Российские императрицы в названиях городов алекс. Александра Фёдоровна (жена Николая II) - биография, информация, личная жизнь
Праздник Рождества – день рождения Иисуса Христа католики отмечают 25 декабря, православные 7 января, а христиане Армении, Египта и Эфиопии – 6 января. Однако было бы наивным думать, что эти дни имеют какое-либо отношение к настоящему дню рождения Иисуса .
Когда родился Иисус Христос
На заре христианства день рождения Иисуса Христа праздновали и 6 января, и 28 марта, и 20 апреля, и 20 мая, и 18 ноября. Лишь в 354 году отцы церкви, в силу некоторых политических и идеологических причин постановили отныне и вовек считать день рождения Христа 25 декабря.
Эта дата с исторической точки зрения представляется весьма и весьма сомнительной. И вот почему. В декабре в Палестине ночи довольно-таки холодные и всю скотину, как правило, загоняют в стойло. Как же тогда это соотнести с евангельским свидетельством о том, что мессия был рожден в пещере, которую пастухи использовали в качестве хлева?
С хлевом, как местом рождения Иисуса, надо сказать, очень уж много непонятного. Эта, скажем так, теория, возникла на основе всего лишь одной фразы из Евангелия от Луки: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Дальше уже пошла работать народная фантазия.
Рождение Христа.
История об этих забавных зверюшках возникла примерно в тринадцатом веке и основана она была на пророчестве Аввакума: «Между двух зверей яви его…”. Но если обратиться к латинскому переводу Библии (Вульгате) мы видим, что в нем эта фраза звучит иначе: «Между двух эпох яви его…”, то есть речь идет, что явиться он должен в наши дни. Откуда же взялись вол и осел? А взялись они из греческого перевода Библии (Септуагинте). Но уже давно установлено, что на греческий язык эта фраза переведена неправильно. Вот так безвестный переводчик оказался создателем одной из самых распространенных и любимых детьми христианских легенд .
Первым же устроил рождественские ясли святой Франциск Ассизский в сочельник 1223 года. В одной из пещер на холмах над итальянским селением Греччо он поместил охапку сена на плоский камень, который, кстати, туристы могут увидеть и сегодня, сверху Франциск положил младенца и добавил резные фигуры вола и осла.
Но вернемся к разговору о дне рождения Спасителя. Беда в том, что ни в одном из канонических Евангелий о дне рождения Иисуса Христа нет каких-либо упоминаний. Объясняется это тем, что поначалу христианство развивалось как одна из ересей иудаизма, а иудеи дни рождения не отмечали, считая, что в рождении «начало и вина всех скорбей и страданий человека».
Почему же для празднования рождения Иисуса было взято 25-е число первого месяца зимы? Дело в том, что именно в этот день язычники Римской империи праздновали день рождения Непобедимого Солнца. Анонимный сирийский писатель-христианин пишет: «У язычников был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца […]. В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы Церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово».
Надо сказать, что нельзя считать точно установленным не только день рождения Христа, но даже и год. В настоящее время наиболее авторитетные историки церкви и богословы высокой квалификации на основании тщательного изучения новозаветных текстов в их сопоставлении с реальными историческими данными и явлениями природы относят дату рождения Христа между 8 годом до нашей эры и 3 годом нашей эры. В большинстве своем церковные историки считают, что Иисус Христос родился в 4 году до нашей эры.
А потому утверждать, что сейчас идет 2013 год от рождества Христова, как это делается сплошь и рядом, не верно. Так сейчас не говорят ни то, что атеисты, но и никто из серьезных церковников и богословов. Даже в папской Энциклике по случаю 2000-го года Иоанн Павел Второй признал несоответствие нашего летоисчисления дате рождения Иисуса Христа. Римский понтифик отметил тогда, что евангельские свидетельства о дате рождения Иисуса Христа являются не историческими документами, а «документами веры».
