Схема связи живой и. Связь живой и неживой природы
); формирующийся под влиянием специфических устьевых процессов – динамического взаимодействия и смешения вод реки и приёмного водоёма, отложения и переотложения речных и морских (озёрных) наносов. Устья рек обладают переходным от речного к морскому (озёрному) гидрологическим режимом , специфическими гидрографической сетью и экологическими условиям, богатыми природными ресурсами – водными, земельными, биологическими. Для устьев рек характерны большое биоразнообразие и повышенная биопродуктивность. Природные ресурсы устьев рек с давних пор широко используют сельское, рыбное, водное хозяйства, водный транспорт, а в последнее время и нефтегазовый комплекс. В устьях рек расположены крупные города и порты, столицы ряда государств.
Слово «устье» происходит от древне-русск. устье (средний род), усть (женский род). Родственно лат. ōs «рот» и ōstium «устье реки», древне-прусск. austo «рот», лит. uostà ж., úоstаs м. «устье,гавань», древне-исл. óss «устье реки».Часто встречается в составе местных названий, напр. Усть-Двинск, Усть-Нарова и т.п.
Термин «устье реки» относится к географическому объекту, занимающему иногда большое пространство (как суши – территорию, так и воды – акваторию). Например, устье Волги включает обширную дельту и огромное мелководное устьевое взморье (прибрежную часть Каспийского моря). Общая площадь устья Волги около 50 тыс. км 2 и протяжённость от вершины дельты до морских вод около 50 км.
Термин «устье реки» всегда относится ко всей реке. Поэтому от термина «устье реки» следует отличать понятие, относящееся к концам отдельных водотоков или к выходам из одного водоёма в другой. К таким понятиям относятся, например, устье притока (конкретное место впадения одной реки в другую), устье рукава или устье протока (конкретное место впадения этих водотоков в другие водотоки или в какой-либо водоём), устье лагуны (поперечное сечение в самой узкой части пролива, соединяющего лагуну с морем) и т.д.
Некоторые реки в своих низовьях не впадают в моря или озёра, а разбиваются на небольшие водотоки, а их воды испаряются или разбираются на орошение, теряются среди пустынь (например, реки Теджен и Мургаб в Средней Азии). Такие объекты также не являются настоящими устьями рек; их иногда называют слепыми устьями, солёными или сухими дельтами.
Изучение устьев рек
Отечественная школа изучения устьев рек, возникшая в 1950–1970-х гг., опирается на широкий географический подход к этим объектам, использующий методы гидрологии, океанологии, геоморфологии, почвоведения, ландшафтоведения и других наук. Инициаторами таких исследований были Государственный океанографический институт (ГОИН) в Москве, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) в Ленинграде и географический факультет Московского государственного университета. Научное направление этой школы принципиально отличается от направленности в изучении устьев рек за рубежом. Там возникли два не связанных друг с другом подхода в изучении устьев рек. Один из них касался исследования рельефа и геологического строения дельт (в связи с поисками нефти в дельтовых отложениях); основным объектом таких исследований была дельта Миссисипи. Второй подход касался исследования динамики и смешения вод в эстуариях (в том числе приливных явлений и переноса загрязняющих веществ). Эти исследования проводились в районах крупных городов-портов Нью-Йорка (эстуарий Гудзона), Лондона (эстуарий Темзы), Роттердама (эстуарии в устье Рейна) и др.
Характеристика устьев
Структура, границы и природные условия устья реки изменяются вслед за естественными и антропогенными, вековыми и многолетними изменениями определяющих факторов и, прежде всего, стока воды и наносов реки и уровня приёмного водоёма. При увеличении стока реки и понижении уровня приемного водоёма границы устья реки смещаются в сторону моря (озера), а при изменениях стока реки и уровня приёмного водоёма противоположного характера границы устья реки смещаются в сторону суши. Нижние (морские, озёрные) границы устья реки оказываются при этом «привязанными» к уровню приёмного водоёма.
Характеристики устья реки (географическое положение, размеры, границы, природные условия) изменяются также в результате внутренних гидролого-морфологических и гидролого-экологических процессов, свойственных этим объектам.
