Тигр 2 н. Pz.Kpfw VI Ausf
Сегодня мы поговорим о самом красивом комедии советских времен – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех, а режиссером был Советский российский кинорежиссёр Леонид Гайдай.
Л еонид Гайдай
Советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).
Дата и место рождения – 30 января 1923 год, Свободный, Амурская губерния, Дальневосточная область, РСФСР, СССР
В том же 1923 году семья перебралась в Читу, затем - в Иркутск, где проживала в железнодорожном посёлке Глазково.
Учился в Иркутской железнодорожной школе № 42, которую окончил 18 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр, где в это время остался в эвакуации Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.
Участвовал в войне. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт, в разведку. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх немцев, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги» (приказ № 69 от 20.12.1942 по 1263 стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии). Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы и направлен в госпиталь.
С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение эвакогоспитале № 1386 в Иванове, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево).
В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне - Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), где работал осветителем, актёром.
В 1949-1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа в Москве.
С 1955 года - режиссёр киностудии «Мосфильм».
В 1956 году вышел первый фильм режиссёра - «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко совместно с В. Невзоровым.
В 1958 году на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Л. Гайдай был практически отстранен от режиссёрской работы.
Лишь в 1960 году, после выпуска идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором режиссёр сам позже никогда не упоминал) его «простили».
Дальше были короткометражные фильмы 1961 года - «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус - Балбес - Бывалый. На следующий год Л. Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди».
Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, также как и следующие два фильма - «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и «Бриллиантовая рука» (1968 года).
О перация «Ы» и другие приключения Шурика
Советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем.
Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллионов зрителей. В этом же году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз - «Серебряный дракон Вавеля».
Фильм состоит из трех новелл, объединенных фигурой главного героя Шурика, попадающего в самые невероятные ситуации. В «Напарнике» Шурик сражается с хулиганом Верзилой; в «Наваждении» весьма оригинальным способом готовится к экзамену; в «Операции «Ы» предотвращает «ограбление века», на которое идет знаменитая тройка - Балбес, Трус и Бывалый.
Приключения студента Шурика получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
А все начинается…
В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий «Несерьезные истории» включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей - оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.
10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии «Мосфильм» была принята заявка на сценарий «Несерьезные истории» и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано «добро» на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним - Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму.
С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя - студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры).
В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.
Случайно увидев фотографию молодого актёра Александра Демьяненко, Гайдай отправился 11 июля в Ленинград на личные переговоры.
В фильме Валерий Носик всё же снялся - он сыграл эпизодическую роль студента на экзамене.
Л ида
Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже. Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то…» Тут в Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике.
И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.
Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер).
30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге, 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу.
Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов.
12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял. Было принято решение заменить снег подручными материалами - ватой, нафталином. Когда все было готово, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали… с конца.
С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер отстоял серую артистку.
12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал. Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика».
Т акже интересно знать…
В сцене борьбы героев Демьяненко и Никулина, когда последний толкает ногой рельсовую тележку, она возвращается назад, ударившись об автомобильную покрышку. Однако, в следующем кадре мы видим, что за тележкой, подъезжающей к Шурику, нет никакой покрышки.
В новелле «Операция «Ы»» в сценке на рынке видно, что когда Балбес (Юрий Никулин) высыпает деньги из копилки за пазуху курточки, эти деньги потом высыпаются из-под курточки и падают вниз.
В момент, когда Юрий Никулин разбивает бутылки на базе, он кладет себе в куртку бутылку, взятую из ящика, в правый карман. Но в сцене сражения Шурика с Балбесом на шпагах, Шурик делает выпад и пронзает бутылку, которая появляется в левом кармане.
Главный автомобиль в ринке - «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода.
Интересно, что даже сам режиссер фильма не ожидал такого успеха: в первый год «Операцию» посмотрели более 69 миллионов зрителей.
Картину «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Ялте и Одессе.
Гайдай и сам сыграл в фильме маленькую роль - алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!»
Отправляясь на «дело» преступники Трус, Балбес и Бывалый поставили на своем автомобиле номер Д 1-01. Такие номера были только на дипломатических машинах.
Источники – Википедия, КиноПоиск, Авивас.ру,
Фильм Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» - вот уже сорок лет как одна из наиболее популярных советских кинолент. Более того, «Операция Ы» стала для нас воплощением 1960-х - времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас…
Нас заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здания, а также автомобили попали в кадр.
В Интернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снимался в 1964-65 годы в Москве, а также Ленинграде, Одессе и Ялте. Поэтому мы попытались сами сделать эту работу.
Наверное, стоит сразу отметить, что мы не читали о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. Возможно, все написанное нами уже широко известно. Но даже если мы сделали лишнюю работу, то не огорчимся - «Операция Ы» того стоит…
Конечно, художественные фильмы, снимавшиеся в Советском Союзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Но подчас только в них можно увидеть давно изменившиеся виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. «Операция Ы» очень богата пейзажами, особенно хорошо сняты новостройки шестидесятых…
Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет - Кузьминки и Хорошево, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.
Свиблово. Теперь на этом месте двор детского садика
Напарник
Пейзаж первый: автобусная остановка «Трикотажная фабрика»Итак, фильм начинается с того, что Шурик ждет автобуса под проливным дождем. Какого же автобуса можно было ожидать в 1965-ом? Разнообразия особого не было: или ЗиЛ/ЛиАЗ-158 или ЗиС-155
В первых кадрах фильма мы видим ЗиЛ-158. Надпись на маршрутной табличке вымышленная: «Автобус без кондуктора N13 Вокзал - Трикотажная - Заречье». Также в кадрах мелькают «горбатый» и «Волга» ГАЗ-21 Прототипом бутафорского автобуса № 13 мог выступить автобус №267 (ныне №818). Он идет от Киевского вокзала до совхоза Заречье. На Сколковском шоссе, почти при выезде из Москвы, у него есть остановка «Трикотажная фабрика».
«Этот эпизод снят возле дома 5/2 по Комсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. Автобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорская.
На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с „родной“, но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово „Булочная“ на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.
На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей „падающей“ колокольней.
Пейзаж второй: драка в автобусе
Как мы помним, на остановке Шурик сел в ЗиЛ-158, но изнутри нам показывают совсем другой автобус. Режиссер фильма идет на небольшую подмену: сцены внутри сняты не в ЗиЛе, а в более раннем. Его легко отличить по овальным окошкам над боковыми стеклами и опускающимся вниз, как в поездах, рамам.
За окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними - корпуса новых многоэтажек. Я определил место уже после того, как опубликовал этот материал.
На кадрах с развалившимся на сиденье Верзилой - неопознанный пока участок улицы в пределах Камер-Коллежского вала. На кадрах с будущей матерью - Большая Ордынка, там мелькают ворота Марфо-Мариинской обители, огромное здание министерства на углу с Пыжевским переулком.
Еще один интересный эпизод: автобус мотает по улице от происходящей в нем драки. Снаружи снова показывают ЗиЛ-158 с номером 63-31 ММА. На общем плане заметны, помимо городского, еще два небольших автобуса.
Здесь необходимо сделать отступление. Автобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предприятия в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков ГАЗ. Прообразом для них служил, как правило,. Именно такой автобус едет на встречу автобусу с Шуриком и Верзилой.
Этот автобус московского происхождения: предположительно, его выпустил завод „Аремкуз“. За ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки - марки „Таджикистан“ можно посмотреть его фото из собрания Н. Новикова) с милицейским номером МОМ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике.
Также в кадре мелькают „Волги“ ГАЗ-21 второй модификации (двухцветная и обычные) и черный „ЗиМ“ ГАЗ-12
Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта.
Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари.
Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Из автобуса выпадает книжка „Проблемы кибернетики“.
Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.
Пейзаж третий (и еще финальный): отделение милиции
Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон.
Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. В толпе арестантов выделяются стиляга в розовом платке-галстуке и модных темных очках, подгулявший на свадьбе помятый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой „Хочу на Луну“ на модную тогда космическую тематику…
У отделения милиции стоит один из знаковых автомобилей, который фигурирует в этой новелле - ПАЗ-653. Это милицейский фургон, на котором в другом эпизоде „суровый милиционер“ привозит обед Верзиле. Милицейский спецфургон ПАЗ-653 базировался на шасси грузовика ГАЗ-51 и выпускался с начала 1950-х годов на Павловском автобусном заводе.
Пейзаж четвертый: стройка
Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово(улица Седова и 2-й Ботанический проезд); в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске- он как раз интенсивно застраивался в те годы.
