Ответственность за совершенные налоговые правонарушения. О созыве и проведении общего собрания членов некоммерческого партнерства «палата профессиональных бухгалтеров и ауди…
Налоговые правонарушения - это несоблюдение налогоплательщиком обязанностей, установленных налоговым законодательством. Разберемся, какие виды нарушений бывают и какая установлена ответственность за совершение налоговых правонарушений.
В отношении нарушителей применяются налоговые санкции, штрафы. Все виды налоговых правонарушений подробно расписаны в главе 16 НК РФ (), в ней приведен перечень правонарушений. В качестве субъектов налоговых правонарушений выступают юридические лица, и санкции применяются в отношении именно юридических, а не должностных лиц. То есть штрафы платит организация, а не работник. Но тем не менее, если работодатель решит, что нарушение произошло по вине какого-либо сотрудника (например, бухгалтера), то он вправе потребовать возмещения понесенных в связи с этим штрафом расходов с виновного сотрудника. Но тут надо быть аккуратней, чтобы не нарушить права работников, установленных Трудовым кодексом.
Основные налоговые правонарушения бухгалтера: инфографика
Наиболее распространенные виды налоговых правонарушений и штрафы за них
- Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Каждая вновь созданная фирма обязана встать на учет по месту нахождения в течении месяца. Причем, если существующая организация создает территориально обособленное структурное подразделение со стационарными рабочими местами, то это подразделение также нужно поставить в течении месяца на учет. В противном случае назначается штраф 10000 рублей. Если же предприятие или ИП ведут деятельность без постановки на учет, то назначается штраф в размере 10% от полученного за этот период дохода, но не менее 40000 рублей.
- Нарушение срока подачи сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ). Информацию об изменениях расчетного счета нужно подавать в течении 7-ми дней, за нарушение этих сроков штраф в размере 5000 рублей.
- Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ). Штраф 5% от суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц со дня, установленного для её подачи в налоговую инспекцию. При этом штраф не может превышать 30% от суммы налога и не может быть меньше 1000 рублей. Чтобы не нарушать сроков предоставления, можно подать декларацию с ориентировочными данными налога (как правило, указываются заниженные данные), далее подается корректирующая декларация с правильными данными, и сумма налога доплачивается в бюджет, но в этом случае также нужно будет доплатить и пени за каждый день просрочки (считается как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ).
- Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). К грубым правонарушениям относятся: отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, неправильно и несвоевременно составленные проводки, отражающие хозяйственные операции (в случае если это искажает отчетность). Ответственность за подобное правонарушения – штраф 10000 рублей (если оно выявлено в одном налоговом периоде), 30000 рублей (если нарушение продолжается в течении двух и более налоговых периодов). Если же неправильно отражены доходы и расходы организации и занижена налоговая база, то устанавливается штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40000 руб.
- Неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ).Если налогоплательщиком занижена налоговая база или неправильно посчитан налог, то в отношении него применяется данная статья. Полагающийся штраф - это 20% от неуплаченной суммы налога (если неумышленное нарушение), в противном случае штраф 40%. Наличие умысла в действиях налогоплательщика нужно еще доказать, причем в судебном порядке.
- Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ).В этой статье имеется в виду НДФЛ, который фирма обязана платить, выступая налоговым агентом. Штраф - 20% от суммы налога, подлежащего перечислению.
- Непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля (ст. 126 НК РФ). Штраф 200 рублей за каждый не предоставленный в установленный срок документ В качестве документов может выступать бухгалтерскую отчетность, справки 2-НДФЛ, среднесписочная численность и иные документы, предусмотренные налоговым законодательством. Также налоговая может потребовать документы, которые явились основанием для расчета налогов. При непредставлении этих документов либо предоставлении документов с недостоверными сведениями налагается штраф 10000 руб.
