Требования к региональным операторам тко в конкурсе. Новые требования к операторам по обращению с ТКО: проект Постановления Правительства РФ
Россия очень сильно отстала от развитых стран в вопросах обращения с мусором. Если, например, Швеция уже ставит целью направлять на вторичное использование, включая энергетику, 100 процентов объёмов мусора, то у нас к XXI веку обычным делом стали стихийные свалки, где в громадном количестве гниют и пропадают потенциально полезные отходы. Можно много говорить о высокой культуре, но без культуры быта нормальное течение жизни точно не наладится.
Зачем нужны изменения?
Сейчас Поморье только по официальным данным обременено примерно 250 крупными несанкционированными свалками. Действующие легитимные объекты обращения с ТКО не соответствуют природоохранному законодательству и ухудшают экологическую обстановку. А в работе с отходами в целом нет системного подхода.
Мусорная реформа — не прихоть городской или областной власти, а назревшая необходимость для всей страны. Цели и задачи ставятся высшим руководством государства. Процесс начался по всей России. С 2019 года все регионы перейдут на новую схему обращения с отходами.
Во всех субъектах РФ разработаны территориальные схемы обращения с отходами. В них систематизируются объекты инфраструктуры, описывается, как будет организован сбор, транспортировка, обработка и утилизация отходов. В каждом регионе России выбран единый оператор по обращению с отходами. Он и займётся наладкой новой системы и работой, предусмотренной в терсхеме.
Возможен ли контроль оператора?
Единый региональный оператор — это центральное действующее лицо, первая скрипка в оркестре управления отходами. На нём лежит ответственность за транспортировку, складирование и переработку отходов, начиная с контейнера во дворе. Он эксплуатирует полигоны и мусороперерабатывающие предприятия.
Власть сможет эффективно контролировать результаты деятельности единого ответственного юрлица. При неудовлетворительной работе оператора законом предусмотрены штрафные санкции вплоть до отзыва статуса. Экономический индикатор эффективности работы оператора — отсутствие необходимости брать деньги из регионального бюджета.
![](https://i0.wp.com/cdn12.region29.ru/5bcd7a4812f17b75e2086e22/5bcd861adbd2c.jpg)
Кто стал регоператором в Поморье?
По результатам конкурсного отбора в Архангельской области региональным оператором стала компания «ЭкоЦентр», входящая в ГК «Чистый город» (Волгоград).
Её проект по созданию экотехнопарка вошёл в число приоритетных областных инвестпроектов. Сумма собственных капвложений волгоградцев в систему должна составить 2,14 миллиарда рублей.
Что такое экотехнопарк?
Главные объекты регоператора — экотехнопарк и сеть мусороперегрузочных станций. В структуре экотехнопарка предусмотрены мусоросортировочный комплекс, полигон ТКО и площадка биокомпостирования. Не берёмся судить, где он разместится в конечном итоге. Хотя прежде предполагалось, что это будет станция Рикасиха (Приморский район).
Согласно данным, предоставленным нам регоператором, объект будет обслуживать 607 тысяч жителей Архангельской области (то есть половину населения Поморья), главным образом из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и Приморского района.
![](https://i0.wp.com/cdn12.region29.ru/5bcd7a4812f17b75e2086e22/5bcd86bb8c8db.jpg)
Как работает сортировка?
Транспорт доставляет в экотехнопарк ТКО. Отходы проходят взвешивание и радиационный контроль и поступают на сортировку.
До 10 процентов крупногабаритных отходов будут поступать на специальную площадку для дробления. 90 процентов ТКО идут на мусоросортировочный комплексы. Органические (пищевые) отходы направляются на площадку приготовления компоста. Пластик, стекло, полиэтилен и жестяная тара отделяются и направляются на действующие заводы. Неутилизируемые фракции — на полигон.
![](https://i0.wp.com/cdn12.region29.ru/5bcd7a4812f17b75e2086e22/5bcd8777a0e23.jpg)
Как будут соблюдаться экологические нормы?
Площадка биокомпостирования, где находится органика, будет закрываться специальной мембранной плёнкой. Это предотвратит выбросы метана и сероводорода. Полученный компост можно использовать в качестве удобрений.
Одно из основных требований к современным полигонам — защита грунтовых вод. В основании участка размещения отходов будет устраиваться специальный противофильтрационный экран из бентонитовых матов. Это инновационный материал, который используется для изоляции промышленных объектов и защиты почв и вод от вредных веществ. Бентонитовые маты устойчивы к механическим повреждениям, проколам, поскольку бентонитовый гель заполняет повреждения.
