Какой рост вес аллы вербер. «Огромное количество людей вообще перестало ездить за границу вдруг
«Королева русского ритейла», вице-президент Mercury и fashion-директор ЦУМа и ДЛТ Алла Вербер без купюр, смущения и прикрас рассказывает, на чем в 1990-е стояла индустрия моды, как зарождалась ее дружба с дизайнерами, чего стоило привезти в Россию мировых fashion-гигантов и почему так важно давать второй шанс. Из первых уст - невероятные приключения русской во Франции и Италии.
В1990-е меня спасала только моя решительность. Я вернулась в Россию, куда ни разу не приезжала с 1976 по 1989 год, с твердым убеждением с нуля . Мне казалось, что русским, у которых любовь наряжаться в красивые вещи в крови, не хватает только возможности зайти в магазин и купить там все, что хочешь: одежду, аксессуары, косметику, подарки близким. Долгие годы в Советском Союзе люди были этого лишены и, кажется, не насладились доступностью красивых вещей до сих пор. Чтобы в торговом доме «Москва», куда я пришла работать, появилось то, на что можно положить глаз, прежде всего нужно было построить отношения с брендами и привезти их в Россию.
Когда я в 1992 году прилетела в Париж на первую встречу с командой Chanel, пришлось убеждать их, что страна уже не та, как на фото советских времен с бабушками в платочках или пугающими мужчинами в малиновых пиджаках. Меня все эти стереотипы не останавливали. К неофициальному ланчу с CEO Chanel я готовилась основательно - в моей сумке лежала целая история семьи и страны: фотографии бабушек, дедушек, дядь и теть, хроника 1960-х, 1970-х и 1980-х... Я с головы до ног оделась «от Chanel»: свитер, колье, по браслету на каждой руке, как носила сама , сумка... Ее это так впечатлило, что совет директоров пообещал хотя бы обсудить сотрудничество. Закончив, я тут же вылетела в Милан на встречу в шоу-руме .
Помните «дольче» начала 1990-х? Девушкой Dolce была породистая сицилийка в идеально подогнанном по фигуре строгом черном пальто, туфельках на маленьком каблуке и с сумкой без лого и других опознавательных знаков. И тут захожу я в офис типичных итальянцев Dolce & Gabbana - вся в Chanel, даже в шляпке, и увешанная ювелиркой по принципу «все что есть - все на мне». Глаза Доменико Дольче, когда он меня увидел, я не забуду, наверное, никогда! Он со мной даже не поздоровался, просто сказал менеджерам: «Эту тетку - выгнать!» Я почувствовала, что что-то пошло не так, но повлиять на это уже никак не могла.
Меня вежливо попросили подождать несколько минут, предложили , а после чашки чая сообщили, что встретиться со мной, увы, никто не сможет. Понурая, я отправилась на шопинг. В 1992 году еще даже монобрендов Dolce & Gabbana не было. Так что в каком-то бутике, которого теперь уже, наверное, и не существует, я купила себе то самое строгое черное пальто а-ля , черные туфли на 7-сантиметровом каблуке и сумку, которую, кстати, храню до сих пор. На следующий день все это надела, распустила волосы, сделав самый простой прямой пробор, сняла всю ювелирку, кроме единственного кольца с изумрудом, и без предупреждения отправилась обратно - в шоу-рум бренда на piazza Umanitaria.
Назвалась там другой фамилией, рассчитывая, что накануне мое имя никто не расслышал или не запомнил. В женщине, похожей на итальянку, никто так и не узнал ту сумасшедшую, которая накануне заявилась к ним вся обвешанная цепями и камелиями Chanel. Я потребовала встречи с коммерческим директором бренда, и ко мне тут же вышли Давиде Черрути и Удо Вебер, которые проводили меня прямиком к Доменико и Стефано. О том, что произошло накануне и кто была эта странная русская женщина, все решили забыть и начать с чистого листа.
Эта история иллюстрирует еще и то, что Париж и Милан совсем разные и к каждому не только городу, но и дизайнеру нужен свой подход. Знаете, как у меня появилась первая сумка Fendi? Карла Фенди отказалась со мной обедать, когда к ней на ланч я пришла в руках с сумкой Prada. Она выдвинула ультиматум: «Сначала сумка Fendi - потом ланч». Сами понимаете, пришлось заказать в Риме новую сумку.
