Сценарий экологической викторины "экологическое ассорти". Экологическая викторина для детей старшего возраста «Знатоки природы
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.
Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.
Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.
Ход деятельности:
Дети заходят в зал и команды занимают свои места.
Воспитатель:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …
Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.
Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.
(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)
Физкультминутка.
Воспитатель: Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,
Тебе благодарными будут они!
Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Воспитатель: Вопросы для всех команд:
- Какие деревья называются хвойными?
- Почему деревья называются лиственными?
- Какие деревья не меняют цвет кроны?
- В какое время года деревья меняют окраску листьев?
- В какое время года на деревьях распускаются листочки?
- У какого дерева ствол белый?
Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.
Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).
Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).
Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.
Ребёнок 3: Много трав растет полезных
На земле страны родной!
Помогают от болезней:
Липа, мята, зверобой!
Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем!
Соберем не на потеху,
Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)
Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)
Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)
Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)
Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)
Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)
Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)
Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)
Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)
Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».
- Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)
- На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)
- На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка -
Ягодка... (морошка)
- Что за ягодки на кочке?
Осень им румянит щечки
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится – не даст простудиться.
Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)
- Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника.)
- Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (Малиной.)
Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».
- Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
- Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
- Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
- За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
- Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
- Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)
Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).
Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.
Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Ребёнок 6: Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.
Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).
Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!
Говорим тебе спасибо
За прекрасный воздух твой
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
Ребёнок 8: На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой этой дорожить!
Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?
Дети: Сигнал, опасность…
Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.
Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.
Ребёнок 9: Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
Ребёнок 10: На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Экологическая викторина »Экологический эрудит»
Цель: расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать бережное
отношение к природе.
Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные флажки
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Для того чтобы узнать, хорошо ли наш класс знает различных животных, мы проведем небольшую викторину. Вы сидите за 5 столами и представляете собой 3 группы. Сейчас за 1 минуту придумаете название своей команде, выбрать капитана.
Через 1 минуту команды представляются, и названия команд записываются на доске. После жеребьевки очередности команды отвечают на поставленные вопросы.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
2. В И К Т О Р И Н А
1 этап. Вопрос - ответ
Зачем улитке рога? (оказывается, это не рога, а щупальца, которыми она ощупывает, пробует на вкус, обнюхивает и рассматривает все вокруг, на концах расположены крошечные глазки)
В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)
Встречается ли в природе “водяная свинья”? (встречается; так называется карп – одна из важных пресноводных рыб. Он может жить более 70 лет, достигая 69 кг, очень мясист, жирен – чем не свинья)
Вкусны ли птичьи гнезда? (В юго-восточной Африке живут стрижи-саланганы, которые вьют гнезда из слюны. Местные жители их собирают, отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это очень питательно и напоминает белок куриного яйца)
Можно ли хвостом напиться? (оказывается, можно. Так поступают африканские обезьяны – бабуины. Когда они хотят пить, а до воды руками не дотянуться, они опускают в воду хвост, а затем его облизывают. Так они проделывают несколько раз).
(Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997).
Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало? (попугай – подвижная птица, не любит оставаться в одиночестве, от скуки может заболеть или травмироваться. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.)
В какой стране корова считается священным животным? (в Индии. Там запрещено религиозным законом убивать коров на мясо. А когда корова перестает давать молоко, ее выгоняют со двора. Если на улице идет дождь или холодно, корова может зайти в магазин или аптеку – ее никто не выгонит.)
8. Что такое панты:
а) рога оленя
б) часть упряжи
в) лосиные рога
9. (панты – это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов, которые
используются в медицине. Из шкуры пантовых оленей изготовляют замшу)
10. Почему свиньи валяются в грязи:
а) от скуки
б) с определенной целью
в) так они играют
12. Левретка – это:
а) часть женской одежды
б) собака
в) головной убор
(это короткошерстная борзая; этих собак разводили еще при дворе египетских фараонов, т.к. мумии собак обнаружены при раскопках многих гробниц. Изображение левреток встречается на древних папирусах)
(Алексеев В.А. 300 вопрос и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997).
