Применение физической силы фз о полиции тест. Предлагается краткий обзор спецсредств сотрудников полиции
Беликин В.В.,
д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Грищенко Л.Л.,
д.ю.н., профессор,
профессор кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России
Косиковский А.Р.,
к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России
Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия.
Закон «О полиции» определяет основные положения применения специальных средств и огнестрельного оружия, применяемых сотрудниками органов внутренних дел для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств.
Специальные средства - это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных Законом,технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.
Исторический опыт применения специальных средств в современной России свидетельствует о том, что впервые термин «специальные средства», стал использоваться в законодательных актах еще бывшего СССР в 1978 г .
Конкретный перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731. Этим же Постановлением утверждены Правила применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел .
Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации разрешено осуществлять опытную эксплуатацию не предусмотренных перечнем специальных средств, прошедших приемочные испытания либо состоящих на вооружении государственных военизированных организаций Российской Федерации или правоохранительных органов иностранных государств.
Обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации специальными средствами, порядок выдачи, применения, учета, хранения, транспортирования и уничтожения специальных средств, а также сроки проведения их опытной эксплуатации определяются министром внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоят следующие специальные средства:
- палки специальные резиновые (ПР-73, ПР-89, ПР-90, ПР-Тонфа, ПР-Таран и др.);
- ручные газовые гранаты «Черемуха-6», «Черемуха-12» и их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами «Черемуха-7», «Сирень-7», аэрозольная упаковка «Черемуха-10», ранцевый жидкостной аппарат, пистолет газовый с боеприпасами;
- наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);
- светозвуковые средства отвлекающего воздействия (светошумовые гранаты «Заря», «Факел», изделие «Гном», светошумовое устройство «Пламя»);
- средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»);
- электрошоковые устройства;
- средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун»);
- водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40);
- бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП);
- специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина);
- сторожевые, караульные, розыскные и патрульные служебные собаки разных пород;
- служебные лошади.
Огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда .
Огнестрельное оружие в мире появилось более 600 лет назад. Уже в XIV в. первые стреляющие трубки использовались как вспомогательные средства, дополняющие лук и арбалет. На Руси создание и использование ручного огнестрельного оружия относится к началу XV в. .
Огнестрельное оружие, практически сразу с появлением его в армии, принималось на вооружение полицейских подразделений. При этом, в подразделениях полиции на вооружение принималось исключительно стрелковое оружие, которое активно применялось еще для поддержания внутреннего порядка во многих странах мира.
С развитием средств вооруженной борьбы развивались и средства для полицейских сил. В настоящее время можно говорить о разноплановом вооружении, специальных средствах и иных средствах обеспечения правоохранительной деятельности, находящихся на вооружении полиции всего мира и, в частности, в Российской Федерации. Его применение, так же как и применение физической силы, является важнейшей составляющей обеспечения оперативно-служебной деятельности современной полиции.
Огнестрельное оружие сочетает в себе средства непосредственного поражения (снаряд, пуля) и средства метания их к цели (пулемет, винтовка и др.). Кроме того, огнестрельное оружие может иметь механизмы запирания, ударный, выбрасывающий, подачи патронов и др., прицельное приспособление для наводки оружия в цель и приспособление для удобства пользования им и придания ему устойчивого положения во время стрельбы (приклад, сошка, станок). Оно подразделяется на две главные группы: артиллерийское и стрелковое оружие .
К артиллерийскому оружию относятся: пушки, гаубицы, минометы и др., которые предназначены для действия по противнику, находящемуся на дальних расстояниях или в укрытиях .
К стрелковому оружию относятся: автоматы, карабины, винтовки, пулеметы, пистолеты, пистолеты-пулеметы и др., предназначенные для поражения открыто расположенной живой силы противника .
Стрелковое оружие подразделяется на индивидуальное и групповое. Оно обладает большой скорострельностью, хорошей меткостью и кучностью стрельбы, достаточной убойной силой пули. Вес и размер этого оружия дают возможность успешно применять его в населенных пунктах, лесах, горах, траншеях .
Огнестрельным оружием является штатное огнестрельное оружие, находящееся на вооружении сотрудников полиции. К таковому относятся: травматическое оружие; огнестрельное оружие индивидуального пользования (пистолеты, автоматы, винтовки и т.д.); специальное огнестрельное оружие (пулеметы, минометы, вооружение на боевой технике) .
Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, определена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1980 года, утвердившей Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие .
Упоминание о применении специальных средств и различного рода оружия для поддержания внутреннего порядка впервые встречаются в истории древнего Египта . В истории других государств мы так же находим немало примеров использования полицейскими структурами различных средств для поддержания порядка.
Современное применение сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) предусмотрено федеральными конституционными законами Российской Федерации: «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и федеральными законами Российской Федерации: «О полиции», «О внутренних войсках МВД Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др.
Данные законы Российской Федерации базируются на основных нормативно-правовых установках международного гуманитарного права и, в частности, «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» , «Венской декларации о преступности и правосудии» и т.д.
Основные положения вышеназванных документов в самом обобщенном виде можно свести следующим образом:
- угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка должна рассматриваться как угроза стабильности общества;
- должностные лица по поддержанию правопорядка играют исключительно важную роль в защите права человека на жизнь, свободу и безопасность;
- должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей при надлежащем уважении прав человека.
Основанием для применения специальных средств и огнестрельного оружия, являются условия, при которых не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам . Например, применение огнестрельного оружия при ликвидации преступников оказывающих вооруженное сопротивление.
Пределами применения специальных средств и огнестрельного оружия являются законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции .
П. 3 ст. 18 ФЗ «О полиции» позволяет сотрудникам полиции в ряде случаев, при отсутствии у них необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, использовать любые подручные средства и даже оружие, не состоящее на вооружении полиции, например, спортивное, охотничье, наградное. В законе дается исчерпывающий перечень этих случаев. Это состояние необходимой обороны, крайней необходимости и задержание лица, совершившего преступление.
Согласно ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Необходимая оборона - это правомерная защита личности и прав сотрудника полиции, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу.
Согласно ст. 39 УК РФ состояние крайней необходимости характеризуется тем, что для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, причиняется вред, если эта опасность не могла быть устранена иначе, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
Крайняя необходимость - это одно из правомерных средств предотвращения опасности, грозящей ущербом личности, ее правам и интересам, а также охраняемым законом интересам общества или государства.
Крайняя необходимость заключается в причинении вреда правоохраняемым интересам для предотвращения неотвратимого в данных условиях иными средствами большего вреда, угрожающего личности, обществу, государству.
В ч. 2 ст. 39 УК дано понятие превышения пределов крайней необходимости. Такое превышение имеет место, если умышленно причиняется вред, явно не соответствующий характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Характер опасности определяется ценностью общественных отношений, которым грозил вред, а степень опасности выражается в ее интенсивности, продолжительности воздействия. Так, здоровью людей, уцелевших после землетрясения, грозит отсутствие жилья, еды и питья. В такой ситуации вполне допустимо изъять со склада одеяла, воду и продукты питания.
Практика свидетельствует, что для осуществления профессиональных действий сотрудником полиции в состоянии необходимой обороны, условиях крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, он обязан квалифицированно выполнить свои функциональные обязанности в соответствии с требованиями руководящих документов по профессиональной подготовке. В этой связи сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Если сотрудник полиции превышает полномочия при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, то он несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. 105 «Убийство», ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 3 ст. 213 «Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» УК РФ. В зависимости от обстоятельств дела такие действия могут быть также квалифицированы по ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта», ст. 117 «Истязание». Если указанные деяния имели место в ходе совершения иных преступлений против личности, собственности и т. п., то необходима квалификация по совокупности преступлений.
Умышленное нарушение установленных законом оснований и порядка применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении специальных средств или огнестрельного оружия, когда им применение специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость», ст. 40 УК РФ «Физическое или психическое принуждение», ст. 41 «Обоснованный риск», ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения».
Список литературы.
1. О чрезвычайном положении: ФКЗ РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ // Российская газета от 2 июня 2001 г., № 105 (2717); О военном положении: ФКЗ РФ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Российская газета от 2 февраля 2002 г.; О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28; О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: ФЗ РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (принят ГД РФ 25 декабря 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, № 75, 8 апреля 2011; О противодействии терроризму: ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ, 2006, № 32; О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (принят ГД РФ 21 июня 1995 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Об утвер-ждении наставления по физической подготовке сотрудников органов внут-ренних дел: Приказ МВД России от 29 июня 1996 г. № 412.
