Система всемирной торговой организации. Механизм разрешения споров в ВТО
Совокупность налогов и сборов, установленных в отношении налогоплательщика и взимаемых с него в соответствии с требованиями налогового законодательства, именуется системой налогообложения. Иногда она называется также видом налогообложения в РФ или формой налогообложения в России. О том, какие системы налогообложения существуют в РФ, расскажем в нашей консультации.
Какие бывают системы налогообложения
Виды налоговых систем в РФ обычно подразделяются на две основные группы:
- общая система налогообложения (ОСН, ОСНО);
- специальные налоговые режимы.
Разделение видов систем налогообложения на общие и специальные ставится в зависимость от наличия или отсутствия обязанности по уплате налога на прибыль.
Однако даже не находясь на спецрежиме, налогоплательщик может не являться и плательщиком налога на прибыль. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, которые если и не находятся на спецрежиме, плательщиками налога на прибыль все равно не признаются, а уплачивают НДФЛ. Про них также можно сказать, что вид налогового режима для них - ОСНО.
А какие виды налогообложения существуют, если типы налоговых систем рассмотреть с большей степенью детализации? Виды и порядок налогообложения установлены НК РФ и принятыми в соответствии с ним региональным и местным законодательством.
Виды систем налогообложения в России представим в таблице:
Наименование налогового режима, действующего в РФ | Кто может применять | Основные уплачиваемые налоги | Глава НК РФ |
---|---|---|---|
ОСНО | Организации | Налог на прибыль, НДС | Гл.25 НК РФ |
ИП | НДФЛ, НДС | Гл.23 НК РФ | |
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) | Организации и ИП | ЕСХН | Гл.26.1 НК РФ |
Налог при УСН | Гл.26.2 НК РФ | ||
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) | ЕНВД | Гл.26.3 НК РФ | |
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) | Организации | Налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог основывается на принципах: 1) обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения, 2) индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика,3) безвозмездности уплачиваемых сумм, 4) отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.
Налоги есть перераспределительные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг формируются доходы субъектов. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством, посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства. Экономическая сущность налогов проявляется по разному. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налогов, то налогоплательщик наоборот, желает низких налогов, что позволяет ему уменьшать свой доход. Принципы налогообложения : П равенства и справедливости должен лежать в основе налогообложения. П эффективности . Он состоит из 1) Налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений. 2) Налоговая система должна содействовать развитию экономики страны. 3) Не должны устанавливаться налоги нарушающие налоговую систему страны. 4) Налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. 5) Налоговая система не должна допускать произвольного толкования. 6) Максимальная эффективность каждого налога выражается в низких издержках государства и общества.
П универсализации – налоговая система должна предъявлять одинаковые требования, должен быть одинаковый подход к исчислению налогов. П одновременности обложения. П стабильности налоговых ставок. П четкого разделения налогов. П удобства и времени взыскания налогов. П разумного сочетания прямых и косвенных налогов. П использования системы льгот.
Налоговое законодательство предусматривает обязательное наличие таких элементов налога, как: Субъект налога – это юридическое или физическое лицо на которое по закону возложена обязанность платить налог Объект налогообложения – это предмет подлежащий налогообложению. Единица обложения – количественная мера измерения объектов обложения (стоимость, площадь, вес товара); Налоговая база; Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы (налогов. ставки – твердые и процентные) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговый период. Порядок и сроки уплаты налога . Функции налогов. Фискальная – отражает предназначение налогов, причину их появления, с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства. Экономическая включает в себя: Распределительную – в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Стимулирующую – проявляется в введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок. Контрольную – контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.
Властным субъектом (государственными или муниципальными органами) у подчиненного объекта. В истории нередки случаи насильственного изъятия имущества, но в наше время изъятие происходит обычно по добровольно-принудительному принципу. Налогообложение является основным источником финансирования государственных органов.
Принципы налогообложения.