2 этап Загадки
А сейчас я выдам каждой команде листочки с загадками. За 3 минуты команда должна отгадать её и объяснить, чем руководствовались при ответе.
1. Голубой кит
Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трёх доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона.
Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60 км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Я также использую «локатор» – как и летучая мышь.
Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана. Благодаря этому жиру моё тело очень гладкое и красивое. Я – теплокровное животное. Самки нашего вида – живородящие и выкармливают своих детёнышей молоком. Мои дети рождаются живыми – я не откладываю яиц. Я дышу через два отверстия в голове. Один из моих родственников, у которого в голове только одно отверстие, может задерживать дыхание на полтора часа и нырять на глубину до двух км. Из-за чрезмерной охоты на нас сейчас из каждой сотни моих сородичей осталось в живых только шесть.
2. Лягушка
У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я – холоднокровное животное, хорошо плаваю и откладываю яйца в воду. Зимой я сплю, зарывшись в грунт на дне пруда. Я спасаюсь в воде от тех, кто хочет меня съесть. В детстве я питаюсь растениями, но когда вырастаю, начинаю поедать насекомых.
3. Белый гриб
Люди очень уважают меня и никогда не говорят: собрал столько-то килограмм. Про другие говорят, а вот про меня: собрал столько-то штук. Я не расту в глухомани, но и в молодых лесах меня не найдешь. Лесу, в котором я расту, должно быть не меньше 60-70 лет. Но мое царство из года в год, становится все меньше, потому что многие из людей не умеют собирать правильно грибы.
4. Верблюд
Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды.
5. Жираф
Это самое высокое животное в мире. Но в его шее находится всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли.
3 этап Экспресс-опрос
1.) Кто тяжелее слона?
Муравей
Бегемот
Акула
Жираф
2.) Какая птица выводит птенцов зимой?
Снегирь
Клёст
Воробей
Кукушка
3.) Кого считают предком собак?
Лису
Гиена
Медведь
Волк
4.) Кто спит головой вниз?
Слизняк
Бабочка
5.) Какие млекопитающие откладывают яйца?
Скунс
Ехидна
Пингвин
6.) Какое дерево считается символом России?
Дуб
Тополь
Кедр
Берёза
7.) Где раки зимуют?
В Караганде
В иле
В своём гнезде
В песке
8.) Для чего нужны бивни моржам?
Копать картошку
Добывать пищу
Драться
Грести в воде
9.) Какое насекомое слышит ногами?
Жук – навозник
Сороконожка
Кузнечик
Лягушка
10.) Какие птицы не летают?
Страусы
Утка
Жаворонок
Ворон
11.) Как называется детёныш овцы?
Козлёнок
Жеребёнок
Ягнёнок
Телёнок
12.) Кто дышит хвостом?
Карась
Белка
Павлин
13.) Сколько ног у паука?
Три
Одна
Восемь
шесть
14.) Самое большое животное на Земле?
Слон
Муха
Тритон
15.) Как узнать возраст рыбы?
По чешуе
По цвету
По хвосту
По плавникам
16.) Зачем некоторым бабочкам узор на крыльях в виде глаз?
Для привлечения самцов
Чтобы лучше видеть
Для защиты
Для красоты
17.) Для чего зебра полосатая?
Чтобы труднее распознать
Испачкалась грязью
Родители разных цветов: мама – белая, папа – чёрный
Ошибка природы
18.) Кто на себе лес носит?
Верблюд
Ёжик
Олень
Свинья
19.)Каких животных в Индии считают священными?
Тигр
Корова
Скунс
Горилла
20.)Какие зверьки, в Австралии, являются злейшими врагами фермеров?
Кролики
Кенгуру
Обезьяны
Жук
4 этап Загадки об окружающем мире
Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)
Что видно только ночь (звёзды)
Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)
По синему морю белые гуси плывут (облака)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
Скатерть белая весь свет одела (снег)
Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)
Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)
Зимой и летом одним цветом (ёлка)
Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)
5 этап Конкурс капитанов
1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)
4. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться
ночью.)
5. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)
6. Птица-гадалка. (Кукушка.)
7. Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)
8. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
9. Из нее выводятся головастики… (Икра.)
10. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)
11. Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он
питается не только грызунами, но и поедает падаль.)
12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)
13. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)
14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
15. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как
обычно в это время года она крепко спит.)
16. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
17. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
18. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)
19. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)
20. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)
21. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)
22. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
24. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)
25. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к
своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
26. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)
27. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)
28. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)
29. Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-
двух сантиметров.)
30. Наука о животных. (Зоология.)
31. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)
32. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)
33. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она
поедает в первую очередь.)
34. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)
35. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)
36. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде?
(Рысь.)
37. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?
(Заяц.)
38. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)
39. Когда ежи не колются? (Едва родившись.)
40. Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему?
(Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)
41. Какое животное является обладателем самого громкого голоса?
(Крокодил.)
42. Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)
43. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?
(Все ноги у жирафа одинаковой величины.)
44. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?
(Стрекозу.)
45. Какая рыба названа именем человека? (Карп.)
46. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?
(Зайчата.)
47. Сколько ног у паука? (Восемь.)
48. А сколько ног у жука? (Шесть.)
49. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?
(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)
50. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
51. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)
52. Какой зверь считается самым маленьким?
(Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)
53. Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего
восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)
54. Какая лесная птица считается долгожительницей?
(Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)
55. Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться
вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.)
Подведение итогов викторины.
Определение, награждение победителей.
Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?
Этнология
Геология
- экология*
- Знаете ли вы:
Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?
- биосфера*
Ноосфера
Стратосфера
- Знаете ли вы:
Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?
- медуница*
Радиола розовая
Пролеска лесная
- Знаете ли вы:
Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?
- вода*
- Знаете ли вы:
Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.
- алюминий*
- Знаете ли вы:
Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?
- Знаете ли вы:
так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?
Наводнение
- загрязнение*
Землетрясение
- Знаете ли вы:
Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?
- Азовское
- Аральское*
Каспийское
- Знаете ли вы:
Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь
- нефть *
Кислота
- Знаете ли вы:
Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди7
Соляные
Грибные
- кислотные*
- Знаете ли вы:
К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?
- синтетические моющие средства*
Антибиотики
Поверхностно активные вещества
12 Знаете ли вы:
Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Солнечные лучи, действуя на его оксиды, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество?
- озон*
13 Знаете ли вы:
В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?
Книга редких видов
Экзотическая книга
- Красная книга*
14. Знаете ли вы:
Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?
- Антарктида*
Арктика
Австралия
15. Знаете ли вы:
Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).
Нитраты
Удобрения
Классный час. К году Экологии.
Экологическая викторина.
Цели и задачи.
Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них.
Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов.
Освоить навыки экологической культуры.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент.
Игра проводится с учащимися 6-7 классов.
Из присутствующих учащихся путем жеребьевки выбираются две команды, например - "Обыватели” и "Эксперты”. В конвертах находятся вопросы и задания. Представители международной организации по охране природы (учащиеся 10 класса) оценивают выполнение заданий игры. В конце игры подводятся итоги.
1 этап. Постановка проблемы
В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. На каждого жителя планеты приходится в среднем около 1-1,5 т мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус. Что делать с мусором - это "вечная тема”.
Демонстрация слайдов презентаций с комментариями учителя и учеников.
Материал для презентаций.
200 тыс. лет до н.э.- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий;
400 лет до н.э. - первая в истории организованная свалка в Афинах;
200 г. в Риме возникла городская служба по уборке мусора;
1775 г. в Лондоне первые мусорные баки;
1800 г. свиньи на улицах Нью-Йорка для борьбы с мусором;
1810 г. в Англии изобретена жестяная консервная банка;
1869 г. началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы;
1874 г. началось организованное сжигание мусора в Англии;
1897 г. в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора;
1912 г. изобретен целлофан;
1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире;
1932 г. в США изобретены машины, прессующие мусор;
1965 г. конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов;
1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли;
2000 г. страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.
