Аксель эрландсон деревья. Живые деревья завязаны узлами в затерянном цирке
Иногда наблюдая за криво растущими деревьями кажется, что ничего сложного нет заставить их расти так как тебе хочется, но всему есть конечно предел. Но вот один человек решил пойти дальше и реализоваться из живых деревьев совершенно фантастические узоры...
Эрландсон принялся за первые эксперименты в 1919 году. Его, проведшего всю юность на ферме, всегда поражало умение природы создавать сложные конструкции из ветвей и стеблей. Поначалу он использовал обычные для садоводов методы обрезки и прививания побегов, чтобы «подтолкнуть» их к росту в нужную сторону. Некоторые композиции создавались благодаря срастанию двух и более стволов, прижатых друг к другу, как, например, изящное дерево-арка (оно же «двуногое дерево»). Со временем мастерство росло, появлялись новые методы работы.
Он экспериментировал с березами, ясенями, вязами, плакучими ивами, создавая из их стволов петли, сердца, винтовые лестницы, зигзаги, кольца, клетки для птиц, башни, рамки для фото и т. д.
Вскоре он понял, что его деревья пользуются популярностью, и решил создать парк «Tree Circus».
Эрландсон никому не раскрывал секрета своей технологии, тщательно защищая от шпионов «рецепт» прививки, которую он делал деревьям
Впрочем, когда Акселя начинали расспрашивать о секретах его деревьев, он лишь отшучивался: «Я просто прошу их об этом» Самыми любимыми «питомцами» в саду Эрландсона были платаны - с ними оказалось легко работать, придавая форму на ранней стадии.
Вскоре после возвращения из заграничной поездки Аксель Эрландсон задумался о создании большого сада-музея. К 1947 году он перенес несколько десятков уже подросших композиций на купленный участок в местечке Скоттс-Велли. Большинству экспонатов к тому моменту было уже несколько десятков лет, и их создатель не торопился сажать новые, ведь шансов закончить работу над ними практически не было. Музей получил название «Древесный цирк» и сразу же привлек толпы любопытных туристов со всей страны.
Арбоскульптура - вид творчества, занимающий долгие годы и требующий большой изощренности, но зато он удивительно долговечен и безвреден как для окружающей среды, так и для материала. Деревья не испытывают никакого дискомфорта и продолжают расти, даже если их «завязать» в узел.
Зеленые кроны живых скульптур Эрландсона - самое лучшее тому доказательство.
После смерти владельца в 1964 году, из древесного цирка пытались сделать другой туристический аттракцион, под названием «Потерянный мир». Но пластиковые динозавры на фоне необычных деревьев вызвали только раздражение посетителей, и вскоре эта идея была забыта. Сами живые скульптуры продолжают стоять, и, очевидно, прекрасно себя чувствуют. Арбоскульптура обрела новых поклонников, и теперь сад Эрландсона не является единственным в своем роде. Но отнять у этого уникального места его историю не сможет уже никто.
Аксель Эрландсон (Axel Erlandson) считается одним из родоначальников арбоскульптуры, то есть искусства создания скульптур на основе живых деревьев. Он родился в 1884 году в семье шведских иммигрантов.
Долгое время занимался выращиванием в Центральной Калифорнии бобовых и зерновых культур. Наблюдая за тем, насколько причудливо в природе способны переплетаться гибкие стебли растений, Эрландсон решил попробовать проделать то же самое с некоторыми деревьями.
В 1919 году при помощи прививок, обрезки и специальных приспособлений ему удалось на основе двух платанов создать свою первую скульптуру.
Вдохновленный успехом, Аксель продолжил эксперименты и постепенно за годы создал целую уникальную в своем роде коллекцию.
Однако вплоть до 1945 года ему и в голову не приходило выставлять свои шедевры на всеобщее обозрение. Аксель, как и его семья, относился к созданию скульптур на основе живых деревьев всего лишь как к семейному развлечению и хобби, а не как к искусству.
