Применение и использование оружия сотрудником правоохранительных органов. Порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия
Беликин В.В.д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Зарыпов В.З.
старший преподаватель кафедры профессиональной, служебной ифизической подготовки
Академии управления МВД России
Косиковский А.Р.к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России
Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия.
Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств самыми жесткими являются право на применение огнестрельного оружия.
С одной стороны, эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации, прав граждан и сопряженных с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства зашиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон, и обеспечения безопасности личности. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.
Федеральный закон «О полиции» предоставляет право сотруднику полиции лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
- для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
- для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении)полиции;
- для освобождения заложников;
- для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
- для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
- для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
- для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
В юридической литературе применение огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел рассматривается как мера административного принуждения.
В соответствии с принятой в науке административного права классификацией мер административного принуждения, в основу которой положен способ и цели обеспечения правопорядка, применение оружия отнесено к мерам административного пресечения.
Меры административного пресечения характеризует то, что их применение вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации. В зависимости от конкретной ситуации в качестве непосредственной цели может быть и недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности.
Данные меры используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности лишь уполномоченными на то субъектами административной власти (в том числе полицией), что является результатом проявления их государственно-властных полномочий.
Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения. Применение данных мер связано с прямым вмешательством в действия правонарушителя с целью их прекращения. В результате посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к выполнению определенных обязанностей. Перечисленные признаки являются общими для всех мер данной группы. Они в полной мере относятся к применению огнестрельного оружия, что и позволило ученымадминистративистам отнести данную меру воздействия к мерам административного пресечения.
Вместе с тем применение административного принуждения главным образом связывают с совершением административного проступка, поскольку это присуще большинству мер административного принуждения. Особенность же применения огнестрельного оружия, в отличие от других мер административного пресечения, состоит в том, что использование данной меры, как правило, связано не с совершением административного проступка, а обусловлено необходимостью прекращения только таких деяний, которые по степени общественной опасности квалифицируются как преступления. В связи с этим в литературе встречаются различные суждения по поводу отраслевой принадлежности рассматриваемой меры.
Так, одни авторы считают, что применение огнестрельного оружия является мерой уголовно-правовой, поскольку оно направлено на пресечение преступления, а не административного правонарушения. Другие утверждают, что применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения, поскольку огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и причем, тяжкое преступление. Ряд авторов, исходя из того, что применение оружия в качестве меры пресечения допустимо лишь в отношении особо опасных преступников, делают вывод о том, что применение оружия не может быть признано мерой административного пресечения, а должно быть отнесено к мерам уголовно-процессуального характера.
Поддерживая в целом позицию ученых-административистов, подвергающих критике подобного рода точки зрения и обосновывающих принадлежность применения огнестрельного оружия к мерам административного принуждения, считается, что для того, чтобы правильно определить отраслевую принадлежность рассматриваемой меры воздействия, необходимо более четко уяснить характер тех общественных отношений, которые складываются в момент применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия, то есть правовую природу данной меры.
Прежде всего, следует отметить, что результаты научных исследований ученых-административистов по проблемам административного принуждения убедительно доказывают необходимость его применения не только в связи с совершением административных проступков, но и при возникновении особых условий, либо для предупреждения и пресечения преступлений.
Специфика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, как и других мер административного пресечения, состоит в том, что его применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий.
В соответствии с установленными законом случаями, огнестрельное оружие сотрудники полиции имеют право применять лишь тогда, когда необходимо обеспечить немедленную реакцию на совершаемые общественно опасные и, как правило, противоправные действия. Однако подобные действия не всегда являются уголовно наказуемыми (например, действия водителя транспортного средства, создающего опасность для жизни и здоровья людей и отказывающегося остановиться на неоднократные законные требования сотрудника полиции, действия невменяемого лица, либо совершенные лицом, не достигшим соответствующего возраста, непосредственно угрожающие жизни и здоровью граждан)
Основания применения огнестрельного оружия, то есть юридические факты, с которыми законодатель связывает возможность его применения, заключают в себе признаки наиболее опасных и достаточно часто встречающихся на практике ситуаций, которые одновременно могут выступать в качестве элементов, характеризующих объективную сторону тяжких и особо тяжких преступлений, а также иных опасных действий, влекущих нарушение субъективных прав граждан и (или) интересов государства.