В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде.
Пока прораб захватывающе рассказывает Верзиле о свершениях „нашего СМУ“, мимо проезжают два грузовика на шасси ЗиЛ-164: седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965гг.), его более ранняя модификация ЗИЛ-ММЗ-164Н (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран ЛАЗ-690 (выпускался Львовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси ЗиЛа-164).
Пейзаж пятый: панорама Свиблово
Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки.
Мы долго гадали над этим пейзажам, пока не поняли, что перед нами Свиблово. Проверка по интернету показала справедливость этой догадки.
На месте длинных краснобоких пятиэтажек N2-10, еще недавно стоявших на улице Седова, уже возведены красные многоэтажки серии П-44Т. Нечетная сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длиться - неизвестно…
Съемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице Седова (он попадает в кадр и в других эпизодах фильма). На одном из кадров и перед нами открывается панорама западной части Свиблово.
В левой части экрана виден строящийся дом N5/2, который чаще всего фигурирует в эпизодах на стройке. Перпендикулярно ему идет строящийся первый этаж дома N7/1, в котором сейчас помещается почта. Стоящей сейчас перед ним двенадцатиэтажной башни N5/1 еще нет и в помине.
На дальнем плане в левой части экрана видна строящаяся серая пятиэтажка N9/2 и уже построенная N15/1. Из-за соседства с двухэтажками она кажется немного выше, чем есть на самом деле.
Между ними хорошо видна единственная сохранившаяся до нашего времени двухэтажка - 2-й Ботанический пер., 8. Сейчас она обшита сайдингом и выглядит совсем иначе. Хорошо заметный трехэтажный сталинский дом (9/1) в центре кадра также сохранился, причем ничуть не изменившись (если не считать потемневших стен).
В правой части экрана видны стоящие рядом школьные здания (Седова, N12-14). За ними видны поля за Яузой, позднее отданные под промзону.
В центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба Свиблово - белое пятно еще не сгоревшего усадебного дома и темное - еще не восстановленного Троицкого храма (прямо под бетонной плитой, которую тащит кран).
Пейзаж шестой: внутри строящегося дома
Сцена знакомства Верзилы и Шурика в основном снята в строящемся павильоне „Мосфильма“. Пока Шурик сидит в бочке, а Верзила растягивает батарею, в окно хорошо видно одно из сталинских зданий киностудии. Сцены с замурованным Шуриком, полукруглой лестницей и, вероятно, „разъяснительной работой“, также сняты на Мосфильме.
Пейзаж седьмой: носилки
В эпизоде с носилками, цемент привозит самосвал ЗиЛ-ММЗ-585 - изделие Мытищинского машиностроительного завода. А пока герои разбираются, кому идти первым, мимо них еще раз проезжает автокран на шасси ЗиЛ-164 (предположительно, ЛАЗ-690).
Этот эпизод снят на углу домов N3 и N5/2 на свибловской улице Седова. В кадре прекрасно видна коричневая с красными полосками кирпичная пятиэтажка N5/2 и серая блочная пятиэтажка N7/2.
Пейзаж восьмой: доставка еды
Милицейский фургон ПАЗ-653 с сиреной мчится по улицам, торопясь доставить обед на стройку в Свиблово. В кадре мелькают два места: живописный холмистый перекресток с большим количеством двухэтажек и спускающаяся вниз улица с полупромышленной застройкой. Здесь с определением места пришлось изрядно повозиться.Живописный перекресток удалось приблизительно локализовать благодаря тому, что в кадр попала афиша кинотеатра „Стрела“ (Смоленская-Сенная, д. 23/25, угол Ружейного переулка) с рекламой фильма „Коротко лето в горах“. Значит, съемки велись с где-то в окрестностях Смоленской.
Проблема усугублялась тем, что в этом районе с 1960-х годов велись постоянные сносы и от старых кварталов остались лишь отдельные пятна - шансов застать этот перекресток в сколько-нибудь сохранившемся виде практически не было…
Расположение пейзажа с наклонной улицей удалось вычислить с помощью безотказного метода дедукции.
Характер застройки - монументальное промышленное здание, красивая ограда, двухэтажный дореволюционный особняк и конструктивистские дома на дальнем плане - подсказывал мне, что это место находится не в центре Москвы, а, скорее всего, между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом.
