Нарисуй хвоинки показав особенности их формы. Строение хвои и шишек
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Что такое хвоинки?»
УМК «Школа России»
Цель: формирование представления о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.
Задачи:
научить различать лиственные и хвойные деревья;
научить описывать дерево по плану;
определять деревья с помощью атласа-определителя;
Ход урока
I. Организационный момент.
– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.
II. Актуализация знаний.
– На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?
– Как по листьям можно определить деревья?
Чем различаются листья разных деревьев?
Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы?
На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.
III. Мотивация учебной деятельности
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. Но сначала отгадайте загадки.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? А что же растет на их ветках? Иголки называют хвоинками. Но что такое хвоинки? Об этом мы сегодня узнаем на уроке.
IV. Открытие нового знания.
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)
На экране – изображения сосны и ели.
– Всем вам хорошо известны эти деревья. А какого они цвета?Всегда ли они зелёные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хво я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. А как вы думаете почему ветви сосны подняты высоко от земли? Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
“Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
“Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради.
– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.
Физкультминутка.
Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
Название дерева.
Лиственное или хвойное.
Общий вид, расположение веток.
Особенности хвоинок.
Особенности шишек.
Заслушивают 2–3 описания.
– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница.
Я предлагаю нам познакомиться с другими хвойными деревьями выполнив практическую работу.
На экране изображены разные хвойные деревья. Внимательно рассмотрите их. С помощью атласа – определителя найдите названия этих растений. (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта).
Скажите, что общего у всех этих веточек? (У них почти у всех иголки, кроме одной). А чем отличаются веточки? (У одних иголки длинные, у других короткие и колючие. А одна веточка совсем голая или с желтоватыми иголками). Рассмотрите шишки. Нужно найти шишку каждого растения.
V. Рефлексия учебной деятельности.
– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Откроем тетрадь на странице 19 и выполним задание 1. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверти работы.
Тема урока: «Что такое хвоинки?»
Цели и задачи урока:
познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, атлас – определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи!
II. Актуализация знаний.
а) – На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?
– Как по листьям можно определить деревья?
Чем различаются листья разных деревьев?
Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы?
На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.
Игра “ С какого дерева листок?”.
Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.
б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.
На экране с помощью видеопроектора проводится тест “Что это за листья?”.
III. Мотивация учебной деятельности
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. Но сначала отгадайте загадки.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? А что же растет на их ветках?
Вопрос нашего урока – что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают. )
IV. Открытие нового знания.
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)
На экране – изображения сосны и ели.
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хво я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.
Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.
Физкультминутка.
Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
Название дерева.
Лиственное или хвойное.
Общий вид, расположение веток.
Особенности хвоинок.
Особенности шишек.
Заслушивают 2–3 описания.
– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
V. Рефлексия учебной деятельности.
– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 31.
Главные особенности хвойных — шишки и иголки, их наличием хвойные деревья отличаются от лиственных. Хвойные леса – один из трех типов лесов, присутствующих на нашей планете. Воздух в этих лесах является самым целебным, поэтому рядом с хвойными дубравами часто возводят санатории и профилактории для людей с заболеваниями легких. Научно доказано, что вдыхая воздух хвойных лесов, можно поправить свое здоровье и получить заряд бодрости на длительное время.
Хвойные деревья растут повсюду - и в сибирской тайге, и на побережье Средиземного моря, и в горах, и на далеких островах. Вместо листьев у них иголки - хвоя, которая постепенно заменяется новой. Поэтому почти все хвойные деревья являются вечнозелеными. Прежде чем купить хвойные деревья немало важно знать об их особенностях. Одна из особенностей хвойных — у этих деревьев нет цветов, где могли бы вырасти семена. Свои семечки они прячут в шишках, представляющих собой видоизмененные побеги, которые вырастают на концах веток. Сначала зеленые и нежные, а затем покрываются чешуйками и отвердевают. Форма у них самая разнообразная.