Вконтакте
Одноклассники
А вы знаете, кто решает, что носить москвичкам в предстоящем сезоне? Вы думаете модные блогерши, которые размещают у себя на странице список модных трендов? Нет, не они. За это вся ответственность ложится на плечи байеров – людей, которые занимаются закупкой товара для лучших магазинов России, создают коллекции. И главной среди них в российской столице является Алла Константиновна Вербер, которая является фэшн-директором и байером ЦУМа, а также вице-президентом ювелирной компании “Меркури”.
Эта женщина является одной из наиболее успешных бизнес-леди не только Москвы, но и России, общественным деятелем и журналисткой. Про свое байерское чутье фэшн-директор ЦУМа рассказывает, что оно у нее сформировалось еще в детские годы, когда она дни напролет из окон своей квартиры смотрела на иностранных туристов, приезжавших в Ленинград. Самые шикарные модницы столицы молятся на нее, так как благодаря ей они могут прикупить для своего гардероба лучшие новинки из коллекций самых известных дизайнеров мировой моды.
Родилась Алла Константиновна 21 мая 1958 года в Ленинграде. Здесь она росла на улице Глинки, в доме, окна которого выходили на Театральную площадь, на Кировский театр, ну и, разумеется, на консерваторию. Совсем маленькой девочкой она 2 раза в неделю ходила в оперный театр, на балет или в консерваторию на концерт классической музыки. В семье, помимо нее, была еще сестра Ирина. Папа девочек был по профессии стоматологом, однако занимал довольно “хлебную” должность – являлся директором зубопротезного отделения, а мама была медработником. 2 года юности Аллы прошли в блокадном Ленинграде, и, разумеется, она дорожила своим благосостоянием.
На самом деле семья жила в полном достатке, и когда они решили эмигрировать за рубеж, многие не могли понять, чего же им не хватало в СССР. Просто глава семейства ставил превыше всего личную свободу. Отец хотел вольно передвигаться, самому строить карьеру, получать лучшее образование.
В 1946 году семья отправилась из Москвы в Вену, в кармане у каждого находилось по 76 долларов. Они думали, что уезжают из страны навсегда. Тем более они не могли даже подумать, что шеф-байером ЦУМа будет именно Алла Вербер, биография которой часто делала настолько крутые повороты, что просто дух захватывало.
Обычно, талантом мы называем дар, который дан человеку свыше. Часто это связано с творчеством, а вот Алла Вербер, биография которой настолько интересна и необычна, имела дар предугадывать модные тренды за несколько сезонов вперед. Помимо этого, она обладала невероятным вкусом и чувством стиля. Каждый из работодателей видел в ней этот дар и держал ее крепко в своей компании. Откуда же у девочки из семьи медиков, хоть и состоятельных, но далеких от сферы моды и шоу-бизнеса, вдруг появилась такая способность? Да все очень просто. Некоторые дети любят считать голубей во дворе, другие – смотреть на звезды, и только редкие – детально изучать стиль иностранных туристов – гостей Северной столицы.
В скором времени она уже с легкостью могла отличить французов от итальянцев, а американцев от скандинавов и т. д. Разумеется, ей больше всего был по душе стиль итальянок. И именно их образы она предпочитала изучать очень детально. Ей в них нравилось все: и сочетание цветов, и бижутерия, и прочие аксессуары. А хуже всего, по её мнению, были одеты американцы.
Разумеется, родители хотели видеть свою дочку врачом. Соответственно девочка после 8-го класса поступила в медучилище, чтобы потом продолжить учебу в институте. Но она понимала, что это не ее дело, что ей больше нравиться перебирать одежду, сочетать разные элементы гардероба между собой, подбирать аксессуары. Она хотела работать в модном магазине, хотя в России, где она жила, таких почти не было. Но родители считали, что это недостойная их семьи профессия, и что работники торговли в конечном итоге заканчивают свою карьеру в тюрьме.
И вот именно тогда, когда семья решила уехать из страны и отправиться в Израиль, подвернулся случай. Девушке надо было сперва лететь в Вену, ну а после пересесть на лайнер до Тель-Авива. Однако до Израиля она так и не долетела.
Приехав в столицу Австрии, она сразу же отправилась в свою любимую Италию. Рим показался ей удивительным городом, настоящим раем для почитателей модной одежды, каковой была Алла Вербер. Биография девушки с этого момента направилась в правильное русло.