На полигоне предусматривается «немедленное уплотнение доставляемых отходов» тяжёлой техникой, изоляция слоёв ТКО разделительными слоями грунта. Противопожарные меры включают также увлажнение отходов. Предусматриваются противопожарные резервуары и спецтехника.
От скоплений грызунов и птиц будут использоваться ультразвуковые отпугиватели и дератизаторы.
Полигон будет оснащён экспресс-лабораторией, которая будет вести постоянный автоматизированный мониторинг состояния окружающей среды:
- забор грунтовых вод из скважин по периметру полигона;
- забор проб воздуха;
- пробы почвы;
- наблюдение за состоянием животных птиц и растений.
![](https://i1.wp.com/cdn12.region29.ru/5bcd7a4812f17b75e2086e22/5bcd886dd0fbe.jpg)
Будут ли принимать радиоактивные отходы?
Это исключено. Ни радиоактивных отходов, ни отходов, содержащих тяжёлые металлы, экотехнопарк принимать не будет.
Потребуется ли заключать договоры?
Собственники квартир и частных домов, предприниматели начнут взаимодействовать с регоператором с заключения соглашений на вывоз отходов. Проживающие в собственных домах граждане, вероятно, будут заключать с договоры напрямую. Жители многоквартирных домов — черед управляющую компанию или товарищество собственников жилья.
Где граница ответственности регоператора?
Она очерчена так — «с момента погрузки мусора в мусоровоз». Вполне логично, что претензии населения по поводу сбора отходов тоже будут поступать «единому региональному».
Каким будет эффект?
Внедрение новой системы управления отходами позволит избавиться от неразберихи с вывозом мусора и, самое главное, от стихийных свалок. Все частные дома будут в обязательном порядке получать услугу.
ТКО будут вывозить только на объекты, предусмотренные терсхемой, а не куда попало (от этого ранее никто не был застрахован). Работа перевозчиков, которые станут подрядчиками у регоператора, будет оплачиваться только после доставки мусора на объект. Отслеживаться процесс будет через систему ГЛОНАСС и весовой контроль.
Изменение в квитанциях
До сих пор в квитках на оплату услуг ЖКХ вывоз отходов входил в общую графу «содержание». Теперь услуга во вывозу и утилизации ТКО будет прописана отдельно.
Регоператор будет функционировать за счёт тарифа, который пока ещё не утверждён. Для населения тариф будет рассчитываться, скорее всего, по числу живущих в квартире. Юрлицам, вероятно, предложат оплату либо по нормативу, либо исходя из реальных объёмов вывозимого мусора.
Предполагаем, что тариф профильное областное агентство рассчитает ближе к концу текущего года.
9 минут назад, Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.
Вчера
25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.
25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.
25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.
22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.
20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».
20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.
20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.
20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».
18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.
16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.
16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.
16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.
16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.
15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.
13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.
1В соответствии со статьей 5 и пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:
9. Конкурсная комиссия выполняет следующие функции:
а) осуществляет вскрытие конвертов с заявками и конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок (далее - уведомление об участии во втором этапе), а также рассмотрение заявок и уведомлений об участии во втором этапе в установленном порядке;
б) проверяет документы и материалы, представленные в составе заявки и уведомления об участии во втором этапе на предмет достоверности сведений, содержащихся в этих документах и материалах, запрашивает дополнительную информацию, привлекает независимых экспертов в целях обеспечения экспертной оценки документации об отборе, оценки и сопоставления заявок, оценки соответствия участников конкурсного отбора требованиям, установленным документацией об отборе и настоящими Правилами;
в) устанавливает соответствие представленных заявок и уведомлений об участии во втором этапе требованиям, установленным документацией об отборе и настоящими Правилами;
г) осуществляет оценку и сопоставление заявок, определяет победителя конкурсного отбора;
д) подписывает протоколы, составленные в ходе проведения конкурсного отбора, направляет заявителям и участникам конкурсного отбора уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях;
е) осуществляет иные функции, определенные организатором конкурсного отбора.
III. Документация об отборе
10. Организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает .
11. Документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок.
Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
12. Документация об отборе содержит:
б) описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами;
в) сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов);
г) сведения о расположении (планируемом расположении) мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора;
д) сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах;
е) сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами;
з) обязанности регионального оператора, в том числе:
обязанности по заключению договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами (далее - операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами);
обязанности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, с указанием источника финансирования (при необходимости);
обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости);
иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
ч) срок подписания протокола о результатах проведения конкурсного отбора;
ш) срок подписания соглашения;
35. Расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования, осуществляется в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
VII. Порядок вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок
36. Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками в срок, указанный в документации об отборе. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками осуществляется в день вскрытия конвертов с заявками после окончания срока подачи заявок.
37. обязан предоставить возможность всем заявителям, подавшим заявки, и (или) их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками.
38. Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками конкурсная комиссия объявляет заявителям, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия таких конвертов.
39. В случае установления факта подачи одним заявителем 2 и более заявок при условии, что поданные ранее этим заявителем заявки не отозваны, все заявки этого заявителя не рассматриваются и возвращаются этому заявителю.
40. Сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками, наименование, почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных документацией об отборе, значения критериев конкурсного отбора, указанные в заявке, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками.
41. Организатор конкурсного отбора обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками и фотофиксации документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок. (представители заявителей по доверенности), присутствующие при вскрытии конвертов с заявками, вправе осуществлять фотофиксацию документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок, аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов.
42. Протокол вскрытия конвертов с заявками ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов с заявками и не позднее рабочего дня, следующего за днем вскрытия конвертов с заявками, размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте торгов.
43. Конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным настоящих Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в следующих случаях:
а) непредставление документов, указанных в настоящих Правил, или наличие в таких документах недостоверных сведений;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным настоящих Правил;
в) несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе;
г) несоответствие указанных в заявке значений критериев конкурсного отбора установленным документацией об отборе предельным значениям критериев конкурсного отбора.
44. Конкурсная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия заявителя требованиям, установленным настоящих Правил, у органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
45. Отказ в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в настоящих Правил, не допускается.
46. Срок рассмотрения заявок не может превышать 10 дней со дня вскрытия конвертов с заявками.
47. На основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании заявителя или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок. Протокол ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании его участником конкурсного отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе с обоснованием такого решения и указанием требований, которым не соответствует заявитель, положений документации об отборе, которым не соответствует заявка, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об отборе. Такой протокол в день окончания рассмотрения заявок размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте торгов. Заявителям направляются уведомления о принятом конкурсной комиссией решении не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
48. В случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурсного отбора, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника конкурсного отбора от участия в на любом этапе проведения конкурсного отбора. Протокол об отстранении участника конкурсного отбора от участия в конкурсном отборе подлежит размещению на официальном сайте торгов не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом в таком протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений.
49. В случае если принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе всех заявителей, конкурсный отбор признается несостоявшимся и объявляется новый конкурсный отбор, который проводится в соответствии с положениями настоящих Правил.
VIII. Общие правила оценки и сопоставления заявок
50. Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок, поданных заявителями, признанными участниками конкурсного отбора.
51. Оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения в соответствии с критериями конкурсного отбора.
52. На первом этапе оценки и сопоставления заявок срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 5 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе.
Лучшие условия исполнения соглашения соответствуют минимальному значению приведенной стоимости услуги регионального оператора.
В случае если показатели других участников конкурсного отбора превышают минимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора не более чем на 2 процента, лучшие условия исполнения соглашения определяются среди предложений указанных участников конкурсного отбора исходя из наибольшего количества содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев качества оказания услуги региональным оператором.
В случае если в результате сопоставления заявок установлено, что лучшие значения критериев качества оказания услуги региональным оператором предложены несколькими участниками конкурсного отбора, заявки ранжируются в порядке возрастания по дате и времени регистрации заявки. Победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок становится участник, направивший заявку раньше.
53. На основании результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер.
Победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок признается участник конкурсного отбора, заявке которого присвоен первый номер.
54. Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня окончания первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол первого этапа оценки и сопоставления заявок.
55. В случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в настоящего пункта, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок.
Во втором этапе оценки и сопоставления заявок принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в соответствии со схемой обращения с отходами, либо имеют обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предусматривающим строительство и (или) модернизацию таких объектов.
56. Второй этап оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок.