- Принцип обязательности - уплата налогов обязательна и неотвратима.
- Принцип равенства - распределение налогов должно быть равным, то есть уплаченные налоги должны быть равными тем выгодам, которые налогоплательщики получают (или могут получить) от государства.
- Принцип определенности - правила уплаты налогов должны быть определены заранее, до срока уплаты.
- Принцип экономичности - издержки на налогообложение не должны превышать 7% от поступлений, иначе система налогообложения будет неэффективной.
- Принцип пропорциональности - определение лимита налогов по отношению к ВВП .
- Принцип подвижности - способность системы налогообложения оперативно расшириться в случае чрезвычайных, непредвиденных расходов государства.
- Принцип стабильности - нормальный интервал изменений в налогообложении в развитых странах - не чаще, чем раз в три-пять лет.
- Принцип оптимальности - оптимальный выбор источников и объектов налогообложения.
- Принцип единства - налоговое право едино для всех физических и юридических лиц на всей территории страны.
- Принцип справедливости - самый проблематичный принцип: во многих странах (в нашей в том числе) санкции за неуплату или несвоевременную уплату налогов не идут ни в какое сравнение с мизерной ответственностью налоговых органов в случае неправомерных штрафов или необоснованных сборов.
- Принцип удобства взимания налогов - уплата налогов не должна причинять неудобства налогоплательщикам по условиям места и времени уплаты.
Система налогообложения.
Система налогообложения - это комплекс всех налогов и сборов. Основы этой системы закреплены на государственном уровне в специальных налоговых кодексах либо других нормативно-правовых актах. В Российской Федерации существует 5 видов системы налогообложения :
- общая система налогообложения;
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- патентная система налогообложения.
Основные понятия, связанные с налогообложением.
Налогоплательщик - это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.
Налоговая база - совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря - список всех налогоплательщиков.
Налоговая политика (или фискальная политика ) - один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета . Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики - сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).
Налоговое право - система правовых норм , регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.
Всемирная торговая организация имеет разветвленную систему международных договоров и других международных правовых актов. Собственно, можно говорить о правовой системе ВТО, - настолько многопланова и многофункциональна правовая материя этой международной организации.
Марракешские документы
Марракешские международные правовые акты являют собой заключительный этап многолетних переговоров, носящих название Уругвайского раунда. Собственно марракешских документов пять:
- Марракешская декларация (Марракеш, 15 апреля 1994 г.);
- Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.);
- Заключительный акт, содержащий результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 г);
- Марракешский Протокол к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.);
- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.).
О двух последних актах скажем несколько ниже.
Марракешская декларация фиксирует факт создания Всемирной торговой организации, которая является новой эрой международного экономического сотрудничества в интересах благосостоянии всех народов. Именно Марракешская декларация завершает Уругвайский раунд и свидетельствует об окончании торговых переговоров.
Марракешское соглашение учреждает Всемирную торговую организацию, определяет сферу ее деятельности, закрепляет функции и структуру ВТО, утверждает принципы взаимоотношения с другими международными организациями, а также решает иные юридические и юридико-технические вопросы существования и функционирования ВТО.
Касательно структуры ВТО отметим, что согласно статье IV Марракешского соглашения учреждается Конференция министров, которая наделена правом выполнять функции ВТО и принимать необходимые для этого меры; Генеральный совет, выполняющий функции Конференции министров между ее заседаниями; а также Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности («Совет по ТРИПС»).
Представляется немаловажным отметить, что согласно статье VII Марракешского соглашения ВТО имеет статус юридического лица по законодательству всех государств - членов ВТО.
Заключительный акт, содержащий результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, носит технический характер.
ГАП-47 и ГАТГ-94
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-47) от 30 октября 1947 года устанавливает режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении таможенных пошлин по перемещаемым товарам государств - участников ВТО.
Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования не должен создавать защиту для внутреннего производства. Таким образом, ВТО ограничивает меры государственного протекционистского характера в отношении своих членов.
Кроме того, ГАТТ-47 устанавливает свободу транзита товаров через территории государств-членов, а также устанавливает возможность применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, определяет принципы оценки товаров для целей таможенного обложения. Скоординированная политика государств - членов ВТО в отношении валютных вопросов находится согласно статье XV ГАТТ-47 в юрисдикции Международного валютного фонда. Указанное обстоятельство позволяет понять механику отсылочных норм международных соглашений ВТО к иным международным правовым актам и целым международным правовым системам, которыми и являются международные правовые акты системы МВФ.
Укажем также, что ГАТТ-47 регулирует вопросы экспортных субсидий, правил поддержки государственных торговых предприятий, правительственной политики по поддержке экономического развития.
Отдельная часть (III) ГАТТ-47 посвящена приграничной торговле, таможенным союзам и зонам свободной торговли. В этой связи укажем, что ВТО не запрещает своим членам заключать договоры о таможенных союзах, но обязывает своих членов информировать о таком факте ВТО. К тому же целями таможенных союзов или зон свободной торговли не может быть создание барьеров для торговли с другими членами ВТО.
При этом под таможенным союзом должна пониматься замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией, а под зоной свободной торговли должна пониматься группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994 г.) включает в себя:
- положения Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года, приложенного к Заключительному Акту, принятому по завершении Второй сессии Подготовительного Комитета Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и занятости (исключая Протокол о временном применении), с уточнениями, поправками или изменениями, внесенными на основании правовых актов, которые вступили в силу до даты вступления в силу Соглашения по ВТО;
- положения нижеуказанных правовых актов, которые вступили в силу в рамках ГАТТ-1947 года до даты вступления в силу Соглашения по ВТО:
- (I) протоколы и подтверждения, относящиеся к тарифным уступкам;
- (II) протоколы о присоединении (исключая положения, (а) касающиеся временного применения или отзыва временного применения и (Ь) предусматривающие временное применение части II ГАТТ-1947 года в наиболее полном объеме, не противоречащем законодательству, существовавшему на дату Протокола);
- (III) решения об освобождении от обязательств, предоставленные на основании статьи XXV ГАТТ 1947 года и действующие на дату вступления в силу Соглашения по ВТО;
- (IV) другие решения Договаривающихся Сторон ГАТТ 1947 г.;
- Договоренности о толковании статьи II: 1(b), статьи XVII, статьи XXIV, статьи XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года; а также Договоренность в отношении положений о платежном балансе и Договоренность в отношении освобождения от обязательств по Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 года;
- Марракешский протокол к ГАТТ 1994 года.
Таким образом, сердцевину ГАТТ-94 составляет обновленный и исправленный ГАТТ-47.
Антидемпинговый кодекс
Отдельный интерес представляют правила по ограничению импорта товаров. В юриспруденции указанные нормы получили обобщенное название: «антидемпинговый кодекс ВТО», нормы которого содержатся практически во всех договорах системы ВТО. Фактически «антидемпинговый кодекс ВТО» формулирует, каким должно быть национальное антидемпинговое законодательство.
- Нормы антидемпингового права в изложении нормативных актов «пакета ВТО» кажутся запутанными, сложными и, конечно же, нуждаются в комментариях и пояснениях. В этой связи постараемся разъяснить наиболее важные из этих правил.
- Кратко суть «антидемпингового кодекса ВТО» можно выразить в нескольких правилах (нормах):
- демпинг, наносящий ущерб, осуждается; обращает на себя внимание, что демпинг как таковой (сам по себе) не запрещается, а осуждается; причем осуждается лишь такой демпинг, который имеет своим следствием определенный материальный ущерб;
- если все же такой демпинг имеет место, государство вправе применить антидемпинговые меры; таким образом, антидемпинговые меры разрешаются международным правом (правом ВТО) в качестве контрмеры в ответ на факт демпинга, наносящего ущерб;
- прежде чем применить такие меры, необходимо провести антидемпинговое расследование и установить факт ущерба от демпинга;
- пока идет расследование, государство вправе применить некие временные меры;
- срок применения антидемпинговых мер должен быть ограниченным;
- государство, задетое антидемпинговыми мерами, вправе в той или иной форме вмешаться в антидемпинговый процесс.