Хвойные деревья: ели, пихты, лиственницы и сосны
Главная особенность такого хвойного дерева, как ель — возникновение молодых побегов-клонов из корней погибшего дерева. Благодаря этому оно вырастает вновь. В Швеции, в Национальном парке Фулу-фьеллет, находится экземпляр, который непрерывно самостоятельно клонировался в течение более 9550 лет. Этот организм считается старейшим на нашей планете. Интересный факт об этом хвойном дереве — ель способна дожить до 300 лет и ее возраст узнать нетрудно. Ведь ветки на ней растут ярусами. Первый ярус появляется, когда дереву 4-5 лет. А затем каждый год добавляется по одному этажу, и по ним можно определить, сколько лет елке.
Наряду с зелеными пихтами существуют и белые. Особенность этого хвойного растения – наличие на иголках белых полосок. В отличие от других хвойных деревьев, у пихты шишки растут вверх, а хвоя плоская.
В отличие от других хвойных деревьев, лиственница сбрасывает хвою одновременно, как листву.
Хвоинки у сосны обыкновенной расположены по две в пучке (мутовке). В искусстве бонсай пропорции маленького деревца соответствуют его большому прототипу в природе. Интересный факт об этом хвойном — сосну можно вырастить и дома, только она будет маленькой. Искусство выращивания маленьких копий больших деревьев развито в Японии и Китае и называется «бонсай». Деревья становятся небольшими благодаря постоянным подрезкам и другим специальным методам.
Кедр или сосна? Интересные факты о кедре и сосне
Кедром называют различные хвойные деревья. Самый настоящий гималайский кедр растет в Ливане, на склонах Гималаев, на высоте до 3600 м. Так все же, как правильно – кедр или сосна? Дело в том, что сибирский кедр является одним из видов сосны. Его научное название - сосна сибирская. В России произрастает три вида кедровой сосны: сибирский кедр, корейский кедр и кедровый стланик, или кедрач. Так что кедровые орешки на самом деле - сосновые!
Кедровые орешки - это, строго говоря, семечки. Они не только вкусные, но и очень полезные. Из этих орешков делают ценное масло. Представьте, сколько труда приходится приложить, чтобы собрать кедровые шишки, очистить их, достать орешки и выжать из них масло.
Семена легкие, и поэтому свободно переносятся ветром. Интересный факт об этом хвойном растении: семенами сибирской сосны являются кедровые орешки. Ее шишки слишком тяжелые и просто падают на землю. Однако под тенью старых деревьев молодые кедры не могут вырасти. На помощь им приходит птичка-кедровка. Она ловко вылущивает орешки из шишек, часть съедает, а несколько штук уносит с собой в клювике и прячет в свою кладовку - укромное местечко среди мхов. Подобных тайников у кедровки несколько, и не ко всем она потом возвращается. Забытые орешки так и зимуют под снегом, а весной прорастают. Благодаря скромной птичке и распространяются по тайге могучие кедры.
Ливанский кедр служит человеку с глубокой древности. Именно из этого дерева строили свои корабли финикийские мореходы. Интересный факт о кедре – это дерево является национальным символом Ливана (наследника древней Финикии). Кедр изображен на гербе и флаге, а высшая награда этой страны - Национальный орден Кедра. На севере Ливана, в горах, располагается Божественный кедровый лес, который признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интересные факты о кипарисе и его история
История кипариса – самая древняя из всех хвойных деревьев. Растения такого рода росли уже несколько десятков миллионов лет назад. Одним из интересных фактов о кипарисе является то, что его иголки можно заметить только у молодых растений, а взрослые деревья и кустарники имеют листья - мелкие, похожие на чешуйки, со свободной верхней частью. Кипарисы растут в теплых краях - на побережьях Средиземного и Черного морей, в Гималаях, на юге Китая, в Северной Америке и даже в оазисах Сахары.
В Средиземноморье очень распространен кипарис вечнозеленый. У этого дерева раскидистая крона, но с помощью селекции был создан кипарис пирамидальный с кроной, устремленной ввысь. Такие деревья могут достигать 52 м. Во многих городах и в сельской местности на юге Италии высаживают целые кипарисовые аллеи. А в одном городе действует закон, который гласит, что каждый, кто хочет построить дом, должен посадить кипарис.
Древесина кипарисов мягкая и легкая, ее не поражает грибок, а запах отпугивает насекомых.