Мест с подобными склонами в Москве не так уж и много и все они расположены возле рек - Москвы-реки, Яузы или Неглинки. Перебирая разные варианты, я сузил возможный район поисков до трех районов - Сокольников и Преображенки у Яузы, окрестностей МИИТа у Сущевского вала, и района Хамовников и Смоленки.
Последний район был наиболее предпочтителен - я уже знал, что ряд эпизодов снимался именно там.
Подобрать подходящий переулок по карте было уже делом техники. Придя во 2-й Труженников переулок, я сразу же узнал место, где стояла камера оператора. Хотя дореволюционный двухэтажный дом надстроили третьим этажом, а посреди переулка возвели многоэтажный дом, переулок все равно остался узнаваем.
Сразу же после того, как я нашел второе место съемок, я наткнулся и на первое - это был стык 1-го и 2-го Вражских переулков с 7-м Ростовским.
От уютного уголка Москвы времен Шурика и Верзилы здесь остались только четырехэтажный дом на пригорке забор (без афиши) и заметно выросшие тополя. Все старые двухэтажки были снесены.
Пейзаж девятый: обед
Обедать героям приходится уже не в Москве, а в Одессе. Хорошо заметны простоватого вида пятиэтажки, не облицованные „столичной“ керамической плиткой, переходящий в степь пустырь, на котором ведется стройка.
Пейзаж десятый: погоня
Наконец начинается знаменитая гайдаевская погоня с использованием попавшегося под руку строительного инвентаря.Одесса. Перед началом погони
Свиблово. Подъемник на доме 3 по улице Седова
Одесса. Балконы
Свиблово. Балконы
Мосфильм. Лестница
Свиблово. Прыжок в битум
Одесса. В битуме
Свиблово. На углу домов 7/1 и 5/2 по улице Седова
Свиблово. На углу домов 5/2 и 3 по улице Седова
Свиблово. Подъемник на доме 5/2 по улице Седова
Одесса. Труба
В „погоне“ задействован бульдозер Д-686 на базе трактора С-100 Челябинского тракторного завода.
Кадры с бульдозером сняты еще на какой-то стройке - это видно по панельным, а не блочным, пятиэтажкам.
Эпизод с душевой и „туземцем“ снят на обширном поле, которое было в 1964 году на месте нынешнего детского садика на Седова, 9/1. В кадре прекрасно видна блочная пятиэтажка N7/2.
Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2.
Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2, блочная пятиэтажка N7/2 и трехэтажка 9/1 на дальнем плане.
Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2
Наваждение
Пейзаж первый: „Политехнический институт“
Этот пейзаж кинематографисты „слепили“ из нескольких, снятых в совершенно разных местах.“Политехнический институт", как мне рассказали люди, хорошо помнящие Москву 1960-х - это Институт элементоорганических соединений РАН им. А.Н.Несмеянова (ИНЕОС) на улице Вавилова, 28 (здание построено в 1962 году).
В этой сцене стоит обратить также внимание на стильные автоматы газированной воды «Харьков» - красные, с хромированными деталями.
Во дворе ИНЕОС мало что изменилось с 1964 года. А вот когда камера смотрит наружу из двора института, то вид открывается не на улицу Вавилова (там была и есть стильная, но для фильма скучноватая автобаза «Академавтотранс»), а на какой-то почти что курортный пейзаж.
«Курортная» дорожка возле института снималась на Мосфильме. Этот простой вывод я сделал после многократного просмотра эпизода: на одном из кадров удалось разглядеть на дальнем плане небольшой пруд и ограду за ним. Пришлось долго вспоминать, где в Москве может быть такое место, пока не понял, что видел такой пруд прямо возле киностудии.
Не выходя из дома, я смог окончательно подтвердить эту версию, проверив план местности и датировку домов. Более ранний по виду дом напротив пруда - это Мосфильмовская, 6 (1957 г.)
Характерный для конца 1950-х дом с лозунгом на крыше - это Мосфильмовская, 2, построенный в 1958 году.
А вот удобное для изучения конспектов развесистое дерево снято, судя по всему, в Ялте.
Еще одно отчетливо узнаваемое место - это скульптура студента с книгой у главного здания МГУ, у которого Шурик пытается подсмотреть ответы к экзамену. Когда показывают статую, на заднем плане виден автобус ЗИЛ/ЛИАЗ-158. Увы, хорошего скриншота с ним не получилось.
