Полуавтоматическая система наведения птур. Птур - оружие для поражения танков
Каждая машина - это не только «дитя» своих конструкторов, но и продукт своей страны, своей исторической эпохи. Данное утверждение более чем справедливо для советского истребителя И-5. Здесь смешалось все: противоречия и контрасты, энтузиазм и драматизм, ошибки и успехи, специфика зарождающейся авиапромышленности СССР.
В 1930-х годах И-5 являлся одним из самых массовых истребителей советских ВВС: его численность составляла до 40% самолетного парка истребительной авиации.
История же его началась в 1928 году, когда по ложным обвинениям были арестованы многие ведущие авиационные специалисты СССР. Не обошла эта участь и Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича. Однако, так как других авиаконструкторов такого уровня все равно не было, сложилась довольно абсурдная ситуация - уже осужденным проектировщикам было поручено создание нового боевого самолета!
В таких условиях и был разработан знаменитый истребитель И-5, в соавторстве Поликарпова и Григоровича. В 1930 году проектирование истребителя было закончено, и один за другим на испытания поступили три опытных варианта самолета, одинаковых конструктивно, но отличавшихся двигателями. В дальнейшем, основным рабочим проектом стал вариант с мотором М-22.
И-5, как и большинство истребителей того времени, имел смешанную конструкцию - дерево, стальные трубы, алюминий и полотно. Машина была вооружена двумя пулеметами ПВ-1, а также имела небольшой бомбоотсек, который позже был заменен подкрыльевыми бомбодержателями.
В ЦАГИ зимой 1930–1931 годов прошли статические испытания И-5. Самолет продували в первой советской аэродинамической трубе Т-1-2, которая на тот момент являлась крупнейшей в отрасли установкой и имела две рабочие части. Также в институте проводились испытания самолета на штопор и определения вращательных производных.
Параллельно новый самолет опробовался в НИИ ВВС и проходил войсковые испытания в Киеве. Строевые летчики отмечали его маневренность и легкость в управлении. В итоге, «пятерку» решили внедрить в массовое производство.
Впервые новый истребитель показали публике на воздушном параде в Москве 1 мая 1931 года. А в июле того же года на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе прошел смотр техники, где мастера высшего пилотажа Валерий Чкалов и Александр Анисимов продемонстрировали возможности нового самолета высшему руководству страны. К концу 1933 года И-5 стал самым массовым истребителем ВВС РККА. Самолет строился до конца 1934 года, всего было собрано 803 машины.
В 1935 году в стране появилось новое поколение истребителей, и два года спустя устаревший И-5 начали снимать с вооружения строевых частей. Для него нашлась другая работа - «пятерку» отправили в школы летчиков.
Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех резервов. Стареньким И-5 пришлось вступить в бой, когда они в роли истребителя уже не представляли никакой ценности и не могли конкурировать с авиацией противника. И-5 вылетали как штурмовики и легкие ночные бомбардировщики.
Свой след в истории российской авиации И-5 оставил как первый массовый истребитель отечественной конструкции, на котором проходили подготовку военные летчики времен Великой Отечественной войны. Да и сама «пятерка» сражалась в неравных боях с врагом.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).
Не редко замечаешь, что на том или ином дымоходе есть некий металлический оконечник. Это дефлектор.
По своей сути дефлектор цаги не что иное, как обычная металлическая труба, на которую одет такой же металлический зонт. В свою очередь сама труба одета на дымоход. А вот с какой целью это делается, рассмотрим чуть ниже.
Предназначение
Итак, дефлектор цаги предназначен для увеличения тяги дымоходной или вентиляционной системы. Принцип действия его следующий: из законов физики известно, что более нагретый воздух легче, чем холодный. Если воздух нагревается снизу, то сверху на него начинает давить непрогретый, так как его масса больше, соответственно, теплый поток поднимается вверх. На этом основана обычная дымоходная система, то есть дым, как более нагретый воздух, самотеком поднимается вверх. Однако ему препятствует более холодный воздух, так как дымоход является замкнутой системой. Так вот, чтобы уменьшить это давление холодного воздуха, то есть снизить противодействие, устанавливается дефлектор, который рассекает воздушный поток, устанавливая тем самым над дымоходной или вентиляционной трубой область низкого давления (область разряжения). Это, естественно, усиливает тягу.