Собственно говоря, документами веры являются и все ветхозаветные и новозаветные тексты, а потому вряд ли оправдано использовать их в качестве .
Отметим, что Русская православная церковь пользуется юлианским календарем, тогда как общепринятым считается григорианский. За 2 000 лет нашей эры разница между ними составляет уже две недели. Если и дальше все будет продолжаться в том же духе, то через каких-то 22 000 лет Рождество в наших краях будет приходиться на начало лета, а Пасха – на осень.
Ответ на этот вопрос имеет огромную важность, если вспомнить, что летоисчисление в странах, где распространено христианство, ведется "от рождества Христова". Год рождения Иисуса делит всю историю на "до нашей эры" (или "до рождества Христова") и "нашу эру" (или "после рождества Христова"). Таким образом, изменение года рождения Иисуса заставит пересмотреть всю хронологию исторических событий.
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т.п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Скорее всего, Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э.
Возьмем библейский рассказ об избиении младенцев, который присутствет в Евангелии от Матфея. Царь Иудеи Ирод, узнав, что родился младенец, которому богом был якобы обещан иудейский престол, приказал убить в стране всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. В Иудее действительно был царь по имени Ирод, но правил он, если пользоваться нашей хронологией, с 37 по 4 год до нашей эры. Получается, что или Иисус родился не менее чем за 5-6 лет до своего рождения, или Ирод избивал младенцев спустя 4 года после своей смерти.
В Евангелии от Луки говорится, что Иисусу было 30 лет на пятнадцатом году правления римского императора Тиберия, который правил с 14 по 37 год нашей эры. Таким образом, получается, что Иисус Христос родился за целый год до даты своего рождения.
По свидетельству того же Евангелия от Луки, в год рождения Христа в Иудее была проведена перепись населения. Ее предпринял римский сановник Квириний. Однако факты истории говорят, что Квириний начал править в Иудее не ранее 7 года нашей эры. И опять получается, что или Иисус родился на 7 лет позже своего рождения, или Квириний стал править на 7 лет раньше, чем это было на самом деле.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой, о чем речь пойдет далее) до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Даты после 4 г. до н.э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н.э. (по другим данным в 1 г. до н.э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей казни Иисус был бы слишком молод.
Год рождения Христа в том виде, в котором мы его используем, вычислил римский монах Дионисий Малый в 6 веке. Он расчитывал даты пасхи по лунному календарю и заметил, что совпадения дат празднования пасхи происходят ровно через 532 года. Он был поражен, что начало этого 532-летнего периода совпадает со временем, когда, по свидетельству евангелистов, жил Иисус. Дионисий увидел в этом случайном совпадении знак божий и принял его за божественное свидетельство о времени рождения Иисуса.
Формулировка "от рождества Христова" стала использоваться в документах с 1431 года.
Остановимся более подробно на некоторых моментах, связанных с годом рождения Иисуса.
Библия
Вот как описывается рождение Иисуса в Евангелии от Матфея:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. ... [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (Мф 2:1-9).
Здесь описаны, по сути, два события, которые объединены в одно:
1. вспышка новой звезды,
2. движущаяся звезда, то есть, вероятнее всего, пролет кометы через Солнечную систему.
Рассмотрим эти события по порядку.
1. Вспышка новой звезды
Посмотрим на приведенную картину. На ней мы видим Луну, а ниже нее - еще одно светило. Причем это не протая звезда на небе, а нечто, сопоставимое по яркости с самой Луной. Такое явление напоминает вспышку новой звезды.
Вспышка звезды – это взрыв угасающей звезды. Такие взрывы называют сверхновыми. В результате образуется облако газов, разлетающихся в разные стороны, образуя иногда скопления и туманности.
Можно ли увидеть невооруженным взглядом вспышку сверхновой, ведь оптических наблюдательных приборов у волхвов, надо полагать, не имелось?
