Социолог сорокин питирим. Социальная философия П
СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968), русский социолог и культуролог. Родился 23 (4) февраля 1889 в с.Турья Вологодской губернии. В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский. В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали . Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара… преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.
После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию Система социологии . В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд Современное состояние России (1923). С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность , Современная социологическая теория и др.). В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: Основные черты русской нации в двадцатом столетии (1967). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.
Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах Социальная и культурная динамика (в 4 т., 1937–1941) и Кризис нашего времени (1941). Проблеме типологии «кризисов» в истории посвящены и другие работы ученого: Социокультурная причинность, пространство, время (1943), Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (1947), Социальная философия в эпоху кризиса (1950) и др. В конце 1940-х годов Сорокина все в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей » и христианских святых (1950), Пути и власть любви (1954) и др.
Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».
Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
Сорокин П. Система социологии. Т.1-2. Пг., 1920.
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937-1941 гг. Классика социологии и культурологи.
Сорокин П.А. Социология революции. - М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005.
Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. - Москва: Academia: LVS, 2005.
(23 января 1889, с. Турья Вологодской губернии - 11 января 1968, Винчестер, США) - русско-американский социолог и культуролог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего ученого остановилась зимой. Отец - Александр Прокопьевич Сорокин, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат - Василий, родился в 1885, а младший брат - Прокопий, родился в 1893.
Мать Питирима умерла 7 марта 1894 в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребенка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.
Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.
Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в свое время помогал ему освоиться в Коми крае. Он же руководил и Гамской церковноприходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в селах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их легкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковно-славянский язык, закон божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. 2 июня 1904 Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.
Благодаря отличным рекомендациям, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, Питирим получает возможность продолжить учебу в церковно-учительской духовной семинарии села Хреново Костромской губернии.
В 1906 Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осужден и заключен в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключенные могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Крапоткина, Толстова, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему ученому и выбор темы первой научной монографии. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.
Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжелая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье, потребовали взять передышку и отправится к родственникам в деревню Римью.
Осенью 1907 отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учебу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург. В Петербурге старый приятель Федор Коковкин помогает Питириму найти место репетитора с проживанием в семье. Решив неотложные проблемы, буквально в тотже день, Питирим приступает к достижению своей основной цели - поступлению в университет. Следует отметить, что с этим были определенные трудности. Было необходимо сдать экзамен на аттестат зрелости за восемь классов гимназии, включающий некоторые дополнительные знания, требуемые от экстернов, не имеющих классического образования. Такой экзамен Питирим не мог выдержать, так как не знал латинского или древнегреческого языка, французского или немецкого языка, а также математики. Для восполнения пробелов в образовании и сдачи экзамена было необходимо поступить в вечернюю школу, но это требовало значительной оплаты. В сложившейся ситуации Питирим решает попробовать поступить на известные Черняевские курсы. Для поступления на курсы Питирим решил воспользоваться протекцией профессора Каллистрата Жакова, своего земляка. В своем автобиографическом романе «Долгий путь»он передает рассказ жены Жакова, Глафиры Николаевны, об этом событии: "Открываю я дверь и вижу: стоит парень в косоворотке, с небольшой котомкой в руках. На мой вопрос, кого ему угодно видеть, он ответил, что он приехал от коми народа и хотел бы видеть Коми профессора. Когда я спросила, где он оставил багаж, юноша показал на котомку и сказал: «Все здесь». На вопрос, есть ли у него деньги на жизнь, он жизнерадостно ответил: «Да, у меня еще осталось пятьдесят копеек, уже есть где жить, и двухразовое питание ежедневно. О деньгах я не беспокоюсь. Если будет нужно, заработаю». За свою смелость молодой человек был вознагражден. Каллистрат Фалалеевич действительно помог ему поступить на курсы, а также пригласил его бывать своем доме. На Черняевских курсах преподавал блестящий состав педагогов. Среди профессоров, читавших лекции - Кареев, Бауман, Введенский, Венгеров, Мальчевский, Жаков, Золотарев, Ксенофонтов, Ковалевский, Линген, Смирнов, Сербинов, Флейшер. Такая среда способствовала интеллектуальному и культурному развитию Питирима. Он не только посещал занятия, но и читал классические труды, посещал музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвовал в работе различных кружков и обществ, вел просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов. Продолжается и дружба с профессором Жаковым. В 1908 они вместе участвуют в экспедиции по изучению Печерского края.
После трех семестров учебы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс. В мае 1909 года он успешно сдает этот экзамен и после летнего отдыха в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В Петербурге Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу - в канцелярии губернатора он получает «свидетельство о благонадежности». Поступать Питирим решил в Психоневрологический институт, открытый в 1908 по инициативе В. М. Бехтерева. В институте читались лекции по широкому спектру дисциплин: анатомии, физиологии, химии, физике, биологии, психологии, философии, логике, социологии, литературе, искусству, математике, праву. В выборе Питирима сыграли роль не только его более гибкая по сравнению с университетом система обучения, но и то, что в Психоневрологическом институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала ХХ века - М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти. Впрочем, не обошлось и без сложностей. Обучение в институте было платным и было необходимо внести 150 рублей за год учебы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учебы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. В 1910 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета. Закончил в 1914 г., оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1916 г. - приват-доцент.