Усиление тяги способствует тому, что кпд того устройства, которое лежит в основе, например, если мы рассматриваем дымоход, то это может быть печь, увеличивается на 20 процентов. Это означает, что процесс горения будет гораздо лучшим без использования дополнительного количества горючих веществ.
Из всего этого можно сделать вывод, что дефлектор цаги предназначен только для увеличения тяги. Однако есть особая группа подобных устройств. Речь идет о ротационных изделиях. Суть их заключается в том, что центральная часть вращается, что создает еще большую разреженность воздуха вокруг, соответственно, и тяга увеличивается.
Такие дефлекторы служат еще и для принудительной вентиляции, отвода газов и паров из помещения.
Применение
Итак, стоит немного подробнее остановиться на сферах применения дефлекторов цаги:
- Как уже было сказано, это усиление вытяжки;
- Предотвращение появления такого эффекта, как обратная тяга, то есть когда давление внешнего воздуха становится намного больше и дым вместе с ним поступает обратно внутрь по дымоходу;
- Защита дымохода или системы вентиляции от попадания в нее атмосферных осадков.
Конструкция изделия
Если планируется сделать дефлектор цаги своими руками, то не лишним будет рассмотреть его конструкцию, то есть установить все отдельные части, из которых он состоит:
- Нижний цилиндр или патрубок. Он будет крепиться к окончанию воздуховода вентиляционной системы или окончанию трубы дымоходного канала;
- Диффузор. Эта часть представлена расширенным конусом, который идет от патрубка к верхней части изделия;
- Патрубок или обечайка. Это внешняя часть устройства;
- Колпак или верхний конус. Та часть, которая крепится сверху всей конструкции и защищает вентиляционную или дымоходную системы от попадания в них осадков;
- Ножки для крепления колпака;
- Кронштейны для крепления всего устройства.
Сразу надо сказать, что все эти элементы изготавливаются своими руками из оцинкованной жести или нержавеющей стали. Эти материалы можно найти в листовом виде во всех строительных магазинах.
Самостоятельное изготовление
Итак, чтобы своими руками сделать дефлектор цаги необходимо заранее произвести его расчет.
Для этого следует знать некоторые технические характеристики, которыми могут обладать подобные устройства:
- Форма дефлектора;
- Материал изготовления;
- Размеры дефлектора;
- Его тип.
Поскольку с типом мы определились – это устройство цаги, описанной выше конструкции, остается определиться со всеми остальными параметрами будущего дефлектора, сделанного своими руками.
Итак, начинается расчет с установления нужной формы. Здесь все просто. Форма дефлектора напрямую зависит от формы той трубы, на которую его изготавливают.
Дальше определяемся с материалом. Тут тоже все должно быть понятно, так как оптимальные материалы для работы своими руками были предложены выше.
Следующим шагом необходимо определить размеры дефлектора. Они, как и форма, напрямую зависят от размеров дымохода или трубы вентиляционной системы.
Чтобы упростить расчет, из таблицы можно взять все нужные размеры:
Размеры дефлектора цаги
№ | внутренний диаметр,мм (d) | высота дефлектора, мм (H) | ширина диффузора, мм (D) |
---|---|---|---|
1 | 120 | 144 | 240 |
2 | 140 | 168 | 280 |
3 | 200 | 240 | 400 |
4 | 400 | 480 | 800 |
5 | 500 | 600 | 1000 |
В этой таблице приведены размеры, обозначение которых можно увидеть на следующем изображении:
Поскольку в таблице представлены далеко не все возможные варианты размеров, то проводя расчет, в рассмотрение следует взять следующие правила:
- Оптимальной высотой для изделия считается та, которая вписывается в интервал от 1,6 до 1,7 от d;
- Ширина диффузора должна лежать в пределах от 1,2 до 1,3 d;
- Ширина защитного колпака – от 1,7 до любого удобного значения от d.
Итак, когда расчет сделан, то можно приступить к проектированию. Чертежи для себя лучше выполнять в большом масштабе.
Если опыта работы с металлом нет, и нет уверенности в правильности всех расчетов, то лучше тренироваться в изготовлении на картоне. Сперва из него вырезаются все детали. А уже потом эти детали, как клише, накладываются на лист металла и вырезаются.