По сведениям древних китайских и корейских хроник о необычайных небесных явлениях, происходивших в период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э., вспышка яркой новой звезды зафиксирована весной 5 г. до н.э. в непосредственной близости от Бета созвездия Козерога. Эту новую можно было наблюдать на восточной стороне неба до солнечного восхода в течение 70 дней.
Самая яркая сверхновая, отмеченная в исторических записях, наблюдалась в созвездии Волка в 1006 году. На основании сохранившихся записей о наблюдениях установили, что видимая звездная величина сверхновой была сопоставима с освещенностью от Луны. Следующим по яркости является взрыв 1054 года, в результате которого появилась Крабовидная туманность в созвездии Тельца. Она оставалась видимой для невооруженного глаза в течение нескольких месяцев и сияла столь ярко, что была различима даже днем, а ночью при ее свете можно было читать. В 1987 году наблюдалась последняя сверхновая, видимая невооруженным глазом – в Большом Магеллановом Облаке.
Таким образом, увидеть невооруженным глазом вспышку сверхновой можно, но неизвестно, была ли вспышка в те времена, к которым принято относить рождение Иисуса.
2. Комета
На многих старинных изображениях Вифлеемская звезда показана с хвостом, что подтверждает гипотезу о комете, как, например, на приведенной картине. А если присмотреться к приведенной чуть выше картине рождества, можно заметить, что ангелы в правом верхнем углу как бы несут некий светящийся объект с хвостом.
Хочется отметить, что в древние времена прохождение кометы считалось источником зла. Почему волхвы приняли ее за благое известие - не совсем понятно.
Всего комет в Солнечную систему залетает довольно много. Однако далеко не все они видны невооруженным глазом с поверхности Земли.
Когда заходит речь о комете, чаще всего вспоминают комету Галлея. Это единственная короткопериодическая комета, видимая невооруженным глазом на небе. Период обращения ее вокруг Солнца – 75-77 лет. Каждый раз период изменяется вследствие притяжения других планет, в первую очередь Юпитера и Сатурна. Последнее прохождение кометы было в 1986 году. Исходя из этого, можно вычислить все ее предыдущие появления. Такие вычисления были сделаны астрономами: 1910, 1835, 1759, 1682, 1607, 1531, 1456, 1378, 1301, 1222, 1145, 1066, 989, 912, 837, 760, 684, 607, 530, 451, 374, 295, 218, 141, 66, -12 (12 год до н.э.). Начиная с 1456 года расчеты подтверждаются документальными данными астрономических наблюдений кометы.
Получается, что, как ни крути, а в 1-м году нашей эры комета Галлея никак не могла появится около Земли.
Может быть, это была другая комета? Не короткопериодическая, а долгопериодическая?
Кроме того, в астрономии известны случаи, когда за короткий промежуток времени яркость кометы увеличивается в сотни тысяч раз, из-за чего невидимая невооруженным глазом комета становится на время видимой, а потом опять затухает. Такова, например, комета Холмса, которая в 2007 году всего за 48 часов увеличила свою яркость в 400 тысяч раз. На данный момент это самая сильная зафиксированная вспышка кометы. Кстати, открыта эта комета была тоже благодаря аналогичной вспышке. Есть зафиксированные случаи вспышек других комет, благодаря которым они становились видимыми.
Может быть, именно такая "звезда" шла и остановилась, то есть перестала быть видимой? Тогда, может быть, никакой новой звезды не вспыхивало, а вспыхнула именно комета?
Палея
Еще одним источником сведений о дате рождения Иисуса является Палея – памятник древнерусской литературы византийского происхождения, излагающий ветхозаветную историю с дополнением апокрифических рассказов.
Палея – это старая церковная книга, в настоящее время вышедшая из употребления, но до 17 века заменявшая собой Ветхий завет для русских читателей. Палея освещала также и новозаветные события, иногда дополняя Евангелия. При этом Палея существенно отличалась от привычного сегодня Ветхого завета. Это был не просто вариант Библии, а самостоятельная книга. Но она освещала те же события, что и современная каноническая Библия.