Все остальные правила ВТО, содержащиеся в статье VI ГАТТ и Соглашении по ее применению, направлены на конкретизацию этих норм. В частности, антидемпинговым процедурам посвящено Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-1994.
Возбуждение антидемпингового дела (инициирование расследования) - первая стадия процесса. На этой стадии соответствующие частные лица и уполномоченные государственные органы осуществляют действия, предшествующие антидемпинговому расследованию.
Прежде всего, констатируется факт демпинга. Согласно статье VI ГАТТ демпинг состоит в том, что «товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров...», т. е. по цене, не имеющей экономического или коммерческого обоснования.
Чаще всего демпинг - это когда предприятие продает товар на иностранном рынке по цене ниже той, которая превалирует на его собственном внутреннем рынке или на рынке страны-импортера.
Предприятие в целях максимизации прибыли повышает внутренние цены «у себя дома» и одновременно за счет этого понижает экспортную цену, т. е. цену этого или аналогичного товара на «чужом рынке». Овладевая, таким образом, товарным рынком, данное предприятие получает дополнительную (монопольную) прибыль. Другими словами, демпинг - некая разновидность ценовой дискриминации, нечестного поведения.
Целью демпинга может быть и продажа временных излишков экспортных товаров на зарубежных рынках; сохранение уровня производства в условиях спада спроса; конкурирующее сбивание цен и захват рынков, ликвидация конкуренции.
В статье VI ГАТТ и в статьях 2.1.-2.5. «антидемпингового кодекса ВТО» (далее - АК) предусматривается несколько альтернативных критериев определения нормальной цены:
- в качестве нормальной может считаться цена на аналогичный/ подобный товар на национальном рынке производства. В этом случае сравнивается цена на национальном рынке страны производства и экспортная цена демпингового товара (средневзвешенные цены);
- при отсутствии внутренних цен в стране производства нормальной может считаться цена товара на рынке третьей страны. Данный метод получил название метода суррогатной страны. В этом случае сравнивается цена товара на рынке третьей страны и экспортная цена демпингового товара в стране-импортере;
- нормальной может считаться цена, которая учитывает себестоимость производства в стране происхождения с добавлением «разумной наценки» в возмещение расходов по продаже, а также прибыли в умеренном размере. В этом случае сравнивается такая цена и экспортная цена демпингового товара в стране-импортере;
- нормальной ценой (при отсутствии экспортных цен либо когда эти цены не фиксируются) считается средневзвешенная цена продаж независимому покупателю. Другими словами, в этом случае индивидуальная цена на одном рынке сравнивается со средневзвешенной ценой на другом;
- если товар поступает не из страны происхождения, а из промежуточной страны (транзитом через третью страну), в качестве нормальной может считаться цена, действующая в этой третьей промежуточной - стране, стране экспорта;
- если товар поступает из страны, не являющейся страной происхождения, то в качестве нормальной может считаться цена на подобный товар в стране происхождения товара.
Цена считается ниже нормальной, если она на иностранном рынке ниже сравнимой цены на аналогичный («подобный») товар - так говорится в «антидемпинговом кодексе ВТО» (ст. 2.1., 2.6.).
Ущерб «отрасли национальной экономики» оценивается на основе того, каков объем импорта, как он растет, каковы последствия такого импорта (ст. 3.1-3.4 АК). В заявлении, как правило, указывается, насколько возрос ежемесячный импорт товара за определенный предшествующий период, как упала цена на единицу подобного товара на рынке страны-импортера, насколько уменьшилось его производство.