Первое, что она сделала, оказавшись в Риме, так это пошла на улицу Виа Ветто и попробовала устроиться на работу в магазин одежды. Она не знала ни итальянского, ни английского, но ее симпатичная внешность, коса ниже пояса привлекли внимание менеджера, который взял ее на работу и не прогадал. Тут она научилась много чему, старалась все впитывать как губка. Потом отец ей велел собираться, чтобы отправится всей семьей в Канаду. Несмотря на то что ей не хотелось уезжать из Европы, тем не менее Алла на сей раз была намного покладистей. Они остановились в Монреале – наиболее европейском из городов Канады.
Тут было много бутиков, ресторанов, а также торговых центров. Ей было 19 лет, и она думала, что за ее плечами очень большой опыт работы в модном бизнесе. Несмотря на то что английский она знала не очень хорошо, ее тем не менее взяли в один магазинов одежды. И вот тут ей удалось блеснуть своими познаниями в моде. В дни, когда в магазине была Алла, продажи становились намного больше. А все из-за того, что она очень стильно одевала манекенов, и, заметив их, покупатели просили продать им все, что имелось на витрине.
Отсюда Аллу командировали в Милан и Париж проводить переговоры с знаменитыми кутюрье по поводу поставок модных коллекций.
Спустя какое-то время, обзаведясь связями, Алла Вербер решилась на открытие личного магазина в Монреале, потом последовал второй и третий. В скором времени она получила приглашение в одну из самых крупных компаний страны – Kmart, у которой было 124 магазина по всей стране. Узнав, что она гражданка России, владелец поручил ей поехать в Москву и взять под свое управление производство полотенец на одной из московских фабрик. Ей, разумеется, было очень скучно на производстве, и тогда ее пригласила к себе компания Mercury, лицом которой в настоящий момент является именно Алла Вербер. Почти в одно и то же время она стала фешн-директором и главным байером в ЦУМе.
В настоящее время Алла Константиновна 8 месяцев из 12 путешествует, точнее, бывает в командировках. Если она в российской столице, то ее рабочий день заканчивается в 10 часов вечера, а затем она начинает общаться по скайпу с США. После этого еще работает до часу ночи. Утро Аллы начинается в половину восьмого. Во время командировок также нужно вставать рано, чтобы успеть подготовиться к показам или деловым завтракам, которые, обычно, начинаются в девять утра. Бывают такие ситуации, что она за одну поездку успевает просмотреть до 100 шоу.
Во время жизни в Канаде Алла Вербер встретила своего будущего супруга. Они в браке прожили 3 года в Нью-Йорке. У них появилась на свет дочка Екатерина. Но спустя некоторое время они разошлись, и Алла опять ушла в свободное плаванье.
Из Нью-Йорка она перебралась опять в Канаду и поселилась не в Монреале, а в Торонто, где и создала свой первый бутик, которому дала название в честь дочери Katia of Italy. Далее, как вам уже известно, ей предложили быть представителем фирмы “К-март “ в России, и она согласилась. Шел 1994 год. После приезда она познакомилась с мужчиной, который впоследствии стал ее вторым супругом. Предприниматель Давид Авербах является президентом крупной компании, занимающейся производством продуктов питания. Она счастлива с ним в союзе, хотя общих детей у них нет. Зато у Кати появилось на свет двое замечательных дочерей, и сегодня Алла Константиновна является самой деловой, но любящей бабушкой на свете.
Алла Вербер – байер и фэшн-директор ЦУМа, вице-президент ювелирной фирмы Mercury. Она закупает товар для престижных магазинов России и формирует новые коллекции. Алла принадлежит к числу самых успешных бизнес-леди страны и отличается необыкновенным чутьем в отношении всего, что касается стиля и тенденций.
Ее профессиональная биография в модной индустрии началась в 18 лет, а сама она утверждает, что стильной одеждой заинтересовалась еще в детстве, когда разглядывала из окна на иностранных туристов – гостей города.
Детство и юность
Алла Константиновна Вербер родилась 21 мая 1958 года в Ленинграде (по знаку Зодиака она Близнец). Родительский дом стоял на улице , недалеко от консерватории, Театральной площади и Кировского театра. Отец Аллы работал стоматологом и руководил зубопротезным отделением, мать также была медработником.
Вместе с сестрой Ириной девочка часто посещала концерты классической музыки и спектакли. В интервью Алла вспоминала, как не нравилась ей одежда, которую родители заставляли надевать «на выход»: дефицитный кримпленовый костюм имел странный покрой, а шубка, хоть и дорогая, была неудобной и тяжелой. В отсутствие матери с отцом сестры доставали из шкафа вещи и наряжались. Алла часто выбирала водолазки и короткие юбки в сочетании с сапогами или туфлями на каблуке.