В ней много смолы, и поэтому она хорошо сохраняется. Древние египтяне делали саркофаги именно из кипариса, а с помощью кипарисового масла бальзамировали мумии. Существует также легенда, согласно которой Ноев ковчег был построен из кипариса.
Самым высоким деревом в Азии считается кашмирский кипарис. Его родиной являются север Индии и Бутан в Гималаях. Это очень красивое дерево, которое часто сажают во дворах. В природе оно растет очень быстро и может достигать 45 м.
1. Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте (с. 36—37) лесные зоны. Распределите работу: пусть один из вас закрасит зону тайги, другой — зону смешанных и широколиственных лесов. Для подбора цве-та можете воспользоваться приведённым ниже «ключом». По окончании работы проверьте друг друга.
Дома закончи нанесение лесных зон на контурную карту. Какая зона, расположенная между тундрой и тай-гой, осталась незакрашенной? Закрась её.
2. Выполните задания для работы в группах.
1) Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруйте рисунки.
2) Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки.
Проверьте себя по рисунку учебника.
3) На этом рисунке «спрятались» 7 животных тайги. Найдите их и назовите. Составьте список животных, ко-торых вам удалось отыскать на рисунке.
Проверьте себя по рисунку учебника.
3. В атласе-определителе «От земли до неба» про-читай о хвойных деревьях (с. 32). Обрати внимание на различия их хвои. Нарисуй хвоинки, показав особенно-сти их формы и расположения на веточках (поодиночке, парами, пучками).
4. В книге «Зелёные страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон (по своему выбору). Запиши 1—2 интересных факта.
Когда береза появляется на свет, кора ее дерева темная, а с годами светлеет. Это единственное дерево с белой корой в нашей стране.
Узнай, что показалось интересным другим ребятам. Обсудите полученную информацию.
5. Составь схему цепи питания, характерной для тайги. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических свя-зях в зоне тайги.
Трава - косуля - рысь.
6. По заданию учебника (с. 102) нарисуй, как ты представляешь себе разные леса.
С помощью этих рисунков объясни (устно) различия тайги, смешанных и широколиственных лесов.
7. Здесь можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 102).
Тема сообщения:
План сообщения:
1) Кто такие полевки?
2) Местообитание, питание.
3) Главные враги полевок.
Важная информация для сообщения:
К полёвкам относятся мелкие мышеобразные грызуны с длиной тела 7—50 см. Хвост всегда короче тела — 2-15 см. Весят полёвковые от 15 г до 4 кг. Внешне они напоминают мышей или крыс, однако в большинстве случаев хорошо отличающиеся от них небольшой мордочкой, короткими ушами и хвостом. Окраска верха обычно однотонная — серая или буроватая. Коренные зубы у большинства видов без корней, постоянно растущие, реже с корнями (у большинства вымерших); на их жевательной поверхности — чередующиеся треугольные петли. Зубов у них 16.
Источник (источники) информации:
Цели и задачи урока:
- познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
- содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, атлас– определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Дети хором говорят стихотворение:
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте. )
II. Актуализация знаний.
а) – На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья? )
– Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист. ) Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом. ) Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза , тополь, клен американский, вяз, черемуха, ива, дикая яблоня. ) А какие кустарники? (Сирень, бузина красная, шиповник. )
На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.
Игра “ С какого дерева листок?”.
Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.
б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.
На экране с помощью видеопроектора проводится тест “Что это за листья?”.
III. Мотивация учебной деятельности
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев. ) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)
Вопрос нашего урока – что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают. )
IV. Открытие нового знания.
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)
На экране – изображения сосны и ели.
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хво я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок– скок– скок!
Да на беленький снежок.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.Практическая работа.
Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки али и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.
Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.
Физкультминутка.
Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
- Название дерева.
- Лиственное или хвойное.
- Общий вид, расположение веток.
- Особенности хвоинок.
- Особенности шишек.
Заслушивают 2–3 описания.
– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.– Послушаем отрывки из проектных работ “Моя малая Родина”. Заслушиваются 3 отрывка-сообщения о лесах Бурятии, о сосне, ели, лиственнице, кедре.
V. Рефлексия учебной деятельности.
– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 31.
Учитель дает задание на самопроверку. (Тест на экране с видеопроектора. ) После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывают на доске, и показывает оценку.