Пейзаж второй: трамвай
«Наваждение» - романтическая новелла. А раз она романтическая, то в ней самый романтический вид транспорта - изящный трамвай Татра-3.
Снимавшийся в фильме вагон Татра-3 под N530 был приписан к Бауманскому депо, расположенному на Сельскохозяйственной улице, недалеко от ВДНХ. Именно там - в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с местом, где в конце 1990х находился ныне разрушенный Музей городского транспорта - и снимался этот эпизод.
Татра N530 была из первых партий чешских трамваев, поступивших в Москву: с узкими форточками, двумя дверями, широким маршрутоуказателем.
В Москве двухдверных Татр уже не осталось, но в некоторых российских городах они еще ходят: Табличка маршрута N5, укрепленная на вагоне - бутафорская. На ней написан тот же незамысловатый маршрут «Вокзал - Заречье», что и на автобусе из «Напарников».
Обратите внимание, как живописно дымит труба за Сельскохозяйственной улицей - вероятно, топят углем. Садятся в трамвай Шурик и Лида в районе дома 5 по в 1-му Сельскохозяйственному проезду, а выходят практически за углом - у дома N2 по улице Сергея Эйзенштейна (на заднем плане виден дом N 129 по Проспекту Мира).
В следующем кадре они уже идут по площади Борьбы, что неподалеку от метро «Новослободская». На заднем плане хорошо виден дом N11 по Перуновскому переулку.
Это место за сорок лет изменилось не очень сильно - разве что в сквере поставили памятник героям повести Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».
По площади едет трамвай МТВ-82А - самый распространенный московский трамвай тех лет. Обратите внимание на его раскраску. Это - классическая родная раскраска этих вагонов. Впоследствии стандарт был изменен, и их перекрасили. Последние трамваи МТВ ушли с улиц Москвы в начале 80-х.
В этом же эпизоде в кадр попадает фургон. Скорее всего, изготовлен он в АРЗ Мосавтотранса и носит индекс У-122. Раскраска этого «газончика» типична для шестидесятых: белая с голубым.
Пейзаж третий: люки
Этот коротенький эпизод следует описать отдельно. Хотя место нам точно не известно, есть очень сильное подозрение, что снят он в Ялте. Обратите внимание на дореволюционный дом с двойными балконами на кадре Лидой, увидевшей, как упал в люк Шурик: таких нет ни в Москве, ни в Питере.
Пейзаж четвертый: пешеходный переход
В эпизоде, где Шурик и Лида «вслепую» переходят улицу, увлеченно читая конспект, мы видим «Волги» первого и второго выпусков, а также РАФ-977В. Чуть позже к «Волгам» добавляется красавец ЗИМ с белыми ободками шин.
Когда Шурик и Лида вторично идут по этому переходу, машин там становится уже гораздо больше. В основном, это все те же «Волги», но РАФ уже другого цвета, а ЗИМ с обычными шинами и с шашечками такси на боку.
На кадре с пешеходным переходом и старым светофором - неизвестное нам место. Возможно, это университетский парк на Ленинских горах. Другое предположение - съемка вообще велась не в Москве, а в Одессе или Ялте.
Переход через улицу - Москва, бульвары между МГУ и смотровой площадкой Ленинских гор.
Пейзаж пятый: толпа с книгами
Сцена с книгами снята на Комсомольском проспекте у дома 48/22 на углу с Фрунзенским валом - совсем недалеко от тех мест, где Шурик дрался в автобусе с Верзилой.
Очевидно, эту сцену также снимали в два приема: первые кадры сделаны в пасмурный день на Комсомольском проспекте, затем на экране уже солнечный день, а ларек с книгами стоит уже на Фрунзенском валу.
На заднем плане видна раннехрущевская панельная многоэтажка (N47) и кусочек сталинской «полувысотки» N45.
Еще в одном из кадров виден троллейбус МТБ-82, выпускавшийся с 1940-х. В шестидесятые годы их было все еще очень много, а последние ушли с улиц Москвы в середине 70-х годов.
Пейзаж шестой: дом Лиды
Этот эпизод снят в Одессе, судя по найденной информации - на Пролетарском проспекте, 22. Красивая стеклянная дверь и цветастый козырек подъезда (единственный на дом), очевидно, установлены специально для киносъемок. Другие подъезды этого и соседних домов выглядят иначе - козырьков на них нет, а угрюмо-коричневые двери носят явные черты позднесталинского стиля. Только не на Пролетарском проспекте, а на Пролетарском бульваре. Он же Французский.