Вкус к красивой одежде сформировался у нее рано, и даже те детские фантазийные образы выходили удачными.
Карьера
Родители хотели, чтобы дочь пошла по их стопам и стала врачом. После 8-го класса девушка послушно отправилась в медучилище, но уже тогда знала, что работать по специальности не будет: ее душа стремилась к изящным образам, стильным вещам и аксессуарам. Мечтой Аллы стала работа в модном магазине, но тогда в СССР их было мало, да и отец с матерью считали, что работник торговли – непрестижная и недостойная профессия.
В 1976 году семья Вербер иммигрировала в Австрию. Они поехали почти наугад, с мизерной суммой денег в кармане в надежде обрести за границей личную свободу и возможности роста. Родители с подросшими дочерями сменили несколько стран: после Австрии переехали на историческую родину в Израиль (по национальности они были евреями), затем осели в Канаде. Во время краткого туристического визита в Италию Алла влюбилась в Рим – настоящий рай для любителей модных вещей – и вскоре отправилась туда без родителей.
По воспоминаниям Аллы, перед отъездом отец с матерью дали ей с собой 4 лисьих шкурки – «Ты их потом продашь и будешь на это жить», но они так и не пригодились. «Так и провисели у меня эти шкурки 40 лет», – рассказывала она в интервью.
Спустя 3 месяца девушка нашла работу. Несмотря на то, что тогда Вербер с трудом говорила по-английски и не знала итальянского, ее все же взяли на работу в бутик на улице Виа Ветто. Менеджер оценил привлекательную внешность русской эмигрантки, решив, что это привлечет клиентов, и оказался прав. Там, однако, Алла проработала недолго: отец велел ей готовиться к переезду в Канаду.
Прибыв в Монреаль, 19-летняя девушка также устроилась в магазин. Все удалось устроить намного быстрее и успешнее, чем в первый раз: к тому времени она подучила язык и на собеседовании смогла блеснуть накопленными знаниями о мире моды. Алла не только отлично исполняла обязанности продавца, но и так оригинально оформляла витрины, подбирая одежду для манекенов, что покупатели просили собрать им такой же образ и брали вещи комплектами.
Владельцы обратили внимание на ее талант, и вскоре начинающий байер уже ездила на переговоры со знаменитыми дизайнерами и организовывала поставки новых коллекций.
Алла Вербер и Моника Беллуччи на открытии корнера Dolce&Gabbana в ЦУМе
Обзаведясь знакомствами и связями и одолжив денег у родителей, Вербер открыла в Монреале собственный магазин. К тому моменту у нее за плечами был неудачный брак и годовалая дочка. Алла получила профильное образование, отучившись 2 года на факультете менеджмента в Монреальском университете McGuill, и организовала свой бизнес по всем правилам.
После того, как число магазинов Вербер достигло 3, ее заметили в Kmart – крупной канадской компании, владевшей сетью из 124 бутиков. Узнав, что она русская, владельцы предложили бизнес-леди отправиться на родину, чтобы развивать бренд московской швейной фабрики.
Алла Вербер вернулась домой. Наблюдать за фабричным производством белья и полотенец оказалось скучно, и, когда Mercury пригласила ее в ювелирный бизнес, она согласилась не раздумывая. Почти в это же время бизнес-леди возглавила отдел закупок к ЦУМе и занимает эту должность по сей день.
Личная жизнь
Алла Вербер замужем во второй раз. С первым мужем она познакомилась во время жизни в Канаде. Они прожили вместе 3 года и родили дочь Екатерину, после чего расстались.
В 1994 году в России Алла познакомилась с бизнесменом Давидом Авербахом, который руководил фирмой по производству пищевых продуктов. Вскоре они поженились. Пара вместе до сих пор, общих детей у них нет. Дочь Екатерина подарила Алле двух внучек. Себя байер считает «типичной еврейской мамой» и любящей, хотя и очень занятой, бабушкой.
По словам Аллы, работа в модной индустрии наложила свой отпечаток на ее представления о красоте: идеалом она считает рост 180 см и 38-40-й размер одежды (при весе 47-48 кг). Сама она им не соответствует, хотя старается вести здоровый образ жизни. С детства ей прививали совсем другие представления: родители пережили , поэтому в семье царил культ еды и ценились пышные формы.