Решение о расследовании должно быть обоснованным и серьезным. До завершения расследования нельзя осуществлять никакие защитные меры, кроме временных (ст. 7 АК). Расследование должно быть завершено в течение 12 месяцев.
Антидемпинговое расследование проводится с использованием общепринятых и специальных методов. Главная задача данного этапа - дать ответы на три вопроса:
- есть ли в действительности демпинг;
- имеется ли существенный ущерб;
- существует ли причинно-следственная связь между демпингом и ущербом.
На стадии расследования компетентный государственный орган исследует представленные доказательства демпинга и ущерба от него и выносит решение по делу. Важно, что орган, который проводит расследование, не вправе самостоятельно принимать решение по результатам расследования (статья 5.6 АК).
Условно стадию расследования иногда подразделяют на два этапа: этап предварительного расследования и этап заключительного (окончательного) расследования (статья ПАК).
«Антидемпинговый кодекс ВТО» разрешает введение временных мер, только если:
- расследование было начато и ведется в надлежащей форме;
- в предварительном порядке был выявлен демпинг и связанный с ним ущерб;
- государственный орган считает такие меры необходимыми, чтобы предотвратить причинение ущерба при продолжении расследования.
Временные меры могут иметь следующие формы (ст. 7.2 АК): временной пошлины; внесения денежного депозита; долгового обязательства, равного величине предварительно оцененной антидемпинговой пошлины (которая не может быть больше демпинговой маржи).
Определение демпинговой маржи должно производиться честно - таково требование правил ВТО (ст. 2.4 АК).
В результате расследования, таким образом, должно быть решено: применять или не применять антидемпинговые меры. Наиболее распространенной антидемпинговой мерой является повышение ставки таможенной пошлины на импорт демпингового товара.
Антидемпинговая пошлина - это дополнительный таможенный (косвенный) налог, взимаемый сверх базовой ставки таможенной пошлины, если, конечно, таковая взимается.
Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам
К антидемпинговым пошлинам наиболее близко по своей природе стоят компенсационные пошлины, являющиеся сердцевиной компенсационных мер. Главное отличие между ними состоит в том, что компенсационная пошлина вводится при установлении факта предоставления иностранному экспортеру субсидии со стороны государства.
ГАТТ (статья VI, п. 5) запрещает одновременное применение антидемпинговой и компенсационной пошлин для того, чтобы устранить последствия, вызванные демпингом или экспортной субсидией. Если коротко, антидемпинговые и компенсационные пошлины не могут иметь кумулятивное действие: применение одного вида пошлин исключает применение другого вида.
В статье 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам устанавливается определение субсидии. В частности, считается, что субсидия существует когда:
- оказывается финансовое содействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, т. е. когда: правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по займам); правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты); правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры или закупает товары; правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций из числа указанных, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;
- существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле положений статьи XVI ГАТТ-1994;
- предоставляется преимущество.
- Статья 3 Соглашения по субсидиям устанавливает виды запрещенных субсидий. К таким субсидиям относятся:
- субсидии, увязанные по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами экспорта;
- субсидии, увязанные по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием отечественных товаров вместо импортных.
Компенсационные меры вводятся после проведения установленных статьей VI ГАТТ-1994 расследований. Процедура расследования детально прописана в самом Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам и соглашениях по сельскому хозяйству.
Расследование с целью определения существования, уровня и влияния любой предполагаемой субсидии начинается по письменному заявлению представителей отечественной промышленности.
В заявлении указывается причинно-следственная связь между субсидированным импортом и предполагаемым ущербом. Простое утверждение, не подкрепленное соответствующими доказательствами, не может рассматриваться как достаточное для выполнения компенсационных требований.