57. Уведомление об участии во втором этапе должно содержать следующую информацию:
а) сведения об участнике конкурсного отбора - полное и сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, номер телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
б) документы и сведения, подтверждающие соответствие участника конкурсного отбора требованиям, указанным в настоящих Правил;
в) расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора, включая параметры регулирования тарифов, осуществленный в соответствии с документацией об отборе, и значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.
58. Приведенная стоимость услуги регионального оператора не может быть выше, а значение критериев качества оказания услуги региональным оператором не может быть хуже соответствующих показателей, указанных в заявке победителя первого этапа оценки и сопоставления заявок.
59. Конкурсная комиссия вскрывает конверты с уведомлениями об участии во втором этапе в срок, указанный в документации об отборе, и в порядке, указанном в настоящих Правил.
60. Конкурсная комиссия рассматривает уведомление об участии во втором этапе на предмет соответствия требованиям, установленным и настоящих Правил, и осуществляет проверку соответствия участников конкурсного отбора требованиям, установленным настоящих Правил. Уведомление об участии во втором этапе отклоняется конкурсной комиссией в следующих случаях:
а) непредставление документов, определенных настоящих Правил, либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
б) несоответствие участника конкурсного отбора требованиям, установленным настоящих Правил;
в) несоответствие указанных в уведомлении об участии во втором этапе предложений требованиям, установленным настоящих Правил.
61. На основании результатов рассмотрения уведомлений об участии во втором этапе конкурсной комиссией принимается решение о допуске участника конкурсного отбора ко второму этапу оценки и сопоставления заявок.
62. В случае если ни один из участников конкурсного отбора не направил уведомление об участии во втором этапе или все уведомления об участии во втором этапе были отклонены конкурсной комиссией, второй этап оценки и сопоставления заявок считается несостоявшимся.
63. Победитель второго этапа оценки и сопоставления заявок определяется в соответствии с и настоящих Правил.
64. Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня окончания второго этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол второго этапа оценки и сопоставления заявок.
65. Победителем конкурсного отбора признается победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся.
66. Участникам конкурсного отбора направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания соответствующих протоколов.
67. Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня подписания протокола второго этапа оценки и сопоставления заявок, а в случае, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся, - не позднее чем через 15 дней со дня подписания протокола первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол о результатах проведения конкурсного отбора.
IX. Особенности проведения оценки и сопоставления заявок при первом проведении конкурсного отбора
68. При первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную настоящих Правил.
69. Оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения в соответствии с критериями конкурсного отбора и в порядке, которые установлены документацией об отборе.
70. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.
71. Лучшие условия исполнения соглашения соответствуют наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев оценки и сопоставления заявок по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях других участников конкурсного отбора, с учетом значимости критериев конкурсного отбора, предусмотренных документацией об отборе.
72. На основании оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер.
73. Победителем конкурсного отбора признается , чьей заявке присвоен первый номер.
В случае если в результате сопоставления заявок установлено, что лучшие значения критериев конкурсного отбора предложены несколькими участниками конкурсного отбора, указанные заявки ранжируются в порядке возрастания по дате и времени регистрации заявки. Победителем конкурсного отбора становится участник, направивший заявку раньше.
74. Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня подписания ею протокола рассмотрения заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол о результатах проведения конкурсного отбора.
75. Участникам конкурсного отбора направляются уведомления о принятом конкурсной комиссией решении не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания соответствующего протокола.
Обзор документа
Регламентирован порядок проведения уполномоченными органами власти регионов конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Прописаны правила формирования и работы конкурсной комиссии. Установлены требования к документации об отборе. Информация о проведении конкурсного отбора размещается на сайте www.torgi.gov.ru.
Определены требования к участникам отбора. Установлены критерии отбора. Ими являются стоимость и качество услуги регионального оператора. Качество услуги включает в себя критерии надежности, оперативности, открытости и исполнительности. При первом проведении отбора могут быть установлены дополнительные критерии качества услуги - мощность, квалифицированность, обеспеченность, экологичность.
Установлен порядок подачи, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок.
В Брянской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируются запустить до конца 2018 года. В марте 2018 года был объявлен конкурсный отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их а территории Брянской области должно быть 2 – по количеству зон, на которые поделен регион в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. 28 апреля и 3 мая текущего года департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области подписаны соглашения с победителями конкурсных отборов, которыми была признана ОАО «Чистая планета» на двух зонах.