Вербер ведет аккаунт в «Инстаграме» , где делится фото с модных показов и трогательными снимками из личной жизни. Также у нее есть официальный сайт , где выложены интервью и советы по созданию различных образов.
Отец Аллы умер от рака в 57 лет. Когда Вербер исполнилось 50, ей тоже поставили этот страшный диагноз. Ее первой реакцией было отчаяние, но ради близких бизнес-леди нашла в себе силы бороться.
5 лет ушло на тяжелое лечение: из-за химиотерапии она потеряла волосы, а после завершения курса поправилась на 20 кг.
Алла призналась, что проигнорировала начальные симптомы болезни, боясь идти на обследование, и в передаче «Пусть говорят» призвала всех внимательнее относиться к здоровью, «не прятать голову в песок и не повторять ее ошибок». Сейчас у Вербер ремиссия, чувствует она себя хорошо.
Алла Вербер сейчас
Сегодня Алла – ведущий специалист по закупкам ЦУМа и ДЛТ (Дома Ленинградской торговли). В 2018 году она отметила свое 60-летие, но успевает ничуть не меньше, чем в молодости. Байер много путешествует, проводя в командировках 8 из 12 месяцев в году, и порой за одну поездку успевает посмотреть до 100 модных шоу.
День Аллы начинается рано, а заканчивается далеко за полночь, особенно если запланированы переговоры с компаниями в США, но она все равно ощущает себя счастливой. Бизнес-леди дружит с ведущими мировыми дизайнерами и, как бы не торопилась, всегда находит время после показа зайти за кулисы и поздравить их.
Мы наведались в святая святых ЦУМа - кабинет Аллы Вербер, чтобы выяснить, что именно настраивает идеолога главного модного универмага страны на рабочий лад
Расспрашивая Аллу Константиновну о том, что, где и для чего стоит в ее рабочем кабинете, мы, конечно, рисковали прослыть занудами, но все же не постеснялись уточнить историю появления в комнате впечатляющего деревянного стола, авторство картин и другие подробности рабочей обстановки.
«Я работаю в fashion-бизнесе уже 40 лет, и за этот период распорядок моих будней поменялся тысячу раз. Поэтому неправильно было бы сказать: мой рабочий день начинается в 9 утра, заканчивается в 8 вечера, и все — так не получится. За те 12 лет, что я являюсь fashion-директором ЦУМа (хотя на самом деле я не знаю, кто я: fashion-директор или человек, который пришел сюда 12 лет назад и увидел то будущее, которое есть сейчас), я провела крайне мало времени в своем кабинете, хотя именно здесь проходили долгие часы в разговорах с коллегами о том, каким мы хотим сделать магазин. За этим столом было передумано огромное количество вариантов — кстати, вид из кабинета тоже подталкивает на определенные мысли и идеи. Тут никогда не перепутаешь, где ты находишься: в Москве или в другом городе. Вид на Кремль и Красную площадь, во-первых, волшебным образом (так же, как и стол) подсказывает правильное решение, а во-вторых, никогда не дает забыть, в каком чудесном городе мы живем.
Первые пять лет я проводила в ЦУМе все свое время, начиная с половины десятого и до закрытия. Не помню, чтобы у меня когда-нибудь получилось выйти раньше, сходить в театр или на какое-либо мероприятие, на которое меня приглашали. В те пять лет, какое бы количество дел я ни переделала в течение дня, мне всегда не хватало суток. Я не сидела в кабинете, а всегда находилась на этажах, потому что мы активно перестраивали корнеры, сами этажи, встречали большое количество представителей компаний, с которыми нужно было ходить по магазину и все им рассказывать и показывать. Времени прийти в офис и поработать с бумагами, спокойно посидеть за моим любимым столом в кабинете с видом на Кремль просто не было, это могло быть разве что поздно вечером.
Следующие пять лет, когда начали достраивать вторую часть ЦУМа, 80% времени я снова проводила на стройках, на этажах, оттаптывала ноги, а потом опять же возвращалась сюда, в кабинет.
В этом кабинете — сердце ЦУМа: байеры, мерчандайзеры, креативные люди, гости — все проводят время в этой комнате. Мне часто неудобно сидеть за своим столом, если все остальные сидят далеко, поэтому я пересаживаюсь ближе к народу. Здесь мы пересматриваем планы корнеров, заказываем коллекции, проверяем заказы и многое другое.