Говорят факты:
1-1,5 тонна мусора на каждого жителя планеты в год;
Весь не переработанный за год мусор-гора высотой с Эльбрус (5642 м);
300 кг мусора на каждого жителя России, Франции, Германии;
600 кг мусора на каждого жителя США;
Причины увеличения количества мусора в мире:
рост производства одноразовой посуды;
увеличение количества упаковки;
повышение уровня жизни.
2 этап. Проведение игры
Игра "Мусорная цивилизация”
1 тур "Россыпи помоек”
(Вопросы экологической викторины)
Команды получают три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Посовещавшись, команды по очереди поднимает таблички с номером ответа. Представители международной организации оценивают ответы.
Экологическая викторина.
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
а) пластмасса , б) стекло, в) металл.
2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
а) рассортировать , б) собрать в одном месте, в) раскрошить .
3. Первоочередная забота при выборе места свалки:
а) защита поверхности земли и грунтовых вод , б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.
а) бытовой мусор , б) пестициды, в) минеральные удобрения.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) компостировать , б) сжечь при специальных условиях, в) переплавить.
6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
а) производство упаковочных материалов, б) переработка мусора , в) производство автомобилей.
7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов регулирование процесса , в) рециркуляция (повторное использование отходов).
8. Вредные выбросы оказывают влияние:
а) только на те регионы, где появилось загрязнение, б) на близлежащие регионы , в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет”.
9. Способом уменьшить влияние на природу является:
а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий.
10. Как называется сфера разумной деятельности человека:
а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера.
11. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
а) теплоэнергетика, б) нефте-и газопереработка, в) автотранспорт.
12. Гарбология - это:
а ) наука о доме, местопребывании, б) наука изучающая почву, в) мусороведение.
13. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.
14. Выброшенную бумагу "съедят” невидимки-микробы за:
а) 1-2 года , б) 5-8 лет, в) 20 и более лет.
15. Конституция России предусматривает: а) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников, б) обязанность государства создавать экологически чистые зоны , в) обязанность граждан беречь и защищать природу.
2 тур "Устами младенца”
Команды выступают в роли детей и свои детские высказывания адресуют друг другу. Те должны определить, о чем идет речь.
Определите что это.
1. Ее изобрели китайцы.
2. Ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)
II.
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда оно падает, то разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)
III.
1. Это легче воды.
2. Это образует пленку на воде и не тонет.
3. В речке этого становится много, когда моют машину.
4. Это мешает дышать рыбам.
5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)
IV.
1. Этого почти не видно.
3. От этого у людей бывает астма и бронхит.
4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
5. В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)
1. Это всегда черного цвета.
2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
3. Это очень вредное.
4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.
5. Этого много образуется при горении. (Сажа)
VI.
1. Из нее у меня сделано очень много игрушек.
2. Она бывает разноцветной и ее трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)
3 тур "Очумелые ручки”
("Вторая жизнь ненужных вещей”)
На стол участникам игры ставятся пакеты с набором различных предметов бытового мусора, из которого в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материалы для работы (клей, скрепки, ножницы, скотч и т.п.) прилагаются.
4 тур "Аварийная ситуация”
Предлагается ответить на вопросы. Команды адресуют их друг другу.
Вопросы "аварийной ситуации”:
1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения)
2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема)
III этап. Подведение итогов.
Каждая команда предлагает свои пути решения мусорной проблемы.
Объявляются итоги игры и награждаются победители.
Цель: привить чуткое и бережное отношение к природе.
Задачи: содействовать воспитанию чувства доброты;
сопереживать всему живому;
развивать интерес к животному миру.
Подготовка к викторине
1. Подготовить выставку книг о животных.
2. Провести конкурс рисунков о животных.
3. Провести конкурс поделок из природного материала.
Оформление, оборудование: организовать выставку лучших ри-сунков о животных и поделок из природного материала.
В викторине участвуют две команды (выбирается капитан каж-дой команды и ее название).
Ведущий: Человек обитает на Земле 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад он стал выращивать растения и приручать жи-вотных. В те далекие времена реки и озера кишели рыбой, по бере-гам гнездились утки. Леса были полны дичи. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. И с течением времени он все это получил, но стал ли он ближе к природе? Нет! Человек только сейчас стремиться понять жизнь животных, растений, приобщиться к природе. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны животных, мы будем учиться беречь их и понимать.