После Февральской революции принимает активное участие в политической деятельности. Один из редакторов центральной газеты партии эсеров "Дело народа". Участник Всеросийского съезда Советов крестьянских депутатов. Осудил Октябрьскую революцию, активно выступал против большевиков. Избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров.
По постановлению коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу. Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии, редактировал журнал "Крестьянская Россия". В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931 - 1959 гг. профессор Гарвардского университета. С 1960 г. президент Американской социологической ассоциации.
В 1955 г., когда П.Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всх постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П.Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, Однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П.Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.
БИБЛИОГРАФИЯ
Ленин В.И. Ценные признания П. Сорокина // Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.37. - С.188-197.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТРУДЫ ПИТИРИМА СОРОКИНА
Пережитки анимизма у зырян // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№20. - С.49-62; №22.-С.39-47.
Рыт пукалoм: [Рассказ о жизни сев. деревни] // Арханг.губ.вед.-№203.
К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Ар-ханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№1.-С.34-41; №5.-С.356-361.
"Пестрое кружево": [Дорож. заметки о путешествии в Удор. край с целью этногр. исслед. летом 1911 г.] // Во-логод. листок.-1911.-19, 21, 26 июня; 26 июля; 6,9,17,21, 28 авг.; 2,4,6,11 сент.
Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера- №8-9.-С.645-651; №11.-С.863-868.
Современные зыряне // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№18.-С.525-536; №22.-С.811-820; №23.-С.876-885; №24.-С.941-949.
Брак в старину: (Многомужество и многоженство).-Рига: Наука и жизнь.-47 с.
Преступность и ее причины.-Рига: Наука и жизнь.-46 с.
Самоубийство, как общественное явление.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.
Символы в общественной жизни.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.
Границы и предмет социологии // Новые идеи в социо-логии.-СПб..-Сб.1.-С.59-108.
О социологии. Преступление и кара, подвиг и награда.-СПб.-78с.
Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали.- СПб..- L, 3.-456 с.
Л.Н.Толстой как философ.-М.: Посредник.-28 с.-(Всемир. б-ка в память Л.Н.Толстого).
Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии.-СПб..-Сб.3.-С.115-155.
"Третья" школа и спор "классиков" с "социологами" в уго-ловном праве.-М..-20 с.
Автономия национальностей и единство государства.-Пг.: Набат.-16 с.
Вечный мир и всемирное единение народов.-Пг.: Рев. мысль.-31 с.
О свободах: Неотъемлемые права человека и граждани-на.-Пг.: Рев. мысль.-14 с.
Основы будущего мира.-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копей-ка").
Причины войны и пути к миру.-Пг..-31 с.
Проблема социального равенства.-Пг.: Рев. мысль.-66 с.
Сущность социализма: Лекция, прочит. во фракции соци-ал-революционеров при Исполкоме Всерос. Совета крест. депутатов.-Пг..-16 с.-(Всеобщ. б-ка изд-ва "Новь").
Формы правления.-Пг..-8 с.
Что нужно народу: монархия или республика?-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копейка").-(Сер. полит.-соц. брошюр; №2).
Что такое монархия и что такое республика?-Пг.: Рев. мысль.-32 с.
Что такое социализм?- Пг.: Рев. мысль.-4 с.
К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян // Изв. Вологод. о-ва изуч. сев. края.- кн.IV.-С.48-55.
Программа по изучению зырянского края.-Яренск: Изд. союза "Коми котыр".
Элементарный учебник общей теории права в связи с уче-нием о государстве.-Ярославль.-236 с.
Общедоступный учебник социологии: В 2 ч. Ч.1-2.-Ярославль: Изд-во Ярославл. кредит. (о-ва) сов. коопера-тивов.-291 с.
Система социологии.-СПб.-*
П.Л. Лавров как социолог // Вперед!: Сб. ст., посвящ. па-мяти П.Л.Лаврова / Под ред. П.Витязева.-Пг.
Social mobility.- N.Y..-559 р.-(Harper"s social science series).
Голод, как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.-Пг.: Колос.-272 с.
Современное состояние России.-Прага.- 108 с.- Библиогр.: с.108.
Социология как объективная наука.-Пг.
Тезисы к публичному научному диспуту по поводу "Сис-темы социологии".-Пг.: Колос.-4 с.
Основные проблемы социологии П.Л.Лаврова // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы.-Пг.
Влияние войны на состав населения, его свойства и обще-ственную организацию // Экономист.- №2.-С.77-107.
Влияние голода на социально-экономическую организа-цию общества // Экономист.-№2.-С.23-53.
Голод и идеология общества // Экономист.-№4-5.-С.3-32.
Популярные очерки социальной педагогики и полити-ки.-Ужгород.
Soziologie in Rubland // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.3, Н.1.-S.92-93.
Идеология аграризма.-Прага.-35 с.
Очерки социальной политики и педагогики.-Ужгород.
Russian diary, 1917-1922.-L..- 310 р.
Sociology of Revolution.-Philadelphia; L.-428 р.-(Lippincatt sociol. ser.).
American millionaires and multi-millionaires: A comparative statist. study // Social forces.-№3.-Р.627-640.
Monarchs and rulers: A comparative statist. study // Social forces.-1925.-№4.-Р.22-35;-№4.-Р.523-533.