Я очень люблю свой стол: сколько бы я на него ни смотрела, не устаю от него. Он стоял у меня, еще когда я жила в Петербурге, потом некоторое время в Канаде и, наконец, приехал сюда. На этом месте он уже 10 лет. Вот мой шкаф, которому, наверное, лет 60, а может, и больше. Это и есть весь мой кабинет. Ремонта в нем не было целых 12 лет, и только недавно мы его освежили и привели в порядок.
У меня сейчас работают три ассистентки: Мария, Людмила и Анна. У каждой из них четкое распределение обязанностей. Например, одна в совершенстве говорит по-итальянски, поэтому все fashion weeks, проходящие в Милане, держатся на ней (это и приглашения, и переписка, и билеты на шоу) — огромный объем работы. Другая по большей части занимается благотворительным проектами — у нас в этой сфере тоже очень много дел. Третья всегда со мной на мероприятиях и в деловых поездках.
Девочки помогают планировать мой график и на день вперед, и на неделю вперед, и даже на год вперед. Есть недели, загруженные до такого состояния, что нет фактически ни секунды лишней, но бывают и более свободные периоды. Работа никогда не заканчивается, все всегда меняется, и надо, как говорится, держать руку на пульсе.
Часто без рабочего места человек просто не знает, с чего начать, и теряется. Чтобы работать и принимать ответственные решения, мне нужно мое место и мой стакан чая».
Вы сейчас говорили по телефону с Катей, вашей дочерью. Как обстоят дела с ее бутиками на Украине?
А. В. Давайте не будем говорить об Украине. Давайте говорить о ЦУМе и о бизнесе здесь.
Какова сейчас стратегия вашей компании?
А. В. У нас серьезная команда, мы еженедельно и ежемесячно придумываем что-нибудь интересное для наших клиентов. Да, топовый клиент во всем разбирается быстро, в том числе в моде. Но когда паника в стране, всем людям становится страшно, они не знают, что будет завтра. Это время нужно пережить. В декабре люди старались избавиться от обесценивающегося рубля и пошли покупать. У нас отлично продавались шубы, ювелирные украшения. Это тяжелое, но очень интересное время. Мы в прошлом сентябре первый раз сделали европейские цены на аксессуары, затем на детскую одежду и обувь, а весной понизили цены на 15% в связи с укреплением рубля. Теперь нашему клиенту не нужно никуда летать.
Многим людям уже нельзя выезжать.
А. В. Не все люди - чиновники. Масса людей, которые могут сесть и поехать. Это не только чиновники. Но огромное количество людей вообще перестало ездить вдруг. Мне сказали, Gallery Lafayette потеряли 4% от оборота из-за отсутствия русских клиентов. Продажи наших аксессуаров выросли где-то на 30–40%, так как в ЦУМе и в ДЛТ представлен лучший выбор и привлекательная цена, когда все остальные магазины, в общем, переживали кризисную ситуацию.
Из ЦУМа ушел покупатель со средним доходом? Насколько он важен для компании?
А. В. Я бы так не сказала, не ушел. Потому что в ЦУМ может зайти любой человек по разным причинам. В бутике больше внимания, и это не для всех комфортно. Придя в ЦУМ, можно часами ходить и нюхать духи, мазаться кремами и выбрать себе помаду или какой-то аксессуар, провести здесь день и пойти пообедать. Тем и хорош department store. Сюда можно просто забежать. Приходит мужчина купить носки, вспоминает, что и галстук нужен - у всех семейные мероприятия, дни рождения. И как бы ни было тяжело, проходит пара недель - и мы привыкаем к любой ситуации, а жизнь продолжается.
Но ведь пиар европейских цен имеет и обратную сторону. Швейцарские цены на часы и драгоценности привлекли в прошлом году внимание таможенников, были проверки, а в прессе появились публикации о нелегальном ввозе.
А. В. У нас одна из лучших компаний на мировом рынке. Мы ввозим все товары официально. Всегда есть враги, есть наговоры. Товар идет напрямую от поставщиков, происходит оплата, прием, растаможивание, доставка, и лишь тогда он появляется на прилавках. И по-другому не может быть!
У вас обширный список ювелирных брендов, но сейчас появилась своя собственная ювелирная коллекция Mercury. Чем это продиктовано?
А. В. Сделав свою линию, мы можем делать все, чего, мы считаем, нам не хватает. А всегда чего-то не хватает. Мы сейчас запускаем собственную линию меховых изделий. Пришло время, когда наша компания тоже решила себя проявить. Я уверена, что мы займем достойное место.
А потребности отдохнуть нет?