В Палее указаны три даты, относящиеся к Иисусу: дата рождения, дата крещения и дата распятия. Причем все три даты записаны в двух форматах: дата от сотворения мира (или дата от Адама) и дата в старом индиктовом формате.
Индиктовые даты записывались тремя числами:
- индикт, который менялся от 1 до 15 и снова сбрасывался на 1;
- круг Солнцу, который менялся от 1 до 28 и снова сбрасывался на 1;
- круг Луне, который менялся от 1 до 19 и снова сбрасывался на 1.
Числа 15, 28 и 19 являются взаимно простыми, и любое их сочетание повторяется только через количество лет, равное произведению этих чисел: 15 x 28 x 19 = 7980. Следовательно, на отрезке времени продолжительностью 7980 лет индиктовый способ однозначно задает год.
Посмотрим теперь на даты, записанные в Палее в этих двух форматах:
Сразу бросается в глаза, что год распятия указан 5530. Ведь Иисусу было 33 года, когда его распяли. Почему же тогда не 5533? А вот крестился Иисус, судя по Евангелию от Луки, в 30-летнем возрасте, поэтому 5530 год больше подходит для крещения.
Но 5500 год от сотворения мира должен быть записан как индикт 10, круг Солнцу 12, круг Луне 9. В 5530 году индикт был 10, круг Солнцу 14. В 5533 году индикт был 13, круг Солнцу 17.
Есть только два возможных способа расшифровать указанную в Палее тройку дат в точном соответствии с евангельским описанием: от рождества до крещения – 30 лет, от крещения до распятия – 3 года.
Первый вариант: 87 г.н.э., 117 г.н.э., 120 г.н.э.
Второй вариант: 1152 г.н.э., 1182 г.н.э., 1185 г.н.э.
Опять нет попадания в 1 год н.э.
В нынешнее время под зодиаком понимается нечто, имеющее отношение к астрологии, гаданию по звездам и предсказаниям судьбы.
Но так было не всегда. В Древнем Египте под зодиаком понимался достаточно точный способ записи дат.
Что представляет собой египетский зодиак? На нем в виде круга изображены 12 созвездий, которые составляют зодиакальный пояс: Овен, Телец, Близнецы и т.д. В центре круга - Солнце. В этом круге движутся планеты и Луна. Созвездия представляют собой как бы циферблат, а планеты - стрелки, которые перемещаются относительно созвездий. Если в определенный день зарисовать положение планет и Луны относительно созвездий, как раз и получится зодиак, в котором записана дата этого дня. А само расположение планет относительно созвездий называется гороскопом.
Такой способ записи дат имеет большое преимущество: он не зависит от точки отсчета, которая всегда выбирается относительно чего-то (сотворения мира, рождества Христова и т.д.).
Созвездия, Солнце, планеты и Луна на зодиаке изображаются с помощью различных символов.
![](https://i1.wp.com/ateist.far.ru/03/zodiak-iisusa.jpg)
Кроме символов, описывающих определенную дату, на зодиаке указываются положение планет и Луны в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. То есть на одном зодиаке может быть до 5 гороскопов: 1 основной, содержащий дату события и до 4 вспомогательных, чтобы можно было однозначно определить основную дату.
В 1826 году в Лондоне была издана книга "Астрология" Эбенезера Сибли. В ней приведен рисунок с зодиаком, изображащем дату рождества Иисуса. Об этом говорит надпись в середине рисунка и изображение рождества, помещенное под ним.
Этот зодиак считается церковью еретическим.
Кроме этого...
Итак, когда в самом деле родился и жил Иисус - тайна, покрытая мраком.
Но в пользу того, что Иисус жил в средние века веке, говорит еще один вполне официальный исторический факт.
Одна из оглашенных причин крестовых походов 11-13 веков - отомстить евреям за распятие Христа. То есть христиане шли мстить евреям за убийство своего уважаемого учителя и проповедника.