Impoverishment and the expansion of governmental control // The Amer. Jornal of Sociology.-Vol.32, №2.-Р.206-215.
Leaves from a russian diary.- N.Y.-310 р.
Russian sociology in the twentieth century.- S.l.-P.57-69.-(Prepr. from "Publ. of Amer. sociol. soc.".-Vol.31).
Leaders of labour and radical movements in the United States and foreign countries // The Amer. Journal of Sociology.-Vol.33, №3.-Р.395-399.
A survey of cyclical conceptions of social and historical process // Social forces.-№6.-Р.28-40.
Sozial Bewegungsvorgange // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.6, H.2.-*
Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y.-785 р.
Experimente zur Soziologie // Zeitschrift fur Vїlkerpsychologie und Soziologie.-J.4, №1.-S.1-10.
Arbeitsleistung und Entlohnung // Kolner Vierteljahrashefte fur Soziologie ..-J.7, №2.- S.186-198.
Farm leaders in the United States // Social forces.-№7.-Р.33-45.-Auth.: P.A.Sorokin, С.С.Zimmerman.
Principles of rural-urban sociology.-N.Y.-652 р.- Auth.: P.A.Sorokin , C.C.Zimmerman.
Die Politische Einstellung der Farmer und Bauern // Zeitschrift fur Vїlkerpsychologie und Soziologie.-J.5.-S.1-25.-Auth.: P.A.Sorokin, С.С.Zimmerman.
Some contrasts of contemporary european and american sociology // Social forces.-№8.-Р.57-62.
A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. / Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.- Wash.; Minneapolis.-Vol.1-3.
Soziologische theorien im 19. und 20. jahrhundert.-Munchen: Verl. C.H.Beck.-342 S.
Sociology as a science // Social forces.-№10.-Р.21-27.
Rejoinder to Rice // Social forces.-№10.-Р.326-327.
Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.,
Vol.1: Fluctuation of form of art. Painting, sculpture, architecture,
music, literature and criticism.- 745 р.
Vol.2: Fluctuation of systems of thuth, ethics and law.-727 р.
Vol.3: Fluctuation of social relationships, war and revolution.-636 р.
Vol.4: Basic problems, principles and methods.-804 р.
Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L.
Тime-budgets of human behaviour.-Cambridqe: Harvard Univ. press.-204 р.-(Harvard sociol. studies; №2).--Auth.: P.A.Sorokin, С.А.Berger.
The crisis of our age: The social and cultural outlook.-Sydney; L..-272 р.
Man and society in calamity: The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behaviour, social organisation and cultural life.-N.Y.-352 р.
Sociocultural causality, space, time: A study of referential principles of sociology and social science.-Durham: Duke Univ. press.-246 р.-(Sociol. ser.).
Russia and the United States.-2-nd ed.-N.Y.-253 р.-(Libr. of World Affairs; №15).
The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y..-338 р.
Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.-N.Y.; L.-742 р.
Reconstruction of humanity.-Boston.-247 р.
Toynbee`s philosophy of history // The Pattern of the part: can we determine it?- Boston.
Altruistic love: A study of American "good neighbours" and christian saints.-Boston.-253 р.
Explorations in altruistic love and behaviour: A Symposium.-Boston.-353 р.
Leaves from a russian diary and thirty years after.-Boston.-346 р.
Russia and the United States.-L..-213 р.
Social philosophies of an age of crisis.-Boston.-345 р.
SOS: The meaning of our crisis.-Boston.-177 р.
Social philosophies of an age of crisis.-L..-345 р.
Integralism is my philosophy // Burnett W. This is my philosophy.-L.
Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston.-476 р.
The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Boston.-552 р.
The american sex revolution.-Boston.-186 р.
Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Chicago.-357 р.
The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y.-338 р.
Social and cultural dynamics: A study of change in major systems of art, truthe, ethics, law and social relationships: .-Boston.-718 р.
Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-L..-357 р.
Reconstruction of humanity.-Bombay.-223 р.
Power and morality: Why shall guard the guardians?-Boston.-204 р.-Auth.: P.A.Sorokin, N.A.Lunden.
Social and cultural mobility: Containing complete reprints of "Social mobility" and chap. 5 from vol. 4 of "Social and cultural dynamics".-L.-645 р.
Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L..
Sane sex order.-2-nd ed.-Bombey.-158 р.
Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.
Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.- N.Y.-742 р.
A long journey: The autobiogr. of Pitirim Sorokin.-New Haven.-327 р.
Modern historical and social philosophies: Danilevsky, Spengler, Toynbee, Schubart, Berdyaev, Northrop, Kroeber, Schweitzer.-N.Y..-345 р.
The basic trends of our time: Essays.-New Haven:College Univ.press.-208 р.
Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y..-783 р.
A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. /Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.-N.Y.
Sociological theories of today.-N.Y.; Tokio.-676 р.
The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Chicago.-323 р.
Sane sex order.-Bombey.-153 р.-(Bhavan"s book univ.; №82).
Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston; N.Y..-476 р.
Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Westport.-357 р.
Sociological theories of today.-N.Y.: Auno press.-676 р.
ЛИТЕРАТУРА О ПИТИРИМЕ СОРОКИНЕ, ПЕРЕИЗДАНИЯ РАБОТ
Письма Сорокина П.А. в Научный Совет АН СССР по комплексной проблематике "История мировой культуры" // Социол. исслед.-№5.-С.132-136.