- Неправомерное не сообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ). Это правонарушение применяется в том случае, если фирма не уведомила налоговый орган о таких событиях, как приобретение долей и акций в уставном капитале другой организации либо выступила в ней учредителем. Эти сведения подаются в течении одного месяца, в противном случае налагается штраф в размере 5000 рублей. При повторном подобном правонарушении штраф возрастает уже до 20000 рублей.
Стоит отметить, что существует такое понятие, как срок исковой давности, по истечении которого уже невозможно привлечь к ответственности за совершение налоговых правонарушений. В отношении налоговых правонарушений применяется срок исковой давности - 3 года с момента совершения нарушения.
В действующем законодательстве определена ответственность за каждое налоговое правонарушение, применение которой напрямую зависит от того, насколько затронули интересы организации или гражданина.
Виды нарушений и правовое регулирование
Объем ответственности за правонарушения в сфере налогов определяют: гл. 16 НК РФ, а также административное и пенсионное законодательство.
Некоторые правонарушения, описанные налоговом кодексе РФ, распространяются далеко не на всех налогоплательщиков.
Возможность использовать ту или иную санкцию периодически зависит от того, кем именно является лицо в налоговых отношениях. Например, ответственность банка определена в гл. 18 НК РФ, но перечень санкций, содержащихся в гл. 16 также может применяться к нему.
Или другая ситуация – лицо, осуществляющее в организации административно-распорядительную функцию, может нести административную ответственность и, одновременно, быть оштрафованным за налоговое правонарушение, являясь налогоплательщиком.
Административные налоговые правонарушения:
- создать бухгалтерию и назначить ее руководителем главного бухгалтера;
- включить в штатное расписание должность бухгалтера;
- передать в соответствии с договором бухгалтерский учет в стороннюю бухгалтерию, специализированную организацию или соответствующему специалисту;
- возложить бухгалтерские обязанности на себя.
Если предприятие не располагает организованным бухучетом, то руководитель может быть наказан в соответствии с административным кодексом.
Признаки финансовых преступлений
Ответственность за налоговое правонарушение наступает в соответствии с решением налогового органа. Стандартным наказанием является денежный штраф, конечная сумма которого во многом зависит от наличия смягчающего или отягчающего обстоятельства.
Не стоит путать штраф, недоимку по налогу и пеню . Последняя составляет 1/300 ставки рефинансирования . Начисление производится ежедневно до тех пор, пока не будет уплачен налог. Пеня не относится к мерам ответственности за совершенное нарушение в сфере налогов и сборов.
Налоговая ответственность наступает, если имеют место быть следующие правонарушения:
- нарушен срок поставки на учет;
- налогоплательщик уклоняется от постановки на учет;
- счет в банке был открыт или закрыт, но данные сведения не были предоставлены в установленный срок;
- владение, пользование и (или) распоряжение арестованным имуществом нарушено;
- налоговый орган не получил сведения, требуемые для проведения налогового контроля;
- игорный бизнес был зарегистрирован с нарушением установленного порядка.
К налоговой ответственности может быть привлечено:
- Физическое лицо, которому уже исполнилось 16 лет, в том числе и индивидуальный предприниматель;
- Организация (не стоит путать с привлечением должностных лиц);
- Руководитель, главный бухгалтер или должностное лицо при наличии соответствующего основания.
Условия и порядок привлечения к налоговой ответственности
Правонарушения в сфере налогов могут рассматриваться 2-мя различными способами:
- Если нарушения выявила камеральная или выездная проверка, то используется порядок, прописанный в ст. 101 НК РФ;
- Если же для проведения контроля использовались иные методы, то ст. 101.4 НК РФ.
Таким образом, можно выделить состав налогового правонарушения, в основе производства которого должна лежать ст. 101 НК РФ:
- Доход, расход и объекты налогообложения были учтены с допущением грубых нарушений;
- Налог не был оплачен частично или полностью;
- Налог не был удержан или перечислен.
Любое другое нарушение рассматривается в соответствии со ст. 101.4 и ст. 101 НК РФ, в зависимости от произведенных ранее контрольных мероприятий (проверка или иной налоговый контроль).