2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28.
3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 ап-реля 2011 № 75.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ) // «Российская газета», от 11.03.201 1 № 51.
5. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века: принята на Десятом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Вена, 10-17 апреля 2000 г.
6. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 октября 1980 года № 3093, Женева.
7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией № 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990.
8. Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств: Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 731. // СЗ РФ, 2001, № 44.
9. Об утверждении Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на автомобилях и мотоциклах МВД СССР: Приказ МВД СССР от 11сентября 1978 года № 260.
10. Брагин С.В., Мороз С.В. Специальные средства МВД России: Учебное пособие. - Калининград: КВИ ФПС РФ, 2009.
11. Оружие мира. / ред. Группа: Г. Лемигова, А. Русакова, С. Кузнецов. - М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010.
12. Пистолеты и револьверы мира/ Ф.К. Бабак. - М.: АСТ; СПб.: Поли-гон, 2005. 640 с.: ил.
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 18 Закона о Полиции
1. Исходя из содержания ч. 1 комментируемой статьи, сотрудники полиции, работающие в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. ст. 43 - 47 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
2. В соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел по месту службы вправе применить физическую силу лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого:
Для пресечения совершаемого им правонарушения;
Для преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
3. Применить физическую силу они вправе, только когда ненасильственные способы решения проблемы не дали положительного результата.
4. Статья 45 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закрепляет основания применения сотрудниками изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел специальных средств и их видов. Специальные средства в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел могут быть применены при наличии данных о необходимости:
Отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и (или) иных лиц;
Пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей;
Пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также других сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка;
Освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;
Пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел или из-под конвоя;
Пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред окружающим;
Пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред себе.
5. В ч. 3 комментируемой статьи законодатель определил, в какой степени обстоятельства, исключающие преступность деяния, предусмотренные гл. 8 УК РФ, распространяются на деятельность сотрудников полиции.
6. Основные характеристики таких понятий, как необходимая оборона и задержание преступника, нами уже были охарактеризованы в комментарии к ст. ст. 6 и 20 настоящего Федерального закона. Осталось пояснить, что собой представляют понятия о крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения.
7. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) - это состояние, в котором может находиться сотрудник полиции, когда он причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей себе лично или же другой личности, собственным правам или правам иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, когда эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости.
8. Причем превышением пределов крайней необходимости считается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Так же как и в случае с причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление, такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Если при необходимой обороне сотрудник полиции может причинить более значительный вред, чем вред от самого преступления, то при крайней необходимости нельзя причинять даже равный вред. При крайней необходимости, которая обычно реализуется при стихийных бедствиях (пожарах, землетрясениях и т.п.), сотрудник полиции в целях предотвращения большего вреда может причинить меньший вред.
9. В комментируемом Федеральном законе ничего об этом не сказано. Между тем следует иметь в виду, что УК РФ предусмотрены и иные, помимо перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи, обстоятельства, исключающие преступность деяния. Так, в соответствии с правилами, установленными ст. 40 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности также лицо, причинившее вред охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).
10. Применение же психического принуждения к лицу, сохранившему возможность руководить своими действиями, при отсутствии необходимых признаков крайней необходимости в соответствии с ч. 2 ст. 40 УК РФ не освобождает такое лицо от уголовной ответственности.
Судебная практика по статье 18 Закона о Полиции:
-
Решение Верховного суда: Определение N 72-АПУ15-34, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 18 Закона). В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление...
-
Решение Верховного суда: Определение N 47-АПУ17-12, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
Делу. В соответствии с выпиской из приказа МУ МВД России «Оренбургское» № 266 л\с от 31 мая 2016 года, Н назначен на должность младшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против собственности отдела уголовного розыска. Согласно ст. 18 Федерального закона «О полиции», сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим законом, в том числе при задержании лица, совершившего преступление...
1. Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, а также боеприпасов, состоящих на вооружении полиции, устанавливается:
а) Президентом Российской Федерации;
б) Правительством Российской Федерации;
в) Министром внутренних дел Российской Федерации;
г) Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
2. Что должен сделать сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:
а) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить о своем намерении;
б) разъяснить ему причину и основания применения мер принуждения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;
в) убедиться в нежелании гражданина выполнять его законные требования;
г) сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения его законных требований.