Социологический прогресс и принцип счастья: Ст. 1911 г. // Социол. исслед.-№4.-С.103-109.
Сорокин о Бухарине: Рец. на кн. Н.Бухарина " Теория ист. материализма" // Социол. исслед.-№6.-С.90-96.
"История не ждет, она ставит ультиматум": Публ. речи на торжеств. собр. в день 103-й годовщины Петербург. ун-та 21 февр. 1922 г. /Предисл. ред. // Родина.-№9.-С.66 -67.
Долгий путь: [Гл. из автобиогр. кн. /Пер. с англ. П.Кротов, Д.Несанелис; Предисл. Д.Несанелиса] // Молодежь Севе-ра.-11, 13, 15 окт.
Колонизационные вожделения: Ст. 1909 г. /Материал подгот. А.Липский, В.Сапов // Социол. исслед.-№2.-С.134-138.
Программа по изучению зырянского края: Быт, семейн. и обществ. отношения, верования и культ // Социол. ис-след.-№2.-С.139-141.
Горькая жатва Марса: Фрагм. ст. "Влияние войны на со-став населения, его свойства и общественную организа-цию" /Предисл. Р.Золотарева // Новое время.-№49.-С.40-43.
Проблема социального равенства и социализм // Коммунист.-№12.-С.73-80.
Долгий путь: Автобиогр. роман / Пер. с англ. П.П.Кротов, А.В.Липский.-Сыктывкар.-304 с.
Страницы из русского дневника, // Рубеж: Альм. соц. исслед..-Вып.1.-С.57-73; 1992. -Вып.2.- С.3-18.
Приходы и уходы: Гл. из автобиогр. кн. П.Сорокина "Дол-гий путь": [С коммент.]// Молодежь Севера.-19 янв.
Государство пустого желудка: Фрагм. из ст. "Влияние голода на социально-экономическую организацию общест-ва" /Предисл. Р.Золотарева // Новое время.-№14.-С.40-42.
Человек и общество в бедствии: (Влияние войн, револю-ций, голода и эпидемий на сознание и поведение челове-ка, соц. орг. и культ. жизнь): Гл. из кн. // арма.-№2-3.-С.40-58; Пульс-информ.-№4.-С.22-31.
Дальняя дорога: Автобиогр.: Пер. с англ..-М.: Изд. центр "Терра": Моск. рабочий.-302 с.
Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. "Человек, наука, общество: комплекс. исслед.": Перевод.-М.: ИНИОН.-193 с.
Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. /Ред. А.Ю.Согомонов.-М.: Политиздат.-543 с.
"Смена вех" как социальный симптом: Перепеч. ст. из "Вестн. лит.", 1921, №12 // Филос. науки.-№1.-С.3-8.
Философия голода: Фрагм. ст. "Голод и идеология обще-ства", опубл. в 1922 г. /Публ. А.Едемского // Новое вре-мя.-№3.-С.40-42.
Россия после нэпа: К 5-летнему юбилею Окт. революции: Ст. из сб. "Крестьянская Россия", Прага, 1923, №1-3 / Публ., предисл. и примеч. В.В.Сапова // Вестн. Рос. АН.-№2.-С.125-138; №3.-С.69-82.
"Верую, Господи! Помоги моему неверию!": Неизд. ст. П.Сорокина 1922 г. /Публ. и послесл. Ю.В.Дойкова; Примеч. И.М.Смирновой // Отеч. архивы.-№2.-С.47-53.
Современное состояние России // Новый мир.-№4.-С.183-203; №5.-С.161-191.
Кузь туй вуджoм: Автобиогр. роман. Ч.1. /Пер. с англ. Е.Цыпанов // Войвыв кодзув.-№7.-С.52-61; №8.-С.44-51; №9.-С.39-44.
Николай Бердяев // Кентавр.-М.-№7-8.-С.147-152.
Долгое путешествие: Автобиогр. / Пер. с англ. С.Гладков; Вступ. ст. Л.П.Рощевской, А.М.Пашкова // Север.-№8.-С.62-100; №9.-С.53-87.
Моя философия - интернационализм: Из науч. наследия социолога // Социол. исслед.-№10.-С.134-139.
Плоды возмущения: Фрагм. из кн. "Современное со-стояние России", изд. в Праге в 1923 г. // Новое время.-№44.-С.57-59.
Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ. и пре-дисл. Т.С.Васильевой.-М.: Ин-т социол.- 195 с.
Система социологии: В 2 т. /Вступ. ст. А.В.Липского.- М.: Наука.-(Социол. наследие).
Т.1: Социальная аналитика: учение о строении простейшего
(родового) социального явления.- 447 с.: ил., л. портр.
Т.2: Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных
агрегатов.- 688 с.: ил., л. портр.
Социальная роль семьи и школы: Фрагм. из кн. "Попу-лярные очерки социальной педагогики и политики" // Пе-дагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы /Сост. и вт. вступ. ст. П.В.Алексеев.-М..-С.38-56.
"И вообще, зыряне народ даровитый...": Ист.-этногр. за-метки о зырянах, 1911 г. // Вера (Эскoм).-№102.
Об одном неосуществленном издательском замысле: Письма П.А.Сорокина к П.Витязеву: 1921-1922: К изуч. наследия рус. социолога / Предисл. С.А.Батюто // Рус. лит.-№1.-С.182-190.