Особенность складывающихся на основе данных юридических фактов правоотношений заключается в том, что они возникают в связи с необходимостью прекращения только наличного и действительного общественно опасного посягательства либо события. Содержание данных правоотношений состоит в совершении должностным лицом защитных действий в момент, когда возникает реальная угроза либо происходит вредоносное вторжение в сферу охраняемых законом общественных отношений. Защитные действия могут совершаться не только сотрудниками полиции, но и самими гражданами, которые подвергаются нападению либо оказались на месте совершения противоправных действий. Правовой основой таких действий для граждан является законодательство о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника.
В отличие от граждан, действия сотрудников полиции, для которых пресечение различных по характеру противоправных действий входит в число их профессиональных обязанностей, получили в законе более подробную регламентацию. Полномочия по использованию имеющегося на вооружении полиции огнестрельного оружия изложены ст. 23 Закона РФ «О полиции», а в ст. 18 этого закона закреплены меры принуждения, применяемые сотрудниками полиции в качестве средств и способов необходимой обороны, задержания правонарушителей, защиты правопорядка в условиях крайней необходимости. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего способны самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная охранительная реакция.
Именно первой помощью и исчерпывается назначение данной группы мер, в том числе таких, как применение огнестрельного оружия. Поэтому правовая природа применения огнестрельного оружия состоит в том, что данные меры воздействия применяются сотрудниками полиции при возникновении состояния необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление.
Таким образом, применение огнестрельного оружия, исходя из их правовой природы и назначения, относятся к мерам специального административного пресечения (защиты), а в зависимости от способа осуществления являются правомерными насильственными способами воздействия на лицо, совершающее общественно опасное деяние, транспортное средство или животное (непосредственным принуждением).
Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление сотруднику полиции и нападение на него, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых полицейскому могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Закон РФ «О полиции» расширяет право сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:
- для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
- для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
- для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции»;
- для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции предоставляется право применять служебное огнестрельное оружие нового вида - огнестрельное оружие ограниченного поражения.
Огнестрельное оружие ограниченного поражения - это пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку.
Применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения сотрудник полиции имеет право во всех ранее перечисленных случаях применения огнестрельного оружия, а также:
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
Федеральным законом «О полиции» сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Вооруженный сотрудник полиции, в соответствии с ФЗ «О полиции», при выполнении функциональных обязанностей в целях соблюдения гарантий личной безопасности имеет право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность к немедленному применению, в случае возникновения оснований для его применения.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, статьи 20, 22, 25 гл. 2).
2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011г., № 28. ст. 15.
3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 апреля 2011 г. № 75.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 2009. С. 74.
5. Административное Право: Учебник /Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2009. С 304; Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное «право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.
6. Административное Право: Учебник / Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2009. С. 304; Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198.
7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.
8. Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. - М., 2008. С.71.
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Закон РФ «О полиции» - N 3-ФЗ - ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.
Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.
Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.
Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия Милюков Сергей Федорович
§ 5. Правовые основы применения огнестрельного оружия гражданами Российской Федерации
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие в целях самообороны, а именно для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Следует заметить, что в данной статье установлены одинаковые основания применения гражданами как газового, так и огнестрельного оружия.
Огнестрельное оружие запрещается применять в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.
Причем в отношении тактико-технических характеристик гражданского огнестрельного оружия Федеральным законом «Об оружии» установлены довольно жесткие требования, к примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 3 оно должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Обеспокоенность граждан за обеспечение надежной защиты своей чести, достоинства, жизни, семьи, жилища, собственности находит выражение в предложениях предоставить им право на приобретение, хранение, ношение и использование любого огнестрельного оружия (к примеру, снайперской винтовки с лазерным прицелом, пулемета или гранатомета). Однако при этом сразу встает вопрос, насколько подобные предложения соответствуют нормам, устанавливающим правила применения оружия?
В соответствии с действующим законодательством лицо, применившее огнестрельное оружие в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, не понесет ответственности за причиненный нападающему вред, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны либо пределов крайней необходимости.
При наличии в руках мощного оружия, гражданин стоит перед выбором принять ответственное и юридически значимое решение, за последствия которого он должен держать ответ перед государством. Чем большей поражающей способностью обладает применяемое огнестрельное оружие, тем больше риск нарушить нормы о соразмерности защиты и нападения и, соответственно, вероятность самому стать подсудимым.