Что касается скрепления деталей между собой или отдельных частей в деталях, то делать это можно при помощи болтов с гайками или же клепок.
Все операции с металлом лучше производить при помощи болгарки или ножниц по металлу. При этом не стоит забывать и про технику безопасности – работать необходимо только в перчатках и защитных очках.
Советский истребитель И-5 / Фто: airwar.ru
Каждая машина - это не только «дитя» своих конструкторов, но и продукт своей страны, своей исторической эпохи. Данное утверждение более чем справедливо для советского истребителя И-5. Здесь смешалось все: противоречия и контрасты, энтузиазм и драматизм, ошибки и успехи, специфика зарождающейся авиапромышленности СССР.
В 1930-х годах И-5 являлся одним из самых массовых истребителей советских ВВС: его численность составляла до 40% самолетного парка истребительной авиации.
История же его началась в 1928 году, когда по ложным обвинениям были арестованы многие ведущие авиационные специалисты СССР. Не обошла эта участь и Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича. Однако, так как других авиаконструкторов такого уровня все равно не было, сложилась довольно абсурдная ситуация - уже осужденным проектировщикам было поручено создание нового боевого самолета!
В таких условиях и был разработан знаменитый истребитель И-5, в соавторстве Поликарпова и Григоровича. В 1930 году проектирование истребителя было закончено, и один за другим на испытания поступили три опытных варианта самолета, одинаковых конструктивно, но отличавшихся двигателями. В дальнейшем, основным рабочим проектом стал вариант с мотором М-22.
И-5, как и большинство истребителей того времени, имел смешанную конструкцию - дерево, стальные трубы, алюминий и полотно. Машина была вооружена двумя пулеметами ПВ-1, а также имела небольшой бомбоотсек, который позже был заменен подкрыльевыми бомбодержателями.
Испытание модели истребителя И-5 на штопор в аэродинамической трубе ЦАГИ / Фото: tsagi.ru
(ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского)
Краткая информация
Ведущая научная организация России, проводящая широкий комплекс исследований и разработок в области аэродинамики летательных аппаратов и их силовых установок, механики полета и систем управления самолётов, обеспечения надёжности, прочности и долговечности конструкций, проблем создания гиперзвуковых летательных аппаратов, вертолетов, авиационно-космических систем, скоростных сверхзвуковых пассажирских самолетов, в области развития ключевых информационных технологий, экспериментальной и вычислительной базы, методов и средств экспериментальных исследований.
Основан (создан)
Институт основан в 1918 году. Имеет награды: орден Трудового Красного Знамени (1926 г.), орден Красного Знамени (1933 г.), орден Ленина (1945 г.), орден Октябрьской Революции (1971 г.). Благодарность Президента РФ (1998 г.). В 1994 г. институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации, сохраненный по настоящее время соответствующими нормативными актами Правительства Российской Федерации (1997 г., 2000 г., 2002 г., 2004 г., 2007 г., 2009 г., 2011г., 2013 г.).
Работа по приоритетным направлениям и критическим технологиям развития науки, технологий и техники
Участвует в реализации шести приоритетных направлений «Безопасность и противодействие терроризму», «Индустрия наносистем», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники», «Транспортные и космические системы», «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» и шести критических технологий.
Участие в реализации технологических платформ
Координатор в реализации технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии».
Инновационные проекты
Создание инновационных продуктов ориентировано, в первую очередь, на достижение национальных приоритетов Российской Федерации в сфере авиационной и авиационно-космической техники и соответствующих технологий. Дополнительно к этому инновационная деятельность ЦАГИ проводится по ряду направлений деятельности в интересах других высокотехнологичных отраслях промышленности.
Результаты исследований ФГУП ЦАГИ находят широкое применение в смежных отраслях промышленности, таких, как энергетика, горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, транспорт, бытовая техника, строительство и городское хозяйство.
Среди технологий, созданных в рамках ЦАГИ, реализуемых в высокотехнологичных отраслях Российской Федерации:
1. Технология создания трубопроводной арматуры и ее элементов, эксплуатируемых при высоких и сверхвысоких давлениях. Технология высокоэффективна в агрегатах пневмо-, гидро-, топливных систем, насосах, компрессорах, мультипликаторах давления и ином сопутствующем оборудовании различного промышленного назначения в т.ч. двигателестроении. По своим техническим характеристикам и возможностям они превосходят известные отечественные и зарубежные аналоги.