Вследствие своего особого географического положения между речными бассейнами и приёмными водоёмами (океанами, морями и озёрами), как правило, низменного рельефа суши в пределах устья реки, сложной гидрографической сетью, связанной с рекой и морем (озером), устья рек чутко и быстро реагируют на изменения режима реки и моря (озера). Устья рек – одни из самых изменчивых и уязвимых к внешним воздействиям природных объектов на Земле. Более того, в современных условиях изменяющегося климата, активной хозяйственной деятельности в речных бассейнах и существенных изменений режима рек и морей, устья рек становятся эффективными индикаторами изменений природных условий в региональном и глобальном масштабе.
Подразделение устьев рек на части
В устье реки может входить до четырёх частей: устьевой участок реки, дельта, эстуарий, открытая устьевая зона приёмного водоёма.
Устьевой участок реки – часть нижнего течения реки, куда в межень могут распространяться крупные приливы или нагоны. Если приливы или нагоны выше вершины дельты не распространяются, то в этом устье реки устьевой участок реки отсутствует, верхней (речной) границей устья реки считают вершину дельты.
Дельта – низменность в устье реки, сформированная речными и частично морскими (или озёрными) наносами. Дельта имеет сложную и изменчивую гидрографическую сеть (комплекс водотоков и водоёмов) и специфический «дельтовый» ландшафт. Русловую сеть дельты составляют рукава (крупные магистральные водотоки, переносящие речную воду непосредственно в приемный водоём) и протоки (небольшие водотоки, соединяющие между собой рукава, рукава и дельтовые водоёмы, дельтовые водоёмы и устьевое взморье). К дельтовым водоёмам относят внутридельтовые озёра (их иногда называют ильменями, как в дельте Волги, и неправильно лиманами, как в дельте Кубани), лагуны вдоль морского (озёрного) края дельты, искусственные водоёмы. Важное место в ландшафтах дельты занимают болота , плавни и марши, в приливных устьях – приливные осушки.
Эстуарий – полузакрытая система водоёмов и водотоков в пределах устья реки, которая хотя бы периодически связана с открытым приемным водоёмом и в которой смешиваются пресные речные и солоноватые или солёные воды приёмного водоёма. Эстуарии бывают нескольких типов: узкие морские заливы (губы), лиманы (затопленные нижние части речных долин), лагуны (водоёмы, отгороженные от моря пересыпями, косами), приливные эстуарии, расширяющиеся к морю, фьорды и др.
Устьевая зона приёмного водоёма – часть его прибрежной зоны, подверженная сильному опресняющему влиянию речного стока. В морских устьях рек эту зону называют устьевым взморьем. Устьевая зона приёмного водоёма или устьевое взморье считается приглубой, когда на большем его протяжении речной поток отрывается от дна, и отмелой, когда на большей части взморья этого не происходит. Так, взморья главного рукава в современном устье Терека , в устьях Сулака и Куры считаются приглубыми, в устье
Разделы на этой странице:
Вы много узнали о природе и, конечно, обратили внимание на то, что между живой и неживой природой существует тесная связь. Живые существа не могут жить без воздуха, воды, солнца и его тепла. Из неживой природы они берут все необходимое для своей жизни.
В свою очередь, и живые существа влияют на неживое. Так, зеленые растения благодаря фотосинтезу насыщают атмосферу кислородом и очищают ее от углекислого газа. Воздух, которым дышим мы и все живые существа, создан зелеными растениями.
Пищевая связь
Органические вещества, образованные зелеными растениями, используют не только сами растения, но и другие живые существа. Рассмотрим это на примере.
Мы с вами в сосновом бору. Присмотримся к коре сосны. В ней есть ходы, которые проедает жук-короед: он питается корой сосны. Дятел твердым клювом долбит кору, длинным языком достает жуков-короедов, которыми питается.
Иначе говоря, существует пищевая связь, которую ученые назвали цепь питания: сосна? жук-короед? дятел. В этой пищевой цепочке на первом месте стоит растение (сосна), второе место занимает растительноядный организм (жук-короед), на третьем месте животное, которое питается растительноядным животным (дятел).
Другой пример: кузнечик питается растительностью. Кузнечиков поедают ящерицы, а последние являются пищей ястребов (рис. 117). Таким образом, и здесь возникла цепь питания: растения? кузнечик? ящерица? ястреб.
Рис. 117. Пример пищевой цепи
Каждый организм в пищевой цепи занимает определенное звено и обеспечивает жизнь другим живым существам. Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено в цепи; второе звено – растительноядные животные; третье – насекомоядные животные или хищные.