П. 1 ст. 101.4 НК РФ гласит о том, что если должностное лицо налоговой службы обнаружило признаки налогового правонарушения, то оно обязано составить соответствующий акт. Данный документ должен быть подписан 2-мя сторонами: обнаружившей нарушение и допустившей его. При этом за налогоплательщиком сохраняется право отказаться от подписания составленного акта.
Уголовная и административная ответственность
Меры налоговой ответственности представлены в следующей таблице:
№ п/п | Правонарушение | Величина штрафа |
---|---|---|
1 | Заявление о постановке на учет было подано с нарушением установленного срока (менее 3-х мес.) | 5 тыс. руб. |
2 | Заявление о постановке на учет было подано с нарушением установленного срока (более 3-х мес.) | 10 тыс. руб. |
3 | Приносящая доход деятельность без регистрации продолжалась менее 3-х мес. | 20 тыс. руб. или 10% от полученного дохода |
4 | Приносящая доход деятельность без регистрации продолжалась более 3-х мес. | 40 тыс. руб. или 20% от полученного дохода |
5 | Счет в банке был открыт/закрыт, а сведения в налоговую не подавались | 5 тыс. руб. |
6 | Декларация не предоставлялась в течение длительного срока (менее 6 мес.) | 100 руб. или 5% от суммы налога, который нужно было заплатить. |
7 | Декларация не предоставлялась более 6 мес. | 30% от суммы налога, который нужно было заплатить и 10% от неуплаченной налоговой суммы за каждый месяц, начиная с 181 дня. |
8 | При учете дохода, расхода и объектов были допущены грубые нарушения | 5 тыс. руб. |
Важно! Никто не отменял презумпцию невиновности! Лицо не виновно в нарушении до тех пор, пока его вина не будет установлена.
Административное правонарушение наступает при наличии противоправного, виновного действия (бездействия), за которое КоАП РФ предусматривает ответственность:
№ п/п | Правонарушение | Величина штрафа, тыс. руб. |
---|---|---|
1. | Официальная регистрация в налоговом органе была проведена с нарушением срока | 0,5 – 1,0 |
2. | Нарушен срок регистрации в совокупности с ведением предпринимательской деятельности | 2,0 – 3,0 |
3. | Открыт/закрыт счет в банке без оповещения налоговой службы (не в установленный период) | 1,0 – 2,0 |
4. | Декларация не предоставлена вовремя | 0,3 – 0,5 |
5. | Документы, которых требует налоговый контроль, не предоставлены вовсе или не поданы в установленный срок | 0,1 – 0,3 |
6. | Грубо нарушены бух. учет и бух. отчетность | 2,0 – 3,0 |
Возбуждение административного дела начинается с того момента, как был составлен протокол.
Экономические преступления, в том числе и налоговые, в определенных случаях могут рассматриваться в соответствии с уголовным кодексом.
№ п/п | Правонарушение | Длительность лишения свободы |
---|---|---|
1. | Человек не платил налоги или подавал ложную налоговую декларацию (крупный размер) | До 1 года |
2. | Те же действия, но особо крупный размер | До 3-х лет |
3. | То же самое в крупном размере, но в отношении предприятия | До 2-х лет |
4. | Те же действия по сговору и в особо крупном размере | До 6-ти лет |
5. | Налоговый агент не исполнял свои обязанности, имея при этом свой личный интерес | До 2-х лет |
6. | Те же действия, но в особо крупном размере | До 6-ти лет |
7. | Денежные средства или имущество, которые должны использоваться для взыскания налогов, скрывались | До 5-ти лет |
Правила бухгалтерского учета считаются грубо нарушенными, если сумма начисленного налога или любая статья бухгалтерского отчета искажена более чем на 10% .
Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2019 году. Что необходимо знать об административном законодательстве.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Кто является субъектом таких нарушений и как они привлекаются к ответственности. Налоговые правонарушения имеют последствия, ответственность за которые может быть административной, дисциплинарной или уголовной.