2. Технология высокопроизводительного высокоскоростного фрезерования на современных обрабатывающих центрах с ЧПУ при изготовлении деталей и формообразующей технологической оснастки. Использование новых физических принципов резания на современном станочном оборудовании с ЧПУ с передовым режущим инструментом, лежащих в основе технологии, позволяет в 5–10 раз повысить производительность механической обработки.
3. Технология компактных вентиляторов, обладающих малыми осевыми размерами и высокой энергетической эффективностью. Технология способствует повышению эффективности моторных отсеков транспортных средств, систем кондиционирования и жизнеобеспечения, плотность компоновки вентиляционных отсеков позволяет снизить уровень шума по сравнению с ранее существующими образцами за счет высокой энергетической эффективности, уменьшения габаритов в 1,5–2,5 раза, высокой устойчивости к влиянию загромождения потока.
Исследовательская опытно-экспериментальная база
Комплекс аэродинамических труб и газодинамических установок дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростей потока, стендов статической и динамической прочности, подвижных и неподвижных пилотажных стендов и стендов систем управления, теплопрочностных и акустических камер, двигательных и компрессорных стендов, стендов авиационной акустики и др.
Патенты, свидетельства
249 патентов и свидетельств.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками
Сотрудников - 4181, в том числе 9 членов-корреспондентов РАН, 86 докторов наук, 290 кандидатов наук.
Наличие Соглашений с высшими учебными заведениями
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) МАИ, Московский Физико-технический институт (государственный университет) Факультет аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П. Королева, Московский политехнический университет.
Базовые кафедры, научные школы
Функционируют 5 базовых кафедр в МФТИ, 1 базовая кафедра в МАИ, 5 базовых кафедр в филиале «Стрела МАИ».
Основные партнеры
Сотрудничество с институтами РАН (ИВТ РАН и др.), ГНЦ РФ (ВИАМ, ГосНИИАС, ЦИАМ и др.), СибНИА, ЦНИИ Машиностроения и др., предприятиями авиационной промышленности (ОАК, ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», РСК «МиГ», ОАО ОКБ «Сухого», ОАО «Туполев», ОКБ им. А.С. Яковлева», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ОАО «Камов» и др.).
Международное научно-техническое сотрудничество
Сотрудничает более чем с 50 ведущими зарубежными аэрокосмическими фирмами Boeing, Lockheed Martin, EADS, General Electric, Embraer, Airbus, Snecma, Dassault Aviation, BAE Systems, и др. ведущими мировыми научно-исследовательскими центрами - NASA, ONERA, DLR, NLR, CIRA, CAE, CARDC, NAL, KIST, организациями Украины, Прибалтики и др.
Учёными и инженерами компании под руководством главного конструктора Харальда Вольфа (а затем графа Гельмута фон Зборовского) в инициативном порядке был проведен ряд фундаментальных исследований и научно-исследовательских работ с тактико-техническим обоснованием практической военной необходимости и технико-экономическим обоснованием экономической целесообразности серийного производства управляемых по проводам оперённых противотанковых ракет, согласно выводам которых ПТУР поможет значительно увеличить:
- Вероятность поражения танков и тяжёлой бронетехники противника на расстояниях, не доступных имеющимся средствам поражения;
- Эффективную дальность стрельбы , соответственно чему сделает возможным танковый бой на большом расстоянии;
- Живучесть немецких войск и боевой техники, находящихся на безопасном удалении от предельной досягаемости эффективного огня противника.
В 1941 году ими в рамках заводских испытаний был проведен ряд опытно-конструкторских работ , которые показали, что перечисленных целей можно достичь, успешно решив задачу гарантированного поражения тяжёлой бронетехники противника на значительно большем расстоянии при уже существующем уровне развития технологий производства ракетного топлива и ракетных двигателей (к слову, химики BMW за время войны синтезировали в лабораториях и испытали стендовым способом с разным успехом более трёх тысяч различных сортов ракетного топлива) с применением технологии управления по проводам . Внедрению разработок BMW на практику и постановке их на вооружение помешали события военно-политического характера .