3. Каким способом сотрудник полиции обязан предупредить лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:
б) подать сигнал свистком;
в) сделать любой жест рукой;
г) Федеральный закон «О полиции» не определяет способ предупреждения лица, в отношении которого предполагается применение указанных мер.
4. В каком случае сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:
а) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни гражданина или сотрудника полиции;
б) если промедление в их применении может повлечь иные тяжкие последствия;
в) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу здоровью гражданина или сотрудника полиции;
г) во всех перечисленных случаях.
Имеет ли право сотрудник полиции применить специальные средства для пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если мероприятия носят ненасильственный характер, не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций
а) да, если нарушен установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
б) да, имеет право пресекать любые незаконные мероприятия с массовым пребыванием людей;
в) нет, применение специальных средств в указанной ситуации запрещено;
г) нет, только для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
6. В каких случаях сотрудник полиции имеет право на применение средств принудительной остановки транспорта:
а) в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
б) при необходимости использования транспортного средства в служебных целях;
в) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке.
7. Для отражения нападения сотрудник полиции вправе использовать любые подручные средства, независимо от того, есть ли у него необходимые специальные средства или огнестрельное оружие:
а) да, имеет право с учетом того, чтобы используемые подручные средства не нанесли чрезмерный вред жизни, здоровью и имуществу граждан;
б) имеет право только при отсутствии у сотрудника полиции необходимых специальных средств или огнестрельного оружия;
в) да, имеет право, если позволяет складывающаяся оперативная обстановка;
г) Федеральным законом «О полиции» такое право для сотрудников полиции не установлено.
8. Какие виды специальных средств могут применяться сотрудником полиции только при наличии соответствующего допуска, полученного в установленном порядке:
а) светошоковые устройства;
б) световые и акустические специальные средства, средства разрушения преград;
в) средства принудительной остановки транспорта;
г) средства сковывания движения.
9. Какой сотрудник полиции имеет право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград:
а) сотрудник полиции, успешно прошедший периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств;
б) сотрудник полиции, имеющий служебное удостоверение установленного образца;
в) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск;
г) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке документ, подтверждающий прохождение им обучения по соответствующим учебным программам.
10. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:
а) направляется на дополнительное обучение, по завершении которого повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
б) привлекается к дисциплинарной ответственности и повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
в) подлежит увольнению из органов внутренних дел по служебному несоответствию;
г) подлежит аттестации на соответствие замещаемой должности, а до вынесения решения комиссии - отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
11. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение специальных средств или огнестрельного оружия, предупреждает об этом:
а) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает порядок действий в данном случае;
б) сотрудник полиции, который приготовил специальные средства или огнестрельное оружие к применению;
в) один из сотрудников полиции, входящий в состав подразделения (группы);
г) руководитель подразделения (старший группы)/
12. В каких случаях сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:
а) если их применение выполняется по команде руководителя подразделения (старшего группы), в составе которого (которой) действует сотрудник полиции;
б) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;
в) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает такие случаи
г) если их применение не создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо не может повлечь другие тяжкие последствия;
13. Какие действия должен выполнить сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в случаях, когда такие действия являются обязательными:
а) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает порядок таких предварительных действий;
б) предупредить лица (лицо), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о своих намерениях и законных требованиях;
в) сообщить лицам (лицу), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих законных требований;
г) предоставить лицам (лицу), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, минимально необходимое время для выполнения своих законных требований.
14. Что должен учитывать сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:
а) создавшуюся обстановку;
б) характер и степень опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие;
в) характер и силу оказываемого ими сопротивления;
г) все перечисленное.
15. Какие действия обязан выполнить сотрудник полиции в отношении гражданина, получившего телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:
а) незамедлительно доложить своему непосредственному начальнику (руководителю подразделения, старшему группы) об обстоятельствах произошедшего и пострадавших, в последующем действовать согласно полученным командам (приказам, поручениям);
б) вызвать соответствующую экстренную медицинскую службу, незамедлительно доложить дежурному по органу внутренних дел об обстоятельствах произошедшего, пострадавших и принятых мерах, в последующем действовать, согласно складывающейся ситуации;
в) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает особые требования для таких действий;
г) оказать первую помощь, а также принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок.