При выявлении нарушений, соответствующие органы вправе подать в суд на лицо, их совершившее. И тогда уже суд решает, какое именно наказание понесет правонарушитель.
Чаще всего налоговые проступки регулируются Налоговым кодексом. Но есть несколько нарушений, ответственность за которые является административной.
Общие моменты
Правонарушения в сфере налогообложения делятся на проступки и преступления. Обычно налоговыми преступлениями принято считать действия, за которые лицо несет уголовную ответственность.
Проступки же в свою очередь являются дисциплинарными, имущественными или административными правонарушениями.
Соответственно, устанавливать за них наказание субъекта уголовное законодательство не может. Налоговые нарушения, как и другие, могут выражаться в действии и бездействии.
Чаще всего противоправное деяние в области налогов заключается в бездействии субъекта, так как происходит невыполнение своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.
Это может быть не предоставление в указанный срок документов и прочих сведений, а также неправильный учет доходов и расходов.
Для того чтобы осуществлять налоговый контроль, существуют так называемые налоговые органы. Должностные лица этой службы имеют право беспрепятственного доступа в помещение налогоплательщиков.
Естественно, это возможно только при соблюдении всех правил, установленных российским законодательством.
Что это такое
Налоговое правонарушение – действие, совершенное умышленно или нет, и понесшее за собой последствия в виде уменьшения налоговой базы и суммы налогов, введение налоговых органов в заблуждение, нарушения порядка подачи и т. д.
За это российским законодательством предусматривается ответственность. Она может выражаться в административном или налоговом наказании субъекта.
Кроме этого, такие правонарушения имеют важный признак – антисоциальность. Другими словами, налоговый проступок посягает на установленный законом порядок налогообложения.
Таким образом, проявляется его противоправность. Это отличает их от уголовно наказуемых преступлений, где главным признаком считается общественная опасность.
Что касается административной ответственности, то она применяется в виде налоговых санкций, то есть денежных штрафов. Они используются для того, чтобы предотвратить совершения лицом повторных нарушений.
Администрaтивнaя oтвeтствeннoсть зa нaлoгoвыe прaвoнaрушeния устaнoвлeнa КоАП. А конкретнее, статьями 15.3– .
Согласно этим нормам, с должностных лиц, в действиях которых было обнаружено налоговое нарушение, взыскивается штраф.
Налоговая ответственность необходима для того, чтобы к лицу были применены определенные санкции в виде взыскания денежных средств.
Но существуют обстоятельства, которое позволяют исключить или уменьшить вину за нарушение налогового законодательства ( –):
- факт налогового нарушения не установлен;
- вина налогоплательщика не доказана;
- правонарушитель не достиг 16-ти лет;
- истек срок давности;
- нарушение произошло по причине чрезвычайных обстоятельств;
- нарушитель не контролировал свои действия или совершал их под влиянием принуждения.
Этот перечень не является полным, а потому суд может самостоятельно решать, какие еще дополнительные обстоятельства могут носить смягчающий характер.
Наличие любого из них может повлиять на снижение санкций в несколько раз и более. Но факт, что субъект вынужден был совершить противоправное деяние из-з независящих от него причин, необходимо доказать.
Помимо этого, законодатель разрешает использовать для вынесения решения обстоятельства, отягчающие наказание.
Они необходимы для того, чтобы увеличить размер налоговых штрафов. Одним из таких условий можно назвать умышленное совершение правонарушения.
Если умысла в действиях лица обнаружено не было, он не заплатит более 20 % от всей суммы налога. Но если факт умысла был установлен, то эта сумма может возрасти до 40%.
В случае, если повторное действие совершается уже после вынесения решения, то штрафные санкции увеличиваются до 100%. В налоговом законодательстве существует и свой срок давности.
Учитывая это, можно утверждать, что лицо невозможно привлечь к определенной ответственности, если этот срок истек. Для налоговых нарушений он составляет 3 года.