Поскольку ко времени предполагаемого начала государственных испытаний разработанных ракет, началась кампания на Восточном фронте , успех немецких войск был столь ошеломляющим, а темпы наступления столь стремительными, что представителям армейского командования любые непонятные им идеи развития вооружения и военной техники были совершенно безынтересны (это касалось не только ракет, но и электронно-вычислительной техники , и многих других достижений немецких учёных), а военные чиновники из Управления вооружений сухопутных сил и Имперского министерства вооружений , отвечавшие за внедрение в войска перспективных разработок , даже не посчитали нужным рассматривать столь несвоевременно поданную заявку, - партийно-государственный аппарат и чиновники из числа членов НСДАП были одним из первых препятствий на пути к внедрению в жизнь военных инноваций . Кроме того, у целого ряда танковых асов немецких Панцерваффе личный боевой счёт шёл на десятки и сотни подбитых танков противника (абсолютный рекордсмен - Курт Книспель со счётом превышающим полторы сотни танков).
Таким образом, логику имперских чиновников по вопросам вооружения понять не сложно: они не видели причин ставить под сомнение боевую эффективность немецких танковых пушек , а равно и других уже имеющихся и доступных в большом количестве противотанковых средств , - в этом не существовало насущной практической необходимости . Немаловажную роль сыграл личностный фактор, выражавшийся в личных противоречиях тогдашнего Рейхсминистра вооружения и боеприпасов Фрица Тодта и Генерального директора BMW Франца Йозефа Поппа (нем. ) , поскольку последний, в отличие от Фердинанда Порше , Вилли Мессершмитта и Эрнста Хейнкеля , не входил в число фаворитов фюрера , а потому не обладал такой же самостоятельностью в принятии решений и влиятельностью в ведомственных кулуарах: Министерство вооружений всячески препятствовало руководству BMW осуществлять собственную программу разработки ракетного оружия и техники, и прямо указало, чтобы те не занимались отвлечёнными исследованиями, - роль головной организации в программе разработки немецких пехотных тактических ракет была отведена металлургической компании Ruhrstahl (нем. ) с гораздо более скромными наработками на этом поприще и куда меньшим штатом научных работников для успешной их разработки.
Вопрос о дальнейшем создании управляемых противотанковых ракет был отложен на несколько лет. Работы в этом направлении активизировались только с переходом немецких войск к обороне по всем фронтам, но если в начале 1940-х годов это могло быть сделано сравнительно быстро и без излишней волокиты, то в 1943-1944 годах имперским чиновникам было просто не до того, перед ними стояли более насущные вопросы обеспечения армии бронебойными противотанковыми снарядами , гранатами , фаустпатронами и другими боеприпасами, изготавливавшихся немецкой промышленностью миллионами штук, с учётом средних показателей производства танков советской и американской промышленностью (70 и 46 танков в день соответственно), тратить время на дорогие и неопробованные единичные экземпляры управляемого вооружения никто не собирался, кроме того в этом отношении действовало личное распоряжение фюрера , запретившего расход казённых средств на какие-либо отвлечённые исследования, если они не гарантировали осязаемого результата в течение полугодичного срока с момента начала разработки.
Так или иначе, после того как пост рейхсминистра вооружения занял Альберт Шпеер , работы в этом направлении возобновились, но уже только в лабораториях Ruhrstahl и двух других металлургических компаний (Rheinmetall-Borsig), в то время как BMW была отведена только задача проектирования и изготовления ракетных двигателей. Фактически заказы на серийное производство ПТУР были размещены только в 1944 году, на заводах названных компаний .
Первые серийные образцы
- Готовыми к боевому применению предсерийными или серийными образцами ПТУР Вермахт располагал уже к концу лета 1943 года;
- Речь шла не о единичных экспериментальных запусках заводскими испытателями, а о полевых войсковых испытаниях военнослужащими определённых образцов вооружения;
- Войсковые испытания проходили на переднем крае , в условиях интенсивных высокоманевренных боевых действий , а не в условиях позиционной войны ;
- Пусковые установки первых немецких ПТУР были достаточно компактными для размещения в окопах и маскировки при помощи подручных средств;
- Срабатывание боевой части при контакте с поверхностью обстреливаемой цели приводило к практически безальтернативному уничтожению бронированной цели с разлётом на фрагменты (количество рикошетов и случаев несрабатывания БЧ, промахов и нештатных ситуаций, а равно и вообще какой-либо учёт и статистика случаев применения немцами ПТУР в открытой советской военной печати не приводились, только общее описание очевидцами наблюдаемых явлений и своих впечатлений от увиденного).