В природе существует огромное множество пищевых связей: простых, с которыми вы познакомились, и сложных, в которых участвует очень много различных организмов (рис. 118).
Рис. 118. Сложные пищевые связи
Теперь ясно, почему природа представляет собой единое целое, в котором между растениями, животными, грибами, микробами, человеком и окружающей средой происходит обмен веществом и энергией. Происходит он в процессе фотосинтеза растений, дыхания живых организмов и разнообразных пищевых связей.
1. Вспомните, как связаны с неживой природой живые существа: растения, животные, человек. Пользуясь рисунком 118, составьте все возможные цепи питания. Выделите животных, которые связаны с сосной напрямую и косвенно.
2. Как вы думаете, почему цепь питания начинается с растения?
3. Подумайте, почему хищники не могут быть во втором звене цепи питания.
1. В чем сходства и различия между растениями и животными?
2. Чем позвоночные животные отличаются от беспозвоночных? Назовите представителей и тех и других.
3. Как приспособились животные к жизни в воде, почве, воздухе, на земле?
4. Как расселились животные на планете? Почему белый медведь может жить только на севере, а бурый – в средней полосе России?
5. Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете? Почему они попали на ее страницы?
6. Как можно спасти диких животных?
7. С какой целью человек разводит сельскохозяйственных животных?
8. Как вы понимаете выражение «природа едина»?
Что вы узнали о животных (самое, самое, самое…)
Признаки животных
Питание
Дыхание
Размножение
Разнообразие животных
И природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.
Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека. Кощунственное, потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса - это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к Уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. Куда подевались чистые источники? В воду сбрасываются тонны отходов, и ее опасно не только пить, но даже просто купаться в ней.
Воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей, ядовитые выбросы заводов. Над городами стоит такой смог, что по ночам иногда трудно различить на небе звезды. Утешает, что еще остаются экологически чистые районы, не тронутые «цивилизацией». Например, приезжая в заповедник Аскания-Нова, мы наслаждаемся чистым воздухом, пронизанным пьянящим запахом степных трав. Человек забывает, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжает хищнически добывать полезные ископаемые. И это при том, что ученые уже давно говорят о возможности использования энергии солнца, ветра, приливов и отливов.
Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания!
Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям, песням, пословицам и поговоркам. Очень важно, чтобы современные дети имели возможность приобщиться к этой сокровищнице. И я считаю, что ведущую роль в этом играет семья и школа. В детстве родители знакомят ребенка с окружающей средой, приучают бережно относиться к ней, заботиться о животных и растениях. В школе любить и уважать природу дети учатся на уроках природоведения и валеологии.
Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно. Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…». Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал писатель . Так и хочется своими глазами увидеть подобную красоту.
Но давайте сейчас оглянемся вокруг. Как мало на земле осталось таких нетронутых уголков природы, которые сохранили свой первозданный вид и не подверглись губительному влиянию цивилизации. Страницы Красной книги открывают перед нами печальную картину: неумолимо уменьшается численность обитателей зеленой планеты - растений и животных. Сколько видов безвозвратно пропало с лица земли. А ведь исчезновение каждого из них значительная потеря для всего человечества. Потому что все они занимали свое место в жизненной цепочке планеты. И с потерей одного звена может порваться вся цепь. Однако отрицательное воздействие человека на природу возросло в наши дни настолько, что даже при жизни одного поколения ощутимо меняется облик Земли.
Это очень печально, но мне известны места, где когда-то простирался прекрасный могучий лес с деревьями-великанами и густыми зарослями травы. Сколько редких растений можно было увидеть там! Это и ландыш, и зверобой, и хохлатка, которые занесены в Красную книгу. Еще там водились забавные ежи и трусоватые зайцы. Рядом с лесом протекала широкая речка, в которой местные жители ловили рыбу. По берегам строили гнезда многочисленные птицы. Теперь же то место напоминает огромную поляну с множеством безобразных пеньков, с выжженной травой и растущими кое-где деревьями и кустарниками. А в реке моют машины, бросают в нее всевозможный мусор. В результате река обмелела, в ней перестала водиться рыба, птицы больше не прилетают на ее берега. И этот пример, к сожалению, не единственный. Страшно даже представить, что произойдет с нашей природой, если люди не перестанут так жестоко и бездушно обращаться с ней, так безжалостно губить ее.