Виды админответственности
Административное правонарушение – действие, совершаемое лицом, за которое КоАП РФ устанавливается административная ответственность.
Она состоит из следующих санкций, применяемых за совершение налогового правонарушения к нарушителям:
- предупреждение;
- штраф;
- изъятие и конфискация предмета, являющегося орудием совершения нарушения;
- лишение субъекта специального права;
- исправительные работы;
- арест.
Что касается административной ответственности именно в налоговом законодательстве, то к нарушителям применяется только один ее вид.
А именно штрафы, размер которых установлен законодательством. Другие виды админответственности для налоговых нарушений не предусмотрены.
Правовая база
Санкции, применяемые к налоговым проступкам, определены в Налоговом кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.
Видео: налоговая новость об уголовной ответственности юридических лиц
Если административная ответственность устанавливается в судебном порядке, то эту процедуру регулирует Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации необходимо для обжалования решения суда.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства
Основанием для применения этого вида ответственности является административный проступок. В налоговом законодательстве предусмотрено использование этого вида ответственности за некоторые нарушения.
На данный момент за одинаковый состав правонарушения предусмотрено два вида наказания – административное и налоговое.
Это ставит под вопрос возможность нескольких взысканий с субъекта или недопустимость этой процедуры.
Меры административной ответственности за налоговые правонарушения в налоговой сфере – это денежные штрафы, размер которых за каждое противоправное деяние установлен КоАП.
Они могут применяться не только к гражданам Российской Федерации, но и гражданам других государств.
Административная ответственность может быть применена к правонарушителю, как в судебном порядке, так и в досудебном. Это предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом.
Кто является субъектами
В налоговом законодательстве, как и в любом другом, у правонарушения есть субъект. Административная ответственность может применяться исключительно к должностным лицам.
Законодательство допускает, что субъектом в редких случаях может выступать также гражданин, выступающий как третье лицо. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо.
Должностное лицо – это лицо, которое наделено определенными полномочиями и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции.
Такие лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением своих прямых обязанностей, несут административную ответственность ().
Исключением может служить факт установления другого состава преступления.
Налоговые правонарушения, влекущие за собой последствия
Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ существует несколько видов нарушений, совершаемых в области налогов.
Это нарушение сроков при подаче декларации о доходах, непредставление необходимых налоговой службе сведений и грубые ошибки при ведении бухгалтерского учета (Гл. 15 КоАП).
К примеру, за нарушение срока постановления на учет, должностное лицо обязано выплатить штраф в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей.
То же самое деяние в совокупности с тем, что при этом ведется определенная деятельность, влияет на сумму штрафа. Он будет равен 1-2 тыс. рублей ().
Порядок привлечения граждан
Существуют условия привлечения за налоговые правонарушения:
- при привлечении юридического лица, должностные лица не освобождаются от административной ответственности;
- невозможно привлечь лицо к ответственности за одно правонарушение несколько раз;
- виновное лицо обязано выплатить все суммы налога;
- вина нарушителя должна быть доказана в судебном порядке;
- в случае если вина не доказана, применение санкций недопустимо;
- налогоплательщик не должен сам доказывать свою невиновность.
Правонарушитель может быть притянут к административной ответственности налоговой службой, которая при поведении проверки обнаружила соответствующие нарушения.
Административная ответственность считается разновидностью налоговой ответственности. Во время проверки налоговый орган составляет специальный , в котором указывается все правонарушения.
В течение 2-х недель эти материалы рассматриваются руководителем налоговой службы , который впоследствии выносит определенное решение. Налогоплательщику предлагают уплатить все штрафы.
В случае отказа или (нарушение сроков или наличие новых задолженностей), налоговый орган вправе обратиться в суд.
Если нарушителем выступает физическое лицо, подается в суд общей юрисдикции. После этого обе стороны выясняют спор в судебном порядке.
Существует возможность обжалования судебного решения в вышестоящей инстанции. Эту процедуру регулирует АПП и КоАП.
