и Тартаром, сторожил святилище богинь Геи и Фемиды в Дельфах, заодно опустошая их окрестности. Поэтому его ещё называли Дельфинием. По повелению богини Геры Пифон воспитывал ещё более страшное чудовище - Тифона, а затем стал преследовать Латону, мать Аполлона и Артемиды. Подросший Аполлон, получив лук и стрелы, выкованные Гефестом, отправился на поиски чудовища и настиг его в глубокой пещере. Аполлон убил Пифона своими стрелами и должен был за это восемь лет оставаться в изгнании, чтобы умилостивить разгневанную Гею. Громадный дракон периодически упоминался в Дельфах во время проведения различных священных обрядов и процессий. Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры; в этом мифе получила отражение смена хтонического архаизма новым, олимпийским божеством. Сюжет, где светоносное божество убивает змея, символа зла и врага человечества, стал классическим для религиозных учений и народных сказаний. Храм Аполлона в Дельфах прославился на всю Элладу и даже за её пределами. Из расщелины в скале, находящейся в середине храма, поднимались испарения, которые оказывали сильное воздействие на сознание и поведение человека. Жрицы храма пифии давали зачастую запутанные и туманные предсказания. От Пифона пошло название целому семейству неядовитых змей - питонов, достигающих порой до 10 метров в длину.
25) Кентавр
Эти легендарные существа с человеческим торсом и лошадиными туловищем и ногами являются воплощением природной силы, выносливости, отличаются жестокостью и необузданным нравом. Кентавры (в переводе с греческого «убивающие быков») возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало их склонность к возлияниям и безудержным страстям. Существует несколько легенд о происхождении кентавров. Потомок Аполлона по имени Кентавр вступил в связь с магнесийским кобылицами, что придало облик получеловека-полуконя всем последующим поколениям. По другому мифу, в доолимпийскую эпоху появился умнейший из кентавров Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты коня и человека. Хирон получил прекрасное образование (медицина, охота, гимнастика, музыка, прорицательство) непосредственно у Аполлона и Артемиды и был наставником многих героев греческих эпосов, а также личным другом Геракла. Его потомки кентавры жили в горах Фессалии по соседству с лапифами. Эти дикие племена мирно уживались друг с другом до тех пор, пока на свадьбе царя лапифов Пирифоя кентавры не попытались похитить невесту и несколько красивых лапифянок. В буйном сражении, названном кентавромахией, победили лапифы, а кентавры были рассеяны по материковой Греции, загнаны в горные области и глухие пещеры. Появление образа кентавра более трёх тысяч лет назад говорит о том, что уже тогда лошадь играла важную роль в жизни человека. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом просто отразили распространение лошади. Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Неслучайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного животного. Одно из созвездий и знаков зодиака посвящено кентавру. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды». Существуют вариации внешнего вида кентавров. Онокентавр - получеловек-полуосёл - ассоциировался с демоном, Сатаной или лицемерной личностью. Образ близок сатирам и европейским чертям, а также египетскому богу Сету.
Сын Геи, по прозвищу Паноптес, то есть всевидящий, ставший олицетворением звездного неба. Богиня Гера заставила его стеречь Ио, возлюбленную своего мужа Зевса, превращенную им в корову, чтобы уберечь от гнева ревнивой жены. Гера выпросила у Зевса корову и приставила к ней идеального смотрителя, стоглазого Аргуса, который зорко стерег её: лишь два глаза у него одновременно закрывались, другие были открыты и зорко следили за Ио. Только Гермесу, лукавому и предприимчивому вестнику богов, удалось убить его, освободив Ио. Гермес усыпил Аргуса маком и одним ударом отсёк ему голову. Имя Аргуса стало нарицательным для бдительного, неусыпного, всевидящего стража, от которого никто и ничто не скроется. Иногда так называют, следуя античной легенде, узор на перьях павлина, так называемый «павлиний глаз». По преданию, когда Аргус погиб от руки Гермеса, Гера, сожалея о его смерти, собрала все его глаза и прикрепила их на хвосты своих любимых птиц, павлинов, которые должны были всегда напоминать ей о преданном слуге. Миф об Аргусе часто изображался на вазах и на помпейской стенной живописи.
27) Грифон
Чудовищные птицы с телом льва и орлиной головой и передними лапами. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу. Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку богини Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически. Образ грифона олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орёл). Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев, и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того, лев и орёл связаны с мифологическими мотивами скорости и отваги. Функциональное назначение грифона - охрана, в этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровища или некое тайное знание. Птица служила посредником между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность. Их роль в различных мифах неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов на севере Азии. Современные попытки локализации грифонов весьма различаются и помещают их от северного Урала до Алтайских гор. Эти мифологические животные широко представлены в античности: о них писал Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте - на оружии, предметах быта, на монетах и зданиях.
28) Эмпуса
Женщина-демон подземного мира из свиты Гекаты. Эмпуса была ночным привидением-вампиром с ослиными ногами, одна из которых медная. Она принимала вид коров, собак или прекрасных дев, изменяя свой вид на тысячу ладов. По существовавшим повериям, эмпуса часто уносила маленьких детей, высасывала кровь у красивых юношей, являясь им в образе прелестной женщины, причём, насытившись кровью, нередко пожирала их мясо. По ночам на пустынных дорогах эмпуса подстерегала одиноких путников, то пугая их в виде животного или призрака, то увлекая обликом красавицы, то нападая на них в своём истинном страшном обличье. Прогнать эмпусу, по поверьям, можно было бранью или специальным амулетом. В некоторых источниках эмпуса по описанию близка к ламии, онокентавру или сатиру женского пола.
29) Тритон
Сын Посейдона и владычицы морей Амфитриты, изображаемый в виде старца или юноши с рыбьим хвостом вместо ног. Тритон стал родоначальником всех тритонов - морских миксантропических существ, резвящихся в водах, сопровождая колесницу Посейдона. Эта свита низших морских божеств изображалась в виде полурыбы и получеловека, трубящих в улиткообразную раковину для возбуждения или укрощения моря. Своим внешним видом они напоминали классических русалок. Тритоны в море стали, подобно сатирам и кентаврам на суше, второстепенными божествами, прислуживающими главным богам. В честь тритонов названы: в астрономии - спутник планеты Нептун; в биологии - род хвостатых земноводных семейства саламандр и род переднежаберных моллюсков; в технике - серия сверхмалых подводных лодок ВМФ СССР; в музыке - интервал, образуемый тремя тонами.