Передумать мастера заставили его дочь и жена, вернувшиеся из заграничной поездки. Во время путешествия дамам не раз представлялась возможность убедиться в том, что люди падки на все необычное и готовы за возможность полюбоваться всякими странностями платить большие деньги.
Вняв разумным доводам супруги и дочери, Эрландсон решил организовать под открытым небом сад-музей и название выбрал ему интересное - «Древесный цирк».
Чтобы реализовать свою идею, Акселю понадобились два года. За это время он приобрел небольшой земельный участок в Скоттс-Вэлли на главной дороге между Долиной Санта-Клары и океаном (здесь как раз проходил туристический маршрут), куда пересадил лучшие экземпляры из своего сада. Выращивать новые живые скульптуры Аксель не стал, поскольку процесс их формировки требует очень много времени.
Сад-музей «Древесный цирк» был торжественно открыт в 1947 году.
К наиболее интересным экспонатам музея Эрландсона традиционно относятся:
Дерево-корзина
Композиция создана из шести платанов Sycamores, которые расположены по кругу и привиты друг к другу в 42 различных местах.
Двуногое дерево (дерево-арка)
Четырехногое дерево
При помощи специальных приспособлений Акселю Эрландсону удалось соединить два ствола в одно дерево и получить симпатичную «раскоряку».
Дерево-узел
Дерево-лестница. На формирование дерево-лестницы ушло около 40 лет
Эрландсон посвятил арбоскульптуре всю свою жизнь. Он создал выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом».
Свои секреты он так никому и не раскрыл.
Умер Аксель Эрландсон в 1964 году.
Сад-музей перешел к новому владельцу, который переименовал его на «Потерянный мир». В новом проекте чудо-деревьям отводилась лишь второстепенная роль.
На первом же плане выставлялись пластмассовые фигуры динозавров. Подобные идеи публике не пришлись по вкусу, поэтому хозяева сада неоднократно терпели банкротство.
Оказавшись в парке, где живые деревья перерастают друг в друга, завязываются в узлы и принимают самые невероятные формы, и вправду подумаешь, что попал в какой-то затерянный мир. Но здесь нет ничего фантастического – просто тут поработали художники, которые могут сделать с деревьями всё, что угодно.
Аксель Эрландсон (Axel Erlandson), родился в 1884 году. Он был сыном шведских иммигрантов, поселившихся в Канаде, и жил тем, что выращивал бобовые и зерновые культуры.
Говорят, что именно это занятие, точнее, затейливый вид переплетающихся гибких стеблей вдохновил Эрландсона на эксперименты с деревьями.
Кадры первых лет «Древесного цирка» из семейного архива Эрландсонов (фото с сайта arborsmith.com).
И вправду: если могут гнуться и сплетаться травянистые растения, то почему бы не сделать такое с деревьями? В общем, эта идея показалась ему довольно интересной, и на много лет Аксель увлёкся экспериментами с деревьями, стволам которых во время роста с помощью специальных приспособлений придавал самые разные формы.
Пионер-арборскульптор Аксель Эрландсон под деревом, у которого четыре ствола сливаются в один (фото с сайта arborsmith.com).
Очень долго это оставалось одним из любимых хобби его семьи — до тех пор, пока его жена и дочь в 1945 году не отправились в путешествие, во время которого они поняли, что людей настолько привлекает вид всяких странностей, что они готовы отдавать деньги, лишь бы только посмотреть на них.
Вернувшись домой, они сразу же сказали, что их гнутые деревья могли бы оказаться не менее прибыльным зрелищем.
Аксель моментально загорелся этой идеей, купил небольшую территорию земли в Калифорнии и стал на него пересаживать лучшие деревья из своего сада – выращивать было бы слишком долго — и уже в 1947 году открыл этот необычный сад для обозрения. Название для него было решено выбрать тоже нестандартное – «Древесный цирк» (Tree Circus).