В максимально короткие сроки после принятия заявления, но в любом случае до начала расследования, членам ВТО, товары которых могут стать предметом такого расследования, направляется предложение провести консультации с целью уточнения ситуации по спорным вопросам и достижения взаимосогласованного решения.
Кроме того, на протяжении всего периода расследования членам ВТО, товары которых являются предметом расследования, предоставляется разумная возможность продолжать консультации с целью уточнения фактических обстоятельств и достижения взаимосогласованного решения. Таким образом, консультации рассматриваются как один из основных методов разрешения спорных ситуаций.
Определение ущерба для целей статьи VI ГАТТ-1994 должно основываться на утвердительных доказательствах и одновременно включать объективное изучение как объема субсидированного импорта и влияния субсидированного импорта на цены внутреннего рынка на аналогичные товары, так и последующего воздействия этого импорта на отечественных производителей таких товаров.
Представляет интерес статья 16 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, которая устанавливает определение отечественной промышленности. В частности, термин «отечественная
промышленность» должен толковаться как относящийся ко всем отечественным производителям аналогичных товаров или тем из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть общего отечественного производства этих товаров, исключая случаи, когда производители связаны с экспортерами или импортерами или сами являются импортерами из других стран предположительно субсидированного товара или аналогичного товара. В подобных случаях термин «отечественная промышленность» может толковаться как относящийся к остальной части производителей.
В случае предварительного определения ущерба для отечественной промышленности, государства могут применять временные меры. Сами временные меры могут принимать форму временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или долговыми обязательствами на сумму, равную предварительно рассчитанному размеру субсидирования.
По результатам проведенного расследования после разумных усилий, предпринятых с целью завершения консультаций, любой член ВТО выносит окончательное определение о наличии и размере субсидии и о том, что благодаря влиянию субсидии субсидированный импорт причиняет ущерб, он может ввести компенсационную пошлину, если данная субсидия или субсидии не будут отозваны.
В итоге, компенсационные пошлины могут быть пересмотрены в административном или судебном порядке. Такая процедура предусмотрена в статье 23 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам.
Для координации указанных действий учрежден Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, состоящий из представителей от каждого члена ВТО. Указанный комитет осуществляет наблюдение за проводимыми государствами - членами ВТО расследованиями и уведомлениями о применении компенсационных мер.
ТРИМС
ТРИМС - Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер, было принято на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 года.
ТРИМС входит в состав смежных с ГАТТ-94 многосторонних торговых договоров и является обязательным для всех членов ВТО._ В частности, ТРИМС вводит прямой запрет на использование торговых и политических мер, которые оказывают отрицательное влияние на иностранные инвестиции и несовместимы с обязательством предоставления национального режима (пункт 4 статьи III ГАТТ) и с обязательством общего устранения количественных ограничений (пункт 1 статьи XI ГАТТ).
Этими нормами запрещается:
- требование закупок или использование только товаров отечественного производства;
- количественные ограничения закупки иностранных товаров отечественными предприятиями.
- требования ограничить импорт товаров, которые используются в отечественном производстве;
- требования ограничить доступ отечественных предприятий к иностранной валюте (установление валютного предела, который может быть потрачен предприятием на свою деятельность);
- требования ограничить экспорт произведенных отечественными предприятиями товаров.
Для контроля за указанными процессами был учрежден Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам, который осуществляет надзор за применением и осуществлением Соглашения. Данный Комитет ежегодно представляет доклад о применяемых государствами - членами ВТО инвестиционных мерах Совету по торговле товарами.
ГАТС
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) являет собой международный договор системы ВТО, на основе которого регулируется внешняя торговля услугами.
В рамках ВТО действует Классификационный перечень секторов услуг, который включает в себя:
- деловые услуги;
- услуги в области связи и коммуникаций;
- строительные и инжиниринговые услуги;
- услуги по дистрибьюции (оптовая, розничная торговля и проч.);
- образовательные услуги;
- услуги в области защиты природной среды;
- финансовые услуги (включая банковские, страховые и иные виды финансовых услуг);
- услуги по здравоохранению и социальному обеспечению;
- туристические услуги;
- услуги по организации досуга, спортивных и культурных мероприятий;
- транспортные услуги;
- иные услуги.