По смыслу закона правомерность (или неправомерность) обороны зависит не от того, чем и как защищается человек, а прежде всего от соотношения вреда причиненного и вреда предотвращенного. Однако в судебной практике долгие годы существовал стереотип: оправданно обороняется тот, кто претерпел больший ущерб, чем причинил, т. е. сопоставляется вред, реально причиненный друг другу противоборствующими сторонами. Поэтому если принять предложение о снятии ограничений на типы и модели гражданского огнестрельного оружия, то возникнет необходимость радикального пересмотра как нормы закона о необходимой обороне, так и судебной практики по делам этой категории.
Статья 24 Федерального закона «Об оружии» разрешает применять его и для защиты собственности. Это новый подход к проблеме самообороны, ибо на протяжении многих лет в теории и судебной практике жизнь и здоровье преступника признавались более ценным благом, чем имущество правопослушного человека, и если собственник действовал решительно, то привлекался за превышение необходимой обороны. Однако закон не дает ответа на вопрос, какая по характеру угроза собственности является поводом для производства выстрела на поражение посягающего.
Следовательно, прежде чем говорить о необходимости предоставления гражданам Российской Федерации права на приобретение любого огнестрельного оружия, в первую очередь необходимо решить проблему несовершенства норм, регламентирующих основания и порядок его применения.
Кроме того, само по себе наличие в арсенале средств защиты гражданина «пулемета» или «гранатомета» не решит проблему его безопасности. Как показывает практика, в большинстве случаев сотрудники милиции пострадали от рук преступников не по причине отсутствия у них табельного оружия, а по причине ослабления бдительности и неготовности отразить внезапное нападение, либо, как следствие этого, из-за нерешительности и медлительности своих действий. Это происходит, прежде всего, потому, что преступники выбирают время, место, способ, орудия посягательства, жертву таким образом, чтобы добиться успеха. То есть заранее обеспечивается преимущество над потерпевшим. Поэтому поражающая способность оружия в большинстве случаев не имеет принципиального значения.
На наш взгляд, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», закрепляя соответствующие требования к тактико-техническим параметрам гражданского оружия, достаточно полно, четко и сбалансированно, чем прежнее законодательство, учитывает потребности практики. Думается, что предложения о снятии ограничений на типы и модели гражданского огнестрельного оружия продиктованы не столько заботой о надежной защите граждан от преступных посягательств, сколько интересами самого производителя оружия.
Пойдя по такому пути, государство в очередной раз переложит с себя ответственность по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан от преступных посягательств и за последствия таких действий на них самих. Думается, будет более правильным, если этим будут заниматься профессионалы, т. е. соответствующие должностные лица государственных военизированных организаций, которым государство обязано обеспечить необходимую правовую защиту. А вот об оснащении профессионалов самым современным вооружением государство должно серьезно озаботиться, чтобы выполнить одно из требований Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия. Суть его в следующем: «Правительства и правоохранительные органы разрабатывают как можно более широкий арсенал средств и обеспечивают должностных лиц по поддержанию правопорядка различными видами оружия и боеприпасов, позволяющими дифференцированно применять силу и огнестрельное оружие. В их число входит разработка не приводящих к смерти, но нейтрализующих видов оружия, применяемого в надлежащих ситуациях, в целях все большего сужения сферы использования средств, способных убить или ранить».
Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестенСТАТЬЯ 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению
Из книги Федеральный закон «Об оружии» автора Автор неизвестен Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич Из книги Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия автора Милюков Сергей Федорович Из книги автора23. Правовые основы принятия в состав Российской Федерации и образования нового субъекта федерации в России Конституция РФ (ч. 1 ст. 137) определяет способы изменения состава субъектов РФ:1. Принятие нового субъекта в состав РФ.2. Образование нового субъекта в составе
Из книги автора§ 1. Виды оружия и правовые основы его применения и использования должностными лицами и гражданами В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» под оружием понимаются «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или
Из книги автора§ 4. Особенности правового регулирования применения служебного огнестрельного оружия Особенности правового регулирования правил применения служебного огнестрельного оружия определяются, во-первых, наличием большого разнообразия субъектов, наделенных правом на
Из книги автораГлава 2 Основания применения огнестрельного оружия Как уже отмечалось, специальные законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных военизированных организаций, ограничивают применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками
Из книги автора§ 1. Основания применения огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны Анализ нормативных актов показывает, что сотрудники различных государственных военизированных организаций имеют право применить огнестрельное оружие в состоянии необходимой обороны в
Из книги автораГлава 4 Порядок применения и использования огнестрельного оружия Российское законодательство, закрепляя основания «применения» и «использования» огнестрельного оружия, устанавливает также порядок его применения сотрудниками государственных военизированных
Из книги автора§ 3. Порядок действий после применения (использования) огнестрельного оружия Действия сотрудника (иного уполномоченного должностного лица, работника) после применения (использования) оружия состоят в следующем.1. Обеспечение лицам, получившим в результате применения
Из книги автораГлава 5 Тактические основы применения и использования огнестрельного
Из книги автора§ 2. Тактические особенности применения и использования огнестрельного оружия в различных ситуациях Помимо общих принципов, тактику применения огнестрельного оружия в реальных условиях инцидента определяют особенности складывающейся ситуации на месте происшествия в
Из книги автораГлава 6 Разбирательство по факту применения или использования огнестрельного оружия В пункте 22 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка установлено, что «Правительства и правоохранительные органы
Из книги автора4. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие применение служебного огнестрельного оружия ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ«О ЖИВОТНОМ МИРЕ»(Извлечение)Статья 31. Права должностных лиц специально уполномоченных
Из книги автора5. Законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие применение оружия гражданами ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ«ОБ ОРУЖИИ»(с изменениями на 25 июля 2002 года)(Извлечение)Статья 24. Применение оружия гражданами Российской ФедерацииГраждане
Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то , регулируется эта мера пресечения в основном , ее принято относить к .
Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Данный вопрос рассматривается в ряде федеральных законов. В некоторых из них понятия «применение оружия» и «использование оружия» четко разделяются. При этом применение огнестрельного оружия законодатель связывает со стрельбой по людям, а использование оружия — со стрельбой по иным целям или в воздух.
Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:
- защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
- отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
- освобождения заложников;
- задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
- отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
- пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
- лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
- лиц, осужденных к лишению свободы;
- а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:
- остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
- обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
- производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.
В ст. 16 Закона РФ «О полиции» закреплены гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для применения оружия. При этом попытка лица, держащего в руках обнаженное огнестрельное оружие, приблизиться к сотруднику полиции, сократив указанное им расстояние, или попытка задерживаемого лица прикоснуться к оружию сотрудника полиции дают ему право применить огнестрельное оружие.
Закон допускает применение огнестрельного оружия против лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского или дипломатического иммунитета, служебного положения и иных обстоятельств. Однако запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, также несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции (кроме случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления; совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей; значительного скоплении людей, когда от стрельбы могут пострадать посторонние лица).
Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера административного пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть. Поэтому в данном случае указаны дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник полиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или но месту нахождения. К сожалению, из Закона РФ «О полиции» непонятно, должен сотрудник полиции сообщать рапортом начальнику органа внутренних лел только о применении огнестрельного оружия или также о его использовании.
В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.
Применение огнестрельного оружия на территории Российской Федерации (РФ) регулируется несколькими статьями федеральных законов (ФЗ). Это закон ФЗ «О полиции» (применение огнестрельного оружия), закон «Об оружии» и закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Применение стрелкового оружия правоохранительными органами
Законом «О полиции» предусмотрены все случаи, при которых сотрудник полиции может применять оружие. Все причины применения достаточно подробно расписаны в 23 статье данного закона (части 1 и 3). В случаях, непредусмотренных данным законом, применение огнестрельного оружия сотрудником полиции является недопустимым.
Порядок применения оружия полицией возможен лишь в таких случаях:
- Для защиты гражданского населения, если происходит нападение, которое угрожает их жизням. Угрожающим жизни считается нападение, продолжением которого будет увечье или смерть;
- Также закон о применении оружия разрешает его применение полицией при нападении на полицейского, когда есть явная угроза его жизни и здоровью или преступник пытается завладеть оружием полицейского.