В.В. Зиновьев,
ФСНП России,
Е.В. Кирилюк,
советник налоговой службы I ранга
Борьба с налоговыми правонарушениями является одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Мобилизация резервов для повышения налоговых поступлений должна проводиться комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных аспектов существующих экономических проблем, необходимости приведения принципов российского законодательства о налогах и сборах в соответствие с принципами налогообложения, принятыми в международной практике, а также повышения ответственности за преступления и административные правонарушения.
Проводимая в стране налоговая реформа направлена на создание целостной системы законодательства о налогах и сборах, дальнейшую стабилизацию и развитие экономики, развитие предпринимательской деятельности населения, ликвидацию теневой экономики, а также привлечение в страну иностранного капитала.
Решение этих глобальных задач возможно при реализации комплекса мер, позволяющих установить справедливый налоговый порядок, ослабить налоговое бремя для предприятий, занятых в сфере материального производства и являющихся исправными плательщиками налогов, и в то же время усилить ответственность за налоговые правонарушения юридических и физических лиц, которые уклоняются от налогообложения.
Осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы - МНС России и его подразделения на региональном и местном уровнях. Полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основной задачей налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов только в случае, если законодательством о налогах и сборах на них возложены обязанности по налоговому контролю (в отношении налогов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды).
Особое место среди органов государственной власти, участвующих в борьбе с нарушениями законодательства о налогах и сборах, занимают федеральные органы налоговой полиции.
Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они выполняют функции по преду-преждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции».
Правовой основой деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции является законодательство о налогах и сборах, а также законодательные и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность указанных органов.
Для осуществления эффективного налогового контроля государство наделило налоговые органы достаточно широкими, но жестко очерченными правами и полномочиями. Так, в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при соблюдении условий, указанных в данном Кодексе, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы и пояснения; проводить налоговые проверки; производить выемку документов при проведении налоговых проверок; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов; приостанавливать операции по счетам; осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества; определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет (внебюджетные фонды); требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; требовать от банков документы; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать свидетелей; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий; создавать налоговые посты; предъявлять иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
Налоговые органы наделены большими правами по применению мер экономического принуждения своевременно платить налоги и соблюдать требования закона. С этой целью возможно применение налоговых санкций. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (см. таблицу 1). Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Причем при наличии смягчающего или отягощающего обстоятельства размер штрафа подлежит соответственно уменьшению не меньше чем в два раза или увеличению на 100 %. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Таблица 1
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
№
|
Состав налогового правонарушения
|
Налоговые санкции
|
НК РФ
|
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе |
Штраф в размере 5 тыс. руб. |
п. 1 ст. 116 |
|
То же деяние на срок более 90 дней |
Штраф в размере 10 тыс. руб. |
п. 2 ст. 116 |
|
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе |
Штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. |
п. 1 ст. 117 |
|
То же деяние без постановки на учет более трех месяцев |
Штраф в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней |
п. 2 ст. 117 |
|
Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке |
Штраф в размере 5 тыс. руб. | ||
Непредставление в срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета |
Штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащий уплате (доплате) , за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, ноне более 30% от указанной суммы и не менее 1 00 руб. |
п. 1 ст. 119 |
|
То же деяние в срок более 1 80 дней |
Штраф в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 дня |
п. 2 ст. 119 |
|
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода |
Штраф в размере 5 тыс. руб. |
п. 1 ст. 120 |
|
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода |
Штраф в размере 15 тыс. руб. |
п. 2 ст. 120 |
|
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы |
Штраф в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. |
п. 3 ст. 120 |
|
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) |
Штраф в размере 20 % от неуплаченных сумм налога |
п. 1 ст. 122 |
|
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации |
Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога |
п. 2 ст. 122 |
|
Деяния, предусмотренные в подпунктах 11 и 12 данной таблицы, совершенные умышленно |
Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога |
п. 3 ст. 122 |
|
Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом |
Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению | ||
Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с Н РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента |
Штраф в размере 5 тыс. руб. | ||
Несоблюдение установленного Н РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест |
Штраф в размере 10 тыс. руб. | ||
Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах |
Штраф 50 руб. за каждый не представленный документ |
п. 1 ст. 126 |
|
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов, либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями |
Штраф в размере 5 тыс. руб. |
п. 2 ст. 126 |
|
Те же деяния, если они совершены физическим лицом |
Штраф в размере 500 руб. |
п. 3 ст. 126 |
|
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении и в качестве свидетеля |
Штраф в размере 1000 руб. |
п. 1 ст. 128 |
|
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний |
Штраф в размере 3000 руб. |
п. 2 ст. 128 |
|
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки |
Штраф в размере 500 руб. |
п. 1 ст. 129 |
|
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода |
Штраф в размере 1000 руб. |
п. 2 ст. 129 |
|
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного подпунктами 17, 18 и 19 данной таблицы |
Штраф в размере 1000 руб. |
п. 1 ст. 129. 1 |
|
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года |
Штраф в размере 5000 руб. |
п. 2 ст. 129.1 |
Одним из важнейших инструментов налогового контроля, позволяющих наиболее полно проверить правильность уплаты налогов налогоплательщиком, являются налоговые проверки.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующие году проведения проверки.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Однако налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Непредставление этих документов или отказ в их представлении влечет ответственность налогоплательщика или иных лиц в соответствии со ст. 126 НК РФ. В случае выявления в ходе камеральной проверки налогового правонарушения руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика или иных обязанных лиц на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В ходе проведения выездной налоговой проверки изучается полнота и своевременность исчисления, удержания и перечисления налогов на основе использования имеющихся у налогоплательщиков или налоговых агентов данных учета своих расходов (расходов) и объектов налогообложения, включая первичные учетные документы. При проведении выездной налоговой проверки возможно осуществление любых «процессуальных» действий, предусмотренных НК РФ. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки, на основании которого и других материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, то есть провести встречную проверку.
По запросам налоговых органов федеральные органы налоговой полиции полномочны участвовать во всех вышеуказанных налоговых проверках. Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 36 НК РФ федеральные органы налоговой полиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, имеют право самостоятельно производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого принимается одно из решений:
1) в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела;
2) в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов в соответствующий налоговый орган;
3) при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.
Кроме того, в соответствии с п. 1 части первой ст. 10 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» федеральные органы налоговой полиции обязаны проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении.
Таблица 2
Виды налоговых преступлений и ответственность за их совершение
№
|
Состав преступления
|
Санкции
|
Статья УК РФ
|
Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию за ведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере *1 |
Штраф в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет |
п. 1 ст. 198 |
|
То же деяние, совершенное в особо крупном размере *1 или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоя шей статьей, а также ст. 194 или 199 У РФ |
Штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет |
п. 2 ст. 198 |
|
Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере *2 |
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет |
п. 1 ст. 199 |
|
То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 198 УК РФ; в) неоднократно; г) в особо крупном размере *2 |
Лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
п. 2 ст. 199 |
*1 Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 500 минимальных размеров оплаты труда.
*2 Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 5000 минимальных размеров оплаты труда.
Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные ст. 194, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.
Наделив федеральные органы налоговой полиции, налоговые и таможенные органы, государственные внебюджетные фонды широкими полномочиями в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, государство позаботилось о защите налогоплательщиков. Так, за неправомерные действия должностные лица указанных органов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, убытки, причиненные налогоплательщику неправомерными действиями (решениями) налоговых, таможенных органов, подлежат возмещению из федерального бюджета, а убытки, причиненные государственными внебюджетными фондами, подлежат возмещению за счет средств соответствующего фонда. Вред, причиненный противоправными действиями сотрудников налоговой полиции, возмещается в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.
Акты налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.