Вы только задумайтесь: услышать пение жаворонка, увидеть, как переливается лунным серебром ковыль в степи, вдохнуть ароматы леса или цветущего луга, прильнуть губами к свежему прохладному роднику - это ли не самая большая радость в жизни человека, величайший подарок, который дарит нам природа. А как приятно отдохнуть вечером под открытым звездным небом, на свежей, прохладной траве. И вокруг - лишь множество сверкающих из темноты искорок - светлячков. Но с каждым днем такая возможность представляется все реже и реже. И не из-за нашей все возрастающей занятости, а из-за того, что все меньше на земле становится мест, где сохранилась эта красота .
Но если вам все же посчастливилось попасть в такой редкий уголок первозданной природы, помните: не стоит срывать прекрасный цветок - пусть он цветет для всех. Унесите его в своей душе. Не заглядывайте в гнезда птиц - это их дома. Испугавшись, птица может покинуть гнездо, оставив без материнской заботы беспомощных птенцов. Не стоит производить лишнего шума, не берите с собой на природу магнитофоны, их с успехом можно послушать Дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: насладитесь тем кратким общением с природой, которое подарила вам судьба. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.
Охранять природу - наша главная обязанность, наша первоочередная задача. Давайте помнить слова Маленького принца из сказки Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Окружающий мир делится на две части: естественный и рукотворный. Второй – это все, созданное руками человека: дома, постройки, электропровода, предметы быта, машины и прочее. А остальное – это мир, который существует без влияния человека и не был создан его руками.
Растения, люди, – это части природы, которая, в свою очередь, делится на две части: живую и неживую. Что относится к ним, а также как взаимосвязаны эти два мира, можно узнать из данной статьи.
Вконтакте
Объекты живого мира
Природа – это все то, что не было создано руками людей . Более того, сам человек является ее частью. Живая природа – это то, что способно развиваться, расти, питаться и размножаться самостоятельно. Чтобы выявить ее объекты живой природы, следует знать их признаки, точнее возможность совершать определенный цикл:
- рождение;
- рост;
- производство себе подобных;
- питание;
- дыхание;
- движение;
- умирание.
Только растения, животные, люди могут рождаться, питаться, расти и размножаться с тем, чтобы однажды умереть.
А вот объекты неживой природы такими способностями не обладают.
Стоит упомянуть, что некоторые отдельные процессы могут не наблюдаться у отдельных особей, например, существуют растения, которые не двигаются, но они также относятся к организмам, поскольку остальные способности у них есть.
Биология выделяет несколько видов :
- микроорганизмы - самая древняя форма жизни: бактерии, вирусы, грибы;
- растения – они обладают способностями рождаться, развиваться, питаться, дышать, размножаться и умирать;
- животные - к этому виду относятся млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные и насекомые;
- люди - высшая ступень развития, которая способна рождаться, питаться, развиваться, размножаться и умирать.
Все вместе это живая часть окружающей нас действительности. Живая природа включает в себя особей, которые обладают одними способностями, хотя кардинально отличаются по внешним признакам. Мир живой природы огромен и прекрасен в своем разнообразии.
Важно! Сразу же после смерти растения переходят в разряд мертвых тел.
Объекты неживого мира
Безжизненные тела практически не меняются и остаются статичными. Их можно увидеть вокруг – это солнце и луна, камни, вода, облака прочее. Стоит также упомянуть, что неживой мир первичен , более того, существование организмов невозможно без него. Чтобы определить объекты неживой природы, следует знать их признаки:
- устойчивость;
- малые изменения;
- отсутствие потребности в питании;
- отсутствие способности репродуцировать;
- статика – не способны двигаться;
- не растут.
Объекты неживой природы такие многочисленные, что не существует отдельной науки, их изучающей , вместо этого их по отдельности изучают разные науки: , геология, физика и прочие. Существует классификация по форме:
- твердые – это все части почвы и ледники. Сюда также можно отнести все минеральные природные ресурсы и ископаемые;
- жидкие - эти объекты отличаются текучестью, их нельзя определить по форме (дождь, туман, облако, лава);
- газообразные - части , пары и звезды.
Все части естественного мира вокруг важны для жизни на земле. Без них невозможно было бы существование организмов и людей. Особо важны некоторые из них: земля – она является основой существования для растений и животных;
– один из важнейших параметров для жизни на Земле; вода – благодаря ей на Земле стало возможно существование организмов, она является источником питания; солнце – источник тепла, необходимый для роста и размножения.