Человек и общество в условиях бедствия: Фрагм. кн. // Вопр. социол.-№3.-С.53-59.
"Пестрое кружево": Путевые заметки о путешествии в Удор. край: Отр. из "Вологод. листка", 1911 г. /Подгот. Л.Панов // Выль туйoд.-1993.-20, 23, 25 марта; 1 апр.; Ух-та.-1993.-26 мая; Княжпог. вести.-5 июня.
Современные зыряне: Одежда, утварь и украшения: Фрагм. его работ /Подгот. В.Булычев // Ухта.-28 июля.
Рыт пукалoм: Перепеч. ст. из газ. "Арханг. губ. ведомо-сти", 1910 г. /Вступ. ст. и публ. Д.Несанелиса, В.Семенова // Республика.-13 окт.
Причины войны и условия мира: Публ. ст. рус. социолога // Социол. исслед.-№12.-С.140-148.
Проблема социального равенства // Парма.-№3-4.-С.17-81.
Трагедия: О рев. событиях 1917 г.: Гл. из автобиогр. кн. "Долгий путь", изд. в США в 1936 г. // Рус. провинция.-№3-4.-С.6-7.
Общедоступный учебник социологии; Статьи разных лет /Изд. подгот. и послесл. написал В.В.Сапов. -М.: Наука.-560 с., л. портр.-(Социол. наследие).-Библиогр. в примеч.: с. 504-532.-Библиогр. соч. П.А.Сорокина на рус. яз.: с.533-540.
Предтеча: Гл. из романа /Подгот. Ю.Дойков // Белый пароход.-№1.-С.4-15.
Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства / Предисл. Ю.Дойкова // Социол. исслед.-№2.-С.3-15.
"Жизнь, даже самая тяжелая, - это лучшее сокровище в мире": [Фрагм. из автобиогр. кн. философа и социолога] // Слово.-№9-10.-С.52-61.
Письма Питирима Сорокина: [Из эпистоляр. наследия со-циолога /Предисл. и публ. И.А.Голосенко, Н.П.Копаневой] // Социол. журн.-№1.-С.187-194.-Библиогр.: 5 назв.
"И плывут великие северные леса... в чужие края": (Дорож-ные заметки 1911 г.) // Доръям асьнымoс.-Авг. (№27).
Структурная социология; Социокультурная динамика: [Фрагм. из тр.] // Антология культурологической мысли /Авт.-сост.: С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов.-М.-С.277-281.
Душа - это дыхание: Фрагм. работы "Пережитки анимизма у зырян" // Памятники Отечества. Вып.36: Земля Коми.-М.-С.122-126.
Эпистолярное наследие П.Сорокина: (Переписка с С.Харпером) / Пер., предисл. и примеч. Ю.В.Дойкова // Социол. исслед.-№1.-С.119-133.
Жертвовать собой: [Ст.] // Слово.-№5-6.-С.82-88.
Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., по-слесл. и прил. Т.С. Васильевой.-М.: Наука.-350 с., л. портр.
Кризис современной семьи: Социол. очерк: Сокр. ст. из "Ежемес. журн. для всех", 1916, №2 // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология.-№3.-С.65-77.-Рез. англ.
Автономия национальностей и единство государства: На-печ. с сокр. /Публ. и предисл. М.Т.Лихачева // Госу-дарство и право.-№10.-С.94-96.
Отношения Запада и Востока - в настоящем и будущем: Из наследия социолога // Грани.-№185.-С.205-220.-Библиогр. в примеч.: с.219-220.
Поездка на Север: Дорожные заметки о поездке / Публ., вступ. заметка, примеч. Ю.Дойкова // Звезда.-№3.-С.159-176.
Человек и общество в бедствии: Гл. 1, 2 // Арт.-№3.-С.6-28.
Социология революции: Гл. из кн. /Публ. и вступ. заметка Ю.Дойкова // Звезда.-№11.-С.90-92.
О НЁМ
Бормотова С.С. Борьба советских учёных-марксистов против социологических идей П. Сорокина в первые послеоктябрьские годы (1917-1922) // Философские науки. - 1971. - №.1. - С.123-130
Канев С. Путь Питирима Сорокина. - Сыктывкар, 1990.
Тихонова П.А. Социология П.А.Сорокина. - М., 1999.
Зюзев Н.Ф. Философия Питирима Сорокина. - Сыктывкар: Эском, 2004.
Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социс. - 1999.- № 7.
П.Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А.Сорокина. - СПб., 1999.
Lawrence Т. Nichols. Science, politics and moral activism: Sorokin"s integralism reconsidered // Return of Pitirim Sorokin. International Kondratieff foundation. - M., 2001.- P.217-237.
Биография Питирима Александровича Сорокина, автора ряда известных социологических теорий, вместила в себя все драматические события первой половины двадцатого века. Он являлся непосредственным свидетелем многих резких поворотов истории, постигших Россию в ту эпоху. Один из самых выдающихся социологов мира пережил при царском режиме, две революции, гражданскую войну и изгнание из страны. К сожалению, важность научных трудов Питирима Сорокина не была оценена по достоинству ни в России, ни в Соединённых Штатах Америки, которые стали его второй родиной. Исключительно эрудированный социолог написал десятки книг и сотни статей, впоследствии переведённых на сорок восемь языков. По мнению многих современных экспертов, его теории, раскрывающие проблемы и противоречия человеческого общества, остаются актуальными и в наши дни.