Если бы распятие состоялось лет за 20-30, пусть даже 50 до крестовых походов, такая причина выглядела бы вполне логично. Крестоносцы шли мстить еще живым свидетелям распятия Иисуса или их детям. Точно так же Мухаммед в 622 году вынужден был покинуть Мекку, но затем в 629 году (через 7 лет) вернулся со своими последователями и завоевал ее. То есть еще раз: если между распятием и отмщением небольшой промежуток времени, то выглядит все вполне логично.
Но если Иисуса распяли в 33 году, а первый крестовый поход состоялся в 1096, то их разделяет аж целая тысяча с хвостиком лет. Христианам вдруг через 1000 лет пришло в голову, что надо пойти и отомстить за смерть учителя. С тем же успехом Россия может сейчас объявить войну Монголии, чтобы отомстить за монголо-татарское иго. Конечно, любая война ведется за ресурсы, а религия - лишь инструмент, но не цель. Тем не менее, сама идея пойти и отомстить через 1000 лет выглядит как-то нелепо.
Один из старейших городов мира - Вифлеем. Его история начинается еще в XVII веке до н. э. Особенно эта земля важна для христиан, ведь согласно Евангелия, это место, где родился Иисус Христос.
Долгая дорога к современности
Всего в 6 километрах от великого Иерусалима лежит второе по значимости место паломничества для христиан - Вифлеем. Сегодня эти пункты практически слились.
Вифлеем - это второй после Иерусалима священный для христиан город. Согласно Библии, здесь был рожден и помазан на царство Давид.
По последним подсчетам, в городе насчитывалось более 25 000 жителей. Стоит заметить, что лишь малая доля их - истинные христиане. Такая ситуация сложилась в силу исторических условий. Первые упоминания датируются XV веком до н. э. Долгое время там правили мудрые и добрые цари. С этим периодом также связана архитектура вокруг.
Первыми населяли регион, где родился Иисус Христос, хананеи, которые называли свою страну «Земля обетованная». Во второй половине II тысячелетия до н. э. территорию завоевали иудеи и дали ей имя Палестина. Во времена Византии языческие храмы превращали в христианские. В 600-х годах город сначала захватили персы, а после этого мусульмане.
Христианские святыни под оккупацией
Несколько веков территория была под властью ислама, пока папа Урбан II не организовал крестовый поход и на время вернул город. Далее, вплоть до Первой мировой, Святая земля принадлежала Османской империи. Несмотря на поразительное отличие религиозных убеждений, место, где родился Иисус Христос, могли свободно посещать все паломники. После войны область попала под власть Британии. В 1947 году Вифлеем оказался под Израилем. Год спустя его захватила Иордания и удерживала до 1967 года.
Сейчас пункт - столица одноименной провинции. В связи с неспокойной политической ситуацией, которая часто приводит к военным действиям, произошла массовая иммиграция христиан из города. Сегодня их доля составляет от 10 до 15 %. Тем не менее вера имеет сильное влияние на власть. Так, например, мэром города может стать только последователь Иисуса.
Первый дом
Каждому верующему известна история рождения Спасителя. Нет сомнений и относительно места, где родился Иисус Христос. Город Вифлеем стал первым домом Сына Божьего.
О чести, выпавшей на долю Марии, Деве сообщил архангел Гавриил, который появился перед ней в Назарете. Такая же тайна была открыта Иосифу. По пророчеству, Мессия должен был родиться в городе Вифлееме, откуда пошли его корни. Способствовали этому и исторические обстоятельства. По утверждениям Луки, пара покинула Назарет, где до сих пор проживала, чтобы принять участие в переписи населения. По приказу римского императора, все жители должны были пройти регистрацию на земле их предков. А поскольку Мария и Иосиф были потомками царя Давида, они направились в Вифлеем - город, где родился Иисус Христос.
Там у женщины должен был появиться малыш. На постоялых дворах свободного места найти было невозможно, поэтому семейство остановилось в пещере. К младенцу пришли поклониться пастухи и волхвы.