1 тур. Блиц - вопросы
1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужа-лит? (погибает)
2. Кукует самка или самец кукушки? (самец).
3. Сухие или свежие грибы ест белка? (сухие)
4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)
5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)
6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)
7. Плавают ли муравьи? (да)
8. Самое крупное наземное животное? (слон)
2 тур. «Ребятам о зверятах»
1. В какое время суток бобры строят свои жилища?
2. Когда у совы появляются совята?
3. Кто быстрее всех бегает?
1. гепард; +
2. антилопа;
4. Когда начинает бегать детеныш зебры?
1. через час после рождения; +
2. через неделю;
3. через месяц.
5. Что делают львы-самцы со своей добычей?
1. отдают самке;
2. отдают детям;
3. едят сами. +
6. Кто быстрее всех летает?
1 .ласточка;
3.стриж. + (140км/ч)
7. Что делает волк со своей добычей?
1. ест сам;
2. кормит волчицу; +
3. кормит новорождённых волчат.
8. Когда спит кенгуру?
9. Самый крупный из всех медведей?
1. белый; +
2. гималайский;
10. Зверёк с самой драгоценной шкуркой?
1. соболь; +
2. куница;
11. Какие звери рождаются зрячими?
1. лисята;
2. зайчата; +
2. страус; +
3. журавль.
3 тур: «Ловись рыбка»
1. Знаете ли вы, что хобот может быть не только у слонов, но и у рыб? Причём у нас в России есть такая рыба. Как она называется? (лещ)
2. У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, птиц и даже... часы, моне-ты. Что это за рыба? (щука)
3. Эту рыбу называет водяной лисой. И она действительно хит-ра, как лиса, а оказавшись в садке, она просто-напросто перерезает сетку садка, если та не очень прочная, и сбегает, (карп)
4. В России водится самая большая из пресноводных рыб. Как она называется? (сом)
5. Есть такая рыба - хамелеон. Она может быстро «вписаться в любой интерьер», поменять окраску. Ученые провели эксперимент: к аквариуму с рыбой приставили шахматную доску. И что же вы ду-маете? Рыба тоже стала «в шашечку». Как называют эту рыбу? (камбала)
6. Если вам приходилось пить рыбий жир, вы должны знать, его получают из мяса рыбы. Как она называется? (треска)
4 тур: «Живые барометры»
1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)
2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)
3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)
4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)
5. Грачи рано прилетают весной, (весна будет тёплой)
6. Дым столбом, (к морозу)
5 Тур: «Узнай по картинке»
1. ласточку;
2. синицу;
4. глухаря;
5. воробья;
6 Тур: «Капитанский»
Составить как можно больше слов из слова «горностай».
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, уз-нав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.
Знатоки природы
(Познавательная игровая программа для детей младшего школьного возраста)
1 тур «От капли до океана»
Командам предлагаются названия больших и малых водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море, океан.
Дополнительный вопрос: В каких водоемах вода проточная?
2 тур «Вдруг упала шишка»
Командам выдаются карточки с изображением шишек (можно добавить орех и желудь для усложнения). Ребята должны опреде-лить, с какого дерева эти шишки. (Ольха, ель, сосна, лиственница, кедр).
Дополнительный вопрос: Какое дерево не из этой «компании?».
3 тур «Не пора ли переодеться?»
Разделить на две группы предложенных животных:
1-я группа - Кто не меняет шубку?
2-я группа - Кто меняет ее по сезонам? (Лиса, медведь, волк, лось, заяц, куница).
Дополнительный вопрос: Назовите две причины смены меха у животных по сезонам.
4 тур «Кто в теремочке живет?»
Ребятам предлагаются картинки с «домиками» птиц. Надо оп-ределить, кто в каком «домике» живет. (На крыше - аист, в сквореч-нике - скворец, на берегу реки - ласточка и т. д.).