С началом осуществления региональными операторами своих обязанностей в полном объеме услуги по вывозу и утилизации мусора перейдут из разряда жилищных в коммунальные, в квитанциях они будут выведены в отдельную строку. Изменится и расчет услуги: плата за вывоз отходов будет начисляться в зависимости от количества проживающих в домовладении или квартире людей, а не от площади помещения, как это было раньше.
В связи с этим у граждан может возникнуть множество вопросов о работе регионального оператора по обращению с , поэтому и была организована такая встреча.
Все ли жители обязаны платить за услугу регионального оператора по обращению с ТКО?
Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Проект договора рассылается всем жителям области. Основанием для оплаты служит подписанный с Региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты. Так как договор с Регоператором является публичным, а жители обязаны его заключить, то Регоператор имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении жителя к заключению договора. При этом задолженность по договору будет формироваться с момента начала оказания услуги.
Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регоператора?
В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО Регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.
Планируется ли увеличение платы за мусор? Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияют на повышение цены на данную услугу? Что улучшится с приходом регоператора?
Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.
Во-первых
, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.
Во-вторых
, является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.
Третьим фактором
, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.
О росте тарифа известно и в Правительстве Брянской области, и в Правительстве РФ. Этой проблеме было посвящено недавнее заседание в Москве под руководством заместителя председателя Правительства Д.Н. Козака. В настоящее время в Правительстве страны обсуждается вопрос о снижении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и о предоставлении Регоператорам по обращению с ТКО льготы по уплате НДС.
Всем известно, что на рынке вывоза отходов работало много недобросовестных транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей. Они брали с потребителей плату за вывоз отходов на полигон, а сами, желая побольше заработать и не платить полигону за размещение отходов, сваливали их в незаконных местах: на обочинах дорог, на окраинах промзон городов, на опушках лесов.
С появлением регоператора ситуация должна измениться. Теперь все, у кого образуются , обязаны иметь договор на вывоз только с регоператором. Тот, в свою очередь, привлекает местных операторов – транспортные компании и полигоны. При этом все полигоны по захоронению ТКО должны быть оборудованы весами. Вывозящие компании получат оплату только в случае доставки отходов на заранее определенный полигон, а полигон – только в случае поступления отходов к ним.
Планируется ли установка контейнерных площадок в частном секторе?
Контейнерные площадки в частном секторе обустраивают органы местного самоуправления с учетом мнения жителей.
Если региональный оператор отвечает за обращение с ТКО, кто будет убирать несанкционированные свалки?
В случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать ее. Если в течение 30 дней свалка ликвидирована не будет, то регоператор обязан сам ее устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесенные расходы с собственника земельного участка. Этот порядок прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156
Что изменится с началом работы Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
Ещё в конце 2014 года Президентом страны подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Согласно этим изменениям ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный, а в каждом регионе выбирается Региональный оператор по обращению с отходами, который занимается созданием и развитием областной системы обращения с отходами. Задача управления отходами выведена на новый уровень: разработаны и утверждены территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области, региональная программа «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 -2027 годы», приняты общие для всей области нормативы накопления отходов.
Региональный оператор выстраивает и оптимизирует свою работу в рамках данных документов на территории зон деятельности:
1) деятельность Регионального оператора максимально прозрачна для государства и его надзорных органов, если законом установлено, что регоператор вправе размещать отходы только на объектах, включенных в госреестр, то так оно и будет. Это означает, что регоператору придётся изыскивать способы доставки отходов из отдаленных районов, где свалки закрыты, к законным объектам по размещению отходов – полигонам;
2) задача регоператора – обеспечить максимальный охват услугой по обращению с отходами всех потребителей области. Очень многие жители частных домовладений городов, а также жители сел и деревень впервые смогут воспользоваться этой услугой.
3) С организацией вывоза отходов из частного сектора решаются и экологические проблемы. Жители частных домовладений, не имея возможности воспользоваться услугой по вывозу отходов, вынуждены были искать незаконные способы избавиться от своих отходов – сжигать их или сваливать в ближайший овраг. Так же поступают и недобросовестные предприниматели, не желающие оплачивать услуги по вывозу и захоронению своих отходов. По этой причине и появляются многочисленные стихийные свалки на окраинах городов и сёл, в окрестных лесах и оврагах. Мы ожидаем, что расширение охвата жителей частного сектора и предпринимателей услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.