16. Обязан ли сотрудник полиции уведомить близких родственников или иных близких лиц гражданина, которому причинены телесные повреждения в результате применения данным сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:
а) да, обязан уведомлять, в случае, когда в результате применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия пострадавший скончался;
б) да, обязан уведомить в возможно короткий срок, но не более 24 часов с момента причинения телесных повреждений гражданину;
в) да, обязан уведомить в кратчайший срок, но не более 4 часов;
г) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает каких-либо обязательных предписаний для сотрудников полиции, применивших физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие на законных основаниях
17. Обязан ли сотрудник полиции уведомить прокурора о причинении гражданину ранения либо наступлении его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:
а) нет, не обязан уведомлять, за исключением случаев, когда в результате применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия пострадавший скончался;
б) да, обязан уведомить в течение 2 часов с момента наступления одного из указанных последствий;
в) да, обязан уведомить в течение 24 часов с момента наступления одного из указанных последствий;
г) да, обязан уведомить, если последствия наступили в результате превышения сотрудником полиции своих полномочий по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
18. О каких случаях сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении физической силы с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов с момента применения указанных мер:
а) Федеральный закон «О полиции» не ограничивает каким-либо образом действия сотрудника полиции после применения им физической силы на законных основаниях;
б) после каждого случая применения физической силы, независимо от того причинен ли вред здоровью гражданина, а также материальный ущерб гражданину или организации;
в) после каждого случая применения физической силы, кроме случаев, когда причинен легкий вред здоровью гражданина либо малозначительный материальный ущерб гражданину или организации;
г) о каждом случае применения физической силы, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации.
19. О каких случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов:
а) о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия, независимо от того причинен вред здоровью гражданина либо материальный ущерб гражданину или организации;
б) только о случаях одновременного применения специальных средств и огнестрельного оружия;
в) только о случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия в отношении лиц, совершивших преступление;
г) только о случаях причинения ранения или наступления смерти нескольких лиц, ставших результатом применения специальных средств или огнестрельного оружия.
20. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства:
а) во всех случаях, когда законом «О полиции» разрешено применение физической силы;
б) во всех случаях, когда законом «О полиции» разрешено применение огнестрельного оружия;
в) в отношении женщин, несовершеннолетних, лиц с явными признаками инвалидности, когда законом «О полиции» запрещено применение огнестрельного оружия.
21. В каком из указанных вариантов действий сотруднику полиции разрешено лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей:
а) во всех случаях, за исключением связанных с пресечением преступлений и административных правонарушений;
б) во всех случаях, если они не связаны с доставлением в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержанием этих лиц;
в) во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять специальные средства или огнестрельное оружие;
г) во всех случаях, за исключением вызванных физическим противодействием сотрудникам полиции.
22. Полиция Российской Федерации это:
а) орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска и осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других органов государственного управления;
б) подразделения, организации и службы органов внутренних дел Российской Федерации;
в) система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральным законом;
г) государственный вооруженный орган исполнительной власти.
23. Полиция Российской Федерации не предназначена:
а) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации;
б) для защиты личной, общественной, государственной безопасности;
в) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод иностранных граждан, лиц без гражданства;
г) для противодействия преступности;
д) для охраны общественного порядка, собственности;
6. для обеспечения общественной безопасности.
24. Предназначением полиции является:
а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений;
б) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств с правом применения мер государственного принуждения;
в) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
25. К основным направлениям деятельности полиции не относится:
а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
в) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
г) осуществление оперативно-розыскной деятельности;
д) розыск лиц;
е) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
ж) обеспечение правопорядка в общественных местах;
з) обеспечение безопасности дорожного движения;
и) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
26. К основным направлениям деятельности полиции не относится:
а) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
б) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
в) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
г) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
д) производство предварительного следствия по уголовным делам.
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Положения статьи 18 закона №3-ФЗ используются в следующих статьях:-
О признании утратившими силу отдельных законодательных актов рсфср и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
37) статьи 1 и 18 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235);