Во всех данных случаях закон разрешает применение табельного оружия. Все остальные действия сотрудников полиции с оружием, например демонстрация, приведение в боевую готовность и даже удары огнестрельным оружием не считаются применением оружия по ст. 23 ФЗ РФ.
Основные случаи, при которых соблюдаются условия применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции
Закон «О полиции» говорит, что применение физической силы совместно с применением огнестрельного оружия возможно в следующих ситуациях:
- При попытке угона преступником полицейского автомобиля или любой иной техники, которая состоит на вооружении органов ОВД. В этом случае правовые основы применения оружия предусматривают предварительный выстрел в воздух;
- При отказе человека сдать оружие, радиоактивные или взрывчатые веществ а, которые незаконно находятся у него. В данном случае сначала демонстрируется угроза применения оружия. Если человек начинает размахивать оружием или бросать в полицейских или гражданских лиц взрывчатыми или радиоактивными веществами, то закон допускает применение физической силы с использованием оружия;
- При освобождении заложников закон разрешает применение физической силы и огнестрельного оружия только по отношению к лицам, которые могут причинить вред или убить заложников. Против лиц, которые не причиняют физического вреда заложникам, оружие не применяется (разрешено только применение физической силы);
- При задержании преступника, который совершает тяжкое преступление против жизни, здоровья или имущества. Применение огнестрельного оружия в данном случае возможно, если преступник пытается скрыться и не реагирует на предупредительный выстрел. Перед использованием огнестрельного оружия полицейский обязан лично убедиться в факте незаконных действий нарушителя. Если сотрудник полиции действует исходя из показаний свидетелей, то разрешается только применение физической силы и спецсредств, так как подозреваемый может быть абсолютно непричастен к данному преступлению;
- При отбитии вооружённого нападения на любые частные или государственные учреждения разрешается применение огнестрельного оружия;
- Для пресечения побегов лиц, которые задержаны, помещены в тюрьму или конвоируются для перемещения в места отбывания наказания. При попытке сообщников заключённого помочь побегу также разрешается применение стрелкового оружия.
Данные пункты являются основным тезисом закона о применении стрелкового оружия полицией.
Другие случаи, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками МВД
Существуют и другие случаи, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел:
- Сотрудники ГАИ могут применять для остановки транспортных средств нарушителей не только различные спецсредства, но и табельное оружие. Применение огнестрельного оружия допускается лишь после неоднократных невыполняемых требований остановиться и предупредительного выстрела в воздух. Огонь ведётся для механического поражения транспортного средства с целью его остановки;
- Для обезвреживания граждан, которые своими действиями создают опасную обстановку для других граждан и при этом никак не реагируют на требования сотрудников МВД остановиться;
- Для обезвреживания опасного дикого или бешеного животного, которое может угрожать жизни или здоровью граждан;
- Пределы применения стрелкового оружия допускают совершение выстрелов с целью подачи сигналов опасности или предупредительных выстрелов в воздух;
- Сотрудники МВД могут использовать служебное оружие для разрушения замков, которые препятствуют проникновению (на основании закона) полиции внутрь помещений.
Необходимо понимать, что при наличии разрешения, сотрудник МВД имеет право проникновения в любые помещения. Присутствие хозяев или владельцев помещения при этом не требуется.
Статья 23 также говорит о том, когда случаи применения оружия неприемлемы:
- Нельзя стрелять на поражение в женщин, инвалидов или несовершеннолетних, если их инвалидность или возраст известен или очевиден сотруднику полиции. Допускается применение стрелкового оружия к таким лицам лишь при оказании сопротивления с применением оружия или при групповых или вооружённых нападениях данных лиц;
- Если на месте совершаемого преступления наблюдается значительное скопление граждан, непричастных к данному преступлению, применяемые при задержании средства не должны причинить им вред. Использование в таких случаях стрелкового оружия запрещено, если могут пострадать непричастные граждане.
Закон, касающийся применения оружия гражданами Российской Федерации
Применение оружия и специальных средств гражданами РФ регулирует закон «Об оружии». В отличие от применения огнестрельного оружия сотрудниками МВД, владелец гражданского или охотничьего оружия может применять его только в случае крайней необходимости. Применяя оружие, его владелец должен чётко осознавать ответственность, которую придётся нести за превышение мер необходимой самообороны. Применять гладкоствольное или стрелковое оружие возможно лишь в следующих ситуациях:
- Для защиты своей жизни, здоровья или имущества, если в этом есть крайняя необходимость;
- Перед применением нужно обязательно предупредить лицо, в отношении которого планируется применить стрелковое оружие;
- Выстрел без предупреждения возможен лишь в том случае, когда промедление может стоить жизни хозяину оружия или другим невиновным лицам;
- При самообороне с помощью стрелкового оружия недопустимо причинение вреда третьим лицам.