Семья
Будущий учёный и политический деятель родился в 1889 году в Биография Питирима Сорокина началась в небольшом селе под названием Турья. Его отец, мастер по украшению икон, занимался реставрационными работами в храмах. Мать скончалась в результате болезни в возрасте тридцати четырёх лет. Это трагедия стала первым детским воспоминанием Сорокина. Отец обучал Питирима и его старшего брата Василия тонкостям своей профессии. Глава семейства не женился во второй раз и пытался справиться с горем от утраты любимого человека при помощи водки. После того как отец допился до белой горячки, сыновья ушли из дома и стали странствующими ремесленниками.
Юность
Краткая биография Питирима Сорокина изложена в его книге под названием "Дальняя дорога". В своих мемуарах автор вспоминает молодые годы и подробно описывает событие, ставшее поворотной точкой в его нелёгкой судьбе. Почти случайно попав на приёмные экзамены в специальное заведение по подготовке учителей для церковно-приходских школ, он прошёл испытания и был зачислен. Несмотря на то что проживание на крошечную стипендию являлось сложной задачей, через два года Сорокин успешно завершил образование. За отличные результаты ему предоставили возможность продолжить обучение за казённый счёт.
Студенческие годы
В 1904 году Сорокин приступил к занятиям в школе по подготовке педагогических кадров в В тот период в Российской империи бушевали политические волнения. Брожение умов во все времена было типично для студенческой среды. Будущий социолог присоединился к революционной группе, придерживавшейся народнической идеологии. Этот период биографии Питирима Сорокина сыграл значительную роль в формировании его мировоззрения и системы ценностей.
Страстный характер не позволил ему оставаться в стороне от опасной нелегальной деятельности кружка революционеров. В результате студент был арестован полицией по подозрению в политической неблагонадёжности. Несколько месяцев он провёл в тюрьме. Благодаря либеральному отношению охранников революционеры, находясь в заключении, практически свободно общались друг с другом и с внешним миром. По воспоминаниям Сорокина, время, проведённое в тюрьме, дало возможность ознакомиться с классическими трудами философов-социалистов.
Освободившись из заключения, будущий знаменитый социолог принял решение прекратить участие в революционной борьбе и посвятить себя науке. После пары лет скитаний по стране ему удалось поступить на юридический факультет государственного университета в Санкт-Петербурге. В биографии Питирима Сорокина начался новый этап, открывающий молодому дарованию путь к академическим вершинам.
Научная деятельность
Будучи студентом университета, он проявлял потрясающую работоспособность. За короткое время Сорокин написал и опубликовал большое количество рецензий и рефератов. Он активно сотрудничал с рядом специализированных научных журналов, посвящённых вопросам психологии и социологии. Главным достижением этого периода биографии Питирима Сорокина стала книга под названием "Преступление и кара, подвиг и награда". Она получила очень высокие оценки в академических кругах.
Несмотря на напряжённую научную работу, Сорокин вернулся к политической деятельности и вновь привлек к себе внимание полиции. Для того чтобы избежать неприятностей со стороны блюстителей закона, он был вынужден, использовав фальшивый паспорт, уехать в Западную Европу и оставаться там в течение нескольких месяцев. После возвращения в Россию учёный написал памфлет, критикующий монархическое государственное устройство. Это привело к новому аресту. Сорокину удалось освободиться из тюрьмы только благодаря заступничеству своего наставника Максима Ковалевского, который являлся депутатом Думы.
Годы Первой мировой войны
После окончания университета талантливый русский учёный читал лекции по социологии и готовился к получению звания профессора. В период мировой войны он продолжал публиковать в большом количестве свои литературные труды, среди которых была даже одна фантастическая повесть. Защите диссертации помешала начавшаяся революция.
В драматическом 1917 году Сорокин женился на Елене Баратынской, потомственной дворянке из Крыма. Они познакомились на одном из литературных вечеров. Паре было суждено разделить все радости и горести и оставаться вместе до конца жизни.
Революция и Гражданская война
В краткой биографии Питирима Александровича Сорокина невозможно упомянуть все события, свидетелем и непосредственным участником которых он стал в бурные годы крушения Российской империи. Учёный оказывал содействие работе Временного правительства и даже исполнял обязанности секретаря министра-председателя Александра Керенского. Сорокин раньше других увидел серьёзную угрозу в партии большевиков и требовал применения жёстких мер для укрепления порядка и стабилизации ситуации в стране.
После Октябрьской революции он вступил в борьбу с советской властью и принял участие в попытке её свержения в Архангельской губернии. Сорокин был арестован большевиками и приговорён к расстрелу. Однако в обмен на публичное обещание отказаться от политической деятельности ему не только сохранили жизнь, но и вернули свободу. Сорокин возобновил научную и преподавательскую работу в университете. После окончания Гражданской войны он получил звание профессора и успешно защитил докторскую диссертацию по социологии.