Таким образом, живая и неживая части мира тесно связаны, и именно их взаимодействие дает возможность существования людей и их комфортного пребывания на . Мир живой, и не мог бы существовать без какой-то своей части.
Живая и неживая природа
Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:
Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов :
- воздух – чтобы дышать;
- вода – это основа жизни человека;
- солнце – чтобы получать необходимый витамин D;
- почва – чтобы взращивать продукты питания.
Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны , и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д. Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:
- Воздух нужен каждой особи.
- Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
- Животные удобряют почву.
- Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.
Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:
Классификация
Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.
Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).
Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.
Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.
Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты.
На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию , по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:
- класс;
- отряд;
Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификаци я природного мира включает в себя.
Все, что нас окружает: земля, воздух, вода, животные, растения — это природа. В природе существуют как живые организмы (растения, животные), так и неживые тела (горы, вода, Луна и Солнце). Одни живут, размножаются, растут и питаются, другие не изменяются тысячелетиями.
Но все они — объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности. Так, растение — это объект живой природы, но Солнце обогревает его лучами, из воздуха оно получает углекислый газ, который запускает процесс питания, вода наполняет растение питательными веществами, а ветер разносит его семена, помогая размножению.
Объекты живой и неживой природы
Первыми на нашей планете появились объекты неживой природы . Под влиянием Солнца, ветра и воды горные породы постепенно превращались в почву, солнечная энергия позволила образоваться в воде первым микроорганизмам, которые постепенно учились дышать, питаться, размножаться.
Поскольку объекты неживой природы первичны, то для начала определим свойства, характерные для них.
- Для тел, составляющих неживую природу, характерны три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Твердые — статичны в своих формах, очень устойчивы к воздействию окружающей среды. Это камни, почва, скалы, горы, ледники, айсберги, сосульки и снежинки, градины или песчинки. Жидкие не имеют определенной формы: вода, нефть, капли дождя, туман, облака. К газообразным относят воздух, воздушные массы, пары.
- Все объекты неживой природы не нуждаются в питании, им не нужно дышать, они не размножаются. Да, они способны увеличиваться в объеме или уменьшаться, но только за счет добавления или отделения материалов извне. Например, кристаллы увеличиваются, присоединяя такие же кристальные структуры. Или камень под воздействием ветра постепенно теряет свои частички, уменьшаясь в размерах.
- Однажды появившись на Земле, эти объекты уже никуда не исчезают, то есть тела неживой природы бессмертны. Со временем они могут переходить из одного состояния в другое, но при этом не умирают. Яркий пример — вода: зимой, от воздействия холодной температуры она становится твердой (лед), в обычное время — жидкая (вода), под жаркими лучами Солнца испаряется, превращаясь в пар.
- Объекты неживой природы очень устойчивы. А наиболее крупные по размерам практически не изменяются на протяжении многих тысячелетий.
- Двигаться объекты неживой природы могут только при воздействии извне.
Живая природа возникла на нашей планете благодаря особому сочетанию условий внешней среды и особому, уникальному взаимодействию объектов неживой природы — почвы, воды, Солнца.
Главные отличительные признаки объектов живой природы — это те, которые определяют их жизненный цикл.
- Все живые организмы питаются и дышат.
- Они рождаются, растут и развиваются. Так, из семечка вырастает целое дерево, из эмбриона развивается и появляется на свет детеныш животного или человека.
- Объекты живой природы способны к размножению — то есть могут воспроизводить себе подобных. Так, например, гора не способна образовать такую же гору, а растение или животное находится в бесконечном цикле смены поколений.
- Завершив свой жизненный цикл, объекты живой природы переходят в класс объектов неживой. Опавшие листья уже не нуждаются в солнце и воде, труп животного разлагается, трансформируясь в молекулы и атомы, которые потом составят минералы и элементы почвы или воды.
Схема взаимодействия между живой и неживой природой
Схема показывает, насколько тесно связаны в нашем мире все объекты живой и неживой природы. Возьмем для примера птицу — утку. Она строит гнездо в зарослях камыша и этим связана с растениями. Она добывает пищу в воде — связь с объектом неживой природы. Ветер помогает ей летать, солнце и звезды помогают определять свой путь. Растения и микроорганизмы служат для нее пищей, солнечный свет и вода способствую росту птенцов. Уберите из этой системы хоть одну связи и сразу нарушится жизненный цикл утки.