Однажды арборскульптора доктора Криса Кэттла (Chris Cattle) студенты спросили: «Как может творческая энергия содержаться в мебели?». А ответил он им так... (фото с сайтов arborsmith.com и growingvillage.com).
Этому увлечению – и саду около дома, и Цирку – Эрландсон посвятил 40 лет. Он создал просто выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом».
Применение арборскульптурам можно найти где угодно (фото с сайта arborsmith.com).
Но в 1963 году Эрландсон продал Цирк и через год скончался.
Зелёные скульптуры были настолько восхитительны, что они не могли пропасть. Скоро у Цирка появились новые владельцы — Ларри и Пегги Томпсоны (Larry, Peggy Thompson).
Они решили, что место должно быть таким же аттракционом, как и прежде, и изменили его совсем немного: дали ему новое название – «Затерянный мир» (Lost World) — и расставили динозавров из стекловолокна, которые должны были привлекать внимание к удивительному парку.
Разнообразные кресла, стулья, сиденья – отдельная тема (фото с сайта growingvillage.com).
Но, к сожалению, Лари вскоре умер, ещё до того как «Затерянный мир» открылся до посетителей, и Пегги, оставшейся с тремя детьми, пришлось самой несколько лет управляться с парком.
Это успешно удавалось ей несколько лет, но вскоре она захотела парк продать. Проблема вдруг оказалась в том, что покупатель почему-то никак не находился.
Дом-фикус на острове Окинава. Разумеется, возведён безо всяких стройматериалов (фото с сайта arborsmith.com).
Самые крупные проблемы у парка появились в 1984-м, когда начались серьёзные споры о том, можно ли эту территорию считать историческим памятником. Иначе «Затерянному миру» грозило разрушение бульдозерами.
Изяществу некоторых произведений невозможно не удивиться (фото с сайта growingvillage.com).
В 1985 году Майкл Бонфанте (Michael Bonfante), владелец сети бакалейных магазинов Nob Hill Foods , приобрёл и пересадил несколько деревьев для своего развлекательного парка в калифорнийском городе Гилрое.
Сейчас скульптуры из деревьев, или арборскульптуры (от латинского «arbor» — дерево), создаются, в основном, теми же методами, которыми пользовался ещё Аксель Эрландсон.
Например, деревья изгибают, обрезают, прививают, объединяют по нескольку сразу при посадке или с помощью прививки.
Пляшущие человечки. Интересно, в каких монстров они превратятся, когда дерево вырастет через несколько лет (фото с сайта growingvillage.com).
Чем-то арборскульптуры могут напоминать бонсай – из-за тех же методов, например, скручивания или обрезки.
Зато, если продолжать дальше сравнивать, то можно заметить, что древесные произведения не имеют ничего общего с искусством художественной стрижки садов, ведь подстрижка формирует только лишь листву. А скульптуры из деревьев – это, прежде всего, изменение формы ствола.
Сейчас один из самых известных арборскульпторов – Ричард Римс (Richard Reams). В общих чертах, то чем он занимается — это то же самое, что делали его предшественники. Разве что его конструкции выглядят намного разнообразнее.
Символ мира («пацифика», проще говоря). По словам арборскульптора Ричарда Римса, это самая странная скульптура, из тех, что ему когда-либо заказывали (фото с сайта arborsmith.com).
Главная идея, которой руководствуется Ричард, звучит примерно так: «Представь себе тот мир, в котором хотел бы жить, и сделай его сам». Вот так и получаются самые восхитительные арт-неожиданности – вплоть до домов из растущих деревьев.
Поэтому арборскульптурные композиции, скорее, напоминают шпалерник – посадки, которые в результате таких же операций – сращивания, пригибания, обрезки, — превращаются в сплошную живую древесную решётку, покрытую листвой.
Самое интересное, что композиции из деревьев не требуют никакого хитроумного инвентаря, никаких особых технологий. И почему арборскульптурное направление в искусстве и дизайне не появилось ещё в глубокой древности – этот вопрос так и остаётся загадкой...