Запрещено применять огнестрельное оружие по отношению к женщинам, инвалидам и несовершеннолетним лицам. Если данные лица участвуют в вооружённом или групповом нападении, тогда применение стрелкового оружия разрешается. В любом случае, о каждом факте применения оружия для самообороны, владелец обязан незамедлительно сообщить в ближайшее отделения органов внутренних дел. Если нападающий серьёзно ранен, владелец оружия обязан оказать ему первую помощь и вызвать медиков. Если стрелявший не знает, как оказывать первую помощь, лучше не трогать раненого до приезда скорой помощи.
Применение оружия военнослужащими
Ситуации применения оружия военнослужащими во многом сходны с ситуациями применения служебного оружия сотрудниками МВД. Все военнослужащие могут применять стрелковое оружие для защиты своей жизни и здоровья, если это необходимо для обороны. Командный состав может приказать своим подчинённым применить оружие в следующих случаях:
- Для отражений различных нападений на объекты, находящиеся под охраной военной части, колонн, машин и иного армейского имущества;
- Применение оружия часовым производится по уставу, сначала должно последовать предупреждение и выстрел в воздух, потом открывается огонь на поражение;
- Если замечена попытка захвата оружия или военной техники, открывается огонь на поражение;
- Применение оружия разрешается при задержании лиц, которые вооружены и не подчиняются требованиям о сдаче.
Кроме перечисленных случаев, командир может лично применить оружие или приказать подчинённым это сделать в случае бунта во вверенной ему части.
Применение стрелкового оружия и специальных средств в охране
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» позволяет использовать оружие сотрудникам охранных фирм и частным детективам только при соблюдении требований, указанных в данном законе.
Любой сотрудник частного охранного агентства при применении стрелкового оружия или специальных средств обязан:
- Предупредить нарушителя о том, что он вынужден применить оружие, если нарушитель не выполнит его требований. При этом охранник обязан предоставить нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Немедленное открытие огня возможно лишь в случаях, когда нарушитель может угрожать жизни окружающих или охранникам и промедление повлечёт за собой тяжёлые последствия;
- Охранник обязан даже при использовании стрелкового оружия стараться причинить минимальный вред нападающему. По возможности нужно просто нейтрализовать преступника;
- При причинении телесных повреждений или пулевых ранений охранник обязан оказать первую помощь и вызвать медиков. Обращение в ближайший отдел внутренних дел является обязательным условием;
- При причинении тяжких повреждений или смерти нападающего, охранник обязан в кратчайший срок уведомить об этом прокурора.
Все представители охранных структур обязаны иметь документы, подтверждающие их квалификацию. Нужно помнить, что лишь охранники самого высокого (шестого) разряда имеют право пользоваться гражданским стрелковым оружием. Кроме разряда, охранники должны с периодичностью проходить проверки на знание основ применения оружия и специальных средств. Данные проверки назначаются местными органами исполнительной власти, так же как и их периодичность. Любое превышение мер самообороны или применение оружия без крайней на то необходимости влечёт за собой уголовную ответственность.
Часто приходится сталкиваться с непониманием охранниками инструкций применения оружия и специальных средств, поэтому руководители охранных фирм должны уделить время для объяснения спорных моментов в должностной инструкции. Часто охранники считают, что их форма и бэйдж является достаточным способом объяснения их статуса. Перед тем, как дать какие либо указания нарушителю, охранник обязан уведомить его о том, что он является охранником и находится при исполнении своих обязанностей.
Если ситуация требует применения стрелкового оружия, охранник обязан сделать предупредительный выстрел в воздух. Многие охранники в стрессовой ситуации забывают сделать предупредительный выстрел, что часто приводит к непоправимым последствиям.
Статья 16 чётко указывает лишь на два случая, когда можно применять спецсредства или стрелковое оружие без предупреждения:
- Если промедление повлечёт за собой опасность для жизни и здоровья охранника;
- Если действия нарушителя могут повлечь за собой непоправимые последствия.