Сейчас этот двор стал значительно темнее - деревьев много и высокие. Вот этого просвета, где виден дом с круглым окном, уже нет: там построено одноэтажное строение - бывший магазин, он сейчас заброшен. А вообще вокруг там построено много новых 10-этажных т.н. элитных домов.
На первом этаже со стороны двора скорее всего квартиры, а вот со стороны Французского бульвара - детская библиотека и бильярдная. Раньше был какой-то клуб или что-то типа того. Насколько я понимаю, этот дом выбрали по очень простой причине - самый ближний к Одесской киностудии. Есть один еще ближе, но там двор поменьше.
Эпизоды внутри дома снимали на Мосфильме. В окно у Лиды виден красно-желтый отчетливо довоенных форм «дом» с круглыми чердачными окнами-иллюминаторами, высоким карнизом с балюстрадой и сплошным остеклением лестничных клеток.
Скорее всего, дом с «иллюминаторами» - или сильно увеличенная и отретушированная фотография какого-то реального дома, или просто старая декорация, использовавшаяся еще в фильмах 1930-50-х.
Операция «Ы»
Эта новелла стала самой сложной в топографическом плане - она почти целиком снята в Ленинграде, который мы знаем далеко не так хорошо, как Москву. А потому, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Главное, что я попытался сделать - показать потенциально опознаваемые участки застройки и отдельные здания. Так что теперь вся надежда на знатоков-петербуржцев.
Главный автомобиль этой новеллы - «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода. С ней связаны две замечательных шутки:
1) Внушительных размеров Бывалый (Моргунов) разворачивает инвалидку на месте. Снять столь эффектный эпизод позволили небольшая масса машинки и скользкая поверхность под ней - лед, присыпанный снегом.
2) А вторая шутка за давностью лет большинству зрителей уже не понятна. Связана она с автомобильным номером, который вешают на инвалидку в целях конспирации.
Это совсем старая желтая серия номеров (ГОСТ 1946 года, выдавались с 1947-го), действовавшая до введения в действие в 1959-м более привычных номеров с белыми буквами на черном фоне. Номер, который повесили на «инвалидку» - дипломатический!
Пейзаж первый: рынок
Съемки происходили на Тишинском рынке.
В первой половине 1990-х Тишинский рынок был снесен. Сейчас на его месте крупный торговый центр треугольной формы. На старом рынке были деревянные павильоны советской постройки, а вокруг него - дома дореволюционной и советской постройки.
Бутафорская вывеска - «Зареченский колхозный рынок» - продолжает тему автобусно-трамвайных табличек. А вот вывески на павильонах - вполне настоящие.
В эпизоде с «инвалидкой» на рынке задействован фургон на базе ГАЗ-51. Именно его водитель произносит знаменитую фразу: «Где этот чертов инвалид?».
Фургон на рынке, похоже, хлебный. Такие изготавливались мастерскими «Мосавтотранаса» и «Мосхлебтранса».
Пейзаж второй: сарай
Большие дровяные сараи-кладовки составляли неотъемлемую часть всех дворов до 1960-х годов. Массовый их снос в крупных городах начался с массовым переходом на централизованное отопление от котельных или ТЭЦ. Хранить дрова стало незачем, и территорию освободили для других целей.
Впрочем, в большинстве российских городов подобные сараи во дворах - не такая уж редкость и поныне.
Пейзаж третий: окрестности склада
Сьемки сараев «Операции Ы» в Ленинграде проходили на Охте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Новочеркасскому проспекту. Мы жили в этом дворе и родители рассказывали об этом событии.
Сейчас на этом месте находится помойка и больше ничего, а раньше, действительно, стояли именно эти сараи с заборами и помещения для дворников, помню это по своему раннему детству.
Вот несколько видов, снятых как бы в окрестностях склада:
Мрачноватая дореволюционная арка с решеткой ворот. В правой части кадра, похоже, дверь дворницкой.
За спиной у Труса, похоже, двухэтажный особняк в стиле модерн. Какой именно - определить пока не сумел…
К неработающему автомату Шурик бежит мимо мрачноватого и монументального дома первой половины ХХ века.