Изгнание
В 1922 году начались массовые аресты представителей интеллигенции по подозрению в инакомыслии и нелояльном отношении к большевистскому правительству. В числе задержанных московской Чрезвычайной комиссией оказался и Сорокин. Арестованным предложили простой выбор: быть расстрелянными или навсегда покинуть советскую страну. Доктор социологических наук и его супруга уехали в Германию, а затем в Соединённые Штаты Америки. С собой они увезли только два чемодана, в которых находилось самое важное - рукописные основные труды. Биография Питирима Сорокина с начала академической карьеры и до момента изгнания из родной страны стала называться русским периодом его творчества. Знаменитый учёный был навечно депортирован, но избежал физической расправы и смог продолжить свою деятельность в далёкой Америке.
Жизнь и работа в США
В 1923 году Сорокин приехал в Соединённые Штаты для чтения лекций о революционных событиях в России. Он получил предложения о сотрудничестве от университетов Миннесоты, Висконсина и Иллинойса. Сорокину понадобилось менее года для того, чтобы свободно овладеть английским языком. В Америке он написал и опубликовал книгу под названием "Страницы русского дневника", которая представляет собой личные воспоминания учёного о бурном революционном времени.
Работы Питирима Сорокина, созданные в эмиграции, внесли значительный вклад в мировую социологию. Всего за несколько лет жизни в США он написал массу научных трудов, в которых изложил свои теории устройства человеческого общества. Сорокин стал заметной фигурой в американских академических кругах и получил предложение возглавить факультет социологии во всемирно известном Гарвардском университете. Это может показаться невероятным, но по свидетельству современников, он продолжал поддерживать отношения с друзьями, оставшимися в России, даже в период сталинских репрессий. После многолетней плодотворной работы в Гарварде Сорокин вышел в отставку и посвятил остаток жизни занятию садоводством. Он скончался в 1968 году в своём доме в штате Массачусетс.
Идеи и книги
Особое внимание читателей привлекла работа Питирима Сорокина "Социология революции", опубликованная им вскоре после переезда в Америку. В этой книге он подчёркивает неэффективность насильственной смены государственного строя, поскольку на практике такие действия всегда приводят к сокращению личной свободы и страданиям миллионов людей. По мнению автора, революции обесценивают человеческую жизнь и порождают всеобщую жестокость. В качестве альтернативы Сорокин предлагает мирные конституционные реформы, преследующие не утопические, а реальные цели. Идеи одного из величайших социологов в истории не устарели и в наше время.
I «Русский» период жизни и творчества П. Сорокина……….…..3
1. Юность………..……………………………………….……….3
2. Революционная деятельность, студенческие годы.……...…3
3. Научная и преподавательская деятельность…………….…..5
а) «Система социологии»……………………………….…….5
4. Последние годы жизни в России…………………….…..…..10
II «Американский» период жизни П.Сорокина……………….…12
Литература………………………………………………………….14
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.
Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели...представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»
В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.
За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.
В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.
После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.
В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии»
П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
- социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
- социальную механику , изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
- социальную генетику ; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.
Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.» Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются
1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
2) взаимодействие сходных и несходных лиц
- взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное
Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых».
«Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия». «Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.» «Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом».
Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:
- космические или физико-химические
- биологические
- социально-психические
Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. «Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменилась!»
Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:
а) по семейной принадлежности
б) по государственной
в) по расовой
д) по профессиональной
е) по имущественной
ж) по религиозной
з) по объемно-правовой
и) по партийной
Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:
а) типичные и не типичные для данного населения.
Из типичных важны класс и национальность.
б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. «Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов». Для объяснения исторических процессов «приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».
Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:
1. разряду космических (физико-химических) сил
2. разряду сил биологических
3. разряду сил социально-психических
К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.
К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие:
1. потребность питания
2. потребность половая
3. потребность индивидуальной самозащиты
4. потребность групповой самозащиты
5. бессознательное подражание
6. потребность движения
- другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)
Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит:
2. чувства-эмоции
- волнения людей
К сложным относятся:
1. материальная культура, окружающая человека
2. духовная атмосфера социальной среды
3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.
В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы... Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность».
22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию», напечатанную в 1922г. в первом номере журнала «Экономист». В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин «искажает правду в угоду реакции и буржуазии».
В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала «Экономист»: “Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В N3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу». Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в «Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.
В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин прежде всего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду.
В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я тоже убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии». После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923 г., приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.
В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода инкубационным, «годами учения», очень интересными и по - своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П.Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г. Он приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его первая печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая и анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его «Социология революции», В 1927г. «Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П.Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1. Вертикальном – движения вверх и вниз, 2.горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне.
В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929г. – «основания городской и сельской социологии». В 1930г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации.
11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался. П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
ЛИТЕРАТУРА
- П.А. Сорокин, «Общедоступный учебник социологии», Москва, Наука, 1994г.
- И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, «Западная социология», Сант-Петербург, 1997г.
- С. Новикова, «История развития социологии в России», Москва-Воронеж, 1996г.
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - русский философ первой половины ХХ века, мигрировавший в 1922 году сначала в Берлин, потом в Прагу, а в 1923 в США. Женат на Е.П. Баратынской. Двое детей - Пётр и Сергей.
Кто он в двух словах? Чем занимался? Какие вопросы развивал? Давайте коротко ознакомимся. Может быть кому-то будет интересно. Таким, как я, например.
Краткие биографические сведения.