5 тур «Ягоды»
Произвольно уложенные ягоды распределить на дикорастущие и окультуренные. (Земляника, клубника, смородина, малина, рябина, брусника, черемуха...).
6 тур «Грибочки»
Предложенные грибы распределить на съедобные и несъедоб-ные. (Лисичка, сыроежка, мухомор, бледная поганка, масленок...).
7 тур «Словесная дуэль»
Словесную дуэль можно провести на тему: «Птицы», «Цветы», «Деревья».
Подведение итогов, награждение участников.
Бал цветов
Проводится в форме игры-конкурса. Участвуют 2 команды: «Букет» и «Веночек».
Конкурс «Визитная карточка».
Д/з.: приготовить «защиту» - стихи о цветах, эмблемы.
Команда «Букет»
1. Когда пыл осени прохладной
Хлеба окрасит в желтый цвет,
Звезда лугов - земная астра
Небесным звездам шлет привет.
2. Ночь, рассыпав росы жгучие,
Затуманила Восток,
А затем из лунных лучиков
Кувшинки выткала цветок.
3. На лужайке росы стылые,
Не шелохнется вода.
Белый цвет бросает лилия
На задумчивость пруда.
4. На травяном зеленом кружеве
В освещении зари
Маргаритка, как жемчужина,
Малой капелькой горит.
5. Мимоза солнечным приветом
Прилетает в чьи-то сны,
Первой радостью букета,
Первой ласточкой весны.
Команда «Веночек».
1. Посреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем.
2. Как пламя, заря угасает,
Бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает
Лиловые грозди сирени.
3. В синем поле холодные тени,
Белый иней в саду на заре...
Хризантемы цветут, хризантемы,
День осенний стоит на дворе.
4. Яркий букет удивленных фиалок
Похож на лиловый закат.
Подобно закату, он светит устало
И нежный струит аромат.
Соловьи в ожидании июньских рассветов поют.
Розы светят, как зори, а зори - как свежие росы,
В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.
Конкурс «Споем-ка, друзья»
Команды по очереди исполняют несколько строчек из песен, в которых упоминаются названия цветов.
Конкурс «Танец цветов»
Команды исполняют любой танец.
Конкурс «Ромашка»
На лепестках склеенной из бумаги ромашки написаны загадки.
Команды по очереди открывают лепесток, читают и отгадывают за-гадку:
1. Беленький горошек на зеленой ножке. (Ландыш).
2. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик).
3. Лик пахучий, хвост колючий. (Роза).
4. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Под-снежник).
5. Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звона нет! (Колоколь-чик).
6. На больших столбах подряд лампы белые висят. (Ландыш).
7. Кувшины и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки).
8. Белая корзина, золотое донце. (Ромашка).
9. Держит девочка в руке облако на стебельке. (Одуванчик).
10. У занесенных снегом кочек нашли голубенький цветочек. (Подснежник).
Конкурс «Икебана».
Команды готовят букеты, дают им названия.
Конкурс «Легенда о цветах».
Команды показывают инсценировку легенды или сказки о цве-тах. Пока команды готовятся, проводится викторина для зрителей «Праздник цветов»:
1. В Париже королеву этого праздника называют Розьерой. Из каких цветов у нее сделан венок? (Из роз).
2. В первое воскресенье марта немцы отмечают день этих цве-тов. (День фиалок)
3. В Японии эти цветы осенью выставляют на платформы железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей. (Хризантемы).
4. Праздник славян, когда и настоящие и сказочные цветы становятся поводом к пляскам и песням. (Купала).
5. В Японии праздник этого цветущего дерева отмечают в апре-ле. (Сакура - вишня).
6. Во время этого праздника в Венеции (Италия) все украшают цветочными гирляндами. (Праздник цветов).
7. В Американском городе Холенд, заселенном потомками гол-ландских эмигрантов, в середине мая проходит фестиваль этих цве-тов. (Тюльпаны).
Подведение итогов. Вручение призов (зрительских симпатий, лучшему чтецу, актеру, танцору и другие).
Чтобы скачать материал или !