Каждый из указанных секторов подразделяется на подсектора. ГАТС устанавливает общие и специфические обязательства членов ВТО по торговле услугами.
К общим обязательствам и правилам согласно части II ГАТС, в частности, относится предоставление членами ВТО режима наибольшего благоприятствования услугам и поставщикам услуг. Однако это положение не следует толковать в том смысле, что члены ВТО не могут давать преимущества в отношении сопредельных стран в целях облегчения в пределах приграничных территорий обмена услугами, которые производятся и потребляются в рамках таких территорий.
К общим правилам ГАТС относится установление транспарентности в отношении всех внутренних мер, которые затрагивают международную торговлю услугами.
Общие правила ГАТС также обязывают членов ВТО облегчить положение развивающихся стран в деле торговли услугами, включая доступ этих стран к технологиям на коммерческой основе, улучшение их доступа к каналам распределения и информационным сетям, а также либерализацию доступа на рынок в секторах, которые для развивающихся стран представляются экспортно-важными.
ГАТС также не препятствует членам ВТО заключать двусторонние и многосторонние соглашения между собой, которые направлены на либерализацию торговли услугами. Кроме того, ГАТС не возражает против соглашений о полном объединении рынков рабочей силы.
Специфические обязательства накладывают на членов ВТО требования по доступу на рынок, в том числе на принципах национального режима, если такие обязательства были взяты членом ВТО в отношении конкретных видов услуг (по секторам или подсекторам).
Помимо этого, ГАТС содержит правовые нормы, обязывающие членов ВТО постепенно либерализовать торговлю услугами по большому перечню секторов.
ГАТС имеет большое количество приложений. В частности, Приложение по перемещению физических лиц, поставляющих услуги, Приложение по авиатранспортным услугам, два приложения по финансовым услугам, Приложение по переговорам по услугам морского транспорта, Приложение по телекоммуникациям, Приложение по переговорам по базовым телекоммуникациям.
ТРИПС
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) также было результатом работы Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров.
Следует указать, что ТРИПС опирается на международные правовые нормы четырех базовых конвенций. В частности, ТРИПС рекомендует своим членам (статья 3) не менее благоприятные режимы, чем это предусмотрено в Парижской конвенции (1967 г.), в Бернской конвенции (1971 г.), в Римской конвенции и в Договоре по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем.
В отношении охраны интеллектуальной собственности любые преимущество, льгота, привилегия или иммунитет, которые предоставлены членом ВТО гражданам любой другой страны, незамедлительно и безусловно предоставляются гражданам всех других государств - членов ВТО на основе режима наиболее благоприятствуемой нации.
Кроме того, в правовую ткань международных правовых актов ВТО инкорпорированы правила Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (статья 5 ТРИПС).
В целом систему защиты интеллектуальной собственности в международных соглашениях ТРИПС можно представить в следующей классификационной системе.
- Авторское право и смежные права, включая компьютерные программы, компиляции данных, права на прокат компьютерных программ и кинематографических произведений, права производителей фонограмм (звукозаписей) и вещательных организаций.
- Товарные знаки (при этом личные наименования, цифры, буквы, изобразительные элементы и сочетание цветов, так же как и любое сочетание таких обозначений, могут подлежать регистрации в качестве товарных знаков).
- Географические указания, что понимается как представляющие собой обозначения, которые идентифицируют товар как происходящий с территории члена ВТО, или региона, или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.
- Промышленные образцы. В частности, члены ВТО предоставляют охрану созданным новым и оригинальным промышленным образцам. Члены ВТО могут предусматривать, что образцы не являются новыми и оригинальными, если они значительно не отличаются от уже известных образцов или от комбинаций их характерных черт. Члены ВТО могут предусматривать, что такая охрана не должна распространяться на образцы, создание которых вызвано, главным образом, техническими или функциональными соображениями.