Питирим Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район, Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Был вторым сыном в семье. С 1900 года, после смерти матери, с братьями ушёл от пьющего отца, не брезговавшего рукоприкладством. Зарабатывали на хлеб роспьсью церквей, изготовлением окладов для икон и т.д.
Осенью 1901 братьев приютил священник Гамовской церкви И.С. Покровский. В церковно-приходской школе Питирим получил образование к 1904 году. Продолжил обучение в церковной семинарии в Костромской губернии.
С 1906 года вступает в партию эсеров и занимается распространением революционных идей. Был арестован и посажен в тьрьму в Кинешме, где воспользовавшись мягким режимом читал книги и общался с такими же политчиескими заключёнными. Через 3,5 месяца выпущен на свободу.
С осени 1907 года живёт в Петербурге, где закончил Черняевские курсы и поступил в Психоневрологический институт. Не имея денег на обуче
ние, через год вылетает. Перепоступает на юридический, где продолжает изучать социологию. В 1910 году публикует первые работы по этнографии.
В годы революции стал руководить газетой эсэров "Дело народа". В 1918 году решает уйти от политической деятельности с выходом из партии эсэров и из Учредительного собрания. Тут его замечает Ленин.
После революции занимается преподавательской деятельностью в нескольких институтах, учавствует в "ликбезах". Научные работы его неоднократно подвергаются цензуре. В 1922 году выслан из страны. Считается, что он первый человек, ушедший "философским пароходом".
В США был обласкан. В 1930 гоуд получил гражданство США. В 1931 основал социологичейский факультет в Гарварде. С 1965 года - президент американской социологчиеской ассоциации.
О чём писал?
1. Сорокин сформировал русскую школу социологии уголовного права и криминологии. Предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе специфических переживаний индивида, в результате которых сам индивид считает поступок преступным. Сорокин допускал, что если человек опережает своё общество и с более высокой нравственной позиции отвергает шаблоны поведения общества, то такой человек не является преступником. Наоборот, преступными являются навязываемые шаблоны поведения, поскольку они оскорбляют более высокое индивидуальное сознание.
2. Национальное неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. Сорокин призывал отказаться от утопии национального государства как основы переустройства карты Европы.
«Спасение не в национальном принципе, — утверждал он,- а в федерации государств, в сверхгосударственной организации всей Европы на почве равенства всех входящих в неё личностей,- а поскольку они образуют сходную группу, — и народов»
3. Основная идея Питирима Сорокина как социолога — идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развива
ться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики, различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй.
4. Проблемы легитимности власти, перспектив представительной демократии в России, связи национального вопроса с демократическим устройством страны.
5. В 1947 году Сорокин выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистической любви и поведения». Высказал предположение, что после упадка коммунизма настанет период роста новой, жизнеспособной России. России, построенной на этике "альтруистической любви".
Библиография:
- Преступность и ее причины / П. А. Сорокин. — Рига: Наука и жизнь, . — 46 с. — (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»; № 22).
- Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали / П. А. Сорокин; С предисл. проф. М. М. Ковалевского. — СПб.: Я. Г. Долбышев, 1914. — L, 3-456 с.
- Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения / Питирим Сорокин; Подгот. В. В. Сапов. — СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. — 446, с. (Серия «Русская социология XX века» / Рус. христиан. гуманитар. ин-т). ISBN 5-88812-055-3
- Система социологии. Т.1-2. — Пг., 1920.
- Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. — М.: Астрель, 2008. — 1003 с., л. портр.; 22 см. — (Социальная мысль России). ISBN 978-5-271-14765-4
- Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / Питирим Сорокин; Пер. с англ. В. В. Сапова. — Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. — 1054 с. — (Социология: Университет. б-ка / Ин-т социологии РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева — П. Сорокина). ISBN 5-88812-117-7 (Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937—1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии)
- Социология революции / Питирим Сорокин. — М. : Территория будущего: РОССПЭН, 2005 (ППП Тип. Наука). — 702, с. — (Серия: Социология. Политология). ISBN 5-8243-0617-6
- Социальная мобильность / Питирим Сорокин; [пер. с англ. М. В. Соколовой]. — М.: Academia: LVS, 2005. — XX, 588 с. ISBN 5-87444-221-9
- Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве / Питирим Сорокин; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. социологии. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. — 238, с. ISBN 978-5-288-04830-2
- Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.» / Сорокин П. А.; [Пер. и предисл. С. В. Карпушиной]; АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме АН СССР. — М.: ИНИОН, 1992. — 193, с.
- Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. — М.: Academia & LVS, 2003. — XII, 678, с. — ISBN 5-87444-186-7.
- Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. — М.: Политиздат, 1992. — 542, с. — (Мыслители XX века. Редкол.: Т. И. Ойзерман (пред.) и др.). ISBN 5-250-01297-3
- Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор = The crisis of our age/ Питирим Сорокин. — М.: ИСПИ РАН, 2009. — 384, с. ISBN 978-5-7556-0409-3
- Дальняя дорога: Автобиография / Питирим Сорокин; [Пер. с англ., общ. ред., сост., предисл. и примеч. А. В. Липского]. — М.: Изд. центр «Терра»: Моск. рабочий, 1992. — 302, с. ISBN 5-239-01378-0
- Человек и общество в условиях бедствий: (Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь) / Пер. С англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Сапова. — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2012 ISBN 978-5-98846-093-0