Первое широкомасштабное боевое применение
Впервые после Второй мировой войны, ПТУР SS.10 французского производства (Nord Aviation) были применены в боевых действиях в Египте в 1956 году. ПТУР 9К11 «Малютка» (производства СССР) поставлялись вооружённым силам ОАР перед Третьей арабо-израильской войной в 1967 году . В то же время необходимость ручного наведения ракет вплоть до попадания в цель привела к росту потерь среди операторов - израильские танкисты и пехота активно обстреливали из пулемётно-пушечного вооружения место предполагаемого пуска ПТУР, в случае ранения или смерти оператора ракета теряла управляемость и начинала закладывать витки по спирали, по всё более увеличивающейся с каждым оборотом амплитуде, в результате через две-три секунды утыкалась в землю или уходила в небо. Эта проблема отчасти компенсировалась возможностью выноса позиции оператора со станцией наведения на удаление до ста метров и более от стартовых позиций ракет благодаря компактным переносным катушкам с кабелем, разматывавшимся при необходимости на требуемую длину, что существенно усложняло для противостоящей стороны задачу нейтрализации операторов ракет.
Противотанковые ракеты для ствольных систем
В США в 1950-е годы велись работы по созданию противотанковых управляемых реактивных снарядов для стрельбы из пехотных ствольных систем безоткатного типа (поскольку развитие неуправляемых боеприпасов уже достигло к тому времени своего предела в части эффективной дальности стрельбы). Руководство указанными проектами взял на себя Фрэнкфордский арсенал в Филадельфии , Пенсильвания (за все остальные проекты противотанковых ракет, запускаемых с направляющих, из пусковой трубы или танковой пушки отвечал Редстоунский арсенал в Хантсвилле , Алабама), практическая реализация пошла по двум основным направлениям - 1) «Гэп» (англ. GAP, бэкр. от guided antitank projectile ) - наведение на маршевом и терминальном участках траектории полёта снаряда, 2) «Ти-си-пи» (англ. TCP, terminally corrected projectile ) - наведение только на терминальном участке траектории полёта снаряда . Ряд образцов вооружения, созданных в рамках указанных программ и реализующих принципы наведения по проводам («Сайдкик »), радиокомандного наведения («Шиллейла») и полуактивного самонаведения с радиолокационной подсветкой цели («Полкэт »), успешно прошёл испытания и изготавливался опытными партиями, но до крупносерийного производства дело не дошло.
Кроме того, сначала в США, а затем в СССР были разработаны комплексы управляемого вооружения танков и боевых машин со ствольным вооружением (КУВ или КУВТ), представляющие собой оперённый противотанковый управляемый снаряд (в габаритах обычного танкового снаряда), запускаемый из танковой пушки и сопряжённый с соответствующей системой управления. Аппаратура управления такой ПТУР интегрирована в прицельный комплекс танка. Американские комплексы (англ. Combat Vehicle Weapon System ) с самого начала их разработки, то есть с конца 1950-х гг., применяли радиокомандную систему наведения, советские комплексы с момента начала разработки и до середины 1970-х гг. реализовали систему наведения по проводам. Как американские, так и советские КУВТ позволяли применять танковую пушку по её основному назначению, то есть для стрельбы обыкновенными бронебойными или осколочно-фугасными снарядами, что существенно и качественно повышало огневые возможности танка в сравнении с боевыми машинами, оснащёнными ПТУР, запускаемыми с наружных направляющих.
В СССР, а затем России, основными разработчиками противотанковых ракетных комплексов являются Тульское КБ Приборостроения и Коломенское КБ Машиностроения .
Перспективы развития
Перспективы развития ПТУР связаны с переходом к системам «выстрелил - забыл » (с головками самонаведения), повышению помехозащищённости канала управления, поражению бронетехники в наименее защищённые части (тонкая верхняя броня), установки тандемных БЧ (для преодоления динамической защиты), использованию шасси с пусковой установкой на мачте.