А. В. Очень большая потребность отдохнуть! Я каждый год говорю, что в следующем буду работать меньше, уходить из офиса до восьми, буду ходить в театры три раза в неделю. Клянусь моим подружкам. Но куда бы меня ни пригласили, я прихожу последняя, у меня пропадают билеты, и я все время с этим борюсь. Я улетела на fashion week в Милан, это было 17 января, а вернулась 10 марта: полетела в Нью-Йорк, потом в Лос-Анджелес - не была там лет восемь. А тут еще и Том Форд пригласил. Он делал большое fashion-шоу перед церемонией вручения «Оскара». Ну, я подумала, что раз я в Нью-Йорке, надо слетать. Все дни, которые были вроде бы свободны в Милане, в Париже, заполнились работой, и отдохнуть так и не удалось.
То есть после того как вы победили рак, в вашем стиле жизни ничего не изменилось?
А. В. Нет, вы знаете, ничего не поменялось, к сожалению, кроме одного. Когда это произошло со мной и я долго боролась с болезнью, то клялась Богу: «Дай мне еще один шанс, и я буду делать все по-другому!» И я благодарна ему, что он меня услышал. Конечно же, я стараюсь следовать своему обещанию, чтобы он на меня не разозлился. Я прошла много химиотерапии, которая помогла бороться с болезнью. Но химиотерапия и лекарства полностью разъели мой организм. Я пять лет боролась с раком, и это была непростая борьба. Это как в бизнесе: ежеминутная, ежедневная борьба. И никто, кроме меня, не знает, как тяжело мне это дается. Но я счастлива и благодарна, что жива. И конечно же, поправившись, я никогда об этом не забываю.
Какие эмоции вы испытали, когда прозвучал диагноз?
А. В. Ужасные! Необъяснимые. Здоровый человек узнает вдруг, что он смертельно болен. Это самая страшная вещь, которая может произойти. После этого нет никаких вещей, которые вы не можете преодолеть. Что касается меня, знаете, честно могу сказать, что я как-то совершенно не раскисала. Сначала не восприняла всерьез. Потом пошли вопросы: «Почему это случилось со мной?» Стала лечиться. Сначала в России, потом еще год в Израиле. Потом улетела в Нью-Йорк. И я очень благодарна врачам в Нью-Йорке, потому что, считаю, если бы я не попала туда, не осталась бы жить.
После этого вы стали говорить, что работать не на себя, а в компании - это значит иметь тыл?
А. В. Нет, не так я говорила. Я сказала один раз в интервью, что большая разница - работать на себя и работать на компанию. Работая на себя, есть возможность передать свое дело детям и внукам, а из компании, на которую ты работаешь, когда-нибудь нужно уйти. Но на эту компанию я работаю с 1993 года и всегда работала с той же силой, будто это моя компания.
Но вы все-таки называете совладельцев Mercury Леонида Фридлянда и Леонида Струнина «мои хозяева».
А. В. Потому что у меня есть два хозяина, два мужчины. Я называю их «мои боссы», когда представляю. Они смеются, потому что мы вместе уже так много лет и я старше их, это для них даже как-то неудобно. Я не чувствую себя наемным работником или человеком, который может перейти в другую компанию. В этой компании все зависит от меня, и я несу ответственность.
О вашем чутье ходят легенды. Нет ли опасений, что в какой-то момент оно вас покинет?
А. В. Интуиция не может уйти, а с интуицией и с возрастом приходит опыт. Мне 57 лет уже будет, из которых я не работала первые 17 лет, всю остальную жизнь я работаю в одном и том же бизнесе. Поэтому интуиция у меня есть, и она с каждым годом только развивается все сильнее и больше. И со мной сейчас уже мало кто спорит, потому что доказано, что у меня есть чутье.
Когда Mercury начиналась, полагаю, вам намного больше всего приходилось делать своими руками. По мере роста компании возникала необходимость научиться делегировать полномочия. Были ли у вас с этим сложности?
А. В. Когда мы строили наш первый магазин, торговый дом «Москва» на Кутузовском проспекте, я полностью занялась строительством и для меня это все было ново и очень тяжело. Девяностые годы, архитектор-итальянец, на каждом шагу мне говорили: «Нет, это невозможно. Это нельзя сделать, это не отмывается». Я брала тряпочку, и у меня быстренько отмывалось. Поэтому первое время я учила людей просто работать, продавать, общаться с клиентами, быть доброжелательным, прививала любовь к моде, учила высокому сервису. Работать в магазине стало престижно. В мою молодость работать в магазине было не солидно. Мои родители такого бы не поняли. А сегодня это, наоборот, красиво, и многие стремятся стать частью этого мира.