Царь Ирод знал о пророчестве и о приходе справедливого правителя, поэтому приказал убить всех детей. Но ангел посоветовал Иосифу бежать в Египет.
Главный храм человечества
Хорошо развит туризм в регионе. Но, в отличие от других населенных пунктов, Вифлеем сохранил атмосферу прошлого. Его архитектура поражает простотой и аскетизмом.
Многим может похвастаться город, но выдающейся его достопримечательностью является Базилика Рождества, построенная на пещере, где родился Иисус Христос. Место обладает колоссальной энергетикой, поэтому его посещают верующие разных направлений. Силу этого сооружения можно сравнить только с Храмом Гроба Господня.
Первые камни заложил Константин Великий еще в 330 годах. Инициатором сооружения стала мать императора Елена, которая ходила по святым местам. Это одна из старейших церквей, что действует уже на протяжении многих веков. Она не изменила своего первозданного вида.
Следует отметить, что именно эту пещеру показывали верующим, хотя никто точно не знал, где родился Иисус Христос. Город имел не одно такое природное углубление. Довольно много подобных мест есть по дороге в Иерусалим. Тем не менее Елена сделала выбор, опираясь на труды Протоевангелия Иакова.
Царь в яслях
Исследователи считают, что отверстие в скале - природного происхождения. Местные жители использовали помещение как хлев, сами жили выше, условно на втором этаже. В середине пещеры были выточены из камня ясли, куда Мария и положила младенца. Было там и кольцо, к которому привязывали животных. Похожие построения использовали вплоть до ХХ века. Именно в такую пещеру судьба завела Деву Марию.
Высота импровизированного хлева - 3 м, прочие параметры - 12,3 × 3,5 м. Святыня освещалась лампадками. Сейчас кроме свечей используют электричество. На стенах иконы.
Сохранились и сами ясли в пещере, где родился Иисус Христос. Место с колыбелью принадлежит католикам, хотя сам природный объект - во владении Иерусалимской Православной Церкви. Рядом - престол "Поклонение волхвов".
Звезда Божьего сына
Ведут в комнату две лестницы, одна из которых принадлежит православным и армянам, вторая - католикам. Паломники спускаются с первой, южной, а поднимаются по северной.
Особого внимания туристов заслуживает серебряная звезда. Символ встроен в пол, позолочен и украшен дорогими камнями. От светила расходится 14 лучей. Надпись внутри свидетельствует, что это именно то место, где родился Иисус Христос. Фото Вифлеемской звезды можно увидеть в материале. Все это находится в нише, над которой висит 16 свечей. Еще две расположены на полу. Здесь проводят литургии.
Эта часть убрана особенно пышно и пользуется большой популярностью у прихожан. Звезда стала символом чистоты и счастья.
Молочный Грот
Святой город называют Бейт-Лехем, что с иврита переводится как «дом хлеба». На арабском языке его произносили как Бейт-Лахм, то есть «обитель мяса». Часто к названию добавляется слово Евфрата, что означает «плодоносящий». Но наиболее известное имя - «Царство Давида». По пророчеству, кровь этого правителя текла в венах Мессии. Город Спасителя имеет много чудотворных мест.
Вифлеем известен не только Храмом Рождества, в котором пещера, где родился Иисус Христос, но и соседними сооружениями. Заслуживает внимания Молочный Грот. Легенды рассказывают, что, скрываясь от Ирода, семья пряталась в расщелине в скале. Мать хотела накормить младенца, и несколько капель молока упало на землю. От этого стены побелели.
Над этим местом расположена икона, где изображена Мария с младенцем. Глина из пещеры спасает от различных недугов.
Праздник Рождения Христа
С Вифлеема начинается новая страница нашей истории, ведется новый отсчет времени. Посетить город должен каждый верующий. Он открывает горизонты, расширяет знания о Вселенной и человеке. Ежегодно проводятся литургии на месте, где родился Иисус Христос. Страна готовится к празднику с особым трепетом. Вся планета наблюдает за действом.