Классификация
ПТУР можно классифицировать:
По типу системы наведения
- наводимые оператором (с командной системой наведения)
- самонаводящиеся
- управляемые по проводам
- управляемые по лазерному лучу
- управляемые по радиоканалу
- ручной: оператор «пилотирует» ракету до попадания в цель;
- полуавтоматический: оператор в прицеле сопровождает цель, аппаратура автоматически отслеживает полёт ракеты (обычно по хвостовому трассеру) и вырабатывает необходимые управляющие команды для неё;
- автоматический: ракета самостоятельно наводится на заданную цель.
- переносные
- носимые оператором в одиночку
- переносимые расчётом
- в разобранном виде
- в собранном виде, готовые к боевому применению
- буксируемые
- самоходные
- интегрированные
- съёмные боевые модули
- перевозимые в кузове или на платформе
- авиационные
- вертолётные
- самолётные
- беспилотных летательных аппаратов;
Выделяют следующие поколения развития ПТУР:
- Первое поколение (отслеживание как цели, так и самой ракеты) - полностью ручное управление (MCLOS - manual command to line of sight): оператор (чаще всего - джойстиком) управлял полетом ракеты по проводам вплоть до попадания в цель. При этом, чтобы избежать контакта провисающих проводов с помехами, требуется находится в прямой видимости цели и выше возможных помех (напр. травы или крон деревьев) в течение всего длительного времени полета ракеты (до 30 сек), что снижает защищенность оператора от ответного огня. ПТУР первого поколения (SS-10, «Малютка», Nord SS.10) требовали высокой квалификации операторов, управление осуществлялось по проводам, однако благодаря относительной компактности и высокой эффективности ПТУР привели к возрождению и новому расцвету узкоспециализированных «истребителей танков» - вертолётов, лёгких бронемашин и внедорожников .
- Второе поколение (отслеживание цели) - так называемое SACLOS (англ. Semi-automatic command to line of sight ; полуавтоматическое управление) требовало от оператора только удержания прицельной марки на цели, полетом же ракеты управляла автоматика, посылая команды управления на ракету по проводам, радиоканалу или лучу лазера . Однако по прежнему в процессе полета оператор должен был оставаться неподвижным, и управление по проводам вынуждало планировать траекторию полета ракеты в стороне от возможных помех. Такие ракеты запускались, как правило, с доминирующей высоты, когда цель находится ниже уровня оператора. Представители: «Конкурс » и Hellfire I ; поколение 2+ - «Корнет ».
- Третье поколение (самонаведение) - реализует принцип «выстрелил и забыл »: после выстрела оператор не скован в перемещениях . Наведение осуществляется либо по подсвету лазерным лучом со стороны, либо ПТУР снабжается ИК , АРГСН или ПРГСН миллиметрового диапазона. Эти ракеты не требуют сопровождения оператором в полёте, однако они менее устойчивы к помехам, чем первые поколения (MCLOS и SACLOS). Представители: Javelin (США), Spike (Израиль), LAHAT (Израиль), PARS 3 LR (Германия), Nag (Индия), Хунцзянь-12 (Китай).
- Четвёртое поколение (самозапуск) - перспективные полностью автономные роботизированные боевые системы , в которых человек-оператор отсутствует как звено. Программно-аппаратные комплексы позволяют им самостоятельно обнаружить, распознать, идентифицировать и принять решение на обстрел цели. На данный момент находятся в стадии разработки и испытаний с разным успехом в разных странах.
Варианты и носители
ПТУР и пусковая аппаратура обычно выполняются в нескольких вариантах:
- переносной комплекс с ракетой запускаемой
- из контейнера
- с направляющей
- со ствола безоткатного пускового устройства
- из пусковой трубы
- со станка-треноги
- с плеча
- установка на шасси автомобиля, БТР /БМП ;
- установка на вертолёты и самолёты.
Ракета при этом используется одна и та же, варьируется тип и вес пусковой установки и средств наведения.
В современных условиях в качестве носителей ПТУР рассматриваются также беспилотный самолёт , например, MQ-1 Predator способен нести и применять ПТУР AGM-114 Hellfire .