Насколько важны для вашей компании эксклюзивные права на бренд?
А. В. Мы все боремся за эксклюзивные права, если у нас есть эксклюзивная марка - это повод привести клиента к себе. И конечно, все department stores по всему миру борются за эксклюзив. Вот у нас был коктейль по случаю приезда обувного дизайнера Джанвито Росси, и я могу рассказать на примере. Когда открылся ЦУМ, мы хотели Sergio Rossi, но не могли, потому что эксклюзив был у Араса Агаларова много лет. И, я помню, Серджио Росси мне позвонил и сказал, что его сын Джанвито начал делать свою линию. Я никогда, даже сегодня, не устаю обходить все новое. Я иду вперед, наравне с молодежью, я знаю все самое новое, и я уже там первая. И это тоже часть моей репутации. Когда я приехала и посмотрела, что делает Джанвито, я дала ему самый большой заказ, он сам это вспоминает. Вы не представляете, как мне был благодарен Серджио Росси! Ну вот как родители рады успехам своих детей. И с тех пор Джанвито стал очень популярен, и его обувь для всех возрастов, для всех размеров - самая удобная, носибельная. Сейчас я его умоляю сделать детскую линию и тоже хочу эксклюзив. И даю ему карт-бланш.
А много ли на свете дизайнеров, которым вы говорили: сделай мне такую-то линию?
А. В. Практически все. Когда я начала работать с Доменико Дольче и Стефано Габбана, был 1993–1994 год, это были два молодых человека. И мой первый заказ был 20 000, потом 50 000, потом 100 000, потом 250 000. Они восхищались красотой русских женщин, нашей женственностью и элегантностью и многое делали для нашего рынка. Помню, я приехала в Loro Piana, и там все было такое очень классическое. Но кашемир такого высокого качества, будто бы до вас дотрагивается младенец. И мы вместе с Серджио Лоро Пьяна шили пальто, которое сегодня стало самым знаменитым. Я всегда говорила, что дизайнеры очень часто черпают свои идеи в общении с людьми.
Нет ли у вас опасений, что еще сезон-другой - и возле ЦУМа будут просто стоять люди в серых плащах и посматривать, кто сюда заходит, выходит?
А. В. Нет, мы перешли ту границу, когда можно вернуться обратно. Я выросла в советское время, и мой занавес открылся для меня в 1976 году. Я росла в тяжелое советское время и не считаю, что оно было хорошим - ни для меня, ни для моих родителей.
С материальной точки зрения ваша семья чувствовала себя очень неплохо.
А. В. Мы чувствовали себя неплохо только потому, что нарушали все правила. И каждый день за это нарушение можно было сесть на всю жизнь в тюрьму. Поэтому радость была очень кратковременной, все скрывали все. Мы не хотели быть равны, мы хотели жить, как мы хотели, и отвечать за это. Мы хотели быть людьми - больше учиться, больше работать. У нас не было свободы, и мы уехали из страны, потому что страна не оправдала доверия моей семьи, члены которой отдали свои жизни за эту родину. Я питерская и выросла в семье, в которой половина родственников погибла на войне. Мои бабушка с мамой прошли всю блокаду. У дедушки все три сестры вышли замуж в 18–20 лет, а к 25 годам все были вдовами. Мой папа был ранен много раз. Бабушка всегда говорила: «Главное, чтобы не было войны, а все остальное можно пережить». Поэтому 9 Мая для нашей семьи - самый главный праздник.
Насколько вы вовлечены в жизнь еврейской общины и насколько это важно для вас?
А. В. Я выросла в очень традиционной еврейской семье. Я не понимаю тех людей, которые говорят: «У нас в семье скрывали, что евреи, меняли фамилии».
Ходят легенды о банках с огурцами и другими соленьями, которые некоторые счастливчики получают к праздникам. Вы сами это делаете?
А. В. Да. У меня хобби. Смотрите, у меня много хобби. Я люблю шить, люблю рисовать картины. Акварелью, маслом, как угодно! Пару картин своих даже когда-то продала. У меня есть определенные таланты, я очень люблю готовить, принимать людей, накрывать стол. Понимаете, я женщина, которая любит свой дом, а дома бываю очень редко, и те минуты, когда я дома, хочу заниматься им. Я просто люблю жить.