Региональный оператор по обращению с отходами – одно из нововведений нашего государства в «мусорной» сфере. Отходы образуются постоянно и в огромных количествах, управлять ими достаточно сложно. Именно для улучшения регулирования процессов в данной области в настоящее время проводится реформирование системы обращения с ТКО.
Схема обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами, ранее ТБО, читайте ) претерпевает в настоящее время ряд изменений. Внедряемая в 2017-2019 гг. система призвана преобразовать структуру работы с ТКО.
С тем чтобы удовлетворять новым требованиям, все российские регионы должны осуществить разработку территориальной схемы (ТС) обращения с ТКО, региональной программы и произвести выбор оператора, отвечающего за все виды работ, проводимых с отходами на конкретной местности.
Итак, единый региональный оператор по обращению с отходами представляет собой компанию, которая осуществляет координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенного региона, устанавливаемых ТС. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса не менее чем на десятилетний срок.
Главная цель, преследуемая оператором «по мусору», – реализация требований региональной политики в области обращения с ТКО на территории вверенного субъекта РФ. Таким образом, региональный оператор нужен в качестве инструмента для экологического и экономического регулирования данной сферы государством.
Как происходит выбор регионального оператора
Как уже упоминалось, регионального оператора выбирают по результатам конкурсного отбора, все правила которого подробно прописаны в постановлении Правительства РФ от 5 сентября 2016 г.
В документе говорится, что выбор организации для работы с ТКО осуществляется специально собранной конкурсной комиссией, к членам которой предъявляется ряд требований. Так, в постановлении указаны лица, выпадающие из списка возможных участников комиссии. К последним относятся мужья/жены руководителей компаний-конкурсантов, их близкие родственники, оценщики заявок, сотрудники организаций, участвующих в конкурсе и т.д.
Комиссия, состоящая как минимум из 5 человек, называет решение на основании большинства голосов участников заседания. При равном количестве голосов выбор оператора осуществляется председателем экспертной группы.
Конкурсные документы размещаются на сайте torgi.gov.ru примерно за 20 суток до даты окончания времени подачи заявок. Организатором конкурса устанавливаются требования к обеспечению заявки, которые прописываются в соответствующих документах.
Конкурсанты в свою очередь должны удовлетворять следующим основным положениям:
- они обязаны иметь государственную регистрацию в РФ и лицензию на работу с отходами 1-4 классов опасности;
- не должны быть признаны банкротами;
- их деятельность не может быть приостановлена в результате административного нарушения;
- у них должна отсутствовать задолженность выше определенного размера по выплате налогов, штрафов и т.п. за прошлый календарный год;
- руководители и главные бухгалтеры компаний не должны иметь судимостей за экономические махинации.
При выборе оператора комиссией оценивается 2 критерия: указанная стоимость всех услуг и степень их качества, определяемая по ряду показателей.
Заявки на конкурс подаются в письменном виде в закрытом конверте, который не позволяет просмотреть его содержание до непосредственного вскрытия.
Обязанности регионального оператора
Региональным оператором по обращению с ТКО должен выполняться ряд обязанностей, в перечень основных входят:
![](https://i1.wp.com/vtorothody.ru/wp-content/uploads/2018/02/baki-pod-raznye-vidy-musora.jpg)
Об одном из региональных операторах и его задачах рассказывают корреспонденты новостей Ставропольского края в следующем видео.
Перечень региональных операторов
За декабрь 2017 г. были отобраны следующие региональные операторы:
- МУП «Иультинское», Чукотский АО, предприятие осуществляет деятельность в пределах округа Эгвекинот;
- АО «Управление по обращению с отходами», Сахалинская область;
- ЗАО «Управление отходами – НН», Нижегородская область;
- АО «Управление отходами», Саратовская область.
Кроме того, конкурсные отборы операторов будут осуществлены к концу 2018 г. в Свердловской, Ростовской, Кемеровской, Челябинской и др. областях, а также в Красноярском крае, Карелии, на Алтае и в Санкт-Петербурге.
По состоянию дел на 01.01.2018 региональные операторы выбраны в 21 регионе РФ.
Работа региональных операторов направлена на реализацию множества задач, качественное решение которых позволит выстроить четкую схему всех действий, осуществляемых с постоянно образующимся мусором. Однако после внедрения изменений были выявлены некоторые проблемы. Поэтому новая система по работе с ТКО требует усовершенствования.