Как подсказал нам коренной петербуржец Владимир, это особняк Покотиловой (Каменоостровский, 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора М.С. Лялевича (вот его современное фото).
Перед нами вид на боковой фасад со стороны переулка. Сейчас это задворки строительства отеля на Карповке (лет 15 уже строят).
Деревянная двухэтажка справа выглядит немного бутафорски. Впрочем, похоже, она все-таки настоящая, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось заменять ватой и другими подручными средствами.
И вот перед нами снова кусочек старого Питера: деревянный забор, дореволюционная двухэтажка и громадина доходного дома.
Заключение
Несмотря на то, что фильм снимался сразу в трех городах, перед нами очень цельная и единая картина идеального советского города 1960-х.
Мы видим светлые пятиэтажные новостройки на окраинах и невысокие, уютные домики прошлого века в центре города; большой рынок с деревянными павильонами и парки с красивыми сталинскими скамейками; послевоенные двухэтажки под тополями и деревянные галереи сараев и складов; красно-желтые трамваи и темные арки подворотен…
Инвалидка С3А из операции Ы
20 февраля 1957 года Серпуховский мотоциклетный завод приступил к выпуску знаменитой советской инвалидки.Ею стала знаменитая С3А
(читается эс-три-а, а не эс-зэ-а). По своей конструкции она очень напоминала Citroёn
2CV. Однако если французы охотно покупали своего «гадкого утенка» и ничуть его не стыдились, то в отнюдь не избалованном автомобилями СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали мотоциклетные номера. У обладателей С3А
не было проблем с техосмотром (эти
машины ему попросту не подлежали), а для управления этими недоавтомобилями в водительских удостоверениях достаточно было иметь специальную пометку/
Концептуально машина получилась
довольно прогрессивной. Впервые в истории отечественного автомобилестроения были
применены ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее
расположение силового агрегата.
Крутящий момент на ведущий мост передавался втулочно-роликовой цепью. Отсутствие мотора спереди и плоский, благодаря компактной, типично фольксвагеновской торсионной подвеске, передний мост оставляли достаточно пространства, чтобы полностью вытянуть ноги. Это было удобно для тех, у кого они не сгибались. Тормоз был только ручной, механический. На двигателе стоял электростартер, но, на всякий случай, в салоне был рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по четыре передачи как вперед, так и назад.
Сзади располагался двухтактный мотоциклетный двигатель. Мотор был позаимствован у Иж-49, который при 72-миллиметровом диаметре цилиндра и 85-миллиметровом ходе поршня имел рабочий объём в 346 куб см и развивал мощность в 8 л. с. при 3200 об/мин. Степень сжатия была для тех времен довольно высокой – шесть единиц, но на 66-м бензине двигатель всё-таки работал, поскольку повышению детонационной стойкости способствовало добавление в горючее моторного масла – двигатель-то был двухтактный.
Максимальная скорость ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0 до 40 С3А разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров дорогих хромонсиловых труб в конструкции себестоимость С3А была выше, чем у выпускавшегося в то время 407-го Москвича . Последующие модернизации привнесли упругие резиновые муфты на задние полуоси и телескопические амортизаторы вместо фрикционных.
Базовые инвалидки С3А выпускались в модификации, приспособленной для управления только лишь руками. Сцепление и газ были вынесены на руль, рычаг переключения передач находился на привычном для автомобилистов месте, но скорости переключались как на мотоцикле последовательно, вперед-назад, а зелёная лампочка на панели подсказывала, когда включена «нейтралка».
Однако с 1959 по 1962 (по другим данным - с 1960 по 1961) год производилась модификация С3Б
. Всего было выпущено 7 819 экземпляров этой модификации
для инвалидов с одной ногой и одной рукой. Всего же за годы выпуска было изготовлено 203 291 единицы всех модификаций С3А
.
Мотоколяски С3А
бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Выдавались они собесами на
определённое время, после которого инвалид был обязан сдать мотоколяску в собес и пoлyчить
новую. В 1970 году появилась новая мотоколяска С3Д, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Именно поэтому мотоколясок С3А
сохранилось чрезвычайно мало.
Сразу после своего появления С3Д стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме «». Кстати, небольшая масса мотоколяски позволяла Моргунову в одиночку передвигать ее по съемочной площадке.