Средства и способы защиты
При движении ракеты (использующей наведение по лучу лазера) может потребоваться, чтобы хотя бы на конечном этапе траектории, луч был направлен прямо на цель. Облучение цели может позволить противнику использовать средства защиты. Например, на танке «Тип 99» установлено ослепляющее лазерное оружие . Оно определяет направление излучения, и посылает в его сторону мощный световой импульс, способный ослепить систему наведения и/или пилота. Танк принимал участие в широкомасштабных учениях сухопутных войск .
Комментарии
- Нередко встречается выражение противотанковый управляемый реактивный снаряд (ПТУРС), которое однако не тождественно противотанковой управляемой ракете, поскольку является только одной из её разновидностей, а именно ПТУР ствольного запуска.
- Которое, в свою очередь, было приобретено BMW в июне 1939 года у Siemens .
- Харальд Вольф возглавлял подразделение разработки ракет на начальном этапе после вхождения его в структуру BMW, вскоре его сменил на посту граф Гельмут фон Зборовский, который руководил подразделением разработки ракет в BMW до самого конца войны, а после войны перебрался во Францию и участвовал во французской ракетной программе, сотрудничал с двигателестроительной компанией SNECMA и ракетостроительным подразделением Nord Aviation.
- Сам К. Э. Циолковский свои теоретические наработки подразделял на «космические ракеты» для вывода полезной нагрузки в космическое пространство и «земные ракеты» как сверхскоростное современное транспортное средство рельсового подвижного состава . При этом, ни те, ни другие, он не предполагал к использованию в качестве средств поражения .
- Изредка слово «ракета» могло употребляться в специализированной военной печати применительно к иностранным разработкам в данной сфере, как правило, как переводной термин, а также в историческом контексте . БСЭ первого издания (1941) содержит следующее определение ракеты: «В настоящее время ракеты используются в военном деле как средство сигнализации».
- См., в частности мемуары В. И. Чуйкова , на тот момент командующего 8-й гвардейской армией , о Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции (фрагмент книги «Гвардейцы Сталинграда идут на запад»): «Здесь впервые я увидел, как противник применил против наших танков противотанковые торпеды, которые запускались из окопов и управлялись по проводам. От удара торпеды танк разрывался на огромные куски металла, которые разлетались на 10-20 метров. Тяжело было нам смотреть на гибель танков, пока наша артиллерия не нанесла сильный огневой удар по танкам и окопам противника». Заполучить новые образцы вооружения красноармейцам не удалось, в описываемом случае они были уничтожены массированным огнём советской артиллерии. Процитированный эпизод приводится в нескольких изданиях данной книги.
- Небезынтересно будет отметить, что к 1965 году Nord Aviation превратилась в мирового лидера производства и реализации ПТУР на международном рынке вооружения и практически в монополиста их производства среди стран капиталистического мира - 80% арсеналов ПТУР капиталистических стран и их сателлитов составляли французские ракеты SS.10 , SS.11 , SS.12 и ENTAC, которых к тому времени было произведено в общей сложности около 250 тыс. единиц, и в дополнение к которым на выставке вооружения и военной техники в ходе 26-го Парижского международного авиасалона в 10-21 июня 1965 года были презентованы совместные франко-германские HOT и Milan .
Примечания
- Военный энциклопедический словарь. / Под ред. С. Ф. Ахромеева , ИВИМО СССР . - 2-е изд. - М.: Воениздат , 1986. - С. 598 - 863 с.
- Артиллерия // Энциклопедия «Кругосвет ».
- Lehmann, Jörn . Einhundert Jahre Heidekrautbahn: eine Liebenwalder Sicht . - Berlin: ERS-Verlag, 2001. - S. 57 - 95 s. - (Liebenwalder Heimathefte; 4) - ISBN 3-928577-40-9 .
- Zborowski, H. von ; Brunoy, S. ; Brunoy, O. BMW-Developments. // . - P. 297-324.
- Backofen, Joseph E. Shaped Charges Versus Armor-Part II . // Armor : The Magazine of Mobile Warfare. - Fort Knox, KY: U.S. Army Armor Center, September-October 1980. - Vol. 89 - No. 5 - P. 20.
- Gatland, Kenneth William . Development of the Guided Missile . - L.: Iliffe & Sons, 1954. - P. 24, 270-271 - 292 p.