Несмотря на то что торжество приходится на разные числа, Вифлеем одинаково праздничный как 25 декабря, так и 7 января. Устраиваются действа, на улицах показывают сценки вертепа. Масса туристов и паломников отмечают Рождение Сына Божьего вместе.
Сейчас жители города пытаются подзаработать на приезжих, но Вифлеем еще не утратил трепетного духа величия.
Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям - старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.
История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира .
С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества - 25 декабря принята Церковью с IV века .
В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».
В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января - по новому, григорианскому стилю.
Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.
Благовещение о зачатии Иисуса
В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?»
Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему».
И отошел от нее ангел.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»
.
Рождение Иисуса Христа
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:
"Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." (Лк.2:4-7)
Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.
В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда .
После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях» . Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном - и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.
Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына - Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему»
(Мф. 2. 8). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.
Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.
Сочельник
Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября - 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу-искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих».
Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.
Канун Рождества называют Рождественским Сочельником . В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда - это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.
В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» , отвечая на них — «Славим Его!» .
Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная над местом рождения Иисуса Христа. Это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня - пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой.
Краткая история базилики Рождества Христова
Базилика Рождества была заложена по указанию императора Константина Великого святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.
Базилика была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии. В период правления императора Юстиниана она была восстановлена. В 1009 г. при завоевания города халифом Аль-Хакимом базилика не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южная часть храма была ими отделёна и использовался как мечеть).
В византийский период базилика представляла собой церковь-усыпальницу и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.
После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. В 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.
С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).
Территория б азилики Рождества Христова
1. Площадь Рождества Христова;
2. Врата смиренности;
3. Неф;
4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы);
5. Лестницы в пещеру;
6. Пещеры рождества Христова;
7. Францисканский монастырь;
8. Францисканский двор;
9. Пещера святого Иеронима;
10. Церковь святой Катерины;
11. Греческий православный монастырь;
12. Греческий православный двор;
13. Армянский двор;
14. Армянский монастырь.
План базилики
План подземной части базилики (гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.)
A. Алтарь Рождества
B. Ясли
C. Алтарь Волхвов
D. Северные и южные ступени, идущие из храма
E. Вход (дверь)
F. Часовня Невинных младенцев
G. Гробница Евсевии
H. Гробница св. Иеронима
I. Гробница Павла и Евфросиньи
K. Келья св. Иеронима
L. Подъём в церковь св. Екатерины
M. Церковь св. Екатерины
N. Молельни
Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.
Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.
Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.
Главное здание базилики
Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.
Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.
В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, арку которой до сих пор можно видеть наверху.
Вид через Дверь Смиренности
Комната охраны – первая комната в базилике
Колонны базилики
На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.
Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.
А это древняя купель для Крещения.
В одной из колонн есть пять крестообразно расположенных отверстий. Придание гласит, что из этой колонны вылетели пчёлы и покусали нечестивцев, собиравшихся надругаться над храмом.
А на этой колонне (греческая часть храма), в верху, можно видеть Образ Спасителя, обладающий удивительной особенностью — Он то открывает, то закрывает глаза.
Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.
При проведении раскопок был вскрыт пол базилики, и под ним был обнаружен пол первого храма времён царицы Елены. Византийская мозаика пола прекрасно сохранилась…
В верхней части некоторых стен сохранились фрагменты мозаики XII века.
Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.
Армянский престол в северной части базилики.
Иконостас отделяет неф от святилища церкви.
Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.
Греческая (южная) часть храма.
В греческой части стоит трон для Патриарха.
Вифлеемская икона Божьей Матери также доступна для поклонения в греческойчасти храма. Большинство извесных нам икон изображают Пресвятую Деву сосредоточенной, погруженной в молитву, тревожащейся, печалящейся… А это единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся, ведь именно здесь, в Вифлееме, Она была счастлива.
Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру ведут две лестницы, расположенные справа и слева от алтаря. Именно здесь родился Иисус Христос.
Северная лестница.
Северная лестница к пещерам.
Придел Яслей
Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли - это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. В середине VII века внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим.
Южная лестница в пещеру.
Ясли Христовы
Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу (около 1 х 1,3 м), устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ, изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.
В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского, ясли были сделаны из глины, а затем их выполнили из золота и серебра. Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа».
В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы. Их называют Sacra culla . Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами. На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено, есть мнение, что их возраст гораздо меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они действительно находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа. Возможно эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню.
В католическое Рождество фигурка Иисуса, из церкви Св. Екатерины, переносится в эти ясли. И выглядят они так:
Алтарь Волхвов — был построен в том месте, где, по преданию, волхвы поклонялись Сыну Божьему.
Волхвы приносят Младенцу дары: золото как царю земному и небесному (заметим, что корень «хрис» в греческом слове «Христос» означает не только «Помазанник», но и «Золото»), ладан как Богу и смирну как смертному человеку, которого ожидает погребение. Удивительно то, что дары волхвов каким-то чудом сохранились до наших дней в одном из афонских монастырей.
Вот они – золотые ажурные пластины восточной работы, а к ним приделаны шарики из ладана и высушенной смирны. Таких пластин двадцать восемь. Но, скорее всего, их было тридцать три – по числу земных лет Спасителя.
Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том, что Христос родился в Вифлееме, сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая, что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Древнейшее дошедшее до нас письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу. В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем» он утверждает, что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема. Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова.
Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 году, и в сочинении «Против Цельса» он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.
Что это была за пещера и кому принадлежала, неизвестно. Скорее всего, она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд. В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы. Семья же проживает на втором этаже. Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца, чтобы можно было привязать животных на ночь. Эти пещеры использовались для содержания животных вплоть до середины XX века.
Старый дом в Вифлееме, фото 1898 года.
Ясли – кормушки для скота, в Палестине в библейские времена выглядели примерно как показано на ниже.
На фото ясли, найденные археологами на территории римской виллы в Ципори (древний Сепфорий – столица Галилеи) – это «каменный ящик». В библейские времена никогда не было деревянных яслей, основные предметы домашнего пользования делались каменными или из глины.
В конце пещеры можно видеть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в пещеру, в котором жил святой Иероним Стридонский. Увы, обычно эта дверь всегда заперта.
За этой дверкой вход в западную часть пещеры Рождества, отделенную от восточной перегородкой. Здесь был естественный вход в пещеру; позднее в ней поселился блаженный Иероним Стридонский, автор перевода Библии на народную латынь под названием «Вульгата». Тут находится келия святого подвижника, здесь же он был погребен.
Пещера — келия блаженного Иеронима Стридонского.
Место погребения блаж.Иеронима Стридонского
Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.
Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.
Пещера имеет размеры 12,3×3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам.Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII веке, когда бронзовые двери V-VI веков были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.
Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы.
Общий вид на Святой Вертеп.
Алтарь над Вифлеемской звездой.
Нижняя часть алтаря
Серебряная звезда на полу символизирует место, где родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 лампад (6 из них принадлежат греческой церкви, 5 – армянской и 4 – римской). За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.
Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. В то время, когда нет службы, престол закрыт специальной съемной решеткой.
Литургия здесь совершается ранним утром. Службу совершает православный арабский священник, поют греки, а молятся, в основном, русские.
Серебряная звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду. В родословии Иисуса Христа, которым начинается Евангелие от Матфея, говорится: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17). Также было именно 14 остановок Иисуса Христа по дороге к месту казни на горе Голгофа в Иерусалиме).
Надпись на звезде на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est », что в переводе гласит: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».
Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.
Пещера Вифлеемских младенцев
Выходим во внутренний двор храма, это уже территория греческого православного монастыря. Слева, под каменным навесом – вход в другие пещеры.