Огонь без предупреждения, в каких ситуациях он возможен?
Если более подробно рассмотреть данные пункты, можно выделить, какие именно действия нарушителя могут угрожать жизни и здоровью охранника или жизни других людей, в результате которых можно открывать огонь без предупреждения:
- Если охранник видит огнестрельное оружие, направленное на другого человека, он может стрелять без предупреждения. С данным пунктом следует быть очень аккуратным, ведь существует множество моделей пневматического или сувенирного оружия (его называют ещё охолощённым) которое по внешнему виду не отличается от боевых аналогов (охолощённое оружие изготавливают на базе боевых образцов, лишая их возможности стрелять);
- Нападение на охранника или другого человека с использованием холодного оружия или другого предмета, которым можно лишить жизни. В этом случае также стоит трезво оценивать ситуацию, возможно расстояние между преступником и жертвой достаточно велико и применение стрелкового оружия не является необходимым;
- Если преступник начинает душить охранника путём сдавливания горла;
- При выталкивании на ходу из автомобиля или другого движущего транспорта также допускается стрельба без предупреждения;
- Если злоумышленник направил транспорт на человека, и существует опасность того, что он погибнет;
- Попытка нападающего отобрать огнестрельное оружие может быть остановлено стрельбой без предупреждения.
Кроме этого, существует ещё множество внештатных ситуаций, при которых применение стрелкового оружия без предупреждения является оправданным. Например, попытки утопления, сожжения и тому подобные ситуации.
Случаи, когда существует опасность наступления тяжких последствий из-за промедлений, бывают различные. Только профессионализм охранника может определить реальную степень опасности. Например, если преступник приготовился к броску гранаты или самодельного взрывного устройства, следует незамедлительно открыть огонь.
Разбойное нападение на охраняемое имущество
Под нападением на имущество следует понимать нападение на охранника с целью завладения охраняемым имуществом. Действия, которые связаны с завладением чужого имущества, путём вооружённого нападения, квалифицируются как разбой, поэтому сотрудник охраны имеет право применять огнестрельное оружие для защиты своей жизни и здоровья.
Более сложный вариант – это кража имущества, когда преступники пытаются незаметно от охранника похитить вверенное ему имущество. В этом случае применение огнестрельного оружия зависит от конкретной ситуации. Не стоит стрелять в любого постороннего человека на охраняемом объекте, возможно, что это случайный прохожий, который заблудился или пьяный.
Существует один нюанс, касающийся предупредительных выстрелов в воздух. Если охранник выстрелит, не имея права открывать огонь на поражение, психологическая составляющая будет конечно высока и преступник сразу образумится, а вот действия охранника в этом случае подпадают под статью административного кодекса (стрельба в непредназначенных для этого местах), и за это предусмотрен денежный штраф.
Не стоит забывать, что статус частного охранника действует лишь во время его дежурства. В свободное от работы время охранник является обычным человеком, и все его действия с применением оружия подпадают под статьи закона «Об оружии», применяемом к обычным гражданам.
Применение оружия для защиты своего дома и имущества
В качестве огнестрельного оружия для обороны вашей квартиры или частного дома можно выбрать два варианта:
- Травматическое оружие;
- Охотничье оружие.
Если с первым вариантом всё более или менее понятно, то второй нужно рассмотреть более подробно. Так как в России множество охотников, глупо было бы им покупать для защиты своего имущества ещё и травматический пистолет. Тем более, что убойная сила гладкоствольного ружья не идёт ни в какое сравнение с мощностью травматического оружия.
Лучшим вариантом использования ружья при защите от грабителей будет вариант бескровный. Постарайтесь просто держать преступника на мушке до приезда полиции. Можно для демонстрации своей серьёзности выстрелить поверх его головы (так и полиция приедет быстрее, и соседей разбудите). Если преступник ведёт себя непредсказуемо и пытается бежать или ждёт момента, чтобы напасть на вас, лучше позволить ему уйти, чем стрелять на поражение. Это убережёт вас от проблем с превышением мер необходимой самообороны.
Применение стрелкового оружия в России – тема достаточно скользкая. Гражданским лицам рекомендуется применять огнестрел лишь в самых крайних случаях, когда угроза жизни очевидна.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.