- Патенты, которые выдаются на любые изобретения, независимо от того, являются ли они продуктом или способом во всех областях техники, при условии, что они обладают новизной, содержат изобретательский уровень и являются промышленно применимыми.
- Топологии (топографии) интегральных схем.
- Охрана закрытой информации, осуществляемая в целях защиты против недобросовестной конкуренции.
- Осуществление контроля за антиконкурентной практикой через договорные лицензии.
Часть III ТРИПС отдельно посвящена обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности. В этой части особое внимание уделяется гражданско-правовым, административным и судебным методам защиты прав интеллектуальной собственности.
Часть V ТРИПС содержит нормы, обеспечивающие предотвращение и урегулирование споров в сфере интеллектуальной собственности и прав на нее.
Механизм разрешения споров в ВТО
Следует указать, что единого акта, определяющего весь механизм рассмотрения споров, в системе ВТО не существует. Это связано с тем фактом, что рассматриваемые в ВТО споры носят исключительно межгосударственный характер, т. е. участниками споров являются сами члены ВТО. Юридические и физические лица в этих спорах участвую опосредованно через государства, к которым они юридически принадлежат.
Исходя из общих принципов международного права все споры должны решаться в ВТО мирными средствами, спор не должен остаться неразрешенным и спорящие стороны должны воздерживаться от действий, которые угрожают или могут угрожать системе международной безопасности.
Базовым международно-правовым актом ВТО, посвященным данной теме, является Договоренность в отношении правил и процедур урегулирования споров, которая является Приложением II к Соглашению об учреждении ВТО.
Роль органа по разрешению споров в рамках ВТО выполняет Генеральный совет ВТО, который организует и контролирует процесс разрешения споров, придавая решениям вспомогательных органов (например, специальных группы, органа по апелляции) обязательный характер.
В своей деятельности по разрешению споров Генеральный совет применяет систему международных договоров ВТО, а также сложившиеся на основе этой системы международно-правовые обычаи.
В процессе разрешения споров ВТО применяет следующие процедуры:
- консультации;
- специальные примирительные процедуры (специальные группы и орган по апелляции);
- общие примирительные процедуры (добрые услуги, посредничество, примирение);
- международный арбитраж.
Исходя из изложенных процедур становится ясно, что разрешить споры в рамках ВТО представляется возможным:
- на этапе консультаций между государствами;
- на этапе специальных групп;
- на стадии апелляции.
В целом в ВТО существует разноплановый механизм разрешения споров, позволяющий государствам мирно разрешать возникающие международные торговые и экономические противоречия.
Иные международные договоры и международные акты системы ВТО
Следует сказать, что в нормативной системе ВТО существуют соглашения по отдельным отраслям экономики. В частности:
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Соглашение по текстилю и одежде;
- Соглашение по техническим барьерам в торговле;
- Соглашение по связанным с торговлей инвестиционными мерами и другие.
Кроме того, существуют решения и декларации министров (в рамках Министерских конференций), составляющие не малую часть международно-правовой системы ВТО.
Анализ соответствия российского федерального законодательства нормам и правилам ВТО
Согласно статье XVI Соглашения об учреждении ВТО каждый член ВТО должен обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных решений своим обязательствам, вытекающим из Соглашений, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО. Исходя из этого приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО стало одной из важнейших составляющих переговоров по присоединению России к ВТО.
В течение последних нескольких лет в России была проведена большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Были проанализированы сотни законов и подзаконных актов на предмет их соответствия нормам ВТО. При выявлении несоответствий разрабатывались предложения по изменению законодательства. В результате к лету 2006 года большинство выявленных несоответствий было устранено. В десятки федеральных законов были внесены изменения, некоторые законы претерпели весьма существенные изменения.