Дополнительный материал.
Бурятия – край гор и тайги. Где бы ты не находился на территории нашей республики, тебя окружают горы и холмы, покрытые зелеными лесами.
В лесах много сосны, кедра и лиственницы.
Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из ее плодов можно сварить вкусную кашу.
Лиственница – ценное твердое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниет в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, черная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зеленой хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растет быстрее и выше всех деревьев.
Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни 500 -850 лет. Хвоя у кедра растет пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи вкусные и очень полезные.
Самоанализ урока по предмету “Окружающий мир” в 1 Г классе учителя Габдуллиной И. Г.
Тема урока : Что такое хвоинки?
Учебно-воспитательные цели и задачи урока:
1) познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
2) содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод); 3) содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.
Урок проходил в 1 Г классе. В классе 30 учащихся, 15 мальчиков и 15 девочек. В начале года психологом школы был проведен диагностико– прогностический скрининг по выявлению готовности к школьному обучению. В результате данного скрининга были выделены 3 группы учащихся по уровню психического развития детей. К первой группе (высокая возрастная норма) относятся 3 детей из класса. Во вторую группу (“стабильная середина”) входят 16 учащихся. К третьей группе (“Группа риска”) можно отнести 11 учащихся класса.
Тип урока: урок введения нового знания. Это 10-ый урок в разделе “Что и кто?”.
Материал урока был подобран с учетом знаний, полученными учащимися ранее на предыдущих уроках окружающего мира, чтения (дети читают по слогам названия деревьев), математики (считают количество деревьев). Цели урока ставились с учетом типа урока и программного материала.
Первый этап урока – самоопределение к деятельности (организационный момент). Его цель: включение учащихся в деятельность на личностно– значимом уровне, создание положительной эмоциональной направленности. Использован следующий прием: высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи (дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте).
Второй этап урока – актуализация знаний. Его цель: повторение изученного материала.
С помощью фронтального опроса, игры “С какого дерева листок?” и видеотеста выявлялась степень усвоения пройденного материала по теме “Что это за листья?”.
Третий этап урока – мотивация учебной деятельности, постановка учебной задачи. Его цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы еще не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить(“Что такое хвоинки?”). Здесь использован метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока.
Четвертый этап урока – открытие нового знания. Его цель: решение задачи, поставленной в начале урока. Используемый метод – диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию нового знания. Здесь проводится групповая практическая работа, включающая изучение веток, хвоинок и шишек хвойных деревьев (рассматривание, анализ, сравнение). С целью закрепления полученных новых знаний проводится самостоятельная работа в рабочей тетради. По окончании ее дети работают в парах – проверяют работы друг друга. В результате, на основании приобретенных знаний, дети устно дают описание деревьев по плану, записанному на доске. После этого класс заслушивает дополнительные сведения о хвойных деревьях, произрастающих на территории нашей республики (3 ученика рассказывают небольшие отрывки из своих проектных работ “Моя малая Родина”).
Пятый этап урока – рефлексия учебной деятельности ставит целью осознание своей УД, самооценки результатов деятельности своей и всего класса. Работа проводится в виде фронтальных ответов на вопросы и выполнения видеотеста.
На уроке мною были использованы следующие методы: стимулирования и мотивации учения; перцептивные методы – словесный (объяснение, беседа),наглядный, практический. А также: метод наблюдения, исследования, самообучения (метод открытий), видеометод, эвристической беседы, педагогической поддержки, создания ситуации успеха. Выбор данных форм методов обучения помогал в решении главной задачи урока– учить детей распознавать хвойные деревья по их признакам.
На уроке я использовала фронтальную, групповую, парную формы работы.
Считаю, что на уроке были созданы учебно-материальные, здоровьесберегающие, морально-психологические и временные условия. А также условия для реализации и развития познавательных (общеучебных и логических) УУД – осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности, моделирование. Выбранные мною формы, методы и приемы работы способствовали формированию коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Предполагалось добиваться развития метапредметных результатов: активного использования речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;овладения детьми логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умения классифицировать, устанавливать аналогии и причинно– следственные связи, строить рассуждения; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формировалось умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.